|
Привет всем автотуристам и просто любителям путешествовать! Наконец выделил время написать этот отзыв!
В раздумьях, как же провести отпуск 2006 года, перечитал весь Интернет, в том числе и avto.vl.ru (Drom.ru), спасибо всем, кто оставлял свои отзывы о путешествиях, очень помогли! И с каждым приближающимся к отпуску днем все сильней и сильней хотелось отправиться в путь именно на автомобиле! К июню конечная точка маршрута была определена — Крым! Почему Крым? Моя девушка, Юля, с которой я и собирался провести этот отпуск, летом 2005 года тоже ездила в Крым, ее рассказы, плюс рассказы друзей, плюс куча красивых фотографий и отзывов из Интернета сделали свое дело! Был вариант прокатиться по российскому черноморскому побережью, но он как-то сам собой отпал, в 2005 году ездил на паровозе в Геленджик, понравилось, в этот раз хотелось чего-то новенького!
Итак, направление было определено, путь потихонечку тоже вырисовывался, был куплен путеводитель по Крыму и атлас автодорог России, прочитаны десятки отзывов, и наиболее приемлемый маршрут оказался таким: Челябинск — Уфа — Самара — Саратов — Волгоград — Ростов — Мариуполь — Мелитополь — Джанкой — Новоотрадное. Обратно поехали паромом через Керченский пролив, через Краснодар, захватили кучу мелких городов, и вернулись через Волгоград, после него путь был тот же самый.
По автомобилю: Honda Fit 2001 года, цвет белый перламутр, 1,3 литра, вариатор, климат, литье на 15, сабвуфер в багажнике, но родная магнитола, хотя мне хватало (благо есть AUX выход для подключения MP3-плеера!), предварительно были поменяны все расходники, включая погружной бензофильтр, долит хладагент в кондишн, машина помыта и наполирована внутри и снаружи! В авто полностью уверен, знал, что не подведет!
Экипаж: собственно Я, имелся большой опыт руления автомобиля и дальних перегонов — 2 раза из Новосиба до Челябинска, и много других дальних заездов, любимая девочка — Юля, водить не умеет, прав нет, опыта дальних поездок на авто тоже. В принципе, так как опыт дальних поездок уже был, путешествия я не боялся, даже сказать наоборот, очень люблю, немного боялся за Юлю, как она все это переживет, 3 дня сидя на одном месте.
30 июля выезд из Челябинска.
Погодка не баловала солнцем, накрапывал легкий дождик. Выехать решили пораньше в 4 утра, чтобы утром пройти Уральские горы, до Уфы 400 км, дороги в Челябинской области с каждым годом становятся лучше, и этот участок прошли без напрягов, с минимальным количеством фур, и к 12 часам добрались до Уфы. Нужно сказать, что сколько живу в Челябинске, на машине через все Уральские горы не ездил ни разу, просто сказочная красота, особенно возле Усть Катава, слева обрыв и долина, очень впечатляет...
Качество дороги — удовлетворительно, зимой стала намного хуже...
Без проблем проехали то самое Алкино, и че его так бояться? Всего лишь нужно соблюдать правила...
Зная нрав башкирских Гайцев, решил быть предельно внимательным, и очень зорко следить за знаками, не получилось... После Уфы есть длинная ремонтируемая дорога и движение в один ряд, средняя скорость 40 км/ч, и длится все это безобразие километров 40! Обгонять нельзя на всем протяжении, через каждые 2 км стоят Гайцы. Смотрю, сплошная закончилась, начинаю обгонять, за мной еще штуки 3 машины, через метров 300 тормозит Гаец башкир, кое-как говорит по-русски, проводит в служебную шестерку, диалог следующий:
— Нарушаете...
— Так разметка то, сплошная закончилась...
— Да дорожники так нарисовали.
— А почему разметка со знаками расходится?
— Дорожникам голову оторвать нужно.
— Мдааа???
Отделался легким испугом и 300 рублями :), по началу просили 1 000!
