|
Все совпадения с реальными людьми в этом отчете являются случайностью. Фотографии отфотошоплены. Весь отчет является художественным вымыслом автора.
Пролог
Лето давно прошло. Так начинаются практически все мои отчеты о путешествиях. Должно пройти несколько месяцев, чтобы осознать, осмыслить и написать хоть что-то достойное того, чтобы долгими зимними вечерами в старости перечитывать и удивляться своей молодости и отчаянности. Мало совершить путешествие. Каким бы оно ни было впечатляющим, через некоторое время эмоции забудутся, раны заживут, фотографии потеряются. И важно не упустить тот момент, когда в памяти еще живы воспоминания о летнем ветре, бесконечной дороге и жизни «здесь и сейчас» и в то же время забылась мелочная суета и напрасные переживания, связанные с поездкой. Как где-то было услышано — какой бы впечатляющей поездка ни была, если о ней не написано, то значит ее и не было. Поэтому я рад представить вам свой отчет о большом мотопутешествии 2016 года, который я назову…
От моря до моря
Введение
После совсем неудачного сезона 2014 года, когда я практически доехал до Португалии, но был остановлен коварным Смоленским асфальтом; и после ватокатного сезона 2015 года, когда из-за отсутствия отпуска пришлось довольствоваться поездками выходного дня по местным байкфестам, душа требовала чего-то большого и грандиозного. Это требование удивительным образом совпало с большим летним отпуском, и на семейном совете удалось продавить грандиозное мотопутешествие на юг. А какой юг сейчас самый российский? Конечно же, Крым, куда не ездил, пожалуй, только ленивый и где я ни разу не был, но много слышал и читал. Отпуск выпал на август, и поездка в Крым помимо расколбасного морского отдыха и посещения попсовых туристических мест обрела свой брутальный смысл — посещение байкфеста Ночных волков. Т.к. ехать я собирался на скромном восемьсот кубовом круизере Suzuki C50, а жена категорически не приемлет передвижения на двух колесах, план созрел очень простой. Выезжаю из Сургута в Крым на неделю раньше жены 28 июля, доезжаю до Севастополя, где она уже ждет меня в заранее забронированной гостинице, прилетев в Симферополь на самолете. Сказано — сделано. План простой, как 3 копейки. Гостиница забронирована, билеты на самолет куплены, мотоцикл к поездке подготовлен, отпускные получены. Осталось только сесть и поехать.
Глава 1. Ямал. Обская губа. Карское море. Северный ледовитый океан
Лето 2016 года на Севере в Сургуте выдалось жарким. Временами температура уверенно держалась на 30 и выше градусах. Обкатка мотоцикла после всех небольших ремонтов, которые всегда сопровождают подготовку к дальней поездке, прошла успешно, и 28 июля в 7 часов утра с хорошим настроением, под утренним солнцем, я уже стоял у своего гаража, в котором меня ждал, предварительно накануне обвязанный и загруженный, мотоцикл. Погода обещала быть сухой и жаркой, как и весь месяц до этого. Переодевшись в гараже, проверив еще раз всю обвязку, похлопав себя по карманам с документами и посидев на дорожку, тронулся к своей большой и светлой мечте — покататься на мотоцикле по берегу моря.
Море. Как много в этих четырех буквах воспоминаний, ожиданий и надежд. Песок. Волны. Солнце. Как же все-таки везет людям, живущим у моря. И как же хочется порой бросить все и уехать к морю. Наконец-то, этот момент настал. И вовсе не обязательно, чтобы это море было Черным. Или Средиземным. Или Азовским. У нас есть свое море, до которого, оказывается, подать рукой — ехать всего 1100 км. Но на север. «Ни разу не был на Карском море», — подумал я, да и крюк до Крыма получается не большой. И поехал.
С 29 по 31 июля на Ямальском полуострове около поселка Ямбург на берегу Обской губы планировался слет мототуристов «Мотополярник». Планировался целый десант мототуристов из ближнего и дальнего зарубежья, и не присоединиться к ним я просто не мог. В связи с тем, что Ямбург находится в приграничной зоне, а дорога до него ведет через закрытую производственную территорию Газпрома, документы на участие в слете начали подавать еще за полгода. Впереди ждали проверки документов, 1100 км дороги, 300 км из которых ведут по бетонке не самого лучшего качества с перепадом высот на стыках до 20 см, и 300 км без заправок. Обо всем этом всех участников честно предупредили главорги слета — Сергей Борг «Аль-Каши» и Лютый «Роллинг Анархии».
По просьбе знакомого Гоши подобрал на заправке на выезде из города двух путешественников из Казахстана. Вот, собственно, я и мой мотоцикл на выезде из города.
Сургут — Ямбург — Севастополь. Старт.
Маршрут планировался как нельзя простой — выезжаем из Сургута и едем через этнографический музей деревни Русскинская до Губкинского, где ночуем в предварительно забронированной организаторами гостинице и на следующий день встречаемся со всеми участниками в Новом Уренгое, откуда уже организованно едем до Ямбурга через стелу Полярного круга.
Краеведческий этнографический музей Природы и Человека им. А.П. Ядрошникова представляет собой одноэтажное здание, в котором собрана уникальная зоологическая коллекция — пушные звери, рыбы и рыбоядные, хищники, олени и лоси, перелетные птицы, боровая дичь и прочая нечисть.
«Шем» из Казахстана осваивает технику управления упряжкой оленей.
Накануне поездки удалось разрекламировать этот музей в беседе участников слета, поэтому в музее мы были далеко не одни. Приятно, когда о твоем родном крае узнают люди, живущие за несколько тысяч километров.
