Из Иркутска в Европу на мотоцикле Honda GoldWing-1800. Часть 1

22.10.2012 | 23441 просмотр

Европа. Подготовка

Наша четвертая (вторая на мотоцикле) поездка в Европу изначально задумывалась как полностью самостоятельное путешествие. Мотоцикл Honda GoldWing-1800 2009-го года был куплен в прошлом году главным образом для осуществления этого проекта.

Опираясь на предыдущий опыт и учитывая все минусы сотрудничества с туристическими компаниями (особенно в финансовом отношении), документы на визу решили подавать сами, в испанское консульство. Собрать нужные документы оказалось совсем просто (список и форму заявления скачали с веб-сайта http://www.spainvac-ru.com/russian/), но как оказалось, были и подводные камни. Чтобы избежать технического отказа надо:

Во-первых: исхитриться и вписать в крохотное пространство графы все названия отелей (в нашем случае около тридцати). С трудом, но получилось, а также втиснуть их адреса и телефоны в следующую графу.

В итоге, по совету работника визового центра, вписали адреса первого отеля,нескольких испанских и двух последних.

Во-вторых: в брони отеля должны быть указаны имена обоих гостей, а не только того, на кого оформлена бронь. Для решения этого вопроса пришлось связаться с booking.com.Я отправила им письмо по электронной почте и в течение получаса все было оформлено должным образом.

В-третьих:все копии документов на мотоцикл ( грин-кард, синька, техпаспорт и даже водительские права Андрея нужно было прикрепить к моим бумагам.Еще приложили каждому копию свидетельства о браке и обменялись копиями первых страниц российских паспортов. Как нам сказали в визовом центре, испанцам нравится большое количество бумаг, поэтому чем больше будет копий, тем лучше.

Тому, что нам удалось избежать технического отказа и сократить расходы на пересылку документов в Москву, в значительной мере поспособствовало открытие в Иркутске визового центра. Документы мы подали 2-го июля и ровно через две недели наши паспорта пришли обратно. Так как мы не первый раз едем в Европу, запросили мультивизу, что и получили в результате.

Теперь о расходах на подготовительном этапе:

• билеты на самолет до Москвы — 22 000;
  • ж/д расходы по отправке мотоцикла(обрешетка своя) — 11 000;
  • расходы на получение визы — 4 600;
  • страховой полис на мотоцикл на 60 дней — 2 500;
  • медицинские страховые полиса на 45 дней — 3 100.

Итого: 43 200.

Все страховки оформляли в РЕСО, так как у них самые низкие цены, да и отзывы неплохие.

Мотоцикл упакован и погружен в вагон.

Теперь о маршруте. В этот раз решили ехать из Москвы до польской границы через Белоруссию, а не по обычному пути Питер—Финляндия—Германия. По времени получается тоже самое, но экономия, ввиду отсутствия парома, существенная. Итак, Москва—Брест—Варшава—Берлин—Амстердам и другие не менее интересные места в Голландии. Далее Бельгия, Франция и непременно Париж, атлантическое побережье Франции, Испания, Португалия, север Италии и возможно страны бывшего соц. лагеря, к примеру Венгрия, Словения, Хорватия.

Август, 1, 2012

Европа. День первый. Начало

Первого августа мы вылетели из Иркутска в Москву, где нас уже ждал мотоцикл. Как обычно,вылет задержали. Но ненадолго.

И уже в 13:30 мск мы ловили такси из Шереметьево до жд-складов. Это отняло у нас час времени и две тысячи рублей — и вот мы на месте. В этот раз мотоцикл пришел без повреждений. Разгрузка прошла быстро.

И вскоре мы катили по МКАД в сторону Минского шоссе. Нам повезло, пробок практически не было и мы довольно быстро оставили Москву позади. Дорога понравилась. Хорошее ровное покрытие, красивые пейзажи, современные АЗС, особенно понравились заправки ЛУКОЙЛа, где можно неплохо перекусить: эспрессо, капучино, горячая выпечка, все вкусно и недорого.

Несмотря на перелет и смену часовых поясов, мы проехали около 350 км и остановились на ночь возле Сафоново в первом попавшемся на дороге мотеле из разряда «минус две звезды». За полторы тысячи рублей мы получили в свое распоряжение крохотный номер с диваном, телевизором, а главное, с горячим душем, а также место на охраняемой парковке. При мотеле было «кафе» с очень скромным выбором блюд: солянка и котлеты с картофельным пюре. Но мы были рады и этому, искать что-то другое не было ни сил, ни желания.

Европа. День второй. Белоруссия

На этот день было запланировано пройти как можно большее расстояние и по возможности доехать до Бреста. Выехали где-то часов в восемь утра, отдохнувшие и набравшиеся сил. Через пару часов мы пересекли границу.

В Белоруссии нам понравилось почти все: аккуратные деревеньки, попадавшиеся на нашем пути, маленькие и уютные кафе с недорогой и вкусной едой, красивые пейзажи и доброжелательные люди.

Еще один немаловажный нюанс: это многочисленные зоны отдыха, в отличие от российских дорог. В одном из таких приятных мест мы остановились передохнуть.

Так незаметно, любуясь окружающей природой, к часам трем докатились до Бреста. На въезде в город пообщались с местной ДПС (превысили скорость на 14 км/час). Но к счастью, обошлось без штрафа. Надавили на жалость: едем из Иркутска много дней, устали, не заметили знак. Отделались предупреждением и пообещали впредь не нарушать правила.

Вот мы и в Бресте. Город понравился. Небольшой, компактный, с широкими улицами, везде чистота и порядок, как впрочем во всей Белоруссии.

Так как Garmin не обладал информацией о белорусских отелях, пришлось взять все в свои руки и мы поехали наобум, вглядываясь во все надписи слева и справа от дороги. Сделав остановку у первого попавшегося торгового центра, нашли кафе быстрого питания, с большим выбором блюд белорусской кухни, высоким уровнем качества и отличными сервисом. У нас поначалу глаза разбежались от такого разнообразия еды, было очень трудно остановить свой выбор на чем-нибудь, так как хотелось попробовать все. Другой приятный сюрприз ожидал нас на кассе. За все это изобилие мы заплатили меньше четырехсот рублей. Фантастика! Решено — остаемся здесь жить.

Отобедав, продолжили поиски гостиницы и покружив по городу, через какое-то время нашли отель «Белоруссия». Двухместный номер с охраняемой стоянкой, но без кондиционера, обошелся нам в 2 500 рублей. Цена оказалась на уровне европейской, а вот сервис еще далеким от совершенства.

На ужин мы поели вкуснейших персиков и нектаринов, купленных в ближайшем магазинчике ( где-то 100 рублей за кг) и отправились спать.

Европа. День третий. Варшава

Из-за отсутствия кондиционера, ночь выдалась не самой лучшей в нашей жизни. К тому же часа в три мы проснулись от шума подъедавших мотоциклов. Утром, на стоянке, рядом с нашим GoldWing мы обнаружили порядка восьми мотоциклов с московскими номерами.

Поскольку спать в душном номере было невозможно, в шесть часов утра мы выехали в сторону границы.

Мотоциклисты, как всегда, без очереди и через час, не слезая с мотика, мы преодолев все формальности, въехали на территорию Польши.

Позавтракали по пути, в придорожном мотеле. За завтрак с бесплатным интернетом отдали 300 рублей, но топливо существенно подорожало. Вскоре мы подъехали к Варшаве. И тут выяснилось, что Польша — на картах Garmin сплошное белое пятно, одни только названия городов и несколько дорог, к тому же неверно указанных. Но благодаря предусмотрительности Андрея, у нас в рукаве был козырь — навигация Sygic, загружённая в iPhone накануне. И при крепив телефон скотчем к приборной панели, мы все же достигли конечной цели — забронированных апартаментов.

Наше временное жилье оказалось расположенным почти в самом центре города, в зоне пешей доступности. Вооруженные инструкциями хозяйки жилья, мы сразу отправились осматривать достопримечательности.

Прогулявшись по парку, добрались до Старого Мяста — исторического центра Варшавы.

Из путеводителя мы узнали, что во время войны, центр был практически разрушен и восстановлен заново по старинным картинам много лет спустя.

Присели передохнуть в маленьком кафе.

И наконец добрались до Замковой площади. Посмотрели на Королевский замок, зашли в собор Св. Яна и прогулялись по старинным улочкам.

В этом доме родилась Мария Склодовская-Кюри, самая знаменитая польская женщина-ученый.

А затем нашу прогулку прервала гроза и мы были вынуждены вернутся назад в номер, прихватив по пути, еды на ужин в маленькой лавке.

За два вида колбасы, сыр, свежую выпечку и шоколад я отдала около двухсот рублей. Этого нам хватило чтобы поужинать и еще на два раза позавтракать.

Еще очень понравились апартаменты. В нашем распоряжении оказалась квартира, состоящая из спальни, гостиной, кухни (оборудованной всем необходимым) и большой ванной комнаты со стиральной машинкой. Вечер мы провели у телевизора, наблюдая за ходом Олимпиады.

