|
Здравствуйте, уважаемые форумчане!
В июне месяце 2015 года нам с женой удалось осуществить давнишний замысел о поездке в Норвегию. Надо сказать, что в Норвегию мы однажды уже ездили, но это был 2011 год, и это был наш предыдущий автомобиль Mitsubishi Lancer 9 в кузове универсал. Впечатлений после той первой поездки в северную европейскую страну было много и все положительные. Тогда мы спланировали наш маршрут из родного Питера на Лофотенские острова через Финляндию и Швецию, начитавшись на разных автотуристских и не очень форумах отчётов о путешествиях в Норвегию, о тех сказочных красотах, которые просто обязаны поджидать нас в путешествии по этой стране. Будучи уже в какой-то степени подготовленными, мы всё равно испытали восхищение, проехав узкими дорогами вдоль суровых фьордов, заснеженных гор, хрустальных водопадов, проехав по многочисленным тоннелям коротким и многокилометровым, по причудливо выгнутым мостам. Мы доехали до самого дальнего острова Лофотенского архипелага острова Москенес (Moskenes), где поставили нашу палатку на краю каменистого плато в рыбацкой деревне с лаконичным название «А».
2011 год. Наша палатка в деревне О.
К слову, на русском произносится как «О». А воспользовались тем летом палаткой, потому что не удалось найти свободных мест в рыбацких хижинах (Rorbu), да и свободных комнат, сдающихся в сезон путешественникам не было. Чему удивляться? Место оказалось «раскрученным»: многочисленные авто и мототуристы со всей Европы традиционно, в летние отпуска, едут полюбоваться на «жемчужину Норвегии». Водрузив палатку над Норвежским морем, мы были вознаграждены захватывающими видами океанской дали, свежим, с характерным запахом морских водорослей, воздухом, шумом волн и криками чаек. Согласитесь, для городского жителя, весь год трясущегося в метро, стоящего в пробках, поглощающего не пойми какой воздух, оказаться на краю земли, в океане свежего морского ветра, значит многое. А если к этой картине прибавить раскладной походный столик с дымящейся картошкой, огурчиками-помидорчиками, бутылочкой любимого коньяка — мечта получится, а не картина. Во всяком случае, для нас это так. Любим мы отдыхать там, куда сможем доехать на машине. Предпочтение в поездках отдаём северным направлениям. Ну, не хотим мы пополнять лежбища одуревших от жары котиков-туристов где-то в Египте или Турции. Самое время представиться, мы — это бессменый вдохновитель всех путешествий, а так же жена, штурман и второй водитель Юля, а меня зовут Олег.
Немного о нашем авто на тот период времени. Mitsubishi Lancer 9 универсал прекрасно справлялся со своими обязанностями. Считаю его одним из самых удобных для путешествий. Мощности его двигателя в 98 л. с. нам вполне хватало, удачная компоновка салона со складывающимся задним рядом сидений, плюс большой багажник, сносная шумоизоляция, продуманная эргономика позволяли нам без утомления проходить дневные перегоны и везти с собой туристический скарб. Да, этот автомобиль не чудо техники, динамики BMW, MERCEDES от него ждать не приходилось (с его-то 1,6 и 98 л. с. ). Но именно простота и, если так можно выразиться, н е н а в о р о ч е н н о с т ь электронными примочками и другими механическими изысками делают Lancer одним из самых надёжных и неприхотливых. А что ещё нужно в дальнем путешествии? С 2007 по 2014 год службы в нашей семье он ни разу нас не подвёл. Все работы по обслуживанию машины, сводившиеся в основном к нехитрой замене расходников, я делал сам. За 7 лет перегорела лишь лампа ближнего света, заменил сразу обе. Это всё!
Время не стоит на месте, и мы задумались о покупке нового автомобиля. Претендентов на роль семейного авто было достаточно, но от добра добра не ищут, решили мы и остановили свой выбор на следующей модели – LANCER X. Жаль, не делают эту машину в кузове универсал, отличный был бы автомобиль и наверняка востребованный на нашем рынке. За предыдущие годы владения Lancer мы так уверовали в надёжность этой модели, что простили новому авто его скромный багажник и никудышную шумоизоляцию салона. Наш новый автомобиль с двигателем 1,6 л, 117 л. с. и с АКПП. Последняя опция принята в угоду моим начинающим автолюбителям — жене и сыну. Шуровать рычагом МКПП им казалось сложновато. Сам для себя я предпочёл бы авто с механикой, мне так привычнее, да и машина становится более понятной что ли и шустрой.
