Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Стать Севера. Путешествие Н.Новгород — Соловецкие острова

Стать Севера. Путешествие Н.Новгород — Соловецкие острова

22.11.2017 | 9103 просмотра

Глава 1. В которой начинается знакомство с красотами Севера

Вот и пролетела выдавшаяся в середине июня неделя отпуска. Причем с учетом моей отправки в небольшое путешествие по красотам Севера пролетела, как щелчок пальцами, т.е. раз и уже первый рабочий понедельник, а в голове сумбур мыслей и впечатлений от поездки с налетом легкой грусти о том, что все закончилось так быстро. Но свой отпечаток в душе поездка оставила сильный, а приятных воспоминаний и того более.

Заранее задумываясь о том, куда податься в предоставленные семь дней, изначально рассматривал Карелию. Петрозаводск, Кижи, Валаам — в общем, эти края. Но по счастливой случайности узнал, что один мой знакомый, Андрей, с супругой и товарищем направляются к родственникам на Соловецкие острова. Ребята тоже в отпуске, едут отдохнуть, порыбачить. Едут на машине.

Соловецкие острова, Белое море… А что мне было известно об этом месте? Само название «Соловки», наверное, у большинства ассоциируются с лагерями, репрессиями и прочими ужасами советского режима. Но споро озадачив Гугл соответствующими запросами, выяснилось много интересного.

Упускать возможность познакомиться с очарованием Севера, прикоснуться к нелегкой истории островов я не стал и, набрав Андрея, «напросился» взять меня в компанию.

Из родного Нижнего Новгорода выехали в ночь с пятницы на субботу около двух. Андрей — водитель с супругой Дианой, я на заднем сиденье. Четвертого члена экипажа Олега, подхватили в Дзержинске и Гранд Витара довольно резво для своих 14 лет помчал нас к конечной точке автомобильного маршрута, до которой ни много ни мало 1456 км.

Кемь. Да-да, та самая «Кемска волость», которую так опрометчиво чуть не отдал шведам и.о. царя Иван Васильевич Бунша из всем известного фильма Гайдая. Там мы должны оставить машину и сесть на теплоход до Соловецких островов. Билеты на него уже забронированы.

Путешествие началось.

Соседняя Ивановская область встретила моросящим дождем, затянутым сплошным покрывалом туч небом и напрочь разбитыми дорогами. После города невест решено было встать на завтрак. Стандартные спутники путешествий: бутерброды, вареные яйца, фрукты и, конечно, кофе. Размялись, позавтракали и покатили дальше, глядя через окна на хоровод берез, сменяющихся однотипными деревнями, тихо матерясь на дороги (и это федеральная трасса!) и все же радуясь путешествию и отпуску.

Ближе к Ярославлю небо прояснилось, выглянуло солнышко, и настроение вместе с температурой за бортом резко пошло по шкале вверх! Ярославль встретил уже уверенно ясным небом и такими ямами на дорогах, что мы невольно возгордились родным Нижним — не все так плохо у нас с дорогами! Однако центру Ярославля честь и хвала! Идеальный асфальт, ухоженные улицы, красивая архитектура. Жаль, времени остановиться и посмотреть особо нет, и мы, не задерживаясь, проезжаем город. Снимал через окна авто.

Машина плотно набита сумками, откуда-то торчат удочки, ребята едут на рыбалку, а с моими ногами на заднем сиденье сидеть не особо удобно, да и водителю захотелось размяться. Поэтому, решив совместить приятное с полезным, останавливаемся в придорожном кафе. Перекус, кофе и дальше, дальше на Север!

Вологда. Жара невыносимая, даже не верится, что тут лето. В Н. Новгороде в этом году оно явно запаздывает. Город зацепили самым краем, но в полном объеме зацепили вечных дачников, стремящихся по выходным на выезд из любого города России матушки. Изнывая в пробке, общаемся со спутниками. Тут разнообразие в неожиданно возникший затор вносит Диана. Оказывается, она увлекается вокалом, профессионально занимается у педагога, участвует в конкурсах и под аккомпанемент «минуса» на телефоне порадовала нас прекрасным голосом.

Миновав Вологду с ее пробками, выбираемся на трассу. Несмотря на почти бессонную ночь перед выездом и время, проведенное в дороге, спать совсем не хочется, с удовольствием смотрю по сторонам. Справа открывается вид на огромное озеро, оно тянется вдоль трассы, и складывается ощущение, что это река или даже море. Оно просто огромное. Но, нет, гугл уверенно говорит, что это озеро Кубенское. Красота. Едем без остановок, в график укладываемся, но останавливаться просто так не хочется.

Во второй половине дня принимаем решение об еще одной длительной остановке и основательном перекусе. Но только с одним условием — не на трассе, а на берегу какого-нибудь озера. После непродолжительных махинаций с картой выбираем озеро Белое еще Вологодской области и уверенно сворачиваем с дороги. Нам везет. Прямо на берегу стоит беседка, поэтому располагаемся почти с комфортом. Почти, потому что комаров в округе просто тучи.

Тут полноценно отдыхаем, кушаем, пьем кофе, конечно, фотографируемся. Жара хоть купаться лезь. Но, подавив соблазны, грузимся в авто и продолжаем путь.

Постепенно пейзаж за окном меняется, по обочинам появляются камни, огромные валуны, выпихнутые землей, коих со временем становится больше. Привычные глазу березы сменяют осины с ольхой, а сосны и вовсе почти сходят на нет, уступая место вековым елям, действительно упирающимся макушками в небо. Нет, береза все же есть, уже позже читая в сети о Карелии, узнал, что этот вид называется «Береза Пушистая». Кажется, что через каждые два-три километра дорогу пересекают речки, а лес вокруг… он действительно сказочный, другого слова я не подберу. Здравствуй Карелия!

Тут упираемся в ремонт дороги. Около тридцати километров ремонта, это ужас. Солнце уже надоедает, жарко, окна не откроешь, повсюду пыль от техники и проезжающих по обочине, в объезд ремонта, машин. Этот участок отнял много времени, заставляя лишний раз поглядывать на часы и одометр. Успеваем ли? Теплоход отправится в 8 утра воскресенья, а ехать еще долго. Но конец приходит всему, пришел он и ремонту. Трасса вновь ложится под колеса ровной стрелой. Тем не менее, день неумолимо катится к закату, а усталость берет свое. Решаем сделать еще одну остановку на перекур и размять ноги. И не где-нибудь, а на Онежском озере. Решение принято единогласно, воздержавшихся нет) Андрей уверенно уводит машину с трассы, на мой вопрос говорит, что был тут два года назад и привезет сейчас прямо на берег озера.

