|
Еще года два назад собирались семьей поехать в отпуск на машине, но то дети были маленькие, а путешествие долгим, то не было машины, на которой хотелось бы поехать. И вот все сложилось как надо: машина появилась (купили родители, а наша задача её пригнать в Курган) и дети подросли — решение было принято. Едем в отпуск на «КИА-Соренто» 2010 г.в.
Составили план путешествия-перегона: Комсомольск-на-Амуре—Хабаровск—Свободный—Чита—Слюдянка—Красноярск—Новосибирск—Омск—Курган. Просмотрели, где остановиться на ночлег, где можно покушать, спасибо Drom.ru. Сделали поправки на детей, усталость и достопримечательности мест по дороге. Всё должно было занять семь дней или шесть больших перегонов.
И всё же судьба преподнесла свои изменения. Уже в процессе сбора вещей, появилась бредовая идея из моей головы, а что если поехать на двух машинах, муж решил продать свой пикап из Кореи и, чем чёрт не шутит, на Западе это сделать проще, людей больше. Муж сразу отверг идею, но искру сомнения в нем я зародила. И — о, чудо! — дней через пять он, сомневаясь, все же согласился. Собрали вещи, инструменты, колеса и утром 22 мая тронулись в путь на двух авто: Kia Sorento и Ssang Yong Action Sport.
Мне досталась более резвая «Соренто», да и мужа пикап я очень уж недолюбливаю, большой и вялый, на мой взгляд. Первая остановка была в Хабаровске, благо родственники приютили на ночь. Трасса Комсомольск-на-Амуре—Хабаровск оставляла желать лучшего, но ремонт дороги велся и знаки соответствовали действительности, да и на протяжении всего перегона знак «верблюд» (неровная дорога) стал постоянным участником движения. И везде ему следовало верить на все 100%. Ко всему в лобовое прилетела птица, но стекло выдержало, пока.
Следующим утром мы продолжили свое путешествие до места предположительной ночевки, около г. Свободного. Надо отметить, что дети поделили родителей, и со мной поехал младший сын 4,5 лет, а мужу выпало ехать со старшим 8,5 лет. Ожидали от дороги более плохой вариант, но то ли колеса на 18 давали о себе знать, то ли дорога была сносной, но ехали с ветерком. Запланированный обед состоялся, где приглянулось, мест поесть оказалось достаточно, и покушали неплохо. Название не запомнила, но не далеко от стелы «Восток-Запад».
Продолжив путь, столкнулись с вопросом о следующей заправке, надо накормить двух дизелей, которые не потерпят плохого горючего. Для собственной безопасности, на обеих машинах муж установил фильтр-сепараторы, заказанные на Украине за 10 000 рублей каждый, поэтому воды в топливе мы особо не боялись, но движки хотелось поберечь. А с заправками брендовых НПЗ как-то оказалось напряженно.
Еще в Хабаровске определилили через интернет, где расположены заправки «НК-Альянса» и «Роснефти», выбор оказался не богатым. Дорога была хороша, в сравнении с той, что я помнила по десятилетней давности в поездке до Белогорска все из того же Комсомольска — гравий и грунт. Сейчас это асфальт, пусть и слега поплывший на солнце и морозе. По трассе поражала грандиозность развязок на прилегающие села (вот такие бы в Сибирь, как окажется позже). Удивляясь, продолжали двигаться дальше и незаметно добрались в район Магдагачи, где еще в интернете нашли место для ночлега, мотель «777». Поселились в трехкроватном номере (1 500 руб.), туалет и раковина на этаже, этаж один, душ платный (100 руб.) в отдельностоящем здании. Рядом столовая и охраняемая (собаками), огороженная стоянка для авто. Кушать не стали и, умывшись, улеглись на первую ночевку путешествия.
