|
Минувшим летом, нарушая наши давние традиции проводить отпуск в автопутешествиях по северу Скандинавии, мы решили отправиться в центральную Европу. Крайней точкой была выбрана Голландия. В Голландии хотелось взглянуть на очень популярную в компании туристов деревню Гитхорн (Giethorn), славящуюся своими цветниками, лужайками, каналами и старинными домами под тростниковыми крышами, далее заехать на пару дней в Амстердам; сами понимаете, быть в Голландии и не заехать в этот город — как-то неправильно, затем искупаться в Северном море — очень важный пункт нашего плана и, если удастся, посетить в Делфте (Delft) музей Маурицхёйс и взглянуть на картину Яна Вермеера «Девушка с жемчужной серьгой». Сразу скажу — знаменитой барышней полюбоваться не удалось. Попали только в центр Вермеера в Делфте, там выставлены качественно подсвеченные репродукции его картин с описанием того, как они создавались мастером. «Девушка» там тоже есть. Но репродукция есть репродукция, хотелось бы большего.
Маршрут до Нидерландов был проложен через Финляндию с обязательным паромом Турку—Стокгольм, Швецию, Данию и Германию. Из Швеции в Данию и из Дании в Германию, по дороге туда, решено было воспользоваться паромами. По дороге домой Данию решили проехать по двум длиннющим мостам через балтийские проливы Большой Бельт и Эрезунд .
Экипаж, к счастью, всё тот же, мы с женой. Автомобиль — уже проверенный в поездках Lancer X.
Первый день путешествия, 31 июля, особых сюрпризов не принёс. Маршрут Питер—Турку в 550 км по великолепным, информативным и предсказуемым финским дорогам был легко преодолён. Из относительных неожиданностей можно отметить досмотр с пристрастием нашего авто на финской части границы. Два джентльмена в камуфляже, попросив открыть все двери и багажник, тщательно изучили наш туристический скарб, не забыли заглянуть и в моторный отсек. Могу сообщить, что работа была проведена настолько качественно, что отыскался даже безнадёжно мною потерянный по весне налобный фонарик. «А зачем это здесь?» — удивлённо спросил финский пограничник, таща за резиночку мою пропажу из-под торпедо в районе педали тормоза. Землякам из Питера смело рекомендую посетить погранпереход Светогорск—Иматра, ежели что потеряли в машине — отыщут!
1 августа в 6:30 мы в Стокгольме. Лёгкая толкучка на выезде с причала в город. Без труда отыскиваем нужную магистраль Е4 и по тоннелю, проложенному под центром города, устремляемся на юг страны. В Тюринге (Tyringe), городке неподалёку от магистрали, у нас забронирована первая в этой поездке гостиница. До Тюринге от Стокгольма 532 км.
Шведская Е4 одна из самых наших любимых дорог. Обычно, планируя маршрут, стараемся избегать поездок по основным магистралям государства. Проложены они, как правило, в стороне от городков, изобилуют развязками, шумопоглащающие экраны скрывают задорожные картинки, в общем, бездушные они какие-то, эти основные магистрали, трудно узнать и разглядеть страну, проносясь по таким дорогам. Е4 не такая. Скучать на ней не приходится. Удачно вписанная в окружающий ландшафт, с оборудованными стоянками в самых красивых местах, проходящая часто вплотную к лесам и озёрам — эта дорога воспринимается как часть окружающей природы, ничуть не нарушая и не уродуя пейзаж. Встроена, как шкаф-купе умелым мастером, в местную действительность. Понятное дело, о качестве покрытия говорить излишне.
Примерно к 17 часам мы на месте. Гостиница «Bоmmeryd b&b». Пока паркуемся, хозяйка с крыльца на хорошем русском здоровается, машет рукой и говорит: «Вам сюда». Хозяйка молода и красива, как и её имя Лоретта. Родилась и жила в Литве, сейчас с мужем и детишками пытаются наладить жизнь здесь. Пусть всё у них получится.
2 августа у нас настоящий морской день. В планах на сегодня проехать остаток пути по Швеции, пересечь Данию и добраться до забронированной гостиницы в немецком городке Ротенбург (Rotenburg am Wumme).
