По зимней Старой Калужской Дороге на Запорожце

17.03.2017 | 35877 просмотров

Стоял моктябрь на дворе... Утром рано, три барана... нет, не так.

29 октября 2016 года состоялась экспедиция в «потерянный край» Калужской области, в район села Недельного. Слава Брюсов-Ли с Димой СССР-Виватом выдвинулись из Москвы в Малоярославец, где я их ждал.

Они опаздывали, ведь ночью пошёл снег, скорости машин упали. Пробки субботние на выезде с Москвы мешали им прибыть в назначенное время.

Пока ждал, заметил изменения Ленина на лице. Напоминает терминатора.

В 10 утра наш экипаж в составе трёх человек на красном Запорожце покинул Малоярославец, и мы поехали в одно место, где, по легенде, в пионерлагере живут БОМЖи. С собой мы взяли пару колес с Луазовским вездеходным протектором,памятуя о предыдущих поездках. Колеса, кстати, не пригодились, обошлись зимней резиной.

Неожиданно мы попали из зимы в осень! Даже скорее лето…

А лагерь оказалось найти не так просто. И лагерь уже был совсем не тот. Оказалось все не так, бомжей не было, а высокий забор и страшные надписи о служебных собаках были.

Собаки были, одна точно.

Проникнув в дыру в заборе, мы пошли, и она нас заметила, загавкала. Отступили, зашли в другую дыру. Там было поинтересней, целый корпус лагеря с целыми стеклами, заколоченными окнами.

Потом кинозал, столовая.

Собака продолжала гавкать. И вдруг она оказалась совсем недалеко, без привязи! Пора было отступать, ушли к летней веранде.

Оттуда осмотрелись, нас собака не заметила. Её явно спустили, т. к. она не переставала гавкать (типа, песик, раз ты знаешь, что тут чужие, то иди, добывай пропитание по лагерю).

Ушли вглубь лагеря, все позаросло соснами и елями, мы вышли к некоему сооружению, видимо, летнему театру, там был замечательный барельеф.

Стало понятно, что дальше мы не пройдём, собака не даст, надо уходить, лучше другим путём. Прошли мимо реки, углубились в суровый лес с буреломом, а когда вышли к машине, у меня уже были мокрые ботинки. Гулять по октябрьскому лесу, да в день снегопада...

Поехали в Недельное. Туда километров 12. Из села Недельного, что лежит на Старой Калужской дороге, мы выдвинулись в сторону Калуги. Когда-то, в 2010 году, засушливым летом, я за три часа сумел проехать на Таврии в Калугу. За то время много изменилось, джиперы и местные уездили дорогу, плюс лесовозы. Короче, нас встречала уже совсем другая дорога...

Колеи, местами глубокие, мерзлая грязь, местами лужи, а сверху все это было присыпано пятисантиметровым снегом...

В низинах нас ждали болота и искусственные водоемы, хорошо что по бокам дороги.

В своё время низинные участки были приподняты, и нас не ждала участь застрявших карет (так часто бывало в 19-м веке на этой дороге). Первый участок Запорожец преодолел, но дорога становилась хуже.

Кто-то проехал по дороге ранним утром, и мы ехали по его следам. Пришлось свернуть в лес, там был накатан «платный участок», разведали пешком, потом проехали.

Почему платный? Потому что платить пришлось цеплянием дна за землю.

Дальше снова спуск — подъём с традиционным водоёмом, этот оказался вонючим, канализационным...

Перед деревней Семендяево снова « платный участок», объезд деревенской улицы по полю слева. В деревне стоит комбайн,

у него мы повернули направо, как следовало из описания пути в одном фильме (гоблинский перевод фильма «Бумер»).

Когда-то в 2010 тут еще стоял послевоенный грузовик. Теперь его уже нет. У одного дома кто-то скатал снежный ком, вряд ли взрослый человек.

За деревней традиционный спуск и колейно-грязевой участок, но наш пилот Слава, цепляя дном, преодолел и его...

Вот в соседней деревне нам не повезло,

зацепили в колее задним амортизатором за гребень земли и остановились...

Вокруг тишина, снег, а мы стоим...

