|
Предисловие
Автомобиль ВАЗ 11113 «Ока», 1998 года выпуска, двигатель после капитального ремонта с минимальной обкаткой.
Маршрут: Тольятти — Уральск — Карабутак — Аральск — Шымкент (Чимкент) — Мерке — Бишкек (Кант) — Чолпон-Ата — Кант — Шу (Чу) — Караганда — Петропавловск — Челябинск — Тольятти — Белгород — Веселовка (Тамань) — Белгород — Санкт-Петербург (Сиверск) — Москва — Тамбов — Тольятти.
Общий запланированный пробег 12 462 км, на самом деле получилось 14 560 км, т.е. примерно 2 100 км наездили так, мимоходом.
Экипаж: до Бишкека — один человек, это я, потом два человека — я и мой друг Коляс.
Время поездки: с 28 июля по 25 августа, включая время отдыха. Для того чтобы в дороге не заниматься писаниной, купил диктофон «SANYO ICR-NT300», на него и наговаривал все впечатления и отчеты.
В 2009 году я уже съездил в Киргизию на «Оке», о чем и написал в прошлом отчете и о чем не капли не пожалел, наоборот, это занятие (дальние автопутешествия) окончательно меня заразило, причем напрочь. Это, как сцена, на которую один раз выйдя, уже не сойдешь. Поэтому, совершив это увлекательное, интересное, местами трудное автопутешествие, я навсегда заболел дальней дорогой.
В этот год я решил сделать еще интереснее и выбрал в качестве маршрута дикую дорогу через Казахстан, так сказать «дорога смерти». С разговорами вышла прошлогодняя история. Когда я сказал, что собираюсь ехать практически через пустыню, да еще в хлам убитой дорогой, поголовно все «крутили у виска». Но я был непоколебим. Я ведь уже знал, на что способен этот маленький пепелац по прозвищу «Ока». Кроме того не давал покоя отчет «Одинокого пса» о ралли-рейде «Шелковый путь». Мне тоже так захотелось.. Честно говоря я пытался найти попутчиков на «Одноклассниках и «В контакте».... пустыней никто не заинтересовался.
Были варианты, типа, «давайте лучше в Европу», «давайте куда-нить на курорт». Даже такой был: «У меня нет машины, денег, ничего не умею, но очень хочу поехать. Готова составить вам компанию». Нет уж, спасибо, я лучше один поеду, — подумал я. После чего мои знакомые уже обеими руками у висков: «Один?! Через пустыню?! Чокнутый!!!». После чего мое решение ехать этим маршрутом только укрепилось.
Поездка была назначена на август. Как раз на время отпуска. Как это всегда бывает, руководству все мои проблемы по барабану. Езжай в июле, нам так удобнее. Как удобнее мне, никого не интересовало. Короче, всеми правдами и неправдами, нервами и руганью август я отстоял. Сделал хитро. В июле? Пожалуйста! И написал заявление с 26 июля, чтобы, типа, 25 августа быть на работе. Примерно за месяц начал подготовку. Надо сказать, за три недели до поездки движку был сделан капитальный ремонт. Соответственно, с необкатанным двигателем ехать было страшно, мастер сказал, что нужно наездить хотя бы 3-5 тыс. км
Не съездить ли к дядьке в Рязань, думал я... денег жалко. И тут удачно подвернулась гастроль с группой «5-й элемент» в г. Вязники, Владимирской области (везти никуда не поместившегося техника), а это 1 600 км (туда и обратно), тем более, что бензин оплачивался. Очень своевременно и удачно. Раз 1 600 км проезду без косяков, то все остальное уже в путешествии притрётся. С двигателем решено. Естественно, машину полностью «отсмотрел» на станции, сделали развал, отрегулировал зажигание.
Кроме того, для собственного успокоения я закупил подшипники для передней и задней ступицы, рем. комплекты для тормозных цилиндров, карбюратора и бензонасоса, комплект резиновых патрубков (бензобак, систему охлаждения), бензошланг, коммутатор, датчик Холла, зап. катушку зажигания, ВВ провода, таблетку и щетки генератора, полуось, внешние и внутренние гранаты, вторичный вал КПП, старый (но еще исправный диск сцепления и выжимной подшипник, новые тросики газа, сцепления и спидометра, комплект запасных лампочек, в т.ч. и в фары, разные хомуты, болты и гаечки, эл. провод, проволоку, пряники, фильтр масла, «тормозуху», тосол, смазки «шрус» и литол 24, ремень ГРМ, ремень генератора, свечи, накидные, рожковые и торцевые ключи, домкрат, огнетушитель порошковый 5 л, стеклоомывайка («Мухомой» — классная штучка) автоаптечка, знак аварийной остановки, буксировочный трос, и, конечно, туалетная бумага.
Записал для дороги три DVD с музыкой и один DVD с аудио-книжками, а также 10-литровую канистру под бензин, маленькую штыковую лопату, пластмассовые траки (шестисекционную размером 25х10 см. состыковываемые между собой в длину), автогерметики и герметик для системы выхлопа (HOLTS), противооткатные упоры.
На пропитание в дорогу набрал себе десяток «бич-пакетов» «Биг-бон», чай в пакетиках, три нарезных батона и три палки колбасы, две сырокопчёных и одну просто копчёную. На первый перекус «дорожная классика» — жареная курица и кола. Был с собой автомобильный кипятильник (типа, вдруг горячего чайку захочется), но так им ни разу не воспользовался.
Чуть не забыл: по совету одного мастера установил себе в Оку октан-корректор «Пульсар».
Были докуплены:
В салон был опять установлен телевизор. Кроме того были два инвертора: на 300 Вт и 600 Вт. Даже электродрель с собой взял. Ну и, естественно, целая куча всяких блоков питания (сотовый, телек, нафигатор и т.д.). Есть желание прокомментировать навигатор, видео-регистратор и магнитолу в целях предупреждения читателей.
Итак, автонавигатор EXPLAY PN-355
Наличие этого прибора реально помогает водителю, даже расслабляет, потому что мысли «когда-куда-свернуть» пропадают. Изредка кидаешь взгляд на экран и просто едешь. За всю дорогу случилось только три «глюка». Первый — по России маршрут прокладывал отлично только до границы. Хотя карты были скачены официальные по PK. Маршрут, несмотря все ухищрения, прокладывался по прямой, пришлось просто чаще поглядывать на экран, не забивая маршрут. Второй — в районе Московской области маршрут в Питер почему-то упорно прокладывался через Нижний Новгород или рисунок маршрута был похож на зубья пилы, причем с неправильным километражом. После выезда из Московской области все заработало опять нормально. Третий — изредка на запуске или даже во время работы (особенно при маcштабировании) «Навител» отключался с выдачей сообщения: не хватает памяти. С третей-четвертой перезагрузки системы опять запускались.
Проблема потом уже устранилась после загрузки последних обновленных карт релиза Q4 с сайта Navitel. Хотя экранчик небольшой, все прекрасно видно с слышно. Четко и уверенно видит спутники, аккумулятора хватает на 2-3 часа. Кроме этого умеет читать МР-3, видео МРЕG-4, DivX, 3GP, текстовые файлы и фото в формате JPG. В целом этот гаджет меня вполне устраивает.
Автомобильный видео-регистратор RLC — 984 в зеркале заднего вида со встроенным монитором и двумя камерами
В целом, это интересная и полезная приблуда для авто, но я подозреваю, что мне попалась китайская подделка, точнее китайская дешёвка. Есть две камеры — первая смотрит вперед (на маленьком кронштейне), вторая смотрит в салон, не регулируемая. Регистр пишет одновременно в две камеры, причем первая пишет со звуком. Как оказалось, пишет не на SD, а на CF-карты, которые гораздо дороже SD. Довольно часто на изображении появлялись какие-то артефакты, квадраты, видео-запись сбивалась. Я так думаю, это брак при сборке устройства. Как потом оказалось, видео-ряд невозможно скопировать с карты на компьютер. Комп ее просто не видел, также и сам регистратор не подключался к компу. С этой проблемой не удалось справиться и консультантам в магазине. Я уже подумывал сдавать обратно, но дружок уговорил продать регистратор ему за полцены, что и было сделано.
Впоследствиие был куплен другой видео-регистратор, попроще, модели RLC-940, уже без записи звука, но он до сих пор стоит у меня в машине и даже пару раз спасал от гибабадамов, но об этом немного позже.
Теперь о DVD авто-медиастанции CAMERON CA-585GPS
Читает CD и DVD диски, МР-3, фото и видео основных форматов. Есть SD-слот. Встроена GPS-система навигации с выносной антенной, правда, программа навигации «СYDLЕ» совершенно ни о чем. Есть выдвижной сенсорный экран, видео-вход, видео-выход и высокочувствительный радио-приемник. Быстро и уверенно читает диски и видит спутники. Мощный и качественный четырехканальный усилитель Первое хорошее впечатление портит некая недоработанность. Довольно неудобно (непродуманно) управление, не видит SD-карты 4 Гб и выше. Чтобы изменить тембр звука во время воспроизведения, нужно проделать 3-4 операции с установочным меню. Из плюсов то, что в устройстве, стоит ось Windows CE-5. Соответственно, легко установить любую навигационную программу. Я пробовал IGo и NAVITEL, обе работали. Но все равно я ее перепродал. Все это я описал так подробно с целью предостеречь других читателей от «своих проблем». Весь этот аппарат был смонтирован в моем «пепелаце».
