Гавана — Мексика. Сольный выход

10.04.2019 | 13445 просмотров

Март 2018 года.

Классическая преамбула.

Путешествовать люблю и стараюсь делать это при любой удобной возможности. Как вещает известный трюизм — путешествие возможно единственная вещь, за которую ты платишь, но при этом становишься богаче. Или вот еще — иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. И ставящий цель, для комплекта — если человек в путешествии остается неизменным, это плохое путешествие.

Неплохой опыт классического туризма (с рюкзаками, спальниками, палатками и прочим) сделал меня весьма мобильным и непритязательным к быту — главное, больше видеть: природы, людей, настоящей жизни вокруг. Иметь возможность смотреть на звездное небо, вдыхать ароматы цветущей степи или зачарованно встречать рассвет в горах вместо того, чтобы сидеть в отполированном холле дорогого отеля или чахнуть в клубах дыма в шумном баре. Это и дешевле, и впечатляет больше. Общим термином, тегом, если хотите, я называю это #силапростыхвещей. В этом смысле мне ближе всего концепция известных путешественников ocean2ocean, но до их космического уровня мне пока безнадежно далеко.

Писать я тоже люблю, правда, первичная цель все-таки записать свои ощущения и впечатления, и только вторичная — поделиться с остальными той красотой, что встречается на нашей прекрасной планете. Пишу как физик, поэтому часто присутствуют скепсис, стеб и прямолинейность. В любом случае качественная писанина требует много времени, которого хронически не хватает, но и формат повествования, как у того чукчи, соответственно — что вижу, о том пою пишу. Это важный момент, потому что если вы к такому формату не готовы, то все последующее вам может показаться эгоистичной нудятиной. Не будет энциклопедических вставок или копирования статей из Вики.

Складывая буквы в слова, под стать моменту использую окололитературные обороты, без явной нецензурщины, но совершенно точно не только рафинированный русский из букваря. Использую не из-за недостатка литературного русского, а в дополнении к нему. Это существенная оговорка для лиц с тонкой душевной организацией. Остальным — приятного чтения. Букв будет очень много. Фото, впрочем, тоже немало.

Последние года два-три дополнительно еще монтирую и видеоролики о своих приключениях, снятых на базовую камеру gopro hero+ — ссылка на нарезку самых интересных фрагментов с путешествия будет в конце отчета.

О себе. На момент поездки 37 лет, холост, в состоянии «после сложного поворота в личной жизни». Живу во Владивостоке и люблю его разумным патриотизмом. Работаю руководителем проектов в телекоме. Из прочих навыков — уверенное управление автотранспортом в нескольких странах и вне дорог, неплохая физическая форма, обучен бить в лицо и защищаться, люблю огнестрельное оружие (только кто ж мне его даст) — не останавливался бы на этих подробностях, но Мексика окружающими воспринимается как опасная страна. Беглый повседневный английский, совсем базовый испанский — hablo espanol un poco, ни больше, ни меньше, спасибо четырем месяцам с репетитором и предыдущей поездке в Южную Америку. Совершенно точно мизантроп и зачастую категорично судящий о происходящем. В гендерной честности окружающим видится шовинизм.

И да. Это мой первый отчет на Дроме.

Почему Мексика?

В далеком 2012 году вдвоем с другом прогнали по маршруту Перу — Боливия — остров Пасхи, выбрав целый далекий и загадочный континент исключительно потому, что нас покорили невероятные отчеты из Боливии и потому, что у нас получилось выделить для путешествия 50 дней. Почитать почти законченный отчет можно тут.

Отчет этот, несмотря на его незаконченность, я писал почти год, смакуя каждый пост. Отчет, предлагаемый вашему вниманию сейчас — сборка из постов в социальных сетях, сглаженный в нелитературных оборотах и излишне дерзких оценках, такой выдержки и качественности лишен, увы.

Южная Америка влюбила в себя: артефактами эпохи инков; открытостью и в целом доброжетельностью (за исключением некоторых эпизодов в нищей Боливии, там были свои перекосы — спишем это на то, что в наших светлых лицах могли видеть ненавистных гринго); сравнительно универсальным испанским языком — о, как это круто уметь объясняться не только жестами с местным населением, и как же не хватает этих диалогов, если контакта нет, в той же Монголии мы многого недополучили именно по этой причине; легкостью пути в том смысле, что ничего не надо бронировать — ты просто приезжаешь в любой сравнительно крупный населенный пункт и ищешь хостел (hospedaje, hostal).

Мексика манила как следующая цель — после знакомства с наследием инков хотелось проникнуться наследием майя, так удачно расположенным преимущественно на полуострове Юкатан. С 2014 года я регулярно возвращался к этой цели, пролистывал прикупленный по случаю англоязычный путеводитель Lonely Planet и смотрел на карты и маршруты, пускал слюни на Юкатан. Конфигурация страны походила под кольцевой автопробег примерно на три недели. При возможности я стараюсь выбирать именно формат автопушествия, потому что это дает — нет, не свободу — но максимальную гибкость и маневренность в течение маршрута, оперативность перемещения, сравнительно невысокую стоимость и главное — погружение в среду, в настоящую жизнь страны. При этом автопутешествие вовсе не означает только сидение в авто — можно всегда добавить восхождения, сплавы и прочие аутдор активности. В ожидании Мексики удалось проехаться по Монголии в 2015 году, а так же в 2017 исколесить Армению с Нагорным Карабахом и значительную часть Грузии.

Хорошо ли, плохо ли, но я не умею заниматься рутиной планирования маршрута — читать заранее отчеты, смотреть ключевые точки и продумать места ночевок\стоянок, что-то просматривать и детально прорабатывать. Максимально крупные штрихи — билеты, бронь авто, первая бронь проживания по прилету, путеводитель. Дальше импровизация. В противном случае от монотонности мне сводит скулы и прочие, чуть более интимные части тела. Под такую парадигму исключительно удачно подходят как раз путеводители Lonely planet — как качественный универсальный справочник.

Почему соло? Я давно хотел попробовать этот формат. Из недостатков видится только три — дороже, чем ехать с напарником (а не с «прицепом» — с ним еще дороже), не так безопасно (если опять же в попутчиках мужчина), практически нет возможности к полноценному самостоятельному аутдору. Зато и плюсов может быть масса. Впрочем, резюме по этому вопросу я подведу в конце.

Поздка сложилась, как и все прекрасное, спонтанно. Да, у меня были задуманы две недели мартовского отпуска в горах Хабаровского края — дикий фрирайд со снегоходной заброской и проживанием в отапливаемой «буржуйкой» палатке, но к марту катальный голод обычно падает до нуля, да и в этот год в локации совсем не было снега, поэтому и ехать туда смысла не имело от слова ни разу. Планы реализации проектов традиционно имеют «затишье» на февраль-март, потому что бюджетирование, заказ оборудования и вот это вот все. Умелая аргументация и наличие вменяемого руководителя позволили расширить отпуск аж до 28 дней, с учетом мартовских праздников.

Но настоящим триггером стала женщина. Шерше ля фам, ага.

Мы познакомились в начале февраля. Она улетала одна по маршруту Гавана—Канкун на какую-то неделю раньше. Совместить даты и маршрут мы уже не могли. А не то плакала бы моя соло концепция, да. Гавана как раз появилась потому, что — о, а почему бы и нет! — ну и потому, что прямых билетов Москва—Мехико не было, а Москва—Гавана были, у Аэрофлота, на котором у меня числилось почти достаточно бонусных миль, плюс стык из Владивостока почти ничего не стоил при покупке билета сразу на маршрут Владивосток—Москва—Гавана и обратно. Все эти случайные моменты сложили мозаику настолько удачно, что именно случайная изначально Гавана стала самым эмоциональным и важным моментом всей поездки, но не сама по себе, а благодаря другим, еще более случайным случайностям. Детали будут раскрыты внимательному читателю дальше.

Понимая, что хочу соло, осознавая, что собраться со мной гарантированно никто не сможет, тем не менее, 18 февраля я разместил задорный анонс у себя в Интаграмме и Фейсбуке.

Отпуск!

Ищу попутчика мужского пола, без семейных обязательств — только среди френдов.

09.03 Мск - Гавана. В Гаване — абориген-проводник, с самыми лучшими рекомендациями. Абло еспаньол ун поко и вот это вот все. Начал вспоминать все, что я знаю по-испански. Куба либре!

12.03 Гавана - Мехико. В Мехико проводник — зажигательный неженатый коллега, абориген, проверенный по совместным возлияниям в Шенжене.

13.03 - 30.03. автопробег Мехико - Юкатан - Мехико. Если будем быстро ехать, то и на 1 день в Белиз завернем. Очень укрупненный план-максимум приложен. До 4500 км, 16 дней, 300 км в день в среднем. Скорее всего, Юкатан будет более изрезанным, а возвращаться в Мехико придется либо через Оахаку, либо еще более быстрым путем — без Акапулько.

30.03 - 02.04 — тусовка в Мехико. Все с тем же аборигеном.

02.04 — Мехико - Гавана.

03.04 — домой.

За рулём я, опыт езды по заграницам приличный, машина забронирована. Круто, если штурман хотя бы в картах сможет разбираться и своевременно сообщать о предстоящих поворотах дорожного полотна.

Никаких трекингов (к сожалению), никакого альпинизма (к такому же сожалению), никаких тупняков и батонов — суровая мужская компания, с ранними по необходимости подъёмами, вынужденными внутренними пинками, матами и прочими инструментами внешней мотивации.

Estas listo?

По-доброму завидующих ожидаемо нашлось масса, но соучастнега — нет. В любом случае стоит попробовать, вместо того, чтобы заранее сокрушаться, что это будет безрезультатно.

08.03. Лучшие приключения — это те, которые мы создаём себе сами.

Зима, конечно, спасибо, но мне уже не надо. Посредством внутренней мотивации, вливания антибиотиков и противовирусных препаратов, маминой нетрадиционной медицины и домашнего режима аккурат за день перед вылетом пришел в себя — после 5 дней гриппозной лихорадки с осложнениями, привезенной с Сахалина.

Сборы были удивительно короткими, и то — большую часть заняла подготовка разнообразной техники. Столько времени на сон у меня не остаётся обычно даже при вылете на стандартный зимний Сахалин.

С вечера начавшийся во Владивостоке снег не думал прекращаться и знатно (по меркам Владивостока) замел двор, машину и дороги. Хорошо, что хватило ума обуть валенки — но даже в них набирался снег, пока я чистил свой автосугроб.

Дорога в аэропорт была сложной, но ровно настолько, чтобы почувствовать прелесть зимы, которая в Приморье не случилась (за исключением глубоко отрицательных температур).

С сожалением приходится констатировать, что Владивосток превращается в город унылых автодрочил, последние полгода прямо стремительно. Невозможно ездить — к этим вашим смартфонам добавилась летаргия мозга. Когда уже разрешат применять карательное электричество, да с дистанционной активацией?

На Ботаническом саду внезапно был остановлен доблестной ГИБДД, последовало обескураживающее актуальностью предложение — проехать на КНД. Пришлось показывать заключение врача, перечень применяемых препаратов, сами препараты, вены, билеты, даже инстаграмм, сука, с последним постом под капельницей. Нет, вы плохо выглядите. Да вашу ж мать, я не на конкурс красоты собрался так-то. И вообще, второй день с нормальной температурой и без лихорадки. Вдобавок с потерей тех самых 3 кг, которые даже бокс не мог согнать.

15 показавшихся бесконечными минут унылых диалогов — и меня все-таки отпустили. Если бы этого не случилось, то билет в Москву бы сгорал (это был последний рейс за день), и на завтрашний рейс из Москвы на Кубу я бы гарантированно не успел ни при каком раскладе.

Дальше домчал по плану, и, несмотря на погоду и ГИБДД, вся дорога заняла 50 минут.

В ожидании посадки и в процессе нее поздравлял всех самых главных женщин моей жизни с международным женским днем.

Не знаю, почему все так не любят авиакомпанию «Россия». Да, не работает мультимедиа система совсем, да, обеды похуже, но некритично. Перелет не был разительно хуже, чем если бы я попал на борт Аэрофлота. За 9 часов полета традиционно успел почитать — как мнущего мозг словно пластилин Пелевина, так и путеводитель по Мексике. Ну и план первых трёх дней перемещения на авто нарисовался. С Юкатаном, конечно, сложнее, запутанная логистика. Организм ещё и поспал впрок. На запад лететь одно удовольствие — бесконечно длинный день, за который все успеваешь.

А в Москве было на удивление ясно и солнечно.

Потусил с родными, пожамкал племяшку и разместился на ночлег в гостинице по-соседству — чтобы не подвергать малышку риску заражения. Завтрашний подъем запланирован на 4:45.

Отличное 8 марта получилось. Клара Цеткин и Роза Люксембург — не важно, за что вы боролись на самом деле, но все равно спасибо.

09.03. «И завидовать тем, кто здоровался за руку с Че».

Короткую ночь перед вылетом спал в постоянных опасениях, что неправильно завел будильник, или он — как недавно на Сахалине — не сработает. Поэтому по местному времени встал в 4:20, закинулся колесами и, не найдя администратора гостиницы, покинул ее втихаря.

Май браза домчал до аэропорта Шереметьево, быстрая регистрация, граница — и этот приятный запах предстоящего путешествия.

Вы замечали, насколько другой вкус у кофе, когда рядом лежит посадочный билет на международный рейс?

Перелет был адовым. Орущие дети, китайцы, вьетнамцы, на все про все 12,5 часов. Мощно выручили новые наушники, неожиданно выигранные на внутрикорпоративном конкурсе. Как ни странно, но в этом балагане удалось посмотреть два фильма, снова почитать путеводитель и Пелевина, поспать и даже не насытиться желанием убивать, хотя сидящий персонально за мной вьетнамец, мне подмышку, постоянно не вмещался на своем кресле и потому пинал спинку моего.

Получение багажа показалось затянутым, заполнение декларации, которая полагалась при ввозе более 5000 usd наличными, все равно потребовалось, хотя бывалые русские тетки в очереди на паспортный контроль и отрицали необходимость этой бумаги.

На такси удалось сэкономить, доехать всего за 10 cuc, потому что в зале прилета меня нашли dos turistos rusos и мы поехали втроем за тот же самый прайс в 30 cuc, причем я сходу кое-что вспомнил по-испански и договорился с таксистом за всех.

Дальше, непросто поселившись, встретился с кубинцем Сашей (Alejandro) — и тут Гавана заиграла.

Как ещё посмотреть город, если не с русскоговорящим гидом, аборигеном, прожившим в России 6 лет? Тот самый случай, когда можно боготворить современные коммуникации, интернет, ватсап и фейсбук — нас в феврале свел через Фейсбук общий друг.

Достаточно много ездили, немного ходили и много-много разговаривали.

Гавана производит неоднозначное впечатление. Саша, конечно, говорил, что если бы не облачность, то все было бы ярче. Не спорю, но ожидания были несколько более ухоженного города.

Старые авто, кстати, до особо восторга не доводят, хотя, конечно, интересны и поражают своим возрастом.

А еще возле них чувствуешь себя моложе, на контрасте, хахах.

Заметил, что гаванцев я почти не понимаю, т.е. даже на уровне выделить корни слов, которые они используют, я не могу. Зато при посещении крепости услышал идеальную для меня «испанскую» дикцию. На что Саша, рассмеявшись, сказал, что так говорят деревенские жители, но не гаванцы.

Сошлись с Сашей на том, что город без моря для нас не город. Запах моря и энергетика волн для человека, родившегося среди них, обязательный элемент, без которого начинаешь просто чахнуть.

Рассказывал о том, что в Хабаровском крае в 90-х годах кубинцы (!) рубили (!) лес (!), который потом частично вывозили на Кубу. И что об этом бывшей девушкой был даже снят фильм Lejanos Amigos (кстати, Саша подтвердил, что по-испански должно быть правильно Amigos Lejanos — прилагательное в общем случае идет после существительного, но мы люди негордые).

Саша постоянно сокрушался, что туристов почти нет — там, где обычно не протолкнуться, мы ходили, как по лесу — едва ли не теряя друг друга.

Потом пошли по барам — и коммуникация выстроилась идеально. Хотя в первом баре нам сделали такой безобразный мохито, что я прям сразу домой захотел. Но во втором мохито был идеальным, и ситуация нормализовалась.

После баров мне требовалось найти ром (с чем Саша справился идеально) и пойти на набережную Malekon — смотреть в атлантический прибой. Тепло распрощавшись, не найдя даже в русском языке слов, точно описывающих мою благодарность за гостеприимство, отпустил Сашу к семье. Я правда не знаю, как отблагодарить человека, человека из другой, пусть и дружественной, страны, который, не будучи знакомым лично, по просьбе общего друга провел с тобой полдня, показав город, потратив столько своего времени и настолько душевно, что прощались мы как старые друзья.

Через уличную гамбургерную дошел на Malekon. Почему-то я думал нетрезвой головой, что в ней под ром и прибой появятся какие-нибудь важные и глубокие ощущения от окружающей обстановки, которые можно будет сформулировать в красивые и яркие словесные формы. Но пришла только одна — написал пару смс бывшей. Вот точно от большого ума, да.

Больше мыслей не было, ром не пился, прибой не радовал, поэтому, выбравшись обратно (а я спрыгивал с парапета ниже, стремясь к воде), дошел по треку до mi casa (la casa — дом, mi — мой, моя) и отрубился ближе к полуночи.

10.03. «А они не знают, каким вкусным может быть снег».

Долго вялился в постели, потом позавтракал в касе. Не могу сказать, что это стоит 5 куков, но время экономит однозначно.

После с непонятным амиго добрался на велорикше до площади. Амиго обещал бесплатно, но в итоге наконючил несколько куков под идеей, что у него вчера был день рождения — типа 31 год. Нахрен этих уличных друзей.

Погода ясная и, как и обещал Саша, Гавана выглядит гораздо ярче. Не поверил бы, если бы сам не увидел.

На Центральной площади купил за 10 куков дневной абонемент в двухэтажный туристический автобус.

Прогнали через Малекон, крутанулись по городу. Первая остановка случилась на уже виденной вчера Площади Революции, спасибо Саше.

Сегодня здесь, словно на параде, выстроились раритетные авто, предлагающие экскурсии по городу по цене примерно 40 кук за час. Популярное развлечение, особенно, если вы приехали группой — на троих-четверых получается вменяемая сумма.

Для кубинца большая гордость иметь такой автомобиль. Отдельно они отмечают свой авто, если удалось сохранить оригинальный двигатель.

В сети полно отзывов, что кубинцы слывут отличными механиками, мне же было категорически непонятно, где брать запчасти — от ходовки до поршневой для таких раритетов. Учитывая, что даже современные колеса и диски завозятся едва ли не на самолетах только.

Внешне авто выглядят если и не безупречно, то совершенно точно ухоженно. Выкрашены, хром сияет, салоны добротно перешиты.

Однако как только машины заводятся и начинают отъезжать, их катастрофический возраст определяется работой двигателя, а так же грохотом и скрипом подвески.

После отбыли к кладбищу Колумба. Очень, кстати, неожиданно, но Колумб по-испански пишется Colon.

Наши любимые треугольные здания.

Жарко, потому мимо неожиданной стоянки Жигулей зашёл за пивом.

Кубинского не оказалось (Жиги, впрочем, тоже), купил в магазине какого-то завозного. Зато выпил с мужиками на терассе кубинской водки. Правда, теплой и они ее почему-то цедят. Смеялись, когда я накатил по-взрослому.

Говорили за Кремль, Россию, Путина, бокс и баб. Все как обычно бывает у мужиков, когда они пьют водку. Один, немного говорящий по-русски, вспоминал свою учебу в СССР и Свету 19 лет. Как скучно я живу! Где моя кубинская Света 19 лет? Звали прийти завтра. Спасибо, мужики, но хорошего помаленьку. Вообще, пить с мужиками водку — это прям мое, да, ещё с Перу, где мы с соучастнегом в гараже Наски накатывали писко под тост «ну, по суть-суть». В тот раз оказалось, что перуанец работал на General Electrics в Монголии при строительстве ГЭС, где ему приходилось общаться (и, видимо, выпивать) с советскими инженерами. Другой раз пили водку не то со спортсменами, не то с бандитами на Land Cruiser в оазисе Монголии. Там не говорили, но скорее общались невербально — и тоже успешно. Спортсмены, даже если бандиты, ровные, с ними все понятно. Спорт, как говорится, он объединяет. Про Армению и Грузию даже вспоминать не буду — там вообще как дома же.

Взял второе пиво, ещё потрещали. Прилично нахлобучило. Совсем забыл, что еще не пропил курс антибиотиков после гриппа с осложнениями. Ну как забыл, решил, что пиво и водка, тем более в такой компании, вкуснее, чем антибиотики. Да и потом, сейчас я еще два дня пешеход, а потом — ежедневный автолюбитель.

На кладбище связался с аборигеном, тот провел экскурсию и взял 10 куков (но это больше от моей нетрезвой впечатлительности, хватило бы и 5, о чем говорил и сам абориген, а учитывая уровнь жизни на Кубе — то и 1). Договорились, что он будет рассказывать по-испански, если я не смогу понимать, то переходить на английский, которым он тоже бодро владел.

Абориген поведал много неожиданных историй. Сам бы я так быстро и насыщенно не смог пробежаться по кладбищу, небольшому на первый взгляд, но такому емкому историей. Даже с полученной на входе вместе с билетом картой.

Всё-таки очень круто немного понимать язык местных. До экстаза доводит.

Могила художницы, чья работа взята для купюр неконвертируемого песо.

Вот здесь могила автора песни Guantanemera.

Слушали с моего телефона Магомаева «Куба — любовь моя». Абориген понял только Patria o muerte! — но и этого оказалось достаточно.

Японцы умирали и на Кубе. Но и тут старались делать это скромно.

Тепло распрощались.

Снова сел в автобус и поехал, правда, в другую сторону. В центре нигде не выходил, тут погуляю завтра ножками.

Автобус остановился на полчаса на Центральной площади, я залип наверху, а по-хорошему нужно было спуститься на первый этаж. Жарко, голова почти кипит, хорошо, что взял шляпу. Погружение в среду полнее, потому что приходится слушать чужой язык.

Несколько человек в неожиданных и случайных диалогах сказали, что молодо выгляжу. Стопудово врут.

Катался по кругу на автобусе, нигде не выходил. Получается, что хуже всего в Гаване выглядит именно Старая Гавана, за исключением явных туристических мест.

Странно, в крепость так и не приехали. Саша не мог ошибаться же, но, тем не менее, кольцо замкнулось.

Гавана радует уличным искусством.

Малекон — скульптурами.

Лубочная Гавана Вьяха выглядит именно так.

Сисек не будет, поэтому вот вам кубинский котик — как положено канонами интернет жанра. Наверное, он немножко наркоман, но я не выяснял деталей.

Вечером не смог найти вчерашнее гамбургерное место, взял пива и с amigo de casa на балконе мило трещали. Оказывается, он итальянец. Я сначала думал, что кубинец, просто работающий в Италии. Но нет. За 14 лет он 21 раз на Кубе. Постоянно останавливается в этой касе. Я бы так не смог. Показывал ему свои видео со снегом и каяками. Получил респект и уважуху — так не смог бы он.

Второй день обхожусь без интернета. Все бы ничего, но надо как-то сообщить маме, чтобы не волновалась.

Выяснил, где находятся джаз клубы, купил карту с инетом и пошел искать коннект. Да, если вы не живете в приличном отеле, то в интернет можно попасть только через уличный WiFi и с картой. Ходил много, долго искал, боролся с интернетом и в итоге проиграл. Телефон не попадает в меню, где нужно ввести логин и пароль. Пока ходил, мне предлагали кубинок вместо интернета. И кокаин. А мне б вайфай. А говорили — молодой, ога.

Начали саднить руки — сгорели ниже рукава футболки.

Коллективо (микроавтобус) не нашел, поэтому за 6 куков поехал на древнем москвиче без ремня. Водитель смешно говорил «Moskvitsch» и еще что-то про Россию.

Проезжая Малекон, видели, как над океаном фигачили молнии, а так же слышали сопутствующие раскаты грома. Таксист увез немного не туда, другие таксисты хотели 3 кука за 200 м. Через уличных приотельных las putas (ну почему они такие интернационально до омерзения «липкие»?) прошли с отзывчивым кубинцем обратно. Предлагал кубинок 21-22 лет, студенток медицинского университета за 40-50 cucs por toda la noche. Извини, амиго, предложение заманчивое, но не по адресу. Тем более, твой земляк утром уже обманул.

Адскими диалогами нашел наконец-то вход в джаз кафе. Прям со входа понятно, что ереванский Малхаз на две головы круче. Но ребята на сцене старались. Удивился шестиструнной бас гитаре.

Джаз, дождь,одиночество — созданы друг для друга. И Куба — не исключение. Блюз, конечно, подходит лучше, но пока я, надеюсь, не настолько viejo (старый). А потом на сцену пришла chica rusa (русская девушка — далеко за 30) и стала петь Круга и Долину. Парни пытались импровизировать, но без нее получалось явно лучше. Но за смелость чике, конечно, пятерка. Расчет в заведении был смазан официанткой — сначала она забыла, что входные 10 куков включали два дринка, а потом, запросив 10,5 куков, принесла с 51 сдачи 39.

Добежав под дождем до такси, сел в Ладу Весту (первый раз ехал на такой из аэропорта). И она мне нравится, вот в чем дело. Кубинец говорил, что машина хорошая, дешевая (абсолютная цифра ничего не скажет, потому что 10 летний Hyundai а-класса продается внутри Кубы за 40000 USD).

11.03. Sabes, sabes como te quiero?

Никак не мог понять, почему нет ощущения, что выспался. Из диалога с хозяйкой касы выяснилось, что сегодня перевели время на летнее, поэтому телефон показывал правильное время, а вот часы пришлось переводить на час вперед.

Ходил, как и было задумано, по Гаване вьяха.

Купил магнитов, не стал покупать сигар и рома. Во-первых, не курю, во-вторых, зачем мне тащить кубинский ром в Мексику? Там я буду пить текилу. В тот момент еще не представляя, что чистоганом и с горла — при этом получая искреннее удовольствие.

Зашел в случайный бар, послушал музыки и приобрел диск этих исполнителей.

Бродил по всем обозначенным местам на карте. Атмосферно. Но вообще, осмысляя масштабы страны, все отчетливее понимаешь, что эту масштабность создала пропаганда — что английская, что французская, что российская революции были куда значимее и масштабнее.

Зайдя в центральное почтовое отделение, отправил несколько открыток в Россию. Интересно узнать, сколько по времени они будут идти и дойдут ли вообще до адресатов.

Наконец-то смог победить интернет — на старой площади добивал с переодическим пропаданием wifi, час карточки (стоимостью 3 доллара) высаживался быстро.

No hay internet por aqui. Otros todo bien.

Витиевато дошел до русской православной церкви.

Вообще, невероятно, в Гаване есть и китайский квартал (и китайцы участвовали в революции), русская православная церковь, несколько мечетей и много чего еще. Словно Вавилонское столпотворение повторилось на этой земле.

Посетил бар Два брата (Dos Hermanos) и ещё раз душевно испил мохито под местную музыку.

Пожалуй, это лучшее мохито из тех, что я пробовал. Это так странно, но да, мохито можно сделать отвратительным даже на Кубе.

Todo bien! Vamos a bailar otra vez!

