|
Здравствуйте, уважаемые форумчане! Благополучное возвращение из прошлогодней поездки по Югу России оставило незабываемые впечатления. Но, как водится, ближе к Новому, 2017 году, вновь встал вопрос — чем же себя «занять» в наступающем 2017 году? Первоначально рассматривались несколько вариантов «российской» версии автопутешествия, однако, получилось все по-другому.
Немного предыстории. В последние 3-4 года, по роду своей профессиональной деятельности очень тесно приходится общаться с коллегами из Казахстана и Киргизии. Ну, как говорится, слово за слово… Среди них тоже оказались заядлые автопутешественники, в том числе и любители сайта drom.ru. Кроме того, нашлись общие интересы и идентичные взгляды на произошедшие ранее и происходящие сейчас в данном регионе военно-политические события. В общем, последовало приглашение в гости. Конечно, вызывали озабоченность дальняя дорога, возможные встречи с ДПС этих стран, о чем неоднократно в негативном ключе писалось здесь, и т.д. Но… живем-то один раз. А на обратном пути решено было посетить Урал — увидеться, так сказать, с давними знакомыми.
Маршрут был построен следующим образом: Москва — Пенза (ночевка) — пгт. Алексеевка Самарская обл. (ночевка) — граница с Казахстаном (Маштаково) — Уральск — Актобе (ночевка) — Аральск (кратковременная остановка) — Туркестан (ночевка) — Тараз (ночевка) — Талас — Бишкек (ночевка) — санаторий «Тамга» на Иссык - Куле (10-дневный отдых) — Алматы (кратковременная остановка) — Балхаш (кратковременная остановка) — Астана (кратковременная остановка) — Костанай (ночевка) — Екатеринбург (кратковременная остановка) — Пермь (кратковременная остановка) — Чебоксары (ночевка) — Москва.
В своем рассказе постараюсь максимально объективно осветить тамошнюю ситуацию, рассказать о встречах с людьми и «местной» ДПС (естественно, без них никак не обошлось). Мероприятие проводилось в период с 15 июля по 19 августа. Километраж, что называется, «от подъезда до подъезда» составил 10513 км. Ниже на фото представлено общее направление поездки протяженностью в 8835 км. Недостающее количество километров — а именно,1678 (10513 - 8835) — «наезжено» в местах остановок и времяпровождения при осмотре близлежащих достопримечательностей.
ПОДГОТОВКА
К поездке подготовились… кардинально. Так, предшествующие 4 года в качестве средства передвижения использовался КИА Соренто — 2012 г.в., 174 л.с., объем 2,4, «автомат», бензин АИ - 95, покупался новым. Великолепный автомобиль, который ни разу за все время не подвел. Побывал на Украине и в Литве, в Калининградской области и на Куршской косе, исколесил, практически, всю Белоруссию, отметился в Санкт-Петербурге, Вологде, Выборге, Петрозаводске, Великом Устюге, ближнем и дальнем Подмосковье, Ростовской, Астраханской, Волгоградской, Тульской и прочих областях, Краснодарском и Ставропольском краях, Чеченской республике, Калмыкии и др. Повторюсь, прекрасная машина, имеющая единственный недостаток — подвеска жестковата и на подразбитых дорогах ехать не совсем комфортно. А так, ездить бы и дальше. Но время, к сожалению, неумолимо: пробег перевалил уже за 60 тыс. км, да и цена на «вторичке» с каждым годом падает. Поэтому, учитывая слухи и рассказы о не совсем качественных дорогах Казахстана и Киргизии, а также на волне инфляционных ожиданий (что оправдалось) в октябре 2016 года была реализована операция по смене «железного коня». После долгих и непростых раздумий им стал Тойота Ланд Крузер Прадо, комплектация «Стайл», дизель, 2,8 литра, автомат, 177 л.с.
Внимательнейшим образом были изучены ПДД Казахстана и Киргизии. Особое внимание уделялось размерам штрафов в Казахстане — распечатка статей нарушений и их «стоимость» заняла почетное место в путевых документах Штурмана. Сразу оговорюсь — я не «гонщик», правил не нарушаю, еду спокойно, в связи с чем выполнение достаточно жестких требований казахстанской дорожной полиции особого труда не составило. Однако нюансы и встречи с инспекторами, разумеется, были. О них — далее по тексту.