Шины колес на задней оси за год довольно сильно «подъело», потому их поменял местами с передними. Вечером в машину были загружены продукты, вещи, а также 3-5-литровые баклажки с водой, ведь предстояло ехать через пустыню, сотовый телефон, сим-карты MTC и СМАРТС, фотоаппарат типа мыльница SAMSUNG S-760 (целый год фотографировал им с неработающим дисплеем, залил в поездке, но перед поездкой не пожалел 2 000 рублей и починил, тем более, он вполне прилично фотографировал прямо на ходу) для фото и немного для видео. В этот раз я не стал мудрить с батарейками, а взял с собой аккумуляторы (как все цивилизованные люди), тем более, что с АКБ фотик работал гораздо дольше, чем с батарейками, комплекта мне хватило до Бишкека. Ну вот теперь вроде все готово. Упакованную машину я не рискнул оставить на ночь во дворе (как обычно), а поставил в гараж. Завтра старт.
День 1-й. 28 июня 2010 года, 05:00 мин
Подъем! На улице пасмурная погода, которая так и шепчет: «Ложись! Поспи еще!». Нет! Поднимаюсь, ставлю пельмени, хожу из угла в угол и подумываю опять завалиться поспать. Но пересиливаю себя и иду в душ, в гараж, забираю пепелац. Последняя проверка машины, отправляю SMS-ку другу и наконец в 6:30 трогаюсь в путь.
Ура! Отпуск начался! Навигатор с маршрутом до границы включен, еду к московской трассе М-5. На выезде из города сбрасываю спидометр на ноль, общий счетчик 1 957 км Все, теперь полный старт! Едем в сторону Самары. Дорога не блещет качеством, грузовики продавили уже солидную колею. Можно ехать ближе к осевой, где ровнее, но в ПДД четко указано: п. 9.4.— на автомагистралях и дорогах с разрешенной скоростью движения более 80 км/ч водители ТС должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается заниматься левые полосы движения при свободных правых.
Вообще я для себя решил, что буду железно соблюдать все правила и требования ПДД.
До границы — 270 км, до Уральска — 355 км Надеюсь к 10-11 часам приехать на границу. В прошлую поездку таможня в 10 часов уже заработала, вот с таким расчетом и еду. Надеюсь, первую ночевку сделать в районе Карабутака, а это 1 051 км
Доезжаю до Уфимской развязки перед Самарой, вижу знак ограничения «70 км», доезжаю до конца зоны и вижу другой знак «конец зоны ограничения 50 км». Пока размышлял над этим фактом и материл про себя знаки в Самарской области, проскочил обводную трассу, о чем мне не замедлил сообщить голосом Тамары «нафигатор». Возвращаюсь чуть назад на маршрут (т.е. сворачиваю на Уфимскую трассу, еду и первое время все прислушиваюсь к двигателю. Мотор работает явно мягче, чем до ремонта, хотя динамика разгона явно хуже. В горку, чтобы не звякали пальчики, увеличиваю угол опережения на 3-4 градуса, потом опять возвращаю на место.
Обводная довольно в приличном состоянии, местами довольно узкая и, как это обычно бывает: сложная, узкая полоса, впереди ползет Камазюка, а за ней хвост из машин и... обязательно передвижной пост ГИБДД.
С надеждой во взгляде инспектора «пасут сплошную».
После развязки Самарской и Волгоградской трасс знак «40 км/ч», опять поставили так сказать совершенно незачем, просто в чистом поле и прекрасной видимости в обе стороны. Тут выход простой — «спонсор», в качестве которого выступил огромный бензовоз. Тут зазвонил «водяной будильник» и, как назло, ни одного куста и полно машин. Останавливаюсь и облокачиваюсь около открытой правой двери, делаю вид, будто разглядываю что-то в салоне, ну и соответственно… Кумар немного развеялся, мне стало чуть бодрей. Про себя думаю, что еще не втянулся в дорогу. Ловлю себя на ощущении, что резина «КАМА» хуже, чем «БИ». В городе, нет слов, «КАМА» лучше держит на поворотах, но на трассе мне показалось она более вихлючей и шумной. Первые 130 км — «Дубовый умет», останавливаюсь, так сказать, встряхнуться и налить чистой водички в отдельную посуду, чтобы освежиться.
Трасса становится все безлюднее и пейзаж более степным. Появляются устрашающие надписи вдоль дороги М-32.
Перед таможней асфальт пошёл очень приличного качества. Подъезжаю к границе с небольшим волнением, на спидометре 295 км (общий 2 252, примерно ушло полбака. «MTS» еще принимает.
На границе некоторое количество машин и огромный автобус, граница закрыта. УПС… Почему? Пересменок! Давно? Да, сейчас уже откроют.
Пока ожидаю в очереди, оглядываюсь вокруг и вдруг вижу — о, чудо, — цивилизация пришла и на границу. Перед постом появился туалет, хоть и выгребной, но самый настоящий. Качество сервиса наглядно повышается, — подумал я.
На часах 11:45 мск. Народ задвигался, начали выпускать. На посту приветливая девушка вручила и велела заполнить листок убытия, потом отметила его, и я поехал к таможенному контролю. Подошел пограничник, стандартный вопрос: «Есть предметы, запрещенные к вывозу?» Нет! Предъявляю паспорт, техпаспорт и страховку, ничего не смотрит, штамп в листок, отдаю его на выезде и качу по нейтральной территории.
Подъезжаю к границе РК.
Иду на паспортный контроль, где получаю и заполняю миграционную карточку,...
...меня молча регистрируют и отправляют на досмотр. Пока жду своей очереди, немного перекусываю колбасой и хлебом.
На досмотре подходят два казаха, заглянули в салон, сели, посидели. Открой багажник! Открыл. Что это? Инструмент! А это что? Продукты! А это? Вещи! Причем ничего не вытаскиваю и не открываю.
Пистолет газовый есть? Нет! Какой есть? Никакого. Может патроны? Нет. Ну, может, хоть один патрон. Нет. Про газовый баллончик он не спросил, а я не сказал. Сколько идет, 120 идет? Идет! Продай! А как же я? Мы тебя на автобус посадим. Нет уж! Фигушки! Все? Все, езжай, на выезде не забудь страховку купить!
Спасибо! На выезде отдаю талон. Все! 12:00, я в РК! На обе таможни ушло 1,5 часа. Сразу за постом в вагончике покупаю страховку на месяц и качу дальше к Уральску. Дорога хоть и не широкая, но отличного качества.
На въезде в Уральск вижу обменный пункт. Так! Хорошо!
Смотрю: написано 1 к 47, что к чему — непонятно, даю в окошко 500 руб. возвращают 23 000 с мелочью. Пытаюсь сообразить, что к чему, не соображаю. Плюю на расчеты, иду в комок, покупаю пару бутылок черной кока-колы — 100 тенге, и чай за 110, чтобы взбодриться слегка (в кока-коле же кофеин есть). Чуть далее заехал на «Казмунайгаз», залил 22 литра бензина — 1 812 тенге. Итого, получается литр — 82,4 тенге. Я вообще решил не доводить бензобак до состояния паров, а по возможности держать его полным.
Проезжаю Уральск, или, как он сейчас называется, ОРАЛ.
Еду дальше, сон пропал, орет музон, жизнь хороша. Изредка попадаются ограничения 50 км И в конце зоны обязательно стоит машина ЖоПо, то бишь казахские гайцы, жол полицыясы. Местным джигитам видно западло соблюдать ограничения скорости и поэтому рядом с полицаями обязательно стоят 2-3 машины нарушителей.
Сразу за Барбастау на 387 км от дома хорошая дорога кончается и начинается ремонт с обязательным грунтово-пыльным объездом и так примерно 10 км,...
...потом дорога на Актобе пошла очень приличная и я разгоняюсь до 100 км/ч. На часах 14:00 мск. Начинается жара. Пока едешь, обдувает, все нормально. Как остановишься, сразу пот начинает лить ручьями. Температура за бортом — 45 градусов. На 20-м километре ограничение 50 км/ч и стоит у дороги какой-то железный ящик типа электро-будки со щелью. Некоторые машины останавливаются, люди подходят. Что делают непонятно, то ли деньги бросают, то ли молятся... тайна!
За бортом уже 47 градусов, становится жарковато. Спасаюсь, поливая прямо на себя водой через некоторые промежутки времени. За 120 км до Актобе асфальт внезапно приобретает вид заасфальтированной пашни.
Скорость резко падаем до 40-50 км/ч, быстрей никак не получается, подвеску жалко. Еду медленно, сразу становится жарко, вентилятор не спасает. Тут я вижу, что от тряски откуда-то вываливается бутылка с размораживателем стекол, а главное, на ней есть пульверизатор. Очень кстати. Выливаю химию, промываю, наливаю воды, что получилось? А получился отличный ручной кондиционер, с ним и едем дальше. Пшикнешь на себя 2-3 раза и сразу прохладно, так им и спасался. После 100 км/ч кажется, что машина просто ползет. Дорога то лучше, то хуже. Где лучше, то обязательно попадаются знаки ограничения, например 30 км/ч без указания зоны действия, вот и ползешь еле-еле. А глазами шаришь по сторонам, выискивая какой-нибудь сверток, т.е. перекресток, а значит, конец ограничения скорости.
Пейзаж за окном пустынный, машин мало. На северном горизонте все чаще появляются какие-то холмы и сопки. Это уже, наверно, типа начало Уральских гор. На 647 км въезжаю в Актюбинскую область. Общий пробег 2 605 км 726 км Объезд кончился, дорога пошла старая, не ремонтированная и поэтому скорость 60-80 км/ч, больше никак не получается. На асфальте, на буграх довольно часто видны расчерченные полосы, видно, кто-то днищем неплохо пошкрябал. Проверяю сотовый телефон, СМАРТС успешно вешается на местные репитеры, а вот «МТС» пропал, сразу как только пересек границу. Ну что же, тогда остаемся на «Смартсе», решил я, тем более что у меня открытая кредитная система оплаты с лимитом 5 000 руб. Так и прыгает с KZ-SELL на KZ-BEELINЕ.
