|
Мы много путешествуем. 1-2-5-10 тысяч километров на УАЗе с детьми в любое время года — это про нас. Но так было не всегда, и часто я слышу вопрос: «С чего все начиналось?» Сегодня я решила рассказать о нашем первом дальняке на УАЗе.
Случилось это давно, аж в 2009-м, машине на тот момент было меньше года, а я была в нашей компании единственным водителем.
Рвануть мы решили на Север, но не в Карелию или на Кольский, которыми теперь никого не удивить, а по неизбитым местам.
Перед выездом из Москвы мама дала мне оригинальное напутствие: «Аккуратнее! Места глухие, не нарвитесь на медведя или на труп!» К чему это было сказано, не знаю, но накаркала она 100%.
Из дома выдвинулись в ночь, хотелось без пробок и заторов усвистеть как можно дальше, а в идеале встать на ночевку где-нибудь на Ладоге.
Как проходит для водителя ночной перегон, когда все вокруг храпят, может понять только тот, кто хоть раз ездил так же. Я пила энергетик, сосала леденцы, много курила и пела во всю глотку вместе с магнитолой.
УАЗку на штатной Быстрице безбожно переставляло по колее, но 140 он держал.
Хорошо, что полная темнота так и не случилась - в Ленинградской области и ее окрестностях стояли белые ночи. Зато под утро спустился жуткий туман, он был вязкий и казалось, что, если высунуть руку из окна, его можно зачерпнуть и съесть.
Ранним утром мы были в Тихвине. Решили тут позавтракать и погулять по центру.
Главной архитектурной и исторической достопримечательностью города является Тихвинский Успенский мужской монастырь, основанный в 1560 году.
Святые ворота с церковью Вознесения.
Внутрь мы попали, когда шла служба. Нам повезло услышать хор Тихвинского монастыря «Светилен», созданный в 1993 году из выпускников и преподавателей Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова. Очень сильные голоса и красивое исполнение! Говорят, репертуар хора не ограничивается только духовной музыкой.
Именно в Успенском соборе хранится чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери. Очередь из паломников была совсем небольшой, так что нам удалось рассмотреть вблизи знаменитую святыню.
Вокруг монастыря вьются тихие узкие улочки города.
Совершенно случайно обнаружили дом, в котором родился и провел детство композитор Римский-Корсаков.
Неподалеку храм Всех святых, построенный в XVIII веке на месте первого явления в 1383 году Тихвинской иконы Божией Матери. Сейчас используется как концертный зал при доме-музее Римского-Корсакова.
Большая часть кафешек в столь ранний час оказалась закрыта, поэтому завтракали мы в чем-то типа заводской столовой. Было невероятно дешево и довольно вкусно, ну, а для меня главным было залиться крепким кофе, ведь мы продолжали путь.
Въехали в Карелию и взяли курс на Ладожское озеро.
Карельские грунтовки — широкие песчаные дороги, которые могут тянуться много-много километров. Несмотря на кажущуюся забытость, на них и трафик есть, и знаки встречаются, и даже гайцы сидят в засадах с целью штрафануть за превышение.
На пути к озеру встретилась деревянная церковь Фрола и Лавра, построенная в 1613 году.
Внутри храма. Вход свободный, вокруг ни души.
Берег Ладожского озера оказался изрядно заселен рыбаками и дачниками, а после столь долгого пути хотелось уединения.
Это мое первое знакомство с Ладогой. Как море, только холодное и не соленое — такое было впечатление.
Мои мужики отправились искать остатки старого маяка, а я повалилась спать на заднее сиденье. Прикорнуть мне удалось на 20 минут, спала бы и дальше, но решили тут не задерживаться.
Путешествие по Карелии оказалось совсем коротким, и мы въехали обратно в Ленинградскую область.
Когда прошло больше суток с момента выезда и спидометр показывал 1370 километров, мы все-таки остановились на ночевку на берегу Гонгинского озера.
Вдалеке виднелась деревня Гонгиничи.
А эти цветы, не срывая, мне подарили пассажиры за героический перегон.
Утром мы продолжили путь. Сегодня решили посетить место Введенского Паданского женского монастыря (Корнилиеву пустынь).
Чуть-чуть истории и скоро Вы поймете, зачем я столь подробно останавливаюсь на этом вопросе. Основатель Корнилиевой пустыни — преподобный Корнилий, по преданию, являлся учеником преподобного Александра Свирского.
Свой монастырь он основал в середине XVI века, недалеко от Винниц (Подпорожский район) на левом берегу реки Паданы. Здесь, в «черном лесу меж мхом и болотом» жил преподобный Корнилий более тридцати лет. Основанный на месте его обители монастырь первоначально был посвящен Николаю Чудотворцу. Была поставлена деревянная церковь, теплая с трапезной. В конце XVI века, когда поставили в монастыре второй храм во имя преподобного Александра Свирского, монастырь стали называть Корнилиевой Паданской пустынью.