Странные впечатления от встреченных в баре соотечественников. Впрочем, тут какая-то гармония — между ушлостью ориентированных на туристов кубинцев и жлобством склонных к халяве русских.

Раздражает, что даже в барах туалет за деньги. Причем в туалетах адская разруха, а берут 1 cuc, что как бы слишком много, если говорить литературно, в принципе, тем более, с такой разрухой. Ну и в целом представить себе, что в заведении в России, например, да и в любой другой стране, где приходилось бывать, с вас берут деньги за визит в туалет — затруднительно.

После трёх мохито ловишь настроение — пусть все идёт само — и просто смотришь по сторонам. Todo bien! Всегда с теплотой вспоминаю моего репетитора испанского, которая в силу жизненного опыта и проживания в Аргентине и на Кубе говорила одно и тоже — Антон, позволь Вселенной течь через тебя. Не напрягайся, todo bien!

Из кубинцев мне нравятся светлые. Темные как негры выглядят и все делают тоже как негры, perdona me. Впечатление лени и безделья. Африка. С бутафорской позолотой.

У очень большего количества чик, в том числе туристических, просто огромные ляшки. Но есть такие местные, что срочно хочется принять кубинское гражданство. Но непонятно, как эти стройные длинноногие дети вырастают в такое, что слов не подобрать.

Понял, что гаванцы говорят по-испански так же, как англичане по-английски — максимально прожевывая слова. Поэтому ни хрена не понимаю, особенно, когда они друг другу говорят. Только гиды стараются, кстати, возможно они не гаванцы, хахах, а из окрестных деревень, как сказал бы Саша.

Удивительно, сколько Саша успел мне показать. И так же удивительно, насколько восприятие глубже, когда ходишь сам — в голове складывается полноценная карта.

Неожиданно понравилось бродить по городу с наушниками, из которых не переставая звучат The Sons of Cuba. Они, кстати, с нормальной дикцией, тоже из деревни, наверное. Если перенести аналогию на английский, то понятный мне испанский звучит примерно так же, как английский в исполнении немца.

Едва не зашел в полицейское управление, наивно полагая, что это музей.

В музеи города и революции не успел. Как успеть, если наливают такой мохито?

По карте бродил дальше.

Наконец оголодал, зашёл в условно недорогое место, умял две порции мяса с гарниром. И опять мохито.

Получается, кстати, что после сомнительного завтрака в касе весь день ничего не ел. Концентрация рома в крови, по-моему, не снижается. Хорошо, что грипп отступил, а, между прочим, в Мексике такие штуки уже не пройдут — руль. Cada dia.

Местные музыканты играли то, что звучало из моих наушников сегодня — Guantanamera. Начинает казаться, что в Гаване я уже какую-то вечность. Это, кстати, верный знак, что пора двигать дальше. Как раз завтра подъем в 3:45, потому что такси в 4, а вылет в 6:50.

По пути домой встретил amigo de casa — итальянца Максимо, шел куда-то танцевать опять, мне пожелал хорошего мексиканского путешествия. Тепло распрощались.

В касе новый постоялец. Рассказывал, что какие-то проблемы с унитазом. До чего же разные люди бывают.

Тепло поговорили с Сашей по телефону. Он сообщил, что при купании с Малекона полиция, если ловит, выписывает штраф. Я уверен, он специально сказал «если ловит». У русских и кубинцев много общего, легкое разгильдяйство — на первом месте. Но в первый день меня никто не ловил, кстати.

Засыпая, сочинял любовные песни. Ну т.е. это, может, я думал, что сочинял, а на самом деле получилось, как у Остапа Бендера, который с утра обнаружил, что «Я помню чудное мгновение» написали задолго до него.

Sabes, sabes como te quiero?

12.03. Проснулся около 3:00. Душно. Не представляю, как тут живут летом. Оперативно появился обещанный хозяйкой касы таксист. Покидал вещи в баул, долго искал наушники, пока не включил музыку в них.

Такси оказалось настоящим — возрастом 69 лет, 49 года выпуска. Ааааа, да она ровесник моего отца! Правда, пахло в ней как в машинном отделении корабля.

Уточнив при прощании в касе, что теперь при вылете туристы никакой сбор не оплачивают, отдал последние деньги таксисту. Получается за три дня я потратил 300 евро. При этом не жёг, не тусил на все деньги, не палил бездумно капиталы. Таки не дешево ни разу. Особенно учитывая уровень жизни местного населения. Но это Гавана, наверняка за ее пределами можно жить гораздо скромнее.

Что я не успел за эти три дня? Сходить в музеи, искупаться, нормально тусануть, купить рома и возможно сигар. Собственно, программа на оставшуюся до возвращения в Россию ночь.

На стойки регистрации была очень длинная очередь, все шло очень медленно. Потратил в ней больше часа. Кубинцы-регистраторы стали уже кричать «Mexico, Mexico!» и отказывать прочим в регистрации, но добавить еще одного на соседнюю стойку не могли. Знакомьтесь, Cubana airlines.

Наконец-то зарегистрировался, получил билет, потолкался на границе, заставили на досмотре разуться и ходить в носках по полу.

Взял подобие гамбургера и два кубинских пива. Боже мой, сколько в мире людей пьют подобную мочу и думают, что это пиво!

А вообще, сегодня нужно прилететь в Мехико, найти машину в аренду — я, разумеется, ни хрена не забронировал. И ещё выехать из Мехико. Как минимум в Пуебла, а лучше дальше — в Беракруз. Ночлег буду искать по пути. Кто бы мне сказал ещё пять лет назад, что подобный расплывчатый план без каких-либо подтвержденных броней станет нормой. Vas bien, Anton! И да, я уже просто с нетерпением жду, когда наконец поеду за рулём — это всегда самый насыщенный способ путешествовать.

Долетел до Мехико как-то быстрее, чем рассчитывал. Местного времени ещё на два часа меньше. Это на руку. Разница с Владивостоком 16 часов. Долго шли по коридорам терминала. Некоторые аэропорты на редкость уродские. Нигде нет бесплатного вайфая. Тоска.

Нашел прокатные конторы, в Баджете никого не было, завернул в Херц. После кубинского — мексиканский испанский как родной. Но притормаживать аборигенов все равно приходится, да и чего там душой кривить — понимаю не все, в зависимости от контекста от полного понимания до полной прострации.

Долго дрочился с картой и Сбером, но все решил — одна курица не могла снимать депозит правильно, другие не открыли работу карты в Мексике, хотя перед поездкой заблаговременно в Сбербанк я звонил и мне все подтвердили. Пришлось, правда, на купленную за 200 песо симку закинуть еще 300 — чисто чтобы говорить с Москвой, вашу мать, такой вот Сбербанк Премьер, куда меня в этом году зачислили. На наши деньги сходу угробил на связь больше полутора тысяч рублей. Но лучше так, чем платить ушлым мексиканским прокатчикам не 29 USD за машину в день, а 56 — такую сумму мне назвали за то, чтобы оставить депозит кешем без карты, в единственной конторе.

Получил тачку — Chevrolet Beat, установил радар-детектор и видеорегистратор (но его некуда было подключить), поехал, километров через 5 выхватил полицию, ничего не понял, но с помощью местного другана Виктора по телефону выяснил, что мне вменяли остановку на пешеходном переходе. Ну-ну, камрад, я не настолько же идиот. По итогу нудных переговоров пришлось откупиться за 1000 песо — это 3200 руб. Типа официальный штраф 5000 песо. На том, видимо, и основан развод. Невеселое начало.

Движение не особо напрягает. Но это потому, что я ездил в Перу, Боливии, Армении и Грузии, не считая Монголии. Каждый раз говорю папе спасибо, что научил ездить.

Вообще, водят плохо. Небыстро в городе, толкаются, поворотники не используют. Не понял, как относятся к сплошной — одинарной и двойной. Машина на коробке, умудряюсь одной рукой еще телефон держать. Надо купить держатель и тройник прикуривателя.

Обедал с дальнобоями. Очень удобно — все у дороги, в принципе, на наши деньги прием пищи стоит 350 руб. Это прям отлично — мой бюджет. Вот так выглядят carne saltada con jugo de naranja.

Много платил за дорогу. В конце дня насчитал, что около 920 руб. (285 песо). Настроил одну из программ навигации для прокладывания маршрута вне платных дорог. Нет у меня в бюджете такой статьи.

Погулял в красивой колониальной Пуэбле. Такие геотеги будут в дальнейшем встречаться в любом сравнительно крупном населенном пункте.

Машину ставил на платную стоянку в центре. Все обозначено в Google Map, очень удобно.

Раздражают платные туалеты.

Через пробки и ушлепков, непонятные грунтовки в ночи, трижды заснув за рулём и один раз чуть не вылетев с дороги, прибыл в Rafael Lara Grajales. Разместился в увиденной с дороги гостинице за 350 песо (1200 руб.) — это как раз тот формат и бюджет, которые мне всегда нравились. Тем более, во всей гостинице я был единственным постояльцем.

Связь почему-то сговнялась. Покупал симку AT&T, а теперь горит значок Telcel. Как ни игрался с настройками, интернета толком нет, хотя светится 4G. Переключение в 3G ничего не давало.

День, конечно, выдался огонь. Встал в 3:30, вылетел с Кубы в 6:50, в Мехико 3 часа сращивал машину из-за куриц, ехал, обедал с дальнобойщиками, гулял в Пуебла, чуть не убился за рулем, проехал 250 км, в 22:30 по кубинскому времени приступил к вечерней гигиене. Но на самом деле не буду кривить душой — этот темп выматывает.

Трек дня:

13.03. Проснулся в 4. Час тупил в телефон, потом отписывал дни и отобрал фото. Интернет выеживается, поэтому выложить ничего опять не могу. В 7 пошел искать завтрак. Завтрака не было. Надо было не тупить, а выезжать раньше. Вообще же, давно хочу научиться вставать с рассветом. А лучше — еще раньше. Чтобы с рассветом выезжать.

Osmand ведёт козьими тропами (сам настроил на бесплатные дороги), Гугл настаивает на магистралях. Выбираю среднее. Вижу окружающий рельеф наконец-то. По треку узнал, что вчера поднимался на 3200 за рулем.

Опять какие-то проблемы со связью, почему-то симка ушла к другому оператору, передачи данных снова нет. Подозреваю, причина в курице, продавшей мне симку, хотя я как мог обьяснял, даже карту маршрута показывал. После, отменив в телефоне запрет на роуминг международный, доступ в инет получил. Но очень медленный. Непонятно, почему международный. Надо свою симку совсем вытащить, чтобы, не дай бог, не налипнуть на расходы.

Добравшись до какой-то деревни с открытой придорожной кафешкой, на завтрак с голодухи перезаказал еды, в итоге гамбургер забрал с собой.

Никогда так долго несчастных 40 км не ездил, думал, что умнее навигатора, поэтому два раза на магистралях пришлось разворачиваться через сплошные, тщательно озираясь на предмет возможных камер и потому выбирая участки без мостов сверху — очень смешно.

Сильно потеплело, стало быть, ночью намерзся в гостинице, поэтому утром надел джинсы, получается почем зря.

Иногда был в мелочах умнее навигатора, но в целом выбрал какой-то длинный и медленный путь по грунтовкам. По всем полям неизбывный запах навоза. И, тем не менее, это тоже нужно пройти — чтобы насытиться и не съезжать с дорог асфальтированных на вот такие проселки.

Пейзаж напоминает один из перуанских.

Настроение огонь — за таким досугом и поехал. Начал понимать некоторые призывные знаки на дорогах — соблюдай скоростной режим, тебя ждёт дома семья, не мусорьте. Знаки реальные не все очевидны — а это гораздо хуже.

Как гинеколог ремонтировал двигатель через глушитель в том анекдоте, так я добрался до Кантоны , рекомендованной Lonely Planet, через поселок с другой стороны — Santiago Xonacatlan.

Легче стало получаться договариваться на испанском — просто потому, что на русском я сейчас только пишу. Это один из тех самых плюсов соло поездки.

Кладка типично индейская, где-то на просторах интернета был фильм про разрушителей легенд — там аргуметированно объясняли, что на самом деле могли строить индейцы, а все значимые инкские артефакты недоступны к реализации даже на современном уровне развития цивилизации.

Не сразу воткнул, почему дышится сложнее, так высота 2500. Вот так дела.

Сначала не впечатляло, но когда открылся весь масштаб сооружения — отношение изменилось! Как хорошо, что я послушался совета ЛП! За каких-то 200 рублей ходил в одиночестве по этой достопримечательности. Фотографировал и дышал историей.

И туалет, кстати, наконец-то не за отдельные деньги, хахаха.

Встретил традиционное изобилие сооружений культа — каждый раз меня поражает это достижение испанцев в Латинской Америке.

Рыдваны тоже есть.

Навигатор тупил, я ехал по бесплатной дороге и тоже тупил. Наконец разобрались и поехали в правильном направлении. Кстати, Osmand’ом перестал пользоваться, Гугл нравится больше и жрет батарею значительно меньше. С Османдом в режиме ведения по маршруту телефон, будучи включенный в зарядное, даже не может поддерживать уровень заряда.

Проезжал какое-то мероприятие в San Antonio Limon, поэтому полиции и военных адово количество. Хотел купить шляпу, но были какие-то невыразительные и неподходящие по размеру — все малы.

Потом долго ехал. Сначала туман, потом дождь, потом обгонял через двойную сплошную, глядя на местных. Потом устал и следовал указанию навигатора. Вообще, навигатор, конечно, весь романтизм убивает. Но в одного в таком режиме без навигатора ехать был бы мрак.

Разобрался с платными дорогами. На них действительно можно не сворачивать. Экономии по времени, конечно, не получишь, но зато жизни с автомагистрали не видать. И бюджет, опять же, не резиновый.

В Cerro gordo решил поесть. Просил суп, ничего из объяснений не понял, произнес еще несколько знакомых слов и потому получил какое-то гастрономическое буйство, кроме супа, который был из макарон с каким-то подливом от бефстроганова. Все, кроме начисов, лепешек и сока, видел первый раз. Но поел от души.

Наконец-то нормально заработал инет, поэтому запилил в соцсети Гавану и разобрался с ночёвкой в Веракруз.

Заправился — 31 л за пробег порядка 520 км. Этот дрыщ его просто нюхает.

Здесь же, на заправке, прикупил колы, сока и пива Sol, одну упаковочку.

В хорошем расположении духа прибыл в Veracruz. Хотя навигатор с целью экономии вел какими-то козьими тропами. И все равно пришлось заплатить 15 песо — какого-то муниципального сбора. По городу — даже на коробке и с навигатором в одной руке — дерзил. Гостиницу, разведанную на обеде, нашел, поселился не сразу, так как долго обсуждали нюансы отличия цены на букинге и по факту. А тупили оба — я не так пересчитал стоимость, а ресепшн традиционно не сдавался и нес околесицу. Под пиво разобрал корпоративную почту — убил два часа.

Потом, перебежав дорогу, втыкал в прибой мексиканского залива.

Что про него сказать — ночью он кажется романтичным. Посмотрим, как оно с утра — я уже столько раз на подобном обжигался.

И еще. Я не так много путешествовал, но, тем не менее, совершенно точно могу сказать, что сентябрьское море акватории залива Петра Великого для меня самое лучшее. Остров Пасхи еще ничего, но туда не наездишься каждые выходные, даже из Лимы и Сантьяго.

За день проехал 330 км. Трек дня:

14.03 Выехал в 8:30. Хотя встал в 6. Два часа с утра потратить впустую — это по-нашему.

Набережная выглядит уныло, хорошо, что вчера не полез купаться.

Пускай меня снова обвинят в оголтелом сексизме, но мексиканские женщины за рулем часто встречаются, среди них нередки прям гротескно-анекдотичные персонажи. А женщина с подружкой — это вообще квитэссенция. Что на магистрали переться будет (будут?) максимально слева, не давая обогнать, хотя дороги широкие и даже автобусы с длинномерами прижимаются, чтобы дать возможность спокойно разъехаться в три ряда, что в городе залипают в левом ряду.

Опять не угадал с одеждой, теперь свежий ветер и пасмурно с мокрым туманом. Вдобавок разбирает лютый кашель.

Veracruz — типичный прибрежный портовый город, но большой. Выглядит в целом очень опрятно.

Два часа на паркинге стоят 100 руб. — вообще норм, чтобы не париться со знаками, штрафами и эвакуаторами. Ходил по городу полтора часа. С навигатором и путеводителем легко, но все равно сначала затупил.

Красивый колониальный центр.

Опять же много религии вокруг.

Купил три диска, два из них CD, один видео. MP3, жаль, не продают, а в машине нет CD проигрывателя. Но можно найти радио прям то, что надо под настроение.

Проблемы голода и страха наднациональны (жизнь в голоде и страхе — это не жизнь).

Беракруз — город весьма почтенного возраста.

В 11:05 поехал дальше. Навигатор иногда предлагает свернуть на встречку. Но я ещё с Перу запомнил, чем это может закончиться. Да и в этот раз международного водительского удостоверения у меня с собой нет.

Сначала хотел ехать в перди с названием Anton Lizardo, потом передумал. Путь у меня еще длинный, а времени не то, чтобы много.

Обедал сендвичами на берегу.

Продираться туда и обратно пришлось сквозь какие-то колючки. Одна впилась в щиколотку, вытащил — саднила и кровила. Пришлось запихать влажную салфетку под носок. Мексиканский залив в этом месте выглядел как недоброе Японское море, на котором вот-вот разразится шторм.

Доехал до Alvarado. Проехал по берегу, оказалось, порт с кучей креветколовов.

Дальше через центр выехал на трассу, не смог отказать себе попробовать суп с морепродуктами и сами морепродукты. Но очень мучительно разговаривали с девахой, что креветки — camarones я знаю, а дальше варианты их приготовления не понимаю даже по-русски. Махнул рукой — на выбор девахи. С супом тупнячок вышел. Я что-то недоговариваю, видимо, потому, что, обсудив и согласившись заказать блюдо, моего заказа не распознают. Приносят одно блюдо из заказаных двух. Креветки были ничего, суп так себе, но это потому, что во Владивостоке есть свежий браконьерский краб и друзья с катерами и дайвингом.

Долго и мучительно ехал. Постоянно какой-то хворост (может быть, сахарный тростник так выглядит?) возили тракторами с большим количеством прицепов — от них грязища лютая на асфальте, обгоны почти невозможны, особенно на моем «Геракле». Платил адские деньги за дорогу, даже сбился со счета, но разовые платежи были около 500 руб. Опять рубило в сон. Надо что-то делать со своим режимом.

Почему-то, как ни старайся, потеют стекла. Надо где-то найти нормальную мойку, пусть протрут изнутри.

Остановившись на въезде в город Coatzacoalcos , где дорога расширялась и тусовались несколько дальнобоев, обнаружил проституток. Максимально далеко отъехал, но все равно не избежал внимания. Какие ж они страшные, не дай бог так оголодать, как говорится.

Стал искать мотели — интернет работал знатно и мощно помогал. Первый мотель не понравился, если прям сейчас, в 19 встать, то 350 песо, если с 21 — то 250. Но нет завтрака. И общая атмосфера гаража. Больше часа разбирался с букингом и тупил. К концу дня очень сильно падает общая концентрация и реакция на все. Надо оптимизировать режим. Долго так не протяну.

Срастил проживание почти на пляже, а по пути туда всем дерзил и чуть не создал ДТП, будучи неправым — заканчивая проезд перекрестка на красный. Но какое это имеет значение, если тебе надо? Жду адских штрафов.

Разместился со скидкой, договорившись на ресепшене об отмене брони на букинге взамен. И заметьте, не я это предложил.

Замешав остатки кубинского рома и колы, ходил на пляж.

Пока этот лучший. Дульник приличный. Днём наверняка вода будет грязной.

Разбил стакан, возвращаясь обратно в номер — дурацкие мексиканские двери открываются в другую сторону и зачем-то установлены даже на узких лестницах с поворотами.

Забил на рабочий ватсап и почту и лег спать.

Завтра нужно проехать или 600 км по платным дорогам, или 800 по бесплатным. Посмотрим, как это будет.

За день проехал 350 км, трек дня:

15.03. Сегодня неделя, начинается 8-й день, как я вылетел из Владивостока. Не считая почти двух дней перелета, столько всего уже увидел! Такой насыщенный отдых — это прям мой вариант. Как будто живем один раз. Если уж что-то делать, то один раз и хорошо.

Встал в 6:30, душ, завтрак, час с креативами — все-таки это очень затратно по времени. Но если не написать, то потом через три дня не вспомнишь.

Было облачно, но к 9 распогодилось.

Выехал в 9:30.

Центра как такового не нашел, никаких достопримечательностей в Гугле — тоже. Поехал вперёд, настроив гугл на маршруты вне платных дорог. Но все равно отдал сразу 35 песо. Много военных, никак не пойму, с кем они тут борются. Медленный туннель под рекой — ограничение чуть ли не 20 км/ч.

На выезде лютая промзона. Если я правильно все определяю, то это нефтепереработка. Ректификационные колонны — то, о чем я еще в школе читал, теперь перед глазами. Много цистерн на дороге, еще и спаренных, утомляют. Особо упоротые идут только по левому ряду и дорогу не уступают. Обгонять непросто.

Дорога вполне себе проезжабельная, ехать вполне комфортно даже на моем «Геракле».

Внезапно остановился у продавца шляп, в Palo Mulato. Ну раз мулато, то точно шляпу надо купить. Минут 20 выбирал. Торговался. Осталось впечатление, что меня все равно люто обули. Хотя какие-то 115 песо, это 370 рублей.

Встрял в пробку — оказалось, на этих ваших бесплатных мексиканских дорогах ремонт, поэтому поочередно потоки пропускают по единственной полосе. На улице +30, влажно, мозг затуманивается в таких условиях. Вдобавок к неоптимизированному режиму, приходится если и не тяжело, то точно непросто. Тем более без штурмана. С другой стороны, не на кого пенять, идеальный — нужный только тебе график и понимание, что никто, кроме тебя, ничего не сделает.

Разменял первую тысячу км, ещё 3500 примерно. Кончился бензин, залил полный бак — влезло 35 л. По расходу и бак.

Отличная погода, музыка и настроение — редко удается так все совместить.

У каждого лежачего полицейского — а их реально много — продавцы всего. Иногда даже кажется, что как только появляется новый продавец, под него строят полицейского.

В пути встретил много ремонта дорог, но дороги огонь — качество воодушевляет.

Случайно завернул на пирамиды — Comalcalco. Как мне тут нравится! Людей нет, цены на вход 200 руб., а не как в этом вашем Перу. Музей отличный, с кондишками после улицы отлично — хоть голова остужается. Правда, все таблички только на испанском, сложновато понимать.

Но всегда же главное — увидеть, а прочитать, что именно ты увидел, можно и дома. Я, например, Аку-Аку читал дома безо всяких карт через три месяца после визита на остров Пасхи, потому что весь остров в памяти запечатлился. Да и сейчас, через 6 лет, с легкостью покажу, где находятся Tahai, Rano Kau, Rano Raraku, Magna Terevaka или Anakena.

Наблюдал за игуанами.

Вернулся к «Гераклу».

Безостановочно рулил.

Долго не мог выбрать место, где перекусить, рулил из последних сил, около 16:00 нашел жаренных цыплят (pollos asados) у дороги, 200 руб. — и счастье есть.

С полным животом поехал дальше. В какой-то момент повысил скорость, летел даже 130, на «Геракле» это реально летел, после 100 его начинает поднимать и качать. Антирадар молчит. Или другие диапазоны, или нет радаров. Местные летят с еще большим превышением, особено те, кто на сравнительно дорогих авто.

Несколько неожиданно встретился пост ветеринарной полиции. Сначала выяснили, что я плохо говорю по-испански, позвали «англичанина». Оба, кстати, за руку поздоровались. Во всеоружии досмотрели автомобиль, позадавали вопросы, но я настолько классический турист, что вопросов не много. Страха, что чего-то подкинут, не возникает.

Радует, что хотя я не ищу специально, но регулярно при проезде города натыкаюсь на крытые игровые площадки, почти в каждой деревне. Где не натыкаюсь — так наверняка потому, что не ищу.

Возникло стойкое ощущение, что хочу переночевать на берегу — благо, палатка, спальник, коврик у меня с собой. Котелок и горелка тоже есть. Собственно, это едва ли не основной вес моего баула. Осталось купить туристический газ. Вот, правда, где его покупать, я пока совершенно не представляю.

Разместился в центре Campeche, переплатив 300 руб. Зато вид прям на плазу и малекон. Но есть и нюансы — нет завтрака и прачечная только завтра. А зачем она мне завтра? Постирал все на руках, досушивать опять в машине буду.

Пошел гулять по набережной.

В заливе у города даже в ночи видно, что вода грязная. Если честно, непонятно, когда же и где я смогу наконец искупаться.

Увидел громкий бар и пропал в нем. Хочется думать, что я как минимум иду по стопам Хемингуэя, а не просто алкоголизма, да.

Бар, правда, полностью разочаровал как бар. Куба либре — оторви и выбрось, местный коктель — тоже не радует, мексиканское пиво — ну не лучше кубинского. Нет большей глупости, чем заказывать борщ в Китае, как и куба либре в ciudad del Carmen — такой вот вывод вечера. Однако местный голос знатно выписывал октавы и настолько членораздельно пел, что я аж залип. Да еще указатели М и Ж порадовали.

Проехал за день 367 км. Пока рекорд. Трек дня:

Лирическое автомобильное отступление.

Давайте я расскажу вам, в чем лично для меня — особенно в первый приезд — была сложность езды по Латинской Америке.

Вот эти маленькие невыразительные стрелочки на домах обозначают направление движения на улице.

Во-первых, навигаторы типа гугл мепс появились недавно, а 5 лет назад с соучастнегом мы ездили по туристическому гармину с условной картой без указания этих направлений.

Во-вторых, этих знаков может тупо не быть в некоторых случаях, тогда ориентироваться можно по движению (если есть в нужную сторону) и запаркованным авто.

В-третьих, знаки эти могут быть завешаны уличными торговцами. Поэтому в нашей первой поездке мы с соучастником в центре нервничали, нарезая круги в поисках Плазы де Армас или хостела. А в Куско у меня чуть права не забрали за езду по встречке. Но я тогда уже был прошаренным, и давал только международные права для проверки. Сейчас все легче, но все ещё непонятно, как проезжаются перекрёстки в этих квадратно-гнездовых городах — знаков приоритета почти никогда нет! Правило помехи справа не работает! Может, кто с севера на юг и наоборот едут — главные? Может быть, есть авеню и стриты? Ответов нет пока.

Тем не менее, при проезде таких перекрестков можно повышать наглость и переть напролом — в небольших городах все ездят небыстро, поэтому успевают оттормозиться. Да, посигналят, но если ты маскулино за рулём — чувствуют.

Ну и отношения с ограничением скорости, а так же одинарной и двойной сплошной конкретно в Мексике непонятны. В Перу всем полицейским было на это класть, например, тормозили только совсем дебилов, лезущих на обгон навстречу грузовику. А в Боливии так вообще на солончаках и в нацпарках нет не только полиции, но и дорог.

Хочется верить, что штрафов с Мексики я не привезу. Хватит первого «штрафа» недалеко от аэропорта.

16.03. Проснулся в 6:30. Полтора часа тупил. Интернетики, душ, потом пошел искать место завтрака. Платить гостинице ещё и за еду счёл неуместным.

Море грязное и вонючее. Но каждый вечер с дороги в темноте думаешь — сейчас бы занырнуть. Но потом вспоминаешь, что так уже думал — и отпускает.

