|
Автор: «Хобой»
автомобиль «УАЗ-Патриот»
г. Новосибирск
июль 2017 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Давным-давно, когда желания и деревья были большими, но возможности маленькими, встретился на горной тропе мне старец. Шёл он в замызганных ботинках, старой штормовке и нёс на плечах штопаный брезентовый рюкзачок. «Куда ты и зачем идёшь?», — вопрошали мы, дурные подростки, возомнившие из себя альпинистов. «На ту гору, — отвечал и показывал иссохшей рукой старец. — Всю жизнь прожил в соседней деревне, а там до сих пор не был!»
ПРЕЛЮДИЯ
Как бумага должна «вылежаться», так и маршрут должен созреть.
Восемь лет мы прожили в Новосибирске. В городе, где некоторые жители считают Горный Алтай своей загородной дачей. И ездят туда как на дачу — на каждый праздник. «Как собак вас тут нерезаных», — заметил как-то про нас, новосибирцев, «ласково» местный житель. 500 км — не крюк для собак…Молодцы. А мы вот как-то нет. Всё подальше норовим: то в Монголию, то в Киргизию, то в Воронежскую область. Алтай рядом. Кажется, ещё успеется.
Маленько вру. Конечно, не совсем уж таки не были: проехали Чемальское направление. Однажды занесло на вертолёте в Усть-Коксинский район. Но этого мало, мало!
В этом году план «А» на традиционное отпускное путешествие был определён в середине зимы. Видно, по этой причине хотелось найти местечко потеплее. Порылись в картах и инете, прикинули свои возможности, да выбрали очередной достаточно дальний маршрут — на Каспийское море. Конкретнее, на полуостров Мангышлак, что находится в самой западной части дружественного государства — Казахстана.
В течение следующих месяцев была составлена «правильная» подробная маршрутная книга со всеми интересными точками, координатами, расстояниями, телефонами и много ещё чем. Составлена и… положена на полку. Потому, что вдруг неслучайно повстречался знакомый автотурист, который только что (в мае) вернулся с тех краёв, причём тоже на «Патриоте». Весь его долгий рассказ можно было уложить в двух словах: «Пыльно» и «Жарко». Т.е. в мае уже жарко. В мае, когда мы ещё умиляемся снежным кучам после вечной зимы, на Мангышлаке так жарко, что это западает в память. «А как же тогда ТАМ в середине июля?!» — подумали мы и решили перенести поездку к Каспию на «потом».
План «В» — на малую родину, т.е. в Прибайкалье, провалился, но не по причине жары. Собирались на свадьбу к племяннице в Ангарск и на Байкал. Для этого нужно было немного сдвинуть отпуск. Главным инициатором этого плана выступала моя дочь, уж очень ей хотелось побывать на свадьбе двоюродной сестрёнки — вплоть до слёз. Всё рассчитали и на этот раз: как везти маленькую внучку, расписание по дням и часам: кто будет с ней нянчиться, и чем заняться после свадьбы, когда протрезвеем окончательно.
Но… дочке нежданно-негаданно выпала новая работа, причём такая, от которой трудно было отказаться. Отказались… От поездки на свадьбу. Извини, дорогая племяшка!
План «С»… правильно, тоже провалился. Пришло нам предложение — помочь в приобретении и перегоне авто из Владивостока до Новосибирска. Не торопясь. Мы с сыном могли улететь туда на самолёте, а обратно спокойно катиться, заезжая во все интересные места для отдыха. На тот же Байкал, конечно. Но ввод системы Глонасс для импортных машин уничтожил на тот момент и этот проект. Системы не хватает, цены на авто выросли, а из укомплектованных машин выбирать особо нечего (так рассказал чел с Владика, связанный с автомобильным рынком).
Как видите, сама судьба распорядилась — в этом году НУЖНО ехать на Алтай. Четырежды запасной вариант под литерой «Д» будет первым!
МАРШРУТ
Как я люблю циклические маршруты! Вроде бы едешь туда и обратно, но успеваешь посмотреть в два раза больше. Но это не про Алтай. Пара-тройка основных дорог, с которых нужно «заныривать на точки» и возвращаться назад. Хотя на картах вроде нарисованы желанные линии. Например, с Чемальского направления через Ороктойский мост до Чуйского тракта. Или с Чуйского тракта через мост и Инегень до Тюнгура. Опытные ребята сказали, что лучше не проверять на практике. Поэтому остался маршрут, по которому гоняют большинство автопутешественников, постоянно встречая друг друга на дорогах Республики. При этом радостно сигналя и обнимаясь, словно лучшие друзья.
Новосибирск — Барнаул — Бийск — по Чуйскому тракту (можно доКош-Агач), сворот Акташ — Улаган — долина реки Чулышман — возврат на Чуйский тракт — отворот после Туекты на Усть-Кан — «спуск» на Усть-Коксу и до конца дороги — Тюнгура. Затем вновь «подъём» до Усть-Кана и выезд с Горного Алтая через Чёрный Ануй — Солонешное —Белокуриху.
ВПЕРЁД!
Середина июля — благодатное время для Сибири. Уже не холодно. А днём иногда даже жарко (правда, сибирякам и +25 уже жарко). Самое время поехать в отпуск… по Сибири.Едем вдвоём. Я (Олег — «Хобой») и мой сын — Никита. Студент на отдыхе. Большой, короче.
