|
Как все начиналось?
Наши иркутские друзья, проведя медовый месяц в Праге, привезли очень много впечатлений и рассказали, что после той поездки никак не могут привыкнуть к тому пиву, которое раньше казалось достойным! Сей факт нас с супругой (как почитателей этого пенного напитка) сильно озадачил, и мы дали себе слово, что обязательно там побываем, все посмотрим и, конечно же, попробуем!
С тех пор прошло несколько лет, из Восточной Сибири мы перебрались в Ярославль, и наша мечта стала реальнее и ближе.
Как стала известна примерная дата моего летнего отпуска 2011 г (которая впоследствие переносилась два раза) мы с женой решили, что едем на своей машине и начали готовиться. Я сел изучать карту Европы для планирования маршрута, при этом пользовался только GOOGLE map — там есть такая функция, как прокладывание маршрутов с подробным указанием расстояний — очень полезная вещь! Для себя я сразу решил, что въезд/выезд в Еврозону будем осуществлять через Брест, а дальше ехать только днем и не более 1 000 км в сутки. При анализе расстояний было выяснено, что Европа не такая уж большая (относительно наших сибирских расстояний), а также возник вопрос, что десять дней делать в Праге? Поэтому решено — заедем на море! Ближайшей точкой оказалось северное побережье Адриатического моря, а там рядом Венеция! При этом не хотелось ехать одинаковым маршрутом, поэтому было решено на море добираться сразу, а потом уже в Прагу. При прокладке маршрута — сюрприз: почти посередине между Брестом и манящим побережьем Италии находится столица Австрии — Вена! Решено — задержимся там тоже! Честно говоря, я был поражен, насколько все близко в Европе и как все хорошо сложилось, по крайней мере, на бумаге!
1 день: Ярославль — Брест, 1 340 км, ночуем на границе;
2 день: Брест — Вена, 885 км (через Варшаву, Катовице и Брно), вечером в Вене;
3 день — Вена;
4 день — утром выезжаем из Вены и до отеля на побережье моря 590 км (через Грац, Филлах, Удине);
5—9 день — МОРЕ!!!
10 день — утром выезжаем и вечером в Праге, 959 км (через Верону, Инсбрук, Мюнхен);
11—13 день: Прага;
14 день — утром выезжаем из Праги и до Бреста 933 км (через Катовице, Радом), ночуем в Белоруссии;
15 день: Брест — Ярославль 1 340 км.
Далее был тяжелый выбор по бронированию отелей, оформлению виз. Покопавшись в инете, понял, что необходимо сначала забронировать отели на все время пребывания, а потом только подавать документы в посольство! Да уж! Страна третьего мира! Как бронировать отели, я не знал, «побережье» было пока еще только виртуальным понятием, страховка, грин-карта, международные права — в голове все смешалось! Поэтому было решено пойти по простому и не совсем дешевому пути — обратиться в турагентство.
В турагентстве моему визиту искренне обрадовались и начали наперебой предлагать различные туры в Европу, но на самолете, а там берете в аренду автомобиль и дальше — куда хотите!
А если на самом деле есть желание над собой поиздеваться, то можно автобусом, но на своей машине — зачем вам такие проблемы!? На что я им откровенно сказал: «Тогда я поеду на Черное море, но на своей машине!». Сотрудницы бессильно вздохнули и пообещали что-нибудь придумать (как выяснилось позже — позвонить в Москву в более серьезное турагентство). Я им оставил листок с маршрутом по дням (впоследствие оказалось, для них это была практически основная бумага при планировании брони), далее требования были такие: в Вене и Праге отель три звезды ближе к центру и рядом с метро, наличие автостоянки, а в Италии — пляжный отдых. Везде только завтрак. Следует отметить, что к нашему экипажу прибавился еще наш друг детства из далекого и очень родного города Нижнеудинска — итого три путешественника!
Дней через пять нам ответили, что такой индивидуальный тур возможен и будет стоить на троих со всеми визами/страховками около 83 тысяч рублей. Мы согласились, определились с датой выезда — 26 августа и начали собирать документы для открытия итальянской визы — как основной страны пребывания в Шенгене. В турагентство было передано: загранпаспорта, справки с места работы о среднем заработке, заполненные анкеты посольства, копии наших водительских удостоверений и копии документов на машину. Также внесли 50 тысяч предоплаты. Следует отметить, что все документы (включая бронь отелей) должны быть в посольстве за две недели до открытия визы.
Хочу подробно остановиться на водительском удостоверении — международные права оформить не смогли, так как наши права оформлены в другом регионе РФ и требуется ждать подтверждение о подлинности — короче, ждать надо месяца два, не меньше, но нас воодушевил работник МРЭО сказав, что международное в/у это, по сути, официальный перевод наших прав на несколько десятков языков, а так как у нас в правах по-английски написано, то проблем, по крайней мере в Европе, не будет. Так оно и вышло.
Через несколько дней раздался звонок турагентства с новостью о том, что бронь в Австрии и Чехии подтвердилась, а в Италии есть только четыре звезды и на десять тысяч дороже: «Берете или от тура отказываемся?», я посчитал, что это банальный «развод», но деваться было некуда и я согласился. В очередной раз пожалел о том, что не сам бронировал отели — говорят, это несложно.
Итак, определились с географией отелей: в Вене — «Табор», в Италии городок Лидо ди Езоло, отель «Люксор & Каиро» (первая линия), а в Праге — «Аристон».