Привез. Онега. Выйдя из машины, впадаю в ступор. Такого…, нет не так, Такой Красоты я не видел. Дыханье перехватывает от открывшейся глади бесконечно красивого озера, а глаза безуспешно пытаются высмотреть противоположный берег. Он не виден. Через какое-то время вспоминаю как дышать. Сказать, что я очарован, не сказать ничего. Красоту этого места не передать словами, либо я их просто не нахожу.

Здесь много фотографируемся, дышим воздухом и с сожалением покидаем Онегу. Интересно, а Ладожское озеро так же поражает воображение?)) Как там в песне у Кинчева: «Синь Онеги да Ладоги… Моя Русь — Стать Севера»? Надо будет проверить.

Едем дальше, уже вечер, солнце скрылось, но за бортом еще светло. Зато приходит приятная прохлада, а в какой-то момент надеваем спортивные кофты. Андрей выводит из раздумий, говорит, что сейчас будем проезжать знаменитый Беломорканал. Там делаем очередную остановку. Да — устали, да — ехать еще не близко. Но он комментирует остановку тем, что в график укладываемся, а тут есть на что посмотреть. Возражений ни у кого нет. Просто следовать из пункта А в пункт Б… зачем тогда путешествовать?

Беломоро-Балтийский канал, он же канал имени Сталина. Соединяет Белое море и Онежское озеро, построен полностью силами заключенных ГУЛАГа. Одна из так называемых «Строек Коммунизма», хотя, насколько мне известно, официально ей не считается. Вот так писал Клюев в своих стихах:

То Беломорский смерть-канал,
Его Акимушка копал,
С Ветлуги Пров да тетка Фекла.
Великороссия промокла
Под красным ливнем до костей
И слезы скрыла от людей,
От глаз чужих в глухие топи…

Мда, вот такая история, сколько жизней тут оставлено… Страшно представить годы репрессий, мутное и страшное время нашей истории. Впрочем, я отвлекся. Фотографировать сам шлюз канала запретила внезапно появившаяся охранница, стратегический объект все-таки. Но общий вид запечатлеть милостиво разрешила.

Вот тут я обратил внимание на часы. Ого, а время-то двенадцатый час ночи уже. А светло как днем! Уже догадываясь, все же спросил у блюстительницы порядка, зорко наблюдавшей за моими упражнениями с фотоаппаратом, будет ли темнее. Нет, не будет, Белые ночи батенька)) Вот так вот. Непривычно для увидевшего впервые.

А мы едем дальше. Очередная остановка в Медвежьегорске. Дозаправляемся, потому как дальше с заправками туго. И, конечно, уже привычный кофе. Скоро уже сутки как мы в пути. Ночь, а я все привыкаю, что на улице так светло.

До Кеми, конечной точки автомобильного маршрута, остается около 250 километров. Мелочь по сравнению с уже пройденным расстоянием. Дальше решаем ехать без остановок, но кто в тот момент знал…

Глава 2. В которой много текста, мало фото и начинаются небольшие приключения

Тайга. Тайга по обе стороны дороги. Величественные ели немыми стражами застыли по обочине, словно разделяя два мира: этот, по которому мчится одинокая в ночной час машина с четверкой уставших путников и тот, который находится за гранью. Темный, таинственный, полный чудес и легенд. Находясь в полудреме, всматриваюсь в непроглядную чащу, и воображение услужливо подсовывает неясные образы каких-то сказочных существ, чуть ли не легендарной Бабы-Яги, вот-вот сейчас выскочит из чащи…

Из дремы, уже властно уволакивающей в крепкие объятья Морфея, вывел резкий посторонний звук, исходящий из сердца автомобиля. Надежду, что померещилось, разрушил голос матюгнувшегося Андрея. Да и звук все нарастал, набирая обороты. Встаем на обочину и выходим из машины, не веря в случившееся. Андрей, открыв капот, с какой-то робкой надеждой спрашивает: точно из двигателя? А в глазах проскальзывает искорка отчаяния.
— Заведи попробуй, а я послушаю, — отвечаю.

Андрей заводит машину, и двигатель издает тот самый стук. Глушит.

Все. Конец. Приехали. Мотору, судя по всему, кранты полные. Во всяком случае, ехать дальше своим ходом нельзя. Оглядываемся по сторонам. Светло. А на часах 2 ночи. Пустая трасса. Тайга. Все три имеющихся в телефонах оператора сотовой связи показывали полное отсутствие сети. Мобильники бесполезны, не могу даже прозвонить 112.

До Кеми около 50 километров и никого на горизонте. После короткого совещания принимаем решение ждать попутку и тащить авто на буксире, хотя бы туда, где есть сеть и можно куда-то позвонить. Легко сказать, а машин-то на трассе совсем нет. Мы одни, и только тайга смотрит со всех сторон. После теплой машины на улице холодно, достаю сумку и надеваю пару кофт.

Спустя какое-то время вдали показываются огни машины. Поднимаем руки. Газель, лихо вильнув по встречке, даже не остановилась. Ну что ж, его тоже можно понять, три мужика около машины с «аварийкой», 2 часа ночи. Через полчаса появляется еще машина, останавливается, но на «лямку» брать категорически отказывается, ссылаясь на свою коробку автомат.

Настроения нет, с тоской смотрим на надвигающиеся тучи. Хорошее начало для отпуска… Еще полчаса ожиданий, и вновь вдали появляются огни. Поднимаю руку. Фольксваген транспортер, пролетев метров на 100 вперед, все же тормозит и задним ходом подъезжает к нам. Номера питерские. Из-за руля выходит колоритный персонаж, крепкий парень с коротким ирокезом на голове. Путешествует с супругой. Обрисовываем ситуацию. Без всяких раздумий соглашается дотянуть нас до поворота на Кемь. Споро цепляем трос, прыгаем в свою машину, трогаемся, и… трос рвется посередине. Вот незадача. Вяжем узел. Вторая попытка. Поехали. Питерцы берут резво и быстренько разгоняются до уверенной «сотки». Вас когда-нибудь буксировали на таких скоростях? Незабываемые ощущения, правда? Цепляемся в сиденья, пристегиваемся. Андрей в голос матерится, держа ногу над педалью тормоза. Представляю, каково ему в таком напряжении после бессонной ночи.