Когда выезжали из Русскинских, навстречу попадались группы байкеров, как и мы решившие завернуть в музей. Ехали дальше втроем приблизительно в одном ритме. К вечеру были уже в Губкинском в 460 км от Сургута. Заселились в один из номеров с кухней, ванной и стиральной машиной за скромные 500 руб. с человека. Деньги и правда очень скромные, учитывая стоимость гостиничных номеров в Уренгое и Ямбурге, где цены доходили до 8-10 тыс. руб. Хотя и такие мажоры тоже были.
После ужина в одной из местных столовых было решено собраться по приглашению Губкинских парней в злачном месте, где спустя 5 лет наконец-то удалось застать трезвого Шема из Кемерово и познакомиться с ним уже в двухстороннем порядке. Первый раз с Шемом познакомился в 2012 году на Обской волне, затем почти каждый год пересекались в общих компаниях у Черных ножей в Екатеринбурге и каждый раз он был вдробаган. В этот раз мне повезло. Или ему. Может быть, в том, что эта фотография получилось размытой, и есть свой смысл. Не дай бог кто себя узнает.
г. Губкинский. Встреча гостей.
Там же получилось познакомиться с Олей «Солнце», которая перед этим совершила трип в 17000 км. Но об этой выдающейся девушке я расскажу позже. А этот парень рассказывал о своих приключениях по Туркменистану — о том, как он из последних сил поставил палатку от палящего солнца в пустыне, когда застрял на мотоцикле, и потерял сознание. Спасли его ребята на крузаке, пытавшиеся проехать по той же занесенной песками дороге и так же, как и он, закопавшиеся по самые уши.
На встрече в Губкинском. Когда-нибудь и у меня будет такой же иконостас. Если перееду жить в Калининград.
Харлеист из Мурманска приклеивает отпавшую от крыла хромульку, без которой харлеи ездить не могут. Губкинский.
Подъем с утра в Губкинском был легкий, а сбор быстрый. Купленные накануне бутылка текилы и пара банок пива припрятаны в кофры. В Новом Уренгое нас уже ждали, но перед этим предстояли самые тяжелые 300 км бетонки. Забегая вперед, скажу, что на этом участке мы потеряли четыре мотоцикла. Люди, слава богу, живы. Переломанные, обшарканные, но все же живые. Кто-то понадеялся на проходимость своего гуся и не учел перепад плит, кто-то банально уснул за рулем мотоцикла, кто-то разложился и переломался, попав в межплиточный стык. Все местные были на телефоне и на подхвате. Пострадавших оперативно эвакуировали либо в больницу, либо продолжали свой путь дальше уже на машине.
Проехал этот участок без потерь, наблюдая в зеркало заднего вида колонну из 20-30 мотоциклов. Обгонять меня никто не хотел, ориентируясь по моим стоп сигналам на все неровности. Шли от 5 до 100 км/ч.
Сбор колонны в Новом Уренгое. Гоша, Борг и какой-то тип из Сургута.
В этот раз Шем меня таки вспомнил.
От Уренгоя до Ямбурга оставалось проехать 300 км по шикарной ведомственной дороге. Собрав колонну, выехали около 14 часов. Погода ожидаемо испортилась и ехали в дождевиках при температуре плюс 6 градусов. Холодно, сыро и весело.
По моим прикидкам в колонне собралось от 300 до 400 мотоциклов. Бескрайняя тундра. Ни одного населенного пункта и заправки на протяжении 300 км. Шикарный асфальт и необозримая вереница мотоциклов. Никакая фотография не сможет передать этого чувства.
Собственно с флагом своего турклуба. Здесь был я.
На въезде в Ямбург уже после паспортного пограничного контроля погода испортилась окончательно. Еще неделю назад здесь за полярным кругом стояла жара под 40 градусов, заманила к себе земля северная мотоциклистов и окропила водичкой под холодный северный ветер.
Единственная заправка спустя 300 км. Все баки обсохшие. Выручают канистры.
Погода казёль.
На каждом перекрестке на подъезде к Ямбургу и в самом городе стояли парни с полосатыми палочками и указывали всем дорогу к поляне фестиваля. Думаю, не столько для удобства мототуристов, сколько для успокоения самих криминалистов. Трудно недооценить тот массивный административный ресурс, который пришлось подключить организаторам для того, чтобы слет состоялся. А если учесть, что как раз накануне слета один из соседних районов на Ямале был полностью закрыт из-за Сибирской язвы, а по всему Ямалу введен особый режим из- за пожаров, то слет кажется уже сам по себе каким-то чудом.
Последние километры до берега, где-то между сопками проглядывает и исчезает море. Море! Море млять! Я на море! Пусть на южном побережье Северного Ледовитого океана, но ведь море же.
Глава 2. Мотополярник
На берегу Обской Губы впервые в истории Крайнего (по-настоящему) Севера прошел фестиваль мототуристов такого масштаба «Мотополярник». Захватывало дух не только от красоты самого места проведения слета, но и от географии участников. Эстония, Швеция, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина… Россия же представлена такой широкой географией, что перечислить все города будет очень трудно. Как я рассказывал выше, из-за пропускного режима и закрытой территории заявки и документы на участие в фестивале начали собирать за полгода. Проходил слет рядом с вахтовым поселком Ямбург. Естественно, приезжали люди, свободные от смены, и удивлялись тому, сколько больных людей, зараженных общей идеей мототуризма, приехали в эту глушь.
Организаторами были предусмотрены сцена с небольшой программой, полевая кухня, экскурсионная программа в поселок, палатка для обсушки и несколько чумов с буржуйками.
В полевой кухне все два дня фестиваля готовили вкуснейший шулюм из оленины. Бесплатно. В каждом чуме гостей ждала строганина. Конечно, тоже бесплатно. Свои чумы были у Алькашей, Анархистов, Кемеровчан и Томичей.