Мимо шла собачка, заметив нас, пошла в обход... И вот, мы торчим посреди колеи, зацепив её задним амортизатором. Да и передние колеса стояли враскоряку в колее. Пока ребята спасали машину, я спасал свои отмороженные ноги, согревая их на двигателе...

Проблема была в домкрате, родного не было, а был подкатной, под него долбили лунку. Подняв машину, запихиваем палку, но машина, чуть проехав, цепляется уже передней подвеской... Все же удаётся выехать назад и уже по уму, по гребню колеи, легко преодолеваем и движемся вперёд! Вывод прост, никогда не «опускайте свои запорожцы», будь у нас резина не 175-70 а полнопрофильная луазовская, мы бы тут не сидели!

Осталось немного до конца проезжей дороги...

И вот знакомый перекрёсток, где раньше справа стояла школа...

Мы уезжаем влево, попадая на большую поляну у большой полуразрушенной церкви!

Поляна раньше была заросшей деревьями, храм был закидан кирпичом, но благодаря стараниям джиперов из Обнинска, был вырублен кустарник и деревья, убраны кирпичи из половины церкви.

Кругом следы копытных животных!

А за церковью стоит та Нива, что проехала раньше нас.

Мы идём вниз, по прорубленному участку старой калужской дороги, к деревне Башмаковка, состоящей из двух домов!

В одном из них живёт ПСД дед( полусумашедший, по словам джиперов).

У него стоит ржавая, поломаная Нива и ЗИЛ.

Мы проходим мимо, он замечает наше появление, но нас трое и мы не джиперы, которых он так «любит».

Я пытаюсь найти то место у забора деда, где 6 лет назад я прорывался в Калугу... Местность изменилась. А дороги дальше нет.

Вдруг Дима начинает обнимать столетний дуб!

Стало понятно, что в этом месте нельзя задерживаться!

Вокруг было много следов копыт, и очень скоро мы обнаружили овец, которые, увидев нас, решили сбежать в глубину леса. И правильно!

Но стало понятно, что ехать надо обратно...

Ещё заглянули в уже совсем развалившееся здание сельской школы. В первую свою поездку я думал, что это библиотека. Дима и Слава подозрительно долго лазили по зданию и не зря!

Виднелись зеленые листья в заснеженном лесу… Странно…

Путь назад был не проще, машина начала буксовать по прикатанному снегу.

При въезде на «платный участок» начались проблемы. Это была горка, весьма сложная для въезда, из-за резкого поворота и глубоких колей. Въехали не сразу. Но нет той горы, что не возьмёт Запорожец! А дальше уже ерунда, пусть местами и чиркали дном о землю, как говорил Дима «пол шевелится под ногами». Лужи преодолевали сходу, зная, что проедет! Лишь в одном месте неудобном вышли и дали проехать без пассажиров.

И уже через 40 минут мы вернулись к цивилизации! В Недельное.

Слава час чинил крепление генератора, а мы ходили и руководили. Заодно слегка перекусили.

На краю деревни вот так стояли пушки…Будто чьи-то личные. А на деле памятник героям войны.

Решили разведать ещё один участок дороги, он оказался круговым и асфальтированным. Обнаружили на пути заброшенный дом (до войны там была небольшая деревня).

Зашли в дом, и что-то метнулось в темноту! Кошка! Несчастное животное! Принёс ей кусок булки, она потянулась к нему, все же опасаясь меня. С ней был котёнок... Как-то живут здесь, в трёх километрах до ближайшего жилья. Какая злобная тварь их сюда подбросила?

Но нам надо ехать. Как сказал Дима: «Если бы мы поехали на каком-нибудь джипе Мерседесе со всеми удобствами, то было бы совсем не то, не было бы тех ощущений».

Круговая дорога вернула нас в Недельное, где мы искали «Чайную», которая почему-то работала в те дни с 23 часов, странно? Видимо, не чай там пьют, а что покрепче! Заодно обнаружили 7 магазинов продуктов...

