|
В Узбекистане, несмотря на общую границу, я был последний раз 17 лет назад. Тогда, в нулевом, мы с тремя коллегами случайно пересеклись командировками в Чимкенте, самом южном городе Казахстана. Наш местный партнер организовал пассажирскую Газель, полную девчонок из Call- центра, и мы, едва продрав глаза, оказались в диковинном тогда аквапарке города Ташкент. Пятидесятиметровые горки, дискотека на воде, бар в бассейне… У нас и близко такого не было. Потом границы закрылись, кое-где случились революции. Узбекистан для нас оказался страной за «железным занавесом». Даже гастарбайтеры ничего не рассказывали о тамошнем быте.
И вот перед нашими весенними праздниками жена выхватила последние авиабилеты и организовала небольшой семейный трип с целью ликвидации телевизионных стереотипов. Она у меня любит путешествовать и планировать по секундам, в чем мы решительно не сходимся, и слава богу. В общем, путешествие получилось не совсем автомобильным.
Не успев взлететь из серой, промозглой Алма- Аты, Эмбрайер 190 начал, как говорится, снижение и приземлился среди солнца, голубого неба и зелени.
Аэропорт оказался вполне заграничным, воздух тоже. Счастливый таксист на новом белом Шевроле Лачетти молниеносно промчал нас по улице, заполненной новыми белыми Шевроле Лачетти в Plov&Samsa.uz, где мы начали знакомство с соседней страной через основные блюда.
Попутно выяснилось, что погода организована к праздникам, все машины на газе, а баксы надо таки поменять. Причем, не по государственному, а по более выгодному (в два раза) курсу. Желательно, приготовить рюкзак. Итак, десять тысяч рублей в сумах:
Обед с пловом, шашлыком и свежими (март все-таки) салатами на четверых выкатил нам в 8 долларов. Столичные цены... Оговорюсь, наши обед и ужин, отныне и в дальнейшем, до конца поездки, будут состоять только из плова, шашлыка и салата из свежих овощей. Это основные праздничные блюда в этой стране, и повара здесь достигли абсолютного совершенства в их приготовлении. Везде есть свой кухонный шедевр, неповторимый и лучший на планете. Здесь это он.
Заранее организованный гид отлично скрасил наш день полной экскурсией по городу. Успели везде — машин немного, людей мало, мусора вообще нет. Красота.
При всех, казалось бы, условиях, встретить двухколесное средство передвижения — нереально. Не принято здесь нормальным людям клоунаду устраивать.
Интересные факты: в Ташкентском землетрясении погибло четырнадцать человек. Зато город был полностью отстроен заново. Ташкент сейчас очень просторный, в нем легко дышится. Все здания стоят на своих местах, окруженные скверами и площадями, как это было задумано. Очень приятное впечатление. Мой родной Алматы уже не такой, хотя когда-то мог дать фору и Ташкенту. Мы не смогли его сохранить. Хорошо, что люди не могут двигать горы.
К вечеру мы доползли до номера и вырубились. Дверь на карточке, санузел, шведский стол. Все просто, чисто и дорого. Утренний поезд в Самарканд проспали.
Пришлось воспользоваться междугородним такси. Небольшой пятак на окраине города, рядом со зданием автовокзала. Само здание не работает. Это традиционно, у нас тоже автовокзалы не в ходу. Садимся в белый Лачетти, пересаживаемся в другой белый Лачетти. Обгоняя белые Лачетти, мимо непрерывных бахчей и аккуратнейших садов долетаем за четыре часа по немного неровному, но четырехполосному шоссе.
Вообще, Лачетти машина неплохая. В миру это Ravon или Daewoo Gentra, еще раньше, на этой платформе GM клепал кучу моделей с традиционным для этой марки, трепетным отношением к бейдж-инжинирингу. В Ташкенте самая ходовая модель — полтора литра, на механике, переведенная на метан. Движок живет около ста пятидесяти тысяч километров с такой вивисекцией. Новые запчасти продаются везде и недорого.