Европа. День четвертый. Вроцлав

Утром, попрощавшись, с нашей гостеприимной хозяйкой Евой, двинулись дальше. В этот день мы должны были проехать где-то 400 км.

Вот такие великаны живут в Варшаве.

И сразу же непредвиденная остановка — сгорел предохранитель. Неисправность была устранена быстро, благодаря мастерству Андрея. Дорога на Вроцлав, не такая, хорошая, как до Варшавы, однополосная, местами неровная, но без выбоин. Зато рядом строится новая, не хуже чем в Германии. Ехали небыстро, так как из-за плотного движения транспорта в обе стороны, редко предоставлялась возможность обгона.

Наш новый навигатор.

До отеля мы добрались к двум часам дня. Передохнули немного и поехали осматривать город. Вроцлав, считается одним из самых красивых городов Центральной Европы, в чем мы смогли убедиться лично.

Барочные здания Ясь и Малгося соединены воротами, которые ведут костелу Св. Елизаветы.

Поужинать мы отправились в кафе Chatka, где попробовали кухню польских горцев и местное пиво. Я заказала печень с яблоками и клюквенным соусом. Ничего вкуснее до этого не ела.

А потом мы посмотрели шоу фонтанов и отправились на отдых.

Европа. День пятый, день шестой. Берлин

В заключение к вышесказанному, хочу добавить, что после посещения Польши, мой взгляд на бывшие соцстраны изменился в лучшую сторону. Недорогое жилье, вкусная и дешевая еда, да еще и огромные порции как минимум на двоих (похудеть не удастся), и пока еще хорошее отношение к русским, не знаю, надолго ли. Польские водители очень вежливы и внимательны к мотоциклистам, на узкой дороге прижимаются к обочине, чтобы пропустить мотоцикл, чего не встретишь в России. Так что желание вернутся и повторить эксперимент осталось.

Но надо двигаться дальше. Впереди нас ждет Берлин, город, который мы хотели увидеть давно, каждый раз что-то мешало.

Ночью случилось небольшое происшествие — мотоцикл упал. Провалился асфальт. Хотя мот стоял на центральной подножке. К счастью, все обошлось.

Расстояние от Вроцлава до Берлина — километров четыреста, дорога отличная, чувствуется, Германия рядом. Ехали быстро (ограничение скорости 140 км/час), а от границы так и вообще все полетели. В полдень мы уже были по нужному адресу.

Последняя остановка в Польше.

На этот раз это оказались супершикарные апартаменты, все новое, красивое, современный дизайн. Две маленькие бутылки вина и сладости в подарок.

Быстро распаковав вещи, отправились на поиски ресторана немецкой кухни, поесть колбасок. Но к огромному удивлению, не смогли ничего найти. По пути нам попались несколько итальянских, греческий, мексиканский и даже тайский!! Остановили выбор на итальянском. Кофе был изумительным. На мой взгляд, никто не умеет варить кофе вкуснее, чем итальянцы.

Можно было отправляться на поиски Рейхстага — нашей главной цели.

Вечер был теплым, и мы с удовольствием покружили по центру города, делая остановки в тех местах, которые казались нам интересными. Также погуляли пешком, так как мотоцикл можно оставить на обочине дороги, практически в любом месте (как впрочем и поступают местные байкеры).

Здание Ратуши.

Вернулись поздно, уставшие, но довольные. А после ужина Андрей предпринял еще одну вылазку по ночному городу, по моему мнению, чтобы покрасоваться на мотоцикле. Я же осталась, чтобы устранить проблемы с интернетом и пытаться сочинить очередной «шедевр».

На шестой день у нас были запланированы: экскурсия по городу на автобусе и посещение мотомагазинов, что мы, собственно, и сделали.

В Льюисе, я купила себе джинсы, а в Polo были приобретены подножки для мота ну за очень смешную цену — 30 евро.

Войдя во вкус, совершили набег на парочку бутиков, где я купила еще одни джинсы (старые обносились настолько, что пришли в полную негодность и были тут же выброшены в мусорный бак) и парочку футболок. Опять же все по смешным ценам, например майка из Puma стоила 350 рублей!

Короткий отдых в уличном кафе — и пора двигаться дальше. Впереди нас ждал экскурсионный автобусный тур. Кстати, это хороший способ познакомиться с городом, определиться, на что стоит потратить больше внимания и узнать что-то новое. Цена одного билета — 10 евро, а ездить можно весь день, покидая автобус на очередной остановке, чтобы посетить какую-нибудь достопримечательность и затем садясь на другой этой же компании.

Мы же решили нигде не сходить, а просто прокатится по городу, любуясь окружающими видами и слушая пояснения гида. Поскольку, перед этим поели немецких колбасок, кислой капусты, картошки в кожурках, запивая все это опять же немецким пивом. Все это упало нам на глаза и подкосило ноги, так что автобусная поездка оказалась весьма кстати (я даже успела поспать, разморившись на солнышке).

Вечер был завершен ужином в греческом ресторане: хориатики, долма, пита, маринованные оливки и конечно же пиво. Ну как здесь без него?

Европа. День седьмой. Недденаверберген

Как ни жаль было покидать так понравившееся нам место, но надо было двигаться дальше. Хочу сказать, что более комфортных условий проживания мы не встречали ни в одном из наших путешествий. Стильный современный интерьер. Все продумано до мелочей. Жаль забыла сделать фото, словами это не передать. Все предметы были расставлены или разложены строго на своих местах с чисто немецкой аккуратностью и педантичностью ( столовые приборы и другие принадлежности лежали в таком порядке, как на операционной столе).

С удовольствием бы пожили здесь подольше, но нас ждала Голландия.

В этот день мы планировали пройти 360 км и остановиться на ночь в маленькой немецкой деревушке, недалеко от Бремена.

По пути заехали в Магдебург, ничем не примечательный городок, просто понравилось название. Несмотря на будний день, на центральной площади, кипел рынок. Сыры, мясо, колбасы, фрукты и овощи а рядом вездесущие китайцы со своим ширпотребом. Здесь же лотки с горячими закусками. Мы попробовали местные колбаски, мясной хлебец и котлетки, называемые фрикаделлен, жаренные на гриле, всего на 5 евро.А еще мне понравилась малина, никогда не ела такую крупную ягоду.

Погода была нежаркая и ветреная, но местные жители, казалось не чувствовали холода. Одетые в шорты, юбки, майки в то время, как мы запихивали плотнее кожаные куртки, поеживаясь от порывов холодного ветра.

Пользуясь случаем, хочу вернуться назад и рассказать, о том, что меня поразило в Берлине, так это количество проживающих там арабов. Мы проезжали по улицам, где кафе и рестораны восточной кухни соседствовали с магазинами, предлагающими женские мусульманские наряды. Я не то чтобы националистка, но как-то странно было видеть женщин в хиджабах и паранджах, окруженных черноглазными ребятишками и мужчин восточной наружности среди степенных бюргеров на сонных европейских улочках.

Еще один минус Германии — это платные услуги на все, на что только возможно. Туалеты, тележки и ячейки для сумок в супермаркетах, — практически все, на чем можно заработать.

По мере нашего продвижения к границе, становилось все прохладнее и ветренее. А не доезжая километров 5 до Недден-как-его-там, попали в дождик.

Выбранный мной отель, расположился в самом центре крохотной деревушки и, по-видимому, был для местных жителей чем-то вроде сельского клуба, так как единственные в округе ресторан и магазин находились здесь же. Перед ужином мы решили прогуляться, но как оказалось, идти было некуда. Через двести-триста метров в любую сторону начинались бескрайние поля. Зато нашли интересный автомат для сигарет, чтобы купить что-нибудь, надо доказать что ты совершеннолетний, предъявив права.

А теперь немного о немецкой еде. По моему мнению, это главная достопримечательности Германии, посмотреть, т.е. попробовать которую нужно хотя бы раз в жизни. Делая в ресторане заказ, я подумала, что для деревенского ресторана цены высоковаты, но увидев принесенные блюда, тут же изменила мнение. Шницель, примерно с две мужские ладони в окружении жареной картошки, цветной капусты и салата и мои блинчики, скорее блинищи 40 см в диаметре, на которые вылили банку горячего вишневого варенья. Казалось, съесть это невозможно, но мы, хоть и с трудом, но справились. Спасибо мезиму.

На завтрак нас ждало не меньшее изобилие еды, которой с лихвой хватило бы на четверых. А еще говорят, что в Европе плохие завтраки.

Европа. День восьмой. Вогнум. Эдам. Амстердам

Утро выдалось прохладным и пасмурным. Утеплившись как следует, тронулись в путь. До границы оставалось где-то двести км, а до Вогнума, нашей следующей остановки — 390. Несмотря на низко нависшие тучи и пронизывающий ветер, ехать было на удивление легко и вскоре мы уже катили по нидерландским дорогам.

С легкой руки Петра Первого, принято называть Нидерланды Голландией, что в корне неправильно. Название Голландия носят всего лишь две провинции, где он собственно и побывал.

