|
Привет из Красноярска всем участникам и гостям этого форума. В прошлом году летом информация, полученная здесь, помогла мне определиться с выбором машины, так что спасибо всем! В августе прошлого года и купил бензиновый 2,5 л. Обкатывать уехал на Саяны, по Саянскому кольцу Красноярск — Хакасия — Тува — Красноярск, накатал больше 2 тыс. км. В конце сентября решился поехать на большее расстояние: Красноярск — Иркутск — Чита — Манчжурия /это Китай/и обратно, получилось порядка 5600 км. С переходом границы и вообще по дороге проблем не возникло. Все получилось почти идеально, машина показала себя только с хорошей стороны. Фотографий с этих путешествий много, воспоминаний тоже много. Будут вопросы, что, где и как — отвечу обязательно.
А в этом году я решился на более длительное и по времени и по расстоянию путешествие. Получилось 33 дня и почти 17250 км. Даже сам не ожидал, что так получится. Да я и отчет писать не собирался, даже и не задумывался над этим, но вот встретил в Крыму ребят с этого форума, и они меня убедили это сделать. Вот и решил похвастаться ))). Последний раз, наверное, писал так много в институте при поступлении (сочинение), а вообще мне это больше напомнило школьное сочинение на тему «как я провел лето».
ТАК Я НАЧИНАЛ ПИСАТЬ ОТЧЕТ В 2011 ГОДУ, ДЛЯ ФОРУМА НИССАН Х-ТРЕЙЛ, НО НЕ ЗАКОНЧИЛ — ЛЕНТЯЙ — ДОПИСЫВАЮ УЖЕ В 2017. Не обессудьте, если будут маленькие расхождения по времени, может, где память уже подводит.
Ну а теперь о самом путешествии. Поехать на машине из Сибири в Европейскую часть России я помышлял давно, но постоянно что-то мне мешало, а в это лето все сложилось просто удачно и у меня и у жены. Утрясли вопросы с поливом домашних цветов, пристроили кота, дочь еще в мае уехала в Америку, по работе все решили…. Так что, честно скажу, собирались мы дня 2-3. Я купил новый трос, электронасос, для зарядки ноута купил преобразователь напряжения (работал от прикуривателя в багажнике), из допоборудования у меня уже был радар-детектор. Навигатором я никогда не пользовался, но в дорогу взял у товарища Гарминовский с картами России, еще и потому, что он не от прикуривателя работал (там у меня радар-детектор), а от USB-входа. В книжном купил обыкновенный атлас дорог России и СНГ, еще взяли мы спальники, большие раскладные стулья, одежды полный чемодан (в основном наряды жены) и поехали.
День первый, 10 июля, 05 утра, время везде пишу местное.
Если я куда-то далеко еду, то стараюсь в первый день выезжать как можно раньше, пока дороги еще пустые и можно уехать до начала рабочего дня как можно дальше от Красноярска. Сил много, радости от того, что все с поездкой получилось, тоже много, ехал и ехал… Навигатор помог спокойно пройти Кемерово (объездной дороги нет), потом проехал Новосибирск, и уже за Омском остановились на ночлег. Времени было около 22 часов. Ночевали в мотеле, номер достался хоть и последний, но хороший. Если бы я знал, что буду писать отчет, то я обязательно бы записывал и название мотелей, где ночевали и км, где они расположены. Проехали мы 1528 км за световой день, но нам еще помогло то, что прибавился 1 час времени (в Омске с Москвой разница 3 часа, а в Красноярске 4 часа).
День второй, 11 июля, 08 утра.
Проснулись нормально, опять же разница с Красноярском нам везде помогала утром вставать. Позавтракали в кафешке при мотеле и поехали дальше. Пока ехал до Ишима (вариант проезда ч/з Казахстан сразу отпал — запугали меня друзья и знакомые), прикидывал, как я поеду, на Челябинск или на Екатеринбург ( мне нужно было попасть в Костромскую область). В Ишиме, в придорожном кафе разговорился с водителем-дальнобойщиком, и он мне посоветовал ехать в Челябинск ч/з Бердюжье на Макушино. Сел я в машину, подумал, подумал и поехал на Екатеринбург. Проехал Тюмень…
И при подъезде к Екатеринбургу мне неожиданно машина преподнесла приятный сюрприз! Заработал родной навигатор (по Сибири у нас нет программы, только все обещают дилеры), и стал я сравнивать, как работают навигаторы. Родной, ниссановский, выше всяких похвал, а вот Гарминовский нет- нет и привирал. Да и графика у родного очень понравилась.
Все города (Тюмень, Екатеринбург и Пермь), которые проезжал в этот день, оставались в стороне или по городу приходилось ехать совсем немного. С навигатором было ехать одно удовольствие.
В Перми случилась первая встреча с сотрудниками ГИБДД, замерили на посту тонировку, и… и сошлись на 200 рублях, хотя они очень просили чуток добавить ))) (добрые люди там работают). А вообще, очень интересно там работают сотрудники. Мне показалось, что самое любимое у них занятие — ловить нас на сплошной. Если у нас стоят и дежурят в засадах или просто на постах, то почти всю Пермскую и Кировскую область наблюдал, что гибдедешники ездят в колоннах туда-сюда и караулят тех, кто не выдержал медленной езды в колонне и решил обогнать пару большегрузов ч/з сплошную. Вот тут они и вылетают с громкой связью, как чертики из табакерки. Я просто со счету сбился, когда считал их во встречных колоннах.
Ночевать остановились уже где-то перед Кировом. Проехали горы и нашли мотель, большая-большая стоянка для авто и 2 мотеля друг против друга. По обслуге и массе лиц другой, отличной он меня национальности, да и по меню понял, кто здесь хозяин, но недостаток был всего один — душ и туалет на этаже были общими, а кухня, цена и обслуживание, все устроило. Проехал за этот день — 1368 км.
День третий,12 июля, 07 утра.
Встали утром легко, опять же и время у нас в Красноярске было уже 9 утра, позавтракали (чай и блинчики). И поехали, дорога практически пустая утром, ехать любо-дорого. Да и, вообще, на этой трассе намного меньше ездит большегрузных машин, что едут с Москвы, чем на трассе Москва — Челябинск… В этот день мы как-то незаметно перескочили в московский часовой пояс, вот была разница в 2 часа и на тебе — уже московское время! И как в том месте люди живут? Я прикинул — человек просыпается в 8 утра, а на работу в соседнюю деревню приезжает к 7 утра ))) А домой 2 км едет 2 с лишним часа. Замучаешься часы переводить, стрелки сломаются ))))
К полудню добрались до Костромской области (земля моих предков), родители мои отсюда родом, приехали в Сибирь ГЭС Красноярскую строить, да там и остались жить… Проехали Шарью, Мантурово и добрались до Макарьева где-то в часа 2 дня. С погодой повезло, природа вокруг красивая! Я всю дорогу рассказывал жене случаи из своего детства, когда и как я сюда приезжал с родителями. Параллельно и всю родословную ей поведал ))). Мы никого не предупреждали, что приедем, и вот когда приехали, то дома никого и нет…. Одни уехали в Ярославль и вернутся только вечером, а тетушки дома просто не оказалось, а соседи не знали, где она…
Я не стал ездить и искать, а просто повозил жену по этому маленькому (тысяч 10, наверное, жителей)городку. Смотреть-то сильно и нечего, за исключением старого Макарьевского монастыря, его реставрируют очень медленно, но и то хорошо!!! Я-то помню, что там было в 80-90 годы…
Местные говорят, что с этого ключа и начался монастырь, что здесь основал скит монах Макарий, и было это в далеком 15-м веке… Вообще, это тихий, провинциальный городок на реке Унже, кругом зелень. На реке чудные пляжи… и очень мне жалко, что я не задержался здесь на более долгий срок, чем те 2 дня, что мы себе здесь отмерили… В конце концов, мы нашли мою тетушку, она нянчилась с правнучкой, приехала вторая тетя с семьей, и мы всей родней провели оставшееся время вместе…..
На следующий день решили съездить в заброшенную деревню Обелево на Нейской дороге… Там находится кладбище, где похоронены мои далекие предки. Я был в тех местах в далеком детстве, и один бы никогда не нашел это кладбище.
