|
В первой части рассказа повествуется о том, как наш экипаж из Москвы благополучно добрался до санатория «Тамга» и провел там 10 дней. Повторюсь, в целом впечатление о санатории сложилось нормальное: простовато, в стиле позднего СССР (в хорошем смысле слова), но обстановка и комфорт вполне располагали к спокойному отдыху. Сам санаторий находится на расстоянии нескольких километров от трассы, идущей вокруг Иссык-Куля. До пляжа ходит автобус, ехать около 10 мин., а кое-кто ходил и пешком. Короче говоря, северный берег озера более беспокойный и оживленный — много пансионатов, людей, развлечений. Но если кому требуются тишина и размеренное время провождение — пожалуйте сюда, на южную часть.
Дорога возле санатория (вечер).
На фотографии видно, что купаться можно в любом месте, что, собственно, неоднократно и наблюдалось: на обочине останавливается автомобиль, выходит компания, хватает купальные принадлежности и — бегом вниз к воде.
Ближайшими достопримечательностями были Барскоонское ущелье, каньон «Сказка» и соленое озеро Кара-Куль. О их посещении — в порядке очередности.
Грунтовка до Барскоонского ущелья вполне приличного качества.
Народ с удовольствием тусуется на природе.
Хороший пейзажик… А не прокатиться ли до ледника, что впереди на горе?
Поднимаемся еще выше (внизу виден серпантин) …
Высота 3442 м. Накрапывал дождь, и Штурман настоял на возврате назад.
Едва успели спуститься — на перевале пошел сильный ливень.
Река словно «с цепи сорвалась» …
Каньон «Сказка» находится км в 20 от Тамги. Свернув с дороги, приходится ехать еще 4-5 км по грунтовке. Въезд — платный, около 70 руб., стоянка есть.
Поворот на каньон справа …
Вот такая, вполне проезжаемая, грунтовка …
Внизу автостоянка. Очень жарко.
А внизу — вот такие … м-м-м … композиции …
Соленое озеро Кара-Куль находится в 70 с небольшим км от Тамги.
Слева на берегу — мажутся лечебной грязью.
Скажу сразу — озеро особого восторга не вызвало: от трассы к нему ведет разбитая, в ямах, грунтовка (что-то около 15 км). На примыкающей к озеру территории грязновато. Хотя на въезде за машину берут 120 руб., с человека — 80 руб. Само озеро также внушает беспокойство за свое санитарное состояние. Но рядом имеются многочисленные кемпинги, столовые в виде юрт, все для отдыха на природе. Тут же за недорого продают арбузы и дыни. Брали — вкусные, спелые.
В общем, та же картина, что и на Баскунчаке в России. Кто не был — жалеть совершенно не о чем. Хорошо, что есть возможность спуститься от озера вниз и обмыться от соли в Иссык-Куле на девственно чистом берегу. Благо, все рядом.
Меня еле загнали обратно за руль …
Наше пребывание в санатории «Тамга» подошло к концу. Далее выдвигаемся в Бишкек, проводим его осмотр и затем предстоит доехать до Алматы. Потом — на Балхаш, посетить Астану, заехать в Кустанай и вернуться в Москву через Екатеринбург и Пермь. Также по пути автомобилю необходимо пройти плановое ТО-2, для проведения которого, после соответствующих расчетов по километражу, было решено посетить Тойота Центр в Чебоксарах. Там, соответственно, тоже пришлось остановиться. Но обо всем по-порядку.
По дороге из Тамги в Бишкек неожиданно пошел дождь.
А при въезде в город случился вот такой результат по расходу топлива …
Вид из окна дома в одном из новых районов города …
Удалось побывать и на мемориальном кладбище «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека, где объединена память о нескольких событиях в истории Кыргызстана.
Памятник, посвященный 1916 году (см. интернет) …
Памятник погибшим в результате революции 2010 года …
Вскоре женская половина нашей компании затребовала посещения рынка Дордой. Пришлось ехать.
Чего там только нет. Довольны были все.
