Освоение Беларуси (Гродненская область), 2017 год

03.03.2018 | 11607 просмотров

Маршрут (ночевки) Тула — Гродно — Новогрудок — Ошмяны — Могилев — Тула.

Решил изменить своему принципу, начал готовить очередной маршрут ещё зимой, ещё до определения чёткой даты поездки. Маршрут получился весьма интересным, ещё и потому, что Гродненская область в Беларуси обладает самым большим числом достопримечательностей. На дворе была зима 2015 года. По разным причинам эта поездка не состоялась ни в 2015 году, ни в 2016 году, и разработанный маршрут покрылся уже толстым слоем пыли. Тем ценней и желанней получилась эта поездка. Хотя не обошлось без ложки дёгтя. Оставив достопримечательности из варианта 2015 года, сам принцип поездки изменил с оседлого (все ночевки в одном городе) на перемещающийся (4 ночевки в Гродно, далее одна ночевка на один город). Теперь собственно о поездке.

Так как младшенький идёт в первый класс, то надо вернуться обязательно до 1 сентября с запасом хотя бы в два дня. С этим расчётом и планируем даты поездки 22-29 августа. Наш экипаж: автор этих строк, жена, дети девятиклассник и первоклашка. Авто Volkswagen Golf Plus 2008 года, 1,6 АТ. Традиционный для нас ночной выезд, на этот раз в 2 часа.

Маршрут первого дня.

Первая культурная остановка — Мирский замок. Различные сайты предлагают несколько вариантов маршрутов. Выбираем один из них через Вязьму — М1 и далее до Мира. Участок дороги от Юхнова (поворот на Рославль) до Вязьмы в Смоленской области существенно хуже калужского участка, поэтому домой решаем возвращаться через Рославль.

Замково-парковый комплекс 16-17 вв. в Мире в 2000 г. был включен в Список всемирного культурно-исторического наследия Юнеско. Грозные башни, прочные стены толщиной до трех метров, узкие и крутые винтовые лестницы с огромными ступеньками и окошки-бойницы без слов расскажут о героическом прошлом замка, просторный двор и грандиозные сооружения — о периоде процветания его хозяев.

Далее движемся в сторону Коссово, посмотреть насколько продвинулась реставрация Дворца графов Пусловских с момента нашего последнего посещения этих мест. По фото можно сравнить насколько продвинулась реставрация этого замечательного дворца за 4,5 года. На данном этапе реставрационных работ не наблюдается.

Совсем рядом от Коссово и на нашем пути находится ещё один замечательный объект: Ружанский дворцовый комплекс Сапегов. Но взаимоотношения с этим музеем у нас не складываются. В 2013 г. приехали в понедельник — выходной, сейчас был вторник. Снова устроили себе выходной, хотя на двери была информация, что в летний период 2017 г. экскурсии проводят и по вторникам. На нашу ссылку на это объявление человек, выходящий из открытого кабинета директора, объявил нам, что об экскурсии надо договариваться заранее.

Ружанский дворцовый комплекс Сапегов.

Очень хотелось увидеть эту миниатюру, но по описаниям, думал, она с другой стороны от Волковыска, а тут такая удача.

При приближении к Гродно случается та ложка дёгтя, сопровождающая нас всю поездку. Поднимается температура сначала у первоклашки, и все дальнейшие наши прогулки мы осуществляем не в полном составе. В Гродно мы останавливаемся на четыре ночевки, и у нас два дня прогулок в городе и один день выделили для пригорода.

В этом месте рассказа уже уместно упомянуть о местных дорогах и продуктах. Хочу сбить градус предельного восхищения ими. Про дороги хочу сказать в сравнении с нашими (Тула и область). В свою очередь дороги хочу разделить на: городские (областные центры), районные (райцентры) и межрайонные. Во всех областных городах Беларуси дороги изобилуют многочисленными заплатками и неровностями. Во время пребывания никаких капитально отремонтированных участков не было замечено, мелко-ямочного тоже, но его, предположу, делают, видимо, в начале весны. У нас же (Тула) с 2012 г. ежегодно капитально ремонтируется немало дорог, хотя, замечу, качество, конечно, оставляет желать лучшего, т.к. по весне бывает всякое. Вроде ремонт проходит, но заметного улучшения дорог не наблюдается. В этой категории ставлю равенство. По райцентрам мы, увы, проигрываем в одну калитку. У нас если находят деньги, то только на центральные магистральные дороги, которые делают не особо качественно, остальные ремонта не знали очень давно. В райцентрах Беларуси очень приличного качества большое количество дорог. По межрайонным дорогам тоже ставлю равенство. У нас за них взялись с 2012 г., качество ремонта весьма неплохое, и их объем ежегодно увеличивается. Конечно, мы еще проигрываем и в чистоте улиц и дорог. Там окашивают обочины не только центральных дорог, но и менее значимые. Здесь подвижки у нас в лучшую сторону едва ли заметны.

Про продукты. После нашей интеграции (2012 г.), т.е. открытия нашего рынка сбыта для их продуктов, качество упало у большинства производителей. Тут все логично, чтобы реализовать больший объем продукции надо определенными действиями увеличить его срок хранения. За счет чего это делается, догадайтесь сами. Т.е. при выборе продуктов приходилось внимательно читать их состав. Для примера: в минской Короне хотели прикупить сыру и что, выбрали лишь приличный по составу пр-ва Литвы за 900 руб., против 320 руб. за местный. Преимущество у их продуктов на данный момент одно — цена, дешевле порядка 30%.

