|
— Путешествие начинается, — сказала она. — Нас ждут приключения.
— Чем меньше приключений, тем лучше, — ответил Ларри. (С. Кинг «Армагеддон»).
За окном зима, опять у нас на улице холоднее, чем в холодильнике, и снегом уже зашпаклеваны все неровности. Чувствую, что если не написать об очередном отпуске с красной «Деликой», то в памяти тоже останется что-то заретушированное… Перед написанием отчета поднимаю на Drom.ru наши отчеты: «Отпуск с «Деликой» летом 2004 года (Якутск — Находка — Якутск)»;«В отпуске с «Деликой», или Россия — Бердянск — Россия на своем авто»; «Якутск — Бердянск или очередной отпуск с Mitsubishi Delica». Ловлю себя на необычном ощущении, этаком ощущении «долга», что ли, — неужели обязанность отчитаться появилась? Или привычка?… Не мой это хлеб. Что сразу скажу критикам: я не вижу смысла в перечислении цен на топливо и жратву, и т. п., если это нас не «цепляло» и если это не «тенденция». Для первоходов инфы у меня практически нет. Да и, имхо, умирает такая информация очень быстро. Так что, как и раньше, просто попытаюсь поделиться нашими чувствами, впечатлениями и приобретенным опытом.
Итак, машинка снова была в «малине». В прошлой поездке у нас мигала лампочка коробки. Пробег был 260 536 км. По рекомендациям Деликаклуба еще при консервации я демонтировал датчик положения педали газа, в Якутске проверил его работоспособность на «стенде» и диагноз подтвердился — глючит. В общем, старый датчик в урну, контрактный приобретаем за 500 руб. на разборке (г. Якутск) и, предварительно проверив, берем с собой. Еще с собой берем новые опоры коробки (нашел отличную замену родных — на опоры раздатки от «Нивы 2121», об этом отписался в Делика клуб), также берем «Глофиш 650» с навигационной программой «Гис Русса» и кучей заранее установленных карт. Договариваюсь с Андреем о совместном использовании его «Глофиш 500» с «Навителом». Так что сравним «в поле» работу двух программ.
Мечтам об отпуске мешает кризис. Он прет с телевизора массой негатива: от похищений и расстрелов на дороге до катастроф. Фобия находит подтверждения и в книгах: «… В тех случаях, когда поезд или самолет попадает в катастрофу, транспортное средство бывает в среднем заполнено на 61%. В тех случаях, когда катастроф не бывает, в среднем заполняется 76% мест. Разница составляет 15% и несомненно является значимой. Стонтон указывает, что с точки зрения статистики, даже трехпроцентного отклонения было бы достаточно, чтобы серьезно задуматься, и он прав. Это аномалия размером с Техас. Вывод Стонтона заключался в том, что люди _з_н_а_ю_т_, какие самолеты и поезда попадут в катастрофу... что они бессознательно предсказывают будущее.» (С. Кинг, «Армагеддон».) Прикалываясь, считаю проценты загруженности у нас. Отечественные авторы тоже стращают: «…Да, в конце двадцатого века у открытых дверей транспортных средств надо на всякий случай обниматься. Такой уж век». (Ю. Визбор «Завтрак с видом на Эльбрус»). Умеют же мастера щекотать нервы…. страждущим. А я на всякий случай (да и от нервов скорее) освежаю в памяти Правила (ударение на предпоследнем слоге) дорожного движения. Кстати, поимел весьма полезный терапевтический эффект. Рекомендую.
Расконсервация машины прошла без проблем. Надо было снять мосты с подставок, вынуть масляные пробки, поставить заряженный аккумулятор, поставить датчик… Пробная пробежка показала , что все норма, а новый датчик вроде как добавил прыти. Помывка, полировка, выкладывание лишних вещей (ну зачем нам лебедка, запасные колеса и еще куча бутора при езде по цивилизованным дорогам?). Затем покупка страховки, и мы готовы в путь. Старый экипаж полон энтузиазма.
29.07.09
Выехали из Чертково. Маршрут — на Черное море, на вторую «всесоюзную» деликовку. Мы там никого не знаем, но у нас есть координаты места, «Делика» и телефоны соклубников. Моросит противный дождик, прохладно. Чертково — это поселок, который стоит на границе с Украиной. Так как мы планируем посетить и Украину, то на местном рынке заранее меняем часть денег на гривны и заодно покупаем продукты в дорогу. Рынок находится около жд вокзала, практически в 50 метрах от границы и на нем идет бойкая интернациональная торговля и суета. На нашу пятитысячную бумажку в киоске дают сдачу, и мы уже в дороге обнаруживаем, что у одной тысячной бумажки край обрезан… (в Якутске я поменял её в банке на нормальную). Расцениваем это как предупреждение о потере бдительности.
Прошлогоднего топлива в баке примерно 13 литров. Надо заправиться, но крутеж по поселку показал, что на двух из двух заправок нет солярки! И это летом, перед уборочной! Неожиданная засада. Все равно решаю выходить на маршрут. В следующем поселке Маньково — тоже нет солярки. Армагеддон. Однако тенденция! Выходим на трассу Москва — Ростов, заправляемся в первой же заправке, солярка по 17,10. Теперь можно расслабиться. А у нас в Якутии солярка грубо стоит около 30 руб/литр. Только это не тенденция, а приговор. Ну это там, а тут понятия другие, вот трасса М-4 «Дон» активно строится, вот для чего здесь нужна Олимпиада.
В машине все возвращается на свои места: плоская коробка с продуктами за водительским сидением, сумки, обувь, вода и т.д. распределяются, куда им надо. Тело вспоминает кривизну сидения и наступает момент принятия тебя машиной. Чувство слияния с машиной как единого организма, когда все делается как только подумал, знакомо, думаю, многим. Кстати, сверху, при обгонах, видно, как сидят водилы в легковых авто. Вот за рулем девушка: прямая «офицерская» спина, коленки сведены вместе… Гм, я как-то попробовал сам и знакомых попросил пройтись как девушка, ну или как модель на подиуме… Если Вы мужчина — попробуйте! В чужой шкуре — оно все доходчивей! Ну а за рулем, в движении попробуйте рулить, держа свои коленки вместе… только я отойду подальше… Хотя…, говорят, человек такая скотина — ко всему привыкает! Но машина не лошадь, дамского автоседла вроде как нет, и женщина за рулем должна быть водителем.