Попутно я готовил автомобиль — VOLVO S60, 2006 г.в., бензин, 140 л.с., пробег — 112 000 км: отогнал на фирменное СТО, где сделал ТО-120 тыс., то есть заменили все ремни и ролики, жидкости, выполнили различные проверки, через два дня отдали и сказали, что все в норме.
Дополнительно был приобретен ноутбук и адаптер 12/220 вольт для подзарядки видео и фотокамеры, телефонов. Купили сим-карту «Гудлайн» для одного телефона. Также по случаю в московском магазине «За рулем» был приобретен их фирменный атлас «Европа».
В наличии имелся навигатор с картами «Навител» (самая большая ошибка всего путешествия), который в России никогда не подводил. Я накачал из инета два разных комплекта карт всех стран, в которых предстояло побывать, зафиксировал отели в путевых точках и на этом успокоился.
Больше никаких специальных приготовлений не было.
25 августа я забрал из турагентства загранпаспорта с итальянскими визами, ваучеры на отели, грин-карту.
Итак, взяв с собой бутербродов и термос чая, 26 августа 2011 года в семь утра мы втроем отправились по федеральной трассе М8 в сторону Москвы. Настал день первый!
Быстро проскочили МКАД, слегка увязли на Минском шоссе и после обеда были около границы с Беларусью. На турникете заплатили 21 рубль (позже так делали еще три раза), заправились и покатили дальше.
Следует отметить, что всю дорогу мы с женой ехали по очереди по 250-300 км, а наш друг, не вписанный ни в ОСАГО, ни в Грин-карту всю дорогу «мучился» с пивом на заднем сиденье.
Решили, что надо поменять немного наличности на белорусские рубли, но нас отговорили это делать, так как русские деньги у нас везде на трассе с радостью возьмут, а с белорусскими мы можем и не рассчитаться. Действует, якобы, неофициальный запрет на прием национальных денег от иностранцев!
Беларусь сразу покорила своими дорогами: прямая четырехполосная магистраль с разделительным газоном, полное отсутствие ЖД-переездов, большое количество автомобильных виадуков даже возле небольших деревень и наличие съездов с дороги для отдыха водителей с беседками и туалетами. На трассе немного машин, а те, которые есть, — недорогие европейские модели, а если встретишь дорогой автомобиль, то, как правило, на российских номерах. Постоянная скорость — около 130 км/ч — скукота! Вид из окна прекрасный: зеленые луга с пасущимися коровками, деревни со стройными рядами домов, распаханные и засеянные поля… Конечно, гложет мысль, что это только обертка, которая скрывает начинку, но нам до этой дорожной культуры, ох, как далеко…
Навигатор довел нас до пограничного перехода в Бресте, на часах было 22:00. Перед штурмом границы усталости и боязни не чувствовалось (был многократный опыт автомобильного перехода в Кяхте на российско-монгольской границе)! Эмоции нас и подвели… Дело в том, что Шенген открывался в 0 часов, и нам нужно было подождать часа полтора, а потом въезжать в пограничный терминал, но мы решили, что неизвестно, сколько мы простоим в очереди, ну, и час туда-час сюда ничего не значат, и мы рванули в терминал. Простояв в очереди около часа, мы по зеленому коридору (красный для тех, у кого есть товары, которые требуется декларировать) быстро миновали белорусский пограничный и таможенный контроль, въехали на польскую сторону, время на часах — 23:20. Строгий польский пограничник взглянул на визу в загранпаспортах и произнес: «Пан! Нельзя!» Я вышел из машины, пытался попросить подождать каких-то сорок минут, но слышал одну и туже фразу! Поэтому меня другой «товарищ в форме» развернул и отправил назад в сторону белорусского терминала, причем в момент разворота до заветного шлагбаума оставалось каких-то 20 метров! Вот это да! Я всегда знаю, что безвыходных ситуаций не бывает, поэтому в том месте, где поток туда и оттуда сближается (на нейтральной полосе перед мостом) я опять развернулся и вклинился в поток перед польским терминалом! Но тут же прибежал тот самый погранец и с руганью выпроводил меня на белорусскую сторону — на часах было 0:00! Не на шутку испугавшись, поникшие мы опять прошли все процедуры, и наши паспорта красовались печатями выезда и въезда без отметки страны пребывания. Перекрестившись, мы второй раз начали переход.
Простояв часа полтора в очереди перед терминалом, мы подчерпнули много нужной и ненужной информации о дорогах Польши и как себя там вести при встрече с полицией (сказали — как с нашей) также узнали, что чем дальше в Европу, тем дороже бензин. В очереди с нами стояли машины с белорусскими номерами (для Евросоюза — отдельная очередь): как я понял, туда они везут бензин, а оттуда — бытовую аппаратуру. Тут белорусский пограничник выдал: а у нас нельзя проходить границу более одного раза в течение 24 часов! Пришлось искать старшего по званию и доказывать, что в Польшу мы фактически не попали, все рассказали и нас все-таки пропустили на пограничном контроле. Белорусскую таможню наши российские номера не интересовали, и мы вновь в руках того самого польского пограничника! Я извинился за свое поведение, он сказал: «хорошо», и мы поехали по зеленому коридору. Польскую таможню наши русские номера также не интересовали, и, забрав паспорта, мы проехали через тот самый шлагбаум. Ура! Мы в Евросоюзе! На часах почти 3:00, мы усталые, голодные и довольные собой поехали по направлению Варшавы в поисках ближайшего мотеля. Километров через 20 в третьем по счету мотеле оказалась свободная комната с тремя кроватями и телевизором, душ — общий в коридоре, за все — 15 евро. Слегка отметив местным пивом приезд — завалились спать. Так закончился насыщенный первый день.