На выезде из Кобда долил еще 20 литров бензина на 1720 тенге. После Кобды идет глобальный ремонт дороги, трассу сильно расширяют, наверно это уже я зацепил начало строительства международной трассы «Западная Европа — Западный Китай».
Чуть только отвлечешься от дороги, сразу слышен «чирк» днищем. Надо быть повнимательнее, думаю я, интенсивно ворочая баранкой. Слалом да и только. Но пепелац легко справляется с этим дорожным безобразием, скорость держится в районе 70-80 км/ч. Короче скучать не приходится. 2-3 раза поймал отбойник на амортизаторах. Блин… Придется все же ехать помедленнее. Все в салоне подпрыгивает и трясется на полу, уже появились какие-то мелкие пластмассовые детали и гаечки. Становится интересно. Судя по звуку, все пока нормально, т.е. ничего не начинает греметь, значит ещё ничего не отваливается.
825-й километр, на горизонте появляется Актобе, на часах 19:00 мск. До Карабутака еще примерно 220 км. Решаю не останавливаться и ехать дальше. В городе остановился размяться и прикупить еще колы 1 литр и две бутылки березового сока, на все ушло 510 тенге, заодно и сверится с картой в навигаторе, как проехать город. Показывает, есть с перекрестка дорога прямо, ан нет, фигвам. Стоят дома. Сворачиваю направо по главной, потом по ней же налево и качу прямо на восток, город кончается и попадается указатель: Чимкент прямо. Значит, все путем.
На часах 20:00, отправляю контрольную SMS-ку шефу, другу и качу дальше. Надеюсь, на сегодня выполнить свой план и в Карабутаке встать на ночевку.
Довольно быстро стемнело. Каких-то 15-20 минут и вокруг уже хоть «глаз выколи», но трасса приличная, и я передвигаюсь дальше.
Еду в темноте, встречные изредка мне моргают дальним, поскольку полицаев не видно, значит нужно фары подрегулировать. Тут, перед Хромтау слышу, звук двигателя изменился. Ну вот, думаю, началось… Включаю аварийку, останавливаюсь, открываю капот, смотрю, в чем дело, оказалось, из клапанной крышки от тряски вылетел сапун с трубкой, которая идет к карбюратору. Вот хрень-то. Что делать? Вставляю его опять в крышку, не очень плотно, (резьбы никакой нет, запрессован, что ли, был). Подстукиваю молоточком и обмазываю стык герметиком для глушака HOLTS. Думаю, дорога ровная, сильно не трясет, двигатель горячий, значит, успеет быстро застыть... так и езжу до сих пор :). Оглянулся, а в небе дико яркая луна, аж глаза режет. Сделал пару фото.
Немного перекусил. Завожу двигатель, все «тип-топ». Подрегулировал фары чуть пониже и рванул дальше. На въезде в Хромтау долил еще 10 литров бензина, попробовал расплатиться картой VISA, прокатило. Наконец-то доехал до Карабутака, на спидометре 1 000 км.
На въезде долил опять бак до упора, пусть будет полный. Уже тянет в сон. Еду и смотрю какой-нибудь кемпинг, не фига, ничего нет. Уже за городом смотрю, около какой-то кофейни слева стоят дальнобойщики. Отлично, и я здесь отдохну, заезжаю к кофейне, на часах 23:50. Захожу спросить, вдруг платить нужно, нет, говорят, вставай и спи спокойно. Тут живот заурчал, надо бы покушать. Спрашиваю, манты есть, нет, говорят, но сейчас через 20 минут будут. Отлично, заказываю и жду, подходит сын хозяина Владимир уже навеселе. Что до как, куда едешь? В Бишкек — глаза по рублю, на этой машине, по этой дороге? Ну ты экстремал! Откуда едешь? Из Тольятти! Да ну? Я тоже из Тольятти, на заработки туда езжу, а теперь вот к отцу в отпуск приехал. Короче, достал он меня своими разговорами. Тут девчонки принесли манты. Здоровенные! Ребяты! Это просто кайф какой-то. Я таких вкусных мант целый год не ел. Уксус, манты, лепешка и зеленый чай. Просто отпад. Сколько с меня? 220 тенге. Нате вам 250 и без сдачи. Рассыпались в благодарности, как и я им. Ладно, пойду спать. Побрызгал фумитоксом на край форточек и отключился.
Но спал почему-то недолго, где-то два часа. Проснулся, темно, рассвета не видно, на часах 1:45 мск.
Спать уже не хотелось, ну, раз такое дело, поеду дальше. Подошел Владимир, сказал, что примерно через 100-120 км будет хорошая дорога, а потом, смотри внимательнее, она резко кончится, пожелал счастливой дороги, и я по темноте покатил дальше. Так сказать, наедине с луной и освещенным участком дороги.
Опять сработал водяной будильник, вышел к обочине. Брр…, на улице-то холодно, тыкаю термометр — +5 гр. Ого, прохладно, пришлось аж печку включить, а то ноги стали мерзнуть. Асфальт идет такой крупнозернистый, похоже, все-таки новый. Восток стал светлеть, сразу стало видно, что асфальт очень приличный. Доезжаю до развилки, вижу, направо уходит трасса М-32, а прямо лежит свежий асфальт и знак «Движение запрещено». Откуда-то сбоку выскакивает человек и машет мне жезлом, типа, что встал, проезжай. Ну, думаю, раз машет, значит, можно, и проезжаю под знак. Сразу видно, что полотно совсем свежее, очень крутая обочина, буквально 30 см, еще нет никакой разметки, да и сама обочина еще не облагорожена, еще раз остановился и сфотографировал эту отличную казахскую дорожку. Полотно свежее, широкое, машин нет, и я смело «лечу» по ней, радуясь жизни.
Примерно через 70-80 км асфальт резко заканчивается и начинается широкая ровная грунтовка с кучами. грунта по сторонам. Видно, уравняли катками и приготовили к ремонту, некоторое время еду по ней, то по свежему асфальту, то по обочине между кучами грунта.
Слалом продолжается. Так как уже почти совсем рассвело, то мне уже не страшно. Даже застрял разок в толстом слое пыли на обочине, зарылся и лег на брюхо. Я ведь все-таки не на настоящем «Камазе», а на его маленькой сестренке. Пришлось доставать лопату, освободить «брюхо» и, проковыряв небольшие траншеи для колес, а также подложив траки, на удивление легко выскочил. Это безобразие периодически повторялось, то свежий асфальт со знаком объезда, то подготовленная грунтовка. Пару раз еще, когда еще не совсем рассвело, я подъезжал к свежему асфальту, перекрытому шлагбаумом, сигналил и моргал фарами, шлагбаум предусмотрительно открывался, и я пролетал мимо, сопровождаемый удивленными взглядами сторожей: «Кто это?» Такой наглый, на начальство не похоже, на крутого тоже, но лучше пропустить от греха подальше.
После эпопеи с откапыванием я уже стал подумывать, пора бы и меру знать, типа, хватит наглеть. Тем более, что я уперся в огромный асфальтоукладчик, прямо на всю ширину дороги. 30 см высоты полотна — это жестоко для моей подвески, пришлось возвращаться, искать «сверток» на «степную» дорогу. Сверток нашелся аж через 17 км «свежего асфальта тому назад». Во как выразился. Выруливаю на это переплетение глинопесчаных дорожек. Веселуха полная — то ямы, то глубокая колея, короче, полный набор веселья. Хорошо, что я еще еду по сухой погоде, а если бы дождь, это был бы полный «писец» или большая жо… . 1 250 км. Уже совсем рассвело. Останавливаюсь немного размяться и сфотографировать свой пыльный «пепелац».
Поглядывая в сторону отремонтированной трассы понимаю, что нырнуть на нее нет никакой возможности. Огромные продольные котлованы и горы грунта надежно защищают ее от преждевременных посягательств водителей. Пока еще не совсем жарко, дорогу довольно часто перебегают лисы, даже раз заяц перескочил, точнее, как перехромал.
Изредка попадаются одинокие машины с огромным пыльных хвостом. Вообще, если ехать по этим дорогам со скоростью больше 40 км/ч, в салон сразу начинает затягивать пыль, и едешь как в тумане. Все салоне стремительно светлеет, пыль скрипит на зубах, кажется, даже в легких.
Тут я замечаю, что ремонта на трассе уже не видно, выбираюсь опять на М-32. Вижу остатки асфальта вперемежку с ямами. Некоторое время продолжается слалом, потом пробую съехать по обочине и обнаруживаю, что так гораздо легче и быстрее, а главное, потоком воздуха пыль нанесенная в салон сначала поднялась, а потом этим же потоком выдувается из салона, ну по крайней мере с поверхностей. Но все-равно этот дорожный «кайф» начинается надоедать. Все чаще закрадывается мысль: «Когда же этот долбанный (точнее, раздолбанный) асфальт кончится? На параллельной грунтовке пыль глотать не хочется, поэтому медленно, но уверенно катим по тому, что есть. Проезжаю поворот на Иргиз. Опять чередование старой трассы и нового асфальта, это случается примерно каждые 10-20 км. Причем полотно, как правило, резко обрывается метровой горкой спуском. Разок я проворонил знак… После прыжка на крыше, наверное, осталась вмятина от моей головы и на защите картера точно что-то появилось. Подвеска выдержала, только двигатель урчать стал громче, но это мы уже проходил, опять глушак со штанов сползать начал. Доливаю воды в свой ручной кондиционер и еду дальше. Изредка встречаются табунки верблюдов.
Думал, дикие, однако на шеях у некоторых болтаются веревки, значит и пастух где-то рядом. Вдоль дороги на буграх довольно часто попадаются стервятники. С недовольным видом наблюдают за тобой издали, как бы говоря: «Ну ты долго ещё тут раскатывать будешь..., мы же есть хотим. Умирать-то будешь или как?».