Извините за эти посылы из пробки — из пробки в прямом смысле — стоим в пробке перед Ростовом. Никогда раньше не поверил бы, что федеральную трассу можно вот так останавливать, — дорожники делают дорогу, а нас «по настроению» неспешно пропускают со встречками. Тихое стояние перед Ростовом навевает мысли о необходимости поменять резину на передних колесах. И большой «Шинный двор» вон проскочили…, но останавливаться, потом вклиниваться в поток не хочется. Это уже симтомы перегона, когда если сел за руль, то топишь гашетку, пока топливо не кончится или глаза не начнут закрываться. Азарт, блин. А погода на глазах портится. Идет дождь, холодно. Того и гляди снег пойдет. На очередной АЗС заправщик одет в пуховик и толстые штаны. Если так будет и дальше — то какой смысл выезжать с севера?
Игра с двумя приборами — навигаторами рассеивают внимание штурмана. Каждый доверяет своему. Мне следует команда — уходим направо. По нам вроде оптимально еще идти на юг, но уступаем самому энергичному… А дороги здесь просто мечта:
В сумерках попадаем в г. Темрюк. Ранее подмеченная для нас особенность — поселки идут вдоль дорог, сохраняется. Так же одна- две улицы, но архитектура, конечно, не такая, как в Сибири. Два раза, туда и обратно, проезжаем по Темрюку. Наши навигаторы, оба, как сговорились, не могут нас вывести из города, типа, у них дорога есть, а мы упираемся в какие-то заборы. Приходится старым методом — брать языка (благо еще не поздно) и спрашивать совета, как уйти из города. Оказывается, зря мы поперлись в город, не доезжая до него есть правильная дорога. А городок понравился. Интересно, как там с работой?
Неожиданно проезжаем озеро с цветущими лилиями. Если бы не так поздно — надо было бы сфотографировать. По фотографированию — у нашего экипажа тут единодушия пока нет. Иногда, как у спортсменов, мысли у них лишь о финише-цели, а что сам процесс уже удовольствие — вспоминается потом и фотограф остается в одиночестве. А ведь есть «… Есть святые места. Есть недобрые. А есть и такие, что попросту предназначены не для людей. И все тут.» (М. Семенова. «Волкодав»). Так что все мои фото несколько случайны, ну и естественно, непрофессиональны.
На фото: тучи сзади нас и закатное солнце впереди. Да, здесь груженные фуры — это что-то! Тянутся они обычно колбасками, по нескольку и с одной скоростью, типа, мы с одного колхоза и иногда обогнать такой состав дорого стоит.
Место встречи (жпс координаты) любителей «Делик» было в ходе жарких дискуссий определено в Делика-клубе еще зимой. Как это часто бывает, обстоятельства растянули и сроки, и состав первоначальных заявок. Поэтому мы едем самостоятельно и в полную неизвестность. Еще после самолета Якутск — Москва я предварительно узнал: на берегу уже три экипажа и нас может встретить одноклубник «Викинг», но надо заранее, на подъезде, отзвониться. Сейчас стремительно темнеет, мы приближаемся к конечному населенному пункту — и решаем не беспокоить хозяев. Ну переночуем, где нам понравиться (в «Делике» —это не проблема), и уж утром объявимся. Гм, о ночевке в машине: встречались ли вам квартиры, где было ясно — люди здесь временны? Ну нет этакого домашнего уюта, что ли? Или Домового (шучу)? По мнению нашей команды, так у нас в Делике спать комфортнее и удобнее, чем в некоторых гостиницах.
Итак, снова въезжаем в незнакомый и уже ночной город. Описывать курортные города я пока не решусь. Одни люди едут отдыхать, другие там работают, и своеобразие или одинаковость мы должны ощутить сами. На навигаторах «дельтоплан» ведет нас среди увеселительных заведений, по какой-то плотине-дамбе. С воды несет отвратным запахом. Кругом толпы веселого народа, шум, гам и все… уперлись в шлагбаум. Опять как в Темрюке — навигаторы показывают вперед, а нам нельзя. Решаем вернуться до возможности объезда и снова попытаться идти к цели. Кругом черная ночь и видно только то, что попадает в свет фар. Возврат метров на 200, виден съезд с дороги, уходим по нему. Навигаторы дружно перестраиваются и зовут вперед. Едем по каким-то полям, потом снова асфальт, снова грунтовка и… люди сидят: с вас 250 руб.! Спрашиваю: А «Делики» есть?, А, вы к «Деликам» — тогда 200! «Клубная скидка». Дорога — песок, запах моря, шум прибоя. Навигаторы голосят — типа, вы прибыли в точку назначения! А «Делик» нет и на наших координатах стоит какая-то не та машина. Ветер. На море волна. Встаем чуть дальше, под прикрытием косы, и у нас тихо. За день пройдено 820 км. Навигация — вещь! А преимуществ какой-либо программы мы пока не увидели. Ночуем.
Ночевка в Якутии на дороге, когда холодно, когда дизель, имеет ряд правил. Одно из… — не угореть от выхлопных газов. Поэтому камазист не будет спать в низинке, где выхлопные газы могут накапливаться. Как-то на рынке продавалась «Нива». Летом её случайно нашли с двумя трупами зимних охотников. Скорее всего, бедняги угорели. Салон «Нивы» новый владелец выбросил — представьте, что с трупами происходит летом. Не любят в народе такие машины, типа, машина убийца. Еще надо смотреть на направление ветра и его возможное изменение, чтобы из выхлопной трубы не задувало в салон. Еще надо смотреть… за кучей вещей. Романтика, блин. Ну а у нас: гребень косы защищает от ветра, горит костерок, живой огонек соединяет нас с вселенной. Утро (колесо не наше).