Для тех, кто будет проходить границу на автомобиле, хочу пояснить, что вас встречают пограничники — это люди в военной форме (например, в России это структура ФСБ) и их интересует, «КТО» въезжает, а таможенники — это государственные люди тоже в форме, которых интересует, «ЧТО» везешь. Примерно так.
День второй
Проснулись в восемь утра, позавтракали сытным супом из потрохов (посоветовали на границе) — как оказалось, невкусно и очень дешево — примерно 7 евро на троих и поехали.
Из всего путешествия самые некомфортные дороги — это в Польше! Нет, асфальтное покрытие отличное, но двухполосные дороги очень узкие, дорожная инфраструктура миниатюрная — такое ощущение, что машина выросла в размерах! Дорога проходит по населенным пунктам, один заканчивается, следом начинается другой, а везде ограничения — 40 км/час и множество видеокамер (правда, все с предупреждающим знаком) не давали разогнаться. Наслушавшись советов на границе, плелся очень медленно. Заметив, что меня все обгоняют, даже фуры, я пристроился за фургоном с белорусскими номерами и со скоростью 60-80 км/час добрались до Варшавы.
Неприятно удивил навигатор — карты, инсталлированные на границе, были достаточно точны, но маршрут прокладывал минут 10, хотя расстояние до пункта около 200 км, через пять минут сбился — и опять прокладывание маршрута… В общем, высказав «девушке в навигаторе» все, что о ней думаем, берем атлас и открываем для себя неприятный момент — тяжело сопоставить в движущимся на скорости автомобиле польские названия населенных пунктов с их русскоязычными аналогами в атласе и, как выяснилось позже, чем дальше страна, тем бесполезнее этот атлас, а также на юго-западе Польши спутана нумерация некоторых шоссе и категория дороги (сравнили с оригинальной картой).
Так въехали в Варшаву. И… конкретно заблудились! Я предполагал ехать в направлении юго-запада через весь город, в надежде увидеть указатели магистрали № 8, но в центре города шли ремонты дорог и строительство развязок и мы поняли, что попали… На очередном светофоре я открыл окно и спросил на русском у водителя стоявшей рядом «Шкоды», как выехать на Катовице? Поляк улыбнулся, кивнул и показал, что надо ехать за ним. Минут через 20 нетихой езды шкода поморгала «авариийкой», и я увидел указатель моего шоссе, поляк быстро развернулся, посигналил и уехал, я лишь успел махнуть рукой в знак благодарности. На Варшаве мы потеряли почти три часа.
Четырехполосная автомагистраль №8 с отличным покрытием и бесконечными ремонтами/пробками съела у нас много времени, пока не влилась в автомагистраль №1, по которой мы быстро — 130 км/час — добрались до Катовице. В Польше я познакомился с европейскими автозаправками: такой же, как у нас, заправочный комплекс, только бензин наливается сразу, как только вставляешь пистолет, а сам идешь расплачиваться, рядом лежат одноразовые перчатки и стоит пластмассовое ведро с водой и щеткой для стекол.
Кстати, на автозаправках продаются удобные автомобильные атласы на местном языке — символы названий в атласе и на автомобильных знаках совпадают! Настоятельно рекомендую! Мы купили за 8 евро. Дальше мы так делали, как только въезжали в новую страну.
По указателям проскочили Катовице и по отличной дороге рванули в сторону в Карпат. В этих местах горная гряда не очень высокая, поэтому проскочили как-то незаметно, но все равно красиво! При въезде в Чехию остановились для покупки виньетки, дающей право проезда по стране на автомобиле. К нам сразу же подбежал потрепанный молодой человек и на ломаном русском начал назойливо предлагать услуги по приобретению виньетки — схватил за руку и поволок к окошечку. Так же он разъяснил, что здесь можно приобрести виньетки для нескольких стран: мы приобрели для Чехии на месяц за 18 евро и для Австрии на 7 дней за 15 евро. Активисту дали на чай (скорее, на опохмел) несколько евро.
По отличной магистрали по ошибке заехали в Брно, смеркалось, понервничали и поняли, что сильно устали и проголодались. По указателям (их тут очень много) свободно выехали в сторону Вены. По дороге остановились в придорожном кафе и прилично поужинали — вкусное первое, мясное второе и пиво — за все на троих чуть меньше 18 евро. Я предполагал, что здесь за рулем слегка можно, но рисковать не стал и с неснятым стрессом по темноте, по незнакомой дороге и чужой стране поехали в Вену.
Часам к двум подъехали к мегаполису — размах капиталистической столицы ощущался очень существенно — большое количество развязок, указателей и автомобилей — был конец выходных. Старались ехать по знакам к центру и въехали в длинные и широкие туннели (по две полосы в каждую сторону) — указателей практически не стало, несколько километров под землей не могли найти выход наружу и нам стало реально жутко! Супруга начала тихо паниковать, а я делал вид, что все нормально. Наконец на каком-то отвороте мы выскочили на свежий воздух в какой-то бетонный карман — назад нельзя, впереди металлические закрытые ворота, слева — закрытый шлагбаум с дорогой куда-то вниз — вот это попали!
Я вышел из машины, подергал ворота, потеребил шлагбаум — все безрезультатно! Была мысль ночевать в машине до утра, но все-таки на совете было принято решение сходить за шлагбаум и о, чудо, там внизу оказалась подземная автостоянка, вернувшись, нашли терминал по выдаче магнитных карт и поехали по большому паркингу, минут через десять выскочили на улицу. Где мы? Куда ехать дальше? На улице ни души! Решил проложить маршрут по навигатору до отеля — минут через пятнадцать мы его перерисовали на бумагу и поехали до отеля. Навигатор так же сбивался, но чем ближе к пункту назначения, тем быстрее восстанавливал маршрут и привел нас прямо к отелю (слегка реабилитировался) время (везде указано московское) — 3:30! Заплатив отелю 18 евро, поставили машину на соседней улице в подземный паркинг (нас проводил администратор) и завалились спать. Это был самый тяжелый день за все путешествие!
