|
Осенью, когда жаркое лето уже позади и последние ясные деньки радуют остатками уходящего тепла, самое время вернуться на несколько месяцев назад, пересмотреть фотографии, подержать в руках разные сувениры, монетки и ракушки и вспомнить ушедшее лето, отдых, приключения и разложить, наконец, по полочкам все впечатления.
Для нашей семьи уже много лет отдых — это именно новые впечатления. Пляжи, купание, курорты — это все вторично, на это достаточно нескольких дней, а потом нам становится скучно — поэтому мы с супругой не мыслим для себя отдых в качестве заложников путевки с олл-инклюзивом, не представляем, как это — прилететь куда-то, аэропорт-отель-пляж-отель-пляж-отель-пляж-...-аэропорт. И всё? Потратить кучу денег, чтобы поваляться на пляже? Так для этого не надо никуда лететь, ближайшая речка от нас в 20 минутах пешком, Азовское побережье — полдня на машине. Нет-с, уважаемые. Из отпуска мы стараемся привезти не столько загар, сколько впечатления. Увидеть новые города, а если есть возможность — то и новые страны, в общем — познавать мир. Более того — подросли наши детки, младшей на момент поездки было 6, а старшей — 10, и у них тоже появилось желание путешествовать с нами. Так что теперь путешествия стали семейными.
В этом деле у нас есть неизменный друг и член семьи — автомобиль Вольво 740, 1988 г.в., дизель. Автомобиль нынче раритетный, но вполне бодрый, просторный, комфортный, удобный и фантастически надежный. За 4 года обладания этим удивительным авто потребовали замены, помимо расходников, лишь два сальника и треснувшее лобовое стекло. Два года назад он прокатил нас в Грузию и Армению (отчет здесь: https://travel.drom.ru/26907/), много катал по Украине, и вот теперь пришла пора прокатиться в Европу.
Сама идея поездки пришла спонтанно. Прошлый год, из-за известных событий, был мрачным, и летом было, увы, не до туризма. Поэтому накопившуюся усталость, в т.ч. и моральную, решено было снять большим путешествием. На работе был выбит отпуск, пришедшийся на начало лета, и начались планы. Рассматривались три направления:
Забегая вперед, скажу, что в Молдове и Одессе мы побывали, а в Беларусь тоже съездили — но только осенью, буквально неделю назад, о чем будет мой следующий отчет. Ну а пока — разумным шагом оказалось поехать в ближайшее турагентство и спросить о визе в Болгарию. На что мне умница-девушка предложила другой вариант: Виза стоит 35 евро на взрослого, дети бесплатно, услуги агентства стоили бы по 20 евро, ну и в Болгарии надо тоже снимать жилье. НО! Как выяснилось, из-за огромного снижения туристического потока в Болгарию, еще и в начале сезона, цены на путевки просто смешные. Путевку в хороший отель в Золотых песках с завтраками на 4 дня для 4 человек мне предложили за 100 Евро!!! Включая все услуги, только за расширенную страховку доплатил лишних 15 евро (чтобы покрывала все дни отпуска, а не только отдых в отеле). Я подумал, что это — именно то, что нужно. В середине путешествия, тем более с детьми, очень даже здорово сделать несколько дней передышки от впечатлений и отдохнуть на море.
Итак, вот наш маршрут.
С собой беру распечатки с сайта autotraveler.ru — оказались весьма полезны, распечатки разговорников, скачанные в интернете, и перечень интересных для посещения мест в разных странах. Мы не коллекционируем штампы в паспортах и не стремились посетить как можно больше стран, а хотели за короткое время отпуска успеть повидать побольше интересного в каждой, причем так, чтобы дорога не становилась в тягость. Поэтому решено было не гнать, а планировать маршрут по ходу дела, руководствуясь желанием и настроением. Ночевать планировали в недорогих гостиницах, приличных хостелах или апартаментах — бронируя места через Букинг в смартфоне в любом кафе, где есть вай-фай. Собственно, такая тактика вполне оправдалась.
В дорогу, чтобы и детям легче ехалось, и родителям тоже, особенно мне, как единственному водителю, записываю две флешки аудиокниг. По себе знаю, что это — лучшее средство против усталости и сонливости в дальней дороге, особенно ночью, когда все спят, поговорить не с кем, может незаметно подкрасться огромная опасность — отключиться или попросту потерять концентрацию внимания. И в этом случае хорошая интересная аудиокнига — лучший друг и помощник. Как выяснилось, если книга интересна и для детей — это еще и прекрасная помощь в том, чтобы дети не так уставали от длительных перегонов, не начинали беситься или капризничать. Помогло на все 100%, очень рекомендую. А если дети еще и не самые большие любители читать и не понимают, что в книгах интересного — то вот и прекрасный повод улучшить их отношение к книгам. Главное — подобрать что-то интересное, захватывающее и универсальное по возрасту для детей и взрослых. Это не так сложно, но результат будет великолепным.
Итак, все уложено, выезжаем.
По дороге от Полтавы на Киев идут масштабные работы: расширяют трассу, строят вторую полосу.
Это прекрасно — и масштаб впечатляет — работы бурлят добрую сотню километров, неприятные ранее тесные и извилистые участки под Лубнами уже полностью спрямлены и сделаны.
Но в связи с этими работами движение существенно замедляется — много съездов на встречку и знаков 40. Так что в Киев мы въехали на пределе рабочего дня — в 17:40 — и вот облом: уткнулись в вялотекущую пробку. В 18:03 мы только-только выползли к Почтовой площади, а фирма-туроператор работает до 18:00… Облооом... Но... ЙЕС!!! Боже, благослови всех трудоголиков, обожаю людей, которые задерживаются на работе. Звонок — и о счастье, оказывается, нас готовы принять и в 19, и даже в 19:30 — если только мы придем по адресу основного офиса. Ну конечно мы придем! Нас ждала не только радость от того, что успели, но еще и годичные мультивизы! ЙЕЕЕЕСССС!!!!! Всё на свете было не зря, не напрасно было!!!
С поющей душой мы погуляли часок по центру, Крещатику, показали детям Святую Софию, Михайловский собор и печально знаменитый Майдан.
Ограда Михайловского златоглавого собора стала своеобразным аналогом Стены плача — на ней по месяцам тысячи фотографий погибших в войне на Донбассе. Возле нее всегда много цветов и лампадок, всегда стоят люди. К сожалению, война не закончена, и фотографии все время появляются новые...
Киев интересен тем, что сколько раз его ни посещай, всегда найдется что-то, чего еще не видел или раньше не замечал. На этот раз это был чудный памятник Леониду Быкову и военным летчикам.
Потом был вкусный ужин в знаменитой «Пузатой хате». В общем, когда покидали вечерний Киев, то даже пробки уже не могли испортить нам настроения.
Наш путь лежал в Черновцы. Это город близ границы с Румынией, и изначально мы планировали часам к двум ночи приехать, заночевать там, а утром нырнуть оттуда в Румынию. Ну что ж, человек предполагает... Но с другой стороны — всё к лучшему. В Черновцы мы таки попали. Утром. Я, дурак, поверил гугловскому навигатору. В Европе-то ему можно верить почти полностью, но вот в Украине он совсем не хочет понимать, что ближе — не значит лучше. Уж сколько раз он меня подводил — то заведет в какие-то частные сектора вместо проспекта, то упорно гонит на грунтовки вместо шоссе... На сей раз все было не слишком страшно, и дорога не особо плоха, но ехать ночью какими-то деревнями вместо международной трассы... В общем, для себя сделал однозначный вывод: в следующий раз идеально — ехать по трассе Харьков—Киев—Львов—Мукачево, и уже оттуда в любом нужном направлении. Эта трасса по нашим меркам идеальна. А вот на Черновцы — не слишком.
Сами Черновцы — уютный, красивый и чистый город с прелестной старинной архитектурой, напоминающей Львов, но чем-то более стройной, что ли, не знаю, как выразить. В общем, несколько жаль, что времени на обстоятельное знакомство с этим чудесным городом было так мало и оно пришлось на раннее утро. Мне кажется, этот город надо посещать ближе к вечеру, даже в сумерках, когда рабочий день уже завершен и люди гуляют по улочкам, сидят в кафе — Черновцам, как и другим западным городам, не идет суета.
Но мы приехали утром. И решили, раз уж так вышло, съездить на местный рынок прикупить пляжные принадлежности — дома было некогда, а в Болгарии, мы справедливо предполагали, будет дороже. Что я вам скажу: это был правильный выбор! Для тех, кто знает — Харьков славится крупнейшим в Украине и близлежащих регионах России вещевым рынком Барабашово. Поэтому я никак не ожидал, что черновицкий рынок может меня чем-то удивить. Он — удивил! Не знаю, почему, но выбор детской одежды, и ее цены! Я очень пожалел, что вообще готовился дома к поездке и что-то покупал. Здесь оказалось гораздо разнообразнее и намного дешевле!!! Даже более того — НАСТОЛЬКО ДЕШЕВО, что мы устроили себе неожиданный праздник шопинга :). В общем, довольная жена и счастливые дочки утрамбовали в багажник кучу ярких обновок. Если попадете в эти края — рекомендую.
Кроме всего прочего, мои девчонки решили не спешить за границу: оказавшись рядом с Карпатами, всем хотелось туда. Ну что ж, почему бы и нет. А не махнуть ли нам на Верховину — а оттуда в Рахов? С удовольствием!
Дороги здесь не идеальны, но неплохи. Зато местная кухня — выше всяких похвал! Кстати, цены очень демократичны: прекрасный обед на четверых за 88 грн (4 доллара) — такого я не встречал нигде. А вот в замечательном и очень симпатичном городке Снятин — такое есть!