Нидерланды ошеломили нас сразу же. Бескрайними зелеными полями, старинными ветряными мельницами, пряничными домиками под соломенными крышами, отражающимися в воде каналов, узкими улочками маленьких городков. Ощущение такое, будто попали в сказку, и кто знает, не прячется ли за тем вот углом добрый гном или злобный тролль.

Навигатор показывал впереди длинный мост через залив, но, как оказалось позже, это была дамба. Мы, как и другие туристы, остановились у мостика, чтобы полюбоваться видами и сделать несколько фото.

Вскоре мы прибыли в Вогнум, место очередной ночевки. Хозяйка отеля любезно снабдила нас необходимой информацией об Амстердаме, заодно посоветовав посетить и Эдам, город, где производят знаменитый одноименный сыр. Так как времени в обрез, не ожидая, пока приготовят номер, а кинув сумки в холле, понеслись во весь опор.

Первый пункт — Эдам. И вот она, настоящая Голландия, с каналами, лодочками, островерхими башнями на крышах старинных зданий. И повсюду маленькие, большие и огромные головки знаменитых голландских сыров. Я не оговорилась, мы находились, именно, в провинции Северная Голландия.

Прогулявшись по улочкам города, отправились дальше. Ведь впереди нас ждала встреча с Амстердамом, о котором мы слышали много мнений, от самых восторженных до крайне негативных, но хотели составить свое собственное.

И вот оно: Амстердам — город контрастов, где современность тесно переплелась со стариной, где каждое здание не похоже на соседнее, где порок уживается рядом с добродетелью (квартал красных фонарей и «кофейни» с марихуаной на фоне мрачных и строгих соборов), где велосипедов больше, чем машин, где неформально выглядящих людей больше, чем в любом другом месте. И этот список можно продолжать до бесконечности. Наверное нельзя сказать понравился — не понравился, он просто раздавил нас мощью впечатлений, врезавшимися в нашу память на всю оставшуюся жизнь.

В отель мы вернулись поздно, изнемогая от усталости и сгорая от нетерпения полакомиться черешней и клубникой гигантских размеров, купленных по пути.

И как достойное завершение дня — изысканный ужин с вином в ресторане средиземноморской кухни.

Европа. День девятый. Хаарлем. Лейден. Делфт. Дордрехт

Мы хорошо отдохнули в уютной комнатке деревенского дома, стоящего посреди виноградников. Как оказалось позже, хозяева отеля производят и бутилируют собственное вино, причем трех видов. Эх знать бы об этом вчера и вечер не закончился бы так рано. У нас ведь и головка сыра была припасена (не удержались, купили в Эдаме). Стоимость бутылки вина в пределах 10 евро. Но ничего не поделаешь, и пообещав заехать в другой раз, отправляемся дальше, к побережью.

Ехали медленно, наслаждаясь красотой этих мест, предварительно задав на навигаторе программу избегать скоростных дорог.

И вот мы уже в Хаарлеме.

Старинная обувь голландцев — кломпены (деревянные башмаки).

Немного побродив по городу, поехали к побережью. Сказать, что мы были удивлены, значит не сказать ничего. Перед нами простилался огромный пляж без конца и края, где люди загорали и даже КУПАЛИСЬ. Это в Северном-то море.

На набережной , через каждые сто метров, стояли мобильные киоски, витрины, которых манили изобилием закусок из разных сортов рыбы и морепродуктов: гигантские креветки, кольца кальмаров, мидии, рыбное филе под различными соусами и маринадами. Глаза разбежались в разные стороны. Хотелось попробовать практически все или хотя бы большую часть.

Совершив два набега на прилавок, заметно отяжелевшие и ставшие беднее на 25 евро, отправились в Лейден, очаровательный городок с островерхими домиками и узкими каналами.

Вот мы и в Лейдене.

За пару часов пребывания в городе, создалось впечатление, что главный вид транспорта здесь — это лодка. Мы видели молодых людей, причаливавших к берегу, чтобы попить пива в баре, проплывающих мимо нарядно одетых мужчин и женщин с бокалами вина в руках, беседующих о чем-то и пожилые пары, возможно, приехавших за покупками.

Посидев на берегу канала с чашечкой кофе, отправляемся в Делфт, известный всему миру своей сине-белой керамикой, очень похожей на нашу гжель.

Хаарлем, Лейден, Делфт. Все эти три города объединяет одно: знаменитые голландские тюльпаны. Проезжая, мы видели огромные цветущие поля. Гладиолусы, ирисы, розы. Чего там только не было. Не хватало одних лишь тюльпанов. Но их время уже прошло.

Делфт запомнился нам не столько своими улочками, каналами, мостиками и черепичными крышами домов, сколько бдительными полицейскими, наказавшими нас на 56 евро за неправильно припаркованный мотоцикл.

Устав от новых впечатлений и немного расстроенные штрафом ( в большей степени я), отправляемся в Дордрехт, еще один не менее красивый город, чем все предыдущие, чтобы устроиться на ночлег.

Оказалось, что отель находится в самом сердце исторического центра, рядом с главным собором, где каждый четверг проходят концерты колокольной музыки.

Послушав звон колоколов, плывущий над городом и полюбовавшись на яхты мы отправились в номер. Закончился очередной, такой долгий, но полный событий день.

Европа. День десятый. Антверпен. Брюссель

В Дордрехте мы решили поставить точку, хотя нет, запятую на нашем знакомстве с Нидерландами. Конечно, за такой короткий срок нельзя было увидеть всю страну. Мы не побывали в Маастрихте, одном из самых восхитительных и старейших нидерландских городов, не заехали в Гаагу, вторую столицу Нидерландов (политическую), не увидели крупнейшую в Европе птичью колонию на острове Тессел, не посетили национальный парк Хоге Клюве. Все это было оставлено на следующий раз. Ведь мы же вернемся сюда снова, не так ли?

Но хватит о грустном, сегодня нас ждет встреча с Бельгией, до которой осталось каких-то 30 км.

Этот раритет мы обнаружили на подземной парковке.

И первый пункт нашего списка — Антверпен, второй по величине бельгийский город и большой старинный порт, расположенный к северу от Брюсселя во Фландрии. Район отличается своеобразной культурой и наличием нескольких интересных мест, которые мы запланировали посетить. Антверпен, Гент и Брюгге.

По пути отметили, что местность довольно скучная и однообразная. По обе стороны дороги лежали бескрайние поля.

Вот и Антверпен. Столица Фламандской Бельгии. Мировой центр обработки алмазов. Город, славящийся замечательными музеями и прекрасными церквями, украшенными картинами Рубенса.

Достигнув исторического центра и припарковав мотоцикл, на этот раз соблюдая все меры предосторожности, отправились на поиски достопримечательностей. В ближайшей лавке прикупили магниты и договорились оставить шлема. Кстати, очень хороший способ, практикуемый нами постоянно.

Знаменитые бельгийские булочки.

Всего несколько минут и мы на Рыночной площади, с домами гильдий семнадцатого века и фонтаном Brabo в центре.

Затем посетили Кафедральный собор, истратив на билеты 10 евро, чтобы посмотреть на картины Рубенса и других фламандских художников и выпили по чашечке кофе.

Бельгийский шоколад и другие сладости крупнейшей фабрики Leonidas.

Обратите внимание — у лошадей обрезаны хвосты и подвязаны мешки для сбора навоза.

И снова в дорогу, до Брюсселя осталось совсем чуть-чуть.

Отель, который я забронировала, оказался суперсовременным (там не было ключей, а каждому гостю выдавали свой код, его нужно было набирать, чтобы открыть дверь в номер и входную) и крайне необычным. Девушка с ресепшн провела нас в столовую и сказала, что мы можем брать закуски и напитки, которые там были, в любое время, т.к. это включено в стоимость (70 евро/ночь). На столике стояли вазочки с конфетами, шоколадом, печеньем и фруктами, а холодильник набит баночками с пивом, колой, соками и йогуртом. Также мы могли взять велосипед для прогулки по городу, опять же бесплатно. Подземная парковка и маленький садик дополняли опцию «все включено». В итоге, решили остаться еще на одну ночь, потому что одного дня было явно недостаточно, а планов так много.

Мотоцикл мы оставили в гараже, решили добраться до центра пешком, размять ноги. Идти оказалось километра четыре, зато мы увидели места, которые не замечаешь, проезжая на машине или мотоцикле. Интересные строения, дорогие автомобили, необычные клумбы.

Потихоньку добрались до площади Гран-Плас, окруженную домами гильдий с изящными, богато украшенными фасадами и зданием ратуши. Несколько фото и отправляемся искать самую известную достопримечательность — Manneken Pis.

Статуя была отлита четыреста лет назад, ее похищали несколько раз и теперь тут стоит копия.

Писающие мальчики на любой вкус.

Затем мы еще погуляли по городу, кружа по незнакомым улочкам и фотографируя все на своем пути.

После такой длительной прогулки, мы уже не в состоянии были идти куда-то ужинать и воспользовавшись возможностью, предоставленной нам отелем, устроили чаепитие на террасе.