Место встречи — мечта! Действительно не много мест на земле, где столь душевно. Пока я могу так сказать про бухту Анна, Байкал, Якутию и вот здесь. За годы жизни на севере привыкаешь, что плотность населения у нас (у вас) на юге ненормально большая, особенно, на пляже. А тут как дома, остается только медвежьи следы поискать на песке. А на песке остатки крабов, рапаны — экзотика! Днем регулярно налетают два дождика и царит ЖАРА. Я уже достал вас цитатами, но, думаю, что вы человек читающий и у вас инфа не испаряется, как в пустыне. «…Конечно, в пустыне, хоть она и от слова «пусто», хватало всякой живности, особенно с утра; но тушканчики, песчанки, суслики давным-давно надоели Сухову, так же как и черепахи, и скорпионы, и змеи, и прочая нерусская тварь». Из книги «Белое солнце пустыни».
Немного не согласимся с классиками — причем тут национальность? Вот так лежишь на солнце, философствуешь и сравниваешь свои ощущения с опытом Великих. «…Вы полетите туда самолетом. Лет двадцать назад это тоже было незаурядным дорожным подвигом. Но сейчас вы долетите без приключений. Когда же вам надоест почти сутки сидеть в самолетном кресле и продувать себе уши после посадок на забытых богом аэродромах, вы встретитесь с первой неожиданностью. Рейс ваш окончится не на той планете, с которой начался. Вас ожидает прохладный и влажный воздух, черный и желтый пейзаж, если вы прилетели летом, и некая суровая снежная обнаженность, которую трудно передать словами, если вас затащило туда зимой. Нет тут берез, кленов, ясеней, сосен, лиственниц. Есть сопки и тундра, чудовищно, даже как‑то клинически голые, и в вас поселится легкий страх, особенно, если вы выросли среди мягких пейзажей европейской России. Вскоре вы заметите, что люди здесь также отличаются от тех, что остались в семнадцати летных часах. Если вы прилетели на неделю, на месяц или даже несколько месяцев, вы так и не поймете, чем они отличаются. Но они все‑таки отличаются, то ли раздражающим снисхождением к вам, залетному и временному, то ли странной привычкой сидеть не на диванах и стульях, а на корточках у стены, то ли небрежением к деньгам, то ли отсутствием любопытства к свежим анекдотам и сплетням «из сфер». Не исключено: вы с тайным злорадством подумаете, что эпоха сверхзвуковой реактивной авиации и блочных домов скоро все и везде уравняет..». (О. Куваев, «Территория»). Сильная вещь! Вот только у нас перелет в обратную сторону, а ощущения зеркальны и наши биологические часы еще не пришли в соответствие с координатами.
30 — 31.07.09
Купаемся, загораем. Познакомились с экипажами трех «Делик». Они пришли вместе, дружной колонной. Накануне ребята были с экскурсией на местных достопримечательностях, провели дегустацию вин. Наше прибытие совпало с их пассивным отдыхом. Очень интересно говорить с единомышленниками о особенностях поведения наших машин, об усовершенствованиях, которые у них есть, о дорогах и т.п. Да и видеть живьем виртуальных собеседников очень интересно. Ребята зовут перебраться к ним, на другую сторону гряды. Навигаторы ведь точно вывели нас на точку. Класс! Но решаю не суетиться с передислокацией: резина у меня на передке явно не для показа мастер-класса (да я и не мастер), опять же нам скоро надо стартовать дальше — отпускное время поджимает.
Это Яков откапывается. Эх, сюда бы еще таких гостей из Японии:
Последняя фотка не моя, да и машина тоже. Что тут скажешь? Верное решение приходит с опытом, который приходит с неверным решением... И вот так можно попасть на обычном берегу в Якутии (вода быстро прибыла):
Погода идеал! Как кошмар вспоминается даже то, что было каких несколько часов и 300-500 км севернее. Вот у А. Никонова «История отмороженных» прочитал, что: «…если нашу планету представить в виде шара диаметром в 2,5 метра, то вся наша атмосфера будет на нем слоем в 2 мм». И в этом слое твориться такое безобразие. Прямо-таки, физически чувствуется, что земля маленькая и равновесие очень хрупкое. Наверное, это непривычная нам линия горизонта в море вызывает новые ассоциации.
Неожиданно в море замечаем треугольный плавник. Для нас это сюрприз — дельфины. Раньше мы их только в телевизоре видели. Интересно наблюдать, как они строем гонят перед собой рыбу, та выпрыгивает, её хватают на лету, и в придачу у этого строя сбоку курсирует еще и свободный охотник. Явно коллективная охота. Из таких проявлений коллективного разума знаю от знакомых ребят, как якутские лошади защищают кобыл от волков. Да, у нас лошади и зимой находятся на свободном выпасе и из-под снега самостоятельно добывают — копытят — травку. Так вот, они становятся в круг, головами к центру и отбиваются задними копытами, а вожак всем руководит. Короче, подсел я на слежку за дельфинами, они ж такие умные, улыбчивые. Кино! И вот, как обычно, неожиданно, я в Черном море по пояс, а мимо меня трое таких улыбчивых рыбу гонят. Расстояние 5 метров, 4 метра… 3… Слышу крик от «Делик»: ребята, Алекс с дельфинами купается! Краем глаза вижу — идут смотреть. Андрей на берегу , тоже вижу краем глаза — кричу: снимай видео…А водные туши, они размером со свинью, но легкость движения и скорость изумительные — плывут мимо, метрах в двух! Не знаю, что бы делали вы, но я стал хлопать ладошкой по поверхности воды, благо, руки и так в воде были, ну, типа, как рыба плещется. Мол, куда вы, давайте сфотографируемся! Тут эта троица делает синхронный поворот ко мне и давит на тормоз! Что надо, старый козел? Это читать долго, а там мгновенный синхронный тройной бурун и три морды как при полицейском развороте в кино — спрашивают меня. Рукой я их не достану (блин, а зачем?), расстояние что-то около метра-полтора. И стоят. Вы видели, как охотится стая собак (про волков не буду)? А вблизи пасть крупной щуки? Или хотя бы у одной собаки косточку забирали? Стоим — глаза в глаза. Глаза, это..., злые! Вот, про косточку, у меня в мозгу и понеслось — что- то не то делаю…Следующая мысль — а что у меня ниже пояса для них интереснее всего? И ладошкой я уже не хлопаю. Вы видели, как ползет улитка? Вот так и я не шевелясь, на одних подошвах, и стал стремиться к берегу. Ну а троица в воде как-то неспешно растворилась.
