Путешествие в горный южный край: на Кайроне в Дагестан. Часть 1

08.09.2017 | 29027 просмотров

Нитка маршрута: Москва — Кисловодск — Владикавказ — Грозный — Махачкала — Каспийск — Ботлих — Эчеда — Бежта — Хунзах — Дербент — Шалбуздаг — Эльбрус — Элиста — Волгоград — Москва.

Как всегда — нас губят варианты.
Тяжело быть увлеченным человеком, мечтающим увидеть весь мир и самые сокровенные его уголки. Летнего отпуска — так мало, а прекрасных уголков — так много... Что же выбрать из множества вариантов?
Как всегда — мы выбирали долго, но выбрали, в итоге, спонтанно.

У нас было много идей: Владивосток, Казахстан, опять Кольский (третий раз хотим туда вернуться и не возвращаемся), нам хотелось одновременно увидеть суровый север и растаять под южным солнцем, мы хотели любоваться равнинами тундры и восторгаться изгибами и узорами горных вершин, но самое главное — мы жаждали эмоций, это то, что мы знали наверняка.
А вот куда мы поедем за эмоциями, мы понятия не имели до самого мая.

Решение пришло спонтанным порывом — Дагестан. Мы там были? Нет. Там есть горы? Да. Это юг? Да, даже с морем. Может быть, поехали именно туда? Ну, давай, поехали.
Времени на раздумья больше не оставалось, поэтому мы приняли этот порыв и решили окончательно — в июне едем в Дагестан. В ту часть Кавказа, где мы ещё не бывали. Горы, ждите и встречайте, мы снова стремимся к вам!

Мы составили очень примерный маршрут. Нас собралась небольшая компания любителей путешествий в количестве четырех человек. Мы особо не вчитывались в списки достопримечательностей, не составляли почасовые графики движения. Мы решили, что разберемся со всем на месте и в процессе, потому что — определенно! — горы любят сильных, отважных и немного безумных людей.
Прошлым летом, покидая Эльбрус, я была уверена на 100%, что я ещё вернусь. Я знаю, что с горами никогда не прощаются. Но я не знала, что вернусь на Кавказ так скоро!

В июне мы вырвались из суеты городов, работ, дел и обязанностей и устремились на теплый юг.
Как всегда — не на море...

День 1. 09.06.2017 г.
Подмосковье/Москва — Хлевное, Липецкая область.

Если путешествие начинается с приключений, значит, это будет весёлое путешествие с элементами безумия. Я это помню ещё по Алтаю. Тогда, в 2015 году, мы поехали смотреть на алтайские горы на двух УАЗах и одной ШевиНиве и первые пару дней путешествия были для нас каким-то злым роком: мы забыли документы на Шниву, а нас остановил гаишник за обгон под знак; мы встретились с гоп-компанией на заправке; у нас глох Патриот, обгоняя фуры по принципу «одна фура за полчаса».

В начале нашего нынешнего путешествия в Дагестан мы решили переплюнуть все злоключения алтайской поездки одной-единственной выходкой.
Изначально мы планировали ехать на юг страны на автомобиле Toyota Land Cruiser 80. Двадцатилетний мостовой мастодонт с атмосферным дизельным двигателем 4,2 литра — знаменитый 1hz! — внушал правильные чувства приключений и безумий и навевал приятные воспоминания обо всех УАЗах, которыми я владела. По сути, 80-й Крузак и есть УАЗ, только собранный руками из плеч.
На Крузак за полгода до поездки были поставлены 33-и грязевые колёса, силовой задний бампер с калиткой; на нём были перебраны оба моста, заменены все фильтры и масла, под замену так же пошли колодки, передние сиденья, выхлопная магистраль, пружины подвески. За 6000 километров катаний по Московской области были оттестированы все системы управления. И мы с воодушевлением ждали дня, когда наконец-то отправимся в горное путешествие на этом совершеннолетнем красавце, большом, но уютном, внушающем дух авантюр одним своим дизельным 4-литровым рыком.

Первый день нашей поездки — предпраздничная пятница — начался рано. В 7 часов утра мы стартовали из Подмосковья. Долетели до Строгино, где подобрали остальных членов экипажа. Крузак довольно урчал шестицилиндровым двигателем, шины-муды выводили легкую завывающую песню по асфальту, в огромном багажнике перекатывались баулы, рюкзаки, палатки, спальники и троса, а так же всякая мелочёвка, рискующая потеряться в закромах неизмеримого пространства.

Мы выехали на МКАД и довольно быстро его пролетели. Съехали на трассу М-4 «Дон», попали на первый платный участок и низенько-низенько полетели на юг нашей родины.

После того как платный участок закончился, у нас начал греться двигатель.
релка температуры скакала не самым приятным образом — резко вверх, резко вниз, — наводя на грустные мысли о предполагаемом хаосе, разворачивающемся под капотом. Мы остановились на заправке и исследовали бескрайнее подкапотное пространство. С дренажа системы охлаждения капал антифриз. Охлаждайкой были залиты все элементы рамы в районе переднего пассажирского сиденья. Попытались найти текущий патрубок — не нашли. Видимо, антифриз при помощи удивительного аэродинамического качества долетал до днища из дренажа по траектории движения подкрылка.

Не найдя никаких видимых ужасов, мы аккуратно поехали дальше, одновременно рассуждая о возможных вариантах развития дальнейших событий. Крузак, система охлаждения которого исправно работала с момента покупки, вдруг взбрыкнул в самом начале его первого путешествия с нами. Ехать дальше на перегревающейся машине было сомнительным преодолением, тем более что нас ждали горы с их высотой и дикими перевалами. А от Москвы и Московской области мы уехали ещё не так далеко.

Дальнейшая остановка и повторная проверка системы охлаждения вывела для нас неутешительную гипотезу — выхлопные газы в антифризе. Пробитие прокладки головки блока? Поведенная и кривая головка блока, приведшая к пробитию прокладки под нагрузкой? Как говорится, турист, помни, где заканчивается экстрим и начинается полная... Вот и мы подумали, что ехать в горы за 2000 километров от дома на машине с пробитой прокладкой головы — это уже за гранью.

Я предложила быстренько за 1 день вчетвером скинуть 70-килограммовую чугунную тойотовскую голову, отвезти ее в «Механику», опрессовать и шлифануть, купить новую прокладку, быстренько всё поменять и выехать в Дагестан завтра.
Ребята предложили более разумную вещь — поехать на моём Ssang Yong Kyron'е, которого я оставила дома и который теперь сладко спал, радостный от того, что ему дали двухнедельный отдых от любых покатушек.

— Мой Кайрон не готов, — сказала я. — У него через 2 тысячи километров должна быть плановая замена моторного масла.
— Поменяем, — ответили ребята.
— Я не гоняла его в сервис на осмотр.
— Сами посмотрим.
— В Дагестане ужасное топливо и полностью отсутствуют любые сетевые заправки, а на Кае — нежная топливная аппаратура Делфи, мрущая от одного-единственного литра некачественной соляры.
— Мы возьмем с собой канистры. Очень много канистр. Мы будем соляровозом.
— Ребята, но Кайрон вообще не готов к этой поездке! Вы хотите проехать на нём по маршруту, по которому собрались ехать на Крузаке с 33-ми колесами?!
— Да.
— Ахаха. Это безумство. Но мне это нравится. Ладно, поехали.

Мы развернулись и поехали обратно в Москву, обжаривая салон обеими крузаковскими печками, чтобы спасти двигатель от неминуемого перегрева.

Вернулись в Москву. Хорошо, что уехали недалеко. На МКАДе к тому времени начались пробки. Отстояли пробку. Выкинули Егора и Сашу в Москве, чтобы они пока что съездили за моторным маслом в Кайрон. Сами вдвоем полетели в Подмосковье менять Крузака на Кайрона.

Прилетели в своё дальнее Подмосковье. По пути позвонили знакомому, который нам подсказал, что у Крузаков на 1hz редко пробивает прокладку ГБЦ, так что это, скорее, помпа. Или термостат. Или и то и другое одновременно. Или трещина на выпускном клапане. Ещё может быть гидромуфта. Или, вообще, неверно настроенный ТНВД, приводящий к повышенной температуре в камерах сгорания. В любом случае, разбирать, смотреть, менять и тестировать, а заодно полноценно промывать всю систему охлаждения...
Я ещё пыталась аккуратно надеяться, что «а давайте всё-таки починим Крузак», но по мере приближения к гаражу эта надежда растворилась, как дым.

Когда я зашла в гараж и сообщила Кайрону, что планы поменялись и он едет с нами, Кайрон, ей-богу!, посмотрел на меня безумными заспанными глазами и попытался спрятаться в шкафчик. У него не получилось — Кайрон большой, а шкафчик очень маленький, да и всё равно автомобиль понял, что выбора у него нет. Как и у нас.

Перегрузили вещи из вот этого огромного мастодонта...

...вот в эту маленькую пузотерочку.

То, что в Крузаке занимало половину багажника, в Кайроне уверенно заняло весь багажник, впритык до потолка, вещи растеклись по всему пространству, заняв даже самые неприметные щели. Ситуация количества вещей усугубилась тем, что мы решили ещё одним безумным способом решить проблему некачественного дагестанского топлива, которое может на раз-два угробить топливную систему Кайрона (ремонт, в случае чего, встаёт при самом благоприятном раскладе в 40 тыс. руб. — это замена обратных клапанов в 4 форсунках; иногда требуется замена форсунок в сборе, что минимум в 2 раза дороже, а если до кучи и ТНВД воды наестся...).

Способ заключался в том, что у нас изначально было три канистры по 20 литров, мы докупили ещё три по 20, итого получив суммарный объем топлива на борту в 200 литров (120 в канистрах, 80 в баке). По расчетам, этого должно было нам хватить на 2000 километров — как раз от крайнего Лукойла перед Чечней до первого Лукойла в Калмыкии.

Витя отогнал Крузака на стоянку, я съездила домой за документами на Кайрона и фильтрами (ТО придётся делать в дороге), затем мы снова встретились и полетели в Москву. В Строгино опять подобрали ребят вместе с моторным маслом. Встали в пробки на МКАДе. Долго стояли и грустили, но ничего не сделаешь, форс-мажор. Уж лучше рядом с домом, чем в горах на подъёме на перевал. Съехали на М-4 «Дон» только около 16 часов.

Итого, наш экипаж приобрёл следующий вид:
— автомобиль Ssang Yong Kyron — дизельный серый красавец 7 лет от роду, имеющий раму и задний привод с подключаемым передком; он не планировал ехать в Дагестан, поэтому в начале путешествия выглядел слегка офигевшим, я читала это выражение в его фарах;
— я, Светлана, автор сего отчёта, владелец и водитель;
— Витя — штурман и сменный водитель;
— Саша — бухгалтер поездки;
— Егор — киборг по физической выносливости и гид по достопримечательностям, потому что он был единственным, кто более-менее полноценно эти достопримечательности изучил.

Итак. Мы вышли на М-4 и полетели по ней.
Трасса М-4 «Дон» хорошо нам знакома, мы ездим по ней часто. К поездке приобрели транспондер для скоростного проезда через «турникеты» на платных участках — вещь оказалась крайне удобной: не надо мелочь по карманам искать, не надо останавливаться, шлагбаум открывается автоматически и списание денежных средств так же происходит в автоматическом режиме.

Трасса М-4 имеет 4 полосы, хороший асфальт и кучу платников. Кайрон спокойно, уверенно и привычно полетел свои 100-120 км/ч.
В этот раз М-4 была довольно свободна, особенно по сравнению с прошлым годом, когда мы в августе ездили на Эльбрус. Тогда количество автомобилей зашкаливало — все по жаре рвались на море на юг. В этом году, в июне, на трассе было спокойно, а машин мало. То ли погода внесла свои коррективы (холодно, дождливо), то ли ещё не начался сезон морских отпусков.

К 9 вечера мы добрались до села Хлевное, которое находится в Липецкой области, недалеко от начала Воронежской. Из-за проблем с заменой машины (подумать только, в 1-й день путешествия целиком поменять один из важнейших элементов поездки!) у нас сдвинулся график маршрута, но мы не стали унывать по этому поводу. Маршрут — это только примерное расписание, мы были готовы постоянно вносить в него коррективы и поправки, так легче, так проще, так гибче, а чем гибче, тем больше открытости к событиям и возможности не унывать, если что-то пошло не так. По идее, мы сегодня планировали добраться до Ростовской области, но в 9 вечера мы были только в Липецкой, поэтому решили, что нет смысла рвать когти и нервы, для душевного состояния намного лучше следовать не чётко составленному плану, а графику «пришла ночь — ложись спать, солнце встало — пора в путь». Значит, ночевать будем в Липецкой.

Поскольку окрестности села Хлевное нам так же хорошо знакомы, мы уверенно направили колёса автомобиля к гостинице «Тройка», в которой не раз останавливались во время других поездок. Мы ощутимо устали от насыщенного первого дня со сломавшейся Тойотой, кучей пробок и мотаний туда-обратно по Москве (пробки выматывают в разы сильнее, чем равномерное движение по трассе).

В «Тройке» нас сначала не обрадовали, сообщив, что мест нет и всё забронировано. Ну как забронировано... «Нет, у нас нет телефонов людей, которые обещали сегодня заехать. Что будет, если они не заедут? Ну да, такое тоже возможно... Давайте подождем до 10 вечера, если они не объявятся, мы поселим вас».

Мы расстраиваться не стали и отправились на ужин в кафе при гостинице в полной уверенности, что мир будет на нашей стороне. Так и получилось. Люди не приехали, бронь сняли, нас поселили в два уютных номера.

Вечером погода сильно испортилась, пошёл дождь. Мы легли спать, а Кайрон стоял на парковке гостиницы, тихонько обалдевая от произошедших событий и не веря, что это теперь он едет в Дагестан.

Так прошёл первый день нашего путешествия. Подготовив под поездку 80-го Крузака, мы, в итоге, уехали в горы на неподготовленном стоковом Кайроне без лифта кузова и подвески и на шоссейной резине.

День 2. 10.06.2017 г.
Хлевное — Ростов-на-Дону — Тихорецк — Армавир — Черкесск — Учкекен — плато Бермамыт.

Проснулись в 4 утра. В 5 утра успешно стартовали. Погода была отвратительной: дул ветер, небо хмурилось тяжёлыми серыми облаками, вокруг было пасмурно и мрачно, шёл дождь. Вот тебе и лето, вот тебе и июнь. Нет, ну а что, не май месяц же.
Радость лета — в 5 утра светло, вставать не сложно.

Покинули Хлевное (оно находится на бесплатном объезде платного участка трассы), вырулили обратно на М-4, полетели по ней дальше.

Платные участки. Транспондер очень помогал.

Периодически дождь заканчивался, периодически он вновь нас накрывал.

Ростовская область традиционно преподнесла подарки в виде ям, сидящих на колдобинах, и колдобин, сидящих на ямах. Перед Ростовом-на-Дону случилась пробка, мы посмотрели в Яндекс-навигатор, поговорили с дальнобойщиками и ушли на объезд через Новочеркасск, где нас накрыла дождевая стена, больше похожая на прорвавшееся с неба водохранилище. Дождь лил таким потоком, что видимость дороги снизилась до состояния плотного тумана. Благо, что океан с небес лился недолго.

Выехали за Аксаем, успешно миновав пробку.

В районе станицы Кущевская вновь случилась пробка, решили, что она небольшая, и не стали объезжать. Ошиблись. Потеряли около 30-40 минут, стоя в ней. Зато за Кущевской стало спокойно и свободно.

В районе Павловской ушли на Тихорецк. Эта дорога нам была знакома — по ней мы ездили на Эльбрус в прошлом году. Тихорецк — Кропоткин — Армавир — Невинномысск, двухполосная дорога с иногда встречающимися на ней асфальтовыми волнами и лёгкими ямками. Она довольно скоро стала четырехполосной, потом сузилась до трехполоски. Качество асфальта на ней, в основном, очень радовало.

Добрались до Невинномысска, где свернули направо на Черкесск.

По обочинам периодически встречались и радовали ярким красным цветом маковые поля.

На подлёте к Черкесску.

В Черкесск мы приехали ближе к 18 часам вечера, заправились и двинулись по дороге на Учкекен.

У нас был красиво задуманный план — мы хотели добраться до плато Бермамыт, заночевать прямо на нём и на следующий день встретить рассвет с видом на Эльбрус. Но сломавшаяся Тойота и сдвиг по графику внесли свои коррективы. Но обо всём по порядку.
О том, как добраться до плато Бермамыт, мы прочитали в интернете в одном подробном мото-отчёте, пока ехали по М-4. Оказалось, что до Бермамыта ведёт множество путей разной степени бездорожности. Мы выбрали самый лёгкий — через село Учкекен.

От Черкесска до Учкекена вела дорога через Новую Джегуту. Навигатор сообщил, что она какая-то маленькая и, вероятно, грунтовая, а вы лучше езжайте через Карачаевск, это будет крюк, зато по асфальту. Не поверили навигатору и поехали через Новую Джегуту и Эльтаркач и не прогадали. Дорога оказалась полностью асфальтовой, с хорошим качеством покрытия и малым количеством автомобилей.

Дорога порадовала обалденными видами, которые дали нам понимание — ура, мы наконец-то в горах! Мы покинули привычную равнину и вот перед нами горы, такие разные, такие зеленые, такие высокие... Виды вызвали восторг, а дорога — неподдельный интерес, она превратилась в серпантин, стала делать крутые повороты на 180 градусов.

Остановились, чтобы насладиться открывающимся видом серпантина. Всё, мы вырвались, мы приехали. Тут начинается наше путешествие — неспешное, размеренное, расслабленное, основная цель которого впитывать красоту гор и познавать их.

Остановившаяся здесь же семья из Ставрополя попросила их сфотографировать на фоне панорамы — вот и привычное, классное чувство какой-то лёгкой душевной связи с совершенно незнакомыми людьми, с которыми объединяет лишь одно — красота вокруг.

Прибыли в Учкекен. Нашли нужный выезд и поехали на первую встречу с Эльбрусом.

Сначала дорога на Бермамыт представляла собой широкую грунтовку с камнями. Такой же путь вёл нас в прошлом году на плато Канджол. Привычно затрясло, Кайрон завибрировал кузовом. Так мы ехали километров десять. Пора привыкать к тряске, которая в дальнейшем станет нашим неотъемлемым спутником. Зато никакой грязи, никаких луж — грунтовка как грунтовка.

— Что мы хотели бы пожелать друг другу?
— Сохранить свои позвоночники.

Кайрон к грунтовкам привычен, они нас с ним не пугают. Такие мы были в начале путешествия — чистые и искренне верящие, что дороги будут лёгкими и почти асфальтовыми.

В районе двух характерных каменных столбов Витя мне показал, что в сторону от этой шикарной и приятной грунтовки уходит небольшой съезд-колея. И сказал, что нам туда. Точно туда? Точно-точно. Ты уверен? Абсолютно. Может быть, ты перепутал? Я уверен. Но это же колея! Ехай давай, нам туда. Ну, окей, поехали...

Темнело.
Колея не была глубокой и представляла собой накатанную колесами автомобильную тропинку, испещренную камнями и булыжниками и иногда превращающуюся в легкий намек на грунтовку.

Стемнело.

Ехать по бездорожью по темноте — занятие муторное, медленное, не слишком приятное и сомнительное. Колея начала расходиться веером тропинок, какие-то были более грязные, какие-то — более каменистые, какие-то еле проглядывались, будучи проложенными с новья по траве. В свете фар казалось, что колеи становятся грязевыми и болотистыми, но, подъезжая к ним ближе, я понимала, что это обман зрения и земля сухая. Наверное, сухая. Может быть, я всего лишь хотела в это верить, и моя сила веры делала землю сухой.
В тот тёмный вечер я пожалела, что на Кайроне нет дополнительного света, нет люстры. Я со вздохом вспомнила ксеноновые танковые фары, оставшиеся на проданном УАЗике. Вот бы где они отработали на 100%!

Ехать я старалась крайне аккуратно, грязи становилось больше, вариантов траектории ещё больше. В какой-то момент я совершенно неожиданно, но очень качественно приложилась Кайроном о планету. Звук был таким бабахом, разрезавшим молчание гор, что мы всерьез подумали, что нам снизу пробило, как минимум, раму, причем насквозь. Во что я влетела, не поняли ни я, ни штурман — ни камней, ни земляных бугров мы в этом месте не увидели! Посмотрела на показания приборов — раз всё в норме, значит, приложилась либо рамой, либо защитами днища, и то и другое сломать очень непросто.

А потом вообще началась какая-то жесть.

Ночью всё выглядит более страшным, мистическим, зловещим, а временами и вовсе кажется совсем не тем, чем является на самом деле. Где-то в глубинах темной горной тишины прозвучал отчетливый выстрел, эхо от него раскатом прокатилось по склонам и долинам. Кайрон стрекотал дизелем, а с набором высоты всё тяжелее дышал, повышая холостые обороты. Я стала иногда включать полный привод, на всякий случай, лучше перебдеть. Пассажиры стали чаще покидать салон Кая, чтобы пройтись, просмотреть дорогу и провести меня правильной траекторией, которая принесет машине наименьший ущерб. Головного света Кайрону фатально не хватало, хотя я включила все осветительные приборы: ближний, дальний, противотуманки. Опять вздохнула о танковых фарах на бывшем УАЗе.

Клиренса Кайрону тоже не хватало. Но мы спасались медленной скоростью и фигурными траекториями движения. На работе двигателя сказывалась гипоксия — трогаться в грязную горку приходилось с клубами чёрного дыма из выхлопной трубы и попытками заглохнуть.

А потом перед нами случились лужи, одна из которых захотела схватить грязью Кайрона за колесо и утянуть его вниз по склону или, на худой конец, поставить боком. Перед лужами мы зависли особенно долго, промерили их глубину, определили состояние дна. У нас одна машина, и мы не имеем права на ошибку, первоочередная задача — целость и сохранность всех агрегатов и систем автомобиля, а не драйв и веселье с лопатами и полевыми ремонтами. Копать снег или грязь прикольно в паре сотен километров от дома, но никак не в двух тысячах.

Траекторию выбрали, проползли на пониженной. Из темноты к нам вышел местный охотник, тот самый, который стрелял в вечерней горной тишине.

— Что-то волки одолели, — пояснил он. — А чего вы тут зависли-то с машиной? Дальше будет ещё хуже, — и он несколько озадаченно посмотрел на низенького Кайрона, уверенно стрекочущего красивым дизельным голосом.

Я вдруг почувствовала, что вернулась куда-то в тепло и уют домашнего мироздания. Из правильной и стерильной Москвы мы наконец-то сбежали в свободу Кавказа, где можно поздним вечером выйти в горы с ружьем на прогулку и пострелять, например, волков. От вида человека с ружьем стало не страшно, не напряженно, а, наоборот, спокойно. Волки точно теперь мешать спать не станут.

Мы аккуратно поползли дальше, грязевая дорога пошла вверх на склон, ее грунтовое и твердое ответвление уходило в обход склона, делая вокруг него петлю. Здесь прямо рядом с дорогой обнаружилась шикарная и ровная площадка, на которой мы и решили заночевать.

Мы не увидели смысла ломиться дальше по темноте. Сил потратим немерено, вероятность угробить машину сильно повышается, состояние дороги неизвестно, сколько мы затратим на это времени — тоже непонятно. Ну, значит, без рассвета на плато с видом на Эльбрус... не всем планам суждено исполниться строго по задуманному.

Пока готовили лагерь, мимо нас проехал УАЗик, везший в прицепе коров, он притормозил, поболтали с ним. Позже промчалась колонна из Патриотов и Нивы. Еще позже — связка из Митсубиши Л200 и Нивы. Нив здесь вообще было замечено немерено — наравне с УАЗами.

То, что мы приняли верное решение относительно установки лагеря здесь и сейчас, мы поняли немного позже. Мы поставили палатки, сделали ужин, покушали, выпили чай и, когда наконец-то устроились на ночевку, с неба на нас вновь прорвалось водохранилище. Дождь долбил по палатке так, что мы всерьез заопасались за то, что нас сейчас смоет внезапно объявившейся речкой со склона. Звук дождя практически заглушил даже рев мотора и раздатки возвращающегося УАЗа и грохот его прицепа, видимо, уже без коров.

— Черт, кажется, единственное, что мы забыли убрать в машину, это стулья. Хрен с ним, со столом, а стулья жаль, — озвучил кто-то из нас общую мысль. С тем и заснули.

День 3. 11.06.2017 г.
Плато Бермамыт — Кисловодск — Владикавказ — Грозный.

К утру дождь закончился.
Встали мы около 5 или 6 часов утра. Сами, без будильника, включился стандартный горный режим сна и бодрствования. Ночь была довольно прохладной, где-то ближе к нулю градусов либо очень маленькому плюсу.

Ужасы минувшего бездорожного вечера остались позади, и в свете солнечного утра всё стало казаться ламповым и дружелюбным.

Горный воздух настолько позитивно на нас подействовал, что меня и Витю слегка одолела эйфория правильной горной болезни — это когда голова кружится от счастья возвращения в горы. Витя бегал и восклицал, что на горизонте виден Эльбрус и нам надо срочно рвать когти в сторону плато — хватит спать, вы сюда спать что ли приехали?! Уже утро в разгаре! Рассвет в разгаре! Проспали самую красоту!

Я заразилась его настроением и устроила лёгкую пробежку трусцой вокруг лагеря, навернув несколько кругов. Егор и Саша недоуменно на меня посмотрели, оценивая, не началась ли у меня реальная горная болезнь. Не началась, просто дышится здесь слишком легко!

Наш утренний лагерь.

Завтрак, сборы — и вновь мы занялись архивацией вещей в Кайроне. Объема багажника с учетом 6 канистр катастрофически не хватало. Каждая погрузка-выгрузка представляла собой головоломку и крайне интеллектуальный тетрис — нам надо было упаковать всё имеющееся количество вещей так, чтобы минимально затрагивать пространство салона, против захламления которого протестовали Саша и Егор, ехавшие на заднем сиденье.

— Почему в твоей машине такой маленький багажник? — иронично поинтересовался Витя.
— Почему у Кайрона такой маленький клиренс, почему инвертор штатно не стоит, почему багажника на крыше нет... — так же иронично ответила я. — Наверное, потому что сюда должна была приехать Тойота. Но, увы. Теперь Кайрону приходится за Тойоту отдуваться.

Кажется, Кайрон натурально вздохнул в этот момент. Ага, теперь приходится. На шоссейке и со штатной подвеской.
Но Кайрон сильный, Кайрон молодец, Кайрон такой же безумный, как и мы. Уж сколько раз я ему в дальнейшем эту фразу говорила.
Собрав лагерь и успешно справившись с задачей тетриса с максимально возможным использованием объема багажника, мы двинулись дальше в путь. Вперед, на плато Бермамыт.

Грунтовая дорога вывела нас к очередной заболоченности и раскатанным колеям.

Днём однозначно ехалось в разы проще, но сложности движения по этой дороге с нашими свесами это не отменило. Упершись в очередной раз в размешанные лужи с последующим подъемом на небольшой уклон, я попыталась проехать на интуиции, Кайрона потащило вбок в самое болото, пришлось останавливаться и под руководством штурмана сдавать задним ходом, чтобы вернуться на сухое.

Пока стояли и задумчиво смотрели на грязь, навстречу нам выехал ставропольский УАЗик. Естественно, остановился, поболтали.
— А что вы, здесь проехать не можете? — удивился мужчина-водитель УАЗа.
— Да вот думаем, как это лучше сделать. Автомобиль тяжелый, вбок стаскивает.
— Так надо ходом, — сказал мужчина, а затем недоуменно посмотрел на меня, сидящую за рулём. — А чего у вас девушка за рулем? Посадите водителя.
После этой совершенно серьезной фразы мы с трудом сдержались, чтобы не рассмеяться.
— Так это ее машина и она нас возит, — нашёлся Саша, а я просто улыбнулась. Ну давайте попробуем ходом. На фразу «девушка или водитель» я ничего не стала отвечать, а какой смысл доказывать словами, если можно просто взять и сделать?

Кажется, мужчина из Ставрополя и вправду не верил в мои порою проявляющиеся таланты.
Я включила вторую пониженную, взяла разгон, поймала правильную «внатяжечку» и на этой внатяжечке пошла ходом вперед. Кайрона потащило вбок в луже, обороты начали падать, передние колеса, в принципе, заехали на склон, но...
Всё, села?
Ни фига! Привычно чувствуя машину и верно сдозировав газ, я вытянула автомобиль дальше на склон, но грязь не отпускала и вконец развернула Кайрона боком, под 45 градусов.
Ну теперь точно всё, села?
А ни фига!
Продолжая дозировать газ и держать правильную «внатяжечку», я прямо вот так, боком, успешно забралась на склон, а затем выровняла машину и проехала немного вперед — до сухого.

Как мне сказали ребята, в глазах мужчины мелькнуло совершенно явное уважение и очень яркое удивление от увиденного. Что ж, просто ещё одной чужой перевёрнутой картиной мира стало больше.

Дальше лужа была попроще, проехали, грязька цеплялась за колеса, но сильно таскать автомобиль перестало. Добрались до подножия горы, на которой находилось плато.

—нова сходили на разведку - дорога взлетала вверх на склон, но большой сложности не представляла, а вот перед взлётом она делала хорошенько размешанный грязью крутой поворот, сбоку от которого был обрыв.
Оценив состояние этого поворота, мы решили оставить Кайрона пастись на травке, а на Бермамыт сходить пешком.

Уже давно для себя я поняла, что существует два типа мышления — джиперское и джиперско-туристическое. Джиперское у меня было раньше и заключалось оно в чёткой цели добраться до достопримечательности строго и обязательно на машине; что называется, упереться бампером. Такой тип мышления, когда я была на Алтае на плато Укок на УАЗе, привёл к отрыву всей выхлопной системы в сборе в очередной колее. Помнится, мы потом очень весело возвращались обратно — у меня был прямоток, перегревалась тормозуха, сцепление отказывалось адекватно работать, а в салоне случилась газовая камера.

Постепенно тип мышления трансформировался в джиперско-туристический.
Это такой тип мышления, при котором ты начинаешь осознавать, что самый проходимый вид транспорта — твои собственные ноги, и именно они дарят возможность сполна погрузиться в созерцание окружающей действительности, почувствовать её, сродниться с ней и раствориться в ней, осознав себя её частью. И поэтому волей-неволей начинаешь искать поводы оставить машину и дойти до красоты пешком.
В этот раз таким поводом стал для нас скользкий поворот с обрывом внизу.
И на Бермамыт мы пошли пешком.

Забегая вперед, скажу, что гуляли мы часа три, но ни разу об этом не пожалели. Вероятно, доезд на автомобиле не принёс бы нам такого удовольствия. Автомобиль принёс бы совсем другие чувства, другие развлечения и приключения. Между драйвом и пешим созерцанием мы выбрали созерцание.

Кайрон на травке. На фото виден подъем на Бермамыт и грязевой поворот перед ним.

Стоящий неподалеку кемпер, тут же притягивающий взгляд, — не часто встретишь такой необычный автомобиль.
Хотя, думаю, найдутся люди, которые легко смогут определить, кому именно он принадлежит =)

Мы отправились пешком на самый верх, на плато.

Кое-где шли по автомобильным колеям, кое-где срезали, преодолевая крутые спуски и подъемы на склонах. В принципе, не увидели сильного ужаса на тропинке для машин, вполне проходимо, просто размыто.

Единственное неприятное место было на очередном склоне, где лежал снег. Вот там, вероятно, нам пришлось бы помучиться, если бы поехали на Кайроне.

По пути встретили компанию велосипедистов и с удовольствием с ними пообщались. Они оказались местными и поехали покататься по окрестностям Бермамыта на выходные. С уважением оценили их порыв — ездить тут на велосипедах это ещё круче, чем топать пешком!

Необычные камни — как будто недозревшая буква, сбежавшая из алфавита.

Как оказалось, Бермамыт — это очень популярное место, а мы туда еще и в длинные выходные приехали. По сравнению с Канджолом, народу там было невероятно много: коммерческие «джип-туры», любители на Нивах и УАЗах, путешественники из разных регионов на самой разной внедорожной технике. Пожалуй, Канджол, на котором мы были в прошлом году, мне всё-таки понравился в разы больше. Он менее популярный, более дикий, более далекий и отрешенный от мира. Туда ведёт более длинная дорога, но более простая по части грязи. Там переполняли чувства эйфории и правильной горной болезни. Там мы нашли край земли, и в этом важную роль сыграла отрешенность от мира, которая властвует на Канджоле, там ты можешь остаться совершенно один, и с тобой будут только горы и ветер. Бермамыт вызвал много восторга, виды открывались потрясающие, мы восхищались крутыми склонами, выветренными столбами, мы стояли на краю и смотрели вниз, обалдевая от могущества природы, которая создала эту красоту. Но... на Бермамыте не было отрешенности, не было того чувства, которое пришло на Канджоле. Увы, популярность губит истинную красоту места, и она становится не видна... Она остаётся, но требуется много сил, чтобы суметь её разглядеть.

Впрочем, восторга от видов и головокружения от пропасти это не отменяет.

К сожалению, хоть мы и пробыли на прогулке три часа, Эльбрус нам не открылся — он стоял в плотной завесе облаков, спрятавшись за нее почти сразу после рассвета. То ли спал, то ли решил, что пока что не рад нас видеть — мол, вы же в Дагестан едете, проезжайте дальше, а я сейчас не хочу с вами общаться.

Зато не было дождя, а это уже дорогого стоит!

В облаках обрывы Бермамыта смотрелись по-своему мистически.

Подходить к краю было действительно страшно!

Я смотрела вниз, в пропасть, и у меня захватывало дух от высоты и крутизны обрывов! Ей-богу, от такого вида вполне реально может закружиться голова.

Иногда облака рассеивались, открывая совершенно другой вид на обрывы. В этом тоже прелесть гор: они могут меняться каждую минуту, и с каждым изменением они смотрятся совершенно иначе, показывают разную красоту, заставляют любоваться ими с разных ракурсов и разных сторон. Бермамыт в облаках и Бермамыт в солнечных лучах — это совершенно разные плато.

Облака то набегали на плато, то рассеивались. Но непосредственно Эльбрус был непреклонен — мол, нет, ребята, сегодня я укрылся белым одеялом и сплю. Приезжайте потом.

На камнях и скалах Бермамыта растут цветы.

Взгляд в пропасть... сложно оценить расстояние до низа — оно обманывает и сбивает с толку. Мозг непроизвольно прибавляет сотни и сотни метров, а потом решает, что дно совсем близко, а потом вновь хлопается в обморок от осознания высоты. Пропасть кажется одновременно неглубокой и бесконечной.

Сполна насладившись видами выветренных столбов и каменных обрывов, мы отправились на прогулку дальше, непосредственно по плато.

Добрались до геодезического знака.

От него прошли дальше, обнаружили стоянку совершенно разных автомобилей. Здесь были и коммерческие джипы, совершающие те самые «джип-туры», и просто путешественники на своих машинах. Нашли вынесенный над пропастью железный мосток — видимо, когда-то это являлось обзорной площадкой, но сейчас ступать на него показалось опасным. В лагере, серьёзно отгороженном шлагбаумом, было людно и мусорно, поэтому мы поспешили оттуда уйти.
Нет, всё-таки Канджол запал мне в душу больше...

От лагеря более размешанной дорогой пошли обратно в сторону оставленной машины.
Пока шли, мимо нас периодически проносились Патриоты, Нивы и иноджипы. Один Патриот настолько красиво летел по грязи боком, в постоянном ритмическом заносе, что мы остановились и с удовольствием пронаблюдали за его стремительным полётом, а когда он проезжал мимо, подняли вверх большие пальцы — мол, смотрится это круто! Водитель оценил, улыбнулся и помахал рукой в ответ.
Честно говоря, Бермамыт заставил задуматься над ещё одним вопросом, к которому я даже лично для себя ещё не определила отношение.

Речь о колеях, которыми размешивают траву и цветы.

Часто дорога на Бермамыт расходится вот таким веером колей разной степени грязности.

С одной стороны, я и сама по ним ехала, выбирая те, которые посуше, а иногда и более свежие, толком не накатанные, потому что они были наименее грязными. С другой стороны, я понимаю, что чем больше тут будет ездить людей, тем больше таких колей будет накатано. А останутся ли тут, в таком случае, полевые цветы и зеленая растительность? Или через несколько лет мы получим размешанное буро-коричневое болото, а от сочных и ярких лугов ничего не останется?
Или же природа, как всегда, сильнее и залечит оставленные колёсами автомобилей раны?
Я не знаю, как к этому относиться...

Вернулись к Кайрону. Солнце припекало, хотя облачность не давала рассмотреть горизонт и перспективу, а когда солнце за эту облачность пряталось, то срочно хотелось накинуть на футболку парочку пуховых жилеток.

После прогулки есть хотелось жутко, разложили столик, сварганили быстрый перекус, стали вновь перепаковывать вещи в багажнике — теперь нам надо было сделать быстрый доступ к канистрам, которые мы планировали залить во Владикавказе перед нашим автономным стартом в Дагестан.

Пока занимались делами, мимо нас регулярно проезжали разные люди, мы махали им руками, они махали нам в ответ, иногда бибикали. Одна Шнива остановилась, водитель спросил, не найдётся ли у нас автомобильного компрессора, а то, мол, колесо пробил, запаску поставил, а она подспущенная, а накачать нечем. Естественно, поделились, благо, компрессор, троса и лопату мы взяли с собой в первую очередь.

Произведя капитальную перепланировку вещей в багажнике, ещё больше их усадив и сплющив, мы загрузились в Кайрона и двинулись в обратную дорогу.

Пока мы гуляли, дорога, видимо, подсохла, поэтому засадные участки, которые мы героически преодолевали утром, не показались нам ужасом, и мы их прошли без особых проблем и без комьев грязи, летящей во все стороны. Проехали место, где ночевали. А вот потом, глядя на дорогу, я спросила, как мы тут ехали ночью, как мы смогли тут проехать и как мы при этом не убили машину. Булыжники, булыжнички, булынюги, камни, каменюки и каменюшечки, куча ответвлений и веер расходящихся дорог, грязь, крутые подъёмы. Ночью всё, оказывается, не казалось таким страшным! Ночью мы не осознавали масштаб трагедии!

Поэтому ехала я всё так же неспешно, тщательно выбирая колеи и траектории, объезжала засады, где-то давала чуть больше газу, где-то, наоборот, переваливалась через бугорки очень медленно, чтобы раскачка автомобиля и его прыжки вверх-вниз на скорости не привели к повторному жесткому соприкосновению с планетой, иногда включала полный привод, иногда оставалась на заднем, а порою пользовалась и пониженной передачей для того, чтобы лучше выдержать медленную скорость, на которой я заползала на булыжники, а потом с них сползала. Видимо, прошлогодние Безенги были первым уровнем обучения квалификации «движение по строгим траекториям», а теперь мне открылся второй уровень. Что же будет дальше?

В одну из колей меня всё-таки стащило, хорошенько прошкрябала по земле и камушкам защитами днища. Иногда меня обгоняли Шнивы и Нивы. А что им. Это же квадроциклы с крышей.
А я неспешно и степенно ехала на своем двухтонном чуде, которому пришлось отдуваться за Крузак.

Выползли с колей на широкую грунтовку и так же неспешно поползли в Учкекен. Ехала я, в основном, на второй передаче, чтобы меньше трясло.

В Учкекене Витя штурманским произволом вывел меня на какой-то узкий и страшный мостик, я в ужасе по нему проехала (потому что он был ну слишком узкий), а Витя после этого радостно сказал:
— Ух ты, надо же, мы влезли, а я гадал, поместимся или нет!
— То есть ты меня специально ради эксперимента на него затащил?
— Конечно!

В Учкекене ощутимо потеплело на улице, да что там потеплело, случилась самая настоящая жара! В отличие от Бермамыта, тут вовсю гуляло лето на пару с солнцем, так что флиски и куртки благополучно переехали в щели между вещами в багажнике.
Притормозив возле магазина с целью покупки очень классной и вкусной газировки «Груша», мы увидели очень прилично выглядящий сервис по замене моторного масла и решили, что он нам нужен.

Наверное, надо сделать лирическое отступление про моторное масло. Кажется, я упоминала о нём в начале отчёта.
Поскольку я не планировала ехать на Кайроне в путешествие, то и предварительное ТО ему не делала, оно должно было случиться примерно через пару тысяч километров. Но Тойота внесла коррективы в наши структурированные и чёткие планы. В итоге, запчасти для краткого ТО Кайрону мы взяли с собой: воздушный фильтр, масляный фильтр и моторное масло, чтобы самостоятельно их поменять во время путешествия, когда подойдёт соответствующий интервал пробега.

Нужный интервал пробега случился как раз в Учкекене, а тут и классно выглядящий сервис прямо смотрел на нас и звал заглянуть внутрь. Заглянули и спросили, можем ли заплатить за замену масла, но поменять самостоятельно (так надежнее). Нам любезно разрешили.

Загнали Кайрона на яму, быстро разложились, достали фильтр с прокладками и масло, инструмент. Пока Витя менял масло, я бегала внутри ямы, показывала Егору, где что у Кайрона висит и как это всё устроено, а заодно восхищалась тому, как сервис оборудован. Черт возьми, да не в каждом сервисе в Москве такие классные штуки есть!

Яма со светодиодной подсветкой-лентой, удобная ёмкость для слива отработки, двигающаяся по рельсам сверху ямы, всё очень чисто и аккуратно. Сервисмены сами предложили нам кучу чистых тряпочек, воронку для залива масла, перчатки. Причём на каждую грязьку они давали новую чистую тряпочку...
Там даже зачем-то стояло зеркало. А на кузов автомобиля сервисмены повесили специальные тряпочки на магнитах. Чтобы не пачкаться, ковыряясь под капотом.

Мужики из сервиса с интересом за нами наблюдали, иногда о чём-то спрашивали, мы им, естественно, рассказывали, где были, что видели и что планируем увидеть.
Я продолжала восхищаться сервисом и ямой.
В самый большой восторг меня привел тот факт, что у работников сервиса оказался нужный ключ для съема крышки масляного фильтра (мы же так вдумчиво собирались в дорогу, ага, поэтому масляный фильтр взяли, а ключ — нет). Ключ там хитрый, определенного диаметра. Когда мы поняли, что облажались с ключом, и спросили у сервисменов, нет ли у них этой нужной штуки, на положительный ответ мы не надеялись, но — вуаля! — ключ нам дали. Ровно такой, какой нужен.

Кроме того, осмотрели Кайрона снизу. Помимо нескольких слоев грязи на всех трех защитах, ничего ужасного не обнаружили. Я же нашла на одной из защит отпечаток того самого въезжания в планету. Аж до металла!

Поменяв масло, пожелав сервисменам хорошего дня, мы покинули Учкекен, долетели до Кисловодска.

Пока Егор с Сашей что-то искали в магазинах небольшого торгового центра, мы с Витей поменяли на Кайроне воздушный фильтр (это делается за пару минут). Из Кисловодска доехали до города Ессентуки, оттуда до Пятигорска, знакомой дорогой пролетели Залукокоаже и Нальчик (у этого города обалденная объездная дорога, представляющая собой четырехполосное шоссе с хорошим покрытием). Где-то за Нальчиком для нас началось нечто новое — асфальтовые дороги России, на которых мы ещё не бывали.

Там же, за Нальчиком, с неба опять прорвалось водохранилище, поток воды был такой, как будто машина реально стоит под водопадом, который лупит по лобовому стеклу. На дорогах появилось очень много гаишников, на границах регионов — блокпосты. Серьезные такие блокпосты, со стоп-контролем и дядьками с автоматами. Но нами пока что никто не интересовался. Наоборот, извинялись:

Прибыли в Северную Осетию.

И добрались до города Владикавказа по всё той же трассе «Кавказ», к которой у нас не возникло ни единой претензии.

Во Владикавказе мы попытались решить несколько сложных задач, но решили только одну, с топливом.
Перед тем, как ехать на заправку, мы покатались по городу в поисках двух вещей — автомобильного инвертора и приводного ремня на Кая. Инвертор нам вдруг понадобился по той причине, что предыдущий пал смертью отважных во время ночевки на Бермамыте: мне понадобилось зарядить ноутбук и фотоаппарат, мы открыли капот, подрубили инвертор к аккумулятору, после чего инвертор сделал громкое и вонючее ПЫЩ, тем самым объявив нам, что он «ой всё». После этого инвертор восстановлению в полевых условиях не подлежал, и я глубоко ему посочувствовала, ведь именно этот инвертор прошёл со мной Кольский в 2014 году.

Что касаемо приводного ремня, то мы просто хотели купить его в запас, потому что где-то за месяц до внезапной поездки у меня расслоился предыдущий ремень, я его поменяла на запасной и решила, что позже куплю в запас новый. Естественно, не купила. И уехали мы без ремня в запасе. А ремень в Кайроне — штука нужная и важная, он единственный и на нём висят абсолютно все шкивы... Не дай бог в горах порвётся.

Но ни инвертора, ни ремня мы не купили — большая часть автомагазинов во Владикавказе в этот выходной вечер была закрыта. Город вообще казался каким-то тихим, заснувшим, может быть, потому что, собственно, на улице 18 вечера и при этом выходной?
Нашли какой-то открытый магазин.
— Здравствуйте, а у вас инверторы есть?
— А что такое инвертор?
— Эээээ. Ну это 12 в 220.
— ???!!!
— Ну ладно, а ремень такой-то длины?
— ???!!! Такого оборудования нету! Кстати, нам в магазин сотрудники нужны, вы у нас работать случайно не хотите?
— ???!!! Для этого мне придётся переехать во Владикавказ!
— Ну так переезжайте!
— А с инвертором-то что?
Мужчина-продавец задумался, достал телефон, набрал кому-то:
— Тут спрашивают какой-то инвертор, у тебя такой есть? А? Инвертор, говорю! А хрен знает, что это такое. Говорят, 12 в 220. Тоже не знаешь? Вот и я не знаю. Ну ладно.
В общем, инвертора мы так и не купили, но желание мужчины-продавца помочь нас всё равно сильно умилило =)

Кроме того, нам предложили съездить на крупный рынок на круг Викалина, но навигатор вдруг взбрыкнул и наотрез отказался такой круг находить. Мы решили, что не судьба — это когда не судьба, и поехали за топливом. Опять пошёл дождь.

Итак, топливо. Зачем и почему мы решили стать соляровозом?
Интернет дал мне чёткий ответ по части топлива в Дагестане — сетевых заправок там нет. Никаких. Ни одной. Вообще. Не ищите. Лукойл, Роснефть, Газпромнефть — ничего этого нету. Зато есть огромное количество частных заправок с интересными названиями: Луккойл, Ликойл, Росснефть, Газпромнефт, Газпромнефтъ, Башнефт и т.д. и т.п. Помимо скопированных названий сетевых заправок, есть и множество местных с названиями местными, но доверия по фотографиям они мне не внушили. А одна некачественная заправка Кайрона может обойтись мне очень и очень дорого в денежном плане.

Поэтому мы прикинули маршрут по Дагестану — на круг выходило около 2000 километров — и взяли с собой кучу канистр. Мы решили, что вообще не будем нигде в Дагестане заправляться. А когда у нас будет заканчиваться топливо, рванём на ближайший Лукойл в Элисту, Ставрополь или обратно во Владикавказ.

Потому что в Чечне Лукойлов тоже нет.
С этой гениальной идеей мы приехали на один из владикавказских Лукойлов и влили в Кайрона и канистры около 160 литров. С учётом остатка бака, мы получили цистерну объёмом литров в 200.

После этого мы рванули в Чечню.
Стемнело. Лил дождь.
Выехали из Владикавказа и сразу уперлись в ремонт дороги, наша полоса ремонтировалась и выходила на встречку. Ехать было ужасно: противный дождь, фары в эту морось светили крайне хреново, видно было хрен и ни хрена, освещение отсутствовало, а в недрах луж периодически прятались подлые ямы, в которых Кайрон делал бдух-бадабах похлеще, чем на Бермамыте. Где полоса, где обочина — непонятно. В какой-то момент я подумала, что у меня перегорели разом обе лампочки в фарах, потому что ощущение было такое, будто я еду на габаритах, а не ближнем свете. 50-60 км/ч казались скоростью болида.

200 литров топлива на борту особо на динамике машины не сказались, я же переключила мозг в режим экономии горючки — это такой специальный «режим жадность». Впрочем, ужасная ремонтируемая дорога к такому режиму очень располагала — быстро не поедешь.

На очередном посту (на границе Осетии и Ингушетии) нас остановили (первый раз). Я открыла окошко, полезла за документами, в этот момент подошел гаишник (а гаишник ли? С автоматом-то), заглянул в салон, сказал «езжайте» и ушел. Все. Я даже документы достать не успела.

Мы въехали в Республику Ингушетию.
Контраст с Владикавказом и дорогой через темную Осетию был фантастический: на трассе появилось освещение, дорога превратилась в четырехполосное шоссе с изумительным асфальтом, а все проезжаемые нами по краешку города светились мириадами огней. Назрань, Магас... здания сверкали по обочинам. Когда мы уезжали всё дальше и города оставались в стороне, они светились огромной яркой россыпью сбоку от нас, и их долго было видно.

А затем мы въехали в Чечню.

Вообще, я, наивная, пыталась найти какие-нибудь большие и красивые въездные стелы, обозначающие ту или иную республику. Как выяснилось, границы регионов легко определялись по наличию очередных блокпостов. И никаких тебе стел.
Трасса, хоть и стала неосвещенной, но осталась четырехполосной и имела отличный асфальт. Кроме того, мы увидели знаки ограничения скорости — 110 км/ч. Вот это да! Это же не автомагистраль! Знака не было. Или тут ездят настолько быстро и это настолько в привычке, что проще смириться и поставить знак ограничения скорости побольше?

Дождь шел на убыль.
Четыре полосы через какое-то время сменились двумя, но качество асфальта если и упало, то очень незначительно.
Прибыли в Грозный.

Чувство, конечно, необычное, когда проезжаешь мимо стелы и понимаешь — ну, вот я и оказался в Чечне и Грозном. В голове чётко срабатывает стереотип — тут страшно и опасно, сюда нельзя ездить, зачем мы здесь? Мозг быстро этот стереотип подавляет и говорит, что, мол, а мы для этого сюда и приехали, чтобы тебя, стереотип, убрать.

По нашему плану, мы должны были за сегодня уехать намного дальше Грозного и встать на ночевку где-нибудь ближе к границе с Дагестаном. Но, опять же, если ты хочешь насмешить бога, расскажи ему о своих планах...
Прикинув время, решили на ночевку остаться в Грозном. Саша прозвонил несколько хостелов и нашёл нам жилье.
Проехались по городу, припарковались, заселились и отправились на вечернюю прогулку.

Первое впечатление, которое сложилось о Грозном — это молодой, динамичный, энергичный и живой город. Какой-то эмоциональный. На контрасте с Владикавказом это особенно чувствовалось: здесь в 10-11 часов вечера работали магазины, гуляли в больших количествах люди, носились потоками машины, ехали велосипедисты. Один из центральных проспектов — проспект В.В. Путина — отгородили от машин и сделали пешеходную улицу (это их городская практика по выходным дням до 23 часов вечера, очень напомнило Краснодар с его улицей Красной).

Жизнь в Грозном кипела вовсю, как будто для него это нормально — просыпаться к ночи и всю ночь жить полной жизнью. А, может быть, тут энергия и динамика никогда и не угасают, ни днем, ни ночью, и город живёт на всю катушку круглосуточно? Чем-то это напоминает Москву: такие же потоки машин, такое же отсутствие сна.

Что касаемо стиля вождения в Чечне, то, видимо, сказалось моё постепенное привыкание к кавказскому водительскому колориту. В прошлом году я ездила по Кабардино-Балкарии, в этом году мне показалось, что в ней водят абсолютно нормально, то есть, например, обгоны через сплошные я легко приняла в качестве здешнего нюанса — в конце концов, после обгона никто тебя не подрезает. Привыкнув к вождению в Кабардино-Балкарии, я приехала в Чечню. Да, здесь водят чуть более лихо. Но опять же, дискомфорта я не ощутила. Здесь водят быстро и быстро ездят. Агрессивнее, резче, в первую очередь, именно в плане скорости. Но опять же, если ты спокойно едешь и не пытаешься кидаться кому-то под колеса, то и тебя никто не трогает, а просто проносится мимо и улетает в горизонт.

На улицах Грозного полным-полно молодежи.
Честно скажу, я сначала немного опасалась и старалась спрятаться за ребятами, но потом поняла, что никто тут не пытается мне сделать ничего плохого. Наоборот, по улицам вовсю гуляли дети. Так чего тогда я боюсь?
Мы прошлись по центру города и основным улицам.

Мечеть «Сердце Чечни» имени Ахмата Кадырова — одна из самых крупных мечетей Европы. Построена буквально десять лет назад.

Комплекс высотных зданий Грозный-Сити.

Местный кинотеатр?

Амбициозный проект нового здания.

Переделенная или восстановленная старая пятиэтажка? Или сновья выстроенное жилое здание?

Дороги в Грозном — прекрасные. Широкие, многополосные, с хорошим асфальтом. А автобусные остановки оборудованы кондиционером.

Надо отдать должное — город выстроен с иголочки. Все дорожные знаки на месте, стоят светофоры, пешеходные переходы оборудованы не только зеброй, но и растениями в кадках. Здания подсвечены, горят фонари. На тротуарах — велосипедные дорожки. А одна из главных улиц города называется вот так:

И нет, тут, оказывается, не страшно. Даже в 11 часов вечера. Хотя возле ресторана Грозного-Сити стояла охрана с автоматами.
Вернулись в забронированный хостел, который расположился как раз на улице Путина и находился в подвале.
Владелец хостела — Керим — вполне добродушно и дружелюбно нас встретил, рассказал, откуда он сам, рассказал про город. Спросил, где гуляли, посоветовал завтра по светлому заехать посмотреть разные достопримечательности.
— Там в комнате висит кондиционер, выставлен на 27 градусов, — сказал Керим.
— А пульт есть? Сделаем поменьше, 27 — это много.
— Вы что?! — искренне удивился Керим. — Ночью же холодно будет, вы замерзнете.
— А сколько обещают?
— Ну градусов 14...
— Нормально!
А без кондиционера я себе слабо представляю, как бы мы выжили в комнате без окон =)
В целом, хостел оказался очень... мммм... колоритным. Скажем так — фифочки пришли бы в ужас. Но, слава богу, мы туристы.
Например, вот так выглядела кухня, но мы там, правда, ничего не готовили — на утро планировались йогурты.

Комната выглядела очень даже стильно!

Ванная была совмещена с санузлом. Очень обрадовало наличие горячей воды. На всё остальное мы не стали обращать внимания. Ну, подумаешь, плитка давно отваливается, смыв воды в унитазе — с помощью кувшина, да там и не унитаз вовсе...

Зато в условном коридоре — целая библиотека!

Я не знаю, как выглядят другие хостелы, гостиницы и съемные квартиры в Грозном. Но если это действительно местный колорит, то остаётся его только принять =) Но книги реально порадовали! Да и комната, пусть и в реальности выглядела местами немного страшно, всё равно была оформлена так, как будто владелец действительно старался сделать уютнее. Для себя я поняла — когда ты попадаешь в другую республику или другую страну, ты или принимаешь то, как местные живут, или тебе особо нечего там делать, потому что ты вряд ли сможешь познать и понять иной менталитет и иную культуру.
Выставив кондиционер на холодные 22 градуса, мы благополучно заснули в совершенно не страшном городе Грозном.

День 4. 12.06.2017 г.
Грозный — Кезеной-Ам — Мехельта — Дылым — Сулакский каньон.

Утро принесло понимание, что с нами всё в порядке, мы не перегрелись и не замерзли, мы хорошо себя чувствуем и готовы к новым приключениям, которые нас ждут, а если не ждут, то мы их готовы устроить сами.
Проснулись, потянулись, ещё раз впечатлились колоритом умывальни, собрались на раз-два и около 9 утра уже грели Кайрона.

Грозный июньским утром радовал теплом и ощущением лета.
Мы взяли курс на Дагестан — пока еще неизвестные нам горы звали и манили.
Чтобы выйти на трассу, мы вновь проехались через город. Хотели поехать по центральной улице, но она оказалась перекрыта — Грозный готовился к празднованию Дня России. Ушли на параллельную и поехали по ней, рассматривая столицу Чечни при дневном свете.

Грозный продолжал жить эмоциональной и яркой активностью, как будто спать и вправду не ложился. Постоянное движение всех и вся, которое мы наблюдали весь вчерашний вечер, плавно перетекло в наступивший новый день.
Как нам рассказал Керим, в День России здесь планировалось составить «живой» флаг России из людей — вероятно, колонна как раз шла на площадь с этой целью.

По улице в больших количествах сновали автомобили, такие же динамичные и энергичные, как и весь город.

Естественно, на меня поглядывали, причем довольно часто. Женщин за рулем тут практически нету — за весь вчерашний вечер и сегодняшнее утро я встретила только три автомобиля, которыми управляли женщины. Поэтому на меня смотрели часто и подолгу... пожалуй, столько внимания я не получала с тех времен, как продала УАЗика и перестала колесить на нем по дорогам страны.

— Эх, а если б до кучи еще и на Крузаке ехала... — мечтательно сказал Витя. О да, тогда это был бы полный фурор!

Грозный из окна машины подтвердил вчерашнее впечатление: это молодой и очень живой город. И, конечно, богатый, это видно. И, кстати, очень зеленый — деревьев тут в избытке.

Что касаемо автомобилей, которые колесили по дорогам Чечни, то, глядя на них, мы наконец-то поняли, куда уходит самая большая часть автомобилей, производимых ВАЗом: складывается ощущение, что вся Чечня ездит на Ладах, особенно — Приорах. Вторая по популярности машина — Тойота Камри. Ни одного эксклюзива вроде Ссанг Йонга в Чечне встречено не было, да и вообще джипов или кроссоверов было крайне мало. Если же машина была не Тойотой и не Ладой, то с 80% вероятностью на ней был и не 95 регион, а регион какой-нибудь соседней республики. Машины с московским регионом присутствовали (в основном, Мерседесы с регионом 777), но не в таких огромных количествах.

Мы покинули город, вырвавшись на простор скоростного шоссе.

Да какого шоссе! Изумительный асфальт и по 4 полосы в каждую сторону. Итого — 8 полос!

Мы ехали в сторону Аргуна, с интересом рассматривая окружающие виды и пейзажи. Отметили, что вдоль дороги стояло очень много машин ДПС, но без гайцов. Предположили, что это массогабаритные макеты. Ну, есть же такая тема, что ставят вдоль дороги картонные макеты ДПСных автомобилей, чтобы водители интуитивно сбрасывали скорость или начинали вести себя прилично. Может, в Чечне не стали мелочиться и расставлять картонные, а решили, что можно сразу расставить настоящие Форды. А почему бы и нет. Зато, в случае чего, такой массогабаритный макет быстро может стать полноценным перевалочным пунктом блюстителей порядка!

Прибыли в Аргун.

Поехали сквозь город, а не по объездной. Машин было мало, никто никого не обижал, не устраивал толкотню и не создавал пробки. Интересно, а здесь бывают такие же мега-пробки, как в Москве? Или такие спокойные пустынные улицы — обычное состояние города?

По пути встречали очень много мечетей.

Такие въездные и выездные ворота, видимо, фишка чеченских городов.

Мы впитывали совершенно новые для нас виды и культуру. Трасса «Кавказ», так классно отстроенная в Чечне, располагала к уверенному, но неспешному движению вперед. Аргун закончился, вот мы долетели до Гудермеса.

От бесконечного созерцания и полета на Кайроне по строго прямой траектории нас неожиданно отвлек Саша:
— Я, конечно, не меньше вашего наслаждаюсь познанием этой необычной республики, но, товарищи, скажите, а куда мы едем?
Вопрос был столь неожиданным, что я сразу почувствовала, что мы делаем что-то не так. Видимо, едем не туда.
— А куда мы едем? — удивленно переспросила я, выныривая из познания и созерцания. — Я знаю, что в Дагестан, для всего остального у меня есть штурман.
— Я решил уточнить — в Хасавюрт? — продолжил Саша, подводя нас к разгадке тайны нашего путешествия по чеченским дорогам.
— Неееееет, — ответила я. — Мы же решили, что хотим заехать в Дагестан не по «Кавказу», а по малоприметной дорожке через Ведено. Там есть какой-то красивый пейзаж, который Витя увидел на одной из фотографий и срочно захотел увидеть его в реальности. А еще там есть потрясающее озеро, но я не помню, как оно называется.
— Я это всё помню. Потому и спрашиваю — если нам надо в Ведено, почему мы едем в Хасавюрт?
— Вот чёрт!

А ведь и правда, мы благополучно пролетели нужный съезд — так увлеклись созерцанием, познанием и шикарной трассой! Видимо, Кайрон знал, что мы хотим увести его на грунтовки, а потому сделал всё возможное для того, чтобы усыпить нашу бдительность, мягко катясь по асфальту.

Витя озадачился и сказал, что он не так построил маршрут в навигаторе, но сейчас все перестроит, мы всего лишь навернем небольшой крюк. У меня в мозгу тут же произошел автоматический перерасчет расхода имеющихся на борту 200 литров топлива. Важен каждый грамм во благо жизни топливной аппаратуры, а мы тут крюк делаем!

В районе Ойсхары ушли с шоссе направо на двухполоску и сразу пошли в затяжной подъем. На нём были светофоры, и вместе с нами по нему карабкались Приоры и дымящие грузовики. Мгновенный расход топлива на Кайроне начал показывать ужасающие цифры — вот оно, потихоньку начинается наше автономное путешествие по горам!

Затяжной подъем, небольшой спуск, а потом — уютные и спокойные дорожки предгорий с отличным асфальтом.

В итоге мы проехали по дороге Ойсхара — Бачи-Юрт — Марзой-Мохк — Ца-Ведено. Это была простенькая асфальтовая дорожка очень приличного качества с небольшими поворотами и легкими намеками на обрывы. В общем, предгорья, первые аккорды встречающих нас горных приключений.

Где-то там же нас остановил местный гаишник.
Он махнул нам палочкой с большим любопытством, я ещё до его взмаха поняла, что мы ему чем-то приглянулись. Чем же? Сейчас у нас случится первое знакомство с ГАИ в Чечне... В мозгу зашевелились стереотипные ужасы.
Пока он шел до Кайрона, пассажиры извлекли из щелей багажника мой рюкзак, я начала в нем рыться в поисках документов, гаишник любопытно заглянул в салон, а дальше у нас произошёл замечательный диалог, который разрушил все стереотипы, которые умерли, не успев родиться:
— Здравствуйте! — это гаишник.
— Добрый день! — это я, нашедшая документы, но пока держащая всю папочку в руках.
— А вы откуда и куда едете?
— О, мы сами из Подмосковья, путешествуем. Были в Грозном, сейчас планируем в Махачкалу, а до нее — по перевалам покататься, в Ботлих, в Мехельту.
— А Кезеной? — здесь вопрос прозвучал немного непонятно, мне послышалось слово «казино».
— Ээээаааа?
— Кезеной, — более отчетливо сказал гаишник.
— То самое озеро, да? — вот мы и вспомнили его название! — Да, туда мы тоже планируем.
— Ааа, ну раз вы на Кезеной, тогда езжайте!
И он ушел. И даже документы не посмотрел. Он даже про них не спросил!

Мы добрались до Ца-Ведено:

Здесь асфальт наконец-то начал периодически теряться, но не сильно критично.

Где-то там же нас остановил второй гаишник. Я опять полезла за документами, но уже более лениво — а они точно нужны?

— Здравствуйте!
— Добрый день!
— А вы откуда и куда?
— Из Подмосковья, путешествуем. Едем на Кезеной-Ам! — решила я сразу упомянуть про озеро. Мы поняли, что если его не упоминать, люди реально не понимают, зачем мы здесь. А так — о, Кезеной, туда да, все едут, там красиво, так что картина мира сразу встаёт на место.

— А, Кезеной, ну тогда счастливого пути!
— А документы? — не удержалась я. Ну как так-то! В Ингушетии один раз, два раза здесь... что же я, зря с собой их взяла?
— А что документы? Они у вас в порядке же?
— Конечно!
— Всё на месте, ОСАГО тоже?
— Ну и всё тогда, езжайте!
Гаишник остался непреклонен и всё-таки документы смотреть не стал =)
— Может, Кезеной-Ам — это здесь пароль? Говоришь его — и никто документы не смотрит? — сделал кто-то из нас вполне логичное умозаключение.

А горы тем временем,становились выше...
Доехали до Ведено.

В районе Харачоя нас ждал первый полноценный, страшный и ужасный перевал.

— Видите, вон там по склону дорожка бежит? Вправо — ррраз! — и влево...
— Да, такая горушка красивая!
— Нам на эту горушку, на эту самую дорожку.
— Ты шутишь!
Оказалось, что штурман не шутил... Нам сюда, по склону этой горы!

Где-то там же встретили первую интересную башню на холме.

Перед перевалом нас вновь остановили, но уже на полноценном блокпосту. Добродушные и наивные после чеченских гаишников, мы решили воспользоваться узнанным паролем и на приветствие военного ответили, что мы, мол, на Кезеной, ну мы поехали, да?
Но военный на блокпосту оказался менее дружелюбным, чем чеченские гаишники, грозно на нас посмотрел (как на идиотов) и начал допрос строгим голосом, не терпящим возражений: кто, откуда, куда, сколько человек, где родились и выросли, кто является близкими и дальними родственниками, пароли, явки, где деньги, где оружие, где наркотики?
— Откуда?
— Ну мы из Подмосковья.
— Откуда конкретно?
— Нууу, ээээ, такие-то города Подмосковья.
— Едете сейчас откуда?!
— Аааа, Грозный!
Проведя подробнейший допрос, военный собрал у нас документы (у меня — права и документы на машину, у пассажиров — паспорта) и ушёл делать регистрацию, что какие-то идиоты зачем-то сюда приехали и едут за перевал. И ладно бы, с конкретной целью приехали, так нет, туристы-путешественники! Вот им дома и по Турциям не сидится...
— Кажется, пароль «Кезеной-Ам» в этот раз не прокатил, — озвучила я общую мысль.

Но документы нам, естественно, вернули, пожелали хорошего пути и отпустили. В тот момент мы и не догадывались, сколько ещё раз нам придётся доставать документы и общаться с людьми на блокпостах!

Тем временем начался перевал.
Сначала все было уютно и привычно: крутые повороты на 180 градусов; отличный асфальт; найденный в прошлом году на Эльбрусе режим работы двигателя на 2500 оборотах для наиболее эффективного охлаждения; с набором высоты — всё более красивые виды.

А потом началась жесть — на нас напало облако. Видимость несколько метров максимум, дождь, ну хоть асфальт ровный лежит — и то радость!
Тут же начинаешь судорожно вспоминать, чему учили с десяток лет назад в автошколе — что там про мега-туманы рассказывали? Противотуманки? Аварийку? Ни черта не видать же! Что там, через 20 метров? А через 10? Каким же бесценным помощником тут становятся дорожные знаки, заранее сообщающие о том, к чему надо приготовиться.

И в этом бесконечном облаке — вверх, вверх, вверх... через некоторое время из плотного тумана на нас выплыло ответвление дороги: основная трасса уходила на Ботлих, а своротка направо — на озеро Кезеной-Ам. К нему мы и свернули. Бесконечный подъем вверх прекратился, мы пошли на сброс высоты. На одном из поворотов остановились возле домика и купили местного козьего сыра — давно хотелось. Очень вкусный оказался, кстати.

Вскоре облако осталось выше. Ура, мы прозрели! Бааа, какой вокруг фантастически красивый мир! А что это там, внизу? Озеро! Ох, вот не зря, не зря нас все спрашивали, будем ли мы к нему заезжать!

— А это, получается, мы уже въехали в Дагестан, да? — поинтересовалась я.
— Да, озеро на границе Чечни и Дагестана, но подъезд к нему со стороны Дагестана, сейчас мы въедем обратно в Чечню, — пояснил Саша.
— А где красивая въездная стела — Дагестан?
— Ха! Блокпост — лучшая въездная стела...

Мы проехали по дороге, идущей по склону, вдоль озера, которое и вправду оказалось удивительно живописным. Ущелье, вздымающиеся вокруг далеко в небо склоны и горные массивы, а вода в озере — какого-то нереального, фантастического бирюзово-голубого цвета. Ей-богу, пока это озеро не увидишь вживую, думаешь, что такие краски бывают только на фотографиях с косметикой «фотошопа». А вот и нет! Такой поразительный цвет — реальность и творение природы, а не графических редакторов.
Решили устроить на берегу перекус. Съехали на обочину, оставили Кайрона.

Выход на лед озера был полноценно запрещен.

На лед решили не ходить, а к берегу спустились.

Вид на озеро. Вблизи вода приобретает совсем другой цвет.

Мы перекусили, полюбовались открывающимися видами. Дорога вела дальше к какой-то базе или гостинице, прилипшей к склону горы. Мы бы так и сидели и любовались, но облако с перевала нас обнаружило и снова решило напасть, поэтому под лёгкими порывами ветра мы собрались и поехали обратно, из чеченской части озера к дагестанской, чтобы уехать в Дагестан окончательно.
В общем и целом, уехали мы как раз вовремя — на озеро опустился туман. Пока облако захватывало пространство ущелья, мы успели

ухватить небольшой кусочек красоты.

Поднялись на перевал от озера, на знакомом повороте свернули на Ботлих.

— Итак, товарищи, — спросили нас горы, — вы успели усвоить урок по перемещению по крутым горным серпантинам в тумане по асфальту? Усвоили? Отлично! Теперь усложняем задачу — движение по крутым горным серпантинам в тумане по грунтовке!

Так в Дагестане у нас закончился асфальт, и наконец-то начался грунт. Лучшие уроки вождения — это путешествия в самые неожиданные уголки нашей страны. Лучше, чем такие уголки, никто не научит. Тем более, что сложности уроков шли по нарастающей — пусть облако, пусть никакая видимость, пусть грунтовка, но зато пока что — грунтовка отменного качества, без лунной поверхности, Кайрон по такой идёт довольно хорошо и без особой тряски.

Наверное, всё то время, пока мы карабкались в сторону Ботлиха по этой грунтовой горной дороге, вокруг было безумно красиво. Мы это точно знаем. Мы представляли себе это мысленно. За пределами отсутствующей видимости мы рисовали себе в мозгу потрясающие картины обрывов, склонов и террас на них. Нам ничего больше не оставалось делать. Потому что вокруг в реальности мы видели только вот такое...

...и, в общем-то, ничего сверх.

В принципе, если остановиться и выйти из машины, то можно было увидеть непосредственно машину и кусочек склона. Вышедший пассажир мог в облаке потеряться в том случае, если бы решил отойти от Кайрона больше, чем на несколько метров. Вернуться из облака стало бы в этом случае возможным только на звук стрекочущего дизеля (и на его запах, конечно).

Где-то на том грунтовом серпантине на какой-то высоте на каком-то участке дороги (не видно же вокруг ничего) посреди облака нас вновь остановили на блокпосту, неспешно выплывшему из белесого молока окружающей действительности. Этот блокпост был совсем крошечным (я сначала грешным делом подумала, что это домик местного охотника или жителя), и там дежурил один мужчина с «калашом». Мужчина вышел из домика и встретил нас так дружелюбно и общительно, что нам показалось, будто мы приехали не на военный блокпост, а в гости к старому родственнику.

— Здравствуйте! Останавливайтесь, не торопитесь. Надо пройти регистрацию, такие уж правила. А вы кто, откуда, куда едете? — мужчина вовсю улыбался и очень заинтересованно на нас смотрел. Понятно, что вопросы «кто, куда, откуда» были регламентированными, так уж положено при регистрации, но в данном случае казалось, что военному это больше интересно самому — такое любопытство горело в его глазах.
— Из Подмосковья, путешествуем, были в Кабардино-Балкарии, потом в Грозном, сейчас с озера Кезеной-Ам едем.
— А куда едете?
— В Махачкалу.
— А чего по трассе-то не поехали?!
— Так мы хотели через перевалы, через самые-самые горы, виды посмотреть, красоту увидеть!
— Ах, горы, — взгляд мужчины потеплел ещё больше. — Горы — да. Ну, вот только не повезло вам с облаком. Тут и вправду очень красиво. Но у нас постоянно то облака, то дождь. Горы...
— Да мы понимаем.
Он смотрел на нас с реальной теплотой в глазах и радостью от того, что к ним, сюда, в Дагестан, в горы, приехали люди, чтобы посмотреть красоту! Не с какой-то другой целью, а ради красоты! Я это заметила и в дальнейшем — когда дагестанцы понимали, что мы сюда приехали просто ради гор, они начинали очень искренне радоваться и одаривать нас улыбками и теплыми-теплыми взглядами.

Тем не менее — всё-таки блокпост! — мужчина взял документы и пошел нас регистрировать. Витя пошёл с ним в его УАЗик. С его слов, в УАЗике произошёл замечательнейший диалог:
— А как машина называется? — спросил военный, рассматривая СТС.
— Ссанг Йонг Кайрон.
— Стой. С самого начала.
— Ссанг.
— Напишу Санг. Дальше?
— Йонг Кайрон два.
— Я оставлю просто Санг. Это китаец какой?
— Кореец)))
— А цвет у него какой?
— Темно-серый металлик.
— Ох ты ж. Напишу «чёрный».
На самом деле, их диалог длился намного дольше, мужчина узнал про нас кучу всего, пришёл в восторг, рассказал кучу всего о себе. Мне кажется, ещё чуть-чуть — и нас бы позвали на чай, накормили, оставили на ночевку, а на следующий день провели экскурсию по всем достопримечательностям в радиусе 200 километров, после чего повторно бы напоили чаем, накормили, а потом опять накормили.

Когда мужчина возвращал документы, он спросил у меня:
— А чего ты за рулем, такая девушка хрупкая, пусть кто-нибудь из мужчин сядет! Там дальше тяжелее будет ехать, дорога станет совсем узкой, да и туман такой.
— Что вы, мне нормально, я много за рулём времени провела...
— Она у нас настоящий боец, — поддержал Витя. — Она ещё и стрелять умеет.
— Да? — мужчина обрадовался ещё больше — казалось бы, куда больше? — а всё-таки обрадовался. — О, слушай, ну на тебе автомат, хочешь — сфоткайся! Только не стреляй.
Я аж опешила от такого предложения. Это всё, что нужно знать о дагестанском гостеприимстве. Если вы хороший человек — вам доверят самое дорогое и ценное — автомат. Это высшая степень доверия, ей-богу.

Так мы случайно сделали традиционное фото в горах с автоматом. АК, между прочим, оказался что-то вроде 1965 года выпуска и имел кучу потертостей в соответствующих местах — явно долго и много использовался по своему прямому назначению, а не просто висел палкой на стене.

В этот момент мимо проезжал местный на ВАЗе. Увидев меня, фоткающуюся с автоматом, он сильно обрадовался (как ребенок!) и тоже попросил у мужчины автомат на пофоткаться. Мужчина что-то по-доброму проворчал, но автомат повторно одолжил и запечатлел своего знакомого (ну да, они ещё и знакомыми оказались) на телефон. Это всё, что нужно знать о дагестанском дружелюбии.

В общем, расстались мы с военным, как старые добрые друзья. Ничего так не объединяет и не располагает друг к другу, как один автомат Калашникова.

Мы же поехали дальше на Ботлих. Дорога местами и вправду сужалась — это, видимо, был следующий уровень обучения горному вождению. В облаке по широкой грунтовке ездить научились? Да. Теперь начинайте учиться в облаке по узкой, пока что в строго дозированных количествах. В конце путешествия вам предстоит выпускной экзамен.

Ха, смех смехом, а такой выпускной экзамен у меня и моего Кайрона действительно состоялся...
Но не буду забегать вперед. Вскоре мы вынырнули из облака и ахнули от открывшихся видов.

Есть какая-то своеобразная красота в сочетании суровых гор и ярких дорожных указателей. Как будто попытка людей показать, что они способны тягаться с горами на равных, но горы лишь допускают людские маленькие победы, снисходительно позволяя им отвоевать кусочек склона для грунтовой дороги и синей таблички.

Собственно, дорога. Здесь, ближе к Ботлиху, она хорошая, широкая. Лужи и ямки встречаются, но не доставляют сильного дискомфорта. Иногда встречающиеся местные летают быстрее нас. Не сказать, что прямо-таки мчатся с космической скоростью, нет, но просто быстрее и увереннее, что вполне логично — это их стихия.

Обрывы внизу дороги. Смотришь на них из своего маленького двухтонного четырехколесного чемоданчика и в очередной раз понимаешь, что горы допускают и позволяют, но не покоряются.

Между прочим, нам скоро предстояло спускаться туда вниз.

Вот и первые признаки приближающегося перевала... крутого серпантинного спуска.

А вот и спуск... уроки горного вождения усложняются. Теперь — учимся не перегревать тормоза, беречь их, правильно выбирать пониженную передачу и траекторию на резких поворотах, делающих такие же резкие сбросы.

Пассажиры слегка напряглись и замерли, но быстро расслабились — не сказать, что спуск был очень сложным. Просто важны внимательность и аккуратность (и, конечно, правильный выбор вышеперечисленных параметров), а дальше — дело техники: поворот вправо на 180 — немного прокатимся вперед — поворот влево на 180 — небольшой прямой отрезок — вправо — прямой отрезок — влево — вправо — влево. Я вдруг вспомнила перевал Кату-Ярык на Алтае. Тогда я по нему спускалась и поднималась и его преодоление показалось мне подвигом. Но желание авантюрной натуры — искать что-то сложнее, что можно наложить на базу полученного опыта и увеличить свои умения, повысить градус впечатлений и техники. Что ж, авантюрная натура своего добилась: мы в Дагестане. Тут Кату-Ярыков разной степени сложности — хоть отбавляй. Четыре подряд Кату-Ярыка, сначала на подъем, потом на спуск, но более узкие и более крутые — легко, держите и тренируйтесь!

Спустившись с перевала, я почувствовала +1 уровень к технике своего вождения. Шикарно. Какое будет следующее задание?
Но горы оказались к нам добродушны и наградили отдыхом — Кайрону под колёса стал стелиться мягкий асфальт. Асфальт после грунтовки — всегда радость и отдых, приносящий пассажирам и водителю расслабление и плавность, а автомобилю — да тоже расслабление и плавность, в молчании агрегатов и опор кузова слышно, как они кайфуют.

Мы остановились на обочине, чтобы сделать фотографию. Это склон горы. А теперь присмотритесь внимательнее — вы видите ровные линии на нём, идущие туда-сюда? Это и есть дорога. Та самая, по которой мы только что спустились. Если присмотреться получше, можно увидеть точки нескольких автомобилей.

Глядя на нее, я поняла, что со стороны всё смотрится намного страшнее, чем оказывается в реальности. Пока едешь там, не чувствуешь страха. Ну грунт, ну повороты, отбойники же есть по обочинам, разъехаться со встречкой можно — да нормально всё! А потом смотришь со стороны на общую картину перевала и выпадаешь в осадок. Это мы реально там сейчас проехали?!
Кайрон потихоньку начал покрываться пылью горных дорог.

Теперь мы помчались по долине реки, справа и слева высились горы.

— Мне виды сверху всё-таки больше нравятся, — сказал Витя.
— А мне везде нравятся! — ответила я. — Сверху — одно, снизу — совсем другое. Это несравнимо!
— Пожалуй, соглашусь.

Внизу погода стала сильно лучше, проглянуло солнце. Конечно, мы расстраивались из-за дождя и облачности на вершине перевала — с одной стороны, получили бесценный опыт перемещения в облаке, но, с другой стороны, не увидели красоты, которая там, конечно, была. Природа решила нас наградить за терпение и умение принять ситуацию, а заодно в очередной раз показать, что плохой погоды у нее не бывает, и в каждой погоде можно найти свою красоту. Мы заехали за очередной поворот, и как будто кто-то переключил картинку, перевернул страницу — нам открылась великолепная панорама гор с перекинутой через них радугой. Если бы не было дождя, мы бы такого не увидели.

Радуга была четкой, яркой, в ней уверенно различались все цвета, и полной — она протянулась полноценным полукругом, от края до края. Когда мы подъехали ближе, то поразились ещё больше — она оказалась двойной! Пусть вторая радуга была не столь четкой, но тоже полной — да где такое возможно увидеть! Ну, спасибо вам, горы, подарок — от души!

Вскоре доехали до перекрестка, повернули на Тлох. Асфальт продолжался. Мы ехали вдоль реки Андийское Койсу, любовались видами. Мы всегда в Дагестане любовались видами. Это было наше самое частое и регулярное занятие.
Мы ехали в сторону Игали и поворота на Мехельту.

Кажется, очередные приключения и следующий уровень уроков вождения от гор начались после поворота на Мехельту.
Асфальт постепенно закончился и вновь уступил место грунтовой дороге. Сразу почувствовалось, что здесь грунтовка похуже, чем та, по которой мы сегодня уже ездили. Ну, ничего. Их у нас столько будет — и получше, и похуже.

Мы остановились на обочине, чтобы — наше любимое занятие! — полюбоваться видами. Сверху открывался красивый вид на освещенные солнцем склоны, на небольшую деревню вдали. Здесь в каком месте не остановись — везде есть, чем полюбоваться. Ты едешь, едешь, едешь, смотришь на всё через стекла автомобиля, воспринимаешь мир из небольшого окна своего железного дома на колесах, а потом думаешь — хочу воспринять целиком и погрузиться в картинки за стеклом! — останавливаешься где угодно, выходишь — и задыхаешься от восторга, от воздуха, от панорамы, от того, что красота окружает и обнимает целиком — сверху, снизу, сбоку. Картинка больше не плоская картинка за окном. Это огромный объемный мир, и ты — его часть.
Сверху мчался местный, он проехал мимо нас, но вдруг остановился. Сдал задним ходом, вернулся:
— Вы на Мехельту?
— Здравствуйте, да.
— Имейте ввиду, там дорогу размыло. Трактор работает, что-то убрал. Проехать сложно.
— Ого... совсем сложно?
— Ну говорю, дорога размыта...
— Спасибо за предупреждение!

В горах так принято. Горы не покоряются, горы позволяют. Когда им скучно, они могут играючи и легко напомнить о том, что их невозможно победить, — зарядить ливень на пару суток, спустить сель, выкинуть булыжники, устроить провал, ссыпать породу — в общем, немного повеселиться и порезвиться, а потом успокоиться и заснуть на пару недель, до того момента, пока им снова не захочется поиграть своими игрушками весом в сотни килограмм. А маленькие смешные человечки после этих игр носятся по склонам со своей смешной маленькой техникой, что-то разгребают, они похожи на забавные точки, пытающиеся подняться вверх по ливневой реке, в которую превратилась дорога. До чего же забавные!

Люди всё понимают. Люди признают, что им не победить горы. Люди могут сопротивляться, бороться, принимать, проявлять упорство и упрямство, но, в конце концов, они знают, что горы всё равно сильнее. Остаётся только предупреждать — будьте аккуратнее. Там размыло дорогу. Соотнесите свои силы с реальностью. И напрасно не рискуйте, если не уверены в себе. Иногда лучше развернуться сразу.

Мы решили поехать вперед и посмотреть на ситуацию своими глазами, прикинув, что там к чему, и принять окончательное решение по факту. Можно не ехать в Мехельту, а до Махачкалы добраться по трассе напрямую — через Ашильту и Буйнакск. Но это скучно. Мы же хотим ездить зигзагами и диагоналями по горным перевалам и серпантинам, поэтому Мехельта — наше все.
Вскоре уперлись в блокпост. Уже привычно. Ещё немного — и блокпосты мы будем воспринимать так же, как, например, красный сигнал светофора (в дальнейшем так и произошло).

С нас традиционно собрали документы, нам удивились, а потом обрадовались, нас расспросили, с нами пообщались. Мы, в свою очередь, спросили про дорогу на Мехельту.
— А передок включается? — военный со знанием дела поглядел на Кайрона и увидел в нём полноценный боевой джип.
— Да! — радостно ответила я.
— Тогда пройдете, — сделал заключение военный.

В остальном, на блокпосту опять удивлялись, что мы тут делаем, в этих местах, на этих перевалах. Почему не едем по трассе. Мы пытались объяснить, что путешествуем, что нам нравятся горы, что мы любим смотреть на горы, что нам легко здесь дышать... но нас, кажется, не понимали до конца. Ради чего? Припереться из Москвы, из столицы, чтобы скакать по грунтовкам? Добровольно согласиться на то, чтобы часами таскаться в облаке с нулевой видимостью, ездить по селам и деревням, где нет городской цивилизации, сокращать ресурс автомобиля на тяжелых дорогах?

— Ну мы ещё на Кезеной-Ам ездили, — вспомнила я решающий аргумент.
— Аааа, Кезеной! — обрадовался военный, что его картина мира наконец-то встала на место. — Тогда нормально. Тогда понятно, как вы здесь оказались.
Реально слово-пароль какое-то.
Заразившись уверенностью военного в способностях нашего автомобиля, мы пошли на Мехельту.

Дорога после блокпоста немного с нами позаигрывала — мол, смотрите, я грунтовка, но более-менее нормальная, — а потом выдала крутой и резкий подъем-серпантин, с адовым уклоном и камнями, причем такой, что не развернешься. Всё, решили, что пройдете Мехельту? Теперь разворачиваться поздно, теперь отвечайте за свою самоуверенность. Боритесь до конца.
Уклон был настолько крутой, что я несколько раз включала пониженную передачу.
А камни были такими, что на помощь пришлось звать пассажиров, которые, в итоге, слегка изменили рельеф поверхности.

Иногда нам навстречу проезжали разные автомобили, но редко. С особым пристрастием мы изучали состояние их кузовов — насколько грязные пороги, колеса, а, может, тут кто-нибудь поедет грязным по крышу? По количеству свежей грязи на них мы пытались определить масштабы трагедии, ждавшие нас впереди. По всему выходило, что мы пройдем.
— И вообще, они легковушки, а у нас джип! Хоть и низенький, — спозитивничала я.
— У нас джип, но они местные, и дорогу знают настолько хорошо, что дадут фору любому джипу на мудах и пролезут там, где мы будем неделю упражняться с лопатами, — вернул меня к реальности Витя. И не поспоришь!

Иногда нам навстречу проезжали грузовики, загруженные объемом сена по самое «ну не лезет больше!». От них мы ныкались на уширениях дороги, чтобы пропустить.

На этих крутых поворотах мне очень помогал штурман: пока я выверяла верную траекторию движения, верную передачу, скорость, обороты, он просматривал встречку, крутя головой на 360 градусов, и перед очередным поворотом сообщал, чисто или нет, — в зависимости от этой информации можно было пройти поворот либо по широкой траектории на всю ширину участка на большей скорости, либо надо было снизить скорость и вписаться при повороте в свою условную полосу движения. Или вообще остановиться и пропустить.

После тяжелого перевала (+1 уровень к опыту горного вождения, теперь с крутым уклоном и булыжниками!) дорога выровнялась. Она оставалась сухой.

Такие серпантины вдруг стали восприниматься отдыхом и практически четырехполосной, прямой автомагистралью.

По этим дорогам мы ехали. Внизу — так это, простенькая. А вот на склоне правее видите пару участков-поворотов? И там мы тоже были =)

Но после перевалов расслабляться рано — осторожность нужно соблюдать везде.

И, как это бывает в горах, любое преодоление, что сложного пешего перехода, что сложного автомобильного перевала, всегда награждается самым бесценным — красотой, навсегда оставляющей след в душе и сердце.

Трактора на обочинах — нормальное явление. Когда сходит сель или случается камнепад, не надо далеко ходить, нужная техника стоит рядом.

Мехельта осталась позади, мы шли на Данух и ждали, когда же случится абзац. Абзац никак не случался. Мы встретили несколько луж, парочку размытий, парочку грязных следов, а абзац — не встретили. Иногда дорога сужалась и превращалась в настоящую автомобильную горную тропинку, но ужасов размытой дороги найти не удавалось.

На склонах стали встречаться террасы — такая нежная и аккуратная красота.

Когда видишь сбоку такой склон, становится страшно! Кажется, что вся эта песчаная масса сейчас обвалится вниз, ведь дорога идёт прямо по ней. Кинь камушек — развалится, а нам на этот участок на тоннах железа заезжать. Но когда подъезжаешь ближе, понимаешь, что никакого ужаса здесь нет, — дорога твердая и надежно врезанная в склон.

Подъемы иногда заставляли взлетать прямиком в облака. А что там, перед капотом? Да черт знает, сейчас показывают небо.

Маленькие деревни вплетались в горы, гармонично сочетались с ними. Их сила — в том, что они живут здесь.

Постепенно дошли до поворота на Данух и расслабились, выдохнули. Абзац не встретили, а если он и был — значит, мы его успешно преодолели. Здесь народу стало совсем мало, почти никто не ездил.

Вскоре горы подсунули нам следующее препятствие — стадо овец. Это была здоровенная отара на несколько сотен голов, я попыталась сквозь них ехать, но быстро остановилась — овцы, издавая громкое и разноинтонационное блеяние, от которого становилось безумно смешно, морским потоком обтекали машину, накатывая волной за волной.

С коровами тут было попроще, чем с овцами. Коровы, как это принято, стояли неподвижными истуканами и медленно думали, чего они хотят от мироздания, их можно было легко объехать, пока они так же медленно соображали, что на них движется какой-то объект. Овцы же метались по дороге, бегали, орали, постоянно меняли траекторию движения и всячески пытались спрятаться где-то перед капотом. Плыть сквозь этот овечий океан было, с одной стороны, весело, но, с другой, утомляло.
За стадом шёл пастух, мы с ним поболтали, он традиционно удивился, что мы тут делаем, но улыбнулся, узнав, что путешествуем. Пастух предупредил, что настоящий абзац, которого мы ждали, начинается дальше. До кучи абзац прикрылся туманом, так что ждёт нас дорожка весёлая...

— Будьте аккуратнее! — пожелал пастух.
Он был прав — спустя несколько километров абзац случился. Мы ждали его в Мехельте, а он настиг нас здесь, да под вечер.
Туман, видимость — несколько метров максимум, опять пошел дождь. Дорога пошла на спуск. Так вот где ты, жесть, о которой нас все предупреждали! Мы тебя наконец-то нашли — парочка оставленных тракторов стояла на обочине, свою работу они сделали, но дорогу от размытия это не спасло — камней нет и слава богу, а дальше дрифти, как хочешь. Кайрона периодически стало таскать по грязи. Спасибо, что хоть дорога широкая, сразу в пропасть не стаскивает. Хорошо, что едем вниз, можно ползти на заднем приводе, лишь иногда подрубая полный для лучшей устойчивости.

Такая дорога жутко вымотала: постоянная морось на стекле, то ли это дождь, то ли туман ложится своей мглой на лобовуху, края обрыва просматриваются с трудом, особенно тяжело их различать на поворотах, ползешь 20 км/ч максимум, а то и 15, на большей скорости велик риск не угадать с траекторией — не видно, куда и насколько круто дорога поворачивает. А красивых видов вокруг — ноль.

— Наверное, тут очень красиво, — грустно сказал Витя.
— Конечно, красиво. Очень-очень красиво. Я вижу это внутренним зрением, — поддержал Саша, грустно глядя в окно на окружающее белесое уныние. А я, вся напряженная, сидела за рулем и пыталась нас не угробить.
Так родилось выражение «полная Мехельта» (ударение на крайний слог), означающее абзац, пипец, ужас, треш, нулевую видимость, отвратительную погоду и полный аншлаг в одном флаконе. Не важно, что Мехельта давно осталась позади. В дальнейшем, когда мы снова попадали в такой экстрим, мы вспоминали именно этот перевал. И говорили — черт, опять полная Мехельта...
Случайно различив в тумане встречные фары, мы остановились на обочине, чтобы пропустить машину. Разъезжаться было трудно — одному из автомобилей надо было подвинуться в грязь и попытаться в ней не застрять. Я шла на спуск, поэтому остановилась — мне тронуться было легче, да и навстречу ползла Лада. Она остановилась, водитель спросил:
— Как дальше дорога? — к концу его вопроса я как раз опустила стекло, на меня уставились такими глазами, как будто увидели инопланетянина. Воу-воу, я не пришелец с Юпитера, я всего лишь девушка за рулем, едущая по этой полной Мехельте, спокойно! Не надо так смотреть! Я не монстр, выплывший из творящегося вокруг «сайлент хилла»!

Чтобы сохранить свои пошатнувшиеся картины мира, ребята из Лады перевели взгляд на Витю, адресовав вопрос ему.
— Да нормальная там дорога. Проедете, — ответил Витя.
— Ну как нормальная... — всё-таки не удержалась я. — Вообще, там ужас, всё размыло и машину носит туда-сюда, надо ехать аккуратнее.

Ребята из Лады решили, что мнению мужчины они доверяют больше. Ну, я не сомневалась =) Знала, куда ехала, что ж поделать.
По мере продвижения вперед, я понимала, насколько устала и умоталась. Весь день — по перевалам. Туман на озере, перевал в тумане, перевал такой, перевал другой, опять перевал, потом перевал, а сверху приправим перевал перевалом, а за ним откроется новый перевал, после которого мы будем забираться на перевал за перевалом. Закончим перевал перевалом в темноте и тумане с дождем. Пожалуй, спускаюсь вниз, выезжаю с облака и отдаю руль Вите — пора отдыхать, реакции снизились очень сильно, сил осталось только на то, чтобы аккуратно сползти до низу.

Ещё немного подрифтовав по грязи, мы наконец-то спустились. Тумана стало в разы меньше, хотя целиком он не ушёл.

Витя сел за руль, на улице окончательно стемнело, стали думать по поводу ночлега. В Буртунае наконец-то случился асфальт, пусть с ямами, пусть не совсем ровный, но это был асфальт, самый настоящий. Там, где асфальт, появляется вера, что скоро он обязательно улучшится и станет мягким и дружелюбным.

Мы устали, да и по темноте вокруг смотреть было абсолютно нечего, поэтому мы просто ехали, соображая, где было бы удобно встать на ночевку. Дошли до Дылыма, где свернули налево на Госталу, доехали до Миатли, проехали через мост, свернули направо в сторону деревни Дубки и почти сразу нашли своротку на симпатичную лужайку среди кустов, где и поставили палатки.
Это был длинный день. А впечатлений было столько, как будто прошел не день, а минимум неделя. Определенно, в горах среди красоты ценность каждой прожитой минуты невероятно повышается...

День 5. 13.06.2017 г.
Сулакский каньон — Махачкала — Каспийск — Буйнакск — Ашильта — Ботлих.

Утром проснулись, позавтракали, убедились в том, что ночевать встали недалеко от чьих-то ульев. Благо, пчелы к нам не приставали, а мы не приставали к ним, поэтому никакой злой пасечник не прибежал и не попытался швырнуть в нас тяжелыми сотами.
Пока ребята паковали вещи в автомобиль, я задумчиво на них смотрела и оценивала их возросшие навыки игры в тетрис.
— С каждым разом у вас получается всё лучше и лучше. Пока я познаю дао горного вождения, вы познаете дао архивирования, — сказала я.
— Всё проще — мы на высоте, — пояснил Саша, — вот Кайрона и раздуло. Как канистры с соляркой.
— Жаль, что их не раздуло раньше — больше бы солярки влезло.
Наверное, Саша был прав, иначе мы не могли объяснить, почему вещи стали более-менее адекватно влазить. Канистры, кстати, и вправду раздулись — это нормальная реакция замкнутых объемов на набор высоты и понижение давления.

Я завела машину, тут же традиционно услышала откуда-то со стороны багажника фразу о том, что опять я включила свою дизельную вонялку раньше, чем все от кормы разбегутся, я лишь ответила, что тоже их люблю. Глядя на ульи, спрятавшиеся на соседней полянке, мы подумали, как было бы здорово купить местного горного меда и решили включить эту идею в список планируемых квестов на путешествие по Дагестану. Квест, в итоге, действительно получился настоящим квестом...

Выехали со стоянки и сразу же пошли в затяжной подъем — опять перевал. Кайрон пошел очень лениво, нехотя разгоняясь и что-то бубня себе под бампер, — скорее всего, ворчал на то, что мы тут творим какую-то жесть и заставляем его с утра сразу ехать в горку.
Утренний перевал был полностью асфальтовым, хоть и с теперь уже привычными крутыми поворотами. С его вершины открылся шикарный вид на убегающую вдаль реку и деревню внизу — видимо, это был населенный пункт с нетипичным для этих мест названием Пионерный. Спустились вниз, проехали немного прямо и вскоре прибыли в деревню Дубки — тоже странное название для здешних мест. Может быть, Дубки создавались в советское время для обслуживания местной ГЭС?
Ах да, ГЭС.

Мы приехали сюда ради Сулакского каньона.
Дубки проехали насквозь, дорога была одна и заблудиться не представлялось возможным, по ней мы доехали до ГЭС, находящейся на Чиркейском водохранилище. Немного поездили туда-сюда, чтобы сообразить, где же тут красиво, не на территорию ГЭС же ломиться, а то на нас и так всегда подозрительно смотрят и переспрашивают, правда ли мы туристы, а тут точно не поверят, что мы так, на речку посмотреть приехали.

Сунулись на одну своротку, прогулялись по ней, соотнесли местность с виденным на фотографиях в «этих ваших интернетах», спозиционировались, поймали спутники, сунулись на другую своротку и наконец-то добрались до красоты.

Итак, Сулакский каньон собственной персоной. Основное, что в нем завораживает, — глубина обрывов. 1920 метров, как говорит интернет. Протяженность — десятки километров. Наиболее красивые места — здесь, в районе деревни Дубки, где ущелье сужается и можно наблюдать эту головокружительную (в прямом смысле слова!) красоту.

Меня вновь поразил цвет воды — опять эта бирюзовая голубизна. Это цвет с какой-то другой планеты, из другого сказочного мира. Но нет, мы здесь, на Земле, а мир вполне реален...

Как и на Бермамыте, в каньоне захватывает высота и масштаб окружающих видов.

Егор и Витя лазили куда-то к самым краям, я и Саша туда подходить не рисковали и тусовались возле более надежно выглядящих обрывов, на высоченной горе стояла непосредственно ГЭС. Впитав здешние виды, мы вернулись к Кайрону, доехали обратно до Дубков, немного попетляли по улицам и выехали на небольшую дорожку, ведущую к заброшенной ветростанции. На дорожке лежал ограничивающий знак «кирпич» — бетонный блок. Оставили автомобиль и отправились на прогулку. Дул зверский ветер, мы забрались куда-то наверх и вновь стали гулять вдоль обрывов, глядя вниз, на петляющую змею каньона...

На другой стороне заприметили дорожку, идущую по склону. Интересно, как на нее попасть? Надо было искать нужный поворот в Миатли?

Сулак убегает вдаль, прямиком в горизонт, и там превращается в Чирюртское водохранилище.

Ну какой цвет, какой цвет! Когда смотришь на такие природные поделки, появляется желание бегать, прыгать от восторга и кричать, что мы живём на лучшей из планет.

Дошли до старой ветростанции. Неудивительно, что ее здесь построили, — ветер сбивал с ног и пытался унести кого-нибудь из нас на противоположный берег. Пока я зависала, с трудом отрывая взор от реки, Витя с Егором убежали восторгаться конструкциями и инженерными решениями разных ветровиков, стоявших здесь. Когда я сумела оттащить себя за уши от каньона, я нашла их и оценила их восторг тоже. Жаль, что ветростанция заброшена. Представленные тут конструкции и вправду достойны внимания.

Их тут целое поле, и они все такие разные.

Один из красивейших в своей простоте и гениальности ветровик. Правда, лопасти, кажется, долго не протянут — их ось перекосилась и осела вниз.

Шагание вдоль каньона и осмотр ветростанции заняли часа два точно — наконец-то длительная прогулка! А то весь предыдущий день ехали и ехали, а тут своими ногами — ноги очень порадовались.
От ветростанции вернулись к машине.

Когда мы проходили мимо ограды какой-то фермы, услышали топот — по территории неслись коровы, причем прямо к нам. Они добежали до ограды, встали, как вкопанные, и стали стоять и огромными глазами на нас смотреть. Вот просто стоять и смотреть. Кажется, они нас заприметили издалека и чем-то мы им приглянулись, вот они и рванули так быстро, глядеть на диковинку. Может быть, они тоже, как и гаишники с погранцами, удивились, что мы тут делаем и зачем сюда приперлись?
От Дубков мы знакомой дорогой через перевал вернулись обратно, к месту ночевки. Внизу перевала нашли вагончик пасечника, остановились. Из вагончика вышел мужчина и стал знакомить нас с дагестанским гостеприимством.
— Здравствуйте, а мед есть?
— К сожалению, нету. Вообще. Пасмурно на улице, да и холодно, пчелы не вылетают. Тут ещё несколько пасек есть, попробуйте на других спросить, хотя, я думаю, у них ситуация такая же.
— На других и нет никого...
— Эх, ну я о чем и говорю — пасмурно. Я бы вам вытащил прямо сейчас плитку сот, да пчелы злые... О, а давайте я вас хотя бы водой вкусной угощу. Тут родник недалеко, настоящая минеральная вода. Сейчас-сейчас, — пока он наливал воду и угощал нас, продолжал спрашивать. — А вы откуда?
— Из Подмосковья, путешествуем.
— Как здорово, что вы приехали к нам, — искренне обрадовался пасечник. — Нравится?
— Очень! Горы, облака, а вчера даже автомат дали на сфотографироваться.
— Ох, лучше не надо было. А то потом будете фотки показывать дома своим, и про нас опять будут говорить, что мы тут все бандиты, а это совсем не так. Наверное, к нам поэтому и ездят так мало...
— Ну вот мы же приехали!)))

Мы пообщались очень душевно. И могли бы общаться ещё несколько часов подряд, если бы нам не надо было в Каспийск.
От Пионерного поехали вдоль Сулака на трассу Кавказ и вынырнули на нее в районе Кизилюрта, свернули в сторону Махачкалы. Трасса встретила нас шикарным асфальтом, радостью движения и скорости — по 2 полосы в каждую сторону! Ох, как же мы все, и Кайрон тоже, соскучились по мягкой, плавной, быстрой езде! Хотя быстрой ли? Все местные летели быстрее меня, я только всякие дымящие грузовики обгоняла. Кстати, по части автомобилей — в Дагестане, как и в Чечне, самый популярный автомобиль — это всяческие Лады. Около 80% автомобилей — Лады. Остальные 20% — Нивы и понемногу каждой марки.

Не доезжая Махачкалы, свернули на грунтовую дорожку, ведущую к уникальной природной достопримечательности Дагестана — бархану Сарыкум. Это один из самых высоких барханов в мире — он имеет высоту больше 250 метров. Впрочем, не в габаритах или размерах дело. Удивительно другое — как он тут появился? Его возраст исчисляется тысячами лет, он стоит в горной республике посреди степей и недалеко от моря... Откуда он здесь взялся, каааак? Да ещё и такой высоты — мы увидели бархан с трассы, огромная масса песка сразу впечатлила.

До бархана вела грунтовая дорога, поначалу она была твердой, затем превратилась в грязевые ямы, переходящие одна в другую. Грязь заставляла Кайрона дрифтить на шоссейной резине, а расположение ям заставляло меня вновь применять полученные навыки по выбору идеальных траекторий движения и аккуратному переваливанию из канавы в канаву — это требовалось для сохранения переднего и заднего бамперов. Несмотря на всю примененную аккуратность, я пару раз таки приложилась одной из защит днища о планету, подпрыгнув на грязевых кочках. Вообще, в этой поездке у меня не осталось сомнений по части вопроса, надо ли на низкую машину ставить эти самые защиты. Надо однозначно! Они отработали своё на 100% и помогли мне не убить корпус раздатки и не замять бак, да и поддон двигателя остался целым.
Непосредственно до бархана дошли пешком, оставив Кайрона на полянке рядом с дорогой.

Удивительно — едешь, едешь по горам, по перевалам и вдруг оказываешься в пустыне =)

К сожалению, много времени бархану уделить не смогли, нам пора было ехать, солнце вставало в зенит, а в Каспийске нас ждали пропуска в пограничную зону. На обратном пути от бархана остановились возле родника и набрали воды.
Вернулись на трассу «Кавказ», долетели до Махачкалы (трасса задевала город по краешку).

На въезде Витя увидел огромный магазин бытовой техники и попросил остановиться. На покупку запасного ремня привода агрегатов на Кайрона мы благополучно забили, но вот инвертор Вите покоя не давал, поэтому, пока я грелась на солнышке, загорая через лобовое стекло и наблюдая за размеренно текущей местной жизнью, ребята штурмовали магазин и купили там искомую «12 в 220». Причем какую-то невероятно огромную и крутую, способную использоваться в качестве оружия самообороны и подключающуюся не только к аккумулятору, но и к прикуривателю. Проверили совместимость Кайрона и тяжелого инвертора — совместимость оказалась стопроцентной, никто никого не спалил.

Я же вдруг увидела, что мимо нас проехал такой же, как у меня, Кайрон, и ужасно обрадовалась. Это был первый Ссанг Йонг, встреченный нами за весь путь из Чечни в Дагестан. В дальнейшем, кстати, мы их больше не встречали — видели одного Рекстона, но на этом все.

С Махачкалы до Каспийска мы вновь поехали по шикарной трассе, «Кавказ» опять радовал двумя полосами в одну сторону. Как же начинаешь любить и ценить такие дороги после грунтовых перевалов и камней, лежащих на булыжниках, лежащих на камнях, катящихся по склону вниз из-за потока воды...

Отъехав от Махачкалы не сильно далеко, мы вдруг увидели заправку, ну очень похожую на самый настоящий Лукойл. Даже название было правильным — Лукойл. Оформление, колонки, заправщики, оборудование — полный Лукойл. Нет, нам не требовалось топливо, его у нас было в избытке и с большим запасом, но интересно же... Решили для будущих путешественников узнать, что к чему, ведь на сайте Лукойла было четко обозначено — в Чечне и Дагестане Лукойла нет никакого, даже франшизы.
Проверили самым надежным способом — зашли в магазин и глянули сертификаты на поставляемое топливо. Казалось бы, все надежно — в качестве поставщика обозначен Лукойл-Волгограднефтепродукт. Косяк был лишь один и неприметный — сертификаты датировались 2016 годом. Ребята спросили свежие, на что получили ответ — а свежих нету, хозяин у заправки сменился, поэтому только такие. Вот где собака порылась, все понятно =) Так что будьте внимательны, товарищи путешественники, решившие поехать в Дагестан, если у вас в машине — нежная топливная аппаратура!

С трассы «Кавказ» позже съехали на Каспийск.

Опять уткнулись в блокпост, нами не заинтересовались, мы проехали, свернули... и после шикарной многополосной трассы попали на грунтовку. Посреди города! Грунтовка ужасного качества с ямами и канавами! Это точно Каспийск?
— Может, это окраина города? — с надеждой спросила я у штурмана, бабахая подвеской машины.
— Не центральная часть, конечно, но и окраиной сложно назвать... — ответил Витя, изучая карту в навигаторе.

На самом деле, я представляла себе Каспийск огромным курортным городом, с кучей магазинов и многоэтажек. Реальность быстро разбила созданные мною мысленные образы. Каспийск оказался очень небольшим городком, со скромной застройкой, небольшими продуктовыми магазинчиками. Скорее, он напоминал поселок. Я стала опасаться, что грунтовых дорог в нем больше, чем асфальтовых, но опасения были напрасны, вскоре мы выбрались на асфальтовые улицы и полетели в пограничное управление.
Которое закрылось на обед на ближайшие полтора часа.

Зачем нам вообще нужен был пограничный пропуск и зачем мы поехали за ним в Каспийск? Пропуск — ну, понятно, планировали ехать в погранзону Дагестана, в которую попадали дороги нашего маршрута. А вот почему Каспийск... Когда я оформляла заявку на пропуск, я звонила в Каспийск (тут находится главное погрануправление по Дагестану) и интересовалась, возможно ли переправить оформленный пропуск на какую-нибудь погранзаставу, чтобы там ее получить (так мы делали в Кабардино-Балкарии). Оказалось, что нет, такой услуги в Дагестане не предусмотрено. Или они могут отправить почтой на почтовый адрес («О, тогда отправьте на почтовый адрес погранзаставы!» — «Ха-ха, нет, надо на частное лицо, у вас есть частные знакомые лица на погранзаставе?»), или надо приезжать непосредственно в Каспийск и забирать пропуск там. Ну, окей, что делать. Вот мы и приехали.
И узнали, когда у погрануправления обед.

Но мы не стали расстраиваться, ведь с неба светило солнце, выжаривало нас, деревья и дороги, небо радовало голубизной. Мы заехали в продуктовый магазин, закупили продуктов на горный маршрут, а потом пошли на пляж на море. Так тоже бывает: едешь в горы, а оказываешься на море. В этот раз — на Каспийском. И не важно, что это озеро.

Пока Витя с Егором купались, я с интересом рассматривала 8-й цех предприятия «Дагдизель».

Смотрится необычно — похож на известный «Форт Боярд». Сразу хочется туда попасть, а заодно проштудировать несколько страниц истории «Дагдизеля», вход в который мы видели и непосредственно в городе.

Все мирно и спокойно купаются, загорают, пока на горизонте омывается волнами заброшенная испытательная станция морского оружия...

Прогулялись по пляжу. В обозначенное время вернулись в погрануправление, получили пропуск. По телефону, когда мы им звонили несколькими днями раньше, стоя возле закипевшей Тойоты, мы спрашивали, что нам делать с тем, что в пропуске написана одна машина, а мы приедем на другой. Тогда нам сказали, что, мол, ну вы всё равно приезжайте, а мы посмотрим, что можно сделать. При получении пропуска нам сообщили, что помочь ничем не могут. Мол, можете написать новое заявление на другую машину. А мы вам пропуск сделаем через 30 дней...

В итоге, забрали, как есть.
— Ну, главное, не машина, а люди, — мудро и философски заметил погранец.
Что ж, попробуем с таким пропуском прорваться в красивые места. Где наша не пропадала.
Двинулись из Каспийска, опять вернулись в Махачкалу, ушли на небольшую дорожку через Курорт Талги.

С нее выехали на Р-275 — мы снова уезжаем кататься по горным перевалам. И снова — горы становятся выше, пейзажи — более захватывающими, асфальт пока присутствует, но надолго ли это?

Дорожка привела нас в Буйнакск, где мы отправились на скалу под названием Кавалер-Батарея. Скала находится прямо в городе, недалеко от пожарной части и педагогического колледжа.

Скала возвышается над городом, и с нее открываются чудесные панорамы.

Говорят, скала знаменита тем, что на ней были найдены древнейшие в Дагестане наскальные изображения. Увы, под слоем современных надписей и рисунков мы никаких древних изображений не обнаружили.

Осмотрев скалу и окружающие панорамы, вернулись к машине и поехали через город обратно на основную трассу. Проезжая по дороге с односторонним движением, встретили автомобиль, который двигался «против шерсти» потока. Видимо, перепутал или решил срезать. Автомобиль двигался неспешно и аккуратно, раздвигая встречный поток и моргая включенной аварийкой. Я в тот момент ехала за Газелью, вышла в левый ряд, чтобы ее опередить, а мне тут — хоп! — навстречу моргающее аварийкой чудо. Пришлось возвращаться в правый ряд и пропускать его. Мы тут же вспомнили другой случай на трассе «Кавказ», когда впереди показался светофор, моргающий зеленым, к нашему приезду он как раз стал желтым и переключился на красный; естественно, остановились и стали ждать. В этот момент по левому ряду мимо нас на полной скорости пролетел местный, даже не попытавшись притормозить. Но! При этом он включил аварийку. Включил — пролетел красный светофор — выключил — полетел дальше. Тогда мы сделали вывод, что если в Дагестане ты включаешь аварийку, то можно творить многие запрещенные правилами вещи. Аварийка автоматически их разрешает =) Пожалуй, это всё, что нужно знать о стиле вождения в Дагестане.

Вообще, вождение в Дагестане довольно лихое и многим может показаться ужасным и опасным. Местные обгоняют через сплошные, мало пользуются поворотниками, могут выехать со второстепенной дороги на главную перед носом. Этому можно возмущаться, по этому поводу можно негодовать, можно ругаться и всех вокруг ненавидеть. А можно сделать другое — попробовать принять такой стиль, подстроиться под него и понять, почему они так делают. Переняв некоторые местные особенности вождения, вдруг понимаешь, что отлично вписываешься в общий автомобильный коллектив. И что многие вещи совсем не опасны, потому что остальные участники движения к ним привычны и готовы. Обгонять через сплошную — можно, перед крутым слепым поворотом — нельзя. Выезжать перед носом со второстепенной — можно, но тут же уходить на обочину, чтобы пропустить попутку и выехать уже за ней. Такое ощущение, что дагестанцы четко отличают ПДД и реалии. На ПДД они забивают болт. А вот на горные реалии — нет. Кто-то может подумать, что они не ценят жизнь, раз совершают такие маневры. Поняв, как и что они делают, вдруг осознаешь, что как раз жизнь они ценят и очень сильно. А почему так быстро ездят по горам? Видимо, хорошо чувствуют грань, за которую заступать нельзя, но до грани могут держать высокую скорость, потому что дорога хорошо и давно знакома. Они здесь выросли, в конце концов.

От Буйнакска поехали в сторону населенного пункта Гимры.

И попали к следующей достопримечательности — Гимринскому автодорожному тоннелю, самому длинному на территории России (длина свыше 4 километров).

Проехались по тоннелю. Сделан круто. Со всей положенной вентиляцией, аварийными выходами и т.д.

Сразу после тоннеля начался адово затяжной спуск с кучей поворотов. Это случайно не самый длинный горный спуск в России? Да неееет, так только кажется с непривычки после трассы «Кавказ». Спуск был действительно очень долгим, в одном месте даже стояла табличка с рекомендацией ехать на 1-й (!) передаче, а это о крутизне горки многое говорит.

Ой, иногда и такое на горных дорогах случается.

Не знаю, какие комментарии оставить к этим фотографиям. Нет слов, нет комментариев. Я смотрю, вспоминаю, улыбаюсь. Нет такого словарного запаса, способного сполна передать увиденное...

Периодически нам продолжали попадаться небольшие тоннели. Проехали ГЭС, за ней началось ущелье.

Да какое ущелье!

Каменные глыбы, растущие прямиком из воды, крутые повороты реки и дорога, дублирующая эти повороты.

В каком месте ни остановись — везде красота, восторг, восхищение... Это горы, это место, где оказываешься и забываешь обо всем, становишься сам собой, дышишь мгновением, живешь секундой, сливаешься с миром, чувствуешь запах скал, слышишь шепот реки...

Мир без налета суеты, косметики, фальши, обмана. Чистый, искренний мир чувств.

Мир, сочетающий доброту и суровость. Здесь не получится быть кем-то другим, не получится обманывать. Горы видят тебя насквозь.

Приходить в горы нужно только с открытой душой... Не быть добрым, милым, хорошим или плохим и эгоистичным, такого не бывает, это лишь ярлыки. Открытая душа и полная честность к самому себе — вот то, что горы ценят и понимают, вот те качества, за которые горы готовы дать награду и помочь понять что-то важное и нужное...

Снова тоннель... не везде дорогу возможно пустить по склону.

Мы ехали по этой горной дороге в районе Ашильты, я пыталась крутить головой на 360 градусов и одновременно следить за поворотами трассы, будучи за рулем. Витя высовывал фотоаппарат из окна и фотографировал. Непривычный для здешних мест Кайрон с наклейками, московские номера, фотик, торчащий из окна, — сразу было видно, что мы туристы. Видимо, именно это и заприметил местный, догнавший меня в попутном направлении.
Он привычно вышел на встречную полосу через сплошную линию разметки. А дальше... Услышала бибикание — посмотрела на него. Он (будучи на встречке!) специально притормозил и показал пальцем наверх — ребята, не проезжайте мимо, вон там, там посмотрите, там красота!

Убедившись, что мы верно его поняли, он нажал на газ, завершил маневр и улетел вперед, скрывшись за поворотом.
Это всё, что нужно знать о дагестанском гостеприимстве и дагестанском желании показать, что они живут в прекрасных местах.
Поступок этого человека нас впечатлил — не просто обогнать и улететь, а притормозить на встречной полосе, чтобы показать нездешним людям здешнюю достопримечательность!
— Он показал туда, наверх, что там? — естественно, мы заинтересовались.
— Кажется, крепость какая-то. Давай съездим.
— Мы проехали подъем наверх, это дорожка в Ашильту. Развернуться?
— Нет-нет, не надо. Куда здесь разворачиваться? Дальше езжай, буквально километр — будет второй подъем наверх. Оттуда заедем.
С трассы свернули на резко взлетающую вверх грунтовую дорогу с резкими поворотами и небольшими камушками. Ничего, нам теперь привычно!

Пока забирались, обсудили и осознали ещё одну местную особенность — а ведь тут не принято благодарить аварийкой. Тут принято совсем другое — всегда бибикать. Они бибикают, чтобы сказать «спасибо». Бибикают, чтобы поприветствовать. Бибикают, чтобы предупредить об обгоне. Бибикают, чтобы попросить подвинуться, и бибикают, когда обогнали, — в качестве благодарности. Бибикают, если недовольны. Бибикают, если вы им понравились =) И могут бибикнуть, чтобы сказать «до свидания» после краткого разговора между машинами.

Я, тем временем, аккуратно зарулила на самый верх, закарабкавшись по камушкам. Остановились на самой высокой точке. И... и... боже ж мой! Спасибо тебе, незнакомый нам человек, что подсказал нам это место!

Внизу — река, вдоль которой мы ехали, и дорога, по которой мы ехали. А вокруг — горы, воздух и пространство. Невообразимое пространство, бесконечное пространство. Масштабы, над которыми хочется взлететь. Птицы — одни из самых счастливых созданий на планете. Неудивительно, что человек тоже хочет летать. Человек забирается на эти высоченные точки, лазит на горные вершины — лишь бы увидеть пространство, огромное, на которое не хватает взгляда, тянущееся до бесконечного горизонта, которого и не видно, который прячется за этой бесконечностью...

Крепость на горе. Видно, что новодел, но вписывается в общий пейзаж очень гармонично.

— Там Газель... карабкается... — с каким-то ужасом в голосе сказал кто-то из ребят.
— Да какая там Газель, — я во все глаза смотрела на горы, глупо улыбаясь до ушей, и знать не хотела ни про какую Газель.
— Но она карабкается строго вертикально.
— Да хоть с отрицательным уклоном, — я продолжала смотреть на пространство, стремясь взглядом за невидимый горизонт.
— Там, где она едет, нам предстоит спускаться.
— А? Что? Спускаться по отрицательному уклону?! Куда мы заехали?!
Конечно, от таких пейзажей уезжать совершенно не хотелось, но солнце бежало вниз, да и другая горная красота нас ждала и манила. Мы сели в Кайрона и поехали к спуску (благо, асфальтовому!).

Я подъехала туда, где недавно забиралась наверх Газель. Остановилась. Сделала большие глаза. Ещё больше вжала педаль тормоза.
— Вы прикалываетесь?! Да он вертикальный! Я боюсь!
— А мы о чем говорили?))) Включай первую передачу и покатились.
— Говорила мне мама — не езди, доча, в горы! Джеронимоооооооо! — я состроила такую гримасу на лице, будто собираюсь выходить из самолета с парашютом, уверенно воткнула первую передачу и осторожно покатилась вниз. Не знаю, как это выглядело со стороны, но нам показалось, что Кайрон встал строго вертикально, сам же перепугался и стал похлеще нашего цепляться всеми четырьмя колесами за планету, вгрызаясь шоссейным протектором в земную кору. Довольно быстро дорога выровнялась и стала менее крутой, я выдохнула на пару с Кайроном. Пассажиры, вероятно, выдохнули тоже.

Спуск оставался относительно крутым, поэтому вниз я так и катилась на первой прямой передаче, называя этот серпантин вертикальным. Успели глянуть на башню — оказывается, это мемориальный комплекс «Ахульго». Я потом вычитала, что он посвящен событиям Кавказской войны — штурму резиденции имама Шамиля в 1839 году. Внутри есть выставочный зал. Открыт комплекс совсем недавно — буквально в начале нынешнего года. Жаль, внутрь не успевали, да и неизвестно, работал ли он в вечернее время.
Окончательно спустившись с серпантина вниз, на основную трассу, мы дружно выдохнули повторно. Трасса показалась многополосной и очень прямой — обычный эффект после очередного жесткого перевала.

После Ашильты нас ждал участок дороги, по которому мы ехали вчера, от поворота на Ново-Аргвани и Мехельту до поселка Тлох. Опять вспомнили «полную Мехельту». Но она осталась во вчерашнем дне, сегодня нам туда поворачивать не надо было, а потому мы спокойно покатились по асфальту дальше, мимо поворота, мимо Тлоха.

Где-то там же мы опять влупились в стадо овец. Ехать через него было менее весело, чем в прошлый раз: овцы были какими-то ненормальными, метались по трассе, не давали никаких просветов, в которые можно было бы подвинуться, обтекали Тойоту на встречной полосе. Перед стадом собралась пробка машин из пяти. Оказалось, что местные отлично умеют машинами раздвигать стадо и ехать вперед, а у меня так не получалось. Я пыталась держаться за впереди едущими, бампер в бампер, а овцы взяли и ловко меня от них отрезали, я начала жутко тупить, неуспешно пыталась проехать вперед, переживала, что сейчас задавлю какую-нибудь овцу, на что Витя мне сказал, что, мол, учись у местных, они их особо не жалеют, бампером двигай и поехали. Но у меня всё равно получалось хреново, так что местные, скопившиеся за мной, начали обгонять меня по встречной полосе прямо через стадо. Прямо сквозь стадо! Обгонять! Они бибикали овцам и газовали двигателем. Один из местных решил меня пожалеть, притормозил и посоветовал — газуй, газуй! Овцы боятся, когда газуешь! Давай, смелее)))
С горем пополам я из стада выбралась, с трудом его преодолев. Вероятно, я даже не покалечила никакой овцы и не получила рогами козлов по кузову. Но осталась собой не довольна — ездить по серпантинам почти умею, а с налету преодолевать овечьи заставы — нет)))

Мы проехали дальше. Не доезжая до Ботлиха километров 20, нашли хорошее место для ночевки на берегу реки. Здесь горная местность стала менее суровой, появились съезды, полянки, сады и деревья, а не только вертикальные скалы, на которых непонятно, как мы смогли бы переночевать, будучи на машине (а я, к тому же, всё опасалась за камнепад — так встанешь под склоном, а ночью сель сойдет, бррр). Съехали на большую и зеленую поляну практически возле дороги, поставили лагерь. В этот раз успели вовремя — солнце как раз закатывалось.

Сготовив ужин, уже в темноте расползлись спать.

День 6. 14.06.2017 г.
Ботлих — Эчеда — Кидеро — Бежта.

Утро принесло осознание шикарного вида местности, на которой мы встали на ночевку: ровная полянка, река и сад. В свете лучей утреннего солнца пейзаж показался очень мирным, спокойным и приятным.

Пока собирали палатки, подошли двое местных.
— У вас все в порядке?
— Да, мы путешествуем, на ночевку останавливались.
— Аааа. У нас тут сервис через дорогу, мы просто вчера вас видели, а сегодня утром смотрим — опять стоите. Подумали, вдруг что сломалось. Ну, если какие проблемы — вы заезжайте, мы вооон там.
— Спасибо!
Благо, проблем с Кайроном у нас не было, поэтому мы собрались и двинулись на Ботлих. Пролетели по асфальту довольно быстро. Ушли за Ботлих с опасением, что сейчас дорога закончится. Мы держали курс на село Агвали.
На удивление, асфальт продолжился. Отлично! Летим! Иногда он перемежался с кусками грунтовки.
— А почему на знаках подъемов и спусков не обозначены проценты?
— Чтобы людей не пугать. Особенно приезжих.

Я продолжала любоваться селами, построенными на склонах гор — на тех участках, где нашлась хоть небольшая ровная поверхность. Такие села завораживали своей гармонией — они настолько сливались со склонами, что становились их элементом, неотъемлемой частью.

В районе Нижнего Инхело мы заприметили на горе сторожевую башню, обозначенную на картах maps.me как Преображенская крепость.

Решили не проезжать мимо и сходить на нее посмотреть. Я предложила вскарабкаться на склон с самой его крутой части, но Витя укоризненно на меня посмотрел и показал, куда ехать, благодаря чему мы оказались рядом с лестницей, ведущей наверх, по которой карабкаться было в разы проще, чем по склону напрямую.

Оставили Кайрона греться на солнышке, а сами потопали по лестнице.
Естественно, по лестнице тоже надо было подниматься аккуратно, смотря под ноги.

С самого верху, от крепости, нам открылись панорамы окружающей местности.

Вот такая высота, на которой стоит башня. По дороге внизу мы ехали, с нее мы вскарабкались наверх.

Позже я вычитала, что Преображенская крепость была построена в 1859 году и перекрывала единственную дорогу, проходившую по долине реки Андийское Койсу. Расположение башни мы оценили и в настоящее время — к ней не подберешься, а сама башня при этом стоит так, что «мне сверху видно все, ты так и знай».

Правда, в исторической справке говорится, что укрепление позже было перенесено ниже по долине — интересно, речь идет о том круглом здании внизу (видно на предыдущем фото)?

Внутри башни оказалось очень уютно.

Там росли деревья и было ощущение, что они тут посажены специально и за ними ухаживают.

Походили кругами внутри башни, походили кругами снаружи башни.

Река внизу — это и есть Андийское Койсу.

Спуск вниз от башни был не менее захватывающим, чем подъем наверх.

Как же здорово построено... и как гармонично — очень сочетается с горами. Издалека сразу не поймешь, где естественное нагромождение камней, а где — лестница. Она кажется такой же естественной.

От башни поехали дальше в сторону Агвали.

Заприметили с дороги грот в скалах, остановились — не грот, просто небольшой загон для скота. Зато я с удовольствием пофоткала Кайрона.

Машина постепенно покрывалась новыми слоями пыли местных дорог.

Ближе к Агвали асфальта совсем не осталось — всю власть захватил грунт.

Где—то там же, в районе Агвали, с нами снова случился блокпост. Логично, едем в сторону границы.

— Здравствуйте, ваши документы, пройдите регистрацию, а кто такие, а откуда, а куда, а что вы здесь делаете?
— Подмосковье, путешествуем, мы хорошие, мы туристы, у вас тут так классно, так красиво, ездим, смотрим, а, вообще, в Эчеду.
— Спортсмены?
— Да, а что?
— А в Эчеде есть крупная спортивная база.
— Аааа, но мы туда не планировали)))
— Тогда советую заехать на источник в районе Инхоквари, там их два, один для желудка, второй для почек, мне вот реально помогло. Минеральная вода, вкусная и действительно полезная... — пограничник задумался. — А мы сами из Липецка, вот.
— Да вы что? Ничего себе, почти рядом с нами!
— Да, вот скоро домой.
— Давайте с нами, — улыбнулись мы. — Мы сейчас покатаемся, потом с Дербента в Москву стартуем, можем подхватить.
Пограничник заулыбался ещё больше.
— А мы часто бываем в Липецкой области. У нас там соревнования по стрельбе, — продолжили мы.
— Ох, ну у нас здесь давно не стреляли.
— Кстати, а как дорога за Эчедой? — этот вопрос был для нас актуален, т.к. Яндекс никаких дорог на участке от Эчеды до Мокока не рисовал, будучи уверенным, что их там нет. Гугл и maps.me были большими оптимистами, однако мы отчетливо помнили, что maps.me и на Бермамыт нарисовал обозначение, по которому можно было подумать, что там четырехполосная скоростная трасса.
— Дорога? За Эчедой? — удивился пограничник.
— Что, совсем плохо?
— Да мы там не ездим особо... ну как-то так, что-то есть, наверное...
— Типа, направление?
— Направление точно есть.
Мы ещё подождали, пока перепишут наши данные с документов, позже Саша за ними сходил, там его взял в разговорный оборот другой пограничник.
— А вы прямо тут так ездите, все смотрите, да?
— Ага.
— А фото тоже делаете?
— А отчет будет? — кажется, пограничник спросил об этом с легкой надеждой.
— Ну, наверное, — Саша улыбнулся. Конечно, будет, как же без него. Впечатления сглаживаются, забываются, а текст позволяет их вспомнить и пережить повторно...

Проехали село Агвали.

За ним нас ждал второй блокпост, теперь дагестанский. В общем-то, разговоры повторились, вопросы и ответы тоже. Документы опять собрали, опять переписали, мы со всеми подружились и всем понравились, нам тоже все понравились и уехали мы в хорошем настроении, ещё раз уточнив, где находится источник Инхоквари и как себя чувствует дорога за Эчедой. Про источник рассказали, про дорогу заверили, что она там есть и вполне адекватная.
За Агвали увидели водопад, остановились.

Походили, посмотрели, сфотографировались.

Дагестан — это страна не только гор, но и водопадов. Их там очень много, они все разные: маленькие и большие, шумящие и тихие, грозные и милые, некоторые похожи на ручейки, а некоторые, как этот, падают вниз мощным потоком воды.

От водопада летели холодные брызги, больше напоминающие сильный дождь, поэтому мы заодно и искупались, подойдя слишком близко.

Единственное, что произвело удручающее впечатление, — мусор. Подойдя к водопаду сбоку, мы увидели небольшую, но неприятную свалку. Как мы убедились в дальнейшем, свалки и мусор — это бич Дагестана. Увы, но замусорены там были очень многие красивые места, очень многие природные красоты. Это явление встречалось слишком часто, поэтому не обратить на него внимания было нельзя. В некоторых селах мы не могли найти мусорные контейнеры, чтобы выбросить в них свой мусор. А в некоторых селах увидели склоны, на которых мусор лежал целыми горстями и потоками — его там выбрасывают вниз в реку. По обочинам дорог мы очень часто встречали плакаты с содержанием вида «мусорить нельзя», «хватит быть свиньями», «мусору — нет» и тому подобной социальной рекламой. Видимо, здесь это действительно серьезная проблема. В этом смысле я увидела большое отличие между горным Дагестаном и Приэльбрусьем. Как ни крути, а по сравнению с Дагестаном, на Эльбрусе, да и в Кабардино-Балкарии, очень и очень чисто.
Остаётся надеяться, что и здесь с этой проблемой справятся, несмотря на ее масштаб...

После Тисси-Ахитли дорога по Яндексу закончилась. В реальности она была и мы по ней успешно ехали. Нормальная такая грунтовая дорога. А по обочинам — все те же села.

Ближе к Эчеде опять случился блокпост, но теперь полноценно пограничный и серьезный, с пулеметами и маскировкой. Пограничники были дружелюбными и вежливыми, а ещё такими же любопытными, как мы. Мы любопытно рассматривали пост, а они любопытно рассматривали нас.

Общавшийся с нами пограничник пытался быть максимально вежливым и говорить правильными и вежливыми заученными фразами, но мы отвечали весело и задорно, шутили, поэтому он расслабился и, в конце концов, стал самим собой, тоже начав аккуратно отшучиваться в ответ.

Вопросы были стандартные, регистрацию прошли стандартно. Спросили, не нужен ли пропуск. Пограничник ответил, что нет, понадобится дальше, а пока достаточно паспортов и документов на машину.
— Как дорога за Эчедой? — спросили мы.
— Да там отличная дорога, — заверил пограничник. — Проедете легко, тем более, на такой машине! Так, теперь мне надо подробнее — куда именно едете?
— Ох... мы продолжаем путаться в названиях населенных пунктов. Давайте мы вам зачитаем? Саааш?
Саша открыл подробно расписанный маршрут, начал читать, путая буквы и ударения, потом поступил проще, сказав пограничнику:
— Может, сами зачитаете? — и отдал маршрут военному. Тот стал читать со спокойным лицом, шевеля губами. В какой-то момент он удивленно поднял бровь. Через секунду — удивленно поднял вторую бровь. Вернул маршрут, оставаясь все таким же удивленным. Спросил:
— А что вы тут смотрите?
— Горы!
Я не знаю, кем же нас все-таки посчитали — отчаянными, ненормальными, безумными?

За Эчедой ушли на поворот на Инхоквари, предварительно остановившись возле местного на белой Ниве и спросив, где этот самый поворот найти. Местный хорошо объяснил дорогу, все оказалось просто: по указателю налево на мост. Свернув в нужном месте, мы попали в долину удивительной красоты. Глядя на эту природу, я так и не могла понять, почему же люди удивляются, зачем мы сюда приехали. Ведь ответ очевиден и лежит на поверхности... Мы приехали вот за этими ущельями, за этими скалами, за этими реками и дорогами...

Вскоре добрались до источника. Здесь была развязка — основная дорога уходила вперед, резкий поворот — в село наверх. Оставили Кайрона под тенью скал, подложив ему под колеса камни. Мы давно стали на стоянках и остановках подкладывать ему камни. Ручник держал очень плохо и не всегда (ручник на Кайроне и его нюансы — это отдельная тема для разговора, порою он не держал машину даже в самом-самом верхнем положении, до которого его приходилось дотягивать двумя руками). Надежнее всего было оставлять автомобиль на первой передаче с вывернутыми в стенку колесами и с противооткатными упорами — камнями, которых вокруг в избытке хватало. А вскоре камни стали рефлексом всех пассажиров — кто первый вышел из машины, тот и подложил первый камень.
Спустились к источнику, к нему вела кривая и крутая козья тропка.

Возле источника обнаружился громкий и буйный водопад.

К источнику вел мост, с которого открылись виды на бурлящую реку.

А это — вид на село. По нижней дороге мы приехали, верхняя вела в населенный пункт.

Я, Егор и Витя пошли погулять наверх, найдя очередную козью тропку. Полазили по камням, поцеплялись за склон одновременно руками и ногами, забрались в крутой подъем, вылезли к каким-то разрушенным строениям.

Интересно, а что это за строения, что здесь раньше было? Тоже что-то сторожевое? Или остатки старого села? Или все прозаичнее — загоны для скота?

Вид вниз, на реку и дорогу. На дороге можно увидеть маленького Кайрона.

На этой фотографии, если присмотреться, тоже можно найти наш автомобиль.

Спустились вниз, обратно к источнику.

От источника козьей тропкой поднялись наверх. С верхней дороги на нас взирали любопытные ослики. Они были очень заинтересованы нашими передвижениями и постоянно за нами следили.

«Развязка» в сторону села. Нам ехать по нижней дороге.

Поехали обратно. Такие камушки посреди пути — обычное явление. Сильно не засыпано, проехать можно — значит, всё в порядке.

Вернулись с Инхоквари на эчединскую дорогу. Опять порадовались, что Яндекс нас обманул, и в реальности она есть.

Сильно дальше за Эчедой, в районе села Сагада, случилась забавная штука, вполне типичная для горной местности. Мы вновь ехали вдоль реки.

И увидели впереди какие-то движения и небольшую толпу. Почему эти три машины стоят и не двигаются? А что это там такое большое развлекается? Стоп, это что, прямо на дороге?

Как оказалось, на дорогу сошел сель и блокировал движение. На груде камней и скальной породы стоял огромный экскаватор и ковшом ковырял насыпавшую груду.

Масштаб рассыпавшейся кучи впечатлял.

Вот черт! Самое грустное, что не было видно, на какую протяженность лежит завал. Интересно, как надолго мы попали?
Пробка собралась пока что небольшая, буквально пара-тройка машин. Все спокойно стояли, ждали, грелись на солнце, наблюдали за экскаватором. Мы спросили, какие у всех планы на здешнюю театральную постановку с гусеничной техникой.
— За час должны управиться, — ответил нам водитель первого автомобиля.
Час — очень даже позитивный прогноз на такую кучу породы! Это приятно.
Мы вернулись немного назад, туда, где оставили машину.

Витя, оставшийся с Кайроном, пока я с Егором ходила узнать ситуацию, посоветовал переставить автомобиль на другую сторону дороги. Мол, ты, конечно, молодец, хорошо припарковалась, но со склона камушки сыпятся. Ой-ой-ой! Переехали ближе к обрыву.
Встав поодаль от основной части машин, которые продолжали подъезжать к завалу, мы устроили себе обед, раз уж у нас выдался минимум час свободного времени. Перед селем постепенно скопилась очередь, но не особо большая, машин десять. Экскаватор разгребал завал с увлечением, он хватал сыпуху ковшом, вываливал ее вниз по склону, в реку, ворочал огромные булыжники. Некоторые булыжники были настолько тяжелыми, что, пытаясь подцепить их ковшом, экскаватор приподнимался сам. Поэтому он аккуратно их раскапывал, подкатывал к склону и с задорным «бадабум» скидывал туда же, в реку.

Зрелище было настолько завораживающим, что мы смотрели на него, как на захватывающий фильм.
Только оставалось непонятным, как он разгребет эту кучу за час — это же нереально! Потом до меня дошло — а он и не будет ее разгребать целиком. Экскаватор делал на куче пологий подъем наверх, а с другой стороны кучи — такой же пологий спуск вниз, чтобы машины могли проехать прямо сверху этой кучи. Отличная идея!

В итоге, он и вправду проковырял в завале что-то вроде небольшого тоннеля.
— О, ребят, машины пошли, — отхлебывая чай, сказала я.
— Пусть идут. Успеем проехать.
— Ребят, они почти все прошли, — за раз пришлось проглатывать весь объем чашки.
— Да успеем, не кипишуй.
— Нет, я ничего не хочу сказать, но мне кажется, что экскаватор сейчас пропустит скопившуюся очередь и начнет копать дальше, зарыв имеющийся тоннельчик.
— Блин, собираемся! — наконец-то и ребята осознали происходящее.
Мы сумели закинуть расставленные вещи в машину буквально за минуту, очень быстро очутиться на своих местах в Кайроне и рвануть к завалу. Экскаватор, увидев нас, подождал, прежде чем опять заскрежетать несмазанными гусеницами, чтобы завалить проход и раскапывать камни дальше. Мы взлетели наверх, бибикнув водителю в знак благодарности за ожидание, спустились вниз и увидели в зеркале, как тяжелая техника опять поползла на вершину груды. Успели!

Дорога продолжила спокойно петлять по склонам.
Трафик был очень небольшой, но это играло на руку — после Эчеды дорога постепенно сузилась и периодически становилась шириной в одну или полторы машины. Разъезжаться стало труднее, находить уширения для разъезда — тоже. В какой-то момент нам очень долго пришлось ехать за медленным бензовозом, но он, в итоге, остановился и нас пропустил. По сухой погоде с дороги поднималось огромное количество пыли. Пыль была везде! Она ложилась толстым слоем на кузов Кайрона, залетала в салон, такими же толстыми слоями ложилась на панель приборов, на щиток приборов, на экраны климат-контроля и бортового компьютера. Она летала по салону огромной цивилизацией и оседала на нас. За бензовозом было ехать особенно грустно.
Я постепенно приучилась к местному колориту по части благодарностей — и при встречных разъездах стала и сама бибикать, говоря то «спасибо», то «пожалуйста».

Где-то там случился очередной пост, опять прошли регистрацию.

Остановил нас лейтенант и, пока его подчиненные нас регистрировали, засыпал вопросами.
— Добрый день, добро пожаловать в Цунтинский район! — бодрым и радостным голосом сказал лейтенант. — Куда сейчас едете?
— В Тлярату.
— ??? Вы зачем таким крюком поехали?! В Тлярату проще совсем другим маршрутом!
— Ой, кажется, я перепутала. Сааааш?
— В Тляцуду, — отозвался Саша, сверившись с маршрутом. — Тляцуда — Кидеро — Бежта.
— Тогда все нормально, правильно едете.
— Как дальше дорога?
— Прекрасная! Лучше, чем здесь. Здесь много ям, а там намного меньше их станет. А что вы здесь смотрите?
— Горы!
Опять же — впечатления от общения остались только приятные.
Мы же проехали Тляцуду, Хамаитли, Шаури, Мокок. Дорога бежала вдоль реки.

Мы встретили разрушенный мост, но проезд не составил труда.

Потом мы встретили другой мост. Нуууу, это мост, да. На нем досочки, да. Не прибиты и не закреплены, нет. Конечно, проезжать страшно, а куда деваться! Говорят, тут даже грузовики проезжают, пока никто не видит, хоть это и запрещено — лейтенант при нас по-доброму ругался на водителя такого грузовика.

Гутатли, Цунта... Вскоре дорога побежала по каким-то лесам, превратившись в довольно ровную грунтовку через лес, вокруг периодически мелькали альпийские луга. Сложилось впечатление, будто мы спустились в низину или вернулись на равнину. Ан-нет, Егор проверил высоту по навигатору — больше километра.
Вышли в Кидеро.

В магазине попытались найти местные чай и мед. Продавщицы сильно удивились, что мы спрашиваем такие вещи. Ну лаааадно.
Добрались до Генуха, за ним начался перевал. Опять перевал и опять очень и очень крутой!
Зато и виды открылись с него потрясающие, а то дорога по равнине через лес нас как-то удивила.

Кажется, я не рассказывала о том, как чувствовал себя Кайрон на этих перевалах и на высоте, а высота, между прочим, очень часто уходила за 2 километра.

Кайрону, конечно, было не очень хорошо, но он старался.
Основная проблема заключалась в оборотах меньше 1500. Свыше 1500-1600 оборотов начинала работать турбина, и тяга автомобиля становилась такой же, как на равнине. До разгона турбины Кайрон ехал еле-еле, дымил. Основной задачей на серпантинах оставался правильный выбор передачи — ее надо было выбрать так, чтобы обороты не падали. Особо крутые повороты мы проходили на первой передаче, самой популярной и рабочей оставалась вторая, намного реже — третья. Там, где были камни и особенная крутизна (что поворота, что подъема), я не стеснялась включить пониженную передачу и проползти участок на ней. Кроме того, пониженная передача была незаменима в том случае, если я не угадывала с выбором прямой передачи и сильно теряла скорость на подъеме с поворотом — в этом случае я останавливалась, включала понижение и трогалась на нем, проезжала до более ровного участка без крутого подъема и там переходила обратно на прямую передачу. Основное, что я усвоила, — пониженная передача у Кайрона оказалась просто адовой по тяге. Конечно, тут надо отдать должное и прошивке двигателя, которую я обновила в автомобиле зимой. За счет прошивки увеличился крутящий момент (особенно на понижении), да и сам двигатель стал работать совершенно иначе. Не знаю, как бы чувствовал себя Кайрон тут на стоковой прошивке... В прошлом году на Эльбрус я ездила именно на стоковой, там ее вполне хватало. Но здесь перевалы были в разы круче и продолжительнее...

На вершине перевала, когда дорога наконец-то выровнялась, нас вновь встретил пограничный пост.
И вновь нас встретил очень радушный и добрый пограничник. Кажется, он был ужасно рад нас видеть, поначалу старался быть просто вежливым, но потом не удержался, стал постоянно улыбаться и проявлять неподдельный интерес. Удивительно, какие же все тут добрые и милые =) Прямо на подбор. Или, может, это мы хорошие и притягиваем к себе хороших людей?

Мы привычно отдали стопку документов, на этот раз у нас наконец-то спросили и пропуск, который мы добыли в Каспийске.
Причем пограничник нас сначала подробно расспросил, кто мы, откуда и куда, а потом так аккуратно и осторожно поинтересовался:
— А пропуск у вас есть? — кажется, он беспокоился, что мы, такие классные, приехали сюда без пропуска, а пропустить дальше он бы нас очень хотел, но если у нас не будет пропуска, ему придется как-то решать эту проблему, а не факт, что ее получится решить.
Но мы его обрадовали:
— Конечно, есть! — и протянули чудесную бумажку, в которой было несколько ошибок и опечаток в адресах и фамилиях. Но это, видимо, нормальное состояние для пограничного пропуска.
— Хороший у вас маршрут, красивый, — оценил пограничник, просмотрев список поселков, через которые мы ехали и планировали ехать.
— Даааа!
Естественно, в пропуске обнаружилось расхождение, о чем нам тоже задали вопрос — как так, у вас написана Тойота Ленд Крузер, но ваш Ссанг Йонг как-то не похож на Тойоту. Мы рассказали захватывающую историю о том, как Тойота попыталась и не смогла.
— Но мы звонили в Каспийск. Они сказали, что что-нибудь придумают. Потом, когда мы забирали пропуск, они сказали, что ничего придумать не смогли и, мол, езжайте так. Потом кто-нибудь что-нибудь придумает.
— Вот они в Каспийске молодцы, сами не придумали, а нам теперь за них отдуваться.

Пограничники стали связываться с погрануправлением и выяснять детали. Мы, пока появилось время, проверили масло в моторе, походили вокруг машины, оценили задние пружины, просевшие под весом груза в багажнике.
— Когда я собирался в Дагестан на Тойоте, — сказал Витя, — мне сказали, что, мол, чем выше горы, тем ниже Приоры, поэтому у меня есть все шансы вернуться не на Тойоте на 33-х катках, а на заниженной восьмидесятке.
— Угу, но мы поехали на Кайроне. И я уже вижу, как он занижается. Таки правы оказались твои знакомые, вернусь на заниженном Кайроне! Другими из Дагестана автомобили не возвращаются!

Кстати, смех смехом, а большая часть Лад в Дагестане и вправду низкие. Но не потому, что их специально занижают... Банально не выдерживают подвески тяжелых горных дорог и перевозимого груза. Вот и проседают, а то и лопаются. А никто особо не заморачивается их заменой. А смысл? Все равно опять просядут. Видимо, такая логика.

Главное пограничное управление смену машины согласовало, пограничник отдал документы и извинился за задержку. Боже мой, какой же он классный! Мы же сами накосячили с машиной, сами приехали на другом автомобиле, это наш косяк, пограничнику пришлось все согласовывать, а он ещё и за задержку извиняется! Наоборот, это ему спасибо.
— Тут самый высокий перевал Цунтинского района, — добавил пограничник на прощание. — Можете вон там остановиться и сфотографироваться. Очень красиво.
— Спасибо, до свидания!
— Удачи вам и хорошей дороги.

Дорога вышла на самую вершину перевала, там мы немного задержались для фотосессии.
После горных сухих дорог Кайрон покрылся слоем пыли. Пока пограничники согласовывали отличный от пропуска автомобиль, мы решили превратить Кайрона в Тойоту несколькими движениями пальцев. Мне кажется, у нас получилось.

С вершины перевала открылся вид на снежные горные вершины. Снежные вершины, которые мы так любим.
Слева на фотографии виден кусочек дороги, идущей по склону. Это путь вниз с перевала.

С другой стороны открывался вид на долину, по которой мы ехали и из которой поднялись сюда, наверх. Дорога внизу — да-да, та самая, с нее и поднялись. Каждый раз, глядя откуда-то сверху или сбоку на дороги, по которым мы проехали, или места, из которых пришлось подниматься или спускаться, мы впадали в какой-то кайф от осознания того, что мы в очередной раз совершили.

С перевала пошли на спуск, опять проверяя крены автомобиля и подвеску на крутых поворотах.
На очередном повороте увидели, что вверх ползет Камаз, остановились, чтобы его пропустить. В этот момент сзади нас догнала полицейская Лада, тормознула поднимающегося Камаза и начала с ним болтать, а мне полицейский махнул — мол, проезжай! Поехала — баааа, да это же тот самый лейтенант, который проверял у нас документы на въезде в Цунтинский район!
Он тоже нас узнал.
Я делала крутой поворот направо, сзади стояла Лада, слева Камаз, проползала между ними под крутым углом, а лейтенант в этот момент задал самый подходящий вопрос:
— Ну, как вам наши горы?
Четыре человека из Кайрона ответили дружно в один голос:
— ОТЛИЧНО!!!

Спустившись с перевала, нашли удобную площадку недалеко от дороги, возле реки, и встали на ночевку. Место было живописным, но появилось много мошкары — что поделать, река и сброс высоты. В горах быстро отвыкаешь от насекомых.

А так выглядела заправка Кайрона. По одной канистре мы вливали каждый вечер.