Однако без происшествий добираемся до поворота на Кемь. Что называется, прокатились с ветерком! Благодарим ребят за помощь, денег они, кстати, не взяли, отцепляемся и питерцы едут дальше. (Если кто из них случайно читает эти строки… В общем, ребята на Транспортере с питерскими номерами, тащившие Гранд Витару по трассе после поворота на Беломорск до поворота на Кемь в ночь с 17 на 18 июня 2017 года, респект вам и большое человеческое спасибо! Дай вам Бог!).

Здесь есть сеть. Начинаем шерстить Интернет и в итоге находим эвакуатор до Кеми. Ценник неприятно озадачивает, но вариантов особо нет. Начало пятого утра, воскресенье. Отправляем эвакуатор, а сами следом на такси.

В Кеми машину выгрузили около ближайшего сервиса, в связи с ранним воскресным утром, естественно, закрытого. Сплошной стеной полил дождь, добавляя тоски в и не без того мрачное настроение. Конечной точки автомаршрута мы достигли, но нужно что-то решать с машиной, на ней еще домой ехать. Эвакуаторщик, без особой уверенности в голосе, напоследок сообщил, что сервис откроется не раньше 9-10, но с учетом того, что воскресенье, может и позже. Ждем, иного не остается.

Сидя в холодной машине незаметно уснули, Андрей так, по-моему, моментально отключился, что понятно, устал человек, столько за рулем. Однако толком выспаться у меня не вышло, около шести утра разбудил телефонный звонок. Выбрался на улицу, поговорил. Тут же решил на удачу прозвонить номера, указанные на сервисе. Два недоступны, один не берет трубку. Ожидаемо.

Подъезжает Киа с мурманскими номерами, ребята тоже ищут сервис, что-то с колесом. С улыбкой говорю, что будете за нами) Совместными усилиями и силами всезнающей поисковой системы в сети находим еще один кемский сервис и, о чудо, дозваниваемся! Сонный голос на том конце говорит, что все машины посмотрит, но позже, часам к 11. Раньше, ну вот совсем никак. И попутно объясняет, как его найти. Да что ж такое-то. Но делать нечего, Киа берет нас на лямку, с Андреем решаем поменяться местами, и я прыгаю за руль в нашу. Битый не битого везет.

Едем пытать счастья в другом месте. В итоге к 11 часам и в том сервисе никто не объявился, и номер был уже недоступен. Вот как так-то? Ребята с Мурманска уехали дальше, а мы, оставив машину, переместились на ближайшую заправку и пили кофе, глядя через окна на непрекращающийся дождь. Сколько же его выпито было за всю дорогу.

Но настал праздник и на нашей улице. Андрей дозвонился до своего отца на Соловки и тот прислал нам в помощь своего знакомого. В общем, опять нас на буксир, и едем в очередной, третий по счету автосервис. Но там нас уже ждут, предупреждены.

Время за полдень. Механик ставит в известность, что у него запись, а мы в буквальном смысле как неделю назад сошедший здесь снег на голову, и посмотреть он нас сможет часа через четыре, не раньше. В итоге решили так, машину мы оставляем, а сами двигаем на Соловки, как и планировали. В сервисе ее смотрят, созваниваемся, определяем дальнейшие действия. А пока мы на острове, машина постоит под присмотром указанного сервиса. Сказано — сделано. Вызываем такси, перегружаем сумки и в порт. Наш паром уже давно ушел, и мы настраиваемся на долгое ожидание следующего. Но, видимо, лимит неудачи на сегодняшний день был выбран нами с лихвой — есть дополнительный паром, отправка через 15 минут, просьба поторопиться!

Бегом за билетами и, не замечая тяжести сумок, бегом на паром. Отплываем. И…
Вот оно. Белое море!

Мне, как человеку ни разу не видевшему никакое, в очередной раз за поездку перехватило дыхание. Море! Бесконечный простор резко свинцовых волн, так гармонирующих с зеркально отражающим его цвет серым небом, холодный ветер, кидающий ледяные, обжигающие брызги в лицо и заставляющий посильнее поднять воротник, вот оно очарование Севера, его Стать! Наверное, трудно понять эмоции человека, первый раз в жизни увидевшего море. Вот как-то сложилось так, что первое увиденное мной море оказалось северным Белым.

До островов плыть около двух часов, но несмотря на погоду спускаться в трюм мы не стали. Ведь несмотря на приключения добрались. По рукам прошла фляжка с горячительным, а по горлу внутрь скатилась волна тепла, поднимая настроение и снимая напряжение от поездки. Видимо, наш неунывающий вид постепенно передался и суровой природе, потому как через пелену туч выглянуло солнышко. Сначала неуверенно и робко, но затем все смелее и смелее разгоняя хмарь. И вот, наконец то, несмотря на не совсем простой путь, мы добрались до цели. Паром подходил к печально знаменитым Соловецким островам. К этому времени на палубе скопились все, кто до этого сидел в трюме. Вид открывался просто завораживающий!

Щелчки затворов фотоаппаратов слились в один звук. С палубы прибывшего теплохода «Метель-4» на Большой Соловецкий остров сходила очередная группа туристов, паломников и просто тех, чье сердце стремилось посетить это Святое место…

Глава 3. В которой мы знакомимся с Соловками

Щелчки затворов «трехлинеек» слились в один звук. Рота охраны синхронно вскинула ружья. С палубы прибывшего парохода «Глеб Бокий» на Большой Соловецкий остров сходила очередная партия заключенных, блатных, «каэров» и просто тех, кто волею кровожадной в то время судьбы был заставлен посетить это проклятое место.

 «Власть тут не Советская, а Соловецкая» — такими словами встречал прибывающих в лагерь из КемьПерПункта заключенных первый начальник УСЛОНа Ногтев А.П., перед тем как наугад выстрелить в одного, двух зэка. А стрелял гражданин начальник, судя по дошедшим до нас воспоминаниям заключенных, на редкость метко. Стрелял просто так, чтоб другие боялись, чтобы с ходу прониклись Соловецкой властью. Мда…вот такое было время.

А нас на причале встречал отец Андрея, Геннадий Иванович.