Ориентиром служила вот эта старая недействующая церковь… Мы сначала решили подобраться к ней поближе…
Деревня уже давно нежилая, трава в рост человека, домов практически нет, так два-три сруба стоят, магазин да клуб. Самое опасное было — это не упасть в заброшенный колодец! Вот в этом доме раньше был магазин и аптека…
Но подойти к церкви оказалось совсем просто, зашли внутрь. Меня очень поразили размеры… Вроде рядом было всего 3 деревни, по числу жителей, наверное, одна наша сегодняшняя девятиэтажка… И вот пойди ты сегодня попробуй построй одним домом церковь! Нет. Даже детскую песочницу не построим. А тогда, в старину, люди жертвовали, для себя строили! Молодцы наши предки, правильно жили! И до сих пор ими построенное стоит, несмотря на то, что там 50 лет склад был. На стенах даже фрески сохранились! Залез я еще почти на самый верх колокольни, вид изумительный… просто фотограф из меня неважный, красоту вижу, а вот запечатлеть ее для показа другим людям не умею…
Ну а потом мы долго искали на кладбище могилки. Нашли, долго рвали траву, чтоб хоть в божеский вид привести, а больше для того, чтоб в следующий раз не потерять и легко найти…
Прапрадед мой и прапрабабка здесь лежат. Может, когда еще удастся сюда добраться, я бы очень хотел.
За этим лесом речка Нея течет, правый приток Унжи. Раньше с этого места была видна красная крыша кордона, где жили мои дед с бабкой… Сейчас там уже ничего нет, и проехать ближе к нему я побоялся, спросить было тоже не у кого.
Когда ехали, не так далеко, видели еще одну заброшенную церковь, решили заехать посмотреть и на нее…
Там внутри помещения еще больше сохранилось фресок и всяких рисунков. Даже сама основа иконостаса осталась! Непонятно почему не сломали, если помещение использовалось под склад? Там на полу какие-то запчасти, железки всякие валялись. Темно внутри было, фрески на стенах еле видные, фотографировал со вспышкой, и уже дома были удивлены, как хорошо все цвета еще сохранились, а ведь лет 150 назад рисовали… И сама кладка кирпичная со временем только крепче становится (мне так показалось).
А этот кадр я уже сделал, когда мы опять вернулись в Макарьев. Ох уж эти суровые костромские коты!!! Никакой угонщик не страшен ))).
Вечером была настоящая деревенская баня, потом посиделки за большим столом со всей родней (я как разойдусь, так меня и не переслушать). Вот так и закончился еще один день нашего путешествия. Как ни уговаривали нас родственники, как ни шептала на ухо мне погода, на следующий день мы все-таки решили ехать дальше! За все дни накатал — до Макарьева — 864 км, по городу и окрестностям еще 124 км.
День пятый, 14 июля, 8 утра.
Поехали в сторону Костромы… По дороге я планировал сделать маленький крюк. Хотел в Судиславле свернуть на Галич, там проехать до родины моего отца (д. Кожухово), а дальше уже попасть на трассу Буй — Кострома. Но не все получилось… На всех картах с деревни был выезд на Буйскую трассу, но в реальной жизни оказалось, что нет! И мне пришлось назад ехать в Галич и опять возвращаться до Судиславля. Но это сильно меня и не расстроило! Я добрался до родины своего отца, нашел дом, где раньше жила моя бабушка и где я был в гостях пацаном. Дома вроде стоят, но живут в них теперь не местные жители, а дачники, да и то не во всех. На жену деревня произвела удручающее впечатление, а я, от переполняющих меня эмоций, ничего негативного и не заметил! На фото видно и церквушку, где крестили и отпевали моих далеких предков. Она действующая, но службы идут, наверное, только по праздникам.
Вот так меня в Галиче встретили. Как будто заранее знали, что приеду, чуток только не успели ))), да еще оказалось, что глава района однофамилец! Можно было действовать, как сыновья лейтенанта Шмидта!!! Но это не мое)))
А с этого колодца я воду носил. Он действующий, вода есть, да и по вкусу такая же )))
Это сам Галич и вид на Галичское озеро:
А это монастыри и церкви города Галича, и их много. Очень древние, как и сам город.
Когда выезжали назад на трассу, город Судиславль оставался чуть в стороне, а так как мы себе на этот день еще очень много напланировали, то заезжать в него не стали. До Костромы оказалось совсем недалеко, и мы приехали туда чуть за полдень. Куда ехать и что смотреть, мы не знали. Я был один раз проездом, но много читал в книгах и в инете смотрел… церкви, монастыри… Гостиный двор…
Решили еще и по набережной погулять и обязательно заглянуть в Ипатьевский монастырь. Найти его оказалось очень просто, доехали до центра (по навигатору), один раз спросили, а дальше уже по куполам ))). Народу было мало, машину удалось припарковать прямо у входа. Монастырь не очень большой, ухоженный, красивый. Ходить можно не везде, но и так есть что поглядеть!!! Кто будет в Костроме, обязательно загляните!!!
Кто-то из местных сказал, что в этом монастыре снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Я поверил, так как много похожего… Так и представил себе, как здесь бегали Куравлев с Яковлевым, а за ними Крамаров со стрельцами )))), но это оказалось неправдой, снимали фильм в Ростове Великом, Ярославской области, я это потом в инете прочитал, но очень и очень было похоже.
А это усыпальница семьи Годуновых…
После посещения монастыря мы поехали на набережную Волги. Там, на причале, увидели несколько больших туристических кораблей. Была надежда, что случайно там будет стоять у причала и наш «АнтонЧехов», бывший флагман Енисейского речного пароходства, его продали на Волгу, но не повезло. В этот день он был где-то в районе Казани. Погуляв по набережной Волги, мы отправились дальше. Следующим городом на нашем пути был Ярославль. Между Костромой и Ярославлем всего км 100, или что-то около этого. Времени на проезд до него мы затратили совсем немного.
В Ярославле ночевать мы не собирались, хотели еще дальше проехать в этот день, но и просто проехать мимо этого красивого города мы не могли. Поэтому доехали до исторического центра (на наш взгляд), оставили машину и пошли гулять… Времени было часов 6 вечера, магазины по продаже сувениров еще работали, магнитики на холодильник мы еще успели купить ))). Машину припарковали рядом с, как нам показалось, Ярославским кремлем.
Но это оказался большой мужской монастырь, а работники нам объяснили, что настоящего Ярославского кремля давно нет (он сгорел), но все путают и этот монастырь считают кремлем. Да и ладно, нам-то разницы никакой. В этом монастыре мы забрались на высокую колокольню (возможность такая за деньги всем предоставляется), и там открылся очень красивый вид на весь город и особенно на набережную. Куда бы мы ни смотрели, в какую бы сторону, везде были видны купола православных храмов… Как нам сказали — в Ярославле больше 50 церквей и соборов. Потом мы чуть переехали, ближе к набережной (с колокольни наметили маршрут) и оставили машину на платной стоянке (нет-нет я все-таки автоворов боялся — номера-то на машине не местные). Набережная ну очень красивая!!! Был какой-то очень значимый юбилей, и денег вбухали порядочно!
Очень впечатлило даже просто ее местоположение (набережной), ну и музыкальные фонтаны, памятники к юбилею города, вид с нее на реку и на город!!! Все это нам понравилось, вам рекомендуем посетить этот город.
Мы посчитали, что у нас еще есть время и прошли пешком в сторону центра города, до какой-то площади, где было запрещено движение машин (люди ходили пешком, и кругом стояли ГИБДДешные машины). Вечером в городе тихо, зелени очень много… Сегодня мы с супругой уже и жалеем, что очень мало времени провели в этом старинном русском городе.
Ну, а так как мы не собирались оставаться в Ярославле на ночевку, мы поехали дальше…. Привыкнув к тому, что на протяжении всей дороги от Омска было очень много мотелей, гостиниц, мы и ехали в сторону Череповца с мыслью, что где глянется мотель, там и заночуем.