День третий
Вена! Столица Австрии! Позавтракав, взяли на ресепшене карту города для туриста на немецком языке (на нашем не было), быстро определили план действий и началось! Сначала переставили машину на улицу — там бесплатно и ближе, потом пешком (минут десять) — и мы в историческом центре! Сначала посетили собор Святого Штефана — впечатляет! Увидели, что рядом молодой человек очень громко продает билеты в Венскую оперу. Поговорив на на русском языке (очевидно, парень из Восточной Европы), мы купили на вечер билеты и узнали, где можно попить свежесвареного пива. На соседней улице в ресторанчике под названием «1516» очень вкусно покушали (сказались два дня дороги) и попили добротного пива, которое варили здесь же, за все около сорока евро.
Дальше пошли гулять по городу. Запомнились чистые улицы, основательная и красивая архитектура зданий, подметил организацию движения пешеходы/велосипеды/автомобили, в общем, — культура! Произвел большое впечатление памятник советским воинам-освободителям от фашизма (и это в Австрии!) — огромное сооружение в виде колоннады, фонтана и стелы с нашим бронзовым солдатом — ухоженность, чистота и порядок! Снимаю шляпу, господа! Чувствуется, заокеанские «братья» здесь не проплачивают переписывание истории!
Издалека на северо-востоке был виден высокий шпиль какой-то современной башни. Просматривалась смотровая площадка. На карте был найден искомый объект, опознана ближайшая станция метро (Kaisermuhlen) — решено, едем! После выхода из метро минут тридцать шли по красивейшему парку с детской железной дорогой в направлении башни. Danube Tower высотой 252 метра, смотровой площадкой и ресторанчиком произвела впечатление! Внизу магазин сувениров, история строительства в фотографиях и стеклянный лифт, который за 7 евро с человека, быстро поднял нас наверх. Какие виды там открываются!
С башни был замечен парк аттракционов, найден на карте (метро Praterstern) — перед оперой успеем! Красивый парк, где большое количество современных аттракционов, а также сумели сохранить и старинные, например, колесо обозрения — пронумерованные вагончики, прицепленные к металлической конструкции, смотрятся очень оригинально! Когда-то нечетные номера сняли и поставили перед входом на аттракцион, в них разместили историю строительства парка в макетах. Очень оригинально! Четные номера, похоже, постарались сохранить в первозданном виде: внутри грубые деревянные скамейки, на стенах надписи на разных языках из серии: «здесь был…», при вращении вагончики поскрипывают…
На 20 часов были билеты в оперу. Мы надели самые строгие наряды, какие у нас были (например, у меня нашлись только джинсы и поло), но комплексовать не пришлось — много туристов — кто в чем! Мы сидели почти на самом верху, внизу — композиции Моцарта, мы — в Венском оперном театре! Ощущения непередаваемые!
Поздно вечером на соседней улочке в ресторане под открытым небом мы легко поужинали. Слегка говорящий по-русски официант приносил разные настойки на пробу, мы соглашались, и в итоге вышло почти 80 евро. Надо быть внимательным.
Не очень понравился отель «Табор» — построенный в старинном доме в историческом центре города, давно не видел ремонта, завтрак очень скудный, а вытяжку в ванной, несмотря на мою просьбу, так и не отремонтировали — в номере было сыро.
Конечно, мы заранее не планировали экскурсию по Вене, поэтому многое не увидели, но сюда стоит вернуться!
День четвертый
Самый приятный и интересный. Ехать предстоит всего 590 км, позавтракали (в это время навигатор прокладывал маршрут) и в семь утра выехали. С помощью навигатора, карты и указателей быстро выехали из города и по отличным дорогам рванули на юг.
Почти сразу начались Альпы — красота неописуемая снежные вершины, отвесные скалы, видели водопад. На пологих склонах — альпийские луга с пасущимися коровками, аккуратные домики — все, как в известной рекламе про шоколад. Отличные дороги с пологими поворотами и тоннелями позволяли держать среднюю скорость 130 км/час. Примерно через каждые 30 км съезды для отдыха с водой, столиками и уборными. Внизу затяжных спусков находятся плавные съезды с магистрали, которые идут вдоль дороги, а в конце — резкий подъем и тупик — догадались, что это улавливающие карманы для автомобилей с отказавшими тормозами — вспомнились печальные картины развороченных фур Култукского тракта трасы Иркутск—Чита.
Чем выше в горы, тем становилось пасмурнее и холоднее — температура опустилась до 12 градусов. Изредка попадались придорожные комплексы — в живописном месте мотель, заправка, детская игровая площадка, ресторан, кафе, магазин, автостоянка. В одном из них остановились и встретили наших соотечественников из Псковской области на двух машинах: «Камри» и «Аутлендер», разговорились. У них, оказывается, специальные льготные визы, как у жителей приграничной к Евросоюзу области, в Италию поехали третий раз и подумывают впредь добираться до Германии паромом, чтобы избежать польских дорог, обменялись впечатлениями, пожелали друг другу удачи. Покушали за 18 евро, купили карту, пофотографировали, заправились и поехали дальше.