Загрузили сумки в пикап и поехали домой, где уже ждал накрытый стол. Дороги на Большом Соловецком острове вернее всего назвать направлениями. Легковых машин в поселке я не заметил, джипы, пикапы и т.д. Встречаются и вот такие экземпляры явно самодельной работы:

После горячего, сытного обеда, сдобренного крепкой, несмотря на усталость и острое желание по-нормальному выспаться после более чем суток напряженного пути, решаем идти на берег моря. Почему-то такое желание возникает у всей нашей прибывшей четверки спонтанно, и вслух выразившую идею Диану поддерживаем единогласно.

Погода к вечеру позволяет в полной мере насладитья красотами природы. Плеск волн о камни, величие и спокойствие леса на побережье, кристально чистый воздух как будто вытягивают накопившуюся усталость. В теле чувствуется какая-то легкость. Не замечая времени, гуляем, наслаждаясь видами и величием Северной природы. Но на завтра уже с утра намечена обширная программа, возвращаемся домой и без ног валимся спать. За окном Белая ночь.

Глава 4. В которой знакомство продолжается

 Условно историю островов можно разделить на три периода: Монастырский, Лагерный и наш современный — Музейный. О первых двух в сети полно информации, и она действительно интересна и заслуживает внимания. Забегая вперед, скажу еще, что, уезжая с острова, приобрел здесь две книги, «Погружение во тьму» О. Волкова и «Неугасимая лампада» Б. Ширяева — интересующимся историей настоятельно порекомендую к прочтению. А о современном периоде, красотах и достопримечательностях дальше.

С утра понедельника УАЗ, под чутким управлением Геннадия Ивановича, доставил нас к побережью моря, где аж с 1854 года находится Переговорный камень.

Камень этот свидетельствует о заключенном в вышеуказанном году архимандритом Александром договоре с английскими офицерами, чей немногочисленный флот состоящий из двух фрегатов «Бриск» и «Миранда» безуспешно обстреливал Соловецкую обитель и не достиг в этом ровно никаких успехов. Еще бы, с такими-то стенами. Но о стенах позже. Текст самого договора на камне еле различим, время и климат верно делают свое дело. Надпись начинается со слов: «Зри сие» и говорит о том, что не далее как в 1954 году в среду, в 11 часов до полудня на этом самом месте состоялись переговоры, закончившиеся благополучно для обители.

Полный текст присутствует на стенде в монастыре и, конечно, легко ищется в сети.

А мы едем дальше. Следующая остановка одно из внутренних озер Соловков, коих на острове великое множество и все они по своему индивидуальны и красивы.

После озера оставляем машину и дальше идем пешком, дорога становится серьезным препятствием даже для УАЗа. Как охотнику, часто бывающему в лесу в своем регионе, мне вдвойне интересней смотреть по сторонам, сравнивая наши Нижегородские леса с лесами на Соловецком острове. Непривычно. Непривычно и красиво. Под ногами мягким покрывалом расстилается мох, а деревья, ветки которых саваном покрывает лишайник, легко послужили бы декорациями к русским сказкам. Кстати, наличие лишайника на ветках служит отличным индикатором чистоты воздуха.

По дороге попадается вот такая речка, с абсолютно пресной водой:

Несколько километров пути, и лес, расступившись в сторону, позволяет взгляду потеряться в бескрайней дали Белого моря.

Доходим до мыса Печак. В этом месте буду рекомендовать побывать всем, кто собирается посетить Соловки. Неважно как, в составе экскурсионной группы, своей компанией на велосипедах или пешком, но на мысу лучше все же побывать одному. Почему? Трудно ответить. Просто стоя здесь, чувствуя дыханье студеного морского ветра с одной стороны и немой взгляд темного леса с другой, погружаешься в себя, начинаешь размышлять, в душе и мыслях плавной рекой растекается спокойствие и умиротворение, любые слова в таких случаях кажутся грубыми и ненужными. Словно с тебя слетает вся шелуха, все маски и ярлыки, которыми порою неосознанно обвешивает себя человек, обнажая самое сокровенное — душу. Наверное, необходимость побыть в одиночестве, есть в каждом из нас, привести мысли в порядок, в конце концов решить для себя что-то, чтобы затем, стряхнув с себя пыль сомнений, продолжить свой путь, продолжать двигаться к цели.

Время в таких местах имеет иной ход, замедляется, Великая Река делает петлю, а затем пускает свои воды ревущим потоком. Выдергивает из раздумий, возвращая на Землю, заставляя с удивлением смотреть на часы.

А время-то уже переваливает далеко за полдень. Пора двигаться дальше. Перед тем как стволы деревьев скрывают от глаз величественный пейзаж мыса, с легкой грустью оглядываюсь назад. В этот момент в голове крутится только одна фраза всем известного поэта и философа античности: Мгновение, о как прекрасно ты, повремени!

На обратном пути в поселок неожиданно встречаем еще одну достопримечательность острова — красавца глухаря Федю.

Федя абсолютно не боится туристов. Более того, заслышав голоса, сам спешит показать себя во всей красе. Звучит характерное «тэканье», а затем и шипенье. Несмотря на позднее для этого время года глухарь токует. Геннадий Иванович пояснят, что местные глухаря знают, никто его не трогает, давно уже стал одной из достопримечательностей и с чьей-то легкой руки получил имя Федя.

Возвращаемся домой, обедаем и тут же отправляемся на обзорную экскурсию в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Несмотря на довольно холодную погоду и мелкий дождь, группа собралась приличных размеров. Экскурсия начинается у входа, у Святых ворот. Глядя на Кремль со стороны, проникаешься древностью этого места, его историей. Стены и башни Кремля поражают своей монументальностью. При виде огромных валунов, из которых сделана стена, невольно задаешься вопросом: как все это строили, как поднимали наверх, скрепляли между собой? Понятно, почему английские суда при обстреле монастыря потерпели полное фиаско. Размер валунов достигает 5 метров, а толщина стен от 4 до 6 метров!

На внутренней территории монастыря ощущение прикосновения к истории ушедшей эпохи усиливается. Успенский собор с огромной трапезной, наверное, самый главный в этом ансамбле пятиглавый Преображенский собор, церковь Благовещения, практически все постройки датируются 16 веком.

Тут же, на внутренней территории, стоят два колокола с явно видимыми следами от пуль — в лагерное время развлекалась охрана.