Утром следующего дня, перевели часы на час назад, пошли завтракать, но поели без удовольствия: детское меню отсутствовало напрочь, да и кофе был малободрящим. Но тяготы мы уверенно преодолевали, поели и отправились дальше. Новый день принес новые события. Любуясь приамурскими красотами — цветущим багульником и ширью просторов — добрались до очередной заправки, где встретили перегонов, с которыми пересекались по дороге, они гнали на сцепке пару мелких «прулей». Заправившись, решили «выгулять» детей, и тут… Муж, бросив все, рванул к левому переднему колесу моей машины, почти с криком, откуда выпала эта резинка!? Я и не смотрела на колеса, поставленные датчики давления исправно сообщали, что все в порядке. А тут такая претензия. Вывернув колесо, поняли, что это внешний пыльник, с ним была проблема еще до отъезда, но мы пытались все решить. Проехав 2 000 км, проблема дала о себе знать.
Купили на заправки шрус и специальную ленту «Удав» и приступили к ремонту. Умелые руки мужа привели все в порядок, но мы изрядно задержались (около 1,5 часов), это выбивало нас из графика, да и место ночевки в этот раз должно было выбраться по пути — где приглянется.
Рассчитывая отрезки пути, мы исходили из привычных для меня 1 100 км (в сутки) от Комсомольска до Владивостока, куда мы ездим каждый год, и я вполне спокойно их выдерживаю за рулем. Дорога изменялась, появлялись участки с ремонтами, пыль, камни в стекло мало добавляли приятного в движение. Трасса становилась пустыннее, населенные пункты редели, а спать и есть хотелось все больше и больше. Преодолев привычное расстояние, ночлега не было. Дети мирно посапывали на задних сиденьях своих авто, и мы приняли решение ехать, пока не будет мотеля, где отдыхают дальнобойщики — ориентир безопасности на дороге. Ко всему ещё пошел дождь. Дорога плохая, дождь, глаза слипаются, к привычным 1 100 уже добавлено 300 км — и безопасность на нуле, и тут — о, чудо! — справа деревня, куча фур и двухэтажное здание с надписью «Мотель» и кафе «У льва». Загнав машины куда-то во двор, взяв детей на руки, пошли селиться в двухкроватный номер на четверых. Туалет на этаже, душ там же. Цена 1 500 рублей. Все прелести сервиса мы узнали утром в очереди в туалет и помыться, где встретили все тех же перегонов «прулей», которые спали в машине и с утра пытались привести себя в порядок. Позавтракав, как всегда, яичницей и сырниками, продолжили путь.
Нас ждала Бурятия. Я даже не представляла себе, как красиво может цвести багульник на сопках, а как много его может быть.
Прожив 16 лет на Дальнем Востоке, такой красоты и шири я не видела! Мы ехали по дороге, которая оставляла желать лучшего, местами ее ремонтировали, местами она была хороша, даже очень.
Проехав некоторое время, пришло время обеда, а кафе и столовые, как назло, вымерли, хорошо, что взяли сухой паек, его и съели с большой охотой, особенно дети. Ели даже капусту, которую в обычной жизни даже нюхать не стали бы.
Пока трапезничали, любовались красотами, небом, полями и сопками. Природа завораживала, и только изредка проносились машины с такими же «сумасшедшими», как мы. Вдоль обочины текли ручьи от таявших где-то в сопках снегов.
После вкусного обеда дети угнездились в своих автокреслах, и мы продолжили путь дальше. Впереди обратили внимание на интересные горы, как-то интересно они выглядели уже издалека. Подъехав поближе, около одной мы остановились и пошли на разведку. Оказалось святые места, Омулевая сопка (гора Спящий лев).
Мы просто обязаны были на неё взобраться, что мы, к огромной радости детей, и сделали. Вид открылся — словами не передать, но почувствовать свою ничтожность в природе получилось. Сама гора как будто только что застывшая лава. И история о ней тоже оказалась занятной. Она известна еще со времен Татаро-Монгольского ига, да и староверы оставили свои следы в этом месте.
Проехав Улан-Удэ, чуть прихватив город, помахали оленям на горе, и понеслись навстречу Байкалу. Старший сын давно хотел увидеть это чудо природы, в школе его поразили сведения о нем, как о самом большом пресном озере (Почему именно этот факт? Даже не знаю, и он не совсем внятно объяснил).