Вернемся к Гродно.

Первое памятное место.

Его без преувеличения можно назвать городом-музеем. Некоторое время губернатором Гродно был Пётр Столыпин, ставший впоследствии премьер-министром Российской империи. За короткий срок пребывания на посту он успел существенно поспособствовать развитию народного образования.

При въезде в старый город пересекаем мост через Неман, с которого открывается прекрасный вид на драмтеатр в виде короны (построен в 1983 г.),

Вид на театр с противоположной стороны.

чуть левее Новый и Старый замки. Старый замок построен на месте деревянного князем Витовтом в 14-15 вв.

Вид со Старого замка.

На соседней возвышенности Новый замок постройки середины 18-го в. Он становится местом проведения генеральных сеймов Речи Посполитой. В 1795 г. здесь отрекается от престола последний король Речи Посполитой Август Станислав Понятовский. Сейчас в них находятся музеи, а вот посетителей как-то маловато.

Пожарная каланча в стиле модерн, построенная на пожертвования граждан в 1912 г.

Рядом музей истории религии и синагога в неорусском стиле.

На центральной площади (Советская) поражает своей красотой и великолепием костел Франциска Ксаверия, построенный в 1703 г., справа от него аптека-музей.

От площади берет свое начало пешеходная улица Советская.

Привлекли так же наше внимание две водонапорные башни Кася и Бася, построенные в 1890 и 1910 гг., сейчас в них находятся мастерские художников.

Главный парк города назван в честь французского ботаника Жана Жилибера и заложен на месте ботанического сада, разбитого ученым во время его жизни в Гродно. Парк громко сказано, точнее будет сквер. Этот сквер с разных сторон окружают:

1) кукольный (до 1984 г. драматический) театр, построен в 1772 г. как первый публичный театр,

2) дом-музей Максима Богдановича, белорусского поэта,

3) дом-музей Элизы Ожешко — польской писательницы,

4) медицинская академия. Совсем рядом Покровская церковь в псевдорусском стиле, построена в память о погибших в Русско-японской войне.

В один из вечеров посетили битком забитый крытый каток (официальное название) на матче лиги чемпионов по хоккею: Неман Гродно - Вена Кэпиталз. Несмотря на четыре точки продажи пива, никаких буйных выходок и мата на трибунах слышно не было.

Загородный маршрут четвертого дня пребывания в Гродно.

В последний день мы посетили агро-туристический комплекс Коробчицы. Большая площадь парка для отдыха разделена на тематические зоны В Коробчицах прекрасная ухоженная парковая территория. Всё сделано с душой, любовью и заботой о посетителях. Можно покататься по заповедной территории парка в дилижансе, карете или бричке 19-го века, а можно и верхом на лошади по манежу. Очень много деревянных скульптур из сказок: водяные, оборотни, бременские музыканты, Дядька Черномор, принцессы, рыбаки — перечислить всё невозможно. Сказочные скульптуры повсюду, их много — от совсем маленьких до огромного Змея Горыныча, избушки Бабы Яги, цыганской кибитки, пиратского корабля, где можно постоять за штурвалом. Время здесь бежит незаметно.

В 600 м располагается музей Партизанская поляна.

Во второй половине дня двинулись на север — на Августовский канал. Августовский канал — памятник гидротехнического зодчества, он соединяет реки Вислу и Неман. Длина 101,2 км, из них 22 километра находятся на территории Беларуси, остальные — на территории Польши. Была цель поплавать на кораблике (шлюз Домбровка), пройти шлюзование, но желающих в пятницу не нашлось, поэтому пришлось лишь любоваться природными красотами. Кораблик ходит лишь по предварительной заявке, и, может быть, в субботу будут продаваться свободные билеты, но наши планы на завтра были уже другими. Значит, есть один из поводов вернуться в эти края ещё. Из-за близости границы видели объявление, что входить в лес необходимо с документами.

Маршрут пятого дня поездки:

По дороге в Ружаны.

Интересно, как называют жителей этого села?

ТИПИЧНАЯ обочина далеко не главной магистрали.

Далее интереснее.

Настало время двигаться далее. Приходится перекраивать свой маршрут по ходу поездки и обратный путь из Гродно в Слоним прокладываем с заездом в Ружаны, благо лишних всего 23 км. И что вы думаете, опять облом, видимо, не наш это музей. Дело было в субботу, вроде не выходной совсем, но накануне была ночь в музее и ответственных горе-работников ещё не было, нам отказали даже в приобретении сувениров (сувенирная лавка весьма колоритная). Предлагали подождать до 12 часов, а было лишь 10. Не судьба, видимо, ждать мы не стали и двинулись в сторону Слонима. Не хочет тут, видимо, народ зарабатывать.

Слоним в полной мере компенсировал недоразумение Ружан. Задержались в городе часа на три. Посетили в пригороде усадьбу Пусловских Альбертин. Комплекс построен в первой половине 19 века в стиле позднего классицизма. До наших дней практически в неизменном виде сохранился Зимний дворец, сейчас в нем находится спортивный клуб бумажной фабрики Альбертин. Праздничный дворец сохранился с минимальными изменениями. Сейчас в здании находится Дом культуры, молодёжно-досуговый центр и городская библиотека. А раньше в этом дворце графья Пусловские принимали гостей, устраивали балы — специально для этих целей на первом этаже располагался просторный зал. Есть информация, что бумажная фабрика за неимением средств на реставрацию хочет продать усадьбу.