Европа. День одиннадцатый. Гент. Брюгге. Остенде

И еще немного о ценах. В Брюсселе, как впрочем и во всей Бельгии, трудно найти дешевую еду. Средняя цена блюда в кафе или в ресторане стоит примерно15-20 евро, и даже в уличном лотке я оставила 16 евро почти ни за что. Но зато за стрижку Андрея, в маленьком салоне возле отеля, с нас взяли всего лишь 200, нет не евро, рублей. Цены же на бензин почти такие, как в Германии, 1,65 за литр, в Нидерландах мы платили больше, где-то 1,81.

Выехать решили пораньше, т.к. был выходной день и, скорее всего, мы были не одни в своем желании уехать из столицы. Расстояние между Брюсселем и Гентом небольшое, всего-то 50км.

Гент, третий по величине город Бельгии, был самым большим городом Западной Европы в 13-14 веках, но в начале 16-го века пришел в упадок. И только в двадцатом веке он обрел свое второе дыхание.

Было раннее утро, народу было мало, и мы спокойно прогулялись по площадям и улочкам старого города.

зашли в здание собора St.Baaf.

Поднялись на колокольню и побывали в музее колоколов.

Дошли до замка графов Фландрских, мрачного каменного строения.

И поехали дальше, до Брюгге.

Брюгге считается наиболее сохранившимся средневековым городом, именно поэтому он очень популярен среди туристов, особенно в летнее время. Мы тоже решили не выделяются из толпы и отметиться там.

Выехав из Гента, тут же попали в жуткую пробку, растянувшуюся на десятки километров. Казалось, весь Брюссель устремился к побережью, чтобы получить свою частичку солнца и морского воздуха. Не знаю, сколько бы мы потратили времени и нервов, если бы не полицейский на мотоцикле, который ехал впереди нас. Как оказалось позже, это была девушка. Ловко маневрируя между машинами, иногда прикасаясь рукой к зеркалам особо непонятливых водителей и тем заставляя их освободить дорогу, вывела нас и еще двух мотоциклистов на свободу. Махнув ей рукой на прощание, мы продолжили свой путь.

Доехав до Брюгге, оставили мотоцикл недалеко от исторического центра и пошли на главную площадь, украшенную величественной колокольней Belfort.

Зашли и в базилику Святой крови, где хранится одна из величайших христианских реликвий — чаша с кровью Христа, привезенная крестоносцами из Иерусалима.

Погуляв еще немного, отправились в Остенде, поскольку терпеть толпу шумных китайских туристов было уже невмоготу.

Вернувшись к мотоциклу, обнаружили, стоящий рядом еще один Honda Goldwing.

Остенде — маленький курортный город, каких много на побережье Северного моря. Зато здесь вдоль побережья проходит самая длинная трамвайная ветка, около 60 километров, соединяющая несколько курортов. За пять евро можно ездить весь день и сходить на понравившихся остановках.

Увидели интересный аттракцион, где всем желающим предлагали протестировать ремни безопасности.

Прошлись вдоль берега и так как время было обеденное, присели в одном из многочисленных ресторанов, где, заказав национальное бельгийское блюдо — мидии с картофельными чипсами и по бокалу вина, отметили день рождения Никиты (сына).

Европа. День двенадцатый. Люксембург

Поначалу мы не рассматривали Люксембург как один из этапов нашего путешествия. Но затем поразмыслив, решили не менять цель поездки (увидеть как можно больше европейских столиц). Решено — сделано, и снова в дорогу.

Когда мы покидали Брюссель, возникло ощущение, что город вымер. Время — половина девятого, а на улицах ни души. Ах да, все же уехали к морю. Воскресный день. Машин на трассе было мало, зато много мотоциклистов, ехавших поодиночке, парами и группами.

На заправке вышло небольшое недоразумение. Кассы не было и платить пришлось через автомат, при этом с карточки снялось не 31 евро, как на чеке, а почему-то 70. Придется разбираться после возвращения.

До Люксембурга домчались на одном дыхании, каких-то 150 км, еще раз отметив качество местных дорог.

Отель взяли за городом, рядом с аэропортом, очень приличный, после ремонта, а главное недорого. Кстати, при выборе отелей, я выставляю фильтр «все отзывы» и выбираю самый дешевый с наиболее высоким рейтингом. За все время ( а это не один год) ошиблась только два раза.

После коротого отдыха, мы запаслись картами и советами девушки с ресепшн и поехали искать центр.

По правде говоря, я была разочарована, т.к. в своем воображении рисовала средневековый замок с высокими башнями; старинные, повидавшие не одно столетие, дома; узкие улочки, куда даже в солнечный день редко заглядывает солнце. Но вместо этого мы увидели современный город с грандиозными зданиями из стекла и бетона, принадлежащими банкам, корпорациям и организациям Евросоюза. Чтобы их построить, были снесены роскошные особняки 18-19-го веков.

И только старый город сохранил еще остатки воспоминаний о прошедших временах. Да и тех осталось не так уж и много.

Европа. День тринадцатый. Суассон(Франция)

За двенадцать предыдущих дней мы проехали шесть стран и сейчас, прокручивая в памяти все события, вспоминаешь какие-то мелкие детали, упущенные ранее. В каждой стране мы нашли свои плюсы и минусы, что-то вызвало восторг, а что-то раздражение.

Больше всего, конечно же, понравились Нидерланды. Мы обратили внимание на одну интересную особенность — там не принято занавешивать окна шторами. Максимум — короткие прозрачные занавески, а в основном все дома просматриваются насквозь. Создается впечатление открытости местных жителей, которым нечего прятать от окружающих.

Бельгия и Люксембург удивили своей мультиязычностью. Как в одной стране, так и в другой, жители говорят на немецком и французском, к которым добавляется местный язык (соответственно фландрский или люксембургский) и еще английский для работников официальных учреждений и сферы обслуживания. Как нам сказали, в Люксембурге, материалы в газетах могут быть напечатаны на разных языках вперемешку, одна статья на французском, другая на немецком, в зависимости от предпочтений журналистов.

А теперь впереди у нас Франция и Париж, побывать в котором хотел, наверное каждый человек.

Навигатор показывал 280 километров до следующей остановки. Погода радовала ветерком и легкими облаками, значит, ехать будет комфортно.

Быстро пересекли Бельгию, и вот мы уже едем по французской земле. Что сразу бросается в глаза, так это дисциплинированность водителей. Это объясняется высокими штрафами за малейшее нарушение. Оштрафовать могут даже за незначительное превышение скорости, например на 3-5 км/час. Дорога прямо таки изобиловала радарами. И еще напрягало, что дорожные указатели не дублировались на английском языке.

Бензин заканчивался, а мы не могли найти заправочный комплекс. Как обычно видели знаки — осталось 2 км, 1 км, 500 м а дальше несколько съездов непонятно куда и надписи на французском языке. Короче, ни передохнуть, ни заправиться. когда увидели «Макдональдс», радости не было предела, ну хоть какая-то передышка. А наличие WI-FI, да еще и с приличной скоростью, задержало нас надолго. В течение получаса были сделаны все нужные звонки по Skype, получена почта, отправлены сообщения. Можно было ехать дальше.

Наш маршрут пролегал через Реймс, город знаменитый своим собором, где короновались все французские короли, и винными домами производителей шампанского. Но поскольку во время Первой мировой войны, город был стерт с лица земли артиллерийскими снарядами да и к шампанскому мы равнодушны, останавливаться не стали.

До отеля добрались рано. Где-то к часу дня, а заселение в шесть вечера (странные люди эти французы). Но к мотоциклистам всегда особое отношение, и мы получили ключи от номера. Это был даже не отель, а что-то вроде пансиона. Маленький внутренний дворик с ухоженным садом и прудиком, уютная гостиная, похожая на будуар, везде репродукции картин известных французских художников 19-го века (Дали, Пикассо, Ван Гог), даже комнаты названы их именами. Наша гордо носила имя Гойя.

Обедать поехали в Суассон, небольшой провинциальный город, известный еще в кельтскую эпоху, как столица племени свессонов (отсюда и название) и являвшийся в средние века главным городом Суассонского графства. До наших дней дожили только несколько культовых сооружений, таких как готический собор 12-го века и портал разрушенного аббатства Сен-ЖеньДе-Винь, где мы и побывали.

Попробовать местную кухню нам не удалось, так как по понедельникам все рестораны закрыты. Пришлось удовлетвориться багетом с сосисками и кофе, а вечером жареным мясом в Buffalo Grill.

А также бокалом вина на сон грядущий.

Европа. День четырнадцатый. Париж

Утром нас ждал типичный французский завтрак, состоящий из свежеиспеченных круасанов и багета, масла, джема и чая-кофе. Затем тепло попрощавшись с Даниэлем (управляющим) и другими постояльцами, и поблагодарив за все, мы покинули этот гостеприимный дом.

Далее последовали поиски АЗС, которые почему-то находятся не на трассе, а в стороне от нее, в паре километров, и при этом полностью автоматизированы. Пришлось прибегнуть к посторонней помощи. И наконец мы во всем разобрались. Оказывается, если не вводить точную сумму, а наливать бак до полного, взымается залог, который возвращается через какое-то время. В этот раз мы залили бензин на 35 евро, а снятая сумма была 130.