Карпаты всегда прекрасны. Жаль, что состояние дорог здесь оставляет желать много лучшего — мы ведь и не выбирали магистральный перевал, а ехали по живописным местам.
Посетили Рахов — детвора полазила по «центру Европы», пофоткались,
побывали на красивом водопаде Труфанец — кстати, самый высокий природный водопад Закарпатья, его высота 36 м. Особенно приятно, что такое красивое место ухожено и не загажено туристами.
Наконец, горы остались позади и решено было отправиться на границу. Приграничные деревни радуют глаз своей ухоженностью и очевидным достатком: подозреваю, что причина этого достатка кроется как раз в пограничном расположении. Сама таможня оказалась почти пустой, украинская сторона 5 минут, плюс еще 10 поболтать по душам о жизни и «что там у вас на востоке» — а за мостом уже заграница. Европа.
Румыния встретила такой же пустой таможней — и таможенником, ни слова не говорящим по-английски. По-русски и по-украински, к сожалению, тоже. В общем, знаками мы объяснялись довольно долго и забавно, пока не пришла тетка, владеющая английским. Выяснилось, что они хотят знать, везу ли я сигареты. И если нет — то почему? :) Видимо, старая машина с номерами далекого региона вызвала у них сомнения в туристических целях нашего визита, т.к. они еще долго переспрашивали — Харьков? Харьков??? Видимо, пытаясь понять, почему нас так далеко занесло. В конечном итоге, машину поставили на яму и скучающие таможенники извлекли и потрусили запаску, поболтали солярку в канистре, посветили в скрытые полости колесных арок, заглянули под сиденья и в бардачки. При этом все время спрашивали о сигаретах, на что я им честно показывал начатую пачку «кемела». Покопавшись в аптечке и изучив (с привлечением умной тетки) надписи на ампулах, решили, что все же ничего страшного мы не везем — шлепнули штампы в паспорта — и на пальцах пояснили, где купить виньету (оплату за дороги). После чего я отъехал от таможни и стал перекурить :) Нашел банкомат, снял денег, купил виньету и стали на военный совет.
Надвигалась ночь — решено было бронировать ночлег. Благо, еще ловились украинские сотовые операторы, так что я благополучно забукал недорогой и симпатичный мотель километрах в 40 от границы. Туда мы и направились.
Ночные дороги Румынии пустынны — но сплошняком идут деревни, а в населенных пунктах скорость 50. Решили не нарушать. Спокойно и не торопясь, доехали до своего мотеля, где получили уютнейший номер и свалились спать, полные впечатлений и гордости: мы в Румынии :)
Утром, выспавшиеся и довольные, позавтракали и немного пообщались с общительными и доброжелательными англоязычными сотрудницами. Как выяснилось, машины с украинскими номерами у них постоянные гости, но так издалека — впервые (логично, обычно из наших краев едут в Болгарию через Одессу—Рени—Констанцу, стремясь пролететь Румынию по кратчайшему пути — и совершенно зря, эта страна достойна гораздо бОльшего внимания, здесь много интересного).
Румыния продолжила радовать хорошими и ровными, но узкими дорогами, петляющими через живописные горы, изобилующие серпантинами, но радующие красотой.
Вот такой цивилизованный мини-водопадик, нам попался по дороге:
У дорог есть и недостаток: они проходят через бесчисленные населенные пункты, между которыми не успеваешь разогнаться, как уже вновь надо притормаживать. На въездах и почему-то на выездах из населенных пунктов стоят вот такие дурацкие островки.
Это не островки безопасности — вокруг них на трассе установлены ограждения — а средство снижения скорости. Непонятны две вещи: зачем снижать скорость НА ВЫЕЗДЕ — и еще, каково попадать на такой сюрприз зимой, в гололед, особенно на многотонной фуре. Хотя на фуре там и летом тесно... Немудрено, что ограждения вокруг этих островков во многих местах отмечены вмятинами. Многих эта «забота властей о безопасности движения» привела к аварии...
Дома в большинстве небольшие, у нас любят строить покрупнее, но зато ухоженные, и все сплошь имеют утепленные оштукатуренные и окрашенные фасады, из-за чего деревни выглядят весьма ярко и нарядно. Дома, у которых видна кирпичная кладка стен, за сотню км можно пересчитать по пальцам — и то, чаще всего, это будет дом строящийся или ремонтируемый. Интересно — это государственная программа, или их просто так прижали тарифами на отопление?
Встречается немало гужевых повозок, что для нас непривычно. Также ездит множество раритетных «Dacia-1300» 80-х и даже 70-х годов и реже рестайлинговые «Dacia-1400» — у нас это настолько редкий раритет, что такие я встречал пару раз в жизни — а многие модификации и вовсе не встречал. А там — как у нас классика Жигули. Дряхлеют потихоньку, но ездят и на дорогах мелькают постоянно, а при должном уходе многие еще и хорошо сохранились (фото из интернета).
Старые Dacia отличаются странным дизайном задней части с сильно ниспадающим багажником, чем-то напоминающим дизайн древних БМВ в кузове Е12. Универсалы этой марки, у нас совершенно мне не встречавшиеся, здесь довольно часты и по размеру и практичности напоминают Фольксваген Пассат В2 (фото из интернета).
Еще множество более свежих «Dacia-SuperNova» начала 90-х, которые у нас за размер и внешнюю схожесть называли румынской «Славутой» и «Dacia Solenza» конца 90-х — в принципе, та же румынская славута, но после рестайлинга. И Соленцы, и Суперновы, помню, у нас в свое время продавались — но особой популярностью не пользовались: мало машины за много денег.
В городах господствуют новенькие Логаны и реже Сандеро, из нерумынского чаще всего встречаются французы.
Первый пункт в нашей программе — Байа-Маре. Симпатичный небольшой город с красивым центром, старинной башней и парком с археологическими раскопками. Раскопки накрыты стеклом, по которому можно даже ходить и составляют часть парка. Вежливый полицейский предостерегает детей, чтобы не наступали там, где ходить нельзя. Кстати, подобные «законсервированные» и выставленные под стеклом раскопки мы позже встречали и в Бухаресте. Хорошая идея, как мне кажется.
Ну и вообще — очень симпатичный городок.
Кстати, здесь впервые столкнулись с проблемой оплаты парковки: парковка во многих местах, особенно ближе к центру, платная. Но парковщики — редкость. Обычно стоит знак, на котором написано, на какой номер надо отправить СМС с номером своей машины, в зависимости от вашего оператора связи. Каждому месту платной парковки присвоен номер, на который надо отправлять СМС, поэтому муниципальной службе сразу понятно, где стоит машина с таким-то номером, и в какое время она там припарковалась. И иногда ездит машина с контролерами и сверяет номера. Если машина стоит, а никакого смс не было — значит, стоит незаконно. Вот. Всё по уму. Кроме одного. Как быть тем, кто в роуминге??? Ни на один из указанных номеров мое смс отправляться не захотело — «неверный формат номера» заявляет. Ну и что прикажете делать? Пришлось рискнуть и оставить так. К счастью, никто нас не оштрафовал.
Следующий городок, где мы сделали остановку — Carei (не знаю, как это правильно произнести по-русски).
Здесь наше внимание привлек парковый ансамбль со старинным и красиво реставрированным замком.
Здесь же мы увидели нечто, что мне кажется невообразимым для нашей культуры — но, Боже мой, как же хочется, чтобы у нас такое тоже могло быть.
Как вы думаете, что это за «скворечник» в парке?
Это — книжная полка. Там книги. Хочешь отдохнуть в парке, почитать — возьми, присядь, почитай. Люди приносят свои книги, оставляют здесь. Здесь нет ни сторожа, ни видеонаблюдения, но книги никто не ворует. Воровать здесь не принято.
Очень хочется верить, что такая общественная инициатива могла бы прижиться и в наших парках. Почти у каждого из нас есть немало книг, интересных и достойных внимания, но которые только занимают место и давно не читаются. Нет времени, некогда. Думаю, многие из нас охотно предложили бы какой-нибудь культурно-волонтерской организации, которая взяла бы на себя установку таких «скворечников», в подарок несколько книг. А это — немалый плюс к культуре общества. Да, конечно, что-то будет пропадать, что-то могут испортить вандалы — но ведь не всё, да и ресурс для пополнения неисчерпаем и бесплатен!
Хочу, чтобы у нас это было. Господа волонтеры, общественные активисты, кандидаты в депутаты — дарю идею и готов поучаствовать книгами :)
Еще одна вещь не то чтобы потрясла, но заставила в глубине души смутиться и покраснеть от стыда за нас. Догадаетесь, что за вещь? Общественный туалет. Там — чистый бежевый кафель, хорошая сантехника и горячая вода в умывальниках. Есть бумага и жидкое мыло. Сидит уборщица, которая следит за чистотой. Мы думали, она сидит, чтобы брать деньги. И попытались вручить ей несколько лей. Она удивилась и что-то заговорила. Жена не поняла, позвала меня, а я, разумеется, решил, что предложенная сумма слишком мала, вытащил пригоршню банкнот и начал выяснять, сколько же стоит удовольствие. Оказалось — бесплатно. Но более того — женщина вообще не могла уразуметь, чего мы ей деньги суем, как это может быть, чтобы туалет — платный! Как нам было стыдно! Ведь правда же: ну туалет — это такое место, которое должно быть везде, в любом людном месте, и должно быть бесплатным. Потому что, если в ответственный момент этого места поблизости нет или у посетителя не окажется в кармане каких-то денег, то ему ничего не остается, как использовать в качестве туалета кусты и подворотни. А потом мы все удивляемся, отчего у нас такая низкая культура, в подъездах нагажено, в подворотнях воняет — не говоря уже о моральном облике. Всё начинается с того самого момента, когда нужда заставляет человека в первый раз наплевать на все приличия. Первый раз, второй — а там уже помочиться под деревом становится привычной нормой. Так и деградирует культура. Это не только туалетов касается. Первая бумажка летит под ноги там, где нет рядом урны. А вторая, третья и т.д. — уже по привычке.