Мелькает указатель до Аральска 23 км, до Кызыл-Орды — 480 км. Ну вот… оказывается, дикий участок уже почти кончился, как и бензин (тоже уже начинает поджимать).
В Аральск не стал заезжать, хотя хотелось взглянуть на кладбище кораблей, т.е. бывший порт, проехал мимо. Где-то на выезде еще долил бензин.
Тут началось мое «самое любимое блюдо». Знак «Въезд запрещен» и указатель «Объезд направо» или «Налево» и так каждый 20-30 км Только разгонишься по асфальту, шмяк — ремонт, объезд. И это доставалово продолжалось практически до самого Чимкента.
На Байконур не стал заворачивать, проехал мимо. До Чимкента вдоль дороги очень часто попадаются огромные стоянки с большим количество строительной техники. Да! — подумал я, — действительно идет глобальное строительство трассы «Западная Европа — Западный Китай».
Проехал Жосалы, название знакомое еще с поезда, пересек реку Сырдарью. Пейзаж за бортом стал меняться.
Стало больше появляться зелени, не деревьев, но каких-то кустарников.
Вдоль дороги попадаются какие-то небольшие озерца, или, точнее, болотца, потому что вонь от них стоит неимоверная.
Проезд Кзылорды ничем не запомнился, только вот какое-то сооружение, типа, президентский парк.
Решил сегодняшний перегон завершить в Чимкенте. Не удалось, доехал только до Туркестана. До города и на въезде ни кемпинга, ни гостиницы я так и не увидел. Меня уже конкретно начало рубить в сон, и я решил поспать, как обычно, в машине. Прижался поглубже к глубине обочины и уже начал укладываться, как … слышу полицейская сирена, маячок сверкает рядом. Блин, сейчас начнется «развод».
— Здравствуйте! Ваши документы. Что вы здесь делаете? Куда едете?
— Еду в Бишкек! Здесь сейчас буду спать.
— Здесь нельзя.
— Почему? Запрещающего знака нет, значит, я ничего не нарушил.
— Здесь темно, вас могут сбить. Вот ваши документы, езжайте за патрульной машиной.
Вот думаю, заразы, спать охота, а они ехать заставляют. Через пару километров мы подъезжаем к стационарному пасту полиции.
— Вот! — говорит один из них, — заезжайте за пост и ночуйте спокойно. Там вас никто не тронет и не собъет!
Вот так номер, а я то их мысленно и обматерил и послал. Теперь пришлось также мысленно благодарить, т.к. они сразу развернулись и уехали. За зданием поста я отлично поспал, шум не такой сильный, как рядом с дорогой, фары не слепят, замечательно, так что утром я проснулся далеко не с первыми лучами солнца. Встряхнулся и стал заводиться. Не выходит. В чем дело? Вывертываю свечи, а они все черные, блин, как негры. Смотрю на регулятор опережения зажигания, а он сдвинут аж градусов на 10. Все понятно. В это время вокруг меня уже собралось несколько полицаев и казахов, смотрят за моими манипуляциями, заглядывают в салон, цокают языками, по-своему галдят. Свечи я не стал чистить, а просто заменил на новые. Мотор тут же весело завелся. Ура! Все в порядке.
Еду дальше.
По дороге к Чимкенту меня первый раз обули «жоповцы». Дело было так. Еду, дорога хорошая, но появился знак ограничения скорости «40 км/ч» на расстоянии 35 км. Ну, это просто атас, еще сколько нужно проехать, а я еле тащусь по дороге. Ну вот, наконец, одометр показывает, что зона действия знака кончилась. Только я разгоняюсь до 100 км/ч, тут же из-за кустов, как черт из табакерки, выскакивает полицай и машет жезлом. Торможу. Пройдите в машину. Сажусь. Показывает на видеорегистратор. Ваша машина? Да! У вас превышение скорости в зоне действия знака, почти на 60 км/ч. Я брыкаюсь, доказываю, что зона уже кончилась, они мне доказывают, что только через 1 км кончится. Короче, думаю, хрен с этими деньгами, начинаю торговаться. Мне тыкают в какую-то таблицу и говорят, что штраф за такое нарушение 40:000 тенге, очень грубо 10 000 руб. Пистец! Долго торговались, сошлись на 1 000 руб. Матерясь, забираю документы и едем дальше.
Перед Чимкентом новый прикол... — это навигатор выводит сообщение: «Не хватает оперативной памяти», и перестает работать. Ладно, ищу аварийную SD-карту (резервную) и не нахожу ее, блин… Еду дальше уже без навигатора. Как-то даже неуютно стало, уверенность, что ли, пропала. Всё чаще попадаются придорожные базарчики с дынями и арбузами.
В Чимкенте заблукал слегка. Ехал, ехал и тут вдруг ловлю себя на мысли, что солнце мне светит в лицо, а не в правый борт. Ладно, едем дальше. Проезжаю еще примерно 20-30 км. Вижу указатель — прямо Ташкент, 110 км Стоять! Я еду не в ту сторону. Возвращаюсь опять в Чимкент. Еще немного поблукав по городу, наконец, выезжаю на Тараз.
Где-то посередине между Чимкентом и Таразом дорога пересекает горный хребет довольно крутой и опасный, опять ограничение 40 км/ч. Конечно, не как на Урале, но очень похоже.
Перед Таразом огромный плакат: «Транзитному транспорту проезд через город запрещен». Ладно, сворачиваю налево на объездную. Только проехал километров пять, догоняет машина, из окна полицай жезлом машет. Останавливаюсь. Вы совершили поворот налево по встречной полосе. Говорю, чем докажешь, говорит, я и сам видел и вон два свидетеля сзади сидят. Бл…ть! Опять развод. У меня пол-бака бензина и наличной 3 000 рублей, все, голяк! Пытался себе хоть штуку выторговать, не получилось. Начали опять с 10 000 руб, сошлись на трешке. Короче сказал: «Вот вам треха, больше нет, как хотите, можете права забирать». Договорились. Еще час с этими козлами потерял. Дружок, потом, когда узнал, что я отдал на штраф 3 000 руб (100 баксов) долго ругался; лучше бы пусть отобрали, у нас новые права как раз столько стоят.
Солнце уже к закату клонится, а мне еще почти 270 км ехать.
Да еще глушак потихоньку все-таки сползает, звук становится все более спортивным. Я не обращаю внимания, спешу дальше. Смотрю по сторонам, может, эстакада попадется. В Кулане попытался по указателям доехать до автосервиса, потерялся в частном секторе, выехал обратно на трассу. На выезде увидел СТО у дороги с эстакадой. Без денег не дали загнать на ремонт, и налички нет, а VISA не знают, что такое. Наскреб 300 рублей, не берут, тенге просят. Плюнул на все и покатил дальше. Перед самым Мерке, уже на закате, окрестности огласились дико-спортивным ревом двухцилиндрового двигателя. Пипец. Это уже не шутки. Съезжаю на придорожную площадку, заглядываю под днище, ну, точно «глушак» сполз со «штанов». Что делать, придется лезть под машину. Достаю инструмент, коврик, домкрат, запаской подпираю машину на случай «спрыгивания» с домкрата, короче, ремонт вместе со временем схватывания герметика вылился еще в один потерянный час.
А солнце всё сильнее скатывается к закату, где-то у горизонта идёт дождь. Очень красиво, но как бы меня не догнал.
Нет худа без добра: во время ремонта откуда-то вывалилась запасная SD-карта с «Навителом». Тут же вставляю ее в навигатор. Уря-я!!! Он опять заработал.
Такой вот «сюр» получился на фотке. Это я на ходу сфотографировал арку на въезде в Мерке, который проезжаю уже в поздних сумерках, а к границе Чалдовар подъезжаю уже в полной темноте.
Прямо перед границей стоит пост ЖоПо. Только его проехал и пристроился в конец очереди на границу, опять подъезжает патрульная машина жол полицыясы, выдергивают меня из очереди, отбирают документы, типа, я не подчинился его требованию об остановке. Поехал обратно к посту. На развороте смотрю, на меня BMW на дикой скорости летит. Еле ускребся в самый последний момент. Выскакивают два джигита ко мне, типа, ты что, оборзел, давай паспорт и права. Я аж опешил от такой наглости. Говорю: «А потрахаться вам в газету не завернуть?». Короче, слово за слово чувствую, сейчас махаться придется. Я решил пойти в откат. В принципе я был виновен и поэтому извинился перед мужиками, после чего они сразу успокоились и укатили, я пошел на пост. Опять приветствия, как брату, здорованье за руку и развод. Говорю: «Тебя даже на дороге не было». Он мне: «Все равно ты должен был остановиться. Права забираем». Опять торговля. Вот, говорю, последние 300 рублей и, что хотите, делайте.
Еще полчаса нытья, права опять у меня, и я еду к таможне. Казахов прошел легко. Еду к киргизской таможне. Заезжаю. Иду отмечаюсь на паспортный контроль, меня слегка осматривают, докапываются до сладковатого запаха дыма в салоне. Предъявляю им сигареты «Aroma Rich», а не анашу, как они надеялись. Все нормально, можете ехать. Стоп! А декларацию на въезд. Не надо, говорят, ну, уж фигушки, думаю. Я это уже проходил. Говорю, мне нужна оформленная декларация. Меня посылают в другое здание. Отгоняю машину в сторону, иду, куда послали. Прихожу в здание, никого нет, странно. Зову кого-нибудь, появляется сонный человек, говорю ему про декларацию, в ответ: «Нет бланков». Я уже начинаю злиться, говорю: «Зови начальника смены». Через полчаса приходит начальник смены, такой весь доброжелательный, за ним чуть ли не на цыпочках семенит этот первый сонный и еще кто-то. Начальник рычит на этих двоих, те испаряются, он берет бланк и спрашивает у меня данные, сам его заполняет, ставить печать и с извинениями отдает его мне. Наверное, он подумал, что я «подсадная утка» с проверкой. Ну, да и хрен с ним. Главное, документы у меня на руках, таможня пройдена и я, наконец, на территории Кыргызстана. Еще каких-то 70 км и я в Канте.