Понравилось, что после уплаты «штрафа», Гаец стал как родной, рассказал про все дальнейшие засады, поразило его жалоба:
— У нас в Башкирии радаров на всех не хватает, поэтому раздают бинокли, чтоб ловили за встречку :)
С изрядно подпорченным настроением поехали в сторону Самары, безукоризненно соблюдая все правила!
До Самары ландшафт довольно однообразный, почти везде степь, понравилось, что пересекаешь за короткое расстояние сразу несколько регионов, Башкирия, Татарстан, Оренбургская область, опять Татарстан, Самарская область. Кстати, самый дешевый бензин за всю поездку встретился в Оренбургской области, хотя по наличию нефтяных вышек лидирует, конечно, Татарстан! Дорога различного качества, где получше, где похуже, но по большому счету сносная, средняя скорость 100-120 км/ч, иногда 140 (если за кем-нибудь пристраиваться в хвост).
Интересно было встретить знак «Автострада» под Самарой, и дикое желание впервые в жизни на ней проехаться, жаль не по пути.
За всю дорогу вплоть до Самары ни разу не был остановлен Гайцами, даже на многочисленных постах. Хочется предупредить, после того, как проедете Самару и будете сворачивать на Воронеж, есть небольшая развязка с поворотом налево, так вот, очень хорошая дорога, и сразу стоит знак 60, и буквально в 20 метрах от него 30, ну и, конечно, как же на таком замечательном месте не стоять «Честным работникам ГИБДД :)»
Тормозят. Ну, думаю, ничего страшного, превысил на 20 км/ч, сажусь в десятку:
— Пересечение сплошной!
— Какая сплошная??? (Как раз подъезжая к развязке, стал обгонять фуру, и началось сужение дороги, и чтоб не шаркнуться с грузовиком, 1 колесом заехал на ТОЛЬКО НАЧИНАЮЩЮЮСЯ сплошную)
— Щас оформим протокол, завтра суд в Самаре, а щас временное выдадим, надеюсь, вы за границу не направляетесь, там временные права не действуют.
— Подождите, я уходил от столкновения!!!
— Нужно было вам столкнуться, а потом уже выясняли, кто виноват!
Не хочу никого обидеть, знаю, что не все такие, но встречаются полные козлы! Время было дорого, и карман еще полегчал на 500 р. Настрой на нуле, не говоря уже о Юле, она переживала еще похлеще меня, сидя в незнании в машине.
700 км пути пройдено. По плану нужно проехать еще километров 400. После Самары качество дорожного покрытия улучшилось, и уже без приключений, и полностью исключая все нарушения правил, поехали в сторону Саратова. Дорога нормального качества, с заправками проблем тоже нет, один раз пришлось заправится на не внушающей доверия станции, просто не уследил за расходом, а по возможности только на Лукоиле!
С едой проблем не было, пользовались запасами, взятыми с собой из Челябинска, в кафешках не останавливались, покупали только сок и разные снеки в магазинах.
Кстати, для тех, кто хочет остановиться по дороге в гостиницах, очень удобное место — г. Пугачев в Саратовской области, местные жители прям на дороге стоят с табличками «Жилье», предложений уйма. Но по плану у нас было проехать еще пару сотен километров. Постепенно начало темнеть, и вот уже проехали... Хочется сказать, что в Ростовской области есть участки с новой хорошей дорогой черного цвета, но совершенно нет разметки!!! Ночью ехать совершенно невозможно, приходилось за кем-нибудь пристраиваться, и только так можно было держать нормальную скорость. Первую ночевку сделали, не доезжая Маркса, недалеко от Саратова, есть небольшой комплекс — мотели, кафешки, охраняемые парковки.
Время около 11 ночи. Решили ночевать в машине, благо возможности трансформации салона позволяют, заднее сиденье складывается вровень с уровнем багажника, и получается большая площадка, как раз для ночевки, если, конечно, ростом не 180. Нам двоим хватало как раз, все вещи на передние сиденья, и спать! За день устали ужасно. Не сказать, что очень комфортно, зато оперативно, и не переживаешь за сохранность вещей, к тому же бесплатно! Заплатили только за стоянку.
Проснулись часов в 9 утра, позавтракали в кафе, и снова в путь, солнце светит все сильней и сильней, чувствуется приближение Юга, настроение 5+!