Теперь постараюсь быть ближе к теме. С покупкой нового авто захотелось совершить предстоящим летом очередное путешествие. А так как у супруги нагрянул юбилей, то и путешествие должно быть запоминающимся. Вспомнили о Норвегии. Стали заглядывать на туристические сайты. В одном из отчётов о поездке в Норвегию прочитали про остров Сенья и восхождении на гору Байден. Так же подхлестнула наше любопытство и фраза о том, что Лофотены «нервно курят в сторонке», проигрывая в красоте острову Сенья. Очень хотелось своими глазами взглянуть на местность, которой Лофотены уступают в красоте. Не очень-то и верилось, что такое возможно. Итак, решено — наша цель заполярный остров Сенья (Senja).
Стратегический план получился такой: решено подниматься по Финляндии на север до Норвегии, далее по Норвегии на остров, затем через Нарвик и шведский город Кируна возвращаемся в почти родную Финляндию и через Нурмес, Лиекса, Йоенсуу приезжаем на пп. Иматра—Светогорск, ну и домой в Питер.
Крайние недели перед отпуском были самыми активными в приготовлении к поездке. Составлены список вещей, необходимых в дорогу, список продуктов. Всё это не раз корректировалось, вычёркивалось и вновь вносилось. В общем, обычная предстартовая суета знакомая, наверное, многим читателям. О продуктах и питании. Для приготовления завтраков берём с собой быстрорастворимые каши в пакетиках и порционные, в крошечных ванночках 10% сливки Сampina. Залив кашу кипятком и добавив сливок, получаем вкусный и здоровый завтрак, который можно дополнить чем-нибудь таким же вкусным, но менее здоровым. Считаем, такой завтрак требует минимум затрат времени и сил в походных условиях. Традиционно берём в дорогу мясные консервы, рыбные консервы, копчёную колбасу, зелёный горошек. Также не забываем прихватить и картошку, морковку, лук на случай, если поймаем какую рыбку и захочется сварить ухи или случится насобирать грибов для супа и поджарки. Такой расклад по продуктам может показаться излишним, но он существенно сокращает наши расходы на питание за рубежом. Заходим в продуктовые магазины в основном для покупки хлеба, овощей и фруктов ну и за какой-нибудь, уж очень захотевшейся местной вкусняшкой. К слову, в Финляндии таковой считаем баночки селёдки от фирмы «Abba», а в Норвегии — сушёную треску, которая продаётся в стружках или целиком вся тушка. В предыдущие годы поездок по Финляндии мы останавливались на перекус в придорожных комплексах «АВС», которые часто встречаются на дорогах. Там можно было недорого и вкусно пообедать самим и накормить бензином нашего железного коня. На заправочных колонках «АВС» есть русскоязычное меню, что упрощает процесс заправки машины и сводит к минимуму нервозное кнопкотыканье. А в маленьких городках на этих заправках всё происходит как и у нас — пистолет в бак, заправляемся, идём в кафе расплачиваться. Нынче же, по известным причинам, мы не можем «шиковать» подобным образом, отсюда и некоторое увеличение возимых с собой продуктов. Ещё везём с собой газовую плитку с баллончиками, сковородку, кастрюлю, электрический чайник и набор одноразовой посуды. Это было о питании и продуктах. «Режим питания нарушать нельзя», — так говорил Пончик, друг Незнайки. Мы с ним согласны.
14 июня — день отъезда. Подъём в 5утра, завтрак и в 6 мы уже выезжаем в путешествие с дачи в Парголово. Хмурое утро. Молча проезжаем непроснувшийся посёлок, выбираемся на Выборгское шоссе и вперёд.
Сегодня нам предстоит путь в 506 км. До города Ийсалми, где должны будем остановиться в кемпинге Koljonvirta camping. Должен сразу сказать, что в поездках по Скандинавии мы заранее не бронируем места ночёвок в кемпингах. Наш опыт показывает, что если не покрывать расстояния от зари до зари, а озаботиться поиском ночлега чуть ранее, например, начиная с 16 часов местного времени, то в намеченном к остановке кемпинге будут свободные домики.
На трассе «Скандинавия» идёт ремонт участков дорог, но, благодаря раннему выезду, техника ещё не работает, да и машин мало. Быстро преодолев путь до Выборга, сворачиваем на АЗС Лукойл, которая находится уже за городом прямо перед свёртком на Светогорск. Этой АЗС мы всегда пользуемся, начиная наши путешествия. До границы с Финляндией отсюда 40 км, и есть смысл заправить бак под пробку. Что мы и делаем.