Уже было 6 часов вечера, темно, падал хлопьями снег, и мы поехали в обратный путь.... В пути рассказывали друг другу различные истории из нашей автомобильной жизни, и это уже другая история…Но в потерянный край мы ещё вернёмся! Так решили три товарища тем октябрьским, но все же зимним вечером, сидя в теплом салоне, нагретом теплом, пахнущим металлом бензиновой печки, и двигаясь в сторону дома…

...В своё время низинные участки были приподняты, и нас не ждала участь застрявших карет (так часто бывало в 19-м веке на этой дороге).

Что было, то было, частенько, колёса узковаты были

Надо прочитать!
Топки

На Алтае
Подражание тем "безбашенным" друзьям. По мне, так пустая трата времени. Не увидел интересных мест и приключений. Хоть бы сапоги с собой взяли. Что вы там искали то, в тех заброшенных зданиях?

На Алтае
ГАВ-рик
В чём?

Москва ЮЗАО
В свете последних публикаций цены на запорожцы поползи вверх. И возобновилось производство запчастей.
дмитрий
Парни респект и уважение за рассказанное путешествие.

Зачем жечь бензин печкой уменьшая запас хода?
Проще сделать воздуховод через перегородку моторного отсека от двигателя.
Единственное за выхлопной следить надо.
no fate
Dmitriy
Чем так провинились Запорожцы? Покатайте их по нормальному асфальту!

Ортодром
Зачем жечь бензин печкой уменьшая запас хода?
Проще сделать воздуховод через перегородку моторного отсека от двигателя.
Единственное за выхлопной следить надо.
Было бы сделали бы на заводе. Или ЗАЗоводы дотумкали бы и сделали. Однако не делают, значит "не можно". Как только там с печкой не извращались, даже жидкостную рубашку ставили на горячие части выхлопа...
Только Омск, только победа!

Путешествие для людей, выезжающих в Турции-Египты чаще чем за МКАД...
Тащемта, ничего особо интересного. Я бы так на велике покатался...
Только Омск, только победа!

Спасибо за рассказ)
такие путешествия-нужно посылать кормчему-поднимающему сирии,абхазии,луганды.

Реутов
Все равно, молодцы парни. Молодцы что хотя бы прокатились и написали. А страждущие потерпите до осени, пройдет лето и пойдет он - сочный, жирный отчет... про Крым, Абхазию, Байкал и чуток Заграницы ... :)))

Запор рулит!
Двадцать первый век: вечные развалины, снего-грязь, отсутствие дорог и инфраструктуры и красные, пролетарские запоры, не оборудованные системой ГЛОНАСС, но это временно. Скоро оборудуют.

Оригинально. Прошлым летом прокатил знакомую с Украины по московской и соседним областям, сказала что ТАКОЙ разрухи даже у них в деревнях не встретишь. P.S/ Молодцы что кошку с котёнком покормили :)

Калужская область...
Для тех кто не понял зачем ездили- мы всегда ездим по таким дорогам,там можно увидеть интересное, даже проехав совсем немного. Поскольку день короткий осенний,то ограничились небольшой поездкой.
А тем кто ездил на перевал Дятлова мы не подражаем. Об их поездке я узнал пару месяцев назад,а сам езжу в подобные поездки именно на Запорожце с 2013 года. Изучаю именно старые участки различных дорог. Ребята захотели чтобы я устроил экспедицию в подобные места. за месяц до этого ездили в Тверскую область на двух запорожцев. Будет скоро и о этом отчеТ. И о других поездках со временем тоже.
Всем спасибо.

"Заветы Леонида"
77ПРАВОРУЛЬЩИК77
Разруха у тебя в голове ,а это просто заброшенные деревни коих по России тысячи и ничего страшного в это нет.
А путешествие отличное! Ребятам респект!
....Колхоз - дело добровольное..(с)

77ПРАВОРУЛЬЩИК77
Да прекратите! А знакомый ваш не рассказывал, что самый распространенный вид транспорта на Украине - Гужевой ???