С июня 1900 года община была преобразована в монастырь, который закрылся в начале 1920-х годов.
В 1993 году создана Свято-Введенская Корнилиево-Паданская женская община.
В 1995 году во время реставрационных работ в Введенском храме Корнильево-Паданской пустыни в основании алтаря под большим плоским камнем были обнаружены человеческие останки. Представители епархии решили обратиться к судебным медикам с просьбой выяснить, не принадлежат ли эти мощи основателю монастыря преподобному Корнилию Паданскому.
Было проведено исследование, и медики экспертным путем установили личности двух из трех захороненных в Корнилиевой пустыни людей, одним из которых действительно оказался основатель монастыря. После опознания, согласно документам, останки были «помещены в специальный ковчег и покоятся в помещении Храма в специальной раке».
Некоторые сайты с радостью отрапортовали: «Какова же была радость, когда специалисты дали положительный ответ. Мощи вернули на прежнее место, а Русская православная церковь обрела еще одну святыню».
Что же происходит реально на месте монастыря, где вовсю должны идти восстановительные работы?
На противоположной от монастыря стороне реки нас встретила весьма оригинальная избушка рыбаков. Внутри есть все необходимое для относительно комфортной жизни, а сверху крест — телевизионная антенна.
Дальше дороги нет, надо форсировать реку.
На берегу обнаружилось множество рыбацких лодок. Порыскали, нашли беззамковую.
Правда, весел не было, пришлось воспользоваться лопатой.
Выбравшись на берег, мы пошли, по заброшенному тракту, пока не уперлись опять в реку, развернулись и отправились обратно. Чуть не дойдя до нашей переправы, увидели крыши построек и свернули к ним.
Начал накрапывать дождик.
Посреди леса стоял огромный бревенчатый недостроенный храм и небольшая бревенчатая же избушка рядом. Для начала мы обошли все вокруг: обнаружили остатки старого кладбища и заросший родник.
В храм вели 2 двери: одна на уровне первого этажа — закрытая, другая на уровне второго этажа — не ясно открытая или закрытая, но без всяких лестниц-ступеней-веревок, в общем, так просто не заберешься. Мы решили пока наверх не лезть, тем более, создавалось впечатление, что место это не покинуто, а получить по мозгам от смотрителя как-то не хотелось.
Вернулись к избушке в полной уверенности, что она закрыта, но оказалось, что дверной замок с корнем выдран.
Мы вошли и опять нам показалось, что хозяин должен быть где-то рядом: за угол порога заткнута пара самодельных удочек, при входе стоит керосиновая лампа, лежат спички, обувь, на вешалке какая-то одежда. Все довольно чисто и даже уютно, несмотря на земляной пол, низкие потолки и очень узкие дверные проемы (видимо, именно так и выглядели все избы лет 200 назад).
Хозяином избушки продумана была каждая мелочь: печь, кровать с матрасом, стол со стулом, газовая плита с баллоном, посуда, сейф … открытый … и ключ внутри…
Везде расставлены свечи (никакого электричества нет и в помине), без них темень хоть глаз выколи.
Только с первого взгляда в избушке было все хорошо. При более детальном рассмотрении стало ясно, что избушку методично обыскивали, забирая все ценное, в том числе церковную утварь, предназначавшуюся, очевидно, для нового храма.
Нетронутыми остались только современные иконы в пластиковых окладах, самодельные деревянные крестики, которые хозяин избушки мастерил, скорее всего, на продажу и поломанные восковые свечи.
Еще огромный подсвечник, наверное, он оказался слишком тяжелым, чтобы с ним возиться.
Ну и сейф! Если в такой глуши, в такой избушке установлен сейф, значит, точно было, что в нем хранить!
Напрашивался логичный вывод: в избушке жил смотритель нового храма, который куда-то ушел ненадолго и почему-то не вернулся, после чего его жилище было разорено, причем случилось все это совсем недавно.
Конечно, после этого нам стало очень интересно попасть в недостроенный храм и узнать, что же творится там.
Дождь усилился.
Выламывать замок на двери первого этажа мы, разумеется, не решились. Назначили самого ловкого и отрядили его лезть по углу к двери второго этажа. Он достиг цели неожиданно легко, толкнул дверь… и она оказалась не заперта. Более того, внутри лежала деревянная лестница, которую он нам спустил.
Мы внутри храма. Мне сложно описать, как все выглядело, лучше смотрите фотки. Существенным является только то, что в середине церкви настил поверх перекрытий отсутствовал, и мы могли свободно перемещаться и по первому, и по второму этажам.
Внутри недостроенного храма. Часть, где нет перекрытий.
Прямо при входе среди песка и мусора лежали новые резные деревяшки (ну не знаю я как их назвать, типа частей наличника оконного, а может рама для иконы, или какие-то части будущего иконостаса). Там же порванная и истлевшая обложка от библии 19-го века, какое-то церковное тряпье новое или не совсем новое, но точно грязное и мятое, большой деревянный ящик с открытой крышкой и бумажными свертками внутри, опилки, тряпки, ведро и т.д.
