Наш Алтай-2018 на первом Фокусе из Екатеринбурга. Мультинские озера и не только

Наш Алтай-2018 на первом Фокусе из Екатеринбурга. Мультинские озера и не только

10.09.2018 | 12379 просмотров

В прошлом году мы собирались на Алтай, но поехали в Грузию. Нынче вышло все ровным счетом наоборот — маршрут на Кавказ был подробно распланирован, но что-то мешало. Может быть, данное в 2015 году и до сих пор несдержанное обещание Алтаю вернуться, а может быть и разные финансовые моменты. Так или иначе, я сказала сыну — а поехали на Алтай? Он ответил — дааа! Ну, вот так все и решилось.

Пара слов о главном действующем лице нашего путешествия — Форд Фокус первого поколения, он же Фома, 2004 года рождения, 231 000 км за спиной на момент поездки. Верный наш друг, которого нежно любим, заботимся и чешем за ухом. В июне загнала его в ежегодный сервис, денег потратила немало, но перед путешествием на сервисе грех экономить. Неоднократно в дальнейшем поминала добрым словом ребят, кто помог подготовить машину, из «Форд 96» и с моей работы.

А, да! Кроме Фомы, в повествовании участвуют еще 2 персоны — Аня, автор этих строк, и сын Сашка, отрок 12 лет.

Итак, 6 июля, пятница, на работе грянул аврал, задерживаюсь допоздна, потом магазины, экстренные докупки, все скидать в машину, проверить по списку — и еще докидать, кипеш, паника, ну, все как обычно. Спать легла только в полпервого, а в 4:30 уже вставить... Но это все мелочи. Отпуск начался. На-ко-нец-то.

7 июля. День 1-ый.

Выехали только часов в 6. Беспроблемная утренняя дорога до Тюмени.

Сашка дрыхнет, в перерывах утыкаясь в книжку. За Тюменью встаем на обед (или завтрак, кто его знает). Название заведения, видимо, полагается произносить с задумчивым и смакующим чувством: «Ялта. Ммм...» Кстати, отличное место.

Я знала, что дорогу до Омска починили, читала об этом неоднократно в отчетах, но какое счастье было прочувствовать это лично. Отличная ровная трасса, небо и земля по сравнению с тем, что было. Гаишников нет, камер тоже не наблюдала, трафик небольшой. Скорость ограничивала только совесть)))

Но постепенно 4 часа сна стали давать о себе знать. Под вечер устала, ехала тихонько за фурами. Планировали встать в отеле «Транссиб-комфорт» под Омском, благополучно до него доехали, услышали цену за номер — и поехали дальше. Неготовая я 2000 отдавать, бюджет на поездку был весьма ограничен и причудлив.

На подъезде к Омску сглупила — повелась на указания дорожного указателя на Новосибирск и свернула на объездную дорогу. Лучше так не делать — большой крюк, полное отсутствие заправок и инфраструктуры и капитальные ремонты дороги в придачу. Обратно ехали через окраину Омска, гораздо быстрее вышло.


Стоим на объездной Омска.

Но, наконец, в районе Октябрьского нашлись и ГПН, и отличный мотель (номер — 1200 + 50 за стоянку), и совершенно изумительный трактир.

8 июля. День 2-ой.

Прошедшей ночью наши футболисты проводили всем известный матч с Хорватией, поэтому поутру мы первым делом залезли в инет узнать результат... вздохнули и поехали дальше))

Длиннющий перегон от Омска до Новосибирска. Все прямо и прямо, и навигатор показывает ближайший перекресток только километров через 500, и эта прямая так высаживает... Почему-то обратно мне этот участок гораздо легче дается психологически, а вот туда — не очень. Обед в уже проверенном кафе «Горизонт», где была обнаружена ранее незамеченная стела «Географический центр Новосибирской области», вона как.

Дорога в целом отличная, каверзы начинаются только в Новосибирской области в виде домиков с камерами, притом часть домиков пустая, а в части — камеры есть, и не узнаешь, пока не подъедешь.

Новосибирская область, и сам Новосибирск в частности, запомнился массированными дорожными ремонтами на подъезде и диким количеством ограничений скорости даже на нормальных участках. Знаки там повсюду, и соблюдала их, признаться, далеко не всегда. Что удивительно, ни одного штрафа оттуда так и не пришло, повезло.

Новосибирск обходим через Краснообск, тормозим на плотине Обского моря. Солнце, моя любимая погода +23-25, Чуйский тракт — вот он, уже начинается. Лепота…

Прибавляем 2 часа к нашему времени, перевожу часы, пора привыкать. Воскресный вечер, въезд в Новосибирск со стороны Барнаула наглухо забит многокилометровой пробкой. Народ там даже загорал на крышах машин. Интересно, это каждые выходные там так? Но мы идем на выезд, здесь свободно.
Новосибирская область сменяется Алтайским краем.

Планировали пасть на ночлег ориентировочно в районе Барнаула, где была заочно присмотрена гостиница «Грань Алтая». Подъехали мы к ней, а там тьма автобусов, толпы туристов в шлепанцах и цветастых шортах, гремит попсятина на улице... в общем, не понравилось нам там. Решили, да чего уж, Алтай же, здесь гостиницы на каждом шагу должны быть... Ага, 10 раз. Ехали мы, ехали по Чуйскому тракту, а гостиниц все нет и нет, а если какие и есть, то все занято уже. Смеркается уже, однако. В итоге добрались до Бийска.

В Бийске дороги — это караул, яма на яме, а когда в темноте едешь, вообще веселуха. Заехали мы в одиннадцатом часу вечера в город, в супермаркете узнали, где тут гостиница и каким-то чудом ее даже нашли. Гостиница называлась «На Старом месте», выглядела весьма респектабельно и имела грамоту от букинга с рейтингом 9,6. Стоимость номера — 3500, но если только на ночь — то 1700. Сойдет. Всё, падаем.

Время уже было за 11 вечера, все магазины и кафе были закрыты, работал только гостиничный ресторан с ценами, вызывающими оторопь и отсутствие аппетита. Поэтому мы достали нашу «апокалиптичную» сумку, из нее — быструю лапшу и, сидя в крутом номере, лопали доширак. Деревня)))

Фото гостиницы и отличнейшей столовой через дорогу.

9 июля. День 3-й.

Спали всласть и никуда не торопились, до точки назначения осталось всего ничего. Преодолев бийские буераки, выезжаем снова на Чуйский тракт — и вот уже знакомая стела республики Алтай, а справа от дороги сверкает красавица Катунь. Ну, здравствуй, Алтай. Мы вернулись.

Поддерживая добрые традиции, останавливаемся в Манжероке, чтобы поесть местных мантов. Там же выясняется, что Сашка забыл свою кепку в гостинице Бийска. Это уже реально традиция какая-то, 3 года назад нам точно так же пришлось покупать ему новую кепку и тоже в Манжероке.

Там же нам один козлище поцарапал машину. Кормили его клубникой, понимаешь, а он после подошел к водительской дверце, копытом ее пошкрябал и спокойно удалился. Вот вредное животное)))

Далее мы направились в полюбившуюся нам с прошлого раза базу «Рафт-премьер», за селом Чепош, для 3-дневного ленивого отдыха после дороги и праздного почтиничегонеделания. Забронировала там заранее домик-скворечник, обошлось нам это в 1000 руб./день, да еще и завтраки включены, так что вообще, можно сказать, почти дадом.

Главный козырь «Рафт-премьера» — это месторасположение. Прямо на берегу Катуни, песчаный пляж и много-много зелени. Отлично приспособлен для семейного отдыха, очень рекомендую семьям с детьми. Кстати, народу нынче было довольно много, в отличие от 2015 года. Может, и мой прошлый отчет так повлиял на посещаемость, кто знает.

Жара, смолистый запах сосен, чистейший воздух... И даже какое-то неверие — всё, можно расслабиться и ни-че-го не делать. Катунь холоднющая, но народ купается. Мы тоже залезли, очень быстро и с разными громкими звуками. Вылазишь — и такой релакс…

Питались преимущественно в своем кафе, я уже и забыла в этих дерганых трудовых буднях, что такое регулярное полноценное питание, да еще когда не сама готовишь. Комаров там нет в принципе, клещей не встречали, да и обработана территория от них. Валялись с книжками, мелкий пропадал на берегу, и жизнь была тиха и безмятежна. «Ешь, лежи, читай» — мой девиз на ближайшие 2,5 дня.

10 июля. День 4-ый.

Еще накануне мы записались на сплав, тут же, на базе. Программы сплавов там есть разные, в зависимости от длительности и сложности. Мы взяли самую простецкую, за 700 руб. с носа, от Аската до Усть-Семы, с двумя порогами — 1 и 2 категории сложности. Утром нас, ежащихся от холодка, приехали-забрали-отвезли-экипировали, Сашка получил вожделенное весло, я с другими девчонками уселась посередине рафта, и мы поплыли.

С командой нам повезло. Прямо ух, как повезло))) Инструктор — неистощимый на выдумки Алексей, и человек 8, как на подбор, веселых и по-хорошему отмороженных на голову новосибирцев, барнаульцев и кемеровчан. Ржач стоял все 2 часа. Эмоции в порогах, конечно, неописуемы, сердце заходилось от страха и восторга. Еще наш затейник-инструктор предложил сыграть в игру — «Пройди по кругу», как-то так, не помню точно название. Суть в том, что вся команда встает на борта рафта, держась за плечи соседей, и мелкими шажками синхронно передвигается по кругу. Задача — пройти рафт полностью и не свалиться. Задача, надо сказать, из разряда невыполнимых, Алексей сказал, что на его памяти только одна команда с этим справилась. Мы героями не стали и свалились буквально через несколько секунд. Большинство посыпалось спинами в воду, я категорически не хотела купаться и упала внутрь, как и хитрый инструктор, конечно. В общем, все было круто, мокрые, закоченевшие и довольные мы вернулись на базу, взяли приступом кафе, слопали по двойной порции и на этом активности дня были закончены.

К сожалению, ни одной фотографии нет. Свой фотик на сплав я не брала, инструктор фотографировал и снимал на камеру, пообещал нарезать диск и привезти, но ничего не привез( Жаль, ну да ладно, не страшно.

11 июля. День 5-ый.

Жарко и ленно. К обеду взяли себя в руки и отправились к водопаду Че-Чкыш в 15 км после Чемала. 99% машин сворачивают в Чемале к ГЭС, острову Патмос и прочим туристическим меккам, а мы едем вдоль Катуни дальше. Вход в урочище Чечкыш отмечен вывеской и многочисленными машинами, припаркованными вдоль обочин. Платим за билет 50 руб. (за 1 человека, дети до 12 лет бесплатно) и топаем по тропинке вверх.

Доходим до водопада. Он небольшой, но радующий глаз и, что особенно приятно, — разгоряченные после подъема головы.

После водопада отправились вверх по ущелью в поисках древних петроглифов. Притом точное их местоположение было нам неизвестно, поэтому продвигались медленно, дотошно оглядывая каждую скалу и периодически принимая за древние рисунки пятна лишайников. Кроме нас там бродило еще несколько человек, тоже задумчиво оглядывая окрестные скалы. А когда кто-нибудь из них что-то фотографировал, туда тут же стекались остальные искатели петроглифов и, обнаружив очередной лишайник, разочарованно расходились.

В общем, древних рисунков мы так и не нашли. Как выяснилось потом на выходе, какие-то вандалы замазали их краской. Но ущелье Чечкыш и без того прекрасно. Мощь скальных стен, контрастные тени и буйство трав. Кстати, очень много скальных крюков, видимо, здесь регулярно тренируются альпинисты.

В том же ущелье залезли в пещеру. Ну, как в пещеру... небольшой грот, но выглядит многообещающе. И там прохладно, ура, уже ради этого стоило попотеть с подъемом к нему))) С малышами лезть не стоит — крутая сыпуха.

И напоследок забрались на обзорную площадку, откуда открывается вид на долину Катуни. Красотень.

Потом вниз, в Чемале заворачиваем в шашлычную, отменный шашлык с овощами — и назад на базу.
Несмотря на все прелести ленивого отдыха в Чемальском районе, мы прекрасно понимали, что это еще не Алтай по сути. Так, преддверие, баловство) И постепенно шило в энном месте заявляло о себе все больше и больше, хотелось уже настоящего отдыха, на настоящем Алтае. Почти 3 кабачковых дней хватило в самый раз, и на следующий день мы перебазировались. Поближе к Белухе.

12 июля. День 6-ой.

Сильно не торопились, проехать предстояло порядка 400 км, выехали только в 12. Назад по Чемальскому тракту до Усть-Семы и там налево, собственно на Чуйский тракт. Радость узнавания, радость встречи… Машин стало не в пример больше по сравнению с 2015 годом. Забегая вперед, когда были в Акташе — там вообще движуха, почти как в Чемале. Очень увеличился туристический поток в Горный Алтай.

Через Шебалино и Семинский перевал — и перед Туектой уходим направо. Дорога для нас совершенно новая, ни разу еще тут не ездили. Трафик минимальный. Проехали через деревню Теньга, обсудили переезд сюда)))

Километров через 30 асфальт сменился на пыльную гравийку, потом снова асфальт... Такие чередования здесь постоянно, притом иногда весьма неожиданно. Пару машин, которые лихо меня обгоняли, потом видела стоящими у обочины, с ковыряющимися в колесах людьми.

Виды отменные, снежники на вершинах, долины и безмашинье. В Усть-Кане завернули в столовую (прямо на въезде, слева) — интерьер и ассортимент скудны, но что есть — очень вкусно и по смешным ценам. Именно здешние манты мне понравились больше других.

После Усть-Коксы (или просто Коксы, как ее называют местные) асфальта на дороге становилось все меньше и меньше, пока она не превратилась в зубодробительную гравийку. Здесь я неоднократно мысленно возносила хвалу автомастерам, приведшим в порядок подвеску, и себе, что заблаговременно это сделала.

Через дорогу постоянно шныряли суслики. Такое чувство, что у них это такие испытания на мужество проходят, типа, перебеги дорогу перед машиной. Некоторые из них еще усаживались в своей классической позе прямо посреди дороги и ушмыгивали в самый последний момент. Видимо, это среди них самые почетные отморозки. Сусликов тут называют «камнеежками» и ходит байка, что дорожники обвиняют именно их в ямах и колдобинах на дорогах — мол, толку делать дороги, если тут камнеежки, которые их портят))) Добираемся до Мульты. Автомобильный мост через Катунь.

В Мульте (точнее — в Замульте, соседняя деревня) я выписала заранее координаты пары баз, а вообще, судя по интернету, разнообразных гостевых домов и баз там должно было быть немало. Дорога в Замульте совсем швах, мы кое-как продвигались по каким-то закоулкам, куда нас завел навик, народу — ни души, турбаз тоже не видать, вечер, кони, идиллия.

Поплутав, заселились в туркомплексе «Мультинские озера» или «У братьев Боровиковых» (второе название). Комплекс устроен грамотно. Обширная огороженная территория, корпус с более и менее комфортабельными номерами и кафе. Вокруг — домики, беседки, места для палаток и летняя кухня, где могут готовить все желающие. Вообще, на любой вкус получается. Хочешь — живи в палатке на территории, готовь на кухне, делай шашлыки в беседке, самый бюджетный вариант. Хочешь — поселяйся в корпусе, в номере с удобствами и питайся в кафе. Мы выбрали средний вариант, жили в мансарде домика, за 600 руб./человека. Питались пару раз в кафе, но потом готовили сами на кухне, благо там было все необходимое.

В общем, достойное место, к тому же предлагается масса экскурсий, все очень пунктуально и четко. Плюс безнал есть, это вообще было наиприятнейшим сюрпризом.

Итак, в окончание дня сидела вечером среди всего нашего барахла и пыталась собрать рюкзаки. Утром был выезд на Мультинские озера, а наш Фома оставался в одиночестве на 3 дня. Поскольку за последние годы мы обленились и редко куда ходили своим ходом, собирать рюкзаки я категорически разучилась, ничего не влазило, хотя вроде урезала список вещей до минимума. Кое-как упихала, слопали дыню на коленке (тарелок под рукой не было), полюбовалась на сияющий звездный купол — и спать, предварительно заведя будильник.

13 июля. День 7-ой.

Ровно к 9 была подана и наша карета. ГАЗ-66, он же «шишига». Звэр-машина! Такое ощущение, что залезет даже по вертикальной скале.

Дорога до Мультинских — это, конечно, швах. Наравне с заброской на Ак-Тру, или даже круче. По степени непроезжабельности, имею в виду. Пассажиров болтает и стряхивает с сидений, движок ревет, красота. Терпкий смолистый запах леса пробивается даже внутрь машины, Сашкина голова то сползает мне на колени, то стукается о стекло. За окном — луга и горы, пассажиры пытаются фоткать сквозь окна. Ветки деревьев хлещут по бортам, опасные крены, на большинстве стволов видны ссадины и отметины от тросов лебедок. 54 км проезжаются 3 часа примерно. Многие пассажиры вывалились более или менее зеленоватого оттенка, на меня укачивание не действует, а Сашке заблаговременно была скормлена таблетка, нормально, спал почти всю дорогу.

Прибытие, выгрузка на обширной поляне, взваливаем рюкзаки — и вот мы уже на берегу Нижнего Мультинского озера.

Кстати, «Мультинские» произносится с ударением на второй слог — МультИнские. Так же, как и названия населенных пунктов — не МУльта, а МультА, не ЗамУльта, а ЗамультА. Это стало для нас камнем преткновения, упорно говорили неправильно.

Вблизи от места высадки — домики, причал катеров (пересечь озеро — 350 руб./чел) и много оборудованных мест под палатки.

Обитатели палаток принимают на берегу солнечные ванны.