|
Читаю, как многие авторы в отчетах об автопутешествиях пишут: проехал Уральские горы… скорей проехать проскочить Уральские горы… объехать Уральские горы… А не стоит их объезжать и проскакивать. Лучше взять и остановиться тут на день или два. А можно и приехать в отпуск недели на две. В этом отчете расскажу об авто-пешем путешествии по Южно-Уральским горам Челябинской области и немного Башкирии.
Первые горы, которые нам захотелось посетить-посмотреть, это были горы национального парка Таганай. Выспавшись, наш экипаж из Челябинска отправился в путь, предполагая, что к 17:00 приедем к входу национального парка, затемно дойдём до турприюта «Белый ключ». Но нет. Из-за ремонтов дороги М5 к входу в нацпарк приехали под вечер. Оставив автомобиль на охраняемой стоянке, взяв рюкзаки, побежали до турприюта. Спешили, чтоб успеть до темноты. Так спешили, что оставили фотоаппарат в автомобиле. Но чтоб показать красоты нашей природы, размещу фотографии с зимнего похода выходного дня. До приюта 8 км. В ближащие два дня мы поднялись на двуглавую сопку, дорога на которую начиналась сразу от приюта, посмотрели Перья.
Cходили на Откликной гребень.
и гору Круглица.
В общем, после трипа, находясь в домике, решили, что после такого отпуска нужен еще тюлений отпуск где-нибудь на море. И никуда дальше по горам не хотелось уже ехать.
Утром светит солнце, тишина леса, мягкая ломота в теле просит ехать на озеро. И отправились мы на высокогорное озеро Зюраткуль. И вновь ремонт дороги М5 увеличивает время в пути в два раза. По трассе в наших горах очень напрягают люди, совершающие опасные обгоны. Последнее время увеличилось число людей, надеющихся на удачу. При подъёмё на перевал начинают двойные, тройные обгоны, когда до встречной фуры метров 100, водители не успевают закончить маневр и выталкивают другой авто на обочину. А обочины в наших горах-то и нет: либо обрыв с леском, либо железный отбойник! Жить-то хочется, едешь не нарушаешь, а из-за таких людей не факт, что и доедешь, даже если ты невиновен.
Люди торопятся в отпуск, гонят по 1000 км в день, вот и начинают обгонять какую-нибудь пыхтящую в гору фуру. А зачем обгонять? Ну, обгонишь эту, упрешься тут же в следующую. И опять придется тебе рисковать своей и чужой жизнью, идя на обгон. Наши горы недлинные, едь спокойно час, другой, да и кончатся они, пройдут перевалы. Там уже и 2 полосы, гони безопасно.
Въезд в нацпарк «Зюраткуль» платный. Тут мы планировали две ночевки. Ходили вдоль озера, смотрели, что осталось от Китовой пристани.
Поднялись на гору Зюраткуль.
Попали под сильный дождь, который начинался очень эффектно и брутально..
Поднакопив за эти два дня сил, отправились чуть дальше в деревню Сибирка. Очень понравился участок дороги с Зюраткуля до трасы М5, где едешь вдоль высоких деревьев..В Сибирке остановились в турприюте «Ледяной фонтан».
На фоне заброшенных домов самой деревни это место казалось просто оазисом.
Взяв в прокат велосипеды, осмотрели деревню и прокатились по местным лесным дорогам. Ну как прокатились, местность то горная, вниз хорошо, а вот наверх…
На следующий день пошли до горы Уван. Чтоб сократить расстояние, доехали на автомобиле до кордона «У Трёх вершин». Дорога в пограничном состоянии, когда уже нужен автомобиль повыше, чем легковой. Кордон «У Трёх вершин» — очень красивое место. Оно нам так понравилось, что на следующий день просто приехали сюда, чтоб любоваться видами.
С кордона можно сходить на гору Нургуш и на гору Уван. Мы пошли на Уван.
Вдалеке виднеется озеро Зюраткуль, где мы были два дня назад.
Дорога на Уван не сложна и не вызывается сильного физического напряга.
Переночевав, мы отправились в село Тюлюк, чтобы пожить в селе и сходить на гору Иремель. И снова ремонт трассы М5 увеличил время в пути. Дорога от села Меседа грунтовая, всего 28 километра грунтовой дороги. По обочине — разливы рек, болотца.
С небольшими остановками приехали в село Тюлюк. В этот раз решили для начала остановиться в палатке. Палатку поставили у реки. Шум реки настолько сильный, что вначале заглушал всё. После, когда мозг адаптировался, стали слышны и пение птиц и мычание коров из села.
До горы около 15 км пути, из них 6 км можно доехать на подготовленном вседорожном автомобиле, либо от села заказать заброску: 1600 рублей за буханку, либо по 200 рублей с человека.
Но мы же походники, идти так идти. Ну, мы и пошли. Нас то и дело обгоняли то Уралы, то Уазики, а мы шли и шли, шли и шли… 6 километров лесовозной дороги.