На первом этаже прекрасно виден фундамент старого храма. Новый храм был сильно больше и поставили его практически вокруг старого.
Ничего нас особо не заинтересовало, и мы собрались уходить, но на улице обнаружился ливень. Решено было переждать.
Прошло минут 20, кто-то по десятому разу осматривал фундамент старого храма, кто-то рылся в церковном тряпье, кто-то уже начинал дремать.
Тишину прорезал голос Сашки: «Кто-нибудь смотрел, что в свертках в ящике?»
Я не знаю почему, но никто из нас до сих пор не заинтересовался этими свертками! На самом деле это что-то невообразимое! Мы заглянули в каждую щель, мы несколько раз покопались даже в мусоре в надежде найти что-то интересное, но НИКТО не развернул аккуратные желтоватые свертки, лежащие в открытом деревянном ящике! Мы не то чтобы их не заметили — это было просто невозможно, мы не захотели лезть внутрь. Я до сих пор помню, как заглянула в ящик, переложила несколько свертков от одной стенки к другой в надежде, что под ними что-то есть и пошла дальше.
Последовал логичный вопрос:
— А что там?
— Идите, посмотрите сами.
Я не хочу идти, ломает. Я и так понимаю, что ничего хорошего. Наш друг подходит к Сашке и несет самый большой из свертков поближе к открытой двери – к свету.
— Ну и чего там?
— Череп!
— Да ладно врать-то!
Я встаю и иду смотреть сама.
Дождь почти кончился, вокруг храма шумит лес, я держу в руках желтоватый сверток, а оттуда на меня гладит черепушка: «Здравствуй, бедный Йорик, блин!»
Так сбылось первое мамино предостережение.
Самый умный из нас предположил, что это женский череп и лет ему около четырехсот.
Я пошла к загадочному ящику, нет, не ящику, а ГРОБУ и заглянула еще в пару свертков: в одном оказались ребра россыпью, во втором какие-то мелкие кости, продолжать не стала. Все свертки, а точнее даже объемные конверты были аккуратно сложены стопкой, закрыты и пронумерованы.
Ну что, уважаемый читатель, картинка в Вашей голове начинает складываться?
Логично ведь, что после опознания останки преподобного Корнилия поместили в «специальный ковчег», т.е. этот самый ящик, и они «покоятся в помещении Храма в специальной раке» — в помещении храма — да, а до раки, видимо, дело не дошло, т.к. строительство храма почему-то забросили. «Русская православная церковь обрела еще одну святыню», которая лежит теперь в открытом гробу, расфасованная по пакетам в заброшенном храме с текущей крышей! Так стоило ли вообще тревожить останки, отправлять их на сложнейшую экспертизу, докладывать всем вокруг о проделанной работе, чтобы потом вот так бросить СВЯТОГО?! Какое-то богохульство получается!
Конечно, есть небольшой шанс, что это останки не основателя монастыря, а кого-то другого, но куда же тогда дели останки преподобного Корнилия? Сомнительно, что зарыли обратно в фундамент старого храма, а вокруг новой церкви никаких явных новых захоронений нет.
Все очевидно, когда Вы сидите перед экраном и читаете выкладки, а нам там, было, мягко говоря, не по себе! Мы даже не догадывались, что «Йорик» может оказаться святым, ведь весь материал, представленный здесь, мы собрали, уже вернувшись домой.
А тогда мы судорожно решали, как лучше поступить с останками: похоронить в приметном месте, записав координаты, чтобы потом «если что» сказать, где искать, взять с собой и показать экспертам, отвезти «куда надо» — нехай разбираются или оставить все как есть. Лично я еще мучилась вопросом надо ли это все дело фоткать. В итоге мы аккуратно сложили останки обратно в гроб и закрыли крышку со словами «Спи!», накрыли сверху какой-то церковной попоной, чтобы не слишком бросалось в глаза. Ничего снимать я не стала, так что Вашему вниманию только фото, на которых гроб случайно попал в кадр в начале нашего пребывания в храме.
Когда мы вернулись домой, и всплыла информация про святого, я сразу же обратилась в Питерскую епархию с письмом, где все подробно описала и поинтересовалась в курсе ли они, что происходит.
Ответили мне некоторое время спустя дословно так:
«Здравствуйте, Елена! Благодарю за письмо. Завтра передам его секретарю епархии.
С уважением, иерей Игорь Катаев. Служба коммуникации Санкт-Петербургской епархии».
Ответа я ждала несколько месяцев, потом напомнила о себе — результат нулевой. Потом пошла шерстить свои контакты: тут нашлись и просто сильно верующие, и послушница одного из монастырей — они говорили, что низяяяя было вообще все это трогать, переносить и уж тем более закапывать. Через третьи руки были подняты неофициальные связи в Питерской епархии с целью проследить «чтобы дело не замяли».
