|
Поездка выходного дня
С последнего моего путешествия осталась у меня одна заноза. Водопад Воицкий падун. Летом мы путешествовали с родней на Соловецкие острова и в Кеноозерский национальный парк. Вот здесь описание этого трипа travel.drom.ru/63534/. И когда я стал писать об этом путешествии, я вдруг выяснил, что проехал мимо великолепного, интересного места — карельского водопада, который называется «Воицкий падун». Был от него в десяти километрах, рядом, и не заехал.
И так мне эта мысль запала! Как заноза. Болеть не болит, но постоянно саднит и мешает жить спокойно. А погода стоит за окном изумительная. Солнечная, теплая. С таким удовольствием я по нашей кольцевой дороге катаюсь. Но хочется куда-нибудь поехать, подальше.
И вот на основании таких исходных данных и родилась мысль, а не метнуться ли мне еще раз в Карелию, до водопада. А на данный момент жизнь сложилась так, что я могу себе позволить отдохнуть. Т.е. времени свободного у меня навалом. И вроде денег немного есть. И заноза сидит эта во мне. Хочу увидеть его, этот водопад.
Удивительный сентябрь стоял у нас. И дорога зовет! И решаюсь я сорваться в поездку на этот водопад. Но тут вмешалась дочь. Предложила поехать на выходные и заехать еще в пару мест. Вот так и сложилась у нас поездка выходного дня. По водопадам Карелии. Санкт-Петербург — Надвоицы — Рускеала — Санкт-Петербург. По километражу выходило 1300 километров. Вполне проезжаемо за два дня.
И в очередную осеннюю субботу мы стартовали в шесть утра. Жена тоже поехала с нами. Впереди семьсот километров пути. Дорога хорошая и легкая. И я предался воспоминаниям.
Все знают Ниагарский водопад, водопад Виктория в Африке, водопады в Южной Америке. Все они мощные и красивые. Но у них у всех один недостаток — все они находятся вне зоны доступности 99 % населения России. Большинство наших людей никогда до них не доберутся и не увидят мощь и красоту падающей воды.
Путешествуя на своем автомобиле по бескрайним просторам страны в течение нескольких лет, я с удивлением обнаружил, что и в наших равнинных краях есть масса мест, где вода падает с высоты, пусть и не очень высоко, но красиво и мощно.
У нас по пути первый водопад — Кивач. Но первый водопад , который я увидел в Карелии — это Ахвенкоски, или Рускеальский водопад.
Попал туда первый раз в 98-99 годах. Тогда я еще на поезде ехал в командировку, и пограничники проверяли документы после Приозерска. Так я первый раз попал в Карелию. Времени много было, и местные жители прокатили меня на «буханке» по окрестностям города Сортавала. Мы потом дружили с ними семьями. Прокатили по берегу Ладоги и, конечно, привезли на этот водопад. Я был в восторге от увиденного. Место было совершенно дикое и пустынное. Но зато какое красивое. Потом я приезжал на него со своими детьми, и купались прямо в этом водопаде. Переплывали всю заводь и поднимались прямо по камням до самого верха. И сидели в струях бурлящей воды, которые ласково массировали нас. Тогда еще не было СПА-салонов. Здорово, красиво.
Ну и, конечно, особое очарование этому месту придавало то, что здесь снимался фильм «А зори здесь тихие»! Один из самых лучших фильмов о Великой Отечественной войне. Великолепное место было! Несколько раз сюда приезжали. Вот тут видео этого водопада:
Последний раз мы с женой были тут весной 2015 года. Уже чувствовалась рука рынка. Территорию облагородили. Построили лестницы. Деревянные фигурки животных стояли вокруг.
Но все равно это было приятное место. К сожалению, сейчас это полностью коммерческое предприятие.
Далее, проезжая на машине вдоль берега Ладоги, в поселке Ляскала нашли порог-водопад. Его трудно не заметить. Прямо по нему проходит дорога вокруг Ладоги.
Однажды поехали зимой 2001 года в Саблинские пещеры, в Ленинградской области. И там нас гид, в качестве бонуса, отвел на водопад. Первый раз увидел замерзший водопад. Дети еще маленькие были, и снимал на пленку. Как давно это было. А тут фотографии 2018 года. Там рядом находятся два водопада. На реке Тосно. Это один из самых широких водопадов. Да и от города близко. Так что в летние солнечные дни тут бывает тьма отдыхающих. Но я приезжал этой осенью в рабочий день. Поэтому тут так тихо и хорошо. Его широкая подкова расположена под крутыми берегами. Водопад размывает под собой дно и поэтому «передвигается» на пятьдесят — шестьдесят сантиметров ежегодно вверх по течению. Поэтому высока вероятность, что скоро он достигнет верховья реки и исчезнет! Через несколько миллионов лет. Надо поспешить и успеть увидеть его!