Граница. Машин нет, подъезжаем к шлагбауму, горит зелёный светофор, нас пропускают в зону паспортного и таможенного контроля. На всё действо на нашей половине границы уходит 5-7минут. Шлагбаум поднят, путь недолог, до магазина Duty free, где за 5,5 eur. Куплена 0, 5-литровая бутылка водки Finlandia. Далее финская часть границы. Не выходя из машины, отдаём документы молодому человеку в будке, честно отвечаем на дежурные вопросы, поднимается шлагбаум…… а вот дальше сюрприз. Ещё один молодой пограничник (или таможенник) в латексных белых перчатках и с красным жезлом в руках жестом указывает место, где мы должны остановиться. Удивлены, никогда такого не было. На отменном русском, с улыбкой, нас просят подготовить автомобиль к досмотру. Выхожу, конечно, испытываю известное волнение, делаю радушную физиономию и открываю двери машины и багажник. Волноваться есть от чего, ведь к ввозу в их страну запрещены продукты, а у нас их полно в недрах багажника и сумках в салоне. Молодой человек сгибается с фонариком над сумками, куда-то светит. Стою чуть в стороне, думаю о том, чем всё это может закончиться? Штрафом? Отнимут продукты? Заставят съесть? Не разгибаясь, таможенник спрашивает, куда мы едем? Отвечаю, что в Норвегию, дней на десять. Лёгкая улыбка, молодой человек, закончив досмотр, желает нам счастливого пути, не забыв при этом помочь уложить на место вытащенные на асфальт сумки. Испытал к нему чувство благодарности. Я знаю, он видел наши продукты, не мог их не видеть. Вот так, первый раз за много пересечений границы нас досмотрели. Понятно, всё когда-то случается впервые.
После границы наш путь лежит по красивой дороге №62 до Пуумала (Puumala), затем сворачиваем на узкую и извилистую, но не менее красивую 434-ю до Юва (Juva) и затем по основному шоссе №5, через Варкаус и Куопио (Kuopio) движемся в Ийсалми (Iisalmi), в окрестностях которого и находится наш первый в этом путешествии кемпинг.
Сегодня мы проехали 506 км и остановились на заслуженный отдых в Koljonvirta camping. Плата за домик составила 40 eur. В домике стандартный набор удобств — электроплитка, холодильник, посуда, электроотопление. Кемпинг расположен в примечательном месте прямо на поле сражения между русскими и шведскими войсками в октябре 1808 года. Победа осталась тогда за шведами. На территории кемпинга сохранились насыпные холмы, неизвестного для нас назначения и какая-то, вероятно, военно-инженерная, штуковина, которую мы с женой приняли за метательное орудие, однако на истину не претендуем, а спросить было не у кого.
Прогуливаясь по окрестностям кемпинга, обнаружили ухоженный памятник погибшему в том сражении князю М.П. Долгорукому. Посажены цветы, золочёная надпись, ничего не разрушено, всё сохраняется в чистоте и порядке, так содержится памятник русскому генерал-лейтенанту у наших соседей. Трогает такое отношение к истории и людям, творившим эту историю и ушедшим. Кстати, на месте гибели своего генерала побывал император Александр I, о чём свидетельствует табличка на нескольких языках рядом с памятником. Делаем фото, возвращаемся «домой». Надо сказать, что весь первый день путешествия нас преследовали непрекращающиеся дожди. Начавшись почти сразу за пересечённой границей, они, то усиливаясь, то притихая, шли весь день. Естественным в такую погоду было отметить рюмочкой коньяка первый день нашего отпуска. А в домике тепло, сухо и уютно. Ваше здоровье!
Та самая военно-инженерная штуковина.
Резные скульптуры на территории кемпинга.
Утро второго дня опять дождливое. Не торопясь собираем наши пожитки, завтракаем. Пора в дорогу. Сегодня за руль садится Юля, давая мне немного пощёлкать фотоаппаратом и просто расслабиться. Наш путь лежит через Оулу (Oulu) и Торнио (Tornio) в уже заполярный городок Муонио (Muonio). На обочине появился знак, предупреждающий о возможной встрече с оленями. В этих краях, вероятно, проходит южная граница их обитания. Опыт говорит о том, что чем севернее, тем чаще встречаются пасущиеся по краям дорог олени. Вовремя заметить их не всегда получается и причиной тому окрас животных, он коричневый, что делает незаметными этих пасущихся разгильдяев. Гораздо легче заметить оленя, если он стоит к вам (простите) задней частью, там у него белая шерсть, и вот это пятно прилично его демаскирует. Однако в любом случае надо быть начеку. Если вам моргнёт дальним светом встречный автомобиль, знайте это не местный гаишник — это олень пасётся где-то впереди по вашему курсу. Несколько раз, следуя за местной машиной, видел, как водитель, притормаживая, включает аварийку, сообщая мне о рогатых беспредельщиках на дороге.