Ж/д и автовокзалы.

Архитектура города вызывает уважение — он прекрасно смотрится и хорошо структурирован — современные микрорайоны отдельно, промышленность отдельно, историческая часть тоже отдельно, причем она прекрасно сохранилась. Стандартный набор: центральная площадь с памятником Ленина посередине, рядом сквер с фонтаном, недалеко дом культуры, он же клуб. Правда, неожиданно на центральной площади размещен театр. Вроде бы набор стандартный, ничего необычного, но все ухожено, везде чистота, чувствуется забота о своем городе. И этого вполне достаточно, чтобы уехать с положительными ощущениями и хорошими воспоминаниями и с надеждой ещё раз погостить в этом чудесном городе.

Далее движемся на место ночевки — Новогрудок. Нынешнее название города сложилось под влиянием польского языка в 17-м веке. Местные жители по старой памяти именуют его Наваградком. Основал город в 1044 году Ярослав Мудрый, как форпост своих завоеваний после похода в Литву. Пройдя всего метров 200 от места нашей ночевки, мы попадаем на бывшую Рыночную площадь, которая как бы развернута в сторону сквера, где находится одна из достопримечательностей Новогрудка — дом-музей Адама Мицкевича, где после реконструкции 1998 года во дворе усадьбы были восстановлены многие бытовые постройки (амбар, беседка, флигель).

Проходим к дому-музею Мицкевича через аллею-галерею фонарей, установленную различными предприятиями и органами власти Новогрудка.

Библиотека.

Картинная галерея.

Бесспорно, главная достопримечательность Новогрудка — Замковая гора с развалинами замка. На данный момент остались лишь развалины двух башен, одна из которых законсервирована. Замковые сооружения окончательно разрушены во время Северной войны в 1706 г. Рядом с Замковой горой находился Малый замок — торгово-ремесленной поселение, с которого начинался город. Сейчас на этом месте находится Курган Бессмертия, рукотворно воздвигнутый почитателями Адаму Мицкевичу, прославившему в своих стихах родной край.

В конце сентября 2014 года в Новогрудке у подножия горы Миндовга установили памятник «Рыцарь», автор Федор Саратцев, приуроченный к 970-летию города. Скульптура «Рыцарь» появилась в городе не случайно.

Город был первой столицей Великого княжества Литовского. Именно в Новогрудке был коронован и впоследствии похоронен Миндовг — основатель, первый князь. В то время в городе проводились встречи послов и князей, государственные сеймы и заседания высшего суда.

Маршрут шестого дня поездки:

Утро следующего дня начинается с поездки в частично-отреставрированный Любчанский замок постройки 1581 года. Любчанский замок или как его ещё называют — замок Кишек и Радзивиллов, является отличным примером архитектуры средних веков. Это название связано с тем, что началось строительство во второй половине XVI века по инициативе влиятельного магната и вельможи Великого княжества Литовского Яна Кишки, а закончилось в середине XVII века уже при его зяте Радзивилле. В настоящие время Любчанский замок — это единственный замок в мире, восстанавливаемый только лишь силами волонтёров, без помощи государства.

После посещения в Березовке фирменного магазина стеклозавода Неман,

подъезжаем к деревне Докудово, сворачиваем в поле, говорю: «Приехали. Вот очередная достопримечательность» и показываю на треножку в поле.

Дуга́ Стру́ве — сеть из 265 пунктов, представлявших собой заложенные в землю каменные кубы с длиной ребра 2 метра, протяжённостью более 2820 километров. Создавалась с целью определения параметров Земли, её формы и размера. Названа по имени создателя — российского астронома Фридриха Георга Вильгельма Струве (Василия Яковлевича Струве). Объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Далее наш ждал замок Гедемина в Лиде. На данный момент реставрационные работы завершены.

Замок был заложен в 1323 году для защиты от крестоносцев. В башни временно не пускают — реконструкция. В деревянных домиках 3 небольшие экспозиции на тему замка, доспехов и т.п. На участок стены можно подняться.

Бердовка. От былого имения Дембовецких сохранился жилой дом 19-го века, а также хоздвор. Усадебный дом восстановлен. Сегодня в нем располагаются библиотека и небольшой музей. Говорят, что этой усадьбой владел Александр Станиславович Дембовецкий — возможно, внебрачный сын российского императора Александра II.

Жемыславль, дворец графа Уместовского — уменьшенная копия Лазенковского дворца в Варшаве. Архитектором этого проекта является Маркони. Сооружение построено в классическом стиле. Дворцы схожи как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству. Однако сейчас о былом величии напоминают лишь рамы в коридорах, кое-где лепка под потолком и мозаика из плитки на полу. Перед дворцом расположен пруд, а вокруг — парк, от которого сейчас мало что сохранилось. Не эксплуатируется с 2006 г. В 2012 году случился пожар при проведении сварочных работ. Да наших дней сохранились практически все основные части усадебного комплекса. Но все же многие мелочи исчезли. Реставрационных работ не наблюдается. Время нас поджимает и поэтому в Гольшаны двигаемся, вопреки навигатору, короткой дорогой на Трабы, предварительно узнав состояние дороги у местного автолюбителя. Дорога грейдерная, но проезжаема. Ровная, но с неприятными поперечными волнами дорога длилась 10 км.