Позже ребята говорили, что дикие дельфины — это совсем не то, что в телевизоре или дельфинарии. Хотя бы из-за того, что когда они играют, то слегка покусывают друг друга. А иногда и кушать хотят. И что те пловцы, которым они так «помогли», нам уже ничего не расскажут. А у нас видео осталось, правда, качество не как в кино.
Ребята ожидают прихода других экипажей, у них планируется поездка в горы, на выходных подъедут местные делиководы и ребята из Сочи. На ближайшей неделе будет ярмарка винодельных совхозов, где народ традиционно закупается вином на целый год. Забегая вперед — все подробности этой длинной Деликовки есть в Делика клубе. Ну а мы прощаемся с ними и на следующее утро уходим на Керчь.
1.08.09
Выехали на Керчь. Встретили ребят из Сочи (идут на деликовку), помогаем вылезти из песка.
Дороги просто замечательные. Но вот за таким поворотом, на взгорочке увидели первую аварию. Слева лесополоса, справа бахча с торговлей. У лесополосы вверх колесами лежит какой-то седан. На обочине штук пять машин, люди… Что заставило его улететь, сделать уши, не знаем, но не дай бог такого уставшего поймать себе в лоб. У стекла эмблема Делика-клуба.
В 13:30 подъехали к посту милиции. Кругом степь, жара — пост милиции и будка страховщиков. Проверка документов. Предлагают здесь же приобрести страховку по Украине. Очереди нет, почему бы и не взять? Всего 1 000 руб. На 15 дней. Изучаем приложенную памятку: «Езда с непристёгнутым ремнем безопасности: штраф 170-255 грн; превышение скорости, проезд на красный свет: штраф 510-680 грн или 30-40 часов общественных работ, непредоставление преимущества пешеходам на «зебре»: штраф 255-340 грн. Управление ТС в состоянии опьянения: штраф 2 250-3 400 грн или лишение прав на 1-2 года или 40-50 часов общественных работ, или админ. арест 7-10 суток». Там еще есть и штрафные баллы. Но я про них промолчу — неактуально (кстати, при наборе за год 30 баллов — пересдача экзаменов по ПДД). Еще в памятке — россияне имеют равные с гражданами Украины права, свободы и обязанности. Настоятельно рекомендуется иметь при себе сотовый телефон — нет связи — нет помощи и защиты!!! (вот так, с тремя воск знаками), ну и список телефонов служб, посольств, управлений и т.п. Чтоб ориентироваться с курсом — умножайте все на 5 — результат будет в рублях.
Находим порт Кавказ, Морской порт. В единой очереди на паром и таможню мы 65-ые. Паром ходит через три часа (иногда не ходит — ломается). Перевозчик ОАО «АНРОСКРЫМ» т. (86148)6-05-54, наша машина стоит 1 357 руб., каждый человек еще по 160 руб. К слову сказать, у нас через р. Лена тоже переправа — так там в оплату машины входит и водитель, что, по-моему, естественно. Или как же так одна машина без водителя?! Хотя, скорее всего, это опять попытка хитро зарабатывать на всем… Да, а страховка -то по Украине здесь стоит всего 500 руб. Но везде очереди, а нам хочется быстро-быстро… Вот и всю нашу поклажку мы приготовили для таможенного досмотра еще утром.
Почему так подробно даю реквизиты перевозчика? Вот в этой очереди при жаре свыше 40 мы стояли почти до утра следующего дня. За это время я Азовское море объехал бы уже по суше. Но нам очень хотелось посмотреть Крым. Не суйтесь сюда с маленькими детьми или с вопросиками по здоровью. Ни одного деревца, один платный туалет и отсутствие информации. Информирую — приходящие автобусы идут без очереди. Все! Очередь движется только по оставшемуся месту на пароме. А автобусов немало, особенно ночью. Отнимите еще место для блатных и крутых. Может эта инфа поможет вам лучше спланировать свой переход границы.
«…Рано или поздно в процессе обучения у каждого студента-медика возникает вопрос. Какой силы травматический шок может вынести пациент? Разные преподаватели отвечают на этот вопрос по-разному, но, как правило, ответ всегда сводится к новому вопросу: Насколько сильно пациент стремится выжить?» (К. Стивен, «Оставшийся в живых»).
«В любом из нас спит гений. И с каждым днем все кpепче…». (М. Жванецкий). Ночная переправа малость подпортила настроение.
2.08.09
В районе 6 утра вышли из парома в Керчи. «Ну, пробил ты головой стену... И что ты будешь делать в соседней камере?» (М. Жванецкий). Кстати, таможенники (РФ и Украины) там работают четко и без всяких заморочек. А нам хочется скорее отойти от цивилизации, нырнуть в лесополосу и немножко поспать. Потом берем курс на Феодосию. Местные утренние орлы на мотоцикле чем-то навеяли воспоминания о пионерском детстве и СССР.
Уже 2.07.09. Жарко. Хочется купаться и есть арбузы. Для желающих — это все есть (Приморское). Дальше сплошная линия разметки долго позволяла нам разглядывать «Луаз»-кабриолет. Только после арки «Страна коньяков) на въезде в Коктебель мы его потеряли.
А Коктебель нам понравился. Мы и на пляж сходили, и по магазинчикам пробежались. Моё внимание привлекли еще на дороге указатели о полетах, прыжках и т.д. Коктебель — это место, где прошло детство советской авиации, так сказать, колыбель. И море и небо: живут же люди!
«География — наука психологическая. Твое место возле параши? Исчерпывающая характеристика». М. Веллер. «Ножик Сергея Довлатова». Какие хлесткие фразы. Но это, типа, ностальгия по дому. Идем на Судак (едем в горы), и тут нас догоняет очередной ливень. Благоразумно, в кармане, пережидаем его агрессию. У нас нет опыта езды в горах и спешить нам некуда. Мимо нас несутся машины — или они к дождям так привыкли, или спешат, или дорогу хорошо знают… Но, видимо, не все.