Подъезжая к Байкалу, мы поначалу разочаровались — озеро было во льду, а на дворе стояло 26 мая. В наших планах было купание в любую погоду, но лед — что делать с ним!? Проехав минут 30, мы успокоились, Байкал был безо льда, на обочинах дороги стали продавать омуля. Его вкус мы знали с ЖД-поездок (лет семь ездили поездом), а муж знал после трех перегонов, где надо покупать рыбу. Что мы и сделали. Запах в машине стоял умопомрачительный (омуль холодного и особенно горячего копчения).
А дальше случилось то, чего никогда не ждешь. В некоторых частях трассы шел ремонт и стояли предупреждающие знаки. А в некоторых дороги были с выбоинами и без знаков. Вот в такую засаду я и попала. Не хватило опыта и везения.
Очередной раз поднимаясь в горку, муж ехал первым, я близко подъехала и не успела отвернуть от куска асфальта, торчащего в дороге и взявшегося как ниоткуда, аккурат между колесами. Раздался удар, я затормозила, включила аварийку и выскочила смотреть, что у меня с двигателем. Всё было печально. Защита пластиковая разбита, масло льет, жуть. Хватило силы воли заглушить машину, на душе скребли кошки, угробить машину отца. Стала ждать, когда подъедет муж, который по рации что-то сказал и пропал, а связи по сотовому нет. Муж вернулся минут через пять. А слезы стояли в горле, руки тряслись и в оправдания сказать было нечего. Когда всё это предстало пред мужем, его эмоции зашкалили (терпение у него железное). С металлом в голосе мне сообщили то, что я и сама подозревала — я пробила картер. Меня послали собирать куски защиты, а муж стал прикреплять трос. Следующие 80 км я ехала на буксире. Это был мой первый опыт езды на «галстуке». Да еще и по серпантину. А руль-то не крутится (усилитель не работает), тормоза не давятся так легко, как раньше. За это расстояния я хорошо накачала руки и ноги. Уговаривала свою волю только тем, что все это когда-нибудь кончится. Ко всему трижды рвался трос (в таких случаях лучше иметь запасной). Доехав до Байкальска, в автомагазине муж купил холодную сварку, и мы поехали к месту запланированной ночевки на базу отдыха «Байк-Хан», прямо на берегу Байкала.
Через 1,5 часа мы были на месте, мои мучения закончились. Перед нами предстал трехэтажный дом с колоритным двором.
Момент встречи с Байкалом был омрачен разбитой машиной, которая стояла во дворе базы отдыха. Дети с радостью бросились всё осматривать, пасущихся овец, шкуры волка, бегающего кролика и бубен шамана, что до самого озера не сразу и очередь дошла. Муж поехал покупать масло в Слюдянку, а я осталась любоваться озером и переваривать случившееся.
Позже заделали рану машины холодной сваркой и дали время подсохнуть. Сами же съели омуля и попарились в бане с последующим купанием в Байкале. Надо отметить, что в воду войти рискнули только мы со старшим сыном. Вода ледяная!!! План был выполнен. Ура.
Всю ночь шел дождь, и к утру Байкал был суров и грозен. Проснувшись с более менее успокоенным сердцем, залили в двигатель купленное масло, все 4 литра, и, убедившись, что ниоткуда ничего не льется, запустили машину. Она работала. Можно было ехать дальше. И мы тронулись в путь.
Первые 30 км было очень страшно ехать, дрожали руки, билось сердце, но потом уверенность вернулась, и прежний ритм движения понес нас дальше. Оставалось проехать еще 3 000 км.
Нас ждали Красноярск, Новосибирск и Омск.
Цель следующего участка заключалась в том, чтобы добраться как можно ближе к Красноярску, погода портилась, постоянно накрапывал дождь. Дороги тоже ровностью не радовали, то серпантин, то ремонт.
А потом вообще снег пошел, просто новогодний. Температура 0, -1С, а резина-то летняя. Хорошо, что это длилось недолго — километров 30. Но ощущение было не из приятных.