Первый попался в Рыбинске, но там не было возможности покушать, только ночлег. Двинули дальше и на одной заправке встретили сибиряков из Новосибирска, парни гнали ВМV из Финляндии. Они нас и расстроили, что ни мотелей, ни нормальных кафешек в этой стороне нет и не будет, а уже темнело… Я ехал сколько хватило сил и терпения, как ребята говорили, так и получилось. Заночевали мы в машине, на окраине Череповца, возле какой-то заправки и большой развилки. В сам Череповец я даже и заезжать не стал.
Меня напугали дымящиеся трубы города, которые я увидел издалека и даже в сумерки!!! Время было уже часа 2 ночи. Это была первая и, как оказалось, почти последняя ночь, когда мы ночевали в машине. Хоть салон и разбирается полностью (думаю, что вы все это знаете), мне было и неохота и просто лень все это убирать и разбирать. Жена устроилась на заднем пассажирском месте, а я кое-как на передних креслах. Пригодились спальники! Но спать мне было не очень удобно, роста я не совсем маленького.
Проехали за этот день 819 км.
День шестой, 15 июля.
Проснулся где-то в часов 5 утра. Умылся, посмотрел карту и в путь. Можно было ехать сразу на Питер, но я выбрал другой маршрут (жена спала, спорить со мной было некому), и поехал я в сторону Петрозаводска. Теперь-то я понимаю, где я отклонился от более удобного маршрута, а тогда ехал, как мне указывали широкие полосы дорог на атласе России, а это не всегда правильно. Часов в 7 утра я добрался до города Белозерска,
а там вовсю шла подготовка к празднованию юбилея города, все дороги в центр были перекрыты, так чуть-чуть удалось сфотографировать, не отходя далеко от машины. А город оказался почти ровесником и Ярославля и В. Новгорода.
А дальше просто ехал и ехал. И вот никак не ожидал, что будут водные преграды, где только паром и другого пути нет. Первый паром ждать пришлось не очень долго, но и короткого времени мне хватило очень многое узнать, просто рядом с паромом ловил рыбу очень интересный человек, знаток Вологодчины. Он мне многое рассказал про знаменитых жителей этой области и рассказал чем знаменито было именно это место, где мы находились этим утром. Оказывается, здесь проходили съемки фильма «Калина красная», видна была старая притопленная церковь,
мимо которой Шукшин на «Ракете» плыл в фильме.
А где мы стояли в ожидании парома — на этом месте как раз снимали сцену тарана ЗИЛом Волги с бандитами во главе с Бурковым. Переправились и поехали дальше, на пути был и еще один паром, в Вытегре. Вот здесь я совершил еще одну ошибочку в выборе маршрута. Тогда я почему-то держал в голове только город Петрозаводск, старался доехать именно до него. А уже потом, когда добрался до дома, до Красноярска, до меня дошло, что лучше мне было на Вытегре повернуть направо,
на Медвежье, и проехать вокруг всего Онежского озера. А так я, конечно, увидел Онегу, довольно долго ехал вдоль озера. И добрался до Петрозаводска. Но то ли мы устали, то ли просто город нас не впечатлил, мы почти сразу поехали дальше. Вот здесь уже, в отличие от утра, мы решали вдвоем, как ехать дальше. Можно опять было сразу на Питер, но мы решили проехать по Карелии, вокруг Ладожского озера, ч/з Сортавалу.
Ехали, любовались природой, красивыми озерами Карелии, сосновыми борами, деревянными церквями!!!
Удивлялись и улыбались названиям поселков и деревень, некоторые и выговорить с первого раза не было возможно ))).
А качество дороги было выше всяких похвал… И я сейчас понимаю, что нужно было остановиться на день или два в Карелии, просто пожить (мотелей по дороге было много), погулять, порыбачить. Но тогда мы просто ехали и ехали вперед… просто куда-то торопились. И я зачем-то поставил себе цель добраться до Питера, хотел где-то, чуть не доезжая, заночевать, но не получилось. Или проехали мы мотели, или просто их не было с этой стороны питерской дороги рядом с городом, но мне пришлось ехать до самого города.
Был поздний вечер пятницы, и трудно сказать, что мне больше — повезло или не повезло!!! В попутном направлении было очень мало машин, но вот навстречу… просто ужас!!! Я таких пробок в Красноярске и не видел. Все из города ехали, или на дачи или просто в сторону Карелии на отдых, а к вечеру морось пошла, усталость навалилась… Фары постоянно встречные, дорога незнакомая.
Хапанул я чуток негатива, а уж как в Питер заехал, стало легче. Раньше в городе много раз бывал, да и родственники есть, пусть дальние, но очень гостеприимные и приветливые. Но вот жена у меня не любит никого стеснять, и поэтому в Питере мы тоже поселились в мотеле (время ночь была — родственников без предупреждения беспокоить не хотелось). Морось превратилась в дождь сильный. И мотель мы выбрали самый первый по телефону, где-то возле парка Победы. Машину я бросил прямо у входа и скорее мыться и спать, спать и спать ))) Проехал за день — 992 км.
День седьмой, 16 июля, 8 часов утра.
Как бы я ни хотел спать, но разница во времени очень ощутима. В Красноярске — 10 утра, а здесь еще 6, а глаза уже открыты и не спится… Встали, душ, чай, интернет- вай-фай возле дежурной и в город. Смотреть, ходить и смотреть…. Первым делом я на навигаторе настроил маршрут до Кронштадта (мечтал там побывать), и мы поехали. Опять я был очень доволен работой родного навигатора, довел быстро и без проблем.
Кронштадт понравился, тихо, туристов мало, восстанавливают красивый собор — Морской.
База военного флота…
Хотя во Владике покруче военные корабли ))). Потом поехали назад, задержались на Васильевском острове, покатались по набережной и в Морпорт заехали…
Следующим пунктом осмотра была Петропавловская крепость.
Сифон и Борода не только в телевизоре.
А это я бы и в Красноярске применил, в центре, когда праздники и большое скопление народа.
А это охранники Эрмитажа.
Короче, пробыли мы там полных 2 дня и посмотрели очень и очень много, машина в этом очень помогла ))), и вечером восьмого дня путешествия (17 июля) мы поехали дальше, в Великий Новгород. Здесь у меня живут две двоюродные сестры, у одной из них мы и остановились. Вечером посиделки, рассказы, воспоминания, сестра с мужем у нас в прошлом году были, и мы с ними как раз на этой машине и ездили на Саяны (по Питеру и окрестностям — 200 км).
День девятый, 18 июля, 8 часов утра.
Еще в Красноярске с женой договорились вставать утром как можно раньше, да еще нам разность первое время помогала. Сначала поехали в Юрьев
Побродили по монастырю,
подышали стариной. Потом заехали посмотрели памятники деревянного зодчества.
И вернулись в В. Новгород. Пообедали и дальше смотреть. Осмотрели Кремль Новгородский,
Перешли на другой берег Волхова.
И там побродили еще по городищу…
И кому-то может показаться, что мы все делали бегом, так это только от того, что мы знали, что еще очень много впереди. Но и запомнили мы тоже очень много, и в голове и на фото. Ближе к вечеру съездили еще в один женский Николаевский Вяжицкий монастырь.
Я раньше уже был несколько раз в этом городе, а вот жена в первый раз приехала, и ей очень понравилось… Проехали с Питера до В. Новгорода и по окрестностям последнего — 373 км.
День десятый, 19 июля, 8 часов утра.
Утром позавтракали, завезли сестру на работу в центр и поехали дальше. Направление взяли в сторону Пскова. До Пскова сделали всего одну остановку, 4 км в сторону свернули до курорта Хилово. По моим соображениям, именно где-то здесь похоронен мой дед по отцовской линии, он пропал без вести в начале июля 41года, и сколько можно было узнать в инете и по запросам в военкомат, то и сложилось мнение, что он где-то здесь и погиб…
Сфотографировал памятник бойцам 21-го Стрелкового полка
и поехал я дальше. В Пскове заехали прямо в центр, ориентировались по куполам, оставили машину и пошли гулять по старому Псковскому кремлю.
В собор зашли…
такого убранства нигде не видели…
такого количества икон…
И чувствуется старина! Вам, жителям европейской части, может и привычно такую старину видеть, ну а нам, сибирякам, не очень — у нас самые старые строения 17-го века… а здесь! 9 -10 век, короче, хапнули мы впечатлений.
