|
Введение
Можно было придумать название и поярче, типа, «Пол-экватора за месяц» или «Из Сибири за Гринвич», но сути дела это не поменяет. Свой рассказ адресую тем, кто хочет путешествовать на машине. Если первый раз, то всегда возникает много вопросов — вот ответам на такие вопросы и хочу уделить больше внимания.
История
Поехать на машине в Европу хотел давно — еще в 2007 году было такое желание, но из-за недостатка информации, а в основном из-за того, что самолетом по деньгам получалось почти то же самое, что и на машине — ехать не рискнул.
В феврале 2009 года, начитавшись на сайте рассказов, стал готовиться. Интернет, сами понимаете, здесь вещь незаменимая: по совету бывалых проштудировал «Гугль мап», сайт Винского и еще кучу информации. Потихоньку формировался в голове и сам маршрут, изначально планировал доехать до Германии — там живет родной брат. Тут объявилась в «Одноклассниках» подружка, была у нас на свадьбе тамадой, — оказывается, она с 2000 года живет в Испании — соответственно, Испания попала в зону наших интересов.
В Польше в 1945 году погиб мой дед, и побывать на могиле было чуть ли не детской мечтой. Так формировался маршрут по Европе. По России проще — в Кузбассе родители, в Омске и Екатеринбурге — друзья, в Москве — две троюродных сестры. В общем, маршрут был ясен. Осталось получить визы и спланировать все по времени.
Визы
Сначала рассчитывал получить вызов от брата, но из-за финансовых затруднений у него не получалось с приглашением. Стал искать другие варианты получения «Шенгена». Татьяна в Испании тоже мало, чем могла помочь, у них усложнилась система выдачи приглашений. Рассматривал уже услуги посредников в Москве. Но все оказалось проще: в Иркутске есть консульство республики Польша — поинтересовался, выяснил, что я могу получить визу даже бесплатно, так как мой дед погиб и похоронен в Польше. После предоставления документов, подтверждающих этот факт получил польские визы.
Навигация
В 2007 году я не поехал и как же я оказался прав — посмотрел тогда, какая организация движения и сеть дорог в Европе и понял, мы бы просто не доехали. Особенно понимаешь разницу, когда от Владивостока до Новосибирска одна дорога и мимо просто не проедешь, а в Германии от брата до Кельна 18 км и можно ехать по четырем маршрутам! В Европе на сегодня без навигации делать нечего, в крайнем случае, серьезные карты и штурман рядом — смотреть в карты самому времени нет.
При подготовке к поездке основное время заняло именно решение вопроса с навигацией. Основная сложность в том, что мы живем в Сибири и потребности — соответственные, предложений решения вопроса, по сути, нет. Все, что продается (или что мне попадалось), это какие-то местные карты на сомнительных устройствах. Тут большое спасибо сайту www.4PDA.ru — правда, тоже попарился, изучая множество программ и информации по устройствам. Изначально решил взять GPS-приемник и небольшой ноут, на него установить программу. Скачал несколько прог и попробовал ездить — крайне неудобно, несмотря на то, что МПВ, в принципе, довольно большая и просторная машина — пользоваться ноутом в дороге было совсем неудобно.
Стал изучать коммуникаторы (телефон с функциями компьютера). В конечном счете, взял отечественную машинку «Rover N6». Принцип выбора — недорогой плюс один из самых больших экранов. Изучение программ, попытки разобраться в птичьем языке на «4PDA» привело меня к «IGO 8», как мне показалось, самым доступным языком было описано, как установить, какие проблемы при настройке и т.д. Поэтому всем советую именно эту программу, по Европе все просто великолепно работало, за исключением, когда были только что построенные участки, но программа перепрокладывает маршрут и никаких проблем, по России знает только основные дороги и три города: Москва, Питер и Екатеринбург (может еще что знает, не был). К тому же поиск гостиниц, магазинов достопримечательностей и т.п. без вопросов.
Единственный совет: слушать подсказки и смотреть монитор, иногда голосовая подсказка не совсем соответствует схеме проезда (объяснять долго, будете пробовать поймете, о чем я). И настроить режим «Интеллектуального приближения» (так, по-моему, называется), тогда все четко и понятно. При многорядном движении подсказывает, по какой полосе ехать, предупреждает о маневрах по автобанам за 3 км, по простым дорогам за 800 метров, говорит о превышении скорости, ну и так далее.
Снаряжение и оборудование
Машина, как я уже писал, Mazda MPV 2003 года, о ней есть два отзыва на сайте, у меня в эксплуатации уже третий год, в ней был уверен больше, чем в себе, правда, перед отъездом, зная наши дороги, дополнительно закрепил пороги на саморезы. Поменял масло и взял фильтр, и масло про запас — в Германии предстояло поменять, и все.