Завтракать на набережной была очень плохая идея. Но ни к какой другой я не пришел. Итак, такос.

Случайно обнаружил держатель телефона, а вот тройника бортовых 12V ни случайно, ни осознанно нет. Видеорегистратор так и ездит невключенным.

Денег в банкомате снять не смог — авторизация не проходит. Настораживает. Возможно, опять перепутал аккаунты — в отличие от банкоматов России, тут предлается целых три — saving, deposit и credit, если все верно запомнил.

Долго тупил с Фейсбуком, формируя новый пост, зато маршрут за 15 минут рисую на день. Кстати, все то, что я придумал во время полета Владивосток — Москва, уже выполнено, надо опять погрузиться в планирование — хотя бы на три дня вперед раскидать, тем более, сейчас уже есть понимание реальных ежедневных возможностей.

За рулем теперь стал еще более дерзким — держатель освободил как минимум полруки.

От сиденья в машине болит спина, думал вчера, что показалось, ан нет. Такого раньше не было никогда. Как говорится, нет возможности повернуть время вспять.

Дорога пошла вдоль пляжей, выглядит все красиво, но вода все еще такая, что из машины лучше не выходить.

Тем более, лютая жара, телефон кажет 33. Кондишка первый день фигачит на 2-м положении. А в ленте фейсбука весь этот снег и срач по поводу складированного на центральной площади Владивостока грязного снега. Как другая вселенная.

Пришлось заплатить 76 песо за дорогу. Тот самый случай, когда бесплатного дублера нет.

Опять встретил шляпы, но по 30, если я не путаю числительные — и у меня с этим все еще проблема, и местные не очень стараются произносить внятно — видимо, на всякий случай. Я же свою купил за 115 после торга.

Свернул от моря к Edzna. Начались поля, палы, колхозники, а меня стало отключать. Вот это отключать, конечно, очень странно и похоже на заболевшую спину в том смысле, что раньше такого не было.

Постоянно переключая радио, не мог не отметить, что ведущие здесь очень любят поговорить. Причем еще и попарно или даже по трое. Но если находишь нужную, под настроение, музыку, то цепляет знатно. Сравнивания с той же перуанской, мексиканцы «гораздо более молодцы».

Неожиданно вообще пропала вся связь. Я вот до сих пор удивляюсь, мы ругаем свою, российскую сотовую связь, но, блин, и покрытие кажется больше, и скорости ok, и телефону не кажется, что включился международный роуминг.

Прибыл в Эдзну. Вход в археологическую зону — 60 песо, 200 руб. Мне опять это нравится. И людей почти нет.

Ушел сначала вдаль, через нехилый пал.

Даль не впечатлила. Срочно повернул обратно. Под ногами, как тараканы, шастают игуаны. С увеличением размера (и, думаю, возраста) становятся более степенными, любят позировать и залипать.

Обошел все, хватило полтора часа, впечатляет, людей нет, 10 человек не в счёт. От души нафотографировал и нафотографировался. В дополнении к скромному фотоаппарату выручает телефон — и диафрагма другая, и угол объектива, и возможность тут же делать панорамы. Вот только формат кадра все равно дурацкий, особенно если снимать вертикально.

Данные постройки понятны с точки зрения технологии и времени реализации. Но инкские выглядят куда технологичнее, хотя, как я уже писал, есть мнение, что это делали не они, а другая цивилизация.

Чуть не свернул в Китай, но вовремя сориентировался.

Тупил с дальнейшим планом. Решил отдохнуть и остановиться в Campeche. Только совсем дешёвые варианты подразумевали хостел с кроватью в общем номере, мотелей не было.

Пока суть да дело, залил 35 л за 600 песо. Проехал уже 1500 км. Ещё два раза по столько, если не корректировать начальный план. Тут, впрочем, еще немного и будет поздно даже разворачиваться.

Путем переговоров с двумя оказавшихся рядом гостиницами, выбрал из не очень хорошего не самое худшее и пошел — ужинать и снимать деньги. Деньги снять даже получилось. С ужином вот получилось не очень — дорого и бестолково.

Надо на дороге питаться. И, вообще, с приемами пищи не затягивать, т.к. голодным больше устаешь и за рулём в сон клонит.

За день проехал 292 км. Трек дня:

17.03. Разбудился в 6:20. Никак не могу понять, то ли заставить себя поспать ещё, чтобы днём не рубило за рулём, то ли всё-таки с рассветом научиться вставать.

Разбирался с постами, фотками и Фейсбуком на лобби. Проблема с завтраком — бегал два раза через дорогу, пока получил обещенное. Опять comida economica, прям конкретная экономика.

Очень много развалин на пути, даже дорога так и называется — ruta arqueologica. Сложно построить маршрут. Наверное, проще всего просто руководствоваться ЛП. Собственно, за что он и нравится — там есть основное все, только читай и выбирай.

Я ругаюсь часто на свой мобильный интернет в Мексике, но вайфай тут зачастую еще медленнее. Я не понимаю, как такое может быть, что один-два клиента — а больше не видно вокруг — так просаживают скорость.

Час читал отчеты и ЛП, срастил маршрут, ехать до Мериды долго. Поехал в центр Кампече, погулять. Стоянку проигнорировал. Жара. Андроид думает, что 32. Норм только в тени деревьев — все остальное время лучше ходить по теневой стороне улицы, если такая есть.

Центр равномерный, низкий, одноэтажный, весь разноцветный. Та самая сохранившаяся колониальность. Как и на Кубе, у многих открыты двери нараспашку, виден с одной стороны простой, с другой — по-своему специфический быт.

Сюда бы русских, так застроили бы уже все торговыми центрами и высотками.

Город интересный. Его строили многоугольной крепостью для защиты от регулярно атаковавших пиратов. Часть крепости сохранилась и функционирует как музей. Все-таки этот регион удивительно богат на исторические события.

Зашёл выпить холодного сока. Незаметно все стали говорить tardes, не успею в Ушмаль такими темпами. Кстати, особо ленивые или не запаривающиеся временем суток просто говорят «buenas», хочешь — утро, хочешь — день, хочешь — вечер.

Наконец-то поехал. Кондишка на втором уровне и с забором воздуха из салона не справляется с поддержанием небходимой мне температуры. Снова рубит в сон. Может быть, все-таки потому что жара?

Опять пропала связь. Получается, что второ- или даже третьестепенные дороги вообще не засвечиваются. Снова встретил палы. Ну, точно Россия.

Сбил по глупости навигацию гугл, офлайн она не работает, пришлось ехать на Османде. Опять остановил коп на посту, поговорили, как смогли, отпустил.

Ломался между Kabah и Uxmal, второй важнее, но решил сфотать первый у дороги, выяснил, что Ушмаль до 16, а уже 15:35. Билет в Kabah все те же 200 руб. Тут уже присутствуют люди, ну как люди, человек 25. может быть, наберется.

Сначала сфотал мадам с детьми, потом ее девчонки стали трещать со мной. Просил небыстро. Спрашивали, откуда я и есть ли в России такие постройки. Сообщил, что это уникальные сооружения майя и только на Юкатане. Удивились.

Место атмосферное, сделал кучу фото и панорам. Причем безлюдных. Но очень не хватает квадрокоптера и умения им пользоваться. Тогда можно было бы такие фото сверху делать!

И куда же без игуан. С удовольствием позируют они, с удовольствием фотографирую я.

И даже на совсем обмылок некоторые фотографии удаются.

Неприятно, но туалет за деньги. Причем сидит отдельный человек и собирает. Вот такое рабочее место, борьба с безработицей, не иначе.

А гранд пирамида и ещё группа рядом закрыты на реставрацию — доступа нет. В Османде все видно, но пройти без явного фанатизма и членовредительства не получится.

День снова провел без обеда. Ехать, смотреть, впитывать — вот принцип, но одним только видом окружающего сыт не будешь.

В Санта Елене смотрел отели. Красиво, колоритно, но дороговато — туризм приближается. В Ушмале появилась связь. Да мне теперь только война страшна. Абитасьон в Ушмале есть за 200 с лишним долларов. Кто-то определенно упоролся. Нет, я лучше в Санта Елену вернусь, есть за 1000 руб., а за 2000 — с бассейном.

Сам Ушмаль уже закрыт. Неприятное ощущение туристической раскрученности. Купил магнитов, посмотрел в музее машины, на которых исследовали этот район, проникся.

Старые Лендроверы напомнили детективы, которые я читал в подростковом возрасте. Они примерно ровестники — эти машины и те детективы.

После ретировался в Санту Елену. Чет отель опять снаружи не приглянулся. Поехал за пивом, долго искал, заехал даже на какую-то сопку и лицезрел странной формы церковь, зашел, недолго понаблюдал за службой.

Наконец-то нашел пиво, в довесок имел разговоры с накатившими мужиками, тусовавшимися возле магазина. Мужики пытались шутить по-испански, какие молодцы, я счаз по-русски начну, насмеемся. Большой пробел моего испанского состоит в почти полном неумении материться, при этом основные маты процентов на 70 я понимаю. Ну а чтобы шутить — это уже высший пилотаж.

В первом отеле цена поразила — 800 песо! Извините, это не ко мне. Чувствую двойное жлобство. Во-первых, мне жалко такие деньги отдавать, это не мой бюджет, во-вторых, я знаю, что в обычной, нетуристической Мексике, все гораздо дешевле. К туристической я еще не готов, но, видимо, придется свыкаться. Тогда я еще не знал, с чем придется столкнуться в том же Тулуме.

Смешным образом мой букинг оказался тем же самым отелем, но с другим входом и вывеской. Вообще, это не отель, а некоторое традиционное мексиканское жилище. Hacienda?

Совсем в хижине за 300 песо поселиться не смог, баньо расстроило (не входит в мои планы умереть от удара электричества, принимая душ), да соломенная крыша над головой, из-за чего постель засыпана этим природным мусором. Поселился за 500. В соседней комнате коп, во дворе машина полиции — mas seguro!

Немного о температурных реалиях. Мочалка, влажная с утра, лежащая в вошбеге, лежащем в бауле, лежащем в багажнике — нагрелась! Сланцы в бауле — тоже!

Перешёл в режим холостяка — каждый вечер стираю на руках трусы и носки, футболки — по ситуации. Кстати, опыт совместного проживания с женщинами в этом смысле негативный — когда живёшь не один, копится больше и грязной одежды, и грязной посуды. Дома может быть и стиральная машина, и посудомоечная, но ситуацию это не улучшает. Диалоги с женщинами ни к чему внятному по этому вопросу ни разу не привели.

Поскольку утром начитался про типичную юкатанскую еду, заказал ужин из нее — guacamole, sopa de lima и cochinita.

Трещали с сыном хозяйки гостиницы за разные разности. Трещали как раз потому, что он говорит в том числе на английском. Договорились, что он будет говорить со мной по-испански, я же переходить на английский только в том случае, если совсем не смогу по-испански. Объяснял ему, почему от туристических мест меня аж трясет. А вот от глубинки я в восторге — постоянный контакт с населением, произвольная программа и впитывание культуры, живой и настоящей, а не из Канкуна или через окно автобуса. Понял и согласился. Показывал видео с Сахалина и острова Аскольда. Снег не очень впечатляет (они просто не умеют его готовить), а вот воду Аскольда заценил.

В чуть более детальных чертах проработал маршрут. На Юкатане столько всего, что года не хватит со всем разобраться. Но надо исключать не самое значительное, чтобы и в маршрут уложиться и не пресытиться однообразием раньше времени.

Проехал всего 190 км, из которых 30 были лишними метаниями между Ушмалем и Сантой Еленой. Трек дня:

18.03. Всю ночь пели птицы, кукарекали петухи и иногда лаяли собаки. С 6 начал ездить какой-то мотороллер, и из его динамиков орало «pescado frito rico», хотелось поймать его и накормить этой рыбой на неделю вперёд. В 7:30 (быстро, когда интернета и вайфая нет) собравшись и уложившись, пошел на завтрак. Солнце уже высоко. Мне не нравится ни мексиканское, ни перуанское время ещё и тем, что темнеет до 19, а светает ну очень рано.

Нерасторопный завтрак, ждал яичницу полчаса. Бесит, когда твоим временем распоряжаются другие.

Хвалёный с вечера при торге с поселением завтрак оказался посредственным и отнял 40 минут.

Неоднократно замечал матриархат по части туалетов. Женские или ближе, или удобнее расположены. Такой вот странный и неожиданный момент.

Домчал до Ушмаля опять. За парковку 30 песо решил не платить, пусть идут в пень, запарковался у ресторана в 120 м от основной парковки.

Сразу какая-то шляпа с билетами, брать нужно два — за 70 и за 164 песо. Неприятный сюрприз. Ещё и за камеры платить пришлось, о чем я узнал на последнем турнике — да, тут, как в мавзолей, хрен пройдешь — нужно было вернуться. Во всех прочих местах никто так не лютовал. Причем это только за гоупро. Правда сказали, что это на день и на все соседние зоны тоже. Но непонятно, как они ее причислили к профессиональной технике, тем более с ее фокусным расстоянием и огороженностью основных монументов ничего же не снять.

Но смешно же, нельзя продать один билет, что ли, сразу? Две разных кассы, три билета, два кордона контроля для каждого из билетов. Если б ещё и туалет за деньги был, я б тут организовал партизанское движение. Честное слово.

Основная пирамида производит впечатление восстановленной. Комплекс у меня такой после Акрополя.

Еду уже начал фотографировать, теперь ещё и себяхи лупить учусь. Стыд и срам-с, дядько.

Прохладный ветерок сильно облегчает жару, которая прям не выпускает из зоны постоянного потения. Некоторые местные, гиды в первую очередь, умудряются ходить в каких-то одеждах с длинным рукавом, иногда и черного цвета. Какой у нас разный температурный режим!

Очень круто, что некоторые ходят с детьми. Оно, конечно, несложно, если ты мексиканец, тем более с Юкатана, но с другого континента прилететь дорого, как ни крути. Я правда думаю, что для детей нет смысла создавать какую-то особенную программу путешествий, вырастут — сами будут решать, что интересно. Но базис давать, безусловно, обязательно. Если он еще при этом и стимулом для учебы\путешествия будет — вообще здорово.

Снова понял, что игуан фотографировать нравится больше, чем руины. Наверное, потому, что руины статичны, а животные — немного нет.

Телефон мощно выручает на панорамах, да и за счёт диафрагмы и другого формата кадра тоже. Итого у меня три камеры — телефон, скромный фотоаппарат и гоупро. И при этом не хватает такой средней зеркалки, как была у нас с соучастником в Перу и Боливии. Ровных рук, впрочем, тоже не хватает.

Самые шумные туристы, прям радикально отличающиеся от общего фона, — китайцы. Их немало. Вот, кстати, Азия мне этим вообще неблизка, хотя Япония, например, сильно отличается в лучшую сторону. Там правда свои прибабахи, но уже внутренние.

Мощно выручают osm карты Османда, видна сразу карта всех достопримечательностей. Не нужно слушать гида, покупать местные карты. Заперся даже в ещё не открытые пирамиды.

Фотографировал dos turistas rusas — почему-то они заговорили со мной на английском, я же еще до их первых звуков видел, что это именно русские. Глаза такие глаза.

Не знаю, как им это удается, особенно в жару, но многие латиноамериканские женщины пахнут головокружительно, какой-то лёгкостью, свежестью и флиртом. Помню, как меня этим покорили аргентинки, сначала на острове Пасхи, потом в Лиме, когда мы вместе встречали Новый год.

В 11 часов на зоне археологии уже ад. Толпы туристов, больше шума, жарче. Хочется сбежать.

У гидов на входе выяснил, где пещеры (cenote), поставил точку и погнал — времени было 11:15. Вспомнилась присказка — язык до Киева доведет. Если контактировать с местным населением, можно узнать много полезной информации и быстро. Правда, вопрос ее актуальности все равно открыт.

Покидая Ушмаль, проехал какой-то клуб любителей Порше возле музей с машинами, на которых открывали все эти многочисленные руины майя, но, видимо, дела у персонала настолько хорошо идут, что как бы вот.

Кондишка опять не справляется на втором режиме и забором воздуха с салона. Андроид показывает до 37. Адок же.

Доехал до cenote. 50 песо за билет. Вот это опять по-нашему. За 250 песо купил маску и трубку. Можно было взять в прокат за 40, все пахло хлоркой, но я подумал, что маска мне еще пригодится.

Первая пещера чисто лужа, с кучей народа, вода совсем не кажется чистой. С учетом отсутствия притока, во всяком случае, видимого, а так же полностью отсутствия душа, с точки зрения гигиены это похуже, чем еда с лотков на улице.

Вторая, в 800 м в стороне, повеселее, там даже какие-то дайверы внизу копошились. Нырнуть глубже метров 4 не смог, давило уши. Да и, вообще, я нырял в удовольствие лет до 18, что с пирсов, что в глубину с маской. Потом перестало нравиться.

Пока нырял по пещерам, телефон, оставленный в салоне, перегрелся и отключился. Положил его на пол под кондиционер.

На обед заехал в Cacao по вывеске comida economica. Отдал 280 руб. за два блюда с соком. Но пришлось ложку, вилку и нож ополаскивать дополнительно. Как выглядела кухня — она же задний двор — словами я вам не передам, а фото не сделал. Такая вот экономика.

От большого ума на Ушмале шляпу носил за спиной, а не на голове, сгорела голова, лысина и лоб.

В очередной раз был остановлен копом, простой диалог и бьен вьяхе. С небольшим сожалением отметил, что, в отличие от Перу, здесь нет такого доброжелательного отношения именно к русским.

Доехал до Мериды, сфотал какую экспозицию на военную тематику.

+38 на улице! А все лента российских друзей в снегу, льду и ожидании весны.

Запарковался возле церкви странной формы, пошел пешком гулять.

Надо было подумать, где сегодня ночевать. В теории, я мог ещё 120 км проехать под Чичен-Ицу, чтобы осмотреть ее с утра. Иначе либо рано выезжать, либо толпиться со всеми. А вообще хочется в патио, бассейн и по пиву, конечно. И ни о чем не думать. Это только кажется, что отпуск в таком режиме — это отдых, а на самом деле это просто смена активности. Голова загружается другими вопросами и прям простаивать не приходится.

У каких-то хипанов в магазине купил магнитов. В центре были пляски, но у меня садится фотоаппарат, а гоупро села ещё на въезде в город. Как человек 10 лет отдавший народным танцам, оценил качество на отлично. Позже выяснил, что началась Пасхальная неделя и вся Мексика гуляет.

Ходил кругами по ЛП и Гуглу. Много домов с патио — мне очень нравится эта концепция, когда от уличного шума и прямых солнечных лучей можно отдохнуть в тенистом внутреннем двору.

Заточил какой-то бутер, который испекли в пиццерии. Нормальных соков не было, пришлось пить спрайт, да и тот чуть прохладный.

Проездом видел ещё несколько церквей. Наверняка в Мериде можно было бы погулять подольше. Виктор, кстати, рекомендовал этот город. Да и ocean2ocean тоже. Как-никак столица всея Юкатана. Но мне надо дальше.

Залил 28 л проездом, женщина-заправщик условно помыла стекла. Денег вроде не просила, но сделала кислое лицо. Во избежание подобных моментов решил в дальшейшем заправляться только на государственных (так писали) Pemex.

Много народу ходит по деревням, собственно, Виктор и сообщил, что вся Мексика отдыхает 10 дней — Пасхальная неделя, Semana Santa. Кто там ноет, что в России сильно падает ВВП из-за длинных новогодних праздников?

Мексиканские водители здесь вполне корректно обращаются с дальним светом фар, аж порадовался. Не как в Перу или тем более в Боливии.

Смешно сказать, но в итоге я остановился в Piste. До Чичен-Ицы пара километров. Все похоже на заточенный под туристов сервис. Неприятно.

В целях экономии поселился в самом дешёвом варианте. Т.е. он по-прежнему стоит 350 песо (по 3,2 рубля за песо), но теперь это какой-то бичатник, а совсем не то роскошество первой ночи под Мехико. Туризм, сука, с человеческим лицом.

Мне не продали пива в ближайшем супермаркете, по воскресеньям продается до 17. Ну и дела, а как мне смириться с тяжёлой реальностью? Нашел лютый местный бар, у мужеподобной дамы-бармена купил по двойной цене. Вот такой вот закон. Осмыленность подобных решений для меня очень сомнительна. Привет Единой России, кстати, порази ее понос и гонорея.

В отеле\хостеле встретил двух девчонок, тщательнее чем обычно принял душ и пошел знакомиться. Из Германии. Быстро ретировались, надо подумать, почему я так плохо влияю на женщин.

Но на самом деле хороший рыбак — это тот, кто умеет ждать. Они пришли обратно. Только все равно разговаривал со страшненькой, симпатичная (очень похожа на тех, что мне нравились в школе) говорила только с подругой и на немецком. Подтвердила, что местное пиво вообще шит. Несмотря на обсуждение вариантов маршрута и совместного листания ЛП, диалога все-таки внятного не сложилось, хотя девчонкам предлагал завтра метнуться на моей машине до Чичен-Ицы, а потом поехать в Rio Lagartos.

За день проехал 247 км, трек дня:

19.03. Опять нормально поспать не удалось, шумел адский кондиционер. Встал в 6:40. К 8 надо быть в Чичен-Ице.

Перечитал последний пост, написан безобразно — мысли обрывыстые, несвязанные, с кучей ошибок. Конечно, если писать вечерами, когда голова уже не соображает от ритма, дневной жары и количества увиденного, да немок, то ничего путнего не будет. Но другого времени нет.

В ближайшей забегаловке заказал завтрак. Cocina economica. Это был самый дешёвый завтрак за всю поездку, но, к сожалению, такой же невкусный.

Встретил девах, опять ехать со мной отказались. Ну ладно, кто не пробует — у того не получается. Вообще, впечатление такое, что симпатичная испугалась моего взгляда. Когда-то мне говорили, что гляжу я как убийца. А тут борода еще. Хоть сбривай.

С 8:15 был на входе. Уже подтягивается народ, причем конкретно. Очереди. Русских снова видно по глазам. Ну вот как так получается?

Заплатил 254 соля, два билета продают сразу. Гоупро скрутил на всякий случай. Фактически я ей не пользуюсь, все покрывает телефон.

Свет неудачный, что-то майя не подумали, когда строили. Опять же нужен дрон — чтобы заснять масштаб картинно. Все-таки быстро, вслед за технологиями, меняется потребность в средствах съемки в том числе.

Англоговорящих гидов можно бесплатно подслушивать, впрочем, рассказывают они в целом то, о чем я уже читал в других местах, в первую очередь музеях — про иерарахию общества майя и связанное с этой иерархией количество уровней пирамиды.

Завлекал Виктора присоединиться. Получил комплимент, что я про Мексику уже больше него знаю. Приятно, но закономерно. Со справочником туриста каждый день не расстаюсь, диалоги с местными опять же. Виктор, к сожалению, не может. Вдвоем бы мы с ним таких делов наворотили, если с Шежненя он не изменился. Впрочем, я уточнял, жениться он не женился, так что испориться человеку не с чего. Никакие б немки не устояли.

Купил магнитов, сторговался, торговец действовал по тому же принципу — чтобы дальше перла торговля нужно продать хоть что-то первое. Поговорили. Очень хорошо его понимаю — деревенский парень, чо уж. Называл русских intelegente. Мне не нравится это слово, потому что имеет в русском варианте очень много коннотаций. Ну и вообще лесть — это не наш метод.

Куда же на Юкатане без игуан.

Везде в zona arqueologica адское количество торгашей, причем вплотную к памятникам архитектуры. Ну, это прямо мрак, требуется или повторная конкиста, или сразу инквизиция со своими кострами.

Опять встретил немок. Ну и дела. В следующий раз будут от меня как от маньяка щемиться. На всю Чичен-Ицу потратил 2,5 часа. Все бы ничего, но дороговато, много туристов и эта сраная барахолка под каждым кустом.

В тени +34. Как никогда хочется в снежный лес.

Заехал перед покиданием Piste в магазин — вода, сок, бутера в дорогу и мороженое.

В центре Piste улицы перегорожены под торговлю. Узнаю индейский подход в организации пространства вокруг.

Разменял 2000 км. Вроде и незаметно, с другой стороны, спроси меня, что было хотя бы позавчера — без фотографий не вспомню.

Стал узнавать песни, в эфире они, получается, повторяются.

К 13:00 приехал к Ek Bakam. Лютых автобусов нет, решил сходить и закрыть этот пункт. Чтобы завтра уже в Канкун ехать напрямую.

Вход 211 песо, тут тоже умеют продавать все билеты за одну цену сразу. Гоупро открутил, все равно в Чичен-Ице не фотографировал даже.

Странно смотреть на толстых родителей, отдельно — на их детей, с жуткими одышками и вытаращенными глазами карабкаются на несчастные 30 м. Ну как так? Я ребенком был, без одышки трижды забегал по лестнице на 9 этаж. Трижды, сука, трижды! Уж не говоря про то, сколько катались на велосипеде, причем весящем больше, чем я сам, безостановочно во дворе рубились в хоккей с 11 до 16-17, а уж дрались через день — вот где физо нужно было.

Стала чаще появляться русская речь. Но такая, которая мне неприятна — эти тянущиеся «а» и прочие гласные, если был бы Сашей, сказал, что так говорят в деревне, да. И всякие понаехавшие.

Гулял по тыльной стороне руин, тропинка есть и бодрая. В лесу дюже хорошо — тень и легкий ветерок, нет изнуряющего зноя.

Залип на небольшой пирамиде, куда открыт доступ. Вид, конечно, способствует.

На обратном пути заманивали в cenote, забил, потому что при всех раскладах там уже 30 человек и надо пилить на велосипеде 2 км в одну сторону по этой жаре, на машине не проехать. Хотя фотки как обычно интересные даже в Гугле.

Удивительно, но даже на эту маленькую зону потратил 1 час 20 минут.

Купил на выходе кокосовой воды, непонятно, как за такой вкус вообще деньги можно брать.

Пацанчик, который обещал охранять на бесплатной стоянке машину, за деньгами не подошёл, поэтому я заточил бутер и поехал.

Tizimin хотел проехать, навигатор так вообще в объезд давал вариант.

Но всё-таки вышел в центре пофотографировать — размяться. А то снова выключает за рулём.

Вообще, пора замутить пляжный день, не вылезать из гамака, пить прохладное пиво, читать и спать. Но есть проблема — такого дня в плане нет. Такие дела.

Погруженный в свои мысли, больше связанными с тем, что и как делать после окончания отпуска, прибыл в Rio Lagartos.

Я прям чувствовал, что с этими фламингами шляпа и нужно покупать тур. Тур стоит 900 песо. Но его не беру пока, зато сбросил 200 песо на проживании. Теперь отель с патио, бассейном и видом. И в принципе, в терпимом бюджете.

Пока общались с Карлосом, сотрудником отеля, случилось то, что он и обещал — подошли ещё двое и мы зашарили тур, теперь с меня не 900 песо, а всего 400. Это тот самый случай — не мороси и не мечись, todo bien! Даже в другой отель ехать не пришлось. Все решили за чёткий прайс на месте.

Продолжили разговаривать, очень приятное ощущение, когда знаешь, что можешь перейти на английский, но заставляешь себя подбирать слова по-испански — мозг греется, выход за зону комфорта.

На набережной зазывали взять тур. 6 мест лодка 1200 песо. Т.е. я плачу в два раза больше, но зато почти привадо и без поиска ещё пятерых.