И дальше в путь. Теперь стали двигаться в сторону белорусской границы. Чуть не доезжая до границы, мы попали в такую непогоду, что стало даже страшновато и мне. Сначала тучи черные все небо закрыли, потом ветер поднялся очень сильный (у нас такого и не бывает). А мы в этот момент ехали по дороге меж больших деревьев… как полетели ветки, сучки…
Я не мог решить остановиться мне или дальше ехать. Видимость никакая, ни встречных, ни попутных машин не видно. Один раз большая ветка как по крыше ударит… все, думаю, вся крыша в коцках будет, но почти пронесло. Как непогода очень быстро началась, и так же очень быстро закончилась.
На дороге куча веток, сваленных деревьев, на фото это очень хорошо видно. Остановился, вышел, машину осмотрел. Она вся в каплях, вроде все цело, царапин больших и нет. И уже потом я на одной стойке лобового стекла, вмятину нашел… ну что ж делать, бывает, никто не застрахован от такого. Незаметно подъехали к Белорусской границе.
И хоть знали мы, что с 1 июля новые правила проезда границы, все одно волновались. А оказалось напрасно. За 200 метров до границы, в каком-то ларьке, купили страховку типа ОСАГО для стран СНГ. Можно на 15, можно на 30 дней. Мы выбрали на 15, купили. Подъехали к границе, в будке мужик сидит, шлагбаум закрытый… мужик попросил 230 рублей и открыл шлагбаум. И все!!! Мы в Белоруссии.
Правда через пару км нас остановили гаишники местные. Но спросили только зеленую карту (так страховку называют), посмотрели и отпустили. Плохо было здесь только то, что навигатор перестал показывать мелочи, только крупные города Белоруссии, да и то не все. Теперь мне пришлось пользоваться только атласом в бумажном исполнении. И я по атласу добрался до Молодечно. Была уже ночь, а город нас встретил почти полной темнотой (не работали фонари).
Подвезли какого-то паренька, вот он нам и показал дорогу до центра, до гостиницы. Гостиница нормальная, но впечатление такое, как будто в СССР вернулся, да и цена за хороший 2-местный номер — 800 русских рублей! Это ведь даром. Оплату взяли рублями, сдачу сдали тоже рублями, но белорусскими. Пошел машину на стоянку поставить, рассчитался этими рублями и долго не мог понять, сколько же я заплатил за стоянку русскими — получилось 15 рублей. Вот же живут, подумал я! Дома-то 70 плачу.
Ночь. Телевизор работает, почти все передачи на русском, хотел жене показать кино на белорусском (смешно очень), не получилось. Проехали 793 км.
День одиннадцатый, 20 июля, 7:30 утра.
Как ни восхищался я всегда Белоруссией, но оказалось, негатив тоже есть. Утром встали, а позавтракать в гостинице-то и негде. Просто сели мы в машину и поехали, на дороге-то много мест, где можно хорошо покушать. Направление я держал на Гродно. Дороги хорошие, погода тоже была чудесная. Очень много аистов на обочине.
Наглые такие ))), даже дорогу переходят не спеша. В каждой деревне несколько гнезд на столбах.
В поле трактор что-то делает, а вокруг него с десяток аистов ходит. Название поселков и деревень на белорусском тоже очень смешные ))).
Но самое примечательное и приятное было то, что белорусские водители оказались очень и очень вежливыми! Стоило мне только догнать кого-то, двигавшегося медленнее меня, как этот водитель сразу же прижимался правее и пропускал меня, и так было это по всей территории республики. Как же мне захотелось, чтоб и у нас так поступали водители большегрузных автомобилей! А то соберут за собой караван из 20-30 машин, и такое впечатление, что специально это делают. До Гродно было недалеко, доехали быстро.
Я армейским друзьям не писал, что приеду, позвонил, встретились,
познакомил с женой… С одним сходили в ресторан белорусской кухни, пообедали, и я дальше в путь. Не хочется расслабляться, ведь если остаться, то вечером застолье, потом день-два отходить… Ребята не обиделись, один в отпуск завтра с семьей уезжал, а второму я пообещал скорую встречу уже без супруги )))
Пока ждали товарища, я показал жене центр города,
маленький и уютный, показал гауптвахту,
где я сиживал, будучи на срочной службе. Следующая короткая остановка перед Минском была в Волковыске. В этом городе я провел 1,5 года службы. Части уже нет, забора нет, но здания стоят.
Собственники разные, но мне в свою казарму удалость попасть,
постоял даже на месте, где моя кровать стояла.
Походил рядом со столовой,
возле штаба.
Классная была юность! )))
И в Минск! Дороги шикарные, скорость больше, чем у нас в стране, гостиницу нашел быстро, на Партизанском проспекте, возле универмага «Беларусь».
«Турист».
Проехал за день по Белоруссии 600 км.
День двенадцатый, 21 июля, 7:00 утра.
Но что-то не то произошло с Белоруссией, где радость на лицах людей, где открытость. Все какие-то настороженные, сумрачные. Кафе только до 22-23, магазинов, работающих поздно вечером и ночью, всего 3, на весь Заводской район. Потом уже нам объяснили местные, что был какой-то день протеста, хлопающий, молчаливый день. Я был удивлен, не рад, и в Минске мы сделали просто обширную автоэкскурсию по городу и решили на вторую ночь не оставаться, но сначала рано утром я съездил на трамвае к своей воинской части (учебка).
Туда нас привезли 3 ноября 1980 года. Часть находится через одну остановку от гостиницы, на Партизанском проспекте, за рестораном «Сосны».
Попал даже внутрь своей казармы ))). Теперь там цех по производству пластиковых окон.
Потом еще и на машине подвез жену к части, показал, где форму солдатскую надел.
Минск красивый,
чистый город,
замечательные люди.
Но что-то такое витало в самой атмосфере настороженное, опасное, что я даже доллары не мог поменять у людей, все боялись, пришлось в обменнике, по худшему курсу.
Двинулись в сторону Гомеля, чтоб попасть на украинскую границу и проехать до Чернигова. В Гомеле живет сослуживец по Волковыску.
То ли я номер неправильно записал, то ли он поменял телефон, но встретиться не удалось, пока пытался дозвониться, покушали в кафе и поехали дальше. Времени задерживаться в Белоруссии у нас не было.
А вот и Украина!
В очереди на таможню сплошь авто с украинскими номерами, машины полностью затарены белорусскими продуктами. Мне это было непонятно, так как и в Минске мясные, молочные товары не показались дешевыми! Нашлись люди, которые объяснили, в Р.Б. действуют еще советские ГОСТы, а в Украине уже ТУ… но это так, маленькое отступление, воспоминаний о СССР мне хватило и в Чернигове!!:)
Заехали мы на Украину под вечер, в Чернигове остановка была запланированная. В селе Роище, не доезжая Чернигова, у жены жили родственники по отцу (он родом оттуда). Общаться они перестали еще в 1971 году, когда он погиб… И вот, спустя 40 лет, мы собрались посетить его родину. Через сайт «одноклассники» я вроде и нашел информацию, что две родные тети жены, сестры отца живы, но адрес точный нам не дали, вот Роище, его в темноте мы и проехали, где бы мы в ночи искали родных… Переночевали в Чернигове, в гостинице, такой же, как в нашем Дивногорске в 80-е была гостиница «Бирюса».
И с утра поехали в Роище искать родственников. Не буду ничего описывать, но встреча была супер. Вот и весь тринадцатый и полчетырнадцатого дня мы пробыли в селе, пообщались с родственниками, посетили могилы прямых родственников жены, провели время в экскурсиях по замечательному городу Чернигову.
Именно об этой церкви упоминается в «Слове о полку Игореве».
День четырнадцатый, 23 июля, часов 15 дня.
Выезжаем в Киев, с нами в машине провожатый, сын двоюродной сестры жены, из Киева, Алексей! Замечательный парень!!! Он нам и в Чернигове много что показал из достопримечательностей и в Киеве был нашим проводником. Мы же не сидим, ходим, ездим и смотрим. До конца этого дня и весь следующий день осматривали Киев.
Проехали за все эти дни 785 км, от Минска.
