|
Доброго времени суток! В 2013 году я вместе с женой и дочерью уехал из родного Барнаула. Немного поперемещавшись по стране, летом 2016 года, мы оказались в Калининграде. Близость Европы и наличие Шенгенских виз заставляло с нетерпением ждать каждых выходных, когда мы с раннего утра субботы отравлялись в наши небольшие вылазки с прицелом вернуться во второй половине дня воскресенья. Так мы съездили в Вильнюс, Ригу, Варшаву, Гданьск и Сопот. Несколько раз просто ездили в ближайший населенный пункт через польскую границу за продуктами.
Но сердце просило чего-то большего, а тут еще длинные новогодние каникулы, и мы, вместе с группой единомышленников, приняли решение о том, что имеет смысл уничтожение печеночных клеток и просмотр Голубого Огонька поменять на романтику автопутешествия.
Но прежде, чем я приступлю к описанию деталей нашего плана, хочу сказать несколько слов о том, на чем мы планировали отправиться в дорогу. В Калининграде мы передвигаемся на двух автомобилях — это Toyota Camry 2008 г.в. (2,4 л/167 л.с.) и Volvo S60 2008 г.в. (2,4 л/170 л.с.). Оба автомобиля с автоматической трансмиссией, и передним приводом. Срок владения Тойотой с февраля 2013 г., срок владения Вольво с ноября 2014 г. За машинами стараемся следить, из крупного, в Камри на 100 тыс. заменено масло в АКПП, в Вольве на 80 тыс. заменен ремень ГРМ, состояние подвески на обеих машинах смотрим регулярно, меняем то, что устало, масло в двигателе меняется на 8000 км. В Камри льем тойотовское 5w-30, в Вольву Castrol Edge 0w-40.
Перед поездкой был проверен уровень технических жидкостей, докуплен или обновлен весь необходимый для поездок в Европу инвентарь (светоотражающий жилет, знак аварийной остановки, огнетушитель, аптечки, буксировочный трос и проч.). Резина на обеих машинах стоит нешипованная HANKOOK WINTER I*CEPT IZ2, куплена осенью 2016 года. Как сибиряк с водительским стажем с 1997 года, всей душой люблю шипы, на предыдущей машине на Алтае стоял шипованный Hankook, никакая Hakka не нужна была, но поляки не разрешают на своих дорогах езду на шипах, а поскольку значительная часть путешествия проходила по Польше, то резину пришлось взять нешипованную.
Для собирающихся в Европу на машине еще требуется страховка (Green card). Страхуется не водитель, а транспортное средство, поэтому, в отличие от ОСАГО, за рулем может ехать любой имеющий права международного образца. При планировании поездки следует принять во внимание календарь Национальных Праздников, которые отмечаются в стране, в которую вы отправляетесь. На Камри у нас еще была польская страховка, а на Вольво я сделал в Калининграде с 25.12. по 08.01. Цена в районе 2500 рублей, о чем не пожалел, потому что мы въехали в Польшу в ночь на Католическое Рождество и если бы страховки у меня не было, то пришлось бы ехать по Польше на свой страх и риск без страховки, потому что у поляков 25 декабря НИЧЕГО не работало.
Еще один немаловажный момент — это навигация и связь. В одной из машин у нас, конечно, лежит атлас автомобильных дорог стран Европы, но использование Google Maps в миллион раз удобнее. Но здесь нужно понимать, что у вас, при пересечении границы, включается роуминг, а Google для работы требуется доступ в Интернет, если только вы не закачали требуемые вам карты на устройство, которое используете. Карты весят по разному, от 25 до 600 МБ. Освободите память своего устройства и закачайте карты, так вы можете спокойно отключить обмен сотовыми данными и всегда знать, куда вам дальше ехать. Другой вариант — это покупка местной симки, но это совсем не дешево и, как в ситуации с польским Рождеством, вы можете просто не суметь ее купить сразу, а двигаться в правильном направлении хочется сразу после пересечения границы. Последний совет путешественникам касается бензина. Перед поездкой заправьтесь в России по полной, потому что цены на бензин в ЕС кусаются. Для понимания ниже цены на бенз.