В районе Гольшан начинается дождь, который будет нас сопровождать вплоть до места очередной ночевки — Ошмян.

Замок был возведен на окраине местечка Гольшаны в 1610 году для Павла Сапеги. Хотя стоит отметить, здесь раньше стояло другое имение. Во время Северной войны замок был сильно повреждён. Сегодня от величественного сооружения остались руины. Когда-то Гольшанский замок был одним из самых красивых сооружений в Великом Княжестве Литовском. Величественная постройка представляла собой треугольное здание с квадратным двором. В замке располагалось множество комнат с великолепным убранством и огромные залы. Восстановительных работ не наблюдается.

Небольшое поселение Крево знаменито прежде всего тем, что в 1385 г. здесь была подписана Кревская уния — документ, положивший начало созданию союза ВКЛ и Польского Королевства. Построенный князьями Великого Княжества Литовского Гедимином и Ольгердом, Кревский замок, как княжеская резиденция и крепость, был одним из звеньев цепи оборонительных сооружений для защиты от постоянных набегов крестоносцев. Во время Первой мировой войны после трех лет обстрела кайзеровских позиций, обосновавшихся в замке, русская артиллерия превратила его в руины. Даже в руинированном виде замок напоминает о былом могуществе. Восстановительных работ не наблюдается.

Маршрут седьмого дня поездки:

Следующий пункт нашего путешествия небольшой агрогородок Гервяты. Здесь находится один из самых высоких и красивых храмов Беларуси — костел Святой Троицы.

Костел был построен в 1903 г. на месте существовавшего тут с 1526 г. деревянного католического костела. Здание создано в стиле неоготики. Сочетание бордового и светло-бежевого тонов, а также устремленные в небо шпили и другие элементы готоческого стиля делают облик костела величественным и запоминающимся. Это надо просто увидеть самому. Причём не торопясь, без гонки. Впечатляет и само здание и его территория.

Остались также сильные впечатления от следующего факта. Во время прогулки возле костела мимо проезжает казалось бы обычный автобус, похожий на рейсовый. Думаю, сейчас мы его догоним. Навигатор опять предлагает увеличенный маршрут, маршрут до следующей точки Залесья, а программа на телефоне рисует прямо. Не верим навигатору и движемся прямо, через некоторое время останавливает гаишник для проверки документов (приграничная зона однако). Думаю и я его загрузить: достаю бумажную карту и спрашиваю дорогу на Сморгонь, т.к. даже в прямом направлении есть два варианта. Не очень оптимистично гаишник говорит, будет грейдер, придется немного потрястись. Грейдер начался на стыке двух районов Островецкого и Сморгоньского, но продолжался всего 3 км и был очень ровным в сравнении с дорогой из Жемыславля, так что мы спокойно его проехали со скоростью 50 км/час.

Видим, тот самый автобус уже остановился. Из него вышла всего одна женщина и далее автобус не двигается. Думаю, надо посмотреть рейсовый он или нет. Проезжаем мимо, оборачиваюсь. Глазам не верю — рейсовый. Но какой маршрут: литовский Вильнюс (потом посмотрел в интернете он проходит через райцентры, Ошмяны и Островец, но дела это не меняет) и какая-то совсем небольшая деревушка Гири, где рядом с остановкой находится католическое кладбище.

Прибываем в Залесье, Имение-дворец семейства Огинских.

Дата постройки усадьбы — первая половина 19в. Этот дворец служил родовым гнездом Михаила Клеофаса Огинского — знаменитого композитора и общественного деятеля. Усадьба была для композитора местом проживания целых два десятилетия. В 2014 г. закончилось восстановление, и теперь это полноценный музей. Парк изначально создавался как английский, подразумевающий сохранение природного ландшафта.

Художественный музей в Могилёве.

Маршрут восьмого дня поездки:

Практически все отчеты о Беларуси содержат приевшееся фото зубра на границе Минской и Брестской областей, но пора это явление разнообразить и другим крупным животным.

Что бросилось в глаза на местных дорогах? То, что остановочные павильоны присутствуют лишь с одной стороны, а это было замечено во всех проезжаемых областях Беларуси. При этом не может не радовать наличие в большом количестве таких изумительных остановочных павильонов в Горецком районе Могилевской области.

Финальным местом нашего путешествия являются Горки — городок небольшой, но довольно уютный. Здесь мы посетили Ботанический сад Белорусской сельскохозяйственной академии. А главной достопримечательностью Ботанического сада является дендрарий, объявленный памятником природы республиканского значения.

В саду много разных растений, есть южные растения, декоративные и даже экзотические растения. В разные стороны отходят, небольшие дорожки, есть лавочки для отдыха. Все скромно, но очень уютно.

Были замечены восстановительные работы в усадьбе Бохвицев деревня Подороск (близ Волковыска) и дворцово-парковый ансамбль Валовичей в деревне Святск, что не может не радовать.

Дорога в сторону дома прошла без приключений. Поездкой остались очень довольны.