Что для города стоит содержание нескольких десятков таких заведений за счет городской казны, но в чистоте и порядке, держать там постоянных уборщиц, менять мыло и бумагу? Да ерунда, настолько смешная, что и говорить не о чем. Но — какой огромный шаг в цивилизацию.
Дальше держим курс на Орадеа. Там мы ожидаем увидеть много интересного, но нас подстерегает большой облом: интересного, действительно, много — но смотреть не на что, т. к. город проводит масштабную реконструкцию и вся историческая часть представляет попросту огромную стройплощадку — разобранная брусчатка, кучи песка и щебня, уличные кафе не работают...
Впрочем, после некоторых поисков мы все же нашли улочку с работающими заведениями.
Но, увы, когда мы зашли в приглянувшееся кафе турецкой кухни «Истанбул», нас там едва не отравили откровенно несвежим мясом, чью третью свежесть попытались замаскировать диким количеством специй :( Мы были очень разочарованы... Хорошим был только лимонад. Остальные кафе не предлагали ничего сытного — так, пиво, мороженое, кофе... Уехали из этого городка, объевшись мороженого, дабы подсластить обиду от неудавшегося ужина.
На прощанье сделали вечерний снимок на набережной.
И уехали. Может быть, когда-нибудь мы еще вернемся: город действительно красив и интересен, просто мы попали в неудачный момент. Но сегодня ночевать здесь мы не захотели, а в качестве места ночевки выбрали город Тимишоара.
Тимишоару мы рассматривали лишь в качестве «поспать и позавтракать», но вот здесь мы ошиблись уже в приятную сторону. Это оказался красивый и ухоженный город, особую изюминку которому придавали многочисленные старинные трамваи.
Кстати, зеленым цветом выделены велосипедные дорожки, а от проезжей части их отделяют столбики с катафотами.
А трамвайные линии от проезжей части отделены рядами бетонных «колобков». Не настолько крупных, чтобы случайный наезд на них вызвал аварию, и не являющиеся непроходимым препятствием, скажем, для «Скорой помощи», но достаточные, чтобы никто добровольно не захотел занять трамвайные пути или не вздумал разворачиваться в неположенном месте.
Бывают даже вот такие, длииинные.
Мы вдоволь нагулялись здесь, вкусно покушали и отправились дальше. Наш путь лежал в Сербию.
Граница Румынии с Сербией была почти пуста, мы прошли ее без каких-либо вопросов минут за 10. В планах на сегодня был Белград. Ну а пока — Вршац.
Вршац — город небольшой, но симпатичный, улицы просторные, людей немного, хотя и воскресенье. Величественной архитектурой поражает огромный собор, даже неожиданно торжественный для такого небольшого города.
Здесь много обменок и банкоматов, так что не составляет труда обменять некоторую сумму — и почувствовать себя очень богатым человеком: здешние динары считают на тысячи, а цены довольно скромны. А еще здесь восхитительное мороженое, в чем мы довольно долго добросовестно убеждались :)
Сербские дороги хороши. Виньет здесь не нужно, а на платной магистрали оплату берут наличными по факту проезда. Но об этом позже. Здешний массовый автомобиль — экзотический для нас Юго (Yugo) — это малолитражка местного автопроизводителя Zastava, вроде как на базе древних Фиат-127 и 128, хотя внешне они ближе к фольксваген Гольф-1.
Кстати, ВАЗ на заднем плане — местный, специально на номера глянул.
Вот вид сзади:
Это из более-менее новых. А ниже — более старое поколение, зато четырехдверный:
Их выпускали с 1980 по 2008, но чаще всего встречаются модели 90-х. Здесь их не так много, как Дакий в Румынии, но много, так что эту марку смело можно назвать сербскими Жигулями. В свое время их даже в США экспортировать умудрялись. Раньше мне доводилось только читать о машинах этой марки, поэтому я здорово перепугал жену и дочерей индейским воплем, когда впервые увидел это чудо и понял, что передо мной. :)
В Белград попали во второй половине дня. Забукали апартаменты. Великолепно, рядом с центром и весьма недорого. Дружелюбный и общительный серб с прекрасным английским проводил нас, и мы еще долго общались на разные темы. Вечер мы уделили прогулке. Прогулка вышла просто незабываемой. Воскресный Белград — это что-то. Атмосфера непередаваемая. Жизнь кипит, всё открыто, полно народу, люди гуляют — с детьми — в 2 часа ночи! Все общительны, везде легко завязывается разговор.
Иногда родственные языки выкидывают такие смешные перлы, что хоть стой хоть падай.
На месте Робби Вильямса я бы здорово обиделся, если бы мой концерт спонсировал «поносный спонсор» :)
Погуляли по крепости. Дневная крепость — это не то. Ночью — совсем другое ощущение, другое восприятие. Днем это просто крепость. Ночью это нереально красиво!
А какая панорама ночного города открывается от крепостных стен!
В ночных кафе своя, уютнейшая фишка: прямо на уличных столиках в специальных лампадках горят свечки — сотни маленьких лампадок с теплыми огоньками. Пройти мимо? Невозможно :)
Посидели в кафе, чай, пирожные, белое вино — восхитительно! Домой вернулись, когда уже ноги переставали слушаться.
Утром, пока мои девчонки досматривают сны, мне в 7:00 — на улицу, переставлять машину. Кретинская система! У них есть система «ранжирования» улиц по категориям, исходя из близости к центру. Ночью до 7:00 парковаться можно везде, где не запрещено. И в выходные тоже. А вот в будние — на дорогах 1-й категории — стоять, даже за деньги, можно не более 1 часа. На дорогах 2-й категории — не более 2 часов. 3-й — не более 3-х. Дальше не знаю. И вот после 7 утра по улицам ходят специальные дядечки с какими-то аппаратами. Надо этого дядьку поймать и оплатить парковку — после чего уехать в течение 1,2 или 3 часов соответственно. Потом он тоже ходит. Не уедешь — штраф (правда, как его мне пришлют — не знаю, возможно и не пришлют вовсе — но рисковать не хотелось). Обидно другое — заплатить за день вперед нельзя. Смысл, похоже, как раз именно в том и состоит, чтобы заставить тебя уехать и освободить место. Замечу, что все эти улицы, даже 1-й категории — всего лишь проезжие односторонки в спальных районах, правда, в центре. Интересно, имеют ли местные жители какие-то льготы в этом плане, в смысле, не переставлять машину каждый час — или смысл еще и в том, чтобы и они не держали машины под окнами? В общем, это была ложка дегтя. Ну, зато и найти паркоместо не составляет труда. Единственное НО — не стоит сюда ехать на чем-то очень крупном, типа большого внедорожника или микроавтобуса. Во многих местах так тесно, что и мой немаленький 740-й еле протискивался. Кстати, здесь он мог не чувствовать себя одиноким — несколько старых Вольво мы здесь встречали. Приятно. :)
Я очень рад, что мы побывали в ночном Белграде. Это была сказка, чудесная сказка, изюминка нашей поездки. Дневной Белград совсем не такой, как вечерний. Это огромный, спешащий город. Все торопятся, все заняты какими-то делами — столица, однако, будничная суета. Такого я не люблю. Поэтому — вперед, из каменных джунглей на волю, в пампасы!
Вот такие длинные трамваи-миниэлектрички катаются по Белграду.
Заехали по пути в супермаркет, немножко затарился отменной ракией. Ракия — крепкий напиток — фруктовая водка, обычно сливовая, хотя иногда бывает еще абрикосовая или виноградная. Многие сорта по крепости достигают 55%, при этом пьются легко и приятно. И приятными сербскими винами. Нельзя сказать, что они здесь какие-то особые, но неплохи, пьются легко и приятно, особенно белые — и стоят дешево. Поэтому рекомендую именно вина, т.к. пиво — отстой. По крайней мере, популярные сорта. Популярные — это дешевые светлые лагеры, пользующиеся массовым спросом в двухлитровых пластиковых баклажках. Как на мой взгляд, это оскорбление для вкуса. Но немассовых сортов, видимо, здесь не делают, проще импортировать. Так что из местного я нашел только светлое, темного местного вообще не нашел, да и после умеренно употребленного светлого наутро во рту был неприятный привкус, как после самых-самых дрянных и дешевых наших сортов. Короче, химия. Не рекомендую. Румынское не в пример лучше, и молдавское тоже, и из украинского ассортимента не всё еще убито массовыми лагерами. В общем, мое мнение — в Сербии надо пить легкие вина и добротную крепкую ракию.
Заодно прошелся, посмотрел на местные цены. Ну, что сказать. Среди прочих, Сербия весьма недорогая страна. Тем не менее, большинство цен примерно вдвое выше украинских. Курятина — та даже почти втрое. Сладости тоже весьма дороги, наверное, поэтому популярны джемы в маленьких баночках — они недороги и многие их покупают. (Здесь, наверно, можно предположить, что у сербских бабушек, по крайней мере городских, вероятно, нет хобби заниматься закрутками и производством варенья на зиму).
Вскоре после выезда из города по автостраде стоят будки со шлагбаумами. Подъезжаешь, открываешь окно, нажимаешь кнопку, получаешь талон, где указан номер авто, время и место въезда на магистраль. Когда захочешь съехать — там будут другие будки, где есть окошко и сидит контролер. Отдаем ему талончик и плату за проезд. Мы съезжаем и направляемся в сторону городка Деспотовац, к природной достопримечательности Сербии — Ресавской пещере.
