|
Гергети — Сигнахи — Телави
В автопутешествиях всегда возможны всякие случайности, некоторые из них вполне предсказуемы и ожидаемы, ну а каких-то совсем не ждешь. Эта небольшая прогулка в Кахетию начиналась вроде бы как обычно. Как говорится, почти ничего не предвещало… Четыре выходных на Первомай 2018 — это ведь было слишком много, чтобы сидеть дома, когда до Грузии всего 1300 км :) Значит — поехали!
План был таков: отъезд вечером 28 апреля, прибытие на границу днем 29-го. Учитывая прежние отзывы автопутешественников о праздничном наплыве туристов в Грузию, на переход границы заложили от 4 до 6 часов, поскольку именно столько проводили в майских пробках туристы в прошлые годы. Поэтому первую ночевку запланировали сразу после границы в с. Гергети, затем на следующий день — переезд в Кахетию, ночуем в Сигнахи. Возвращаться домой решили через Телави с ночевкой снова в Гергети перед переходом границы в наш последний выходной. Таким образом, мы проедем основную часть красивейшей Алазанской долины вдоль и поперек. К нам с женой присоединяются наши старые… нет, точнее, не старые, а очень старинные друзья, мы часто путешествуем вместе (travel.drom.ru/56142/, travel.drom.ru/52824/) . Упреждая возможное недоумение тех, кто в Пиканто не ездил, хочу сказать сразу — четверым полноразмерным седокам в Пиканто не тесно, тесно только их багажу :)
Стартуем в субботу 28 апреля, после работы, часов в 7 вечера. Привычно ругаемся на платных участках в Воронежской и Ростовской областях, устроенных на обычных старых кусках М4 (даже ограничение скорости не изменили, все те же 90!), привычно крепко получаем по капоту острым камнем, вылетевшим из-под какого-то автоколлеги, и так же привычно тупим полтора часа в знаменитом Лосево. Когда лет 6-7 назад только начинались разговоры о модернизации М4 к сочинской Олимпиаде, я почему-то был наивно уверен, что именно с этого, самого ужасного участка на М4, начнется реконструкция единственной дороги в стране, ведущей к южным курортам. Но не тут-то было, после Олимпиады минуло уже 4 года, а в Лосево пробка все та же. Неисповедимы пути российских дорожников…
Подремав на заправке пару часов, во второй половине дня прибываем к границе, оставив позади 1300 км. Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что очередь из машин начинается километров за 7-8 до КПП! Причем правоохранители почему-то пытались формировать ее как общую для легковушек и грузовиков, чего обычно не бывает. С нами связался обеспокоенный хозяин забронированного нами гостевого дома в Гергети, и мы сообщили, что к нему обязательно приедем, вот только непонятно, когда. Мы тогда и предположить не могли, до какой степени все будет непонятно…
Отстояли мы 7 часов, пока добрались до российского КПП. Еще час ушел на собственно осмотр и штампование паспортов. Пока стояли в очереди, попутно оформили грузинскую страховку, обязательную с марта 2018, заплатив 860 рублей. На российской границе работали 5 или 6 пунктов пропуска, погранцы делали свое дело с приемлемой скоростью, но с праздничным напором все равно справлялись с трудом.
Границу мы пересекли уже за полночь, и только приготовились насладиться прославленным во всех интернетах (да и испытанном нами) цивилизованным переходом через грузинский КПП, как оказались в точно такой же пробке, как и перед российской границей. Причем происходящее на нейтральной полосе напоминало настоящий Ад. Для тех, кто не ездил в Грузию на машине, немного поясню. В отличие от коротких «нейтралок» между, скажем Белоруссией и Польшей, нейтральная часть Военно-Грузинской дороги представляет собой трехкилометровый серпантин с двумя примитивными, но достаточно длинными тоннелями. Качество покрытия и общая оборудованность этого участка осталась примерно на том же уровне, каков был еще при царе-батюшке. Узкая двухполоска, заполненная машинами в оба конца до отказа, ночь, грохот и вонь дизелей грузовиков, невероятно обостряющаяся в душных тоннелях, невозможность хотя бы чуток вздремнуть — ведь если не успеешь проползти пару метров до впереди идущей машины, как перед тобой обязательно вклинится очередной торопыга... Отсутствие туалетов — ну это само собой, в этом вопросе большинство народов бывшего СССР очевидные близнецы-братья. В итоге невероятно изгаженные в окрестностях очереди обочины, как писали классики, «воздух тоже не озонировали». Ну а поскольку полоса-то нейтральная, пограничники с обеих сторон тщательно соблюдали нейтралитет и не предпринимали никаких попыток организовать регулярно возникающий хаос.