Тут в объектив не попал ГАЗ-66, народ уже цеплял трос. Эта машинка напомнила рассказ про фантомы (это из якутского Интернета, автор Karat): «… Фантомы типа «Летучий Голландец» есть и на трассе. Дорога, ночь, по обеим сторонам ледяная (снежная) насыпь, участок дороги благодаря «работе» грейдеров узкий, но в аккурат проехать можно — так вот, едут двое (не пьяные) и вдалеке из-за очередного поворота виднеются огни фар, ногу с газа убрали — едут, расстояние было приличное, но сокращается что-то нереально быстро, уже более отчетливо видны очертания, вверху три лампочки (как у «Камазов»), скорость бешеная, снежная пыль за ним стоит и все такое, те двое в ах.у.е прижимаются, как можно, к обочине — тот вроде как газу прибавляет и прибавляет — думают, что все, пьянь за рулем, что всем 3,14-здец пришел, направляют в последний момент машину в снежную насыпь и в этот момент все стихает (гула нет, встречки нет), пыль оседает, оборачиваются в метрах 20 огни стопаков — короче, поехал дальше. Фантомы везде и во всем — как думаете?..»
А наша дорога петлями вела нас к облакам, потом вниз. Андрей попросился за руль, а я в салон. Вот тут я его понял: за рулем и крены машины и повизгивание передних колес в поворотах и безопасную скорость, — все воспринимаешь нормально, а в салоне — жуть, неадекватно и как-то раздражающе. Вот — оно, одно из своеобразий дорог в горах.
«…А вот дорога, идущая по побережью, с постоянными остановками у светофоров.., она действовала на Киннелла, как песчинка, попавшая в устрицу. Создавала как раз то ненавязчивое раздражение, которое способствует работе мысли. А иногда даже рождает жемчужину» С. Кинг «Дорожный ужас прет на север». Гм, мы тоже уйдем на север… Морское. А у нас камни и песок какой -то угольный (может, радиоактивный?)
Идем на Алушту. Режим нашей поездки весьма анархический. Нет конкретных целей, но есть направление, и если что привлекает внимание — обсуждается экипажем и тут же выполняется. Получается, что кормимся мы прямой информацией с дороги, и вот в Крыму (в Коктебеле точнее) осознали, что дорожная информация для отпускников скупа и бледна. А там на лотках лежала куча буклетов о маршрутах отдыха для неавтотуристов. По буклету выбираем: Водопады. Едем в Генеральское, крюк вроде как небольшой, что-то около 12 км в одну сторону, и там по схеме водопады.
Дорога асфальт, но узкий, старый. За всю дорогу никого не обогнали, никого навстречу. Если бы не навигатор, то и вначале, уйти с трассы в населенном пункте не просто, да и по дороге не видно, что правильно едешь, а не в какой-нибудь заброшенный скотный двор. По навигатору: моя украинская карта для «Гис Русса», скачанная с украинского сайта, оказалась просто замечательная — все там было, а «Навител» оказался простеньким. Далее по Украине рулила карта «Гис Руссы». Приезжаем в Генеральское, подьезжаем к кафе, около стоят несколько разнообразных и живописных Уазов-кабриолетов. Опять опрос — как проехать…Ответ неожиданный — вон группа поехала, а вас сколько, вот выбирайте машину… На мое искренне недоумение, мол, а я сам — отвечают: а зачем тебе машину гробить? Да и дорогу не найдешь! Я соглашаюсь и НЕ ЖАЛЕЮ!
Сам я немного знаю эту машину. Однажды зимой с тестем и тещей из Якутска ездили на таком «рюкзачке» через г. Мирный в Усть Кут. Тогда мороз был за 40, зимник от Мирного на расстоянии 800 км был вообще без заправок. Предварительно мы нашли (купили) два бака от Жигулей без пробок, залили все канистры. Так как эти баки неудобной формы, то они у нас оказались нижними среди бутора, ну а на горловины мы надели полиэиленовые кляпы. Потом впору было кляпы вставлять и нам во все дырки. Запах бензина вызывал рвоту, голова болит. Эти моменты вспоминать неприятно. А так в памяти осталась взаимовыручка водителей на подъемах, честная и частая помощь дорожников своими «Уралами» с лебедками, бесплатный кипяток, да многое что… из другой песни.
А тут НАС повезут, расслаблюсь, вспомню рыбалки…, опять же кабриолет. Расслабится не удалось. Оказывается это одна из разновидностей местного бизнеса: езда на пределе возможностей данной машинки. Ребята прекрасно знают на своей тропе каждый камешек и выбоинку. Музон на максиум и газ до пола. Честно скажу, мне водопады как-то оказались по барабану в сравнении с полученным драйвом. Но вкус чая зависит от правильности чайной церемонии, и в данном букете все было класс. Ездой по лесу нас не удивишь, но каменистые подъемы с проскальзыванием или прыжки вниз, в неизвестность нас немало взбодрили. Музыка орет, Уазик рычит, женщины кричат, все это летит — песня, однако. Получился четко сбалансированный риск, азарт, этакая удаль. Хорошее настроение нашего водителя передается нам, встречному водителю, они вместе с нами прыгают в ледяную воду. Также искренне радуются радости тела… Рядом ходили какие-то скучные серые люди — их привезли на экскурсию в большом автобусе, и сюда они шли пешком.
Обратный драйв не был разочарованием. Солнце уже садилось, и нас подвезли, нет, мы вылетели к вратам Предтеч (Еще один им плюс — разные дороги). Это мы потом поняли, что это бывшая вертолетная площадка, а так: бетонный круг с концентрическими кругами. В центре, в позе лотоса сидит серьезный живой человек, и мы несколько ошалевшие оглядываемся вокруг. Пауза. Солнце, мудрые горы — тишина и звук колокольчика от коровы, идущей домой. А только что был буйный рок и гопак в исполнении присутствующих. Горы, колокольчик, молчаливо сосредоточенный человек — прямо физическое ощущение Шамбалы. Несколько в стороне от ущелья, где мы только что лихачили, видны развалины монастыря 14 века (как-то Андрей Первозванный связан с этими местами).