Вообще, как только свернули в Варшаве на юго-запад, машины с российскими номерами видели только два раза: автотуристы из Пскова и два порожних автовоза с московскими номерами в этот же день — больше в Евросоюзе наших номеров не видели.
Запомнилась культура вождения на магистралях. Если проводят какой-нибудь ремонт, то заранее (примерно за 1 км) выставляют ремонтную машину с мигающими знаками, призывающую быть внимательным и снизить скорость, потом знаки повторяются, если при этом остается одна полоса, то образуется небольшая «пробка», заставляющая тормозить довольно интенсивно и здесь необходимо включать «аварийку» — очень информативно для едущих сзади водителей. Так же в Польше, — если тебя догоняют, то необходимо прижаться правее и пропустить автомобиль. До сих пор не знаю, то ли это в правилах написано, то ли просто так принято.
На горно-перевальном участке практически нет крутых поворотов (интересно, они знают, что такое «тещин язык?»), но зато большое количество тоннелей с ярким освещением, для каждого направления — свой тоннель. Перед каждым тоннелем — знак с указанием его длины. Следует отметить, что западнее Варшавы, магистралей, где возможен выезд на встречную полосу, мы не встретили, потоки разделены ограждением и газоном!
В одном из распадков находилась граница Австрии и Италии, о чем оповестил дорожный знак и сразу же уперлись в терминал с большим количеством шлагбаумов. Персонал (как в Белоруссии) мы не обнаружили, куда и кому отдавать деньги? Я остановился и подсмотрел, что делают другие — все просто: подъезжаешь, нажимаешь кнопку, забираешь пластиковую карту, шлагбаум открывается — и едешь дальше!
Со временем заметили, что стали спускаться — менялась вокруг природа и повышалась температура за бортом. Показалось яркое солнце! Настроение резко улучшилось — сегодня увидим Адриатическое море! Когда спустились на равнину, температура была +36 градусов, и ровная, как стрела, дорога! Через некоторое время по указателям свернули с магистрали на Езоло и сразу на выезде встали перед терминалом: всунули пластиковую карту в терминал, он выдал на экране около 19 евро — мы неприятно удивились, — в другое отверстие всунули двадцать евро, забрали сдачу и поехали. Навигатор с трудом проложил маршрут до отеля (около 40 км), и мы помчались по кратчайшему пути по очень узкой и пустынной дороге по каким-то фермерским деревням. Как выяснилось позже, на основную дорогу мы так и не попали. Множество ответвлений и перекрестков в поселках нас не смущали, хотя навигатор давно «завис» и нам пришлось маленько поблудить, мы упорно ехали на юг, левее солнца. Разноцветные фермерские поля вокруг настраивали на оптимистичный лад, и мы не унывали!
Часов в семнадцать местного времени мы въехали в Езоло — низкорослый приморский город с тихой размеренной жизнью. С трудом заставил себя ехать со скоростью не более сорока км в час. Навигатор реабилитировался и за полчаса довел нас до нашего отеля в городке Лидо ди Езоло.
Припарковались рядом с входом, быстро оформились на ресепшене, разместились в номере и рванули на море, предварительно сфотографировавшись на фоне Адриатического моря рядом с машиной.
Лидо ди Езоло — это курортная часть городка под названием Езоло, которая расположена на песчаной косе, разделяющей Венецианский залив и Адриатическое море. Вся курортная инфраструктура сосредоточена на первой от моря улице длиной около 15 км. У нас была первая линия — между пляжем и этой улицей. Теплое море, песчаный пляж, яркое солнце — все это быстро прогнало усталость от дороги. Вечером взяли местного вина и отметили приезд.
Отель «Люксор&Каиро» нам очень понравился — небольшой четырехзвездочный комплекс, состоящий из двух пятиэтажных зданий, соединённых между собой мансардой, в которой находится ресторан, а под ним — автостоянка. На пляж — отдельный выход, где бесплатные лежаки (у каждого отеля — свой цвет). Имеется небольшой бассейн. Прекрасная и разнообразная кухня на завтрак. На ресепшене одна из девушек говорила на русском языке. В общем, на всем протяжении отдыха каких-то отрицательных моментов не припоминается.
День пятый
Море! В начале статьи я писал, что я готовился к поездке, проводя много времени в инете, но на самом деле напитывался информацией я не один, — моя супруга делала то же самое, но весьма своеобразно! Ее интересовали аутлеты — это такие специализированные магазины, куда свозятся фирменные вещи, и продаются со скидкой, причем распродажи длятся только определенное время. И вот, оказывается, что именно сегодня, 31 июля, тот самый последний день! Причем это было заявлено в такой категоричной форме, что спорить мы как-то не решились, грустно искупнулись и поехали.
Комплекс магазинов располагался перед въездом на платную магистраль и был, оказывается, замечен супругой еще вчера. Он представлял из себя несколько зданий в старинном стиле, построенных в виде одной большой буквы «О», вход из внутреннего двора в каждый бутик отдельный. Большое количество туристов: снующие туда-сюда женщины и скучающие мужчины с сумками и пакетами, часто слышно русскую речь. Уже по приезду в Ярославль открыли для себя две вещи: во-первых, у нас в магазинах итальянские вещи все-таки есть, а во-вторых, стоят они в 2 — 2,5 раза дороже, чем на родине. Проскучав там часа четыре (это про меня с другом) и набегавшись (а это про супругу), двинулись назад. Опять заблудились и решили купить навигатор.
В центральном супермаркете был приобретен китайский (все были только желтой сборки) «Гармин» за 140 евро с картами всего Евросоюза. Взял для себя за правило: сначала на местной карте находил название, потом на навигаторе на том же языке набивал пункт назначения. Больше проблем с навигацией до самого дома не испытывали!