СТОИМОСТЬ 1 ЛИТРА БЕНЗИНА И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА
В ЕВРОПЕ январь 2017
страна |
АИ - 95 (EUR) |
Дизель (EUR) |
АВСТРИЯ |
1.16 |
1.11 |
ГЕРМАНИЯ |
1.34 |
1.17 |
ПОЛЬША |
1.07 |
1.04 |
СЛОВАКИЯ |
1.22 |
1.07 |
ЧЕХИЯ |
1.11 |
1.07 |
Итак, нас отправлялось 7 человек. 4 взрослых и 3 людей помладше (от 9 до 19 лет). Из взрослых трое могли рулить, то есть вариантов рассадок была масса. Обе машины неплохо подходят для дальних поездок, поэтому решено было проложить маршрут из Калининграда до Щецина (Польша). Это по самому короткому маршруту около 500 км. Первая ночевка там.
Безусловно, Щецин — это не точка на карте мира, которую просто необходимо посетить всем и каждому, но мы направлялись дальше в небольшой городок Премниц в Германии и до него от Калининграда 700+ км. и, поскольку дело было в конце декабря и возможность плохой погоды никто не отменял, мы решили, что лучше проехать Польшу и заночевать на границе с Германией, чем превозмогать себя и ехать сразу в Премниц. Забегая вперед, скажу, долететь до Берлина из Калининграда за день можно без проблем и без особого напряжения сил, но не следует забывать, что польская граница — штука плохо прогнозируемая, ее можно пролететь за 15 минут (как случилось с нами в ночь на Рождество), а можно стоять часа 4, ожидая пока тебя пропустят. Итак, приняв все это во внимание, план на первый день был утвержден. Самый короткий маршрут, который проложил для нас Google, дал возможность увидеть, как живут в польской провинции. Дороги Google выбирал в основном второстепенные, но терпимые, не устаю повторять, что мы ехали в праздничный день, поэтому было полное ощущение 1 января в России. По дороге практически не останавливались (только ради кофе на заправках и интересных фото)
На второй день мы выдвинулись в Германию. Предварительно заправились под шляпу в Польше. И в Camry и в Вольво, расход по компьютеру составлял 9,2-9,4 л/100 км. Последний раз до этого заправлялись в России, т.е. около 500 км назад. Заправили обе машины до полного бака, получилось 5763 руб. (даже со скидкой на курс обмена злотого в Сбербанке, на эту сумму я в России заправляю обе машины 95 бензином от горящей лампочки до полной горловины, а мы не проехали и 500 км от полного бака, и температура на улице была плюсовая, т.е. прогревов практически не было). Я не буду больше останавливаться на своих затратах на топливо, т.к. много зависит от загрузки, манеры вождения и т.д., но заправляться в Европе больно — это точно((.
Германские дороги — это, кончено, песня. Во-первых, впечатляет сам автопарк, много новых машин, ездят все быстро, крайняя правая полоса для тех, кто «тянется» со скоростью 120 км/ч. Мы собирались провести день в Берлине, но для того, чтобы заехать в некоторые зоны некоторых немецких городов требуется наклейка на лобовое стекло, указывающая на экологический класс вашего автомобиля, т.е. если, скажем, авто не соответствует Евро 4 или у вас просто нет наклейки, указывающей на экологический класс вашего авто, то въезд в некоторые зоны некоторых городов будет стоить вам около 80 евро, причем штрафовать вас будут столько раз за день, сколько раз «зачикают» без наклейки. Но, напоминаю, мы прибыли в Европу в праздничный день, поэтому сделали их только на следующий день, а в Берлин в первый день ездили на поезде по групповому билету на 5 человек, который действует 24 часа на любой наземный/подземный транспорт в Берлине. С учетом того, что такой билет стоит 25 евро, это дешевле, чем ездить туда на машине и не приходится геморроиться с парковкой.
Кстати, наклейка выглядит вот так и оформляется в мастерских Dekra. Стоит 5 евро/машина и является бессрочной. Но это на автомобили с бензиновыми двигателями. Про дизели ничего сказать не могу.
