|
Давненько (с 2013) мы не были на русском севере, и вот в июле 2016 решили съездить в Пинежский заповедник в Архангельской области. Экипаж, как обычно: я, жена и Киа Соренто.
1-я часть маршрута: ссылка. 2-я часть маршрута: ссылка.
23.07. Так как хотели посетить родину Ломоносова (одноименное село и Холмогоры), решено было 1-ю ночёвку сделать в Холмогорах, но там не нашлось гостиницы, поэтому мы заночевали в Березниках (в гостинице «Фламинго» на берегу Северной Двины (2000 руб./сут. без завтрака, если в соседнем номере кто-то есть, то будет слышен каждый чих). Это в 970 км от дома и не доезжая 200 км до Холмогор. В самих Березниках делать особо нечего, но, пользуясь милостью погоды после дальней дороги, перед ужином искупались в теплой Двине.
24.07. Утром отправились в гости к Ломоносову. Проезжали вот такие пейзажи:
Сначала заехали в Матигоры, небольшое село с красивой Воскресенской церковью.
Затем отправились гулять по Холмогорам. Соборный комплекс пока на многолетней реставрации, краеведческий музей в воскресенье (!) выходной.
Зато порадовала каменная набережная, будто находишься не в селе, а в каком-нибудь городе.
В ожидании автомобильного парома (350 руб.) на Ломоносово грелись на песочке и плескались в Курополке (проток С. Двины), стояла жара, как на юге.
Музей Ломоносова понравился, посещали его с экскурсией.
Конечно, подлинных вещей, как и самого дома, не сохранилось, в экспозиции представлены вещи из быта поморов той эпохи и рассказано о научных исследованиях ученого. Сам музей расположен в здании бывшего училища 1895 года постройки, стоящей на месте дома отца Ломоносова. Вообще, этому селу и Холмогорам очень повезло, что они являются родиной Ломоносова, в противном случае их состояние было бы, скорей всего, плачевным, в Холмогорах уж точно не было бы никакой набережной. А Ломоносово, может, и вовсе вымерло бы: находится на острове, связь с «материком» паромная, во время ледохода/ледостава отсутствует вовсе.
После музея ещё раз искупались в Курополке и отправились в Архангельск, но не по М8, а по шоссе вдоль С. Двины. Оно частично асфальтировано, частично грейдер неплохого качества. На въезде в Архангельск попали в пробку — строительство развязки на Северодвинск. Заселились в мини-отель «Поморский» (отель громко сказано: номера очень маленькие и тесные, ресепшена нет, перед прибытием нужно звонить, одно достоинство — это цена, 2-местный номер обошелся 1400 руб./сут.) и пошли гулять по городу, по пешеходному проспекту Чумбарова-Лучинского (улица со свезенными украшенными резьбой деревянными домами и современной городской скульптурой).
Конечно же, погуляли по набережной, повезло увидеть самый старый в России колесный пароход (1911 г. постройки) «Н.В. Гоголь», он только что пришвартовался с туристами. На самом деле от 1911-го года осталась только паровая машина, котлы переведены с угля на мазут, да и корпус, если мне не изменяет память, менялся в 40-х годах. Жаль, что не удалось попасть внутрь.
И очень жаль, что сгорела и разрушилась 3-мачтовая парусно-моторная шхуна «Запад». Она была построена в 1949 году в Финляндии и работала до 1980 года. После чего она стала музейным экспонатом, и вот в мае 2016 её подожгли. Сейчас идет уничтожение — разборка бульдозером, правда, ходят слухи о постройке копии.
25.07. С утра отправились в Новодвинскую крепость в поселке Конвейер на острове Линский Прилук. Это район Архангельска, сообщение с которым только паромное. Паром ходит раз в 2 часа, но, естественно, в ледоход/ледостав сообщения с городом никакого нет. Кстати, когда мы были в Архангельске в начале мая 2012-го, из-за половодья мы в крепость и не попали. Поэтому жителей таких поселков неохотно берут на работу в город (в самих поселках работа практически отсутствует). Работодателей не очень устраивают работники, отсутствующие дважды в год по неделе.
Паром идет от причала 22-го лесозавода к причалу 23-го лесозавода на острове Бревенник, далее 8 км по грейдеру к крепости. От нее мало что осталось, практически только стены, идет вялотекущая реставрация. В свое время крепость разбирали на кирпичи, потом в ней была детская зона, во время 2-й мировой — завод по производству корпусов для мин. Сейчас потихонечку восстанавливают.
