|
Привет, друзья. С момента моего последнего отчета о поездке из Владивостока в Грузию прошло полгода. Если честно, я не думал, что так все сложится. Но произошло то, что произошло. Мы снова на нашей Тойоте, которая завершила круг из Владивостока в Азербайджан и Грузию, Грозный и Пятигорск, Москву и Питер и назад… во Владивосток, только теперь за окном не летний зной, а январские морозы и метели.
Теперь по старой традиции я расскажу немного о себе тем, кто читает мой отчет впервые. Меня зовут Саня, у меня жена Ксюша. О наших поездах вы можете почитать в моих отчетах. Нам нравится кататься по стране и за ее пределами. Такое хобби.
Крайний раз мы ездили из Владивостока в Грузию (через Казахстан (Петропавловск), Чечню, Дагестан и Азербайджан). До Грузии мы доехали, но побывали там буквально де-юре или проще сказать побывали одной ногой, о таком пребывании кроме отметки в заграннике ничего не осталось. Де-факто машина была на границе и нас не пустили с машиной (т.к. у японских авто нет вин-кода) и без машины тоже не пустили. Точнее не выпустили из Азербайджана, т.к. иностранцам нельзя оставлять свои авто и покидать страну.
Далее мы поехали по Кавказу, побывали на Кавказских Минводах и через Поволжье выехали в Чувашию, где оставили нашего коня Toyota Vitz 2002 1.0 у друзей на продажу. Сами сели на автобус и уехали в Москву, оттуда до Хабаровска на самолете и с Хабары на поезде до Влада. Это была вынужденная мера, сроки были ограничены. Так что зарабатывать на продаже нашего Витца я и близко не планировал. Поэтому поставил цену приморскую. Показывали его друзья. Потом я постепенно цену снижал и по итогу, когда цена стала ниже плинтуса, я понял, что есть смысл поставить машину в автовоз и привезти домой. Но потом я также понял, что мы всегда платили за то, чтобы прохватить по стране. А тут есть возможность — это сделать, ко всему этому новогодние праздники и доступные билеты сделали свое дело.
Короче говоря, шанс — он не получка, не аванс. Его так просто упустить, но легче локоть укусить, чем новый шанс заполучить. Эта детская песня из советского мультфильма точь-в-точь описывает нашу сложившуюся ситуацию. Все звезды сложились так, что нужно ехать. Да и просто, мне надоело разговаривать с потенциальными покупателями моей машины, которые сомневались в качестве. Уже не помню цену, но, по-моему, она у меня стоила 150-160 тыс. руб., и люди приезжали, изучали ее вдоль и поперек, говорили, что это очень дорого и переживали, что они не смогут на ней доехать до дома. Один человек, помню, переживал, что до Набережных Челнов и до Казани далеко ехать, а заморский механизм для него был непредсказуемый, есть риск не доехать. В общем, для большинства жителей запада японская техника как солярий для негров — непонятная, неизведанная и сомнительная техника.
Я не стал даже для любопытства смотреть, что на западе можно взять за 150-160 тыс. руб. из «надежного». Просто снял объяву с продажи, купил билеты до Москвы себе и жене. С Москвы до Чувашии взяли два билета на поезд. А там уже знакомыми тропами собрались ехать домой.
Только в этот раз мы с Чувашии поехали в Питер через Москву. По пути с заездом в Тверь. Обратно заехали в Новгород и тем же путем назад. В общем, обычная прогулка.
Ну, приступим. Скажу сразу, я не фотограф, поэтому фотографий на обложку глянцевого журнала не ожидайте. 2-го числа мы сели на самолет и улетели в Москву. Билеты мы купили где-то за 2 недели, билетов много. Цена где-то 12 тысяч за один. Имейте ввиду, мы ни в какую льготную категорию не попадаем. Если вы пенсионер или вам нет 23 лет, возможно, для Вас будут скидки. Перед улетом недели за 2-3 мы отправили необходимое для поездки транспортной компанией. В Чувашии посылку забрали друзья. Туда понакидали инструментов, расходников, теплую одежду и всю зимнюю снарягу для безопасности. С собой мы взяли гостинцев и по мелочи вещей.
Интересный момент. Я всегда думал, что на западе зимы суровые. Люблю историю и помню, что немецкие оккупанты в 41-43 годах мерзли как Найда на морозе. Да и в вестибюлях метро и на памятниках… почему-то у меня сложился образ партизана не в косоворотке, а в валенках, ушанке и зимнем тулупе + автомат. Ко всему этому я приехал с командировки за неделю до нового года из горных районов Приморского края (Дальнегорск) и там попал в морозы -30С -40С. Со штормовым приморским ветром — это не самое лучшее ощущение было. Кто был в горных районах Приморья (Сихотэ-Алинь) зимой, тот знает, о чем я говорю.