Прокатился по набережной. В бар для местных заглянул, но не более того, пить бы там не решился в одного — очень колоритно, по-местному, шумно и даже спину некому прикрыть, ежели чего. Хотя явной агрессии не видно. Тут, кстати, по всей Мексике даже встреченные собаки неагрессивны.

Блудил в каком-то эконом магазине. Как индеец объясняю, что надо — влажные салфетки — салфетки с водой. Что характерно, мне улыбаются и стараются помочь. Отличная черта мексиканской провинции.

Надо отметить, что хоть здесь, в Мексике, нет такого тотального приветствия незнакомым «hola!», но все, кого я встретил — доброжелательные, злости и ненависти в глазах нет. Но и явной радости от того, что я русский, никто не проявляет, как в Перу.

За 108 песо купил 4 короны по литру. Если сдать завтра бутылки — хахах — вернут 40 песо. Нашел экономную жральню, заказал pescado frito y ceviche. Отогнал машину к отелю, даже 300 м ехать после пива за рулем не стоит.

С пескадой связаны смешные воспоминания из Перу, где нас постоянно пытались разводить — у нас не пескада, у нас труча. В том смысле, что пескада — это просто рыба, а труча — чуть не речная форель. Общительный мужик из жральни, развлекал меня, единственного клиента, беседами, трепались обо всем, почему-то он говорил на английском, хотя явно латинос. Рассказывал об особенностях Мексики и отличиях Юкатана. Молодец, посоветовал даже завтра отклониться от маршрута, обязательно взять шорты, сланцы, шляпу и крем от загара. Но севиче, кстати, в Перу было почти везде лучше, на мой вкус.

В итоге ужин со своим пивом обошёлся в 350 песо (1150 руб). Цену заранее не спрашивал, думал, в 250 уложусь. Пока это самый дорогой, завязываем с морепродуктами. Не с пивом же завязывать, в самом деле.

Шел пешком обратно в отель. Всё-таки жить нужно у моря. В любом прибрежном городе, тем более с температурой воздуха выше +20, неизбежно возникает ощущение, что ты приехал домой, во Владивосток.

Сбербанк прислал СМС, что снятые автопрокатчиком деньги вернулись на счёт. Вообще, он и раньше мне писал по этому поводу какое-то предупреждение, но я его тоже проигнорировал. Пусть прокатчики беспокоятся. Машина-то у меня. Посмотрим, как будет развиваться ситуация дальше. Главное, чтобы машина не остановилась по удаленной команде.

В этот день почему-то особенно глубоко ощутил благодарность Латинской Америке за то, что дала почувствовать и научила легкости путешествия. Не париться о каких-то бронях, не заморачиваться на маршрут — все можно сделать в течение дня, в крайнем случае, вечером. Посмотреть карту, вокруг, поговорить с людьми — не пропадаешь!

За день проехал 190 км, трек дня:

20.03. Ведя эти заметки, по крайней мере знаешь, какое число. Каждое утро в блокноте телефона заводишь новый файл. Зачем? Просто в течение дня я туда заношу какие-то ключевые фразы, по которым потом можно выстроить описание дня, даже через два-три-четыре дня. В противном случае хронология безнадежно теряется, затираясь многочисленными свежими впечатениями.

Спал наконец-то хорошо, не понадобился даже кондиционер и было тихо. Проснулся сам в 5:45, будильник был заведен на 6. В 6:30 завтрак, в 7 экскурсия.

Завтрак небогатый, прямо сказать. Тосты, да хлопья с молоком, плюс бананы.

Рядом завтракала немецкая семья в 4 человека. Вообще, немцы как туристы едва ли не самые идеальные. Тихие, не кричат, не ведут себя как обезьяны.

Поехали на экскурсию.

Мягко говоря, не впечатляет, как и сенотами — на фото выкладывают все самое красивое, да с самых удачных выездов, а по факту джунгли, один крокодильчик, немного птиц, один прехисторикал и невозможность подойти к фламинго. Смотрели в бинокль — ну отличный же тур!

Фотоапарат на максимальном зуме навести резкость на фламинго не мог, поэтому фото не будет.

Ну и свет не тот. Поэтому, кстати, адекватные фотографы всегда под себя допиливают тур. А мужик ещё жаловался, что рано встали. А это, одним словом, туризм. Хорошо, что не поехал в Селестун. После Боливии это какая-то шляпа. Зря сюда приехал.

Прошлись обратно, напомнил Хосе, что нам обещаны пляж и купание. Отвёз. Я так понял, что не на сам пляж, но все равно годно искупались, первый раз за поездку. Потом выкинув два раза руки, чтобы размять спину, спалился как боксер. Немного поговорили с Хосе за жизнь в ожидании пары.

Американцы (так вот почему я плохо понимал мужика) жаловались на Трампа, тоже у них в лифтах ссыт, однозначно. Предложил им или революцию, или смирение. Не стал шутить, что это русские им выбрали президента.

Они заплатили 600 на двоих. Похоже, Карлос меня нагрел-таки. Или с них взял что-то еще в отеле.

Полтора часа отбирал фото и писал креативы в патио у бассейна. Вроде и ненапряжно, но как же это долго!

Распрощавшись, поехал. Совсем по берегу маршрут не проложился, ну и ладно. Я уже с грунтовыми дорогами наэкспериментировался.

Вокруг стали встречаться ранчо, дороги совсем пустые, но с заросшими обочинами и достаточно крутыми поворотами.

13:40. Очень хочется есть и ещё рубит опять. Но воду пью безостановочно.

В Colonia Yucatan долго выискивал, наконец увидел косину экономику и сразу остановился. В суп из подлива и макарон лупанул перца. В душ как будто не ходил сразу. Хотя так хорошо ехал — если под кондиционер машины садишься сразу из гостиницы, то комфортно очень. И pollo был таким pequen~o, что я не наелся.

В следующем городе навигатор выводил на встречку. Шайтан.

Появилось изобилие знаков на каждом перекрестке — как будто их тут со всей Латинской Америки свезли и установили.

Перевел часы на канкунское время, на час больше. Т.е. день сегодня будет короче.

Регулярно встречаемые АМС с дороги выглядят обслуженными и окрашены бодро.

Постоянно видел палы, выброшенный у дороги мусор и даже почти свалки. Ай, нехорошо.

На заправке залил 31 л, пробег 2361. Мне опять мыли стекло, но денег не просили. Мыли, впрочем, так же очень посредственно.

В какой-то период ехал дерзко, обогнал затянутую колонну.

К вечеру осознал, что первый день не употел — потому что после душа никаких прогулок не было.

Про Канкун в Лонели Пленет ничего не написано путнего, я даже плазу де армас не увидел. Поехал в зону отелей. Темпер 30, но влажно.

Это совсем другая страна, а не Мексика, как и писали — пляжная, туристическая, вычурная. Но как же хороша здесь вода! И воздух наконец-то без примеси сероводорода. Нашел бесплатный пляж, добрался до воды, позалипал, но времени купаться, к сожалению, нет. Надо в Тулум.

После Канкуна аж зарядился позитивом и энергией, но не от самого города, а от прибрежной полосы.

Отдельно хочется отметить дороги — здесь они великолепные. И платить никто не требует. Летишь — не замечаешь километров.

Недоезжая Тулума, руководствуясь описанием маршрута ocean2ocean, думал встать в кемпинге Xpu-Ha, но инет тупил, плюс описанию было 5 лет, да разворачиваться надо было на магистрали через специально место где-то впереди, поэтому не стал рисковать и поехал в Тулум, в котором изобилие гостиниц. Тем более что был план встретить рассвет на руинах. Хотя в темноте сидел под звездами, втыкая то в телефон, то в Лонели пленет.

Упорол подвеску на очередном редукторе скорости, отвлекшись на стоянку дальнобоев. Верный признак того, что пора и самому на стоянку.

Пиво опять не продают — типа поздно. Хорошо утром забрал свое оставшееся из гостиницы, да завернул его в полотенце, оно после жаркого дня было все еще прохладным.

Кабаньяс (хижины) дорогие. Никак не пойму, за что. Но жабу задушил и отдал 800 песо. За хижину дяди Тома. Были хижины ближе к воде — 1000 песо, а те, что с окном на пляж — так вообще 1500.

Не смогли договориться с сотрудником о том, как попасть в Тулум на рассвете. Таки я склонен думать, что если сотрудник недешевых хижин не может объяснить ни на английском, ни на испанском, то дело все-таки в сотруднике.

Лежал в гамаке почти в прибое и смотрел на звёзды. Опять запускал приложение на телефоне и разглядывал созвездия и планеты. Но заночевать так не решился. Тем более, деньги уже уплачены.

Вернувшись в хижину, проверял рабочие вопросы. Нагнетают, а у меня после этого настроения отпускного не остается, чуть не изжога разжигается.

С учётом перевода времени спать лег в 1:20. А встречу рассвета никто не отменял.

За день проехал 380 км. Это рекорд пока. Трек дня:

21.03. Будильник завел на 5, но встал в 6. Во-первых, тяжело из-за позднего отбоя, во-вторых, не видно, чтобы начинало светать.

Прыгнул в машину, доехал до руин. Никого не было, я впал в уверенность, что пройду бесплатно. Однако меня ожидало разочарование. Метров через 500 был полноценный вход, а мне, собравшемуся купаться, пришлось возращаться в машину за деньгами. Обидно, но касса еще не работала.

Вернувшись с деньгами к 6:40, заплатил — запросили 240 песо. Гоупро скрутил. С тремя буржуями были первыми. Буржуи были не лаптем деланы, и тоже знали, зачем пришли. Лезли за канаты, но какая-то невесть откуда взявшаяся зоркая баба с коляской (!) подняла тревогу.

Непонятно как, но на видовой было уже человек 15. Очень много любителей йоги — что они тут ловят и упорядочивают, думаю, очевидно.

Однако на пляж не пустили — high tide. Да ну, что вы, нашли тоже высокий прилив. Но, в который раз, язык до Киева доведет — пляж откроется в 8, подсказал охранник.

Крутанувшись по небольшой территории руин, вернулся. Внезапно все исчезли, я вообще остался один. Закралось подозрение, что я пропускаю что-то важное.

Каноничный вид Тулума, в топ20 мексиканских достопримечательностей Lonely Planet расположенный на 2-м месте, выглядит так.

7:50. Флаг жёлтый. Заходить можно по колено. Где по колено, там и споткнулся и поплыл, чтобы не утонуть. А вообще я очень зря не искупался в Канкуне, конечно.

Появилась тётка, с которой мы были на входе, пока ждали открытия пляжа (а его пообещали теперь открыть в 9), потрепались. Узнав, что я из России, спрашивала про войну, Путина, Америку и вот это все. Странно, но это последнее, о чем я хочу разговаривать в поездке. Тем более, ни прямо, ни опосредованно не могу на это влиять.

Наконец открыли пляж, и мы там оказались первыми.

Что сказать? Было круто, хотя вода, конечно, не как в Канкуне. Тем не менее, восторг. Правда, мокрыми руками замочил фотоаппарат, и его стало глючить.

Потом опять говорили с тёткой, удивительная персона. Сама немка, но в Германию не хочет возвращаться. По-испански говорит хорошо, три года жила в Барселоне. Еще год прожила в Токио, теперь целится в Латинскую Америку, потому что нарастание напряженности между странами Европы, России, США ей не нравится. Но на мой вопрос, почему Германия не ограничит поток мигрантов с Ближнего Востока и Африки, сказала, что немцы всем должны помогать. Ну, ок, ваш выбор. Также говорила, что Меркель баба неплохая, но, по слухам, за верительной грамотой гоняла в США. Тётка сказала, что билет с 8 утра стоит 70 песо. Но определенно стоило переплатить хотя бы за эти фото, не говоря уж о том, чтобы искупаться в одиночестве на этом пляже.

Пока мы разговаривали, рядом купалась и стреляла глазками очень стройная чика сола. Не дождавшись моего внимания, ушла. Мощно туплю.

Позже набежали толпы народа. Прям толпы. Вернулся к машине, позже — к хижинам. Пока ходил и бегал, сланцами натер ступни.

Завтрак ненажорист, но хорош и все ещё недорог — 500 руб. Тем более на берегу.

Красиво вокруг.

Больше часа «досыпал» в гамаке. Болезненно разобрал более 100 рабочих писем. Выехал из номера, но не смог побороться с искушением и побатониться с книжкой и путеводителем в гамаке.

Наконец поехал дальше. Следующий пункт программы — cenote grande.

Сколько здесь велосипедисток, надо было оставаться подольше — шик, романтик и релакс. Но, вообще, непонятно, неужели в такую жару не проще такси взять?

Весь Тулум производит впечатление уюта и какого-то умиротворения, чего не встретить в соседнем Канкуне, например.

Сенота наконец-то путевая, стоит правда 180 песо, но все цивильно, сначала душ — о чем настойчиво предупреждают на входе. Ну, и масштаб куда интереснее. Зря, получается, в предыдущие заезжал, только время и деньги тратил.

Опять глубже 3,6 не смог нырнуть, пытался несколько раз — закладывает уши.

Переодевшись и отказавшись везти двоих в Тулум (мне сворачивать раньше на Четумаль), в 15:10 поехал. Или в Бакалар или в Четумаль — будет ясно по месту.

Троих голосующих с рюказами тоже не взял — готов взять или одного или двух чик.

В пути грузился после корпоративной почты. Нужно или окончательно отказаться от ее проверки, или смириться. Подбил в уме бюджет, приуныл, после Кампече ежедневный вырос в полтора раза на проживание и развлекухи.

Опять всю дорогу нет связи. Но при этом дорога без вопросов — летишь и поешь.

Местами дорога ремонтируется, видно, с каким старанием укладывают сначала подстилку, а поверх уже — новый асфальт.

За 15 км перед Бакаларом долго пропускали встречку. Участок с ремонтом одной полосы из двух протяженностью был больше трёх км.

К 18 приехал в Бакалар. Очень странное место, в ЛП про него ничего, но ocean2ocean тут тормозили и жили в палатке. Моя палатка, я так чувствую, зря скатается в Мексику.

Перекусил цыпой на въезде.

Там же залил воды в омыватель. Не могу понять, почему тут так дорого ночевать в этом вашем Бакаларе, как сука в той Листвянке.

«Геракла» тоже покормил — залил 30 л, пробег 2800.

Крутанался по самой близкой к берегу дороге. Остановился у пляжа за 3 песо (но с меня их уже никто не требовал), пошел к берегу. Вода пресная, но дно вблизи берега песчаное, поэтому вода выглядит как в Тулуме. Но не по мне это.

Обошел крепость — единственную местную достопримечательность. Тихая провинция. Непонятно, почему туристическая и откуда здесь столько туристов.

Вся набережная застроена отелями, хостелами и прочими размещающими туристов строениями.

Приехал в Четумаль. Белиз рядом — знаки так и провоцируют вывернуть руль.

Купил пива, за невозратность бутылок цена выше. Я вот не очень понимаю, как на автозаправке можно продавать пиво с возвратом — я туда потом как-то еще должен заехать специально, что ли? И как они контролируют мое обещание сдать тару? Или, может быть, я должен был с пустой тарой за пивом прийти?

Пытался понять, что тут за странная набережная. Пока ясно только, что пахнет опять не морем. Расстройство одно.

Поселился в самом дешёвом варианте, но за 250 песо без окна и кондиционера. Не вынесла душа поэта, пошел договариваться на нормальный. Предложили за 400. Но он все равно с рваной простынью и на унитазе нет сиденья. В общем, первая ночь в Мексике задала недостижимый идеал для остальных по совокупности цены и качества.

Долго втыкал в инет на счёт визы в Белиз. Все сложно и долго для моего случая. А самое удивительное, что раньше же можно было сделать визу в Белиз во Владивостоке. Разговаривал с ресепшином на предмет что посмотреть в Четумале, да как в Белиз попасть с возвращением. Ничего внятного не предложили.

Второе пиво только открыл и сразу отрубился. Такой вот день.

Проехал 285 км. Трек дня:

22.03. Проснулся в 5:45. Почти тут же возник какой-то диалог за стеной, похоже, администратор ругалась с постояльцами, последнее, что я слышал и понял — «я звоню в полицию!».

Началось движение под окнами, но я заставил себя спать до 9. Кондиционером ночью не пользовался, спал под потолочным вентилятором.

Сегодня, как ни крути, я поворачиваю домой. Сначала по Мексике, потом на Кубу, потом, Москву, потом Владивосток. Вообще, в теории поворачивание начиналось где-то между Канкуном и Тулумом, но по факту маршрут еще не закончен, и длина его может быть больше плановой. Но в любом случае я поворачиваю к Мехико и двигаюсь на запад.

С креативами начинается беда — 40 минут правлю почти готовый текст. Совсем медленно.

С вечера еще отметил, что тут другие мексиканцы, такое же впечатление, как на юге Китая — становятся меньше и значительно хуже говорят. Понимаю их еще меньше, чем кубинцев. Постояльцы в гостинице вообще непонятные были — возможно, из Гватемалы.

Выселился, пофотал по соседству — в том числе музей Майя. В сам музей не пошел.

Двинул на набережную.

В какую-то конструкцию на пляже не пустили, потом стали вымогать деньги на рефреско, но я сделал вид, что не понимаю и уехал. Вообще, надо поесть, а то голодным я становлюсь злым даже в отпуске.

Покатавшись по набержной, к 12 завернул на прием пищи.

От голода совсем забыл, что зарёкся питаться на набережных.

В кафе паренька не понимал вообще, все жует, повторить нормально не может — на просьбу говорить медленнее говорит так же невнятно. Пока взрослый посветлее не подошёл (говорил как по нотам), банально заказать еды не мог. Какой разный испанский бывает в одной стране, даже в одном городе.

Но все равно кто-то кого-то опять не понял, мне, во-первых, принесли еды значительно больше, чем заказывал, во-вторых, ещё и на вынос. Как так-то?

Час обедал и завтракал. Суп с остротами, конечно же, бросил в пот.

Прокатился по набережной до конца, пофотал.

Набережная красивая и чистая, а вот море не радует, опять и совсем.

Добравшись до границы с Белиз, дерзко запарковался на служебной парковке и выяснял у таможенников нюансы пересечения границы. Отзывчивые камрады, даже звонили в иммиграсьон. Не то что русские псы режима, да).

К иммиграции подъехал под руководством таможенников; подтвердили — только самолёт обратно, потому что онлайн виза дает право въезжать в Мексику через аэропорт.

Мужикам похоже было скучно, и они со мной развлекались. Сходили ещё в два места, в итоге вывод один — по простой онлайн визе нет возможности въехать в Мексику по земле. Т.е. выехать я могу, причем на автобусе, без машины, а обратно — только влететь. При этом самолёт есть только в Канкун. Все неудобно. Что с визой Белиза — не разбирался. Не дошел до границы даже потому что.

Мужики попросили денег на колу, дал 50 песо. Вот и все встало на свои места.

Повернул обратно. Досмотрели тачку, хотя я объяснял, что границу не пересекал.

Вообще, удивительный опыт, шарахаешься по граничному переходу, выясняешь нюансы, никто не ругается и не возражает.

Денег в банкомате не смог снять. Тыкал в разные варианты, но все не дают налички.

В дороге пошел дождь. Причем временами такой, что дворники не справляются. Как только пересек границу с Кампече, сразу отметил, что дороги стали резко хуже. Нашел банкомат, с третьей попытки, перепробовав аккаунты кроме кредитного, уменьшив сумму до 7000 песо, смог получить деньги. На заправке залил 16,4 л, пробег 3000.

Калакмуль уже закрыт, поговорил с сотрудниками, дали наводку, где есть отель (тут же отверг в силу стоимости) и кабанья. Нашел рекомендованный кабанья, посмотрел, сторговался, поселился.

С завтраком в хижине сутки стоят 500 песо. Вообще, хотели 550, но я сказал секретные слова от мужиков с проходной Калакмуль. Чертова Семана санта. В скромном магазине, больше похожем на барак, взял за 80 песо 6 банок Короны по 0,3.

Вокруг хижин масса живности, и даже стучит дятел. Наверное, будет с утра вместо пескадо фрито рико.

Приезжали туристы, пара на машине, помялись и уехали. Жаль, я думал, что будет с кем вечером потрещать и пиво попить. Возможно, опять моя борода напугала. И, кстати, интересно, где они в итоге остановились? Интернета не было по приезду, так что проверить варианты размещения не мог. Теперь есть — хижины засвечиваются вайфаем, но это неинтересно уже.

Пил пивчега, трепался по телеграмм, писал посты. Одна проблема — выковырять из телефона вайфай пароль невозможно, а идти или ехать нетрезвым к хозяйке за паролем лень лютая.

Но внезапно кончилась вода. Это ад. Не вещи постирать не успел, ни помыться. Пришлось нетрезвым ехать 500 м через магистраль. Доехал норм, разбудил народ, предложили поменять хижину. Не понял, почему воды не проще накачать. На обратном пути включал скорость без сцепления, получалось так себе. Коробка явно против.

Чувак, сотрудник администрации хижин, забыл ключи от моего номера, поехал обратно за ними. Вернувшись, переселил меня в хижину с двумя кроватями.

Закончив вечерние процедуры, сыграл отбой.

За день проехал 198 км, трек дня:

23.03. Спалось в хижине посредственно. Видимо, из-за отсутствия стабильного сигнала сотовой сети, телефон ошибочно перевел время, вслед за этим я перевел часы. Утром между показаниями часов и телефона была разница в час, из-за чего спросонок показалось, что я проспал. Несмотря на то, что вечером и ночью что-то капало, погода ясная. Соседи выехали, я тупил на 30 минут дольше плана.

Свежо и хорошо, как в июне в деревне Приморья. Завтрак посредственный, но быстрый. В 7:15 уже еду. Первый билет, на вчерашнем КПП, 50 песо, на втором КПП, километров через 30, не было браслетов, пустили так — по-моему, сэкономил около 70-80 песо.

По петляющей и узкой дороге (а она стала такой после второго КПП) ехал под советские песни. Проваливался в какое-то теплое и светлое ощущение детства. Постоянно встречал павлинов или индюков, прямо на дороге, больше 50 в сумме. Еще бегала пара животных чуть крупнее белок.

Дорога, однако, с глубокими ямами, ввиду того, что освещение в тени деревьев неравномерное, не все из них вовремя видел, «Гераклу» досталось. Его, кстати, ещё и прилично сносит в поворотах, а если присыпан асфальт грунтом — то вообще выпрыгнуть стремится за пределы дороги, словно та спесивая лошадь. Ограничение вроде 30 км/ч, но я был бы не я, если б не ехал 60. В 8:40 прибыл к Calakmul, красная тачка соседей уже здесь. Но вообще машин кроме моей всего 2.

Заплатил еще 70 песо за вход, 45 песо за гоупро не просили. Сразу приятная прогулка по тенистым безлюдным тропинкам — идеально.

На все строения можно подниматься, нигде не видно указателей с запретом. Надо, кстати, почитать, каким раствором майя скрепляли камни. В отличие от инков (ну или того, что им приписывается) здесь используется раствор, а не идеальная подгонка камней друг к другу, из-за чего эти строяния по-крайней мере объяснимы с точки зрения имевшихся на момент возведения технологий — отмечу это в который раз.

Какие-то работы, похожие на реставрационные, на основной пирамиде немного нарушали полную идиллию.

За первые минут сорок туристов встретил всего 6 человек. В такие моменты впитываешь какую-то благость, жизнь удивительно хороша и позитивна, жаль, что коротка и отпуска не так много. Переполняет счастье, радость и умиротворение. Если попробовать описать это ощущение изнутри, то словно встал, распрямил спину, развел руки по сторонам, закрыл глаза и видишь\ощущаешь, как теплый желтоватый луч света входит в голову, растекается по всему телу, и дальше уже рассеянно истекает наружу. Хочется обнять всех и каждого, пожелав добра. Вселенная течет через тебя. Todo bien! Я в экстазе. Пожалуй, это второе место за мою жизнь, где меня накрывало чем-то подобным. Для любопыствующих о первом — это был остров Пасхи.

Наверху пирамид кричал и наслаждался раскатистым эхом. Непонятно, правда, откуда эхо над равниной по сути.

Ну и пирамиды, кстати, отличный тренажёр квадрицепцев. С учетом того, что шаг ступени достаточно большой — около 40 см, подъем на 3-ю пирамиду уже напоминает о том, что спорта слишком давно не было в моей жизни. Верховный тут наверняка в современных терминах был фитнес инструктором.

Странно, но вообще нет игуан.

Встретил, как показалось, русских, не здороваются даже в ответ. Лучше б игуаны были. Я, кстати, в России такой же, но за границей отпускает. А вот двое французов следом — нормальные.

Деревья, проросшие сквозь постройки, навевали мысли о тщетности бытия и необходимости жить в гармонии с окружающей природой, собой и окружащими.

Экстаз продолжался, упивался этим неожиданным и необычным счастьем. Хотелось цедить его, тянуть сквозь себя. Ощущение, что внутри загорается уже свой огонь, теплый и светлый, который будет греть на совещаниях и защищать от разрушающего влияния корпоративной рутины.

Кстати, припоминаю, как в 2006 г. оказался в Микенах. Так вот, Микены ничто по впечатлениям на фоне Calakmul. Грекам, конечно, сейчас стало обидно, но что поделать.

Первый раз увидел табличку no pasar, т.е. не ходить. Но, как ни странно, конкретно тут и ходить-то не хотелось.

Некоторые сооружения причудливо оплетены проросшими деревьями.

Завершая осмотр, не устоял перед искушением снова войти на основную точку площади и впитать этот вид. Людей становится больше. Но все равно они теряются на фоне масштаба построек.

Почему-то местные здороваются чаще и охотнее, больше улыбаются, чем европейцы. Это так просто и приятно — взаимно улыбнуться и поздороваться.

Закончил осмотр и прогулку в 11:40. 3 полных часа, рекорд.

Кстати, хмурые рожи оказались немецкими. А я уже обо всех соотечественниках плохо подумать успел. Извините, если что.

Купил воду на кассе, поговорил с дедом, похвалил место, сказал, что лучшее из того, что видел к настоящему моменту. На выезде, когда уже завелся, из соседней машины подошли две милые девчонки, спрашивали меня, сколько времени нужно на все. Эх, где ж вы были три часа назад?

Ехал быстро, до 80, один раз был на грани вылета в кювет. И когда ж я наконец научусь ездить спокойнее?

Зашёл в музей — в том самом среднем КПП. Музей не требовал отдельных денег и оказался достаточно интересным. Вчерашняя тётка из ресепшина кабанья продает сувениры в музее.

Заехал к хижинам за интернетом. Потом, за обедом, проехав почти всю деревню и едва не погибнув в поперечной канаве к дому напротив того, где завтракал, опять сложно понимал, что говорят. Вообще, удивительно, просишь помедленнее, могли бы догадаться, что артикуляцию подкрепить тоже надо. Нет же, повторение с такой же скоростью и так же невыразительно. Поел, кстати, не особо вкусно и как бы неэкономично.

Стал глючить GPS, почему-то запись трека прервалась. Окончательно забил на ограничение скорости и сплошные — едешь так, как надо, не забывая о ключевых правилах безопасности (не лезть в закрытые повороты и перевалы на обгон). Проехал одну из деревень, настолько неприятную, что вспомнил перуанскую Хулиаку — про нее все писали, что хорошее место так не назовут.