Навигация — здесь, каюсь, «лопухнулся». В автомобиле установлен штатный «Навител», вполне качественно работающий по России. Но «казахской» и «киргизской» версий не было. При этом программы для этих стран из Интернета качественно установить не удалось. Начались поиски альтернативных вариантов.
По совету товарища, занимающегося данной тематикой, была приобретена сим-карта известного российского оператора, которая, если выражаться словами дилетанта (моими), при пересечении границы интегрируется в местные мобильные сети, благодаря чему можно пользоваться интернетом, навигатором и проч. Цена пакета на две страны составила 800 руб. Но, мля, при пересечении границы с Казахстаном этот «девайс» довел до Уральска и… лихо пожелал нам приятного пути без его участия. То есть, попросту, отказался работать. Выход был найден: в гостиницах подключался к сети WI-FI, просматривал дальнейший маршрут и делал соответствующие расчеты. Кроме того, метод «опрос местного населения», как всегда, показал свою эффективность. А для звонков по региону были закуплены сим-карты местных операторов. При этом я только позже сообразил — даже бы если бы та сим-карта и работала, то какой, к черту, интернет в казахстанских степях, к примеру, на участке Актобе — Аральск.
Гостиницы. Весь маршрут был разбит на участки по 650-750 км (с учетом соблюдения жестких правил ПДД Казахстана), где и определены места ночевок. В качестве совета: я не бронировал проживание через сайты, типа, «Букинг» и проч., так как было опасение, что по такому протяженному маршруту дата прибытия будет «плавающей» Просто отыскивалась официальная страничка нужной гостиницы в Интернете и осуществлялась связь по электронной почте. К чести казахстанской гостиничной сети замечу, что ответы получал оперативно и по существу. Даже когда в результате форс-мажорных обстоятельств отпуск (и, соответственно, дата выезда) сдвинулись на неделю, во всех заявленных местах ночевок изменение дат персоналом были оперативно отработаны.
ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ
С собой брались карты «Visa» (с возможностью пересчета из российской валюты в национальные валюты) и наличные рубли, доллары и евро в разумных количествах. С оплатой по карте проблем не было ни на заправках, ни в магазинах (за исключением, разумеется, покупок фруктов на рынках и в дороге). Примерный курсы валют к российскому рублю: в Казахстане — 1:5,5; в Киргизии — 1:1,2. Исходя из них и даны все расчеты, приведенные далее. Приятно удивила стоимость топлива в Казахстане: цена 1 литра дизельного топлива на проверенных заправках («Казмунайгаз», «Гелиос», «Газпромнефть») находилась в диапазоне 24,7 - 25,4 руб. В Киргизии, соответственно, чуть дешевле, чем в России. Здесь хорошо развита сеть «Газпромнефть», где также с удовольствием принимают карты к оплате. На заправках других, малоизвестных брендов, практически не заправлялся во избежание (понятно каких) сюрпризов. Стоимость проживания в гостиницах, где ночевали, имеется в тексте. Сутки в санатории «Тамга» обошлись в 1450 руб. на 1 человека, что, считаю, вполне гуманно. Ну, что ж — поехали!
Участок федеральной трассы М5 до Пензы ничем примечательным не отличается: почти всегда хороший асфальт, перемежающийся участками проводимого капитального ремонта. Буквально несколько фотографий.
Не могу сказать, что участки ремонта носили критичный характер, но время, что называется, они незаметно «крадут». Однако объезды организованы, временная разметка, ограждения и светофоры имеются.
Обедали в знаменитом своим общепитом селе Умет (см. интернет). Здесь всегда много автомобилей и людей. Стоимость обеда на двоих составила 400 руб.
Клиенты довольны и это главное.
Короче говоря, вполне приличное место, сытно, недорого, на любой вкус или кошелек. Рекомендую.
К вечеру добрались до Пензы и остановились в гостинице с необычным названием «Пипл». К сожалению, фото не сделал — приехали около 21 часа, было темно. Но сообщу — удобно, находится в 10 минутах от съезда с трассы М5 по адресу ул. Ульяновская, д. 15. Номера чистые, персонал приветлив. Цена вопроса — 1400 руб. за 2-местный номер, плюс завтрак 100 руб. с человека. Понравилось. Но именно здесь, при въезде в город, нарвался на единственный за всю поездку штраф в размере 500 руб. за превышение скорости, который был позднее успешно оплачен со скидкой 50%.