Остаток утреннего пути по Швеции это примерно 60 км от нашей гостиницы до портового города Хельсингборга (Helsingborg), откуда через пролив Эрезунд ( Oresund) идут паромы в датский город Эльсинор (Helsingor). Добраться до порта труда не составило, можно даже было выключить навигатор. Дело в том, что на шоссе, ближе к Хельсингборгу, появляются указатели с изображением кораблика. Следуя этим знакам, прямёхонько приезжаешь к билетным кассам —всё просто. Билетов можно (и нужно) купить сразу два. Первый – Хельсингборг—Эльсинор, второй из Дании в Германию Родбю—-Путтгарден (Rodby—Puttgarden). Первые паромы ходят очень часто, наверное, через каждые 20 мин. Время в пути где-то минут 15, всё быстро. А дальше дорога по Дании. Нам эта дорога запомнилась сплошь засеянными полями вокруг почти на всём ёё протяжении и бесчисленными ветряками. Это, конечно, не совсем так, но по дороге Е47 Дания представлена как сельскохозяйственная страна. Второй паром отыскивается так же легко. Пункт оплаты здесь более крупный. Встали в очередь к кабине с жёлтым значком ручной оплаты, предъявили девушке ранее купленный билет и получили посадочный талон на паром в Германию. Второй паром пришлось немного подождать. Сам паром гораздо больше первого да и идёт на другой берег минут 50. На борту уже есть кафе, магазины, есть где отдохнуть.
Мы не планировали что-либо посмотреть в Дании, в нашем путешествии она была транзитной страной. Заправленного полного бака в Швеции с избытком хватило на проезд по Дании и на часть пути по Германии.
Всего-то 240 км по дороге оп Путтгардена до гостиницы в Ротенбурге пролетели почти незаметно. Впервые мы проехали по немецкому автобану. Масса людей уже ездила по этим дорогам, оставляя самые разнообразные отзывы от восторженных до «ничего особенного». На меня автобан произвёл впечатление, и я бы не назвал «это» просто дорогой, скорее грандиозное инженерное сооружение, сплошь подчинённое рациональности, с напористо несущимся железным потоком. Автобан заставляет собраться и забыть благодушность шведских и финских дорог. Но это исключительно наше видение мощного немецкого сооружения под названием «автобан».
Меж тем 440 км пройдены, и мы заселились в уютную гостиницу «Das Stadtidyll hotel». Традиционная вечерняя прогулка по городку и не менее традиционный коньячок на ужин завершили наш сегодняшний день.
3 августа нас ждёт очередная новая для нас страна — Голландия. Через Бремен (Bremen), Клоппенбург (Cloppenburg) и Меппен (Meppen) по 213 и 402 дорогам пересекаем границу Голландии и едем в деревню Гитхорн. Голландия маленькая страна с отменными дорогами, домчались быстро.
Вот и деревня. Смотрите.
Нагулялись, поехали в Амстердам. Город рядом, в каких-то 120 км. Окружная дорога Амстердама встретила нас плотным потоком машин, несущихся на скоростях за 100. Как всегда на таких дорогах, расслабляться не приходится, иначе можно проморгать свой съезд. Из-за многочисленных развязок, разветвлений, поворотов, съездов, смен полос немного теряется ориентация в пространстве, и уже не всегда представляешь, где именно ты находишься, поэтому приходится слепо доверять барышне из навигатора (именно с л е п о) , а это напрягает. Однако приехали. Заселяемся.
Гостиница «Botel», судя по всему это переоборудованный старый пассажирский пароход или баржа, привязана к причалу толстыми канатами. Номера-каюты имеют весь необходимый минимум удобств, всё выглядит довольно уютно.
Мы проехали совсем немного — 400км от гостиницы в немецком Ротенбурге.
Отдыхаем, идём гулять.
Город хорош. Средневековые кварталы, дома, каналы, площади, храмы — всё это очень красиво и действительно впечатляет. Разный он, Амстердам, разный и на любителя. Амстердам — город контрастов. Обилие жуликоватого вида «гостей столицы» заставляет держать руки поближе к кошельку. А может, это уже и не гости, а самые что ни на есть аборигены. Кто теперь разберёт? Понравилась организация велосипедного движения в столице. Выделенная красноватая полоса на улицах — исключительная вотчина велосипедов и скутеров. Ни прохожие, ни автомобили заходить и заезжать туда не могут. Всего-то два дня были в Амстердаме, а от звука велосипедных звонков вздрагиваем у себя дома в тихой Сосновке. Велосипедисты это хозяева движения в городе, автомобилисты довольствуются жалкими крохами свободы, оставшейся от велосипедной вольницы. Очень много туристов в городе, и все они, конечно же, концентрируются в центральных кварталах столицы. Шум-гам разноязыкой толпы, запах приготовляемой снеди, мелодии уличных музыкантов, налетающий душок конопляного косячка — такова атмосфера центральных улиц города. Мы увидели Амстердам таким.
