Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Север-Юг. По озерам Фанских гор

Север-Юг. По озерам Фанских гор

05.12.2017 | 11951 просмотр

Этот мир — эти горы, долины, моря —
Как волшебный фонарь. Словно лампа — заря.
Жизнь твоя — на стекле нанесённый рисунок,
Неподвижно застывший внутри фонаря.
Омар Хайям
Пер. Г. Плисецкого

Всем, привет! Это мой первый подобный опыт написания отзыва, и надеюсь, что он будет вам интересен и полезен. Маршрут довольно большой и разнообразный с посещением северного Санкт-Петербурга и южного Самарканда и Худжанда. В этом путешествии по Евразии проедем по большей части Казахстана и половину России. В поездке по Средней Азии для полного комплекта не хватает Туркменистана и Кыргызстана. Хотя несколько лет назад на опеле астра проезжали через Кыргызстан в Таджикистан, но киргизские гаишники усложнили нам дорогу, поэтому в этот раз через Узбекистан. Свежих отзывов про Среднюю Азию было не так много, поэтому решил написать о нашем семейном автопутешествии.

Расскажу немного о нашем «экипаже». Мы уже много лет живем и работаем в Муравленко, это маленький город на юге Ямала. Едем всей семьей 5 человек. У родителей полный комплект 2 сына и дочь. Мужики водители и штурманы. Сестренка и мама фотографы. В тесноте, да не в обиде.

Часть 1. Путешествие в Северную Венецию

Санкт-Петербург, несомненно, один самых красивейших городов мира. Решили посетить северную столицу этим летом, несмотря на то, что конечный пункт был совершенно в другом направлении строго на юг от Ямала. На 5 человек билеты в Таджикистан будут стоить 150 000 рублей в одну сторону, что немало, учитывая более дешевые в соседние страны. Поэтому решаем поехать на машине, ведь так дешевле и интереснее.

Ну, хватит про нас. Теперь перейдем к машине Toyota Camry 2009 года, двигатель 2,4 л, российской сборки. Надежная машина с комфортом для пассажиров, хотя для таких поездок лучше что-нибудь из микроавтобусов. Камри полно на дорогах, все про нее известно. В прошлой поездке весной не было никаких технических проблем. В марте этого года была поездка из столицы на Ямал по маршруту: Москва — Казань — Тюмень — Муравленко.

По пути заехали в Сургут для планового ТО и больше никаких приготовлений для дальней дороги. Багажник большой, за что страдает большим объемом груза, который он безропотно принимает и терпит.


Мост через Обь.

Машина готова. Итак, поехали! Выезд из Муравленко, традиционно ранний в 5 утра 29 июня 2017. Дорога скучная, объезженная вдоль и поперек. Одни леса и болота, а потом только леса. Но потом начались приключения. Первая остановка для ночлега намечена в Тюмени, где заранее был забронирован хостел, оказавшийся просто ужасным, но про ночлег чуть позже. К вечеру добираемся до города и ищем наш хостел. Навигатор ведет не по объездной, а по более короткому пути через центр. Время 8 вечера, пробок уже почти нет, все зеленое, к тому же хочется посмотреть на ночной город, поэтому выбираем короткий путь. Это была ошибка...

Город симпатичный, много народа, приближаемся к центру, людей все больше и больше. В центре нас уже толпы, теперь мы понимаем, что в городе какой-то праздник, и мы застряли надолго. Назад пути уже нет, пробка большая. Дороги были перекрыты, как оказалось, из-за празднования дня города. Многие бросали свои авто и шли пешком в поиске лучшего места для наблюдения за праздничным салютом. Казалось, весь город тут собрался. Теперь нам, уставшим в пути, было уже нечего делать как предаться праздничной атмосфере, ведь городу исполняется 431 год!

Удалось посмотреть на салют, а позже уже к 12 выбраться из пробки и прямо к хостелу. По пути пришлось сменить маршрут из-за перекрытых дорог и нарвались на дрифтеров, попались два нисана скайлайна с совсем отбитой головой. Еле проехали между ними без ДТП.

Хостел находился в промзоне на пятом этаже советского здания. Выглядел снаружи плохо и внутри не лучше. Кое-как поспал с вонючим соседом, он был пьян и пах отвратительно. Кровать скрипучая. Ночь веселая.

Заехали в Киров, отличный хостел «Арктика», находящийся прямо на берегу реки. Понравилась доступная цена 400 руб., за нее получаете добрый персонал, интересный интерьер, чистая и мягкая постель, в общем, образцовый хостел. Город толком не посмотрели, но дороги в городе, так же как в области, намного хуже, чем в Пермской и Свердловской области.

Хорошо поспав,  снова в путь. Въезжаем в Костромскую область, навигатор и местный житель на велике подсказывают поехать по северной части области, не заезжая в Кострому, аргументировав это ремонтом моста и многочасовыми пробками и тем, что грунтовка скоро кончится, а дальше будет федеральная трасса.

Но не было нормальной дороги, была грунтовая или вся в ямах и колеях. По пути встречаются все больше деревень-призраков, где уже давно никто не живет, и остались лишь одни покосившиеся, полуразрушенные дома. Трава растет по пояс, некому работать на земле.

Стоят два хилых деревянных домика, вот тебе еще одна деревня с табличкой населенного пункта. Побывали в городе Галич, который знаменит производством крана «Галичанин». Город расположен на берегу Галичского озера, а рядом стоят холмы, красивое место тут, и решили устроить обед. Проезжая очередную деревню Буй, по ошибке на круге свернули в тупик прямо к церкви во время колокольного звона, наверное, успели прямо к службе. Местный мужик, сидевший на скамейке возле церкви, офигел от таких прихожан с азиатской внешностью.