Кстати, на этой магистрали случился эпизод, который я уже относил к разряду старых анекдотов и никогда бы не поверил, что такое еще бывает, еще и в благополучной европейской стране. Нас попытались кинуть «по-цыгански». Едем себе не сильно спеша, обходим медленно катящий мерседес S-Klasse, не новый, начала 2000-х. Вдруг он резко нам замигал и ускорился, а солидно одетый мужчина замахал в окно рукой. Я притормозил. Двери, на всякий случай, заблокировал. Подбегает хорошо одетый толстяк турецкой внешности, все пальцы унизаны огромными перстнями и на шее две толстенные цепи, причем вижу, что перстни даже не надеты, а так, висят на средних фалангах пальцев. И, неплохим русским языком начинает втолковывать, что едет в Турцию, бэнзин кончился, дэньги отдал брату, брат в аварию попал — «Вот, Вазмы, пэрстэн. НАДА ПАМОЧ!» — и начинает лихорадочно расстегивать одну из цепей на шее. Я офигеваю от простоты этого развода, которому уже лет сто исполнилось, заявляю: «Нет!» и даю по газам. Помню удивленное лицо и возглас «ПАМОЧ!!!» — похоже, он просто не мог поверить, как это, кто-то не купился на такую душераздирающую историю. Ехал и еще долго был в шоке от произошедшего...
Путь к Ресавской пещере интересен сам по себе. Это настоящая глубинка Сербии. Маленькие деревушки поражают своей красотой и живописностью, везде черепичные крыши и цветы, цветы, цветы... Сёла покрупнее также живописны и аккуратны, видно, что люди живут не слишком богато, но очень старательно следят за чистотой и порядком.
Сербская глубинка:
Вот такая она, сельская Сербия. Где-то беднее, где-то чуть богаче, но в целом симпатично и ухожено. Никакой депрессивности и запустения.
Дороги местами узковаты, но очень хороши, почти прекрасны. Фоном всей этой идиллии служит красивейшая природа горных районов. Кстати, здесь мне 7 раз встречались «Нивы», в основном старой модели 2121, а также пару раз попадалась ВАЗовская классика. Отвлекаясь, замечу, что вообще за поездку — включая Румынию, Сербию и Болгарию — ВАЗов попадалось штук 12, преимущественно указанные Нивы и старые классики 04 и 05/07, один раз в Румынии попадалась 2112 и раз что-то из девятого семейства. И самая редкая встреча — Москвич 2141 в Болгарии на румынских номерах. Кстати, довольно ухоженный экземпляр. Волгу видел одну, но не на ходу. Старая 24-ка заканчивала свой жизненный путь, грустно догнивая под чьим-то заграничным забором...
Да, Нива — поистине самый востребованный за границей советский и российский автомобиль. В таких районах, как эта часть Сербии, я их искренне понимаю: зимой здесь действительно нужен не паркетник, а полноценный внедорожник, но очень маленький и юркий, здоровенные гелендвагены и лендкрузеры здесь в некоторых местах могут просто застрять по габаритам, а уж двум машинам разъехаться, да после очистки снега... Да и еще — города у них не приспособлены для таких динозавров. Парковать огромный джип проблематично, а Ниву — в самый раз. Конечно, у нее есть конкуренты, например, Сузуки Джимни или Дайхатсу Териос — но здесь такие марки вовсе уж слишком экзотичны, дороговаты для небогатого местного населения, да и фирменный сервис в деревне не найти. Здесь люди сродни нашим — что-нибудь попроще, недорого и чтобы ключом и отверткой починить можно было. Зато встречался старый румынский ARO.
Ресавская пещера — природная жемчужина Сербии. Кто был в Крыму, возможно, посещал подобные — например, Мраморную или Эмине-Баир-Хоссар, эта из той же серии, но гораздо масштабнее (впрочем, Красная пещера в Крыму, пожалуй, протяженнее, но исследованной и открытой для посещения является лишь ее малая часть). Однако главным козырем по сравнению с вышеуказанными является другое (и в этом не вина крымских пещер, а вина тех гидов, точнее, гадов, которые организовывают там туристический сервис): формат экскурсии и отношение гида к посетителям. 1. Экскурсия платная — но даже если посещает лишь один турист — всё состоится по расписанию. Никаких «Ждем пока наберется побольше». 2. Экскурсовод мультиязычен. 3 и главное!!! Фотографировать не только можно (без какой-либо дополнительной платы, даже если Вы ходите со штативом) — но экскурсовод готова ждать и полчаса, пока Вы снимаете и переснимаете интересный ракурс, добиваясь нужного эффекта. И!!! Экскурсия построена так, чтобы всем посетителям при этом не было скучно: пока одни слушают и задают вопросы — другие снимают, потом наоборот. Пещера красивейшая, хорошо подсвечена и побродить там с фотоаппаратом одно удовольствие. Я, правда, по дурной памяти наших реалий не рискнул взять штатив — а жаль, оказывается, было можно — результаты были бы еще интереснее. Все-таки полноценная передача теней и полутонов требует длинных выдержек.
В общем, побродили отменно. Дети были в восторге. Рекомендую.
Недалеко от пещеры есть водопады, но туда делают дорогу и нам не повезло. Еще есть интересный (наверное) музей шахтерского ремесла: в этих горных местах в старину добывали уголь. Добычу прекратили в конце прошлого века — но шахту не забросили, а превратили в музей. К большому сожалению, никого из персонала нам найти не удалось, так что экскурсию пришлось отложить...
Вечером этого дня мы покидали Сербию. Честно говоря, было жаль. Страна понравилась. Маленькая и уютная, ухоженная и красивая. И еще есть планы, что в ней посмотреть и где побывать. Так что жди нас, Сербия! Надеюсь, может, на будущий год снова вернемся.
Ну а теперь подходил срок начала нашей путевки. А до места отдыха еще более 700 км и граница. Впрочем, граница прошла легко и без проблем. Зато на болгарской стороне проблемка образовалась в виде попытки еще одного кидалова. Зная, что для езды по болгарским дорогам нужно купить виньетку, я заехал на первую же АЗС, где увидел киоски с надписью ВИНЬЕТА — и подошел за приобретением оной. Я читал, что виньетка должна стоить 10 Лева, а болгарский Лев — примерно 0,5 Евро. А ценник на окошке висит, и на нем написано просто «10» — не указано, чего именно. И вот подаю я в окошко 10 Лева, а мне заявляют: «10 Евро!» Я ему «10 Лева» — он мне «10 Евро», да так уверенно. Я сдался. Думаю, ну, наверно, я ошибся, запамятовал, что читал о евро. Отдал 10 Евро, налепил виньетку — и отъезжаю. Проезжаю полкилометра — и над следующей заправкой огромный синий лайтбокс, на котором светится: Виньета — 10 ЛЕВА! Это ж, значит, меня только что кинули на 5 евро! Ух, как меня это взбесило!!! Забыл про все, развернулся — и как влетаю прямо под этот киоск, сам как лев взбешенный, выскакиваю, и искать этого гада, да ору при этом «10 Евро?? 10 Евро???» Он уже все понял, но, скотина, пытался еще мне что-то бубнить, типа «Что я зря тут сижу, на чай не заработаю». Но меня уже срывало. Нет, ну елки-палки, это не на чай — это откровенное наглое кидалово! Видимо, он уже понял, что лучше деньги отдать. В общем, отдал он мне 10 лева. Но злой я был до самой Софии. Блин, страна с родственным менталитетом! Менталитет, кстати, просвечивал еще не раз: ездят болгары, как и мы, быстро, паркуются тоже, не заморачиваясь поиском паркомест, знаки воспринимают как досадное недоразумение для приезжих. Так что народ таки родственный, недаром язык так близок...
Ночевать планировали в Софии. Ночная София удивила величественной монументальностью архитектуры (все освещено, подсвечено, но несколько излишне громадно и однообразно), бесплатным вайфаем в центре — и совершенно пустынными улицами.
Центр — как будто вымер. Столица страны — и никакой ночной жизни. Оно то, в принципе, и понятно, половина второго ночи, как-никак. Но всё же — столица, лето — после Белграда как-то ожидалось хоть какого-то движения. Главное: негде поесть. Нашли квартальчик кафешек — но там работали только распивочные, и вокруг них шумно толпилась пьяная молодежь... (опять менталитет?)
У меня есть фишка: я ненавижу пьяную молодежь! Пьяных я, вообще, не люблю — человек не имеет права превращаться в скотину, пей хоть залейся, пока держишь себя в рамках приличия, я и сам выпить люблю в умеренных количествах, ну а коль ты меры не знаешь и в руках себя не держишь — ты для меня не человек. А уж пьяная молодежь — это зрелище (вкупе с голодным желудком) настолько расстроило нас с женой, что мы решили: дети спят, ну ее, ту Софию, поехали к морю.
По пути — дожились! — пришлось затариваться гамбургерами в макдональдсе, еще и радоваться, что хоть он работает!!! Ну и покатались немного всё же по ночной Софии.
Трасса нормальная, скучновата только, и во многих местах в пригороде Софии ремонтируется. Да и ночь за рулем давала себя знать усталостью. Семья мирно посапывает, несколько раз пришлось и мне останавливаться часок поспать. Никакая цель не может оправдать глупый риск. Если чувствуешь, что силы оставляют — надо останавливаться и спать.