Сразу вылез вопрос об электропитании. Предполагалось взять в дорогу фото и видеокамеру, пару телефонов и ноут, насос для матраса, автохолодильник — все это через прикуриватель сразу показалось идеей порочной, и я купил преобразователь 12 на 220 и установил его в машине под магнитолой, благо в МПВ места хватает. С преобразователем вышла поучительная история: ставил не сам, у электрика, моего тезки Жени. Делал он все на моих глазах добротно и надежно. Включили, проверили — все работает. Ставил где-то за месяц до отъезда, утром 13 июня собрались ехать, прихожу в гараж, завожу машину — завелась. Смотрю, а приборы не светятся, передача не включается — состояние почти ШОК. Звоню супруге, едем завтра, говорю, надо разбираться. В конечном счете, выяснилось — при монтаже устройства немного не хватало места в нише, куда ставился преобразователь, Женя залил пластиком место подключения питания для более надежной изоляции, но за месяц изоляция протерлась, и, естественно, произошло короткое замыкание с выходом из строя двух предохранителей. Все исправили. Самое главное — хорошо, все произошло до отъезда, что бы я делал в дороге?! Благо, был день в запасе, в общем, все что ни случается, все к лучшему. К тому же отъезд 13-го числа сразу как-то вызывал негатив.
Кроме всего прочего взяли с собой палатки, спальники, столы, стулья, надувную кровать, газовый баллон с печкой, холодильник, котелок, чайник и сковородку, а также топор и лопату — в общем, много чего можно погрузить в «МПВ».
Поездка
Старт 14 июня. Экипаж: жена Наталья (за день до отъезда получила права), младший сын Пашка 16 лет, старший завыпендривался еще с самого начала и не поехал. Дорогу по России описывать особого смысла нет, остановлюсь лишь на этапах, или, точнее, местах ночевок. Первая: примерно через 50 км после Красноярска, мог ехать дальше, но дождь и большой поток встречного транспорта склонил меня остановится, и ночевали мы в машине у придорожного кафе. Вторая: Ленинск-Кузнецкий, мои родители — крюк километров в 200, но сами понимаете, на таком пути это не расстояние. Третья: Омск, Славка со Светланой, институтские друзья. Четвертая: Екатеринбург, Миха с Натальей, тоже институтские друзья — их больше всего поразило, что мы доехали до их подъезда по навигации. В Екатеринбурге отдохнули дополнительно еще день, посетили местные достопримечательности, а именно места расстрела и захоронения семьи Николая II.
Спас на крови. Екатеринбург
Пятая ночь: в гостишке не доезжая Казани. Шестая ночь: Москва, у сестры, переживал за передвижение по Москве, на самом деле у нас по Иркутску ездить сложнее. Единственное затруднение — съезд с кольцевой Химки — Куркино. Постоял в очереди, посмотрел, потом «растолкал», мало мало выехал в левый ряд и уехал, в принципе, едут все относительно спокойно и аккуратно — я бы на них посмотрел в Иркутске (не в обиду москвичам).
Утром 21-го выезжаем в сторону Бреста, пустая трасса, ровная с хорошим покрытием делает дорогу немного нудной. Пошел дождь, снизили скорость со 120 до 80–90 км в час, как потом выяснилось, здесь был самый маленький расход бензина — 6,8 литра на 100 км, с самого начала в ноут вносили все данные по пробегу, заправкам и платным дорогам, интересные цифры вышли, но о них позже. Шенген с 22-го, поэтому, не доезжая до Бреста километров 40, решил остановится на ночлег. Нашли место, самое пожалуй позорное из всех за месяц (видимо, бывший пионерлагерь), правда, на обратном пути пришлось там же ночевать.
22-го июня ровно в четыре часа по Москве подъем и на Польшу. Переходили границу мы южнее Бреста на 30 км, там посвободней, к тому же нам надо было на юг Польши. Тут у нас и приключился самый забавный конфуз: встали в очередь, стоим, народу мало — машин 10-12, подошли белорусы: «Откройте багажник. Ой, какой котелок. Водка есть?». Есть, говорю, две бутылки. Отдал документы. Подходит другой, взял паспорта, минут через пять принес и отдал. Надо сказать, что в связи с ремонтом на белорусской стороне все происходило на польской таможне, большинство машин с белорусскими номерами по всему видно, что бывают на границе постоянно, всех знают, с поляками здороваются. Потихоньку проезжаем вперед, подходит поляк, взял документы: «Откройте багажник». Молчком, ничего не смотрит, через некоторое время так же молча подошел и отдал паспорта. В тот момент, когда он их забирал, передо мной было всего три или четыре машины, еще ранее наблюдал, как машины уезжали после того, как им отдавали документы.