Как обычно, забили машину вещами под крышу. Да и на крышу тоже повылазило. Любим мы это дело — чтобы было ВСЁ. Одних продуктов набрали, как минимум, на месяц (теперь есть чем питаться дома до Нового года). Спальники, гаджеты, газ, запчасти, да что там объяснять — сами знаете!
Машинка — УАЗ-Патриот. Шестой сезон везёт нас в отпуск. Особо не жалуюсь на неё. Конечно, внимания требует, но «без истерик». Из навороченного дополнительного оборудования в этом году конкретно пригодились: кит 3,3 в «раздатку» — на «понижайке» теперь не страшно залезать в любую горку; принудительное включение электровентиляторов радиатора, чтобы охладить мотор до того как он перегреется; и конечно, неубиваемые мудовые колёса BFGoodrich KM2, особенно по острым камням. А вот жёсткая усиленная подвеска ToughDog нынче просто измучила. Особенно на гравийных дорогах с «гребёночным» покрытием типа «стиральная доска». Едешь по ним, как на телеге без подвески в принципе!
Но вибрация появилась неожиданно, и раньше — на асфальте. На скорости от 70-80 км/ч. Остановились, проверили первым делом колёса. Ни одного грузика на дисках обнаружено не было. Сорвало после последних поездок по «говнам». Вероятнее всего, вибрация происходила из-за отсутствия балансировки колёс (крепления карданов — в норме). Но чтобы проверить гипотезу — нужно было эту балансировку восстановить. Сами это сделать мы, естественно, не могли — не захватили с собой балансировочный станок. Начали искать, пока не поздно СТО.
Первый специалист, на шиномонтажке в Бийске, поковырялся крестовой отвёрткой в колпаках колёс, но открутить прикипевшие болты не хватило квалификации. Несколькими днями позже упрямые колпаки колёс всё же снял другой специалист в СТО Акташа, но и там долгожданной балансировки не получилось — мастер очень эмоционально объяснил нам, что их НЕВОЗМОЖНО отбалансировать. А то, что я проездил 6 лет с грузиками, да на скоростях более 120 км/ч, звучало неубедительно. В итоге ответ спеца для истории: «ну… это нужно было дома делать…»!
Всю последующую дорогу мы проехали, не превышая скорость 80. Привыкли. Даже нашли в этом свою прелесть: можно было спокойно рассматривать красоты Алтая. Ведь это была единственная техническая проблема за поездку.
Точка № 1.
Посетили музей Чуйского тракта в городе Бийске. Столько раз проезжали мимо! Но то спешили, то сам он был закрыт. Прошлись по залам. Правда, без экскурсовода экспозиция показалось скучноватой. Не думаю, что это объективно, поэтому очень советую в таких местах слушать знающих тему людей, а не строить из себя умников, как мы….
*
Уезжая, думали: «Зачем мы будем брать из города картошку! По дороге в какой-нибудь деревне купим. И дешевле и полезней». Ага, разбежались. В деревнях Алтая частники вдоль дороги продают картошку — чистую, в пакетиках по 1 кг. За 100 руб./кг. Когда в это время в Новосибирске самая дорогая — 50 рублей. Если начинаешь удивляться — продавцы хитро улыбаются и отвечают: «Какая у вас-то картошка!? А вот у нас!» Ладно! В соседнем сетевом магазине тупо купили 7 кг по 44 руб./кг.
*
Вообще стоить заметить: на Горном Алтае давно всё имеет свой ценник. Придорожное сообщество настроено на получение прибыли за счёт проезжающих туристов с минимальным вложением сил и средств. Если есть какой-либо интересный природный объект в шаговой доступности — жди киоск, продающий доступ к нему. Если киоска нет, то сборщик налога временно отошёл. Сейчас приедет. Это часто касается и диких стоянок на берегу Катуни.
*
За Маймой начали искать место первой ночёвки. Один из своротов к реке нас вывел… на кладбище. Знакомая тема. В наших путешествиях не раз мы на них заруливали. Однажды даже ночевали среди могил, т.к. вечером в темноте не заметили, где остановились. Но на этот раз решили поискать более уютное место. Поинтересовались у придорожного местного продавца мёдом и по наводке выехали на место, где ночевали три года назад. Берег Катуни за посёлком Манжерок.
*
Ну вот, наконец-то мы наедине с тобой, Алтай! Здравствуй добрый друг и сосед! Будь снисходительным к нам, разреши отдохнуть у тебя. Мы никому не сделаем худа, а будем лишь желать, чтоб процветала твоя земля..
*
Спалось уютно и спокойно. Все городские проблемы растаяли вдали, вместе с километрами дорог. Ведь невозможно отдохнуть, если постоянно быть с ними связанным. Ночью стучал по крыше небольшой дождик, утром наполз с гор туман. Вообще, дождь в горах, в частности на Алтае — особая тема. Его можно разделить на ночной, дообеденный, послеобеденный, вечерний и т.д. Идёт он в основном минут 15. Очень сильный или, наоборот, моросящий. Но в любом случае заканчивается быстро, как только тучка проходит. Зато после дождя природа выдаёт бонус в виде солнышка и радуги.
Точка № 2.
Семинский перевал (1894 м над уровнем моря). Центр торговли. На вершине довольно прохладно. Дует ветерок. Но погода — не тормоз для коммерции. Десятки киосков продают практически одни и те же товары. Видно, оптовики на грузовиках периодически объезжают все основные дороги и все киоски. Купил монгольскую шапочку с ушками из шерсти яка — очень уж понравилось. И музыкальный инструмент — варган, комус (хомус) по-алтайски. Не смейтесь, давно хотел такой. В раннем детстве бурый медведь потоптался на ухе, да и на горло наступил тоже. С тех пор игра на более серьёзном инструменте, тем более — пение, категорически запрещены. А этот однострунный, для меня самое то. Что алтайский, что бурятский, что якутский, думаю, одно и то же. Теперь по вечерам у костра, во время поездки, будет точно чем заняться. Если Никита досрочно не сбежит от моего бренчания или не выкинет меня с комусом в реку.
*
С питанием организовались чётко: т.к. мы в пути каждый день то обедаем в придорожных кафе, где почти везде достаточно неплохо кормят за терпимые цены. Ужин варим, когда встаём на ночлег и сразу готовим завтрак, чтобы быстрее собраться утром. Для варки используется плита с 11-литровым газовым баллоном (что практичнее в продолжительных поездках, чем маленькие баллончики). Горячий чай постоянно держим в большом термосе. На неожиданные перекусы есть сникерсы, фрукты и слайсы.
Точка № 3.
Заехали на перевал Чике-Таман (1460 м над уровнем моря). Подъём показался круче Семинского. На его вершине — также площадка для машин с торговыми рядами. Вернее торговой улицей, которая за минуту одевается в полиэтилен, как только закапает дождь. Вокруг — завораживающие виды. Долина. Вершины. Вдали видно как проходит полоска старого Чуйского тракта. Тогда перевал был далеко не таким лёгким.
Раньше я читал, что Чуйский тракт — одна из красивейших дорог то ли страны, то ли мира. Подтверждаю. Не все дороги видел, но действительно красиво. Яркие краски, простор, небо, горы, и… отличный асфальт. Путешествуй хоть на фуре, хоть на велосипеде. Так все и делают.
Точка № 4.
Ильгуменский порог. Подъехали к высокому берегу — посмотрели сверху. Внизу стоит турбаза, проезд огорожен. Оставили машину и немного спустились вниз. Вид красивый. Особенно для фона.
Точка № 5.
Яломанское городище. Находится оно на 693-й км Чуйского тракта. Датируется VIII—IX вв. и является уникальным археологическим памятником. Заехали. Но кроме просто ровной площадки ничего примечательного не обнаружили. Неудивительно — столько лет прошло…
Точка № 6.
Место слияния Чуи и Катуни. Место посещаемое, рядом с трактом. Народ выскакивает из машинок и обозревает красоту с горы. Как в почти прозрачные воды Катуни бежит глиняная муть Чуи. Теперь понятно, кто пачкает «бирюзовую Катунь»!
*
Как же приятно: Всё работают (ну, или многие) — а мы на отдыхе! После ночёвки едем дальше. А виды всё краше и краше. Было бы здесь всегда тепло, ей богу — переехал жить!
Точка № 7.
Ининский мост 1936 года производства. Почти разрушен, но пройти по нему ещё реально. Только надо ли…
Точка № 8.
Скальный массив Белый Бом (742 км Чуйского тракта). Скала из белого известняка с прижимом к реке Чуя. Прижим, как пишут источники, когда-то был очень опасен. Возможно, до сих пор место посещают духи погибших путников…
Точка № 9.
Еду-еду, а памятника всё нет. «Может, проехали? — думаю. — Перевалы уже были. Где же разбился Колька Снегирёв?» Нет, чтоб посмотреть в свои талмуды, ведь вот он, памятник, после Белого Бома!
Отлично отреставрированные машинки: «Виллис» и «полуторка». Да так, что хочется залезть и угнать! Негоже им простаивать, хотя и ветераны (За Никиту не ручаюсь, но я — шучу). На старых фотографиях явно другие объекты стояли.
Нам крайне повезло — пока осматривали мемориал, никто более не подъезжал. Спокойно поглазели, прочитали песню, сфотали со всех сторон.
Точка № 10.
Водопад Ширлак или «оригинальное» название, видно, современных маркетологов от туризма: «Девичьи слёзы». Кто бы подсчитал, сколько этих Девичьих слёз по стране! Девиц столько не найдёшь! А слёз — просто бедствие какое-то.
На 759 км тракта большая площадка для автомобилей и доступная тропинка к платной достопримечательности Алтая. Водопадик узенький, но высокий.
*
Добрались до Акташа. Никита пересел за руль, и я его (руль, конечно) практически не знал в следующие десять дней. Растёт молодёжь…
*
Свернули и движемся по дороге Акташ-Улаган. Началась гравийка с главной прелестью — «стиральной доской». Мне стало не по себе. Не только от сумасшедшей тряски и жары, а больше от того, что все (!) машины стали нас обходить. Существенно не помогло ни увеличение скорости, ни снижение давления в колёсах. Жёсткость подвески ощущалась каждой клеточкой. Въезжаем в «гребёнку», чуть не вылетая с дороги, плавно тормозим — и на «первой» корячимся как инвалиды. На такой дороге короли — авто с независимой подвеской, лучше с мягкими и большими колёсами. Хотя, нас и «Патриоты» на стоковой подвеске и колёсах обгоняли…
Точка № 11.
Красные ворота
Трудно не проехать. Ворота ведь. Хотя и красные. Узкое ущелье на дороге с рекой Чибит, где останавливаются все.
Точка № 12.
Озеро Чейбеккель
Вы думаете вода тёплая? Ошибаетесь! Даже очень! Но Никите вдруг захотелось в нём искупаться. Уж очень красивое место.
Рядом места для стоянок (платные) и мусорные кучи (бесплатные).
Точка № 13.
Улаганский перевал (2080 м)
29 км после села Акташ. Есть повод остановиться, прогуляться, насладиться зелёными видами. Рядом озёра.
*
Едим, пылим. Прямой участок — газ в пол, «четвёртая», ямки — по тормозам, вновь разгон, гребёнка! тянет с дороги, «первая», кусок асфальта — резкий разгон, вход на подъем, серпантин, узкий разъезд, «встречка» (!), правый поворот, дорога над обрывом…
Скучно, короче! Ведь я не за рулём, а просто пассажир. Страховочный водитель, так сказать. Как дурак еду — головой кручу, «ох» и «ах» говорю. Надо на двух машинах ездить, чтоб у каждого свой руль был, однако…
Точка № 14.
Перевал Кату-Ярык. Спуск в долину реки Чулышман. (Высота 500 м, длина 3,5 км).
Вот он, великий и ужасный Кату-Ярык! Сколько раз я, читая отчёты туристов, представлял твои склоны! Представлял, как карабкаюсь по ним на своём УАЗике (слава, Богу, уже не карбюраторном). Желание испытать это чувство появилось сразу же, как только узнал про перевал. С тех пор желание росло, крепло и наконец, «разрешилось».
Ужасный перевал не показался, хотя впечатлил однозначно. Для внедорожников и кроссоверов движение по нему не составляло проблем. Сложности были для моноприводных «пузотёрок» коих, на удивление, гоняло там множество. Да и те (хозяева поправят) буксовали, скатываясь назад, лишь на первом прогоне. Там, где волей природы или человека были накопаны весьма чувствительные ямки. Машинки долетали до них, снижали скорость, теряли сцепление и останавливались. На помощь несчастным приходила «крутая» техника в виде трактора «Беларусь» и ЗИЛ — 131, которые на буксире затаскивали «горожан» на гору (не за спасибо, конечно).
После перевала у меня осталось стойкое подозрение, что эти ямки на первом прогоне там существуют не зря… Не местных человеческих ли рук это дело?!
Спустились на «первой», тормозя двигателем. Лишь на секунды прижимая тормоз. А поднимались через несколько дней на «понижайке»: вначале на первой, затем второй. Можно было бы, осмелев, и на третьей. С охлаждением так же подстраховались: включили печку и сразу электрические вентиляторы охлаждения двигателя. В итоге: весь подъём температура 80 град, обороты 2-2,5 тыс.! Отлично.
*
На следующий день после спуска в долину, двигаемся по дороге вниз по течению реки посмотреть окрестности и решить: какие точки «будем брать». Народу вокруг достаточно много. И на огороженных территориях турбаз, стоянок и так, дикарём. А вот пригодных уютных пяточков у Чулышмана — не очень. Кому как повезёт занять.
Точка № 15.
Каменные грибы (Урочище Аккрум).
Для ленивых — видны в бинокль с берега, где дорога. Чтобы добраться до них, нужно переправиться через Чулышман и зайти по тропе на высоту около 120 метров. Легко!
Главное преодолеть свою природную лень. А тут ещё: то дождик, то солнце. Постебались друг над другом, собрались (как на суточный поход), переправились на моторке. 20 секунд за 500 руб. Причём лодочник берёт деньги сразу. Как будто у нас есть другие пути вернуться обратно!
Поднялись в горку по тропинке. Дорога оказалась намного быстрее, чем виделась с другого берега. Природные создания действительно удивительны, нереалистичны. Камни в сотни килограмм каким-то образом держатся на острие глиняной морковки! Возможно, так древними людьми был изобретён цемент.
На вершине повстречали молодую пару новосибирцев, которые несли… в люльке ещё более молодого ребёнка. Малютка, похоже, ко времени, когда начнёт разговаривать, увидит гораздо больше интересных мест, чем половина населения мегаполиса. Надвигался дождь. Но ребята смело лезли в гору, прихватив лишь небольшой рюкзачок и шатёр от солнца для ребёнка. В дальнейшем эту семью мы встречали четыре раза подряд (!) на всех ближайших интересных природных «точках», независимо от погоды.
Дождик всё-таки начался. Лодочник не сразу заметил нас на другом берегу. Пришлось некоторое время просидеть под тракторной телегой, прячась от капель. Видно, для этого она там и поставлена?
*
В начальных планах — была идея посещения южного берега Телецкого озера. Но 50 км сложной каменной дороги с сомнительным призом в виде не очень уютного берега (как нам рассказывали несколько человек) планы изменили. Мы развернулись назад, выбрали уединённую стоянку на каменистом берегу реки и «окопались».
*
Можно и нужно было ещё сбегать на Водопад Учар. Это так же переправа и 12 км пёхом. Т.е. поход на весь день. Каюсь, поленились. Но обязательно сходим, как будем здесь в другой раз. Есть повод ещё раз приехать.
*
Перед отходом ко сну мы исполняем ритуал просмотра записанного на ноутбук хорошего сериала. В этом году — тема тёмных сил и борьбы с ними. Собственных сил хватает на пару серий, после этого крепкий сон с элементами эзотерики овладевает нами, и лишний раз выходить в темноту из машины не располагает.
Точка № 16.
Водопад Куркуре. Находится чуть выше перевала Кату-Ярык, на другом берегу Чулышмана.
Место переправы на другой берег нашли не сразу. Пустые авто, стоящие на полянке в тупике дороги указывали, что их хозяева явно отправились на другой берег — на водопад Куркуре. Но, как говорится, язык до Киева, т.е. до переправы, доведёт. Прошли немного вверх по тропинке, там ждала лодочка на вёслах и лодочник, который за несколько гребков и тех же 500 рублей отправил нас в путь к водопаду. Почему лодка стоит не там где паркуются машины? Да потому, что там течение сильнее! Практичный лодочник, оказался.
Дорога на водопад — одно удовольствие, 3 км по ровному, открытому берегу. Как сказал лодочник — 40 минут обычным шагом и 30 более быстрым (на обратном пути поневоле проверили).
Водопад потряс. Вначале послышался шум падающей воды, затем из-за скала открылся ОН. Чем мы ближе подходили, тем сильнее нарастал грохот и росли размеры водопада.
Совсем близко подойти невозможно. Во-первых, скользкие мокрые камни, а во-вторых, плотная завеса брызг, тумана от струй воды могла оказаться небезопасной для фотоаппарата. Но и на расстоянии энергия водопада приятно будоражила.
На обратном пути нас продолжила будоражить уже быстрорастущая из-за горы тучка свинцового оттенка. Не прошли и половины дороги, как рванул сильный дождь с ветром. В результате дождь не падал, как «нормальный» сверху вниз, а хлестал «как ненормальный» нам навстречу. Шли быстро. Тонкие дождевики промокли махом. Некоторые попутные туристы, чтобы спастись от стихии, залегли за большими камнями. Зрелище забавное, но до фотика как-то не дошло.
Вот и переправа. Дождь закончился. Как положено — выглянуло солнышко. Из-за какой-то расщелины вылез наш лодочник и быстро переправил нас на «родину».
*
Провели ещё одну ночёвку в замечательной долине. Или ущелье. Называйте, как хотите. Световое время здесь зависит от высоты окружающих гор и их направленности. Вечер может быть ранним, а может — и до ночи светло.
*
На знакомой стоянке прибавилось народу. Подъехала большая дружная компания, машин пять с Кемеровской области. Костёр, массовые игры, конкурсы, песни с детьми. Соорудили походную баню, душ, и несмотря на дождь с криками заныривали: кто в реку, кто под душ. Одно не пойму — как такая дикая банька могла дать тепло для двух десятков людей?! Или главное — участие?
*
Почти полное отсутствие мошки, комаров и оводов делает отдых на Алтае просто сказочным. Особенно после страны «Мошковии» — т.е. Новосибирской, да и Омской области, где жить без сетки на окнах — мука. Клещи нынче тоже нас миловали, хотя их-то на Алтае предостаточно. А так, вечером у костра, сидя в одной футболке, испытываешь полное блаженство.
*
Поднялись на Кату-Ярык. Проехав мимо небольшой очереди из пузотёрок — они ждали буксир. Буксир в виде трактора Беларусь действительно медленно спускался вниз. Понятно, что у него офигенная «понижайка», но ведь устойчивость желает лучшего! Истинный респект трактористу!
Выезжаем вновь на Чуйский тракт.
Точка № 17.
Гейзеровое озеро. Сомневаюсь, что оно гейзеровое. Или гейзер здесь какой-то неправильный: очень холодный и мутный. На само Голубое озеро нужно пройти через турбазку и вымощенное болото. Чудо природы извергает голубую глину, словно вулканчиками. Рисунок кругов на дне постоянно меняется. Необычное зрелище…
Озеро небольшое (30 м в диаметре), но в нём умудрились прижиться рыбки.
Точка № 18.
Проехали Курай, Чаган-узун, завернули на цветные горы Марс-1.
Начало Чуйской степи. Ландшафт меняется. Среднеазиатский колорит — ручеек, словно арык. Вокруг него зелень в виде колючих кустарников и тополей, камни, растрескавшаяся земля.
Проехали ближайшей дорогой, как обычно — по наводке Геокэшинга. У природной достопримечательности местные предприниматели превзошли сами себя. Только за стоянку авто в зоне доступности гор, пока ты ходишь, берут по 200 руб.
Многоцветные горки симпатичны. Нечто подобное мы наблюдали в Киргизии и Казахстане в прошлом году. Полосы разных оттенков красного, желтого и зеленого цвета. Сами горы гладкие, «сточенные», разрезанные оврагами.
К Марсу-2 не пошли. Очевидцы говорят, что на машине близко не подъехать, а внешне они похоже на Марс-1.
*
Быстро пробежались и поехали вниз по ручью искать стоянку. Тем более что нас ждало заготовленное мясо на шашлык. Не терпелось его вкусить.
Ручей, или речка Кызыл-Чина очень интересная. К ночи она практически перестаёт течь, а утром вновь начинает. Это связано с ледниковым питанием её: на солнце лёд тает — есть вода, в темноте — вода выключается. Практично…
*
К вечеру ветер стих, небо очистилось, и стало тихо-тихо. Такая тишина непривычна для горожан, даже напрягает. Каждый мало-мальский шорох выводит из дрёмы, вспыхивает мысль: «Что это?» Особенно будоражат удары по длинной антенне рации ночных летунов — крылатых мышей. Не такие они, оказывается, умелые пилоты, что не могут своими локаторами обнаружить антенну на пути. Врезаются. Надеюсь, что без существенного ущерба для себя.
Ночью машину вдруг зашатало. Это уже не мышки! А кто?! Я «встрепенулся», выглянул. Выяснилось: подошло стадо коров и в темноте ищут вокруг машины и под ней что-нибудь съестное, помимо травы. Видно, наш вечерний шашлык (из свинины, но не говядины) учуяли, хищники! Свет фонарика и крики их не пугали. Пришлось вылезать из салона и физически воздействовать на пришельцев…
Точка № 19.
Снежники. Невозможно проехать, чтобы не остановиться полюбоваться снежными вершинами. Забрались даже на ближайший холм сделать фотографии. Где-то там находятся легендарные ледники Актру. Рано или поздно мы там побываем, а пока собираем рассказы от очевидцев. Не поверите: нынче два совершенно разных человека, на разных вечерних стоянках рассказали нам практически одинаковую историю, как они пешком потопали на ледник, надев лишь шлёпанцы! В горы, на ледник, в шлёпанцах! Загадочная русская душа (вернее, другое слово…). Проходили весь день по воде, голодные, замёрзшие и… счастливые.
Точка № 20.
Подъехали к недостроенным конструкциям Чуйской ГЭС. Проект 1956 года, до 1972 года так до конца и не был осуществлён. По различным техническим причинам.
Точка № 21.
Каньон на Чуе.
Не стразу нашли до него дорогу. По навигатору свернули гораздо раньше, но дорога вдоль реки превратилась, увы, в тропинку. Затем заехали с посёлка Чибит. Правое ответвление привело в тупик, левое шло на подъём. У проезжавшего мимо водителя «головастика» узнал — реальна ли та дорога. «Да, конечно, — ответил тот, — вчера проезжал». Поехали и мы. Через несколько километров горной дороги показался каньон. Но дорога же в этом месте решила «соответствовать ситуации» и превратилась в довольно жутковатую узкую полоску на склоне горы. Причём с местами размыва.
Спустились поближе — рассмотреть каньон. Далее в крутую гору уже не попёрлись. Где-то на ней виднелся белый кроссовер, который не забрался и на треть подъема, долго разворачивался и спустился назад. Позже по карте посмотрел, что это жутковатая дорога достаточно долго идёт вдоль Чуи и выходит к той плотине, куда мы подъезжали (но там тропинка!).
Точка № 22.
Петроглифы урочище Калбак-Таш. Не доезжая 18 км до села Иня свернули на древнее святилище. Территория огорожена, можно сказать, окультурена. Проводятся интересные экскурсии (по 150 руб.), хотя комплекс до сих пор действующий. Пишут, что на этой территории более трёх тысяч древних наскальных рисунков, но мы увидели, конечно, намного меньше. Есть женское место молитв и приношений, есть мужское. Рисунки-петроглифы различных эпох. Более всего поразила в древнем храме под небом — стена жертвоприношений с рисунками трех миров: подземным, земным и небесным. Тёмные камни стены просто физически источают энергию пролитой крови животных, а может, не только животных…
Точка № 23.
По Чуйскому тракту продолжаем движение назад. Заехали по направлению Каракольский природный парк «Уч Энмек». Не знали что там. Оказывается, движение по маршрутам (многодневным) осуществляется в парке пешком либо на конях. На авто возможно посмотреть лишь небольшую историко-этнографическую площадку.
*
Попрощались с Чуйским трактом. После Туекты свернули на запад в сторону Усть-Кана. Дорога довольно быстро изменилась — асфальт худшего качества, гравийка, потом вновь асфальт...
Точка № 24.
После большого села Усть-Кан движемся на юг. Недалеко от населённого пункта следующее интересное место — Усть-Канская пещера. Пещера на правом (южном) берегу реки Чарыш в скальном массиве Белый Камень. Вход в пещеру расположен на высоте около 50 метров, к которому ведёт деревянная лестница. Довольно круто. Никита выразил удивление по поводу того, как древние люди затаскивали без лестницы на такую высоту убитых животных, воду и т.д. Пещера является всемирно известным особо охраняемым историко-культурным объектом. Это первая подобная стоянка древних людей, выявленная на территории Северной Азии.
На вид — это скорей большой грот в скале. Очень большой вход закрыт решётками. Только птички и проникнуть могут. Хотя по отогнутым снизу прутьям видно, что попытки физически прикоснуться со стариной были.
В далёкой древности, возможно, когда-то вход был уже. А то как же зимой?
Точка № 25.
Река Большая Громотуха. Памятник природы местного значения. Просто приятное место, чтобы остановиться, посидеть в беседке, набрать воды и послушать её журчание в природе.
*
Посёлок Усть-Кокса — центр цивилизации. Магазины, банки, кафешки. Кому что нужно. У магазина дежурит местный бичик. Подходит к приезжим машинам «богатых туристов», спрашивает деньги на дорогу до Барнаула. Я «удивляюсь», почему он не ловит попутные машины, а просит деньги. Мы-то едем в другую сторону. Через несколько дней у того же магазина подходит тот же бичик и… предлагает нам на выбор: деньги или довезти его! Эволюционирует человек.
Точка № 26.
Выехали с очередной ночной стоянки на уютном островке Катуни. Дождик. По координатам, взятым в инете, ищем музей Рериха в Верх-Уймоне, но нашли Дом культуры. Странно! А музей, оказывается, и искать-то не надо. Он на центральной дороге. Зашли, посмотрели с экскурсоводом. Интересно, понравилось. Особенно то, что нет никакой пропаганды религиозного направления. Люди по-разному воспринимают эту сторону деятельности великого путешественника.
Точка № 27.
Затем проехали к музею старообрядцев (можно два шага пешком). Там тусовалось очень много народу, видно, мероприятие проходило. Забежали в избу, оглядели, вышли. Так и не поняли его «ауру».
*
Проехав по этой стороне реки до посёлка Мульта, свернули к горам, до окончания терпимой дороги. Случайным образом выбрали турбазу и заселились в двухместный простенький домик на двоих. В так называемую «узбечку» с железной крышей (ночью в нём прохладно!). Забронировали места в грузовике на следующее утро. Местную «маршрутку» до Мультинских озёр. И решили отдохнуть немного. На турбазе «натуральный» туалет; кафе, но достаточно дорогое. Зато как бонус бесплатный тёплый душ!
К вечеру народ прибывал. Ведь турбаза живёт забросами туристов к озёрам. Люди приезжают, осматривают и сваливают дальше. Не турбаза, а перевалочный пункт. Главное её достоинство — электроэнергия. Зарядить всё и спокойно смотреть фильмы.
*
Следующее утро открывало День эмоций. Народ погрузился и выехал на двух ГАЗ-66 к озёрам. Расстояние 12 км. Время движения — 2 часа. Ямы, камни, грязь, перепад высот, колея. Раскачка жуткая, аж голова начинает болеть. Кто-то скажет, что пешком проще. Не уверен. Ведь на себе ещё и рюкзак придётся переть! И по воде идти. На УАЗах доехать реально, но времени потратится больше, т.к. здоровые камни нужно переезжать очень аккуратно. Хотя некоторых это не останавливает. Мы с Никитой даже поспорили: какую легковушку увидим на месте прибытия, кроме «шишиг»? Оказался — УАЗ-469!
Точка № 28.
Каскад трех Мультинских озер.
Высадились на большой поляне рядом с первым озером. Народу вокруг много. Инфраструктура для туристов: питание, катание на конях, лодках, места для палаток (все заняты), туалеты (тоже заняты). Мы, конечно, не крутые туристы, но, тем не менее, на моторке не поехали, а потопали пешком по берегу до Шумов и второго озера (первое 2370 м в длину, второе — 1740 м, Шумы — соединение озёр с громадными валунами — 150 м). Пройтись оказалось очень приятно, особенно когда такие обалденные виды! Но второе озеро поразило ещё больше своей чистотой и красотой.
На общение с природой организаторы «трансфера» выделили пять часов. Никита вначале волновался, что это очень много. Когда прошли два озера, да перекусили, оказалось, время впритык. До третьего — уже не успеть (ещё км 4-5).
Возвращались в бортовом трясучем и пыльном ГАЗике и мечтали, что приедем сюда ещё раз, но уже на пару дней, чтобы увидеть больше!
*
Самая дальняя точка этой ветки нашего путешествия оказался живописный берег Катуни в нескольких километрах за посёлком Тюнгур. Сутки выделил мне сын на приведение в порядок машины и мыслей. Хотя, как выяснилось, соседи на берегу отдыхают уже здесь десять дней! Однако…
*
Познакомились с жизнерадостной семьёй из Челябинска. Подъехали они на восьмидесятом «Крузаке». Ребята живут у родственников в Мульте и очень довольны, что проводят отдых в таком красивом месте, да ещё кормят их много, вкусно и полезно. Немного восхищались нашим «Патриком», но в итоге стали убеждать, что, «восьмидесятка» лучше. А кто бы спорил, если она была новой…
Точка № 29.
Выезжаем в обратную дорогу. Немного грустно. Утешает, что впереди ещё насколько запланированных интересных мест. Первое из них — природный памятник скала Церковка. Как пишут: по форме скала напоминает шатровую Церковь, а на вершине скалы растет ель с крестообразными ветками. Заезжать на неё нужно по маршруту: Березовка — Огнёвка — Кайтанак, но мы, как обычно, не ищем лёгких путей. Едем по другому берегу, через Гагарку, зная только координаты. В итоге промчались десяток километров по полевым дорогам, мимо строящегося дома и уткнулись в пасеку, где нас встретил очень злой пасечник. По его версии мы «заехали на его частную территорию, чуть ли не через забор, который он ещё не построил». По нашей версии: «мы едем по дороге, которая (смотри) обозначена на навигаторе через твой дом»!
Спорь, не спорь, а дороги на Церковку всё равно там нет…
*
Сидим вечером у костра. Медленно спускаются сумерки. Пламя уютно потрескивает, освещая холодную воду у берега. За спиной темнеет стена елового леса. Из леса выходят две молодые женщины, проходят мимо нашего костра, сказав «извините», сходят на берег, вброд проходят протоку и скрываются в зарослях кустарника на острове в полнейшей темноте. «Странные люди», — говорю я. «Чего странного?» — отвечает Никита…
Точка № 30.
Вновь вернулись в Усть-Кан и свернули на запад в сторону посёлка Усть-Кумир. Немного его не доезжая, повернули налево, вверх по реке Кумир. Цель поездки — заводь с поэтическим названием «Девичьи плёсы». «Прошли» километров семь. Дорога с острыми камнями, подъёмами и спусками, узкая, мест для стоянок мало, Вокруг — плотный лес, горы. Или настроение было такое, или так оно и есть, но нам показалось места не очень уютные. Да ещё эта жуткая жара!
Плёсы мы нашли. Действительно, место красивое. Прозрачная, с зелёным оттенком вода, живописные скалы над ней. Но ночевать на свободном пятачке не стали. Понятно, что пятачёк — место притяжения туристов, которые будут постоянно проходить и громко кричать «вау!» от увиденного.
*
Мы вновь спустились ниже и остановились на крутом берегу. Рядом расслаблялись ещё несколько компаний. Причём на совершенно разных машинах. Мы с Никитой удивлялись: как ребята на «Марк-2» её затащили? Камушки явно не для «пузотёрок». Навстречу попадалась«буханка» с бухим экипажем. Так они на УАЗе здесь дважды порвали колёса!
Ещё что «напрягло» в тех местах: масса «летающих клещей», а именно Оленьей кровососки, которые падают с берёз на плечи и на голову, пытаясь присосаться к твоему телу. Жуткие создания!
*
Хмурым утром без проблем доехали до Усть-Кана. Там был ранний обед в столовой, приготовленной и наряженной для свадьбы. По прикидкам — мест на 160! Роскошно, для посёлка. Нас посадили с краю стола, отодвинув праздничные приборы, и накормили интересным супом — с пельменями. Словно на свадьбе побывали…
Точка № 31.
После Усть-Кана едем на север, в сторону Чёрного Ануя. В основном по гравийке.
По дороге и прямо у дороги — памятник археологии мирового значения Денисова пещера. Многометровые толщи культурных отложений пещеры состоят из более двух десятков культурных слоев. Древнейшим — свыше 300 тыс. лет.
В пещере постоянно работают ученые, назойливым посетителям можно лишь заглянуть глазком на влажные стены подземного убежища. Или, в принципе, не глядеть…
ЗАВЕРШЕНИЕ
От Денисовой пещеры совсем немного по расстоянию до каскада водопадов на реке Шинок. В принципе, можно было скататься и туда. Но я заметил, что на обратном пути длительной поездки очень сложно себя организовать на «взятие новых точек». Возможно, это насыщение, усталость, а может, мозги начинают переключаться на домашние заботы. Оставили вновь «на потом». А пока проехались по курорту Белокуриха. Тесно, суетно. Не везде машину приткнёшь. Хочешь гостиницу? Минимальный ценник 2700 человека/день, да и мест нет.
Покатались, да определились на заключительную ночёвку на реке Песчаная, что невдалеке от курорта. Ночёвка эта надолго впишется в память. Действительно, — как граница периода отдыха.
Несколько лет назад мы ночевали в этом месте, но тогда оно было практически безлюдным. Тёплая река, пологий каменистый берег. В жару приятно искупаться, несмотря на сильное течение. Машины с отдыхающими подъезжали до самой ночи. Люди купались, общались, уезжали. На ночёвку остались только мы и компания на «Ладе», которая ночевала в палатке. Им, думаю, досталось «по полной».
Примерно в полночь нас разбудил сильный ветер. Голова у меня заболела ещё с вечера, а ночью во время бури — просто раскалывалась. Машину трясло ветром, затем загремел гром и посыпались молнии. Самое необычное и жуткое в них было то, что сверкания происходили словно стробоскопами: по несколько раз в секунду, без грома. Никогда такого не видели, словно в тучу с молниями попали. От этогосветоэффекта просто «крыша ехала». Мы с Никитой сидели в машине молча, закрыв глаза и стиснув голову. Ударил ливень, а может быть град. Не понял до конца. Боялся, что стёкла побьёт, или вода в реке поднимется — зальёт пути отступления, или, что быстрее, молния долбанёт. Минут сорок продолжался ужас, затем буря начала уходить в сторону Белокурихи. Как оказалось потом, много проблем там наделала.
Как стало безопаснее — вылезли из машины, огляделись. Ветер унёс только тапочки, хотя ночью казалось, что багажник на крыше оторвёт. Похоже, духам уже надоело нас защищать и быть благосклонными. Намекали, что пора домой. Ведь у меня было желание поколесить ещё недельку…
*
Вернулись домой 29 июля. Весь день в дороге шёл дождь. Для нас сезон отдыха закрывался, а для сотен машин, что шли навстречу, было только начало. Удачное начало — выехать в дождик….
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ
15 дней мы ехали, ходили, сидели, лежали — отдыхали, короче. Общий пробег авто 2625 км. На него потрачено 345 л бензина. Средний расход 13,1 л/100 км, что для нашего «Патриота» совершенно нормально. В деньгах на всю поездку на двоих и авто в т.ч. продукты, покупки, экскурсии потратили около 28 тысяч рублей.
Но это не главное. Главное, что мы с Алтаем примирились. И теперь я никогда не скажу, что он хуже Байкала. Даже сравнивать не буду. Их просто не нужно сравнивать. То и то прекрасно и бесценно...
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Давным-давно, когда машины были железные, а «деревянных» на них не хватало, встретился на горной тропе мне мужичок. Шёл он в болотных сапогах, нёс в руках старый катушечный спиннинг и всё. «Куда ты и зачем идёшь», — вопрошали мы, глупая молодёжь, считавшие себя, если не альпинистами, так хотя бы горными туристами. Ведь на нас были анатомические рюкзаки, палатки, спальники, коврики, кожаные берцы. И поднимались в гору по ручью мы уже два дня. «Сбегал, порыбачил, — отвечал мужичок. — Я из соседней деревни, а здесь хариус берёт»…
Счастливых вам путешествий! Интересных и разных!