Так вот я думал, что в Москве морозы не слабее. Я-то на западе зимой не был, только в ноябре. Ну и приземлившись в Москве, мы поняли одно. Что оделись мы слишком тепло, и что в дождь и температуру +4С нужно было одеться полегче. Очень было тепло, на улицах лужи и легкая морось. Люди ходили без зонтов и шапок. В кедах. А мы ходили в термобелье + зимние ботинки по колено. Плюс рюкзачки за спиной за счет своего веса неплохо согревали. Алгоритм действий был следующий — сперва на Казанский вокзал, рюкзаки в камеру хранения. Сами в Белокаменную, перед поездом заберем. Гуляем по Москве до 22. Потом час на дорогу и час до отправления. Итого в 23:59 наш поезд трогается в Чувашию и мы в нем. Так все и получилось.
На автобусе с аэропорта до города за 40 минут. В метро покупаем безлимитный проездной на день. На метро до вокзала. С вокзала пошли пешком. Классно было на улице, 2-го числа машин не было вообще. Было очень тепло и безлюдно. В ближайшей забегаловке мы перекусили и поехали на МГУ и Воробьёвы горы, я там был, а Ксюха нет. Ей нужно же показать, что это такое. Также нас занесло на Чистые Пруды. Конечно же, нас занесло в московские дисконты. Кстати, с козлячими ценами. У нас эти же сетевые магазины дают цену гораздо ниже. Ах да, самое важное. Ноги у нас через час начали просто гореть и первым делом мы озадачились поиском кед. Вот когда мы купили кеды, тогда у нас и начались прогулки Москве.
Вообще, мне показалось что мы попали в транспортный минимум Москвы, так мало машин в Москве я никогда не видел, я думаю, 2-го числа самые пустые дороги в Москве.
Еще: я никогда не видел, чтобы в 16 часов было темно, как ночью. В Москве в это время уже темень и горит уличное освещение, у нас на Дальнем Востоке уличное освещение включают часов в 18-19, до этого времени у нас светло.
В столице много столовых и сетей общепита, там мы и питались. Под вечер зашли в супермаркет, купили пожевать на вечер, да в дорогу. Перед отправлением на Казанский вокзал мы поколесили по Московской Кольцевой Железной Дороге. Далее был Казанский вокзал и поезд в Чувашию, который тронулся в 23:59. Я уже и не помню, как мы уснули и как проснулись. Помню, что успели попить чай и выйти в 8 утра на станции Шумерля. Тут нас уже ждали друзья дядя Саша и Саня. О них можете прочесть в предыдущих отчетах. Но вкратце — это наши друзья из Приморья. Через полчаса мы были в деревне Орабакасы. Тут мы и остановились.
Важный человек приехал в столицу решать по трубе важные вопросы=)
Скинули вещи в камеру хранения. Для сведения: одно место — 200 рублей. Перед нами в очереди стоял наш земляк с Владивостока.
Чистые пруды, застенчивые ивы…
Окружная городская железная дорога.
Электричка придёт и уйдет. Я останусь на несколько дней)
В Чувашии у нас все было как обычно, застолье, поездка в Чебы, закупились необходимой недостающей снарягой, купил на всякий случай снеговую лопату и простенький автомобильный компрессор «на всякий случай». Компрессор одноразовый, как наша жизнь. В Улан-Удэ его не стало, но пару раз он нас выручил. От перепада температур колеса порой подспускают. Поэтому зимой этот девайс необходим.
В Чебоксарах то же самое, что и в Москве, зашли в полчетвертого в магазин — светло. Вышли — уже ночь. Пробыли не больше часа.
Загрузили все это добро в Витца и пошли отдыхать. План действий был следующий. Часть вещей оставляем в Чувашии, прохватим в Питер ну и близлежащие города. На обратном пути проедем через Чувашию и, забрав эти вещи, чесанём домой.
Погостив в Орабакасах, мы отъехали в Питер. Дорога была нормальная, снега не было, был дождь. По пути заскочили в Нижний Новгород и, блин, мы случайно попали в Икею. Икея — место, где женщины чувствуют себя прекрасно, а мужчины — так себе. Вот проторчав там нормально времени, мы отъехали в Москву. В Питер мы ехали через Москву. Дорога нормальная, да и пробок нет. Везде камеры, но мы скорость не превышали, да и радар-детектор у нас висел. Хороший, не подвел ни разу. SHO-ME производитель.
Стоимость кондитерских изделий в Чебоксарах, мягко говоря, приятно удивляет. Во Владивостоке подобные вещи стоят в разы дороже.
Щёне щул ячёпе!! Всем!! С новым годом! (Пер. чуваш.)
В Москве через МКАД мы выехали на питерскую трассу. МКАД — большая и широкая транспортная артерия города. Я бы не сказал, что она сильно больше нашего проспекта 100-летия Владивостока, у нас путепровод такой же по динамике, а по ширине не сильно уже. Путепровод у нас четыре-пять полос в одну сторону и четыре-пять в другую. Единственное, это то, что МКАД длиннее, ведь в Москве население раз в 10-15 больше, чем во Владе. Но в масштабах своего города — наш путепровод куда весомее ощущается, чем МКАД в Москве.