Так как до следующего пункта ночевки (пгт. Алексеевка Самарской обл.) оставалось чуть более 400 км, то с утра следующего дня решено было посетить «лермонтовские» Тарханы. На трассе имеются весьма информативные указатели, так что «промахнуться» невозможно. Отмечу, что сама усадьба находится чуть поодаль от главного корпуса музея «Тарханы», в котором есть довольно неплохая столовая (обед на двоих — 400-500 руб.). Кроме того, могила поэта также расположена на некотором удалении от усадьбы (1,5-2 км). Стоимость входного билета в комплекс 150 руб., льготы имеются — пенсионеры, ветераны, дети и проч.
В этом флигеле находится могила М.Ю. Лермонтова.
Полагая, что часам к 18-19 вечера до Алексеевки доедем, в дорогу особо не спешили. Но на плотине в Жигулевске проводится капитальный ремонт, который, соответственно, привел к транспортному коллапсу. Поэтому до места назначения добрались к 2 часам ночи. Останавливались в каком-то придорожном мотеле (не помню даже названия) за 1500 руб., так как в гостинице «Звезда» (пгт. Алексеевка) нашу бронь, которая делалась заранее, «потеряли». Ну да ладно.
От Алексеевки до границы с Казахстаном дорога (А-300) на твердую «4».
МАПП «Маштаково» стал худшим автомобильным погранпереходом, что довелось видеть. Дорога с обеих сторон российского поста «убита», из автомобилей — плотный затор. Простояли часа 2,5 без всякой видимой причины. В общем, полный бардак, ехать туда не советую.
Сам же процесс оформления документов на въезд в Казахстан заняло немного времени. Миграционная карта заполняется буквально по паре-тройке позиций: ФИО, куда, цель прибытия. Допускается написание «корявым» почерком, так как все данные все равно берутся из паспорта. Данный документ требуется строго сохранять до выезда с территории Казахстана. Плюс к этому водителю выдается квадратный клочок бумаги, на котором требуется указать номер автомобиля (забирается при выезде с территории МАПП). При выезде с территории казахстанской стороны МАПП имеется несколько вагончиков для оформления ОСАГО — брал на месяц, стоимость 2200 руб. (оплачено без проблем наличными рублями на месте).
Дорога на казахстанской стороне достаточно хорошая, ехать быстро вполне можно. Но сразу появляются нюансы, о которых — ниже. Ситуация: граница пройдена, вечереет, надо добраться до Актобе, где забронирована гостиница с одноименным названием. Вижу, что приедем туда глубокой ночью, тороплюсь.
Вот такая дорога сразу после границы.
Вдруг (сфотографировать не успел) на таком дорожном полотне появляется знак ограничения скорости до 40 км, а чуть впереди начинается спуск в ложбинку, наверху которой растет раскидистое дерево. Чувствую, где-то подвох, благо при подготовке к поездке вволю начитался о нравах местной ДПС.
Вот так схематично (прошу не смеяться, я не художник, но в интересах нашего общего дела пришлось взять в руки кисть).
Что оказалось — сам патрульный автомобиль выкрашен в сине-зеленый цвет, и в лучах заходящего солнца, да под кроной дерева, его совсем не видно. Слава богу, я сразу притормозил до требуемого лимита и выдерживал ограничение на круиз-контроле. Не доехав до дерева метров 50, наблюдаю, что «патрулька» развернулась и с визгом резины умчалась вдаль. Причем такой стандартный прием замечал еще несколько раз на пути дальнейшего следования: знак «40», ложбинка, вверху дерево и — (уже сразу всматривался) крыша патрульного автомобиля под ним. Будьте бдительны!
Город Уральск проскочили, что называется, влет. Несколько фотографий.
Экипажи ДПС встречались часто, поэтому пришлось строго соблюдать ограничения по скорости. Допуск в Казахстане + 10 км\час, из-за чего вначале затруднительно привыкать относительно российского лимита (+ 20 км\час). А что делать?!
Еще несколько моментов: наклейку «RUS» никто не спрашивал и о диагностической карте на автомобиль возрастом младше 3 лет тоже никто не вспоминал — ни на границе, ни при проверке документов в случае остановки.
При въезде в любой поселок или город стоят вот такие красивые арки.
В Актобе приехали глубокой ночью. Дорога от Уральска до него также на твердую «4», а где-то и на «отлично». Проживание — в гостинице «Актобе», номера приличные, интернет, завтраки есть, центр города. Стоимость 2-местного номера, примерно, 2180 руб. за 1,5 сутки. Рекомендую.