Когда мне отдали паспорта, последняя машина передо мной проехала пост, но почему-то, тогда мне было непонятно, просто уехала вправо, а не на выезд. Машин нет, документы на руках, я спокойно трогаюсь в сторону шлагбаума — он открывается (видимо, автоматически), я спокойно еду дальше. Жена мне говорит: «Слушай, какая-то суета на границе».Я говорю: «Ты меня не пугай, все нормально». И правда, через несколько секунд открывается шлагбаум и за нами едет машина с мигалкой. Я и так сильно не разгонялся — притормозил. Машина, перерезав мне путь, остановилась. Молодой пограничник с важным видом спрашивает: «Чё уехали?». Говорю: «Все поехали, и я поехал...». Ну и так далее. Приехали мы назад, набежало начальство, ничего понять не могут, собаку привели. Почему, мол, уехали?! Не разобрался, говорю, первый раз мы, мол, с Байкала… и т.д. Как я потом понял, машины, что ушли в сторону, никуда не уезжают, видно, местная «мафия» возит или водку, или сигареты, или еще что-то из этого. Потому что уж слишком их демонстративно досматривали, а к нам даже не заглядывали… В общем, пришел главный их пограничник и спрашивает: «Польские деньги есть?». Откуда, говорю, евро и рубли. Простояли все где-то с полчаса. Проверяли у нас еще раза два все документы, в конце концов все отдали, сказали, в следующий раз будет большой штраф, и с тем отпустили. Несмотря на этот инцидент, мы прошли границу всего за час.
Польша, дорога на юг, навигация ведет четко, без проблем. Как кто-то уже писал, на этом переходе нет ни обменников ни цивилизации, только лес и узкая дорога. Наша цель — город Катовице, там забронирована гостиница. Злотых нет, на заправке пользуюсь картой «Мастер-карт», и поменяли на заправке 20 евро на злотые, подъели запасы из холодильника, то, что запасали в Москве — йогурты и колбаса, но упорно едем.
Проехали Краков, выехали на платку в шесть злотых за определенное расстояние, первые сложные развязки, но без проблем. Добрались к 17 часам до гостиницы, кое-как припарковались — пришлось примерно на полметра заехать на тротуар, чтобы вместиться в разметку по длине. Ресторан, вкусная еда, пиво и прогулка по городу. На вокзале поменяли деньги, оказалось, мы практически в центре города. Город старый и большой, похож на Питер. Утром выезжаем из гостиницы.
Тоже произошел интересный момент: я когда бронировал номер, мне написали, что будет стоить 300 злотых за сутки (около 3 000 рублей). Пришел рассчитаться, мне пишет, что 560 злотых, я делаю удивленное лицо и говорю, почему, мол, так много? После этого она пишет: 360 злотых. Я опять: почему так много? Теперь женщина делает удивленное лицо и говорит, мол, за два дня нормально… Тут я понимаю, что все это за два дня, и объясняю, что вторую ночь ночевать не буду. С меня берут 180 злотых и вроде все довольны, особенно, я, так как 180 это не 300. Едем дальше, город Пщина, по-польски это название вообще не скажешь — одни согласные.
Город Пщина
Находим военное кладбище, проходим все могилы, находим двух Смирновых, но инициалы и даты смерти не совпадают. На входе на кладбище — табличка на четырех языках, в том числе и на русском, там написано: на кладбище похоронено 11 649 солдат, погибших в этом районе, списки похороненных находятся в местной администрации. Надо сказать, что в Польше с русским языком совсем плохо, как и с другими, собственно, кое-как нашли муниципалитет, там, правда, нас довольно радушно встретили, но сказали, что нашего деда там нет, так как у них все списки есть и все такое.
Об этом я догадывался, еще когда собирался в поездку. Я связался по инету с одним господином, который помогает искать могилы людей в Польше, он сразу сказал, что согласно похоронке и месту первоначального захоронения, мой дед должен быть на другом кладбище, километров на 40 западнее этого, и адрес этого кладбища у нас был, мы поехали туда, правда, без особых надежд на успех, так как там на девять тысяч захороненных известно всего 78 или 79 фамилий. Приехали в городок Водзислав-Сленски, нашли кладбище. Кладбище порадовало, все аккуратно и ухоженно.
Кладбище воинов Красной Армии.
Еще остановлюсь на этом вопросе: после войны, с 1946 по 1950 год все останки советских воинов переносились на специальные кладбища, в большинстве, в братские могилы. Состояние кладбищ различное, зависит от местных властей. У меня еще есть надежда, есть вариант написать в Польский Красный крест — там есть документы по эксгумации останков. Ведь откуда-то в инете есть данные на моего деда, звание майор тоже не маленькое по тем временам и дата смерти совпадает.
С кладбища мы зашли в ресторан пообедали. Самое, что радовало в Польше — это еда в ресторанах: на 500 рублей втроем у нас мы ели в забегаловках по трассе из пластиковой посуды, а тут в приличном ресторане, размер блюд приводил в замешательство да еще с пивом. Оставалось еще почти полдня, и мы поехали в Освенцим — лагерь Аушвиц.
Освенцим, лагерь Аушвиц.