Вот тут видео:
Совсем рядом, на другом конце поселка Ульяновка, находится второй водопад. Саблинский, на реке Саблинка. Маленький и уютненький.
Вот тут видео:
Путешествуя по Псковской области, заезжали в древний русский город Изборск. А там водопад Словенские ключи. Целая серия маленьких водопадов сливающихся в «реку жизни». Которая и впадает в озеро, на котором живет семейство лебедей. Говорят, что очень целебный! Дошедшие до нас устные предания говорят, что все водопадики имеют целебные и очистительные свойства.
Самый неожиданный водопад нашли в деревне Паника, что в Тверской области. В трех километрах от трассы М10 Санкт-Петербург — Москва. Вообще ровная знакомая дорога. Пару раз в год по ней езжу, и не думал даже, что там есть водопад. Проехав всю деревню Паника, выезжаем на берег реки Тверцы. Чисто русский пейзаж наблюдаем. И метров через пятьсот после деревни останавливаемся. Слева река течет, а справа слышим призывный шум водопада. С высоты четырех метров вода падает. Даже мостик есть у его подножия. И магниты с изображением этого водопада продают в деревне. Неожиданно!
Следующий водопад, недавно найденный нами в 2018 году, — Горчаковщинский водопад. В тринадцати километрах от очередного топового места — Старой Ладоги. На другой стороне реки Волхов. И, как пишут, это самый высокий водопад Ленинградской области, его высота составляет около пяти метров. Свернув с трасы у деревни Иссад, проезжаем до Горчаковщины, останавливаемся на обочине. И вправо в глубину леса заходим. До водопада метров триста. Но грязно. Дикая природа. Мы были раннею весной. Запачкались.
В 2006 году мы поехали на Соловки и по пути заехали на водопад Кивач. И в этот раз мы начали свое путешествие с него. За десять лет ничего не изменилось в природе. Это самый раскрученный, топовый карельский водопад. Он находится недалеко от Петрозаводска, и поэтому всех приезжающих в Карелию привозят сюда. Народу тут тьма. Здесь и стоянка, и музей, и ларьки с предметами народного творчества. В общем, полный коммерческий комплект. И билеты на вход. Водопад падает мощно, шумно, но за ограждением, куда заходить категорически запрещено. Бизнес правит! Водопад в красивой упаковке. Я свои ощущения описываю. Может, кто-нибудь с этим и не согласится…
А тут видео с водопада Кивач:
Пробежав быстренько его, показали дочери и полетели дальше. За ним дорога стала легче. Значительно упало количество транспорта, как встречного, так и попутного. Пошли более глухие места. А когда проехали поворот на Медвежьегорск, вообще стало казаться, что местами и нет никого. Но дорога продолжала оставаться хорошего качества. Чистый ровный асфальт в две полосы позволял разгоняться до ста пятидесяти километров в час. Хорошо покатались.
И вообще, дорога «Кола» — хорошая дорога. В смысле, мало на ней машин. «Кола», дорога на Мурманск, самая спокойная дорога. Разнообразные пейзажи, прямая дорога, которая идет все время на север, полное отсутствие населенных пунктов, редкий автомобильный поток.Первый раз я проехал по ней в далеком девяносто восьмом году. Зимой на КАМАЗе в Мурманск ехали. Я, правда, пассажиром тогда был. Но хорошо помню на участке Кемь — Лоухи чувство одиночества, которое накрыло меня. Сто пятьдесят километров белого безмолвия! Все белое, в снегу, и мы одни на дороге! Но мы, конечно, всех победили и доехали тогда даже до Североморска. Замерзший матросик на вершине сопки, на КПП в город, проверяя документы, попросил закурить. Отдали мы тогда всю пачку пацану. Потом сам уже доезжал два раза до Кеми. Это в наших путешествиях на Соловки. И всегда все было спокойно и ровно. Хорошая дорога! Хотя не всегда. Раньше, в нулевых годах ездил, хуже было.
Сейчас — другое дело!
Я считаю, что немало покатался для работника сидячей профессии. Ездил два раза на Урал. Проехал его от Перми до Орска. На Черное море ездил. В Геленджик и в Грузию, до Батуми доезжал. Много разных дорог видел. И М4 всю проезжал с юга. И по М5 и М7 неоднократно ездил. В Азербайджане ездил за рулем. От границы с Грузией до самого Баку абсолютно прямая, четырехполосная магистраль с разделительным ограждением. И так 360 километров. Я никогда не видел такой ровной и такой длинной дороги. Наша М4 — это кривая колхозная дорога по сравнением с азербайджанской. Так что есть с чем сравнить. О некоторых моих поездках есть тут, на этом замечательном сайте, мои рассказы.