Под утро наблюдали, как местный «кукурузник» Ан-2 опылял поля какой-то химией. А ветер сносил ее на трассу. Проехав в одном месте сквозь облачко этой гадости, даже с почти закрытыми окнами, с полчаса потом дружно кашляли и задыхались: кашляешь, а вдохнуть не можешь. Зачем такую гадость распылять? И почему никто этого не контролирует? Но со стороны смотрелось в утренних лучах красиво.
Но есть в этой трассе и своя прелесть: на многие километры вдоль нее тянутся кусты какого-то растения, в июне эти кусты цветут и радуют глаз.
Интересно, если есть здесь любители ботаники — что это за растение?
Золотые пески — типично курортный городок, никакой обычной застройки — чисто отельный заповедник. Однако по пути мы заезжали в знаменитый Слънчев Бряг — думали искупаться — там даже не заповедник, а целый отельный город. Гостиницы, гостиницы, гостиницы — даже в таких местах, в смысле, так далеко от моря, что вообще непонятно, кто и зачем туда будет заселяться. Наводит на нехорошую мысль: добровольно в такую удаленную от всего гостиницу вряд ли кто поедет, значит путевки продают «вслепую». Покупателю показывают фото — там красивое здание, бассейны и зонты с шезлонгами, но не показывают, что это всё огорожено забором, за которым ничего, кроме кустов, бурьяна и таких же «отелей» — и находится это счастье в 5 км от моря. Будьте внимательны, обязательно ищите и читайте отзывы об отеле, требуйте координаты для навигатора и ищите в гугл-мапсе, где реально находится предлагаемый Вам отель. В окрестностях Солнечного Берега таких подлых мест — десятки. Но даже удостоверившись, что отель не за городом, а в городе, обязательно найдите, где именно в городе. Курортный городок немаленький и топать в толчее людей и машин пару километров от окраины до пляжа и центра вечерних развлечений — тоже будет не очень приятно. В целом Солнечный Берег нам не понравился. Слишком многолюдно, шумно и мало зелени.
В Золотых песках оказалось несравнимо лучше: зеленее, уютнее и при этом дешевле. Немного поплутав, мы нашли наш отель. Похоже, он пользуется популярностью у наших соотечественников — на парковке стояло еще 6 машин с украинскими номерами и одна с российскими. Впрочем, популярность заслужена — отель хорош. И номер что надо, и чисто-аккуратно, и кормили вкусно и сытно, и детям есть где погулять, и взрослым где посидеть. Пробыв положенное время, мы решили задержаться еще на денек — не вопрос: подошли к администратору, 21 Евро (ДВАДЦАТЬ ОДИН — за четверых! С полноценным завтраком!!) — и пожалуйста, продлевай хоть на месяц.
На всевозможных табличках бросаются в глаза особенности родственного славянского языка: смысл понятен, но звучит смешно.
Скинув вещи, отправились к морю. Чувствуется, что начало июня — сезон только начинается. Людей на пляже немного. Речь слышна в основном румынская и польская. Разговорившись с местными работниками, узнали, что в связи с украинскими проблемами, русских туристов в сравнении с прошлыми годами очень мало, поэтому цены очень упали, и теперь поляков и румын на удивление много — а также, чего не бывало в прошлые годы, множество внутренних туристов, болгар из Софии. С одной такой туристкой мы познакомились на пляже, и я смог весьма поправить беглость своего английского :)
Болгария — страна небогатая, рассказала мне она, и в прошлые годы отдыхать сюда из Софии было ехать просто невыгодно. Дорого. Им проще через Македонию в Албанию поехать, кто победнее — или в Грецию, чем на собственные курорты. Ближе, теплее море и даже дешевле. Но теперь болгарские курорты подешевели, а зарплаты повысились (ввиду массового оттока работников в более богатые страны, работодатели вынуждены повышать ставки — за последний год повысили в два раза, но работники все равно потихоньку уезжают. Мне назвали зарплаты — мне они совсем не показались заоблачными. 800 Евро для столицы и 400 Евро для провинции — при здешних ценах это совсем немного. Так что немудрено, что все, кто может рассчитывать на лучший заработок, уезжают на запад. Интересно, что популярным маршрутом поиска работы среди молодежи мне назвали Австралию. Не близкий край, часто не полетаешь, однако для людей, не отягощенных семьей и обязательствами, это удобный способ заработать себе на хороший старт в жизни. Пару лет в Австралии — потом вернуться с деньгами и можно начинать что-то свое, создавать семьи и т.п. Зато тем, кто остается, живется теперь полегче. Здесь есть и свои преимущества: дешевое жилье, приятный климат, стабильный неизменный курс валюты (болгарский лев жестко привязан к евро, курс фиксирован, если не ошибаюсь, 1,95 лева за 1 евро).
Море оказалось вполне приемлемым. Не парное молоко, как в августе, но вполне хорошо. Вода удивительного ярко-бирюзового цвета, с легкой известковой взвесью. Дно пологое и достаточно мелкое, чтобы дети могли резвиться вволю — причем отмель длится метров 150 в сторону моря, и только потом плавно становится глубже.
И солнце жарит не до волдырей, а более-менее мягко (хотя это обманчиво — перегреться под ним ох как легко). Пляж песчаный и чистый — песок регулярно просеивают. Курить можно — но окурков нигде не валяется, специальный человек подходит и предлагает пепельницу. Впрочем, меня на пляже курить не тянет. Везде шезлонги и зонты, но платные и недешевые. На двоих — два шезлонга с зонтом и столиком 24 лева. 12 Евро. Однако!
Без зонта и шезлонга отдыхать бесплатно тоже можно — но за чертой, после последней линии зонтов. А устроено хитро: под зонтом последней линии можно стоять бесплатно, сколько хочешь, но нельзя стелиться и лежать. И вот решил ты сэкономить. Постелил, по-нашенски, полотенечко, лежишь час, другой. Жарко! Надо остыть, в тенечек. Встаешь, идешь под зонт. Стоишь. Вскоре стоять надоедает — и тут ты понимаешь, что выйти снова из тенечка на солнцепек — это выше твоих сил. И ты проклинаешь свою экономию, идешь и покупаешь себе роскошь лежать под зонтом на первом ряду, у самого моря. И, заметьте, никто не заставляет. Никто не принуждает. Личный выбор!
Чтобы понять, что значит «за чертой» — вот снимок: в последнем ряду видны люди, отдыхающие на песке. Вот это и есть то самое «за чертой». Нельзя сказать, чтобы сильно далеко. Если присмотреться, можно заметить и последний ряд зонтов — без лежаков под ними. То самое «психологическое оружие». Местная хитрость.
Стоит заметить еще кое-что: на пляже МОЖНО КУРИТЬ. Обратите внимание на пепельницу на столике по соседству. Их здесь выдают, как только вы занимаете место, служащий пляжа подходит и спрашивает, будете ли вы курить. Администрация пляжа весьма разумно рассудила, что бычки в песке не украшают пляж — и выдает желающим пепельницы. Нет, лично мне и в голову не придет, жарясь на солнышке на морском берегу, вдыхать дым, но приятен сам факт — что можно. А вот рядом отдыхали две немолодые дамы, судя по английской речи, англичанки. Вооружившись двумя пачками Мальборо, они дымили, не переставая, как паровозы. Казалось бы: чего вдруг англичанкам забираться в Болгарию? Ведь теплое море есть и ближе, и не дороже. А вот и причина, на мой взгляд: там курение в общественных местах запрещено. Им это важно. А болгарам важно, чтобы туристам было хорошо. Вот и молодцы!
Так как наша путевка включала только завтрак, то обедали и ужинали в одном из многочисленных кафе, где нам как-то сразу приглянулось. Средний обед на четверых с бокальчиком винца или сливовицы для взрослых и десертом для детей — порядка 40-45 Лева, т. е. 20-22 евро. На мой взгляд, вполне приемлемо, если учесть, что кормили сытно, вкусно и даже красиво.
Но самое главное, что прекрасно — это музыка.
НИКАКОГО РУССКОГО ШАНСОНА!
НИКАКОГО РЭПЧИКА!
НИКАКОЙ СЕРДЮЧКИ!
Когда из пляжного кафе в прекрасном живом исполнении зазвучал Вилли Нельсон «On the road again», я растаял. Это воспоминание по сей день греет мне душу и заставляет верить, что я туда еще вернусь. Послушать «Beer for my horses».
(Впрочем, вечерами на балкон откуда-то ветер все же доносил мелодии русского шансона — видно, где-то было кафе, рассчитанное на соответствующую публику. Что ж, каждому своё...)
Спустя четыре пляжных дня, моя детвора заявила мне, что им уже надоело на море (!) и что они хотят снова куда-нибудь ехать (!!!). Кто бы мог представить, как меня это радует!
В общем, до свидания, теплое болгарское Черное море — мы еще приедем! А сейчас — нас ждет Румыния: Бухарест, Бран, Брашов, Синайя — в общем, много интересного.
Уезжали мы через Русе. По пути, как обычно, затарились местными сувенирами, болгарскими винами, сливовицей и кайсиевой (абрикосовой) ракией, прихватили и болгарский вискарь Black Ram — оказался вполне добротный продукт. И еще заскочили посмотреть на скальный монастырь — ну так, полазили... Ничего особого. В Грузии есть гораздо лучше.
Здесь же встретился удивительный дорожный знак:
Никаких естественных ассоциаций этот черный круг в треугольнике у меня не вызвал. Что он означает? Впереди черная дыра? Выставка последователей Малевича? Странный круглый тоннель? Уже позже я смог найти в инете, что он означает: это место, где было совершено несколько тяжелых аварий, т.е. потенциально опасное.