Этот кошмар продолжался долгих 5 ночных часов, пока мы наконец-то не оказались перед грузинским КПП. Вот только пресловутая «цивилизованность» на этот раз оказалась там весьма условной. Для начала отсутствовал погранец, привычный на многих границах (в том числе и на российской), направляющий каждую машину из потока в определенные пункты досмотра. В итоге народ, не зная, какие точки досмотра работают, почему-то стихийно образовал четыре очереди к КПП, при том что документы для авто оформляли только в двух местах. Справедливости ради надо заметить, что грузинский погранец таки появился, но лишь чтобы повозмущаться бестолковости автопутешественников, сразу не догадавшихся, сколько очередей надо было им сформировать. Свою лепту в сумбур и бестолковщину внесли и на пункте досмотра пешеходов. Как известно, на грузинской границе водитель проходит оформление отдельно от своих пассажиров, которых направляют в специальное здание. Обычно там находятся два-три сотрудника, штампующие паспорта, но в этот раз — всего лишь один. Причина, как оказалось, была элементарна — воскресенье, поэтому работает только дежурный! И неважно, что народ валит толпами из автобусов… Ну и заключительным аккордом оказался неработающий на грузинской стороне туалет. На обратном пути, кстати, он так же уже привычно не работал. Вспомнилось, что когда мы пересекали грузинскую границу осенью 2017, не работал пограничный валютный обменник. Даже не знаю, что лучше, тут кому как… В общем, восторги о невероятной продвинутости грузинского КПП, как писал уже другой классик, на этот раз «оказались сильно преувеличены».
На весь процесс было вычеркнуто из жизни долгих 14 часов. Но всякий кошмар когда-нибудь заканчивается, и в 7 утра мы наконец-то вырвались с границы и приползли в Гергети. Почему приползли? Так ведь дороги в привычном понимании этого слова сразу за КПП нет от слова «совсем»! Ожидается, что вскоре на грузинской стороне заработает новый тоннель, призванный уменьшить зависимость этого участка от капризов погоды, но пока участок дороги со стороны Грузии у самого погранперехода заменяют груды щебенки. Причем именно груды, рассыпанные так, что не сразу понятно, в каком направлении надо двигаться. Несмотря на то, что мы здесь не впервые, мы умудрились, рыская в этой щебенке в поисках дороги, заехать на местную стройплощадку :) Может возникнуть вопрос — а почему же мы не сориентировались по другим машинам, которые вместе с нами переходили границу, или же по встречному трафику? Но дополнительный прикол идиотской ситуации на границе оказался еще и в том, что мы после прохождения всех КПП оказались на Военно-Грузинской дороге совершенно одни! Это было абсолютно невероятно на фоне свежих воспоминаний о мучениях в многочасовой пробке, но факт остается фактом: никакого сверхнапряженного трафика-то и не было. Было лишь обычное разгильдяйство и бестолковщина, причем как на российской, так и на грузинской стороне.
Ошеломленный всенощным ожиданием таких непредсказуемых гостей хозяин забронированного нами гостевого дома Sabauri не сразу понял, что мы все-таки хотим занять свои номера на несколько часов, чтобы помыться и чуток поспать. Его супруга даже не хотела брать деньги за наше четырехчасовое пребывание в номерах. Поскольку на обратном пути у нас была запланирована ночевка в этом же гостевом доме, мы в итоге получили хорошую скидку.
К 12 часам дня мы наконец-то были готовы двигаться дальше и наслаждаться окружающей красотой.
Многие автопутешественники сетуют, что величественный Казбек часто прячется от них за облаками. Но нам с Казбеком постоянно везет, и мы с удовольствием наслаждаемся замечательным зрелищем.
Сама Военно-Грузинская дорога своей красотой напоминает Альпы. Вот только качество покрытия на ней местами напоминает уже не Альпы, а родные просторы. Мы еще не подозреваем, как нам это аукнется на обратном пути…
Чем выше — тем больше снега на обочинах. В мае в горах может быть холодно.
Когда мы были здесь в прошлую поездку, арка Церетели была на реставрации, но сейчас она открыта для туристов.
