|
Стоял моктябрь на дворе... Утром рано, три барана... нет, не так.
29 октября 2016 года состоялась экспедиция в «потерянный край» Калужской области, в район села Недельного. Слава Брюсов-Ли с Димой СССР-Виватом выдвинулись из Москвы в Малоярославец, где я их ждал.
Они опаздывали, ведь ночью пошёл снег, скорости машин упали. Пробки субботние на выезде с Москвы мешали им прибыть в назначенное время.
Пока ждал, заметил изменения Ленина на лице. Напоминает терминатора.
В 10 утра наш экипаж в составе трёх человек на красном Запорожце покинул Малоярославец, и мы поехали в одно место, где, по легенде, в пионерлагере живут БОМЖи. С собой мы взяли пару колес с Луазовским вездеходным протектором,памятуя о предыдущих поездках. Колеса, кстати, не пригодились, обошлись зимней резиной.
Неожиданно мы попали из зимы в осень! Даже скорее лето…
А лагерь оказалось найти не так просто. И лагерь уже был совсем не тот. Оказалось все не так, бомжей не было, а высокий забор и страшные надписи о служебных собаках были.
Собаки были, одна точно.
Проникнув в дыру в заборе, мы пошли, и она нас заметила, загавкала. Отступили, зашли в другую дыру. Там было поинтересней, целый корпус лагеря с целыми стеклами, заколоченными окнами.
Потом кинозал, столовая.
Собака продолжала гавкать. И вдруг она оказалась совсем недалеко, без привязи! Пора было отступать, ушли к летней веранде.
Оттуда осмотрелись, нас собака не заметила. Её явно спустили, т. к. она не переставала гавкать (типа, песик, раз ты знаешь, что тут чужие, то иди, добывай пропитание по лагерю).
Ушли вглубь лагеря, все позаросло соснами и елями, мы вышли к некоему сооружению, видимо, летнему театру, там был замечательный барельеф.
Стало понятно, что дальше мы не пройдём, собака не даст, надо уходить, лучше другим путём. Прошли мимо реки, углубились в суровый лес с буреломом, а когда вышли к машине, у меня уже были мокрые ботинки. Гулять по октябрьскому лесу, да в день снегопада...
Поехали в Недельное. Туда километров 12. Из села Недельного, что лежит на Старой Калужской дороге, мы выдвинулись в сторону Калуги. Когда-то, в 2010 году, засушливым летом, я за три часа сумел проехать на Таврии в Калугу. За то время много изменилось, джиперы и местные уездили дорогу, плюс лесовозы. Короче, нас встречала уже совсем другая дорога...
Колеи, местами глубокие, мерзлая грязь, местами лужи, а сверху все это было присыпано пятисантиметровым снегом...
В низинах нас ждали болота и искусственные водоемы, хорошо что по бокам дороги.
В своё время низинные участки были приподняты, и нас не ждала участь застрявших карет (так часто бывало в 19-м веке на этой дороге). Первый участок Запорожец преодолел, но дорога становилась хуже.
Кто-то проехал по дороге ранним утром, и мы ехали по его следам. Пришлось свернуть в лес, там был накатан «платный участок», разведали пешком, потом проехали.
Почему платный? Потому что платить пришлось цеплянием дна за землю.
Дальше снова спуск — подъём с традиционным водоёмом, этот оказался вонючим, канализационным...
Перед деревней Семендяево снова « платный участок», объезд деревенской улицы по полю слева. В деревне стоит комбайн,
у него мы повернули направо, как следовало из описания пути в одном фильме (гоблинский перевод фильма «Бумер»).
Когда-то в 2010 тут еще стоял послевоенный грузовик. Теперь его уже нет. У одного дома кто-то скатал снежный ком, вряд ли взрослый человек.
За деревней традиционный спуск и колейно-грязевой участок, но наш пилот Слава, цепляя дном, преодолел и его...
Вот в соседней деревне нам не повезло,
зацепили в колее задним амортизатором за гребень земли и остановились...
Вокруг тишина, снег, а мы стоим...
Мимо шла собачка, заметив нас, пошла в обход... И вот, мы торчим посреди колеи, зацепив её задним амортизатором. Да и передние колеса стояли враскоряку в колее. Пока ребята спасали машину, я спасал свои отмороженные ноги, согревая их на двигателе...