По здешним дорогам мы с Юлей уже ездили, поэтому особого интереса они для нас не представляют. Разве что, в районе Пюхянтя, дорога вдруг из 2-полосной превращается в идеально прямую, наверное, 6-полосную магистраль без какой-либо разметки, но с вырубленным по краям лесом. Продолжается магистраль приблизительно 5км, а затем так же внезапно перевоплощается в 2-полосную с лесом по краям. Лично мы смогли предположить, что этот отрезок шоссе может использоваться как ВПП для разных случаев. Больше о дороге нашего второго дня писать нечего. Дождь, дождь, дождь…
К концу дня остановились близ Муонио в замечательном кемпинге Aijakosken lomakyla. На кемпинг есть указатель с дороги. Нам досталась половинка 2-этажного дома с отдельным входом. Двухэтажные апартаменты со всеми удобствами, включая душ, туалет и сауну обошлись нам в 60 eur. Прекрасный вид из окна, ведь расположен дом на берегу широкой и порожистой Tornionjoki. Температура на улице + 10, одеваемся теплее и идём гулять, любоваться порогами, дышать чистейшим воздухом. Красота, шум порогов на мощной реке, неоглядные дали с сопками на горизонте и покой. Эх, если бы ещё не этот надоевший дождь! Хотя, как известно, у природы нет плохой погоды.
Прошли за 2-й день 515 км.
Ночлег в кемпинге 60 eur.
Бензин 48 eur.
Третий день нашего вояжа обещал привести нас в Норвегию, в кемпинг на берегу фьорда Fjordbotn. Позавтракав и собравшись, в 9 часов выезжаем, с сожалением покидая наш комфортный дом. Через пару километров, в городе Муонио, заезжаем на заправку. Ещё у нас был план зайти в местный магазин сети «Alko» и купить как сувенир понравившуюся не только мне ментоловую военно-историческую водку «Talvisota» или Зимняя война. Не судьба, водку не купили, ладно, обойдёмся. Продолжаем путь.
С каждым часом дорога и без того, мягко говоря, малозагруженная становится пустынной. Лес по краям редеет и мельчает, чаще встречаются низкорослые, искорёженные берёзки. Свинцовое небо до горизонта, хилый дождик. Через пару часов дороги в районе Karesuvanto лес практически исчезает, по краям дороги настоящая тундра с низкорослым берёзовым кустарником на каменистой и покрытой мхом и лишайником почве. Ветер, температура +8. На придорожной парковке пьём припасённый с утра в термосе горячий кофе с бутиками, поглядывая на пустынный и угрюмый северный пейзаж. На дороге почти полностью прекратилось движение. Ветер, покачивая машину, свистит в уплотнениях кузова. Почему-то подумалось, что так может выглядеть одиночество. Ещё через часик приезжаем на норвежскую границу. Лесом вообще не пахнет, кругом камни, редкие берёзки, снег на ближайших холмах. Температура упала до +5. Фотографируемся на память, припарковав машину на пустой площадке. Ни души. Мы одни. Мы в Норвегии.
А вот то, что мы наблюдали дальше, напомнило кадры из советского фильма «Земля Санникова». Помните, как после длительного скитания по холодным, суровым землям маленькому отряду внезапно открылся зелёный рай? Помните? Вот так и с нами произошло. Не прошло и 40 минут, как природа начала преображаться. Уже +11, уже зелень по обочинам такая, как в конце апреля бывает в наших Питерских широтах, уже засветилось на горизонте голубое небо, дорога стала шире и с разметкой и всё время идёт на спуск. А через час, вообще, вокруг потянулись сплошные полноценные хвойные леса. И такая перемена всего за час-полтора неспешной езды. Удивительно. Подумали, что спускаясь в долину от границы, которая расположена на высокогорье, мы приблизились к океану с его тёплым течением Гольфстрим. Скорее всего, это и есть причина столь стремительного изменения местной флоры. Фотографировались на берегу первого встреченного фьорда (Skibotnfjord). На берегу температура уже +15. Лето началось!