В Русе огромный мост через Дунай. Мост платный, 3 Евро. Дунай — это и есть граница. Таможенный пост общий, на румынской стороне. Подаешь паспорт в окошечко — а там сидят рядышком два таможенника, болгарский и румынский: шлеп-шлеп две печати подряд — и добро пожаловать. Никаких досмотров, никаких миграционок, деклараций транспортного средства, вообще никакой волокиты. Как чудесно можно все организовать! А ведь там огромный поток, машины через мост идут нескончаемым потоком — но никакой задержки. Ведь можно же!!!
В румынии мы прибыли в Бухарест, нашли заранее забронированный семейный номер в недорогом, но уютном хостеле со смешным названием «Crazy Duck», и жена отправилась спать. Мне было жаль, что я не покатаюсь по ночному Бухаресту — но время было уже позднее, жена и дети устали и хотели спать. Ну, а мне хостел выставил пиво за ожидание (нам пришлось полчаса ждать, пока в номере сменят белье), и я с удовольствием приговорил его в компании пожилого романтика из какого-то штата США, который уже много лет колесит по миру, живет в хостелах, и все это ради общения «со всем миром». Чесслово, замечательный способ встретить старость выбрал себе этот мужик!
На следующее утро мы решили оставить машину на парковке и отправиться в город на метро. Это была хорошая идея. Метро Бухареста нам очень понравилось. В нем нет излишнего пафоса, чистая функциональность, но просторно и чисто. Для нас несколько необычно, что с одной и той же станции могут уходить поезда на разные линии, но световые табло моментально помогают разобраться. Минимальный проездной — на 2 поездки — можно приобрести у служащих на турникетах за 5 лей. Если покупать не минимальный, и не на турникетах — поездки будут стоить дешевле. Детей пропускают бесплатно.
Поезда «сплошные», без разделения на вагоны. У нас такие только недавно появились. Это очень удобно.
Бухарест — город красивый, но больше всего нас поразила — именно поразила — река. Ничего особенного, обычная речушка протекает через многомиллионный город. Но посмотрите, как прозрачна в ней вода! Эта речка — живая, в ней рыбки плавают, уточки, в ней дно видно. Это в центре огромного мегаполиса!!! Взгляните сами, вот фото:
Вот что я называю заботой города об экологии. Как стыдно после этого за наши водоемы, в которых вода черная, будто туда смолу сливают, в которых не то что дна не видно — но даже и хорошо, что его не видно, такая там грязь и столько там мусора...
Мы хорошо погуляли историческим центром.
Здесь тоже раскопки — и открытые, и под стеклом:
Величественная архитектура:
Старинные храмы
с уютными двориками.
Здесь хранятся древние плиты с какими-то надписями
и не менее древние фрески.
А еще здесь целые улицы с кафешками на любой вкус и кошелек. Не знаю, кто как, но я очень люблю уличные кафе. В них какая-то особая атмосфера, легко и комфортно.
Почему-то в Украине такие кафе повсеместно встречаются лишь на западе, там это элемент культуры, а вот на востоке их практически нет, а мне бы очень хотелось, чтобы в моем родном Харькове тоже были такие пешеходные улочки, уличные кафешки, это ведь тоже важно, культура должна быть естественной, прививаемой с юных лет: хотя бы парню с девушкой пристало сидеть не в скверике с бутылкой пыва, сплевывая под ноги шелуху от семечек, а в приличном кафе в красивом месте за чашкой кофе.
Нагулявшись и пообедав, мы вернулись к машине, а вернувшись — отправились в путь. Было бы время, Бухаресту следовало бы посвятить не один день, но, увы, время наш вечный бич. Что ж, думаю, все дороги ведут через Румынию, и в Бухаресте мы еще побываем.
Заночевать мы планировали в Брашове, но ехать туда решили через Синайю. Это было прекрасное решение! Синайя — удивительно красивое место. В окружении гор небольшой городок, старинные дома, поднимаешься в горы, там воздух неописуемо вкусный и рядом два королевских замка, как из сказки: Пелеш и Пелишор. Это нельзя описать, это надо прочувствовать. Там хочется остаться навсегда.
Просто представить себе: вечереет, влажный и прохладный горный лесной воздух, в руках чашка горячего кофе, а над лесом поднимается шпиль королевского замка. Сказка!
Заночевать мы собирались в Брашове. Это симпатичный и довольно интересный город, известный своим старинным собором. В Брашове мы еще из Бухареста забронировали апартаменты в центре города. Хозяйка проявила немалое терпение, чтобы дождаться нас, т. к. в городе мы заблудились даже с навигатором. Когда же мы приехали, было уже 23:00, и я очень беспокоился о том, найду ли я место для парковки. Но оказалось, что хозяйка еще и заняла нам парковочное место, которое оказалось как нельзя более кстати: в 23 часа все ближайшие кварталы были плотно заставлены машинами. Моя немаленькая Вольво с трудом втиснулась на место ее выехавшей маленькой Ауди, и я впервые пожалел об отсутствии люка. Выйти через дверь представлялось в высшей степени затруднительным. Хоть через багажник вылазь :) Однако, оказалось, что наша хозяйка еще и владелица соседнего авто, так что она чуть-чуть передвинула соседнюю старенькую джетту, и я смог покинуть машину.
Должен сказать, что апартаменты в большинстве случаев гораздо лучше и удобнее, чем гостиницы за те же деньги. Нам досталась лишь часть огромной старинной квартиры, состоящей из многих комнат, соединенных холлами, с коридорчиками между ними. Но этого было более чем достаточно: двух жителей соседних комнат мы увидели лишь утром, выселяясь, проходя мимо кухни — настолько эта квартира была просторна. Наверно, такими были когда-то дореволюционные квартиры в наших городах, разделенные впоследствии большевиками на коммуналки.
Ратуша:
Гордость Брашова — Черная Церковь:
Есть еще старинная крепостная стена с башнями, но мы ее видели вечером, ничем особым она не удивила, стена как стена, башни как башни:
Брашов, как почти все города и городки Румынии, имеет «старый город» — прогулочно-туристический центр, с огромным количеством уютных уличных кафе. В одном из таких мы и разместились. Но тут стало происходить что-то странное. Мимо бежали люди. Сначала один, потом другой, потом сразу много — на некоторых висели какие-то медали, а на многих — номера. Чуть позже мы поняли, что попали в город в день прохождения марафона.
Марафонцы бегут через половину страны, больше 400 км, но кто-то присоединяется лишь на небольшой участок, а многие — видимо, жители города — лишь сопровождают бегунов по улицам своего города. И в каждом городе в центре марафонцев встречают и награждают победителей этапа. Этим, думаю, объясняется то, что многие бегуны не имели номерков, а у некоторых уже были награды. Все это было бы интересно, если б не одно важно НО: ради пробега город полностью перегородили. Немаленький город, надо сказать. ПОЛНОСТЬЮ. От края до края, центральная улица оказалась разделена посередие беговым коридором. Справа машины, слева машины — а по коридору бегут марафонцы. НО КАК ПОВЕРНУТЬ НАЛЕВО??? Я был измучен, я проклинал всех бегунов на свете и бег как таковой. Я не мог выехать из города! И ладно бы я один — таких было много, и мы толклись по улицам, пытаясь поймать момент, когда полицейские хоть на пару минут уберут заграждения и пропустят поток из одной половины города в другую. Ждать этого момента пришлось почти 2 часа... Эти … бегуны всё бежали и бежали... Ни за что не пойму, что за кайф бежать в жару под палящим солнцем из одного города в другой. Злой на этих спортсменов и на спорт вообще, и на городские власти, которые потворствуют этому безобразию, я чуть было не отменил один из пунктов нашего плана на этот день. А было бы жаль — т. к. этим пунктом был знаменитый замок Дракулы в городке Бран недалеко от Брашова.
К счастью, я взял себя в руки, а когда дорога начинает бежать под колеса, на меня это всегда действует самым успокаивающим образом. Так что в замок графа Дракулы мы все же попали. Место оказалось хоть и туристически раскрученным, но интересным, так что мы не пожалели.
Интересная штука. В этом замке жили короли и королевы, целая династия вершила историю своего народа в этом замке — но все это забыто и не помнится. Но вот то, что некогда в этом замке проживал садист Влад Цепеш, он же Дракула — это притягивает туристов со всего мира. Эта тема многократно обсосана кинематографом. Дракула — это бренд. Что там всякие короли...
Впрочем, замок вовсе не вызывает каких-то мрачных ассоциаций. Внутри вполне прилично и никакой «стилизации под ужастик», как мы опасались. Ничего киношного, напротив — историческая мебель, интерьеры.
Поразила библиотека замка: для тех времен весьма обширная, оборудованная и на удивление уютная.
А еще — старинная замена одновременно телевизору и скамеечке под подъездом: возле многих окон еще при постройке замка уже были оборудованы специальные скамеечки, чтобы можно было сидеть у окошка и поглядывать, куда там кто идет или едет. Ну и рукоделием заниматься.
А что еще делать? Интернета у них не было, телевизора тоже. Что мужикам остается? Охота да пьянка, ну или поймать кого-нибудь да попытать вволю, для этого там отдельный кабинетик предусмотрен, там тебе и кресло с шипами, и приспособы всякие.
Надоест пытать да мучить — можно по соседям из окошка пострелять. Пушечка для этого маленькая предусмотрена. Для каких-то боевых задач от нее толку мало, а так, по прохожим пальнуть — в самый раз.
Ну скучно же! А дамам возможности и того меньшие — рукоделие да рукоблу.. ой! Не туда занесло :)
Архитектура замка интересна: с одной стороны, сделано всё для живописности внутреннего дворика, с другой — просторная площадь разделена на бесчисленные крошечные комнатки, лестницы да узенькие коридорчики, так что везде тесно и как-то не по-королевски.
