Калмыкия, Дагестан, Астрахань, Старая Сарепта

13.11.2017 | 8815 просмотров

Этой весной мы решили полюбоваться цветущей весенней степью в Калмыкии, а заодно съездить в Дагестан, Астрахань и в Старую Сарепту в Волгограде, до которой не доехали наши колеса в прошлом августе. Экипаж: я, жена и Киа Соренто.

25.04. Стартовали из Железнодорожного в 6:15, дороги забиты не были и уже в 21:02, преодолев 1260 км, были в Элисте, в замечательном гостевом доме Green Village (1800 руб./сут).

Чистого времени в пути 13:47, средняя скорость 91км/ч. Несмотря на весну, трасса Р-22 (бывшая М6) находится в хорошем состоянии, но на многих участках ведется ремонт, приходится сбрасывать скорость или ждать зеленого сигнала светофора при реконструкции мостов. По дороге наконец-то опробовали самодельный съемный столик, так кормиться в машине гораздо удобнее. У меня возник только 1 вопрос: почему я не сделал его раньше?

В Воронежской области попался на развод гайцов: знак «обгон запрещен» с табличкой «зона действия», но после знака был перекресток, а дальше пунктирная разметка, но спорить было неохота, и за 2000 руб. мы продолжили путь. Вечером уже никуда не ходили, поужинали домашними припасами и завалились спать.

26.04. С утра пораньше направились к главной достопримечательности Элисты: хурулу «Золотая обитель Будды Шакьямуни», он новостроенный, 2005 года, но впечатляет своим размером и архитектурой.

Пока шла служба, в храм заходить не стали, пошли в бесплатный музей истории буддизма, расположенный в подвале храма. Он небольшой, всего пара залов, но интересный, показана история не только буддизма, но и Калмыкии. Пока мы были в музее, как раз закончилась служба, и мы зашли в храм. Своим внутренним убранством он отдаленно напоминает православные, тоже расписан, есть подобие алтаря. Учитывая, что мы впервые были в хуруле, да еще таком большом, его посещение нам запомнилось. На территории стоят скульптуры буддистских святых с мудрыми изречениями. После храма мы поехали в центр Элисты, к Золотым воротам «Алтн Босх», погуляли немного по центру и направились в шахматную столицу: Сити-Чесс. По сути это небольшой элитный поселок, украшенный шахматной тематикой. Во дворце посетили музей шахмат, повезло, что служительница специально для нас провела экскурсию, без нее было бы неинтересно. В музее представлены самые разные виды шахмат, награды Таля.

Время уже поджимало, и мы покинули Элисту, поехали в сторону оз. Маныч ~ 100 км, в район сел Приютное — Октябрьский (N46011'2.65'' E43010'27.88''), где за неделю до нас проходил ежегодный фестиваль тюльпанов.

Но тюльпаны начались буквально сразу по выезду из Элисты. Их было не так уж много (они в Красной Книге), но все равно виды были замечательными. В общем-то приехали мы поздновато, пик цветения длится всего дня 3.

А чем дальше от Элисты и ближе к точке, тем тюльпанов становилось все меньше, их количество потихоньку сошло на нет. Это было немного обидно, тем более что последние 30 км пришлось ехать по раздолбанной грунтовке. Но когда начали разворачиваться, жена метрах в 70 увидела каких-то «кошек». Но откуда они в степи? Пригляделись: ан нет, не кошки, а 4 лисенка, играющих около норы. Как хорошо, что у нас был 12-кратный бинокль. Потихоньку приближаясь к норе, где-то до 50 м, мы спокойно наблюдали ничего не боящихся зверьков. Матери-лисицы видно не было, может, была на охоте (хотя вряд ли, разгар дня), может заныкалась в норе или замаскировалась в траве. За качество фото прошу прощения, мыльница не позволяет сделать лучше.

Воодушевленные созерцанием представителей дикой природы, мы помчались дальше, в Махачкалу. По дороге снова заехали в Элисту, заправились сами, заправили Соренту и канистры (30л) под пробки, качество дизтоплива в Дагестане вызывало опасения. На весь Дагестанский этап взятого впрок топлива, конечно, не хватало, потом пришлось все равно заправлять местного топлива 65 л и разбавлять его потихоньку Лукойловским запасом из канистр. По дороге, на границе, остановили на блокпосту, переписали паспортные данные, но все происходило быстро, минут 10. В Махачкалу прибыли в 23:18 в гостиницу Арго (1520 руб./сут, без завтрака). Пробег за день — 752 км.