Последовательность действий следующая: сначала карта вставляется в слот, набирается пин-код, затем появляется надпись, говорящая,что карту надо забрать, и только после этого можно вставлять пистолет в бак. После завершения операции автомат выдает чек. Вот и все.

Теперь в Париж.

При въезде на окраину города, открывшаяся картина сразила нас напрочь. Вдоль улиц бесконечными рядами тянулись лавки с ширпотребом, везде неубранный мусор, а количество цветного населения превалировало над европеидным в несколько раз. Одним словом — Гарлем.

Но ближе к центру цвет кожи встречаемых нами людей светлел, улицы становились чище, а светофоров на них больше. Заметили, что жители Парижа предпочитают передвигаться на макси-скутерах, но и мотоциклов много. Было немало и Honda GoldWing, таких как наш, и модели 2012 года.

Первым делом к Лувру. Мотоцикл оставлен, по примеру других, на обочине, а мы отправляется пешком. Покупаем несколько магнитов, тем более, что здесь они стоят дешевле, чем в других городах. Всего-то 2,5 евро/штука.

Погода стояла пасмурная, моросил дождик.

Из Лувра мы отправились прямиком на набережную Сены. Прогулялись по мостикам.

Выпили по чашечке капучино в одном из многочисленных кафе, расположенных вдоль берега.

Дошли до остова Ситэ, где находится Дворец юстиции (бывший дворец французских королей до 1358 года) и воспетый Виктором Гюго, знаменитый собор Нотр-Дам.

А так вот выглядит парижский пляж.

Дальше была площадь Конкорд, с египетским обелиском в центре.

Затем Триумфальная арка, воздвигнутая в честь победы наполеоновских войск и его самого, расположенная в самом центре площади Этуаль. Здесь сходятся двенадцать проспектов и начинаются знаменитые Елисейские поля, которые нас не впечатлили.

За аркой виднелась наша очередная цель — рай мотоциклистов. Улица, на которой находятся мотосалоны практически всех известных марок, в том числе и Honda, где в цокольном помещении был сервис очень высокого уровня.

Здесь мы поменяли переднее колесо за 183 евро и купили куртку.

В салоне имелся весь модельный ряд мотоциклов, в том числе и обновленный GoldWing, оснащенный встроенной GPS, по цене 33 000 евро, и мини скутер PCX, купленный нами в Таиланде за 70 000 рублей.

Пока мотоцикл был в сервисе, мы отметили свой приезд в Париж бокалом вина и вкусным обедом.

После обеда поехали повидаться с Эйфелевой башней, которая при высоте 300 метров, была на момент создания самым высоким сооружением в мире.

Оказывается бывают и такие Reno.

А этот красавец просто стоял на улице, прислоненный к стене.

Еще по одной чашечке кофе на прощание и мы оставляем так понравившийся нам Париж.

До отеля добрались уставшие и обессиленные.

Купили в супермаркете бутылку вина, оливки и фрукты на ужин. А открыв задний кофр, поняли, что у нас есть еще и сыр. Запах стоял такой, что по сравнению с ним, дуриан просто благоухает. Мы оставили сыр на пороге, за дверью, не рискнув вносить его в номер до ужина. Невзирая на запах, он оказался жутко вкусным. Но так как съесть целиком всю упаковку не смогли, выставили его опять за дверь. Чтобы соседи тоже насладились сполна.

Европа. День пятнадцатый. Нормандия. Омаха-бич

Желание побывать на этом месте возникло после просмотра фильма "Спасти рядового Райана". Спилберг не преувеличил масштаб трагедии. Высадка на берег действительно была похожа на ад. Именно здесь войска союзников понесли наибольшие потери в первый день. Здесь погибли три тысячи солдат союзных войск. Это событие произошло 8 июня 1944 года и послужило началом открытия Второго фронта.

И вот мы стоим на берегу пролива Ла- Манш, у памятника под названием «Храбрые» работы скульптора Анилоры Банон.

А эта скульптура носила временный характер и должна была быть демонтирована.

Дальше по берегу еще один памятник.

Военный музей.

Свернув на проселочную дорогу, доехали до обрыва и прогулялись вдоль края.

И еще один памятник времен войны — полуразрушенные немецкие укрепления, на земле испещренной воронками от бомб.

Удивительно, но здесь мы встретили людей со всех уголков Европы. По номерам стоящих машин можно было учить географию: Бельгия, Испания, Италия, Словения, Финляндия, Австрия и др. Очень много было англичан. Не увидели только своих соотечественников. Печально.

Приобщившись к истории, отправились пообедать в рыбный ресторан, которых имелось великое множество. Наш выбор был удачным. Принесенные блюда поражали изысканностью вкуса: фрикасе из гребешков, мидии в луково-сливочном соусе, традиционный сырный пирог киш-лорен и, поскольку мы были в Нормандии, бокал сидра вместо привычного вина. Плюс вид Атлантического океана, открывающийся с террасы. О чем еще можно мечтать?

Добравшись до отеля, решили не терять время, а осмотреть старинный замок, расположенный напротив. Во дворе замка мы обнаружили выставку-продажу продукции фермерских хозяйств, расположенных в округе и представление с ловчими птицами. Чего только не было не прилавках. Сыры, мясные деликатесы, настойки на коньяке, изделия народного промысла и конечно же сидр. В общем, все, чем славится Нормандия.

Отведав всего понемногу, отправились в номер, где нас как обычно ждал скромный ужин, состоящий из фруктов и вина.

И напоследок, немного о самой Нормандии. В сознании французов, эта провинция ассоциируется с продуктами. Здесь производятся знаменитые сыры, сливки, масло, сидр и кальвадос (яблочная водка). А еще у берегов ловятся не менее знаменитые морепродукты. Отсюда Вильгельм Завоеватель отправился на покорение Англии. Здесь суровый климат, дуют постоянные ветра и даже в разгар лета не слишком жарко. Погода настолько непостоянна, что в течении дня мы дважды попали под дождь, испытали на себе силу ветра и погрелись на солнце. Но это компенсируется чистым воздухом, песчаными пляжами, крутыми отвесными скалами и холмами, покрытыми ярко-зеленой растительностью.

Европа. День шестнадцатый. Аббатство Мон Сен Мишель

Этим утром мы продолжили свое путешествие по Нормандии. Сначала оделись потеплее, но пока упаковывали вещи и готовили мотоцикл, солнце пригрело достаточно сильно и мы решили снять подстежки. О чем сильно пожалели впоследствии. Не прошло и двух минут, как небо затянулось свинцовыми облаками и подул сильный пронизывающий насквозь ветер. Пришлось останавливаться и утепляться.

Мы ехали по дорогам, пролегающим через бескрайние поля, пастбища с бесчисленными коровами и овцами; по деревням, где большинство домов построены из грубо обработанного камня и окружены ровно подстриженными живыми изгородями вместо заборов. То здесь то там на нашем пути возникали средневековые замки, которые были похожи на огромные серые камни, вросшие в землю и взирающие на окружающий мир сквозь узкие окна-бойницы.

Добрались мы быстро и без приключений.

Не доехав несколько километров до цели, уперлись в хвост длинной автомобильной пробки. Желающих увидеть это восьмое чудо света было немало. По статистике в год туда приезжает 3,5 миллионов человек, из них 650 тысяч приходится на август.

Но организация была поставлена на высоком уровне. Зона паркинга поделена на секторы, а стафф умело распределял машины по свободным местам. Для мотоциклов была отдельная зона. Кого мы там только не увидели. Возле нас припарковали свой макси-скутер немцы. Супружеская пара из Мюнхена. Мы пообщались с ними и как оказалось, наши маршруты частично совпадают ( они тоже собрались в Испанию и Португалию).

От стоянки до аббатства расстояние километра три. Можно идти пешком, можно доехать на автобусе. Мы выбрали последнее, тем более что это было бесплатно, да и время поджимало.

То, что увидели впечатлило нас сильно. Это было похоже на сказочный замок, стоящий на вершине скалы.

Единственное, что смазывало впечатление, это невероятно огромная толпа людей, которые как и мы приехали туда.

С берегом аббатство соединяет дамба, которую построили больше ста лет назад. Со всех сторон зыбучие пески, поэтому везде предупреждающие таблички и ограждения.

Мы прошли вовнутрь, поднялись на крепостную стену, прошлись вдоль нее. Но подниматься выше не стали по причине нехватки времени, да и жарковато стало в экипировке ходить.

Возвращаясь обратно, увидели вот такой аппарат. Ничего не напоминает?

И очередной раритет.

И немного истории и фактов. Мон-Сен-Мишель (гора святого Михаила) — скалистый остров, который был превращен в крепость. Причислен ЮНЕСКО к всемирному наследию, третье место по популярности во Франции. На сегодняшний день аббатство насчитывает без малого тысячу лет со дня основания. Два раза в сутки здесь наблюдаются самые сильные в Европе и вторые в мире отливы и приливы ( до 18 километров). Если добавить к этому высоту прилива в 14 метров, зыбучие пески и крутизну скалы, то становится понятным почему остров никогда не захватывали, хотя попыток было немало.