От деревни к деревне собираем иногда ямы, которых здесь полно. Дороги нет, зато есть знак рекомендованной скорости 50. Сложно представить жизнь местных жителей, во всей деревне максимум один магазин. У тех, у кого есть деньги, дома ухоженные и с хозяйством.

Въезжаем в Ярославскую область, ситуация с дорогами не сильно изменилась. Наконец, попадаем на трассу и бодро набираем скорость. В Вологодской области все отлично проехали через город. Пейзажи при приближении к Питеру снова становятся привычными и похожими на те, что в Югре и на Ямале. Впереди уже Ленинградская область и Санкт-Петербург.

В Питере заезжаем сразу в Икею, он находится прямо на въезде, и застреваем там надолго. В первую очередь ищем квартиру. Попадаются неплохие варианты за 2000-2500 руб., что для семьи гораздо выгоднее хостела или отеля. Мы нашли однушку в новом доме в 10 минутах от м. Пионерская за 1800 в сутки. После того как обустроились, начинаются прогулки и посещение музеев.

Для начала нужно посетить обзорную экскурсию с экскурсоводом в удобном туристическом автобусе, чтобы сформировалось первичное представление о городской архитектуре и истории. Бабуля экскурсовод с голосом профессора рассказывает так, что чуть не заснули.

В первые дни нам везет с погодой, успеваем поймать солнце. Прокатились на теплоходе по рекам и каналам, послушали запись экскурсовода.

Обязательная экскурсия для тех, кто еще пробовал, дают пледы для утепления и наслаждайтесь красотами. Над мостами проходим очень близко на грани фола.

К сожалению, не могли приехать на день раньше, чтобы успеть на парад ВМФ, поэтому наблюдали за гражданскими судами, маленькими пароходами и огромными круизными лайнерами.


 Петропавловская крепость.

Посещаем Аврору и Петропавловскую крепость, опору имперской столицы. Кстати, эта крепость не принимала участия в боевых действиях, и город тоже никогда не сдавался врагу. Аврора до сих принадлежит МО, на ней служат матросы, но на экскурсии вход свободный, плати 400 руб. и смотри на историю. Корабль проходил несколько раз капремонт. В русско-японской войне получил очень серьезные повреждения, но личный состав проявил себя в бою героически.

Эрмитаж, разумеется, потребует минимум день и то, чтобы пробежаться по всем залам. Ну, для первого раза хватит времени для получения массы впечатлений. Туристов очень много, очереди иногда большие.

В пятницу решил посетить соборную мечеть города, построенную в стиле северный модерн, но с элементами архитектуры Средней Азии. Позже можно будет сравнить с самаркандскими медресе. Финансировался эмиром бухарским Сеидом-Абдул-Ахад-ханом и другими спонсорами в 1909, и закончилось строительство в 1920.


Сотовый свод (мукарнас).

Самый дорогой стадион готов для Чемпионата мира по футболу 2018. Не знаю, как он внутри, а снаружи похож на НЛО, довольно необычно выглядит.

Парк 300-летия Санкт-Петербурга примыкает к Финскому заливу. Достижение: увидеть Балтийское море получено! Вода балтийская была холодная для купания вначале августа и годилась только для созерцания и фото. Ветер приличный, поднимает небольшие волны.


 Лахта.


 Финский залив.


ЗСД.

Объехали пробки в центре через объездную через новый мост возле Крестовского острова. Удовольствие редкое — дорога идеальная, а вид еще лучше. Интересная оплата, вначале платишь сотку. Хорошо, это логично, плачу за въезд на платную дорогу, но на выходе снова нужно платить 100, либо больше в зависимости от участка, который проехали.

Санкт-Петербург сильно контрастирует с другими российскими городами, только здесь можно увидеть такую архитектуру и столько мостов в одном городе. Если еще не были здесь, то обязательно посетите. Город открыт для туристов, кроме знаменитой погоды, ну нам это не помешало — на Ямале также хреново. Пора прощаться с городом пожили здесь неделю и снова в путь теперь на юг.

Часть 2. Великий Шелковый путь

Выехали вечером, в пути заночевали пару часов в машине. На МКАДе немного застряли в пробке, быстро выбравшись, движемся в Белгород, где хотим устроить сюрприз для родственников своим неожиданным приездом. Короче, нагрянули к ним вечером. Не забыли завернуть в знаменитую Прохоровку, где произошла самая массовая в истории танковая битва.


Прохоровское поле.

Было поздно, в сам музей третье ратное поле России не успели. В Музее был пару лет назад, он относительно новый с большим количеством экспонатов, можно даже трогать советские и немецкие автоматы времен ВОВ. Один из лучших в стране военных музеев.

Белгородчина радует неплохими дорогами. Город небольшой, чистый, памятников архитектуры после войны почти не осталось. Поэтому выглядит как обычный советско-российский город, но с обилием зелени. Здесь много студентов, сам здесь отучился в БелГУ. Передохнули в Белгороде всего день, можно и больше, но нас ждут новые дороги.

В Воронежской области камри получила первые повреждения — камень угодил прямо в противотуманку и разбил защитное стекло, но, к счастью, не повредил лампу. Лесостепь плавно переходит в степь, огромную и беспросветную степь, конец которой только в междуречье Сырдарьи и Амударьи.