Вот такая картина открывалась при подъезде к фестивалю.
Всего на поляне стояло 5 таких чумов.
Формат мероприятия палаточный, хотя были мажоры, снимавшие гостиницу в поселке.
Вид на поляну со стороны моря.
Северный закат просто прекрасен.
Логотип мероприятия. Именно такие значки и нашивки можно увидеть на жилетках участников.
Ничего не говорило о том, что буквально за неделю до мероприятия на берегу стояла аномальная для этих мест тридцатиградусная жара. Дул холодный ветер, температура была около шести градусов, и периодически поливало мелким дождем. Но это не мешало отдыхать и получать удовольствие от фестиваля и моря.
Покататься бы сейчас по берегу моря на мотоцикле. Эээээээх
Организаторами была предусмотрена экскурсия в поселок. Т.к. количество желающих было просто огромным — сделали несколько заходов. Попав в последний заход, прождали лишний час предыдущую группу, уехавшую ранее. Оказалось, они там ели. Натурально дорвались до производственной столовой. Поесть мы тоже не дураки, поэтому первым делом отоваривались по полному разносу. Жаль, не хватило времени на посещение ледника-хранилища стратегических запасов родины.
В ожидании экскурсионного автобуса.
Нет ничего лучше костра на берегу моря.
Расписание местного спорткомплекса.
Как же хотелось снять труселя и поплавать.
Мужики увидели свой родной город на карте.
В первую очередь поесть нормальной еды, а потом экскурсии.
Экспресс починка смятого диска.
А в это время… К сожалению, не все смогли доехать.
Грозный норвежский викинг и незнакомая ему гречка.
Вот так незаметно пролетело два дня фестиваля, оставившего невероятные впечатления. Относительно узкий круг участников из порядка 400 мотоциклистов, для которых лишняя тысяча километров это не расстояние, все-таки привносит какую-то свою атмосферу причастности к чему-то общему. Может быть, оно и к лучшему, что организаторами принято решение не проводить такой слет ежегодно, а сделать его раз в два года. Обязательно вернусь сюда в 2018 году.
Хотя… хотя по секрету уже сейчас могу сказать, что в 2017 году принято решение запустить две новых ветки Волны Памяти (те, кто знает, сейчас поймут о чем я). Одна из них возьмет свое начало из Салехарда, а вторая — внезапно — из Ямбурга. Поэтому есть возможность приехать сюда снова уже в 2017 году. Обе эти ветки сойдутся в Сургуте, где мы их встретим и снова разделим на две. Первая пойдет на юг в Тюмень, где присоединится к основной колонне, а вторая через Стрежевой уйдет на Томск.
В воскресенье 31 июля, поднявшись пораньше, стартанул домой в Сургут. Было решено пройти 1100 км за один день, несмотря на отвратительный участок из плит. Километр за километром легко наматывались на колеса булевара, и вечером того же дня я был уже дома, чтобы через день начать свое главное путешествие. Путешествие в Крым.
Глава 3. Сургут — Уфа
Вернувшись с Мотополярника после двух дней безудержного веселья и целого дня гонок наперегонки с солнцем, хотелось домашнего уюта и спокойствия. Но спокойно отдыхать было некогда. Весь следующий день 1 августа был посвящен устранению мелких замечаний и подготовке к отпуску. Прокатав с начала сезона больше 5000 км нужно было поменять масло и фильтр. Также был заменен воздушный фильтр. Проверенный на дороге к мотополярнику новый 80-литровый гермомешок показал себя с самой лучшей стороны и был утрамбован палаткой, спальником и носимыми вещами. Удачно расположившись на пассажирском сидении, он так же прослужил всю дальнейшую дорогу шикарной водительской спинкой. Несмотря на одетый медицинский корсет, спина в дальней поездке без опоры очень устает. Ну а что ж вы хотели — особенности посадки водителя круизера. Ну и самое главное обновление, опробованное на мотополярнике — самонадувающаяся подушка под пятую точку. Мечта любого мотоциклиста. Куплена в СПЛАВе за смешные 600 рублей. Главное отличие этой подушки от ее супердорогих аналогов — цена. А еще возможность прямо на ходу регулировать степень надутия. Захотел видеть чуть повыше лобового стекла, чтобы дождь не закрывал обзор — привстал немного прямо на ходу, открыл клапан, подушка автоматически надулась и едешь дальше, смотря на дорогу уже сверху вниз. Шикарная штука. Долго думал о том, как же ее закрепить к седушке, чтобы не сдуло на ходу ветром. Придумал — наклеил на седушку и на подушку липкую ленту/липучку. Захотел — снял подушку, захотел — прилепил обратно. Красота.
Также была подшаманена музыка и закачены на флешку новые песни, чтобы в дороге не было скучно ехать. Наушники принципиально не признаю, т.к. чувствую себя не комфортно, если не слышу дорогу и все, что происходит вокруг. По этой же причине критически отношусь к прямотокам. Тем более на дальняке.
Кто-то после мотополярника заехал на стройку 501 ГУЛАГа, кто-то задержался в городах по дороге и отмечал с новыми друзьями свое путешествие, а я же, как и многие, поехал на Юг. К своей мечте лета 2016 года.
Подготовив и снарядив мотоцикл, ночью спал крепким здоровым сном. Утром 2 августа, встав в 7 утра, был неприятно обрадован погодой. С неба шел дождь. Дождище. Мега дождище. В принципе, я никуда не торопился и к каким-то датам не был привязан. Поэтому в голову закралась мысль, а ну его нафиг — поеду завтра. Но жопа требовала приключений. Поэтому, попрощавшись с женой, в 8 утра я уже выезжал из гаража, одетый по форме одежды «Тепло. Ацкий дождь».