27.04. Часиков в 9 пошли завтракать в близлежащее кафе и оттуда сразу в Дербент — самый древний город РФ. Город очень понравился, с крепости Нарын-Кала (были с экскурсией) открывается живописный вид на город и Каспий. Да и сама крепость красиво и серьезно возвышается над городом.

Древний город поразил не только своим колоритом, но и хорошей сохранностью, убитых, кривых-косых домов практически нет. Очень хорошо сохранились древние бани (в женской небольшой музей быта), Джума — мечеть, мавзолей Дербентских ханов, Кирхляр (древнее тюркское кладбище).

Напоследок подъехали к бурному Каспию

и пошли искать кафе, время было где то 17-18 часов, но пара кафешек была закрыта, а в чайхане дали понять, тут только для мужчин. По дороге к Махачкале заехали искупаться в горячий сероводородный источник в Избербаше. Он представляет из себя бассейн глубиной ~ 1-1,3 м, разделенный на 2 части: мужскую и женскую. Вода в месте выхода пузырей горячая, обжигает ноги, и из горячей воды очень уж не хотелось вылезать на сильный ветер при +13С. Кстати, сероводородом почти не пахнет. Уже совсем стемнело, поэтому фото нет.

28.04. День в основном посвятили природе Дагестана. Сначала отправились к бархану Сарыкум, это одиночный бархан высотой 250м над уровнем моря с перемещающимися вершинами. Он хорошо виден с трассы на Кизилюрт, подъезжали через с. Шитлиб-Шагонду, ехали напрямую по степи. Позже от бархана видели грунтовку в сторону карьера, но обратно на трассу возвращались так же. Одним словом, место красивое и даже немного удивительное.

Следующий пункт: испытательная станция ветряных мельниц возле села Дубки, ныне заброшенная площадка с частично сохранившимися железяками, по которым можно (и нужно) полазить.

Сейчас здесь действующие вышки сотовой связи. ~ в 3 км от них, в Дубках находится удобная смотровая площадка на Сулакский каньон, глубиной 1920 м, это глубже каньона Колорадо в США. Виды, конечно, очень красивые, внизу блестит изумрудная вода, вверху парят орлы.

Дальше мы двинулись по дороге вдоль каньона, к Чиркейской ГЭС. Саму плотину ГЭС мы практически не увидели, только видели маленький кусочек с тыла, не там, где основной водосброс.

Чтобы увидеть основную плотину, наверно надо было ехать по другому берегу Сулака, через аул Зубутли. Затем мы поехали на гору Ахульго, место ожесточенных боев Русской армии с имамом Шамилем в 1839 г. По дороге немного ошибся и хотел свернуть на село Гимры, но на повороте с основной дороге был блокпост, на котором мне указали правильную дорогу. Уже позже, дома, я выяснил, что там за блокпост: периодически в этом селе обнаруживаются террористы, соответственно, зондеркоманды проводят карательную операцию ОМОН зачищает село, это не нравится местным и т.д. На саму г. Ахульго сейчас не пускают, но на соседней горе в начале 2017 года открыли небольшой музей в новостроенной башне. С горы открываются красивые виды на окрестности.

Вернулись в Махачкалу, съездили на городской пляж, очередной раз посмотрели на холодный неприветливый Каспий, подкрепились в кафешке и вечером съездили к Джума-мечети.

На этом день закончился.

29.04. Пора покидать солнечный Дагестан. Но сначала заехали в парк «Ак-Гель», в музей истории Махачкалы. Парк не понравился, какой-то он «лысый» (степь вокруг озера), идет реконструкция, а вот памятник Русской учительнице, установленный над музеем, хорош.

Сейчас в музее по истории Махачкалы ничего нет, проходит фотовыставка «Манаба Магомедова. Искусство фотографии. Дагестан и Грузия 1950-1970-е гг.». Она очень понравилась, много фотографий, показывающих жизнь простого народа Дагестана и Грузии. А в том, что все фото черно-белые, есть своя изюминка. Если честно, в самой Махачкале интересного не много, особого желания гулять по городу не возникло (не в обиду местным жителям).