Некоторые цифры: ночевки Гродно (однушка недалеко от центра, ч/з букинг) 1480*4 ночи = 5920 руб., Новогрудок (угловая холодная однушка, 200 м до центра) 1100 руб., Ошмяны (двушка на окраине города, до центра 5 минут на авто) 940 руб., Могилев (дизайнерская планировка хрущевки двушки угловой, 200 м до ЦУМа и 100 м до художественного музея, ч/з букинг) 1560 руб. Итого проживание — 9520 руб. Общий пробег 3062 км, средний расход АИ-92 6,50 л. Цена бензина в Беларуси развивается по синусоиде, на данный момент он незначительно дешевле, чем у нас — 36,08 руб. Затраты на бензин 7200 руб. Оплата на всех заправках только в местных рублях. Мы расплачивались везде, где можно, кредиткой (курс получался на 1,5% выгоднее чем за нал), даже в туалете в Мирском замке и газетных киосках, наличкой лишь у продавцов сувениров и овощей-фруктов на рынке.

Биробиджан
Красиво и чисто везде.У меня фамилия Слоним,нужно обязательно посетить город Слоним:)

CARSLON
Первым номером Иерусалим тебе посетить положено)))

Миасс
CARSLON
Далековато будет)))
Мой отзыв: Toyota Wish 2003

Отлично прокатились, и спасибо за хороший рассказ!
Для тех, кто интересуется военной историей, порекомендовал бы обратить внимание на то, что окрестности Гродно становились полем боя в Первую мировую и в Великую Отечественную войну. Можно осмотреть как форты Крепости Гродно, опоясывающие город, так и сооружения так называемой Линии Молотова.

Молодцы! А что же в Несвиж не заехали, усыпальницу Радзивиллов посмотреть? От Мирского замка всего 32 км.

Ivanyc1
Ждал такого вопроса. В Беларуси не в первый раз и соответственно в Несвиже были несколько раз.
Бензин дешевле чем у нас .. но нет транспортного налога .- он в нем..... Вопрос Вальдемару - "Где деньги , Зин?")
Кызыл
Об чем, вообще, статья? Про фотографии старинных/старых домов или про автопутешествие?

Сколько отзывов про Беларусь и одна и та же картина - полупустые улицы, где беларусы?) Все на работе?

Не до глупостей ему - гиперзвуковые подводные ракеты тестирует)

автер купил меня фотками.
автор молодец
Per aspera ad astra (Через тернии к звездам)
Мой отзыв: Nissan Skyline GT-R 2006

ака МУДРЫЙ
автер купил меня фотками.
автор молодец
Мне теперь налог с прибыли надо платить? Спасибо.

gunn40
Скажу за себя, интереснее запечатлеть всевозможные достопримечательности когда народу в фокусе меньше, как-то так.
gunn40
Народ в Белоруссии-работящий! Дружный. В центре больших городов-людей много, машин-мало. Там "пробок" как таковых нет. И чистота ИДЕАЛЬНАЯ! Сам частенько езжу в Гомель. Сестренка живет там.
TurboDiesell
При этом беларусы нефть купили, а русские наоборот продают.

Варна
Может есть у кого подробный, неспешный маршрут по Белоруссии?
Главное, чтобы быстрота передвижения не превышала скорости ангела-хранителя...
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2010

А Брест?
Мой отзыв: Toyota Camry 2012

барнаул
МОЛОДЕЦ БАТЬКА и БРАТСКИЙ НАРОД БЕЛОРУССИИ !!! хорошо сохранили свое культурное наследие!!!!
aleks-72
Сохранили то хорошо....Молодцы! Белорусы очень бережливые, Вот на счет БАЦКИ-Вы не правы. Это типа Сталина! Как он народ ЗАПУГАЛ!!!!! Люди там не жируют! Не шикуют! Я когда приезжаю в Гомель-мне кажется что я в СОВДЕПИЮ попал!!!! Времена СССР ......С сестренкой пошли на базар. Очередь. Ну, я, в адрес этого БАТЬКИ сказал пару слов. Все услышали........Сестра перепуганная! Очередь не знает, разбегаться или стоять дальше! Я в голос, мля, такой сикой при..дурок!
....По реакции людей, я понял, что это не СССР.....ЭТО 1937 год! Грустно. Думаю таких людей как Белорусы- больше нет нигде! Немцы напали с БЕЛОРУССИИ....Все разрушили. Отступали-добили все то, что уцелело. НАРОД все восстановил. Поднял! И за это получили ЭТОГО УБЛЮДК@!!!
скорее всего, Вы реакцию очереди НЕ ПОНЯЛИ!

а на самом деле:
очередь шарахнулась ОТ ВАС, с мыслью - что за ПРИДУРОК? больной или сумасшедший? в общем, как от прокаженного отшатнулись. Вы не обижайтесь, я Вас не знаю, тут - всё анонимно, так что - ничего личного! И в жизни Ваш "авторитет" не пострадает. Я просто хочу, чтобы Вы ПОНЯЛИ! Я был в Беларуси много раз, с людьми общался, там Батьку уважает и любит достаточно много народа. И за что же его не уважать и не любить? И деревенские и городские мне про Батьку хорошие слова говорили.
А вот представьте, если Вы у себя в семье про СВОЕГО ОТЦА например скажете так же, "УБЛЮДК@!!!" и прочее - сестра Ваша взрогнет и перепугается точно так же.
Так что, думаю, эта реакция ужаса - на Вашу персону

gunn40
вы уже задрали с этими вопросами, то про Европу так, теперь про Белоруссию, некогда людям шарохаться по улицам, работают, кто не работает, тот отдыхает перед работой, кто не отдыхает и не работает, тот в парке находится или в кафешках. Шляются только те, кто них..я не делает.