Красоты стали появляться, когда уже свернули с лесовозной дороги, как раз за шлагбаумом, где нужно внести денежный вклад за проход.
На вершине горы Иремель мы просидели около двух часов, просидели бы и больше, но стремительно стали надвигаться дождевые облака, которых по прогнозу не должно быть. Причем на самой вершине видимость есть, а подножье скрыто облаками. Не видно дальше вытянутой руки ничего. Приняли решение, где облака нас накрыли, там и остаться (чуть спустившись с плато), а то в нулевой видимости легко уйти не туда и заблудиться. А какой сразу гром гремел, какой ливень был, как холодно стало, как грелись у дерева, боясь ударов молнии, прижавшись друг к другу словно эскимосы, как разжигали костер под тентом — это все лучше рассказывать внукам как байки. Отмечу лишь, что на обратной дороге на лесовозной дороге сил не осталось почти совсем. В общем, берите заброску хотя бы туда, а лучше и обратно.
Утром снова светит солнце, после дождя вода в реке стала мутной и непригодной для питья. Отправился узнать, где взять воду на селе. И тут маленький «полтергейст» со мной произошёл. Нужно учитывать, что после похода сил вообще не было, хотелось есть, а еще больше пить. Так мир по-другому воспринимается. Иду вдоль берега, вижу козу с «кругляшами на бороде», неприятно смотреть. Иду дальше, вижу, сидит то ли коза то ли козел, а у ней один рог растёт с середины головы и закручивается, как у барана, только к носу. ОДИН рог! Сфотографировал, иду дальше, вижу, стоит колонка с водой, я к ней, а воды в ней нет. Подходит мужик и говорит: «Давайте-ка я вам воды дам, возьмите у нас. Колодезная. ВЫ ТАКОЙ НИКОГДА НЕ ПРОБОВАЛИ».
Ну, думаю, хорошо, наберу бутылку. Обратил внимание, что хребет Зигальга (гора напротив) показался тёмным-тёмным. Страшным. Пошел с мужиком, а мужик весь какой-то морщинистый… набрал воды. Вода холодная, бутылка запотела сразу... Только мне выходить, а на крыльцо вышла женщина... Забитая какая-то и голосом сухим и тихим говорит: «Я ВАМ НЕ СОВЕТУЮ ПИТЬ ЭТУ ВОДУ». Мужик цыкнул на неё, и я ушел. Иду... отхлебнул воды, а вода-то укропная! Тут же вспомнил и козу, и козла, и вспомнил, что рядом с Иремелем аномальные зоны есть, и гора Иремель сама враждебная. Ну, право смех сейчас писать об этом, а тогда…
Вон ОН.
Воду вылил, узнал, где находится магазин, в котором и купил воды. После гуляли по селу. Село местами заброшено, но так понравилось, что решили остаться еще на один день.
Сходили до Ларькино ущелья. В этом месте был стремителен поток воды, и была поставлена мельница.
Резка погода на Южном Урале: утром солнце и тепло, вечером дождь и холодно. В следующие дни погода поменялась, было все время прохладно и дожди. В палатке было уже неуютно, арендовали дом в Кордонном, что ближе к хребту Зигальга. Место с отличным видом на малый Иремель.
На следующее утро пошел снова дождь и не видно стало малого Иремеля.
Но это не помешало сходить на скалу Орлиное гнездо.
Вечером после дождя.
Решили еще на один день остаться. Вечером познакомились с семейной парой из Самары. Они собирались ехать искать заброшенную военную базу, которая давно расформирована. Я присоединился к ним, мы знали только направление, а сколько до неё, не сказали. Поехали на Рено Дастер. Дорога заросла совсем. И колеи, и камни, и трава, и горки. Не ожидал такой геометричной проходимости Дастера. Едем, а базы не видно, где что стояло? В итоге приехали к обрыву.
Развернулись обратно и тут только обнаружили места стоянки установок, их видно только, когда едешь в обратном направлении. Походили, поездили, посмотрели. Как оказалось, это все недалеко от Кордонного и нужно было идти пешком, а не мучить автомобиль. В итоге на одном из спусков посреди между передним и задним колесом оказался камень. На котором, вырываясь из «плена», оторвали переднее крыло. По сути между колесом и камнем зажат был брызговик, но он так крепко крепится к крылу, что вместо того, чтоб оторваться, потянул за собой крыло.
Вечером вновь любовались видами с нашего домика.
Остались еще на два дня, гуляли по селу Тюлюк, ходили вдоль реки Тюлюк. Гуляли по Кордонному, ходили вдоль реки Юрюзань.
По вечерам наблюдали «горящие» горы.
Обратно 260 километров до дому, в связи ремонтами дорог, Камазами, груженными арбузами, которые ну очень медленно преодолевали перевал Уреньга, заполняя ароматами гари всё вокруг, дорога заняла около 7 часов.