Если вы спросите: «Стоит ли посещать Амстердам?» — да, стоит.
«Понравился ли город?» — да, понравился.
«Хотели бы жить здесь?» — нет, спасибо.
Утром 5 августа, выселяясь из гостиницы и неся вещи к парковке, ещё на подходе заметил разбитые окна дверей моей любимой машины. Гадёныши разбили стекло правой передней двери и форточку левой задней. Орудие, оттаявшая бутылочка со льдом, брошена рядом. Добыча невелика, три куртки, старые джинсы и карманный калькулятор. Настроение, конечно, нам подпортили. Возвращаюсь на ресепшн и прошу прозрачную плёнку и скотч. Перетряхиваем с женой вещи от остатков разбитого стекла, чистим салон, зубной щёткой вычищаю мелкие осколки стекла из вентиляционных люков и закоулков торпедо, ведь они могут представлять большую опасность для глаз во время движения. На всё ушло часа два.
Только из-за этой неприятности не рекомендую к посещению амстердамский отель «Botel» автомобилистами. Неохраняемая платная парковка в 50 м от гостиницы, как оказалось, не может гарантировать сохранность вашего автомобиля.
Мы продолжаем путешествие, на сегодня путь совсем пустяковый. Каких-то 90 км до Гааги (Den Haag) и Делфта. В Гааге нам нужно искупаться в Северном море и отведать рекомендуемую многими булочку с селёдкой, а в Делфте поглазеть на картину Яна Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой». Докладываю: искупались-съели-поглазели. Небольшое примечание по булочке с селёдкой — она действительно великолепна, селёдку так никто не может приготовить, вот только есть купленную булочку рекомендуем прямо в кафе, потому как местные чайки буквально устраивают охоту за теми, кто вышел из кафе с селёдкой. Нам спешно пришлось забежать обратно в павильон, чтобы ни с кем не делиться вкусными трофеями. Замечено, посетители, купившие бургеры, сосиски и т.п. фаст- фуд, выходили из кафе совершенно спокойно.
Ну а Делфт самый голландский город Голландии, который мы посетили. А в гостинице «Bed & breakfast Soul Inn» самая улыбчивая и доброжелательная хозяйка и свежая выпечка к завтраку.
6 августа начинаем путь домой. Ночлег запланировали чуть севернее Гамбурга в городке Квикборн (Quickborn). До тамошнего отеля «Ibis budget Hamburg Quickborn» нам предстоит проехать 555 км. Не могу сказать, что дорога пролетела быстро и незаметно. Пузырящаяся плёнка стекла издавала звуки, двигаться с которыми быстрее 90 км/час было малоприятно. К тому же приходилось постоянно подклеивать скотчем отслаивающиеся или рвавшиеся участки. Разговаривать в салоне можно было, только повышая голос. 90 км/час — наш удел плестись за фурами. На дорогах в Германии, по нашему маршруту, очень много ремонтов. Движение замедляется, образуются мини и макси пробки. Самая крупная досталась нам на автобане ровно посредине между Бременом и Гамбургом, стояли два часа. До отеля добрались позднее, чем планировали и изрядно уставшие. Традиционная вечерняя прогулка по городу нетрадиционно завершилась покупкой бутылки водки «Горбачёв» на пробу.
Забегая вперёд — водка оказалась так себе.
Так вот, про отель, он очень подходит для транзитных путешественников, так как расположен рядом с трассой, ведущей на север-юг Германии. Современный и бездушный, но удобный и функциональный. Забываешь о нём сразу после отъезда. Рекомендуем.
