Золотое кольцо Укока, или Семейная поездка на край земли

05.04.2018 | 19872 просмотра

И снова здравствуйте, мои маленькие любители приключений. Уже началась осень и даже готова закончиться, а там, где я нахожусь, вовсю зима. Это ли не лучшие условия для изложения летних воспоминаний на «бумагу».

Итак, мысленно перенесемся в июль, хорошая погода, автомобиль прошел нужные «омологационные» процедуры; перебраны рессоры с добавлением еще одного листа, заменены верхние шаровые, одна ступица, и два подшипника взяты в запас, имплантирована лебедка известной китайской фирмы, прошприцованы шприцуемые узлы, а главное — прицеп опробован и показал себя с замечательной стороны. Куда бы вы отправились?

Ответ у меня уже был готов, как и всегда подготовка к путешествию проводилась заранее. Сильно в планировании помогла переписка под моим прошлым алтайским отчетом, уже тогда я думал о круговом посещении плато Укок. В интернете найдя отчет о подобном путешествии группы из Челябинска, связался с ними, обсудил детали, а главное получил у них трек их путешествия, что сводило к минимуму возможность плутания по плато. Изначальный план был зайти через Теплый ключ, покататься, порыбачить, а уже после выйти через перевал Бугумуюз. Но, как часто это бывает, планы были скорректированы. И самое главное, в эту поездку я обещал себе — никакой спешки, все перемещения делать только уже когда отдохну полностью, а не срываться с утра на новое место.

Машина собрана по новой системе, теперь вещи в коробках и поделены по назначению, что существенно облегчило дальнейшую жизнь. Перестали вещи путаться при постоянном вытаскивании и помещении на место. Главное это поместить вещь обратно на свое место, где росла.

Отправились по уже давней традиции в путь в 11 часов вечера, предварительно я день находился в состоянии сна.

В этот раз, пока ехали, план был купить снасть для ловли хариуса в Майме, но мы туда приехали слишком рано. Потому с помощью современных средств поиска был найден рыболовный магазин в Онгудае, примерно к обеду мы были уже в нем, пытаясь найти магазин. Оказалось, все просто, магазин находится прямо в доме, и опознавательных знаков нет, но снасти разных видов я приобрел и даже получил указание, где их испытать и как. Ближайшее место находилось как раз после перевала Чике-Таман. Наудачу там оказались указатели о том, что там можно остановиться на оборудованной стоянке.

Развёртывание палатки.

На фото, я думаю, вам заметно, что действительно за поляной следят, она чистая, беседка в хорошем состоянии, как и санузел, а также есть неограниченный доступ к дровам.

Есть несколько мест, есть место в тени. С нашего места стоянки видно было дорогу, и детишки, да и я в том числе, иногда под настроение приветливо махали проезжающим путешественникам (на необычных для нас машинах, ралли Париж — Улан-Батор, или вроде такого) вениками, на что те мигали фарами или сигналили.

Речка классная.

Мы любим животных и не жалко их покормить (напоить).

На удивление, прямо на столе в беседке была оставлена записка, точнее выцарапана на столе. Видимо, люди хотели предостеречь других странников от ночевки в этом месте, по их мнению, площадкой заведуют рэкетиры и будут вечером брать с путников деньги, это наглость, потому они предлагали нам в послании уезжать немедля. Подпись под посланием крупными буквами гордо указывала родные края этих добрых людей.

Естественно, мы проигнорировали это послание. А уже вечером пришли злые рэкетиры и взяли с нас 300 рублей. И хотели перекрашивать нашу беседочку, мы им предложили перекрасить сразу после нашего отъезда.

Разложив палатку, я уснул, пока детишки играли на полянке. Проснувшись, поели, и я принялся пробовать, что же такое рыбалка на мушку. И результаты не заставили себя долго ждать.

Погода была замечательной, мы решили на следующий день остаться на этой площадке. Но, проснувшись с утра, я понял, что мы останемся на этой площадке не на день, а куда больший промежуток времени.

У меня и потом, как выяснилось, у сына была жуткая температура, у меня под 39, а у сына за 39. Хорошо, что мы запаслись медикаментами, как детскими, так и для взрослых, было чем сбить температуру и чем начать антибактериальную терапию. Я просто лежал, не вставая целый день, а сын, приняв лекарства, принялся играть, как будто и не болел, это настроило нас на то, что погода и воздух сами излечат нас.

К вечеру я даже выполз, немного походил вокруг палатки.

Следующее утро тоже не принесло облегчения, дочка только веселила как могла.

Папка, да я уже выздоровел!

Пока Папка болеет, детишки веселятся.