И еще, названия географических объектов, в частности населенных пунктов у нас, в Приморье, да и вообще, на Дальнем Востоке, поромантичнее. У нас 3/4 объектов так или иначе связаны с освоением Дальнего Востока или связаны с морем, горами или чем-то азиатским. В общем, у нас тут своя атмосфера.
Со МКАДа выехали сразу на платную дорогу, мы попали под самый дорогой тариф. Не тот день, и не тот час. Отдать пришлось 450 руб. за легковой автомобиль. Цены все есть на сайте. Дороговато для участка в несколько десятков километров. По пути в Питер нас встретила еще одна платная дорога. Но она была гораздо длиннее и стоила 200 рублей, вот она стоила своих денег. Вообще, у каждой платной дороги есть бесплатная альтернатива.
Качество дорог между Питером и Москвой хорошее. Но очень много на дорогах реагента, от этого жидкость в стеклоомывателе расходуется с дикой скоростью.
Немного отойду от темы и скажу про проживание в дороге. Проживание в придорожных гостиницах весьма доступное. В среднем цена за двухместный номер составляет 800-1200 руб. Бывает и по 1400, но мы почему-то не попадали на такие предложения. Трехместный номер в большинстве случаев стоит 1500 за троих. Никаких дополнительных плат, заселился, помылся, расстелил постель, попил чаю и лег спать. Проснулся, собрался не спеша и поехал.
Дорога из Чебоксаров до Питера заняла у нас чуть больше суток, ночевали мы недалеко от Твери. В Тверь мы, разумеется заехали. Пока ехали, забронировали проживание в Питере. Проживание в двухместном номере со своим санузлом и небольшой кухней встало нам в 1700 руб. за двоих в сутки, а были мы в Питере четыре дня.
В Тверь надо обязательно заехать.
К сожалению, с Твери мы вывезли только несколько фото. А так мы город посмотрели неплохо.
Двадцать метров, а знаков аж семь. Кстати, такой знак, запрещающий стоянку, я вижу впервые.
Приехали мы вечерком, припарковали машину, поели и пошли в город. Сильно описывать Питер я не стану, на эту тему лучше посмотреть документальные фильмы. А лучше на эту тему посмотреть сам Питер. Но вкратце я расскажу, что мы делали. Как у любого туриста программа-минимум — это пройти по Невскому, побывать на центральных площадях, увидеть храм Спаса на Крови и Исаакиевский собор, пройти по набережной Мойки и Невы. Посетить Эрмитаж, Кунсткамеру и Петропавловскую крепость. Увидеть «Аврору». Услышать слово «греча», «поребрик» и «парадная». Все это было. По началу мы ездили на метро и трамваях, потом начали гонять на своей машине. Пробок в Питере мы не застали. Вообще, город очень похож на Владивосток, в одном месте я даже немного впал в ступор. Одно местечко на Невском было удар в удар, как пересечение наших улиц Адмирала Фокина и Алеутской во Владивостоке. Отличает Влад от Питера то, что в Приморье — очень солнечный регион и темнеть начинает поздно.
Питер, безусловно, достойный город. В отличие от Москвы здесь люди не несутся как угорелые. По лицам можно понять, что многие идут просто так. А в Москве все идут по делам. Не хочу обидеть москвичей, но у меня сложилось такое мнение. Очень красивый город, если учесть, что в дворцы мы не попали. Если бы мы их посетили, то вообще были бы в шоке. Цены невысокие, люди неплохие, хоть и много приезжих.
Много всяких попрошаек и разводил. Про скрипачей и мимов ничего не скажу, тут хотя бы труд понятен. Но Петры Первые и дворяне в одеждах 18-19 веков, откровенно говоря, раздражают. Навязываются, подстрекают детей, провоцируют. Сам видел, как ребенок мимо проходил, и «дворянка» говорила: «Иди малыш сюда, сфотаемся». Родители во избежание слез ребенка делали снимок. Через две минуты родители худели на триста рублей.
Я заметил еще одну интересность, почему-то некоторым можно ходить переодетым, петь и рисовать на центральных площадях. А кому-то нет. Я не смог выяснить по какому критерию данные действия разрешаются или запрещаются. Но можно явно не всем. Недалеко от Невского или даже Лиговского проспекта мы обнаружили толпу собравшихся людей, ну человек может сто-двести. Они стояли полукругом, и внутри этого полукруга пела молодая девушка. Мы просто подошли и как-раз увидели кульминацию, девушка сказала: «А сейчас, если вы не против, я бы хотела исполнить одну добрую песню из детства». И начала петь песню «Луч солнца золотого». Она не пропела и куплета, как на фразе «Ночь пройдет, наступит утро ясное» к ней подошли трое ребят-полицейских, оборвали ее пение, и сержант сказал: «Концерт окончен, собираемся и уходим отсюда». Девчонка попросила допеть, но стражи порядка были непреклонны. Один из них даже что-то взял в руки из инструментов молодых музыкантов (их там было несколько человек), намекая на то, что отдаст, как те соберутся. Неприятное было зрелище, ведь в шапке у музыкантов лежала лишь мелочь и несколько купюр мелкого калибра. В общем, не косили они деньги косой. А вот что мне понравилось, так это то, что все двести человек начали разом аплодировать, чтобы поддержать ребят. Искренние аплодисменты и крики из толпы вроде: «Молодцы», «Спасибо», «Красавцы» я запомнил отчетливо. Еще я запомнил отчетливо, как один из слушателей, немного подвыпивший, но молодой и харизматичный, криком послал стражей порядка на три буквы, которые в своем сочетании образуют известное ругательное слово.