В очередной деревне передо мной с обочины зачем-то вылез местный на машине, хотя прям за мной было свободно. Обогнал его со скромным подрезанием. Мужик чота закусился, и в ответ позже обогнал обгоняющего грузовик меня. Да еще и подрезал. В чужой монастырь со своим уставом, конечно, не ходят, тем более на таком «Геракле», но, тем не менее, еще не погибшую во мне юношескую злость реализовал — его я таки обогнал. Правда, уже красиво. Вообще, еще в далекие 90-е, когда я пацаном только учился водить, отец говорил (повторяю слова своего более старшего товарища), что хороший водитель — это не тот, который внезапно решает быстро ехать, тащившись до этого 70 на трассе, будучи спровоцированным каким-либо событием на дороге, а тот, кто держит стабильную скорость, 100 — так 100, 120 — так 120. Мексиканец был явно не из хороших водителей.

Еще позже осторожно держал дистанцию за лютым бензовозом, который, будучи с двумя полуприцепами, дерзко обгонял и опасно маневрировал. Остановившись на заправке, залил 32,5 л, общий пробег 3430. Опять помыли лобовое стекло. Все-таки похоже, что сервис бесплатный, непонятно, почему тогда в первый раз женщина делала кислое лицо.

Перестроил маршрут с учётом проезда по платной дороге. Заплатил 22 песо, сократил на 100 км — вот это выгодное дело. За стоимость чуть более 1 литра бензина экономишь где-то 7 (расход посчитаю по сдаче авто) и еще полтора часа времени.

Встретил адский КПП в районе Catazaja, выглядит суровее границы, много военных. Я вообще не разбирался в вопросе, но в Мексике есть федеральная полиция, есть муниципальная, но еще отдельно бывают военные. Не иначе как от страха, не договорившись с навигатором, уехал не в ту сторону. Разобравшись, традиционно развернувшись через сплошную, поехал в правильном направлении. Снова проехав рядом с этим КПП Catazaja, не смог соориентироваться, как же его нужно было проехать правильно сразу. Уж очень сложные проезды.

В 18:30, встав на обочине уже в Palenque, втыкал в варианты проживания. Интернет выручает, правда, тут опять роуминг какой-то и работает с перебоями. Как-то мутно организована мобильная связь, во всяком случае, у AT&T, симку которой я купил по совету девиц в терминале аэропорта Мехико.

Подошли из соседненого бокса пьяные мужики, честно пытались помочь, говорили о cabeza maya (голова майя), я никак не понимал, при чем тут это. Уже позже, когда интернет наконец пробился и Гугл карты построили маршрут к найденному отелю, проехал круговой перекресток, где была установлена скупльтура в виде головы майя. Простите, мужики, что гринго такой несообразительный.

Поселиться в номере без окна, но с вентилятором вместо кондиционера не смог — разница всего 320 рублей. Заехал не на ту парковку, поцарапал крышу о лимон, потом показали правильную — а все почему? Правильную дверь открыть никто не вышел, заехал в открытую.

Зашёл со свои пивом в кафешку, соседняя дверь с отелем, смотрел бодрый бокс по ТВ вместе с хозяином заведения, комментировали результаты и их связь со скоростью и ростом, рассказывал о себе. Местным очень нравится, когда старательно, через ошибки обьясняешься. Ждут, помогают, улыбаются.

Накатив промежду делом 2 текилы (мысленно я считал, что уже почти в Оахаке), поужинал — sopa de cebolla (луковый суп)

и mole negro con pollo (курица в непонятном черном соусе).

После вернулся в номер и снова разбирал копорпоративную почту. А ведь мог бы у бассейна сидеть в патио, да.

Проехал за день 451 км плюс где-то 7-8 потерянных при записи трека, да из них в сумме 18 были ошибными из-за метаний у КПП Catazaja. Абсолютный рекорд. Трек дня:

24.03. Cпал почти как убитый, только в телеграм под утро навалилась куча сообщений, да кто-то упрямый с незнакомого номера звонил несколько раз, чем пытались помешать святому праву на отдых. Встал в 6:40. Хочется чилить, но сегодня опять планов громадье. Кстати, обидно, выбрал отель с бассейном, а пользоваться и некогда. Лучше б с завтраком выбрал, кстати. Разобрал ещё 150 рабочих писем. Как ни поверни, но корпоративная культура разрушает сознание и деформирует мировосприятие.

Быстро и вкусно позавтракал там, где с вечера с сеньором смотрели бокс. Huevos a la Oaxaquen~a con frijoles de olla (яйца по-оахакски с чем-то, возможно, неправильно записал название из меню).

Поехал смотреть Palenque. Навигатор заблудиться не дает. Заплатил 35 песо, надели бумажный браслет.

Отличная погода и настроение. Непонятные человеки пытались взять 30 песо за стоянку на формально бесплатной парковке и еще предлагали машину помыть. Мыть отказался, заплатить предложил по возвращению, сопротивлялись, но уговорил. Сначала стулья, потом деньги.

Мощно навязываются многочисленные гиды, толпа народа на входе, заплатил ещё 70 песо. Я, ей богу, не понимаю, почему нельзя сразу один раз заплатить? Что за сложность-то?

Вот этот вид тоже в топе20 Лонели пленет. И даже на обложке путеводителя по Мексике.

Народ ходит толпами. Тысячи их! Основная, раскрученная на фото пирамида, огорожена.

Что увидел нового — местные школьники предлагают услуги гида. Вот это уже похвально со всех сторон. Но все равно обошелся без услуг.

Торгаши везде, меньше, чем в Чичен-Ице, но тем не менее. Прикупил магнитов. Дешевле, чем на Юкатане.

Большими группами бродят немцы и французы, а у меня после вчерашних скаканий по Calakmul ноет левый квадрицепс. Ну и дела.

Обнаружил двоих русских, оказались нормальными, поговорили. Они за 200 евро как-то купили горящие билеты в Мехико из Хельсинки. Ну и тачку сильно дешевле замутили, типа доллар в день, но и страховка 300 минималка. Т.е. в два раза дешевле, чем у меня, а на двоих — так вообще. Едут в один конец, машину будут сдавать в Канкуне. При этом у одного из них уже 80-я страна. Чувствую себя новичком. Надо как-то свои страны пересчитать, вряд ли там даже 20 наберется.

Место интересное, но совсем неатмосферное. Может быть потому, что после Сalakmul сложно найти что-то настолько же впечатляющее. Ходил не спеша, вместо залипания в патио.

Всего одну игуану нашел, и ту пацанчики, продавцы сувениров, подсказали — сидела за моей спиной.

Вернулся на стоянку, 30 песо отдал за «охрану», зато наговорился с гидом, рассказал мне про водопад и про каньон. На Паленке потратил 2,5 часа. Посмотрел фото в интернете, решил на каскады съездить. Но ещё нужно в каньон Сумидеро сегодня однозначно успеть.

После многодневного прибрежного перемещения, наконец-то появились пейзаж и рельеф. Доехал до каскадов водопадов. 12:40. Заплатил 25 песо за билет. Норм.

Бродил, ползал, нырял, к 13:00 вернулся обратно к машине. Местные тут отдыхают с музлом и шашлами. Неплохое место, но пресная вода есть пресная вода.

Отъезжая, увидел кафешку, решил тут же перекусить, расстояние до каньона большое, я, скорее всего, сегодня не успею на тур по каньону, но смогу его осмотреть с дороги.

Пока ждал еду, втыкал в путеводитель. Я как-то затянул с провинцией Chiapas, поэтому маршрута нет детального. А тут тоже богато на места, рекомендованные к посещению.

Опять тупняки с заказом еды. Мужику объяснил, баба повторно подошла через 15 минут. Причем он так не только со мной поступил — соседние столы тоже удивились. С провинцией я разобрался быстрее, чем мне еду принесли. Надо на них Ивлева натравить — пусть работать научит, да. Все, ем днём только на дороге с дальнобоями, чтобы время не терять.

Выехал в 14:00. Навигатор Osmand (интернета опять не было) смело проложил маршрут по более короткому пути, хотя стоит настройка — без грунтовых дорог. Но через несколько километров как раз началась грунтовая. И навстречу мне попала все та же красная машина. Сначала хотел развернуться, но что-то или не получилось сразу, или мозг сказал «ага, счаз», в итоге я поехал по этому пути. Геракла, не учтя клиренса, упорол днищем о камни. Шума было много, какой именно частью — не услышал. Надеюсь, ничего не потечет.

Включив русскую музыку — радио ничего не ловило толком, получил полное ощущение июля в Приморье. Гонял дерзко, явно больше того, что позволяет Геракл и дорога, обогнал двух уступивших дорогу старых пикапов. Встретил две легковушки, в одной женщины с вытаращенными глазами, тоже, наверное, навигатор помог, направил по короткому пути. По итогу проезда дурацкого отрезка пути машину переименовал в «Клопа». Не иначе как от нервной неровной грунтовой дороги забыл завернуть на рекомендованные ЛП водопады.

По всем деревням, которые проехал даже сегодня, складывается впечатление, что едва ли не основной заработок — это продажа на дороге. Кормит дорога. Еще встретил новшество от каких-то ошалевших местных теток, они натягивают веревку перед твоим авто, перекрывая тем самым дорогу. В первый раз я так оченно удивился, думал, только матами дело не обойдется. Потом уже относился проще, но из принципа ничего не покупал. Да я вообще за всю дорогу вот так, сходу, ничего ни разу не купил.

Связи, разумеется, всю дорогу нет. Дорога вообще не хайвей, постоянно петляет, вымораживающие редукторы скорости, тетки и дети с веревками, все не способствует комфорту в пути и быстрому перемещению. Вспомнил Перу, когда после Наски до Куско мы ехали два дня, хотя сначала казалось, что за 6 часов доедем. Местами дорога превращается в тыкву, км еле бегут, навигатор 80 км прогнозирует на 2 часа. Много поворотов и обрывов без лееров, встречаются просто обвалы дороги — все потому, что на обочину тоже никто не заморачивается. По пути встречал много пикапов с людьми в кузове, часто стоящих. Опасно. Наверное, в Мексике нет проблемы с демографией, раз такое сплошь и рядом. Отдельный момент — весь маршрут нет заправок, но в каждой деревне продают топливо в канистрах. Какой-то участок долго тащился за копами, не решаясь обогнать.

В археологическую зону Тонина нет смысла ехать, сегодня не успел даже сюда. А ведь ещё как-то был уверен, что успею на рафтах прокатиться. Дорога внесла серьезнейшие коррективы. Надо больше верить гуглу, когда он прогнозирует время в пути — точность этих прогнозов достаточно высока.

Появился, или мне уже кажется, звук неисправного глушителя. Привет от грунтовки. Очень устал, пожалуй, это самая сложная дорога, вынувшая всю душу. Также обратил внимание, что изменились и люди (стали мелкими и хуже говорящими), и музыка (стала «горской», с большим количеством звенящих звуков). В пути встретил закат, конечно же, красиво! Но как давит усталость! Какой контраст на фоне вчерашнего дня! Ощущается высота, набрал больше 2000 м, прохладно. В темноте пристраивался за местными, попал в пробку и даже видел первое ДТП.

К 19:30 наконец приехал в San Cristobal de las Casas. Традиционно тупил на въезде с проживанием. Разобрался, поставил точку. По пути заехал в магаз, взял пива и текилы. В магазине недодали сдачи 50 песо, убедил выдать. На заправке хотели лишних 100 песо содрать не за мой бензин. Тоже убедил, чтобы мозг не грели. Залил 24,5 л, пробег 3780.

Пока заливали бензин, договорился на подкачку колес за 30 песо. Я не уточнял, до какого давления они собирались накачать, но не заметил, чтобы мужик хотя на двери поискал указания величины того самого давления, указанного производителем. Опять увидел знакомый с Перу манометр, представляющий из себя вылезающий в зависимости от давления металлический стержень. Выдал 50 песо, настойчиво глядел в упор «качателю» в ожидании сдачи. Вообще, странно, в пределах 100 метров (а магазин при заправке), меня трижды за 10 минут пытались надуть. Непонятно, что ждать от города при таком раскладе.

Стали попадаться велосипедисты, везущие пассажира, стоящего на задней оси. Очень оригинально, ту физику, которую я знаю, это расстраивает.

Добрался до хостела, поселился за 500, но тут же дали скидку и стало 400. Странно. Когда говоришь, что один, сегодня и на одну ночь — что-то меняется в ценовой политике. А может быть, просто наглость — второе счастье, главное не забыть спросить про скидку. Уже, кстати, который день через booking.com ничего не бронирую, а только смотрю варианты и еду в выбранный. Так получается дешевле и не приходится потом по просьбе сотрудников отелей и хостелов отменять бронь. Да и, кстати, в букинге далеко не все представлено.

Впервые с Беракруз надел флиску — настолько свежо. Трещали с чуваком с лобби, много интересного рассказал. Пошел в бар по его совету. Мерзну по пути, неожиданно.

А какой город!!! Гулять и гулять, очень уютно. Только пуховку накинуть.

В баре много местных. Оказался за большим столом с парой мексиканцев в возрасте. Оба три недели путешествовали по России. Интересно поговорили. Всем честно отвечаю, что Мексика мне нравится. Не вру.

Ужин был вкусным, самое дорогое, что в него вошло — чай. Такие странности. Весь ужин обошелся в 71 песо. Не припоминаю, чтобы где-то дешевле ел, а тем более так же вкусно. Chalupas y tacos de cochi, tacos dorados.

Дошел до дому, не заморачиваясь ничем, завалился спать около 23. Вымотала дорога.

За день проехал всего 257 км.

Трек дня:

25.03. Встал в 7:30. Как вчера говорил мужик с ресепшина, до Оахаки ехать 14 часов. Гугл, правда, даёт 10,5. Гуглу не верю, потому что вчера навигатор давал на одном из участков 40 минут, я же ехал больше часа — традиционно держа скорость выше безопасной, что как бы характеризует. Если дорога реально такая сложная вдоль побережья, то имеет смысл поискать магистральные варианты.

В 9:10 пошел за завтраком. Оказалось, он не включен в проживание. Шляпа какая-то. Полтора часа тупил с единственным постом, опять очень долго отбираются фото.

Пошел на прогулку. San Cristobal de las Casas — удивительный и приятный, атмосферный город. Не врет Лонели пленет, не врет.

Опохмелочная.

Направился к церкви, к ней ведёт лестница наподобие знаменитой дороги в Сан-Франциско. С одной стороны лестницы — хвойный лес, пахнет здорово. Флиска лишняя, конечно, солнце быстро все нагревает. Голову в том числе.

От церкви открывался приличный вид. После всех плоских городов побережья — забытое ощущение высоты и рельефа.

Внезапно четко вырисовалась мысль — заметки нужны ещё и для упорядочивания впечатлений, событий. И как ни странно от меня подробное видеть\слышать\читать — но через подобное упорядочивание мыслей и ощущений неким образом упорядочивается и становится более структурным взаимодействие с внешним миром.

Спустившись, хотел съесть свежей выпечки и выпить кофе в пекарне. Но кофе у них не было, поэтому пошел дальше.

Местные победнее плетут какие-то не то букеты, не то кресты, а прихожане заходят с ними в церковь. Пасха же.

Буйство цветов фасадов, традиционное для Латинской Америки, радует.

Завтрак в первой понравившейся кафешке был хорош. Сидел на улице, воскресный люд на позитиве. Но иногда подходят уличные продавцы всего и попрошайки. Классно, что почти не курят на улицах.

Huevos con salsa roja y queso gratibado, tacos dorados de pollo — омлет с сыром в красном соусе и такосы с курицей. Кофе и сок за кадром.

Отдельная ремарка — не знаю, сколько мне ещё нужно времени провести без женщины, чтобы пересмотреть отношение к среднестатистической фигуре мексиканки.

Смешно, но у меня не проходит растянутый в Калакмуле левый квадрицепс. Тренированное тело, говорили они.

Главная местная святыня на ремонте. Врочем, даже забор приятен, как отдельный элемент искусства.

Внезапный пережиток из времен молодости. Резкости нет, извините.

Такое часто встречалось в Боливии и Перу, но вот в Мексике редкость — универсальный платок-рюкзак, и для детей, и для дров, и для скарба.

У очередной церкви — опять базар, толкотня. Не нравится мне эта суета. К 13 ошалел от рынка и пошел в отель.

Какое всё-таки удовольствие ходить по такому городу пешком! На неглавных улицах тихо, спокойно, уютно, атмосферно. Пожалуй, впервые за поездку не хватало близкого человека рядом, чтобы поделиться радостью и умиротворением.

В магазинах тройника 12v снова нет, но, по-большому счету, он уже не нужен. В 13:30 был в гостинице. Пока писал и постил креативы, прошло полтора часа. Выехал в 15.

Сначала задумал красивый маршрут, потом уже в пути вспомнил вчерашний путь, забил на это дело и доверил навигатору выбрать лучшее. Зачем тратить 4 часа на 170 км, многочисленные деревни и еще более многочисленнные и редукторы скорости? Поеду напрямки, даже платно. Развернулся еще до выезда из города и поехал платной дорогой, отдал за которую 51 песо.

В очередной раз благодаря навигатору, подсказывающему степень прямолинейности следующего участка, ехал дерзко, обгонял через двойные сплошные, превышал скорость. Можно считать меня незаконопослушным гражданином, но всему этому меня научили сами мексиканцы — насмотрелся у местных же.

Самые частые слова в песнях, что я слышу по радио — сердце, вина, пор фавор (пожалуйста), отра персона (другой\другая). Вообще ротация одних и тех же песен достаточно высокая.

Приехал на первый мирадор (mirador — видовая площадка) на каньон Сумидеро. Без меры общительный парнишка или мужичок — неопределяемый возраст, поздоровавшись за руку, вымогал 20 песо. Раз такое дело, терзал его, где плотина, ради чего, собственно, я сюда завернул. Диалог сложился, и все было понятно.

Но и без диалога плотину было сложно пропустить. Дорога шла прямо по ней. В 16:50 парканулся у плотины. Стоит много знаков с запретом фотографировать, но неясно, кто и как это контролирует.

И если на предыдущем месте я был один словно в пустыне, то на следующей — как на популярной видовой площадке.

После этого катался по близлежащим пердям, ничего полезного не нашел и не увидел. Покружил по району.

Поднялся по дороге выше, встал напротив воинской части. Потом пешком прошелся на 200 назад и сфотографировал свежий ракурс. Не дамба Гувера, конечно, которую я надеюсь увидеть в не самом далеком будущем своими глазами.

Вернулся на закате в главный город провинции — Tuxtla Gutierrez. Остановился на въезде, как обычно, с аварийкой повтыкать в навигатор и путеводитель для определения маршрута. Сидел с включенным в салоне светом и с опущенной головой — путеводитель на коленях. К чему все эти детали? Неожиданно сзади остановилось такси, из него вышел водитель, подошел к моему открытому окну и поинтересовался моим состоянием. Типа еду, смотрю, сидит в машине с аварийкой человек, голова опущена, не двигается, вдруг ему плохо? Очень приятно, искренняя доброжелательность и готовность помочь. Вот вам и Мексика. Отблагодарил всеми словами, которые знал.

В городе нет особых достопримечательностей, только две площади. Добрался до первой — битком, много уличных едален, толпы людей, воскресенье же, тем более той самой semana Santa.

Встретил новые дорожные знаки — проезд по одному на перекрестке. Непонятно, кто первый. Но все готовы пропустить и быть вторым. Все-таки такие нестандартные для россиянина правила сложны, но работают в Мексике, в первую очередь потому, что быстро никто не ездит в таких условиях, так вижу.

Вторая площадь, центральная, интереснее. Встал на удачном месте, выяснилось, что для скорых. Сделав круг, воткнулся под знак платная парковка. Не знаю, как аппаратом пользоваться, поэтому не платил. Спрашивать было лениво. Деньги пустяковые, типа 1,5 песо за 10 минут. Через целый ряд чистильщиков обуви, прошел на площадь. Но тут опять рынок. Сделал одну фотографию и ретировался — зря в город заезжал вообще, получается.

Добравшись до Chapa de Corzo, два раза кружил у отеля, в первый промахнувшись с парковкой. Встретил машины такие, как у меня дома, в России, несколько штук за какие-то 200 м. Чем ближе к северу, тем чаще их встречаю. Заселился, потом поехал парковаться — паркинг гостиницы был в стороне. Не понял, кого искать и с какой стороны, вернулся в отель пешком, выяснил детали подробнее, сам открыл ворота парковки, поставил машину, сам закрыл и пошел в отель. С — сервис. С мужиком, сотрудником отеля, диалога про рестораны не вышло, хотел меня кому-то сбагрить из «помогаев» на улице. Пошел сам. Да, это явно не Сан Кристобаль.

Проходя центральную площадь, где, конечно же, опять была торговля, нашел гамаки, надо брать. Договорился с продавцом, что приду завтра с утра. Не иначе, как от избытка одиночества в путешествии, захотел наконец-то в шумный бар с туристами. Нет в мире совершенства, да.

Почему-то заглючил навигатор, гугл залип, несмотря на мои петляния, поэтому я ушел капитально не туда. Лишний пример, что приборы отупляют, если заменяют функции мозга. Перегрузил телефон, сориентировался на местности и пошел туда, куда собирался изначально.

Дороговатое место. Текилу в баре из местных никто не пил, все по пиву. Четыре стопки не берут, когда настроение хорошее. Разительное отличие от вчерашнего дня — как легка и приятна была сегодня дорога.

Cochita y carne de res a la mexicana.

Подбил планы. Максимум включает в себя 4 полных дня, 1700 км, день в Оахаке, каньон на 3 часа и ещё тусу в Акапулько. Начальный план не включал Рио Лагартос, почему-то Оахаку как таковой отдельно тоже.

В номере какой-то сука сверчок акустически доминировал. Нашел его в душе и убил. Там же обнаружил загар водителя — левая рука и сторона шеи сильно темнее.

Кончился мобильный интернет. Всё-таки или курицы обманули в терминале Мехико, или звонки в Сбербанк люто перекроили весь пакет. Разбираться нет ни времени, ни желания.

За день проехал 168 км, трек дня:

26.03. Встал в 8, из гостиницы вышел в 9. Один раз сорвался с графика — и все, теперь к нему вернуться сложнее.

Снова боролся с адскими воротами паркинга. После поехал наугад искать подъезд к набережной, не получалось. Потом спросил мужика на улице — он подсказал неправильно. Опять ничего не получилось. Неожиданно выручила женщина, наконец-то добрался к набережной с пирсами лодок, хотя в ЛП сразу было указано, по какой улице двигаться в поисках лодок.

Взял воды, купил билет — 200 песо.

Собравшись нужным числом и построившись, погрузились и погнали. Вода грязная, капитан сразу про чаевые говорит — настроение от этого явно не поднимается. Каньон в целом на 4-, свет неудачный, но некоторые кадры все-таки вышли ничего себе так, особенно с поправкой на движение и съемку с рук на устрицу.

Неожиданными были птицы на плавающих бревнах. Но гораздо хуже неприятное открытие — много разного мусора находится на поверхности воды.

Продолжили движение.

Образование на фото ниже имеет какое-то собственное имя, но я его не запомнил.

Дошли до плотины, на которой я был вчера.

Появились пеликаны, я думал, что они живут только на море.

Капитан подогнал лодку к заякоренным лодкам с продавцами разных снеков и воды. После того, как все закупили все нужное, продавцы «угостили» капитана, приложив так же купюры. Фу. Вообще непонятно, как можно так отдыхать, когда вместо здорового диалога с окружающим миром получаешь максмимально откатанную схему примитивного коммерческого развода.

На обратном пути ощущение странное — словно в клетке, ничего сам не решаешь, посмотрите налево, посмотрите направо. Совсем не люблю такой туризм.

Перед высадкой капитан прям настойчиво тряс чаевые. Из принципа ничего не дал.

Наверное, не имело смысла вчера ездить, можно было бы попробовать сразу вечером на лодке прогнать, хотя высокие стены каньона закрывали бы солнце и вид был бы хуже.

Припарковал машину на центральной площади. Встретились охранятели машин, по совместительству раскладыватели картона на лобовые стекла авто — о них я читал в отчете ocean2ocean.

Один помог мне запарковался, договорились, что заплачу ему столько, сколько сочту нужным, а картоном закрывать не нужно. Пошел за гамаком. Но прошел мимо — надо без внутреннего давления решения принимать. Искал, где за телефон заплатить, нашел пожрать. Сбросил давление, нашел вайфай и сделал заказ. Получается, ехать ещё много, а времени мало. А я даже не купался толком. Хотя я не фанат пляжного отдыха и в программе такого потому и не было.

Долго ждал еду, потому что ресторан, читал Фейсбук. Накрыло многочисленными материалами из Кемерово... Россия-мама, ну как ты могла такое допустить?.. После подобного что-либо продолжать сложно, но я пишу это больше, чем через полгода после трагедии, поэтому вот. А тогда взял на три дня паузу. По моральным соображениям.

Дорого в ресторанах. Раза в два дороже, чем в среднем в кафешках попроще.

В магазине Oxxo заплатил за телефон 100 песо. Опять есть интернет. За 250 песо у вчерашнего мужика купил гамак. Заплатил 10 песо за «охрану» на парковке, впереди 5 часов пути по навигатору. Температура 34 в тени. Очень жарко.

Еще не выехав из города, накрутил 4000 км. На светофоре отдал 10 песо мойщику стекол. Под долгие светофоры начинаешь засыпать. По радио много новостей про русских, Трампа, высылку дипломатов. Накаляют зря ситуацию. Вся эта возня, очевидно, в интересах элит, но адекватным людям всегда стоит помнить, что плохой мир — значительно лучше хорошей войны.

Тупил по бесплатным дорогам. В данном случае расстояние одинаково, решил по платным не ехать. В принципе ехалось норм. У Rosendo Salazar красивая лагуна, обрамленная рельефом. Началась курва пелегроса (curva pelegrosa — кривая дорога). Вокруг горы, рельеф, вид! Отвык уже. Снова отчетливо понимаю, что жить нужно только там, где есть и горы, и море. Эта комбинация заряжает витальными силами, хочется жить, действовать, а не впадать летаргический сон, как в средней полосе России, например.

Машин на дороге мало, ехать приятно, дорога красивая, пейзажная, связи, разумеется, нет. Но это даже на руку, совсем ничего не отвлекает.

Спустившись к берегу, дорога выположилась. Ехать стало еще приятнее — средняя скорость значительно выросла.

Внезапно увидел огромное количество ветряков, прям несчетное число. Сразу же свернул, поехал кататься вдоль и искать ракурсы для съемки.

Без квадрокоптера, конечно, несчитово, надо сверху снимать подобный индастриал. До чего же залипательное зрелище!

Навигатор обещал выезд, но его по факту не было, долго кружил, знаки 40 км/ч игнорировал.

Остановила охрана всех этих ветряков, с синдромом вахтёров, один постоянно повторял одно и тоже — быстро не ездить, фотографировать можно, но тут главные — охрана. Категорически унылые люди. Сфотографировали мои права и на этом распрощались.

На все потратил 40 минут. Какое-то уникальное ощущение, ранее не встречавшееся.

В La Ventosa решил заправиться на закате. Залил 40 л, пробег уже 4240. По начальному прогнозу Гугла я должен был при таком пробеге из Акапулько приехать в Мехико. А вот не совпало, да. Совсем. Потом буду разбираться, почему.

Но, вообще, поужинать надо, дух перевести и с маршрутом разобраться дальнейшим. Но, с другой стороны, todo bien!