Из Берлина мы дальше направились в сторону Дрездена, но с заездом в Магдебург и Лейпциг. Дороги отличные, температура плюсовая, праздники закончились, машин, конечно, стало больше, но, даже съезжая с автобана и углубляясь в город, никаких проблем с навигацией не было. Я не был в Западной части Германии, но даже Восточная Германия мне показалась очень привлекательной, кроме, может быть, самого Берлина, но, рискуя навлечь на себя гнев любителей этого города, могу сказать, может быть, просто я не туда ходил…
Машинка заправляется))
В Дрездене, кстати, кроме всемирно известной Дрезденской Картинной Галереи, есть еще немало мест, куда можно сходить. Например, очень интересным является Музей Гигиены, который, несмотря на название, является очень прикольным местом для детей и подростков, в котором в доступной и интерактивной форме рассказывается о строении тела человека, болезнях и их возбудителях. Очень интересным является Музей Бундесвера, который повествует не столько о славе немецкого оружия, сколько о развитии военного дела в разных частях мира, о вооруженных силах ГДР и других стран Варшавского договора и об их прототипах в армиях стран Североатлантического Альянса. В целом, мужчинам может быть интересно. Билеты стоят где-то евро 5 на человека.
Ну и, как всегда и везде, автомобиль моей супруги с 22-м регионом (она говорит, что даже когда будем менять машину, 22 серию оставит себе и будет продолжать на ней ездить))) привлекает к себе земляков. Благодаря Камри, встретили человека из Волчихи Алтайского края, который уже долгое время живет в Германии.
После ночевки в Дрездене, мы двинулись дальше. Путь наш лежал в Прагу. План был провести два дня и две ночи в Праге, но квартиру на саму Новогоднюю ночь на airbnb нам за вменяемые деньги в Праге найти не удалось, и поэтому на сам Новый Год мы запланировали отправиться в Брно. На карте это выглядело примерно так. Около 350 км в общей сложности.
В Чехии для движения по скоростным магистралям требуется покупка наклейки на лобовое стекло. Купить виньетку можно на любой заправке при въезде в страну. Не знаю, какие кары за ее отсутствие, но мы решили судьбу не испытывать и взяли на самый короткий период действия (по-моему 10 дней), стоимость ее около 10 евро на автомобиль. Прямо на наклейке есть инструкции куда ее клеить, не забудьте вписать в нее номер машины, а корешок следует носить с собой. Полицейских на чешских дорогах мы время от времени встречали, но это были не полноценные машины с надписями Полиция, а полуштатские Шкоды с проблесковыми маячками в решетке радиатора, которые, я так понял, курсируют и активизируются при фиксации нарушения. По прибытии в Прагу нам повезло, перед Новым годом в некоторых районах города парковка стала бесплатной, и поэтому проблем с тем, чтобы оставить машины в районе исторической части города, у нас не было.
Ну что сказать про Прагу, конечно, она хороша, несмотря на близкую к нулевой температуру, мы весь день провели на ногах в Старом городе, конечно же, попробовали местную кухню (гуляш в хлебе, вепрево колено, трдельники, и проч. чешские атрибуты), а часть нашей группы отправилась в музей смотреть на Альфонса Муху. В общем, все были довольны. Дети, кстати, тоже были довольны, поскольку им вечером была обещана поездка в Аквапарк Aquapalace, который находится под Прагой. Две копейки про еду. Еда вкусная и по цене вполне демократичная. Мы полноценно пообедали вшестером в кафе сети Potrefena Husa, в районе Карлова моста за чуть больше 4000 рублей без алкоголя. Глинтвейн на улице стоит от 2,5 до 3 евро за порцию (в зависимости от места покупки).
Некоторые улочки такие узкие, что перед их входом стоит светофор, регулирующий очередность прохода.
Я не стану писать, куда стоит сходить в Праге, потому что интересных мест довольно много, но, как и во всех общественных местах на праздниках, необходимо держать ухо востро, никаких рюкзаков с ценными вещами за спиной, никаких ценных вещей на виду в автомобиле. Я сам знаю несколько историй, когда российских туристов, приезжавших на Новый год в Прагу, обворовывали. Поэтому не теряйте бдительности!