И несколько слов о машине, на которой мы путешествовали в этот раз. Сайт-то автомобильный. В этот раз я путешествовал на Тойоте Королле черного цвета. Выпуска 2016 года, рестайлинговой. До нее все были машины с механической коробкой передач. И подумал я, что хватит на механике ездить и пора пересаживаться на автомат. Кругом все уже на автоматах ездят. И выбор пал на нее, Тойоту Короллу черного цвета. Которая абсолютно меня устроила.
Тойота есть Тойота. Мягкая, удобная, комфортная. То, что надо человеку за пятьдесят. Еще и с вариатором. Это моя первая машина с автоматом. По городу, а процентов девяносто своего времени езжу по Петербургу, вообще сказка. Едет отлично, до ста восьмидесяти я ее разгонял. И бензин девяносто второй кушает. Летом на дороге из Москвы компьютер показал расход 5,7 литра на сотню. Но я не торопился. А какой свет у нее! Короче, классная тачка.
… Снова выехали на трассу «Кола» и поехали искать Воицкий падун. Это один из самых красивых водопадов Карелии. После съезда с Мурманской дороги на Сегежу, мы поехали по местным дорогам, которые все уменьшались и сужались. Когда въехали в поселок Надвоицы, дорога совсем испортилась. Откровенные ямы, выбоины. Ну, как и везде, как во всех поселках страны. Пару раз я пропустил ямы и бампером отрихтовал дорогу. Но тут сам виноват, прошляпил. А в принципе, дорога везде проезжаемая, даже для моей пузотерки. Погода начала портиться, и поселок показался серым, грязным заброшенным.
Проехали Надвоицкий алюминиевый комбинат, там за забором все чисто и красиво было. Но трубы не дымили. Стоял комбинат. Санкции! Хотя я этого не понимаю. Что, некуда алюминий девать? Ну, отказалась Америка покупать, что, прямо сразу стало некуда девать продукцию? Что, надо останавливать производство, людей выгонять на улицу? Два месяца назад я там проезжал, дым валил из всех труб. А по пути, слева, смотрю — забор, колючка, вышки стоят с охранниками. Зона! Далее переехали через шлюз Беломорканала. Тоже весь под охраной. И сразу остановился. Не рискнул ехать дальше. Местные не рекомендовали на моей машине ехать.
Пошли пешком. Метров пятьсот-семьсот. Хотя туда можно было доехать. Сам видел, как МАЗДА 3 ехала туда. Да и у самого водопада стояли Нива и Рено Логан. Зато мы услышали шум, а потом и увидели, когда продрались сквозь густые заросли на берег, плотину на реке. Далековато, правда.
Ну, и пройдя несколько сот метров, мы, наконец-то, увидели и цель нашего путешествия — водопад Воицкий падун! Какая мощь! Какой восторг нас обуял при виде такой красоты! Шумит вода. Прямо чувствуется сила природы. И единение с ней. Я видел потом видео, что народ прямо ныряет в этот водопад. Но было холодно, и мы не полезли. Пока еще коммерсанты сюда не добрались. Абсолютно дикое и пустынное место. Красота!
А вот тут видео:
Хотя на другой стороне реки видны деревенские дома. Ещё в начале века двадцатого уникальные фотоснимки красивого водного потока сделал знаменитый любитель фотовояжей по миру С.М. Прокудин-Горский, его старейший шедевр фотоискусства можно увидеть на сайте библиотеки для конгрессменов США. Ну и несколько моих скромных снимков этого карельского чуда. Ох, не зря я хотел сюда попасть. Здорово здесь. И нам еще повезло, выглянуло солнце. Суровая северная природа заиграла осенними красками. Великолепно! Цель достигнута. Ура!
Насладившись красотой, мы вернулись к автомобилю и поехали ко второй достопримечательности, которую нужно было посетить по плану сегодня же. Вернулись обратно в поселок, проехали мимо железнодорожного вокзала на другой край Надвоиц. Проехали мимо кладбища, потом вдоль железной дороги, прямо по лесу, потом по какой-то дамбе, вода стояла вплотную к дороге с двух сторон. Я тут был два месяца назад, но все равно было не по себе, куда я опять лезу на своей японской «пузотерке»? Стало уже темнеть, тучи набежали. Но асфальт присутствует, местами. Навигатор точно вывел на Шаваньскую плотину.