Первые 300 км дались тяжело. Дождь все лил и лил. И эти 300 км, несмотря на хорошую дорогу, ехал больше 5 часов. Где-то за Салымом небо начало проясняться, и в Увате уже во всю светило солнце. Настроение и скорость выросли.
При вьезде в Тобольск на заправке встретился с семейной парой из Новосибирска, которые возвращались с Мотополярника. По дороге на фестиваль они серьезно разложились из-за встречной фуры и, позвонив мне, были эвакуированы до Ноябрьска. На самом фестивале мы тепло пообщались, поэтому встреча в Тобольске была приятной. Показал им сверток после Тобольска на Омск по короткой дороге, а сам поехал в сторону Тюмени.
Кандидаты каких-то там наук. Семейная пара из Новосиба. Доценты НГУ. Говорили, что после возвращения в Новосиб поедут на Алтай.
Обойдя Тюмень по широкой объездной около 8 вечера, рванул к Екатеринбургу. Не доехав до него около 100 км, уже по темноте остановился в знакомой мне придорожной гостинице «Ямал». Даже номер был тот же самый, что и 2 года назад. Т.к. одноместные номера были заняты, выкупил трехместный за жалкие 1500 руб. После уренгойских цен-то. Плотный ужин, душ и спать. Дорога только началась…
Холодный номер придорожной гостиницы.
Утро 3 августа было солнечным и жарким. О вчерашнем дожде при выезде из Сургута остались только воспоминания. Забегая вперед, скажу, что этот дождь был хорошим знаком и весь отпуск, все 40 дней покатушек не поймал ни одной капли дождя за исключением дороги домой, когда отхватил воды по полной программе. Но об этом позже.
Легко позавтракав в кафе при гостинице, в 8 утра продолжил путь. С Екатеринбурга свернул на Челябинск. Километр тянулся за километром. Остановки на заправке через каждые 250 км. Минералка прямо на ходу из полторашки. Музыка из колонок. Жопа, радующаяся новой надувной подушке. И мысли о жарком море, где-то так далеко и так близко. Вот она романтика дальних путешествий.
Уральские горы проезжал на мотоцикле до этого, наверно, раз 6. И первый раз ехал по сухому асфальту. Впервые просто ехал, получая удовольствие от гор и серпантина. Эээх. На обратном пути проскочил эти горы, даже не заметив. После Крыма говорить о серпантине в Уральских горах как-то неприлично. Опять отвлекся.
Около 6 вечера стоял в Уфе под окнами дома младшей сестренки, которая сбежала с холодного Севера на ПМЖ к башкирам. Встретились, поужинали, обсудили последние новости родственников, и я вспомнил. Вспомнил, что по дороге к Уфе видел пожарную машину с огромным баннером, рекламирующим показательные выступления «Ночных Волков» на площади под памятником Салавату Юлаеву. И это выступление начиналось как раз сейчас. Попросил сестру свозить. Оделись и поехали.
Когда готовил свой маршрут и выбирал города для ночевок, случайно натолкнулся на сайте НВ на расписание Сибиро-Уральской колонны, стартующей из Красноярска до Севастополя. Шальная мысль о том, чтобы присоединиться к этой колонне разбилась об требования к участникам пробега — в колонну приглашались только члены клуба. Поэтому эта мысль со временем как-то забылась. Но посмотреть на выступление в Уфе было интересно.
Земляки помогают в организации.
Показательные выступления для уфимцев под патриотичную музыку и видеоролик на экране.
Стало интересно, как и когда выезжает колонна. Нашел старшего и, поговорив с ним, узнал, что ограничение, накладываемое на участников пробега, не действует и к пробегу могу присоединиться все желающие, соответствующим образом подготовленные мотоциклисты. Выезжают уже завтра. И тут я задумался…
Много и хорошего и плохого ходит в мотосреде о клубе «Ночные Волки». Костяк колонны составляют уфимцы, а Уфа для меня не совсем посторонний город. В принципе, в планах у меня был день отдыха в Уфе и поездка на байкфест на Тамань. Но, с другой стороны, фестивалей я видел много и разных, а познакомиться с НВ и узнать их кухню изнутри было заманчиво. И, конечно же, страшно любопытно. Чем отличается обычный человек от туриста? Любопытством. В общем, поехал я думать…
Президент отделения Урал-Сибирь мотоклуба НВ — Андрей.
Приехали с сестрой в Паб думать.
Ну что ж. На самом деле такой шанс может больше не повториться. Решено присоединиться утром к колонне НВ до Севастополя. Узнав накануне маршрут выезда из Уфы, в 9 утра 4 августа уже стоял готовый и заправленный на федералке. Солнце припекало все больше, а колонны все не было. Спрятавшись в тени остановочного комплекса, терпеливо ждал. Через 15 минут ко мне присоединился местный парень по имени Игорь на Голде и с женой, которому стало так же любопытно, как и мне, и который планировал, как и я, присоединиться к колонне. И вот спустя два часа…
Старт колонны на Севастополь из Уфы.
Прекрасно осознавая неоднозначность данного повествования, настоятельно рекомендую всем байкерам с попоболью при словах «Ночные Волки» пропустить следующую главу.
Глава 4. Колонна НВ
От Уфы до Керчи почти 2300 км. Согласно Сибиро-Уральскому маршруту колонны на сайте НВ, вечером этого же дня мы должны были заночевать в городе Сызрань, преодолев 577 км. Ну, раз написано, значит, надо ехать. Быстро проехав автобан в районе Уфы, уперлись в нескончаемые ремонты и отвратительного качества дорогу. Ремонты ремонтами, но больше всего тормозил фактор колонны. Через каждые 100 км колонна останавливалась на поесть, потом заправиться, потом покурить, потом попить. Каждая остановка затягивалась на поговорить на час с лишним. Почему это нельзя было сделать одновременно, для меня, если честно, загадка. Но в чужой монастырь я не лез, а наслаждался дорогой.