Памятник перед городской администрацией.
Следующий пункт назначения — гор. Аральск, в котором очень хотелось побывать. От Актобе к Аральску ведет отличная, практически на «5», дорога.
В Аральск приехали также поздно вечером. Остановились в частной гостинице — их тут много. Это комната в жилом доме со всеми удобствами, в том числе, и стоянка. За двое суток заплачено 2180 руб. С утра — осмотр города.
Вот здесь было море (старое ограждение на набережной — памятник).
Да-да, именно здесь. Штурман в шоке.
За вполне разумные деньги (3000 руб.) удалось договориться об индивидуальной поездке к ближайшему урезу воды — до него порядка 55 км.
Стою на дне Аральского моря (само оно виднеется вдали).
Сбылась мечта — даже поплескался.
Вообще, «местные» очень жалеют о том, что здесь случилось. И в разговорах неоднократно звучали слова — вот, если бы остался СССР, то что-нибудь придумали бы и спасли бы Аральское море. Может, действительно?!
В местном ресторанчике за поеданием аральского судака.
Хозяин заведения Сергей (на фото) — кореец, сын ссыльных конца 40-х годов XX века — рассказал о том, как в детстве он с отцом рыбачил, купался, отдыхал, работал в сфере рыбного промысла. Короче говоря, здесь очень интересные места: при желании и по договоренности возят на рыбалку, охоту. Часто приезжают иностранцы для совершения индивидуальных туров. Но нам пора дальше. Следующая остановка — Туркестан.
Дорога из Аральска до Туркестана представляет собой великолепнейший асфальт, по которому хочется мчаться, не обращая внимания ни на какие знаки ограничения скорости. Но, увы, — местная ДПС не дремлет: наблюдение за нами проводится в «выездной» форме, о чем уже неоднократно озвучивалось всеми путешественниками. Поэтому — все в рамках правил. Но до сих пор не останавливали ни разу. Несколько настораживал уровень окружающей температуры воздуха — на датчике в автомобиле, порой, значилось + 39 С. Учитывая то, что трафик здесь не очень «плотный», невольно закрадывалась мысль — а, если, не дай бог, с машиной чего? «Сгоришь», пока помощи придет.
И вот так. Бескрайняя выжженная степь до горизонта
Не могли не заехать в Байконур, хотя бы просто отметиться.
К вечеру прибыли в Туркестан, город из настоящей Средней Азии.
Быстро стемнело, поэтому все фото сделаны уже на следующий день.
Место ночевки — гостиница «Эдем».
Стоимость 2-местного номера — 1400 руб., стоянка, завтрак имеются.
Не был обойден вниманием и мавзолей ходжи Ахмеда Ясави.
Здесь очень много иностранцев — встречали 2 голландцев на велосипедах, француза на мотоцикле и др. Все активно путешествуют.
В этот же день выезжаем в Тараз. Дорога до него — на твердую «5».
Однако много и участков ремонта, и ограничений по скорости (40-50 км/час). Примерно, в этом районе и произошла первая «очная» встреча с казахстанской ДПС. Ситуация: на шоссе появляется знак «ведется ремонт» и ограничение скорости до 50 км/час на протяжении 15 км. Что ж, нет проблем — жму круиз-контроль и «шлепаю» как предписано. Соответственно, за мной — «хвост» из автомобилей, впереди меня — тоже. Неожиданно сзади кто-то спешащий из местных вырывается вперед и, со скоростью под 100 км/час, обходит нашу колонну слева. Почти мгновенно, включив «люстру», из нашей же колонны вываливается патрульный автомобиль и лихо бросается вслед за нарушителем. Ну, думаю, наше дело — сторона. Но не тут-то было. Смотрю, в конце этого 15-километрового отрезка дороги бедолага-гонщик объясняется с одним инспектором, а второй машет рукой и бодро кричит в «матюгальник»: водитель такого-то авто, номер такой-то (ба, да это ж нам!) прижмитесь вправо! Ок. Остановился, сижу, жду. Через пару-тройку минут подходит простой сержант (немного непривычно, мы-то, россияне, «избалованы» вниманием исключительно офицеров нашей ГИБДД), тянет руку для приветствия, мило интересуется, как дела и, взяв документы на автомобиль, приглашает в свою машинку. Сажусь. Понимаю, в чем дело, но морально готов. Происходит примерно, такой диалог:
Он: Здравствуйте, куда следуете? Почему нарушаете?