Дальше путь лежал на юг по главной норвежской магистрали Е6. Е6, если посмотреть на карту, пересекает всю страну с юга на север, как позвоночник, а от неё налево и направо идут ответвления к городам на западном побережъе и на востоке. Путь по Е6 недолог. В районе Муэн мы сворачиваем на дорогу 855 до Финнснеса (Finnsnes). Проехав по красавцу мосту, мы оказались на острове Сенья и, свернув на дорогу 861, поехали вдоль длинного фьорда, противоположный берег которого украшали горные вершины, покрытые снегом. Голубое небо, солнце, зеленоватая вода фьорда, горы в снегу, аккуратные маленькие домики придорожных деревушек, сменяющие одна другую — весьма привлекательную картину наблюдали мы под конец третьего дня путешествия. Погода в Норвегии «склонна к измене и перемене, как ветер в мае». Опять ушло солнце, задул холодный ветер, зарядил дождь — мы подъехали к крайней точке нашего путешествия кемпингу Fjordbotn camping.
На территории никого не видно, ресепшн закрыт. На двери объявление на норвежском и телефон. Звоним, объясняем своё желание остановиться в кемпинге. Мужской голос в трубке говорит ОК и просит подождать 5 минут. Через 5 минут подкатывает Volvo XC 70, и приветливый джентльмен, побрякивая ключами, приглашает пройти в офис. Интересная ситуация, входя с улицы в контору, джентльмен скидывает обувь и в носках следует за стойку. Честно, я несколько растерялся, что мне-то делать? Последовать его примеру или нет? Собрался было стаскивать кроссовки, но пинок от жены и удивлённо-вопросительный взгляд заставили вспомнить, что ни в одном из кемпингов, посещённых нами за годы путешествий, обувь не снимал никто, ни гости, ни хозяева. Забавно. Подходим к стойке, выбираем, как всегда, домик. Здесь мы пробудем два дня. Стоимость домика 500 nok в день. Всего домиков в кемпинге 5 или 6, но все с видом на фьорд. Наше жилище оборудовано двумя двухярусными кроватями, из удобств — электроплитка, холодильник, посуда и мойка. Отопление электрическое. Нам нравится. Тепло и уютно, а мы принялись за приготовление обеда, поглядывая на разбушевавшуюся за окном непогоду. Обязательная рюмка коньяка за наше путешествие. Пишу и сам себе завидую.
Ближе к вечеру соседний с нами домик заняли немецкие мототуристы. Три господина солидного возраста на хороших мотоциклах. Вообще, стоит сказать, что в этой поездке нам повстречалось очень много путешественников именно из Германии. На мотоциклах, машинах, кемперах — их много. Вечером погуляли в окрестностях кемпинга. Сложили маленький сейдик на ручье близ шоссе. Завтра у нас намечен подъём на гору Барден (Barden). Нужно отдохнуть. Идём спать.
В этот день пройдено 440 км.
Бензин — 58 eur и 430 nok.
Заплатили за 2 дня в кемпинге 1000 nok.
День четвёртый. Главная цель путешествия — подъём на Байден. Пасмурным утром покидаем тёплый домик. Подножие горы в 15 минутах езды от кемпинга. Паркуемся. Накрапывает мелкий дождь, но планы изменить он уже не в силах. Температура +13. Начинаем подъём. Очень хорошо, что одели трекинговые ботинки — реально оказались кстати. Первая часть пути проходит по болоту и сырому мху, лишь ближе к крайней точке подъёма появляются камни. Дождик не прекращается. Машина одиноким красным пятнышком виднеется далеко внизу. Идти трудно. Часто делаем остановки, отдыхая и присматривая место следующего отдыха. Дошли, однако. За все трудности подъёма мы были вознаграждены чудесным видом на фьорд и океан, облаками, которые были совсем рядом, непривычным снегом в июне и осознанием того, что мы сделали это. Огромный прилив позитива, такого редкого в наши дни. Молодцы мы с Юлькой! Вот.
Долго щёлкаем фотоаппаратом, всё хочется оставить в памяти. Не хватает мне моего русского языка, чтобы поделиться радостью, испытанной нами. Спустились вниз быстро и без проблем, с отличным настроением, ведь всё удалось. Ещё какие-то 15 минут и мы будем в кемпинге в тёплом домике отмечать наш сегодняшний «подвиг». Не тут-то было! Пока мы поднимались в гору, шустрые норвежские работяги перекрыли дорогу для ремонта и, судя по пришпиленному объявлению, на весь день. Что делать? Облом, однако. Придётся ехать вокруг всего острова Сенья, чтобы через 130 км вернуться в наш кемпинг. Хорошо ещё, что вчера заправился бензином, с полным баком как-то спокойнее встречать такие вводные.