Настал вечер, я подумал, что пора что-то делать, выполз из палатки, осмотрелся и увидел, что рядом с нами появились соседи. Оказалось, они из Сургута приехали на маленькой машинке. Подошел к ним, и внутренний голос мне сказал спросить у них каких-нибудь препаратов, которых я ранее еще не пробовал. И они мне предложили один препарат синего цвета в кристаллах — шутка — это был парацетамол 5 таблеток. И посоветовали больше не болеть.

Наши добрые спасители соседи.

Приняв сразу все пять таблеток, я почти сразу почувствовал, что начал потеть и температура моего тела начала падать. Мне стало полегче, и с хорошим настроением я лег спать. Наутро мне и сыну стало гораздо лучше, в голове закрутилось, что еще не все потеряно и отдых может состояться. К обеду мы совсем очухались и выдвинулись в сторону Кош-Агача. По плану мы должны были встать лагерем в кемпинге Тыдтуярык.

Погуляв с утра по речке, отправились в путь.

Приехав в кемпинг, обнаружили крупную группировку немецко-нидерландских машин в кемпинге. У ребят из NL попросили марку с экстези.

Первое, что бросилось в глаза, это большая населенность кемпинга. Проехал к дому администратора, начал общение, и стало понятно, что кемпинг избалован посетителями, сначала должна была заехать группа из 15 машин с немцами, потом они выяснили, что с ними еще 15 машин с голландцами. И тут еще мы, пообщались, выяснили, что поставить палатку можно в месте для палаток на траве, но ни в коем случае нельзя заезжать техникой, которая имеет колеса, на траву. Это несколько смутило, на мои доводы мне ответили, что все, что с колесами, стоит на парковке для машин. Я поехал на эту парковку, осмотревшись, я понял, что нам будет очень неудобно стоять в палатке среди машин. Пока я осматривался, подошел мужчина, не знаю его должности, но он тоже решает вопросы с размещениями и иные, и разрешил нам заехать прицепом на место для палатки.

Сам кемпинг занимает территорию между холмов, часть кемпинга занимают юрты, часть места под палатки, административный корпус, баня и столовая. В столовой любой желающий может покушать, правда, цены не маленькие, вкус удовлетворительный, реально ожидал большего.

Следующий день мы, поняв, что здоровье поправлено, вышли на связь с группой из Камня-на-Оби. У них была в эти же даты запланирована поездка на Укок, по нашему же маршруту. Оказалось, они недавно выехали и едут с приключениями (поломками).

А мы решили посетить местечко под названием Марс, которое советовали москвичи, недавно прибывшие в наш кемпинг и вставшие рядом с палаткой. Немного поплутав, мы все-таки приехали на место. К нам приходят местные экскурсоводы. Описав все и взяв небольшую плату, они послали нас прямиком на Марс). Дорога довольно живописна, по пути познакомились с компанией из Красноярска и Иркутска. Чувствовалось, что в следующий раз нужно немного потренироваться в пеших прогулках. Редко это делаем и немного устали, пока дошли.

Вот мы и пришли, отдохнули на полянке. Детишки поиграли. Младшенькая спала всю дорогу.

Фото на память.

Погуляли, отдохнули и пошли обратно.

Рекомендую к посещению в хорошую погоду. Идти не сложно и не долго. По пути можно охлаждаться в ручейке, вдоль которого идешь.

Под конец пути дочка проснулась, Марс она толком и не посмотрела, постоянно спала в рюкзаке.

Придя на стоянку, покушали борща, который готовят тут же (рекомендую). Узнали, что можно посмотреть Марс и на машине, нам указали дорогу в объезд, по ней мы приехали в то место, откуда пришли, но находились в этот момент на горе.

Покатавшись по округе, вернулись на базу, покушали немного, потрещали с немцами. Оказалось, у них очень серьезное путешествие, из Прибалтики до Улан-Батора через Байкал, обратно через Алтай и в Грузию, а провожатые у них два белоруса.

Вечером рядом с нами вместо москвичей встал заряженный крузак, с очень любопытной палаткой прямо на крыше. Я сходил поспрошал у них про палатку, узнал, что они тоже на Укок хотят, а сами прибыли из Чехии, капитан Хорхе, а штурман Ирина. Палатка очень интересная, также в машине есть горячий душ. И куча всего еще.

Перед сном устроили небольшой карнавал, сыну очень понравились костюмчики.

На следующее утро мне позвонил Владимир с сайта Атай4х4, на котором я оставил телефон на случай, если в эти даты кто-то поедет на Укок, сообщил, что скоро приедет, предложил состыковаться с ним. Мы решили, что друзей с Камня-на-Оби будем ждать еще долго. И решили поехать сейчас, а на Укоке уже встретимся.