Я: Добрый день! Еду в Алматы. Ничего не нарушаю — знак ограничения скорости видел, километраж засек (в Казахстане почему-то сложности с выставлением знака «конец всех ограничений» и приходилось ориентироваться по знаку ограничения скорости, который выставлен для встречной стороны — я об этом чуть позже догадался).
Он: Вот, гляньте-ка в камеру! Смотрю — действительно, я и скорость — 62 км/час (напоминаю, что в Казахстане не «карается» +10 км., то есть, до 60 км/час). В моем случае: 50 +10 =.62. Ну, думаю, все ж так ехали, а, может, я заболтался со Штурманом, не знаю. Но не специально.
Он: Статья такая-то, штраф — 24 000 тенге (около 4300 руб.). Что будем делать?
Я: Господин сержант, я такой-то (показываю служебное удостоверение), следую в отпуск в гости к такому-то (называю ФИО, должность, звание). Вот Вы сейчас меня накажете за столь незначительное нарушение, я расстроюсь, приеду к товарищу в Алматы, он начнет расспрашивать почему, и, быть может, уточнять Ваши фамилии. Неудобно получится. Поэтому давайте ничего делать не будем — Вы мне возвращаете документы, а я обещаю, что впредь буду еще внимательнее. Но, если считаете, что я заслужил наказание за превышение на 2 км/час, которое находится на грани статистической погрешности, выписывайте протокол!
Он (после недолгого раздумья): Вот Ваши документы и больше не нарушайте! Счастливого пути!
Отмечу, что все происходило в корректной форме, никаких обид нет, расстались удовлетворенные собой. Кто-то писал уже здесь на форуме — не надо давать денег и всегда требовать составления протокола. Полагаю, что это всегда правильное решение. Так состоялась первая моя встреча с казахстанской ДПС, что называется, «глаза — в глаза». Вторая (и последняя!) состоялась на обратном пути, и о ней — тоже по ходу рассказа.
Ближе к Таразу появляются горы.
К сожалению, в Тараз приехали тоже довольно поздно, поэтому этот чудесный город мельком увидели лишь утром. Переночевали у знакомых.
Границу с Киргизией переходили в Гродеково. Никаких задержек не было.
На въезде в Талас был остановлен экипажем уже киргизской ДПС. Причем парни явно скучали на службе, а тут — хоть какая-то «развлекуха». Диалог состоялся такой:
Он: Добрый день! Куда следуете?
Я: В Бишкек, а потом — отдыхать на Иссык-Куль!
Он: Что за серия на номере — 777? Какой российский регион?
Я: Москва.
Он: О! Через Казахстан ехали?!
Я: Ну, да!
Он: И как они там, зверствуют? Cколько штрафа заплатили?
Я: Нет, нормально. Ничего не платил, стараюсь не нарушать!
Он: А давайте-ка Вас на угон проверим. Покажите вин-код авто, а я по базе пробью. А то бывали случаи!
Я: Да нет проблем! (Даю цифры, он забивает в ноутбук).
Он: Все нормально, счастливого пути!
Впереди начинаются горы — это что-то невероятное.
Предстоит преодолеть два перевала: Отмок и Тоо-Ашу. Просто нет слов.
Взгляд назад. Внизу справа — видна дорога, по которой поднимаешься.
Еще один рывок — сквозь вершину горы.
Я сделал это. Перевал Тоо-Ашу — в моей «копилке».
Оказывается, спуск с перевала — платная услуга.
Отдано 270 руб. «наличкой».
Бишкек. В этом городе меня сразу приучили к мысли о ненужности «поворотников» на машине. Манера езды местных водителей слегка шокирует: внезапные ускорения, резкие перестроения, сигналы по поводу и без повода — очень колоритно. При этом такое привычное для нас понятие как «ОСАГО» отсутствует напрочь. На мой вопрос — а как же, если вдруг авария? — последовал ответ, что, мол, разбираемся на месте между собой. Если виновник идет в «отказ», тогда вызывается ДПС. Если опять никак, то — через суд, и роль межродовых связей опять же никто не отменял. Вот как-то так в Киргизии в этом вопросе. Но, странное дело, не видел ни одной аварии.
По приезде в Бишкек принимающая сторона предложила культурную программу, от которой трудно было отказаться. Ночной отдых, и утром едем в горы в ущелье Каркыра с ночевкой и обедами в юрте, долину Сан-Таш, затем — в Каракол и, далее — в Тамгу на отдых. Комментировать не вижу надобности — просто фото. Осмотр Бишкека запланирован на обратном пути.
