Кемерово-Тыва. Бортовой журнал (июнь-июль 2005 г.)

01.11.2005 | 15895 просмотров

Почему Тыва? Да, потому что мы сами не знали куда конкретно едем и получится ли у нас путешествие, запланированное аж до границы с Монголией через Эрзин.

Итак, нас было двое: я и мой муж. О путешествии куда-нибудь на восток мы мечтали еще за полгода до. И вот отрыв в netе рассказ одного парня из Новосибирска о подобном маршруте, мы все таки решили организовать незабываемый отпуск.

Для поездки мы по-минимуму забили багажник нашей старенькой Corollки, понадеявшись на попутные ларьки и деревенские магазинчики. Но о нескольких мелочах мы позаботились заранее: палатка, примус, барбекюшница, угли, разжигайка и ящик пива.

Итак, мы в пути. Время выезда из Кемерова через северный пост 4-30 утра (ну не терпелось нам) - трасса М53-Байкал. Главное правило: соблюдать скоростной режим! Дождь в дорогу – хорошая примета.

10-00. Через 407км граница с Хакасией. Солнце есть, холмы, возвышенности - зачатки гор есть, радио нет... К 12 часам мы не спеша добрались до известного курорта Озеро Шира. Весь его берег раскуплен, поэтому дикарями там теперь, наверное, не встанешь. Покружив по п. Жемчужный, мы решили провести воскресное время на Озере Беле. На него нужно было маленько вернуться по трассе обратно до сворота на Красноярск. Въезд на оз. Беле тоже платный: Я + Вова + Corolla2 = 100руб.

Озеро Беле

Расположились поближе к красноярцам с целью вечером познакомиться у костра. Но их испугал сильный ветер, мерзкий моросящий дождь и отсутствие солнца. Они уехали, забрав всю непогоду с собой. Мы «отметили» приезд, годовщину свадьбы, искупались и срубились до 17-00. Проснулись от того, что сгорело все тело - ВОТ И ПОГОДКА!!!

Озеро красивое, большое, чуть соленое, еще холодное, но чистое. Прелесть его заключается в том, что оно наполовину пресное, а наполовину соленое. Причем без водораздела.

На следующее утро ровно в 6-00 позавтракали, свернулись и поехали «покорять» Тыву. А рано так, потому что комары там некормленные.

Время отъезда: 7-10. По дороге сфотались у могилы «неизвестного хакасца», таких там много: это большие плоские камни - остатки могильных оградок. В окрестностях оз. Шира их особенно много. Видимо их притащили сюда современники, дабы привлечь туристов такой вот самобытностью.

Странно, выше 20-ти сантиметровой травы практически нет растительности. А вот колхоз Борец, как оазис в пустыне, «зеленый» - «Хозяйство высокой культуры животноводства». А следом, через 500 м., колхоз Васильевка - «лысый», ничего, кроме развалюх, нет.

10-00. Через 3 часа пути мы уже в Саяногорске. Саяногорск - город металлургов. Здесь расположен один из крупнейших заводов России - РУСАЛ.

Саяно-Шушенская ГЭС

Про это офигенно огромнейшее сооружение сложно что-либо написать. Увидев ее, челюсть просто отвисла…На смотровую теперь не пробраться: «Указ президента - антитеррор», а экскурсии только для организаций по предварительной заявке. Пришлось задним числом оформить заявку + 300 р. за экскурсию: впечатлений масса –посмотрели музей, машинный зал, центральный пульт управления (Саяно-Шушенская + Майнская ГЭС), цех ремонта трансформаторов. В маш. зале чувствуется легкая вибрация, кругом чистота, мрамор, гранит. Экскурсовод - женщина, которая там работает уже 26 лет, носит замечательный парик. Видимо, от вибрации и излучения у нас потом полдня болели головы. А так все прекрасно: работа кипит, обводной канал строится, Енисей блещет.

Держим путь в горы. По западной трассе на Абазу остановились в музее под открытым небом, посвященному Улус Хуртуес Тас ( Большая Каменная Старушка) - 5-4 тысячелетие до н.э. Там же впервые увидели хакасскую юрту, которой более 1000 лет. Здесь по сей день шаманы проводят свои обряды и люди поклоняются этой старушке - символу детородия, помощнице беременных, рожениц и маленьких детей.

Время 16-30: празднуем первую 1000 км. - летим по серпантину Саян. Горы обалденные.

1033 км. Абазу уже давно проехали мимо, как вдруг пост ДПС. Первый инспектор еле смог объяснить что ему от нас надо и, услышав куда мы держим путь, отпустил нас с миром.

К 19-00, свернув с трассы и проехав по лесной дороге еще 2 км., мы наконец-то добрались до следующего по плану «ночлега».

Турбаза «Снежный Барс»

Турбаза находится в глубине Саянского таежного леса на берегу горной речки Стоктыш.

Перед нами предстали 7 жилых домиков- срубов для гостей, столовая, холл с бильярдом и баром, волейбольная площадка, костровище - место общего сбора с мангалом и лавочками, баня с душевыми у самой речки, мед. домик с фитобочкой. Кругом деревянные фигурки, детские качели, столики из пней. Все чисто, ухожено, природа не тронута. Рабочие приветливые, нам все понравились. Люди сюда приезжают самые разные. В основном это европейцы.

Итак, мы вселились в обычный домик, в нем есть печь, поленница, биотуалет. Посреди комнаты шкура медведя, на стене оленьи рога - впечатляет.

К 22-30 заказали фитосауну. Бочка на 40 травах + обмазывание травяным настоем + травяной чай + массаж со зверобойным маслом. Кайф. В итоге ни капли усталости на утро и полный бодряк.

В 8-00 утра следующего дня снарядились в путь-дорогу. Вова забыл в домике бумажник. Это знак: «Мы сюда обязательно когда-нибудь еще вернемся».