Вышеописанная ситуация мне запомнилась. Для себя я еще не решил, приятно мне было это увидеть или нет. Но скорее да, чем нет. Эмоции положительные остались, народ молодец. По поводу правоохранительных органов ничего не могу сказать ни хорошего, ни плохого. Люди везде разные встречаются. Был свидетелем, как на одном из перекрестков один приезжий спросил у гаишников, как ему проще добраться до какого-то места. Конечно, я не помню до какого места он просил. Но пока мы стояли на светофоре, я увидел, как они ему вежливо объясняли, самое что интересное — они в конце спросили, точно ли все понятно, и пожелали всего доброго. И даже улыбнулись.
Теперь немного про основные музеи. Кунсткамера — достаточно интересный музей, но скорее он несет больше историческую ценность, нежели научную. Экспонатов не так много, но сам факт, что это коллекция начала собираться 300 лет назад, уже вызывает уважение. Как и в большинстве основных музеев, у входа очередь. Мы подождали минут сорок. Три четверти посетителей не особо заинтересованы в экспозициях, а вот в фото на фоне экспозиций они заинтересованы. Самые первые залы с этнографией — самые проходные. Их люди пролетают, а те залы, где получаются интересные фото — там люди задерживаются.
Про Эрмитаж, вообще, история отдельная. Начну с того, что вход стоит 400 рублей для россиян и белорусов, на два дня — 700 рублей или что-то около того. Здесь люди даже у картин не останавливаются, большинство приходят для галочки. Очень часто звучит фраза «ну что там, долго еще?». Скажу сразу тем, кто тут не был. Музей громадный. Если задерживаться у каждой картины хотя бы по несколько минут, то двумя днями вы не отделаетесь никак. Это просто невозможно. Приходится сразу смириться с тем, что всего не посмотреть. В одном зале по-хорошему нужно тратить минимум полчаса, ну самый минимум — это минут пятнадцать. А залов там сотни. Так что рассчитывайте на месяц. Экскурсоводы тоже не спасают ситуацию, бегло и поверхностно они пытаются уложиться в несколько часов. Так что, сперва смотрите документальный фильм про Эрмитаж продолжительностью часов 3-5. И еще: до входа определитесь, что именно вам интересно. Возьмите воды и перекусить и готовьтесь очень много ходить. В Эрмитаже и Кунсткамере не было современного ремонта, там были деревянные окна, паркет и старые шторы… и это создавало потрясающую атмосферу старины. Это круто и правильно.
Были у «Авроры». Мне понравилась «Аврора», действительно героический корабль. Следят за ним, конечно, очень хорошо. Мало того, что он прошел три войны и вынес столько потрясений, так еще и сделал судьбоносный выстрел в 1917 году.
Можно много рассказывать про этот город, но он крутой, сюда можно приезжать погостить на неделю-две. Чтобы изучить Питер и познакомиться с ним поглубже, нужно оставаться тут на месяцок, не меньше.
Я думаю тем, кто в Питер первый раз, данная картинка поможет. Расценки на передвижение в городском транспорте.
Культурные люди в культурной столице)
Культурные люди в культурной столице-2)
Ворота Петропавловской крепости.
Портретов генералов Отечественной войны очень много.
Что тебе снится, крейсер «Аврора»?
Музей редкостей — Кунсткамера.
Монгольская экспозиция вдвойне интересна, все это мы видели своими глазами в Монголии.
Музей интересный, некоторые экспозиции проходные, а некоторые прям просят остановиться. Быт народов мира — как по мне, самое интересное. Этнотуризм и гастротуризм — то, что нам интересно в первую очередь)
Меня фотают, как я фотаю, как меня фотают, как я фотаю какменяфотаюткакяфотюкакменяфотаюткакяфотаюкамефткаююкафтяктфю EROR 401 =)
Питерское утро, Витц уже проснулся.
Мостов в Питере действительно много.
С Питера мы поехали в Великий Новгород, а оттуда обратно в Чебы. Где-то под Тверью мы купили две канистры незамерзайки. Одна из них закончилась под Москвой, вторая до сих пор лежит в машине. Реагент и грязь, точнее слякоть делают свое дело. На обратном пути мы проехали платный участок дороги до Москвы по бесплатному аналогу. Разницы не увидели.