Короче, масса бестолковой движухи, только что ментов я не додумалась подключить — все же труп лежит без присмотра, хоть и древний.
Тишина затянулась на год, всем были разосланы письма с просьбой прояснить ситуацию. После очередной несознанки, я написала письмо патриарху Кириллу (на тот адрес, что на официальном сайте), а следом в 3 или 4 периодических издания, связанных с русской православной церковью (надо было писать в «Аргументы и Факты» и звонить в НТВ — они бы отхватили сенсацию) — никаких ответов в течение еще одного года.
Итак, на дворе шел уже 2011 год, съездить и проверить произошли ли какие-то изменения в Корнильево-Паданской пустыни у меня возможности не было. Если до того момента в интернете я всю эту информацию публиковать побаивалась — переживала, что прочтут какие-нибудь уроды и поедут громить и глумиться над останками, да и Питерскую епархию не хотелось выставлять в дурном свете, вдруг они и вправду были не в курсе, что там творится, то теперь угрызения совести закончились — я впервые выложила статью в открытый доступ на своем сайте.
Но толку до поздней осени 2013 года все равно не было. Именно тогда этой историей заинтересовался некий неравнодушный православный человек из Санкт-Петербурга. Он занимался сбором данных о Святых Российских, живших в Ленинградской области. После поездки в Александро-Свирский монастырь начал интересоваться и собирать материал про Преподобного Александра Свирского и его учеников. Покопавшись в инете, он вышел на мою публикацию и изъявил желание решить вопрос о ненадлежащем хранении мощей святого в Санкт-Петербургской Епархии напрямую через Митрополита, а также найти средства для надлежащего захоронения преподобного, включая достойное надгробие и всё, что с этим связано.
Далее следовал наш длительный диалог с уточнением где-что и как, я нашла людей с внедорожником (часть маршрута проходит по бездорожью), готовых отвезти его на место (самой мне далеко и неудобно в это время года), но потом возникает затык со стороны РПЦ: необходима куча всевозможных разрешений, благословений, и пока все это тянется, выпадает снег, река подмерзает (ее надо форсировать или пешком, или на лодке), добор становится сомнительным. А ведь погода в этот год была очень благосклонна: мороза и снега не было до первых чисел января! Все переносится на раннюю весну.
Настала ранняя весна, потом поздняя... а следом лето. Я ни в какой координации к тому моменту уже не участвовала, только иногда интересовалась случилась поездка или нет.
В самом начале июля 2014 я должна была оказаться в составе экспедиции на Кольском полуострове. На обратном пути, заложив небольшой крюк, мы могли заехать в Корнилиеву пустынь, но в итоге сил на это не хватило. Зато, когда я вернулась домой, на почте меня уже ждало письмо, что за неделю до нашего несостоявшегося визита тот самый православный человек посетил пустынь (почему не раньше или позже, а на опережение моего визита, озвученного на открытом форуме? совпадение?), останки были найдены и перевезены в Санкт-Петербургскую митрополию для сверки и определения принадлежности.
Спустя еще несколько недель, от него мне стало известно, что с вероятностью в 90% мощи действительно принадлежат преподобному Корнилию Паданскому.
Но это еще не конец истории!
После передачи мощей представителям Тихвинской епархии (помощнику архиепископа Мстислава Дячины), с ним перестали выходить на контакт. Дело в том, что люди, которым были переданы мощи преподобного Корнилия Паданского, выставили всё в епархии так, будто они их сами нашли, привезли в город и вернули церкви! Про православного человека из Санкт-Петербурга, людей, которые вместе с ним осуществляли доставку, и нас, сделавших находку, высокие чины РПЦ сразу забыли. Помощник архиепископа доложил самому архиепископу Мстиславу Дячине, он в свою очередь написал отчёт на имя патриарха о найденных останках преподобного и отвез его. Патриархия, как ей и полагается в таких случаях (находки мощей), отметила данное лицо за заслуги перед церковью одним миллионом рублей и новым джипом Subaru.
Была попытка поднять вопрос о том, что хорошо бы тех, кто перевозил мощи и нас заодно отметить хотя бы грамотами за возвращение святыни. Но не тут-то было, ответ был простой — «от Господа будет награда». Ну т.е. все свободны, даже без «спасибо».
На данный момент мощи преподобного Корнилия находятся в Александро-Свирском монастыре. На форуме «Христинство в искусстве» в начале августа 2014 года Тихвинская Епархия начала розыск иконографического образа Преподобного Корнилия Паданского. Сами догадайтесь зачем.
Что касается Корниловой Пустыни, в августе туда приезжала комиссия из Троице-Сергиевой Лавры во главе с неким отцом Сергием. Проводился анализ работ и фотосъёмка положения вещей на местности. Скорее всего, обитель будет восстанавливаться под контролем патриархии. Возможно, на восстановление понадобится 5-7 лет.