Кто-то писал, что все прилизано и вычищено, соглашусь, но энергетика этого места страшная, мы с сыном долго там ходить не смогли, посещение бесплатно, одно расстроило по настоящему, что нет ничего на русском — три языка: польский, английский и иврит. Зашли в книжный отдел — всего три источника на русском, возможно, причина в том, что наши соотечественники теперь сюда не ездят, предпочитая более праздный отдых. Вернулись в г. Пщина, где мы еще с утра сняли номер, поужинали, на большее нас уже не хватило. Утром прошлись по городу, сделали покупки и рванули в Германию к брату.
Как известно, в Германии нет ограничения скорости на автобанах. Ехал, думал: вот оторвусь … На самом деле лично для меня ездить по Германии было самым сложным. Очень плотное движение с большой скоростью, на «японцах» стоят ограничители скорости на 180 км в час, у «европеек» нет — очень сильно напрягает, когда ты едешь со скоростью 150–160, а тебя обгоняют, как стоячего. Если автобан в три или более полосы, то при выходе в крайний левый надо внимательно смотреть, потому что, видимо, скорости 220 и 240 — обычное дело, едут и быстрее. Как-то раз машина мелькнула так, что я даже не понял, что это было.
Как потом объяснил брат — как правило, молодые немцы на серьезных машинах знают свои дороги и на отдельных участках разгоняются до очень серьезных скоростей и могут ехать группами, «расчищая», дорогу следующим еще более быстрым машинам. В Германии для водителей существует правило, что каждые три часа надо делать остановку для отдыха на полчаса, на себе понял — это действительно надо, очень интенсивное движение, видимо, не везде и иногда в зависимости от времени дня или от популярности дороги, ехать вполне сносно, но в большинстве случаев движение очень интенсивное с постоянными перестроениями, обгонами, въездами и выездами транспорта на трассу. Для себя понял: мне проще по Сибири по гравийкам и ямам за день проехать 1 500 км, чем 1 200 по автобанам.
Брат живет на самом западе Германии, город Дюрен — 9 км до Бельгии и 12 до Голландии. У него были две ночи. Ничего особенного. Съездили в Картинг-центр, построенный Шумайхером в 2000 году. Были там и в прошлый приезд — я один заезд сделал и понял за 15 минут, что такие ребята, как Шумайхер, деньги просто так не получают, чтобы это понять, нужно проехать самому. Говорят, Шумайхер при открытии ездил 24 часа со всеми желающими. Мне хватило минут 12, уже последних два круга ехал с мыслью: когда все это кончится? Действительно тяжело физически и сложно технически, а это всего лишь стандартная машинка, что говорить про «Формулу–1».
Картинг-центр Шумайхера.
С братом Виктором.
Что серьезно расстроило, то, когда задал маршрут от Дюрена до Валенсии, выяснилось, что расстояние 1 760 км, а это значит — за день не проехать и, как минимум, два дополнительных дня с учетом обратной дороги, которые не входили в планы. Почему-то мне из Сибири, глядя на карты, казалось, что там примерно 1 200 км. Тем не менее делать нечего в путь. Дорога лежит через Бельгию и Францию.
Ландшафты Бельгии напоминают Сибирь и Россию: сосновые леса, пасутся коровы, все так мило и знакомо. Отличие одно — дороги и дома. Дороги в Бельгии мне понравились больше всего, возможно, мы так попали, может, действительно меньше транспорта — не знаю, ехал с большим удовольствием, было время посмотреть по сторонам. Франция: платные дороги, шикарные места отдыха и более спокойное движение — по автобанам 130, в дождь 110 км в час.
Очень отличаются от России заправки. У нас, как правило, даже на самых хороших заправках размер всего комплекса не превышает 100 метров. Тут, съехав с трассы, еще едешь и смотришь, где она, заправка. Стоянки, парковки, кафе и магазины, туалеты, сами заправки отдельно для легковых и грузовых. Возле каждой колонки скребок для мытья стекол и емкость с моющим раствором. Сам заправочный комплекс, как мне показалось, может быть и более одного километра в длину, так что можно на нем и заблудиться.
Отдельно хочется рассказать о местах отдыха, особенно, на платных дорогах. Они самые разнообразные: от простых стоянок с туалетом до больших с детскими площадками, беговыми дорожками, кафе и ресторанами — на любой вкус. Интересно что — когда два года тому назад мы ездили по экскурсиям на автобусах, автобус останавливался в местах, где туалеты были платными (сейчас нам такие места не попадались). Я так думаю, это продуманный совместный экскурсионно-туалетный бизнес.
Около пяти часов остановились на одной из парковок для отдыха и приготовления горячей еды — еще из России везли лапшу, картошку быстрого приготовления, кофе «три в одном» и так далее. При потребности и возможности кипятили воду, которую тоже везли из дома, так можно сэкономить денег и отдохнуть от дороги. На этой парковке пообщался с двумя питерцами. Они ехали на «Пежо». Маршрут у них был , через Скандинавию на юг Франции, ехали по картам. Немного пообщался, рассказал о своем маршруте. Они очень удивились, узнав откуда мы. Тут же на этой парковке решили не ехать до Валенсии, а искать гостиницу.