Москву проехали за несколько часов и встали на Чебы. Утром следующего дня мы были в Нижнем Новгороде, немного прикупились в ИКЕЕ и затем поехали в Чувашию. Здесь снова застолье, купили местных деликатесов. Кер Сари (рекламировать не буду) и несколько шартанов (прессованное мясо разных сортов — вкусная штука). В один из вечеров мы отъехали из Чувашии, следующим пунктом была Сызрань. Тут все по-старому, нас встречают и ждут. И здесь, как обычно, посидели неплохо так. Про этих людей напишу лишь вскользь, подробности есть в предыдущих отчетах. Дядя Леша и тетя Люда. С ними я познакомился давным-давно, когда был студентом и работал на железной дороге проводником, их я вез с Хабаровска до Сызрани. Так мы и подружились, их дочь Катя года три назад была у нас. А мы ездим сюда куда чаще, почти каждый год. Вот такие люди, вот такие случайности бывают.
Машина у нас была, мягко сказать, гружённенькая. Помимо личных вещей и подарков из Чувашии в Приморье мы везли четыре ящика Кер Сари. Чтобы всех угостить. Кер Сари — это чувашское пиво с очень необычным вкусом. О вкусах не спорят, кому как, но нам оно очень понравилось. В Чувашии это, вероятно, самое продаваемое пиво.
Что еще расскажу. В одно прекрасное утро мы выехали в направлении Приморья. Погода была ясная, светило солнце. В Башкирии нас встречали потрясающие виды. Было очень красиво. В первый день нас остановили ГИБДД аж четыре раза для проверки документов. С ними все в порядке. Бензин, кстати, по цене от приморского не сильно отличается. Разбег всего рублей в пять. В 2013 году при цене у нас в 28-29, тут он стоил рублей 22-23 (могу ошибиться плюс-минус рублем). Разумеется, цена была ниже, и эта разница ощущалась значительнее.
Недалекий, но очень добрый Кокос.
Место красивое, вот и фотались по-всякому.
Еще мы на западе нигде мы не встретили горячий кофе в банках 200 мл. У нас такой продают везде и всюду уже лет как пять. Ближайший горячий кофе в банках мы встретили только в Сибири.
Кстати, хорошо, что вспомнил, хотел поделиться. На западе я купил себе канистру для ГСМ металлическую за 500 руб. на 10 литров. У нас точь-в-точь такая будет стоить от 1000 и выше. Приятно было, хоть и жизненная мелочь.
Уральские горы мы пролетели быстро, проезжали ночью, да и фур зимой меньше. Так мы и доехали до развилки за Курганом. Тут у нас два варианта, куда ехать. Мы всегда ездили через Казахстан и нам все нравилось, считали эту дорогу удачнее. Но в предыдущем отчете возник спор, сложилось мнение, что через Ишим ехать удачнее. Мы решили это проверить, о чем серьезно пожалели. Первые километров сто-двести мы ехали просто по стиральной доске и скорость была в среднем около 70 км/ч. Потом две федеральные трассы слились и к проблеме плохих дорог добавилась проблема фур. Их стало в два раза больше, за окном шел снег, и скорость пришлось снизить до 50 км/ч, фуру в снег обгонять дело не всегда легкое. За фурой тянется двадцатиметровое снежное облако, которое ограничивает видимость на дороге.
В Омске пошел сильный снег, и дорога в сторону Новосибирска, хоть и была идеально прямой, но далась нам не очень легко. В одном из поселков на трассе мы заночевали, и с утра снега уже не было. Далее все было проще, следующая ночевка у нас была под Мариинском в гостинице «У Ксюши», тут же мы сходили в баню. С утра опять влупил снег. Часов пять мы выбирались из снежной зоны. Про участок Омск — Иркутск особо нечего даже рассказать. Могу только сказать, что промежуток Омск — Новосибирск как идеальная взлетная полоса. Можно обратить внимание, что федеральная трасса идёт через Кемерово, через сам город. А больше и сказать-то нечего. Заправок, ночлегов и кафе очень много. На Байкале была погода ясная, и мороз был крепкий. Как обычно, перед Слюдянкой мы купили рыбы хвостов десять и поехали дальше. Вот за Иркутском уже чувствуешь себя как дома. А за Читой так вообще можно уже переодеваться в домашнюю пижаму. В Бурятии, как обычно, неровные дороги с бежевым асфальтом, ко всему этому не особо чищенные. Тут мы поели в кафе М-55 местной бурятской кухни. За Улан-Удэ мы остановились на ночлег в поселке Бада.
За окном метель, в чашке горячий чай, без него никак.
Один из наших ночлегов. Придорожная гостиница «У Ксюши». Ксюша у Ксюши.
Кафе М-55. Потрясающий сервис и хорошая кухня в сочетании с адекватными ценами.
Читинские булочки со сгущенкой. Не обманули, сгущенка внутри действительно есть)
Один из наших ночлегов в Баде, перед отъездом.