7 августа. Снова Дания, но проедем мы ёё уже с запада на восток. Ближе к датской границе, в районе Фленсбурга (Flensburg) заправляем полный бак бензина, с тем чтобы пройти Данию без излишних затрат. Не простила нам Дания такого легкомысленного к ней отношения, на границе наша машина была выловлена из общего потока, отведена в сторонку и два офицера, проверив паспорта, объяснили нам, как это опасно ездить с плёнкой вместо стекла. Лёгкое «бодание» с нашей стороны со ссылкой на не очень тёплую погоду и моросящий дождик действия не возымели. Откуда-то возникли ножницы, и плёнка безжалостно была срезана. Вот так. Грустно и холодно. НО! Замечательная моя жена взяла в дорогу, как выяснилось, 5 (пять!) курток. Натянув свитера, оставшиеся после грабежа две куртки и кепки, мы тронулись в путь без бокового стекла, в +16 с мелким дождиком. Таким образом, мы проехали всю Данию.
Ехать по мостам нам понравилось, действительно грандиозные сооружения, соединяющие государства севера Европы. После пункта оплаты уже на шведском берегу нас снова остановили для проверки документов. Всё в порядке, и мы едем в кемпинг, до которого где-то 60 км и есть надежда раздобыть плёнку и скотч. Сегодня пройдено 600 км.
Кемпинг «Hjelmsjo camping», что в городке Orkelljunga, ничем выдающимся не отметился. Плёнки нет, скотча нет, правда, домик с обогревом, микроволновкой и двухъярусной кроватью всего за 200 крон. Вечер посвятили осмотру окрестностей и попытке слепить из мешков и обрывков скотча хоть какую-то защиту вместо правого стекла. Накрапывает дождик, в домике тепло и уютно, засыпается легко.
8 августа. Сегодня вечером мы должны загрузиться на паром в Стокгольме. От кемпинга до шведской столицы 515 км. Утро хмурое, вот-вот пойдёт дождь. Вчерашняя вечерняя халтура порвалась через 10 км после старта. Решено заехать на ближайшую бензоколонку с магазином и попытаться купить плёнку и скотч.
Бензоколонка отыскалась быстро, но из нужных нам вещей в магазине ничего не оказалось. Вновь пытаемся склеить несклеиваемое. Чуткое ухо уловило молодецкий посвист. Мне ли? Оборачиваюсь, джентльмен из открытой двери ресторанной подсобки машет мне рукой. Мелькает лучик надежды. Подхожу к нему и он, молодчик, красавец, протягивает мне рулон пищевой плёнки и скотч. Ура! Обматываем с женой стекло в несколько слоёв, скрепляем скотчем для прочности, ничего не экономим, материала вдоволь. С благодарностью понёс возвращать плёнку и скотч. Не берёт, говорит, дорога у нас дальняя, может ёщё пригодиться и вдогонку даёт несколько прозрачных больших полиэтиленовых пакетов. Как мало нужно для счастья, тепло и сухо в машине, не задувает ветер, смело можно ехать. Мы очень благодарны шведскому товарищу, без единого слова понявшему нашу проблему и нашедшему возможность помочь нам. На паром мы, конечно, успели и старая добрая «Mariella», от Viking line, не спеша покатила нас в финский Турку.
Солнечным, прохладным утром 9 августа мы в Финляндии. Едва покинув порт, почувствовали себя как дома. Это чувство возникает всякий раз, когда возвращаешься из дальней поездки (ну, для нас дальней). И не важно 550 км до Питера, как сегодня, или 900 км, как от Торнио, въезжая в Финляндию, испытываешь некое облегчение, что-ли, как будто путешествие уже удачно закончилось. Улицы, дома, указатели, надписи, природа, дороги всё здесь знакомо, и никаких неожиданностей ты не ожидаешь, а просто катишь себе к границе с лёгкой грустинкой от того, что очередной отпуск подходит к концу и как оно сложится на будущий год ещё неизвестно. Вот мы и сегодня неспешно, без суеты докатили до погранперехода Иматра—Светогорск. Всё.
Небольшие итоги нашей поездки:
Просматривая записи о затратах на поездку получаем такие цифры: на гостиницы, бензин, покупки, сувениры, перекусы потрачено 936 eur и 1687 шведских крон, в рублях это 83 тыс. руб. Датские кроны мы не покупали. Конечно, если включить сюда стоимость стёкол и работу по их установке, цифры были бы другие.
Несмотря ни на что, мы довольны поездкой, новые страны, города, новые впечатления это тоже дорогого стоит.
Весь отчёт отражает исключительно наше мировоззрение на мир, автопутешествия и проч. и проч. На истину в последней инстанции не претендуем.
Спасибо всем, кто сумел осилить сей опус до конца. Здоровья,удачи и замечательных путешествий.