Анатолий - начальник, приехавший вчера вечером, сказал, что мы проехали до турбазы по предгорьям и что сам перевал Саян будет километров через 10.

1168 км. от дома - граница с республикой Тыва – перевал. Местами лежит снег, облака «цепляются» за горы.

Спустившись с Саян, увидели поселение аборигенов: 3 юрты, загон с барашками, куча детей, причем одни пацаны?! Остановились, угостили детей сигаретами, пообщались на ломаном русском, зашли в юрту, женщины как раз самогонку варили из бараньего молока. Такое ощущение, что в учебник истории про первобытно-общинный строй попали. Вот так и живут, все делают своими руками, питаются чем шаман пошлет (под кроватями виднелись коробки от лапши «доширак»).

Таких поселений видели штук 15-20, пока доехали до первого населенного пункта по глобусу Кызыл-Мажалык. Заправок три, но ни одна не внушала доверия. Следующий населенный пункт через 77 км. – Чадан. Может там повезет...

На случайной АЗС подсадили двух местных жителей. Вот везем и морщимся от их специфического запаха. Пришлось угостить жвачкой – не помогло.

13-50 прибыли в Кызыл.

Кызыл

Столица Азии. Город с не очень ровными дорогами и минимумом светофоров. Жители не отличаются приветливостью и говорят в основном на своем «тувинском». Поэтому приходилось вылавливать в толпе людей славянской внешности, чтобы узнать, где магазины и прочие достопримечательности.

Съездили на памятник Центр Азии, в гастроном и двинули дальше на Эрзин.

Бензин здесь самый дорогой за весь путь. За городом опять ходят коровы вдоль федеральной трассы и снова степь...

Эрзин

17-45 конец не только федеральной трассы, но географии.

Эрзин хоть и райцентр, но по сути простой колхоз. Нам нужен Заповедник Убсунурская Котловина, в центре которого озеро Торе-Холь, то самое, с монгольским берегом на 1/3.

Итак, не заезжая в поселок, мы поехали по полевой песчаной дороге через мост - границу заповедника. Напугавшись местной нетрезвой молодежи, пожелавшей проводить нас до озера, мы рванули по чуть другой дороге, и заблудились. Местные чабаны сказали, что озеро за холмом, а дорога уходила куда-то в сторону, поэтому мы рванули прямо по полю.

Озеро Торе-Холь

Комаров рой. Местные чабаны разделывают скот прямо на берегу!? Мы было расстроились. Но потом поехали вдоль берега до песчаника.

Побоявшись стоять одни, остановились в детском кемпинге. Пока разбивали лагерь, маленькие тувинцы облепили нас, старались помогать ставить палатку, разжигать примус - пришлось немного нагрубить.

Климат здесь резко континентальный, поэтому внезапный дождь - не удивительно. До полуночи мы сидели под козырьком палатки, пили пиво и болтали со старшим воспитателем лагеря. Ну и трепач... Мы его и пивом угостили, а он нам все байки травил. Хотя с другой стороны мы узнали много интересного про их обычаи и поверия. Оказалось, что мимо проехали много мест- памятников, наскальных рисунков и т.д. Так что, сначала нужно было прочитать побольше про Тыву...

На утро погода разгулялась и мы до обеда валялись на песке, загорали, пили пиво, строили замки из песка, купались. Вода теплая и очень чистая.

Как только с берега Монголии понеслись тучи, мы свернулись и поехали осматривать здешние достопримечательности. Едем вдоль берега к пограничному посту – излюбленному месту туристов. Не доехали: туча скверная, перекати-поле могли на машину попасть, да мы и не туристы, а путешественники.

Немного покружив, мы наткнулись на гору Орлиная Голова – место жертвоприношений и обрядов местных шаманов. Залезли на нее, пофотали окрестные безрастительные пустыни и озеро.

17-30 Вот мы снова на трассе М54. Эрзин позади.

19-30 Вечереет. Надо где-то заночевать. Озеро Чедер - совдеповский курорт с дискозалом, библиотекой, кинозалом и даже амбулаторией... Короче нам там: «Не положено!!!».

Едем на озеро Дус-Холь – это неподалеку. С другой стороны трассы. Озеро соленое, у него даже берега белые от соли. А вот рядом с ним еще курортное грязевое озеро Сватиково.

На берегу озера насколько домиков без электричества и удобствами на улице. Оно находится в 20 км. от трассы, но ехали мы по полевой дороге час, поэтому решили остаться. Поселились в домике «Дорожник» по соседству с кемеровчанами. Наши надежды найти «хороших ребят» не оправдались. Они оказались занудными рыбаками, к тому же в сопли пьяными. Поэтому мы автономно посидели у костра, переночевали и утром поехали на Кызыл.

30 июня. Замечательное солнечное утро. Подъезжаем к Кызылу. У въезда в Кызыл стоит статуя Война- гроза монголам, это потому, что смотрит он в их сторону очень устрашающе. А еще Храм Ступа Бодхи «Улуг Бойду».

9-00 пересекаем Верхний Енисей.

Если по Хакасии от древних погребений остались большие плоские камни, то здесь в Тыве это 1,5 метровые столбы из камней, выложенных друг на друга. И находятся они только на возвышенностях.

10-00 Вот граница с Красноярским Краем, примерно в 65 км от Кызыла.

Снова в горах, хочется кого-нибудь пожевать, но в первом населенном пункте Арогдан нам этого сделать не удалось: очень «богатое» меню, с хлебом напряг. Купили орех да дальше.

Едем по трассе М54, вот перед нами постепенно открываются привычные взгляду просторы: березовые рощи, зеленые пастбища. А вот красивейшее горное Ойское озеро - прямо у дороги один его край, а другой упирается в гору.