Кстати, тут я развею еще одно сомнение. Этим летом мы, выехав в субботу утром, вечером в воскресенье были в Улан-Удэ, грубо говоря на Байкале. Здесь случилось нечто подобное, только в обратном направлении. На этот раз я сохранил вещдоки — чеки с заправок и далее мы с вами подсчитаем и убедимся, что это возможно. Причем, ничего в этом героического нет.
Вспоминаю вот что. Где-то около Петровска есть крутой перевал, затяжной такой. Шел снег, мы ехали и ехали, дорога была пустая, потихоньку мы забрались на вершину. Спускаемся метров двести и видим, стоит фура на встречном направлении, прям на дороге, и за ней след от шлифовки колес. Короче, не смог забраться. Мне так его жалко стало, ему прям не повезло. Развернуться никак не получится, а до подножья, как до Москвы на коленях. У меня даже мыслей не было, что он будет делать. Либо спускаться задом вниз, либо заказывать гусеничную технику, может, цепи на колеса помогли бы. В общем, дорога непростая штука, а работа водителем — очень опасное и непростое ремесло.
В Баде нас предупредили, что морозы приближаются к минус 40. Когда ночевали, мы попросились в теплый бокс. Уснули как убитые, когда за окном сильный мороз, то в тепле почему- то лучше спится. С утра проснулись, забрали машину, попили чай, загрузились и поехали.
Далее Забайкалье во всей его красе. Трасса пустая, на удивление, на ней нет ни снежинки. Она в таком хорошем состоянии и так грамотно сделана, что снег на ней не остается, а вот за леерами снега бывало и по пояс. Леера почти на всем протяжении трассы. Местами есть усадка грунта, и асфальт встает волнами, но таких участков не очень много, и на общем фоне мнение о трассе они не портят. Местами шел снег, местами было ясно. На стоянку тут встают кучками, по одному я не видел, чтобы останавливались.
Было несколько стоянок, и одну я запомнил, это интересное зрелище было. Несколько десятков фур встали на стоянку, из-за одинаковых габаритов тягачей и прицепов все стояли аккуратно рядом друг с другом. Они образовали прям дальнобойскую деревушку, со своими улицами и перекрестками. Домами были кабины тягачей, в которых дизель выполнял функцию печки. Все аккуратно, как в альпийской деревне, штиль, ветра нет, и дым валил нескончаемой, строго вертикальной струей. А запомнилось то, что от гула и работы дизелей аж дрожала земля, как будто оказался в локомотивном депо. Дальнобойщики — отважные ребята, постоянно находясь в пути, они рискуют нарваться на неожиданности. Кстати, за всю поездку мы встретили десяток фур в кювете. Некоторые с шансами на восстановление, а некоторые — случаи неоперабельные и безнадежные.
Вернусь к Забайкалью. Я вам вот что скажу, ломаться в Забайкалье нельзя. Живыми вы останетесь, но хлопот у вас будет достаточно. Имейте при себе обязательно необходимый минимум расходников и запчастей. Для безопасности и спокойствия я взял складную газовую плиту, размером с полбулки хлеба и пять газовых баллонов. Мало ли что, во-первых, можно кипяток согреть, во-вторых можно самому согреться на случай чего. Имейте наличку на всякий случай. А так — люди помогут. Вдоль трассы идет железная дорога. У нас был выработан алгоритм действий на самый худший случай, поэтому мы ехали относительно спокойно.
Дорога, несмотря на свою однообразность, пролетела незаметно. Незаметно мы оказались в Хабаровске, а затем и в Приморье. Сколько мы ехали от Байкала до Приморья я расскажу чуть ниже, когда буду подводить итоги.
Ни пошлины, ни курс доллара. Ничего не мешают людям, японские машины как тянули, так и тянут на запад. Кстати, по трассе очень много встретил перегонщиков японских авто. Прям очень много, полгода назад летом их было значительно меньше.
Вот неожиданно мой небольшой очерк подходит к концу… Зимняя поездка была не менее интересная, чем летняя. На вопрос хотел бы я это повторить, я отвечу: да, хотел бы. Машина выдержала всю дорогу достойно. Ну как достойно, она просто работала. Это ж японка, для нее обычная работа в нормальном режиме — это не достижение. Сели и спокойно поехали. Литровый пятидверый Витц на автомате был выбран для такой поездки не специально, это была необходимость. Ехали на том, что было. Разумеется, эта машина не дом на колесах, но эту поездку она выдержала достойно. Мы ж на ней ехали не потому, что хотели проверить малообъёмные авто на прочность. Ехали на том, что было. Я, кстати, видел много ребят, нелепых как школьный КВН, которые садились на Оку и уезжали на дальняк, всем демонстрируя себя. Они сразу бросаются в глаза по множеству наклеек на кузове, но это делается больше для кого-то нежели для себя. Чтобы все видели. Мы же не преследовали цель устроить тест-драйв и показать свою крутость.
На заправке в Спасске-Дальнем.