Со стены открывается прекрасный вид на Белое море.

Не менее интересно внутри. Выставленные экспозиции сменяет трапезная, затем огромный иконостас, красиво расписанные царские ворота. Экскурсия летит на одном дыхании. Фотографирую не часто, как-то получается, что больше слушаю экскурсовода.

А вот те самые «единороги», из которых английские суда в далеком 1854 ловили «ответку».

Возвращаясь к теме этого инцидента. Специально для туристов на одном из строений выделены места попаданий ядер. Впрочем, не причинившие существенного вреда.

Постепенно спускаемся в подвал. В том числе и здесь в лагерный период размещались заключенные.

Экскурсия занимает около трех часов, а в нашем случае чуть раньше — церковь закрыта на уборку. Посетить ее и прикоснуться к мощам святых Савватия, Германа, Зосимы удалось лишь позже. Снимать внутри церкви постеснялся — шла служба. На выходе через окна в двери сделал один кадр.

На выходе из кремля располагается вот такая колокольня.

Кстати, зеленая будка, чей краешек виден в правом углу фото — монастырская трапезная. Рекомендую попробовать «рыбники» — пироги с треской ценой по 100 рублей за штуку. К слову, за свои деньги треской они набиты плотно и приготовлены вкусно.

День пролетел незаметно, а сколько интересного еще впереди. По дороге делаю еще несколько фото обители снаружи.

Озеро Святое.

Утро следующего дня встречает ставшим уже привычным мелким дождем и неожиданными +4 по Цельсию за окном. Отправляемся на очередную экскурсию. Сегодня это Секирная гора. Она же «Секирка». Название, несмотря на напрашивающиеся ассоциации со словом «секира», произошло от недалеко ушедшего по смыслу слова «сечь». По легенде, когда на этом месте жили Преподобные Савватий и Герман, под горою также расположился рыболов с женой, нарушая уединение святых. И явил Господь чудо в виде двух юношей, которые прутьями «секли» оную жену и изгнали ее, вместе с рыболовом естественно, с острова, так как остров сей назначен Богом для иноков. О чем нам свидетельствует надпись на камне, расположенном перед горой.

Существует, однако, и более прозаичная версия убытия с острова рыболова с супругой: мужик-то постоянно в море находился, рыбу ловил, а жене его заняться-то особо нечем было, кроме иноков на острове людей не было. Вот и наплела мужу, чтобы на материк перебраться.

Как бы там ни было, правды не узнать. Однако достоверно известно, что перед подъемом в гору остались с 19-го века баня и колодец.

Как нас уверил экскурсовод , баня вполне себе рабочая и периодически используется по назначению. Поднимаемся выше, и взору предстает Свято-Вознесенский скит Соловецкого монастыря. До 2005 года единственная в России церковь-маяк. Маяк располагается в куполе, в рабочем состоянии.

Для сравнения два фото. Одно со стенда — скит около ста лет назад и одно современное, сделанное мною.

Церковь действующая. По летнему времени в ней постоянно находятся игумен и два послушника, зимой число послушников увеличивается до четырех. У туристов есть возможность оставить записки и свечи, игумен проведет молебен.

Но в мрачный лагерный период церковь была реквизирована большевиками и переоборудована в штрафной изолятор 4-го отделения Соловецких Лагерей Особого Назначения. Штрафбат. Место, откуда мало кто возвращался. Отправиться на Секирку значило отправиться на смерть.

До сих пор нет точных данных о количестве расстрелянных, замученных, погибших от холода, голода, невыносимых условий существования заключенных. Страшное время для страны. Рядом находится братская могила, одно из немногих известных мест захоронений массово расстрелянных.

Небольшое помещение церкви в лагерный период использовалось как камера для заключенных. Отоплением даже в зимний период никто не озадачивался. Люди спали друг на друге по четыре человека, чтобы хоть как-то согреться. С утра просыпались не все…

Специально для туристов в двери, ведущей непосредственно в церковь, а ранее в камеру, оставлен реквизит в виде глазка для «вертухаев».

Вот вид на церковь с другой стороны. Необычная архитектура, не правда ли? С этой точки уже хорошо виден сам маяк в куполе. Так как на момент моего посещения на острове стояли белые ночи, надобность в маяке отсутствовала. А в остальной период навигации маяк действует.

Перед поездкой сюда в интернете мною было просмотрено множество фотографий. В том числе и с видом, открывающимся с обзорной площадки Секирной горы. А это 72 метра. Вид, смею вас заверить, отсюда просто великолепный. Озера, тайга и великое Белое море на горизонте. Наверное, в моем отчете полно тавтологий со словами «великий», «великолепный», «захватывает дух» и пр. Но. Перед открывающимися палитрами Севера дух действительно захватывает.

К сожалению, разрешение моей «мыльницы» не позволяет передать всю стать и строгую красоту этих мест. Да и моросящий дождь скрывал обзор. Однако, если присмотреться, на фото видны купола и башенки Савватьевского скита. Вход туристам туда строго запрещен. Монахи ведут там отшельнический образ жизни.

Спуск с горы и окончание экскурсии на Секирке венчает вот такая лестница.

В лагерный период с этого склона, в числе прочего, сбрасывались заключенные… без комментариев.

На обратном пути посещаем ботанический сад. Хоть это и покажется странным, сад действовал и в лагерный период. Действует он сейчас.

Дача архимандрита в Ботаническом саду.

Обычная с виду часовня в саду, с неказистым внутренним убранством.

Но вот с такой интересной росписью на потолке.

В саду также имеется обзорная площадка, с которой виден Соловецкий монастырь.

Возвращаемся в поселок и домой на обед, через полтора часа следующая экскурсия. По дороге домой делаю еще фото Кремля, Святого озера. И все это под покрывалом серого, мрачного неба, глядя на которое забываешь, что на улице июнь.

На следующей экскурсии нас ждет не менее трагичная истории Секирки, история ГУЛАГа, расположенная в деревянном бараке.

Туристов на входе встречает вот такая надпись:

И цитата Н.А. Френкеля. Комментарии тут излишни.