Правда, короли тех времен были какие-то малорослые: видел я их королевское ложе: полтора метра в длину и столько же в ширину... Вот, к примеру, ложе королевы Марии:
Ну или вот:
А здесь, между прочим, король Фердинанд I почивать изволили.
Панцирь рыцаря сегодня разве что 13-14-летнему подростку впору.
Да и жили, прямо скажем, небогато. Как для королей — то и вовсе. В моем понимании, конечно.
Прилично, конечно, не бедняки, но вроде и не короли вовсе, а так — среднего достатка купеческий дом.
А уж ходить им приходилось вот такими лесенками.
Ходить — такими коридорчиками:
Но мы с детьми дружно порадовались, что живем не тогда, а в наше время: так, как сегодня живут даже бедные люди, каких-то пятьсот лет назад даже короли не жили.
Бедный, по сути, интерьер, и дом — красивый, но холодный и тесный. Вот и что толку королем быть? :)
Замок, бесспорно, красив, но непрактичен. Тесные комнатки, узкие переходы, бесконечные лестницы… Практически все стены — холодные, только одни наружу выходят, а другие во двор, но о теплосбережении не думали при строительстве совершенно. Вот как такое отапливать? К тому же, стоит на вершине холма — уверен, сквозняки там зимой такие, что ужас. Зачем так строили? Ведь дровами топили — такое строение ведь не протопишь!
Пожалуй, будь я королем и живи в этом замке, летом проводил бы время здесь, на террасе:
Внутренний дворик хорош:
В замке очень много детей и туристов. Детей (это ведь пора каникул) со всей Румынии привозят автобусами, организованные школьные группы — Румыния на госуровне уделяет огромное внимание популяризации исторического и культурного наследия прежде всего среди детей. Молодцы. Работают на будущее. Ну и само наследие — на высоте. В смысле ухожено, отреставрировано, чисто, несмотря на многолюдность. При этом никак не сковывают свободу перемещений — каждый волен сам себе выбирать маршрут и бродить, где хочется. Так что все это многолюдие разбредается и рассасывается по многочисленным закоулочкам замка — главное, суметь потом найти там своих жену и детей. Это нелегко :)
После замка можно побродить по небольшому сувенирному базарчику, где меня порадовали многочисленные сорта домашнего сыра. В среднем от 15 до 25 лей за кило, что весьма дешево. А сыры интересные. Мы сыр любим, так что была опасность истратить здесь все деньги. Благо, карты на базарчике не обслуживаются, а наличных лей было немного, но несколько килограммов сыра мы увезли. И в придачу к ним — кота в мешке :) Это сувенир такой, который по сей день ездит со мной в машине и мяукает, напоминая ту летнюю поездку :)
К вечеру мы направились на выезд из гостеприимной и понравившейся нам страны — Румынии. Увы, отпуск не резиновый, его не растянешь. Было два варианта: выезжать сразу в Украину на Черновцы, или через Молдову на Одессу. Третий вариант — через Молдову и Приднестровье — был бы самым коротким, но мы его не рассматривали: насколько мне известно, покинув Молдову через Приднестровье, можно оказаться невнесенным в базу — в смысле, люди и автомобиль будут считаться непокинувшими страну, что чревато при следующей поездке попадаловом, по крайней мере за невывоз в положенный срок транспортного средства. Хотя, вообще, побывать в Приднестровье хочется. Окунуться в заповедник СССР, как в детство. Забегая вперед, процитирую фразу администратора кишиневской гостиницы, где мы остановились: «К нам сейчас все туристы именно туда и едут, посмотреть, а уж потом подвалы» (имеются в виду знаменитые винные подвалы под Кишиневом, главная официальная туристическая достопримечательность Молдовы).
Как уже понятно, мы поехали через Молдову. Граница прошла легко и быстро, молдаване порадовали дружелюбием, но огорчили ценой виньетки. Оплата «страховки за дороги», как они это странно назвали, даже за 1 сутки оплачивается как за неделю или две — 7 долларов. Наверно, единственный способ пополнить тощий бюджет — это как раз использование своего транзитного положения. Ну что ж, это тоже правильно. Надо же как-то зарабатывать. К тому же отделение банка прямо на таможне и ночью работает. Заодно поменял деньги. Здесь принимают не только доллары и евро, и даже не только леи, но и рубли и гривны. Курс молдавского лея низок и в среднем близок к 1 гривне, но сильно колеблется — от 80 копеек до 1,16 грн за молд. лей. Цены аналогичны украинским. А вот сами деньги — удручают. Когда-то, в начале 90-х, у нас тоже были такие. Временные бумажки, которые назывались «купоны». Примитивная полиграфия, дешевая бумага, однотипный рисунок. У нас их отменили в 1996, с введением гривны. В Беларуси тоже были похожие, «зайчики», и там их тоже отменили, кажется, в 2000. Притом, как красиво выполнен румынский лей — пластиковый, с прекрасной яркой и красочной полиграфией, с «окошками» — его молдавский тёзка выглядит потрепанным купоном. По-моему, это неправильно. Так нельзя. Страна, которая не уважает собственную валюту, не уважает собственную государственность. ИМХО.
Трасса Яссы—Кишинев радует тем, что она хотя и узкая, но новая и свежая. Ровный асфальт, ограждения, катафоты — ехать в удовольствие. Особенно если учесть, что ночью это трасса абсолютно пуста. В Кишинев въехали около 4 утра. Это уже не трасса. Асфальт уже не тот, зато очень часто над дорогой висят системы автоматической фиксации. Напрягают. Вот это я уже считаю неправильным — ничего общего такие системы не имеют с безопасностью. Это просто узаконенный способ грабить и без того бедных водителей, чтобы пополнить бюджет. Через некоторое время удалось найти свободный вайфай и подключиться к инету. Нашли через Букинг гостиницу — но цена на нее показалась какой-то несуразной. Решили: ладно, поедем, посмотрим. Приехали. Типичная советская гостиница. Неплохая для своих времен и советских понятий. Была. Теперь ее хозяева поступили интересно: до 4-го этажа номера обновили, сделали ремонт, поставили телевизоры и современную мебель в духе «выглядит понтово, стоит недорого». Номера пообъединяли, так что получилось дорого, зато размеры и многокомнатность номеров потрясают. Выше — осталась советская гостиница. Просто, но дешево. Я посмотрел и понял, что трехкомнатный номер с холлом нам ни к чему — и отправились спать в советское прошлое. В советском прошлом не закрывалось окно, и не было горячей воды в душе, но нам уже было без разницы. СПАТЬ. Кстати, когда мы заявили, что нашли их адрес в Букинге, но сообщили, что через него мы не бронировали — нам заявили: ну и правильно! И дали неплохую скидку.
Хочу здесь заметить следующее: когда я из дому планировал поездку в Кишинев, я находил очень мало предложений по бронированию гостиниц и как-то всё странно дорого. Как выяснилось, гостиницы здесь есть — просто не все они сотрудничают с Букингом. Советские традиции здесь живы. Даже непонятно, как то самое Приднестровье может быть еще более советским. Очевидно, дело лишь в символике советских времен, сохранившейся в Приднестровье, и в «версии» молдавского языка: те же румынские слова, но в собственно Молдове они уже давно пишутся на латинице, а в Приднестровье сохранилась кириллица.
Надеюсь еще разок побывать там и посетить таки этот загадочный заповедник СССР, если получится — расскажу впечатления.
Прогулка по Кишиневу получилась скучноватой. Хоть и столица, но пойти и посмотреть там особо нечего. Впрочем, удивила шахматная площадка прямо напротив здания Парламента. Наверное, чтобы утомившиеся от прений избранники народа могли выйти на свежий воздух и сыграть с избирателями партию в шахматы. Ну, а пока здесь тренируются будущие парламентарии :)
Возможно, местные жители и знают какие-то более интересные места, но приезжим их найти сходу не получится. Поэтому, немного побродив по центру, сделав фото символа Республики Молдова, памятника Штефану Чел Маре, изображенному на каждой банкноте, мы решили долее не задерживаться и отправляться домой, в Украину. Хотелось по дороге заскочить еще в Одесскую область, напоследок искупаться в море.
И всё же был положительный момент, которым нам запомнилась столица Молдовы. Не помню названия ресторанчика, но здесь за совершенно скромную цену нас накормили вкуснейшими блюдами национальной кухни. А дети по сей день вспоминают «суп в хлебушках» :)
Так что при случае мы обязательно хотим еще посетить эту страну — почему-то мне очень сильно кажется, что мы совсем ее не рассмотрели, не распробовали чего-то важного, что ускользнуло от нас. И в самом деле, ведь наше посещение было коротким и мимолетным. Так что не обижайтесь на нас, друзья молдаване, если читаете мой отчет. Надеюсь, из следующей поездки в вашу страну мы привезем больше впечатлений.
И не только впечатлений, но и больше коньяка — т. к. молдавский коньяк Сюрпризный ХО, купленный на таможне, оказался действительно Сюрпризным, причем весьма приятным. А учитывая его скромную цену, хочется купить его пару бочек. Также хочу похвалить вкусное вино и вполне достойное пиво, также привезенные из Молдовы в качестве сувениров.
Дорога от Кишинева до границы хороша и пустынна. Здесь нет ограждений, как в сторону границы с Румынией, зато на всем протяжении дорогу сопровождают ряды ореховых деревьев.