Помимо уже привычных обзорных точек, интернет подсказал нам обратить внимание на необычную смотровую крестообразную смотровую площадку, нависающую над ущельем. Замечательные виды — и никого! Правда, из-за этого пришлось наше групповое фото сделать в два этапа :)
Постепенно дорога опускается…
…и мы делаем плановую остановку в селе Пасанаури. Распробовав множество грузинских лавашей, мы пришли к выводу, что простенькая пекарня в Пасанаури делает лучший хлеб в Грузии :)
А еще очень всем рекомендую неприметный ресторанчик на въезде в Пасанаури со стороны России. Самые лучшие хинкали в Грузии мы ели именно здесь. Никакого сравнения с конвейерной продукцией в Кобулети или Степанцминде!
Наша цель — Сигнахи, мы двигаемся туда через Сагареджо, любуясь попутными красотами. В большинство регионов Грузии ведет единственная дорога с приличным покрытием, но Кахетия — приятное исключение. Поэтому, чтобы разнообразить поездку, возвращаться мы будем другой дорогой, через Гомборский перевал, ну а сейчас катим по живописной долине.
Мы приехали, наверное, в самое лучшее время для посещения Кахетии — еще нет летней жары и все вокруг цветет и благоухает. Сады, маки, жасмин, каштаны, миндаль…
И вот показалась наша цель. Сигнахи очень напоминает Италию.
Город окружает длинная крепостная стена с парой десятков башен.
Старая крепость кое-где органично вплетена в обычную жизнь горожан.
Мы размещаемся в гостинице Host Of Signagi …
… и сразу же отправляемся гулять по улочкам этого красивого городка.
Ездить по Сигнахи на машине — неудобно и не нужно. Разворачиваться иногда приходилось вот так:
При гостинице оказался хороший ресторан, постояльцам — скидки и угощения.
Мы сразу предупредили хозяев, что хотим купить у них разливное вино и чачу, поэтому на ужин мы получили в подарок неожиданную дегустацию. Заказали еду, немного чачи, и тут нам поднесли еще по бокалу домашнего вина, затем по добротной рюмке чачи, потом еще по одной, уже с чачей другого сорта, потом с домашним «коньяком», потом неожиданно появился незапланированный торт… В общем, как говорится, ужин прошел в теплой, дружественной обстановке :)
Вот только когда мы уже в Воронеже распробовали купленное там же, в ресторане, разливное вино (как нам сказали радушные хозяева — то же самое!), то оно оказалось хотя и вкусным, но совсем не тем, каким нас угостили «для пробы». Ну да ладно… Именно поэтому с собой из Грузии, как и раньше, мы в основном везем бутылочное вино, купленное в магазинах или винзаводах.
После такого застолья вечерний Сигнахи показался особенно романтичным.
Ну а ночной Сигнахи оказался совершенно пуст, как будто мы были одни во всем городе.
На следующий день, побродив еще по улочкам этого замечательного городка…
… мы направились в монастырь Бодбэ. Здесь покоятся мощи просветительницы св. Нино, умершей там в 4-м веке.
Это один из самых значимых монастырей Грузии, посетителей очень много.
От стен монастыря открываются чудесные виды на Алазанскую долину. За заснеженными вершинами на горизонте — Дагестан.
Ну а затем поехали в Телави. Чем ниже мы спускались с гор, тем теплее становилось вокруг. Алазанская долина наполнена жизнью. Ну а самым потрясающим зрелищем оказались алые маки на фоне заснеженных вершин далеких гор.
Названия сел создавали впечатление, что мы двигаемся вдоль полки винного магазина: Вазисубани, Ахашени, Цинандали, Киндзмараули :)
Наша цель — винзавод Шуми, там покупаем бутылочное вино себе и для подарков. Может, нам не везло, но мы ни разу не купили в Грузии домашнего вина, сравнимого по качеству с бутылочным.
Винзавод расположен рядом с усадьбой Чавчавадзе, основоположника грузинского промышленного виноделия.
Приехав в Телави, прошлись по рынку, купили домашний сыр, приправы и чачу. Рынок показался грязноватым, по сравнению с рынком в пляжном Кобулети — выбор хуже, а цены выше.
Температура в Телави по сравнению с Сигнахи резко выросла и вообще не соответствовала яндексовским и гисметеовским «предсказаниям».
В отчетах путешественников Телави почти не описывается, и мы его осматривать не планировали. Как выяснилось — зря, исторический центр этого города самобытен и красив.