День шестой
С утра погода была пасмурной и мы решили съездить в Венецию. На ресепшене нам подсказали, что надо ехать 12 км до морского порта Пунто Саббионе, там садится в катер и вы у цели! ПунтоСаббионе — небольшая деревушка с маленьким причалом и автостоянкой за 8 евро. Билет на одну персону стоил что-то около 12 евро. На катере была большая группа украинских отдыхающих с русскоговорящим гидом и мы услышали много интересного.
Через сорок минут мы на Сан-Марко — центральной площади Венеции! Очень много туристов. Потрясла архитектура зданий — очень красиво! На первых этажах многочисленные сувенирные магазинчики и кафешки. На площади была морская вода, которая поступала из отверстий пола, и был проложен тротуар из деревянных досок, на нем была небольшая давка, а на обратном пути было все сухо. Мы углубились дальше от народа и посмотрели город изнутри. Впечатлила архитектура жилых домов — все в миниатюре: маленькие окна, небольшие двери и везде между домами натянуты бельевые веревки. Во внутренних дворах играют ребятишки, нигде ни клочка земли — только каменные джунгли! Местным жителям искренне посочувствовали. Кто бы что не говорил, но запах сырости присутствует, а на первых этажах домов видны следы плесени.
Интересный небольшой отель, к которому не было сухопутного подхода и периодически подплывали лодки с шашечками и туристами — зрелище забавное! Понравились водные автобусы и гондолы — забавные длинные лодки для туристов и то, как они лавировали в узких каналах.
Здесь же сделали для себя полезное открытие в плане возврата НДС. Мы видели в магазинах бумаги VAT Refund двух цветов — синюю (почти всегда) и желтую (редко). Оказывается, в Венеции можно желтый VAT вернуть сразу же наличными в местных банках — там висит специальная табличка. Делается отметка в бумагах, отдаешь кредитную карту для копирования номера (надо, чтобы он был выдавлен, то есть рельефный), а потом на границе ставишь печать и отправляешь по почте (мы сделали это в Ярославле) в конверте, который выдается в магазине. У нас, видимо, все дошло нормально, потому что сумма, полученная наличными, впоследствии с карты не снималась. Здесь все основано на доверии, так как у многих есть отдельная кредитная карта для поездок за границу (у нас «Сбербанк»), а снятие суммы, если не пришли подтверждающие документы, происходит через сорок дней с карты, номер которой остался в банке.
В целом, Венеция произвела большое положительное впечатление! Это словами не передать, там надо побывать! И мы когда-нибудь сюда приедем еще раз!
Морской путь назад до порта Пунта Саббионе занял те же сорок минут, а навигатор до отеля проложил дорогу по другому маршруту, и мы заехали в местную пиццерию. Везде слышалась итальянская речь, и меню было только на одном языке. Запомнился разговор с официанткой, которая говорила и понимала только на итальянском языке, ну а я на ломаном английском — ни одного знакомого слова ни для меня, ни для нее! В отель приехали поздно вечером и решили больше никуда не ездить.
День седьмой, восьмой, девятый
МОРЕ! Загорали, купались, отдыхали. Запомнился очень комфортный отдых: ласковое море, нежный песок, мягкое солнце, и везде — культура, которой так не хватает на азиатских курортах, и это понимаешь только здесь, в Европейской стране!
День десятый
С утра искупались и в 10 часов выехали в сторону автомагистрали и рванули на запад в сторону Вероны. Конечно, хотелось заехать на родину Ромео и Джульетты, но плотный график не позволил это сделать. Дальше свернули на север, на Инсбрук и далее на Мюнхен. Здесь Альпы такие же красивые (и облачные), но цивилизации явно больше — населенные пункты, богаче дорожная инфраструктура, встречаются старинные замки в горах. На выезде из Италии заплатили терминалу около 30 евро. По Австрии у нас действовала виньетка — проскочили незаметно со скоростью 130-140 км в час и незаметно въехали на автобан! Именно мечта проехать по автобану и заставила меня еще в Ярославле запланировать такой маршрут!
Я не любитель гонять сломя голову, и мощности моего пятицилиндрового двигателя почти всегда хватало, но тут ехать по левой полосе со скоростью 140-150 км/ч мне не давали, постоянно нагоняли и моргали фарами различные «мерседесы», «БМВ» и «Порше», я смещался на правую сторону и меня со свистом обгоняли и быстро уходили вперед. Садиться на хвост было бессмысленно, а по правой полосе поток шел где-то 110-120 км в час. Причем четырехполосный автобан имел высокую загруженность и, на удивление, покрытие не очень хорошего качества (это после Италии и Австрии), поэтому ехать было некомфортно. Так продолжалось до Мюнхена. Покушали настоящей европейской еды в придорожном кафе — после пиццы и пасты борщ, сардельки и жареная картошка были такими вкусными!
Миновав по окружной дороге Мюнхен, поехали по указателям на Берлин (как символично!). Машин стало мало, качество покрытия стало привычным, смеркалось. Примерно через 150 км свернули на магистраль №5 на Прагу. К отелю подъехали часам к 10 вечера. Не зная правил парковки, оставили машину на обочине возле отеля.
День одиннадцатый
Прага. За все путешествие именно Чехия и ее столица оставили самое сильное впечатление!
Понравился отель «Аристон», который находился в старинном доме по улице Сийфертова и оригинально оформленный в соответствующем стиле начала прошлого века.