После музея мы взяли курс на Астрахань, ничто не предвещало приключения, но оно случилось. Сначала повторился развод на посту, якобы 8 км назад я выехал на встречку, спорить я не стал, похвалил красоты Дагестана и радушие местных жителей, оставил сотрудникам 1000 на обед, они меня еще и чаем напоили. Ну, это конечно не приключение, обычный сюжет на дороге.

В поселке Буровой стоял указатель на Астрахань и какой-то желтый «ремонтный» щит. После указателя дорога раздвоилась, я взял левее, где-то через 300-400 м асфальт прервался большой поперечной канавой, я развернулся и пошел правой дорогой, которая ~ через 5 км закончилась степной тропкой. Снова развернулся, проехал немного назад и под дружный совет 2 навигаторов (Яндекс и Том-Том) свернул на грунтовку (не грейдер, грунт!) с мыслью, что максимум через пару-тройку километров выскочу на шоссе, ведь я же еду по трассе Р215, являющейся частью международного Европейского маршрута E119. Об этом уверяли не только навигаторы, но и атлас 2008 г. Но, щаз, раскатал губу, гладко было на бумаге (и на нави), да забыли про овраги. Дорога не достроена, чистой грунтовки 95 км. Хорошо было сухо, в этих степях такой глинистый грунт, что даже небольшой дождь делает езду практически невозможной, и топлива было в достатке. Местами дорога была подзасыпана песком с барханов. А так удавалось держать скорость 40-60 км/ч. По пути встретили стоящую чеченскую Газель с отвалившимся карданом, УАЗик с Хаммером и еще пару авто. Дорога узкая, чтоб разъехаться, местами приходится останавливаться и карабкаться на откос.

А еще стоят знаки:

Зато мы снова увидели цветущую степь, теперь это были маки.

Через 72 км грунтовка пересекла асфальтовое шоссе Комсомольский — Лагань, сворачивать на него я не стал, продолжил движение по указателю и навигаторам, дорога стала шире, появились следы строительства трассы, и наконец еще через 22 км грунтовка выскочила на идеальнейший автобан. Сорик так обрадовался, что сам разогнался до 170, пришлось осаживать))). Если объезжать этот участок по шоссе Буровой — Комсомольский — Яшкуль, то это крюк в 180 км. В хорошую погоду, может, и не имеет смысла, но в слякоть без вариантов. Вот этот маршрут, участок В — С грунтовый:

В Астрахань прибыли в 19:15 (по местному) в гостиницу Centr (1980 руб./сут) и немного погуляли по вечернему городу, зашли в Кремль. Удивительно, но на территорию пускают круглосуточно. Пробег за день составил 495 км.

30.04. Утром снова пошли в Кремль, взяли экскурсию, нам повезло, гид рассказывала очень хорошо и подробно, даже не уложилась в нормированное время. Кремль занимает большую площадь, находится в отличном состоянии, недавно его отреставрировали, но работы еще продолжаются.

После погуляли по городу, сходили на набережную, где куча горожан (включая женщин!) очень удачно ловила воблу, у меня аж зачесались руки. Вообще, Астрахань после Махачкалы очень понравилась, город зеленый, много интересных красивых зданий, старинной архитектуры, но в то же время на улицах полно мусора, многие жилые дома находятся в жутком состоянии, представляю сколько тихих добрых слов произносят их жители в адрес москвичей, когда слышат о программе сноса 5-этажек.

Напоследок заехали в красивый и помпезный храм Князя Владимира и поехали в Волгоград. По дороге заглянули на Волгу в районе с. Растопуловка, куда я, как правило, осенью ежегодно с 99-го года езжу на рыбалку, интересно было глянуть на реку весной. Поностальгировав о рыбалке, отправились на раскопки древнего Сарай-Бату, что под с. Селитренное. Единственное, что нашли, так вот только этот столб:

Взятие языка из местных успехом не увенчалось, да и как нам сказали позже, если точно не знать место, то и не найдешь, то, что раскапывают археологи, тут же и закапывают, дабы обеспечить сохранность места на будущее. Зато мы вдоволь полазили по киногородку, построенному в 2010 г оду для съемки фильма «Орда». После съемок его сохранили и сейчас за символические 150 руб. пускают туристов, на одной из башен установлены матюгальники громкоговорители, вещающие экскурсию.

