|
Поездка в солнечный Крым в этом году в силу обстоятельств состоялась раньше задуманного, и, как оказалось, в этом есть как плюсы, так и минусы.
Экипаж: два человека, водитель (я) и штурман (супруга).
Авто: Peugeot 408 2015 г.в., седан, 1,6 л, 116 л/с, бензин, механика.
Расстояние: 7532 км в обе стороны, из них около 1000 по Крыму.
Маршрут: Екатеринбург — Пермь — Воткинск — Ижевск — Казань — Ульяновск — Сызрань — Саратов — Волгоград — Тихорецк —Тимашевск — Керчь — Симферополь — Севастополь.
Расход бензина: 6,2 л/100 км.
Навигация: Navitel 9.5.1, Яндекс.Навигатор 1.91, планшет Digma.
Связь: Optim 788 + Sirio Performer 5000 на кронштейне. Это лучшая связка из тех, что у меня были.
Затор на М-5
Внимание: проезд по М-5 в направлении Самара — Тольятти — Жигулевск затруднен из-за ремонта дороги с 943 по 972 км.
На карте коричневой линией обозначен ремонтируемый участок, а красной — десятикилометровая мертвая пробка от поста ГАИ в Зеленовке до плотины Волжской ГЭС в Жигулевске. Ремонт будет проходить с 1 апреля по 1 сентября. Узнали мы об этой коллизии по рации — и это безусловная польза гражданской радиосвязи.
Движение грузового транспорта разрешено с 22 часов до 7 утра местного времени (MSK+1), легкового — круглосуточно. На плотине и на мосту дальше — бутылочное горло, по одной узкой полосе в каждом направлении, а фуры собираются в огромном количестве по обочинам с обеих сторон ремонта, со стороны Уфы и Москвы. Поэтому вариантов прохождения этого участка несколько:
Возможно, есть и другие варианты, об этом можно сообщить в комментариях.
Мы прошли этот участок вечером, въехав на него до 22:00 и увидев чудо чудное: без фур, которых остановили аж от поворота на Ульяновск — а это километров 60 до ремонта, — М-5 была практически пуста.
Фуроводы, видимо, заблаговременно приготовившись к движению, заняли обе полосы в направлении ремонта, и встали, чем натурально вывели из себя. Поэтому, возможно, и вам придется ехать по встречке.
Расходы на ГИБДД: 2750 руб.
В Камышине гайцы на форде сказали, что я пересек сплошную за 18 км до них, показали фотку. Намекали на лишение, в итоге сторговались на 2000. Вообще, в Волгоградской и Саратовской областях их по-прежнему тьма, будьте внимательны. Они стоят в местах-ловушках и ориентированы на вымогательство, а не на обеспечение БДД, особенно у тех, кто едет на юга с северными, уральскими, московскими номерами.
В какой-то области было массовым и повсеместным явление: знак «обгон запрещен» есть, а отмены его нет. Начинается пунктир, хочется обогнать, а там хоп — и принимают. Правда, для владельцев радиостанций неожиданностей и засад будет на порядок меньше — они будут знать о них загодя.
Будьте особенно осторожны на обгоне, на сплошной и на превышении скорости под знаками ограничений, особенно в населенных пунктах и на ремонтах дорог. Не начинайте обгон, не убедившись, что сможете закончить его на пунктире, т.к. за окончание обгона на сплошной или на островках безопасности ловят. Не забывайте про ходовые огни, ремни и читаемые номера, а также про выбор правой полосы движения, если она свободна.
Поведение машины
Правильно пишут, что это автомобиль для дальних поездок. Он просторен, имеет большой объем багажника и комфортабельную подвеску, невысокий расход, круиз- и климат-контроль, неплохую шумоизоляцию. Возможно, он не такой проворный, но я и не езжу агрессивно.
Автомобиль проблем не доставлял, зато доставила проблем невнимательность: два приема у гаишников, боковой порез колеса на какой-то железяке под Керчью, заправка 92-м вместо 95-го в Башкирии, что привело к частой детонации, а на обратном пути, видимо, случилось проблема с вентиляцией бака, и бак сплющило. Вернее, вогнулась его нижняя поверхность. Указатель уровня топлива стал давать некорректные показания еще на прямом пути. Впоследствии, уже на сервисе, выяснилось, что проблема то ли в абсорбере паров бензина, который засорился, то ли в клапанах бака.
Крым
Период отдыха — 11-21 мая. Это лучшее время для путешествий по Крыму: не жарко, свежая яркая зелень, кругом красота и маки.
Переправа
Керченская паромная переправа работает между двух портов: Порт Кавказ (Краснодарский край, пос. Ильич, N45.34125 E36.67484) и порт Крым (Керчь N45.36431 E36.62327). Работает удобно и эффективно. В связи с несезоном машин было мало с обеих сторон, и вся переправа — досмотр, ожидание погрузки, погрузка и паром занимали от одного до полутора часов. В сезон, наверно, стоит ожидать очереди.
Настоятельно рекомендую приобрести электронные билеты на официальном сайте переправы. Это избавит от дополнительной очереди в кассу. Билеты нужно распечатать и, предъявив перед въездом в накопителе (там для этого отдельный маршрут), получить въездные билеты. Перед погрузкой их проверят.
Билеты можно было и не распечатывать, а показать, например, с экрана мобильника электронный билет с его номером.
Также рекомендую приложение для android «Крым паром», которое позволит в онлайн-режиме узнавать о состоянии дел на переправе.