минск
Транспортный налог есть. Он платится при прохождении техосмотра ,в принудительном порядке . Без него не пройдеш техосмотр , и стоимость этого налога такая что можно зубы положить на полку, у многих зарплата меньше чем этот налог . Начисляют его от полной загруженой массы автомобиля. что на практике редко кто с полной нагрузкой ездит . Техосмотр 1 раз в год ,если машина младше 10 лет 1 раз в 2 года Если машина машина младше 10 лет транспортный налог платишь за два года сразу .Это вообще полный улет.Плюс он заложен в цену самого топлива ,получается двойное налогообложение .70 % автовладельцев техосмотр игнорирует из-за этого налога и гаи только и занимается что устраивает облавы ловят не прошедших техосмотр . Вот такая ситуация в республике Беларусь.
Во время прохождения срочной службы побывал в Гродно на гарнизонной гауптвахте. А служил рядом ,по дороге на Друскининкай- в посёлке Гожа, на Гоже-Пореченском полигоне. Ох и давно это было......

TurboDiesell
При этом беларусы нефть купили, а русские наоборот продают.
TurboDiesel, вы не правы- они не купили, а наш ВВП дал за бесценок нефть батьке.
Е М
скорее всего, Вы реакцию очереди НЕ ПОНЯЛИ! "Сестра перепуганная! Очередь не знает, разбегаться или стоять дальше! Я в голос, мля, такой сикой при..дурок! " а на самом деле: очередь шарахнулась...
...ВВП-тоже любит много народу......вы один из них.
А вот у Белорусов необходимо учится! Особенно вам, Москвичам!!! Да собственно, учится вам необходимо у ВСЕХ! Т.К. москвич и "понты"-это неразделимо!

Е М
Ты в Республике Беларусь был так же как я на луне.

...ВВП-тоже любит много народу......вы один из них.
У вас Россиян перевернутое и не правильное представление о Республике Беларусь.В Беларуси его никто батькой не называет .Его батькой называют только дурачки из России.
рено меган
В бензине он точно есть....Жители.Беларуси спокойно продают авто по доверке даже в Россию ...не боясь ..что придётся платить транспортный налог..

Если не сложно напишите, что он делает не правильно и как надо. Спасибо

минск
Не понял написаной белибирды.Транспортный налог привязан к государственному техосмотру и стоит он очень много. В Беларуси он называется " допуск передвижения автотранспорта по дорогам общего пользования" В бензине он тоже присуствует. А если человеку нужно продать авто ,он заплатит любые налоги и сборы которые могут или могли бы припятствовать продаже машины. насчет продаж машин то жители Беларуси как-то больше покупают авто в России чем наоборот.

Senat03
Если не сложно напишите, что он делает не правильно и как надо. Спасибо
У нас в Республике Беларусь его никто не называет батькой !!! Это в России так думают но это не так. Вы очень сильно заблуждаетесь.
...ВВП-тоже любит много народу......вы один из них.
насчет моего отношения к ВВП Вы ошибаетесь.
понты и я - тоже ошибаетесь
рено меган
Ты в Республике Беларусь был так же как я на луне.
не везде, конечно. Был в Полоцке, Новополоцке, Минске. Хатынь не считаю, это просто музей, но тоже был. Остальные места не считаю-проездом, почти не выходя из авто, но в перечисленных - жил по неделе
наблюдаю очередную неадекватность ) всё сходится ) без обид
Есть дорожный побор около 12000 рос рублей за 2 тонную авто на два года, при техосмотре надо платить, но 2/3 на т/о забивают и не платят

рено меган
Золотые слова, просто напросто усатый он или агл
Мимо Сынковичей перед Слонимои не заехали зря, там старая готическая замковая церковь https://globus.tut.by/synkovichi/

Насчёт транспортного налога , так тут вопрос скорее не к " Вальдемару " , а к региональным властям , которые в своё время сильно подсуетились для того чтобы этот побор остался . Ведь он остаётся ( весь или большая его часть ) именно в местных бюджетах , а не отправляется в федеральный . Ситуёвина ещё с советских времён сложилась такая , что ртов самых разнообразных много , планов по строительствам много , больниц-школ-детсадов много , президентских наказов много , а вот с деньжатами на это из фед.бюджета как-то скудно ( нерезиновку и некоторые регионы РФ в расчёт не беру ).
двойная зеркалка, с двумя топориками )
romanz9
красота и чистота!!!
Е М
Хатынь он не считает!......Музей!!!!! Ты поди, слово это услышал где нибудь? Да??? Я ж говорю-москвич! Все! Этим все сказано!!! Я крайний раз там был зимой. Так мне показалось, что едва ли не со всей России люди приехали! На машинах. На автобусах! Иностранцев было столько!
....Ээх. Проездом он был.....Да лучше б в своей москве сидел. Толку было бы больше!

И это все?