Колонна. Вид сзади. Первую сотню километров подстраивался под стиль вождения.
Как мало нужно мотоциклисту для счастья — сухой асфальт, тепло и надежный мотоцикл под седлом. В Сызрань мы, конечно же, не успели. Уже в темноте проехали Тольятти. Дорога через плотину Куйбышевского водохранилища заставила постучать челюстью. Встречный поток изрядно слепил, и ям, а их было нереально много, просто было не видно. Под начинающийся грозовой ливень остановились в большой придорожной гостинице уже за Междуреченском.
Девушки впервые увидели байкеров. Поехать с нами в Севастополь не уговорились.
Утром 5 августа, позавтракав тут же в гостинице, поехали до Сызрани, где нас уже ждали журналисты из местного телевизора. Шоу с мотоциклами, квадриками, проектором и музыкой там не планировалось, но не заехать было нельзя. Заехали на местный мемориал славы и после короткого интервью и возложения цветов поехали к выезду из города. На часах было уже около полудня, впереди 677 км до Волгограда. По опыту прошлого дня заранее смирился с неспешной манерой передвижения колонны. Ну как неспешной… 100 км гоним, как ужаленные, час курим. Так и едем. Как вы догадались, последние 100 км доезжали уже по темноте. Час перекура на въезде в Волгоград и нас повезли на точку сбора у тракторного завода.
Сызрань. Памятник Советским воинам.
Волгоград. Мы приехали. Тракторный завод, на котором под бомбежками собирали танки. На заднем плане в темноте танк Т-34.
У завода колонну встретило Сталинградское отделение НВ и после коротких приветствий проводили до гостиницы, где нас ждал ужин. Буквально 30 минут и все свалились спать.
6 августа началось с 7 утра. Быстро позавтракав, несколько сумбурно стартанули колонной на центральную площадь для показательных выступлений местным жителям и работы с телевизором. Пока ехали колонной, зная со слов друзей о правилах в колонне НВ, встал в самый хвост. Игорь на голде такого правила не знал, за что был жестко подрезан и потом долго возмущался, что могли бы и объяснить. Ну что ж. Сотни и тысячи совместно проезженных километров не делают тебя своим в волчьей стае.
Вот так проходят прямые эфиры на канале Лайф-Ньюс. Андрей дает интервью.
А вот так это выглядит в телевизоре. Ребята в вибере прислали фотографию моей спины сверху кадра.
Возложение гвоздик к вечному огню и общая фотография НВ. В этот раз мне цветок не дали. Смотрел со стороны.
Общая фотография всех отделений НВ, принимавших участие в Сибирской колонне.
Пока ребята возлагали цветы к вечному огню на мемориале, я ходил по окрестностям. Впечатлился. Мощь и трагедия советского народа.
К сожалению, к дому Павлова мы не успевали. А очень хотелось. Выезжали из города долго и муторно. Отвратительные дороги в Волгограде. Впервые увидел, как в колонне ногами показывают ямы. Впереди едущие мотоциклисты напоминали лягушку крейзи-фога, машущую ногами вправо и влево — так много было ям. По графику впереди маячил Ростов-на-Дону, но планов на выступления там не было, поэтому после долгих споров о качестве дороги и пробках было решено ехать кратчайшим путем через Сальск. И снова гоним 100 километров, потом час курим/едим/заправляемся/ждем (нужное подчеркнуть). Тяжело подстроиться под такой ритм, но в колонне по-другому, похоже, никак. Если честно, не помню город, в котором ночевали. Может быть, это был Тихорецк. Помню только, как традиционно последние 100 километров ехали по темноте, что очень напрягало. Ночевали в палаточном городке рядом с заправкой на выезде из города. Хотя кого я обманываю. Мне палатку было ставить просто лень, поэтому по навигатору поехал в гостиницу, с которой у НВ была предварительная договоренность о ночевке. Хозяин гостиницы сильно удивился, почему я приехал один и где остальные. Выпив с компанией местной молодежи пива в кафе при гостинице, завалился спать.
А на следующий день меня ждало море. Созвонившись с Андреем и догнав колонну, поехали на Краснодар. В самом Краснодаре, объехав вдоль отбойника пробку, проехали через Славянск-на-Кубани и встали на последней материковой лукойловской заправке, где остановились ждать техничек, застрявших в краснодарской пробке. Там же к нам присоединились ребята, которые не стали сокращать ростовские пробки через Сальск и ночевавшие в Ростове. Дождавшись всех отставших, поехали к паромной переправе. Из-за перестрелки на границе с Украиной накануне, погранцы ввели усиленный пропускной режим, и переправа представляла из себя огромную стоянку автомобилей. Пока Андрей решал вопросы с переправой мотоциклов и техничек, у нас был о время на ужин в ближайших ларьках, во время которого удалось поговорить с автомобилистами. Ждали в среднем по 5 часов. Водители грузовиков рассказывали о том, что ждут по двое суток. В общем, как-то печально ездить в Крым на машине.
Удалось договориться на пропуск колонны через грузовой паром. Грузовики в трюм парома не влезают, а загружаются на верхнюю палубу, поэтому вся нижняя палуба была в нашем распоряжении.
В ожидании парома. Нас догнали ребята на Уралах из Уфы. Красавчики.