Дорога от Бишкека до Иссык-Куля.
Это дорога А365, которая идет рядом с границей с Казахстаном.
Вот по такой дороге, не напрягаясь, лихо домчались до северного побережья Иссык-Куля. Потом, повернув куда-то в горы, долго тряслись по вполне проезжаемой «гравийке», сворачивая головы от восхищения.
За рекой — территория Казахстана.
Штурман никогда ранее в подобном замечен не был, а тут вдруг увлекся не на шутку.
Мы — почетные гости. И мясо, мясо, мясо барана: жареное, пареное, вареное, копченое, на костре, в духовке и проч. Просто культ мяса!
Тот самый курган «Счетные камни» (см. интернет).
В общем, всех впечатлений словами здесь не описать, туда надо ехать и смотреть все вживую. Именно это и рекомендую: практически братское отношение к россиянам, первозданная природа, вкуснейшая мясная кухня! Но, главное — люди! Боже, какие здесь гостеприимные люди, готовые отдать последнее, лишь бы ты остался доволен. Так, при каждом новом знакомстве, непременно звучала фраза (а позднее мы уже были готовы к ней): «Все, режу барана!». Лишь только «слезы» Штурмана (в смысле, «птичку жалко») могли ИНОГДА остановить эту мясную вакханалию. По моим подсчетам, как минимум, пяток животных таким образом и был спасен. Кстати, ссылки на диетное сидение (хотя, о чем можно говорить в таких условиях) или на полный желудок здесь в расчет не принимаются вообще! Дежурная фраза — здесь высокогорье, надо кушать! А какие народные предания были рассказаны о богатыре Манасе и его битвах! Довелось ознакомиться и с оценкой произошедших здесь 2 «революций»: вот настоящая демократия — надоел, не уходишь сам, пошел вон!
К сожалению, юг страны остался неохваченным, поэтому при первой же возможности этот пробел, обещаю, будет мною в будущем восполнен.
Спустившись с гор, направляемся в Каракол.
Знаменитое каракольское ашлян-фу с пирожками.
Его состав приведен в интернете, поэтому повторяться не стану. На мой, неискушенный в киргизской кухне взгляд, это весьма нужное (говорят, с «бодуна» оно великолепно) блюдо похоже — да простят меня киргизские друзья — на доширак в холодном виде. А соус, в котором находятся его ингредиенты, очень-очень острый. Специфическое кушанье, с ним надо быть аккуратнее.
К вечеру 25 июля добрались, наконец, до санатория «Тамга». Он расположен в предгорье на большой территории, имеет свой пляж, автостоянку (50 руб. в сутки), магазин. Ассортимент блюд в столовой достаточно разнообразен. Конечно, это не «5 звезд», но отдыхающих много, в том числе, и со славянскими лицами. Персонал очень приветлив, интернет есть, до пляжа ходит санаторский автобус. Правда, в него народу набивается многовато, и те, кто приехал на собственном автомобиле, предпочитает самостоятельную поездку — благо ехать до пляжа порядка 10 минут. Стоянка там тоже имеет место быть, так что все удобно. В самом селе Тамга также есть две неплохие торговые точки, которые обладают всем необходимым для отдыхающих ассортиментом.
Автостоянка. На заднем плане — спальные корпуса.
Горы (по-моему, единственный пасмурный день).
Собственно, само озеро (дно каменистое!). Но вода — чистейшая.
Вот в таких условиях предстояло провести 10 календарных дней, что и было с удовольствием сделано. Сейчас я понимаю — для тех мест это мало, очень мало. Но ехали все-таки в первый раз (а вдруг не понравится!), да и отпуск не бесконечен. В качестве справки: арбуз — 25 руб. штука (!), абрикосы — 50 руб. ведро, яблоки — что-то уж совсем недорого. В столовой давали вкуснейшее варенье из горной черной смородины (так, по крайней мере, было сказано) и широкий диапазон мясных блюд киргизской кухни.
Однако само путешествие на этом не заканчивалось: в ходе отдыха были осмотрены близлежащие достопримечательности, да и обратно в Москву предстояло проехать по не менее интересным местам, о которых хотелось бы рассказать. В связи с этим первую часть своего повествования завершаю, спасибо за внимание!
Продолжение, как говорится, следует.