На трассе нас пару раз останавливают за пересечение двойной, обгоны справа, езду без ремня и проезд поста с двухкратным превышением, точнее, я так думал. Оказалось, эти мелочи здесь нарушением не считаются, просто проверили доки, так как ровно пол «лобовика» занимал ценник из автомагазина. Поздравили водителя, нам пожелали счастливого пути.
Самарканд начался традиционно. Место называется «Геофизика», плов — претендент на пьедестал. В нем больше сладких овощей и ягод, чем в ташкентском. Готовят в медном казане, едят руками. Двадцать видов шашлыка. Уложились в пять баксов на пятерых. Лачетти нанятого водителя был, как всегда, новым, но серебристым.
Все памятники культуры в Самарканде заботливо восстановлены и покрашены. Многие в процессе. Местные ребята — тоже в числе посетителей, для них это места, где покоятся предки и великие деятели государства. Сюда можно прийти и просто посидеть и подумать. Для своих — бесплатно.
Примечательно, что самаркандские исторические строения облагорожены разного рода мозаикой. Бухарские, напротив, шедеврально выложены кирпичом. Это такой лайфхак для прораба.
Самарканд — город поскромнее Ташкента, и большинство машин здесь, соответственно, Спарк. В отличие от «Лачи», Спарк (Ravon R2) — плод брака GM и Suzuki, и в нем много японского. Он простой, крепкий и, традиционно для Cузуки, «жестяной». С движком от литра, он просто едет и везет. Он — потомок Матиза, который, в свою очередь, дизайнерская реинкарнация Тико, клона японского Сузуки Альто. Они тоже в ходу. Спарки и матизы здесь так же уместны, как Фиаты-пятисотки в Риме. Только они могут разъехаться на узких улочках старого города. Кстати, машину с одним водителем здесь не встретишь. Пассажиры — по количеству мест. Или больше.
Поезд на Бухару уходил днем, проспать не получилось. Вокзал поразил неземной красотой и полным отсутствием пассажиров. Поезд поразил еще больше. Это оказался новый скоростной Тальго. Он выжал двести пятьдесят. Проводник разнес бесплатные напитки и сэндвичи. Пассажиры — сплошь туристы, дерябнули по коктейлю в баре, прямо в вагоне. Полтора часа — Бухара.
Центральная площадь. Культурный слой, заметьте, не маленький.
Несмотря на средневековый антураж, цивилизация есть.
Вендинговая машина в стиле ретро. Помните такие?
А это — вполне современный атрибут.
Здесь, просто гуляя по тихим улицам, можно заметить вещи, которых, кажется, не бывает в обычном мире.
Набор для изготовления знаменитых лепешек.
Печь для хранения теплой самсы. XXI век. Бухара.
Медный казан для плова. Кафе «Магистраль», Бухара.
Без девчонок модератор не примет. ))
Автомобиль на все времена Damas. Даже у меня был такой.
Три цилиндра, тридцать лошадей.
Восемь мест, три куба. Всегда —груженные под завязку, на трассе, в городе, в поле, эти «микробы» — просто находка для небогатого жителя пригорода. В России, с ее зимними сугробами, они не прижились, а здесь — даже и не представишь пейзажа без «Дамасика».
Дальше — опять скоростной комфортабельный поезд, самолет, такси по дождливой Алмате.
Но теперь я знаю, что всего в восьмистах километрах есть страна с ярким солнцем, обалденной кухней и стопроцентным восточным колоритом. Туриста Узбекистан не разочарует.
Никто вам не помешает — узбеки трудятся, производят ВНП, в том числе и за границей. Им не до стояния в многочасовых пробках и очередях.
Это как параллельная реальность, где можно ночью спокойно пройти по городу, прокатиться на картинге в парке культуры за двадцать рублей без шлема, выпить газировки. Если иногда вы вспоминаете Союз, ностальгируете с друзьями по восьмидесятым — тем более приезжайте.
В заключение — бюджет. Все просто. Авиабилеты на троих 33000 рублей. Все остальное, на пять дней (гостиницы, гиды, еда)— 60000-70000 рублей. Итого, около ста тысяч.