Даже я немного «прибарахлился». Цены хорошие.
Утром прощальный завтрак пловом, приготовленным на костре… И — все!
Границу Киргизии с Казахстаном проходили в Кордае. С киргизской стороны все прошло гладко и быстро, очереди почти не было.
До свидания, Киргизия! Спасибо за теплый прием и всего тебе хорошего!
На казахской территории началось: транзит, значит надо пройти «рентген». Приглашения в бокс ждал минут 20. Заезжаю — а там стоят 2 автомобиля: у одного уже разобран салон, у второго, вижу, снимают водительское сиденье. Ну, думаю, попал?! Подходит паренек в пятнистой форме и начинает сыпать вопросами: откуда, куда, что везете, откройте багажник, бардачок, где и кем работаете и т.д. Прозвучала также просьба сразу сдать травматическое оружие, если таковое имеется — найду, говорит, хуже будет. Брал личным обаянием: дал спокойные корректные ответы и разъяснил, что травматическое оружие — не лучший способ защиты. Затем подписал какие-то бумаги об отсутствии запрещенного к ввозу и был отпущен восвояси. Все это заняло, порядка, еще минут 25. Итого — 45-50 мин. Фото, по понятным причинам, нет.
Еще нюанс такой (об этом уже писали): пассажиры проходят границу отдельно от автомобиля и ожидают за линией МАПП (а там жарко и сидеть негде). Поэтому вывод: не спеши, увидел, что твое авто прошло границу, тогда и следуй в помещение на погранконтроль.
Где-то после киргизско-казахской границы. Дорога (А2) нормальная.
Те же горы, но уже с другой стороны.
До Алматы добрались быстро.
Поездили по городу …
Прокатились в метро …
Разгар рабочего дня, никого … То ли дело в Москве.
Еще в Киргизии, после «скачек» по горам, заметил, что руль немного ведет вправо при движении — понятно, «сход-развал» шалит. Позвонил в Тойота Центр Алматы и — никаких тебе вопросов: приезжайте без записи, все сделаем. И действительно: быстро, качественно и недорого (за 1850 руб.) все поправили. Причем автомобиль даже на ночь у себя оставили, когда мне потребовалось посетить ресторан (с «выпивкой»), а в гостиницу возвращаться не было времени. Уже позже в Чебоксарах проходил ТО 2 — все нормально, так до сих пор и езжу.
Из всего списка достопримечательностей Алматы, обязательных к посещению, выбрали следующие: ночной Кок-Тобе (билет на одно лицо стоит порядка 450 руб.); высокогорный каток «Медео», подъем на Чимбулак (что-то около 900 руб. на человека до самой верхней точки) и прогулку по городу. Проживали в гостинице «Уют», номера приличные, центр города, великолепный шведский стол, автостоянка. Цена вопроса — почти 4500 руб. в сутки за номер (решили шикнуть и не пожалели). В целом город оставил приятное впечатление. Присутствует столичный «дух», автомобильные заторы, экипажи ДПС и проч.
Поднимаемся на Чимбулак. Виден каток.
На самой верхней точке «канатки».
Два дня пролетели незаметно, и нам снова пора в дорогу. Далее по плану — Балхаш: и город, и озеро. Из Алматы нас, что называется, «вывели», так как здесь оказались настолько запутанные дороги и развязки, да плюс пробки … Поэтому так объезжали вокруг города, что даже не запомнилось как. Самостоятельно я, конечно, выбрался бы, но жаль было бы потраченного времени: предстояло преодолеть 650 км по не очень хорошей дороге (предупредили заранее).
От Алматы до Бурыбайтала проложено вот такое … полотно. Ехать можно не более 60-70 км/час, так как с большей скоростью передвигаться опасно. Но после этого населенного пункта качество дороги постепенно улучшается и вполне претендует на оценку «хорошо» до самого Балхаша (города).