В Приморье мы первым делом разгрузили нашего Витца и отправили его в душ. Машины в парк и все гангстеры спят. Немного подремали и в этот же день помчались к родне и друзьям отдавать то, что насобирали за отпуск. Несколько ящиков «Кер Сари» стал хорошим подарком всем близким. Шартан и омуль тоже зашли неплохо. Сейчас я пишу отчет и у нас пока зима, не знаю какой месяц будет к моменту публикации. Но всем тем, кто в дороге в метель, я пожелаю доброго пути. Конечно, я пожелаю удачи всем, кто в дороге в любое время года. По отчету прошу строго не судить. Если очень-очень хочется, то можете судить, но имейте в виду — здесь только мое мнение и мое видение. А правда у каждого своя.
Итоги в цифрах следующие: таблица по ГСМ чуть ниже, по километражу мы проехали около 12 тыс км. Ну и летом мы проехали около 14-15 тыс. км. Витц все эти переезды выдержал достойно. Расходы укажу приблизительно: без ГСМ всё вместе с подарками и развлекухами у нас ушло около 40 тыс. руб. Напомню, в среднем проживание в придорожных ночлегах на двоих стоит около 800-1200 руб. за обоих. Пообедать на двоих около 300 руб., опять же за обоих. Это средняя цена придорожных кафе. Штрафов мы не ловили. Время в пути вам нет смысла писать, так как у нас были заезды к друзьям. Но с Питера до Владивостока нужно ехать около 8 дней. Плюс-минус день, все зависит от вас. В Питере, как и в любом городе много скидок для пенсионеров и студентов. Желательно иметь топливные карты, это и скидки, и баллы, которые потом можно менять на ништяки. Состояние дорог хорошее, даже очень. Несколько проблемных участков Омск — Курган (если ехать через Ишим) и небольшой участок в Бурятии. А так все нормально, очень даже.
Дома распилили шартан из Чувашии.
Друзьям привезли в гостинец Кер Сари — чувашское пиво, на фото они уже пустые, в тот же вечер мы собрались.
Зимой ездить можно и нужно. На горнолыжный курорт, на зимние каникулы или просто так. Это интересный опыт. Теперь я хотел бы вернуться с своему немного резонансному предыдущему отчету и обсудить несколько нюансов.
1. Сперва по поводу двух вариантов проезда дистанции Омск — Курган. Как ехать, решать вам. Заплатить за страховку, пройти дважды границу, ехать без попутных фур и заехать в Петропавловск, плюс заправиться на въезде и на выезде дешевым (разница с Россией в два раза) бензином нормального качества (при желании можно и в канистру набрать). Либо ехать через Ишим, делая крюк и попадая на дорогу не самого лучшего состояния. Как по мне, так я выбираю первый вариант. Возможно, для кого-то в Казахстане и бензин плохого качества, и страховка дорогая, и границу проходят по два часа каждую. Я с этим не столкнулся, поэтому мой вариант — первый.
2. Теперь дискуссия про то, что с Приморья до Байкала можно доехать за двое суток. Можно. Я Байкалом считаю Улан-Удэ, но особо расчетливые могут приплюсовать 150 километров. Я не буду рассчитывать среднюю скорость, высчитывать расстояние, я просто выложу несколько фотоматериалов, которые, возможно, вам помогут разобраться в данной головоломке. Сейчас на вскидку я смогу сказать, что в Баде (250 км от Улана) мы заночевали глубокой ночью (часа в 3), хорошо поспали и меньше, чем через два дня вечером мы были в Приморье. У меня есть фотки Бады, Спасска и чеки с АЗС. Я думаю, если не останавливаться на чай, на сон, в магазин, а просто чесать на износ, то можно и быстрее сделать. Летом точно можно, ведь зимой добавляются такие факторы как снег и ветер, метель, которые за 3000 км вы обязательно встретите. Даже если быть особо придирчивым и вести расчет вплоть до часов, и намекнуть на то, что если спать по 7-8 часов дважды и останавливаться на передых, то за оставшиеся 30 часов 3400 км преодолеть нереально… Что ж, возможно, есть смысл согласиться. Но мы всегда с остатком укладывались в этот отрезок времени. Напомню, здесь трасса позволяет ехать с очень высокой скоростью непрерывно часами, хоть сто пятьдесят километров в час, хоть пятьсот пятьдесят. Да и если ползти вальяжно и проехать этот участок часов за 55, то разве суть изменится? Суть в том, что Улан-Удэ (Байкал) от Владивостока в шаговой доступности, и хоть это сорок часов или шестьдесят — суть не меняется, до Байкала — рукой подать.
АЗС в районе Петровска и с. Пожарское (Приморский край).