Дороги до Саратова хорошие, а начиная с города похуже, и дальше с другого берега Волги с Энгельса до границы все плохо.

Первую границу проходим быстро, много машин, но граждане РФ проходят без очереди. На казахской стороне просят заполнить миграционку, также проходим быстро без очередей и легко. В Казахстане сразу оформляем страховку, видя, что ГАИ уже ждет.

Дальше полное бездорожье, российская дорога до границы итак была аварийно-опасной, а здесь оказалось еще хуже. Пытались ездить кое-как, скорость 5,10 максимум 20 до первых кратеров, где нужно полностью тормозить и думать, как объехать. Местные ездят прямо по полю параллельно дороге, повторяем за ними, и скорость увеличивается до 30-40.

Так и ездили часов 5, пока не доехали до Уральска, где уже появляется дорога. Проводится ремонт дорог, поэтому полно временных знаков без снятия ограничения. Отъехав от города, начинается хорошая трасса до Актобе и дальше на юг.

Ближе к Аральску начинаются настоящие пустыни. А что эта за пустыня без верблюда? Вдруг замечаем, как дорогу лениво переходит верблюд, а потом еще один. А далее целое стадо готовилось перейти дорогу, совершенно не смущаясь и не замечая сигналящих им машин. Впервые увидел так много верблюдов бактрианов в природной среде. Были в этом караване пара верблюдов дромадеров, но большинство бактрианы.

Порадовали они нас удачной фотосессией и спасли от скуки. Еще ближе не стали подходить, боясь получить мощный плевок, к тому же пошли фырканья с их стороны.

В самом Аральске Арала нет уже давно, остались памятники рыбакам и активно продают шубат на дороге. Шубат на вкус похож на кислый и жирный кефир. Местные жители кроме этого полезного напитка продают копченую рыбу, верблюжьи пояса, носки и другую одежду из шерсти верблюда. В придорожном кафе заказали казахский кыурдык, по вкусу было больше похоже просто на жареное мясо, а не на предварительно вяленое мясо. В Таджикистане это блюдо называется кавурдак и вкус совсем другой.

К югу Казахстана становится больше АЗС Газпромнефти и по-русски уже говорят с сильным акцентом, либо не знают язык, тогда используем узбекский, тюркская основа языка помогает понять друг друга. На севере кажется, что все говорят по-русски.

Подъезжая к Чимкенту, начинаются очередные ремонтные дороги и временные знаки без снятия ограничения. Приходится плестись от 20 и 40 до 70, но ограничения почти никто не соблюдает. За знаком 40 собрали за собой колонну, многие обгоняют и обязательно на тебя посмотрят пассажиры этой машины. Мол, кто этот не местный, ползет, как черепаха. К машине жол полиции все обгоны прекращаются. Казахский гаишник резко поворачивается лицом к колонне и жестом останавливает нас в ее главе. Доки не спрашивает и сразу к делу. Объясняет, что было нарушение скоростного режима на 20 км, хотя мы ехали 39, соблюдая знак 40, а не 60. Плати 5 косарей или протокол с официальным штрафом в банке 34 000 тенге, ничего слушать не хочет. Будь такое на обратном пути можно спокойно лишиться прав и в РФ сделать новые, это дешевле выйдет, но нам пришлось платить. Торговались, снизили до 3 тысяч рублей.

 

В Шымкенте ГАИ совершенно дикие, лучше не въезжать в город и вообще стать невидимкой. Гаишники часто ездят навстречу и стреляют радаром, превышающих, разворачиваясь, догоняют. В городе за нами пристроился один жолполицай и пас нас на нарушения. На одном из перекрестков обогнал и встал за перекресток в надежде на то, что мы не заметим знак 20 перед перекрестком, на который никто не реагирует, но ничего не вышло у него. Видимо, ему все надоело и просто проводил подозрительным взглядом.

Переходим границу в Гишт-Куприк (Черняевка), расположенным возле города Сары Агаш и в 20 км от Ташкента. Но до этого собирались перейти в Ялламе, но решили сократить путь. По ошибке попали в КПП Капланбек, где не было очереди, но нам объяснили, что для транзита через Узбекистан она подойдет. Работает только для перехода из Узбекистана в Казахстан и обратно.

Развернулись в Гишт-Куприк. КПП работает круглосуточно для перехода на машине и пешком. На границе можно обменять деньги и воспользоваться услугами людей, заполняющих миграционки. На первый раз решили заплатить за эту услугу 100 руб. за человека. Но лучше самим сделать на таможне. Вносите свои паспортные данные, валюту полностью, будут лишние деньги, имеют права изъять за нарушение. Вписываете драгоценности, которые не надеты на вас. Мобильный телефон и новые товары. Остальные личные вещи не пишутся.

Пассажиры проходят границу легко и быстро, за 25 минут прошли пограничный и таможенный контроль и оказались в Узбекистане. Переходят много машин с российскими номерами, спрашиваем у них, как проверяют узбеки. Совсем другая ситуация с водителями автомобилей. Водитель должен сам выгружать на ленту все сумки и обратно тоже. Досматривают тщательно всю машину, поэтому уходит много времени на одну машину. В общем, на проверки и очередь ушло 5 часов. Переходили границу поздно ночью, к 3 освободились, но несмотря на позднее время народа много. Днем, возможно, еще больше народа. После перехода оформляем страховку и двигаемся на ночевку к Ташкенту, самому большому городу Средней Азии. Попался таможенник наглый, заставил снять тонировку, угрожая, что не пропустит через границу, тогда придется ехать до Ялламы. Но пришлось подчиниться, хотя тонировка никаким боком к его полномочиям не относится. Еще ему приглянулся новый многофункциональный нож. Не считая тонировку, все прошло нормально. Теперь пора в Ташкент. От поста до него всего полчаса в пути.