Ну, а дальше мы поехали в Волгоград, в уже знакомую нам по прошлогодней поездке гостиницу Friends (1980 руб./сут), куда и приехали в 20:45. Пробег за день 492 км.

01.05 День обещал быть длинным, поэтому, пораньше позавтракав, мы отправились в Старую Сарепту — религиозную миссию, основанную немцами гернгутерами в 1765 году среди калмыков. Со временем она превратилась в немецкий квартал, и очень удивительно, как она сохранилась после всех перипетий 20-го века. В Сарепте впервые в России появился маслобойно-горчичный завод, а так же 1-й в Нижнем Поволжье водопровод, лифт, музей, общественная библиотека, детский сад. Сейчас здесь активно посещаемый музей, туристов привозят автобусами. У нас была заранее заказана экскурсия, о которой мы не пожалели, без неё было бы неинтересно. Жаль только, что этот красивый квартал вокруг застроен панельными 9-этажками.

После Сарепты мы подъехали к памятнику мирному населению, погибшему в дни Сталинградской битвы, в прошлый раз посмотреть не успели. Памятник скромный, но выразительный и не стандартный.

В 12:10 стартовали в сторону дома, проблем и пробок никаких не было и ровно через 968 км и 11 часов пути, в 23:10 мы были дома. По борткомпьютеру время 10:02, средняя скорость 95 км/ч. Общий пробег 4606 км.

Р.S. Путешествие удалось, практически все, запланированное посмотреть, посмотрели, жаль только, что не хватило времени на Кубачи. Особенно интересно было побывать в Дагестане (да и в буддистском хуруле ), мы впервые, не считая Татарстана, оказались в мусульманском регионе России, и он сильно отличается от остальной страны. Меня все время не покидало ощущение, что я за границей, хотя везде все по-русски, нигде не видели ни одной надписи на местном языке. (В Татарстане ничего подобного не возникало). Но что-то все-таки не так. Первое, что бросается в глаза, что Дагестан — это царство ЛАД (правда, ни одной заниженной Приоры не видели, наверно, все уехали в Москву и Железнодорожный), АЗС и, конечно, убитых Камазов, хотя последних на дорогах становится со временем все меньше (по моим ежегодным наблюдениям на трассе Р-22 «Каспий»). А что касается АЗС, то их море, раз в 5 больше, чем в остальной части РФ. Но вот их некоторые марки: Люксойл, Люккойл, Росьнефть, Росснефть — ни одного «нормального» бренда нет. Есть, где и написано нормально (Роснефть, ВР, ...), но на сайтах соответствующих компаний их заправок в Дагестане не значится. Дизель 2 сортов: обычный за 23-26 руб. и ЕВРО за 33-36 руб. Привычных сетевых магазинов типа Пятерочки и прочих метро-ашанов нет, в основном мелкие магазинчики, но есть и торговые центры. Спиртное не купишь, максимум пиво, когда спрашиваешь у продавцов, а где, они говорят что точно не знают, может, в каком-то универсаме дальше по улице, идешь туда, картина повторяется. В одном магазинчике сказали, что где-то рядом есть, но мне не продадут. Заметно отличается менталитет: на горной дороге (вне населенного пункта) произошло серьезное лобовое ДТП, зевак скопилось около 100, каждый проезжающий считает своим долгом остановиться и посмотреть — соответственно, все заблокировано, проехать никто не может, 5-6 человек извлекают тела, остальные зрители. У нас бы остановилось несколько машин, люди из них попытались бы помочь, в меру своих возможностей, остальные проехали бы мимо, ну притормозив, куда уж совсем без любопытства, но не устраивали бы грандиозного столпотворения. Ну и, конечно, отношение к женщине. 1. стоим около Кирхляра (историческое кладбище) в Дербенте, служитель говорит мне: «Если она захочет зайти, пусть наденет платок». Напрямую к жене не обращается, всю необходимую инфу должен передать муж. (А может это и правильно?))). 2. Хотели зайти в чайхану, но дали понять, тут только для мужчин. Ну и 3-й перл: Объявление в поселке Дубки «такого-то числа состоится собрание односельчан и уроженцев села по такому-то вопросу… — кроме женщин(!)». В общем, жена потом искала объявление типа «вход с собаками и женщинами запрещен». Такое ощущение, что федеральной власти в республике не «густо». А так вообще народ доброжелательный, искренне радуются, что к ним приезжают туристы. Села в основном жилые, заброшек мало, в глаза бросилось большое количество детей на улицах, видимо, рождаемость высокая. И еще, это, кстати, касается и Элисты — славянского населения практически не видно.