В этой истории по-прежнему вопросов больше, чем ответов. Как мощи оказались в недостроенном храме в столь бедственном положении? Не был ли убит человек, занимающийся восстановлением обители? Когда мы там оказались в 2009 году, то косвенные признаки указывали на резкое и неожиданное исчезновение обитателя избушки и грабеж. И кто вообще был этот человек? Православный человек из Санкт-Петербурга, с которым я общалась, толком на эти вопросы мне ответить не смог, узнав только, что в 1996 году мощи нашел священник Долматов и приступил к возрождению обители, но через какое-то время его разжаловали — лишили сана (очень серьезный шаг!) по непонятным причинам. Его дальнейшая судьба неизвестна, так же, как неизвестен его приемник (был ли он?) и что случилось с ним. Почему никто не озаботился возвращением мощей Святого, ни со стороны РПЦ: не могли не знать, где они, почему не реагировали на мои письма (бежали бы, роняя тапки, втихую решать проблему, вдруг я бы скандал раздула!)? Ни со стороны местных рыбаков: ни разу за 5 лет не были на месте обители? то, что до этого большой храм строится, тоже не замечали?
Ну и как минимум, где наша грамота, а как максимум — где миллион+машина и насколько возможен был бы такой презент не от РПЦ — служителю РПЦ, а от РПЦ — простым смертным, вроде нас? Мне даже не столько лимона жалко (хотя что это я — жалко!), сколько за правду обидно!
Найденный нами Преподобный Корнилий Паданский — третий справа, в третьем ряду снизу.
Но мы сильно отвлеклись, возвращаемся к нашему путешествию. Далее путь лежал на Онежское озеро. По дороге мы заезжали посмотреть на несколько деревянных церквей.
Деревянные церкви совсем не похожи на каменные. Даже если состояние совсем плачевное, они как живые, с душой. Они пахнут старым деревом и ладаном — потрясающее сочетание. Умирающие деревянные церкви мне особенно жалко, их и так осталось очень немного.
Церковь Георгия Победоносца на Юксовском погосте, 1493 (1543?). Вы только вдумайтесь этому деревянному зданию 500!!! лет.
Рядом поставили новую церковь, но разве можно их сравнивать!
Еще одна деревянная церковь — Георгия Победоносца в Нижней Водлице, 1763. Как справедливо заметил мой товарищ: «Церковь нас дождалась». В середине выпилен огромный проем — здание использовали как гараж.
Создается впечатление, что церковь рухнет в любую минуту, боюсь, что стоять ей осталось считанные годы, а то и месяцы.
Внутри храма пахнет бензином и машинным маслом.
С погодой нам не везло, несмотря на календарное лето было довольно прохладно и очень промозгло, время от времени крапал дождь. Сегодня все затянуло туманом, стало темно и белые ночи не помогли. Не могу не упомянуть чудную деревню (название вылетело из головы, да и жители на меня обиделись бы), которую мы хотели проехать насквозь, форсировать реку и встать неподалеку на ночлег.
Сначала меня смутила дорога — яма на яме, мы, конечно, по ней проехали, но бедняга подвеска! Мы уж было понадеялись, что деревня нежилая, но нет. На берегу живописнейшей реки стоит десятка 3 домов, большая часть из которых заброшены. Причем бывают просто нежилые дома — ну стоит он кособокий с заколоченными окнами или совсем без них и ладно, а тут дома были разоренными — сорванные крыши, пустые окна, горелые остовы, забытые пожитки — все это в одной куче и превращено в помойку. Среди этого стоят жуткого вида жилые дома, окна светятся, молодежь ржет-пьет-курит, дети бегают (да-да, среди ночи), собаки кидаются под колеса. Ах, как жаль, что было совсем темно и фотоаппарат отказывался снимать все это безобразие! Да, мост, кстати, был, муж высказался метко: «Я вижу мост, но он на противоположной стороне реки», ну т. е. со стороны деревни он совсем обвалился, а там еще как-то держался, хоть и бесполезен.
В том краю мы ночевать не стали, несмотря на поздний час и усталость, докатились до Онежского озера.
Утром от деревни Голяши мы двинулись пешком вдоль берега.
И огромное количество вот таких лодок на берегу. Думаю, что многие из них наплаву.
Онежское озеро — еще одно маленькое море. Оно очень-очень классное и атмосферное.
Собственно, а куда нас несет? Вдоль берега мы дошли до мыса Лобанова. Когда-то здесь была Петропавловская Лобанова пустынь, позднее погост. Сейчас мы обнаружили там действующее кладбище (видимо, покойников и плиты доставляют по воде, т. к. колея по суше сюда вроде как есть, но не уверена, что ее осилит даже трактор) и вот такую церковь.
Эта церковь нас не дождалась(((
На обратном пути в мужиках взыграло детство, и они принялись строить плотины, обводные каналы, короче, играть в ручейки))).