Кинув еще один взгляд на прощание, мы уехали, уступив место следующим десятками и сотням страждущих приобщиться к этому чуду.

Европа. День семнадцатый. Ла-Рошель. Коньяк

Мы ехали по Атлантическому побережью Франции, проезжая провинцию за провинцией. За Нормандией последовала Бретань, Аквитания, за ними Пуату-Шаранта. Здесь мы решили заехать в старинный город Ла-Рошель, расположенный на берегу Бискайского залива. Основанный еще в 10-м веке, он оставался самым крупным портом Франции на этом побережье вплоть до 15-го. Отсюда многочисленные эмигранты отправлялись в Вест-Индию, особенно в Канаду.

Нам же он известен благодаря роману Александра Дюма «Три мушкетера».

Ла-Рошель по праву считается, самым привлекательным приморском городом во Франции с красивым центром, набережной и оживленной атмосферой торговых улочек.

Мы прошли сквозь массивные готические ворота Порт-Де-ла-Гросс-Орлож, которые возвышались над внутренней бухтой, прошлись по набережной, взобрались на крепостную стену.

Живые фигуры. Уличное представление.

Только что доставленные наисвежайшие устрицы.

К сожалению, мы не попали в знаменитый форт Байяр, так как совсем не было времени, а организованные экскурсии проводятся всего лишь три раза в день. Судьба форта печальна, так как к моменту окончания строительства, затянувшегося на 50 лет, дальнобойность артиллерийских орудий сильно увеличилась и надобность в нем отпала. Какое-то время в нем была тюрьма, а во время войны немцы использовали его для учебных стрельб. Новая жизнь началась для форта с того момента, как им заинтересовалось телевидение для проведения нового шоу. Форт был выкуплен у прежнего владельца и полностью отреставрирован. Ну а про одноименную игру вы и сами все знаете.

А нас уже ждал Коньяк, город известный еще в эпоху древних римлян. Они то и дали ему название. Знаменитый не столько своей архитектурной, как одноименным напитком, даровавшим городу развитие и процветание. Вот туда мы и направились, поскольку один из нас является страстным поклонником марки «Хеннеси».

Как оказалось, все представительства главных торговых домов (а всего их насчитывается более шестисот) расположены в одном районе, рядом друг с другом. При каждом имеется экспозиция, где демонстрируют основные этапы производства, музей и дегустационный зал. Экскурсии проводятся на разных языках, в том числе и на русском.

Мы отказались от услуг гида и осмотрели все самостоятельно, не пропустив самое главное — дегустацию (меня, как непьющую, угостили соком, сделанным из того же сорта винограда, что и коньяк).

В музее мы увидели коллекцию бутылок начиная с 1860-х годов до 1960-х. Впечатляющая коллекция.

Виноград сорта уньи блан, выращиваемый для производства коньяка.

Выполнив на сегодня план-максимум, мы покинули Коньяк и отправились к месту нашего временного проживания. Оставалось еще 300 км, но преодолеть их оказалось очень трудным делом. Температура, казалось, решила побить все рекорды. Термометр показывал за 40. Нам приходилось останавливаться каждые полчаса, чтобы пополнять запасы воды в организме, который впитывал ее, как губка, и через какое-то время требовал вновь. Последнюю остановку сделали не доехав пару километров до отеля. И когда наконец добрались до места, сил осталось только добраться до кровати.

Европа. День восемнадцатый. Биарриц

После изнурительного вчерашнего дня было решено не спешить, а хорошенько отдохнуть. Поэтому мы и выехали на час позже, тем более, что проехать нужно было всего каких-то 250 км. Перед тем как покинуть Францию заехали на пару часов в Биарриц, в котором уже побывали во время одной из предыдущих поездок. Это раскошный приморский бальнеологический курорт, место отдыха и лечения королевских особ, президентов и других высокопоставленных лиц. Популярность Биаррицу принесла императрица Евгения, супруга императора Наполеона III, а в конце 19-го века город стал популярен и среди русской знати. Кстати, здесь есть православный храм.

Вот и все, прощай, Франция. Да здравствует, Испания! А также сиеста, коррида, фламенко, сангрия, хамон и много других вещей, при упоминании которых, в на нашем сознании возникает образ этой страны.

Не прошло и десяти минут, как оставили Биарриц, и вот уже перед нами Пиренеи. Воздух стал прохладнее, дорога круче и извилистее, а скучные равнины сменились горными вершинами, поросшими густым лесом, неприступными скалами и глубокими ущельями. Мы в Испании, на земле басков. Зная о местных особенностях, я имею в виду сиесту, остановились на первой же заправке, чтобы пообедать, а то потом можно до вечера остаться голодным, тем более в деревне. И были приятно удивлены. После более чем скромных, придорожных французских закусочных, со стандартным меню, здесь можно было выбирать между комплексным обедом (тапас, горячее, десерт, вода, кофе и вино) и приготовленными на заказ блюдами. Уровень обслуживания был как в ресторане, персонал сама любезность. Нам перевели все непонятные названия, а что не смогли, показали.

Не то, что во Франции. Там официантки в ресторанах или тупили или включали полное непонимание. Один раз мы были свидетелями того, как семья итальянцев пыталась сделать заказ, в том числе и газированную минеральную воду. Сначала они пытались сказать на итальянском, затем, общими усилиями, на английском, при этом помогая себе руками, ногами, глазами и другими частями тела (шучу). Но в итоге, так и остались непонятыми.

Вообще, мне показалось, что французы несколько высокомерно относятся к иностранцам, а тем более не говорящим на их языке. В стране, которую каждый год посещают миллионы людей со всего мира, практически нет дублирующих надписей на английском языке. Я имею в виду не только сферу питания, но и достопримечательности, указатели, отели. В итоге у меня сложилось впечатление, что все, что связано с Англией французов просто раздражает.

Ну да Бог с ними, с французами, нас ждет Страна Басков или Баскония, и один из ее лучших городов — Бильбао.

Чтобы получить короткую передышку и отдохнуть как и физически, так и морально, было решено остановиться за городом, на ферме и вкусить прелести такого модного сейчас направления, как агротуризм.

Дом стоял на холме, из окон открывался красивый вид на горы, уютная спальня с собственным выходом во двор, радушные хозяева. Одно огорчало — языковой барьер. Общались при помощи переводчика, моих поверхностных знаний итальянского и жестов. В принципе успешно.

На ужин нам предложили попробовать традиционные блюда баскской кухни: хамон, колбаски чоризо, салат из помидоров, яичница с жареными колбасками и слоеные пирожные с вареньем и взбитыми сливками. И вдобавок бутылка молодого вина. Чтобы не обидеть хозяев, съели все до крошки. Из-за стола не вышли, а выползли и медленно поползли в сторону номера. Еще одна интересная особенность заключалась в том, что когда мы закончили ужинать, где-то в начале одиннадцатого, другие только приступили к еде.

Европа. День девятнадцатый. Бильбао

Было воскресенье и мы разрешили себе подольше поваляться в постели, тем более, что торопиться было некуда. Но все же приехав в Бильбао, поняли, что по здешним меркам 10 часов утра — это очень рано. На улицах было тихо и пустынно, за исключением работников коммунальных служб, убирающих мусор и моющих тротуары. Все было закрыто: магазины, рестораны, музеи. Ах да, мы и забыли, что вчера стартовала Большая Неделя Бильбао, самый главный городской праздник, который длится 9 дней и ночей. Пришлось ограничиться прогулкой по улицам города. Но затишье длилось недолго. Уже через час улицы и площади города за полнились людьми, повсюду зазвучала музыка, торговцы сувенирами открыли свои палатки, народные умельцы представили свои поделки. Праздник продолжался.

Символ праздника — кукла Марихайя. По традиции ее сжигают в последний день праздника.

Чтобы попробовать куриные ножки, приготовленные на этом мангале собралась очередь человек в сто, не меньше.

Устав от жары и шума, наслаждаемся тишиной и прохладой местного ресторана.

Одна из самых главных достопримечательностей — это музей Гуггенхейма и стекляный мост, ведущий к нему через реку Нервион. Здание причудливой формы, которое одним напоминает цветок причудливой формы, а другим футуристический межпланетный корабль.

Есть и другие не менее интересные места такие, как церковь Сан-Николас-де-Бари, собор Святого Иакова, где мы побывали и множество других. Это неудивительно для города, чья история насчитывает более семисот лет. Раскинувшийся на холмах, в живописном месте, он гармонично совмещает и современность, и старину одновременно. А красота и динамичность города просто завораживают. Наверное поэтому сюда так хочется вернуться...

Европа. День двадцатый. Проаза

В понедельник наше путешествие по Испании продолжилось. Следующей на очереди была Астурия, еще одна испанская провинция.