Планы поначалу были не ясны, как быть и что делать, решили по обстоятельствам.

Сначала доехать до Джазатора, а там посмотреть по погоде: или ехать на прорыв, или ехать через Бугумуюз на Укок. Второе меня пугало, т.к. от многих я слышал, что этот перевал лучше из Укока, а от Джазатора там очень крутой подъем. Договорились по времени и после обеда, оставив прицеп в кемпинге, предварительно закрепив его получше, поехали в Чуйскую степь.

Пройдя пограничников, мы еще долго ехали, почему-то всегда эта дорога кажется дико длинной, едешь, едешь, едешь и т. д. Хотя в этот раз я наконец-то додумался стравить шины, и по открытым участкам можно было ехать почти под 100 км\ч. Уже к вечеру, уставшие, мы подкатили к пригодному для стоянки месту.

И тут я увидел странную надпись «Ворота Укока», тогда я еще не знал, что тут находится мост через Джазатор, но, решив, что это знак, просто встали там на полянке. Принялись готовить, разбивать лагерь, а я в очередной раз стал пробовать рыбалку. Погода была супер, но рыбалка не удалась, зато овощи в фольге были мое почтение. Чуть позже приехали пограничники, проверили паспорта, спросили, не рыбачим ли мы случайно, предупредили о штрафе, но позже указали место, где лучше порыбачить, правда, это не помогло.

Эта была первая ночь в палатке, я было уже стал думать, что зря ее купил, т.к. у меня прицеп, но нет, вот в такие поездки она как раз и нужна. Вроде комфорт куда хуже, но, когда ты целый день напутешествовался, дети и ты просто падаете в палатку и высыпаешься замечательно.

Солнечным утром мы начали собирать вещи, поехать в сторону Карагемского прорыва решили мы. Доехав до поселка Джазатор, пересекли его, вышли в поля. По ошибке заехали в степь Самаха, покатались там, после вернулись на развилку.

Вид с верблюжьей шеи, идут тучки.

Поехали дальше, погода стала еще больше ухудшаться, Увидели базу с домиками, было даже хотели там остановиться. Но решили, что это будет потеря времени, хоть и в таком красивом месте. Поехали на место стоянки.

Что может быть замечательнее, чем стоянка с обедом, на красивой поляне, когда ты голоден.

Немного покушать, чтобы согреться, никогда не помешает, особенно когда погода испортилась.

Детишки любят полазить по машинкам.

Вернулись на стоянку, погода неожиданно стала очень хорошей. Появилась идея все же поехать на Укок, если так будет и дальше продолжаться. Наверное, поедем на перевал. До вечера я пытался что-либо поймать в очень рыбной реке, но ничего не получалось. Решил, что может на Укоке повезет. Ночью пошел очень сильный дождик, от него я проснулся, увидев, что все спят, продолжил сон. А утром нас уже радовали солнышко и хорошая погода.

Мы не сразу догадались, что наш лагерь стоит у моста через реку, утром какое-то время поплутав, все-таки сопоставив факты того, что мы видели мост и проезжавшие через него машины мы видели впервые. Догадались что это нужный нам мост.

Проехав мост, сразу попали на территорию базы, где довольно грубая тетенька сильно на нас ругалась, т.к. мы ездили по ее земле и стояли на ней. Увидел наших знакомых из Чехии, предложил им поехать с нами, они сказали, что догонят, на тот момент они только проснулись. Перевал мы не фотографировали, т.к. постоянно ехали, а остановки делать не получалось, иначе были бы больше потери по времени. Можно оценить перевал по видео челябинских ребят.

В нашем случае мы ехали и ехали, ехали и ехали, и вот он перевал.

Еще немного и приехали.

Вдали маленькая точка, это Хорхе нас догоняет, так догонял, аж его семье стало плохо, они идут пешком.

И приехали мы на небо, красиво тут.

После был уже маленький перевальчик Акколь.

Тут уже лето наступило, и снег перестал идти.

Зачем объезд, когда можно напрямик.

Ну, вот и оно, всего ничего почти 4 часа езды, еще парочка и мы приехали. Вроде ехать немного, но это обманчиво.

Без трека в навигаторе мы бы могли серьезно поплутать, ошибиться и уйти на дорогу через Ак-алаху, а там нас бы ждал серьезный брод и выход на плато в дальней его части. Поэтому все ехали за фордом, а я ощущал большую ответственность как проводник, вдруг не туда заведу. И, конечно же, ехать по проторенной дорожке куда спокойнее, когда знаешь, что точно едешь куда надо. Некоторые грязевые места обходятся по склонам, хотя видно, что дорожки заросшие, видимо, буханки там боятся ездить, только козлики.