На мосту через Rio Tehauntepec движение медленное. В самом Salina Cruz все тоже небыстро, странные светофоры, не понимаю, как ими пользоваться. Наблюдение за местными тоже ответа не дает. Есть подозрения, что в ряде случаев они их просто игнорируют. Однако езда в потоке снимает все тревоги и опасения.

Остановился на въезде у мотеля, стал думать что дальше. Может показаться, что это стандартная ситуация и все можно предусмотреть заранее, но заранее нет ни желания, ни времени. Одна печаль — к вечеру очень туго соображаю.

Заехал в магаз Oxxo при заправке, опять баба насчитала вместо 67 песо почему-то 204. Бутылку из-под пива, похоже, можно сдать в другом магазине этой же сети за цену продажи.

Поселился в 20:00 за 550 песо, самый дешёвый вариант. Все равно дорого — мне ж просто ночь поспать.

Похож на мотель, но называется почему-то отелем. Во дворе мужики, поселившиеся раньше меня, что-то пили, но к ним почему-то не пошел. Втыкал в ЛП и гугль, принял судьбоносное решение, не поеду в Акапулько — сложная долгая дорога. Хочу в Оахаку и на пляжи.

Вместо ужина употребил литр «пива» и пачку чипсов. Получается, за день ел один раз. Совсем на себя забил. Не, надо с этим прекращать.

За день проехал 330 км, трек дня:

27.03. Собирался разбудиться в 6, но будильник почему-то остался на 7:10. После этого залип в интернетике. Посему выехал из Salina Cruz только в 9, да еще и без завтрака.

Город странный. Залив весь отдан под порт и нефтехранение. Гражданам обычным доступа к прибрежной полосе по факту нет. Долго ли коротко ли, увидел анонсированный малекон — за небольшим перевалом. Особых волн нет. Но шляпа в том, что и к берегу толком не подъехать — песок, больше похоже на болотистый. Не по-приморски это.

Принялся за поиски. Место я нашел и, конечно же, засадил авто в песок — во-первых, я был уверен, что если впереди стоит пикап, то я тоже не провалюсь, во-вторых, я давно езжу на почти джипе и совсем забыл, как ведут себя вне асфальта все эти недомашины. Ну и, в-третьих, какое ж путешествие без проблем, созданных искусственно? А между тем с собой даже компрессора нет, чтобы проделать стандартный фокус со спущенными колесами.

Закрыл машину, пошел к прибою. Вода на честные 4-. Совсем неплохо, учитывая близость порта. Осознав, что купаться я здесь не буду, вернулся к авто. 4 мужика из отдыхавших вытолкали авто и денег не взяли. Хочется верить, что это и есть интернациональная водительская солидарность. Muchas gracias, cabaleros!

Возращаясь обратно к магистрали, внимательнее смотрел по сторонам. Много кафешек, были мотели. Но все выглядит как-то заброшенно. Может быть, не сезон, непонятно.

Опять красные озера — думаю, искусственно там подсаживают эти бактерии. Снова пожалел, что вообще заезжал в Rio Lagartos.

В Морро де Мазатан остановился в экономике поесть. Справился минут за 20. 60 песо за курицу — очень бюджетно, но не очень вкусно. Никак не могу понять, почему из всех придорожных куриц мне понравилась только первая — как вкусная, сочная, с пылу с жару. Не хочу никого обидеть, но не исключено потому, что там готовил мужчина.

Проходя двором в туалет, в очередной раз отметил, что среднемексиканский деревенский быт, конечно, небогатый, мягко говоря.

Выдвинулся с полным желудком и чистой совестью дальше. Постоянно терял концентрацию на дороге, потому что куда как приятнее смотреть на океанический берег, красиво, призывно, масштабно, но к прибрежной полосе в целом не добраться — везде этому препятствуют лагуны.

Пейзаж был необычным, сопки как в Приморье, деревья на них голые, но под ними уже пальмы, а так же много сухих рек. Наверное, в сезон дождей эти русла наполняются.

В закрытых поворотах, с учетом отсутствующих обочин и густой поросли, очень помогал навигатор, я прям каждый день это ценил это все больше и больше.

Редкие авто не заморачиваются ни ограничением скорости, ни разметкой. «Клоп» по-прежнему не любит крутых поворотов, скорость приходится сбрасывать сильнее, чем у полноценных авто с независимой задней подвеской.

В 13:10, преодолев почти 200 км, остановился в Пуерто Анхел, вышел на пирс, пофотографировал — цвета моря, конечно, красивейшие, запах тоже — намного лучше всего Мексиканского залива, что я видел. Но расстраивает, что дороги, как в Андреевке — узкие, в ямах, и по ним еще шатается много людей, хорошо, что хотя бы не пьяных.

Двинул дальше, как раз по трем рекомендованным ЛП точкам — о которых путеводитель в восторге писал, что вам здесь точно понравится и вы совершенно точно возжелаете остаться дольше, чем планировали.

В Zipolite это еще не чувствовалось прям настолько сильно. Тем более что странным образом я сначала попал на пляж нудистов, без всякой цели и анонсов. При этом, даже с учетом малого количества людей, голыми там были не все.

Переодевшись, положив ключ на лобовом стекле у привода дворника, захватив гоупро, пошел в прибой. Песок серьезно обжигал мои неизбалованные высокими температурами северные ступни.

Вода очень теплая, где-то 25, не очень соленая, высыхая, не покрываешься солью, чистая, только в прибое поднимается мелкий песок. Но коварная — сильный снос волнами, океанический прибой.

Через километр опять свернул в бухту. Запарковался на дороге, босиком через ворота с навесом, где отдыхали полицейские и спасатели, вышел на берег. Эта бухта еще лучше, более закрытая и уютная. Похожа на приморскую Триозерье или поменьше соседнюю. Такой Zipolite мне нравится — нет лютого туризма и отличная вода! Залипнуть бы тут на 3 дня, перевести дух. Но времени нет...

Встречаются кемпинги, прямо на берегу, много хипанов и вообще расслабленных людей. Но при этом видно, что отдыхать с комфортом стоит все тех же ощутимых денег.

Поговорил с мужиками на выходе, похвалил место. Единственный вопрос, который точно интересует всех — откуда я приехал. Soy ruso!

В машине теперь к общей срачи добавился песок и запах соли. Неожиданно подумал, что машина, возможно, и обкатку-то не прошла (я брал ее с пробегом около 500 км), а я ее до отсечки регулярно кручу...

Пропустив San Agustillo, залип в следующем рекомендованном месте — Mazunte. Все так же шикарно. Заказал еды, чтоб почилить. Но вообще мой внутренний арбитр начинает нагонять скуку, если я ничего не делаю, но первые полчаса пролетают в удовольствие и незаметно, и для меня, и для него. Т.к. алкоголь пить нельзя (а хочется мохито в такую жару), приходится пить свежевыжатый апельсин.

Тронулся дальше. Одометр перешагнул 4500. Цифры намекают, что окончание маршрута все ближе, хотя и удивляют — при таком значении я уже гарантированно рассчитывал быть в Мехико, причем с заездом в Акапулько.

У дороги начали встречаться магазины «настоящего мезкаля». Вышел у одного, посмотрел на нескольких буржуев, завезенных микроавтобусом, поговорил за цены — дорого, 660 песо за не самую выдержанную марку — да я больше 150 платить не готов.

Добрался до Puerto Escondido, нашел в гугле серф школу, припарковался, пошел общаться. Стоимость 500 песо 2 часа, записался на утро, на 6:40. Главный смешно говорил по-русски — греби, греби, вставай! Я покорен. Почти так же, как тостом «ну, по суть-суть» в Наске.

Кабанья через дорогу от серф школы была битком. Двинулся посмотреть, что есть поближе к берегу. Сразу стал встречать очень много буржуев, но таких, не как в Канкуне, а скорее как в Тулуме, только еще более открытых и улыбающихся. Есть симпатичные девчонки. Пожалуй, это самое лучшее место для душевного отдыха, но, черт побери, у меня нет времени на этот отдых. Долбанный Рио Лагартос и непроработанный маршрут — вообще ЛП рекомендовал ехать в одну сторону и полностью игнорировал побережье от Беракруз до Кампече. Начинаю понимать и ощущать — почему. Жаль, что так поздно.

Разумеется, тут же встретил еще несколько серфшкол, но ценник точно такой же. И так как я своему данному слову верен, то передоговариваться не стал. Вдоль берега очень много кемпинга, но практически все битком. Поставить палатку и провести ночь стоит 100 песо с человека. Внезапно понял, что не готов сразу в палатку. Наверное, потому, что ставить ее на ночь, разводить канитель с надувным ковриком и спальником очень лениво. Тем более, если утром это все будет сырым — то как складывать обратно? Открытый вопрос — нахрен вообще это всё я сюда привез, около 6 кг сам у себя отнял...

Первую свободную кабанью предложили за 800 песо, потом ее же за 500, потому что требовалась только ближайшая ночь. Никак не могу точно понять, из-за чего так строится ценовая политика. Может быть, потому, что бронируется наперед, а если сегодня все равно пустая, то брони не будет точно и лучше сдать за 500, чем не получить ничего?

Каким-то расчудесным образом нашел трехместную кабанью за 250 песо. Вообще, она тоже сдавалась дороже, но мне одному больше одной кровати не нужно, поэтому как бы вот. Отличная цена на фоне размещения в палатке за 100 песо.

Поселился, расположился, ходил по пляжу с початой литровой бутылкой текилы, на удивление хорошо пьется прямо с горла. Вообще, я предпочитаю крепкий алкоголь и исключительно в чистом виде.

На пляже встретил прокат коней, тут же пошел за деньгами — 30 минут за 150 песо вполне отличное предложение. Где-то на подкорке мозга носил идею катнуть часа два, да по выразительному рельефу, но, во-первых, так и не проработал вопрос и не знал, где точно это можно сделать, во-вторых, времени уже осталось мало.

Прогнал like a Putin, был героем пляжа, собрал кучу восторженных взглядов — о, это вредное тщеславие. Осталось за кадром, что одно бедро и подъем я сильно натёр — катался только в мокрых шортах, да на неотрегулированных стременах. Возможно, и седло, кстати, было под значительно более крупный зад, чем мой, но игравшая в моей крови текила не придала этому значения.

На обратном пути конь, как водится, разгонялся сам, я даже реально был близок к варианту выпасть из седла. Тем более, удерживая одной рукой гоупро на палке. Падать на мокрый песок было бы очень больно и смешно для окружающих. И видос, разумеется, не запилил.

Приняв душ, вернулся на пляж — допивать текилу. Тем временем стемнело. Пляж вообще полностью опустел. Мне это странно, потому что всю мощь океана можно и нужно чувствовать именно сейчас, ночью, под звёздами. Но ни одного буржуя вокруг. И даже диджей куда-то сбежал. Видимо, мы настолько разные. Но с другой стороны — полностью наедине с природой. Родной тихий океан даже звучит по-другому. И пахнет домом. А кроме того, заряжает энергией и ощутимо мотивирует жить и дышать полной грудью. Замедление!

Берег был очень крутым, в воду я уже не лез — темнота, прибой, текила, случись чего — никто и не узнает, какой у парня был конец.

Допив текилу и наговорившись по телеграму (добивал сигнал с кабаньи), вернулся в хижину, включил потолочный вентилятор и сыграл отбой.

За день проехал 268 км, трек дня:

28.03. Почему-то на кровати была только простынь. Не две, как в целом принято в ЛА, а одна. Заворачивался в нее. После вечерних поллитра текилы я и бутылку-то неизвестно где оставил, поэтому спалось норм. Кстати, вот ром, текилу, виски, коньяк я могу пить с бутылки, мне даже нравится в некоторых ситуациях, но с водкой так не выходит.

Встал в 6:40, и то чуть не проспал, потому что телефон показывал 1% заряда. Погнал серфить. Ну т.е. как погнал-то, поплелся с бодуна. Вот прям самое лучшее состояние, чтобы контролировать свое тело, тем более, когда до этого серфил всего один раз.

Разумеется, к обещанным 6:40 не пришел, как договаривались, пришел в 6:55. Впрочем, ещё никто никуда не торопился, да и с вечера говорилось, что начнем-то в 7, но приходи пораньше, разминка, инструкция, все дела.

Взял в школе баночку пива, выпил, побил смешную низкую грушу. После угостили сладким кофе с молоком и булкой — «чтобы были силы». Бодун почти прошел. Потренировали меня на бетонном полу на предмет «греби, греби, вставай!». Смешно, но получалось не всегда. Зато вспомнил, в чем отличие в стойке между сноубордом и серфом — спасибо вейксерфу.

С чико и двумя чиками в сопровождении инструкторов пошли на пляж. Гоупро у меня отобрали, чтобы не утопил. Я-то, конечно, наивно рассчитывал, что сниму прокаты, в которых был уверен, с палки. Но вот то, что не закрепил камеру на доску — это забел.

Рядом с зоной катания (а волны приходили только в южный угол длинной бухты) вовсю охотились пеликаны. Необычное ощущение, тем более, когда эта несуразная на вид птица метров с 10-15 пикирует и ныряет, чтобы клювом схватить рыбу.

Сначала у меня не получалось ловить волну, но поменяли доску и за первый час из двух я честно прокатил 4 волны. Причем не без гордости отметил, что лучше многих вокруг (но и падал много и знатно тоже, точно не хуже многих), хотя катал второй раз, а первый — два часа в Перу в 2012. Тут, в Puerto Escondido, кстати, сильно лучше вообще все.

Инструкторы хвалили, говорили, что катаю так, как будто не первую неделю стою. В перерывах, ожидая волну, трепались. Один из инструкторов — Марио, даже похож на того, из легендарной игры. Мексиканцы люто ненавидят и Трампа, и американцев за то, что те везде лезут — по всему миру. К русским отношение сильно лучше. Это, кстати, очень большой плюс, как для людей, так и для геополитики. Но вообще самые молодцы в этом смысле китайцы — нигде не отсвечивают, но скупили уже полмира. Нюанс, однако, в том, что 80% внешнеторгового оборота Мексики приходится на США и Канаду. Поэтому «милые бранятся, только тешатся».

Один из инструкторов жаловался, что настоящие американцы — это именно мексиканцы, а америкосы все пришлые. Вот мне такая позиция неблизка — насмотрелся подобного в Боливии, самой бедной стране Латинской Америки. Работать надо и создавать в своей стране условия для жизни, а не париться, кто, где и как себя или тебя называет — и уважать будут при любом имени.

Обсуждали девчонок и смеялись с того, что знакомиться нужно в море — сразу видно и фигуру, и макияжа нет. Для меня ещё важно, как девушка двигается — общее восприятие лучше, если она пластична и естественна. В этом смысле обязательной подростковой программой сделал бы в школе или хореографию, или гимнастику. И запретил бы по половому признаку всякие единоборства и футбол. Часто вспоминаю, как примерно с 7 класса мои одноклассницы почти в полном составе на физкультуре просто сидели в раздевалке и там же курили. «Зачем нам волейбол? Зачем нам физкультура?» Выросли, так и остались в целом без здоровой координации движений и даже неуклюжими.

Инструкторы добавляли позитива. Вообще, я в такой тусовке первый раз и мне прям нравится. Легкость, улыбки, смех. Есть симпатичные девчонки, кроме того, есть ещё и стройные и ловкие — любо-дорого смотреть. Кому как, а для меня женщина должна быть если и не вызовом, то совершенно точно стимулом. Чёрт, ну, конечно же, я зря не запланировал здесь отдохнуть три дня!

Больше всего уставала шея. Инстуктор, в шутку разминая мне мышцы ниже шеи, спросил — не боксер или не кикбоксер ли я. Амиго, я в зал за последний год ходил суммарно два месяца. Но шутили насчёт того, что так безопаснее. Спросили, видел ли я людей с мачете? Вот типа они опасные. Объяснил, что зря они так — я в десятку стоя с рук с 50 м с калаша попадаю. Хвалили мою дикцию испанскую, вот смешно-то. Рассказывал им, что это просто потому, что в России буква «р» есть. Ну и сказал им классически «Ррродриго» и попросил повторить «бронетранспортер». Посмеялись ещё. Хорошие ребята.

Вернулись, приняли душ, и я пошел выселяться и завтракать.

Позалипать на пляже не удалось, даже паренёк с волейбольным мячом играть со мной отказался, типа жарко, ретировался с моим появлением — хотя и мяч предлагал. Жаль, я очень люблю пляжный волейбол, а последние годы играть в него почти не удается. Но выжигающего солнца действительно очень много.

Принял душ, наконец-то нормально побрился, а то или зеркала нет, или свет тусклый.

Почти кончилась наличка, да и с целью (скорее, сомнительной) экономии питался в стороне от первой линии. Перед заказом пересчитал остаток, чтобы не налипнуть. Прием пищи, несмотря на скромный бюджет, был весьма приятственным. Употребил entomatadas jamon y chorizo, tacos. До сих пор не могу понимать, даже приблизительно, что из себя представляет 80% блюд.

Завернул в серф школу, отдал деньги за пивчег, поговорили с местными. Проклинают американцев, которые хотят выкупить тут все и сдавать в аренду. Чертов капитализм, да. Одними проклятьями его не победить же, ребята, читайте классиков классовой борьбы.

Puerto Escondido покинул в 12. Недурственно, вот что значит ранние подъемы.

К вчерашним мозолям от коня добавилась усталость от двух часов серфинга — ныла шея и натерлись нижние ребра.

Заехал в банкомат на автовокзале. Да, помницца мы с соучастнегом и на автобусах в Перу и Боливии погоняли, потому что не могли пересечь границы на авто. Оглядел ожидавших авто туристов, сплошь женского пола, но так и не решился искать попутчиков. Ред Хот Чили Пеперс лажал.

Почти сразу же после автовокзала залил бенза, 25 л, общий пробег 4590 км. Опять мыли стекло.

Дорога в Оахаку очень тяжелая. Я медленно не езжу, но тут совсем не везде можно 40 разогнаться. Воткнул какой-то режим частичного отсутстивия и ехал отстранённо, но помогло не то чтобы сильно — устал рулить за первые 50 км.

Часто встречались засыпатели ям, вымогающие деньги за свою сомнительную деятельность.

На правой ноге к «конским» ссадинам прикипают носок и штанина. Покатал на коне так покатал. На все деньги и даже больше.

На улице стало нежарко, как никак набрал 2000 м, но почему-то кондишка на 2-м уровне с забором воздуха с салона все равно не справляется с поддержанием комфортной температуры.

Проезжал деревню с неожиданным названием Лунный свет, а то все одни святые, да и только.

Зато на всех машинах на решётках иконы и цветы — пасха и вот это вот все.

Регулярно встречал провалы и обвалы дорожного полотна — обочины-то нет, никто не следит за ее состоянием. Машину выносит в поворотах, паркетники уверенно меня обгоняют.

После первой сотни внезапно поехалось лучше и веселее. И даже усталость прошла. Хотя не сказать, что дорога улучшилась — все так же не просматривается в поворотах, очень тяжело обгонять, но все равно красиво обгонял, опять же спасибо навигатору, подсказывавшему длину предстоящего отрезка и угол поворота. Встретил каких-то многочисленных велосипедистов-шоссейников, с сопровождением, а так же странную дымку, затягивавшую изредка обозреваемый пейзаж.

Спустившись на ровный отрезок дороги, долго катил по какой-то автоулице — ремонты, магазины, замены масел и стоянки. Все в окружении цветущих синим деревьев. Но совершенно негде поесть. Когда нашел первую кафешку, оказалась китайская кухня, а я еще спрашивал по незнанию местной еды. Ну ладно, красный дракон так красный дракон.

Ссадина на ноге сочится, попитала штаны, штаны прилипли к ноге. Отрывать больно. Избавить ногу от работы за рулём тоже не могу. Такое вот наказание за беспечность и нетрезвое бахвальство.

Спокойно разобрался с хостелом — никаких проблем, когда не нужно рулить, есть время и интернет.

Добрался в Оахаку. Хостел чёткий, с отличным персоналом, но без паркинга, хотя стоит признак наличия. Паркинг через квартал, ещё 100 песо за ночь. Ещё почти за 100 песо купил гель для душа, бинт и подобие салфеток. Только бинт только оказался сухим гипсом. Видимо, что спросил — то и дали. Привет гугл транслейт. Неожиданно пригодились медицинские маски, которые я взял еще при вылете из Владивостока, чтобы не кашлять на попутчиков и родственников.

Не очень получается разобраться с остатком маршрута. Времени мало, а сделать нужно еще столько всего!

Пошел в рекомедованную всеми La casa del mescal (дом мезкаля). По-хорошему завидовал чико, с которым была потрясающая чика — так-то вокруг были одни мужики и пили они в основном пиво, потому что бутылка 0,3 стоит 15 песо, а стопка мезкаля — от 60.

Сначала было скучно, пять или шесть стопок, не особо отличающихся по вкусу, не брали.

Однако после, под какую-то мелодию сосед изобразил игру на гитаре, зацепились языками и понеслось. Он оказался учителем английского для детей с отклонениями в развитии, такие люди заведомо с определенной девиантностью и потому глубже и объемнее. Много разговарили, на смеси испанского и английского. Рассказывал ему про восприятие Мексики, нюансы взаимодействия с жителями провиниции как мексиканской, так и перуанской\боливийской. Собеседник бывал в Перу, так что говорили как с земляком, в общем-то.

Обсуждали языковые отличия — perfect, perfecto и perfectamento. Шутили насчет того, у кого больше свободного времени — у того и те же фразы длиннее, все как в теории информации. Угощали друг друга, потом я пристал к бармену, типа почему такой triste (грустный), ну-ка быстро выпил за мой счет.

Долго говорили еще о чем-то важном, много пили. Последнее, что помню, как пил минеральную воду. Дальше не помню ничего, заплатил или нет, если заплатил, то сколько, как доехал домой, как открывал номер и вообще общался ли с персоналом. Можно сказать, что поход в бар качественно удался — не всегда в России так душевно можно набраться.

За день проехал выматывающие 255 км, трек дня:

29.03. Встал в 11, и то потому, что пришел персонал и напомнил, что чекаут через час. Штормит сильно, совершенно точно лучше не наклоняться — притяжение земли резко вырастает. Сколько вчера выпил — неизвестно, т.е. вообще неизвестно. Спать лег как пришел (или меня пришли, что кажется более вероятным) — не раздеваясь и не разуваясь, на нерасправленной кровати. Сказать по-чесноку, первый раз в жизни так случилось.

Весь выпитый мезкаль собрался в мешках под глазами. Наклоняешься — перевешивают, тянут к земле. Денег сильно меньше, чем было вечером, и все перемешанные, стало быть платил. Сколько — вопрос открытый. Отдельное чудо, что я проснулся и с деньгами, и с документами. На будущее решил ходить только с кешем, без документов.

Из номера с большим трудом выехал в 12. Засел в общей зоне. Опять кончился интернет на телефоне, спасался вайфаем. Через час с тяжелой головой начал поиски паркинга, разумеется, тупил. За руль в таком состоянии нельзя вообще никак. Загрузив баул, пошел гулять — только физо и воздух теперь способны вернуть меня к человеческому виду и самочувствию.

Хотя нет, еще пивчег — выпил в громком баре без единого клиента 0,33. Пивчег вернуть к жизни не смог. Опять нашел Касу дель мезкаль, боролся с приступами сразу же подступившей тошноты.

Ходил по рынку напротив, ничего не брал, потому что вообще не соображал. Хотя сходу купил погремушку племяшке.

В отсутствие притока чистого воздуха, будучи окруженный разными биологическими и химическими запахами, почувствовал себя сильно хуже. Неясно, сяду ли сегодня за руль с такими раскладами.

Нашел продавцов мезкаля. Предлагали по 800. Ага, щаз, пусть самим его пьют за такие деньги.

В целях борьбы с голодом заточил сендвич с соком. Одними руками и еду готовят, и деньги берут. И куда, интересно, подевалась моя лютая брезгливость по этому поводу?

Опять заплатил 100 песо за телефон. Помогли подключить тариф с мегабайтами.

Центр Оахаки впечатляет даже с дикого перепоя. Интересный город, тут бы задержаться, конечно, не настолько, как в Тулуме или Puerto Escondido, или даже San Cristobal de las Casas, но тем не менее. И первый город, где такое количество попрошаек на улицах.

К 16 отпустило. На Монте Албан не успеваю, хотя фото красивые и зовущие. Оставаться ради этого еще на день смысла нет, тем не менее.

По пути к парковке по запримеченным местам на рынке накупил сумок на подарки, потрещали с продавцом. Опять хвалит мой испанский, особенно как скажу, что я из России, так прям сразу нравиться начинает. Хотя что может нравиться, непонятно. Простые фразы, которые я повторяю всем. С другой стороны, если бы в России мексиканец говорил со мной на русском, я бы тоже радовался и хвалил, однозначно.

Выехал в 16:30 и поехал по либре. Почему, уже не припомню, но с таким замороженным мозгом причины могли быть какими угодно. Дорога была свободной, но петляющей. Внезапно навигатор предложил свернуть на грунтовую дорогу, да еще и перегороженную веревкой. В сметении стал метаться и перезапускать навигатор. Но нет, мне действительно сюда. Отдал 20 песо, несколько километров шкрябался по грунту и наконец-то выскочил на квоту. Скорость выросла, напряжение за рулем сильно уменьшилось. Ехать приятно. Решил на сегодня больше не жлобстовать и ехать по платным магистралям, тем более что проехать в сумме надо не меньше 300 км.

Но навигатор не перестроился и пытался вывести с дороги на бесплатную. Однако я подвох отловил, и продолжил движение в правильном направлении.

Снова заправился, 25 л, пробег 4940. Цифры пробега все дальше отдаляются от прогноза.

Вокруг пейзаж, но темнеет, т.о. я не только из-за пьянки деньги потратил, здоровье подорвал, на руины не сходил, так вот теперь еще и виды пропускаю. В закате пейзаж казался как в каньоне Колка, кстати.

За дорогу отдал 69 песо.

По окончании сумерек, пытался обогнать спаренный длинномер, традиционно подгадал по навигатору (в темноте же не видно перспективы) прямой участок дороги, через двойную сплошную начал обгон, за мной сразу нарисовались копы с включенными сиреной и мигалками. Сердце упало. Если в первый день меня нахлобучили вообще без повода, то сейчас я даже не представлял, сколько стоил бы «штраф». Однако копы обогнали закончившего маневр меня и умчали куда-то вперед.

Дорога очень красивая, высокие мосты, особенно над р. Оахака, но уже темно. Пропустил виды самой красивой дороги, по которой ехал за все 5000 км.

За дорогу платил еще 29 песо и позже 41.

После поста оплаты, вышел в магазин. Жутко саднит бедро, натертое конем. Сильно прилипает штанина, насквозь пропитанная сукровицей и лимфой. Ну бомж в чистом виде. Народ пока еще от меня не шарахается. Заточил бутер и купил любимый гватемальский сок.

Поехал дальше. Начал моросить дождь, условия езды очень непростые, отягощаемые наличием большого числа попутных и встречных длинномеров. Но нравится, как ездят мексы — на магистрали полосы стандартной ширины, но по правой стороне после разметки еще почти 2 м до обочины, поэтому все едут максимально близко к обочине и таким образом остается общий ряд для обгонов. Однако когда по краям жмутся два длинномера, а третий обгоняет одного из них и все три разъезжаются на дороге одновременно — это даже для меня чересчур.