Воронеж проехали по объездной, перед въездом на мост через Волгу на посту ДПС выписали штраф за тонировку 50 р., Волга впечатлила...
Далее дорога на Волгоград, причем отвратительного качества вплоть до Волгограда, местами одни ямы, местами какими-то волнами, жуть...
Без приключений доехали до Волгограда! В Волгограде устроили себе экскурсию. Композиция «Родина-мать», оказывается, это не только памятник, но и вообще комплекс, много монументов, большой винтовой зал с караулом, играет запись боев, очень впечатлило! Всем советую заехать, кто проезжает мимо!
Следующая экскурсия — музей военной техники и, если не ошибаюсь, невосстановленное здание мельницы. За одно перекусили в местной пельменной, помыли машину — понравилось качество, буквально всю вылизали, а, может, увидели номера из другого региона :).
Следующая точка маршрута — Ростов! Дорога отличного качества, можно поехать и побыстрее. По некоторым отзывам стоит бояться маленького городка — Морозовск, за N-дцать км до него (сколько, не знаю точно) стоит камера электронного контроля скорости (я не заметил), специально ехал без превышения и проехал без приключений.
По дороге встретил земляка из Челябинска на Honda CR-V, направлялся в Сочи.
После развязки выезжаешь на федеральную трассу «Дон», поначалу двухполоска отличного качества, потом начинаются ремонты дороги, потом опять двухполоска, и так до Ростова, а ввиду большой загруженности трассы в местах ремонта скапливаются длинные пробки, и движение 20-40 км/ч, несмотря на время около 11 ночи.
В Ростове почти сразу после поста ДПС сворачиваем по указателям направо на Таганрог, и, немного поблуждав по Ростову, выезжаем на Таганрогскую трассу, в воздухе уже чувствуется близость моря и повышенная влажность, но спать охота ужасно, хотим дотянуть до Таганрога. Объездив в потемках весь Таганрог, единственная платная стоянка, которую нам удалось найти, оказалась на привокзальной площади :). Утром проснулись от разговоров таксистов :).
Долго блуждали по городу, кое как нашли дорогу выезд на Мариуполь, и направились в сторону Новоазовской таможни! По пути остановили на последнем посту со стороны России, и посоветовали приклеить наклеику RUS (купленную заранее в Волгограде) на заднее стекло автомобиля, чтоб не было проблем с украинскими Даишниками, залили полный бак «дешевого» российского бензина, и вот мы на таможне! Время около 12, перед нами не больше 10 автомобилей, покупаем украинскую страховку, вышла по минимуму около 500 рублей на 15 дней, заранее заполнили таможенную декларацию, довольно быстро проходим нашу таможню, на украинской таможне попросили открыть багажник, посмотрели взглядом и пропустили дальше! Ура, мы на Украине!!! В общей сложности на таможню потратили не более 1,5 часов! Для тех, кто беспокоится, у меня был загранпаспорт, у Юли российский, прошли оба без проблем, никаких штампов в Российским паспорте не ставят, просто дают дополнительно эмиграционную карточку.
Настроение уже совсем южное, солнце, жара, поля подсолнечников!
Дороги на Украине, по крайней мере, там, где ездили мы, просто отличные, постов ДАИ тоже почти нет, 1 раз встретили засаду с радаром, но скорость была в пределах нормы, поэтому даже и не остановили. Вообще, на Украине за превышение скорости до 20 км/ч — только предупреждение, но мы старались не нарушать! И ни разу не были остановлены Даицами за 2 недели пребывания на Украине! Никаких экологов и других аферистов-разводил также не встретили.
Через Мариуполь объездной дороги нет, а сами дороги в городе разбитые, немного поплутали, но местные аборигены помогли найти дорогу. Следующий город — Мелитополь, можно было его объехать по объездной, но подумали сразу поменять рубли на гривны и не прогадали, там оказался самый выгодный курс! Поменяли почти все деньги, оставили только на обратную дорогу. Понравился украинский сок, особенно черная смородина, и в принципе украинские продукты, и особенно цены на продукты!