Рулим, обратно, к побережью. Что-то новое появилось в отношении к своей машине, более ласковое и душевное. Андрей озадачивает вопросом, как тут разъезжаются, когда снега полно? Ну тут про снег ничего не знаем, а в Якутии меньшая машина ныряет в бруствер, в снег, в целину. Встречка, проехав её, должна остановиться и вытащить за собой. Классика. После звуков чужой машины свои как-то становятся нагляднее, это или слух обострился, или нервы. Лечить нервы заезжаем на придорожную эстакаду. Все нормально: обнаруживаю, что при крене кузова кончик выхлопной трубы чуть касается кузова и появляется дребезг. Это при выезде из малины задним ходом (в Чертково) я выхлопной трубой малость загреб бруствер канавы и погнул наш выхлопной наконечник. Правим трубу и едем дальше.
На обычной дороге все нормально, а вот когда то левый поворот с креном, то правый, то вверх, то вниз, да и набор скорости — торможение — мой косяк проявился. Землю из выхлопной я тогда отверткой выковырял и успокоился. Обычно и традиционно размер и опасность сопоставимы. Вот загнул эту фразу и поясняю: туча, гром, молния. Сила звука грома убеждает в силе возможного траха при попадании молнии. Или звук взлетающего самолета — это ж как уважительно давит на голову. И естественно. И естественно звучит голос птиц вот так — рядом за бортом и неестественным получается слушать духовой оркестр или орган при тихом звуке. Но вот современная жизнь сдвигает эти границы и мы, как вполне естественное, воспринимаем чуть слышное бормотание чего-то попсового на нашей магнитоле или тихие щелчки на дозиметре радиации.
Был я как-то на выступлении ансамбля «Айархаан», три девушки и такая мощь идет со сцены, контраст фантастический! Закройте глаза: звуки жаворонка, птиц, журавль. Все это на хомусе. Натуральность потрясающая. Топот копыт, ржание лошади, лошади приближаются и вот они рядом и сейчас тебя затопчут. А глаза откроешь — девушка стоит… Если бы и запах менялся, то колдовство было бы полным. Офигительно материально получается у них и даже сказочно жутко. После этого не воспринимаешь хомус как … (нет сравнения), ну, скажем, гитара, нет это ближе не к музыкальному инструменту, а как бубен шамана, инструменту для связи с потусторонним миром…
И есть места и времена, где такая связь проявляется, вот из якутского интернета, автор Наташа: «… Реально, брат сам рассказывал, Попробую передать. Поехали мужики на охоту на УАЗ-фургоне. Мой брат водитель и все мужики тоже водители — профессионалы своего дела. Ну, поохотились, не знаю на кого. Короче, собрались они ехать обратно. А машина не заводится! Стали поочередно пробовать завести машину. Не получается. Перепроверили всё (профессионалы же), ничего такого не нашли. Вроде бы всё работает. И снова за руль сел мой брат. Пытается завести — не получается-таки. Мужики сидят в салоне. И тут он говорит, чтоб вышли и толкали машину. Когда обернулся, увидел лица своих друзей и ужаснулся: те сидят неподвижно, молчат, в глазах страх. Спрашивает, что случилось. И тут один еле выговорил, что вокруг машины ходит какая-то старуха и заглядывает к ним в окна. А какая старуха может быть в темном лесу? Короче, все перепугались до усрачки. Ну, они вышли и покормили огонь. Догадались. Потом сели в машину, а она раз и завелась и поехали восвояси, вот так вот бывает…». Ей отвечает Ксения: «Было подобное, сама не могла завести машину возле шаман-озера (абаахылаах куол). Находится возле Майи. Приехали с профессоршей с Питера. Устали. Ехали с Амги. Озеро знакомое, девочки сразу по кустам (на борту джипа все женщины). И забыли покормить озеро... Потом полежали, солнышко, тепло... Собрались ехать, машина не заводится... Джип автомат, тянуть некому, ужас... Пыталась завести раз 10. Потом профессорша пошла и покормила озеро с фляжки. Только после этого машина завелась. Профессор была этнограф...». Вот так страшна на ночь. Ночуем на подходящей площадка для стоянки. Богомолы знакомятся с нами.
На фото: развертывание скатерти-самобранки (бранится сама):
3.08.09
Утром стартуем как обычно, все знают свои обязанности, даже как-то многое делается автоматически и привычно. Не успели отъехать, Андрей: а где мои ключи? Ключи находим, зато обнаруживается отсутствие его линз, моих очков. Мы с ним препираемся, кто что и куда переложил впереди машины, но Ира останавливает нас. Знаете, где мы ночевали? В долине привидений! Так что если кого там будут преследовать реальные зрачки в очках — это наше все! И молиться надо тем богам, на территорию которых входишь и тревожишь! То-то всякая там мистика вспоминалась. Снова изредка слышим цок под машиной. Ну тут диагноз ставлю легко (хоть к гадалке не ходи): б/у опоры коробки передач, что мы ставили в Самаре, потихоньку умирают в горных условиях. Не беда, к этому я готов. Надо озаботиться поисками подходящего места и настроения. А может, в сервис заехать? Вот ведь интересно: стоит купить впрок запчасть — так сразу она и нужна! У вас не так? Впереди по курсу (прямо таки по заказу) — красивая церковь. Ира просит снизить скорость и открыть окна: барабашка, выходи. выходи…
Жара. Крутимся по городу в поисках выхода на пляж. Упираемся в заборы, шлагбаумы, какие-то узкости. Предлагаю плюнуть на это дело и уходить из города. Случайно подворачивается вывеска автосервиса. Мои говорят, если не купаться, так поремонтируйся что ли. Тут у них и эстакада есть. Гм, я бы предпочел обратиться в какой-нибудь не городской, а деревенский сервис при дороге. Работа несложная, на полчаса. Заезжаю на эстакаду. Опоры можно менять, можно еще покататься. Тут появляется чел — эстакада платная! Сколько ехали — куча эстакад в горах, содержатся в порядке и бесплатно. А думаю, ладно. Если уж залез на эстакаду и пошла такая песня — то ремонтируемся. Ремонтеров нет, их дежурный говорит — скоро подъедут. Ждем. Не жду — демонтирую опоры (шесть гаек — как снять колесо (это я для тех, кто пишут, что как отчет по Делике — так ремонт)). Снял опоры. Ждем ремонтеров. Не ждем — сам с дежурным начинаю перепрессовывать. Появляются двое спецов. Всё встаёт. Они грустные. Появляется подружка спецов и пиво. Пытаюсь шутками и личным примером сподвигнуть всех на окончание работ. Тогда молчал — сейчас скажу: ну разве можно так? Клиент готов платить. Засад нет, вперед и с песней! Так нет, что-то мешает им работать! Что-то у ребят с милицией не сладилось. Молчаливо заканчиваю запрессовку. За содействие берут 50 гривен. Скатываюсь с эстакады, бежит чел — плати за 2,5 часа эстакады. Платим и за это удовольствие.