Все фото.

НСК

Хорошая поездка
александр
Гексли
ПОТОМУ ЧТО В МАСКВЕ 2000 НЕ ДЕНЬГИ

Понятно изложено. Спасибо автор!
Что касается спиртного в Дагестане, его хоть залейся и это не стёб. Почему у вас возникли проблемы это ещё вопрос. Да, соглашусь, что бы вот так зашёл и купил, быстрее всего не купишь, а вот если выбирать не супермаркеты, а относительно маленькие продуктовые магазинчики, то запросто, заходишь и не стесняясь спрашиваешь и тебе, в смысле, вам), предложат на выбор и водочку Кизлярку, а уж знаменитого дагестанского коньяка сколько угодно, а так же сухого красного вина Кара - Койсу. Возможно ещё чего - то, но мы в основном пользовали эти напитки. Я из каждой поездки привожу по ящику местного коньяка.
Насчёт массы народа в местах аварий. Поверьте, там зевак не так много, в основном это понаехавшие родственники и друзья с обеих сторон, так называемые "группы поддержки", которые всё видели и всё знают и готовы выступить свидетелями, хотя пять минут назад были кто где).
В отношении женщин - мужчин, ну да так принято, что бы лучше мужчина обращался к мужчине, женщина к женщине, если это просто принять как данность, то ничего необычного нет. Даже в случае спросить на улице, если вы мужчина, то лучше подойти к мужчине и он бросит все дела и подскажет и проведёт куда надо, ну и наоборот, идёт по улице женщина, значит надо на разведку послать жену, пусть спрашивает куда дальше ехать или идти или где купить бухла, к примеру( и это не юмор, если что)))). Так принято и это не по отношению к вам или ко мне, просто так принято, НО, это не означает, что если вы подойдёте к женщине что - то спросить, то она бросится от вас бегом и тут же с братьями придёт на разборки, поверьте этого не случится. Но, лучше, как бы так, да и не так часто, что - то там надо спрашивать, что бы подобные случаи вообще стали проблемой и о них стоило бы говорить.
Если, что меня до сих пор напрягает в Дагестане так это манера езды. В этом году ездили в Дагестан со взрослой дочерью, так пару раз непроизвольно пришлось в машине выругаться при ней матом . Вот что капец, так капец, причём от модели машины это никак не зависит, просто народ так ездит. Пешеходы там вообще никто и не дай бог вам в потоке остановиться и по доброте душевной пропускать пешеходов, вы просто слабак) вам будут сигналить со всех сторон, пешеходы должны сами думать где им и когда переходить улицу) Водители же носятся как угорелые, какие поворотники, какие главные дороги, где хотят свернут не обозначив себя, откуда захотят выедут. Конечно этот ад чувствуется в городах, в горах же всё куда спокойнее. Но, надо отдать должное весь этот бардак на дорогах проходит в спокойной," дружеской" обстановке, нет ни агрессии, ни жестикуляции, только могут побибикать обозначив себя на дороге и всё. Опять же, если и это принять как обычай, то можно спокойно ездить и не заморачиваться. Честно сказать я не смог этого принять, и вождение в городах Дагестана меня очень сильно напрягает, иной раз бесит и приходится ругаться матом.
Насчёт бензина, надо спрашивать у местных, где и какая заправка лучше, а так да, лотерея, официальных нет, а те что есть качеством не блещут. Хотя если проездом, то лучше заправляться до Дагестана по полной.
А вообще есть много что рассказать про Дагестан и только хорошее, банально нет времени, а точнее обыкновенная лень не дают поделиться с человечеством об этом наикрасивейшем месте.
djon
Махачкала
Все приятней читать статьи о путешествии в наш прекрасный горный Дагестан. Спасибо автору,просто и понятно.В Дагестане не мало интересных мест,одной поездки конечно маловато, так что ждем приезжайте.
Верный Вилли
Дагестан перспективен для туризма. И мне бы хотелось еще раз посетить Дагестан. Но, в нем процветает абсолютное неуважение к законам, неуважение такое яркое что бьет по глазам. Игнорирование ПДД, игнорирование СанПиН, гнорирование закона о торговле, и в итоге в городах и на побережье самострой, грязь, бардак и хаус. Мне бы хотелось вернуться в законопослушный Дагестан.
Верный Вилли