Поселок Конвейер и 23-го лесозавода представляют весьма депрессивное зрелище: грунтовые улицы, много кривых-косых полуразрушенных деревянных бараков. Однако и здесь есть «новоселы» — алконавты, продающие квартиры в Архангельске и покупающие на островах. Разница в сумме, естественно, пропивается (((.
Погуляв по крепости около 1,5 часов (чтобы не ждать следующий паром), мы отправились в Северодвинск, по пути заехав в музей-усадьбу Кунициной в Архангельске. Это 2-этажный купеческий деревянный дом 19-го века с воссозданной обстановкой того времени. В музее нам провели небольшую экскурсию, в общем, понравилось.
Ну а в Северодвинске мы сразу отправились на большой песчанный пляж, было жарко, вода в Белом море теплая аки в Черном, но очень мелко, до глубины я так и не дошел, максимум чуть выше колена.
В Северодвинске опять увидели «Н.В. Гоголя», стоящего у причала, жаль, что не было подводных лодок.
После пляжа взяли курс к главной цели нашей поездки — в Голубино, турбазу в Пинежском заповеднике. Дорога (190 км) очень красивая,
проходит мимо музея деревянного зодчества Малые Корелы (мы не останавливались, так как были в 2012-м), вначале идет асфальт, потом грейдер. Грейдер весьма хорошего качества, за ним следят, на прямых участках удавалось разгоняться до 80-100. А так скорость держал 50-80. Медленнее ехать сложно, на 20-40 идет сильная тряска, того и гляди что-нибудь отвалится. А так машина как бы летит над дорогой, но в поворотах нужно быть особенно внимательным, если со скоростью переборщить, то можно убраться в лес, маленькие камешки покрытия могут сработать как шарики в подшипнике.
Вечером прибыли в Голубино, 2-местный номер 3300 руб./сут. с включенным завтраком и ужином, можно брать и обед, тогда стоимость будет 4000. База расположена в очень живописном месте на берегу Пинеги.
26.07. В 12:00 в сопровождении гида отправились в карстовую пещеру «Голубинский провал». Она находится ~ в 800 м от базы, в начале каньона «Тараканий лог».
Пещера весьма интересная, конечно, не Афон в Абхазии и не Воронцовская в Сочи, но все равно интересно. Вообще, в этом районе пещер много, несколько сотен, но окультурены и открыты для неподготовленных посетителей всего несколько из них. Гид, очень душевный человек, рекомендовал приехать зимой, когда в пещерах образуются ледяные наросты и выглядят они очень красиво. Пещера — это единственное место, куда без официального сопровождения вход воспрещен. Все остальные объекты легкодоступны к самостоятельному посещению.
После обеда на экскурсионном ПАЗике мы поехали к полуразрушенному Красногорскому Богородицкому монастырю в д. Красная Горка. Это тоже недалеко, 12 км от базы. От монастыря остались лишь стены, в деревне живут несколько человек. Несколько лет назад здесь пытались развивать горнолыжный туризм, построили подъемник, гостиницу. Но, к сожалению, затея провалилась, от подъемника остались лишь ржавые столбы, гостиница сгорела. Но ради одних только великолепных видов, открывающихся с этого холма, стоит сюда приехать.
Вечером прогулялись к водопаду — небольшой ручей протекает по каньону и образует живописный водопад. Раньше он был еще больше, но несколько лет назад произошло обрушение и сейчас он «обмелел».
К водопаду идет обустроенная тропа ~ 2 км, заблудиться невозможно.
27.07. Утром на том же автобусе отправились на речку Сотка — красивейшая лесная река, текущая сквозь местные «горы». Сначала ехали до поселка Пинега, потом повернули налево, в сторону д. Кривые Озера, а дальше по лесной просеке к берегу реки, где для туристов оборудован навес и кострище. Пока ехали по просеке, из окна автобуса видели много здоровых крепких подосиновиков, в общем, я чуть из автобуса не выпрыгнул.
Когда выгрузились, пол-автобуса отправилось по грибы, набрали их целую кучу и отдали нашему гиду Ольге Николаевне. Потом прогулялись по гористому берегу реки, полюбовались видами.
Пока мы гуляли, наш водитель, он же повар, сварил чудесную уху, потом был чай на костре. Во время прогулки видели муравейник, весной разоренный топтыгиным.