Дальше мы поехали в Брно. По дороге удивительно менялась природа. От Праги мы отъехали как будто осенью, а по мере приближения к Брно въезжали в зиму. Очень красиво!
Брно, который является вторым по величине городом Чехии, конечно, уступает Праге в размахе, но для празднования Нового года самое оно, народу не так много, тихо, снег идет, в общем зимняя сказка. Чехи и словаки, кстати, празднуют Новый год, всю новогоднюю ночь запускали салюты, а 1 января все закрыто, даже кофе не выпьешь. В Чехии, кстати, допустимый уровень алкоголя в крови 0 промилле, поэтому выезжали 1 января уже после обеда после плотного завтрака в гостинице.
Следующим пунктом по плану была Вена. Но мы решили немного отклониться от маршрута и заехать в столицу Словакии Братиславу, чтобы хотя бы одним глазом взглянуть на город. При езде по Словакии также нужна виньетка, но ее клеить на стекло не нужно. Просто выдается чек, который нужно возить с собой. Цена примерно как в Чехии.
В Словакии 1 января — это помимо Нового года еще и День Независимости, поэтому закрыто все кроме McDonald’s и еще нескольких шаурмичных, но народ на улицах, в принципе, был. Как и везде, много китайцев/японцев ну и, видимо, наших братьев-славян, говорящих на непонятных языках (венгры, может?).
Братислава совсем небольшая, за час можно обойти весь исторический центр и увидеть все, что обычно посещают и фотографируют (Дядьку-ремонтника, который торчит из колодца и Дядьку с цилиндром, который приветствует гостей).
При въезде в Австрию также требуется покупка виньетки, цена на 10 дней в районе 10 евро. Но не требуется покупка аналога немецкого Umwelt-Plakette (зеленой наклейки с экологическим классом авто, о которой я говорил выше). Как объяснили на границе, в настоящее время их покупают только на грузовики, но сказали, что в ближайшее время планируется, что и на легковушки их тоже придется брать. Кстати, клеить виньетку в Австрии нужно посередине в верхней части лобового стекла. При въезде в Австрию для покупки виньетки желательно иметь наличные евро, потому что в павильончиках на словацко-австрийской границе с карты можно рассчитаться, только если сумма покупки превышает 20 евро.
С точки зрения передвижения на автомобиле, Вена является самой дорогой и самой замороченной. Парковаться в центре можно либо в специально отведенных местах на улице, покупая парковочный талон на 2 часа в магазине, где продаются табачные изделия, после чего машину нужно перепарковать и купить новый талон. Либо можно парковаться в подземных парковочных комплексах, которые имеются в центре в большом количестве. Час парковки в таком гараже стоит от 3,4 до 3,8 евро в зависимости от места. Возможна оплата по банковской карте. Вполне возможно, что мы не до конца разобрались, но с точки зрения парковки, Вена показалась самой неудобной. С парковочными местами на улице в центре города, как и везде, напряг. Но немножко отъехав от центра, мы смогли легко запарковаться и даже бесплатно, парковочных талонов на машинах вокруг не было, хотя у всех были наклейки с надписью Вена, может быть, так они и платят там за парковку?! Ну, штрафов нам никто не выписал, и все закончилось хорошо.
Вена суперская. Есть куда сходить, что посмотреть и, конечно, чего попробовать поесть.
Памятник советским воинам в центре Вены. Памятник советским бойцам, кстати, мы до этого находили в Дрездене, приятно, что он был довольно ухоженный.
Гаечные ключики из шоколада)))
Можно даже встретить любителей российского автопрома)))
В общем, два дня на Вену, конечно, маловато. Так, только получить самое общее представление и обязательно попробовать венские шницель и штрудель))
Настало время нам собираться в обратный путь. Следующей точкой на карте был польский Краков, где у нас на две ночи были забронированы две квартиры. Утром 3 января мы выдвинулись в Краков.
По пути остановились в чешском городке Оломоуц напоследок отведать чешской кухни. Очень хорошее место ресторан Drapal. Аутентично и демократично.