Коли уж пошла чехарда вокруг машины, решаем помыть её на мойке. Машину я предпочитаю мыть сам. Да и вообще помывка — это дело интимное. И если вам не доставляет удовольствия гладить мягкой губкой свою машину, то вы ее скорее всего, не любите! Никому не доверяйте этот процесс. Это ж как лечение тонкого шрама на любимой попе, и даже круче! Ирония кончилась. Мойка машины тут стоит 70 гривен.
Тормозим для экскурсии в Никитском ботаническом саду. Первое впечатление: еще до кассы —доброжелательные парковщики быстро и сообща находят нам место среди довольно плотной кучи машин. Гм, в порту Кавказ парковщиков не было. Второе впечатление — неожиданно интересно. Может нам повезло с экскурсоводом (в следущий раз сфотографируем и её), но невзирая на жару, группы ходили довольно плотно, — значит было интересно не только нам. Я, правда, может, уж в преддверии пенсии, хотел бы увидеть разные сорта картошки, или огурцов и т.п, да и купил бы что-нибудь из этого, но Ирина одергивала, мол, ты не один. Мало ли что кому хочется, а кому может несколько сортов конопли, так что, все в одну кучу смешивать? На фото я у дерева с ядовитой древесиной, ну и вместе — у нехилых рододендронов.
Брошюра-путеводитель зазывает посмотреть «Ласточкино гнездо». Я там никогда не был. Всё любопытно… Едем, может все таки искупнемся где… Хрен. Там вы не покупаетесь. Вот такая вот дачка на берегу моря.
«Обидно, когда твои мечты сбываются у других!» (М. Жванецкий). Гм, не обидно. Имхо, у новых русских дачи куда круче и экскурсий вокруг Москвы, Питера и других центров демократии организовать можно немеряное количество (если не пристрелят). Настоящее золотое кольцо. Ну а тут что интересного? Внутри небольшой ресторан. До воды спуститься тяжко. На соседнем утесе орлы сидят, а это не певчая птичка, одна вообще муляж — каменная. Кругом с тебя требуют денег — за проход, за вход, стоянку, на ремонт провала… Внизу пристань, все огорожено. Плотная толпа потных людей. Вон (на фото), у бакланов экскурсия, им и ходить хорошо. Им заборы не мешают.
Чувствую по своему настроению и нашего экипажа, что впечатлений мы уже набрались и пришло время определиться с дальнейшей стратегией. Можно дальше идти по черноморскому побережью в Севастополь или вернуться на объезд Азовского моря, и там нас ждет знакомый Бердянск. Андрей предлагает остановиться на ночь в Ялте у его знакомых, а утром будет видно. Принято.
Место для ночной стоянки нахожу без труда. Так мы никому не мешаем и все рядом. Мы ж на «Делике»! Улицы здесь — напоминание фильма «Бриллиантовая рука». Быстрое размещение и идем на набережную. Похоже, вся отпускная жизнь всех курортных городов сосредоточена на набережной. Музыка практически везде, практически всегда одна и та же. Размах отдыха тут серьезный: у берега стоят крейсерские яхты, на берегу работает музей восковых фигур, разные прокаты, кругом толпы народа. И аттракционы, аттракционы… Андрей со своей компанией ушел все-таки купаться, а мы исследуем магазинчики и лотки продавцов овощей и фруктов. Покупаем вкусности для дальнейшей жизни. Аттракционов куча. Стоят трейлеры с развлечениями и острыми ощущениями. Затормозили у «Бомбера». От него исходят прямо таки волны страха. Девушки выходят оттуда на подгибающихся ногах. Ира: да, вечер у них безнадежно испорчен..
Вот ведь интересно, мы тоже в отпусках, катаемся, получая удовольствие и новые ощущения. Но вот таких ощущений не хочется, не хочется искусственных чувств и нечестных красот.
Дальше был Унитаз. Душ. Кровать. Отруб.
4.08.09
Мое обратное включение в цивилизацию провел голос мудзегина. Где-то рядом находится мечеть и утренняя молитва призывает нас к дальнейшему движению. Идем на Симферополь. Севастополь оставим на следующий раз.
На фото вопрос: Крым татарский? Вспоминаю, что в направлении при посещении врача в Якутске надо было выбрать себе из перечня национальности: русский, саха, эвен, эвенк, чукча, юкагир, долган и прочие. Не думаю, что от этого выбора лечить тебя будут лучше. Но, однако, выбор у нас в Якутии побогаче или толерантности побольше? Хотя какая тут толерантность, если приходит какой-нибудь толкинен и требует, нет, не уважения культурного наследия его предков или его истории, а конкретных денег или килограммов или метров! И требует от такого же человека, чуть было не написал, скотины, с кем рядом трудился и он, и его родители, и родители его родителей. Бред ведь! И делить-то нечего. А, похоже, крыша едет у многих. И, как ни странно, государства идут на поводу, хотя у них в конституциях прописаны права и обязанности граждан, а не национальностей! Ю. Рытхэу, «Ленинградский рассвет» (Москва, Молодая гвардия. 1981 г.): «…существует два вида буржуазного национализма. Один заключается в том, что человек открыто презирает другие народы, людей других рас. А другой, самый опасный, часто даже не осознается его носителем. Человек считает себя другом всех народов, а любуется не тем, чем сильны эти народы, а тем, чем они слабы, или даже тем, что о них выдумали…». Мда, а сейчас от любования переходят к действиям…
На фото слева не бескрайняя снежная тундра, это озера соли. А я хоть и не чукча, но что вижу и чувствую, то и пою…. (Бердянск).