Вкусно позавтракав, решили переставить машину на стоянку и больше ее не брать — пиво же кругом! Пройдя вдоль ряда машин, заметил под лобовыми стеклами автомобилей какие-то квитанции. Сообразил, что это оплата за парковку. В отеле разъяснили, что с 18-00 до 8-00 бесплатно, а дальше за час около 45 рублей. Время было около десяти часов, и во избежание неприятностей, по навигатору нашли ближайший паркинг, который располагался в цокольном этаже телебашни с очень оригинальным внешним видом. Сутки — около 800 рублей.
В старинном районе Жижков очень много кафе — зашли в первую попавшуюся. Видно, на туриста не ориентирована — ничего особенного, но свежайший Хугарден по 60 рублей за кружку — это что-то!
Вернулись к отелю, взяли карту на русском языке и расспросили на ресепшене, как пробраться к центру. Надо было ехать на трамвае несколько остановок до центра. Интересно с билетами — они продаются в небольших магазинчиках и не на факт поездки, как у нас, а в зависимости от времени нахождения в пути — разный билет. Мы не стали заморачиваться и купили самые дешевые, так как ехать всего три остановки.
Гуляли по центру, фотографировались. Народный музей, Староместская площадь, узкие улочки Староместного района — все это великолепие очень впечатлило! Ну и, конечно же, ресторан по улице Водичкова, с кучей различной старинной бытовой утвари, развешанной на стенах, и самое главное, великолепное пиво варится прямо здесь! Суп в хлебе, кнедлики, свиное колено — это обязательно надо попробовать. Вообще, после центральной Европы, цены в ресторанах и кафе приятно радовали. В этот день дошли до Карлова моста.
День двенадцатый
По совету иркутских друзей решили съездить в Карловы Вары. Специально не брали никаких экскурсий — решили поехать самостоятельно. Узнали, где находится автовокзал и направились туда. На кассе, объясняясь на английском языке, я пытался купить три билета, но молодой парень меня явно не понимал и разговор затягивался. Через некоторое время с улыбкой на чистом русском языке он спросил: «В Карловы Вары хотите?». Мы посмеялись, взяли три билета за 700 рублей и пошли на посадку в автобус.
Ехали около двух часов. По пути проезжали деревню Крушовице с одноименным пивзаводом.
Карловы Вары — небольшой курортный и очень красивый городок с богатой историей, который находится в горах. Очень много различных горячих источников от разных болезней, к которым свободный вход. Для дегустации продаются специальные керамические сувенирные кружки с длинными носиками. Множество магазинов и бутиков с фирменными вещами по нескромным ценам. Очень часто слышно русскую речь. Прокатились на вершину горы на фуникулере. Также купили экскурсию в подземную шахту. Практически все посмотрели все за один день. Назад поехали на автобусе, хотя рядом с автовокзалом была замечена железнодорожная станция.
Вечером сходили в небольшой ресторанчик под названием «Пивной дом» на улице «Степашка», где варили несколько сортов оригинального дома — вплоть до бананового, но понравилось все-таки классическое!
День тринадцатый
Решили весь день посвятить Пражскому Граду. Вот здесь и наступил тот момент, когда то, что увидел и почувствовал, невозможно описать! Золотая улица, музей игрушки, подземные казематы, дворцовые палаты, все это меркнет перед жемчужиной — собором Святого Витта! Когда мы к нему подошли, то испытали такой шок от увиденного, что стояли несколько минут молча и неподвижно! До сих пор в голове не укладывается, как такое мог сделать человек! Ничего и никогда сделанное руками не производило такое впечатление, как этот собор! Будете в Праге — обязательно там побывайте!
С высоких стен Пражского Града открываются прекрасные виды города. Есть специальные стационарные большие бинокли, которые за небольшую плату позволят рассмотреть вблизи потрясающую архитектуру города.
Карлов мост. Пройдя по мосту, заряжаешься мощной позитивной энергетикой. Вокруг много святых, есть скульптуры, которые надо потрогать, потереть. Большое количество туристов. Рядом с мостом (со стороны центра) можно послушать орган.
В этот черный для Ярославля и отечественного хоккея день — 07 сентября — на Староместской площади мы стали свидетелями национального горя чехов. В центре был круг, где были большие фотографии трех погибших хоккеистов и тренера, много цветов, национальные флаги и символика различных хоккейных клубов, в том числе и «Локомотива». Взявшись за руки, чехи исполняли гимн. Чувствовалась национальная сплочённость. С башен развевались флаги. Тогда я понял, почему такая маленькая страна — неоднократный чемпион мира.
Прощальный раз сходили в ресторанчик в центре города, где в очередной раз за несущественные деньги купили много разного мяса и свежесвареного пива. Причем емкости, где варится пиво, находились за стойкой бара. Было много народа, а в центре, составив несколько столов в один, шумно гуляли студенты — мы почувствовали себя как дома.
День четырнадцатый
Во-первых, у всех в памяти остался тяжелый второй день, когда мы ехали от польской границы до Вены, а во-вторых, визы заканчивались именно сегодня, поэтому мы выехали из отеля в пять утра.
Маршрут проложили без Варшавы и, соответственно, без реконструируемой автомагистрали №8, через Катовице, Кельце, Радом и Коцк, но опять нарвались на ремонт и провинциальные двухполосные дороги, зато посмотрели польскую глубинку изнутри! Маленькие аккуратные домики, ухоженные участки — чувствуется рука хозяина. В голову приходит только одна мысль: «Почему у нас не так?».