А дальше стенды с лицами. За каждым черно-белым фото — сломанная судьба, прошедшая горнило СЛОНа. Кому-то повезло отбыть свой срок, получить долгожданную выселку, кому-то повезло меньше…

Лица чередуются нехитрыми предметами быта ссыльных, письмами, так и недошедшими до адресатов на большую землю…

 

 

Снова лица, сколько же их тут? И это только те, от кого остались хотя бы фото. Тысячи и тысячи потухших жизней…

Экскурсия оставляет мрачное впечатление, заставляя задаться вопросом: это действительно было в стране? Нужно было именно так? Вопросы, на которые нет ответов.

После осмотра экспозиций в бараке экскурсия завершается на улице, неподалеку, около поклонного креста.

Погруженный каждый в свои думы, переживая впечатления после услышанного, не спеша двигаемся по поселку. Основная группа разошлась, а наша четверка двинулась на третью уже за сегодняшний день экскурсию. Постепенно с экскурсоводом, с которой нам оказалось по пути, завязывается разговор.

— Вы по поселку гуляли? — спрашивает. Мы согласно киваем головами.
— Обратили, может, внимание, что около каждого дома есть небольшой участок под посадки. Местные там иногда что-то выращивают.

И не дожидаясь ответа, показывает на обычный, ничем не примечательный дом, каких в поселке много. Точнее, не на сам дом, а на огороженный участок возле него.

— А вот тут на огороженном месте, никто ничего не сажает — тут в лагерный период расстреляно и захоронено 37 человек.

Жутко. Мрачное ощущение после экскурсии усиливается.

Но на остаток дня решаем посетить еще Соловецкий морской музей. Экскурсии как таковой здесь нет, вход абсолютно свободный. Сам музей выполнен в виде стендов, рассказывающих нам о рыбном, и не только, промысле на Соловках.

Тут же на первом этаже воплощается в жизнь археологическая реконструкция Поморской шняки.

А в бухте Благополучия находится вот такой вот корабль:

Кстати, недавно прочитал в новостях, что сей корабль благословен на плавание и отправился в путешествие.

Решаем, что на сегодня впечатлений нам хватает более чем, да и время было уже далеко вечернее, возвращаемся домой.

Утро среды встретило почти чистым небом и ярким, но по-осеннему греющим солнышком. К сожалению, это был мой крайний день нахождения на острове, вечером теплоход отвезет меня на материк. Но это вечером, впереди еще целый день, а пока очередная экскурсия. На Большой Заяцкий остров, находящийся, если мне не изменяет память, в 15 километрах от острова Большого Соловецкого.

Отплываем на небольшом теплоходе. Белое море, несмотря на погожий денек, встречает пронизывающим холодным ветром, целой стаей преследующих теплоход чаек и, как всегда, дарит прекрасные виды.

Менее часа хода и показывается Большой Заяцкий остров и расположенная на нем церковь Андрея Первозванного.

Слой почвы, покрытый мхом, на острове достаточно мал, ходить по нему категорически запрещается, велика вероятность эрозии. Специально для туристов сделаны дорожки.

Экскурсия начинается с осмотра знаменитых Каменных лабиринтов. Выглядят они так:

На Большом Соловецком острове тоже имеются два таких, но там они сделаны искусственно, хоть и на том же месте, где в свое время находились оригиналы, к сожалению, не дошедшие до нас. Здесь же на Б. Заяцком лабиринты сохранились именно так, как и были созданы. Вопрос зачем, с какой целью они созданы до настоящего времени остается открытым. Существует несколько версий. От вполне убедительных о том, что они символизировали границу между миром живых и миром мертвых и использовались для ритуалов, до граничащих с фантастикой и нашествием пришельцев.

Отсюда, хорошо виден Соловецкий остров и кремль.

Белое море сегодня радует яркостью и красками.

Добираемся до церкви Андрея Первозванного — покровителя русского флота. Построена церковь была по приказу Российского государя Петра 1 во время его посещения Заяцкого острова.

В лагерный период здесь располагался женский штрафной изолятор. К примеру, на первых месяцах беременности, что, конечно же, было строжайше запрещено, заключенных женщин отправляли именно сюда. Условия содержания оставляли желать лучшего. От того времени остался ледник и печь.

Оставив в церкви свечи, службы здесь проводятся, возвращаемся на Соловецкий остров. С тоской понимаю, что мое время пребывания на острове стремится к завершению. Пора собираться домой. Мои друзья, с которыми я прибыл, еще остаются здесь — отпуска позволяют, да и с машиной вопрос не решен. Мне же нужно возвращаться в Кемь, где уже сяду на поезд до родного города. Пользуясь случаем и солнечной, пусть и не совсем теплой погодой, делаю еще фото кремля, дабы разбавить предыдущие сделанные на фоне серого неба. Контраст налицо.

За сборами незаметно пролетает время. Впрочем, как и все дни, проведенные здесь, оставляя к вечеру в ногах усталость, а в душе море впечатлений от увиденного. Пора на причал. Теплоход «Василий Косяков» отправляется в Кемь.

Последние за эту поездку и, надеюсь, не последние сделанные мной кадры Соловецкого острова.

Стоя на палубе, провожал взглядом удаляющийся остров. Уже испытанное здесь чувство легкой грусти разбавлялось неожиданным чувством умиротворения, спокойствия, теплой волной разливавшегося по душе. Уже звучала в одном из отчетов на этом ресурсе фраза: из путешествий не возвращаются такими же (моя неточная цитата). Несомненно, это так. Частичка меня осталось на этом острове, подарившем взамен нечто большое. Что? Не сказать словами и не найти точной строчки. Наверное, это индивидуально и лично для каждого. Одно могу сказать точно — свой след в душе Соловки оставляют глубокий. Основанный, обжитый и намоленный монахами, многократно проклятый, презираемый как заключенными, так и их надсмотрщиками Соловецкий остров остается действительно жемчужиной России. Яркой жемчужиной посреди Белого моря. Жемчужиной, чей свет отражается от мрачных валунов стен Монастыря, отражается в зеркале маяка Секирной горы, глади сотен озер, узких окошках таежных скитов, темной тайги и летит, летит через море, неся в себе всю красоту и стать Севера! Его величие!

Закончить отчет хотелось бы фразой, позаимствованной из самого начала книги вышеупомянутого Бориса Ширяева:
«Не бойтесь Соловков. Там Христос близко».

Вместо послесловия и без лишних комментариев.

Подходя к Кеми, сделал еще несколько фото. Море успокоилось, штиль.

Не мог не посетить место сьемок фильма «Остров» Лунгина. Декорации пребывают в не самом лучшем виде.

Но вид вокруг красивый.