Мы заезжаем в одну из виноделен, коих в окрестностях Телави множество, и неожиданно попадаем в не очень приятную ситуацию. Место действия — большая промзона, там же магазинчик, между цехом и магазином — две площадки, засыпанные гравием. Кое-где в произвольных позах стоят пяток машин, знаков парковки, разметки или указательных табличек никаких нет. Чтобы не прожаривать машину на солнцепеке, паркуюсь в тени у магазинчика. Но стоящий у двери грузин велит убрать машину, и я отъезжаю. При этом грузин, обращаясь к своей спутнице, сообщает ей, что только русские настолько бесцеремонны, что могут себе позволить остановиться у самого магазина. Увы и ах, но действительно наших телепатических способностей не хватило, чтобы сходу понять, что место у их магазина — священно и неприкосновенно :)
Наш дальнейший маршрут пролегал поперек всей Алазанской долины от Телави к замку Греми. Берега Алазани очень живописны.
А вот и Мимино до сих пор летает :) Кстати, именно так называется аэропорт в Телави.
Греми — древняя столица Кахетии, бывшая важным пунктом на Великом Шелковом пути.
От стен замка открываются отличные виды на Алазанскую долину.
Тем временем первомайские выходные постепенно заканчивались, и нам надо было возвращаться к границе. По пути притормозили у руин крепости в Уджарме.
На минутку остановились на Гомборском перевале. Неплохие виды, но не сравнить с Военно-Грузинской дорогой.
Вскоре стемнело, и Военно-Грузинская дорога преподнесла нам вместо природных красот пренеприятнейший сюрприз. Уже после Крестового перевала нам надо было проехать очередной тамошний мост. Стык этого моста с дорогой представлял собой узкую, но достаточно глубокую поперечную канаву с острыми краями из стальных уголков, прикрытую металлическими листами. Вот только было бы неплохо, если бы все эти листы были на месте… Оба левых колеса попадают в открытый участок этой канавы, удар, и машину потянуло в сторону. Включаю «аварийку», выхожу из машины. Два литых диска ободраны и смяты, боковина одной покрышки разорвана, другая периодически подтравливает воздух. Приехали…
Что ж, в дороге всякое бывает, кроме двух запасок в одной легковушке :) Надо сказать, что это нам еще повезло, поскольку на Военно-Грузинской дороге мы видели ямы и такого размера, что Пиканто, наверное, легко поместилась бы там вся целиком. Разумеется, никакого ограждения или предупреждающих знаков в таких местах часто не бывает. Ну а тем временем я, накинув светоотражающую жилетку, ставлю докатку, изо всех сил надеясь, что вторая покрышка еще «сдюжит». Рядом тут же останавливается полицейская машина, происходит характерный диалог:
— Что случилось?
— Да вот, на мосту покрышку порвал и колеса погнул…
— Сами справитесь?
— Конечно!
— Если треугольник есть — поставь за машиной…
И полисмен жмет на «газ». Ах да, знак-то я в суете и не поставил!
Мы медленно катимся к гостинице. По пути на заправке вижу пыльную витрину шинного центра, но он давно не работает. Ладно, думаем, сейчас главное — добраться до гостиницы, а там разберемся, утро вечера мудренее. Гергети, где мы ночуем, как и соседнее село Степанцминда — один их главных туристических центров на Военно-Грузинской дороге, там масса машин, автобусов, квадров и прочей техники, связанной с обслуживанием туристов со всего света, уж что-что, а шиномонтажки там должны быть!
К гостинице добираемся уже к полуночи, и разговор с местными о шиномонтаже наводит грусть. Оказывается, в этом наводненном транспортом и туристами месте никакого шиномонтажа нет, ближайший — в с. Арша, откроется только в 11:30 дня. Более того, покрышек там все равно нет — если что, привозят из Тбилиси!!! Нас это категорически не устраивает — ведь дело происходит в ночь перед последним праздничным выходным днем, послезавтра нам на работу в 1300 километрах отсюда, так что ждать некогда. Видимо, надо на докатке ползти в Россию и решать вопрос с колесами как-то уже там.
Но утром разворачиваются события, как нельзя лучше характеризующие Грузию. Хозяин гостевого дома знает шиномонтажника из Арши, и предлагает с утра пораньше его найти и выдернуть на работу. Мы едем с ним его искать. Не сразу, но поиски увенчались успехом, шиномонтажник готов как-то временно заделать порванную покрышку и вставить камеру, вот только и камер у него нет. Но, как оказалось, камеры могут быть в ларьке неподалеку. Едем к ларьку, он, разумеется, еще закрыт, но грузины вызванивают продавца. Покупаю камеру, шиномонтажник лепит заплатку и собирает колесо. Вот только его заплатка отвалилась за 200 км от дома, и остаток пути пришлось опять ползти на докатке… В этом эпизоде — вся Грузия, такая гостеприимная и такая же безалаберная.