Утро казалось достаточно теплым, светило солнышко и мы оделись легко. Но горы есть горы и весь первый отрезок пути, около ста километров я выстукивала зубами сначала мелкую, а затем и крупную дробь, но до заправки дотерпела. Надев толстовку и воротник, а также выпив горячий кофе, почувствовала себя лучше, но согреться до конца так и не смогла. Следующую остановку сделали, чтобы оделся Андрей. Дополнительно включили подогрев сидений и только после этого дрожь прошла. Дорога пролегала по горам, иногда подходя к морю настолько близко, что мы могли видеть скалы, бухты с песчаными пляжами и волнами, накатывающими на берег. Затем дорога свернула в сторону, и вскоре мы въехали на территорию национального парка. По пути мы видели много туристов, пеших, на велосипедах и на мотоциклах, как мы.

Дорога настолько увлекла нас, что незаметно мы подъехали к нашей следующей остановке — крохотной деревушке Проаза. Отель был выше всех ожиданий, старинная мебель, современная сантехника (ванна с джакузи!), и, как оказалось, отличный ресторан. Рядом рынок, где продавали фрукты, овощи, сыры, мясные деликатесы и огромные караваи хлеба.

Хотя в отеле не было стоянки, нам предложили поставить мотоцикл во дворе. Оставив вещи в номере, в ожидании обеда мы пошли прогуляться по улице, которая оказалась единственной. Затем дошли до горной речки, в которой плескались огромные рыбины и повернули обратно. Повсюду росли деревья с созревающими лимонами и яблоками, в огородах краснели большущие помидоры и даже пальмы здесь были не редкость.

Нагуляв аппетит, как потом выяснилось, недостаточный, вернулись обратно. Меню в ресторане было на испанском языке, но наше счастье официант немного говорил на английском и помог нам с выбором. По его совету я заказала салат с креветками и грибами, а Андрей свиную отбивную, приготовленную каким-то особенным способом. Принесенные порции были не просто большими, а просто невероятных размеров и съесть это целиком оказалось не под силу. Вдобавок еще два больших ломтя хлеба.

Вообще, цена и качество еды в Испании — это отдельный разговор. По пути мы завтракали на заправке, в маленькой закусочной, где за две порции тортильи (омлет с картошкой, запеченный в духовке), булочку с кремом и две больших чашки кофе отдали всего восемь евро. Во Франции этих денег не всегда хватало на два капучино.

После обеда я отправилась в местный салон красоты. Девушка, которая там работала, оказалась мастером на все руки. Закончив делать педикюр, она пригласила меня сесть в кресло и начала готовить окашивающий состав. Мысленно я попрощалась с волосами. Приготовив смесь, она щедрыми мазками быстро нанесла ее на волосы и занялась очередной клиенткой. Минут через 45 все было закончено. Невзирая на опасения, результатом я осталась довольна, а ценой более чем удивлена. Окраска волос, стрижка челки и укладка обошлись в 600 рублей. Даже не припомню, когда у нас были такие цены, да и были ли вообще.

Так как ужинать не хотелось, перед сном мы спустились в ресторан выпить по чашечке кофе. Было около десяти часов вечера. В зале было пусто, только официанты расставляли приборы на столах. Я подумала, что они уже готовятся к завтрашнему дню, но не тут то было. Мы не успели допить кофе, как вокруг нас поднялась суматоха. Во мгновение ока, ресторан заполнился людьми, официанты забегали, принимая заказы и разнося огромные ломти хлеба. Мы были в недоумении как после такого обеда можно вообще на еду глядеть. Но, видимо, для местных жителей это было обычным делом.

Посидев еще немного, мы отправились спать. Постепенно шум утих, а ближе к двенадцати все разошлись по домам и деревня погрузилась в глубокий сон.

Европа. День двадцать первый. Португалия. Табуасо

Решив выехать чуть раньше обычного, мы в 7:45 спустились вниз и обнаружили, что все двери закрыты, нигде ни души и что делать дальше непонятно. Но хвала интернету и нашей смекалке. Нашли визитку с телефонами на столе и сделали звонок по Skype. Через пару минут проблема была разрешена. Нам приготовили завтрак — круассаны, джем, йогурт, сварили кофе и открыли дверь.

В этот день предстояло проехать 470 километров и въехать на территорию Португалии. Дорога была очень красивая, машин было мало и мы вовсю наслаждались открывавшимися перед нами видами, когда за очередным поворотом открылось такое необычное зрелище, от которого челюсть не просто повисла, а еще и не могла вернуться на место. Перед нами лежал океан облаков, похожий на пуховую перину, на которую хотелось лечь и не вставать. Бросив мотоцикл, мы побежали фотографировать это чудо природы. Вокруг не было ни души, и мы сполна смогли насладиться этим великолепием.

Высота 1 180 м над уровнем моря.

Перемахнув перевал, километров двести мы ехали по долине, вид которой тоже не навевал скуку. По пути видели огромный столб дыма от лесного пожара где-то далеко в горах.

И вот опять горы и знак, говорящий о том, что мы въехали в Португалию. Перед самой границей мы остановились, чтобы заправить мотоцикл и выпить кофе. Когда мы покупали очередной магнитик для нашей коллекции, к нам подошел человек и заговорил на русском языке. Из дальнейшего разговора выяснилось, что он молдаванин, давно живет в Португалии и работает водителем фуры. Был сильно удивлен, увидев российские номера в месте далеком от привычных туристических маршрутов. От него мы узнали о новом законе для иностранцев, заезжающих в страну на своем транспорте и недавно вступившем в силу.

Согласно нему, оплата за пользование автострадами производится на заправочных комплексах из расчета по количеству дней пребывания. Так как везде установлены видеокамеры, рисковать не стоит, в дальнейшем могут быть проблемы с визой. Если этого не знать, можно проскочить пост, где служащий объясняет суть нововведения и где произвести оплату. Как оказалось, это можно сделать на любой заправке. За три дня с нас взяли 21 евро и попросили сохранить чек до самого выезда из страны.

Несмотря на отрицательные отзывы, найденные в интернете, Португалия показалась нам невероятно красивой страной. Повсюду зеленые холмы с виноградными террасами, маленькие домики с розовым крышами, оливковые деревья по краям дороги.

Становилось жарко, даже слишком. Термометр показывал +35.

Какое-то время дорога вела нас по берегу реки и мы уже предвкушали скорый отдых в маленьком доме посреди виноградников. Но не тут то было. Garmin в очередной раз сыграл с нами злую шутку, выбрав дорогу покороче, узкую, извилистую и крутую. С большим трудом мы добрались до места.

Перед нами стоял величественный каменный дом, с большим прохладным холлом. Хозяин дома Жозе показал нам наш номер и верхний этаж, где находилось несколько гостиных комнат, бар, столовая и бильярдная. Гости могли всем этим свободно пользоваться.

Как выяснилось из дальнейшего разговора, Жозе является крупным виноделом и его хозяйство Casa do Brasao произвело в прошлом году один миллион литров вина, причем нескольких видов: розовое, красное (в том числе и DOC), и портвейн. Попросив на пробу бутылку красного вина, отправились отдыхать в номер, затем прогулялись по городу, а вечером вдоволь наплавались в бассейне.

За углом дома обнаружили фонтанчик с питьевой водой.

Как и дом, ресторан тоже был великолепным с изумительно вкусной едой. Хорошо, что мы пришли пораньше. В восемь вечера яблоку негде было упасть, а кому-то даже пришлось ждать пока освободится столик. По совету официанта, мы заказали розовое вино, естественно Casa do Brasao, а также блюда местной кухни: рис с морепродуктами и легкую закуску — местные сыры, вяленое мясо и оливки. Через какое-то время нам принесли большой керамический судок, открыв который мы поняли, что съесть содержимое просто немыслимо, невзирая на наш голод и восхитительный запах, поднимавшийся от еды. А в конце ужина Карлос, наш официант, принес еще и портвейн, передать вкус которого у меня не хватает слов. Нектар и амброзия.

Да... Пора возвращаться домой, а то превратимся в двух колобков с сизыми носами.

Европа. День двадцать второй. Табуасо

Утром нас ждал вкусный завтрак, после которого мы отправились осматривать дом. А посмотреть было на что: старинная антикварная мебель, фарфор, картины и другие вещи, любовно сохраняемые хозяевами и передающиеся от поколения к поколению.

Еще нам разрешили воспользоваться стиральной машиной, да не просто разрешили, а попросту перестирали все и развешали. Так как делать больше было нечего, я села писать отчет, который потом был безжалостно стерт (в который раз) ненавистным айпадом.

На обед мы купили фрукты в магазинчике рядом с домом и выпили по чашке кофе с пирогами в булочной напротив. Все удовольствие стоило нам около 8 евро (включая большую бутылку воды).

Надо отметить, португальцы очень доброжелательные и милые люди. Здесь мы не чувствовали себя чужими, как например, во Франции. Все, к кому мы обращались, пытались хоть чем-то помочь, даже если и не понимали английский язык. Может стоит остаться здесь жить?

Дыня на вкус оказалась медовой. Съев половинку, мы устроились у бассейна позагорать и поплавать.

А затем я продолжила свою каторжную работу.