Придорожный сервис в Молдове не развит, вернее будет сказать, что его вообще нет, так что подсказываю друзьям-молдаванам бизнес-идею. Проезжающим через вашу страну путешественникам и транзитам нужно где-то кушать, парочка кафе возле трассы была бы не лишней :)
Границу прошли легко, в непринужденной беседе с тремя молдавскими семьями, отправлявшимися на море в Затоку под Одессу, но застрявшими в ожидании пересменки на молдавской стороне. Впрочем, пересменка быстро закончилась, и всех нас без проблем пропустили. И тут мне стало стыдно перед теми молдаванами, что ехали к нам на море. Очень стыдно. Как раз между границами, после последнего шлагбаума — пошли ТАКИЕ ЯМЫ! Я, конечно, понимаю, что земля между границами вроде как ничейная, но не настолько же! Ну позор ведь! Что о нас люди подумают? Дальше было лучше, приемлемо, но не идеально. Вдоль дороги местами стоят бигборды с информацией о сборе средств на ремонт этой дороги. Вроде как хотят Одесскую область сделать образцово-показательной, но денег нет. Дай Бог, чтобы сделали поскорее. Туристы сейчас нужнее, чем когда бы то ни было, а отпугивать ямами и плохой дорогой и без того немногочисленных молдаван, решивших смотаться в выходные на море — это просто глупо. Там всего-то около 50 км, так что есть надежда, что сделают.
В этих местах находятся известные винодельческие хозяйства, вокруг дороги растут вот такие пушистые кустарники, приведшие в восторг мою детвору:
За кустарниками тянутся бесконечные виноградники. Здесь же находится Центр культуры вина Шабо. Эх, если б здесь можно было остаться с ночевкой... Эээххх... А так — что мне от той культуры, если мне вина нельзя, т. к. я за рулем? Даже не стал заезжать, чтобы не расстраиваться :)
Вот и Затока.
Затока приятно удивила. Вот уж кому потеря Крыма пошла на пользу, как избавление от непосильного конкурента. Я здесь был еще в детстве, лет 25 назад, и забыл, как страшный сон: здесь был чахлый клоповник в виде кучки советских баз отдыха от разных предприятий. Теперь — ничего подобного. Да, всё еще далеко от завершенности, но чувствуется жизнь, прогресс. Да, здесь активно строятся, кто-то вваливает сюда средства, и в этом году отдыхать здесь еще не полностью комфортно: много стройки. Но теперь здесь будет отдых на любой вкус и кошелек — от тех, старых, турбаз еще советских времен до новейших, прямо на ходу достраиваемых.
Да, здесь еще провинциально, но это активно исправляется. Море здесь не такое, как в Болгарии, темнее, глубже, но вода чистая, пляж тоже чистый и приятный. Развлечений даже намного больше, правда, от этого здесь более шумно.
И только одна неприятная деталь сильно подпортила мое впечатление от этого чудного места. Музыка. Точнее, то, что здесь этим словом называют. Ближе к вечеру в каждом кафе начинает завывать на полную громкость до хрипа в колонках так называемая «живая музыка». Нет, здесь не играют под гитару Вилли Нельсона. Здесь заводят на ноутбуке минусовку каких-то новомодных эстрадных «звезд» и какой-нибудь пацан или девка, отчаянно фальшивя, изображает из себя караоке.
Но важно даже не это.
Важно отношение. К клиенту. Уважение. Которого нет.
Мы сели в приличное с виду кафе, заказали хороший ужин на семью. Довольно, должен сказать, по украинским меркам дорого, почти 500 грн. Это раза в полтора дороже, чем в среднем такой ужин стоит. Но ладно — думаем, место курортное, начало сезона, приличное заведение на центральном пляже, нормально. Но только начинаем есть — и врубают музыку так, что мы перестаем слышать друг друга. И какая-то девка начинает орать в микрофон что-то идиотское про какие-то шлепки, шлепающие по попке. Замечу: мы в кафе единственные посетители. Подзываю администратора, прошу убрать эту «музыку». Отказывают, говорят, им, мол, положено в 6 вечера музыку. Ну хорошо, говорю, давайте тогда сделайте потише, ведь оглохнуть можно. Мешает же! И это отказывают — заявляют: «Мы так привлекаем посетителей!!!» «Дык, — говорю, — как же привлекаете, если я вот посетитель и прошу убрать эту гадость — иначе я просто вынужден буду встать и уйти и больше я к вам не приду!» «А это нам без разницы, — говорят, — думаете, мы жалеть будем?»
Вот так. Я был в полном ….......... . Разумеется, мы встали и ушли. Чаевых я им не дал, и настроение было испорчено. Не знаю, какого клиента они привлекают, но ТАК это не делают. Плохо, если администрация каждого кафе как раз уверена, что клиентов привлекают именно так — громкостью, чтобы перекричать соседние кафе. Но еще хуже, если им действительно пофиг. Они не будут жалеть о клиенте, утерянном на весь срок его отпуска и, возможно, на будущие годы. О потенциальных клиентах, которым он отсоветует туда ходить.
Понять такое я могу, лишь если считать, что со мной беседовали наемные работники, чья зарплата никак не зависит от прибыли заведения, а объем работы зависит, и им чем меньше клиентов, тем лучше. Хозяин думает, что он им платит — пусть думает, что они работают?
Или им действительно всё пофиг? Или хамство и безразличие к своей работе — это в крови, в воспитании, в дурном менталитете? А если хозяин держит таких работников — значит, он не контролирует персонал, теряет прибыль — выходит, ему тоже пофиг?
Я даже рад, что моя страна проходит сейчас трудное время. Хочется надеяться, что жесткая, обострившаяся конкуренция вытеснит таких «тружеников» с рынка, хочется верить. Неприкрытый капитализм — как волк, санитар леса. Заставляет заплывших жирком и обленившихся — бежать, стремиться, выкладываться на все сто. Конкурировать. Выживать. И быстро устраняет ленивых.
Справедливости ради, позже я узнал, что не всё так плохо, и что это я попал, можно сказать, в «зону ширпотреба», типа для отдыха пролетариев. Что неподалеку есть и нормальные места, с нормальной тихой музыкой, и даже немало. Но это было позже.
Я боюсь показаться снобом, но я не понимаю, неужели кому-то может искренне нравиться ужинать под орущую музыку, под все эти шлепки по попке и еще хуже — под Вику Цыганову? Почему даже в Болгарии время от времени откуда-то доносились эти мелодии русского блатного шансона? Я понимаю, что если это крутят — значит, есть спрос. Но может, стоит вместо многих шумных революций на майданах сделать маленькую, но очень важную культурную революцию? Тихую, не политическую, без брусчатки и горящих шин — просто перестать крутить низкопробную музыку, пошлые песенки и еще более пошлые сериалы и телешоу? Революцию в воспитании молодого поколения — начав с тех, кто сегодня еще не ходит в школу, но уже слышит музыку и смотрит ТВ, чтобы в их сознании вообще не было никаких блатных песенок, пошлятины и безвкусицы? Чтобы наши дети даже не видели и не слышали такого? Если для этого нужна государственная цензура, как было в СССР, то я ЗА эту цензуру. Если культуру надо прививать, то начинать это делать надо с детей и этим надо заниматься уже сейчас. Мне кажется, что люди, слушающие Шуберта и Вивальди, вряд ли пойдут штурмовать парламенты, что обществе с высокой культурой и многие социальные проблемы можно будет легко решить без стрельбы и горящих шин.
Из Одессы до Харькова можно добраться тремя путями: через Киев по магистрали; через Кировоград и Полтаву; через Николаев, Кривой Рог и Днепропетровск, оттуда тоже по магистрали. Я выбрал третий путь, и это было ошибкой. Перегон Николаев—Кривой Рог оказался худшей дорогой из виденных мною в жизни. Один участок длиной 50 км я проползал 4 часа!!!!!!! Конечно, я сделал глупость, доверился навигатору и поехал через незнакомую область незнакомой дорогой, которую, судя по всему, забросили. Но ТАКОГО я никогда и нигде не встречал. Причем интересно, что почти непроходимая дорога с гигантскими ямами закончилась строго между знаками «Конец Николаевской обл.» и «Начало Днепропетровской обл.» — дальше пошла вполне приемлемая трасса, вскоре перешедшая в хорошую. Ну а после Днепра, там уже понятно — там магистраль. Два часа и дома.
К слову, через неделю после описываемой поездки ехал в Кировоград на свадьбу — там дорога вполне нормальная.
Но лучше всего, безусловно, ехать через Киев: Одеса—Киев — магистраль, в очень хорошем состоянии, Киев—Харьков — не магистраль, но тоже в очень хорошем состоянии.
Поэтому совет очень простой: лишних 200 км в данном случае несущественны, лучше ехать по хорошей дороге. Так что через Киев быстрее и комфортнее. Ну, а если уж каждая копейка на счету и так важно сэкономить расстояние — то хотя бы через Кировоград и Полтаву. Там нормально. Но не через Николаев и Кривой Рог.
Итак, мы благополучно завершили нашу семейную поездку и вернулись домой, полные впечатлений и новых планов.
Пробег со всеми отклонениями от маршрута составил 5500 км, средний расход составил 7,4 л дизтоплива. Отмечу, что минимальный расход получался на румынском топливе, а максимальный — на болгарском. Почему — не знаю.
Машина не подводила, поломок не было.
С собой имел две запаски (на всякий случай) — не пригодились, и канистру солярки — пригодилась.
В поездке пользовался банковскими картами Альфабанка и Приватбанка, проблем не было.
Ну а мы с моим верным старым другом и сообщником :) Volvo и с нашим семейным экипажем недавно вновь не удержались от дороги, на сей раз с осенним визитом в гости к северным соседям, в братскую Республику Беларусь.
О чем в ближайшее время надеюсь тоже написать отчет.
ЗЫ: Правду говорят, что дороги — это наркотик... :)
На этом заканчиваю свое повествование. Надеюсь, не сильно наскучил.
С уважением и благодарностью к тем, кто нашел в себе силы осилить столько текста.