Первое — полное игнорирование правил дорожного движения как водителями так и пешеходами.

Второе — нежелание пользоваться кассовыми аппаратами. Ни на АЗС, ни в крепости Нарын-кала мне не давали ни чеков, ни билетов, на мои просьбы обижались.

Третье — ужасный бардак в жилых зонах, это и самострой, и просто захламленные дворы, отсутствие указателей для туристов.

Четвертое — самострой вдоль Каспийского побережья. К морю почти нет проездов, везде стройки и заборы, найти место для купания трудно.

Самострой. Такая картина везде, повсеместно к панельным домам пристраивают целые дома-скворечники. Небезопасно, дворы захламляются.

И все же считаю Дербент очень перспективным для туризма, и постараюсь вернуться в него еще раз.

Ночевать пришлось в машине, на территории крупной АЗС под Дербентом. Дело в том что, приехав на место ночевки, на берег моря, я обнаружил, что все побережье покрыто толстым слоем водорослей. Запах стоял невыносимый. Берег никто не чистит. Искать другое место ночлега было уже поздно, началась сильная затяжная гроза.
Вот мой печальный опыт общения с Дагестаном (выписка из отчета).

Отчёт хорош. Но то, что автор так легко, как само собой разумеющееся, даёт взятки - покоробило. "Ещё и чаем напоили" - благороднейшие люди, блин.

Верный Вилли
Не могу не рассказать о минусах, о недостатках Дербента, уж слишком они бросаются в глаза, а многие ставят под сомнение безопасность туристов. Первое — полное игнорирование правил дорожного движения...
Не в качестве спора.....
Вот абсолютно всё - равно на самострой, по той же причине, не собирался я там жить, но это придаёт колорит той местности и живут там так, значит удобно. Вообще на отдых это никак не влияет и не портит настроения. В Каспийске, где мы останавливаемся постоянно, нет там такого, а если даже и есть, то где - то, где это не видно. Каспийск вообще город относительно молодой.
Насчёт побережья с водорослями, наверно да, не буду спорить, всё зависит от времени года и только от него, бывает это в конце августа и далее, но если приезжать на море во второй половине июля и до середины августа застать водоросли практически невозможно. Это я утверждаю по Каспийску, какая обстановка в других местах мне неведомо, но думаю везде одинаково.
О том, где и как можно подойти к морю. Приезжайте отдыхать в Каспийск, в черте города запросто подъедете практически к морю. По утрам народу вообще не бывает, да и днём в будние дни не сказать что бы.... Да, по выходным много и то собираются, если стоять лицом к морю, в правой части пляжа, там более мелко. Потом не надо забывать, что каспийское побережье это погран. зона и проездов соответственно не так много к открытому морю, это не ГОА, где на сотню км, пустой пляж.
Потом, рассматривать отдых на море и только отдых по - моему это не есть гуд. Дагестан прекрасен своими контрастами и просто лежать у моря весь отпуск просто преступление. А вот море и поездки по окрестностям, море и опять езда это то что нужно.
Я не говорю, что я прав, но нам нравится именно такой отдых. Ну и в заключении, мы 4 раза бывали там и ни разу на пляже не видели пьяного быдла и сквернословия, за всё время ни разу в свой адрес не слышали не только бранного слова, но даже косого взгляда, только интерес и вопрос, "откуда вы?".
57ВалеRUS
Не в качестве спора..... Просто свой взгляд. Вот абсолютно пофиг на кассовые аппараты, я не собираюсь и не собирался там жить, а тех 7 дней, что бываем там достаточно, что бы не обращать на это внимание....
С одной стороны - мне тоже пофиг на кассовые аппараты.
А с другой - почему я должен платить налоги (а потом эти налоги перетекают в "дотационные регионы", а в "дотационных регионах" налоги платить не нужно?? Абыдна, да..)). И все-таки: культура другая, меня бы напрягало и бибиканье, и прочий местный колорит. Я не говорю, что там, в Дагестане, - хуже. Просто там все совсем по-другому, мне это не сильно нравится, но и лезть со своими мнениями и советами к местному народу я бы тоже не стал.

