Как мы снимали ролик «Дикая кухня по-русски», или Путешествие на подножном корму и даровой энергии солнца

Как мы снимали ролик «Дикая кухня по-русски», или Путешествие на подножном корму и даровой энергии солнца

04.10.2018 | 24571 просмотр

День 1

С огромным трудом, мы впихнули в Фольксваген Тигуан гигантский объём вещей — от надувной лодки с электромотором и литий-железо фосфатными аккумуляторами до палаток, спальников, чемодана водоочистки и электрического чемодана с солнечными панелями и так далее.

В 5 утра 16 июля 2018 года наша троица — я, Егор и Сергей — выехала на забитой до отказа машине из Москвы. Предполагалось, что Егор с Серёгой будут снимать все путешествие на видео, а мы с Костей, который присоединится к нам позже, собственно и будем жить на «подножном корму и даровой энергии». Он опытный охотник и рыбак, я начинающий повар. Цель экспедиции — показать, что на подножном корму в России, минимум полгода, можно жить вполне комфортно. Особенно, если путешествовать по реке на электромоторе с аккумуляторами, заряжаемыми от солнечных панелей. И если можно взять с собой в лодку всё, что в неё уместится из достижений цивилизации, кроме возобновляемых ресурсов.

В порядке исключения, мне как повару нашей пары (хотя ранее, ничего кроме яичницы и пельменей я не готовил), можно было взять с собой немного приправ: банку соли, сахара, лимонного сока, подсолнечного масла и чесноку. Хотя, в принципе, можно и соль добыть из золы орешника, и сахар могут заменить подсушенные ягоды малины, и щавель кислит почти как лимон, и масло можно заменить животным жиром, ну а уж без чеснока можно обойтись — и народ шарахаться не будет. :) Но на всё это нужно дополнительное время, которого жалко. Так же в порядке исключения, мы взяли с собой сигареты, а Костя ещё и кофе, он ведь заядлый кофеман.

По плану, предполагалось, что за неделю, возможно, удастся пройти 175 км по рекам Медведице и затем по Волге, к острову в районе посёлка Новомелково. Впрочем, был и план Б. В случае если мы будем двигаться медленней, то через 6-7 дней, нас заберут из точки, до которой мы доберёмся.

Через три часа пути, мы встретились с Костей, в районе села Верхняя Троица, что в Тверской области.

Утро было жарким и солнечным, что не могло не радовать. Его джип, имеющий внешний кузов, тоже был неплохо загружен — больше всего места занимала сложенная большая надувная лодка и 15-сильный бензиновый мотор с отдельным вместительным топливным баком и канистрой.

За пять минут мы подъехали к месту высадки, а это был отличный песчаный пляж, и осмотрели место.

Предполагалось, что мы разгрузим вещи, вдвоём с Костей отгоним машины на стоянку и вернёмся сюда к 14 часам. На это время и было назначен старт нашего похода.

Но, как это часто бывает, всё пошло не так. Вдруг Костя заметил, что река как будто не течёт, а если течение и есть, то очень слабое. Не похоже на Медведицу…

— Может ниже плотина? — сказал он задумчиво и открыл карту в телефоне.

Я удивился, ведь именно он предложил стартовать не по моему первоначальному плану — от деревни Лахино, в которую он переехал жить из Москвы и которая выше по течению. По его утверждениям, если плыть оттуда, то встретишь мели, коряги и плотины. А отсюда, от Верхней Троицы, по его словам, начинается широкое течение без каких-либо проблем! Значит, ниже ничего подобного быть уже не должно! И вот тебе на — планы срываются с самого начала!

Действительно, в 8 км ниже Верхней Троицы, на карте оказалась плотина! Тогда мы посмотрели — нельзя ли её объехать по грунтовым дорогам вдоль реки, и оказалось, что вроде можно.

Решили так и сделать. Вначале дорога была хоть и с частыми выбоинами, но всё же асфальтовая. Затем, минут через 15, она перешла в лесную грунтовую, с огромными ямами, наполненными водой. И оказалось очень удачно, что мы были на джипах.