Оказалось, грузовой паром паркуют практически в саму Керчь. На том берегу нас уже ждали представители местного мотообъединения «Грифоны», которые после короткого приветствия проводили нас на местный городской пляж, где нам и предстояло поставить палаточный городок. После короткой рекогносцировки выяснилось, что с гостиницами в это время года там очень плохо и местные ребята ничем помочь нам не могут. Если честно, ставить палатку мне было лень. На улице, несмотря на глубокую ночь, было жарко, поэтому, постелив спальник и кинув его на пенку, упал прямо на песок рядом с мотоциклом. Но сначала мы выпили за мое здоровье по стаканчику пива, которое нашли тут же в кафе на пляже, потому что уже настало 8 августа, а каждый год в этот день у меня наступает день рождения.
Утром 8 августа оказалось, что нас обокрали. Какой-то обморок ночью украл у Игоря стоптанные кеды. У кого-то сперли футболку и по мелочи то, что плохо лежало. Мне повезло. Сон мой был чуток, а ценные вещи спрятаны под чехол, которым я накрыл мотоцикл и снять который без шуму и пыли просто невозможно.
Припекать начало уже в 6 утра, поэтому ничего не оставалось как проснуться и пойти купаться в море — смывать с себя муравьев, которые не давали спать всю ночь. Местные или не очень пенсионеры в 7 утра уже оккупировали почти весь берег, поэтому наши неспешные сборы проходили под недоуменные взгляды. Пока все просыпались и собирались, успел съездить вдоль берега до ближайшего рынка, где нашел ларек с более-менее съедобной едой и позавтракал тем, что осталось в кафе с вечера. Шучу. Омлет мне приготовили. С отбивной. В общем, пойдет.
Пока ждали команды на выдвижение на пляже спросил у президента Грифонов, почему их клуб МО. Услышал — потому что хотят быть свободными. В чем заключается эта свобода и чем МО свободней МСС объяснять мне не стали, а я уж и не настаивал.
Около 12 часов тихо и неспешно выдвинулись к самой высокой точке Керчи — мемориалу славы.
Вот он Крым. Весь как на ладони.
Торжественное возложение цветов НВ совместно с Грифонами.
Там же на горе разговорился с девушкой, журналисткой местного телевидения. Которая сильно заинтересовалась моей поездкой от Карского до Черного моря. Обещал ей ответить на все вопросы и дать интервью чуть позже во время показательных выступлений НВ на центральной площади Керчи. К сожалению, обещание свое сдержать не удалось. Я понял, что еще один день гонок по 100 км с перекуром по часу-два и приезд в Севастополь поздней ночью (потом как оказалось, так и было) для меня будет лишним. А у меня сегодня день рождения. А в Севастополь сегодня прилетела моя жена и ждет меня в гостинице. И я рванул… Ну, как рванул. Попрощавшись и поблагодарив ребят, с которыми я проехал больше 2000 км от Уфы до Керчи, настроив навигатор, стал выбираться из города. От Уфы до Севастополя всего 300 км. Для человека без колонны три, максимум четыре часа пути. Проехал беспредельную дорогу от Керчи до Феодосии. Проехал гигантскую пробку в Береговом. Проехал по навигатору наскозь Симферополь.
Предварительно вбив в навигатор адрес гостиницы на северном берегу Севастопольской бухты, все равно самонадеянно проехал нужный поворот, о чем понял уже в Инкермане. Развернувшись, ехал дальше уже по навигатору на телефоне. И в 17 часов 8 августа уже стоял у ворот гостиницы, в которой меня ждали. Здрасти.
А впереди был целый месяц знакомства с красивейшими местами Крыма.
Севастополь. Город с запахом пороха, крови и пота.
Глава 5. Крым. Севастополь, Ялта, Коктебель, Береговое
Это было первое мое посещение Крыма в жизни. Много о нем слышал, но никогда не доводилось здесь побывать, поэтому в мои планы входило посещение всех попсовых туристических мест. Неделя в Севастополе с посещением байк-шоу НВ, неделя в Ялте и неделя в Коктебеле, после чего провожаю жену на самолете домой, а сам уезжаю на мотоцикле с запасом в одну неделю.
В Севастополе гостиница была забронирована через букинг еще накануне выезда, а привязка к остальным местам отдыха была относительной. В связи с таким планированием удалось посетить большинство попсовых мест и, чтобы их перечислить, придется перепечатать путеводитель по Крыму.
Инкерман. Заехать сюда на мотоцикле то еще удовольствие.
Балаклава. Вид с лодки, везущей нас на Яшмовый пляж. Мотоцикл оставил на стоянке.
Постепенно отстраиваются древние православные монастыри. Севастополь.
Бахчисарайский фонтан. Не работает.
Городской пляж в Севастополе. Были здесь всего один раз.
Судакская крепость. Кто залез на самый верх, тот я.
Знаменитая бабушка с кукушкой в голове на пляже Коктебеля.
Чеховский домик. Сложилось впечатление, что все писатели приезжали в Крым умирать.
Массандровский дворец Александра 3.
Та самая газета на фоне того места, где было сделано это фото. Воронцовский дворец. Алупка.
Геофизическая пещера на Ай-Петри. Как геофизик и спелеолог остался доволен.
Ресторанчик с видом на все деньги. Ай-Петри.
Каждый хоть раз в жизни должен подняться по серпантину на Ай-Петри.
Просто не мог не заехать на Азовское море.
Деревня Львово в Крымских степях.
Мекка всех парапланеристов Крыма — гора Клементьева.
Коньячная долина. Так себе напиток.
Звездопад воспоминаний. Заехать сюда на круизере это подвиг.
Генуэзская крепость — теперь военная часть. Феодосия.
Армянский православный монастырь Сурб-Хач. Старый Крым. Трапезная.