Сигналю СМС-кой своему дружку. Он советует не ехать через Бишкек, типа, дорога идет через Центральную площадь, а в связи с безобразиями, проезд ночью, через площадь, закрыт, могут еще и штрафануть. Проскакиваю в темноте Карабалту. Не заезжая в Бишкек, поехал в Кант по обводной. Километров за 5 до Киргшелкского поворота на пять минут останавливаюсь, заглушил двигатель, все погасил, вышел из машины и немного помолчал, мысленно поблагодарил небо за удачный пробег. Проехав мимо поста МАИ на Бишкекской трассе и не потревожив мирно спящих полицаев, я, наконец, приехал в Кант. Промчавшись по неосвещенной улице Ленина, я наконец-то, попал в объятия своего друга. За спиной 2 740 км. Финал первой части путешествия.
Предисловие ко второй части
Во второй части своей писанины хочу сразу сказать, что эту часть своего путешествия я ехал уже со своим другом Колькой. Так сказать в четыре руки, ноги и глаза. Я заранее внес его в доверенность, чтобы по России он мог подменять меня за рулем. Сразу скажу, что дождь нас преследовал по пяткам. Куда мы не приезжали, нас настигал дождь.
В Киргизии я, естественно, съездил в Кара-Джигач, походил по Бишкеку, съездил в Кегетинское ущелье и, естественно, на Иссык-Куль. В Боомском ущелье во многих местах идет расширение дороги, моей любимой юрты с жареной рыбой уже нет, на ее месте горы развороченного грунта. Хочу добавить немного фотографий без подробных описаний.
На въезде в Кара-Джигач ( вин совхоз «Ала-Тоо»).
Вид с крыльце Кара-Джигачской школы:
Вид на бывший пионерский лагерь и стрельбище у подошвы горы.
Около входа на рынок «Дордой».
Кафешка в Бишкеке:
На въезде на центральную площадь Бишкека:
Дорога в Кегетинское ущелье:
Рассвет в Кегетинском ущелье:
Кегетинский водопад:
Вид спуска от водопада:
Уже с кумысом...
Единственно, что напрягало перед обратной дорогой, это то, что вместе с двумя немаленькими мальчиками в машине поедет огромная куча барахла. Друг отправил сына учиться в Питер, а его вещи должны были довезти мы. Перед дорогой загнали мой «пепелац» на СТО к знакомым слесарям. Все проверили, подтянули и посадили глушак на место. Перед нами лежал неблизкий путь: Кант—Чу—Караганда—Петропавловск—Челябинск—Тольятти—Белгород—Тамань— Белгород—Москва—Санкт-Петербург (Сиверское)—Москва—Тамбов—Тольятти. А потом уже бишкекским поездом друган поедет домой. Короче, нужно было проехать всего каких-то 9 700 км. Мелочь. Большое сомнение у всех (только не у меня) возникало, что эта гора вещей влезет в машину + два маленьких мальчика. Пришлось один субик оставить у Кольки в гараже, тогда все влезло.
Дружок первое время боялся садиться за руль «Оки». Я его понимаю, конечно, после «Ниссана» «Окушка» ему казалась, наверное, велосипедом.
Наконец-то все собрано, упаковано, проверено.
15 августа в 3 часа утра мы помчались в путь. Решили выехать пораньше, т.к. нужно было успеть пройти таможню и успеть доехать до Караганды, где была запланирована 1-я ночевка, а это 980 км. Сильно рассказывать про эту дорогу нет смысла, все уже давно рассказано. Остановлю только на интересных моментах.
Подъезжаем к таможне, еще темно. Въезжаем. Нас регистрируют на въезде, проезжаем до досмотра. Таможенник заглянув в салон и, округлив глаза, отправляет нас на «яму» сложного осмотра с собакой. Загоняем на яму. Сотрудник даже не посмотрел на наш пепелац, как сидел, так и остался сидеть дальше. Нас отправил пока оформлять документы.
Возвращаемся, заполняем декларацию, подходим к барьеру; без талона осмотра не принимают, идем обратно. Машину отгоняем на свободную площадку рядом с ямой. Сказали выкладывать продукты на крышу и освободить багажник так, чтобы могла пролезть собака. Привели собаку. Тут мы решили немного слукавить. Начинаем словесные «танцы с бубном». В салон погранцы бросают маленький мячик. Собака запрыгнув через багажник долго скакала по салону, типа, наверное, наркотики искала. Кое-как нашла мячик. Мы, типа, сильно удивились. У… какая умная и морда вон какая смышленная. Кинолог прямо расцвел: «Да! Знаешь, какая она умная, даже через вон тот забор может перелезть». А тот забор из сетки-рабицы, ну, не менее четырех метров высотой, это точно. Да ладно, врешь! — Я вру? Пойдем покажу — Вещи-то что? Складывать? — Пусть пока пассажир запихивает, подходим к забору. Он бросает через него мячик и говорит собаке: «Принеси!». Та, с разгону, буквально забегает на забор, правда, не с первого раза, до самого верха, прыгает за него, хватает мячик и опять буквально забегает наверх и спрыгивает с нашей стороны.
Я, типа, «в диком восторге». Кинолог — рот до ушей, объясняет мне что-то про собак. Я уже не знаю, как остановить этот словесный понос. Наконец он выдыхается. Подходим обратно к машине. Другой казах, как сидел, так и сидит, не вставал даже, похоже. Подзывает, вот тебе талон досмотра, говорю, спасибо, забираю. Он мне удивленно: «А бакшиш?». Я ему, типа, с глупой роже: «А что это такое?». Он смотрит на меня и машет рукой, типа, отъезжай. Подъезжаем к зданию терминала. Нам говорят: — — Чего тут встали? Выезжайте за пост и там стойте.
— Так мы еще документы не оформили.
— Потом зайдете и оформите.
Ладно, выезжаем с таможни, сворачиваем сразу направо; таксистов хренова туча. Я возвращаюсь в терминал. Отдаю документы.
— Где талон осмотра?
— Вот.
—Где пропуск?
— Какой?
— Вам что на въезде не дали?
— Нет!
— Без него не буду оформлять.
— А что делать?
— Иди бери.
Иду опять к посту на въезде, говорю казаху-пограничнику около будки:
— Ты что мне пропуск на «Оку» не дал.
— На что?
— На «Оку». Машинка такая маленькая, беленькая.
— А зачем он тебе?
— Документы без него не оформляют.
— Почему?
— А я почем знаю, давай, не тяни!
Смотрю на него, или косит под тупого, или в самом деле тупой. Забираю бумажку, иду опять в терминал. Уже другая тетка сидит. Подаю ей декларацию, талон осмотра и пропуск. Она мне говорит:
— Ты россиянин?
— Да.
— А зачем декларацию даешь?
— Так до тебя сидела, сказала заполнять!
— Ничего не надо. Ты где стоишь?
— Там за углом от поста.
— Ну так езжай дальше, что мне тут мозги паришь.
— А документы?
— Не надо тебе ничего, ты россиянин, езжай, куда едешь.
Я ухожу слегка в шоке, а также уже совсем не по-детски обозленный. Ну надо же, два часа парили мозги, гоняли за документами по всей таможне, а оказалось ничего не нужно. Иду через пост, матерясь в полный голос. Подхожу к машине и вижу Коляса, который «бодается» с толстым «жоповцем». Песня та же, стоим, где нельзя стоять, щас права будем отбирать. У меня уже чуть ли не психоз начался. Говорю полицаю:
— Ты что мне тут поешь? Где знак запрещающий? Нет? Значит можно.
Говорит:
— Я тут вместо знака пост несу.
Я ему:
— На каком посту? Мы уже полчаса тут стоим никого не видели. И вообще, почему вы не представились по форме, почему не предъявили документы, и вообще почему не по форме одеты? Раз на посту, почему не на патрульной машине? Где нагрудный знак? И вообще я иностранный гражданин, а вот вы, похоже, решили у меня деньги вымогать? Все правильно я сказал? И, пожалуйста, говорите громче, чтобы на диктофоне всё было слышно. Полицай плюнул с досадой и отвалил. Но мы решили не злить его лишний раз и припарковались чуть дальше. Ищу банкомат поблизости. Нету. Едем дальше в центр, там точно есть. В центре около банка нашли искомое, снял с карточки VISA тенге и рванули.
На выезде из города сворачиваем налево и катим дальше.
Друг изъявил желание порулить. Понятно, дорога ровная, длинная, самое время попривыкнуть к «пепелацу».
Перед и после Чу множество придорожных базарчиков с дынями и арбузами. Но останавливаться не хочется.
Где-то за Толеби проскакиваем кафе в виде огромного парусника. Два года прошло, а кафешка до сих пор не работает. Может, в следующем году удасться поседеть на верхней палубе, так сказать, под парусами и за порцией мантов или шашлыков.
Ладно, думаю, Бирлик проедем, тогда и купим арбузов и дынь на подарки. Но после Бирлика все базарчики внезапно пропали и больше не попадались. Вывод. В дороге делай все сразу, не откладывая на потом.
Когда ехали мимо Балхаша, хотели искупаться. Проезжая мимо все что-то не нравилось. Нашли одно местечко, подъехали поближе, опять не понравилось. Поехали дальше, но подходяших мест больше не попадалось. Вывод подтвердился во второй раз. Так и не искупались.
Солнце в зените уже давно, решили свернуть с трассы и остановиться перекусить, что и сделали.
Сфоткались и опять в дорогу, впереди еще 680 км до первой ночевки, 30 км до Бурыбайтала и поворота на Алма-Атинскую трассу.