День шестнадцатый, 25 июля, 10:00 утра.
Попрощались с вновь приобретенными родственниками, пообещали приехать еще раз и взяли с них такое же обещание и поехали. Цель — Одесса! Никогда не были, мечтали и ждали встречи с этим городом с нетерпением.
По пути все было очень интересно, за окном автомобиля уже настоящая Украина… поля, поля, бахчи, бахчи… На одной остановились и купили арбуз (кавун) прямо с куста или стебля, отрезали при нас. Все новое это всегда супер! А какой придорожный ресторан мы увидели! Ресторан как ресторан, но название — «САЛО». Класс!!! Издалека видно, прикольно и, думаю, вкусно!
Мы-то не ведали о такой встрече и км за 50 хорошо покушали, вот и не проверили, чем здесь кормят…
Одесса класс!!! Заехали без всяких навигаторов,
только по указателям. Включил родной, х-трейловский, но он показывал только сушу и море, из городов только Стамбул. Но и вида моря мне было достаточно! Я поехал просто так, чтоб попасть именно ближе к воде, вот и выехал прямо на один из городских пляжей…
К морю, к морю, йодом подышать, в соленой воде тело обмыть! Настроение супер! Машину бросать и к воде, но не тут-то было. Стояночники, резвые, наглые — гривны и гривны давай! А я еще с Киева к курсу не привык, суммы называют, мне кажется, что это много. Но люди везде люди, обошлись по минимуму, но наука на всю оставшуюся дорогу очень помогла, только увижу этих стояночников, в желтых тужурках, не слушаю, проезжаю дальше. И всегда находил бесплатные места и очень рядом с объектом, который мы хотели посетить.
Побыли на море не долго, ополоснулись и двинулись дальше, искать место для ночлега. Еду по родному навигатору направо, слева море… еду и еду.
Одна гостиница, сходил, от ценника глаза на лоб, гостиница другая, теперь жена, глаза на том же месте. От одесских цен на проживание настроение портиться стало, но думаем, что где-то на окраине подешевше жилье будет. Еду и еду и находим, чисто случайно, пансионат «Тихая Гавань», на улице Василия Симоненка.
Рядом с морем, маленький, уютный и недорогой! Все устроило. Да еще и сосед у нас оказался замечательный, и как человек и как собеседник, актер из телесериала «Гаишники» и многих других кинофильмов. Два вечера общались, очень интересный, образованный человек.
По Одессе ездили и на авто, и на общественном транспорте, центр исходили пешком.
Съездили на летнюю дачу патриарха,
на батарею защитников Одессы. Потемкинская лестница,
морпорт,
памятник Де Рибасу, Ришелье, Екатерине.
Сама Дерибасовская.
Привоз.
Класс!!! Давно мечтал… Не без участия В. Гусева пообщались со знаменитым одесситом, юмористом, ведущим программы «Голые и смешные».
Проехали от Киева до Одессы и по всей Одессе — 580 км.
День восемнадцатый, 27 июля, 12:00.
Заехал еще по двум старым армейским адресам, информацию по обоим получил, с одним даже потом и связывались.
Держим направление на Крым, Николаев,
Херсон, даже и не останавливаемся.
Вот такие машины встречаем по дороге.
Мимо и мимо. Цель Крым,
Да еще и гаишники украинские отбили желание езды через города, только в объезд. Я штрафов не платил, да и не заработал, просто хватило одного раза предвзятого отношения к транзитным машинам. Не буду описывать, вы все прекрасно понимаете, о чем речь, что ГАИ, что ГИБДД, что ДАИ… Вот они и есть люди-братья ))).
По федеральной трассе до Симферополя решил не ехать, до Джанкоя поехал правее, по западному побережью, мимо Евпатории, Саки… Дороги плохие, видов морских не увидел, потом пожалел, что так поехал.
В Севастополь приехал в темноте, где, кого и какую гостиницу искать? Даже и понервничал немного, поездив по городу в темноте, но увидел указатель на Балаклаву, и что-то меня дернуло двинуться в эту сторону. И там нашли хорошую, просто замечательную небольшую гостиницу, даже и не поняли, куда окна выходят, устали, перекусили, спать легли. Но какой вид нас ожидал утром!
Проехали за день — 635 км.
День девятнадцатый. 28 июля, 9:00 утра.
Из окон залив Балаклавский или бухта, яхты, катера. Виден и вход в скалу для подводных лодок. На горе слева остатки древней крепости.
Вот и решили после завтрака в первую очередь прорываться к ней, к крепости. Подъехали очень близко,
посмотрели все закутки без всяких экскурсоводов.
Иногда своя фантазия нарисует картины прошлого лучше всяких историков. Вид сверху изумительный! На море,
на саму бухту с другой стороны,
на берег противоположный, а там заметили уже современные военные постройки.
Решили съездить и туда. Так как заехали сюда ночью, а до этого видели море только в Одессе, то были очень и очень впечатлены! Реально красиво! И… опасно!!! Обрывы и высота очень большая, там, где мы бродили. Балаклаве класс!!!
Потом поехали в Севастополь. Быстро по городу, набережная, экскурсия на катере
по бухте мимо русских
и украинских военных кораблей,
на Фиоленту.
И уезжаем из города.
Может, кому-то нужно больше времени, но мы жили 7 лет во Владивостоке, и для нас военный морской русский город нового ничего не открывал. Следующий пункт для нас был Бахчисарай, вернее православный монастырь в горах и старый город, но, когда увидели указатель на мемориальный комплекс Сапун-гора, решили и туда заехать.
Пока находился там и осматривал этот музей под открытым небом, меня не отпускала мысль, какие же смелые и отважные были наши отцы и деды, столько дней оборону держали! Они достойны нашего уважения и вечной памяти!!!
Дальше дорога в Бахчисарай.
В сам город не заезжаем, ханский дворец тоже остается справа, едем дальше, куда не понимаем.
Кругом пацаны в желтых, оранжевых тужурках, которые машут руками, говорят, что дальше стояночных мест нет и предлагают оставить машину именно у них… Мы в раздумьях, но и представить себе не можем, сколько топать до монастыря. Тут появляется парнишка на мокике и задает нестандартный вопрос: кушать мы там собираемся или нет? На наш ответ, что мы не против пообедать, обещает нам бесплатную стоянку рядом с кафе, которое держат его родственники или знакомые, мы соглашаемся, и он сопровождает нас ч/з все заграждения до самой последней стоянки, для тех, кто хочет посетить монастырь
и старый город. Оставляем машину, заходим в это кафе под открытым небом. Прикольные маленькие домики, на 4 человека с лежаками, интересное меню. Делаем заказ, а официант почему- то интересуется, что мы хотим посетить. Я-то думал, что нам часа хватит и попросил заказ через час приготовить, он улыбается и предлагает время приготовления перенести на более поздний срок! Но я упорствую, я то свои силы знаю, что нам стоит туда и назад сбегать ))) … ну и пошли! Монастырь рядом, зрелище впечатляющее! И помещения Успенского пещерного монастыря в горе и кельи в этих же горах.
В некоторые из них можно залезть только по веревочной лестнице. Поражаешься этим людям и уважаешь их! Но мне трудно понять, что их заставляет уходить из нашего мира в этот… но как туристу там очень интересно и очень, очень там красиво и все гармонично!!! Идем по широкой тропе дальше. Только было православное сооружение, и вот уже мусульманское кладбище, соседствуют без проблем! Чуть выше поднялись и вот он, пещерный город Чуфут-кале.
Какой вид открывается на каньон,
какие помещения в горах…
Мы-то были без экскурсовода, и нам приходилось самим фантазировать, для чего было то или другое помещение. Но спальные места и места для хранения продуктов легко определялись, в одних очень комфортно чувствовалось, а в остальных было супер прохладно! Ну и можно было понять, где молились своим богам. Понравилось все очень. Пошли назад, опять зашли в монастырь,
я даже обмылся по пояс возле колонки водной. Еще пофотографировались, глянули на часы и ахнули, почти 3 часа прошло.