Из Коктебеля в Судак встретили мужика на интрудере. Клеил камеру. Остановились спросить чего кого.
Поселок Новый Свет. Тихое укромное место. Начало царской тропы.
Байк-шоу в Севастополе. Лепота.
Каждый винтик во время шоу отрабатывает свою роль. Зрелищно.
После отъезда жены остался еще на неделю в Береговом. Мотоцикл ночевал прямо под балконом.
Коктебель джаз-пати. Отжали у хохлов фестиваль вместе с городом. В 10 метрах днем нудистский пляж.
Екатерининская миля. Одна из 10 сохранившихся в РФ. Старый Крым.
Самая старая мечеть в Крыму. Мечеть Мухаммед Узбек Хана 1314 г. Старый Крым.
Вот так, за ежедневными радиальными выездами на мотоцикле прошел целый месяц. Рассказывать отдельно о каждом выезде можно часами, а чтобы описать всю красоту Крыма и впечатления от него, не хватит эмоций и литературного таланта. Объехав вдоль и поперек весь южный берег, не побывав разве только в Евпатории, решил для себя вернуться в Крым после того как построят мост и приехать сюда уже только ради диких пляжей и уютных тихих бухт.
Если интересует отдельное мнение о байк-шоу в Севастополе, то однозначного мнения у меня по нему нет. С одной стороны, хорошая музыка, красочное шоу и впечатляющие эффекты. Много байкеров, еще больше зевак. Хороший фестиваль, но не для байкеров. Если коротко — пафосно и зрелищно. Но приехать сюда хотя бы один раз безусловно стоит. А если у вас много лишнего времени, то может быть даже и в колонне с НВ.
Второго сентября, проснувшись в 7 утра в гостинице в Береговом, быстро собравшись и позавтракав, в 9 был уже на переправе. Проехав без очереди на паром, всего через 30 минут был уже на другом берегу пролива. Почему-то появилось чувство, что вернулся в Россию из-за границы. Нужен мост.
Но поехать прямо домой я не мог. Предварительно погуглив, принял решение заехать в Воронеж на байкерский фестиваль мотоклуба Гаргулии в Воронеж. Тем более что это почти по дороге. И я поехал.
Прощание с Крымом. Дорога домой.
Глава 6. Дорога домой. Феодосия — Воронеж — Москва
От Керчи до Воронежа чуть более 1000 км. Сам фестиваль проходил рядом с городом в одном из пионерских лагерей. В планах был прохват в 800 км и ночевка в придорожной гостинице, а заезд на сам фестиваль уже в субботу утром. Но дорога внесла свои коррективы. Автомагистраль М-4 Дон представляет собой шикарный хайвей по две-три полосы в каждую сторону. Начал понимать байкеров, делающих по этой дороге норматив железной жопы. Легко проскочив Краснодар и проехав Ростов, выехал на Москву. До Воронежа оставалось жалкие 200 км, когда на дорогу опустилась ночь и начала сказываться усталость. Заехав в несколько придорожных гостиниц, понял, что снять номер мне не удастся — все было занято. После жаркой Феодосии, из которой выехал в джинсах с техническими вентиляционными отверстиями, климат сменился на континентальный, и на ходу стало немного продувать. Особенно пробирало до дрожи при спуске в низины с ночным туманом. Останавливаться и утепляться было лень, поэтому решено было ехать до самого фестиваля и заночевать уже там, сэкономив тем самым деньги на отель.
Легко найдя по навигатору лагерь, в первом часу ночи стоял на КПП фестиваля, сильно удивив регистраторов тем, что утром еще был в Крыму. Еще больше удивились, когда узнали, что еду домой в Сургут.
Места в домиках были все заняты, поэтому впервые за весь отпуск поставил палатку, поужинал в кафешке с толпой уже пьяных байкеров и завалился спать.
Зажарили целого бычка. Говорят, три дня назад поставили на вертел.
Было очень много мотоциклов. Сказывается близость мАсквы.
Один из конкурсов на поляне. Огонь!
Гаргулии где-то нашли четыре машины. Сначала их разукрасили. Потом катали бочки. Потом катали людей. Хороший тамада и конкурсы интересные.
Этот чувак несколько лет подряд участвовал в конкурсе на самый лучший костюм, призом за победу в котором был мотоцикл. В этот раз он таки победил и под ту самую песню Шнура уехал на нем нахер.
Хедлайнеры фестиваля —симфонический оркестр Воронежа с оперными певцами.
Взлетело.
Еще одни претенденты на приз за костюм — мотоклуб из Зеленограда. Веселые ребята.
Та самая Солнце, о которой я писал в Губкинском по дороге на мотополярник. 17000 км на мотоцикле за отпуск 2016 года.
А эта обезьяна с тарелками бегала все утро по поляне и будила, будила, будила.
Получил на сцене в подарок шорты и значок как самый-самый дальнобойщик. Встретился с кучей ребята, знакомых еще по мотополярнику месяцем ранее, был споен в баре парнями из ролингов. В целом душевный и веселый фестиваль ребят, которые знают, что, зачем и для кого они делают. Респект.
Утро воскресенья пришло как-то слишком быстро. Горячая уха мало спасла положение. Сказывалось количество коктейлей в баре, выпитых накануне. Неспешно собрав палатку, упаковав и обвязав все вещи, выехали с поляны около 12 утра. Но поехать сразу домой я не мог. У меня остался один должок с 2014 года. Тогда, проехав Москву на Европу, я так и не сделал ни одной фотографии на память. Это нужно было исправить. К тому же что-то мне подсказывало, что в Москве я легко найду место, где можно купить и поменять масло в двигателе.