По пути встретился предупреждающий камень «Смерть диким туристам!»

По труднопроходимой части дороги мы ехали минут десять и выехали рядом с плотиной. В одном месте оказалось столько воды и грязи, что Тигуан еле проехал.

Бетонные водорезы стояли с расстоянием в 3 метра между собой и рассекали воду по всей ширине реки, а за ними бурлящая вода падала в пенящуюся речку примерно с пятиметровой высоты. Шум там стоял очень приличный.

Рядом с плотиной мы увидели две могилки. Одна старая из гранита, другая совсем свежая, с фотографией молодого парня. Возможно, он пытался преодолеть плотину на байдарке…

Стали искать место спуска к воде, по плану мы должны были надуть лодки, погрузить всё имущество и сразу начать плавание — ведь тогда можно обойтись без лишней распаковки палаток и всех вещей. Но прежде нам с Костей надо было отогнать свои авто, обратно по этой же труднопроходимой тропе, а затем уже на охраняемую стоянку. Предполагалось, что оттуда нас привезёт обратно приятель Кости.

На осмотр ушло больше часа. И вот, когда место для спуска уже было выбрано, Костя всех огорошил — он не залил бензин в бак и канистру для своего лодочного мотора!

— Потому что так рано, в 7 утра, заправка на моём пути не работала… — оправдался он.

Все были несколько ошеломлены... Ведь такие вещи готовят заранее! Как так можно? Да ещё начать углубляться в дебри лесных дорог!

Ведь это значит, что сначала надо вернуться на трассу, найти заправку, а затем вернуться, снова штурмуя бездорожье, и только потом можно будет ехать на автостоянку.

И тут Костя позвонил своему знакомому,  он спрашивал какая у него машина. Это меня поразило окончательно! Как можно не знать, какая машина у приятеля? А если вдруг не знаешь — как понял что углубляешься в бездорожье, остановись и сначала позвони…

Тем более, там, на развилке, где стоит интересный камень, мы останавливались.

Выяснилось, что у знакомого авто легковой и к нам сюда он никак не проедет…

Окончательно изумленные, мы принялись просчитывали варианты дальнейших действий. Понятно, что Косте надо ехать заправлять емкость для мотора и канистру, это часа 1,5-2. Затем мы спускаемся на воду тут, за плотиной. Но прежде отгоняем машины, и обратно нас с Костей его знакомый подкидывает до начала лесной части дороги. И уже по ней мы возвращаемся пешком. На всё это ещё часа 3-4. То есть общая потеря времени составит около 5-6 часов.

Или мы начинаем спуск в том самом первоначальном месте около деревни Верхняя троица, подплываем к этой плотине по реке и перетаскиваем лодки и вещи по суше. В этом случае наше возвращение после перегонки машин займёт 2-3 часа, но будет трудоёмкая работа по преодолению плотины по суше. Выбрали первый вариант.

В итоге, мы с Костей вернулись пешком в 9 вечера, когда уже начинало смеркаться. Ребята нас ждали, так как до последнего момента не знали, что делать — будем сплавляться или нет, ставить палатки или нет. Ведь ещё мы хотели заснять установку палаток на видео. Одна из них была обычная за 4000 руб., а другая побольше, автоматическая, которая по акции стоила 10500 руб.

Понятно, что вечером плыть куда-либо было бы глупо, день плаванья был потерян, и мы занялись раскладкой палаток.

Четырёхместная автоматическая палатка Greenell Хоут 4 v2 имела необычную конструкцию в виде раскрывающегося огромного зонтика. При этом стоять в ней можно в полный рост. Правда, комфортно и просторно в ней двум, максимум трём взрослым людям.

Палатка Greenell Хоут 4 v2 в первый раз устанавливается минут за 10, а в последующем — секунд за 40. Свертывается с аналогичной скоростью. При этом наступать на материал палатки грязными ботинками (а они могут стать грязными, если пройдёт дождь), нет нужды.

Лично я впечатлен этой автоматической палаткой, за что спасибо её разработчикам и производителям и за что им бесплатная реклама, а вам, друзья, бесплатный совет, что выбирать. И далее я буду стараться честно писать о вещах, которые впечатлили или наоборот, разочаровали.

Вторая обычная трёхместная палатка KD-704, как и следовало ожидать, устанавливалась долго и нудно. Кроме цены, у неё есть только одно преимущество — почти в два раза меньшие габариты и вес.

Далее последовала распаковка кучи вещей и надувание лодок. Последнее действие производилось с помощью электронасоса Bravo BTP12D. Для его подключения я временно перекоммутировал два литий-железо фосфатных аккумулятора по 40 Ач с 24 В на 12 В (они используются для электромотора лодки, который рассчитан на 24 В).

Насос мне тоже очень понравился — надувает быстро, на электронном табло пишет давление и автоматически отключается при достижении заданного уровня. Вот только разъема под клапан лодки нормального не нашлось и пришлось придерживать шланг руками. Но, в принципе, пять минут можно и подержать.

Раскладка палаток и вещей, надувание лодок и другое, заняли около двух часов. Уставшие и сонные мы завалились спать.

День 2

Проснувшись, я отметил, как удобно и тепло было спать на самонадувающемся коврике Helios HS-005. Коврик относительно дорогой, 2500 руб. и, возможно, поэтому он такой комфортный. Вчера вечером я открыл клапан, и коврик сам расправился, став толщиной порядка 5 см. Можно отрегулировать жесткость, поддув в него чуть воздуха, затем закрыть клапан и лечь. Тепло, мягко, и не чувствуется никаких кочек или даже шишек.

А вот самонадувающаяся подушка Tramp TRI-008 мне не понравилась. И маленькая и скользкая… Поддуешь её, она становится жесткой, а сдуешь — совсем уж тонкой. Подушку надо брать обычную, только небольшую. Или, если уж совсем с местом беда, то надувную, не слишком маленькую, обязательно из нескользящего материала.

Это утро тоже порадовало солнцем. А по утрам люди обычно пьют чай или кофе. Запаса питьевой воды мы с собой не брали, ведь вокруг столько её — целая река. Поэтому мы взяли водяной чемоданчик для очистки воды МИВ Crystal (российская сборка из импортных компонентов).
В нём установлен насос с аккумулятором, фильтры и самое главное — мощная ультра-фиолетовая
лампа, убивающая все бактерии. Общая производительность МИВ Crystal до 5 л/мин.

Конец длинного шланга с поплавком закидывается в речку подальше, а с другой стороны чемодана льётся чистая вода.

Прежде всего мы набрали 15 литров воды в складную целлофановую канистру. Как показала дальнейшая практика, этой воды, если только для питья, четверым мужикам хватает на 1 день.

Вкус воды получается отменный, она прозрачная, но небольшая цветность (желтоватость) остаётся. Фильтры чистят, УФ лампа всё убивает, что главное. Остальное, конечно, психология, но будем надеяться, что компания производитель усилит фильтр, уменьшающий цветность. Можно, конечно, воду из речки просто прокипятить, но это замучаешься дрова собирать. И цветность кипячение тоже не удаляет.

Так как мы с Костей решились путешествовать «на подножном корму», он занялся поиском дров для костра, а я, взяв раскладную многофункциональную лопатку, пошёл на разведку имеющихся съедобных растений и грибов. Ребята последовали за мной с камерой.

Вообще, заказывал лопатку на Алиэкспресс, и всего за 3000 руб. Достойная вещь, нержавеющая сталь и толстостенная алюминиевая рукоятка, с встроенным набором для выживания.

Долго искать что-нибудь съедобное не пришлось. В пятнадцати метрах обнаружился и щавель, и крапива, и подорожник, и одуванчик, и лопух — это все съедобно. У всех растений лучше собирать молодые свежие листья, которые у самой верхушки. Листья подорожника, одуванчика и лопуха горчат, но их можно выварить в кипятке. А в лопухе, как я выяснил в интернете, главное — его корень. А для добычи корня, надо выбрать крупный двухлетний лопух и копать вокруг него яму на глубину почти полметра.

На жаре, это не самое приятное занятие, но мне пришлось немного попотеть…

Собрав и остальные растения, я двинулся дальше — за грибами в лес. Грибов было не много, в основном червивые маслята, но всё же я отобрал самые лучше, чтобы сделать густой суп, на двоих.

Набрал пару горстей малины и отломил несколько концевых отростков молодых сосен для чая.

В лагере уже горел костёр, и мы прямо в чайник с кипящей водой бросили сосновые иголки, а через минут десять и ягоды малины.

Чай получился отменный. Такого дома не попьешь…

Установили взятые с собой купленные на Алиэкспрессе китайские раскладные солнечные панели Dokio (каждая книжка по 140 Вт). Три книжки соединённые вместе на напряжение 24 В должны вроде бы давать по паспорту 420 Вт, а в реальности дают 200 Вт. Тут возможны две причины: во-первых, одна из панелей оказалась с брачком и не выдаёт заявленную мощность, во-вторых — больший нагрев панелей по сравнению с стеклянными солнечными панелями, т.к. они закрыты с одной стороны тканью (при нагреве, отдаваемая мощность панелей заметно падает).

Подключил их через отечественный солнечный контроллер КЭС (который я заранее прикрепил к аккумуляторам) к литий-железофосфатным аккумуляторам, которые тоже с Алиэкспресс. Если сравнивать такую же емкость на свинцовых аккумуляторах, то вес у неё будет раза в 2 больше. Ну и долговечность, конечно… Литий-железо фосфат для лодки будет служить вечно. Столько в походы не ходят.

Только в 16 часов дня поставили на костёр кастрюлю с водой для супа. Грибы и листья крапивы и щавеля я уже нарезал. Пришла очередь с трудом добытого лопуха. Сначала порезал немного его верхних листьев, затем приступил к корню. У него оказалась очень жесткая оболочка, а сердцевина, по вкусу, напомнила мне капустную кочерыжку, только более древесную на вкус.

Решил дать попробовать сердцевину корня лопуха стоящему неподалёку Косте, а затем и сидящему поодаль Серёге. Второпях, отрезая кусок, развернул острый складной «перочинный» нож на себя и сильно надавил.

Прорезав твёрдую оболочку корня, нож сорвался и вонзился лезвием в два пальца на моей левой руке. Вонзился глубоко, миллиметров на семь-восемь, так как нож на самом деле охотничий, тяжёлый и острый.

Кровь брызнула мощными струями из двух мест сразу. Я быстро прижал порезы к своему языку. Так можно оперативно остановить кровь. Язык действует не хуже листьев подорожника.

Костя не растерялся, быстро нашёл в нашем скарбе аптечку и залил перекисью водорода раны. Чуть позже он обработал их зелёнкой и, наложив бактерицидный пластырь, перебинтовал мои пальцы.

На фото ниже, нож, корень лопуха и вкуснейший малиново-сосновый чай.

Не подумайте — в нём нет ни капли крови, это его естественный цвет!

Настало время приготовить и грибочки. Учитывая червивость грибов, варили их минут сорок. Впрочем, черви это тоже белок!

Только к вечеру мы сели за раскладной стол, в свои кресла, что поесть грибной супчик с комфортом. Однако «первый блин получился комом». Суп хоть и был густым, но слегка пересоленным, а главное горьковатым. И добавили эту горечь листья лопуха! Потому что ни щавель, ни крапива горечи не дают.

Ну и лопух же я, что связался с этим лопухом! Облапошил он меня по полной программе — сначала я обливался потом, затем кровью, ну и на закуску осталась одна горечь!

Однако свои порции мы съели и даже оставили часть на завтрак.

Егор и Серёга ели свои консервы и разогревали обычный чай на газовой горелке.

А мы опять, на ночь, пили фантастический чай, который компенсировал горечь супа.

Так мы снова никуда не поплыли. Ведь все эти заготовки, даже если дары природы рядом, отнимают много времени, особенно с учётом того, что их надо очистить, порезать и приготовить.

Начались жаркие споры, нужно ли и на следующий день отправляться в плавание… Костя доказывал, что лучше снова остаться у плотины, но мы решили, что конечно нужно двигаться. Ведь будет уже третий день, а мы ещё никуда не отплыли. Да и шум падающей с плотины воды уже начал утомлять.

День 3

Встав в районе восьми утра, мы, в очередной раз полюбовавшись красотой этих мест, уже по традиции испили сосново-малинового чая и доели холодные остатки горького грибного супчика. Ведь, как мы справедливо полагали, потом в этот день нам уже вряд ли придётся поесть.

Кстати, отмечу, что ранее, много лет назад, когда я был студентом, мне пришлось поголодать. Тогда, в конце лета, я возвращался домой на поезде Ташкент—Москва. Говорят, «Ташкент город хлебный», это действительно было так. Мяса в те времена там было не сыскать!

Тем не менее, мы там хорошо покутили и потратились в ноль. И вот трое парней ехали трое суток в купе без копейки денег. Удалось купить только буханку черного хлеба. И вот тогда я понял, что голод вызывает сильную головную боль, а так же озлобляет.

Внутренне я готовился справляться с этим. И действительно, первые два дня так и было — чувство голода, повышенная раздражённость и злобность, которые я старался задушить, и головная боль (как будто обручем голову стянули).

Но постепенно, после грибных супчиков и чая, это ушло. Видимо, организм перешёл на режим малого потребления. И даже есть уже не хотелось. Появилась только небольшая тормознутость. Словно пыльным мешком по голове огрели. Мой вес перед выездом был 84 кг. Интересно, насколько я похудею?

Прежде чем спускать большую лодку на воду и ставить на неё мощный бензиновый движок, Костя примерно в 11 утра снова принялся убеждать нас перенести отплытие на завтра. Главный аргумент был, что мы будем долго собираться, потом поплывём поздновато, можем не успеть найти подходящее место. Его длительные и нудные увещевания нас не убедили, все считали, что уже пора менять дислокацию. А собраться и сложить все вещи и палатки можно за пару часов.

Спустили на воду его большую лодку и мощный мотор 15 лошадиных сил. Костя занялся его прогревом, но что-то там не пошло. Мотор, немного поработав, заглох. Лодку течение понесло в сторону падающей через плотину воды, однако Костя смог зацепиться за тростник поодаль. В общем, провозился с мотором он почти час. Как он потом сказал, там «отсырел» какой-то провод.

Мы принялись сворачивать и грузить вещи. Спустили на воду вторую лодку поменьше и установили на неё аккумуляторы и маленький электрический мотор на 24 В, мощностью примерно 1,5 лошадиных силы HDX 86X. Конечно, его мощность маловата, но он самый мощный из доступных по цене (19500 руб).

Надувная лодка питерского производства Хантер 320 ЛКА НДНД имеет умеренно килевое надувное дно и относительно недорога, всего 25000 руб. Это оптимальный вариант для любительских путешествий. Небольшой вес, порядка 35 кг, позволяет поднимать её одному, а в свернутом состоянии, она занимает только половину багажника джипа.

Мы еще долго собирались, курили, разговаривали, снова собирались. Вещей оказалось так много, что мы еле разместили их в две лодки. Причём места для ног осталось очень мало. В районе пяти вечера мы пошли по реке.

 И тут нас снова ждала неожиданность. Точнее очередное «приключение».

Электрический мотор двигал плотно груженую лодку с двумя седоками очень медленно. На второй скорости мы достигли всего 4 км в час. Ток потребления от аккумуляторов (с напряжением 24 В) при этом составлял 20 А.

Бензиновый мотор второй лодки, при такой скорости, работал практически на холостых оборотах.

Да, конечно, перед этим я испытывал лодку с электромотором, но она была пустая и чисто по ощущениям мне казалось, что она развивает