Идем и думаем, что наша еда уже остыла и стоит холодная, но тамошние официанты очень мудрые люди и таких, как мы, самоуверенных хвастунов, насмотрелись и даже и не думали накрывать поляну! Дождались нас и только тогда дали команду поварам готовить!! А нам предложили очень интересный сервис, я нигде подобного не видел!! Это душевая кабина, обычный поддон, обычный душ с лейкой, но лейка не на уровне головы или выше, а на уровне колен! Это все для того, чтобы ополоснуть уставшие от пешего путешествия ноги, так сразу стало легко, хорошо. Потом вкусная еда, я долмой был очарован, до сих пор помню. А еще восточные сладости к чаю! Супер! С кафешного лежака подняться оказалось очень большой проблемой, хотелось прилечь и чуть поспать, такое было блаженство от увиденного, потом от еды. Умиротворение, тишина и покой…
Но что сделаешь, ехать нужно дальше, место ночевки не определено, не найдено. Мечтали только поближе к Ялте выбраться. Навигатора в 11-ом году у меня еще не было, ниссановский родной ничего толком не показывал, вот я и руководствовался только атласом автомобильных дорог, да еще информацией турцентров, куда я всегда заезжаю и смотрю информацию о предлагаемых ими экскурсиях. Вот и решил я проехать через Голубинку на Ай-Петри,
а уж от туда спуститься к Ялте. Сначала обычная дорога, потом начались петли. Увидели указатель какого-то Большого каньона.
Оставили машину возле сувенирных ларьков и пешком прогулялись до него!
Интересно, но не более… просто складывается впечатление, что местные высасывают из пальца описание, всё делают, чтоб туристов приманить. Мы искупались, посмотрели, а я еще дальше по каньону сбегал, метров за тысячу, вот там в сто крат интереснее! И каньон уже и ущерб от весенних полноводий такой хаос наводит по ущелью, все так естественно и страшно, а в августе течет маленький ручеек, а я, глядя на все это, представлял, что здесь творится весной и ранним летом. Вернулись к машине и поехали дальше. Начался серпантин, да еще такой сложный, интересный! Это я сейчас пишу, уже посетив подъемы к Сьера-Невада в Испании, Алтайский перевал Кату-ярык, а тогда тот подъем на Ай-Петри показался мне чем-то фантастическим, петля за петлей, петля за петлей и между ними только 20-50 метров прямого участка. Обидно, что поднялись уже в сумерки.
Море, море перед нами и огни Ялты и окрестностей. Постояли, полюбовались, фотографии всю красоту не показывают, да и много не получилось, одни блики от огней. Теперь вниз, к морю )))
Я думал, что спуск будет полегче, но оказалось наоборот. Темнело и повороты были круче и прямые участки короче… но так хотелось добраться до кровати быстрее, и я мчался, как на трассе Красноярск — Дивногорск. Моргал фарами, и меня все пропускали, просто как в компьютерной игре! Сейчас уже ни за что так не поеду!!! Что-то меня в тот раз подстегивало, сам не пойму такого разудалого отношения к этой дороге. По прошествии времени благодарю всевышнего за то, что так закончилось и я не был наказан за свою самоуверенность… Может и лишнее написал, но искренне!
На таких дорогах соблюдайте осторожность господа-товарищи! Спустились вниз, налево Ялта, направо Алупка. Постояли и решили в Алупку. Поздний вечер, темно, а продавцов жилья море. На словах говорят одно, а от посещения предлагаемого жилья становится невесело, не от цены, от качества. Едем, ищем, уже и желания в очередной раз посещать апартаменты нет, пробуем найти гостиницу и тут облом! Или люксы или ведомственные, только для своих.
Вот тут хочу дать совет. Жилье нужно искать засветло или уже заранее договариваться по инету, по телефону, как угодно, но не ночью искать методом тыка. Едем, едем по улице Ленина, и вижу объявление на заборе —«жилье», заезжаем за ворота, видим здание 3-этажное, старинное, деревянное.
Оказывается, это храм Александра Невского, и там сдают номера для паломников. Нам были рады, а уж как мы были рады! Номер с огромным балконом, с видом на море, с туалетом и душем в номере и всего за 1200 рублей. Не было только кондиционера и телевизора, да еще ч/з 2 стены на нашем этаже службы шли, но нам очень понравилось… Даже завтракали в православной столовой, да еще одна работница храма нам 2 утра продавала спелый инжир, спелый и очень вкусный. Мы у нее забирали весь и получали огромное удовольствие от этих спелых фруктов, до этого я никогда свежий инжир не ел, только сушеный, даже и не представлял, что это может быть так вкусно. Простите, что так много этому уделяю внимания. Сейчас пишу, а вкус помню! Класс!
Дни 20-21, 29-30 июля, подъем в 8 утра. Утром пешочком спускался к морю и купался, потом завтракали и вперед… Съездили еще раз в Бахчисарай, в ханский дворец, очень хотелось посмотреть Бахчисарайский фонтан!
Был очень удивлен, слово ФОНТАН и то, что я там увидел, не имели ничего общего! Но, выслушав историю про то кто и как и по чьему заказу делал этот шедевр, я очень проникся и понял, почему Пушкин написал про это замечательные стихи. Еще посетили саму Ялту, Ласточкино Гнездо, царские дворцы, по лифту Брежнева спускались к морю.
Еще раз поднялись на Ай-Петри,
только теперь уже в вагончике.
Покушали наверху замечательного плова.
Осмотрели все, что могли и все, что успели…
Минусом можно было считать только одно — везде очень и очень много народу… Проехали за эти дни 570 км.
День 22, 31 июля, часов 9:30 утра.
Задержались с выездом только потому, что ждали женщину с инжиром ))), дождались, купили на дорожку и поехали в сторону Керчи.
По южнобережному шоссе.
Ночевку запланировали в Коктебеле, меня это название с детства манило, прочитал где-то, запомнил и всегда хотел приехать, посмотреть и понять, что это за волшебное место КОКТЕБЕЛЬ!! Серпантины, горы, зелень кругом, иногда дорога шла вдоль моря. Одним словом, красотень!!!
Вот и Коктебель, но ожидания мои почему-то не оправдались. Масса народу, машин, постройки вдоль дороги обычные, дома с магазинами и ларьками,а я ожидал дворцов и замков — КОКТЕБЕЛЬ ведь… Прямой, простой дороги к морю не нашел, везде шлагбаумы или просто бетонные блоки. Может, это чисто мое субъективное мнение, но мне не понравилось.
Вернулся к центру, посовещались с женой, я еще и у людей поспрашивал, где лучше остановиться поближе к морю и где народу поменьше… Советы были разные, людям и сутолока этого места нравилась! Но тут два проходящих паренька, а шли они на остановку, порекомендовали какой-то поселок в 8 км отсюда, под названием Орджоникидзе. Я почему-то им поверил, предложил подвезти и показать мне дорогу. Поехали и не пожалели. И жилье нашли быстро, хорошее и недорогое, и море не так далеко. Время было часа 4. Устроились, потом поехали на море, нашли на окраине за горой достойный пляж и до вечера хорошо отдохнули, накупались.
Когда ехали назад с пляжа, увидели и посетили винный магазин, вот там накупили сухого красного вина, производства местного Коктебельского разлива, классное было вино, мне очень понравилось. До жилья добрались, смыли с себя соль морскую и уже пешком отправились на приморскую набережную.
Там масса кафешек и ресторанчиков, но искали именно такой, где готовят рыбу, где жарят именно кефаль. Я-то раньше кушал, вот и обещал жене это вкусное блюдо. Нашли такое место, чудно посидели, и покушали вкусно, и живую музыку послушали, ну и вина выпили! Чудесно провели вечер.
P.S. в этом поселке еще днем мы встретили ребят из «Х-Трейл клуба». Они увидели номера нашего региона, сами подошли, расспрашивали нас и рекомендовали по приезде написать на их сайте отчет о нашем путешествии… Вот чем я, по прошествии большого количества времени, и занимаюсь.
Итого за день — 205 км.
23 день, 1 августа, 8:30 утра.
Двинулись в сторону Керчи,
Хотели на пароме попасть в Краснодарский край. Первым пунктом была Феодосия, народ только-только перемещался со своих мест ночлега на пляж, мест для стоянки авто было много. Для начала зашли позавтракали в одном из местных кафе, побродили по набережной и двинули дальше, просто все говорили о больших очередях на паром, и мы хотели приехать как можно раньше. Вот и Керчь.