Первые 200 километров дались очень тяжело. Голова после вчерашнего соображала туго. Поэтому ехал не торопясь, наслаждаясь качеством платных дорог. Пока доехал до Москвы, потратил по моим подсчетам что-то около 1000 рублей только на платные участки. Да уж, не дешево стало ездить по России.
На въезде в Москву был остановлен ДПС. После фотографии на память отпустили с миром.
Фотография на память. Мотобат под крики старшего «Смотри, что делается» резко оделся и рванул за неостановившимися байкерами, возвращавшимися из Воронежа в Москву.
По напущению местных бабайкеров приехал в торговый центр «Москва», где, как мне сказали, можно купить и поменять масло в движке.
Масло и фльтр нашел тут же в одном из филиалов одного всем известного мотомагазина. Спустившись в цоколь, где должна была находиться среди прочих и мотомастерская, обнаружил ее давно закрытой. Ничего не оставалось, как идти по рядам автомастерских и искать сервис, чтобы сменить масло. Все мастерские оказались либо заняты, либо делали вид, когда говорил про мотоцикл. В одном месте мастер с гандонообразным лицом предложил дать в аренду инструменты за 500 рублей, чтобы поменять масло самостоятельно.
Везуха закончилась. Погода испортилась, и пошел дождь, на улице вечерело. Вспомнил, что в Воронеже на одном из столов взял визитку мотосервиса в Москве. Позвонив по нему, получил адрес, куда нужно ехать. Повезло, что не послали в воскресный вечер.
Москва. Жду в кафе мастера, который обещал проводить меня в гараж. Сыро и тоскливо.
После замены масла в гараже с разрешения хозяина оставил мотоцикл в нем до утра. Через дубль Гис в телефоне нашел ближайшую гостишку за смешные деньги, куда был любезно доставлен на машине и, попрощавшись до утра, заселился в номер.
Те самые шорты, подаренные Горгулиями на фестивале за дальнобой. Сзади нарисована железная жопа.
Спасибо за помощь с мотоциклом. Рекомендую мастерскую в Москве.
Так вот ты какая, Красная площадь.
Утро понедельника 5 сентября получилось немного не таким, как рассчитывал. Забрав мотоцикл в мастерской, поехал на Красную площадь для фотографии на память. Хотелось сделать красивую фотографию на Васильевском спуске, а потом, заехав на смотровую площадку Воробьевых гор, поздороваться с местными блинными дальнобойщиками. Погода-казел все испортила. Всю ночь шел дождь, и утро намекало, что идти он будет еще долго. На Красной площади проходил очередной 869-й день рождения столицы в связи с чем Васильевский спуск превратился в свалку. Припарковав мотоцикл, сделал пару фотографий на фоне эпохального вида кремля, после чего был прогнан экипажем ДПС. На Воробьевы горы заезжать тоже не было никакого смысла. Заехал по дороге в магазин «Сплав» за подушкой под жопу взамен ставшей пропускать, где удалось взять точно такую же, но на 300 рублей дешевле, чем дома. Вопрос ценообразования остался открытым.
Пора домой. На восток. Сел и поехал.
Продавцы из «Сплава» вышли проводить меня в дорогу.
Долгий и муторный выезд из Москвы по ремонтируемому шоссе в сторону Нижнего Новгорода. Мокро и прохладно.
Глава 7. Москва — Тюмень — Сургут
Никогда бы не подумал, что о поездке через половину России буду рассказывать двумя-тремя предложениями и несколькими фотографиями. Ничего сверхординарного не происходило. Всего лишь ехал три дня до Тюмени под проливным дождем. Всего лишь чуть было не был снесен с дороги встречной машиной, которая словила аквапланирование и которую кидало от отбойника до отбойника, как теннисный мячик. Всего лишь надел шапочку для душа в гостинице на ногу, чтобы надеть неуспевший высохнуть за ночь ботинок — дождевик таки пропустил спустя два дня дождей воду. Вот так ниочемно доехал поздно ночью 9 сентябяр в Тюмень на Урало-Сибирскую конференцию Аль-Кашей, в которые меня не берут, потому что мало езжу на мотоцикле.
Гостиница на федералке на объездной Нижнего Новгорода. Рекомендую.
Казань. Не мог не заехать в Кремль. На территории находится самая красивая православная церковь, что я видел.
После ночевки в Набережных Челнах у сестры заехал к другой сестре в Уфу.
Поливает третий день. После Крымских серпантинов пролетел Уральские горы — даже не заметил.
Последние километры до Тюмени в темноте под дождем были самые тяжелые.
А вот тюменское закрытие мотосезона и тюменские байкеры.
Президент Тюменского мотоклуба «Сибирские Ястребы».
Издевательства над гражданином Польши. Писал о нем в отчете за 2013 год.
Лучшие сиськи Тюмени. Могут.
Награждение участников конференции.
Тюменский туман ранним утром воскресенья 11 сентября. Дорога домой.
Тюмень — Сургут 800 км. Я дома.
Традиционное фото коня в гараже при возвращении. Ни одной поломки за весь отпуск. Но сцепление я таки сжег.
На этом свою миссию по написанию отчета о поездке в Крым через Ямал летом 2016 года считаю выполненной. Благодарю всех за внимание ко мне и моему отчету. Спасибо.
После такого отпуска нужен еще один отпуск. Утро на работе в понедельник 12 сентября.
Эпилог
Совсем недавно в Сургуте прошел кинопоказ фильма «За свободой в Магадан» проекта «Сел и поехал», в котором показали настоящих мотопутешественников и на котором мне тоже кое-что перепало за мой пробег летом 2016 года
Премия и кубок номинанта премии «мототурист года».
Технические аспекты поездки
Экипировка