777arkel
А путешествие отличное! Ребятам респект!
Совершенно верно. Всё имеет своё начало и кончало, на планете Земля. Отмирают деревни не оттого, что там голод настал и люди еле передвигая ноги, погрузив свой скарб покинули дома за лучшей долей в города. А оттого, что тот уклад, под названием СССР ушёл в небытие и всё что было связано с ним, тоже потихоньку отходит. Новая жизнь на дворе и уже более 20 лет.
А те люди, что остались в якобы брошенных деревнях, да, еле живы, как бы довёл народ до ручки сегодняшний режим))) ...... у каждой такой бабули или дедули, дети устроены по городам и живут новой жизнью, зовут "бедную бабулю" к себе, а она отчего - то и не едет, держит с десяток кур с козой и рада тому что есть. Наткнёшься иной раз в сети на радетелей за Расею, отъедут чуток с асфальта наткнутся на заброшенную деревню и вот причитать. В СССР деревень было сплошь и рядом, да только жители этих деревень всё никак накормить страну не могли. Щаз же всё "заброшено", а в магазинах полки ломятся от товаров.
Саша
чтоб не чиркать дном надо было везти запор не по колее

Михаил Коровин
Поверю в вставание с колен когда жизнь вернется в такие вот уголки.
Никогда она в те места не вернётся, да и не зачем. На дворе время совершенно другое, я всю жизнь живу в сельской местности, это для горожанина дико увидеть заброшенный, заросший бурьяном дом, а на моей памяти в округе, где я живу, уже с пяток деревень одни фундаменты остались, а в некоторых местах одни названия что там были деревни и никто слёзы не льёт. На фото Ольга Ивановна, сын с дочерью в городе, а она вот живёт в доме, что за спиной и будет жить и нормально себя чувствует.

Думаю такой резонанс вызвал мой предыдущий пост потому что знакомая именно с Украины, а не из другой страны. Дело не в этом, да вы правы что-то отмирает, потому что времена меняются. Но я прошлым летом товарища отвозил в Тверскую область, примерно 150км. от МКАД, ехали ночью, что бы пробок избежать и примерно в пол-пятого утра были на месте. Засмотрелся на двух дамочек одетых в красивую офисную одежду и пробирающихся по бурелому , потом обратил внимание, что много народу по полям и лесам куда то идут.....оказалось, это народ с окрестных сёл на работу в Москву добирается, сначала пешком до автобуса, потом 2 часа на электричке. Вечером обратный путь, зимой и летом, в холод и дождь. Думаю, что у многих из них и машины есть, но все дороги в сторону Москвы встают уже в 8 утра и точно рассчитать время прихода на работу не получится, а обратно в область пробка может быть до часа ночи, так что на машине не вариант. Да и работает большинство из этих людей явно не в Газпроме, а за зарплату 20-50тыс. Это я к тому, что описанные в путешествии деревни находятся примерно в 100 км. от МКАД и то, что там такая разруха явно не нормально, этим деревням жить и жить, если бы не Обама (сарказм конечно)

77ПРАВОРУЛЬЩИК77
Дружище, ничего личного, да, хоть бы она с Марса была. В моей деревне, да что деревне, скажу больше, области, да что области, пол России работают в мегаполисе. У нас всё медленно делается, я же про уклад не спроста сказал, был СССР, всё за нас было "продумано", типа родился, а тебе уже и армия, и институт по желанию, да и работа по распределению. Сейчас же всё, как бы сами. Тема то огромная и в десяти предложениях её не охватишь, тем более на автомобильном форуме, я к чему это, да не всё так уж плохо, а точнее далеко не всё так плохо. Времена настали, хочешь заработать, всё для этого есть, езжай в мегаполис и во времена СССР было так же, хочешь заработать быстро, езжай ...правда ещё дальше, осваивай севера и т.д. и будет тебе быстро и квартира и машина, а не хочешь сиди на месте и жди очереди на квартиру на машину, на телевизор и т.д. Извините, sranuy книгу невозможно было купить не изобретая каких - нибудь схем, типа сдай макулатуры 20кг, получи талон и купи себе Оноре де Бальзака и так во всём.
И правда разговор то ни о чём.

tutoleg
Ностальгия.

Михаил Коровин
Поверю в вставание с колен когда жизнь вернется в такие вот уголки.
А надо ли в такие уголки жизнь возвращать. Пусть там будет девственная природа. В России много мест для более удобного проживания. Раньше люди жили в деревнях, потому что коммунисты не давали крестьянам паспорта. Зато не было безработицы, а то, что урожаи были по 8-9 центнеров с гектара, об этом не говорили, ведь гласности не было.