28.07. В этот день отправились дальше на север, в сторону старинного русского села Кимжа. Сначала заехали в Пинегу, в краеведческий музей.
Думали провести там минут 15, ну что, мол, можно нового увидеть в небольшом поселке, но нам попалась очень увлеченная и любящая свой край экскурсовод, которая все очень подробно рассказывала. В итоге в музее мы провели 1,5 часа и ничуть об этом не пожалели. Погуляв по Пинеге,
мы поехали в Кулой — деревня с необычной церковью с готическими окнами и с соляным источником, бьющим из-под земли.
Деревня практически нежилая, как и большинство на Русском Севере. По дороге осмотрели остатки одноименного канала, построенного в 20-е годы для сплава древесины в Архангельск. Сейчас, с вводом дороги Пинега — Мезень в 2008 году, канал не используется, он обмелел, шлюз разрушился.
А до 2008 года сухопутная связь с Мезенью (райцентр, между прочим) была только по зимнику, в остальное время по воде или по воздуху.
Ну а дальше уже без остановок мы поехали в Кимжу. Дорога (160 км от Голубино) очень красивая, идет сквозь северную тайгу, пересекает множество речек.
Кимжа — это фактически естественный музей под открытым небом, где нет ничего привезенного, все стоит на своих местах. Реставрация деревянной Одигитриевской церкви почти закончена, но внутрь пока не пускают,
обе мельницы доступны к осмотру.
Деревня состоит из 2 параллельных улиц, идущих вдоль излучины одноименной реки. Возраст изб 100-150 лет, численность постоянно проживающих 120 человек.
Особенно красив вид Кимжи со стороны набережной.
Время до ужина еще было, и мы решили еще немного прокатиться на север, в сторону Мезени. Проехали по понтонному мосту через широченную реку Мезень,
потом тоже по понтонному через Пёзу, посмотрели на её темно-красные обрывистые берега и вернулись на базу, как раз к ужину.
29.07. Крайний полный день в Пинежье. Начался он с водной прогулки на надувном плоту по Пинеге протяженностью около 8 км. Мы не спеша плыли, любуясь окрестными видами.
Во 2-й половине дня опять прошли к водопаду, к Тараканьему логу и стали собираться домой. В общем, мы отлично провели время, никуда не спешили, любовались северной природой, а в первые 2 дня в Голубино, пользуясь милостью погоды, купались и загорали в Пинеге, как на юге.
Река широкая, но мелкая, с приятным песчаным дном, я ее почти переходил вброд.
Ну и 2 раза парились в русской баньке.
30.07. Позавтракав пораньше, в 8:52 выехали домой.
В Усть-Пинеге 45 минут подождали паром (он ходит по расписанию), традиционно подкрепились в кафе в Вологде, размялись небольшой прогулкой и в 0:22 были дома. Дорога отличная, от Голубино до Усть-Пинеги частично грейдер, частично асфальт, далее М8, она практически полностью капитально отремонтирована (только на небольшом участке идет ремонт), покрытие ровное, обочины очищены от кустов и леса, великолепный обзор. Камер в Архангельской области практически нет, засад тоже. Трафик маленький.
В общем, обратный путь в 1265 км был пройден за 15 часов 30 минут с учетом остановок и за 12:51 по моточасам.
Средняя скорость по борткомпьютеру 98 км/ч.
Общий пробег за поездку составил 3194 км.
А вот с топливом надо быть внимательным, на трассе М8 проблем нет, полно брендовых заправок, но на участке Архангельск — Мезень (400 км) есть только нонеймы, и то их мало. При нас из Мезени в Голубино прибыл бензиновый Паджеро с горящим cheсk engine, отведавший Мезенского бензина. Фото той допотопной колонки можно увидеть во многих отчетах автопутешественников. Дабы не рисковать здоровьем Сорика, я еще в Архангельске заправился под пробку и взял 30 л в канистры.
Сейчас закончил писать отчет, и снова очень захотелось на Север. Думаем в начале марта снова съездить туда, посмотреть ледяные пещеры, увидеть северных оленей, ну и покататься на лыжах, а после попариться в баньке и изваляться в чистом белом снежку. Главное, чтоб морозец был, а то в Усть-Пинеге не будет переправы, а крюк в 140 км через Архангельск делать неохота, да и какая ж зима без мороза.