Тачка стала что-то совсем немощной, не крутилась и не ехала, думал, что последствия нарушения режима обкатки, но потом выяснилось, что часто набираем высоту, поднимаясь в ночи невидимый подъем. Как-то выпало из памяти, что Мехико так-то не прибрежный город, хотя и не Ла Пас, конечно.

К 21:20 завернул в Acatzingo de Hidalgo, наконец-то поселился в мотеле, да еще за годный прайс в 250 песо. Норм. Тётка тарахтела, не понимают неоднократные просьбы говорить медленнее. Вот это вообще парадокс, который не перестает меня удивлять.

Откровенно рассмешили прикованный пульт от телевизора и презерватив в составе средств гигиены.

Как ни удивительно, но за день проехал 320 км, трек дня:

30.03. Не спалось с 4, будильник был на 6, но встал в 6:30. В 6:50 поехал. Пасмурно. А я-то рассчитывал вулканы хотя бы увидеть. Про подниматься речи не идет.

В омыватель в несколько итераций залил воды пол-литровой бутылкой.

Последний автомобильный день и хочется все успеть, поэтому ехал по платным дорогам, отдал сначал 64 песо, позже 36, а в последний раз — целых 165. Прибыл к главным пирамидам всея Мексики Teotihuacan к 9. Народу уже прилично. Запарковался в тени. Повязка с конской ссадины сползла, пока рулил, опять лимфа штаны пропитала, блин.

Практически сразу после входа понятно, почему эти пирамиды — главные в Мексике. Какой масштаб — что самих пирамид Луны и Солнца, что всего комплекса, пронизанного улицей мертвецов! Многовато туристов, даже при том что я приехал почти к открытию. Свет уже неудачный, даже рассеяный из-под облачности, да и оптика другая нужна, чтобы снимать красиво. Но никакие фото, конечно, масштаба не передадут.

С людьми для осознания масштаба.

Уклон пирамиды Солнца достаточно крутой, отдельный участок — очень крутой, ступени узкие, приходится подворачивать ногу, чтобы встать надежнее. Стоят сотрудники, помогающие нуждающимся — пенсионерам и детям подают руку. Очень много иностранцев. Теперь и у меня при подъеме лёгкая отдышка. Странно. Наверное, потому, что практически месяц у меня исключительно сидячая водительская активность — и больше никакого физо.

Не могу сказать, чтобы эти сооружения впечатляли сильнее, чем Мачу Пикчу, например. Все-таки инки (если это действительно строили они) действовали в более сложных условиях рельефа, большего веса камней\плит, не использовали раствора, подгоняя элементы кладки сложными пространственными швами идеально. Как я уже раньше писал, здесь, в Мексике, видно, что майя и прочие использовали блоки, примерно как современные шлакоблоки по размеру, много раствора и потому все воспринимается соответствующим времени постройки.

Забралось странное ощущение, смесь усталости и ожидаемой грусти, потому что все хорошее, как говорится, заканчивается. Вылет домой через 3 суток.

Сил в организме немного, за вчера съел два сендвича, а сегодня без завтрака. Перемещения по пирамидам даже утомляют в таких реалиях.

К 11 солнце стало припекать, но не как в Оахаке или на Юкатане, но тем не менее.

Находившись-набродившись, осмотрев все доступное и интересное, зашел в музей. Интересный, но много читать и вникать в историю и значимость каждого экспаната нет ни времени, ни желания.

Сев в машину и начав движение, в скорости поддался уговорам уличных рестораторов и завернул в мини ресторан, голод же дикий, есть совсем на улице не хотелось.

Пока ждал заказ, ковырялся в телефоне. Опять глючил мобильный интернет. Надо найти хостел в центре Мехико и мойку по пути — машина как помойка внутри и грязная снаружи. 19 дней пути как-никак.

Подключившись к ресторанному wifi, забронировал сравнительно дешевый хостел в центре Мехико, 3 дня в одном буду жить.

Годно перекусив, рассчитался. Внезапно забыли сдачи 100 песо, пришлось намекнуть на «ошибку». Чаевых не оставил. Ошибся, с кем не бывает.

Залил 25 л, пробег 5345. Ехать еще примерно 50 км. Вчера вычислил, что по трассе можно смело проехать около 100 км, при этом уровень топлива по показаниям все ещё будет максимальным.

Нашел банкомат, следом нашел мойку — правда, первая была в навигаторе и отсутствовала в реальности. Как раз стал накрапывать дождь — автомобильная классика. После того как помыли кузов и принялись за салон, я перепаковался — все вещи еще влазят в баул, но вес его непонятен.

Вся мойка обошлась в 50 песо, дешман, о чем мойщикам сказал. С ними, кстати, тоже немного разговаривали, и тоже были проблемы с непониманием просьбы говорить помедленнее. В итоге говорил с одним, знающим английский.

Когда получал авто, в силу разного рода суеты и нервотрепки, не поставил точку в навигаторе, да и сам трек стал писать позже выезда, поэтому куда именно ехать — не знал. Вбил в поиск и поехал. Навигатор привел не туда. Парни из Hertz не растерялись, выдали мне одного вместо штурмана, и мы вместе доехали куда надо (а нужно было около 500 м проехать) к 15:40. Общий пробег 5415 км. Я никак не пойму, где закралась такая ошибка от начального плана, при общей сократившейся длине пути (без Акапулько) превышение на 1000 км. С точки зрения езды и затрат ничего критичного, благо ехалось ровно и быстро, да и день запасной был, но сама по себе погрешность значительна. Причем как-то сократить маршрут (не рассматривая вариант сдачи авто в другом городе) возможности не было уже с Паленке.

Тачку сдал ровно, но как я считал при ее получении 29$ день — тоже непонятно, вышло по-другому. Все-таки душу мне вынули сильно в день прилета. Но, правда, я вообще не уверен, что Hertz сможет деньги снять, потому что депозит же вернулся на карту, а как снять денег без чипа и пинкода — непонятно. Но несколько раз переспросил менеджера — все ли ок с картой и депозитом? Да, ок. Ну ладно.

За 224 песо взял официальное такси. Расстояние вроде немаленькое, но цена явно ниже российской. В пути увидел здание из туфа, сразу подкатила ностальгия по Еревану. Как раз годовщина поездки приближается.

В центре, в поиске отеля, ездили странно, таксист, похоже, не знает, какая улица с движением в какую сторону. И он тоже забивает на красный светофор. Удивительные особенности езды, конечно.

В отеле меня не ждали, за три часа с момента подачи заявки ее не обработали. Зато разместился в собственном номере с санузлом за 357 песо, в центре Мехико. А не в этих ваших экзотических шалашах по адской цене.

Виктор куда-то засухарился. Я-то рассчитывал сегодня с ним тусануть.

Спустившись на ресепшен, распек за отсутствие полотенца и второй простыни. Заобщался с не в меру активным перуанцем, бешенно тараторит. Но при переходе на английский — норм. Обсудили Перу, согласился, что севиче в Перу лучше. Значительно лучше. Удивление в целом такое же, как и мохито в Гаване — ну как из одних и тех ингридиентов можно сделать такой разительно контрастный конечный продукт?

На улице прохладно, Андроид думает, что 16, мне так не больше 14. Много бомжей. В воздухе неприятный запах, а так же витает какое-то ощущение опасности, пусть и несильной. Началось оно с ресепшена, закрытого толстенными стеклами как обменный пункт. Странно, первый раз такое за поездку.

На рынке у площади Гарибальди реально одна жранина экономика, но с кучей музыкантов. Пройдя длинную внутреннюю улицу едален, зашёл в последнюю. Начинаю чувствовать чилл — можно выпить и никуда не спешить уже.

Мимо табунами ходят музыканты. Все в костюмах, но вообще перманентное присутствие музыкантов и их внимание к тебе с целью заработать денег раздражает.

Зашел многочисленный коллектив, толпа почти, но никто бьен провечо не сказал. Еще одно почти незначимое, но в то же время бросающееся в глаза отличие от провинции.

Первая 0,3 пива прилично нахлобучила, накопилась всё-таки усталость, бьющая сильнее, чем пиво и прочий алкоголь.

Расчитываясь, обнаружил, что пиво оказалось дорогим — в барах привык, что не выше 20 песо, а тут было около 50. Непонятно, сколько же стоит в человеческий ресторан сходить — мой ЛП 2014 года, и как показала практика тех же кабанья, содержит неактуальную к настоящему моменту информацию.

Почти в унынии пошел в отель. После трёх недель жары в поло замерз. Но позвонил Виктор и все изменилось. Наконец-то вырисовываются планы на вечер — зря я, что ли, приехал в Мехико через весь земной шар, выполняя свое обещание, данное Виктору в Шенжене в 2015 году?

Однако радость была преждеверенной и неоправданной, после удивительно пунктуального кубинца Саши с Виктором все сложно. Больше часа выясняли, как и куда мне ехать, гугл показывает время в пути 2 часа в одну сторону — а поскольку начальный план предусматривал, что приедет Виктор в центр, кроме того текущего времени 23 часа, то ничего не случилось и с сожалением просто сыграл отбой.

За день проехал 195 км, хотя по ощущениям было явно за 200. Трек дня:

31.03. Проснулся до 6, сам и без будильника. Как бы мне эту суперспособность сохранить и по возвращении домой?

Но недюжей силой воли заставил себя спать до 8. Вот с этой суперспособностью все гораздо проще — всегда со мной, без привязки к географическим координатам.

После подъема — душ, стирка на руках и на всякий случай засел за креативы. Получилось аж до 11:30! Ну как же долго! Особенно раскладывание фото с трёх источников и в хронологическом порядке.

Пошел гулять по Мехико, регулярно втыкая в навигатор телефона.

Какой-то встречный мужик с пакетами учил меня жить — не смотри в телефон, смотри по сторонам, люди же вокруг. Ух ты ж, а ты такой дерзкий всегда или только по выходным?

Случайно выбирая маршрут, руководствуясь в первую и единственную очередь визуальным контактом с очередным красивым зданием, перемещался по историческому центру. Часто встречаются шарманки, какие-то штатные их крутильщики одеты все в одинаковую униформу, настойчиво вымогают денег. Но звук этих приборов для моего слуха звучит скорее омерзительно.

У многих исторических зданий значительное количество уличной торговли, прямо на асфальте\брусчатке, что значительно портит впечатление от города.

Понятно с первых шагов по центру, что город большой, с богатой историей. Нужна навскидку неделя, чтобы понять его. И да, опять пожалуюсь, что этой недели у меня нет. А была бы — я б рассмотрел вариант восхождения на главный вулкан Мексики, кстати.

За счёт зданий из туфа или материала, на него похожего, память опять отсылает к Еревану. Да, Ереван я уже второй раз упоминаю, и если честно — это вообще единственная причина второй раз приехать в Армению. Ереван в апреле с обязательным вечерним визитом в Малхаз, а на другой день — в таверну Ереван. Смельчаков объехать Нагорный Карабах немного, поэтому не могу рекомендовать.

Не менее случайно завернул в музей Сальвадора Дали. Почему-то вспомнил, что первые подобные картины я видел ребенком в литературном журнале, выписываемом родителями (название не припомню — возможно, «Юность», «Новое время» или что-то типа того, но подшивки за 80-е года до сих пор где-то на чердаке деревенского дома можно обнаружить).

Судя по всему, наибольшую боль у творцов вызавало восприятие времени.

Впрочем, встретилась и родственная тематика.

Виктор возмущался, когда я ставил тег #americalatina под своими постами — «Мы — не Латинская Америка! Мы — Мексика!». Отправил ему следующую фотку. Не Википедию же отправлять, в самом деле.

По центральной пешеходной улице перемещается много людей, радуют брендованные магазины одежды — на витринах выглядит неплохо, указанный ценник навскидку процентов на 30 ниже московских.

Но заходить и заморачиваться нет никакого желания — все-таки в приоритете именно впечатления от страны, людей, достопримечательностей, а совсем не от мещанства. Как гласит избитый трюизм (да простят меня филологи за тавтологию), неважно, сколько лет вашим кедам, если они топчут Париж. Свои кроссовки, кстати, я купил как раз для поездки в Мексику, купил еще в 2013 году, а путеводитель приобрел в 2014. А вообще, как писал в преамбуле, Юкатаном и Мексикой в целом загорелся после нашего с соучаснегом визита в Перу и Боливию в далеком уже 2012 году.

Некоторые здания наклонные от самого фундамента, непонятна причина. Выглядит странно с точки зрения восприятия, отдельно — с точки зрения причин, неравномерная осадка грунта? Разрушение фундамента?

В такосы была очередь человек в 30, стоящих на улице. Отказал себе в приеме пищи в этом месте.

С удовольствием отметил, что красивых чик (las chicas lindas), конечно же, больше, чем встречалось раньше — столица, что уж там сложно объяснять!

В 12:15 дошел до Zocalo. Самый центр, рекомендованный всеми путеводителями и интернетом.

На временно возведенной сцене выступали какие-то музыканты, не понял, что пели, но основной транспарант — за Иисуса. Поражает меня эта индейская впечатлительность и религиозность. Еще больше впечатляет фантастическая способность испанцев целый континент обратить в свою паству. С известными бонусами, разумеется, для церкви и государства.

Стандартный геотег в самом центре.

Здание Национального дворца в силу цвета и текстуры напоминает армянское. Тот самый неожиданный случай, когда имея некий багаж впечатлений от разных стран, внезапно улавливаешь сходство и аналогии в противоположных частях света.

Заглянул в метро. Много народу, времени прокатиться нет. Зашёл в кафедральный собор. Дорого, богато, масштабно. Но не пробирает, как в соборах и храмах Армении и Грузии.

Кстати, здание кривое и пол тоже. Может быть настолько неравномерная усадка? Ну не могли же сразу строить кривым? По случаю вспомнился бородатый анекдот.

— Все здания театров в мире построили молдаване!
— Почему?
— Потому что только молдаване могли построить здания с балконами вовнутрь.

За 10 песо зашёл в самый центр собора, похоже, место для заседаний духовенства, простите мою неэрудированность и полную неготовность принять любую веру во Всевышнего, тем более — люто коммерциализированную. Да и все вокруг напоминает о том, что вера как раз была ключевым орудием подчинения.

С помощью стоящего на улице копа и Гугла нашел остановку туравтобуса. По пути заснял традиционные танцы — ряженые индейцы нехореографично выплясывали между клумб.

Какая-то гигантская очередь на турбасы, навскидку человек 150. Похоже, не факт, что наверху удастся сесть. Но я пошел гулять без шляпы, на такую толпу и неожиданную для высоты Мехико жару не рассчитывал. Можно, конечно, попробовать прийти завтра с утра, но, надеюсь, с Виктором мы всё-таки встретимся сегодня, и тогда завтрашний день можно будет до обеда вычеркивать — был у нас такой опыт в Шенжене.

Работники турбасов обещают, что очередь на два часа. В растерянности потолкался полчаса в очереди и покинул ее.

Рядом расположенные Templo mayor не впечатляют. Несмотря на всю их неожиданную историю обнаружения — энергетиками при прокладке трассы в 1978 году (так написано в ЛП).

Зашёл, наконец, поесть. Взял два пива, Arrochera y Arrochera tacos. Час обедал. Опять какие-то тупняки — принесли блюдо одно из двух заказанных, пиво ждёшь долго, ко второму блюду не было приборов. Ну и салфеток нет. И чек принесли на одно блюдо. Ну что за бардак.

К черту этот сервис и мещанское чревоугодие. Главное — город, конечно, поражает. Масштабом, историческими событиями, уникальностью и самобытностью.

На входе в Национальный дворец затребовали показать паспорт — другого id у меня нет.

На втором кордоне отдал права, чтобы пустили. Обещали вернуть на выходе. Дворец потрясает — чувствуется государственная мощь. Вдвойне — когда понимаешь, что строили давно и из разбираемых пирамид.

Внезапно вспомнил, что в Кремле я так и не был. Единственная попытка попасть в 2003 году закончилась неадекватными диалогами с гидами, утверждавшими, что сегодня пускают только иностранцев, поэтому гид обязателен, с ценой по тем временам как двое суток средней гостиницы в той же Москве.

Ходил по доступным, неперегороженным коридорам и лестницам дворца, на крышу не пустили, хотя и ограждений нет. Обидно, что такое сооружение умудрились испортить антеннами, торчащими на крыше.

Вход в кабинет главного конкистадора.

И совершенно непонятно, как перекрытия делались. Но видны металлические швеллера.

Сохранившееся убраноство комнат, открытых для осмотра, исчерпывающее демонстрирует роскошь эпохи и быт верховной знати.

Штаты имеют свои гербы.

Выходя, наткнулся на охранника и перегороженную лестницу — ничего не знаю, ранее я не пересекал запретов, а значит кто-то недовыгородил.

Внутри дворца организован сад для своих, все со вкусом.

Растительность подобрана по району.

Пошел гулять по улицам куда глаза глядят. С утра они глядели хорошо, и я интуитивно прошел через основные достопримечательности, поэтому сомневаться в этом методе причин не было.

Удивительно, но рядом с людными главными улицами соседствуют тихие, почти безлюдные. Как говорится, необъяснимо, но факт.

Опять кончился мобильный интернет. Наверное, можно было бы разобраться в причинах и потребителях этого трафика, но лень, и потому я опять заплатил 100 песо.

Набродившись, повернул в сторону гостиницы.

По пути, все так же глазея по сторонам, распознал ближайший Oxxo, закупил 3 пива (ну уж нет, в дальнейшем называть это буду только пивным напитком) и достиг гостиницы. Пока в очередной раз ждал внятности от Виктора, запилил пост. Чота Виктор все больше разочаровывает, ведет себя как понаехавший москвич — у которого всегда нет времени. С невероятным теплом вспоминаю Сашу и жалею, что уже очень сложно поменять дату вылета с Мехико в Гавану.

В 21:15 пошел в Tenampa, то место, где должны были оказаться с Виктором еще вчера. С входом сложности — очередь на вход. Ну и дела.

Потолкался с чиками, меня и их посадили за соседние столы на 2-й этаж. На первом вообще бедлам — шум, гам, музыканты, ор.

Заказал Alampre Tenampa и sopa tortilla. Подумал сначала, что суп из черепахи при заказе, потом вспомнил, что черепаха по-испански — tortuga. Поэтому съел непонятно что, но к качеству и свежести претензий не было.

А к чикам подошли кабальерос, эх. Как и везде в мире, все правильно делает тот, кто ловит момент и не теряет уверенности.

Фоном годно играли mariachi, переходя от стола к столу. Забавно, что заказывали их соседи, поэтому музыкальное сопровождение для остальных, включая меня, было бесплатным.

Без текилы невесело, особенно с мыслями о том, что я приехал в Мехико в том числе и для встречи с Виктором, но текилу я пить боюсь после Оахаки. Как пишут друзья, вкус у нее одинаковый, но вот приключения всегда разные.

Парнишка, за столом чик, постоянно красиво и раскатисто пел, так что я был буквально окружен игрой mariachi. Бахнув две текилы и окончательно признав, что в баре для мексиканцев без большого количества туристов ловить мне нечего — о, этот чертов языковой барьер! — незадолго до полуночи пошел домой, куда спокойно прибыл и сыграл отбой.

Пешеходный трек дня:

01.04. Ещё вечером, заводя будильник на 7:30, углядел, что спать на час меньше — перевод часов. И никакой Единой России, чтобы этим вопросом государственной важности заняться — нет. Дикие люди-с.

Спал плохо, ночью не то снились, не то без сна грузили проблемы дома, оставшиеся нерешёнными — как раз уже завтра вылет в направлении дома. Встал в 8:45. Дополнительно нагоняет тоски та самая бутылка водки, привезённая аж из Владивостока в качестве подарка Виктору, которому все недосуг найти время и встретиться.

Из полученной в ночи СМС узнал, что Герц снял-таки деньги за аренду авто, никак не пойму этой хитрой схемы — без пинкода. Еще смешнее, что сначала долго не могли депозит заблокировать, а тут такие ловкие стали.

В 10 вышел из гостиницы к туравтобусам.

Дошел напрямки к 10:15. Очереди вообще не было — как же это здорово. Купил билет за 180 песо.

Автобус поехал сразу сильно дальше, чем я вчера нагулял. Ради интереса включил навигатор телефона на запись трека, чтобы потом по карте посмотреть, что же считается районами с достопримечательностями.

В редких зонах деловой активности достаточно высокие и стильные офисные здания, в целом красиво, раздольно и широко.

Вся остальная застройка равномерная и невысокая. Очень много разнообразных уличных скульптур.

Отдельно меня лично радует изобилие парков и скверов, зеленых, тенистых и уютных. Не меньший позитив — лицезреть массы бегущих и крутящих педали людей.

В ожидание стыка со следующим кольцом автобусного маршрута залип на Auditorio Nacional. Надо было нормально позавтракать утром, до посадки в автобус, и ведь был же вариант. Но нет, лень-матушка.

Архитектура, конечно, очень интересна и разнообразна. Из тех сведений, что я обрывочно распознаю из динамиков, Мехико может похвастать богатой и длинной историей, смешением культур, непростой судьбой — привет, конкиста. Впрочем, доподлинно неизвестно, насколько мирно жили тут сами индейцы до прихода европейцев.

Зачем-то нас завезли на ипподром, можно подумать, кто-то бы вышел. Потеряли чуть не полчаса, медленно объезжая его по кругу. В итоге впечатление о всем кольце Chapultec Polanco — кольцо ни о чем. Лучше бы его сразу игнорировать.

На пересадке затупил. Тут прям очередь, а я залип в стороне. Но пролез почти в своем порядке. В автобусе появились две симпатичные чики, судя по диалогам с позже присоединившимся чико, они из Гвателемалы.

Под национальную музыку ездили по Sur Coyoacan San Angel. Сотрудники автобуса обещали, что маршрут длительностью не менее трёх с половиной часов. Хорошо, что вчера днём не стал в очереди стоять. А сегодня мне бы в музеи успеть, Фриды Кало и Льва Троцкого — это прям обязательные пункты программы.

Температура воздуха достаточно высока, солнце прилично нагревает голову, даже через шляпу. Если закрыть глаза, то представляю сразу, как лечу по магистрали Юкатана.

Не знаю, какие предельные нормы допустимого электромагнитного излучения и строго ли они соблюдаются, но состояние АМС явно лучше, чем усредненно в (за Россию не скажу), но в Приморье и на ДВ точно.

В 15:15 остановились на 5 минут, под предлогом баньо, но все ломанулись за едой. Прикупил за 20 песо стаканчик кукурузы вареной, с сыром и чили. Целую кукурузину не брал, так как думал, что и с едой в стакане не пустят. Но все прошли и принялись безостановочно потреблять. Около 16 встряли в пробку в центре района Coyoacan. А остановка с музеями следующая.

Наконец добрались до цели. Но в музей Фриды, около которого как раз и находится остановка, очередь, поэтому сразу иду к дому-музею Троцкого, тем более что он закрывается раньше. Перемещаясь к цели, опять тупил, потому что навигатор был в режиме автомобиля.

На второстепенных улицах тихо, тенисто, свежо. Правда, почти везде странный запах — не то цветов, не то мочи.

В музее вход стоит 40 песо, еще заплатил 15 песо за камеру. Много иностранцев, что их сюда влечет, не пойму. Т.е. для меня Троцкий — это лицо революционной борьбы в России. Что же до его значения с точки зрения прочих государств — то для меня тайна. Разбирать подробности его личной жизни и читать многочисленные стенды нет ни желания, ни времени.

Осмотрел сохранившийся быт комнат. Что в первую и основную очередь хочется отметить — сейчас средний уровень жизни и комфорта значительно выше. Хвала прогрессу, стало быть. Только и количество потребляемых ресурсов планеты на каждого тоже растет. Вот где беда.

На весь дом-музей потратил 20 минут. Наконец-то попал в баньо. На выходе купил еще 3 магнита с Троцким.

В музей Фриды Кало не успел, очередь почти отстоял, но не хватило каких-то 5 билетов. Я, конечно, подошёл поканючил, что русский, завтра улетаю, найдите билет для меня, но безрезультатно — безжалостные сердца охраны не смягчились ни на йоту.

Но, положа руку на сердце, мне был интересен музей Троцкого больше. И, тем не менее обидно, потому что если бы не ездил по кругу Chapultec и Polanco, то успел бы. Ну и традиционный вывод — утром тупить не надо. Дождавшись автобуса, погрузился. К концу дня испанского гида из динамиков почти полностью понимаю.

Обратил внимание в очередной раз, что иностранных туристов очень много — встречаются и в музеях, и в туравтобусе (это-то понятное дело), но и на улицах.

В 19:10 приехал в Zucalo. Обошел площадь, пофотал, даже развевающийся флаг заснял, повернул в гостиницу.

По пути не сдержал искушения и заточил кукурузу уже в виде початка, за те же 20 песо. Следом докупил 4 скромных пивных напитка, увидел разбитое об ограждение велодорожки такси — внезапно, и прибыл в номер.

Виктор опять не может встретиться, а долбанный Сбер заворачивает транзакцию по бронированию проживания в Гаване. В Сбер дозвониться с мексиканской симки не могу. С русской не буду из принципа. Суки. Связавшись с братом — спасибо, хоть интернет и телеграм работают не как Сбербанк (уже полгода как считающий, что я у него премьер клиент) — попросил его оплатить мое проживание, что успешно и произошло.

Трипадвайзер тоже не победил — непонятно, что я еще не в состоянии не победить. Поэтому ужинать пошел на плазу Гарибальди. Зашёл в давно примеченное место, почему-то с названием Guatemala. Выступал отличный ансамбль, но всего две песни после моего прихода. А жаль. Непонятно, где они берут свои бомбические шляпы? В ворохе того, что продается, такого и близко не встречал.

Потом началась дискотека под других выступавших. Соседний перенаселенный стол — перуанцы. Маленькие и зачем-то шапки и перчатки из шерсти демонстрируют окружающим. Вообще, место веселое, но вот кухня унылая.

Чуть позже вернулся ансамбль, засланец от него подходил ко мне и предлагал заказать что-нибудь. Я-то, конечно, могу, да, что-нибудь такое массовое, народное. А потом ещё были танцы с маракасами. Незамысловатые, скажем так.

Но поют здоровски, не уйти. Вообще, шоу программа прям душевная и ненавязчивая, потому что все со сцены, а не как в той же Тенампа.

В полночь всё-таки пошел в гостиницу. Через ресепшен заказал такси на завтра в аэропорт, потом выносил мозг с презентом Виктору, в итоге Виктор заказал Убер, а я сдал презент водителю для доставки.

От усталости дня пытался зайти не в свой номер — банально перепутав этажи. Времени 0:25, я ещё не собирался и в душе не был. Это же успех. Еще час понадобился на сборы и душ — отбой в 1:20. Засыпал с неприятным грустным ощущением, что путешествие закончилось и по факту остался только 4-дневный путь домой.

Автобусный трек дня:

02.04. Когда лох — это судьба.

На всякий случай завел два будильника и ещё попросил брата позвонить в Телеграм. Но проснулся на удивление легко — хотя спал ровно 3 часа.

С утра сумка не кажется тяжёлой, наверное, ещё попробую нагрузить текилой. В 5:03 сел в такси. Уточнил цену — в целях сокращения cientos опять не говорят, т.е. произносится не четыреста, например, а четыре. Поехали, игнорируя почти все красные светофоры на нашем пустом пути. Нет, это выше моего понимания.

Потом неожиданно встретили пробку на магистрали. Хорошо, что я на путь в такси заложил не меньше 40 минут. 250 песо, 5:25, я в аэропорту. Таксист нашел правильную дверь даже. Никакого досмотра на общем входе. Разительное отличие от России.