По-видимому, в городах на Украине дороги все никакие, в Мелитополе яма за ямой. По дороге на Джанкой купили несколько дынь и арбузов, не помню, сколько, но дешево, и вкусно:)
При въезде в Крым заплатили рекреационный сбор, и почему все так пытаются его избежать — всего 100 р., пост вроде стационарный, и если деньги правда идут на обустройство Крыма, то совсем не жалко!
Рядом продают дары моря — бычки, другую рыбу, икру, но условия хранения не внушили доверия — все это просто висит на жаре возле дороги, и летают кучи мух, решили воздержаться. По цене не сказать, что очень дешево.
После Джанкоя взяли направление на Феодосию, без кондиционера ехать уже нереально, природа красивая, правда, некоторые деревья засохшие, как потом выяснилось, была лютая зима, и многие деревья погибли, поэтому, кстати, местных фруктов почти не было, все привозное и дорогое...
Прикольно, что через весь полуостров Крым тянется множество искусственных водных каналов, местная молодежь не стесняется в них купаться и рыбачить.
Вдалеке становятся видны Крымские горы, но мы едем на восток, в более равнинную часть. На подъезде к Феодосии большое количество частных предпринимателей, сдающих жилье и активно к себе завлекающих. В Феодосии первый раз встретили Море... и просто огромное количество отдыхающих, буквально занят весь пляж... Решили не останавливаться и двигаться дальше в сторону Керчи, конечной точкой нашего маршрута было поселение под названием Новоотрадное на Азовском море, туда мы и поехали. В Новоотрадном Юля отдыхала в прошлом году, привлекло то, что минимум туристов, все тихо и спокойно, теплое Азовское море!
Хотя я отчаянно сопротивлялся, после Геленджика хотелось и тусовки, побольше клубов, кафе и других развлечений. Но так как были на машине, особых проблем с развлечениями не было, и поехали туда, где поспокойнее.
По приезду в Новоотрадное стало темнеть, пришлось срочно искать место проживания. Первое, что нашли — что-то по типу минигостиницы, но больше с уклоном на деревенский быт — не понравилось, пошли смотреть дальше, с третьего раза нашли более подходящее — 2-х местная комната на втором этаже дома, нормальный ремонт, кондиционер, нормальный туалет, душ с горячей водой и бесплатное место на парковке. Приятные не надоедливые хозяева. Все это удовольствие стоило нам 150 р. на человека в день! И это был самый сезон — начало августа!
Как выяснилось позже, еще дальше в пределах деревни расположены несколько частных пансионатов вполне прилично выглядевших снаружи. Но мы уже нашли себе место, там и решили остаться до конца отпуска.
Новоотрадное известно своим детским лагерем, также там находятся несколько магазинов, и кафе, одно очень даже приличного уровня. Там мы и отдыхали почти каждый вечер, обслуживание с официантами, смешные дискотеки со смешной, но разнообразной музыкой. Цены вполне приемлемые, за вечер у нас на двоих с алкоголем выходило около 600 р.
Так начался наш великолепный 10-дневный отпуск. Море на самом деле оказалось просто сказочным! Очень теплое, чистое, спокойное, за все 10 дней волн почти не было. Медуз в море тоже не наблюдали. Просто великолепный пляж, в основном состоящий из мелкого ракушечника и песка. Заход в море очень плавный.
Просто идеальный вариант для отдыха с маленькими детьми, или просто спокойного семейного отдыха. Погода на все дни отдыха радовала солнцем! Не было ни одного даже напоминания о дождике, средняя температура днем — около 30 градусов!
Вдоволь накупавшись и назагоравшись, поехали на разведку в Керчь.
Оказывается, это очень старый город с очень богатой историей! Самая главная достопримечательность — гора Пентикаполей, на ней находятся развалины античного одноименного города, старый маяк и, если не ошибаюсь, монумент в память ВОВ. Ну и конечно на гору ведет Лестница Афродиты — конечно, уже в современной интерпретации, но все равно довольно интересно ее посмотреть! Существует поверье, будто у того, кто сосчитает все ступени, их там около 300, не буду говорить, сколько точно, сбудется загаданное желание, у меня получилось с первого раза! С горы открывается прекрасный вид на всю Керчь и Керченский пролив!