Бердянск встретил нас хорошей погодой. Машина, навигатор и деньги — что еще надо для ощущения свободы? Очки?! Но вернемся к отпуску.
Погода портится на глазах. Время нашей поездки тоже неумолимо сокращается. Опять выбор: машину в «малину» или Андрей берет её в Москву. Принимается решение в Москву! На пляже лежать уже невозможно, дожди идут по нашим следам. Андрей озадачен минимизацией технических проблем техобслуживания в Москве. Да какие могут быть там проблемы, ведь судя по Делика клубу там есть волшебник «Джин» со своим сервисом?! Тем не менее, проверяем ходовку. В Якутске перед дорогой меняли одну из крестовин, теперь можно сменить другую. Заказ в магазине выполняют четко, в три дня. Малость были опасения по поводу качества и фирменности, но, как оказалось, зря. Тем не менее, прикрепляю фото фирменных «шариковых» подшипников, которые я выколупал из дрели, рожденной в Поднебесной. Металл звездочек мягкий и вал выел там неслабую эллипсную выработку, после чего и умер. Подобную подставу поймать очень легко, хоть ты трижды не лох.
Меняем крестовины самостоятельно, на раз-два-три. Ну не люблю я все эти отношения с сервисами. Снятую крестовину сохраним на всякий случай, она ещё очень бодрая. Что еще — разрешенный правый поворот при красном сигнале светофора
Идем по трассе Симферополь –Москва. Изредка мимо нас проносятся стражи дорог, но мы едем строго по правилам. Движение слабое. Обращаем внимание, что нет фур и совсем их не было в Крыму. Дороги класс, ну разве что романтикой уступают нашим зимникам (из якутского Интернета):
Авторы фото «Владислав» — Вот это экстрим, и «mg» Март 2006 Улахан-Аан . Раньше я как-то тоже вытащил из памяти фото Станислава «Славян» (Алтайский край, Барнаул) Делику с каяком на крыше . Мужики! Ваши фотки, это как из жизни настоящих мужчин, в них есть дух Севера, Д. Лондона, настоящей жизни, а не аттракционных волнений.
Таможня (украинская –российская). «Соседняя очередь всегда идет быстрее...» С. Паркинсон. На украинской таможне Андрей имел беседу с Законом. На его вкладыше в паспорт о прибытии в Украину от крымских дождиков поплыла красная печать. Таможенник — печати нет — документа нет — встаньте сюда, туда, ждите. Его начальник говорит то же самое, но добавляется перечисление материальной ответственности за незаконный переход границы, за отсутствие и умышленное повреждение государственных доков. Да, таможня — это серьезно. Не шути — СОГНЕМ. Андрея приглашают на отдельный разговор, и через 15 минут он появился, правда, без материальных и физических утрат.
Примерно 50 км до Орла. Дорога — колея на асфальте, местами (в населенных пунктах) отремонтирована, иногда и с разметкой. За бортом ночью +7, прогноз: Москва +25 днем. Солярка 13,30 руб!
Приятно удивило поведение фур. Когда можно обогнать (невзирая на разметку), они уходили правее, давая нам возможность и дублируя это сигналами. Им сверху еще виднее, где возможны какие засады. Благодарил их тоже своими поворотками. Вообще-то, у мну сложилось впечатление, что они все были со своею связью и наш микроавтобус чем-то привлек их внимание. Наша скорость по навигатору временами доходила до 134 км/час. А счетчик пробега в Москве у нужного подъезда показал 263 681 км. Гм, ни одного штрафа! Тьфу-тьфу…
Что по навигаторам: по РФ — особой разницы в работе программ мы не обнаружили. Это типа, как топор, — рубит и рубит, но когда мы стали крутиться в Москве, то свежая карта от «Навитела» взяла верх. Факт прекращения сопровождения «Гис Руссы» (сайт И. Сапунов) заставило меня сейчас перейти на «Навител». Теперь у меня (да и у вас, если смотреть большую карту) — на острове, напротив Якутска — растут пальмы. В Москве первым делом отправляемся в гости к «Джину». Я вот представил, как мучаются с обслуживанием любимой машины музыканты. Слух музыканта позволяет им слышать такие нюансы, которые скорее всего нотными знаками впору описывать, — и ведь как они, неправильные, царапают их душу! Опять не каждому музыканту позволено держать слесарный инструмент, да что там музыкант, врач, ну скажем, хирург, тоже не может с душой ударить молотком … по пальцу. Так что такие люди будут кучковаться вокруг «левши». И не будем о том, что после его операции блоха танцевать перестала — ведь подковал же! То есть заказ был выполнен!
Не без внутренней иронии едем знакомиться в автосервис. И тут я обнаруживаю на стене в офисе неслабую коллекцию закатов-рассветов и «Делику» хозяина и самого «Джина». Картинки из разряда найди десять отличий… По пути к гаражному боксу видим «Делику» на подъёмнике, видим склад с запчастями, еще одна «Делика» ждет своей очереди, чувствуется, что ими здесь занимаются профессионально и серьезно.
Ну а далее, что? «Жизнь — это время, проведенное во множестве комнат для ожидания» (К.Стивен. «Армагеддон»). При написании отчета обратил внимание на пожелания в наш адрес — автор Stefen: «…. в следующий раз ОБЯЗАТЕЛЬНО посетите Приморск и село Новоконстантиново и тогда сравните с Бердянском...:-) Потом Геническ и Арабатскую стрелку...:-) Ну а в следующий раз Ялта, Симеиз, Мисхор...». Обязательно прислушаемся! Да и у нас появилось еще в дороге ощущение, что оптимальнее было бы ехать вначале по Крыму, затем Тамань и т.д. «… В двухтысячном году, — … — массовый туризм уже исчерпал себя. У нас возникла потребность в путешествии индивидуальном и этически ориентированном». (Мишель Уэльбек «Платформа»). Занятная вещица, ну а наша платформа уже несколько лет в поисках настоящего…
Снова дождик, снова самолет, снова родные просторы и красоты Якутии.
Полностью наш пробег составил 3 145 км, расход солярки 12,339 л/100 км. Внизу река Лена у г. Якутска.
Якутск, декабрь 2009 г.