Поехали, сворачиваем и едем пыльными степями вдоль озера.
Вот и поворот к городу Балхаш. До ночевки еще 377 км. Едем, развлекаем друг друга, разговариваем, за окном все равно смотреть нечего.
Примерно за 200 км до Караганды пейзаж изменился, появились этакие «скалистые сопки», как буд-то огромные кроты изнутри вырыли свои норки. Едем и гадаем, что это может быть, это старые угольные разрезы, а может засыпанные пусковые ракетные шахты, а может…
Мне почему-то захотелось попробовать заехать прямо на Окушке на такой вот курганчик; Коляс на спор не пошёл и меня отговорил от этого приключения.
Солнце катится за горизонт.
Уже смеркается, и буквально на вечерней зорьке на горизонте появляется Караганда.
На въезде в город останавливаемся, забиваем в навигатор дядькин адрес (т.е. район с интересным названием Майкодук) и дальше едем уже не петляя, четко следуя подсказкам «Тамары». Правда завела она другой дорогой и с другой стороны, не так, как обычно, езжу, но тем не менее тоже правильно и без петляний довела. Нас уже ждали. Встреча была теплой. Мы сполоснулись с дороги. Тетя Катя нас покормила шикарным ужином, и мы довольные и сытые отключились. Утром мы встали с рассветом. Брр… На улице довольно сыро и прохладно. Тетя Катя утверждает, что еще вчера было очень жарко и сухо. Наверное, это вы нам привезли прохладу и дождь, со смехом говорит она. Спасибо вам за это, а то жара замучила.
Позавтракали и стали заводиться, но… Окушка не хотела уезжать и упорно не заводилась. Оказались пробиты обе свечи. Упс! Denso больше не покупаю. Достаю старые закопченные Brisk, как могу, их чищу, чихает, но не заводится. Первый раз в жизни пришлось толкать. Завелась, немного покапризничала, но прочихалась и затарахтела, как обычно — жизнерадостно. Неприятный осадок остался, но для себя делаю очередной экспериментально-подтвержденный вывод — мой пепелац хавает только свечи «BRISK L 15Y», недорого и сердито.
Выезжаем в сторону Астаны, резво проскакиваем Темиртау, мимо его огромных искусственных сопок и едем дальше.
Вдоль дороги здесь часто стоят снегоуловители.
Подъезжая к Астане, мы решили объехать ее по обводной дороге. Это, конечно, дальше, чем через город, зато выигрываем на том, что едем без остановок, без светофоров, а это приятно. Обводная дорога оборудована освещением. Наверное, очень интересно по ней прокатится ночью. Сразу после поворота на трассу А-343 увидели огромный знак «автомагистраль». Так вот эта самая магистраль ничуть не хуже немецких автобанов. Три полосы в каждую сторону, разделители, разметка, просто идеально ровное покрытие.
Придорожные места для отдыха с туалетом, мусоркой, скамейками и столиками.
Пейзаж за бортом начинает меняться. Становится больше зелени. Уже появляются рощицы и песочки. В одной из таких рощиц мы решили остановиться перекусить, тем более в ней была площадка для отдыха. Минут 40 на отдых, обед и туалет. И снова в дорогу. Где-то перед Кокчетавом чувствую, что дружок «ловит дорогу» СТОП! Это плохой сигнал. Останавливаемся. Точно, левое заднее колесо сильно приспущено. Это не есть «гуд». Ставим запаску. В Кокчетаве, думаю, найдем шиномонтажку и починим колесо, но не тут-то было. Шиномонтажку с большим трудом обнаружили на выезде. За 360 тенге хмурый мастер поставил нам латку. Пока он делал колесо, я втихаря подкачал другие колеса.
Колесо на место, запаску под капот и вперед. Петропавловск проезжаем не останавливаясь, нужно поторапливаться до Челябинска (второй нашей ночевки) еще 524 км, впереди еще таможня.
Наконец мы у границы. Небольшая очередь, и мы въезжаем. Казахских таможенников мы не заинтересовали, а вот российские таможенники, теперь уже пограничники, от души поиздевались. Мы выложили из машины все, вплоть до ковриков рядом. Все перековыряли, открыли, простучали, даже головки болтов на мониторе и субвуфере поковыряли. Не сорваны ли грани, не откручивали ли их, вдруг внутрь контрабанду запихали. Естественно, ничего не обнаружив, недовольные, наконец-то, отпустили нас. На нашу таможню у нас ушло почти полтора часа. Обидно почему-то, но…, наконец-то, мы в России. Солнце уже почти село за горизонт.
Уже в сумерках чувствую, пепелац опять таскает по дороге, неуж-то прокол. Блин… Точно… Опять спустило левое заднее колесо. Ну, что делать, ставим снова запаску. Будем искать снова шиномонтажку.
Не доезжая до поворота на Варгаши, на заправке увидели «Окушку» и курганскими номерами. Спросили, где в Кургане отыскать оковский магазин, чтобы купить новую камеру или шину, поскольку при последней замене я заметил, что протектор на половине шины уже просто в «хлам» стерся, а ехать еще довольно далеко, до Тольятти еще почти 1 300 км. Мужик сказал, что магазин есть, но мы его сами не найдем и предложил такой вариант. Он быстро заезжает в Варгаши к себе на дачу, потом мы вместе едем в Курган к нему в гараж, где он, возможно, найдет то, что нам нужно. Я так прикинул, на этом мы потеряем часа 3-4. За это время мы бы уже подъехали к Челябинску.
Поблагодарив дядьку, мы рискнули ехать дальше без запаски. А очко-то играет. А вдруг…, что тогда делать? Уже после Кургана на какой-то стоянке дальнобойщиков мы увидели шиномонтажку, хотя она была для грузовых машин, полупьяный мастер взялся за ремонт. Вскрыв колесо, он мне сообщил — шину желательно заменить, т.к. она пошла трещинами внутри. Гвоздя и прокола не нашел, оказалось, казах плохо приклеил заплатку на камеру и она прямо на ходу отклеилась, но я тебе сделаю все, как положено, у меня еще ни одна заплатка не отлетала!
Осталось только поверить ему на слово. Пока шел ремонт, я залил в себя банку энергетика, т.к. решил сегодня точно выполнить запланированный маршрут. Мой друган Колька, видно, еще не втянулся в дорогу и был в полусонном состоянии, поэтому до Челябы я решил ехать сам. Обнаружил, что у меня на сотовом есть надпись «льготная зона «MTS»», так как телефон Коляса ничего не хотел ловить, да еще и разрядился, он позвонил жене с моего, оказалось, не так дорого, что-то в районе 7 рублей. Хорошо…, продолжаем движение. В Челябинске нас уже ждет д. Саша.
Ночную дорогу нет смысла описывать, ничего интересного. На въезде в город забиваю адрес своего дядьки в навигатор и мы легко находим его дом и с третьего захода находим въезд во двор. Нас встречают, кормят, даже пытаются напоить. Но мы решили, пока в дороге, значит, действует сухой закон, т.е. категорический запрет на любой алкоголь. С большим трудом отмазались от выпивки. Так приятно ощущать радушный прием родни. Обязательно еще приеду к д. Саше погостить. Наконец, заваливаемся спать. Рано утром, проснувшись, обнаруживаем, что на улице сильно похолодало. Удивленный д. Саша утверждает, что еще вчера стояла невыносимая жара, наверное, мы за собой привезли холод. Мы фотографируемся, тепло прощаемся, дядька объясняет, как лучше выехать на трассу М-5, хотя я не сомневался, что поеду по маршруту, который мне предложит навигатор, хотя, как оказалось, маршруты совпали, и трогаемся в путь.
Впереди еще 1 000 км До большой стоянки дома. Как говорит Яндекс, 986 км, а плакат около дороги 1 006 км до Тольятти, короче, «штука» км.
Трассу М-5 тоже нет смысла описывать — все то же и там же.
Сделали только остановку у стелы «Европа-Азия», чтобы сфоткаться.
И перед большим спуском размяться.
Немного постояли перед мостом через Сим. Невероятно — но ремонт еще не сделали, на моей памяти его делают уже второй год, что бы сказал на это Назарбаев, а еще интереснее, что бы он сделал с этими ремонтниками?
Проскакиваем Уфу, еще немного, примерно 350 км, и мы в Тольятти. Случилась небольшая поломка в подъеме, да еще и при обгоне.
Из-под капота резко повалил пар. По тормозам и на обочину. Открываю капот, вентилятор молчит. Трогаю крыльчатку — не заклинивает, тогда замыкаю отверткой контакты датчика, ура, вентилятор работает. Что делать? Наращиваю провода от датчика, вывожу их в салон и подключаю их вместо персонального вентилятора, буду включать обдув вручную. Сливаем всю оставшуюся воду в систему охлаждения и едем дальше.
Температура в системе сильно гуляет. Воды ведь не хватило, доезжаем до ближайшего автоларька у дороги, примерно через 20 км, покупаем датчик и тосол, но похоже на то, что заклинил термостат, потому что датчик не срабатывает, а двигатель кипит, радиатор при этом горячий, не кипяток. Блин! Надо бы снять патрубок и пробить или вырвать на фиг клапан термостата, но уже стемнело, а мы еще до Самары не доехали, решил посильнее обстучать термостат, что и сделал. Кажется, клапан все таки приоткрылся не как положено, но достаточно, чтобы доехать до Тольятти. Что мы благополучно сделали. Мыться, купаться и спать. Ура, вторая часть нашего вояжа благополучно завершился. Добавляем к общему пробегу 3 100 км.
В Тольятти мы задержались на три дня. Я сделал ТО Окаёте. Все протянули, отрегулировали зажигание и развал схождение. Купил две новые шины «Кама». Две я поменял еще перед Бишкекским отрезком. Так что теперь у меня все четыре колеса камовские. По ощущению, они получше держат дорогу, но более шумные.