77ПРАВОРУЛЬЩИК77
Нет, не из-за того что с Украины и даже не из-за того что она сравнивает Украину и Россию, а из-за того что вы эти сравнения здесь приводите. Кстати, если вы думаете что весь цивилизованный мир двигает на свои работы исключительно на своих авто, то вы глубоко ошибаетесь! Остальное комментировать не буду, ибо бред...особенно про пробки в восемь.

А мне всё равно понравилось кто бы что тут не писал, фотки и пейзажи классные

север
Вот это понимаю автомобильное путешествие, не то что предыдущий. Молодцы на запорожце.

Киров
Спасибо автору за интересный очерк!Всегда читаю подобные с удовольствием.Такая техника как запорожцы-москвичи-волги-носта льгия. А ведь в те времена люди в СССР жили лучше чем сейчас,гордились своей страной,летали в космос,строились.Отец служил в 70х в ГДР-почет и уважение Союзу,тестю предлагали квартиру в Москве по службе за строительство олимпиады-никто из его взвода не поехал.Да,не все было в те времена-отец хотел уаз для охоты-рыбалки,а их в частные руки не продавали.Купил луаз,затем ниву.Нарезное оружие не продавали.Зато квартира в 30 лет-пожалуйста,через три года погасил рассрочку без проблем,а не как сейчас ипотека на 30 лет.Дороги,медицина,образовани е-секса говорят не было только,печалька.
Сейчас времена другие,на дроме вообще у подавляющего большинства мнение о себе как о рука**пах-ничего строить и производить не умеют и учиться не хотят.
Женщина на корабле не только к беде,но и к удовольствию!

В трехстах км от Москвы таких деревень и церквей уйма. Там дети замерзают, когда идут домой заблудившись. А рыбы там уйма в ямах стоит. Был в таком месте, называется Триносово, Любимский район, Ярл обл. А какие там яблоневые сады столетние. Короче ностальгия. Там жил какой-то помещик. Сейчас никого, кроме пастухов.
Toyota Allex 2001 г.в. - был
Рав-4 - щас

Yamaha YBR 125 - свобода
Молодцы ребята. Не слушайте никого. Ваша жизнь и вам ее жить. Было интересно. Спасибо. Путешевствуйте еще.
Вася
Котейку покормили, Вам зачтется!

Йошкар-Ола
Покатушки на ЗАЗах становятся мейнстримом.... Не, ребята, до путешествий на перевал Дятлова и в Якутию (как было писано здесь же) вам еще рости и рости.
Ivanov
Ребята - молодцы. Любознательность и подвижность мыслей - главное. Подражание и зависть - пыль.

Так это недалекое будущее большинства жителей

Что то модно стало на запорожцах путешествовать.

Кстати помню от китайцев уходили по полям с полным запором арбузов. Ушли. Причём после дождя дело было. Удивился тогда его проходимости. Хотя скорее летучести, ибо некоторые преграды пересекали по воздуху )

S-P-L
Так это недалекое будущее большинства жителей
Эт точно, жильё и автомобили станут скоро для большинства неподъёмной роскошью... уже сейчас свободным чувствуешь себя едва ли.

Lexa 829
Тоже обратил внимание даже по дороге на Питер, сколько брошеных деревень. У нас в Приморье такого нет.

Механизатор из Сибири
Да делали так. Точно тебе говорю!

Так как много людей тут написало: " хорошо, что деревни повымирали " остается догадываться, на сколько еще может растянуться резиновая москва. Все люди с деревень теперь в ней. И народ продолжает прибывать. И не забывайте о толерантности к иностранцам из бывших союзных республик! ( и не только оттуда)
А летом путешествовать по таким пердям не судьба? Или хочется адреналина пополной? Так сходите в казино, господа! Все жду отчета от таких типа в самых е...х у нас заклинил движок и мы сожрали одного из нас. Видимо не дождусь никогда. Или стыдно за свой д.......зм или сожрали.
Денис
Белоярский
Всё!!!! Решил продаю Паджеро беру ЗАЗ и летом на моря! Погрею свои кости в +40 да в кабине этого красавца

Интересное там место, атмосферное.. напомнило фильм "Я тоже хочу".. трудно там долго находиться
lekvapteke.ru - поиск лекарств
Мой отзыв: Toyota Corolla 2000

Бессмысленное времяпровождение офисных бездельников.