В город не заезжаем, двигаем сразу в порт. А там уже приличная очередь, где мы занимаем свое крайнее место, но ненадолго…
Народ все прибывает и прибывает. Почти все машины с российскими номерами. Ищем земляков, но зря, даже просто с Сибири нет, все жители европейской части. Но, как и в любой нашей очереди, то и дело вспыхивают скандалы и споры, в основном из-за торопыг и блатных, которые без очереди пытаются залезть. Маленькие паромы вмещали определенное количество машин, сейчас не помню, но, кажется, не больше тридцати. Подошла и наша очередь, пришел какой-то чел с длинной рейкой, заменившей ему линейку, замерил наши машины, раздал всем листочки и отправил в кассу оплачивать место на пароме. Открылись ворота, и мы заехали.
Я-то думал, что самое сложное закончилось, но нет… Там таможенники, погранцы и опять блатные, которые заехали в морпорт после меня, а на паром их запустили раньше. Потом только понял хитрость украинцев, много позже))). На воротах при заезде видеокамеры, все чинно по очереди заезжают. А уже на территории запись не ведется, а там, оказывается, что билеты, которые нам в кассе дают, они не по порядку и не на ближайшее время. Блатные, заехавшие после меня в порт, на паром раньше заехали, и ничего не сделаешь , кассир уже за границей, ты уже прошел погранконтроль…. Так что просто тупо стой и жди, когда тебе дадут команду грузиться.
На родину захотелось еще больше, она казалась такой порядочной, такой справедливой! На весь переход затратили больше 7 часов, это еще оказалось по-божески. Выехали с парома на землю,
прошли таможню и ошалели от очереди машин тех россиян, кто стремился попасть в Крым. Очередь была огромной. Пока ехали, увидели две машины с 24 (Красноярский край) регионом и одну с 19 (Хакасия)… Посигналили землякам и помахали рукой. Сутки-то они точно отстояли.
Решили эту ночь провести на Азовском море, ночлег нашли в поселке Пересыпь. Хозяева оказались из Иркутска, да и большинство гостей оттуда же. И вечером искупались, и утром.
Море понравилось, людей мало, тихо. Минус нашел один, были комары, но это терпимо. Проехали за день от Феодосии 170 км.
День 24, 2 августа, часов 10 утра.
Не торопились, искупались, позавтракали и поехали, благо ехать было не так далеко. Собирались сделать остановку в Анапе,
в Джемете. Я уже был там в студенчестве (проводником поезда Красноярск — Симферополь). Понравилось, вот и решил жене показать анапский песок. Доехали быстро, жилье тоже нашли нормальное и не так далеко от пляжа. Так что день прошел в отдыхе, море и прогулки по базарчикам и магазинчикам и сытный ужин в нашем гостевом доме.
День 25, 3 августа, часов 11 утра. Все как всегда и как у всех в отчетах, встали, сбегали на море, искупались, пока народу не так много, позавтракали и в путь. Заехали в Анапу, ничего нового для себя не увидели: море, толпы людей, много машин. Никакого желания оставаться в городе не было, поехали дальше в Новоросийск, погуляли по набережной,
посмотрели на военные корабли…
Попали под дождь и были вынуждены пересидеть его в классной кафешке на набережной. Дальше наш путь лежал в Абрау-Дюрсо.
Мы не торопились, думали, что у нас еще много времени, подъехали туда после 17:00, и оказалось, что на обзорную экскурсию в погреба мы опоздали. Походили вокруг да около,
посовещались и решили в Джемете не ехать, а поискать ночлег где-то здесь. Но время-то еще мало было, до ночи далеко, вот и поехали просто к морю, и попали в поселок Дюрсо, маленький такой, с таким же маленьким пляжем. Нашли место в гостевом доме и вечер опять просто посвятили себе любимым, покупались, покушали, пообщались с жителями этого дома. Все всегда удивлялись, что мы столько времени в дороге, и я уже к этому привык ))) и почти хвастался и сыпал названиями городов, которые мы посетили до этого и рассказывал, сколько км мы уже проехали.
Утром в гору, в Абрау-Дюрсо, там полная экскурсия,
с дегустацией,
затем магазины при заводе.
Народ, как шальной, кидается раскупать шампанское, но нам оно что-то не понравилось, а вот сухого красного купили почти ящик. Опять Новороссийск на пути, но мы не в Анапу сворачиваем, а решаем двинуться в сторону Джугбы и доезжаем до Геленджика. Это был крайний город на черноморском побережье. Бросили машину,
погуляли, покушали и решили возвращаться в Анапу, жилье-то мы не сдали (проплатили трое суток). Приехали уже к ужину, опять вечерний променад и спать.
Весь 26-ой день провели в Джемете, загорали, купались и гуляли. За эти дни проехали 325 км.
27 день, 5 августа, часов 9 утра. Позавтракали (куда же я без жратвы) и поехали на Азовское море,
опять в Пересыпь или до Голубицкой, в планах было провести ночь и переночевать на Азовском море. Это нас так Анапское побережье достало, хотелось тишины, да и море было почище, попрохладней. Темрюк справа, перед нами Голубицкая.
Тут начинает портиться погода, сильный ветер, тучки, солнце пропало…
Не заезжая в станицу, сворачиваем возле какого-то кемпинга на море. Идем к морю, думаем, советуемся, я еще и искупался. Посидели на песочке и решили здесь не оставаться, а ехать дальше. И это все от погоды, жалко, но что сделать.
Опять Темрюк, коньячный завод, магазин при заводе и опять закуп виноводочных изделий. То ли это у нас в крови, то ли ассортиментом и качеством нас все это убивало, то ли общий туристический ажиотаж, но мы опять купили несколько бутылок… стыднооо.
Дальше без остановок,
даже и в Краснодаре останавливаться не стали, путь держали в Старокорсунскую. Там у нас старый товарищ по Красноярску живет и работает. Приехали после обеда, еще не вечер, его не предупреждали, как снег на голову свалились. Вечер прошел в общении и в воспоминаниях о молодости. Проехали за день 292 км.
28 день, 6 августа, утро.
Сначала заехали на рынок в станице, масла растительного купили, орехов грецких и уже дальше, с Виталием, поехали в Краснодар. Деньги сняли в банке, с сыном Виталия повстречались и все, едем дальше…
Проехали знаменитую Кущевскую, дальше Ростов-на-Дону.
Едем и едем, мимо и мимо… уже ничего здесь смотреть не хочется,
скорее домой хочется… подустали от дороги.
Не доезжая Воронежа, ночуем в Павловске.
За день проехали 724 км.
29 день, 7 августа, раннее утро.
Самый простой день к описанию. Выехали из Павловска рано утром, а после обеда,
часиков в 16 уже были в Реутово , у моего армейского товарища.
Пообщались, перекусили и двинулись к другим, друзьям по Красноярску, теперь живущим в Химках. Вот у них и переночевали. Я быстро ушел спать, а Юля с девчонками полночи проболтали. За день проехали 770 км.
30 день, 8 августа, 8 утра.
Подъем, завтрак, прощание с друзьями и в путь. Поехали в сторону Ярославля, задумали посетить Сергиев Посад, сходить в Лавру. Но для этого еще нужно было выехать из Москвы. Навигатор дорогу показывал очень прилично, все было понятно, но я где-то отвлекся и пропустил правый поворот на развязку и пришлось сворачивать направо чуть дальше и ехать с огромной толпой въезжающих в столицу по Ярославскому шоссе, в сторону центра, тут левый поворот вообще отсутствовал.
Вот тут и ощутил, что такое московские пробки, кое-как развернулся в обратную сторону, на выезд и помчались догонять упущенное время… И где-то именно здесь я схлопотал второй и последний штраф за превышение в России. Пришло письмо счастья потом, на домашний адрес — 82 км по населенному пункту. Пришлось платить, машина на фото была наша.
Приехав в Сергиев Посад,
оставили машину на стоянке возле монастырского пруда, в котором плавали лебеди, и пошли в Лавру…
побродили,
подышали воздухом этого места, приложились к мощам Сергия (на удивление, очередь была небольшая) и решили ехать дальше. Здесь решили на большее время не останавливаться. После города ушли направо, в сторону Горьковского шоссе,
а там уже во Владимир.