На третий день, вечером терпеть стало невмоготу, и мы решили вместо утра ехать прямо в ночь, что и сделали. Коляс выспался на славу и изъявил желание рулить. Так как я целыми днями рыскал по городу, то отдохнул чуть меньше и не стал ему противиться и благополучно отключился. В этот раз мы уложили вещи так, чтобы можно было откидывать пассажирское сидение.
Нет смысла описывать перегон по Центральной России, тем более, ехали ночью. Сначала по трассе М-5 до Пензы, потом через Тамбов, Воронеж до Белгорода. Заправлялись где-то между Пензой и Тамбовом и прямо около заправки нас «обули» местные «гибабадамы». Пересечение сплошной, полчаса торговли, и мы полегчали еще на штуку. На следующее утро, а точнее ближе к обеду мы были в Белгороде.
По памяти доехать не удалось, заблудились слегка, но, созвонившись с встречающей стороной, «забив» адрес в навигатор, легко выехали к нужному месту. Плюс 1 155 км.
Ополоснувшись и плотно покушав, я изъявил желание ехать дальше один, чем поверг в немалое изумление и друга Коляса и его родню, уговоры ни к чему не привели. Коляс хотел побыть с родней, а мне хотелось в Веселовку. Мы расстались на недельку, и я проследовал на Черное море. Через Шибекино и Валуйки я выскочил на шикарную трассу М-4 «Дон», уже в темное проскочил Ростов-на-Дону, но спать хотелось все сильнее и где-то в районе Тимашевска около поста ГИБДД я решил немного поспать, что и сделал, не доехав каких-то 220 км.
Едешь по Краснодарскому краю и такое впечатление, будто попал в другую страну. Ровные дороги, чистые и не замусоренные обочины, вдоль дороги попадаются туалеты и места для мусора.
Утро разбудило меня жизнерадостным грохотом проносящихся мимо дальнобойщиков. Ополоснувшись из канистры и перекусив сухим пайком, я в волнующем ожидании Черного моря резво покатил дальше.
После очередной заправки бензином я обнаружил, что у меня кончаются наличные деньги. Проблема была решена в г. Славянск-на-Кубани, где я нашел, похоже, единственный банкомат в городе. Он был около «Сбербанка» и сопровождался огромной очередью из пожилых людей. Сняв с себя проблему с наличностью, я расслабился.
Я уже практически почувствовал себя отпускником.Теперь я уже чаще стал глазеть по сторонам. В Краснодарском крае я сразу обратил внимание, что все поля вдоль дороги тщательно ухожены, такое впечатление, что нет ни одного свободного участка, все распахано. В Центральных областях России можно долго ехать мимо диких и не ухоженных черноземных полей, здесь же все при деле. Это вызвало во мне уважение к краснодарцам.
Ближе к Черному морю вдоль дороги стали появляться огромные заросли камыша, а у дороги стали чаще появляться продавцы с целыми мешками орехов.
На самом полуострове вдоль дорог стали продавать вкуснейшие краснодарские арбузы, пошли сплошные виноградники. Замечательное зрелище — ухоженные ряды виноградной лозы, уходящие к горизонту. Яркое, теплое солнце, плодородная почва и трудолюбивые руки местных жителей — вот вам составляющие изумительных краснодарских вин.
Проехав мимо виноградников я, наконец-то, добрался до конечной точки — четвертой части своего путешествия — Веселовка. Проезжая по селу, я заметил, что буквально в каждом 3-4 доме сдаются комнаты. Попадаются частные мини-гостиницы, но я хотел ближе к морю и поэтому проехал через поселок к пляжу и турбазам на берегу. Все было уже занято, но мне посчастливилось снять домик в самой первой турбазе. Двухместный не люкс — скворечник, две кровати, две тумбочки и холодильник, правда, без кондиционера, за 500 рублей в сутки, стоянка и душ бесплатно. Причем душ открыт в любое время, мойся — не хочу. Я быстро разгрузил машину, закрыл домик и, несмотря на пасмурную погоду, быстрее помчался на пляж.
Надо добавить, когда мы приехали в Белгород, было пасмурно и прохладно. Пасмурность меня преследует на всем маршруте, подумал я. Иссык-Куль, Караганда, Челябинск, Тольятти, Белгород — везде мы привозили с собой прохладную погоду. Ну, если я приеду на Черное море и будет холодно — это будет совсем не смешно, но это случилось. Я иду на пляж, небо пасмурное, накрапывает дождь, но я все равно упорно ползу к воде, подагра опять обострилась. Дохожу до моря. Пасмурно, пустынный пляж, дождь, на душе совсем не весело. Решаю, все-равно, хоть ноги помочить. Захожу в воду…?! Вау!!! О, боже!!! Это просто чудо из чудес!!! Вода не просто теплая, она очень, очень теплая. Мне сперва показалось горячей. Сомнения отброшены в сторону, и я, сбросив одежду, погружаюсь в эту ласковую, соленую воду, нет, не воду — молоко; нет в «кайф». Свершилось! Вот теперь я доволен уже на 2/3. Из воды выходить не хочется, так бы и остался здесь спать в воде.
На следующий день было солнечно, и я решил доковылять до соленого озера, т.е. до лечебной грязи. Примерно 1 км по пляжу и вот оно, высохшее озеро, буквально в 100 метрах от моря ещё немного, и я погружаю свои заболевшие «ласты» в черную и пахучую жижу. Боже ты мой! Снова чудо! Я прямо почувствовал, как уходит боль из суставов. Реально целебная вещь, эта грязь! Полчаса процедуры и обратно, я уже не ковыляю, а нормально иду.
Обязательно с собой возьму этой замечательной грязи. К обеду стало жарко, и я сразу понял, почему в каждом домике, кроме моего, торчит кондиционер. В Веселовке, где я купил две пятилитровые бутыли для грязи, в магазинчиках на базаре я не нашел вентилятора, пришлось снять свой «персональный», с машины, подключил его к блоку питания от сотового телефона — вот и кондиционер готов.
После обеда я решил не идти, а ехать на пляж. Зря я так сделал. Перед Веселовским пляжем насыпано огромное глиняное поле, на нем обычно проводят всякие фестивали и тусовки. Ну так вот пока я купался, прошел дождь и глина размякла. Надо ехать обратно, подхожу к стоянке и вижу такую картину: две машины, «Тойота» и какая-то еще пытаются проехать через это поле, выписывая невообразимые зигзаги и скользя по глине, сдавая то вперед, то назад с большим трудом одна из них все-таки выехала, а вторая так и осталась стоять где-то с боку. Я все-таки решил попробовать выехать.
С разгона влетаю на эту глину и пытаюсь ехать, но скорость быстро гасится, и я встаю. Сдаю назад и снова вперед. Так качками и тычками пытаюсь ехать. Не получается что-то, выхожу осмотреться. Вижу, что задние арки забиты глиной. А я то думаю, почему назад хоть немного едет, а вперед ни в какую. На берегу около баров торчит немногочисленный народ и что-то оживленно обсуждают, показывая на меня. Всеми правдами и неправдами задним ходом я все-таки выскакиваю обратно на стоянку возле бара. Подходит официант и говорит: «Ну ты даешь! На этой малютке хотел проехать там, где не все джипы проезжают!». Осматриваю колеса внимательно. Задник колесные арки полностью забиты глиной и поэтому колеса не крутятся. Пришлось поднимать на домкрат и руками выковыривать всю глину, пока не схватилась. Два местных бомжа говорят мне: «Мужик! Дай 100 рублей и мы тебе ее на руках до дороги донесем!».
Ладно, оставлю как запасной вариант. Пошел осматривать «место битвы», т.е. глиняное поле, нигде не проскочить, везде глина, но я заметил, что размок только верхний слой. Значит через 2-3 часа глина подсохнет и появится шанс проскочить, тем более, что солнце опять палило во всю. Через два часа решился на приступ, но при этом применяя еще один водительский трюк: я немного приспустил давление в колесах, примерно до 1 кг/см. Два бомжа, упершись в багажник, орут «Давай, жми! Даю газу, выскакиваю со стоянки на глину, не сбрасывая скорость и виляя задом, заляпанный пепелац «Ока» выскакивает на асфальт, следом выбегают два бомжа с унылыми физиономиями. Что ж ты так быстро ехал? Мы даже подтолкнуть не успели. Не дал даже подзаработать. Но я им был благодарен хотя бы за то, что только они мне реально решили помочь. Так, что свои не 100, а 200 рублей они все-таки получили и тут же резко пропали.
Через пять минут появились уже довольные с двумя баклажками дешевого вина. Пока я подкачивал колеса, они уговорили одну баклажку (я благоразумно отказался), и мы стали «друзья — не разлей вода». Помыться в Веселовке не удалось, пришлось ехать в Тамань, заодно продуктов прикупить. Утром решил съездить за грязью. На машине не пропустили, оказалось, въезд платный. Ну и ладно, бросил машину перед шлагбаумом и пошел далее пешком. Оказалось, что грязь очень тяжелая. Пятилитровая баклажка весила 10-12 кг. Как потом оказалось, точно такая же грязь была буквально под боком. А точнее, прямо напротив турбазы, где я снял номер, было озеро с точно такой же грязью, так что последующие грязевые ванны я стал проводить чаще.
Пообедать решил в баре на пляже. Шашлык — 120 руб., заказал кружку пива — 100 руб., приносят счет — 460 руб., ни фига себе, что так дорого? Так шашлык 360 ! Там же написано 120? Так 120 за 100 грамм. Упс! А почему на ценнике не написано. Зачем? И так все знают! Ну так будете брать? Вот, блин, хитрецы: с одной стороны дорого, а с другой стороны жрать хочется, а рядом готовое мясо сводит с ума своим ароматом. Да и хрен с вами, давайте. Вот так легко местные бары зарабатывают на отдыхающих. Сижу, пью пиво, ем шашлык, поглядываю на девчонок, дефилирующих по пляжу и сдерживаю свои «фривольно-плутонические» мысли, бродящие в обеих головах. Короче, отдыхаю.
Жалко только, что на отдых было отведено всего три дня. На четвертый утром собираюсь, упаковываюсь и трогаюсь в обратно в Белгород. Обязательно вернусь сюда обратно, но позже и не в этом году.
На обратном пути с «пляжа», остановился, сфотографировался около монумента советским солдатам. С кургана открывается замечательный вид на лиман. Проскакиваю посёлок и выскакиваю на асфальт ведущий к трассе.
До свидания, Веселовка!
И слева и справа тянутся ухоженные виноградники. Еду обратно по навигатору, в который заранее забил маршрут. Не знаю, как ездят обычно, но по навигатору очень много каких-то петляний по поселкам, которые я проезжаю. Про себя думаю, что я ни за что бы не запомнил столь замысловатый маршрут. Вдоль дороги продают арбузы, помидоры и орехи фундук в небольших вязанках. Опять, пока думал купить или не купить, они кончились. Пришлось в гостинцы купить такой сетчатый мешочек орехов фундук. Проезжая какой-то посёлок или городок около дороги, увидел одно из чудес света. Это было целое озеро из лотосов. Очень красиво. Народ, проезжающий мимо, останавливается и фотографируется. Я не стал исключением.
Обратный путь запомнился тремя эпизодами.
Первый. Еду по трассе «Дон» и уже в сумерках замечаю, что разметку как-то хреново видно и при этом, что еще не совсем стемнело. Оказалось, что разметка нанесена желтой краской. Белую-то не всегда толком видно ночью, а уж желтую вообще пипец.
Второй. Оказывается, как приятно дудеть воздушным сигналом, особенно по надобности. Еду, как обычно, в правом ряду, слева параллельно катит «Шевролет», и тут между нами пытается втиснуться для обгона какой-то лётчик. Жму на клаксон, слышу хорошой рёв, и лётчик начинает в ступоре метаться по дороге. Пришлось притормозить, чтобы пропустить его от греха подальше.
Третий эпизод. Уже по темноте еду за «Камазом», полоса узкая, слева сплошная. Камаз неторопливо ползёт в гору..., просто атас какой-то. Кто ездил, тот знает. Только подымаемся на вершину горки, сплошная резко меняется на прерывистую. Я, естественно, тут же обгоняю и... откуда-то справа выскакивает «продавец полосатых палок» и радостно машет «хвостом от зебры». Пришлось остановиться.
— Ваши документы, товарисч водитель! Вы при обгоне КамАЗа пересекли сплошную!
— Какая сплошная? Подойди к дороге, там же прерывистая!
— Прерывистая после вершины, а вы начали обгон до вершины!
— Нет!
— Да! Права изымаю!
— Как ты мог там что-то видеть, это место не освещено!
— Я точно видел, вы нарушили правила.
— Чем докажешь?
— Мне необязательно вам что-то доказывать.
— Да?
— Да!
— Ладно, пойдем кино посмотрим!
— Какое ещё кино?
— А такое-такое! У меня видеорегистратор включен, так что я тебе смогу показать кое-что, а твое доказательное кино я что-то пока не видел. Пойдём поразвлекаемся.
Включаю видезапись на телевизор, отматываю немного назад.
— Смотри! Вот я еду, вот впереди КамАЗ, вот слева сплошная. Вот прерывистая пошла, вот я обгоняю, вот твоя рожа радостно машет «хвостом от зебры».
Пауза... Вы бы видали его лицо. Мне даже показалось, что он присел слегка.
— Извините! Вот ваши документы! Счастливой дороги!
Нифига себе, думаю..., извините..., чуть права не отобрал. КАЗЁЛ!
Вот так видеорегистратор спас меня от произвола гибададамов. А так бы лишился прав или 3-5 тыс. рублей.
Вдоль дорог часто появляются объявления, типа, «Гостиница, душ, баня, шашлык, стоянка, кафе». Поскольку меня уже рубило в сон, я решил попробовать переночевать в такой придорожной гостинице. Обыкновенный большой жилой дом, где в самой большой комнате плотно поставлены кровати.
Рядом туалет и отдельно душ с ванной. На ж/д-вокзалах, помню, были такие комнаты отдыха на одну ночь. Около дома прямо во дворе стоянка. Причем такое впечатление, что часть стоянки ещё недавно была огородом. Через двор, в сторону дороги, кафешка, типа, вагончик.
За ночь со стоянкой 500 руб. Однако! Утром ещё 150 руб. за бутерброды с колбасой и сыром и кофе (правда неограниченно, но в меня только три бутера влезло). Конечно, это дороговато, но, в принципе, лучше, чем, как обычно, в машине у дороги ночевал.
В принципе, описывать центральные трассы — неблагородное занятие. Всё уже давно рассказано и описано. Хочу только дабавить, что на обратном пути Белгород я пересекал реку Дон. От такого зрелища я не мог отказаться. Очень красивое зрелище. Величественная река, неторопливо несущая свои воды, я бы даже сказал, чем-то благородным веет от этой неторопливости, затоны и лесные заросли по берегам прям так и зовут к себе, прямо, так и говорят: «Остановись, отдохни, разведи костёрчик, закинь удочку....». Короче, словами это не описать..., это надо видеть. В нарушение ПДД я, наверно, минут 40 простоял на мосту, любуясь и буквально заряжаясь положительной энергией. Ещё мне понравилось, что на южных направлениях дорожные знаки дублируются прямо на дорожном полотне.
В Белгороде тоже сильно не задерживался помылся, плотно покушал, загрузились опять вещами и тронулись к Питеру. Поскольку друг Коляс был отдохнувший, он и сел за руль, а я отключился до самой Москвы. Так, переодически меняясь, уже утром мы и доехали города Сиверское. От Сиверского до Питера ещё примерно 80 км, но что это такое по сравнению с уже пройденным километражом.
Сам Сиверское — серенький невзрачный городок при бывшем аэродроме и военной части при нём. Про Гатчину ничего не скажу, просто не успел осмотреть. За одну неделю посмотреть на Питер и его окрестности просто нереально. Скажу только, что я буквально с ходу влюбился в этот город на Неве. Фотографий сделано было просто огромная масса, прямо хоть отдельный отчет по Питеру делай. Я ездил по всему городу прямо на «Окушке», в этом мне очень помог автонавигатор. В Пушкино и Петродворец я ездил своим ходом. Всё везде платное. Денег уходит просто немеряно. В центе Питера цены просто ломовые. Хот-дог — 60 руб., литровая бутылка колы — 90 руб. Причём буквально в двух-трёх кварталах от центра или от центральной улицы в любом полуподвальном продуктовом магазинчике цены самые обыкновенные.
В Питере не чувствуется дебильного московского драйва, у него какая-то своя особенная аура. Узенькие улочки, дворы-колодцы, бутики в подвалах, каналы и мосты, парки и аллеи, Нева и речные трамвайчики, убогость буквально в шаге от роскоши. Просто наповал убило то, что на одном берегу канала (ближе к центру) всё цивильно и вылизано, а на другом берегу этого же канала прямо на тратуаре кучи дерьма и расфуфыренные клерки целенаправленно лавирующие между этими кучами. Знаменитые питерские дворы — если вход не на замке, то, значит, там будут огромные кучи мусора и общественный туалет прямо внутри, о чем свидетельствуе ядреный запах мочи.
Центр Питера просто великолепен. В Пушкино и Петергофе я специально не брал экскурсий, а просто бродил везде без экскурсоводов. Ходить по залам, где ступала нога Пушкина..., что-то в этом есть такое..., ну, не описать словами, что-то еле уловимое, я бы даже сказал, какая-то эфирная составляющая. Идёшь, и у тебя за спиной незримо присутствуют Пушкин, Дельвиг, Кюхельбеккер, Пущин, Данзас, Матюшкин. Просто бродил и впитывал в себя эту удивительную атмосферу старины. Чувства не передаваемые. За эту неделю я успел осмотреть только маленькую толику всего этого «питерского богатства». Но единственное отрицательное чувство среди постоянного восторга у меня всё-таки возникло. Сволочи всё-таки были наши цари и царицы, жить в таком немыслимом великолепии, когда практически весь народ жил в одной большой жопе, в смысле, в нищете. Питер мне очень понравился, но жить в нем я бы не хотел. Везде чувствуется сырость и близость огромного водного пространства. А ещё за городом все обочины дорог почему-то заросли огромными растениями, типа, укроп, потом мне сказали, что это далеко не безобидный борщевник, или борщевик.
В посёлках и просто в полях часто попадаются доты времён войны. Короче, есть на что посмотреть. Надо будет обязательно вернуться еще раз сюда, досмотреть оставшиеся достопримечательности.
Как обычно, утречком выехали в сторону Тольятти. В начале выскочили на трассу М-10, потом Тверь, Москва, потом по М-4, за Каширой ушли на Тамбовскую трассу М-6. По ней до Тольятти хоть и дальше, зато быстрее. М-5 вечно перегружена, а здесь мало машин, лети не хочу. Единственно, в Тамбовской области нужно быть поаккуратнее, много злых и голодных ментов с «фенами» и видеокамерами. Кольке этот вариант дороги до Тольятти понравился гораздо больше, чем М-5.Тем не менее, в город я успел вовремя, отметился на работе и на следующий день проехал последние 200 км этого «небольшого автопутешествия», т.е. отвёз своего друга Коляса на бишкекский поезд в Самару.
Вот теперь можно поставитьть точку. За спиной осталось почти 15 000 км. Друзья не подкачали, машина не подвела. На этом свое повествование завершаю.