Проблема была в домкрате, родного не было, а был подкатной, под него долбили лунку. Подняв машину, запихиваем палку, но машина, чуть проехав, цепляется уже передней подвеской... Все же удаётся выехать назад и уже по уму, по гребню колеи, легко преодолеваем и движемся вперёд! Вывод прост, никогда не «опускайте свои запорожцы», будь у нас резина не 175-70 а полнопрофильная луазовская, мы бы тут не сидели!
Осталось немного до конца проезжей дороги...
И вот знакомый перекрёсток, где раньше справа стояла школа...
Мы уезжаем влево, попадая на большую поляну у большой полуразрушенной церкви!
Поляна раньше была заросшей деревьями, храм был закидан кирпичом, но благодаря стараниям джиперов из Обнинска, был вырублен кустарник и деревья, убраны кирпичи из половины церкви.
Кругом следы копытных животных!
А за церковью стоит та Нива, что проехала раньше нас.
Мы идём вниз, по прорубленному участку старой калужской дороги, к деревне Башмаковка, состоящей из двух домов!
В одном из них живёт ПСД дед( полусумашедший, по словам джиперов).
У него стоит ржавая, поломаная Нива и ЗИЛ.
Мы проходим мимо, он замечает наше появление, но нас трое и мы не джиперы, которых он так «любит».
Я пытаюсь найти то место у забора деда, где 6 лет назад я прорывался в Калугу... Местность изменилась. А дороги дальше нет.
Вдруг Дима начинает обнимать столетний дуб!
Стало понятно, что в этом месте нельзя задерживаться!
Вокруг было много следов копыт, и очень скоро мы обнаружили овец, которые, увидев нас, решили сбежать в глубину леса. И правильно!
Но стало понятно, что ехать надо обратно...
Ещё заглянули в уже совсем развалившееся здание сельской школы. В первую свою поездку я думал, что это библиотека. Дима и Слава подозрительно долго лазили по зданию и не зря!
Виднелись зеленые листья в заснеженном лесу… Странно…
Путь назад был не проще, машина начала буксовать по прикатанному снегу.
При въезде на «платный участок» начались проблемы. Это была горка, весьма сложная для въезда, из-за резкого поворота и глубоких колей. Въехали не сразу. Но нет той горы, что не возьмёт Запорожец! А дальше уже ерунда, пусть местами и чиркали дном о землю, как говорил Дима «пол шевелится под ногами». Лужи преодолевали сходу, зная, что проедет! Лишь в одном месте неудобном вышли и дали проехать без пассажиров.
И уже через 40 минут мы вернулись к цивилизации! В Недельное.
Слава час чинил крепление генератора, а мы ходили и руководили. Заодно слегка перекусили.
На краю деревни вот так стояли пушки…Будто чьи-то личные. А на деле памятник героям войны.
Решили разведать ещё один участок дороги, он оказался круговым и асфальтированным. Обнаружили на пути заброшенный дом (до войны там была небольшая деревня).
Зашли в дом, и что-то метнулось в темноту! Кошка! Несчастное животное! Принёс ей кусок булки, она потянулась к нему, все же опасаясь меня. С ней был котёнок... Как-то живут здесь, в трёх километрах до ближайшего жилья. Какая злобная тварь их сюда подбросила?
Но нам надо ехать. Как сказал Дима: «Если бы мы поехали на каком-нибудь джипе Мерседесе со всеми удобствами, то было бы совсем не то, не было бы тех ощущений».
Круговая дорога вернула нас в Недельное, где мы искали «Чайную», которая почему-то работала в те дни с 23 часов, странно? Видимо, не чай там пьют, а что покрепче! Заодно обнаружили 7 магазинов продуктов...
Уже было 6 часов вечера, темно, падал хлопьями снег, и мы поехали в обратный путь.... В пути рассказывали друг другу различные истории из нашей автомобильной жизни, и это уже другая история…Но в потерянный край мы ещё вернёмся! Так решили три товарища тем октябрьским, но все же зимним вечером, сидя в теплом салоне, нагретом теплом, пахнущим металлом бензиновой печки, и двигаясь в сторону дома…