3. Этот пункт полностью касается предыдущего отчета. А именно обращения к азербайджанцам. Является ли обращение «Азер» оскорблением. Скажу однозначно, белоруса я бульбашом не назову. И украинца — хохлом, чечена — чичей, дагестанца — дагом, москвича — москалём. Но если в самом Азербайджане все используют сленговое сокращение «Азер», то это скорее сленг, нежели пренебрежительное обращение. Многие в комментариях писали, что «Азер» — это сленг, и они везде и всюду себя называют и допускают себя так называть представителям других национальностей. Тут я полностью согласен. И за всю поездку слово «азербайджанец» я услышал всего несколько раз. Во Владивостоке я раз десять спросил у азербайджанцев является ли обращение «азер» агрессивным. На что я получил в ответ однозначное «нет» и что «азербайджанец» мало кто произносит вообще. Но все зависит от контекста, безусловно. В Дагестане я тоже слышал только «даг» в диалоге «дагестанец-дагестанец», «русский-дагестанец», «русский-русский». Все зависит от контекста, если он дружелюбный, то все применимо. Если агрессивный, то в любом слове будет видна межнациональная негативная подоплека. Но если вдруг найдутся те, кого это слово все-таки задело, то приношу самые искренние извинения.
4. Этот пункт тоже наследие предыдущего отчета. Погранпереход восточнее Самура есть. Их там два. Один только пешеходный. Второй Ханоба-Тагиркент — автомобильный. Его не может не быть, мы проходили через него.
Отдельное спасибо тем, кто не читав мой предыдущий отчет, терпеливо пропустили пункт 3 и 4)
Здесь я приложу таблицу с АЗС для вашего сведения. Возможно, кому-то и пригодится.
Населенный пункт |
АЗС |
Сумма |
Литров |
Цена за литр |
Число |
|
1 |
Чебоксары |
Ирбис |
1110 |
30 |
37 |
92 |
2 |
Вязники |
Газпром |
1229 |
31,67 |
37,9 |
92 |
3 |
Клин |
Лаки Стар |
900 |
26,56 |
33,9 |
92 |
4 |
Тютицы |
Сургутнефтегаз |
1000 |
26,25 |
38,1 |
92 |
5 |
Сорочкино |
АЗС |
950 |
25 |
38 |
92 |
6 |
Кузнецовка |
Лукойл |
1150 |
29,92 |
38,44 |
92 |
7 |
Где-то |
Татнефть |
1000 |
26,39 |
37,89 |
92 |
8 |
Лысково |
Магистраль |
1000 |
27,28 |
36,65 |
92 |
9 |
Тереньга |
АЗС |
1000 |
27,4 |
36,5 |
92 |
10 |
Камышла |
Роснефть |
1000 |
26,5 |
37,7 |
92 |
11 |
Тикеево |
Башнефть |
1000 |
26,83 |
37,3 |
92 |
12 |
Челябинск |
Татнефть |
1000 |
27,24 |
36,7 |
92 |
13 |
Макушино |
Роснефть |
1000 |
27,24 |
36,7 |
92 |
14 |
Бекишево |
Сибтракт |
1000 |
28,57 |
35 |
92 |
15 |
Шубинский |
Газпром |
1000 |
25,99 |
37,05 |
92 |
16 |
Мошково |
Газпром |
1000 |
25,99 |
35,23 |
92 |
17 |
Чубилинский р-он |
Газпром |
1000 |
27,1 |
36,9 |
92 |
18 |
892 км трассы Байкал |
Шельф |
800 |
21 |
37,9 |
95 |
19 |
Алзамай |
Роснефть |
1000 |
25,31 |
39,5 |
92 |
20 |
Где-то |
Роснефть |
800 |
20,56 |
38,9 |
92 |
21 |
Култук |
Роснефть |
1200 |
30,84 |
38,9 |
92 |
22 |
Улан-Удэ |
Роснефть |
900 |
23,67 |
38 |
92 |
23 |
Где-то |
ОМНИ |
700 |
16,01 |
43,7 |
92 |
24 |
Лесной Городок |
АЗС |
700 |
16,9 |
41,4 |
95 |
25 |
Васильевка |
Роснефть |
900 |
22,27 |
40,4 |
92 |
26 |
Урюм |
Нефтемаркет |
700 |
15,52 |
45,1 |
92 |
27 |
Красавка |
Нефтемаркет |
1000 |
21,97 |
45,5 |
92 |
28 |
Талдан |
Альянс ННК |
1000 |
22,44 |
40,9 |
92 |
29 |
Сиваки |
Альянс ННК |
700 |
17,115 |
40,9 |
92 |
30 |
Возжаевка |
Альянс ННК |
1000 |
24,937 |
40,1 |
92 |
31 |
Облучье |
Альянс ННК |
1000 |
24,509 |
40,8 |
92 |
32 |
Николаевка |
Альянс ННК |
1000 |
25 |
40 |
92 |
33 |
Пожарское |
Альянс ННК |
800 |
20 |
40,4 |
92 |
Итого |
31539 |
813,98 |
38,768 |
|||
Проехали, км |
11614 |
|||||
Расход, л/100 км |
7,0086 |
Мы дома! Стела и дорожный знак «Владивосток» — ну теперь-то мы точно дома!
До новых встреч!