На этом заканчиваю. Всем ровных дорог и ярких впечатлений!


Дром

Комментарии

    
Сообщений: 1862
расказ интересный..., но сайт как то автомобильный и момент с авто так и завис в вопросительном состоянии... Вы благополучно добрались до дома с кучей впечатлений, а друзья? И что было с авто, вообщем одни вопросы
Мой отзыв: Toyota Camry 2012
27
3
Ответить
ааа
Улан-Удэ
пешком вернулись....
5
1
Ответить
spi_r_nn
Нижний Новгород
andrey___
расказ интересный..., но сайт как то автомобильный и момент с авто так и завис в вопросительном состоянии... Вы благополучно добрались до дома с кучей впечатлений, а друзья? И что было с авто, вообщем одни вопросы
Проясню. Сузуки в итоге была отправлена в Петрозаводск на ремонт, где и благополучно дождалась нового двигателя. Друзья домой добирались на поезде. Потом съездили за машиной и перегнали в Нижний.
14
1
Ответить
    
Сообщений: 1862
spi_r_nn
Проясню. Сузуки в итоге была отправлена в Петрозаводск на ремонт, где и благополучно дождалась нового двигателя. Друзья домой добирались на поезде. Потом съездили за машиной и перегнали в Нижний.
мммммда.... У них грустнее немного вышло
3
 
Ответить
 
ЯМАЛ
Сообщений: 4201
Автор поправь про переговорный камень - перед фото- 1854 год, после 1954
6
 
Ответить
 
ЯМАЛ
Сообщений: 4201
Спасибо за интересный отчёт! Как раз недавно прочёл книгу от авторов: Владимир и Татьяна Чернавины. Записки «вредителя». Побег из ГУЛАГа. Очень интересно, всем рекомендую. Там подробно описаны ужасы Соловков и один из немногих побегов оттуда. Ну и конечно "Архпелаг ГУЛАГ" Солженицина не менее интересен.
9
8
Ответить
     
Север
Сообщений: 4009
Очень интересно! Соловки это одно из мест силы, которые должен посетить каждый русский православный наряду с Дивеево, Вааламом, Оптиной пустыней и др. Природа этого края просто завораживает, очень хочу побывать там, спасибо за обзор!
8
5
Ответить
    
Сообщений: 1107
Радость ливня и радуги...

Мне очень понравилась "Обитель" Захара Прилепина. В ней Соловки с разных точек зрения рассматриваются - и заключенных, и сотрудников... И те, и другие - далеко не ангелы были. Сильный роман.
Сам очень хочу побывать на Соловках, но это станет реально, только когда ребенок подрастет...
4
2
Ответить
    
Мурманск
Сообщений: 33
Добрый день. А как фамилия Геннадий Иванович? Я жил на Соловках, может знаю.
 
 
Ответить
  
Москва
Сообщений: 395
Класс! Но, ребята - по какому маршруту ехали? Каково состояние дорог? расписание (приблизительно) парома? Где оставить машину на берегу? Можно ли со своим авто на остров? Сколько стоит перевоз (авто и клиента)? Сам туда собираюсь - прошу, по возможности сориентировать. Спасибо!
4
2
Ответить
   
Воронеж
Сообщений: 881
Хороший рассказ о замечательном месте! Спасибо!
Беломорканал интересно смотреть там, где он соединяется с Белым морем. Там охрана ленивее и не мешает спокойно фоткать шлюзы и прочие артефакты той поры. И еще прелюбопытнейшее место на канале имеется - так называемая переливная плотина, очень впечатляет.
Насчет того, что теперь Вам стало интересно, а как там на Ладоге - на мой взгляд там будет живописнее, чем на Онеге. Рекомендую так называемую "ладожскую кругосветку" :) - если прокатиться вокруг Ладоги с остановками в интересных местах, то впечатлений будет очень много. Ну а самые красивые дороги и места - в северном Приладожье.
6
 
Ответить
Нижний Новгород
Ivanyc1
Класс! Но, ребята - по какому маршруту ехали? Каково состояние дорог? расписание (приблизительно) парома? Где оставить машину на берегу? Можно ли со своим авто на остров? Сколько стоит перевоз (авто и клиента)? Сам туда собираюсь - прошу, по возможности сориентировать. Спасибо!
На Соловках были несколько раз. Последний в 16 году. Места там очень удивительные! Кто не был - рекомендую! Мы едем из Нижнего через Иваново- Ярославль-Рыбинск- Пошехонье-Череповец-Белозерск-Вытегра-Медвежьегорск-Кемь--- Соловки! Машину можно оставить в Рабочеостровске на территории комплекса "Причал" который занимается перевозкой народа на Соловки, цена за сутки была 200р. Перевезти авто можно, знаю что возят с Архангельска (территориально Соловки -то архангельская область) перевозка Газели фургон в 13 году стоила 16 000 в одну сторону. Актуальные цены надо узнавать у перевозчиков. Корабли на Соловки уходят с Рабочеостровска в 8 утра обратно в 16 часов. Но все зависит от состояния моря, в шторм естественно никто не пойдет. Еще суда ходят из Беломорска, но оттуда дальше идти. Летают самолеты из Архангельска 2 раза в неделю. Вроде все!
4
 
Ответить
spi_r_nn
Нижний Новгород
kuper51
Добрый день. А как фамилия Геннадий Иванович? Я жил на Соловках, может знаю.
Баранов если мне память не изменяет, уточню.
1
 
Ответить
spi_r_nn
Нижний Новгород
sarbaz81
Автор поправь про переговорный камень - перед фото- 1854 год, после 1954
Принято. Спасибо.
 
 
Ответить
spi_r_nn
Нижний Новгород
Ivanyc1
Класс! Но, ребята - по какому маршруту ехали? Каково состояние дорог? расписание (приблизительно) парома? Где оставить машину на берегу? Можно ли со своим авто на остров? Сколько стоит перевоз (авто и клиента)? Сам туда собираюсь - прошу, по возможности сориентировать. Спасибо!
Туда ехали по маршруту: Н.Н. - Иваново - Ярославль - Вологда - Вытегра - Медвежьегорск - Кемь. Дорога по большей степени в нормальном состоянии, в Карелии только в ремонт уперлись, но сейчас думаю уже сделали. Как ниже земляк отписал машину оставить можно в Рабочеостровске, оттуда паром на Соловки отправляется, парковка платная, охраняемая. Просто в нашем случае машина в автосервисе время проводила. Паром 1500 руб. с человека, по авто не подскажу, не заметил что кто то перевозил. Смотрите расписание паромов в период навигации, в сети есть. Вот тут: http://www.prichalrk.ru/service/trans/racpicanie.html . Мы перед поездкой бронировали места. Как по мне, машина на острове без надобности, дорог нет почти. А на все экскурсии либо с группой на автобусе, либо есть аренда велосипедов.
2
 
Ответить
  
Шариковск38
Сообщений: 310
Места юности :) В этом году тоже был в июне, после девятилетнего перерыва.
 