Не доехав до Красноярска около 300 км, остановились на ночлег наугад, около скромного двухэтажного домика, (оказалось, п. Тины) с гостиницей на четыре номера и кафешкой-пирожковой. Воды горячей мы так из титана не дождались, помылись, чем смогли, и легли спать. Проснулись рано, часов в 6 по-местному, а для нас было уже 9. Снова шел снег. Мы опять напряглись, но пошли завтракать. Пирожки с утра мы оценили по достоинству — дешево и очень вкусно. С капустой и черемшой.
Двинулись дальше. Снег закончился. Но небо было пасмурным, это не мешало любоваться лесами.
Проехав положенные километры, благополучно объехали Красноярск, краем глаза посмотрели на Енисей, здесь он не очень широк и могуч. И продолжили движение дальше. Вскоре, по меркам перегонов, возникла необходимость пересечь город Ачинск, где были в изумлении от водителей, которые выносились на главную дорогу по принципу, кто первый, тот и прав. А так впечатление от города осталось неплохое.
Погода стала налаживаться, и было принято решение ехать по максимуму близко до Новосибирска. Дорога было нормальная, да и чувство приближения к дому грело душу. Никаких гадостей не встречалось, движок не капал, и это меня очень радовало. Начинало вечереть, да и до Новосибирска оставалось около 70 км, и мы решили хорошо отдохнуть, в планах стояло посещение зоопарка города-героя Новосибирска, в котором я была только проездом и пролетом. Справа показалось большое здание с надписью «МОТЕЛЬ», и мы повернули к нему. Поставили машины на охраняемую парковку по 100 каждую и заселились в свои стандартные апартаменты из трех кроватей, и удобств в коридоре, которые поразили делением на «М» и «Ж» и отделкой в синем и красном цвете. Это была деревня Мошково. Плотно и вкусно поужинав, легли спать (очень вкусные компоты, морсы и хлеб, да и блюда тоже).
Наутро позавтракали, после достаточно длительного сна (часов 9), причем кашей, которую дети просили уже тысячи 4 км назад. И направились на встречу с природой и зверями.
Добрались до развязки город и Омск, и направились по навигатору прямо в зоопарк. Постояли в пробке на въезде в город и минут через 15 были на месте.
Зоопарк только открылся и мы с предвкушением начали обходит зверей. Нам очень понравилось, дети бежали от вольера к вольеру. И тут полил дождь. Но мы не отступали. Весь зоопарк чистый, звери ухоженные, и организованно все хорошо. Посмотрели всё, побывали везде, и дождь на наше счастье закончился. Мы с удовольствием посидели у лебединого озера, попили чай. Посмотрели деревянные фигуры животных, даже увидели мастера этих фигур, он просто мастер. Осмотрев весь парк, отправились на выход, не забыв прикупить сувениры на память. Чтобы утолить легкий голод, купили по бутерброду и сели перекусить в машины.
В планах еще стояло найти стальную защиту на «Соренто», нашли по интернету магазин и отправились в путь. Это было минутах в 25 от зоопарка, так увещевал навигатор. Но мы на это потратили часа три, но защиту не купили.
Пока ездили по городу, посмотрели его архитектуру и дороги. Да — большой и сутолочный. Водители, как везде, всякие, машин много, но разметка сложноватая и напрягает, особенно повороты и развороты. Стоя у очередного магазина, подняла глаза на верхний край лобового стекла и обомлела, вот она птичка из-под Комсомольска, вылезла наружу. На стекле красовалась трещина в виде дуги, везде было холодно, а тут хорошо пригрело солнце, пока мы гуляли, и на тебе. Я думала, разрыдаюсь на месте, но сдержалась. Даже муж успокоил, что это все ерунда. Это была последняя капля терпения. Я ругнулась от души, поминая всю нечисть. На том и успокоилась. Набрали на навигаторе выезд из города и в путь. Как оказалось, и навигатор минут через десять отказался выводить нас к дому, и муж по памяти вывел нас на трассу.
Следующая цель — Омск. А там и до Кургана рукой подать. И мы поехали. Дорога была привычно разной. Усталость тоже накопилась. Но впечатления того стоили.