Представшая перед нами картина стоила того, чтобы сюда забраться. Торжество человеческой мысли и инженерного расчета находится в самом глухом месте Карелии. Шаваньская плотина — одна из 15 плотин Беломоро-Балтийского канала. Она реально поражает взгляд. Плотина огромная, ее длина 100 метров, высота 12 метров. Плотина эта переливная, вода просто переливается через ее верх.
А вот тут видео:
Я обычно не даю общей информации об объекте, где нахожусь, но тут не удержусь от цитирования из инета, уж больно поразила она меня.
Краткая справка. Плотина была построена в 1932-1933 годах. Оказывается, что конструкция этой плотины уникальна.
Весь Беломоро-Балтийский канал и его объекты по приказу Сталина нужно было построить быстро и дешево, строился он силами заключенных, а при строительстве применялись в основном материалы шаговой доступности.
Конструкцию плотины разработал инженер К.М. Зубрик. Он был осужден в декабре 1930 г., но после завершения строительства Беломорско-Балтийского канала освобожден и награжден орденом.
Уникальность этой плотины в том, что она построена из дерева. Точнее — наклонные деревянные ряжи заполнены камнем. Так как плотина переливная, то дерево постоянно смачивается водой и от этого не гниет — так и служит непрерывно с 1933 года! Над плотиной образовалась огромная заводь воды, целое озеро. И слева от плотины находится одиннадцатый шлюз Беломор-Балтийского канала. Но лучше всего плотина ощущается на видео, где чувствуются ревущие потоки воды и ощущается вся атмосфера места. А еще лучше на месте побывать и посмотреть в реальности.
Потом мы поднялись наверх, вдоль забора, и перед нами раскинулась красота и ширь Воицкого озера, которое является частью Беломорканала.
Здесь нас и накрыл первый дождь. Поэтому пришлось быстро свернуться и возвращаться на большую дорогу. Фотографии я частично вставляю летние, ибо я был тут два месяца назад, и было лето, и солнце. И конечно, все выглядело совсем по-другому. Все цели, намеченные на первый день нашего путешествия, были достигнуты, и пора было двигаться в сторону ночлега. Благо с этим сейчас нет проблем.
Еще за два дня до нашего путешествия я на сайте забронировал комнату в гестхаусе в городе Медвежьегорске. Надо было нам проехать сто пятьдесят километров обратно, в сторону дома. Что дочь моя с успехом и сделала. А я сидел рядом и наслаждался видами карельских дорог.
Правда, на эту базу, где находился наш гестхауз, уже в полной темноте заезжали. Отличное место прямо на берегу Онежского озера и в двух шагах от дороги. Отличная трёхместная комната нас ждала. Теплая и уютная. Зашли в местный ресторанчик, где вкусно поужинали с бутылочкой «Алазанской долины», договорились о планах на завтра и, вернувшись в номер, выспались перед завтрашней дорогой.
С утра я вышел на берег Онежского озера и полюбовался суровой северной природой.
Потом легкий завтрак и вперед, продолжение путешествия. Дочь спокойно и уверенно повезла нас на юг, в сторону дома. По пути мы остановились у родника, набрали водички.
За поселком Пряжа свернули с федеральной трассы «Кола» на региональную трассу «Сортавала». Совсем другая дорога тут пошла. Узкая дорожка для двух машин.
В темном мокром от дождя лесу. Именно такой она и была, когда я в нулевых годах начинал ездить в Карелию. Первый раз я попал в Карелию в конце девяностых годов. Тогда по работе ездил в командировки. В Питкяранту, Сортавалу, Лахденпохью и далее до Петрозаводска. Тогда ездили на «Газели» или на «Бычке». Те ещё машины! Дорога была адова. А ещё если учесть, что ездил, как правило, поздней осенью или ранней зимой. Ночь, темно. Дорога узкая, кривая, с «тещиными языками», с крутыми подъемами и спусками.
Экстриму я тогда нахватался! Это, конечно, для меня, тогда еще пешехода, было выше крыши. Но для местных жителей, которые в эти темные годы регулярно катались в Петербург за товаром, это были тяжелые, но рядовые нудные поездки. Да, были времена, когда, чтобы попасть из Ленинграда в Сортавалу, нужно было пересечь границу Ленинградской области и Карелии по спецпропускам. За Приозерском поезд останавливался, входили пограничники и проверяли у всех паспорта! Если не местный или нет пропуска, высаживали. Как это было давно. Но это было! А на машине проезжали реальную границу. Останавливали, проверяли командировки. Стоял пост с солдатами. А от него отходила стена из колючей проволоки, прямо в лес. С обеих сторон дороги. Прямо настоящая граница! Как в кино.