Погода
Погода подкачала. Купаться в этот период еще нельзя, вода еще холодная, загорать тоже некомфортно, несмотря на яркое солнце, из-за холодного ветра с моря и иногда накрапывающего дождя, поэтому на пляжах отдыхающих почти нет. В этих условиях высоки шансы обгореть, будьте внимательны.
Местные писали, что это был самый холодный май в 21-м веке.
Непогода. Пляж около парка Победы в Севастополе.
Отрадно видеть, что в Крыму помаленьку восстанавливается инфрастуктура. Так, от Керчи до Симферополя сделано 200 км отличной дороги, которая вся проходится на круиз-контроле. Вычитанные где-то проблемы с пробками и заторами на этой дороге в связи с ремонтами замечены не были. От Симферополя до Николаевки тоже новая отличная дорога. Старые дороги в основном не отличные, а просто хорошие. Проселки, конечно, не фонтан. Так что, кто пишет, что в Крыму дорог нет — врут.
Пляжи практически все открыты, но к пляжному сезону не готовы. Местами идет очистка, покраска, отделка, установка столбов и т.п., хотя, с другой стороны, непонятно, почему это делается так поздно — во второй половине мая. Почему бы не сделать все это раньше — в марте-апреле?
В этой же связи непонятно в среднем двукратное превышение общей цены на отдых при примерно равной его длительности в сравнении, например, с Турцией. Так вы умерьте пыл снизьте цены на отели, бензин, продукты, приведите в порядок пляжи до сезона, сделайте «все включено», и люди к вам потянутся, а не жалуйтесь на конкуренцию с Турцией.
Культура вождения у местных отсутствует. Сплошных для них не существует, что такое пропустить пешехода на пешеходнике, они не знают. Подпереть на стоянке и уйти — легко. Ближний свет фар — не обязательно.
Бензин
Бензин в Крыму дорогой и весьма посредственный. Как был раньше 10,5 гривен, так и остался 42-43 руб. (95-й). Заправлялся на заправках TES и ATAN, как на наиболее прилично выглядящих, так вот, TES — отстой. Машина на нем ощутимо теряет в мощности. ATAN еще более или менее.
Цены на заправке TES.
Те, кто говорят, что «Лукойла» в Крыму нет — не осведомлены. Есть. Попалась одна заправка. И одна «Татнефть».
Связь
Мобильная
МТС Свердловской области работает по всей территории и без проблем. Телефон находится в роуминге операторов WIN Mobile и Волна, но расчеты ведутся по условиям основного тарифа (не роуминговым), как на территории остальной России. Интернет у МТС быстрый, по ощущениям, 3G и практически повсеместный. Другие российские операторы, говорят, не работают. Не знаю. Не проверял.
Гражданская
Связи в СВ-диапазоне в Крыму фактически нет, несмотря на формальное существование авторадиоклуба на C7FM E (27,335 МГц). Ни один из моих запросов в эфир не дождался ответа, и ни одно случайное слово не потревожило тишину.
Вообще говоря, непонятно, как уживаются вместе два факта: то, что авторадиоклуб вроде бы есть, и то, что за все время мне не встретилось ни одной местной машины с антенной СВ. Вообще ни с какой, даже с короткой магниткой.
Совсем не много жизни и в «дальнобойном» С15АМ E. Единичные переговоры встречаются, и кое-где можно даже услышать о «машинках» (т.е. экипажах ДПС) на дороге. Видимо, это те, кто заехал с материка.
Цены на продукты
Такие же, как у нас. Что-то подороже, что-то подешевле, но в среднем так же.
POI
Координаты некоторых достопримечательностей Крыма для навигаторов.
Севастополь
Керчь
Крымская астрофизическая обсерватория
Находится в горах, в поселке Научный. Въезд по пропускам. N44.729230 E34.012350
Форос
Объект 221 «Алсу»
Бывший запасной командный пункт Черноморского флота. N44.517430 E33.701470. Основная часть находится в горе. Внутрь можно попасть свободно, но это может быть опасно. Полностью в запустении и разрухе.
Балаклава
Новый Свет и Судак
Бахчисарай
Здесь снимали фильм «Диверсант».
Навигация
В Крыму работают и Навител Навигатор, и Яндекс.Навигатор (с симкой МТС Свердловской области). Что лучше? А может, IGO или СитиГид? Я попробовал сравнить характеристики навигационных программ:
Яндекс | Навител | |
Необходимость доступа в интернет | Обязательно | Не обязательно |
Навигация | ||
Скорость прокладки маршрута | Высокая | Высокая |
Точность ведения | Отлично | Хорошо |
Точность информации о расчетном времени прибытия | Высокая | Средняя |
Возможность закачки офлайн-карт | Есть | Есть |
Сервисы | ||
Точность пробочного сервиса | Отличная | Посредственная |
Информация о дорожных событиях | Есть | Нет |
Информация о погоде | Нет | Да |
Наличие дополнительных датчиков (высоты, одометра и пр.) | Нет | Есть |
Информативность дисплея | Средняя | Высокая |
Возможность сохранения путевых точек | Есть, на сервере | Есть, локально |
Удобство работы с точками | Низкое | Высокое |
Возможность экспорта/импорта точек | Нет | Есть |
Проблемы | ||
«Противоракетные маневры» | Нет | Да |
«Сено-солома» | Нет | Да |
Зависания и глюки | Есть | Нет |
Энергопотребление | Примерно одинаково высокое |
Так что выбор навигации — дело личное.
Автотурне в Крым через Казань оказалось в этом году немного более трудным, чем раньше, видимо, шесть предыдущих поездок дают о себе знать.