Планы немного подвинулись. Вокруг острова по дорогам №861 и 86 мы собирались проехать, уезжая из кемпинга, ладно, поедем сегодня. Известно, что погода в Норвегии переменчива. Так и в нашем случае произошло. Едва отъехав от стоянки, мы увидели голубое небо, потом выглянуло солнышко. Едем и глазеем на замечательные океанские лагуны с прозрачной зеленоватой водой и белыми песчаными пляжами. Не хватает только пальм, а так вполне можно снимать рекламу Баунти. Остановился побродить по воде — ледяная. Юля, наблюдая за моими прыжками по воде, благоразумно в воду не пошла.
Тем, кто собирается на север Норвегии, смело могу рекомендовать дороги №№ 861 и 86 на о. Сенья. 861-я, проходя по самому берегу океана, дарит незабываемые впечатления путешественникам. Уставшие и почти довольные вернулись в кемпинг. Почти, потому что на ремонтируемом участке дороги, уже рядом с «домом», получили гроздь мелких камешков в лобовое стекло из-под колёс пролетавшего навстречу мерседеса с жилым прицепом. Три маленьких скола останутся на память о нашей поездке. В этот день пройдено (неожиданно) 130 км.
Начало подъема. Наша машина еле заметна.
День пятый. Начинаем путь домой. Вчера мы объехали остров вокруг по берегу океана, поэтому сегодня, скорректировав план, мы должны выехать на главную трассу Е6 и двигаться в сторону Нарвика ( Narvik). Но сначала мы отправляемся посмотреть на город-остров Husoy. Это не так далеко (км 30-40) от кемпинга, где мы ночевали. Город расположен во фьорде и с перевала, через который проходит дорога, открывается замечательный вид на городок, раскинувшийся среди синей морской глади. Конечно, всё сказанное справедливо при хорошей погоде без туманов и низких облаков. Дорога тоже интересна, после проезда тоннеля на гребне перевала, начинается извилистый 9% спуск к городу. На обратном пути вам предстоит преодолеть этот же, но уже подъём.
Припарковав машину на бесплатной парковке, сразу как только въехали на остров, пошли осматривать городок. История говорит, что в этих краях, давным-давно потерпел крушение испанский корабль, спасшиеся моряки поселились на острове, и вот теперь на Husoy можно повстречать черноволосых норвежцев. Обошли весь остров по кругу — не встретили. Наверное, в порту на работе. Не всем же, как нам, слоняться по острову с фотоаппаратом. Городок на острове понравился, его стоит включить в план поездки, если кто собирается в эти края. Побродив по городку, налюбовавшись видами морской дали сквозь черепичные крыши, возвращаемся к машине, пора в путь. Проехать предстоит немного, км 250, чтобы остановиться в примеченном ещё в первую поездку в Норвегию кемпинге Хаерслетта (Haersletta camping).
Дорога особых сюрпризов не преподнесла, разве что стали свидетелями дорожного ремонта на подъезде к трассе Е6. Бригада рабочих меняла дренажную трубу, проходящую под шоссе. Когда мы подъехали, работы только начинали, наша машина стала пятой в ничинающей собираться пробке. Пришлось грызть яблоки и слушать взятый с собой в дорогу концерт Трофима. Отдам должное рабочим, весь ремонт с вскрытием полотна дороги, выемкой старой трубы и укладкой новой, засыпкой, утрамбовкой занял 1час 20 минут. Молодые ребята работали споро и без перекуров.
Выехав на Е6, двинулись к югу. Дорога хороша, в низинах по-летнему тепло, на перевалах местами ещё лежит снег, и почти нет листьев на деревьях. Спуски, подъёмы, в общем, всё здорово. В Бъёрквике (Bjerkvik) крайний раз в Норвегии заправились бензином на колонке Shell и через 30 минут подъехали к кемпингу. Кемпинг расположен на вершине холма возле перекрёстка главной дороги Норвегии Е6 и главной дороги севера Швеции Е10. Это делает его очень удобным для путешествующего люда. Гулять особо негде. Кемпинг имеет чисто транзитное назначение и очень в этом плане хорош. Как всегда, поселились в домике, из окна хороший вид на раскинувшийся далеко внизу Уфут-фьорд (Ofotfjorden). Крайняя ночёвка в Норвегии, гуляем, едим мороженое, допоздна сидим на веранде домика, любуясь закатом.
Пройдено за день 250 км. Бензин 430 nok. Кемпинг 460 nok.
День шестой. Сегодня нам предстоит пересечь Швецию с северо-запада на юго-восток по шоссе Е10. Завтракаем и выезжаем из кемпинга в 8 утра. Утро холодное, свинцовые облака на небе.