Уже ближе к 18 вечера мы переехали через реку Аргамджи, встали лагерем около бывшей одноименной погранзаставы.

Дети, смотрят мультики.

Пора бы и подкрепиться.

Время проводили отлично, сначала Ирина приготовила суп при помощи походной кухни. После испробовал кофе из портативной кофеварки. Пошли пытать рыболовную судьбу, но гнущихся спиннингов не было, ходил и вдоль реки, и из-за кустов, всяко. Хотя странно, 3 года назад на этом месте вполне успешно ловили хариусов. Но, видимо, не в этот раз, оставили на ночь ловушку. Ближе к ночи выпили по чайку и на боковую, детишки заснули сразу без уговоров. И взрослые точно так же. Спали одетыми и в спальниках, было даже жарковато, но это нам с погодой повезло.

Утром примерно в 7 утра, я продолжил попытки рыбной ловли, как вы, без сомнения, уже догадались, успех не был достигнут, после чего обратно лег в палатку. Выспавшись вдоволь, принялись подготавливаться к отправлению, но тут внутренний голос сказал мне: «Постой, ведь есть еще время, иди возьми удочку, попробуй еще раз». И через полчаса попыток результат был нулевой. Я решил передохнуть и просто оставил удочку в воде, а через 5 минут мне уже кричат наши девушки, что рыбка-то на крючке плещется. Думаю, не сложно догадаться, с какой скоростью я побежал, но успел, и рыбка не соскочила. Все же такой улов лучше, чем ничего, подумал я. Проверили ловушку, а там сомик оказался.

Вот она, рыба моей мечты.

Наслаждались мы природой до обеда, после приступили к сборам. Перед поездкой некоторые члены нашей команды решили подняться на холмик. Примечательно, что фотографии с холма я получил совсем недавно.

Улов двухгодичной давности на этом же месте, трава — это сын рыбу кормил.

Фото 2015 года.

Фото 2017 год, ландшафт не очень изменился.

Наш лагерь вид сверху.

Собрав вещи, тронулись. Наслаждаясь красотой плато, я, как и раньше, ехал впереди, немного смущаясь того, что скорость форда на 32 колесах все же ниже, чем машины на 35 колесах, но кое-где даже отрывался от провожатых. До перевала ехали около 2 часов с остановками на фотографирование.

Три богатыря, кто тут Добрыня, Илья и Алеша — решайте сами.

По дороге встретили Белку из Камня-на-Оби, они сообщили, что ремонтировались перед Укоком и после перевала тоже обнажились проблемы. Пожелали им доброй дороги.

Видео их путешествия:

Перевал проехали как обычно, единственно он стал более злым, в плане оголенных камней, никто ведь его не ровняет. На ключах пошел ливень, и мы ехали почти без остановок до Кош-Агача, Хорхе нас покинул, т.к. они еще хотели на Карагемский прорыв съездить, а Владимир отправился на Карагемский перевал. Дети в этой части очень устали, получился длинный маршрут, хотя вроде бы все близко.

Приехали в кемпинг, немного стало легче на душе при виде палатки и что ее не унесло, как оказалось, пока нас не было, все дни дули сильные ветра, местные смотрители переживали за нашу палатку тоже, но ничего не случилось. Предполагая такую ситуацию, использовал все анкеры, которые имелись. Думаю, если стоять около моря, нужно что-то думать с растягиванием конструкции при помощи автомобильных стяжек.

Утренний Тыдтуярык.

Утром погода наладилась, отдохнув денек и переночевав еще раз уже теплой ночью, выспавшись, стали собираться в путь. Выехав в обед, неспешно докатили до дома и уже в 01:00 перегружали спящих детишек в кроватки. Приехали отдохнувшими, с кучей новых впечатлений и знакомств.

Вот и подошло к концу наше маленькие путешествие. Данный формат понравился абсолютно всем. Стоянки стали на порядок комфортнее, чем если спать в машине, или снимать домик, или палатка. Радиальные вылазки приятны и даже в удовольствие было поспать в обычной палатке.

Отдельно можно отметить кемпинг Тыдтуярык. Первое — это атмосфера, люди здороваются и приветливы, практически все, кроме пары байкеров, доброжелательны, за детишками даже помогали присматривать. Случайных людей, которые любят громко послушать Михаила Круга по вечерам, там нет и это хорошо.

Можно брать столовые приборы и мыть посуду в общей столовой, можно за деньги поесть в их столовой. Везде чисто, да и сами местные посетители не мусорят.

Примерная карта нашего маршрута ниже:

Спасибо за прочтение, всем удачи на дорогах и новых путешествий.