Здесь с нами случилась единственная неприятность за всю поездку: на очередном участке ремонта при сужении дороги отломали крышку правого зеркала об временный знак — остановились, быстро собрали куски пластика и прыгнули в машину — позже насчитали три разных цвета пластика, то есть мы не первые!
К границе подъехали часам к восьми вечера. Перед переходом была длинная очередь — встали последними. Позже подъехала старенькая «БМВ» и молодые люди предложили место ближе к шлагбауму — мы отказались.
Очередь двигалась быстро и через часа полтора мы проехали через шлагбаум. Пока стояли в очереди — навели порядок в багажнике: выложили на видное место вещи, на которое был оформлен VAT Refund. Поляков мы интересовали мало, поэтому без проблем прошли пограничный контроль и таможню: отдали VAT офицеру таможни, он поставил печати и вернул нам назад. Я пошел с этими бумагами в здание таможни и отдал в специальное окошечко (время было около 22:00): там сразу все посмотрели и завернули один листок, так как там были исправления в сумме, а остальные забрали и тут же вернули НДС наличными в евро. Я начал искать почтовый ящик, чтобы отправить желтый VAT и синий, который с исправлениями, но ничего не нашел — вернулся к окошечку, где мне сказали, чтобы отправлял из Беларуси. Позже я все отправил из Ярославля — желтый дошел (деньги с карты не снимали), а по синему перечислили необходимую сумму (желтый и синий отправляются в разные адреса). К слову сказать, что попытки найти банк, который бы занимался VAT, не увенчались успехом, а «ВТБ24» отправлял меня в Москву.
На белорусской земле встали в зеленый коридор и открыли багажник, в котором блестели разноцветные пакеты из аутлета. Соседи (белорусы) начали вслух обсуждать целесообразность моего прохождения по зеленому коридору: у всех были пустые, аккуратно убранные багажники с одиноко стоящими коробками (лишь бы ни за что не зацепился взгляд таможенника), а у нас полный багажник вещей! Офицер подошел к нам первым, также подошли несколько белорусских «зрителей» с соседних машин, и сказал: «Вы проходите по зеленому коридору, так? А вещи?» На что я ответил, что это личные вещи, а он посмотрел на наши российские номера и спросил, куда мы ездили. Я ответил, что у нас итальянские визы (паспорта уже забрали пограничники) и, соответственно, там мы и отдыхали. Под слегка возмущённые возгласы «зрителей» он равнодушно сказал: «закрывайте», и направился к следующей машине.
В Бресте заехали в продуктовый магазин, где за неприлично большие деньги (в белорусских рублях!) купили покушать. Через сто сорок километров остановились в небольшом отеле, просторный трехместный номер с приличным душем — 1 800 рублей за ночь.
День пятнадцатый
Ничего особенного — по знакомой трассе доехали до Москвы, отвезли друга в Шереметьево и рванули в Ярославль. Запомнилось, что машина настолько надоела (видимо, сказалась близость дома), что мы с супругой пытались передать руль друг другу при первой возможности! К двенадцати часам ночи — усталые и очень позитивные — мы были дома!
Некоторые выводы. За все путешествие нами ни разу не заинтересовались сотрудники ДПС и их зарубежные коллеги (по крайней мере, скоростной режим мы нарушали не один раз), лишь через месяц пришло письмо с фотографией моей машины из Подмосковья и штрафом в 300 рублей. Хотя в Польше и Италии я видел полицейские машины, стоящие на обочине, причем в Польше — с радаром.
Самый сложный участок пути — МКАД (без шуток и сарказма), причем это в полной мере почувствовалось на обратном пути — после европейских дорог! За границей ездить не сложно (исключение — специфика Польши) — культура вождения, отличные дороги и множество продуманных указателей с развитой придорожной инфраструктурой позволяют комфортно перемещаться на автомобиле. В Праге на одном из перекрестков я не успел затормозить (был большой уклон) и выскочил на главную дорогу, причем по ней с обеих сторон резко притормозили две машины и их водители с улыбкой (именно так и было) жестом показали, чтобы я проезжал дальше!
Насмотревшись нашего телевидения, слегка опасались отношения к нам, русским, в Польше и Чехии. Но ни разу с этим не столкнулись — показателен описанный выше пример в Варшаве, а в Праге люди, когда мы просили их показать, как пройти куда-нибудь, не просто показывали, а зачастую провожали нас до прямой видимости объекта, при этом интересовались, откуда мы приехали.
Расход топлива. По Ярославлю средний (average) расход моего пятицилиндрового двигателя (по бортовому компьютеру) летом составляет 11,3 литра на 100 км, а за городом доходило до 10,6 литра на сотню. В Италии и Германии (при постоянной скорости) средний (не мгновенный) расход доходил до 8,7 литров на сотню! Я не знаю, как это объяснить (на границе говорили, что из-за качества бензина расход уменьшится на литр), поэтому никак комментировать не буду. Стоимость топлива: в Белоруссии — как у нас: около 25 рублей за литр, а в Европе от 58 рублей на востоке Польши до 65 рублей в Италии. Как-то почти пустой семидесятилитровый бак заправили на 102 евро (меняли в России по 41,20 за евро). Вот так!
Бюджет поездки. За путевки, визы, грин-карту заплатили со скидкой 88 тысяч рублей. Пробег составил 6 750 км, поэтому на бензин ушло примерно 32 тысячи рублей. Тысяч 60 ушло на еду, экскурсии и сувениры. Итого около 180 тысяч на троих. Ну, а аутлеты — это отдельная история.
От поездки остались только положительные эмоции. Если когда-нибудь удастся второй раз в жизни взять летом отпуск, то посетим Париж!
Удачи на дорогах!