До шведской границы где-то 30 км. Едем в одиночестве, несмотря на не такой уж и ранний час, автомобилей нет. Дорога сквозь мокрые скалы и каменистые гряды, всё время идет с небольшим подъёмом. Опять появился лёд на горных озёрах. Такое начало дня.
Довольно быстро доехали до Кируны. Кируна — самый северный город Швеции, до полярного круга 145 км. Город расположен на месторождении железной руды. В годы войны, через порт Нарвик, эту руду активно вывозили немцы на свои сталелитейные заводы. Конечным циклом этой цепочки становились «тигры», «фердинанды», «пантеры», пушки и другие смертоносные штуки. На въезде в город как памятник стоят старые вагонетки для перевозки руды. Горняки ещё не проснулись.
Бродим по почти безлюдным улицам старой Кируны. Хоть небо и прояснилось, но ледяной ветерок подгоняет нас к тёплой машине. Сделав пару снимков уезжаем. Через километр слева остаётся район новых магазинов, бутиков, гостиниц. Тут совсем другая Кируна. Небо окончательно очистилось от туч, стало пригревать солнце, напоминая, что как ни крути, а за окном июнь месяц. Решили обедать на полярном круге. Там есть небольшая парковка, стол со скамьёй, магазинчик с кафе. Остановились, разминая затёкшие конечности, идём к магазинчику где нас неожиданно встречают улыбчивые вьетнамо-корейские лица. Не ожидали. Великое переселение народов почему-то не порадовало. Мы-то, пленники стереотипов, ожидали увидеть в суровом шведском лесу белокурых викингов с их голубоглазыми подругами. Наивные. Расположившись за столом, под тёплыми лучами солнышка, попиваем из термоса приготовленный ещё рано утром в Норвегии кофеёк. Приятно возвращаться в лето.
Продолжая сегодняшний маршрут в сторону финской границы, в посёлке Мрьярв (Morjarv) свернули влево, на местную дорогу №390. Эта дорога срезает угол по пути в Каликс и далее в Торнио.
Очень красивая дорога, рекомендую, не разочаруетесь. Проходит вдоль берега вытянувшегося в длину озера. Местами озеро сужается, превращаясь в бурную порожисую реку. Есть места для стоянки с палаткой. На одном из таких мест мы даже решили остановиться на ночлег, разбив палатку на берегу стремнины и немного сократив план на сегодняшний день. Уж очень живописным показалось нам это место рядом с крохотной парковкой у моста. Но нет, шикарное место уже занято автомобилем и палаткой. Папа, мама, дочь и две красивые охотничьи собаки, закончив трудовую неделю, приехали, наверное, не в первый раз на облюбованное ими местечко. Папа с дочкой увлечённо закидывают спиннинги с прибрежных камней, а мама загоняет в палатку разволновавшихся при нашем приближении собак. К чему нарушать семейный отдых?
Полюбовавшись видом бегущей по камням широченной протоки, побродив по воде, уезжаем. Отъехав от стоянки, метров через 300 обнаруживаем кемпинг «Kamlunge husvagen camping». Судя по тому, что мы успели разглядеть через окно машины, домиков в кемпинге нет, а есть места под палатки и составленные рядом жилые домики-прицепы. Основные обитатели кемпинга — рыбаки любители речной форели и прочих северных водоплавающих деликатесов. Итак, путешественники и рыбаки запомните: дорога №390 между посёлком Морьярв на шоссе Е10 и окрестностью г. Каликс на шоссе Е4. Дорога эта выводит на шоссе Е4 приблизительно в 8-9км перед Каликсом. Как говорится, будете в тех краях — милости просим. Останетесь довольны.
Проезжаем без остановки Каликс (Kalix), крайний город в Швеции Хапаранда (Haparanda) и въезжаем в Финляндию. В Торнио (Tornio) у нас запланирован кемпинг. Навигатор прямёхонько выводит в нужную точку к шлагбауму, перегородившему дорогу к нашему долгожданному ночлегу. Барышня из навигатора оказалась не в курсе, впрочем, как и мы, что сегодня и завтра кемпинг не работает. Об этом нам сказала табличка на шлагбауме. Разочарование. Так хотелось вытянуть ноги, отдохнуть, перекусить. Придётся искать новое место. Место нашлось через 53 км в местечке Симо (Simo). Рядом с трассой Е75, на берегу речки Simojoki, в низине расположился кемпинг, который посещают, в основном, рыбаки.