57ВалеRUS
Да, полки ломятся от продуктов с пальмовым маслом и гмо, а в СССР и словов таких не знали и бомжей на помойках не видывали...
ребят, не в обиду сказано, от прочтенного сложилась картинка следующего характера: ты суслика видишь? нееетттт. А он там есть!

Зачетная покатуха! Молодцы!

yakushev
Да, я за! Купил дом в одной из таких деревень - кругом тишина и покой, 3/4 деревень брошены, в остальных народу чуть-чуть. Поля лесом зарастают - зверья немало, а грибов-ягод!
P.S. а при совке каждый клочок земли обрабатывался - не то что поля, любая деляна чья-то была, покос там ,то-сё. Сейчас же бабки остались да алкашня, остальные съехали в нерезиновск.

ANTroit
Открою тебе секрет - чтобы добраться к 9 до работы в Москве, из деревни за 160км от МКАД в Тверской области, надо выехать в 5, и скорее всего, опоздаешь, ибо пробки в 7 уже мертвые! В 3 утра ещё успеешь...

Дмитрий Манаков
растянуться она может на сколько угодно, пока есть желающие здесь калымить. Если грубо прикинуть - нарисуй на карте круг с радиусом в крайнюю точку новой москвы,-получишь генплан на ближайшие лет 10:))))

Чёта какая-то мода пошла на запорожцах путишествовать)
С советских времен поездка на запоре приравнивалась к полету на воздушном шаре ,пишутся различные опусы,видимо самим водителям верится с трудом,что они сотворили.Одним словом -подвиг.

Frozer
У меня в деревне(где родился)было-столовая, дор/отдел, Лес/хоз, ком/хоз, селсовет, больница(большая), роддом, Общежития для учеников, общежития для приезжих, гостиница, метеостанция, колхоз, подстанция(электро), и много разных обслуживающих предприятий. Остался лесхоз(думаю последний год доживает) и подстанция. Всегда удивлялся-как можно было такое развалить!? Могла жить отдельно от всей страны-ресурсы позволяли. Думаю виноват конечно не президент,а наши непосредственные начальники.

Вот у нас - лесной край так сказать - есть центральное село, где сельсовет. От него км 25 надо ехать, из них 9 - по грунту прямо в лес. Колхоз был, поля-коровники, школы-медицина, всё было. Сейчас - руины одни кругом, даже бетонки по плитам растащили, теперь там глиняные колеи, хрен проедешь. Причём "наш колхоз" развалили ещё в 1990г, а в центральном селе до 2012г он существовал, развалили его уже нынешние рукамиводители. Ворьё - молочных коров на мясо, технику на продажу - за неделю это промутили. Теперь там "кафе" построено - алкашня дешёвым пойлом загружается круглосуточно...

Киров
Многие так в начале 90х думали-на себя буду работать,сам смогу без советов,ан нет,одни развалины сейчас.

Serj43
Отдельно от всей страны вы бы жить не смогли,что собственно говоря и произошло.Не нужен ваш колхоз-совхоз современной стране,ту же продукцию можно у китайцев дешевле купить да и откаты еще нормальные будут....
Многие думали.....! А есть те кто делали. Живет в деревне развивает свое сел/хозяйство. Помощи не у кого не просит. Построил дом,вырастил двух дочерей,накупил техники и нормально живет(даже в деревне). А у нас в стране одни перекупы.

Киров
И что много таких? Лично у нас в области 2-3 единицы и те в радиусе 100 км от городов,где дороги есть и ж/д ветки.

Костанай. Калуга. Омск
Интересный рассказ... за душу ухватило...
Мои отзывы: Opel Corsa 2012, Kia Cerato 2012

Мне показалось, отчёт совсем не про природу, дорогу и ЗАЗ, после фотографий заброшенного пионерлагеря и брошенной техники.

игорь
Она вся такая Россия .Строятся только церкви.