Я здесь раньше был, а супруга в первый раз. Машину оставили возле торгового центра (удобно), рядом с Соборной площадью и пошли гулять.
Посетили церкви, Дмитриевский собор,
а вот в Успенский не попали, он был закрыт на уборку, а ждать мы не стали. Через боковую открытую дверь пытались разглядеть старые иконы, творения рук Рублева и Грека…
Старина, русский дух чувствовался в каждом кирпичике… мощь и величие предков! Ведь могли!!! Дальше ехали почти без остановок. Н. Новгород оставили слева, Чебоксары
прошли под вечер и к полуночи добрались до Казани. В город решили не заезжать, а переночевать на объездной и утром пораньше в город приехать. Так и сделали. Мотель нашли быстро, скоренько перекусили, душ и спать, чтоб рано встать. Проехали за день 900 км.
31 день, 9 августа, 8 часов утра.
Вы будете удивлены, но мы опять рано встали, опять позавтракали и… опять поехали. С объездной до центра доехали в считанные минуты, оказывается, в удобном месте ночевали, близкий въезд в центр оказался. Поехали сразу к Казанскому кремлю.
И тут нам опять повезло! Утро раннее, мест на стоянках много, и припарковались мы метрах в 20 от центрального входа в кремль. Осмотрели все экспозиции музеев и побывали во всех уголках!
Исключение составили только президентские апартаменты
и мечеть,
туда мы не пошли. Прекрасный вид на Волгу с одной стороны, на набережную, на город с другой. Красивый город Казань.
Дальше ехали на выезд ч/з весь город, практически была автоэкскурсия.
Опять дорога и дорога, одна разница от большинства других дорог — это очень и очень много радаров, меня спасал антирадар, но он пищал, практически не переставая, так много камер, как на этой трассе, я не видел.
В планах был заезд в Набережные Челны,
к однокласснику, другу детства, но… Не получилось, он уехал в командировку. Едем дальше.
В Башкирии купили немного меда. Не специалист и не смогу различить алтайский мед от башкирского, если он куплен возле дороги. Скорее всего, этот мед одинаковый((,а съезжать и искать пасеку и настоящий мед времени не было совсем, торопились доехать до Челябинска , но и этот мед зимой съели с удовольствием.
Пусть простят меня жители этого региона, но про красоту Уральских гор мне нечего писать. Я бы с удовольствием это сделал, но я ничего не увидел — трафик был настолько большим и напряженным, что все мое внимание занимала только дорога!! Сотни большегрузов, обогнать которые нужно просто умудриться за очень короткую разделительную и не попасться ГИБДДешникам. А неспешно и аккуратно ехать не позволяло время (хотел приехать засветло и переночевать у двоюродной сестры). Вот и ехал в спортивном режиме — газ, тормоз, газ…
Но все одно не успел. Км за 60 меня совсем срубило, захотел спать и все!! Позвонил сестре, чтоб не ждали, и мы нашли мотель для ночевки и там остановились. Вот я вроде и байкальские серпантины проходил, за Абазой перевалы, на Горном Алтае дороги, в Крыму южная дорога и подъем и спуск на Ай-Петри, много еще чего!!! Но самый негатив и трудности у меня возникли от этой трассы.. Вот переезд Уральских гор по более северной трассе, ч/з Екатеринбург, мне больше понравился..За день прошли 1025 км.
32 день, 10 августа, часов 7-8 утра.
Еще чуть-чуть помучились из-за интенсивного движения на трассе и заехали в столицу южного Урала. Большой город, но нашли место жительства родственников быстро.
Программу свели до минимума, на ночь решили не оставаться. Посетили могилу дяди, познакомились с внуком сестры. Муж (его и раньше видел), ее дочери и т.п.
Уехали бы и еще раньше, но у меня скрипеть начали передние тормозные колодки. Пробег автомобиля на тот момент составил 47 тысяч, уже должен был как 2 тысячи посетить ниссановский центр для очередного обслуживания, для сохранения гарантии. Посещать местный, челябинский центр мне не очень хотелось, дозвонился до красноярского, объяснил ситуацию, и мы пришли к пониманию, и я безбоязненно еще проехал чуть больше двух тысяч.
Колодки купил и поменял на работе у мужа сестры. Это был единственный случай обращения в техцентр во время путешествия, если не считать замены предохранителя на заднем прикуривателе (постоянно держал там преобразователь для зарядки ноута, вот он и сгорел). Во второй половине дня, попрощавшись с родственниками, поехали дальше.
В Курган не заезжали и, когда встал вопрос как ехать к Омску, ч/з Казахстан или по России ч/з Бердюжье, то решили ехать Петропавловск. Граница, вечер, народу мало, оформлялись быстро. Страховку купить заставили на месяц, а ехали по этой стране всего 120 км. Наклейку всучили RU, на Украине и в Белоруссии ее не требовали… и КОМАРЫ!!! Огромные, злые, как собаки!!! Все делал быстрыми пробежками, а жена старалась, по возможности из машины не выходить.
Ну и еще один фактор, из-за которого мы боялись ехать по Казахстану, это была тонировка нашей машины по кругу. Если в России я раз попался и был уверен, что и в любой другой раз отобьюсь, то, по разговорам бывалых, меня ждали в этой республике за тонировку очень и очень большие неприятности!!!
И вот можете себе представить! Ночь, едем, соблюдая все правила, по знакам, ждем сотрудников за каждым поворотом… Напряжение в машине, кажется, от прикосновения со мной любой электроприбор заработает )))
Рулю правой рукой, а левая лежит на кнопках опускания передних стекол. Думаю, будут останавливать, остановлюсь уже с опущенными окнами, и никто меня не заставит их поднять. Въезжаем в Петропавловск или на его окраину, видим пост ГАИ и подъезжаем к посту с открытыми окнами. Медленно проезжаем сотрудников, они на нас смотрят, мы на них, все как в замедленном кино и все… Проехали… Никто не остановил, никто и не пытался. Больше меня пугали этим перегоном
Дальше опять граница, как прошли, не помню, помню, что без проблем. Омск по объездной, город слева проезжаем. Ищем ночлег, но уже очень поздно, часа 2 ночи, везде все занято. И решаем просто ночевать в машине возле понравившегося нам кемпинга, а понравился он нам обилием клумб с цветами возле мотеля.
Хозяин ботаником, наверное, мечтал быть. А тут перестройка, вот он и в бизнес ))) Проехали за день 895 км.
33 день, 11 августа, рано утром.
В мотеле платный душ для проезжающих, не ночующих. Удовольствие огромное, в машине-то не айс ночевать. Потом завтрак и в путь. Домой и домой. Организм понимает, что окончание путешествия близко, накопившаяся усталость уходит на задний план. Все мысли только — вперед и быстрее…
Новосибирск. Заезжаем только по просьбе супруги, ей очень захотелось Икею посетить, а я даже и из машины не выходил, чуток поспал. А время-то идет, и дорога на восток съедает очередной час времени (омское с красноярским отличается), и к Кемерово подъезжаем уже в сумерках, вечером.
И что такое для меня 500 км в сравнении с почти 17 тыс. км. Решаю не ночевать в Кемерово, а ехать домой в Красноярск. Вроде рядом, а тут пошел дождь, тайга, темнота, блики от мокрой трассы и встречных фар, трещинки на стекле и еще очки на носу… Все это вкупе такие неудобства приносит, а еще и желание спать. Вот теперь, спустя годы, благодарю всевышнего и судьбу, что доехал без происшествий и в 5 утра был дома.
И теперь делаю два самых главных (мое мнение) вывода!
За последний день путешествия проехал 1465 км, дома был 12 августа, в 5 утра.
Всего проехал 17130 км.
Сегодня уже не могу точно вспомнить расход бензина, где-то в районе 9 литров. Все записывал, все чеки собирал, но… сейчас уже 17-й год, где те чеки, одному богу известно.
Всем, кто дошел до конца моего некороткого рассказа, да и кто бросил читать раньше… Всем удачи на дорогах!