Была бы погода, можно было бы здесь задержаться, но погоды не было, и мы двинулись в сторону г. Вытегры.
По дороге нам попался Петропавловский погост: две очень тесно стоящие церкви — деревянная и каменная.
Церковь иконы Божией Матери Знамение.
К сожалению, деревянная церковь обрушилась. Наш товарищ когда-то занимался реставрацией деревянных церквей и сказал, что это скорее всего произошло из-за некачественной реставрации, чего-то они там вскрыли, и пошла гниль.
В интернете я нашла фотографию этой церкви 2006 года, там она еще стоит и имелась подпись, что ведутся реставрационные работы. Средняя фотка с данной поездки, а нижняя сделана мною в 2014 году. Церковь утратила главки, а с ними всю уникальность.
А вот и Вытегра — райцентр в Вологодской области.
Идем гулять по центру.
На площади у автовокзала Церковь Сретения Господня, 1873 — главная достопримечательность города.
Часовня Св. Исаакия Долматского, 1881 — символ города.
Еще одна достопримечательность Вытегры — подводная лодка Б—440, которая была передана правительству Вологодской области Главкомом ВМФ в 2003 году. На ее базе открылся уникальный музей боевой славы военных моряков. В нем хранятся фотографии моряков, вещи, собранные с разных подводных лодок, документы о развитии подводного флота.
К сожалению, внутрь подлодки мы не попали — выходной. Пришлось просто побродить вокруг.
Подлодку мы в итоге все-таки посетили, правда случилось это через пару лет, статья с кучей фоток об этом тут.
Вытегра находится на Волго-Балтийском водном пути. Отсюда можно наблюдать за маневрами кораблей.
А вот за жизнью в самом городе наблюдать совершенно не интересно. Вытегра произвела на меня совершенно жуткое впечатление: убитый в хлам асфальт, 2-3-этажные дома-бараки с печным отоплением и сортирами на улицах, все грязное, немытое, облезлое.
После этого я бывала в Вытегре еще несколько раз, ситуация меняется в лучшую сторону, куда-то делась общая атмосфера уныния, да и дороги улучшились, а это уже +1500 к карме.
Выехав из Вытегры, мы пересекли Мариинскую водную систему, которая соединяет бассейн Волги с Балтийским морем.
Она состоит не только из природных, но и из искусственных водных путей. Когда-то для постройки Мариинской системы взяли деньги из фонда воспитательных домов, т.е. те, что были собраны на содержание незаконнорожденных детей, подкидышей и сирот (фактически отобрали у них еду, одежду, крышу и образование). Кстати, сделали это не «злые» коммунисты, как многие могли бы подумать, а император Всероссийский Павел I.
Строительство было начато в 1799 году, а в 1810 году открылось судоходство по Мариинской водной системе.
Сейчас в округе масса шлюзов и переправ, через одну из них мы проезжали аж 4 раза. Трасса перекрывается шлагбаумом и прямо под носом у автомобилистов разводится мост. Через очень узкий проем проходит в шлюз корабль, а то и несколько, мост сходится обратно и движение возобновляется, шлюз наполняется водой, корабль идет дальше. Наблюдать очень интересно, но долго.
Особенно впечатлил заход в шлюз многопалубного лайнера с туристами на борту: и туристы, и мы с замиранием сердца следили, как эта махина протискивается между ограждениями, просто высший пилотаж — не более метра с каждой стороны оставалось!
В Вологодской области дикое количество озер, ко многим из них нет не то что нормального подъезда, но и подхода, т. к. берега заболочены.
Но нам повезло — на берегу Мудомозера мы нашли прекрасное место, где остановились, чтобы выдохнуть и порыбачить.
Вообще, мы ни разу не рыбаки, но перед отъездом из Москвы на всякий случай позаимствовали у друга одноместную спасательную шлюпку и резинку. И вот настал их час! Плавсредство было надуто, а Сашка вызвался добровольцем закинуть резинку на середину озера. По наитию он оставил документы, деньги и телефон на берегу.
Все шло хорошо, но на обратном пути, метрах в 10 от берега послышался хлопок, мы с друзьями успели посовещаться, что это было, после чего последовал еще один хлопок, и Сашка вместе со шлюпкой и прикуренной сигаретой ушел на дно.
Выплыл, а точнее вышел он очень быстро, волоча за собой то, что осталось от шлюпки, и пытаясь затянуться мокрой сигаретой. У нас случилась истерика :)))
Собственно, оказалось, что шлюпка сгнила за зиму. Первый хлопок — лопнуло по всей длине дно, но Сашка продолжил движение опираясь на борта, второй — лопнул баллон, после чего все это дело затонуло окончательно. Хотя было довольно прохладно и погода не располагала к купанию, Сашка не простыл, а только поднял всем настроение. Потом мы уж подумали, что хорошо, что это случилось именно так, а не на глубоком месте какой-нибудь быстрой реки при переправе всего самого ценного типа документов.