Помню, как я ещё на девятке своей возвращался из Карелии. И на этой дороге превысил скоростной режим. И меня тут же выкинуло на обочину. Жена и ахнуть не успела, как наши передние колеса повисли в воздухе, и вся машина днищем села на бруствер. Я в горячке выскочил, попытался поднять передок и поставить его на дорогу. Ага! Полторы тонны веса! Потом покурив и успокоившись, достал трос, прицепил его к машине и стал ждать помощи. Первым ехал черный джип. Затонированный намертво. Я и останавливать не стал. Уж больно крут он был. А было это в конце девяностых. Но джип молча остановился и сдал назад. Я накинул трос на него и сел за руль. Джип выдернул меня, как пробку из бутылки. Чпок! И стоит моя девятка на дороге. Я вышел, отцепил трос, а джипа и след простыл. Я, ошарашенный, так и остался стоять посреди дороги с тросом в руках. Помахал рукой вслед. Видели меня в заднее зеркало? Или нет? Все дело заняло не более минуты. Я даже и спасибо не сказал. Некому было. Джип был. Людей не было! И тут видео карельской дороги:
Это я в пятнадцатом году ехал в Карелию.
…Но такая дорога продлилась недолго. За поселком Крошнозеро вдруг открылась новая дорога. Широченные полосы, местами с разделителями. И никого. Я-то всегда из города заезжал, с южной стороны. В курсе, что дорогу делают. Из Питера прямо магистраль уже сделали.
Короче, скоро кончится экзотика. Сейчас дорога на Карелию уже кардинально меняется, конечно, в лучшую сторону. Со стороны Петербурга километров семьдесят магистралью отстроили. И с другой стороны, от Крошнозера, до самого берега Ладоги отстроили шикарную широкую дорогу. И с разделительной полосой, и с местами для разворотов, и с разметкой.
До Ляскеля вообще ехали одни. Дождь кончился. Проехали Ляскелю, с ее водопадом-порогом. Но воды мало было. Все-таки лето хорошее было в наших краях. И на берег Ладоги. Вот прям шикарные виды на том участке.
И через полчаса подъехали к Рускеальскому водопаду. Дорога от «Сортавалы» до госграницы тоже строится, причем ударными темпами.
Ну а тут, у водопада прямо столпотворение людское. Даже машину негде было припарковать. Да, погубили такое красивое место. Все загородили, продают билеты, кругом ларьки стоят, причем с китайским товаром. Жена с дочкой пошли к водопаду. А я и не пошел. Смотреть не на что. Здесь я публикую старые фотографии, двухлетней давности, когда еще можно было что-то сфотографировать без помех. Красиво было тут.
Ну, и раз доехали уже сюда, то уж грех был бы не доехать и до Мраморного каньона. Там тоже тьма народу. Экскурсии, аттракционы на любой вкус. Природа впечатляет. Все остальное — суета. На лодках покататься, так надо было очередь двухчасовую отстоять.
Полюбовались мы на все это дело сверху. Да и поехали домой. Тем более дождь ливанул на всю катушку. Проехали город Сортавалу, выехали на фантастически красивый участок дороги до Лахденпохье. Вот там красотища! Дорога извивается одновременно во всех трех направлениях. Не зря на том участке проводят ралли на кубок России. Еще и после дождя ехали. Все сверкает, блестит. Сказка.
Проехали по строящемуся автобану, и потом нас Яндексовская Оксана, живущая в навигаторе, потащила на дорогу в объезд пробки в Приозерске. Вот думал, что в этот раз у меня не будет претензии к навигатору. Точно по координатам нас вывел ко всем водопадам. Хотя там было, где поплутать. Но в конце предложила объезд. Знал бы, что там настолько убитая, колхозная дорога, то лучше бы в пробке постоял. А так… Еще раз защитой ударился. Все ямы посетил. Но кое-как проехали. Ничего так Королла себя вела. Потом на асфальте ничего не гремело, не стучало. По пути увидели памятник ЮНЕСКО. Храм Св. Ап. Андрея Первозванного на реке Вуоксе.
Но уже темнело. В темноте выехали на Приозерское шоссе. И последние километров пятьдесят шли в плотном потоке возвращающихся домой дачников.
Здорово провели выходные. Увидели красивейший карельский водопад Воицкий падун. Шаваньскую плотину посетили. И даже в Мраморном каньоне побывали. Вот бы все выходные так проводить!