Погода отличная. Солнечно и ясно. После питерского «лета» здесь настоящая жара. В августе и к сентябрю здесь устанавливаются комфортные +30-27, что гораздо лучше, чем +35-45. Днем осматриваем город и посещаем музей Амира Тимура (Тамерлана) одного из величайших полководцев. Тимур был основателем династии Тимуридов и государства Туран. При тимуридах развивалась наука, искусство, архитектура, поэзия, культура. В музей стоит сходить тем, кто интересуется историей. Некоторые экспонаты копии, а оригиналы находятся в США, РФ и Франции.


Музей Амира Тимура.

После музея гуляем по улицам и наслаждаемся видом прекрасных девушек. Утоляем голод вкусной тандырной самсой и другими видами самсы. С едой здесь нет проблем. Много ресторанов, где можно отдохнуть или взять с собой самсу.


Ташкентская телебашня.

Ташкент — это современная красивая столица с тысячелетней историей. Удивило, как много людей говорят по-русски, причем некоторые без акцента. После распада СССР некоторые русские решили не переезжать в РФ и сконцентрировались в Ташкенте, хотя в других городах тоже неплохо говорят по-русски. Вполне нормально в разговоре использовать сразу узбекский и русский. В Ташкенте сохранился старый город со средневековой архитектурой. Замечаем, что в столице очень много полиции в зеленой форме. Они находятся у каждого объекта, на улицах, в метро везде полиция. За безопасностью следят строго. Но у нас ни разу не спрашивали документов.

Столичный Ташкент покидаем и двигаемся к Самарканду. Свою машину решили оставить на платной парковке и нанять такси, которые тут ловят везде и цена за проезд немного выше, чем в автобусах. За 150 000 сум (19$, 1000 руб.). Общественный транспорт по городу стоит около 4000-8000 сум (30-60 руб.). Не зная, какие здесь гаишники, есть ли заправки и дороги, решили взять такси. К тому же, их здесь много и можно поторговаться до лучшей цены.

Много постов не только перед городами, но и на самой трассе. Подъезжая к посту, нужно каждый раз останавливаться. Гаишники часто тормозят, но общаются крайне вежливо, смотрят документы и желают удачного пути. Штрафы в Узбекистане за превышение установленной скорости на величину не более 20 за первое превышение 149 775 сум (около 1000 руб.), но за второе за месяц уже 750 000 сум (5000 руб.). Вдруг из-за дерева появился гаишник и остановил нас. Машину умело спрятал за деревом, из-за разницы в уровне дороги и улицы нельзя было ее заметить. Сотрудник правоохранительных органов начал показывать фото с камер и объяснять водителю его нарушение. Оказалось, что наш таксист немного превысил скорость и попал на 750 000 сум. Видимо, это не первое нарушение в этом месяце.

Пошлины на ввоз авто сделали свое дело и теперь в Узбекистане подавляющее количество автомобилей собственного производства. Местные катаются на: Ravon, Chevrolet, Daewoo, Man auto, Isuzu, Citroen-Peugeot. А теперь еще появится Toyota и будет чуть большее разнообразие. Продукцию советского и российского автопрома редко можно встретить. Большинство машин оборудованы ГБО.

За 4 часа доезжаем до славного города Самарканда, ровесника Рима и Афин. Первым делом нашли отель за 100 000 сум (750 руб.) за одну ночь с завтраком на одного. Помог нам местный таксист, подвёзший нас от Улугбека (окраина) до центра города. Оказался местным таджиком и, узнав, что мы родом с Таджикистана, решил провести экспресс-экскурсию по пути в центр и найти нам местечко подешевле. Оказалось, действительно, не так дорого, как в других отелях. Вокруг Регистана множество отелей с красивыми внутренними двориками.


Регистан.

В Узбекистане уже общаемся на родном узбекском и проходим в музеи, покупая билет в Регистан как местные. Билет стоит 400 руб. для иностранцев, а местным всего 40 руб. Местных денег мало, поэтому так экономим. Это обязательное место для посещения в Самарканде и вообще в Средней Азии. Это место пропитано духом истории, красотой и монументальностью строений.

Попадая в центр города, оказываешься в средневековом городе, как будто воспользовался машиной времени. А все путешествия во времени пробуждают зверский аппетит, который утоляют самаркандские пловы и лепешки. В Средней Азии каждый город имеет свой особенный вкус плова и лепешек.

К сожалению, большая часть мозаики, внешней отделки были отреставрированы. К началу прошлого века от былых роскошных дворцов остались полуразрушенные здания, но, к счастью, сейчас ситуация гораздо лучше. Даже минареты выпрямляли, но не до конца. Город все равно невероятный, сказочный, великий. Кстати, на один из минаретов медресе Улугбека, где открывается вид с птичьего полета, можно подняться за дополнительную плату.


 Михраб мечети Улугбека.


Гур-Эмир.


Этой двери больше пятисот лет.


 Павлин ужинает.

Пробыв два дня в столице древней Согдианы, продолжаем путь на восток по Великому шелковому пути в родной Худжанд и ненадолго возвращаемся за машиной в Ташкент. Тойота ждала нас в целости и сохранности. 3 дня в Узбекистане хватило для того, чтобы у меня развеялись мифы про отсталость и изолированность страны. Узбекистан — это перекресток между цивилизациями и отличное место для культурного, гастрономического отдыха. Оказалось, не так уж плохо, но, конечно, еще нужно пройти долгий путь развития страны.

Без проблем проходим узбекско-таджикскую границу Ойбек(РУ)—Фотехобод (РТ). Таджикские таможенники не заморачиваются дотошными осмотрами, нужно просто заплатить, как везде, экологические и другие сборы и пошлины и дорога открыта. Возможно, они рассуждают так, что с севера не будут привозить наркотики в Таджикистан, обычно наоборот. Ну, логично!

Страховка в Таджикистане не нужна, поэтому проезжаем без лишней траты денег. От границы до Худжанда около 70 км за час, неспешно приезжаем. По дороге останавливает гаишник, вежливо беседуем и спрашиваем по поводу скорости, ремней и фар. Ремни тут не пристегивают, так же как в Узбекистане, и днем ездят без света. После проверки документов нам желают хорошего отдыха и отправляемся дальше. Видя наши номера, останавливают часто, но после проверки документов сразу отпускают без просьб оставить на чай, как в Южном Казахстане. По тонировке в Таджикистане нет вопросов для транзитных машин с российскими номерами, а для местных нужно платить пошлины. Таджикистан — это страна немецких авто. Повсюду опели и мерсы. Отечественное автопром редкость, как японцы и американцы.

Наконец-то прибываем в конечный пункт назначения. После Питера, Белгорода и Самарканда. Худжанд — один из древнейших городов Центральной Азии стоит на самом берегу реки Сырдарья. Приезжаем домой и радуем родных своим приездом.


Военные учения.

Отправляемся на самый колоритный базар Худжанда Панчшанбе, что переводится с таджикского как четверг. Покупаем местные симки tcell, ловят нормально. Но симки не главное, а еще важнее свежие фрукты. Панчшанбе типичный восточный базар. Панчшанбе — главный рынок города, обязателен к посещению. Рядом находятся Масджиди Джами или Пятничная мечеть и мемориальный ансамбль, находящийся в исторической части города, воздвигнут на могиле Муслихиддина Худжанди — правителя города Худжанда 12-го века. Мавзолей много раз разрушался и последний после многих реставраций остался с 16-го века. Символом города является городская крепость, которую захватили арабы, а затем монголы ее уничтожили. Но цитадель восстановили после завоевания, однако теперь это просто древние руины.


Площадь Панчшанбе

В советский период город носил название Ленинабад, а во времена Александра Македонского —  Александрия Эсхата.


Панчшанбе.


Кисломолочный напиток Дугоб.

Неделю отдохнув от дороги и акклиматизировавшись, отправляемся покорять горы и не простые, а Фанские. А что еще делать? Целых 93% территории страны занимают горные системы Тянь-Шаня и Памиро-Алая.

Наша цель провести пару дней возле знаменитых Алаудинских озер и покорить одну из гор. Выезжаем с братьями без сестренки и родителей. Набрав в поход все необходимое, нанимаем такси от родного села Ева (пригород Худжанда) до районного центра Айни, где нас ждет уже другое более подходящее для гор SsangYoung Sumo. Проезжаем по высокогорной трассе Худжанд-Душанбе, проезд по которой только платный. Сейчас путь от столицы до Согда занимает около 7 часов, а раньше было гораздо дольше.

В Шахристане въезжаем в тоннель на высоте 3272 м над уровнем моря. Культура езды в Таджикистане еще желает оставлять лучшего. На перевалах стоит быть уверенным в своих тормозах. Бордюры и заграждения не везде имеются, а падать высоковато и не очень хочется приземляться в бездну, на дне которой торчат огромные каменные пики. Дорога новая и ее состояние отличное, поэтому добираемся быстро.

На трассе часто бывают камнепады, обвалы, а зимой сход ледника. Многие гибнут на этой узкой и петляющей дороге. Но наш таксист уже давно ездит по ней, судя по спокойному лицу. Однако, тут я понял, что означает «ходить по острию ножа». Но хвала Аллаху мы приехали в Айни невредимыми, а вот дальше будет только бездорожье и нужен внедорожник. У местных таксистов пользуется спросом Ssangyong Sumo, как оказалось крепкая машина.


В поселке Айни сохранился средневековый минарет предположительно 12-го века.


Зеравшан «золотоносная» кормилица древних городов.

Поднимаемся все выше и выше. По пути лежат несколько поселков. Одно из них Маргузор, а дальше уже не будет ни связи, ни интернета. Доезжаем за 3 часа до альплагеря «Вертикаль-Алаудин» Фанские горы и озера уже рядом. Лагерь интернациональный, много туристов с Европы, России, Северной Америки.


Вертикаль-Алаудин.

Разговорившись с водителем, узнали, что он тоже был в Белгороде, где мы учились. Такая вот наша Земля круглая и маленькая. Не ожидал в далеком Айни встретить человека, работавшего в Белгороде. Договорившись с водителем встретиться здесь через 2 дня и загрузив все вещи на себя, отправились к озеру. Дальше дорога только пешая, через 4 перехода по бурным речкам.

Приехали мы поздно и уже в темноте брели вверх, подсвечивая фонариками тропинку. Были особо осторожны при переходе речушек через камни, но ноги все равно промочили. Бешеный поток мчится вниз по склону. Можно арендовать ишака, чтобы отвез ваш груз, но мы решили на сами добраться.


Первое, что увидели утром.

В середине августа уже не сезонное время, потому что ночью уже очень холодно. Хорошо, что поехали не в следующую неделю. Добрели по тропкам до озера, и стало заметно, как изменилась температура воздуха. Быстро поставили палатки и легли спать, чтобы рано утром увидеть впервые эти пейзажи и подняться в горы.

Хорошо позавтракав, начинаем восхождение.

Поднимается на перевал, через который можно добраться до другого озеро Куликалон, что в переводе означает большое озеро. Рядом крутые снежные пики, а вот перевал более-менее подходит для нас новичков. Но было сложно и труднее с каждой сотней метров. У равнинных жителей силы быстро заканчиваются, приходится часто останавливаться. Но ближе к вершине уже привыкаешь к нагрузке. Много ишачного такси курсируют через перевал. Перед восхождением познакомились с француженками, жившими рядом с нами. Они начали подниматься раньше нас и уже ожидали на вершине.

Спустя 3 часа борьбы с высотой и усталостью, мы покорили вершину 3700 м. А на подножии было 2800 м. Прилив радости не спас от штормового ветра. Опытных туристок из Франции не обогнали, ну, зато вместе передохнули на перевале. На скалах недавно лазали горные козлы, которых мы, к сожалению, уже не застали. Делаем фото и запоминаем момент, дальше спуск.


Пятитысячник — Бодхона (5138 м).

Обратно стараемся не сильно разогнаться, видя острые камни повсюду. Спускаться конечно, легче, но уже не так интересно и сил поменьше. Встречаем туристов из Ярославля и Чехии. Пожаловался ярославцу на областные дороги, он это подтвердил. На спуск ушло еще 2 часа и самое время отдохнуть и пообедать.

Местный житель построил на берегу что-то типа кафе для туристов. Арендовав у него тапчан, заказываем приготовление блюда из наших продуктов и наслаждаемся видом. А шашлычок в горах еще вкусней!

На второй день решили не лазить по горам, а искупаться в озере и погулять по округе. Алаудинских озер 4, и у каждого озера свой нереальный оттенок. На Большом Алаудинском озере видна морена, на которой растет арча. Вода в озерах жутко холодная. Мне показалось, что даже в Байкале было немного теплее. Вокруг громыхают водопады, привозя свежую порцию ледяной воды. Рискнули искупаться только на второй день. Когда попадаешь в воду, она обжигает холодом и вообще забываешь все и ползешь к берегу.

Это шикарное место для отдыха, ведь туристов не так много и экосистема озер еще не сильно пострадала. Поход удался, было весело и интересно. Пора возвращаться домой. Спускаемся по тропе до альплагеря и выезжаем в Айни. До Худжанда мы не договорились с машиной и цены на такси резко взлетели, потому что был вечер и выходной. Пришлось искать попутку, которую удалось поймать на выезде из города, подсели на спринтер, за 40 сомон (270 руб.). В итоге затраты на поход составили 220 сомон (1500 руб.).

Есть в Таджикистане и более высокогорные дороги на Памире, но я там еще не был, а эта трасса точно «пощекотала нервы». Но все это точно стоит того. Жизнь без приключений неинтересна. Ведь до этого я не видел таких красот. Можно еще отправиться в Кайроккум и искупаться в Кайроккумском водохранилище. Мы так и сделали, но вода оказалось не особо теплой в конце августа.

Музей Камола Худжанди рассказывает о жизни великого поэта.


Хлопок.


В национальной одежде.


В стране все перешли на светодиодное освещение.

По легенде Ходжа Насреддин жил именно в Худжанде в махалля Разок. В излучине Сырдарьи.


Сырдарья, одна главных рек Средней Азии.

Часть 3. Кыпчакская степь

Время летит быстро, месяц подходит к концу, а значит и отпуск кончается. Выдвигаемся вечером к границе, чтобы было меньше народу и не пришлось тратить время в очередях. За полтора часа проходим таджикско-узбекскую границу и движемся к Казахстану. Навигатор повел нас к Буке, а затем срезал дорогу через Ак курган и другие кишлаки. Сначала все было нормально, а потом дорога кончилась совсем, но тойота выдержала испытания бездорожьем и большой колеей. Зато быстро доехали и естественно не было гаи, ведь, у нас была снова затонирована машина в Худжанде за 2 тыс. рублей. Ночью прошли границу с Казахстаном тоже быстро. Сонные таможенники быстро нас проверили. В Казахстане один слишком крепко спал. Разбудили таможенника, начавшего искать своего напарника, который видимо, ушел спать в другое место. Других машин не было кроме нас. Снова оформляем страховку и вперед по степям.

В Шымкенте жара +30 заезжаем для замены масла в салон тойоты, но потом решили лучше в Сургуте. На юге много узбеков, поэтому распространена узбекская кухня. А хотелось попробовать чисто казахскую. По дороге прикупили местных сладких яблок и груш.

При въезде в Тараз остановили жол полицаи. Придумали закон о запрете въезда в закрытый город Тараз для транзитных номеров. Смешно просто. Спорить с ними не выгодно, так как начинают добавлять превышение скорости, которого тоже не было. Приходится расплатиться и объехать по длинной объездной.

Зная какие дороги в Шу, по совету дальнобойщиков проезжаем немного дальше к Алма-Ате потом к Шу. Дорожное покрыта в плохом состоянии и чем ближе к шу, тем хуже. На этой дороге стоит пост ГАИ, разумеется, нас останавливают и пытаются поймать на техосмотр, который мы вовремя находим. После чего грустный гаишник просит на чай от души, объясняем, что конец отпуска едем домой и нужны деньги до зарплаты. Отпускают и сообщает нам, что на более короткой дороге стоит 2 поста.

А вообще стоит попробовать проехать обратно до Кызылорды, а затем свернуть в сторону Караганды и Астаны. До Кызылорды точно хорошая дорога и после Караганды автобан. Неизвестно только состояние участка от Кызылорды до Караганды.

Подъезжаю к южному берегу Балхаша, останавливаемся в небольшой гавани для отдыха и пробы балхашского сома. На Балхаше дешево покупаем копченую рыбу, продающуюся по всей дороге рядом с озером. После ночевки возле города Балхаша все тепло, видимо осталось в Шымкенте, потому что утром было уже -1.


Не сорите на дороге!

В Караганды пытаемся обменять деньги и снова попадаем в выходной и после часа безуспешных поисков отправляемся в Астану. Дорога до Темиртау еще сделана, но после него уже идет автобан с разрешенной скоростью 140. Новая шикарная бетонная иногда асфальтированная дорога, где нет ни одного представителя жол полиции.


Автобан.

Быстро прилетаем в Астану и сразу замечаем насколько город хорош. Широкие чистые улицы, новые дома и хорошие дороги. Контраст с другими казахскими городами налицо. Ну, еще бы, город был центром ЭКСПО 2017, и новую столицу казахи построили хорошо. В деловом центре нам особенно понравилось. Зашли в очень необычный торговый центр «Хан-Батыр» там и обменяли деньги по курсу уже 5,8. Байтерек — монумент в центре самая главная достопримечательность. Закупились казахскими конфетами. Город красивый, единственный, который понравился в Казахстане, хотя были в большей части городов страны. Немного передохнули и в путь, нужно успеть перейти границу и проехать подальше.


Хан-Батыр, необычный торговый центр.

На выезде из Астаны тормознули. Получили первый обоснованный штраф за непристегнутые ремни пассажиров заднего ряда. Но до этого просил техосмотр, который был у нас, поэтому ему пришлось подключить ремни. На севере Казахстана Жол полициясы адекватная, денег не просят «от души» и дурацкие правила сами не придумывают. Великолепный автобан кончается в Щучинске.

Полтора часа блуждали в Петропавловске из-за сплошного ремонта, еле въехали в город, а выехать еще сложнее. Спросили у местных, как нам проехать, как оказалось, нужно проехать прямо, несмотря на временные знаки и выедешь на мост и убитую дорогу до границы. А судя по знакам, нужно круги наматывать. Казахский бенз самый дешевый на всем путешествии и качество приемлемое. Заправляли в основном в Казмунайгаз, Helious и Газпромнефть.

К ночи переходим границу. Казахскому таможеннику понравилась бита, но он не стал ее себе присваивать. На российской границе женщина на паспортном контроле меня очень долго рассматривала и задавала вопросы для подтверждения подлинности паспорта, видимо, в дороге сильно изменился лицом. Пришлось показать загранник, чтобы подтвердить свою личность и легальность своих документов. А может быть, я ей понравился, хотя сомневаюсь))). Сверила фото и отпустила. Машину хорошо смотрели, и особенно понравилось, что не лезли во все щели. Все процедуры были проведены корректно. Просят открыть дверь, внутрь не заходят, только смотрят. На выезде в РФ предупредили о запрете остановки и стоянки в ближайших 15 км. Останавливаемся возле Ишима. В конце следующего дня благополучно приезжаем домой в Муравленко.

Итого:

Пройдено 12,5 тыс. км.

Израсходовано 850 л бензина.

Расходы составили:

Штрафы:
2000 руб. (со скидкой расплатились за 1000) в РФ.
3000 руб. вымогательство в Южном Казахстане.
1000 руб. в Астане за непристегнутые ремни заднего ряда пассажиров;

На подготовку авто 7000 руб.;

На бензин 32000 руб.

На жилье в среднем уходило по 2 тыс. на пятерых. Могу порекомендовать: хостел «Аляска» в Кирове, мотель на выезде из Шу, отель «Лукоморье» сразу после Череповца.

В ходе всего путешествия мы встречали добрых людей, с которыми были приятно общаться. Полиция и таможня в целом адекватная, если не выпендриваться, то и отношение будет человечное. Внимательно изучите правила ввоза товаров в каждую отдельную страну. В Узбекистане таможенники не рвут сидения ножом, хотя читал такие отзывы раньше. Нигде не было проблем. В будущем, надеюсь, вся Средняя Азия интегрируется в ЕврАзЭс и таможенный союз, тогда все будет еще проще.

От лета 2017 осталось много приятных воспоминаний. В будущем планируем продолжать путешествовать на машине. Наша новая цель Алтай. Если у вас возникли вопросы, можете смело оставлять комментарии.

Путешествуйте подальше и подольше. Мир Вашему дому и удачи на дорогах.


Дром

Комментарии

     
Кокшетау
Сообщений: 115
Вот думаю, куда же исчезли наши "доблестные" жол половцы))) Никуда не исчезали, вот они))))
Мой отзыв: Mitsubishi Galant 1994
26
 
Ответить
От Кызылорды до Караганды через Джезказган не едьте - дорога очень плохая, по крайней мере до Джеза точно.
7
 
Ответить
     
Кокшетау
Сообщений: 115
Николай Ковязин
От Кызылорды до Караганды через Джезказган не едьте - дорога очень плохая, по крайней мере до Джеза точно.
Там дороги просто нет....
4
 
Ответить
     
Север
Сообщений: 3977
Спасибо за обзор, интересная поездка! Удивило, что в Казахстане не все понимают русский язык, я служил там в советское время, все до одного понимали, быстро время идет. В детстве бывал в Узбекистане в Ташкенте и Намангане, родители в 70-х годах ездили из Сургута к тетке в гости, меня тогда поразили рынки, там было все и стоял невероятный запах фруктов, сейчас и у нас на севере не хуже. Получается на Питер вы ехали по северной дороге, маловато про нее рассказали, стоит вообще там ехать или нет?
6
2
Ответить
   
55
Сообщений: 28330
отличный отзыв...
#бизнесменхренов
10
 
Ответить
   
краснодар
Сообщений: 668
горы красивые. француженки тоже. )
Отправлено с iPhone 23
8
1
Ответить
 
Владимир
Сообщений: 6225
в какой раз вижу повторяющийся тренд у форумчан. Интересные места посещают, но фотографий с объектов практически нет. Редко в каком отзыве встретишь. Все фоты с улицы, внешние. Неужели никто не посещает сами объекты?
Не спрашивай, что страна может сделать для тебя. Спроси с нее то, что она тебе должна (с) К. Бакли
Мой отзыв: Skoda Superb 2017
1
2
Ответить
Виктор
Томск
Несколько раз был в Казахстане и каждый раз тоже вымогали деньги....
Что у них там за беспредел.... из-за этого туда не хочется ехать.
19
 
Ответить
   
Касли
Сообщений: 1021
замечательный отчет и фотки хорошие.5+
5
 
Ответить
    
Екатеринбуг
Сообщений: 1056
Виктор
Несколько раз был в Казахстане и каждый раз тоже вымогали деньги....
Что у них там за беспредел.... из-за этого туда не хочется ехать.
Поэтому мы нашли халявные билеты на самолёт и слетали в Алма Аты на неделю. Когда далеко ехать нанимали минивен, почти халява, если 5 человек. Каждый день пили коньяк и пиво. Плевали на всех полицаев с высокой колокольни.
Водка не бензин, за городом расход выше
Мои отзывы: Honda Stepwgn 1999, Toyota Dyna 1995
8
 
Ответить
jul3
Новосибирск
В этом году проехали в августе с семьей Новосибирск - Алматы - Бостери, ни одного штрафа, один раз остановили на проверку документов в Караганде, проверили все ли пристегнуты и пожелали счастливого пути. И один раз в Алматы, там какой-то банк ограбили и проверяли все машины на выезде из города. На границах максимум потратили 20-30 минут, по загран. паспортам, просто штамп и вперед. Надо просто приноровиться к езде по Казахстану и знать правила этой страны.
8
 
Ответить
Ускен
Тюмень
Земляку респект. Кстати,спасибо за фото где идут военные учения. Напротив наш поселок Чорух-Дайрон.
2
1
Ответить
  
Скорее поселок
Сообщений: 509
Юг Ямала...тепло так звучит...возьму на заметку;)
Мой отзыв: Hyundai Solaris 2017
4
 
Ответить
  
Скорее поселок
Сообщений: 509
Сами казачатки видимо если поехали в такую муть ещё и в пятером...ужос конечно отдых:)))
1
23
Ответить
svop
Челябинск
Ну почему люди ищут хостелы и придорожные ночлежки, если решили ночевать в городе, просто арендуйте подходящую квартиру, гораздо комфортнее и дешевле.
5
1
Ответить
Очень интересно было читать. Автор , хоть и не русский , но можно позавидовать грамотности !
Написано несколько скомканно , на мой взгляд !
На счёт хостелов - тоже не понимаю - зачем их снимать , если можно снять квартиру , где свой с/у !!!
5
2
Ответить
Верный Вилли
Самара
Спасибо за отчет. Пишите еще. Много интересного для себя почерпнул.
6
 
Ответить
     
Нижний Тагил
Сообщений: 2345
хороший отчет
You'll never walk alone!
7
 
Ответить
polkovnik68
Новый Уренгой
Павел киавод
Сами казачатки видимо если поехали в такую муть ещё и в пятером...ужос конечно отдых:)))
Сам ты "ужос" --- поучись грамоте у автора-таджика ! А путь, проделанный семьей на историческую родину, заслуживает только похвалы и уважения. Посещение родных мест, поход и восхождение в горы --- что может быть лучше ? Но настораживает несколько моментов ---- раздача "чаевых" полицейским, езда на такое расстояние впятером, да на черной машине по среднеазиатскому пеклу, без нормального отдыха в пути ---- не есть хорошо...
10
1
Ответить
Спасибо, шикарный отчет, наверно лучшее что читал за последнее время!
3
1
Ответить
Достойное семейное путешествие! Ходжа Насреддин- один из любимых героев книг детства! Добро пожаловать к нам на Алтай, но клиренс Камри позволит проехать не везде. Обязательны к посещению долины Чулышмана и Уймона. Удачи на дорогах!
4
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Классный отчет.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
3
 
Ответить
    
Москва
Сообщений: 1088
Глобальная поездка )) Отчёт хорош, читается легко. Автор - отличный ненавязчивый гид с большим кругозором.
Карта состояния дорог КЗ 2013-2017 http://forums.drom.ru/kz/t1152029723-p139.html#post1191969902
3
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром