|
Не прошло и года с предыдущего исполненного авантюрного проекта, поездки на машине из Краснодара на Сахалин и обратно, как окончательно сформировалась новая цель, проехать с юга максимально на север до океана на автомобиле. Из всех доступных для проезда на машине вариантов самым северным была бы поездка на Кольский полуостров в Мурманск. Но он не имел прямого выхода в открытое море, от него имелись три направления с дорогами, на север, на запад, на восток. В направлениях на север и запад дороги с выходом к морю были закрытыми для проезда всякими ЗАТО, но на восток можно было доехать до Териберки. Так я узнал об этом населённом пункте, и он был выбран конечной северной точкой поездки и оказался даже более привлекательным, чем просто поездка до Северного Ледовитого океана, в связи со своей историей, колоритной природой и апокалиптическими пейзажами.
Составил маршрут, забронировал гостиницы по дороге, но в процессе подготовки решил немного изменить планы и поехать на день раньше, чтобы посмотреть парад кораблей в день ВМФ в Североморске 30 июля. Перебронировал номера с переносом заезда и выезда на сутки назад, везде прошло это нормально, кроме гостиницы в Териберке, где на этот день номера были заняты.
Оставалась ещё только одна проблема — попасть в Североморск. Решил её самым простым способом, заказом тура через турагентство «Парк Экстрим», правда это стоило денег, 4200 руб. на двоих, но зато никаких забот и волнений с моей стороны.
Маршрут запланировал более длинный туда, с короткими заездами к сослуживцам в Белгород и Одинцово и заездом к родственникам в Рыльске.
По пути находился и танковый музей в Кубинке, решили заехать и в него.
Машина прежняя, Пежо-3008, которая, по предыдущим отзывам «специалистов» на мой рассказ, при таком пробеге должна была уже рассыпаться. Так как никаких проблем она мне не доставляла, то и никаких диагностик и проверок на этот раз не делал, поездка предварительно получалась в небольшие 7 тыс. км, всё в ней работало нормально и плюс немного раньше, на 110 тыс. км пробега, были заменены передние ступичные подшипники, которые стали немного шуметь, это была первая замена в ходовой части за всё время.
Были сложены задние сиденья и там приготовлено спальное место, вещей взяли немного, одежду, 12v чайник и небольшой холодильник с продуктами.
Выехали рано утром 26 июля, свободно проехали Ростов-на-Дону, заехал к в Белгород и к вечеру без приключений был в Рыльске. Переночевав, утром двинулись в сторону Киевского шоссе и по нему до Обнинска. Весь этот путь нас сопровождали идиллические сельские пейзажи, желтеющие поля, аисты и в принципе неплохие дороги.
Киевское шоссе к тому же оказалось и мало загруженным машинами, но слегка перегружено ДПСниками, хотя меня они не напрягают и ни разу не останавливали, но почему-то все перед ними сбрасывают скорость, да и перед камерами тоже. Мне это кажется непонятным, если камера снимет тебя, когда ты, допустим, по трассе превысишь 110 км/ч, зачем перед нейпроезжать на 70 км/ч? Зачем?
Да камере плевать на твоё «ку» перед нею.
27 июля после обеда были в Обнинске, проехались по улицам, посмотрели, очень понравилось, небольшой, но красивый и очень зелёный городок
Рубка лодки К-14, установленная в честь первопроходцев атомного подводного флота.
Остановились в гостинице ЦИПК, где был забронирован номер, номер достаточно большой, чистый, мне он понравился, цена всего 1350 руб. в сутки за двухместный.
А номер в Мурманске, уступающий во всём, обошёлся в 2100 за сутки.
Переночевав, отдохнув и помывшись, с утра 28 июля взяли курс на Кубинку, откуда и начинается самая насыщенная часть путешествия.
На Кубинку поехали через Наро-Фоминск, поворачиваешь на развязке на Минское шоссе и проехать танковый музей уже невозможно, везде указатели.
Центральная аллея.
В музее шесть павильонов и часть техники на постаментах и под открытым небом.
В музее выясняется, что часть техники перевезена в парк «Патриот», так что едем в сторону Алабино, благо это по пути.
«Патриот» поразил и масштабами, по территории ходят бесплатные маршрутные автобусы, и организацией выставки, к любому экспонату свободный подход с любой стороны, всё удобно.
В этот день шла подготовка к танковому биатлону, завтра начало и посетителей пока немного, что меня более чем устроило. Весь парк «Патриот» за день не осмотреть, и они обещают построить гостиницу, посмотрим, если сделают, будет неплохо.
К сожалению, павильон с родным 12ГУМО был закрыт.
Из Алабино заезжаем в Одинцово и оттуда уже на Мурманск. Решаемся ехать через Москву и по восточному берегу Онежского озера. Другой вариант был по Лениградке, через Великий Новгород и Петрозаводск, по километражу примерно одинаково. По МКАДу проехали относительно быстро, хотя и вечер пятницы, встретились всего две аварии, заторов в принципе не было, но когда повернули на Ярославское шоссе, встали в глухую пробку, простояли несколько часов и только к полуночи поехали нормально.
Времени оставалось очень мало, около суток, в Мурманск необходимо было приехать 30 июля до 9 часов утра, чтобы попасть на парад. Но обстоятельства встали на нашу сторону, и погода (хотя и попадали в дождевые заряды) и дорога не подвели. Карелию и Мурманскую область пролетели на одном дыхании, дороги отличные, трафик близкий к нулевому, ограничивающих знаков нет, было несколько ремонтных участков, но они нас не задержали. Из Вологды до Мурманска 1400 км доехали за один световой день (Мурманский).
Из Москвы ехали через Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Вологду, Вытегру, Медвежьегорск, далее дорога на Мурманск одна.
За Вытегрой, километров через 60 начинается Карелия.
Тут сразу надо учесть, что дальше заправки становятся достаточно редкими, особенно брендовые, после Пудожа до Медвежьегорска ни одной заправки, а я по своей привычке начинаю искать заправку, когда стрелка показывает остаток в четверть бака, приблизительно этого хватает на 200 км и плюс резерв и всегда этого хватало, а здесь мне пришлось дотянуть на последних каплях топлива до Медвежьегорска, где и заправился на ТНК.
Большой участок без заправок будет и от поворота на Кемь, до поворота на Лоухи.
Надо ещё раз признать, дороги в Карелии, да и в Мурманской области отменные, хорошо размеченные и без лишних ограничивающих знаков, на них очень легко, без напряжений, можно поддерживать высокую среднюю скорость, особенно если пользоваться круиз контролем.
За 66 параллелью пересекли линию Полярного круга, ура!!! Мы в Заполярье!
Доезжаем до окончания Карелии (фото с Мурманской стороны) и начала Мурманской области.
Теперь мы едем вдоль Белого моря, но на расстоянии от него, лишь в районе Княжей Губы дорога приближается к нему и Белое море можно увидеть. И мы смотрим.
И конечно же, Лапландия, мимо неё не проехать!
Уже поздно, но светло, ехать можно на ДХО и можно фотографировать, несколько дней как закончился полярный день и начались самые светлые белые ночи. В Мурманск приехали в полночь, остановились на объездной на заправке, поспали в машине, спальное место удобное, выспались достаточно комфортно и в шесть часов утра 30 июля поехали в гостиницу, где заселились в номер, помылись, переоделись и поехали на место встречи, на Ленинградской улице, возле гостиницы «Азимут».
Там нас ждёт автобус, группа собирается, сверяют документы, и мы выезжаем в Североморск.
Погода прекрасная, солнечный день с небольшим ветерком, тепло.
Перед Сафоново на КПП проверка документов и сверка с пропусками, но всё быстро, без лишних вопросов.
Едем дальше и первый сюрприз, с дороги прекрасно виден в хорошем ракурсе «Адмирал Кузнецов». Снимаю через стекло, немного теряется качество, но это неважно.
В Североморске едем с группой на автобусе прямо на набережную, смотрим корабли, посещаем подводную лодку-музей К-21 и отправляемся снова на автобусе смотреть парад, перед площадью высаживаемся и дальше идём пешком.
Парад очень зрелищный, со стрельбами, тралением, всплывающими подлодками.
Конечно же, с Нептуном и его свитой, морпехами и «диверсантами», вальсом буксиров и тушением пожара на корабле. Открыты для посещения два корабля, на которые мы не пошли.
После парада едем в Сафоново, в музей авиации Северного флота.
Домик Гагарина.
Музей производит двоякое впечатление, достойны похвалы и уважения энтузиазм и самоотверженность работников, но уровень реставрации….я даже не стал всё фотографировать, только малая часть, лучшая.
К 16 часам возвращаемся в Мурманск, гуляем весь вечер, на следующий день продолжаем знакомиться с городом. Дороги в самом городе не восхищают, но движение свободное, без пробок, парковаться можно практически везде без проблем.
1 августа выезжаем в Териберку, гостиница у нас там забронирована со второго, но эту ночь можно будет поспать в машине. Дорога туда от гостиницы составляет 140 км, от границы города примерно 130 км, из них 40 км грунтовки. Новое необычное зрелище — снег летом! И не в горах. На склонах холмиков, рядом с дорогой, в ямах лежит снег! Необычное сочетание с яркой зеленью.
С дороги открывается прекрасный обзор на летнюю тундру, завораживающий вид зелени и белого мха, этакий бело-зелёный ковёр.
Дорога от Мурманска до развилки Териберка—Туманный асфальтирована и вполне неплоха, дальше на Териберку идёт грунтовка.
Местное творчество, охранительница тундры.
Впереди Териберка, мы доехали!
Едем в гостиницу 45 Причал, одну ночь поспим в машине и две в номере. Сама гостиница расположена на окраине, в нескольких десятках метров от моря.
По пути фантастические апокалиптические пейзажи. И удивительным образом они не производят гнетущего впечатления.
Приезжаем в гостиницу и сразу договариваемся о морской рыбалке на завтра.
На следующий день в 10 часов грузимся на катер и плывём сначала на морскую прогулку, затем на рыбалку.
В море выясняется, что мы не одни, Северный флот вышел на учения в этот же район, в пределах видимости просматривается с десяток боевых и вспомогательных кораблей.
Три из них, судя по бортовым номера, 30 июля видел в Североморске.
Плывём до маяка на северной оконечности Териберского полуострова, дальше уже вид на открытый Северный Ледовитый океан.
Но что-то не понравилось флотовцам, и они отправляют к нам вертолет, он подлетает, зависает в нескольких десятках метров и улетает. Минут через 10 начинается орудийная стрельба (не по нам).
А мы ловим рыбу, ловится активно около дна на глубине метров 80, в основном некрупная треска и пикша. Поймав килограмм 10-15, возвращаемся на берег.
Варим уху из голов и печени трески, жарим и три дня питаемся практически одной рыбой, разбавляя иногда крабами (купленными).
Приехав с рыбалки, заселяемся в номер. Переодевшись и немного отдохнув, идём бродить по окрестностям, созерцая суровую и красивую одновременно природу, попадается много ягоды, даже насобирали немного морошки, чтобы привезти домой. Это был единственный день, когда погода была благосклонна к нам, остальные дни были холодные, сырые и туманные.
Попадалась и брусника, но зелёная.
В предпоследний день решили сходить на артбатарею, которую видели с катера. Собрались ехать на машине, сколько сможем проехать, проедем, там оставим машину и дальше пешком.
Проехали примерно половину пути, машину бросили около курумного пляжа и пошли дальше.
Погода испортилась окончательно, видимость была метров 50, местами слегка прояснялась, но не надолго.
Озеро с вытекающим из него водопадом.
И вот она, батарея, четыре 100-миллиметровых корабельных орудия! То, что можно было сделать за час (дойти от курумного пляжа до батареи пешком), благодаря туману, который скрыл вершины, мы сделали за несколько, поднявшись на все вершины по пути, чтобы убедиться, что там её нет.
Небольшая фотосессия, кроме орудий и снимать нечего, виды на окрестности скрыты, возвращаемся назад к машине уставшие, исходившие все близлежащие возвышенности в поисках батареи на пути туда, проплутав так же несколько часов и на обратном пути в сгустившемся тумане, не сразу попали на нужную тропу. И снова проходим мимо озера с большим водопадом, а в него уже с другого озера через ещё один небольшой водопад течёт вода.
Большой падающий в море, с озером из которого он течёт.
4 августа собираем вещи и в 9:00 начинаем путь домой, на спидометре 3957 км, пройденные от дома. Грунтовый участок проезжаем не спеша и через 1час 20 минут попадаем на асфальт по направлению на Колу, едем весь день и до 12 часов ночи проезжаем 1112 км. Маршрут до Москвы оставляем прежний, он достаточно быстрый и незагруженный, только погода немного подводит, всё время идёт дождь и перестаёт преследовать нас лишь за Воронежем.
5 августа к 17 часам подъезжаем к Москве, едем по МКАДу до Каширского шоссе и в 18 часов съезжаем на него, а там по Дону М-4 по прямой едем на Краснодар. Для экономии времени едем по платным участкам, но в итоге много времени теряем на пробках в Лосево и Ростовской области.
Дороги в Ростовской области жесть, если от Ростова в сторону юга до Краснодарского края дорога на пять, то на север на твёрдые два балла. Если бы движение было свободным, то это меня бы не напрягало.
А так по Ростовской области на обратном пути постоянно утыкались в пробки, и всё они были из-за разбитых и выдавленных участков, там не было сужений дороги, там не было реверса, там не было ремонта, там просто машины начинали сбрасывать скорость до минимума и собирать по несколько км медленно ползущих колонн.
Как бы то ни было, точно по графику, в воскресенье 6 августа в 12 часов дня торжественно въехали в свой двор.
От дома до дома пройдено 7316 км со средней скоростью 74км/ч, расход топлива составил ровные 7л/100 км.