Ну не попала она в круг интересов, поездка и так получилась весьма насыщенной
11192531
gunn40
Они все в Москве на заработках
очередной пример твоей неадекватности! )
обсуждалось, насколько я ,бывая в Беларуси, общался с населением.
Так вот я и пишу, что по неделе жил в Минске, Полоцке и т.д.-и общался
а в Хатыни был, но не считаю это общением с местными, т.к. Хатынь сегодня - музей и там, действительно, одни туристы-совершенно не то место и не та публика, чтобы задавать вопросы типа: "а что думаете о Грыгориче?". Как то ты смысл и нить беседы не отслеживаешь.
Красота! Молодцы!

Красота! Молодцы!
Всем кто восхваляет цыгана, переезжайте в Беларусь на ПМЖ и посмотрим что вы через годик запоете. Хорошо смотреть глазами туриста что у нас, что у вас.

белоруссам надо визы отменить с Европой и что-бы можно было работать там, вот тогда в Белоруссии было бы ништяк, зарабатывать эдак Евро по 700-900 в европах, а жить дома, а так вроде и цены не большие, но и зарплаты копеечные. Хохлам повезло на счёт этого, уже половину Польши "захватили" и нормально зарабатывают, для Украины конечно.

aleks-72
Бредятина заглавными буквами!

Senat03
Ок

Хорошая поездка

Красивая ухоженная страна! Прекрасный братский народ! Ну ее эту политику...

Был в Белоруси в 2016. Гродно очень понравился. Да и вообще, везде идеальная чистота и порядок, дороги прекрасные. Да, машин мало, потому что стоят они очень дорого по отношению к зарплатам. Да, напомнило СССР, но продвинутый, облагороженный, модернизированный. Что в этом плохого? Друзья из Белоруси в своих комментариях явно, чем-то не довольны (везде хорошо, где нас нет), но также явно боятся написать чем. Видимо цензура у них жесткая и за слова отвечать придется?
Мой отзыв: Subaru XV 2012
Но вот насчет ГРОМКОГО разговора в толпу, да еще с эпитетами крепкими - люди от этого действительно вздрагивают и шарахаются. Мы так многие делали в юности-громко горланили, кто то матерился громко, не замечая окружающих на улице-и люди "вздрагивали и шарахались", без всякого Лукашенко )) Вот что я хотел сказать, реакция толпы на Ваше нестандартное поведение.

Ну а насчет "Совдепии" - Вы в СССР жили? никто ен шарахался и не дрожжал, наоборот, многие с ностальгией вспоминают, только были и минусы - дефицит всего и всё плохого качества, ибо делалось "за оклад" и без конкуренции. В Беларуси же (и Коммунистическом КИтае) сегодня эти недостатки устраняются рыночной инициативой - и полно всего и жрачки и шкоток и качественное и можно ехать куда угодно, так что это уже не "совок"
сергей
как это нету? транспортный налог уплачивается при прохождения техосмотра на год вперед если машина старше 10 лет, и на два года вперед если младше 10 лет ,и если вы чз день после уплаты продадите авто никто налог вам не вернет-поэтому пол страны без техосмотра и ездит.
Е М
Вы, если что, не обижайтесь. Я может не совсем корректно выразился - личто я Вас придурком не считаю, наоборот, многие Ваши камменты интересны и со многим я в темах с Вами согласен был. Но вот насчет...
Совдепию я помню. Я с 64 года.

...ВВП-тоже любит много народу......вы один из них.
Знаем мы таких "москвичей" из всяких Понаеховсков, типа твоего, весь город заполонили, не пройти, не проехать.

gunn40
В Беларуси всегда так. Люди на работе. Да и по численности населения вся Беларусь меньше одной Москвы

Ыавнф_
Может есть у кого подробный, неспешный маршрут по Белоруссии?
В Беларуси что не город, то историческая достопримечательность. Советовать могут много, но выбирать то в любом случае Вам.
Лучше белый "Жук" - тевтонец, чем оттюненный японец

Зря так про Бацьку. Я прекрасно помню постперестроечную разруху. Немцев не было, горбатый все развалил. С приходом Бацьки (именно с большой буквы), заводы и фабрики были восстановлены, сельское хозяйство на подъеме. В каждом населенном пункте чистота и порядок. Да, может быть покажется это красивой картинкой, но каждый из нас наверняка хотел бы жить в городе, где все чисто, красиво и уютно. Зарплаты в Беларуси маленькие, никто не жирует, но стабильности будет поболе, чем в России.
Лучше белый "Жук" - тевтонец, чем оттюненный японец