Вот на таком асфальте произошла еще одна встреча (последняя, крайняя — как хотите называйте) с казахстанской ДПС. Ситуация: еду в пределах указанного выше скоростного диапазона (60-70 км/час), навстречу идут колонной 2 или 3 «фуры», солнце слепит глаза, жарко. А впереди меня долгое время ехала еще одна машина на российских номерах (мы как-то друг за друга держались в пути).
«Вместе весело шагать по просторам!»
Тут случайно замечаю, что впереди первой фуры следует легковой автомобиль (повторюсь, солнце в глаза, авто — темного цвета, фура тоже). Вдруг на нем включается «люстра», он делает «полицейский разворот» и « … водитель такой-то, прижмитесь вправо и остановитесь …». Попутчик мой остановился, а я поехал дальше (бог его знает, кому там велено было встать). Смотрю в зеркало заднего вида — а он бросает «клиента» и мчится за мной. Да серьезно так — заходит слева, типа, прижимает к обочине. Напомню — скорость 60-70 км/час. Ну, что ж делать нечего — почти сразу останавливаюсь. Подходит сержант, опять жмет руку, мило интересуется делами, берет документы и любезно приглашает пройти к нему в автомобиль. Диалог состоялся такой:
Он: Добрый день! Почему нарушаем?
Я (в полном недоумении): Что же на такой дороге можно нарушить?!
Он: А вот 50 км НАЗАД был знак ограничения в 50 км/час, но знака отмены не было, а Вы ехали … 65!
Я: !?!?
Он: Если не верите, можем вернуться назад и посмотреть!
Я: Вы шутите?
Смотрю — а он на полном «серьезе». Пришлось применить ту же схему поведения, что и в Туркестане: я такой-то, еду к такому-то в Астану (что, кстати, было совершеннейшей правдой, встреча планировалась и состоялась). Никаких знаков не было и, вообще, вокруг голая степь! О чем разговор?!
Он: (после краткой паузы): Ладно, больше не нарушайте, счастливого пути!
Но опять же подчеркну: все корректно, без хамства. Думается, что это были какие-то «залетные» или «начинающие» (в смысле, неопытные): держались не очень уверенно и, видимо, рассчитывали на слишком уж «легкую» добычу. Кстати, потом к месту нашего диалога подтянулся тот, второй автомобиль, который был первым остановлен. Оказалось, что в нем на российских номерах едут представители коренного населения и, отпустив меня, ДПС с радостью переключилась на них. Чем все у них закончилось, доложить не готов, на дороге их я больше не наблюдал (может, куда свернули, не доезжая Балхаша).
Вскоре показалось озеро Балхаш.
А вот и город Балхаш (фото следующего дня)…
На улицах города. Довольно уютно.
Очередной хан на коне (прошу без обид, их очень много попадалось).
Городской пляж. А рядом — порт .
Пляж оказался так себе, поэтому смотались до Балхаша-9 (около 40 км от города по трассе, затем по бетонке 15 км) поплавать в чистой воде.
Да верю я, верю, что там хорошо …
Господи, где я и где Балхаш. В голове не укладывается, но я здесь.
Стоимость 2 суток проживания в гостинице «Балхаш» составила 2700 руб. Нормальная гостиница, чисто, завтрак непритязательный, автостоянка имеется. Рекомендую. Попрощавшись с Балхашом, выдвигаемся в сторону Астаны.
От Балхаша до Астаны (через Караганду) дорога на «4+» …
Традиционно: где-где? в Караганде… Резко похолодало.
Сам город решено было глянуть проездом, поэтому поехали через него. Вначале все было чисто и красиво, хотели даже остановиться, перекусить, побродить немного. Но в центре все оказалось перекопано и перекрыто, пришлось сворачивать в объезд на восток. А там дорога не приведи господь — точно как после бомбежки. Фото нет, так как просто исплевался и изматерился, пока преодолевал эту полосу препятствий: ямы, асфальта нет, камни, грунт. Даже мой «бодрячок» Ланд Крузер Прадо чувствовал себя не совсем уютно. Не надо ездить в ту сторону! Караганду по М36 настоятельно рекомендую объезжать по западной окраине (по крайней мере, в ближайшее время).
