По следам М.Ю. Лермонтова, или В поисках настоящей «Хванчкары». Рассказ 3: Кутаиси

08.12.2018 | 3835 просмотров

Серия фоторассказов об автопутешествии семейной пары зрелого возраста (60+) из Смоленска. Поездка началась 31 июля 2018 года и длилась 32 дня. Путешественники преодолели более 6000 км по дорогам Росии и Грузии, побывали в 9 городах, осмотрели более ста достопримечательных мест и объектов, отсняли более тысячи фото и получили массу хороших впечатлений от общения с людьми.

Рассказ 1

Рассказ 2

Рассказ третий: 16-18 дни путешествия. Город КУТАИСИ

Сюда, во второй по величине город Грузии, мы приехали из Амбролаури по отличной дороге через городок Цагери. По пути несколько раз останавливались для фотосъёмки наиболее живописных мест.

Временами дорога становилась очень горной.

Кутаиси — главный город Западной Грузии, столица региона Имерети. Население города около 200 тыс. человек. Остановились мы в «Guest House Nona» у Ноны и её мужа Гочи. Поскольку мы уже однажды у них жили, то были приняты «как родные», с объятиями. Нас поселили в отличный номер, с балкона которого открывался красивый вид на реку Риони, пешеходный Красный мост и город.

Неподалёку от этого моста на правом берегу реки установлен памятник поэту Галактиону Табидзе со снисходящей на него музой (по жизни музой была его любовница). Чуть выше по течению Риони памятник ещё одному классику грузинской литературы — Важа Пшавела.

Рядом с каменной головой поэта небольшой водопад и лестница, по которой можно дойти до парка имени Габашвили, но мы решили добраться туда по канатной дороге (N42.270409, E42.700107).

Сделали фото на нижней и верхней станциях, а потом ещё несколько фото с высшей точки колеса обозрения.

Побывали мы и в храме Баграта — главном храме Кутаиси (N 42.27724, E 42.70406). Формально — храм Успения Богородицы. Возведён на холме Укмериони и является одной из главных достопримечательностей Имеретии. Построен по инициативе царя Баграта III, и в нём же монарх был похоронен. Здесь был коронован великий царь Грузии Давид Строитель. Храм сильно пострадал во время нашествия турок и с 1691 года стоял разрушенным. Восстановлен при президентстве М. Саакашвили.

Мы нашли и здесь Св. Николая и попросили его о помощи в нашем путешествии.

От храма открывается вид на Кутаиси.

На том же правом берегу Риони, северо-восточнее Баграти находится Ботанический сад (N42.27995, E42.70946).

Здесь очень хорошо погулять в летний зной.

Есть и местная достопримечательность — часовня в стволе 400-летнего дуба. Его диаметр 2 метра, так что внутри свободно помещаются три человека.

Посмотрели на диковинные дары природы.

В центре Кутаиси наше внимание привлёк трёхъярусный фонтан Колхида. На нём установлены 30 увеличенных фигурок, найденных в Колхиде при археологических раскопках. Но главная — сидящий с рогом тамада, копия скульптуры Нико Пиросмани (?) Эту скульптуру, но уже в натуральную величину, мы ещё встретим в нашем путешествии. Все скульптуры покрыты позолотой, что делает этот фонтан самым дорогим фонтаном Грузии.

Здесь же, на площади Давида Строителя, драмтеатр имени Ладо Месхишвили.

В Кутаиси много памятников, но все надписи только на грузинском языке, что вполне объяснимо, но порой остаётся неизвестным кого же запечатлел скульптор.

Есть большая многоплановая и оригинальная скульптурная композиция.

И памятник безымянному фотографу.

Обедали мы в центре Кутаиси, в кафе «Palaty», ул. Пушкина, 1. Здесь интересная обстановка, хорошее и быстрое обслуживание, адекватные цены и вкусные блюда.

Посетители оставляют на стенах заведения разные записки. Мы написали: «Georgians, we and Putin loves you!» Теперь грузины не будут сомневаться.

Понравились рисунки на стенах в Королевском квартале и лестница «в никуда».

Прошлись по рынку в центре города (N42.272215, E42.701603) и отметились в кафе на свежем воздухе.

Побывали мы и в окрестностях Кутаиси: на каньонах Окаце и Мартвили, посмотрели водопад Кинчха и пещеру Сатаплия. На Окаце нужно непременно начинать с визит-центра (N42.45589, E42.52733), потому, что начало осмотра каньона находится примерно в 1,5 км от визит-центра, а билеты на каньон продают только там. Да и посмотреть макет каньона будет полезно, чтобы представить общий масштаб будущего зрелища.

Детей ростом до 1,2 метра и детей до 14 лет без сопровождения взрослых на каньон не пускают.

Водопад Кинчха — здесь вода низвергается с высоты 100 метров.

Каньон Мартвили полагается осматривать с воды, двигаясь на лодке по озеру внутри каньона. Ввиду того, что мой штурман категорически не умеет плавать и не захотела довериться грузинским спасательным жилетам, мы посмотрели только старт и финиш отплывающих и серию водопадов ниже каньонного озера.

Обратите внимание на туриста — араба, который обозревает окрестности в то время как его жена орудует веслом.

Каскады водопадов ниже каньона Мартвили.

Осмотру пещеры Сатаплия предшествует посещение галереи с динозаврами и их окаменевшими следами и далее организованнный переход ко входу в пещеру.

Краткий рассказ о пещере и знакомство с её планом предваряет экскурсию. Если вы собираетесь посмотреть ещё и пещеру Прометея, которая тоже находится неподалёку от Кутаиси, то непременно начните с Сатаплия, чтобы получать впечатления «по нарастающей».

После осмотра прохладной пещеры хорошо пройтись на стеклянную смотровую площадку рядом с диковинным кафе.

Отсюда видно здание грузинского парламента, расположенное на окраине Кутаиси. Да и селфи получаются классные.

До парламента можно доехать и по координатам N42.264647, E42.659663. Говорят, что туда даже можно попасть на экскурсию, только нужно заранее записываться.

Побывали мы и в монастыре Гелати (N42.282523, E42.768484). Посмотрели окрестные горы, вход в монастырь, храм. Посидели в монастырской прохладе и подумали о вечном.

Три дня в Кутаиси пролетели быстро. Прощаясь с городом, ещё раз прошлись по мостам и центру.

Взглянули на Риони со «своего» балкона…

…, тепло попрощались с Ноной и Гочей, поблагодарили их за добро и гостеприимство и отправились в Кахетию. Но об этом вы узнаете из следующего рассказа.

Бонус для читателей

Обувь на ремонт мы носим к сапожнику. Он по национальности грузин, ремонтирует хорошо, лишних денег не берёт. Я с ним разговорился и рассказал, что буду в Кутаиси. А он и говорит: «Мой брат там живёт, пожалуйста, привезите мне от него посылочку!» Я согласился, машина всё увезёт. Взял адрес и телефон брата. В Кутаиси рассказал об этом хозяину гестхауса Гоче. По телефону связаться не удалось. Поехали на машине Гочи (!!!). Нашли, взяли сумку со сладостями для племянников и вином для брата, тяжеленную. И эту передачу я привёз смоленскому грузину. Он был очень рад. Я тоже.