Да, понятное дело. У нас что не возьмись обсуждать, всё плавно перетекает в "а вот они, а вот у нас, а почему у них не так". Мы же говорим об отдыхе, кажись. Тут категории, нравится - не нравится и всё, никто никому ничего не навязывает. Можно подумать, что если бы кругом выдавали чеки, то народ повалил бы туда на отдых.) Абсолютно никакой связи. И собсно цель моя просто сказать, что туда ехать отдохнуть совершенно безопасно, как в соседнюю область и пример этому сколько отчётов и от молодёжи и не только. Зайдите на любой профильный сайт автопутешествий только восторженные отзывы, ....... а налоги ........., я ещё буду думать кто кому и сколько платит или не платит, мне больше делать нечего, у меня, как и у каждого рядом проблем выше головы.

57ВалеRUS
Вот Вы знаете, я вот например копил различные билеты с различных музеев. Билетов скопилось море, а вот с крепости Нарын Кал нет. Просто потому что кассир зажал себе эти деньги и с наглой улыбкой сказал "Прахады дарагой" . И это памятник Юнеско. У них везде беспредел. И именно в Дагестане мои свободы и права были ограничены, я потом поехал в Чечню. В Чечне ПОРЯДОК!!! Это два соседних региона , в одном бардак и беззаконие в другом порядок, контраст очень резкий.
Верный Вилли
И еще пару строк. Пару гвоздей. Именно в Дагестане люди могут ходить в грязной одежде, ругаться матом, я сам лично видел как две девушки пили алкоголь сидя на лавке в сквере !!! И это мусульманская республика? Давайте не будем кривить душой, Дагестан безвластная местность утонувшая в коррупции, с кучей соответствующих проблем. В Дагестане пора навести порядок, там нужна Власть.

Верный Вилли
В чем и как Ваши права и свободы были ограничены?

Гексли
Почему вам постоянно "но спорить было неохота"?
Не постоянно, а только 2 раза, потому что не хотелось терять время и портить себе настроение.
Верный Вилли
suvfan спасибо Вам за ваше путешествие и отчет. я для себя лично почерпнул новое. Поймите меня правильно, мне понравились люди Дагестана. понравилась красивейшая и своеобразная природа. Это есть. этого не отнять. Но когда в большом регионе нет власти и каждый творит что хочет, это не безопасно. Лично я против такого Дагестана. Я за Дагестан в котором будет Власть. Мир и Процветание.
Верный Вилли
И я хочу получить наконец таки свои три билета в коллекцию с крепости Дербента. Что в этом плохого?
Верный Вилли
Представьте. Приходите Вы в Эрмитаж или в Русский музей или в Оружейную палату. А Вам не дают билетов. Вам говорят "Праходы дарагой". АБЫДНО ДА? Вот и у меня в целом от этих мелочей сложилось негативное восприятие Дагестана. И многометровые самопристрои к панельным домам _- это не безопасно. ходить рядом не безопасно.