Естественно, настроение было напрочь испорчено и ни о каких прогулках по Караганде речь уже не шла. Было единственное желание поскорее уехать отсюда. Прошу карагандинцев не обижаться, но объезд с восточной стороны перечеркнул все положительные эмоции, возникшие ранее. А так — красиво, аккуратно, съездить туда на экскурсию можно. Один раз.
Прощай, Караганда! Жаль, не удалось познакомиться поближе.
Дальше до самого Темиртау — один бесконечный ремонт и ограничения.
А за Темиртау начался автобан. Состояние М36 до Астаны отличное.
Сам город, конечно, впечатляет. Но было холодно, градусов 12-15 тепла.
Нурсултан Абишевич собственной персоной.
А это отпечаток ладони Назарбаева Н.А. Тоже приложились.
От покупки билетов, которые стоят около 150 руб. на 1 чел., до момента «прикладывания рук» пришлось выстоять очередь, порядка 1,5 часов. Несмотря на холод, народ сюда тянулся: группы школьников, экскурсии, люди достоточно преклонного возраста, туристы типа нас и проч. Причем очередь не только на улице, но и внутри комплекса на лестнице (на фото видно).
Астана, конечно, впечатлила. Широченные проспекты, здания с интересной и необычной архитектурой, фонтаны, новые жилые комплексы, рестораны и цветы везде, где можно. Полагаю, что строительством одной только столицы президент Назарбаев навечно вписал свое имя в историю казахского народа. Намеренно, дабы не надоесть, не привожу здесь много фотографий Астаны, которых предостаточно, и которые широко известны почтенной аудитории. Все это имеется в интернете в достаточно большом количестве и хорошем качестве.
Удалось также побывать на ЭКСПО 2017. Билет стоил около 1500 руб. Самый лучший павильон оказался, естественно, у хозяев выставки. Он сделан в виде стеклянного шара высотой в 8 этажей. Чтобы туда попасть — надо было на улице выстоять очередь минут 25.
Очередь на вход в павильон Казахстана. Холодно, ветер.
Время пролетело быстро, пора дальше. Следующая остановка — в Кустанае.
Из Астаны до Кустаная дорога хорошая, везде новый асфальт. Да такой новый, что даже каменная крошка еще в него не «впиталась» и стучала по бортам автомобиля. В итоге — 2 скола в нижней части задней левой двери (щебенка от лихо несущегося, несмотря на знаки ограничения скорости, джигита на «Жыгуаре»). Ехал так: Астана — Атбасар — Есиль — Аулиеколь — Кустанай.
В Кустанай приехали вечером, утром уехали. Остановились в гостинице «Остров». Чистенько, завтрак, стоянка — все имеется. Стоимость 1100 руб. за 1 сутки.
Не удалось поближе познакомиться с городом …
Границу с Россией проходили через МАПП «Бугристое» недалеко от Троицка. Все быстро и организовано — что с казахстанской стороны, что у нас. Затем по Е123 ехали до Челябинска, дальше — по М36 до Екатеринбурга. Дорога, в основном, на «4-5». Но километров за 80 до столицы Урала началась «стиральная доска». Причем параллельно на рекламных щитах присутствовало лицо тамошнего улыбающегося губернатора, которому совсем, видимо, не стыдно за такое дорожное полотно. Позор!
В Екатеринбурге было решено навестить старых знакомых, да побродить по близким сердцу местам. Поначалу тоже было холодновато.
На площади 1905 года затеян грандиозный ремонт брусчатки.
Храм на Крови. 24 года назад здесь был просто пустырь с забором.
Последний раз я был в Екатеринбурге 12 лет назад. С тех пор город разросся, похорошел, появились новые районы и улицы. Останавливались в частной гостинице «Джаз», в которой также понравилось: завтрак на выбор, тихо, уютно, автостоянка. Почти за 3 суток отдано 5700 руб. Единственное неудобство — находится на окраине города в коттеджном поселке, добираться в центр на общественном транспорте неудобно, поэтому пришлось ездить на автомобиле. А это «сопутствующие радости» — пробки и поиск парковочного места. Вставали на площадке перед администрацией, благо, там пока бесплатно, и оттуда уже перемещались на общественном транспорте в нужные места.