Нам про него сказали парни, строители турбазы «Белый город», которую мы спутали с буфетом. Мы туда проехали, а разворачиваясь напоролись на камень, торчащий из земли. Строители сказали, что это к удаче – все о него задевают, но никто еще не сломался. Хорошо, что у нас поддон у Toyotки стальной, алюминиевый раскололся бы к чертовой бабушке.

В п. Танзыбее, которого даже нет на карте, большой пятак с кучей кафешек - мы отлично поели.

Не доезжая до Абакана километров 25 находится город Минусинск. Красивый городок, замечательные коттеджи, цивильные машинки, чистота, порядок – в общем все четко. На окраине Минусинска увидели мельницу – это оказался аквапарк на озере. 100 р. и плюхайся хоть весь день. С дороги накупались вдоволь.

13-30 Абакан. Выехав на ул. Маршала Жукова, мы через 15 мин. снова оказались на выезде. А где же город? Вернулись, спрашиваем у местных: «А как в центр попасть?» А они отвечают: «А вам в какой центр?» Вот такой городок!? Ужас, куча кольцевых развязок – у них проблема с геометрией, что ли...

Озеро Шира

17-00 Мы на озере Шира - последняя ночлежка. По дочке соскучились - жуть, да и пиво кончилось. Пришлось докупать. Остановились в кемпинге «Приют странника»: по 45 руб. с человека и за машину. Сразу купаться: вода относительно теплая, но после Торе-Холь, мутная и грязная – курорт как-никак! Завтра с утра поедем «на стерильно чистое озеро Иткуль» - по словам соседа, деда бывалого, на обвал в Туим и на озеро Тус, а потом к дочке.

Озеро Иткуль

Находится напротив пос. Жемчужный. Это пресное озеро, водохранилище пос. Шира заповедник Хакасский, соответственно въезд к берегу платный. Бросили машину и пошли к воде пешком. Оно на самом деле чистое: по шею в воде, а дно как на ладони. Надо заметить, вода-то бодрит.

Туимский провал

Дорогу на него мы спросили в магазине пос. Шира. Нужно проехать п. Тупик и п. Туим.

Итак, вот он. Раньше это была шахта под горой, добывали там то ли руду, то ли золото. В один прекрасный день шахта обвалилась, и в Хыкасии появился еще один музей-заповедник под открытым небом.

Высота до воды 45-120 м., а глубина от поверхности воды до дна, говорят, 240м. Впечатляет. Мальчонка за полтинник кидает булыжник с высоты 120м. Он долго летит, падает в воду, виден всплеск, а звук слышен секунды через две и похож на выстрел из ружья. Вниз смотреть – голова кружится. Верхний снимок сделан со смотровой площадки, она в середине нижнего снимка. Каламбур...

По шахте на экскурсию мы не пошли. По словам очевидцев из нее и вагонетки и рельсы уже выдернули на металлосбор. Хотя там, видимо, за деньги какие-то байки травят. Раз экскурсоводы у входа сидят.

Дальше заехали на эксперерабатывающий завод той самой руды. От него остался один скелет. Завод видно давно был построен, так как там некоторые здания еще из камня сложены.

Озеро Тус

Вот направляемся домой. Последняя остановка на озере Тус - самом соленом озере Хакасии. Оно и в правду соленое.

Такое ощущение, что в рассоле искупались. Зато в нем утонуть невозможно, даже если не хлюпаться. Но вонь: «Фу!!!»,- сероводородное оно. А народ ничего: загорает, в грязи мажется. Кстати, там тоже пару курортов построили. После купания кожу стянуло так, что мы стали похожи на соленых вобл, к тому же горячего копчения. Весь салон в машине в соли уделали – еще долго она нам напоминала про это.

17-30 двинули домой, через полчаса покинули пределы Хакасии. Возвращаться решили через Ачинск – оказалось, самая плохая асфальтовая дорога за все путешествие.

В Кемерово добрались к полуночи.

PS. Ни слова о машине – исправляюсь.Toyota Corolla 2, 93 г, 1,5 л бензин, автомат. Один раз подкачали колесо и доливали масло. Средний расход бензина за отпуск вышел 7,4 л/100 км.

Юлия Миклина

Я наверно не поехал бы туда в отпуск,все как то скудно ни природы ни отдыха,толком ничего.
каждому свое,но хоть просто почитать тоже полезно спасибо.

Punk_
опаздываю на работу но прочитал с большим удовольствием-так охота посмотреть на всё своими глазами- а фотографии получились отличные , одни из свмых лучшик- эх еслиб ещё поподробней про всё - смакуя так сказать :)
с каждым таким рассказом мечтаю ещё больше укданибудь срулить на пару месяцев................

В Саяногорске находится Саяногорский алюминиевый завод, один из заводов, входящих в компанию РУСАЛ.
За положительный отзыв о Минусинске - спасибо.

Привет, мы из Новосибирска. Прошли весь этот маршрут чуть позже вас. Захватили ещё Дивногорск, Красноярскую ГЭС, Красноярск и Сухобузимский район Енисея.Озеро Торре-Холь самое приятное водное место за всё путешествие. Хороших дорог и интересных маршрутов.

Озеро Тере-холь не находится в центре Убсунурского биосферного заповедника, оно скорее находится в его юго-восточной части. Населенный пункт называется "Арадан",
а не "Арогдан". Возле Кызыла стоит памятник арату-чабану на сопке в южной части М54, никакого отношения к "грозе монголам" он не имеет, там рядом с ним валуны большие валяются, покрашенные белой краской (издали похожи на овец).

Andrey N
Я сам из Владивостока но бывал в этих местах, впечатления самые наиприятнейшие - красиво. Фотки отличные , спасибо что напомнили о красоте.Есть там же не подалеку еще одно наикрасивейшее место - озеро Ивановское по направлению Копьево-Сарала-Рудник и дальше кудато в сторону Кемерово ( через перевал ).Если случайно будете выложите фотки. Сам пока незнаю когда поеду.