Задали поиск POI (точки интереса), навигация выдала, что через 136 км куча гостиниц — туда и решили ехать. Это еще территория Франции — город Безир (не уверен в правильности моего прочтения), тут куча отелей. Заехали в первый попавшийся — на рецепшене ответ: «Мест нет», судя по размещенной информации, цена двухместного номера — 41 евро. Это очень обрадовало и немного озадачило, читая рассказы на сайте и в других источниках, полагал, что цена в 60 евро с человека считается довольно хорошей, а тут 41 за двоих! Ладно, отелей много, идем дальше, заходим в следующий — куча народа, суета и галдеж, ни от кого ничего не добились, идем к следующему.
Стеклянная дверь и ящик типа банкомата у двери... Понимаем, что рецепшена уже нет и можно оплатить по карте. С горем пополам и помощью одной француженки набираем свой заказ — двухместный номер (трехместных нам не предложил автомат, но кто будет проверять!) и три завтрака, всего 57,5 евро. Вставляем карту, набираем ПИН-код, но тишина — и карту не отдает, и ничего не происходит. Сожалеем о начатом процессе, в конце концов через некоторое время удается забрать карту.
Идем искать другой отель, пока жена с сыном зашли в другой отель, ко мне подошел парень и пытается что-то объяснить. Я сначала решил, что машину поставил в неположенном месте. Потом смотрю — у него в руках чек из автомата. Я понимаю, это все связанно с попыткой оплатить по карте предыдущий отель. Тут подошел сын, он по-английски смог объясниться — все так и вышло: в чеке пароль для замков и номер комнаты, а также три чека на оплату завтраков. Видимо, через некоторое время автомат выдал наш заказ Спасибо французу, что нашел нас и отдал нам чек, мы ему подарили магниты с Байкалом и брелок с нерпой (специально брали с собой и дарили в гостиницах и ресторанах — народу всегда приятны такие знаки внимания).
Поехали парковаться и заселятся — чистенько, уютно, две кровати: для тех, кто спал втроем в машине — уже отлично! Утром завтрак типа шведского стола, и едем дальше. К 12 часам мы у дома Татьяны в Валенсии. Еще раз скажу о навигации. Подъехав к дому, дом большой, пять этажей, для нас, россиян, непривычный — нет подъездов, идем с сыном искать, где входить в дом. Зашли с одной стороны — въезд в подземные гаражи. Пошли с другой, идем, обсуждаем, куда идти, ничего не понятно, и тут навигация говорит: «Пункт назначения», я сначала даже внимания не обратил, идем дальше, странно, глухая стена, никаких признаков входа... Тут на уровне подсознания понимаю, что навигация не просто так сказала о пункте назначения, поворачиваюсь и вижу, что мы прошли мимо неприметной решетки — возвращаемся и видим домофон за решеткой!
Нажимаю нужную квартиру и слышу через некоторой время возглас: «ПРЕДСТАВЬ, ОНИ ПРИЕХАЛИ!». Описывать встречу нет смысла, сами понимаете, встреча через много лет с друзьями юности. В магазин за едой, стол, разговоры, ближе к вечеру поехали на море: бесконечный пляж, расслабленные испанцы — в общем, и мы наконец расслабились…
Валенсия
После моря заехали в супермаркет, набрали еды, фруктов и вина — не считал сколько бутылок взяли, не менее тридцати, вино по цене от 80 центов и дороже. Мы покупали от 1,20 до 2,5 евро за бутылку, самое интересное, что под сиденье третьего ряда почти все вино вошло, и его даже не было видно… ну о вине позднее.
Утром следующего дня обсудили программу на день. Воскресенье — все закрыто. Мы решили ехать в Бенидорм, думаю, кому-то этот город известен. Закладываю маршрут в навигацию. По платным дорогам — 152 км, по бесплатным — 172. Поедем по бесплатным, что такое 20 километров для нас? Поехали с нами Татьяна с сестрой. Сначала все нормально, потом «аборигены» стали высказывать сомнения по поводу правильности маршрута. Потом начала зарождаться небольшая паника… Дело в том, что навигация нас повела по какой-то горной дороге с бесконечными серпантинами и отвесными обрывами. Очень красивая дорога, но скорость иногда 30– 40 км/ч, в итоге мы поднялись над уровнем моря на 980 метров (по данным навигации). Делали пару остановок, проезжали живописные горные деревни и отдельно стоящие дома — красиво!
Дом в горах
Дорога очень привлекательна для мотоциклистов, видели их точно больше сотни: группами, штук по 10 и по 20, и парами — катаются по серпантинам. Также на этой дороге видели велогонщиков — явно тренируются — такие серьезные мужики по таким горам, плюс жара за 30 градусов, если тренироваться в Сибири, то там вообще делать нефиг. Ближе к Бенидорму пошла шикарная дорога с цветным асфальтом (красные и зеленые вставки). Красиво, и каждые 500 метров примерно — кольца, видимо, чтобы не гоняли. Приехали, запарковались, пошли на пляж.