 
Ответить
  
Москва
Сообщений: 395
spi_r_nn
Туда ехали по маршруту: Н.Н. - Иваново - Ярославль - Вологда - Вытегра - Медвежьегорск - Кемь. Дорога по большей степени в нормальном состоянии, в Карелии только в ремонт уперлись, но сейчас думаю уже...
Спасибо!
 
 
Ответить
    
Ставрополь
Сообщений: 1986
spi_r_nn
Проясню. Сузуки в итоге была отправлена в Петрозаводск на ремонт, где и благополучно дождалась нового двигателя. Друзья домой добирались на поезде. Потом съездили за машиной и перегнали в Нижний.
Рассказ отличный, но история с машиной еще раз показала, что неломучесть япомобилей не больше чем миф.
5
2
Ответить
    
Пермь
Сообщений: 1288
sarbaz81
Спасибо за интересный отчёт! Как раз недавно прочёл книгу от авторов: Владимир и Татьяна Чернавины. Записки «вредителя». Побег из ГУЛАГа. Очень интересно, всем рекомендую. Там подробно описаны ужасы Соловков...
Солженицын брешет, как сивый мерин. В библиотеки не ходил, задай себе два вопроса:
1. Откуда он это всё узнал
2. Почему не нашлось до сих пор ни одного свидетельства от тех, кто с ним сидел.
Вот так и начинаются сказки. Между тем Степашин, как официальное лицо, сказал, что в СССР тех лет сидело людей меньше, чем сейчас в России.
4
2
Ответить
Николай
Екатеринбург
Jora 1
Рассказ отличный, но история с машиной еще раз показала, что неломучесть япомобилей не больше чем миф.
Ну все сейчас налетят на японские авто и дальнейшие коментарии сведутся к обсуждению ломучести Витары
1
 
Ответить
 
ЯМАЛ
Сообщений: 4201
синтез
Солженицын брешет, как сивый мерин. В библиотеки не ходил, задай себе два вопроса: 1. Откуда он это всё узнал 2. Почему не нашлось до сих пор ни одного свидетельства от тех, кто с ним сидел. Вот так...
Про какие библиотеки в те годы Вы говорите? Там книги были только по истории КПСС и собрание сочинений Ленина, Маркса и т.д. Вы вероятно совсем ещё молодой человек. В те годы за подобные рассказы и книги светил реальный срок. КГБ не спал. Откуда он всё узнал? - В само повествовании он говорит что пишет от лица тех, кто реально всё это испытал на себе и таких были тысячи, которые не знали куда написать про своё горе и смогли написать только Солженицыну, который не побоялся всё это обобщить за что и поплатился многолетним изгнанием из страны. В издании очень много ссылок на авторов писем и если внимательно прочесть ещё 10 других авторов рассказов, то очень много фактов сходится. Если Вы верите ворюге Степашину больше мне Вас жаль.
2
2
Ответить
 
ЯМАЛ
Сообщений: 4201
sarbaz81
Про какие библиотеки в те годы Вы говорите? Там книги были только по истории КПСС и собрание сочинений Ленина, Маркса и т.д. Вы вероятно совсем ещё молодой человек. В те годы за подобные рассказы и книги...
Хотя может Степашин и прав в какой-то степени, сейчас ведь не мрут от голода и холода и не расстреливают тысячами как тогда.
 
1
Ответить
    
Пермь
Сообщений: 1288
И ты вспомни выступление солженицына в конгрессе сша, где он предлагал шарахнуть по СССР атомной бомбой.
1
 
Ответить
6861902
Был на Соловках в двенадцатом году. Ходил с женой по острову и грустил под наливочку сколько тут погибло жертв кровавого Сталин кого режима куда не ступить везде косточки невинных. За этими дверями находилась тринадцатый рота самая страшная.... Здесь на секириной горе убивали тыщами... Проникся ну дальше некуда. И давай читать воспоминания лихачева сидел на Соловках, солоневича, исаича, шаламова. (первые трое жлобы конченые) при прочтении этих сказочников желательно включить логику и иногда сверяться с тырнетом. В итоге я стал ярым сторонником И. В. Сталина. Да, были невинные как в любое время. Автор думаю подтвердит в музее слон есть фото на котором театр и прочий досуг для сидельцев. По прошествии времени, понимаю ни это надо искать на этом острове. Почитайте про школу юнгов, про отпор англичанам, про железную дорогу... Как говорится ищите и найдёте, иногда даже неожиданный смысл, полуправду, правду. А Соловки, это Сила на века. Автору спасибо за отчёт и фото как сам там побывал.
5
 
Ответить
spi_r_nn
Нижний Новгород
6861902
Был на Соловках в двенадцатом году. Ходил с женой по острову и грустил под наливочку сколько тут погибло жертв кровавого Сталин кого режима куда не ступить везде косточки невинных. За этими дверями находилась...
Спасибо за отзыв!
Да, фото досуга в музее есть. У сидельцев насколько мне известно было несколько творческих коллективов. Наверное одним из самых известных названных каторжанами в пику аббревиатуре С.Л.О.Н. был коллектив Х.Л.А.М. (Художники, Литераторы, Актеры, Музыканты) и созданный в противовес ему коллектив "Свои". Оба хорошо описаны у Ширяева. Выпускалась и своя газета.
 
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Интересный отчет.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
1
 
Ответить
    
Нижний Новгород
Сообщений: 46
Спасибо земляку за отчет. Тоже мечтаю поехать на Север несколько лет, но все никак. И в Турцию хочется на ол инклюзив, и в Челябинск к родственникам, а отпуск очень короток... Но мои мысли лежат еще севернее- Мурманск, Баренцево море.
Мой отзыв: Renault Kaptur 2016
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром