Горный Алтай, многообразный и непостоянный

01.08.2017 | 16457 просмотров

Какой именно будет отдых в Горном Алтае, каждый выбирает самостоятельно. Загорать возле бассейна, или кататься с водяных горок на Бирюзовой Катуни. Заказывать экскурсии до Каракольских озер, или изучать северный берег Телецкого озера. Уровень сервиса, качество питания и перечень развлечений зависит только от желаний и размера кошелька.

За три года мы с семьёй (я, супруга и дети, сейчас им 9 и 7 лет) уже изучили базы отдыха и достопримечательности Чемала, покатались по Чуйскому тракту, спускались к Чулышману. В этом году решили выбрать места менее населённые и менее доступные, без жёсткой привязки по срокам:

• Альплагерь Актру — здесь к нам присоединились друзья, и компания увеличилась до 4 взрослых и 4 детей;
  • Южный берег Телецкого озера — здесь мы только своей семьёй.

Запас по времени чуть более 2 недель и всё необходимое для автономной жизни предоставляют свободу действий и возможность останавливаться на ночёвку там, где нравится. Поездка не с целью залезть поглубже в грязь, а просто отдохнуть с детьми.

Выбор авто был не велик, Funcargo или Нива Шевроле. По понятным причинам поехали на Ниве. Трасса от Новосибирска до Курая не вызывает проблем. О её достопримечательностях написано много. По пути, на спуске с Семинского перевала, нашли съезд к речушке и место для ночёвки. Дети сразу приступили к знакомству с ползающими и прыгающими насекомыми.

На следующий день нас догнали друзья, и от Курая уже ехали вместе. Дорога к Актру сворачивает с асфальта в степь и превращается просто в направление. До Перевалки 30 км по приемлемой грунтовке, где и «пузотёрки» проедут. По всему Чуйскому тракту стоит жара, а над горами зависли серые и неприветливые тучи.

По пути два брода прошли без проблем, может, потому что дождей давно не было. Но в последнюю горку, уже перед самой Перевалкой, на Funcargo я бы не полез. Quashkai 2 прошёл без проблем. Крупные валуны и большой уклон заставили включить на Ниве понижайку.

Далее машины оставляем на хранение на Перевалке, 100 руб./сутки. Для супруги, 4 детей и всех вещей заказываем УАЗик, а мужики отправляются пешком (9,5 км, 2 часа пути). УАЗик этот маршрут едет 1 час, по стоимости 3 тыс. руб. Заброска из Курая 4 тыс. руб.

Набор фотографий, отражающих качество дороги (сделали уже на обратном пути). Луж особых пока нет, дорога после ночного дождика.

Мостик только для пешеходов, УАЗики по речке рядышком.

Каждый может выбрать свой путь))

Такая дорога продолжается километра 3. Потом выходит в русло речки и доходит до лагеря.

Из всей нашей компании только один человек раньше был в альплагере и представлял, куда мы едем. Остальные «пляжники» первый раз так близко приблизились к горам. Отсутствие опыта и подготовки сказывалось на скорости подъёма, но не мешало получать удовольствие.

Для супруги и детей сняли номер в доме с названием Белуха (бронировали вот здесь http://altay-aktru.ru/rooms.php), но дети сказали, что будут спать в палатке. Народу было мало, мест для палаток хоть отбавляй. Дети счастливы первому найденному снегу.

4 дня, проведённые в Актру (верхний лагерь), пролетели очень быстро и оставили огромное количество воспоминаний и эмоций. Но обо всём по порядку.

День 1. Подъём на перевал Учитель

18 июня снега уже нет, и тропа сухая, её видно прямо из лагеря. Взрослым, которые привыкли передвигаться на авто, подъём даётся не очень легко. Дети бегут веселее. На всём подъёме одолевали оводы и мухи.

Даже не дойдя до самого перевала есть на что посмотреть. Открываются шикарные виды на горы и долину.

Холодный снег позволяет охладиться и продолжить путь.

Приготовленный обед придал сил и улучшил настроение. При спуске детей пришлось держать за руку, есть риск, что нога поедет по склону. Без падения не обошлось, но травм не было. После этого все поняли, какие нас ожидают следующие 3 дня.

День 2. Через Бараньи лбы до Голубого озера

Со слов нашего опытного товарища, дорога до Голубого озера в основном имеет меньший уклон, чем на Учитель, и даётся гораздо проще (больше мы ему не верим :)). С надеждами на лёгкую прогулку выдвинулись в путь. В начале маршрута камень с табличками напоминает, что надо быть осторожным.

Дорога мимо ледника малого Актру и небольшой, но постоянный подъём заставил попотеть. Зато не было ни одного летающего-кусающего.

На подходе ко лбам, встретили таких же «пляжников», которые напугали, что дальше подъём тяжёлый, приходится чуть ли не ползти и детям там делать нечего. Засомневались, а надо ли нам это, но решили подняться. Фото делали мало, так как были увлечены подъёмом.

Не спеша, мы смогли подняться на лбы и увидели ледник Большой Актру, который даёт начало речки Ак-Туру. Вдали справа виднеется сама вершина Ак-Туру.

Погода внезапно испортилась, дождь и ветер заставили одеться, камни стали скользкими, дети замерзли. Приготовили чай и решили быстро перекусить, спрятавшись под большим камнем. Так как дети были голодными и уставшими, это немного исправило ситуацию, но мы решили возвращаться. Самые активные сбегали до самого ледника (150 м) и быстро вернулись. Обед решили делать, уже спустившись вниз. Несмотря на то, что до озера так и не дошли (оставался один час пути без подъёмов), самый сложный участок мы всё-таки преодолели.

День 3-й. 20.06. Разгрузочный.

Для восстановления сил решили просто прогуляться до водопада и ледника Малый Актру. Посмотреть на красивые места и отдохнуть.

А вот так вода вытекает из-под ледника Малый Ак-Туру.

Место слияния трёх речек (слева направо Большой ледник, Малый ледник, водопад). Каждая имеет свой цвет, без песка только от водопада.

А вот это чудо помогло отвлечь детей и пообщаться взрослым за бутылочкой егермейстера.

К вечеру пошёл дождь. Ночью гроза, молнии и грохот от камнепада придавали особые эмоции спящим в палатках.

День 4-й. 21.06. Возвращение на большую землю

Утром накрапывал дождь, но к 11 часам всё уже высохло, и группы туристов пошли мимо нас в горы. На обратную дорогу также вызвали уазик для детей, а кто не влез, пошли пешком. Качество дороги зафиксировал на фото, чтобы каждый мог самостоятельно оценить возможности своего авто.

Итого: Приятная усталость, горный воздух и желание ещё раз посетить это место. В альплагерь может ездить и неподготовленный турист, там есть, где походить и что посмотреть. При желании можно снять номер в отапливаемом доме. Баня оплачивается отдельно 1600 руб./час на 6 чел. Питаться можно в столовой, 250 руб. на 1 раз покушать на человека.

Для информации: местные жители в Курае сказали, что правильно произносить Ак-Туру, так как в их языке нет слова «актру».

По пути из Курая до Акташа в Ниве лопнул расширительный бачок. На въезде в Акташ, на СТО за 150 руб. купил новый и поставил. Дальше наша компания разделилась, и я с семьёй продолжил путешествие до Телецкого.

Ночёвка в домике при подъёме на Улаганский перевал и баня за 400 руб./час. Но главное на ужин не надоевшая тушёнка, а обычная яичница). Вдали виднеются снежные шапки, от которых не хочется уезжать.

Дорога до Кату-Ярык показалась чуть лучше, чем 2 года назад. 30 км грунтовки позволяют местами разогнаться до 80-90км/ч. Спуск с перевала привёл к перегреву колодок, но без последствий. Из прохладных гор спустились в палящую жару Чулышмана, тут, говорят, дождя давно не было.

День 5-6. 22-23.06 Отдых на Чулышмане

Классическая фото перевала перед спуском.

Сняли место под палатку на второй базе, рядом никого. За день с перевала спускается машин 10-15, как «заряженные» джипы, так и «пузотёрки». Два дня «расслабона» и спокойного отдыха.

Дети за этот поход научились быстро ставить и собирать палатку)

Свершилась мечта покататься на лошадке. Экскурсовода не дали, поэтому папа сам бегал лёгкой рысью за 500 руб./час.

Т.к. от гор нас ещё не отпустило, то решили залезть к водопаду, который напротив перевала находится.

Достаточно высоко забрались.

Из-за горы не увидели приближающиеся тучи, и наверху нас застал нехилый дождик. Хотели ещё сходить до второго водопада, вверх по течению, но промокшие дети отказались.

На третий день продолжаем путешествие в сторону Телецкого озера, 80 км. Дорога вдоль Чулышмана хуже, чем до Кату-Ярыка, попадаются торчащие большие камни. Но на обратном пути встретился гибридный приус в старом кузове. Примерно посередине пути расположено несколько баз, оттуда начинается маршруты к водопаду Учар и Каменным грибам. Отсюда же заметно меняется и вид долины. Множество ручьев насыщают почву, повсюду зелёная трава и деревья. Мы едем без остановки до Телецкого. По пути заметно достаточно мест для стоянки, и есть очень даже скрытые от дороги.

На Телецком озере заехали на базу «Золотые пески» (зря это сделали). Понять, где она начинается и заканчивается, очень сложно. Администратор сказала, что на сам берег пускают только местных, т.к. год экологии и какая-то прокуратура их «ругает», если машины выезжают на прибрежную косу. Множество комаров, берег, засыпанный топляком, и компании из местных жителей из Балыкчи. Порция картошки пюре и котлета в местной кафешке обошлась в 250 руб., при этом мало и невкусно. Для информации — 1,5 л жигулёвского стоит 350 рублей. Имхо, оно того не стоит.

Берег завален топляком и выглядит не очень привлекательно. Серость, холод и приближающийся дождик заставил спрятаться в кафе-столовой.

А через час уже можно купаться.

Вечером местный парнишка за 600 рублей на моторке свозил нас по озеру до ближайшего водопада. Я прихватил с собой спиннинг и не зря. Поймал хариуса, и на ужин у нас уха вместо надоевшей тушёнки.

На базе решили палатку не ставить, а снять домик (550 руб. койко-место). Не пожалели — всю ночь гроза и утром лил дождь.

Запомнилось, что администратор всячески подчёркивала: что она и хозяева базы русские; что местные жители все алкаши; что им тяжело здесь вести бизнес и после потопа 2014 года они никак не могут восстановиться. Даже забор они построить не могут, т.к. доски отрывают и в лужи кидают. А утром я увидел, как машины просто не могут с базы выехать и застревают в грязных лужах. Люди вынуждены искать ветки и доски, чтобы уехать отсюда. Вот такие «Золотые пески».

Оставаться дольше здесь не хотелось и решили двинуть назад, к тому же по прогнозу дожди прекращаться не планировали. По пути назад вдоль Чулышмана увидели красивое место и решили остановиться отдохнуть, приготовить обед. Пока варится, достал спиннинг и со второй проводки поймал хариуса. Вечером пожарили на костре, для ребятни это в новинку.

Вот на тот бы пляжик ещё перебраться.

Прекрасные места для палаток.

Дети устали от путешествия и жизни в палатке, поэтому решили ехать в сторону дома. Для ночёвки решили выбрать проверенное место на речке Большой Яломан, после слияния Чуи и Катуни. Берёзовый лес, палатку можно поставить в метре от воды, вокруг никого из людей и гнуса. В темноте на фонарик прилетело только три мотылька.

С заправками по пути проблем нет, если вовремя заправиться. В сторону ЮБТО последняя «Ника» в Балыктуюле. В Курае АЗС нет, лучше заправиться в Акташе.

Последний магазин Мария-Ра и сбербанк в сторону Кату-Ярыка находится в Улагане.

Связь на ЮБТО только МТС.

Василий
Бурла
Молодцы. Хорошее путешествие.
За поездку только5!
Были в июле в Чулышманской долине, стояли на базе "Каменные грибы", ночью приехала молодая компания лет 25-30 на красном РАВ4, всю ночь музыка на всю громкость, к утру все передрались, на мое замечание вести себя потише (отдыхали с детьми) - был отправлен подальше...
Молодежь, к вам вопрос - зачем вы туда едите? Хотите веселиться-есть же Чемал, Ая и тд.
Народ давайте уважать друг друга и природную тишину горного Алтая.
Роман
Линёво
Тёмыч54
За поездку только5! Были в июле в Чулышманской долине, стояли на базе "Каменные грибы", ночью приехала молодая компания лет 25-30 на красном РАВ4, всю ночь музыка на всю громкость, к утру...
+100 000, быдло на Алтае достало.

что за авто ? Quashkai 2
и который отзыв про одно и то же.... (((((((((((((((((((((((((((((( (((((((

Ну как??? Ну как вот просто так машина едет и у ней лопается расширительный бачок??? Не та деталь, которая трется, крутится и пр., а БАЧОК??? Из чего же, из чего же, из чего же, сделаны наши машинки...)))

что за авто ? Quashkai 2
и который отзыв про одно и то же.... (((((((((((((((((((((((((((((( (((((((
А может, прежде чем комментировать. прочитать. Неоднократно- Нива, а второй Кашкай. У меня вопрос другой: Кашкай прошел без проблем, а на Ниве пришлось включать пониженную??

Красивые места посетили, понравилось...
У ВАЗов бывает, и не редко. Качество пластмассы.

Что там делает котенок.?
Тёмыч54
А их не кто и не учил уважать .

Красивые места посетили, понравилось...
бачки это болезнь нашего автопрома.

Гурьевск
Красивые места посетили, понравилось...
Некоторые к сожалению из фальги)) на свежих Калинах например есть такой прикол, попадаешь колесом в кочку и у неё лопается стакан, не какой то бачок, а стакан, прям по номеру ХТА. Застрял например зимой в снегу, вытолкали и всё, вся крышка багажника мятая, готовь деньги. Машины разового пользования))
Мой отзыв: Лада Калина 2006

Были на юбто в 14М году палатку можно поставить только на косе красиво но делать там особо нечего . Про быдло на Алтае правильно сказали, да и вообще надо опасаться не местных, а соплеменников из городов которые перебухают и чудят потом, но пока с такими не сталкивались . Отзыв на 4 мест вдоль дороги тьма куда на ниве заехать можно и что посмотреть

tutoleg
на ниве слабое сцепление. потому и понижайку включают

tutoleg
Мотора ниве не хватает просто

Хороший отчёт

Молодцы! Отличное путешествие! Природа великолепная!

Красноярский острог
tutoleg
Не хватило мощности судя по всему
Жизнь - это затяжной прыжок из роддома в могилу!

вот это природа
Эдуард
Вообще в Горном Алтае нужно с осторожностью ставить палатку! Бывает местные приезжают дань просят, ну и наших дураков хватает!! Я вожу с собой 12 калибр. Спрятал в машине и спи спокойно! Здоровье и семья важнее всего!
Эдуард
В далеком 2008 году как то остановились на ночлег в палатках ( нас было 7 человек) , а на следующий день узнаём, что на этом месте убили всю семью и в реку сбросили.! Может кто помнит! И ещё момент, в ту ночь я проснулся около 5 утра и пошёл по нужде и заметил, как возле нас проходят двое местных на лошадях, у одного карабин за спиной! Они долго стояли и ушли через брод! С тех пор я вожу с собой 12 калибр!
сергей
tutoleg
Мотор слабый вот и пришлось...

Олег
>>Спуск с перевала привёл к перегреву колодок
Перед спуском было б не лишним постоять с часок, тормоза охладить, ибо дорога перед Кату-Ярыком последние пять километров идет под горку, постоянно тормозишь, и к спуску подъезжаешь уже с раскаленными дисками и нагретыми колодками.

А места там отличные.

Ну да, постоять, тормоза охладить...
Как вы так ездите на тормозах на перевалах? Вы что не знаете, что на передаче надо ехать? Тормоза вообще холодными должны быть, они для экстренной остановки, а не чтоб на них ползти весь Кату-ярык!!!

Ну да, постоять, тормоза охладить...
Вы не правы. Тормозить двигателем без участия колодок получится только на небольшом склоне. А таких, которые с перевала спускаются на нейтрали, думаю нет.

Иван
Это я там был на приусе! 28 числа! Дорога хорошая, разве что крупная рябь, грейдера видимо давно не было.

Эдуард
Это было в 2006 году. Алтайский отморозок из-за старенькой машины застрелил семью, кажется корреспондента газеты - супругов и двух малолетних детей.
Мне как местному аборигену не нравятся отзывы, что здесь на моей красивейшей земле все какие то алкаши и маньяки. Дураков по всей нашей общей родины России хватает. Если люди едут на конях (егери,охотники,чабаны) и у них оружие, значит есть у них разрешение на ношение оружия. Алтайцы добрые, гостеприимные люди и не надо нас бояться. Как пишет (9287312) «Алтайский отморозок» то он был русской национальности.
Наталья
Тёмыч54
Вот тот же вопрос хочется задать-зачем в такие места ехать и так себя вести? В городе всего этого вдоволь и громкой музыки, и подраться)))) Нет, тащат это все с собой на природу. И сами не отдохнут, и людям не дадут, и всяким четвероногим, ползучим, пернатым жизнь портят)))

Эдуард
А кто такие "наши". Что у нас Родина разная.
Эдуард
Эдуард не бойся, ни кому ты не нужен.
Иван
Мы были в этом году на перевале Кату-Ярык, на Марсовом поле, останавливались в Чибите на базе "Кочевник", очень все понравилось. Брат был, на FunCargo спускался с Кату-Ярык и поднялся обратно.

tutoleg
Как на небольшом склоне, а на крутом разве мы первую не включаем? С любого склона всегда едем на пониженной или сильно пониженной передаче.
Я знаю, что я ничего не знаю (с)
Хороший отзыв. 5+ Места красивые. 15-го августа на двух машинах выезжаем на Кату-Ярык... Готовимся.. )) лишь бы погода не подвела...

tutoleg
что к чему ? если автор не знает как правильно пишутся марки машин, чего дальше то рассуждать.
надоели отзывами ни о чем. любой кто вышел в лес с мобилкой - теперь писатель всея страны.
Новоалтайск
Иван Иванов
Согласен с вами полностью , чудят в Горном и кемеровчане и новосибирцы и лица других регионов , но виноваты все равно алтайцы.

Не красиво конечно так отзываться о моем народе. Думают тут живут какие то дикие, не образованные люди которые хотят(убивать,грабить,обдирать )туристов. Слава Богу что у нас в республике Правоохранительные и другие органы работают хорошо и ни кто не хочет в тюрьму. Если боишься так сиди дома. Моя земля будет меньше загажена.
это я таким как эдуад и 9287312, а не вам Андрей.

вадим
спасибо! очень понравилось читать Ваш отчёт!

Илья Лемонтьев
Что неправильного? Или ты не знаешь, что за автомобиль- Нива?

Илья Лемонтьев
Читай Толстого и Тургенева.

tutoleg
Что неправильного? Или ты не знаешь, что за автомобиль- Нива?
А если перестать писать ерунду и все-таки прочитать, что я написал ! то что вы хотели увидеть и начать кидать г..но на вентилятор -
это вопросы только к вам.
еще раз - есть ли такая марка как Quashkai 2 ?!

tutoleg
Читай Толстого и Тургенева.
я хочу читать нормальные отзывы о поездках, а не как тятя Клава схадила па реку увядать там ричушку гы-гы-гы, бу-га-га.
весь форум на Дроме уже испоганили ! сплошные тролли и пишут что-то попало для галочек.
сайт скатился до уровня школоты и курящих в гаражах.

Эдуард
вот придут 5 человек, достанешь ты свой калибр, у тебя его тут же и заберут и побъют еще

Тёмыч54
Нужно на правильных базах останавливаться. Там это пресекается.
"Не спеши, а то успеешь...."
UBS69GW, 4JG2, АКПП, 1997 г.в.

Иван Иванов
Полностью согласен, не нужно обобщать и оскорблять!
У меня очень много друзей Алтайцев, все замечательные, добрые, гостеприимные и порядочные люди!
"Не спеши, а то успеешь...."
UBS69GW, 4JG2, АКПП, 1997 г.в.

А вы думаете есть дураки, которые с Кату-Ярыка на 4-ой спускаются?
Конечно, раз у многих там и не только там с тормозами проблемы. И сам там видел, и пишут все об этих тормозах постоянно..

Иван Иванов
Сидите дома. А на че вы жить будете если туристов не будет? Каждое ЧП с туристами- это минус к турпотоку, а значит и денег.

Спасибо за прекрасный отчет! Очень классный отзыв. А комментарии дибилов лучше и не комментировать, а просто сазу отправлять в бан.
Диванных критиков у нас много в России =)
Места потрясные!
Ну да, постоять, тормоза охладить...
на спуске с КЯрыка на первой передаче если не тормозить можно доехать только до первого поворота.А на последней полке может и коробка разлететься. Будете там - мнение измените.

Обнинск
Во-первых сказки не рассказывайте, с дуру можно и всё на свете сломать.
Во-вторых, я там был, а также во многих других горных местах и перевалах, где и вам желаю побывать.

миха 4WD
Во-первых сказки не рассказывайте, с дуру можно и всё на свете сломать.
сказки о чем ?

Эдуард
Согласен, что-бы не говорили в защиту местных- необоснованой агресии у них хватает и не только у пьяных.

В этом году на Ниссан Террано 3 2015г на Кату-Ярык ездил. До первого поворота вообще тормозами не пользовался, так же как и на половине других колен. Первая укороченная передача рулит.
Мой отзыв: Renault Duster 2012

alex30711
не у всех Террано ...

сказки о чем ?
О разлетающейся коробке из-за езды на прердаче

О разлетающейся коробке из-за езды на прердаче
Тормоза действительно использовал, когда коробка уже начинала гудеть угрожающе.
На понижайке спускаться не решился, тестировать коробку желания не было.

Kevin_Nesh
Тормоза действительно использовал, когда коробка уже начинала гудеть угрожающе.
На понижайке спускаться не решился, тестировать коробку желания не было.
То есть нива под горку там разгоняется на первой передаче без педали газа, по этому на первой передаче приходилось постоянно тормозить, да так, что к концу спуска посинели диски?

миха 4WD
Именно так. Цвет дисков только не менялся)

Kevin_Nesh
Именно так. Цвет дисков только не менялся)
Ну, тогда извини, видно я что-то делаю не так, и на ниве 10 лет отъездил, и до неё на жигулях всяких, и после на УАЗах и более серьёзных внедорожниках, и по горам и в трофи 10 лет. Бывало всяко, с гонок и вовсе без тормозов возвращались, но пока тормоза не удавалось перегреть в горах...

горный Алтай красив .

Красивые места

Отличная поездка ,виды впечатляют .

Роман
+100 000, быдло на Алтае достало.
И 99% из них приезжие.

Ну да, постоять, тормоза охладить...
Я включаю скорость на спусках и вообще выключаю зажигание КПП механика. И на тормоза редко приходится нажимать

А вы думаете есть дураки, которые с Кату-Ярыка на 4-ой спускаются?
Ну на 4-ой никто конечно не спускается. А вот автомат под горку не тормозит двигателем.

миха 4WD
Наберетесь опыта и перегреете тормоза.