Европа. День двадцать третий. Лиссабон

Еще не было семи утра когда мы покинули Табуасо, но город уже проснулся. Это вам не вечно сонная Испания. Утро было довольно прохладным, и уже на первой заправке мы надели кожаные штаны и ботинки. До Кабо-да-Рока и затем до Лиссабона нам предстояло пройти 470 км, но дорога, то петляя по вершинам холмов, то спускаясь в долину, была настолько красивой, что время бежало незаметно. И вот вдали показался океан и спустя полчаса мы были у нашей цели — самой крайней западной точки Европы.

Туристов было не так уж и много, к тому же дул сильный ветер, так что полюбовавшись на бескрайний океан и сделав несколько фото, мы поехали дальше.

Городов, которые могут понравится с первого взгляда, в мире не так уж и много, и Лиссабон один из них. От открывшегося нам вида захватило дух, фотографии не могут передать то зрелище, которое предстало перед нами. Узкие улочки, круто поднимающиеся вверх, чтобы тут же начать спуск, деревянные трамвайчики, резво бегущие по ним, знаменитые на весь мир фуникулеры, с виду похожие на крохотные трамвайчики, мозаичная брусчатка, сохранившаяся с неизвестно каких времен, дома, стоящие в хаотичном порядке и соприкасающиеся стенами и крышами друг с другом, террасы на крышах домов и многое -многое другое.

Город, переживший в 1755 году страшное землетрясение, за которым последовали пожар и наводнение, сумел не только возродиться из руин, но и обзавестись новыми, не менее впечатляющими зданиями.

Мы попытались увидеть как можно больше за то короткое время, что там были. Но одного дня недостаточно для города, история которого насчитывает более двадцати столетий.

Вид с крыши нашего отеля.

Фуникулер Бика.

Виды с крепостных стен:

Это знаменитый портвейн. А на верхних полках стояли бутылки позапрошлого века. Цены от 2000 евро.

Мы прокатились на трамвае N28, который скорее туристический, чем городской, поднялись на фуникулере Элевадор-да-Бика до района увеселительных заведений Байру-Алту, посетили крепость Сан-Жоржи и несколько красивых площадей, побывали на набережной. Солнце клонилось к закату и мы, выбрав один из многочисленных ресторанчиков, манящих запахами готовящихся блюд, завершили такой насыщенный впечатлениями и новыми открытиями день.

Европа. День двадцать четвертый. Могер

Не без чувства сожаления мы покидали Португалию, страну, которую успели полюбить за то недолгое время, что пробыли там.

На такой машинке удобно передвигаться по узким улочкам.

Мост через реку Тежу.

Но делать нечего, нас ждала дорога а также другие, не менее, интересные места. Одно из них Гибралтар.

Так как ехать до него было порядка 700 км, разбили маршрут на две части и для ночевки выбрали маленький испанский городок Могер, недалеко от границы. Как выяснилось позже, город сыграл важную роль в первом путешествии Колумба, так как в местном монастыре Санта-Клара он получил материальную подержку и благословение от аббатисы. И еще здесь родился знаменитый испанский поэт Хуан Рамон Хименес.

Зеленые холмы с виноградниками остались далеко позади, а на смену им пришли оливковые рощи и поля, засаженные подсолнухами и кукурузой. День выдался жарким, и мы торопились поскорее добраться до спасительной прохлады. По пути встретили бельгийскую пару, путешествующую, как и мы, на Honda GoldWing. В Португалии мотоциклы вообще редкость, а такой как наш и подавно.

Кора для изготовления пробок.

Городок понравился сразу. Аккуратный, чистый с улицами, выложенными брусчаткой, белыми домами с мозаичными картинками на стенах. Прибавите к этому безжалостно палящее солнце и получите картину южного города. На улицах ни души. Сиеста.

Отель оказался построенным в южном стиле. Двери комнат выходили во внутренний дворик-патио, где гулял легкий ветерок.

После душа и короткого отдыха отправились на прогулку. Сиеста еще не закончилась, но магазины, по крайней мере продовольственные, уже работали.

Расписание в витрине магазина.

Вот что можно купить на 250 рублей.

Дворик с мозаичной лестницей.

Разговорчивый дяденька, торговец сладостями, не очень заботясь о том, что мы не понимаем ни слова, начал объяснять нам, что сегодня в городе будет феерия и на это стоит посмотреть. И точно. Ровно в восемь вечера повсюду зазвонили колокола, улицы заполнились празднично одетыми людьми. Представительные мужчины в костюмах и галстуках вынесли из монастыря что-то похожее на паланкин и понесли по улице. Все это продолжалось в течение часа, но мы так ничего и не поняли. Но получили удовольствие, посидев в ресторане и понаблюдав, как проводят свободное время простые испанцы. Порадовались за них и огорчились, что у нас в России навряд ли когда-нибудь так будет.

Европа. День двадцать пятый. Гибралтар

Всего лишь два дня назад мы были на Кабо-да-Рока, крайней западной точке Европы, а сегодня увидим самую южную. Ехать было недалеко, 280 км и вот мы уже в пути.

Выжженная трава, красно- коричневая земля, обмелевшие, а кое-где и пересохшие реки и повсюду оливковые деревья. Именно такой мы и представляли себе Андалусию, самую южную провинцию Испании.

Но на подъезде к Тарифе, ландшафт стал меняться. Однообразную желто-коричневую равнину сменили горы с вершинами, скрытыми в облаках, и скоро вдали блеснула голубизной полоска воды и через какое- то время мы въехали в Тарифу, небольшой курортный город, откуда уходят паромы к африканскому континенту.

Доехать до края мыса не получилось — стоял запрещающий знак. Поэтому оставив мотоцикл на обочине дороги и следуя примеру других, потопали пешком. Шлема взяли с собой, так на всякий случай.

Открывшаяся пред нами картина была достаточно интересной. С одной стороны спокойные воды Средиземного моря с десятками дайверов на берегу и в воде, а с другой Атлантический океан, кативший одну волну за другой и серферы с досками.

За нашей спиной, километрах в двадцати, виднелась Африка, покрытая легкой дымкой.

Выполнив намеченный план, мы поехали дальше. Но увидев смотровую площадку на горе, решили остановится и сделать еще пару фото. Через какое-то время к нам подошли мужчина и женщина и заговорили по-русски. Оказалось, что он латыш, она бывшая жительница Уфы, давно живут в Испании, в Севилье (где летом температура бьет все рекорды — плюс 63). Узнав, что мы собираемся в Гранаду, дали нам несколько хороших советов, которыми мы и воспользовались в дальнейшем. Пожелав друг другу счастливого пути, мы разъехались каждый в свою сторону.

Европа. День двадцать шестой. Ронда

Утром, переночевав в хорошем отеле (просторный номер, бассейн, приличный и недорогой ресторан), мы отправились в Ронду, посетить которую порекомендовала пара, встреченная нами на смотровой площадке. Дорога, по которой мы ехали, пролегала через перевал и была невероятно красивой.

Так как воскресенье в Европе — день мотоциклиста, то двухколесный транспорт превалировал над четырехколесным. Только и слышно было звуки вжик-вжик, и очередной спортбайк пролетал мимо нас, едущих неторопливо, чтобы успеть запечатлеть все в памяти.

Один раз не удержались и остановились, чтобы еще раз взглянуть на очертания Африки, которая с каждым километром становилась все дальше и дальше.

По пути увидели кафе, по всей видимости популярное среди местных байкеров. На площадке перед ним стояло с десяток мотоциклов. Мы тоже остановились и выпили по чашке кофе.

Перемахнув перевал, вдали увидели множество белых домиков, облепивших скалы — Ронда.

История города началась со времен кельтов, которые называли его Арунда. Он входил в состав Римской империи и его жители имели равные права с гражданами Великого Рима. Позже здесь господствовали мавры, а с пятнадцатого столетия кастильские короли. Город расположен по обеим сторонам ущелья Тахо-де-Ронда, по дну которого протекает река Гуадалевин.

Символ города — Новый мост, отстроенный заново взамен разрушенного страшным землетрясением 1740 года. Вообще-то мостов три, но этот наиболее красивый и величественный.

Считается, что именно в Ронде зародилось такое уникальное явление, как испанская коррида, и каждый год в сентябре здесь проводится костюмированное представление «игра со смертью» в честь великого тореро Педро Ромеро.

Арена для боя быков провозглашена историческим достоянием Испании и считается одной из самых старинных и красивых.

Музей тавромахии, расположенный здесь же, знакомит с историей праздника боя быков.

Нет ничего более освежающего в жаркий день, чем бокал сангрии, после которого можно и приступить к обеду. А рюмка мускатела приятное дополнение ко всему этому изобилию (причем бесплатно).

Покончив с обедом и с трудом отыскав мотоцикл, брошенный на одной из многочисленных улиц, продолжили свой путь до Гранады. Было жарко, +36, но нам не привыкать, и через пару часов мы были на месте.

Я, как обычно, нашла самое труднодоступнее место из всех имеющихся, и пришлось изрядно попотеть, чтобы добраться до отеля, расположенного у стен легендарной Аль-Хамбры.

Чтобы проехать по этой улице, приходится складывать зеркала машины.

Так как день выдался очень насыщенным, знакомство с городом отложили на завтра и поужинав в ресторане с видом на крепость, отправились отдыхать.