В городе находится несколько музеев (один из них был посещен), пешеходная улица (местный Арбат), на которой продают различные сувениры, рестораны и кафе, в некоторых очень неплохо кормят! Большой супермаркет и много других достопримечательностей. Вообще, цены на Украине довольно низкие по сравнению с российскими, особенно на алкоголь :), дорогой только бензин. Один раз помыл машину на мойке, бесконтактная мойка, пылесос внутри и полировка внутри, все вместе вышло около 200 р. У нас в Челябинске не меньше 500 бы отдал!
В окрестностях Керчи посмотрели «Царский курган», ничего особенного, совсем близко от него находятся Аджимуштарские каменоломни, в них укрывались местные жители и солдаты во время нападения фашистских захватчиков на Крым, но обслуживание там только групповое, а следующая группа выходила только через 2 часа, ждать не стали, оставили на будущее.
Следующее по плану культурное мероприятие поездка в Судак! Выезд рано утром! Проезжали через Феодосию, решили заехать подкрепится! Довольно большой город, очень много народу, и довольно грязно. Окончательно впечатление испортило кафе, вроде не дешевое, а по сути — забегаловка, еда ужасная, с потолка что-то капало, вдобавок, увидев таракана (!), порции не доели и ушли, купили мороженого в магазине :).
Поехали вдоль побережья через Коктебель, на выезде из Феодосии проходило какое-то авторалли, по-моему, просто нереально по такой жаре!
И почти сразу после Феодосии началось — горный серпантин, затяжные подъемы, спуски, резкие повороты. На Фите стоит 1,3-литровый двигатель, но в купе с вариатором мощности вполне хватает, особенно в режиме S (кстати, это как раз режим для горных дорог, а не спорт, как многие считают, по крайней мере так написано в мануалке). Проехали Коктебель, обязательная фотография на въезде. Останавливаться не стали, поехали дальше.
Ну, вот наконец и Судак. Уже услышал о нем много информации от друзей, поэтому куда ходить и что смотреть знал заранее.
Что не понравилось — ОЧЕНЬ МНОГО народу, очень пыльно и довольно грязно. Вдоль набережной буквально понатыканы очень плотно коттеджи, много разных кафе. Зато, незабываемо красивый вид Генуэзской крепости, и вообще красивая панорама гор, окружающих Судак.
Первым делом отправились на экскурсию в крепость. Вход в крепость стоит довольно дорого для экскурсии, зато в распоряжении полностью вся крепость, и все экскурсии бесплатные, можно посмотреть, как делают древнее оружие — мечи, топоры. Крепость — это вообще отдельный город, в котором разве что не живут. Много сувенирных лотков, можно пострелять из лука, сфотографироваться в доспехах. В общем, посетить, конечно же, стоит!
Накупили кучу сувениров и поехали дальше вдоль моря в Новый Свет — это небольшой поселок в нескольких километрах от Судака. В путеводителе прочитали — в Новом Свете самое дорогое жилье во всем Крыме. Поселок находится в небольшом заливе и со всех сторон окружен горами. Вид на Новый Свет открывается просто сказочный. По дороге есть небольшая парковка, можно остановиться, полюбоваться и пофотографироваться.
Опять же, судя по путеводителю, главная местная достопримечательность — «Тропа Голицына» — это природно-исторический памятник, вроде как здесь любил гулять князь Голицын, вход платный, но что-то совсем дешевый. А по сути, в начале пути — это углубление в скале, похожее на балкон, далее просто вытоптанная тропа, длинной около 4-х км, но до конца мы не дошли, остановились у Грота Шаляпина, то ли он там действительно пел, или просто рассказы, точно уже не помню. В Новом Свете, кстати, был первый завод по производству шампанских в России, и было бы грех не купить бутылочку местного брюта. Не сказать, что очень дешево, порядка 500 р., но шампанское все еще хранится на памятный случай. В Новоотрадное вернулись уже за полночь, день получился очень насыщенным, и незабываемым!
Была поездка на полуостров Казантип, там, где раньше проходил фестиваль с одноименным названием. На острове находится Казантипский заповедник, не понятно, почему он называется именно заповедник, по сути, это каменное плато без растительности. Есть пара небольших пещер.