Как я уже говорила, с погодой нам не везло, снова пошел дождь. Причем, пока он шел, было просто мокро, когда он кончился, то все равно было мокро, но до кучи на нас напали комары. Оговорюсь сразу, в Подмосковье — это не комары, это чудесные создания, которые иногда пролетают мимо и еще реже кусают. Там были КОМАРЫ, большие и толстые, МНОГО, они пищали так, что временами закладывало уши и крыша начинала ехать.
А утром снова в путь.
По дороге пересекли реку Андому, очень меня впечатлил старый мост. Сейчас параллельно ему проходит другой тоже не сильно новый, но машины ездят смело.
Въехали в деревню Великий Двор.
В центре возвышается очередная деревянная церковь.
Дальше жилых деревень по карте не было, в лес уходила целая паутина лесовозных дорог. Решили пробраться по ним и посмотреть, что осталось от нежилых деревень. Оказалось, ничего — просто поля.
Валка леса тут идет полным ходом, куда вывозят наши природные богатства?
Композиция местных умельцев в лесу: пень, жернова старой мельницы, ну, и наш товарищ Паша.
Начиналась гроза, мы поспешили выехать на нормальную дорогу, т.к. выковыриваться из раскисших лесовозных колей следующие пару дней не входило в наши планы.
На одной из проселочных дорог мы вдалеке увидели «велосипедиста», он неспешно «ехал» нам навстречу. Когда до него оставалось метров 100, стало понятно, что «велосипедист» вообще-то бурый, на 4 лапах и без колес. Некрупный медведь бежал по кромке дороги, мы начали притормаживать, но колодки предательски скрипнули. Звук зверю не понравился, и он спешно скрылся в лесу. Я не успела его сфоткать(((. Так сбылось второе мамино предсказание.
Мы вновь оказались в Вытегре, необходимо было затариться продуктами и заправиться.
С магазинами все было просто, а вот с бензином...
Пока не начинаешь ездить по российской глубинке, не понимаешь, что бензин — это реальная проблема. Если съехать с крупных трасс, заправку можно найти только в крупных населенных пунктах и то не во всех (о качестве вообще помолчим). УАЗка по тому, что здесь называют дорогами, потреблял дикое количество горючки, и сейчас ее оставалось километров на 15.
Шла гроза и обе заправки (да-да их 2 на весь райцентр, и находятся они по соседству) в Вытегре были обесточены. Мы простояли минут 40, но стихия не унималась. Тогда решили докатиться до ближайшего леса, переночевать там, а уж утром залить баки по полной. Но и тут нас ждал облом — местные жители превратили окрестные леса в городскую свалку. Нам ничего не оставалось, кроме как вернуться в город и о чудо, несмотря на дождь и продолжающиеся громовые раскаты, заправка начала работать. А значит, едем дальше.
Село Девятины. Успенская церковь, построенная в 1770 году.
А это очередная переправа в деревне Волоков мост. Вообще, она уже была разведена и вроде как не работала.
Но специально для нас мост на 10 минут свели, и мы проскочили. Заметьте, совершенно бесплатно.
Ночевали мы в какой-то подболоченной канаве между брошенными деревнями. Здесь обнаружилась целая цепочка брошенных деревень, причем первые (которые поближе к большой дороге) жилые, в следующих жилые по 2-3 дома, потом пошли деревни, покинутые совсем недавно, туда еще идут провода, в окнах есть стекла, в дровяниках — дрова, в сараях — сено, какие-то вещи в комнатах. Дальше брошенные давно дома — пустые, часто с обвалившейся крышей, ну и наконец, поля, с кое-где угадывающимися старыми фундаментами. А раньше тут кипела жизнь!
Вот, например, фото начала 20-го века. Это Бадожский погост, что на берегу реки Ваткома.
А это современное фото Бадожского погоста.
Одна из оставленных деревень — д. Анциферовская.
На этом месте была когда-то деревня Берег.
Деревня Берег стояла на реке Индоманка — очень красивое место.
За лесом большое озеро, над ним повисло пушистое облако.
Убогая грунтовка тянулась все дальше. А Вы знаете, что это за дорога? О, это федеральная трасса Р1 «Архангельск — Каргополь — Вытегра — Прокшино» — трасса, которая проходит по территории Архангельской и Вологодской областей, а также республике Карелия, протяженностью аж 517 километров!
Как-то так она выглядит, соберетесь путешествовать в тех краях — рассчитывайте свои силы. А если еще дальше проехать, там провалившийся мост перед Каргополем.
Правда, и трафика тут почти нет, за все время нам встретился только Камаз-тягач, который тащил за собой другой Камаз, к ним вплотную жалась фура в надежде, что «если что» ее вытащат.
Дорога хреновая, зато место невероятно тихие, спокойные и красивые. В связи с улучшением погоды мы устроили на берегу Клементьевского озера полудневку: ловили рыбу, не спеша пили водку и наконец-то вымылись.