Омск поразил своей объездной дорогой, которая то и дело врывалась на окраину города, то снова уходила в сторону. Знак «конец города Омска» мы проезжали раза три. В конечном итоге, на последнем выезде заметили много фур и мотель и остановились. Ещё в начале пути стояла задача переночевать хоть раз в машине, были взяты подушки, пледы, но это мы так и не осуществили. В последнюю ночевку на трассе, так же как и в предыдущие ночи, температура ночью была +8 С, и мы не рискнули морозить детей. Заплатили за парковку авто, как всегда, по 100 рублей и пошли селиться в двухкроватный номер за 1 900 рублей. Со всеми удобствами в номере, первый раз по поездку. И столовая тоже была неплохой, мы поужинали, дети сразу помылись и легли смотреть телевизор, и есть с нами не пошли.
Утром позавтракав, мы приступили к заключающему этапу путешествия — дороге домой. Омск—Курган.
Можно было выбрать два пути: по России и через Казахстан. Мы, дабы не заморачиваться с таможней, выбрали первый.
До конца Омской области дорога нас радовала, все было спокойно, чинно. На границе с Тюменской областью мы крайний раз пообедали на трассе и, собрав волю в кулак, «бросились» на отрезок в 400км.
Тюменская область встретила нас отвратительными дорогами. То ямы, то ремонт дороги, то поплывший асфальт. Казалось, что хуже уже быть не может, но — о, чудо — мы подъезжали к Бердюжьему, за которым начиналась родная земля, и через какие-то 200 км мы дома. И тут дорога превратилась в 30 км кошмара для машин любого класса. Ямы высотой под 30-40 см, колея, плывущий грунт, и отсутствие дороги, как таковой, со знаками «50 км» и «Обгон запрещен», как издевательство над водителями. К ведущим автовозы героям просто возникало чувство уважения. Такие чудеса вытворять могут только российские водилы! С какой-то матерью и «благодарностью» к министерству дорог, мы пересекли этот жуткий участок и уперлись в Курганскую область.
Здесь дороги превратились в узкие полоски, сложные для обгона. Кое-где велись очень скромные ремонтные работы. Машин было достаточно, и дорога напрягала в достаточной мере. Наряду с этим стали сдавать нервы, близость к концу путешествия — самый сложный момент пути. Даже дети, пережившие 6 500 км, на последних 200 км стали все чаще задавать вопрос: «А скоро мы приедем?». И стоило больших усилий, чтобы объяснить, что на дороге не загадывают.
К моменту, когда оставалось около 100 км, нервы сдали у родителей, которые звонили каждые 20 мин. с вопросом, где мы едем?
Оставалось 35 км, и места стали узнаваемы, я здесь с родителями бывала частенько, и домой хотелось с огромной силой. И вот он, долгожданный знак «Курган», до места парковки каких-то 6 км.
Позвонили родителям, чтобы открывали ворота для парковки авто. Каково было их удивление, когда к воротам их частного дома подкатили две машины с номерами Хабаровского края. Они были не в курсе, что их ребенок, выросший почти до 40 лет и отличавшийся здравым умом, решится на такую авантюру.
Радости было предостаточно у всех. Дети просто скакали от радости, что приехали. И первым делом уточнили, а нельзя ли домой в Комсомольск вернуться на самолете, и, получив утвердительный ответ, были в полном восторге.
Так закончился наш первый опыт автопутешествия на большие расстояния всей семьёй (поездку во Владивосток из Комсомольска (1100 км) и из Кургана в Сочи (3 700км) в расчет не берем).
22-29 мая 2013 года
P.S. То что решились на перегон, да еще и двух машин, я не пожалела, стало наукой и неприятность с картером. Зато я теперь точно понимаю, на каком расстояние от впереди идущей машины надо держаться.
Удивили и очень дети. Их терпению можно позавидовать. Надеюсь, что и впечатления они тоже получили положительные.
Если бы пришлось сейчас выбирать, ехать или нет, то однозначно — ехать, вот только бы камешек с дороги убрать.
Надеюсь, что дороги станут лучше, сервис более навязчивым и каждый сможет посмотреть, какая у нас красивая страна!
С уважением, я.