Пока ехали по Чехии, погода была хорошая, прохладно, но сухо, а ближе к Польше, впервые за время нашей поездки пошел снег. Причем пошел по-честному. Температура была +1-2 градуса, поэтому сцепление с дорогой было хорошее, и снег особо не комковался. Мы почти всю дорогу ехали по скоростной трехполосной дороге с отбойником посередине, по пути встретили насколько машин коммунальных служб, которые посыпали трассу реагентом. Скорость потока, несмотря на погоду, была около 100 км/ч. Кстати, дорога оказалась платной, и по пути нам встретился пункт сбора платежей. Проехать стоит 10 злотых (около 160 рублей) за легковой автомобиль. Поляки молодцы, в пунктах приема платежей можно рассчитываться как злотыми, так и евро. Правда, при расчете в евро, сдачу вам дадут в злотых. Можно рассчитаться с банковской карты. В общем, удобно. Особо не торопясь, мы докатились в Краков уже затемно и, разгрузившись, пошли осмотреться.
Краков очень красивый город. Наверное, можно провести аналогию с нашими Москвой и Питером. Варшава для Польши — это административный центр, а Краков — центр культурный. Город старый, с богатой историей и изумительной архитектурой.
Краков — рай для гурманов и любителей старинной архитектуры.
А еще это место с прикольными вывесками уличных кафе.
Под Краковом в местечке Величка находится очень прикольная действующая до настоящего времени соляная шахта, в которую советую сходить с детьми. Экскурсия длится около 3 часов, но стоит того. А в 70 километрах от Кракова находится музей Освенцим, который тоже посетить рекомендую. В целях патриотического воспитания, мы взяли с собой детей. Я думаю, что людям, которые побывали с экскурсией в Освенциме или как его еще называют Аушвиц, чуть проще будет сформировать свою точку зрения, когда снова начнутся бесконечные пересуды о том, кто был прав во Второй мировой войне, что произошло бы если бы Гитлер взял Москву, а был ли Холокост и проч. Место, конечно, мрачное, но съездить туда нужно обязательно. Лучше приезжать к открытию, потому что потом желающих попасть становится очень много и людям приходится ждать своей очереди на улице.
В Кракове с нами произошло единственное неприятное автомобильное происшествие. Мы разрядили аккумулятор на Камри, полностью наша вина. Но, так или иначе, пришлось попросить поляков прикурить, без проблем прикурились, нам поулыбались, сказали, что русский язык еще помнят и, не взяв с нас ни копейки денег, пожелали нам счастливого пути.
После Кракова мы отправились в Варшаву. Заезжали в Варшаву вечером 5 января, в предпраздничный день. 6 января в Польше выходной, празднуют Богоявление. В общем, на въезде, мы встряли в самую настоящую ацкую пробищу, так что 10 километров тянулись целый час. Успешно добрались до Старого Места, запарковались. В Польше с 18:00 до 8:00 в будние дни парковка бесплатная.
Переночевав, мы выступили из Варшавы для последнего отрезка нашего путешествия Варшава — Калининград. Расстояние, в зависимости от того, какой маршрут выбрать от 318 до 385 км. Выехав из Варшавы в районе 10 утра, мы прибыли в Калининград часов около 16 и то с остановками на заправках, в продуктовых магазинах, которые почти все были закрыты по случаю Праздника. Дорога до российской границы, несмотря на ремонт в некоторых местах, отличная. В полях лежит солидный слой снега, а трасса чистая и сухая. Польские дорожники рулят! Это особенно впечатляет, когда заезжаешь в Калининградскую область и для того, чтобы обогнать, тебе приходится сначала выскочить из ледяной колеи на своей полосе встроиться в колею на встречной и потом снова вернуться обратно на колею на своей полосе. Ну да ладно.
Итог нашей поездки: 13 дней, около 3300 км и КУЧА положительных впечатлений. Надеюсь, что мой отчет не утомил читателя и оказался полезным для тех, кто собирается в Европу на своем автомобиле. Буду рад ответить на ваши вопросы.