Наш пыльный УАЗка, он вел себя безупречно!
За время путешествия в салоне воцарился полный хаос, сегодня была предпринята попытка хоть немного разобраться.
Время нашей поездки подходило к концу, пора было возвращаться в цивилизацию.
Цивилизация тоже может быть интересной, посему заезжаем в село Ферапонтово Вологодская области, где расположен Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь, основанный на рубеже XIV-XV веков.
Именно Ферапонтов монастырь примерно 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.
В настоящее время в Ферапонтовом монастыре размещается музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. С 2000 года ансамбль включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Музей возник здесь в начале XX века, но на протяжении 1930-1960 годов охрану памятников осуществлял один единственный сторож.
Уникальность монастыря в том, что это единственный в стране комплекс древних построек дониконовского времени.
Надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта, 1650 год.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, 1530-1531, колокольня, 1680 год, собор Рождества Пресвятой Богородицы, 1490 год.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Справа — церковь преподобного Мартиниана, 1641 год. Слева — собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1490 году. Это самый древний каменный храм Русского Севера, вся его внутренняя поверхность покрыта фресками Дионисия 1502 года. ПОЛНАЯ композиционная сохранность росписей составляет непревзойденную ценность этого памятника!
Благодаря деньгам ЮНЕСКО фрески обновили и создали специальный температурный режим для наилучшего их сохрана. Помещение с фресками можно посетить только в теплое время года и то, если не скачет влажность. Обычно запускают группы по 15 человек, но, когда мы туда попали, влажность оказалась повышенной, и нас неспешно пускали малыми группами до 5 человек (если бы влажность перевалила критическую отметку, туристов бы перестали пускать совсем).
Вашему вниманию уникальные фрески Дионисия.
Дионисий был выдающимся представителем московской иконописной школы, главным художником рубежа XV-XVI веков. Это единственные сохранившиеся его росписи.
Площадь стенописи собора составляет примерно 600 м². Эту работу Дионисий вместе с сыновьями выполнил менее чем за 40 дней.
Звучит все это невероятно круто, но я не скажу, что прям упала в обморок от восторга. Тетке-смотрительнице очень хотелось произвести на нас впечатление, она долго ждала вопросов, хотя наш товарищ рассказывал обо всем не хуже экскурсовода. Наконец, подошла и показала то, что, по ее словам, обычным экскурсантам не показывают — тайник, найденный в храме. А также обратила внимание на роспись недалеко от входа, в которой Дионисий изобразил себя на фоне Москвы, а напротив рай — подчеркивая тем самым свою значимость. На выходе нам разрешили потрогать «родную» деревянную дверь храма, которой более 600 лет.
Есть в селе еще и новая церковь Нила Сорского, построенная в 1998 году. Это стилизация под деревянное зодчество XVII века.
Наконец-то стало по-настоящему жарко, и мы решили посетить Кубенское озеро с целью купания.
Вечером мы доехали до Вологды и отправились на прогулку.
Гуляли мы, к сожалению, в сумерках и недолго, но мне очень понравилось. Все чистенько-миленько-стильненько, вызывает только положительные эмоции.
А еще у нас резко появилась связь, и все родственники и друзья, которые не могли достать нас 5 дней, на вопрос: «Вы где?» Получали: «Где-где? в Вологде!»)))
«В доме, где резной палисад...»
Центр города пестрит церквями.
Церковь Димитрия Прилуцкого на Наволоке.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на торгу.
Церковь Иконы Божией Матери Казанская, что на торгу\на болоте.
Вологодский Кремль начал возводиться Иваном IV Грозным. Планируемая территория была в 2,1 раза больше территории Московского Кремля.
Тот комплекс сооружений, который сейчас называется Вологодским Кремлем, создавался в течение нескольких столетий, его разновременные постройки сильно отличаются друг от друга по своему виду, у них нет единого стиля.
Воскресенский собор, 1772-1776 и колокольня кремля, 19-й в.
Софийский собор (Собор Софии Премудрости Божией) — православный храм, ныне музей, древнейшее сохранившееся каменное сооружение на территории Вологды. Сооружён в 1568-1570 годах по распоряжению царя Ивана Грозного. В соборе практически полностью сохранились фрески XVII века и иконостас первой половины XVIII века.
Софийский собор и храм Александра Невского.
Памятник поэту К. Н. Батюшкову.
Ночевали неподалеку от Вологды. В этот вечер количество комаров достигло своего пика, поджигая спиральки, мы разбрасывали их вокруг костра, образуя ведьмин круг. Совсем комары от этого не исчезали, но по крайней мере можно было нормально есть, пить, и голова не кружилась от писка.
Утром мы отправились в Москву.
Так закончился наш первый автомобильный дальняк, с этого момента мы проверили и поверили, что так ездить можно.
2009 год, 1 экипаж, 3000 километров без поломок.