Это уже политический вопрос. Этот, как Вы говорите "за бесценок" - островок стабильности и безопасности (посмотрите на Украину и Прибалтику). Вы же не хотите видеть НАТО в 70 км. от Смоленска?
Ковров
Спасибо автору за хороший рассказ и фото. Был в Беларуси в 2017 году, отдыхал в санатории "Родон". Чистота и порядок идеальные, дороги хорошие, но главное, там отдыхаешь душой, люди там какие-то добрые. Нам бы в Россию такого Президента. Разговаривал с беларусами о жизни, зарплаты там меньше, но и жизнь дешевле. Смотрю в своём городе Коврове, в 270 км. от Москвы, товары беларуские все магазины заполонили и люди их предпочитают покупать. Даже названия магазинов о трудолюбивых белорусах напоминают: "Беларуская обувь", трикотаж, колбасы, сыры, конфеты и т. д., бедная Беларусь богатую Россию кормит и одевает.
именно так!
"не жируют" только потому, что НЕОТКУДА, нет в стране газа-нефти-металлоруд-золота-алмазов-моря-портов.... тем не менее, живут получше Прибалтики, где есть порты и получше Африки, где полно нефти, но неграм не дают, американцы сами забирают её.
Согласен и про стабильность-сами себя обеспечиваете едой полностью! и одеждой и мебелью и жильём. Остальное-образование и услуги быта-тоже всегда есть.
кто это Вам сказал, что за БЕСЦЕНОК??? хватит уже слушать бредни поганых троллей. Вовсе не за бесценок. Причем, большинство этой нефти-возвращается после переработки на Новополоцком НПЗ назад в Россию в виде бензина и соляры, если Вы не знали. И по цене внутрироссийской оптовой, то есть, по европейским меркам "за бесценок".
Sanych Minsky
Даже не знаю что сказать. Заброшенных полей нет! Все растет. Все ухоженно! Но народ жалко. З/п оооочень маленькие. Белорусы приезжают работать в Россию. Т.к. это один из вариантов ЗАРАБОТАТЬ! А работать они УМЕЮТ!!! Молодцы!
Sanych Minsky
Заводы и фабрики восстановлены, сельское хозяйство на подьеме-насмешили)))) Цыган живёт только за счёт кредитов от России. А все вышеперечисленныое,в основном, в упадке.Но вам не живя в РБ - виднее.
Александр Титок
Во всех рейтингах по уровню жизни Беларусь стоит выше России. По официальной статистики средняя зарплата в Беларуси 20000 российских руб., в России 30000 руб., но разрыв между большими и маленькими зарплатами в России огромный. Проезд на электричке в Беларуси в 5 раз стоит меньше, чем в России. Подскажите ежемесячную оплату услуг ЖКХ за трёхкомнатную квартиру в Минске?

Sanych Minsky
Ну так что тебе мешает встать и прибрать за собой, подмести , помыть ,почистить, навести порядок в своем дворе и не писать глупости.Если тебя родили в пробирке то да для тебя он батька . Родного отца то нет и небыло никогда.Он для белорусов не бацька .Кличка эта пришла из России, и к Белорусам не имеет ни кокого отношения.Дорогие Россияне называя его этим словом вы себя позорите ив глазах Белорусов выглядете очень глупо.

Е М
именно так! "не жируют" только потому, что НЕОТКУДА, нет в стране газа-нефти-металлоруд-золота-алмазов-моря-портов.... тем не менее, живут получше Прибалтики, где есть порты и получше Африки,...
зачем вы врете ? прибалтика по сравнению с белорусью вообще шикует.. там люди сыты и довольны, огромные пенсии и зарплаты.. пенсии ездят отдыхать на круизах по океанам..
Las ideas no necesitan ni de las armas.

рено меган
Напиши внятно, что не так?
ЗАПУСКАЙТЕ КРАКЕНА
ахахаха )))))) особенно понравилось "люди сыты и довольны, огромные пенсии и зарплаты.. ездят отдыхать на круизах по океанам.." ))) молодец. 5 баллов!
Е М
Там ваших бывших россиян валом уже с фамилиями на ас, которых не тянет на историческую родину и от ваших комментов про прибалтику делают аха-ха
Е М
Сколько народу вернулось в РФ из Прибалтики, а сколько съехало из РФ на запад, вот вам и хахакайте
из РФ в Прибалтику едут люди, заработавшие в РФ большие деньги. В Прибалтике довольно уютно, кафешки, море, старые улочки... и тихо. Вот и покупают богатые россияне на побережье дома там, чаще всего вторые, на сезон приезжать. Промышленность там посдыхала сегодня -воздух чистый, ляпота.
А что Прибалтика производит сегодня, что "огромные пенсии и зарплаты", можно узнать? ))
Е М
Прибалтика делится на три страны, одна из них под названием Эстония процветает и это можно видеть на примере двух городов, российского Иван-город и эстонского Нарва. Разделяет их всего лишь мост через речку-границу. Иван-город в упадке и "богатые" ивангородцы за едой в эстонскую Нарву едут, ходят, там она дешевле и качественнее. У меня могила родственника в эстонском городе Пярну находится, бывшего офицера НКВД, посланного в своё время на борьбу с лесными братьями, находится на почётной аллее городского кладбища и за ней ухаживают на муниципальные средства города. В моём родном городе Коврове братская могила, умерших в госпитолях города воинов ВОВ, развалилась, а все городские кладбища в горах мусора утонули.

Е М
Да и У Вас знания мозаичные: Беларусь в нарушение договора максимум топлива гонит в Европу. Т.е. жажда наживы выше договорных обязательств.

Александр Титок
Мне достаточно того, что я вижу в России и в своем родном белорусском городе.

рено меган
Я всегда за собой прибираю, но за всех это сделать не возможно. Родной отец у меня есть, жив слава Богу, но отношение к Лукашенко у меня свое, личное. Для меня он Бацька. Я белорус, родился и вырос тоже в Беларуси. Имею полное право выражать свое личное мнение

Е М
Скорее всего этот человек с номером и в Белоруссии не бывал, диванный критикан.

А вы за рюмкой чая пообщайтесь с прибалтами они расскажут как все замечательно. Все относительно.

Нормальный отчет, информативный, всю Белоруссию объездил, а вот в Гродно не был.

agro*nom58
Я рядом живу, общаюсь и с прибалтами , и с поляками, вот только чай рюмками не пили, там получше штука есть народная бимбером называется.