По случаю вечера пятницы и хорошей погоды рыбаки были в естественном для всех рыбаков состоянии. На берегу реки в шатре, под баян исполнялись неспетым хором финские народные песни. Нам достался уюютный домик. Правда, из-за обилия валунов подъехать к нему оказалось проблематично и пришлось оставить машину в 50 м на свободном пятачке. Нашими соседями оказались симпатичные дедушка с бабушкой с одной стороны и молчаливо накачивающаяся пивом пара с другой. Общительный дедушка принёс показать мне коробку, где хранит он все мыслимые и немыслимые блёсна, воблеры, пёрышки, крючки и другие неизвестные мне заманухи для рыбы. Территория кемпинга небольшая. Места для прогулки мало. Сходили к берегу реки, вышли пройтись по посёлку. Не встретили в посёлке ни одного человека. То ли спят, то ли разъехались на выходные.
Удивили местные комары. Они чёрные и жёстко-колючие, будто свиты из проволочек. Нападают сразу, игнорируя прелюдии в виде нудного зудежа и облёта объекта вожделения. Встретили таких впервые. Наши-то деликатнее будут. Солнце заходит, вернулись к домику. Дедушка с бабушкой ушли к реке, в поющую компанию. Соседи справа уже напились. Красота. Пора спать.
Сегодня пройдено 572 км. Плата за кемпинг 45 eur.
Швеция Дорога Е10. Парковка в месте пересечения полярного круга.
Суббота. Утро предкрайнего дня нашей поездки. Тепло, по-доброму прощаемся со старым финским рыбаком и трогаемся в путь. Сегодняшняя дорога должна привести нас в город Нурмес (Nurmes) на берегу большого озера Пиелинен. От Симо до Нурмеса всего 356 км и можно было бы ехать дальше, на нашу границу, но мы решили заехать в понравившийся ранее кемпинг Хювяриля (Hyvarila). Это не просто кемпинг, а целый туристический комплекс с возможностью размещения в зависимости от толщины кошелька. Решено было остановиться в довольно большом, по кемпинговым меркам, доме. Дом со всеми удобствами, включая туалет, рассчитан на 4 человек. В прайс-листе кемпинга проходит как cabin A. Стоит такой замечательный ночлег всего 48 eur. Нам подходит. К тому же, повторюсь, кемпинг расположен в очень живописном месте на берегу озера, есть пляж, купальня, поле для гольфа и другие прелести. Вот так.
Но это ближе к вечеру, а пока мы заезжаем на заправку в городок Йи (Ii), это км в 20 от Симо. Заправились. В утренний час на заправке мы единственные посетители. Идём в кафе расплачиваться, переговариваемся с женой, подходя к стойке, и видим улыбающееся нам навстречу лицо. «Как давно я не говорила по-русски», — не переставая улыбаться, обращается к нам барышня за кассой. Разговорились, женщина оказалась из Украины, вышла замуж за финна и вот теперь здесь живёт и работает. Говорит, что в последнее время российские машины стали редкостью. Даже дальнобойщики, проезжающие транзитом в Норвегию за рыбой, не часто встречаются на её бензоколонке. Собирается ехать в отпуск на Украину, спрашивает о тонкостях перехода российских пограничных КПП. Рассказали, о чём знаем. Говорила нам о трудностях, которые переживают сейчас её бывшие односельчане. Говорили по-доброму, с желанием и взаимной симпатией. Усадила за столик, принесла кофе. Очень приятно. Появились другие посетители, и мы распрощались. Пусть всё сложится у неё хорошо. В Нурмес приехали довольно рано, разместились и, как обычно, пошли исследовать окрестности. Забрались на смотровую вышку в лесу и сделали несколько фото. Как и предполагали, кемпинг порадовал нас и погодой, и размещением.
Пройдено 356 км. Безин 60 eur. Кемпинг 48 eur.
Фото со смотровой вышки. Видно поле для гольфа.
Вот и крайний день путешествия. Выезжаем рано утром с тем, чтобы к 11-12 часам подъехать на КПП в Иматре (Imatra). От Нурмеса до Иматры 330 км. Немного грустно, как никак, а отпуск подходит к концу. Отпуск, которого ожидаешь целый год. А с другой стороны, дома нас ждёт сын и родные. Это так хорошо, когда тебя любят и ждут твоего возвращения. Этот отчёт написан с единственной целью — оказаться кому-то полезным, тому, кто планирует своё путешествие на автомобиле. Буду рад, если хотя бы одна цифра или строчка окажутся востребованными путешественниками. Всё, о чём было написано это исключительно наша точка зрения, наше видение, которое не претендует на истину в последней инстанции. Благодарю всех, кто умудрился до конца прочитать моё творение.
Дорога домой. До границы 150 км.
Всем здоровья, удачи на дорогах, сбывающихся планов, запоминающихся путешествий.