Посетили также и Ганину Яму — первое место захоронения имеператорской семьи. Как проехать сюда — не рассказываю, так как в интернете имеются достаточно подробные инструкции о способах проезда в эти места (автомобиль, экскурсия, автобус, электричка). Дорожное полотно хорошее, указатели имеются, поэтому «промахнуться» сложно. Скажу сразу, чего-то особенного там нет. Выстроен целый храмовый комлекс, церковная лавка, столовая, автостоянка. Так, один раз посмотреть можно. Вход бесплатный.
Остатки шахты, где нашли императорскую семью. Все огорожено.
Дорога Екатеринбург — Пермь находится в отличном состоянии.
Трасса Е22 (Р242). Великолепно.
По дороге заехали в знаменитую Кунгурскую ледяную пещеру.
Достаточно интересное место, которое, проезжая мимо, можно посетить. Билет стоит 600 руб., а сучетом льгот — 500.
Вид на город из-за реки Сылва. К пещере подъезжать лучше через северный въезд — там дорога не разбита, как с южной стороны.
Да, все верно — это он, памятный знак «Пермяк — соленые уши».
Вот так искренне считают пермяки…
Вообще, в Пермь заезжал по печальному поводу: несколько лет назад, неожиданно, в расцвете сил, скончался однокашник, которого здесь и похоронили. Эх, Володя, Володя, тебе бы жить да жить... Прощай, друг!
В Москву возвращался по такому маршруту: Пермь — Воткинск — Ижевск — Казань — Чебоксары. Дорога везде хорошая, асфальт на «4+».
Где-то между Пермью и Ижевском.
Так как пробег на автомобиле приближался к 20 тыс. км, подходило время планового ТО2. Поначалу решил пройти его по прибытии в Москву. Позвонил, записался, цена вопроса в столице — 24500 руб. Но позже подумал — все равно в Чебоксарах останавливаться на ночь, может, у них есть Тойота Центр? Покопался в интернете, нашел, звоню — так, мол, и так, ТО требуется, прИмете? Нет проблем, слышу в ответ и тут же аккуратно интересуюсь стоимостью сего процесса. 18200 руб., говорят. О, как! Приятно! Останавливались в гостинице «Мир». Неплохая гостиница, завтрак и номера отличные, но очень маленькая, да к тому же неохраняемая, парковка на улице. Стоимость в сутки — 1800 руб.
Вот такое интересное название города на чувашском языке.
Обслуживание понравилось …
Пока авто проходило ТО, побродили по городу.
На улицах чистенько …
Спускаемся к Волге …
На набережной простовато…
Монумент «Мать-покровительница».
В Москву выехали где-то после обеда и ночью были дома. Традиционно представляю короткую справку о расходах по маршруту в целом: общий километраж составил 10513 км; потрачено 150000 руб., в том числе:
топливо — 30000 руб.; всевозможные платные стоянки для авто — 650 руб.; ОСАГО на Казахстан — 2200 руб.; мойка авто на протяжении всего маршрута — 1900 руб.; обеды и перекусы в дороге — 14300 руб.; экскурсии и поездки не на автомобиле — 6300 руб.; путевки в санаторий 29000 руб.; штраф в РФ — 250 руб.; телефон — 500 руб.; сувениры и подарки — 4950 руб.; продукты — 3050 руб.; покупка вещей — 13900 руб.; «сход-развал» у авто — 1850 руб.; прохождение ТО2 — 18200 руб.; проживание в гостиницах — 22950 руб. И, главное, автомобиль не подвел: рамный авто — это песня на некачественных дорогах.
Это все, благодарю за внимание!
P.S.: Настоятельно прошу за качество фотографий не критиковать, так как цель рассказа заключалась в том, чтобы донести необходимую кому-то информацию, а не выиграть приз на фотовыставке.