На обратном пути еще раз полюбовались Казбеком.
Границу на этот раз прошли без задержек, по 20 минут на каждую. Досматривали наши таможенники поверхностно, совсем не так, как в прошлый раз. Очередной раз ужаснулись очереди из машин в сторону Грузии.
Многочисленные блок-посты на трассе «Кавказ» на этот раз почему-то не напрягали. По пути домой полюбовались красивой панорамой заснеженных вершин в окрестностях Владикавказа и ухоженными садовыми хозяйствами в Кабарде.
Ну, а затем два часа потеряли в совершенно бессмысленных пробках в Краснодарском крае между станицами Кущевская и Цукерова балка. Непрерывные знаки ремонта, сужения дороги, перегороженные полосы, заторы — и ни одного рабочего, ни одного трактора! Из-за пробок да колесных проблем домой попали только к 7 утра, бросили сумки — и на работу.
Что же получилось в итоге?
В позитиве — новые впечатления, радость от небольшой прогулки по красивейшим местам. Всего проехали 3200 км со средним расходом 92-го бензина 5-6 литров на 100 км (в горах побольше, на равнинах — поменьше). Шокировал расход бензина в приграничной пробке — на участке от Владикавказа до Гергети компьютер показал 15 л/100 км!
Бюджет поездки — почти символический. Около 9000 рублей составили транспортные расходы (бензин + страховка по Грузии + поборы на платных участках М4). Ночевки в гостиницах Грузии (бронировались номера с санузлами и бесплатной парковкой) обходились по 900-1000 рублей за ночь, какие-то небольшие деньги с удовольствием проели-пропили. Даже не вовремя и не к месту погнутые литые диски напрягли больше морально, чем материально. Ну и приятный бонус от поездки в Грузию — вот такие аппетитные наборы у каждой пары путешественников :)
С другой стороны — совершенно несуразный переход через границу и дорожные приключения во многом испортили удовольствие от поездки. Когда я, прокатившись по Грузии в прошлый раз, задал себе вопрос: «Вернусь ли еще раз в Грузию, несмотря на некоторые нюансы тамошних автопутешествий?», то сам себе ответил: «Конечно, да!» Но в этот раз ответить на подобный вопрос мне уже сложнее. Во-первых, многое из того, что нам вообще интересно в Грузии, мы уже увидели. А во-вторых… Пожалуй, можно было бы как-нибудь еще вернуться, но при выполнении некоторых важных условий. Причем эти условия, скорее всего, так и останутся моими несбывшимися фантазиями.
Главный негатив от поездок в Грузию на авто — преодоления перегруженного единственного погранперехода, через который осуществляется практически весь автотрафик из России не только в Грузию, но и в Армению с Турцией. Впечатление усиливается благодаря весьма специфической работе погранцов с обоих сторон. И если деятельность российских служивых еще можно понять как скрытую рекламу «Отдыхайте на курортах Краснодарского края!» :), то некоторые несуразицы на грузинской стороне объяснению не поддаются, особенно с учетом выгод Грузии от туризма и транзита. Да, в интернет-отчетах можно прочитать много славословия как про Грузию в целом, так и про их пограничников. Как показывает реальная, а не интернет-жизнь, все не так радужно и в самой Грузии, и на ее границах.
На работу этого погранперехода, помимо политики, также сильно влияет погода. Каждый год прилегающая к границе со стороны Грузии дорога перекрывается из-за угрозы селей и других катаклизмов. Это совершенно непредсказуемо, и это происходит обязательно. Может, строящийся на грузинской стороне тоннель частично решит проблему? Но никакие тоннели не решат главный вопрос — зависимость автотуристов от единственного пункта пропуска. И дело не только в первомайском потоке машин — как показывает опыт наших поездок по Грузии, для серьезных дорожных проблем там достаточно просто сильного дождя. Учитывая политическую ситуацию, организация еще одного, альтернативного автомобильного погранперехода с Россией очень и очень маловероятна, а жаль.
Ну и грузинские дороги вкупе со всей прилегающей дорожной «инфраструктурой» тоже не всегда могут порадовать автопутешественников. Да, в сети принято тамошние дороги хвалить, но на мой взгляд — совершенно напрасно. В большинство регионов Грузии ведут единственные двухполоски разного качества, такие же безальтернативные, как и наш общий погранпереход. Грубая щебенка или вздыбленные бетонные плиты могут подстерегать совершенно непредсказуемо, особенно в горных районах.
Так что теперь ответить на вопрос, поеду ли я еще раз в Грузию, мне очень непросто…