Опять самая длинная очередь и без движения, и без персонала — кубинские авиалинии. В очереди много людей с крупными коробками, в России это явно негабаритный груз, но в билетах указано ограничение по весу — 50 кг. Опять же, подобного нигде и никогда ранее не встречал.

Пока очередь не двигалась, поменял обратно лишних 3000 песо, снятых в расчете на неслучившиеся тусняки. В 6:15 появился персонал авиакомпании, очередь медленно стала двигаться. У пассажиров в качестве багажа огромные телевизоры и много бытовой техники. Не думал, что такое вообще можно возить, но вот.

Мой баул еще до дьютифри весит 24,7 кг. Придется при полете в Москву от чего-то избавляться. Обидно, что палатку, коврик, спальник, кастрюлю с горелкой (а это примерно 5,5 кг) я свозил безрезультатно и теперь еще ограничиваю вывоз сувениров и подарков.

На регистрации потребовали разгрузить мой рюкзак, но убедил, что там хрупкая техника. Собственно, почти так оно и есть.

Пройдя границу, долго ходил по дьютифри среди невероятных бутылок текилы, купил Саше по-взрослому 2 л бутылку. С чистой совестью пошел ждать посадки к указанному в билете выходу.

Но вскоре гейт почему-то поменяли, узнал об этом случайно, подслушав разговор соседей. Пришлось весь длинный коридор между частями терминала идти обратно. Только переместились, расположились и выдохнули, как опять поступила новая вводная — и снова идти этим же длинным коридором, обратно. Вспомнилась беготня по терминалу Токио и тот самый анекдот, что «за беготню по лагерю обед отменяем». Словно с целью реализовать полный сценарий того анекдота, поменяли выход в третий раз. Ну и дела — не было такого за мою практику полетов ни разу. А тем временем самолёта у указанного выхода нет. Позже объявляли по громкой, что выход опять отличается от того, что указан на табло, да ещё и задержка. Т.о. украли 1,5 часа моего сна. Начало мощно рубить, боялся проспать возможную посадку или очередную смену гейта.

Вылет случился на 2 часа позже расписания. Т.е. теперь ещё и запланированное время для визитов в музеи Гаваны у меня украли тоже.

Сидя у иллюминатора набравшего высоту самолета, смотрел на громадную территорию Мехико, увидел наконец пресловутые вулканы. И легендарный смог, кстати, тоже.

По пути облетали совершенно плоский и настолько же лесистый Юкатан. Rio Lagartos и соседние лагуны с высоты выглядят лучше, чем с суши.

Пребывая в положительных впечатлениях, максимально эмоционально зафиксировал их следующими словами: «Завершая круг, ты назад посмотришь вдруг».

Когда приходишь с широко открытыми глазами, распахнутым сердцем, живой любознательностью и светлыми мыслями, то получаешь в ответ сполна — изобилие гостеприимства, широкий спектр искренних впечатлений, насыщенную программу и теплое радушие местных жителей. Todo bien! Один из многочисленных трюизмов гласит, что в конце жизни, на смертном одре, мы будем жалеть о том, что слишком мало любили и слишком мало путешествовали. Увы, жизнь — коротка, а мир так огромен, разнообразен и в целом прекрасен.

5400 км и 21 день позади. Мексика хороша, разнообразна и уникальна. И хотя я проехал лишь часть ее, с учётом Baja California — так и сушественно меньше половины, тем не менее это было одно из лучших приключений в жизни, и первое — соло.

Путешествие получилось простым, благодаря открытости самой Мексики, развитию современных технологий (мобильный интернет и букинг, гугл и прочая навигация на смартфоне — совсем не то же самое, что даже 5-6 лет назад, когда покупка бумажных карт Боливии в Министерстве обороны была отдельным приключением), лёгким в силу специфики самой Латинской Америки и отсутствия спортивных мероприятий и потребности в рекордах, безусловно запоминающимся и сделавшим главное — внутренний мир стал значительно объемнее, богаче на образы и светлее. Более того, как я шутил другу-мексиканцу, теперь маленький мексиканец живёт в моем сердце.

Ну и поскольку путешествие — фактически проект, этот сделан качественно (пусть и нет предела совершенству):

1. Цель достигнута

2. Сроки выполнены

3. Бюджет соблюден

4. Качество на честную 4, может быть даже 4+.

5. Заказчик ликует.

Ощущения недосказанности после такой поездки нет — улетаешь с полным удовлетворением, благодарностью Земле, Мексике, своей собственной жизни, что удалось вот так вот отдохнуть.

Однако, если бы с текущими знаниями о каждой точке проделанного пути мне пришлось бы корректировать маршрут, я бы без тени сомнения выбросил весь путь от Беракруз до Кампече — все это побережье Мексиканского залива не стоит ровным счетом ни единого часа вашего внимания. Еще больше после этого зауважал ЛП, который совершенно однозначно рекомендовал после Беракруз ехать в Оахаку и далее через Тихоокеанское побережье, San Cristobal de las casas в Кампече и в целом на Юкатан.

А теперь возвращаясь к приземленному, извините, к мещанству. Самолёт ТУ204, прилично ушатанный — я даже не думал, что его можно настолько состарить, туалеты нечистые, словно привокзальные сортиры, бумаги почти нет, салфеток/полотенец нет совсем. Кубинские авиалинии, извините, что приходится напоминать.

Опять слушал Магомаева, Кобзона, ВИА Пламя — все те советские песни про Кубу, что скачал в телефон до вылета. Всё-таки в силу исторических причин у Кубы очень конкретный стойкий образ, стереотип, но ни Кубу, ни впечатлений от нее это совсем не портит. Надеюсь, не только пока, но и в обозримой перспективе.

А как же красива Куба с воздуха! Первый раз за все свои полеты не отлипал от иллюминатора, любуясь карибскими цветами моря.

Садились вприпрыжку — то ли мастерство пилотов невысоко, то ли взлетная полоса такая. Ну и аэропорт Гаваны, безусловно, значительно меньше, чем в Мехико.

Перевел часы на час вперёд. Времени на Гавану еще меньше. Границу прошел быстро — второй раз-то тупить негде. Опять долго ждал багаж. Сначала ждал не у той ленты, потом одумался и осмотрелся, но нужную не нашел, ходил к сотрудникам терминала за разъяснениями. Показали правильную, но написано Амстердам. Собственно, подобное комментировать даже неуместно.

На ленте выдавали багаж сразу с нескольких, да еще и дальнемагистральных — европейских — рейсов, потому была приличная толкотня. Стало совершенно очевидным, что сегодня опять не попаду в музеи, хотя теперь даже не мохито тому виной. От приподнятого настроения, созданного в полете песнями о Кубе, ничего не осталось. Срочно требуется душ и три мохито.

Поразило, что кто-то привез даже покрышки на легковушку — в багаже. Жаль в этом смысле кубинское население, конечно.

Казавшейся со стороны почти бесконечной очередь на последний контроль рассосалась гораздо быстрее, чем я получил багаж. Вообще, пришлось в составе примерно 10 человек идти к окну «потерянный багаж», занимать очередь (где было ещё 30 человек примерно), где нам сообщили, что весь багаж типа выгрузили, а какой не выгрузили — ну не успели, не сегодня, значит. Сказали, что самолёт улетел обратно в Мехико. Вместе с нашим багажом. Отличный расклад.

В такие моменты проще и лучше всего ждать, что будет дальше, а не психовать. И даже не потому, что todo bien, а потому, что если это случилось, то изменить ничего я уже не могу. Даже завтра багаж я, скорее всего, не успею получить, потому что с учетом необходимости проходить границу разрыв между рейсами недостаточный. Плюс ко всему, все мыльно-рыльные принадлежности остались в том багаже. А ноутбуком, гоупро, фотоаппаратом, что лежали в рюкзаке, лицо-то не помыть, зубы не почистить. Все, наверное, можно будет прикупить, но все равно это лишний геморрой же.

Я уже успел двоим пожаловаться, что мне в Россию завтра лететь, одна даже ответила по-русски после этого, но тут снова включили ленту. И появился наш багаж. Пожалуй, это самое яркое впечатление от кубинского разгильдяйства — когда даже сотрудники, отвечающие за контроль багажа, не знали, где он фактически находится, даже страну не могли указать.

В итоге через примерно 2:20 после приземления получил багаж. Последний контроль пролетел — без очередей-то. После, стоя в очередь в обменник, познакомился с двумя эстонцами. Мило трепались, рассказал, что знал о Гаване.

Не иначе, как от полученных за день эмоциальных расстройств, как лошара поменял доллары в куки, хотя ж предупреждали, что это невыгодно. Причем сначала засомневался и хотел отменить транзакцию, но со второго захода обменял именно доллары.

Эстонцам, памятуя опыт прошлого такси шеринга, предложил организоваться в одну машину, в расчете на то, что они заплатят 20 куков, а я 10. Но получилось все опять не так. Главный за распределение по государственным такси был упрям и непреклонен, безальтернативно предлагал ехать на убитом минивене, куда помимо нас троих запихал еще двух европейских теток, а вокруг каких-то самостоятельных таксистов, готовых ехать за 30 куков как-то не было. Получалось, что мест как бы не хватало штатных, поэтому — ну раз лошара, не смог договориться — поехал сам на откидном кресле, почти заваленный соседним багажом. С водителем через весь салон разговаривать получалось не как в прошлый приезд, «наверное, он из деревни», да, возможно, даже мексиканской, хахах, поэтому тоже вел предметный диалог, что это за херня-то такая, прошлый раз за 30 была машина на два адреса, а сейчас корыто по 20 на каждый адрес. Договориться ни до чего не удалось. Зато осталось впечатление, что я попал в позднесоциалистический конвейер по разводу туристов на деньги. Неприятно.

Оставив попытки найти правду, отпустил вопрос. Снова почувствовал приятное и полезное — здесь, в Гаване, быстро проходит привычка постоянно хвататься за телефон. Отличное свойство отдыха, кстати.

Эстонцев высадили первыми, они поселились в Vedadо. А дальше опять начался цирк с конями. У тёток возникли адские проблемы с заселением, второй раз вижу тут странности с Airbnb — полного адреса не указано в брони, деньги сняты. По указанному номеру телефона не дозвониться — трубку не берут.

Сама Гавана кажется знакомой, но старая почему-то не радует, несмотря на яркий день.

С моим адресом тоже какая-то шляпа. Указан один, а везут по другому. Причем, как выяснилось, не довезли, потому что таксист категорически настаивал высадить теток вперед меня. Остановившись на улице, указанной в брони теток, долго решали их проблемы — спрашивали местных, пытались звонить, много и без толку говорить, решали до тех пор, пока я несколько раз не возмутился — ну полный ахтунг, деньги отдал сразу, отдал много, теперь еще после всех неприятных вопросов исполнителям впал в немилость и потерял — вместе с хозяйкой касы — почти час. Поездка на такси растянулась почти на полтора часа. Это в дополнение к тому, что и вылет задержали, и багаж едва не потеряли.

Чота день какой-то странный, как будто я зла какого-то совершил, да вот не припомню, какого.

Наконец поехали в нашу касу, куда привезли и теток, где проблему, пусть и не сразу, наконец решили — появилась хозяйка дома теток, что-то рассказывала про забытый телефон. Все участники, счастливые, нафотались и разошлись, а я под отличный кубинский welcome кофе на редкость эффективно смог поговорить с хозяйкой касы. Вот что значит адекватный человек, говорящий с иностранцем медленно и членораздельно. Хвалила, что хорошо произношу и быстро конструирую фразы. Ха, на фоне тех, о ком она говорила (какая-то деваха, произносившая Yo или Tu и начинавшая тыкать в телефон сразу после этого) — конечно. Но я хорошо помню встреченных в Перу тех же швейцарцев, которые, уже говоря на трёх языках, приезжали в ЛатАм и через две недели школы говорили на испанском лучше, чем я на английском. Тем не менее, с учётом невозможности говорить на английском, этот диалог был самым обучательным — начав фразу, споткнувшись о неизвестную конструкцию или слово, приходилось напрягаться и заканчивать, без вариантов.

Принял душ, позвонил Саше, договорились с ним встретиться завтра в 8 утра — он приедет к гостинице. Причем в свой рабочий день, раньше доставив своего ребенка в школу. Да сразу же понятно, что я в неоплатном долгу перед Сашей.

Вообще, начальный план был максимально таким — заселиться в Nacional, успеть в музеи, потом пойти до утра тусить, потом поехать встречать рассвет на море, покупаться, вернуться, принять душ и поехать в аэропорт. Но случилось много корректировок. Во-первых, зачем селиться в один из самых дорогих отелей, если даже ночевать фактически в нем не планировалось? Во-вторых, был понедельник, поэтому тусняков не ожидалось. В-третьих, купательное море было в 30 км от Гаваны, поэтому по 30 куков в каждую сторону. Революция требует финансирования, да. В общем, провал по всем статьям.

Втыкания в путеводитель не дали ответа, где хоть как-то можно затусить, кроме кабаре за 100 долларов, да и с Сашей на 8 утра договорились, с ним увидеться хочется больше, чем провести время в кабаре. Тем более, я ещё очень хорошо помню, чем закончился визит в дом мезкаля. Точнее, помню, что ничего не помню.

Пошел в уже знакомые «Два брата». Вышел в 21. Ночная Гавана выглядит интереснее за счет подсветки и теней. Но пахнет все так же не везде притягательно. Не дойдя до «Двух братьев», заточил на Малеконе еды и куба либре. И мохито. Оказывается, коктейль может стоить 2 кука, а не 5 и не 8. А с местным официантом после часа диалога в касе даже нет нужды переходить на английский. Но туалет за 1 кук снова все впечатление портит.

Вообще, хочется шарахаться всю ночь и говорить со случайными людьми, финальный аккорд же, жаль, что понедельник. Где чад кутежа? Да и Сашу обнять, подарок вручить, по душам поговорить хочется ещё больше. Особенно после Мехико. Не знаю точно, насколько сильна роль именно Саши, но в Гавану и на Кубу я очень хочу вернуться, а вот в Мексику — нет. Впрочем, как не хочу вернуться что в Перу, что в Боливию.

В чем отличие? Наверное, в том, что Гавану смотришь живую, как вещь в себе, тот же Мехико — уже как туристическую, причесанную вещь. Понятно, какая вызывает больший интерес.

Вообще же, как поживший свое человек, до сих пор удивляюсь тем переменам, что случились в СССР/России со времён смутно помнящихся 80-х к началу тех же нулевых — когда любая точка на земле стала ближе и доступнее, а тот же английский стал не школьным «ландон из зе кепитал оф грит британ», а действительно международным, ежедневным, приятным и лёгким. А уж если хоть немного знать местный диалект, то путешествие играет новыми красками, объемом, впечатлениями.

После коктейлей, продолжая топтать Малекон, подкалывал рыбаков, не кашалота ли они ловят (кашалот по-испански cachalote, pescar — рыбачить, так что несложно).

Не пройдя и половины пути к «Двум братьям», понял, что скажу завтра Саше и что на Кубу вернусь.

Полчаса прогулки привели к ожидаемому в целом результату — понедельник, 23:00, бар закрыт. Абыдно.

Но свято место пусто не бывает, нашел за 3 кука мохито в ресторане Dominicana. Меня не столько удивляет разброс цен, сколько то, насколько по-разному получается мохито из одних и тех же ингредиентов. Предположительно есть один ответ — все зависит от мяты, которую кладут. Потому что горечь ее способна испортить весь коктейль.

Обратно шел не по Малекону, а улицами и площадями. В незакрытом еще магазине купил ещё сувениров, предлагали такси, велосипед и опять баб. Но даже при всей этой специфике, добра в окружающих больше, чем в Мехико.

Проходя какой-то безлюдной, но освещенной улицей, увидел, как буквально за моей спиной из дома вышел огромный темный кубинец, весом так килограммов в 120. Ага, подумал я, вытащил кисть из ручки пакета и напрягся, не меняя темпа шага — приключения ждут меня. Однако все это было ложной тревогой — не зря же в воздухе совершенно нет ощущения опас ности — кубинец просто пересек улицу и скрылся в доме на другой стороне. Seguro!

Вывернул на Малекон, где здоровые люди обнимают и целуют здорового человека другого пола, а нездоровые в одиночестве втыкают в телефон. В каком-то очередном месте вместо цены в 2,5 кука за куба либре расслышал как 25 и сначала послал, потом одумался и заказал. Но, кстати, куба либре я сам себе делаю лучше, а вот за мохито не берусь даже.

Домой пришел в 0:30. Вот и весь чад кутежа.

03.04. Самый важный день всего путешествия.

«А в моих ботинках до сих пор кубинский песок!»

Встал в 7:30, принял душ, собрался, не было времени завтракать, но было на кофе. Саша прибыл ровно как и договорились — в 8 уже заглядывал в окно. Я уже писал же, что это отдельная честь — пунктуальный кубинец? Тепло встретились, обнялись, вручил ему подарки из Мексики, остались довольны оба. Договорился с хозяйкой вернуться в касу и принять душ на обратном пути, когда поеду в аэрпорт.

Саша на уже выкрашенной машине — как новая, да — повез меня на пляж. Ааааа, ну вот как вот он это умеет? С работы отпросился, за бензин денег как ни предлагай — не возьмёт. Ради меня, человека, которого он не знал вообще! Опять же, стали друзьями не разлей вода за два часа. Чувствую себя в неоплатном долгу. Что сильнее «усугубляет» ситуацию, так это то, что где отдать этот долг — ума не приложу.

До пляжа тормознули в той же точке, где в первый день покупал ром, в этот раз взял три пивных напитка. Саша домчал до пустого и бесподобного пляжа — песок, солнце, Карибское море. Да зачем стандартный, словно полиэтиленовый Канкун?

Был счастлив, это та самая изюминка и финальный аккорд всего путешествия. Все благодаря Саше, это без вариантов.

Много разговаривали, рассказывал про Мексику и вчерашний день лоха, который пришлось пережить. С Сашей невероятно легко и приятно, во-первых, идеально говорит по-русски, во-вторых, близкая ментальность и, в-третьих, просто очень хороший человек. Это невозможно купить за деньги и потому бесценно. Бесценно! Решил, что если когда-нибудь женюсь, то в свадебное путешествие приеду на Кубу. Саша же, вообще, следующий раз зовёт в гости, домой. Да, на Кубу я вернусь в любом случае, как и кому бы эти слова ни казались захмелевшей бравадой.

В кафешке у пляжа дозаправился пивом, выяснили, что есть душ, которым можно воспользоваться сразу после пляжа.

Купил шляпу у продавцов на пляже, торговался. Саша наблюдал и смеялся, тем более, сведя меня, продавца и второго потенциального покупателя. Мне кажется, ему интересно заставлять меня говорить по-испански. С ним-то по-испански я не говорю. Сегодня лучше понимаю кубинцев, но Саша опять смеётся, потому что хозяйка дома не из Гаваны родом. Сашу, когда говорит с местными, не понимаю почти, только корни слов, да и то не всех.

На обратном пути, под воздействием пива и накативших эмоций, жаловался Саше на женщин и что не женат до сих пор. В доску свой же, много смеялись. Выяснилось, что многие женские «отличия» не зависят от национальности.

Принял душ в касе, сказал прощальные теплые слова хозяйке дома — чертовски приятно уметь это на языке местных. В аэропорту, бесконечно тепло (и да, мой небедный лексикон не содержит слов и конструкций, способных точно это описать) и очень быстро попрощавшись с Сашей, был в 12. Если бы прощание затянулось, я бы попросил политического убежища на Кубе.

Что вам еще нужно знать про Сашу, помимо того, что он удивительно гостеприимный, пунктуальный, идеально говорящий по-русски — настолько, что понимает даже мои непростые для русского уха шутки? А так же отличный собутыльник, прекрасный гид и в целом весельчак? А то, что он сдает свою касу туристам. Поищите в Фейсбуке «Havana LAM», или напрямую здесь — и размещайтесь по цене рынка. Если сошлетесь на меня — получите скидку. А к скидке — если фортуна вам улыбнется, часть всего того невероятного гостеприимства, каким окружил меня Саша.

А еще — если соберетесь на Кубу и запланируете встречу с Сашей — обязательно привезите ему бутылку хорошей водки, сырокопченой колбасы, сала, черного хлеба и чеснока, мы с вами зачтемся.

Очередь быстра в этот раз, перевеса не случилось, т.к. сумка раскорячилась на взвешивании и показала что-то около 21 кг. Паспортный контроль почти мгновенный. Среди туристов явно доминируют немцы и китайцы. В дьютифри, выяснив у экипажа лимит на ввоз, купил 3 л рома, стоящего в очереди англосакса упросил положить мои бутылки к нему в корзину, потому что пустых не было вокруг. Англосакс сморщился, но отказать не смог. Финально докупив сумок и чего-то еще в качестве сувениров, добрался до зоны посадки, где купил гамбургер и пивной напиток, и ввиду отсутствия свободных мест подсел к американцу, но то, что он американец, выяснилось позже. Начал я с ним, ввиду его темного цвета кожи, говорить по-испански, оказалось, что он его хуже меня знает. Перешли на английский, много трепались о путешествиях, сошлись на том, что нам не нравится туризм в пакетах, что нужно больше погружаться в страну, максимально выезжая из туристических мест в провинцию, несущую настоящий образ страны. Дополнительно он знал, как сказать по-русски — «как дела». Влияние русской общины Нью-Йорка. Такая вот глобализация.

Поймал себя на мысли, что стал сложно формулировать речь по-английски, некоторые слова по-испански говорю, т.к. приходят быстрее в голову — тот самый спенглиш. Вообще же, день разительно отличается от вчерашнего. Не иначе как потому, что начался со встречи с Сашей.

Посадка быстра, самолёт битком, идея спать поперек четырех кресел мертва. Обратный полет анонсируют на час короче, чем сюда — надо как-то добраться до основ авиации и разобраться с этим вопросом. На первый взгляд, дело во вращении Земли.

Полет ровный, соседи на редкость вменяемые, получили немного турбулентности и пассажира с резко ухудшившимся состоянием, ради которого на борту искали даже медика, но парень в итоге просто сидел у туалета, персонально для него заблокированного, и при необходимости использовал его по назначению.

Спать не хотелось, поэтому посмотрел две серии «ты просишь меня без уважения» Крестного отца — вторая больше часа шла с рассинхроном между видеорядом и звуком, и победить это не удалось даже многократным перезапуском фильма. Стюардесса тоже только развела руками — «сегодня медиасистема постоянно глючит». Заснуть удалось только после второго приема пищи.

04.04. Москва. Для глаз очень необычно видеть снег на земле, а не бирюзовое море. Почему-то показания времени телефона и часов стали отличаться на 2 часа. Поэтому летели либо 11,5 часов, как обещали, либо 13,5, не выяснить.

Родина потребовала мзду за алкоголь. А то обеднеет же. Я так-то считал, что лимит на ввоз алкоголя относится к багажу и к дьютифри по-отдельности. Но нет. Ходил от стойки к стройке, выполняя избыточные инструкции не в меру обеспокоенных наполнением казны таможенников. По итогу, уже при расплате, мной занималось два человека, один из которых набирал инфу одним пальцем на клавиатуре, а второй еле-еле справился со списанием пошлины за алкогольный «перевес». Непаханное поле для оптимизации!

На такси доехал к родным, потом с ними поехали в Мегу. С 16 местного времени стало основательно вырубать.

После Меги вернулся к родным, перегрузился и перепаковался, оставив излишек веса порядка 7 кг в Москве. Довезли до терминала, тепло распрощались. Широка наша страна, могуча и велика, но если близкие живут в 9 часах лета друг от друга — то прям проблема встречаться.

На регистрации изменил место, застолбил не у прохода на ряду из 4 кресел. Успел ещё перекусить, нормально посадился и остался один на этих самых 4 креслах ряда. Почти сразу, как погасло табло «пристегните ремни», отрубился. Впервые спал с таким комфортом.

Проснулся за 3,5 часа перед посадкой. Посмотрел кинец, написал креатив, позавтракал и мягко приземлились.

Вообще, полет был идеальным, тихим, комфортным, без оголтелых соседей. И кстати, что состояние борта лучше, чем на маршруте Гавана — Москва, что стюардессы и стюарды красивее. И пассажирки тоже, да.

Дальше была стандартная выгрузка, получение багажа, переезд в старый терминал, на стоянку, получение своего авто и быстрая дорога домой.

Нарезка из самых атмосферных видео фрагментов —

Полный трек маршрута —

Заключение.

Это было легендарно. Пусть и не настолько, как первая поездка в Латинскую Америку, и все же. Мечта, которая несколько лет витала в сфере далеких, труднодостижимых, неожиданно, скорее даже случайно, сбылась — сбылась легко, приятно, непринужденно, насыщенно, все в латиноамериканском стиле. Todo bien! На нашей планете широкое разнообразие климатических, национальных, культурных пластов и зон, и раз за разом знакомясь с новым из них, испытываешь удивительное ощущение, что внутренний объем увеличивается, заполняясь пережитыми ощущениями, полученными в результате поездки через взаимодействием с окружающим миром. И это ощущение заполненности в целом совершенно точно отражается приведенным в начале отчета трюизмом: путешествие — возможно единственная вещь, за которую ты платишь, но при этом становишься богаче. И объемнее, что тоже немаловажно.

Ну а Кубе, и конкретно Alejandro, отдельная глубочайшая признательность за потрясающее гостеприимство, в котором я просто утонул, оставшись в неоплаченном долгу.

Отдельно обещал понять для себя и сформулировать выводы соло путешествия — вот они (с поправкой на крайнюю субьективность).

1. Комфорт. Если вы не любите толпы и навязчивой компании, то соло поездка — это прекрасный вариант побыть с собой, своими мыслями, впечатлениями.
  2. Глубина и объемность впечатлений. Отсутствие соотечественника в качестве попутчика глубже погружает в среду, потому что на родном языке начинаешь только думать, да и то не всегда. Языковое переключение происходит быстрее.
  3. Планирование и реализация. Идеальный, всегда нужный только тебе график перемещения. Не нужно слушать чье-то нытье, не нужно никого с утра будить или торопить в сборах, упрашивать фотографировать или сокрушаться, что напарник не может повести машину хотя бы 20 м. Мой туристический опыт говорит о том, что найти настолько же попутчика самодисциплинированного, а тем более с широким набором функций (водительская, штурманская, фото и эпистостолярная, лингвистическая), шансов не то чтобы немного, а вообще нет. Женского пола — с той же вероятностью, как встретить розового единорога. Понятное дело, что есть у женщин и положительные стороны, но в приложении к поездке их не применить, как правило.
  4. Компромиссы. Они не нужны. Если ты можешь сделать больше и лучше — просто берешь и делаешь, не тратя усилий на обсуждение и уговоры. Максимум — сказать себе что-то типа «давай, ленивая жопа, что ты замер? будет что вспомнить!»
  5. Коммуникации. Абсолютная свобода в выборе собеседников, вариантов коммуникации, тем разговора и степени близости.

Т.е. получается, что если сделать самому проще, быстрее, а тем более — дешевле (что с материальной, что с моральной стороны), при этом получить больше, то рациональный выбор исключительно за соло поездку. Если нужны сплоченная компания, безопасность, разделение общих расходов — то тогда дружной мужской компанией.

Таки все. Надеюсь, найдутся те, кто узнает что-то новое в результате прочтения и даже — чем черт не шутит — получит удовольствие.