Верный Вилли
Насчёт "Прахады дарагой", что - то улыбнуло, может там обед был и в кассе сидел какой - нибудь дворник))), я три раза был в Нарын Кале и там говорят на чистейшем русском языке, что кассиры, что экскурсоводы. Ну, да ладно, суть не в этом, чесслово, улыбнуло, может просто прикололись ребята, типа "моя твоя не понимай".
А если серьёзно, я не знаю что Вам ответить. Я могу рассказать пару историй, где нас с женой вообще бесплатно запустили на объект.
История адын. Едем мы с Дубков пару лет тому назад, повидали красоту Сулакский каньон и вот решили другой дорогой возвращаться в Каспийск через Буйнакск, едем себе едем и мама дАрАгая, а рядом Чиркейская ГЭС, а на улице 40 градусов. Ну я, ни на что не надеясь, заворачиваю на площадку перед воротами, подхожу к охране и спрашиваю, скажите, а как зайти посмотреть на это чудо, Чиркейскую ГЭС, на что они отвечают, что мол в Махачкале есть специальные туры на ГЭС, поезжайте туда, там экскурсовод и организовано обратно). Я опять за своё, мы вот из Орла, 2 тыщи км. проехали специально заехали, а что нельзя как - то решить этот вопрос, жена учительница, приедет будет рассказывать в школе и т.д. На что нам опять вежливо отвечают, сейчас с обеда приедет начальник охраны у него спросите. В общем на ожидание я отвёл минут 40, думаю пока помочим ноги в Чиркейском водохранилище, а там видно будет. Не проходит и полчаса, как подъезжает с обеда нач. охраны, я опять бегу к нему с этим вопросом, он меня выслушал и говорит, щаз пришлю кого - нибудь он вас проведёт. И что бы вы думали, пришёл охранник, взял паспорта, всё как положено зарегистрировал и повёл, рассказал, показал, и ни копейки не взял.... Вопрос, скажите, кто мы такие? Да обыкновенные, ехали мимо, после этого у нас мир перевернулся, можно сейчас как угодно это объяснять, типа, жара подействовала, скучно у них там, а почему нельзя сказать, что просто по человечески отнеслись к просьбе.
История два, в этом году были в Гунибе, культовое место Дагестана, кто был, тот знает историю этого высокогорного села, забрались на самую вершину, подъехали к воротам, там будочка по сбору денег на посещение "беседки Шамиля" и т.д., у нас тысяча одной бумажкой, я выхожу из машины что бы оплатить въезд, подхожу к домику, собсно не успел рот открыть, а мне рукой машут проезжайте. Что это было, то ли он увидел номер, регион 57, то ли не было сдачи, увидел у меня тысячу в руке? Ну, я сел в машину, с женой переглянулись, плечами пожали и поехали. Вот вам и бардак и беззаконие.
Верный Вилли
Так я и говорю Люди в Дагестане хорошие. Люди то отличные. А кассир в крепости тот же что и был, его фото засветилось в отчете Дромовцев. Усатый худощавый мужчина лет 50-ти.
Верный Вилли
Я рекомендую Дагестан для туризма. И я сам хочу еще туда приехать. Но. пусть люди которые туда поедут знают - бензин левый. чеков нет. побережье Каспия загажено. Пусть знают люди. Это правда.
Верный Вилли
У нас в Самаре с побережьем Волги тоже проблемы, самостроя куча. Подъездов мало. Но они есть!!!! а тут полтысячи км моря и не одного подъезда к Каспию, все загажено, водоросли, стройки, кучи земли и бетона. кучи мусора . огромные кучи мусора. Пусть люди знают

Явилось откровением отсутствие нормальной дороги Махачкала - Астрахань. Путешествие хорошее, взятки порицаю.

"Через 72 км грунтовка пересекла асфальтовое шоссе Комсомольский — Лагань, сворачивать на него я не стал, продолжил движение по указателю и навигаторам, дорога стала шире, появились следы строительства трассы, и наконец еще через 22 км грунтовка выскочила на идеальнейший автобан. Сорик так обрадовался, что сам разогнался до 170, пришлось осаживать))). Если объезжать этот участок по шоссе Буровой — Комсомольский — Яшкуль, то это крюк в 180 км. В хорошую погоду, может, и не имеет смысла, но в слякоть без вариантов. Вот этот маршрут, участок В — С грунтовый" - ВОТ ЗА ЭТО ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО: ШЛА ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ДАННОМУ УЧАСТКУ - НО ТЕПЕРЬ ... БУДЕМ ЗНАТЬ КАК ОТТУДА ЕХАТЬ. ВСЕГО ХОРОШЕГО!

Железнодорожный моск. обл.
Рад, что мой скромный отзыв оказался полезен.