Бенидорм.
Бенидорм.
Шикарное чистое море, так скажем, значительно чище, чем в Турции: песок и 13 километров пляж.
Сам город местные называют «маленький Нью Йорк». Город закрыт горами и там свой микроклимат, как нам сказали: летом там не так жарко, а зимой значительно теплее, чем в Валенсии или Барселоне.
Город чисто для отдыха, англичане и немцы там активно скупают недвижимость, есть целые кварталы, где даже в магазинах торгуют на фунты. Позагорали, покупались, посидели в кафешке, заморили червячка. Побродили по городу и поехали обратно. Обратно поехали по платке, возвращались один час 20 минут, туда ехали более трех часов. Приехали в Валенсию, кое-как нашли место для парковки (бесплатной).
Старый город.
Пошли гулять по старому городу. История Валенсии, как и любого большого города Европы, насыщена разными событиями эпохами и народами: тут были и римляне, и варвары, и арабы, и французы — все оставили свой след в истории и архитектуре. Еще несколько слов об Испании и испанцах: всегда считал, что испанцы темпераментные и шумные, видимо, на это мнение повлияли их болельщики и страсть к корриде. На самом деле испанцы спокойный даже немного ленивый народ, сильно не упираются, живут спокойно и уравновешено, видимо, на праздниках проявляют свой темперамент и сбрасывают лишнюю энергию. Хочу сказать, что это лишь мое мнение, возможно, оно сложилось под влиянием наших друзей.
На следующий день — магазины, покупки, подарки, прощание и надо ехать домой. В связи с поздним отъездом решено было ехать до упора и ночевать на парковке. По дороге заехали уже во французский супермаркет, купили свежего мяса, вина фруктов и т.п. Ехали часов до 10 вечера. Остановились на одной из площадок для отдыха, развернули свою «полевую» кухню, нажарили мяса, открыли вино, в общем, так нормально посидели, посмеялись, вспоминая разные моменты.
Ночь на парковке во Франции.
Например, когда были у брата, он садился слева и закрывал лицо картой, карта при этом была польская. Руль справа — для немцев редкость. Водители и пассажиры встречных машин реагировали по разному: кто смеялся, кто не мог ничего понять. Еще он иногда делал вид, что крутит руль. И на узких улочках делал вид, что резко поворачивает руль налево, пугая добропорядочных немцев.
И сон в МПВ втроем — не самое приятное дело. Утром едем дальше, весь день дорога. Как-то по встречке была пробка, так километров на тридцать, если не больше, нам повезло, мы в такие ситуации не попадали. Не доезжая Берлина приняли решение искать ночлег. Навигатор привел на какую-то свалку и к непонятным сараям. Поехали до следующей, там небольшой семейный бизнес. Мы сказали, что нам нужен трехместный номер, нам сказали, что это 70 евро и отдали ключи. Кое-как въехали во двор, хозяевам пришлось убирать велосипеды.
Кафе с вкусной обильной едой и пивом, прогулка по маленькому городку, вернулись в номер — просторная комната, большие кровати — самое то, что нужно. На следующий день нам надо было покинуть Евросоюз, задача вполне реальная, оставалось проехать примерно 800 км. Доехали без особых происшествий, не считая сильных дождей — до полной потери видимости.
Территория Польши сразу после границы с Германией сплошь усеяна ночными заведениями, и вольно работающих девиц вдоль дороги было полно. Заехали в ресторан и супермаркет: все же Польша — одна из самых дешевых по ценам стран Евросоюза.
Граница Польша — Белоруссия. На этот раз проезжали через Брест без особых проблем. Поляки вообще не смотрели. Белорусы спросили, сколько везем с собой запчастей, что меня порадовало. Я ответил: ни одной. Рядом стояли питерцы, их спросили, сколько с собой спиртного. Я, кстати, так и не знаю, есть ли какие ограничения, но у нас было более 50 бутылок вина.
У поляков простояли часа полтора, у белорусов вообще не стояли. Въехали в Брест. Шел дождь. Остановили гайцы белорусские, посмотрели документы время около 23 часов, я спросил, что мол остановили? Да так, мол, просто документы проверяем. Еще спросил, где можно остановится переночевать, ответа толкового не дали. И поехали мы уже в знакомый нам пионерлагерь. Утром решили ехать домой через Питер.
Навигация предлагала ехать до Москвы — ясно, что другой дороги не знает (в картах Белоруссии нет даже Минска). Воспользовались простыми картами дорог, сын посмотрел и предложил ехать по Е-95, напомнил нам про уже подзабытую песню про трассу Е-95. Доехали до нее, свернули… Да про что было петь — непонятно: убогие деревеньки, как у нас, так и у белорусов, и еще более убогий сервис вдоль дороги. Граница Белоруссия — Россия. Белорусы посмотрели страховку, оплату транзита — езжайте, очередь только для грузовиков… Наши посмотрели и махнули: езжай, мол, даже останавливать не стали. Ну все, мы дома! Пока в России, но все же.
Едем на Питер, согласно карты по пути должен быть сворот на Пушкинские Горы (Пушкинские места, Михайловское, могила Пушкина и т.д.) Предлагаю заехать, я там был 30 лет тому назад, все соглашаются. Хорошо, что свернули: во первых, дело к вечеру — надо искать ночлег, во вторых, места замечательные и интересные. Как и предполагалось, с ночлегом там проблем нет, остановились в первом попавшемся месте и пошли в Михайловское. Места и впрямь заслуживающие внимания, все ухожено и красиво, «заточено» под туризм.
Михайловское.
Могила А.С. Пушкина.
Утром завтрак. Его платили при заселении. Такой приличный завтрак, только сын справился без проблем, я напрягся, жена не одолела. Едем в Питер. Ни жена, ни сын там не были ни разу, я был раз пять или шесть. Хотелось много где побывать, но осилили только Екатерининский дворец, Исаакий и прогулку по Невскому и Неве.
Екатерининский дворец.
Нева.
Проложил маршрут в навигации на Пермь. Отправляет нас через Москву, непорядок, думаю. Едем на Вологду, там разберемся, дело к вечеру. Выехали из Питера, едем… Дорожка так себе — местами просто безобразная, никаких признаков цивилизации, ни мотелей, ни кафе. Около 23 часов доехали до какой-то гостишки. Указатель говорил, что по нашему маршруту через 9 км еще гостиница — едем, ничего нет, видно, надо было куда-то сворачивать и я не разобрался. В конце концов где-то в два ночи свернули в лес и спали почти сидя. Часов в пять проснулся и вперед, знаю, мне надо на Киров, Пермь.
Смотрю, на одной из заправок стоит фура с кировским номерами, подошел к водителю, спросил, как ехать на Киров. Он спросил: на чем я еду. Говорю: на легковой, на чем еще. Он так уклончиво: есть там, мол, два участка неважной дороги километров 50, примерно. Говорю: фигня, у нас в Сибири есть, где поездить. Тогда так, мол, и так, Тотьма, Никольское, Шарья, Котельнич, Киров — все развязки сказал, где как повернуть. Я поблагодарил и в путь. В целом, эта дорога мне показалась даже лучше, чем через Казань: в основном хорошее покрытие, разбитые участки не хуже наших, а их длина совсем не велика, навигация дорог этих не знает, что удивительно.
Доехали мы до Котельнича, там и заночевали в гостишке при кафе, могу отметить это кафе, как одно из самых лучших за всю дорогу: быстро, вкусно и сравнительно дешево, особенно, после Е-95. На следующий день доехали до Ревды — перед Екатеринбургом которая — там живет Юрка, с ним отдыхали в Турции. Юрка, привет! Ну а дальше дорогу описывать нет смысла. 10 июля мы были дома!
По итогам проехали мы 20 523 км, сожгли 1 910 литров бензина. Расход составил 9,3 литра на сотню. Бензина сожгли за всю поездку на 60 547 рублей (евро и злотые пересчитаны). За всю дорогу две аварии видели своими глазами, никаких проблем с машиной. Единственное, чиркнул резонатором выхлопной трубы где-то под Никольском. На обратном пути поймал два штрафа по 100 рублей за скорость. Один на Вологодчине, один после Екатеринбурга.
А теперь вопросы которые возникнут, возможно, у Вас
Визы
Получение Шенгенской визы — вопрос с одной стороны сложный, с другой — не очень, почитаете в инете, там все написано. Но это главный вопрос, с которого и надо начинать. Каждое государство само определяет, как и кому давать разрешение на въезд, перед подачей документов тщательно все проверьте, если нет возможности получить приглашение, то, наверное, проще обратится к посредникам, но если не в столице, то цены ломят ничем не обоснованные, например, в одном из агентств в нашем городе мне назвали сумму в 480 евро за одну визу примерно. Типа, может и дороже. Из чего складывается цена? — спросил я. Мне начали жевать: мы делаем вам вызов, страховку… и еще какую-то лапшу. Насколько я понимаю, если не имеешь отрицательной истории, в Москве цена вопроса не дороже 100 евро с человека, зависит от страны, а вообще виза, как правило, стоит 20-30 евро. Я заплатил 57 евро за жену и за сына, мне дали бесплатно.
Страховки. Страховка медицинская нужна для получения визы — один евро с человека в день, можно оформить в любом турагентстве. «Грин-карт» — страховка на машину: при подъезде к границе, мимо не проедете, стоят микроавтобусы, киоски и т.п., только точно смотрите сроки, я платил около 1 500 рублей. По Белоруссии еще нужно оплатить за транзит около 200 рублей (точно уже не помню) и вроде все.