"И вот отрыв в netе рассказ одного парня из Новосибирска"
Ага, мой рассказ :-)

Кызыл
Кызыл... там трава клёвая :))

Правильно, Игорь. Речь идет о Вашем рассказе

Молодцы.Бедовые ребята. Вдвоем, на одной машине просто КУ.

Прочёл, задумался.... Навер летом с женой тож махнем из Братска. Спасибо за рассказ!

НУ И СМЕЛЫЕ ЖЕ ВЫ РЕБЯТА!!
таким составом я бы без обреза под сиденьем ваще бы никогда туда не сунулся...
считайте что вам просто повезло......
у меня детство прошло в кызыле сам уже второй год пытаюсь туда съездить , но все не получается, думаю, что на следующий год обязательно получится
Прочитал с большим удовольствием, спасибо!

Знаем-знаем те места. Сама из Кызыла. Странный Вы маршрут выбрали, по старой трассе. Там редко кто едет "из-за Саян" (как любят выражаться тувинцы). Пару лет назад проехала дорогой через Чадан лишь потому, что на "Полке" сошла лавина. А места там и правда наикрасивейшие. Мы собираися ехать в январе на Eргаки, это на буйбинском перевале. Горнолыжный комплекс и шикарная природа ждет!

много чего проехали просто по незнанию и не увидели. В "Снежном Барсе" частенько и америкосы отдыхают а в соседнем логе мишка живет, видно иногда его. По Туве гладко и хорошо проехали я в смысле про "пьяных парней" там таких много и все агрессивные:)) а так молодцы.

fantom
Дорогие мои путешественники! Конечно вы проехали довольно долгий путь ,НО я сам тоже был там В РТ. По моему очень красивое место. Везде девственная природа,жаль что вы не были в тайге. Там диких зверей очень много. А рыбалка в Туве,думаю самая хорошая.

артем
Юлия! Прочитал Вашу статью в отношении путешенествия по Тыве и очень растроился, что Вы ничего толком не посмотрели и пишете "неприличную" статью. Я родился и вырос в Тыве и мне обидно читать такие статьи. Тыва наша славится необычайной дикой природой, чистыми реками и озерами, голубыми небесами, тайгой, бескрайними степьями, а Вы про заводы пишете как там хорошо.Не нравится дикая природа в следущий раз езжайте в какой - нибудь металлугрический завод. И почему детей угошали сигаретами, что конфет не было, думаю приличная девушка детей сигаретами не угошала бы. А в озере Дус-Холь летом приезжих из Новасибиска, Красноярска, Кеморова и других сибирьских городов бывает даже больше чем местные и отдыхают, не жалуются, а вы там никого из "своих" не нашли, может вы сами им не понравились, вон и в озере Беле может от вас красноярцы тоже сбежали. Даже высокрпоставленные чины России у нас любят приезжать и отдыхать, конечно тайком от прессы. И вообще к нам и по одиночке едут, я видел как один дед из Новосибирска по вашему маршруту на велосипеде ехал, уехал довальный. Французов, американцев ну короче иностранцев всяких сколько видел, летом по городу Кызылу по одному по две ходят с видиокамерами, вечером в ресторан, водку пьют и никто их не трогает. Ну поняли наверно в Тыву едут отдохнуть от суеты цивилизации, уединиться с природой, а горловое пение чего стоит, послушали бы в живую, не то что по телевизору показывают, люди плачут когда слушают в первый раз. А люди у нас очень гостепримные приезжайте и увидите.
Последнее очень верно сказано. Много этих негативов вынесла наша Республика Тыва, но положительной информации по net-у заничтельно много. Приезжайте, только рады будем. Кстати, про рассказ, довольно сумбурный и быстротечный. Немного увидели эти ребята, очень мало впечатлений. Кстати про Туву, есть очень красивых два фильма (из современных имеется в виду) "Путешествие в Туву" и "Баш-Хем 2000". Последний кстати был снят крансоярскими парнями. О сплаве и рыбалке на высокогорных речках, озерах. Для начала надо бы Вам, кто любит негатив, посмотреть их и потом к чему то прийти.
А так приезжайте - милости просим. Если есть желание поможем организовать такой же сплав и рыбалку. Пишите на мыло... До встречи.!

Спору нет, посмотрели мы в Тыве мало, очень многое проехали мимо просто по незнанию. Про заводы в Тыве ни слова в рассказе нет, хотя вообще на металлургическом заводе (КМК) мы уже были, правда давно. Дикая, нетронутая природа очень понравилась.
От поездки многие наши знакомые отговаривали пугая негативным отношением тывинцев к русским, мол страшно ехать вдвоем, да на одной машине (см. также предыдущие комментарии). Мы не поверили – иначе не поехали бы.
Нетрезвые тывинские ребята, 4 парня, у бетонной карты заповедника на Торе-Холь на самом деле здорово насторожили, очень интересовались, сколько мегапикселей в моем фотике, порадовались, что 4, но после что то переговорили друг с другом на местном диалекте, попрыгали в машину и умчались. Это было во вторник, часов в 8 вечера. Нам потом сказали, что в выходные прошел День молодежи, но ведь и у нас некоторые люди бухают по несколько дней, недель (нужное подчеркнуть:).

P.S. Те детишки попросили именно закурить, а не конфет. Их мама присутствовала при этом, и видимо не была против (кивнула, когда муж вопросительно посмотрел на неё).
На озере Дус-Холь действительно, приезжих больше чем местных. «Своих» мы нашли, более того, оказалось, что живем на соседних улицах в Кемерове, но, цитирую «Они оказались занудными рыбаками, к тому же в сопли пьяными».
А на Белё красноярцы «сбежали» не от нас, а на работу (воскресенье вечер), мы тут не причем: вели себя хорошо, не орали, не ругались матом и даже музыку не включали (еще не было усилителя, да и просто уважаем чужой отдых).

P.P.S. Если кто то заметил в рассказе что-либо обидное, оскорбительное на счет Тывы, Хакасии, Красноярского края, местных жителей, уроженцев и гостей прошу отнестись лишь как к моим впечатлениям. Искренне рада, если на самом деле все гораздо лучше.

С уважением, Юлия.
Огромное спасибо за рассказ. Я живу в Ростове на Дону, поэтому для меня ваши края совсем недоступны. Особенное спасибо за качественные фото! Привет с Ростова!!! Как поживает Короллка?

Неплохой отзыв, кратко, но достаточно емко, хотя как всегда, хочется больше подробностей. То что вдвоем, ну не так все страшно, риск нарватся на нехороших людей есть даже в своем любимом городе, хотя если бы авторы кинули клич в инете, пару-тройку попутчиков можно было бы найти.

2Леви
А, что в Ергаках уже горнолыжная база есть????

Обалдеть, это круто, ХОЧУ!!!!.

2 Кротов
Короллка поживает нормально, спасибо

Вообщем как житель г. Кызыла заявляю, что вам повезло и вы вернулись:) Про то что народ гостеприимный - не верьте. Республика Тыва - республика с титульной нацией со всеми вытекающими последствиями.

...тоже думаю, что ребятам повезло. Не рекомендую вот так налегке вдвоем в Тыву ездить. Проверено!
Несколько лет подряд вдвоем с женой ездили на Алтай, в Горный Алтай , собирался в Тыву, теперь не поеду, спасибо за отзыв.
В 2002 году проехал с семьёй по этому маршруту, КЛЁВО!!!!

Смотрящий ///Давно есть. Ещё и расширяется. На перевале, прямо около оз.Ойского. Я на январь уже места забронировала. Там всегда много желающих отдохнуть, поэтому позаботиться нужно заранее.

Тим
летом по дороге в терехол когда гости красноярцы поломались на М54 мы помогли им выручили их
сам из Кызыла нормально у нас тут. Тува 4ever

Как коренной житель Тувы, я признаю, что гостям республики в одиночку путешествовать небезопасно. Тем более впервые. Но прошедшим летом ко мне приезжали друзья из Москвы, побывали на рыбалке в верховьях Малого Енисея, искупались в водах озер Торе-Холь, Дус-Холь и остались довольны.

фдуч
слушай поглядел я на ваши фотки и вспомнил где я вас видел вы рядом с нами на оз.Беле отдыхали

артем
Bada! Как житель г.Кызыла тебе не стыдно писать такие слова. Как говорится в своей хате не гадят. Как житель Республики Тыва заявляю У НАС ВСЕГДА ХОРОШО. Везде побывал и в Сочи, Москве, Владивостоке и других городах, но дома ВСЕГДА лучше.

давно уже не был в Туве, нарваться на "друзей" можно и у себя в подьезде родного города, ну а природа там вне конкуренции, от пустынь, степей до тайги,всё можно увидеть, рыбалка, охота и т.д., главное подготовиться, созвониться и впечатлений выше крыши будет.

Юля, спасибо за Ваш рассказ, замечательный! Я тоже из Кемерово и этим летом со своей девушкой мы катались почти по этому же маршруту, тоже вдвоем. Авто - Vista 92г, 2л. Заезжали на Саяно-Шушенскую ГЭС, чуть не доехали до Кызыла и обратно домой, только через Красноярск. За всю дорогу ничего такого, для чего мог понадобиться под сиденьем обрез, не заметил. Может, просто повезло.. Особенно мне понравилось, конечно, в Саянах.. Впечатлений масса!! Кто там не был - советую побывать:) Кстати, знакомые тоже говорили, мол как это так - на одной машине, в такую глушь и т.д. Неправда это все, настоящий отдых должен быть с НАСТОЯЩИМИ приключениями! А фотки у Вас прям как у меня:) Будущим летом после свадьбы поедем куда-нибудь в район Горного Алтая, там еще не были.И на другой машинке.. Размечтался чего-то я:)... В общем, Кемеровчанам Respect!!!

Прочитать не успел. Распечатал! Возьму с собой, в метро прочитаю! Но заранее знаю, что понравится! Я просто в Москву переехал а сам из Абакана и в тех краях уже полтора года не был! Очень соскучился! "Снежный барс".....Туимский провал........СШ ГЭС.........озера............. тайга.........Красота невооброзимая! Большое человеческое СПАСИБО!!!

to Andrey N: Есть там Ивановское озеро, да не одно, а целых 3!!! Правда одно из них совсем маленькое и появляется только при таяние ледников. Два основных расположены на растоянии 300 метров по прямой и высота их расположения отличается метров на 200-300. Озера глубокие!Вода в начале сентября всего 2. Есть предположение, что они вулканического происхождения. Потому что мног пемзы разбросано. Фоток к сожалению нет. Находятся на границе с Кемеровской областью. Маршрут написал правильно. Только перевалов там нет. Так небольшие горки. Будет чего еще интересно, пишите!

Ехать в сторону Абакана со своим пивом??!!
Это похлеще, чем в Тулу со своим самоваром!..

Lion_Lee
Отзыв не че так но куча несрастухи по истории у "людей" 2 по ходу, КАМНИ В ХАКАСИИ НАСТОЯЩИЕ И НИКТО ИХ ТУДА НЕ НАТАСКИВАЛ ДЛЯ ЗАМАНУХИ ТИПО ВАС... ИМ ТЫСЯЧИ ЛЕТ ИСТОРИЮ БЛЯ ЧИТАТЬ НАДО ОНИ ДАЖЕ В САМОМ ГОРОДЕ В ЦЕНТРЕ ЕСТЬ....А город Абакан нормальный и с геометрией все в порядке а если ездить по каким то всегда правым улицам (наверное коммунисты они все правее держат) то из города махом выскачишь так как вы по самой его окраине ехали. Я н спорю Абакан не фиг с Краем и Новосибом сравнивать он меньше но что бы промахнуться мимо уентра постараться нужно........ У вас тойоту в право не тянет.....А про ТУВУ вооще анекдот, вы бы по Кызылу еще часиков в 2300 погулять вышли...тогда бы о Вас статью в местной газете в разделе происшествия написали...ОБАЛДЕЛИ ЧТО ЛИ В ТУВУ на ОТДЫХ вы в натуре что ли экстрималы туда бля.....только за травой ездить.....и то на танке и с охраной Республика Тыва находиться на 100 процентной дотации из Москвы у них нет ни какого мощного производства (не ж.д дороги не самолёта) там образование у большинства 0 ..... Кому нужны приключения для своей больной головы что бы потом на заднице отразились вэлком.... Сам живу в Абакане но в Туву под страхом смерти больше не поеду...
Ник
Классный рассказ, МОЛОДЦЫ, ВАМ обоим РЕСПЕКТ!!!
Сам из Тувы. Кстати, на Тере-Холе я в детстве каждое лето отдыхал, Эрзин - родина моего отца. Этим летом туда возил друга - москвича, ему офигеть понравилось!!! Года два назад ребята ездили туда отдыхать, и встретили там кемеровчан,которые там уже целую неделю отдыхали.
УДАЧИ!!! Приезжайте еще,

Ник
TWO BRAVE HEARTS!!!!!!!!!!!!!!

Олег
Привет. Единственный минус сайта - долго грузиться. может уменьшить качество графики!? а так все классно.

Стас
Прикольный сайт. Особенно меню удачно вышло.

Mattew
Я сам родился в москве но по обстоятельствам пришлось жить в туве с середины 90-х то были суровые времена для всей россии. слился с местым движением и понял, что Тыва это моя вторая родина. Да здесь много негатива, но поверте то что было в 90-х и что сейчас это просто небо и земля.
Сейчас на улицах не так страшно. В районах в отдаленных еще есть капелька дикости, но обусловлена она только тем, что городская цивилизация пробирается туда очень медленно. Нету досуговых мероприятий и заведений для молодежи, вот они и бычатся на каждого презжего.
В городе, большенство тувинцев. На самом деле очень приветвливые и дружные(семейные). Тут семейные кланы похлеще даже чем на кавказе. Крепкии и дружные.
Но если разолить, то пыл будет столь суров, что непозавидую никому. Хотя это своиственно всем.

А про г.Кызыл хотелось бы сказать, что впринципе ничем не отличается от абакана. Так же есть кинотеатры, магазины, гостиницы, кафе, рестораны и т.д.
Про то что вечером гулять опастно тоже бред. Просто не стоит самим встревать если уж начинается передряга. А просто уйти и все.
Милиция работает на славу. всегда есть патрули.
И вообще вы ни в каком городе сибири не увидите столько машин МВД и ДПС как в Кызыле.
на такой маленький город их просто очень много.

АРТЕМ писал:

Здравствуйте, у кого можно заказать такой же дизайн, как на вашем сайте?

Правый руль: жаль что у нас в начале 20-го столетия перешли на левый руль. Пока покупательная способность населения России не поднимится до приемлимого уровня, многие будут ездить на проворульных автомобилях бывшего употребления (попросту - японский утиль). Вот бы отечественный производитель повысил бы хотябы качество сборки до уровня японского утиля, было бы просто круто!
Во Владивостоке, наверное, пора менять ПДД - ездить по левой полосе, а при выезде в другие регионы перестраиваться на правую :)

PS>
Хехех, проблемы в Туве бывают только у тех, кто не уважает местные обычаи. Вот при поездке на кавказ или за границу большинство про местные обычаи помнит, а когда едут в Туву почему то про них ничего не знает и тем более не чтит. А таких людей, которые из за дифицита слов в словарном запасе употребляют слово "бля" и едут только чтобы обкуриться, нигде не воспримут нормально. Оттуда проблемы и недопонимание. Особенно когда попадают в те места, где даже мы (местные) не бываем, тем более в ненужное темное время суток. А про национализм - это была разыграна подлая карта политиков при борьбе за власть (вот она подлая) в начале 90-х (по глупой амнистии были выпущены на свободу все националисты) и отголоски слышны до сих пор от тех кто уехал из Тувы (еще в силу тяжелого экономического положения в 90-е). А приукрасить рассказ и выражать эмоции - любой мастак.
Николай
Драма Ф.м. Достоевского "Вечный муж - предмет неутихающих споров критиков, {text2}

Классно меню сделали. Респект :)

Каталог ссылок

Все о смесителях

продажа гвоздей крупным и мелким оптом

Семен
Все дя маркетолога

Домашние кинотеатры

CrAzYYY
мда.. чего тут накрутили про Туву.. когда едешь в Туву на самом деле надо сначала узнать побольше про нее.. вы могли бы заехать на озеро Азас.. красиво там очень.. не доезжая до него(вроде) есть Зеленое озеро.. там вода зеленая.. прикольно купаться.. оз. Чедер оч полезное озеро.. туда съезжаются люди со всей страны.. грязь этого озера помогает при бесплодии, говорят..) оз. Дус-Холь и Сватиково это одно и то же) там оч соленая вода и если захочешь, не утонешь)
я вообще не понимаю откуда берутся все эти байки про то, что в кызыл без обреза не сунешься.. я живу здесь.. да, бывают драки, но как здесь уже сказали, лучше туда не соваться и тебя не тронут. знаю много людей которые приезжали сюда и им оч понравилось. люди не приветливые? так к кому вы обращались? большинство тувинцев очень приветливо относятся к приезжим) только если сам изначально не относишься к ним с негативом.. если честно, мне не оч понравилась ваша статья.. после таких статей идут всякие слухи про Туву.. мдя..

2 CrAzYYY
Всякие слухи про Туву идут не после таких статей, а после комментов, типа с обрезом, на танке, нашли дге гулять, куда ездить. Если-б верили слухам, не ехали- бы, а так съездили, и нучуть не жалеем.
Герберт
ок, пойдет

Владислав
ничего полезного для себя не нашел, но сайт ничего так

Николай
намана, ыыы

Иван
Для начала подойдет:)

Роман
Прикольна!

Сам с рождения живу в Кызыле. Что до красот природных, оно конечно, но крименал процветает во всех ипостасях. Нужно быть начеку. А фоткт - красивые!!!
Dw32ne
Наша компания предлагает создание сайтов по любой тематике. Создание сайта в нашей компании - это короткие сроки создания сайтов, умеренные цены ...

Leppa_RD
негатив конечно будет, если вы за ним едете..
А в остальном, положительных эмоций у вас останется гораздо больше!!!
Даже ВВП понравилось!..:-)

Orlan1979
Прикольно врете ребята особенно про Туву.

САЯНООЛ
РЕСПЕКТ УВАЖУХА Я САМ ИЗ ЭРЗИНА ТАМ НЕ ОБЯСНИМО КРАСИВО!!!!!!!

В прошлом году в Туву с мужем ездили. У 25 тувинцев спросили, как нам выехать из Кызыла и только один, наверное еще совдеповской закалки, старый тувинец нам объяснил дорогу. "Гостеприимство".
Ольга Т
Макс писал:
2Макс: у нас гостеприимный народ, и если тебя избили или ограбили пьяные толобы, это не проблемы воспитания тувинцев,- это твои пробелмы. Потому что тувинцы - как пчелы: ты их не тронешь - они на тебя и не взглянут. И про "большенство" не надо тут заливать. Ваши психологические проблемы - только ваши, нефиг народ пугать!
Про Туву :
По роду занятий (торговля)пришлось год проработать в Туве жил в Кызыле особенность работы такова , что приезжая в новый город или район первые два месяца у месных то и дело интересуешся ,хочеш ты этова или нет общаешся с большим кол-ом народа да и по работе :а где это ?а почему так?а как найти?а что лучше здесь?,А через полгода большинство местных задают уже тебе эти вопросы и принимают тебя за своего , ты становишся аборигеном,Ну так вот что я знал о Туве до тог как приехать ?
Хозяйка квартиры ,в Братске где до этог работал ,была родом из Тувы ее после оканьчания школы привезли в Братск учиться? в компании за столом вела себя очень странно :пьянела в усмерть с одного стакана пива,хотя не была алкаголиком,или на старых дрожжах-она тувинка ,а это их особенность !толпа тувинцев из 5-8 человек упиваюся в усмерть с 2 ух литров обычного пива и ненадо думать ,что они обкурились ,хотя и это бывает,
Как-то по трассе Братск-Усть-Илимск пробил 3колеса доехал до какой то деревни 100км от Братска 2часа ночи ,вагончик шиномонтаж -уже закрыт канечно,заехал в деревню ,народ тусил возле клуба(дело было вечером делать было уже нечего)увидев меня народ вывалил на улицу как говорят себя показать да на меня дебила посмотреть номера 24 регион у них кто не знает 38,трезвых вообще небыло,И с вопроса :КАкого Х,,тебя занесло начинают знакомство,Как все закончилось?Не так как бы в Туве кто пишет ,ненадо мол то ,не надо это ,толобы не виноваты ты сам русак к ним за пиз,,,,ми пришол,мы немогли отказать,уважили обычай мол токой,теперь мы мол кровные братья раз тебя пырнули из под тишка,
Эти пьяные парни садят меня к себе в машину пол часа катают по деревни ,находят рабочего с шиномонтажки ,у месной жрицы любви и в чем его мать родила приводят ,он долго им и мне будучи не совсем трезв обьяснял причину отказа помочь ,на том и поришали :собрали со стоявших машин запаски и со словами "Ты тока верни"отправили меня далбона во свояси ни денег,ни залога, ни документы невзяли-через неделю на обратном пути канечо завез все и отблагодарил,ВОТ С ЧЕГО НАЧИНАЕТЬСЯ РОДИНА!!!
К стати раз было машину по осини служебную ВАЗ 09разбили так она сутки на трассе простояла ничего не сняли а в Туве на перевале сломаеться какой нибудь ВАЗ , и через день ездил и замечаешь кому колеса ,кому стекла каму железо,а через месяц в обрыв ищи свищи,
А теперь зарисовки на тему Тува а понравится картина или нет ,,,,,НО МАИМ ГЛАЗАМ СВИДЕТЕЛЕЙ НЕ НАДО
Два раза тувинские жители в Ирзине дарили нам подарки ,кирпичи ,и ложили их через заднее стекло автомобиля в салон волновались как мы и без подарков!от них уедем,
Там-же зимой мороз был под 40 попросили вызвать такси ,приехало, ИЖ-Юпитер 3 с каляской и дохой(шуба такая)
В Кызыле в столовой каторую как пишет одна женщина нашли опросив 25человек подали Лагман (щи с венмишелью месная кухня прикольно)с тараканом на реприку "Заберите все ничего больше ни надо, и деньги овтавте себе" Она"Так я вам новую порцию налью"Мы "Так проще с этой убрать таракана" Она "ну хорошо давайте убиру" Очень удивилась что мы ушли,и так бымо не раз ,и не двадцать раз
Патруль по городу действи тельно ходит очень часто,но как правила один русский в патруле и два тувинца Почему?Потому ,что если по другому то окажеться , что вы проходя мимо компании пьяных тувинцев обсалютно трезвый и не имея при себе сигарет необходимой марки ,спровоциковали драку один всего-та на десятирых беззащитныж тувинцев (занесенык в красную книгу как самый необразованый народ)и с вас пологается возместить им моральный и мотериальный ущерб,Посмотрите человек и закон как там судят!!!
Если к твоей машине подошли и предложили купить травки ,будь уверен при выезде из годода и по трассе ,замучают обысками и проверками ,вопросами "Почему это ты некупил"?
В магазинах 80 процентов просрочки,а цены могут колебаться +/-10-20рублей на то ,что ты привык брать за 5,1 -5,4рублей
Кстати когда скаканул последний раз АИ-92 до 25 в туве он стоил 36-38рублей и то по талонам и картам а так хоть сы в бак если ехать надо
В руководстве управленцы клерки среднее звено по большому счету работают русские в администрации кланы одна фамилия и только должности разные тувинцы ,а работать некаму проще дотации получать
Как в анекдоте "Маша не дура, ну извените"
В ирнаках за последне время пообустроилось там хорошо кто любит снег,
а кто будет в Саяногорске на ГЭС в Майне заедтетам форель речную продают ,немного в право от ГЭС есть клуб лошадей дают на прокат по лесу вдоль берега побродить,и в деревни музей Ивана Ягыгина родился он там-борец

А Тува вам не Швецария,обрез не поможет ,а большая дружная компания в самый раз! Удачи
Илья
Тыва - обалденная республика - прожил там более 2 лет природа чувств и вопоминаний - амбивалентна и этим и примечательна и интересна история моих там странствий
рад что там побывал и рад что уехал
вообще жил в 4 регионах необъятной родины - сейчас в Москве - но впечатления от Тывы свежи в памяти и сердце
а если в нескольких словах:
Енисей, Тере-Холь, Саяны, тайга, хан, сугажа,
а еще зима, порой неописуемой красоты и застенчивой хитрости девушки и простые щедрые добродушные гостеприимные люди - мне повезло встретить там именно таких
ну а витающий в воздухе душок криминала - это средство для бодрости как не кощунственно может быть это звучит
Привет Кызыл!

Сам из Красноярска путешествовал по Туве один и без машины, где-то в 2001, мне тогда 20 с небольшим было. Народ на окраинах дикий, молодежь безбашенная, но мне было с ними интересно общаться. Старики говорили если молодежь приставать будет, говори что американец мол, но я говорил что русский а они верить отказывались потому что приперся к ним один и не боится их вообще и везде первый вопрос был ты что один? И получив утвердительный ответ странно так на меня смотрели, с сочувствием :]Я даже без фотоаппарата ездил. Если Тува не позвала лучше туда не ехать, а если ехать то на такси, а туда где такси не ходит на автобусе в 5 утра 1 раз в день :] Тува - место дикое и это хорошо.

Hitman678868
Зачем ехать в тыву? Лучше на байкал. В туве русских не любят - за милую душу покрамсают! Местные менты не помогут - им @!#$у...
Прикольно:)и все это благодаря ДЖАПАНУ!!! ДЖАПАН ВПЕРЁД!!! Я БАЛДЕЮ ОТ ДЖАПАНЦЕВ ААА !!! :)))

История Харьковской оперетты стартовала 1 ноября 1929 г.,
когда труппа подарила публике свой спектакль"Орфей в аду" Ж. Оффенбаха.
Во главе театра тогда стали выходцы режлаборатории уникольного реформатора украинского
театра Леся Курбаса. Первые постановки коллектива: "Запорожец за Дунаем", "Наталка-Полтавка",
"Роз-Мари", "Цыганский барон" воплотили в жизнь выдающиеся актеры и режиссеры
украинской сцены,среди которых Н. Крушельницкий,В. Скляренко и Б. Балабан.
Харьковский театр музыкальной комедии с самого начала заявил о себе как
театр эксперимента и поиска.

Балашиха
Понравилось... Отличные фото

Житель Кызыла
Max:
АРТЕМ писал: Юлия! Прочитал Вашу статью в отношении путешенествия по Тыве и очень растроился, что Вы ничего толком не посмотрели и пишете "неприличную" статью. Я родился и вырос в Тыве и мне обидно читать такие статьи. А люди у нас очень гостепримные приезжайте и увидите. Да я тоже вырос Туве (кстати не как понять не могу когда она Тываой стала когда всегда была Тувой, но это не принципиально) и могу сказать вам Юлия еще повезло что вас не подрезали не ограбили или что еще хуже, вот такой у нас гостиприимный народ, я конечно не обобщаю не все аборегены такие, но к сожелению (еще раз повторя к большому сожелению) их большенство
Вы ошибаетесь тувинцы народ гостеприимный и цивилизованный а не аборегены,тогда попробуйте сказать это тувинцу,который обосновал МЧС С.К.Шойгу да да вот такие мы тувинцы
Павел Полев
Тут некоторые люди глубоко ошибаються насчет Тувы, вообще-то здесь народ очень даже гостеприимный! А природу словами не передать, своими глазами стоить увидеть) надо просто знать куда следует ехать, и в Кызыле всё в порядке в плане безопасности! и то что к русским плохое отношение это полный бред)) бывают драки, но это на бытовухе!) здесь у нас смешанные кампании, нет кланов) Кызылчане всё вполне образованные и русскоязычные люди, почитающие свои многолетние традиции) вообщем приезжайте сами во всём убедитесь) и не верьте Аликам которым ИЖ с коляской приехал в качестве такси) который напивался с местными алкашами, получал от них же кирпичи в качестве сувенира) не за просто так я уверен, сразу видно сам абореген с Братска, который торговать тряпками в рынок приехал!!!

супер!!!

Т_А_Р
Ну не едьте в Туву, лучше у себя будьте, а кто приедет я постараюсь показать наше гостеприимство особенно Путешественникам из КРАЯ и Кемерова,