С одной стороны полуострова очень мелкий песочный берег с прозрачной и тихой водой, и вообще без волн, просто рай для детей! С другой же стороны полуострова, где, похоже, и находится основной городской пляж — высокие волны и сильный ветер, много кайтеров (это когда катаешься на доске за парашютом). На самом деле, мне очень понравилось прыгать в волнах, в отличие от Юли.
По пути к центральному пляжу расположен небольшой рынок, где продают кучу всяких сувениров, виднеются следы прошедшей эпохи фестиваля Казантип — продаются диски с фирменной музыкой, сувениры с символикой.
Хотели попасть на недостроенную атомную станцию, главную индустриальную достопримечательность Казантипа, но так и не нашли подъездной дороги.
Так незаметно прошли 2 недели удивительного отдыха, пришло время дороги домой, решили ехать через Керченскую паромную переправу, заранее узнали расписание и стоимость. По деньгам получалось почти также, сколько мы потратили бы на бензин, если объезжали сухопутным путем, но решили разнообразить свой путь.
Паром отправлялся около полудня, таможню прошли довольно быстро. Девушка таможенник поинтересовалась, где отдыхали и что с собой везем, сказали 1,5 литра вина, на самом деле было около 3 литров вина, и литра 2 коньяков :). Загнали машину и отплыли... Приплыли минут через 30 :). Нашу таможню прошли еще быстрее! Вот мы и в России!
Дороги в Краснодарском крае очень порадовали своим качеством. На Лукоиле залили полный бак российского «дешёвого» бензина. На юге России в это время установилась необыкновенно жаркая погода, около 35 градусов, из машины с кондиционером выходить просто нереально! Поэтому первый день даже перекусывали в машине. Очень хотелось заехать в Краснодар, но было жалко время. Первую ночь остановились где-то на заправке, уже не было сил ехать, а стоянки не предвиделось. Проезжая Саратовскую область, город Энгельс (а может и Маркс?), был замечен Паджерик с Челябинскими номерами и наклейкой CarsClub (кто Челябинский — поймет), если читает — ему огромный привет! 2 ночь остановились в Пугачеве, уже по старинке решили ночевать в машине.
За весь обратный путь всего один раз были остановлены сотрудниками с полосатыми палочками в Оренбургской области:
— Почему у вас зеркала свернуты?
— Это чтоб расход меньше был, по трассе мне боковые зеркала не нужны (у меня в салоне есть кнопочка, сворачивающая зеркала, когда сворачиваешь, ФАКТ — расход меньше, особенно в долгих путешествиях)
— ??? Ладно, езжайте :)
В Челябинской области произошла курьезная ситуевина. Километрах в 60 от города по М5 есть деревня, и скорость проезда по ней ограничена — 60 км/ч. ГАИ стоит всегда, кто часто ездит, знают про это место и не превышают, я тоже знал. Время было около 11 ночи, как раз проезжая эту деревню, еду строго 60 км/ч, и смотрю — ну просто каждая встречная машина мне моргает. Ну, думаю, какие все сознательные, предупреждают — впереди засада. Моргают буквально все, даже грузовики. Ну, я на радостях всем машу — спасибо, спасибо. Проезжаем деревню — странно, засады нет, и обращаю внимание — оказывается, все это время у меня горел дальний :) Конечно, было немного стыдно, но посмеялись потом хорошо!
Около 12 ночи были в Челябе! Ура!!!
Цифры:
Пройдено: 6 800 км из них около 1 000 по Украине.
Потрачено: около 35 тыс. р. из них:
— около 6 500 на бензин;
— 4 000 на проживание;
— 800 поощрение хорошей работы ГАИ;
— остальное — еда, развлечения, сувениры.
Расход топлива: около 8 литров с постоянно включенным кондишном. (по деньгам дешевле на поезде!).
Само путешествие очень понравилось, и особенно то, что на машине! Думаем еще повторить! Если есть какие вопросы по маршруту, пишите!
Спасибо за ваше терпение в перечитке :)
Petr Chel |