Деньги
В Белоруссии деньги не менял, везде берут и наши рубли, и валюту (или почти везде). Польша: если останавливаться не собираетесь, то бензин, еду, покупки можно оплатить по карте. Я сделал «Мастер-кард» — очень удобно. Если где-то предлагать евро, то начинают мутить, считать, как им выгоднее, будьте внимательны. Остальные страны: бензин, как правило оплачивал по «Мастер карт», деньгами редко, потому что начинает копится их бестолковая мелочь — красные монеты, от которых потом трудно избавиться.
Езда по Европе. Свой опыт и личная практика — главное, не нарушать правила. В России это практически невозможно. В Европе можно, но все равно есть ситуации — или светофор не заметишь, или еще что то. Полиции я лично почти не видел, сразу выбрал такую тактику — местных без особой надобности не обгонять. Как-то по Польше ехал за фурой часа два: грузовик шел, явно нарушая все правила, превышая везде скорость на 20-30 км от разрешенной. А как-то ехал за легковушкой, которая демонстративно оттормаживалась перед каждым знаком с ограничением скорости, я ехал за ней километров 20 примерно, за нами хвост вырос но никто его не обгонял, в конце концов, машина повернула налево и, развернувшись, остановилась. Мы все поехали дальше уже побыстрее. Позже на границе разговорился с парнем из Питера, их в такой точно ситуации оштрафовали на 20 евро, они обогнали на знаке «40 км/час» черненький маленький «Форд».
Еще как-то в Валенсии на большом кольце пришлось слева уходить направо — поехал не туда, куда надо. Все остановились и пропустили, хотя движение было рядов в семь-восемь, не меньше… Ну и сильно не гоняйте, оставляйте себе запас на всякий случай, сильно не стоит упираться. Я ехал с таким расчетом, чтобы пораньше остановиться и утром пораньше стартануть… В общем, так где-то, самое главное —приехать здоровым на исправной машине!
Еда
Все зависит от финансовых возможностей, можно питаться по-разному, но на еде можно сэкономить: продукты в Европе в целом дешевле, чем у нас, и, если взять с собой баллон с газом и печку, то можно неплохо питаться. Мы жарили мясо и покупали овощи и фрукты. Чай, лапшу и прочее везли из России. На парковках, конечно, никто не готовит, но вам никто ничего не скажет, это точно.
Языки иностранные
Знать на минимальном уровне желательно, но можно и обойтись, для ресторанов и кафе можно с собой взять разговорники — довольно удобно, в Польше, в частности, нам сильно пригодился. Спасибо Сергею! (коллега по работе).
То, что у нас не удалось или было плохо
По Европе у нас получился цейтнот со временем: визы были на 10 дней и мы совсем мало отдохнули, особенно было жаль уезжать из Испании. Ехать на такое расстояние и спланировать так мало дней было обидно, но у меня вышли просчеты с расстоянием, и в Польше мы задержались, можно было на день меньше потратить времени. Еще я считал, что по Европе можно ехать значительно быстрее, чем по России — быстрее, конечно, но не принципиально, расстояние получалось таким же, как и в России.
Поеду еще или нет
Сегодня однозначно сказать трудно, но при всех благоприятных стечениях обстоятельств, при наличии финансов — скорее всего да, когда я только приехал, меня спросил кто-то: поедешь еще? Я сказал: если кто-нибудь заплатит, то хоть завтра. Все зависит от вас самих, я не ездил на такие расстояния, (приходилось за отпуск проехать 4 000 км, не более того), но проехал 20 тысяч с половиной. Если бы жил в европейской части России, ездил бы без вопросов, половина нашего пробега — это дорога до Москвы (5 200), и сами понимаете, и знаете, что у нас за дороги.
Гайцы
Этот вопрос обсуждать не хочу, уже сотни раз сказано, что цель наших — поймать, цель цивилизованных — предотвратить и создать безопасные условия движения. Где как ставят у нас ловушки, рассказывать неохота, их было много, особенно, Тюмень, Омск, Урал, Татарстан. Раскладушка со знаком «30 км/ч» и «Обгон запрещен» и километров 10 никаких ремонтных работ, никаких перекрестков — и стоят где-нибудь прячутся в кустах… В общем, сами знаете, кто что сможет сделать в нашей стране непонятно, на наши же налоги содержим непонятную структуру… Все эти уловки затмевают другую сторону: останавливали и из любопытства, увидев незнакомый регион, очень доброжелательно интересовались что и как, узнав, что еду аж из Испании.
Да, еще один совет: в Европе при аварии или просто поломке, если выходишь из машины нужны спецжилеты, как у наших гаеров (правда, не везде их носят, в Тюмени не видел —все маскировались, а жилет видно издалека).
И последний совет: если надумали ехать, удачи вам, верьте в свои силы! Все будет здорово!