|
Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот (с).
Сегодня я хочу рассказать Вам не о путешествии, а о месте — о Николо-острове, что на Святом болоте.
Болото и болото — скажете Вы — о чем тут рассказывать? На самом деле поговорить есть о чем, даже само название «Святое» наводит на разные размышления, ведь болота зачастую носят совсем иные депрессивные и неприятные названия.
Святое болото — болото на месте озера эпохи палеолита. Предположительно это заросшая часть Чухломского озера. К северу от Чухломы простирается заболоченная низина, вытянутая в форме овала с севера на юг, длиной около 15 километров. В центре болота расположен небольшой остров — Николо-остров, почти круглой формы. Именно на нем затерялся в густой чаще древний погост, который известен со второй половины 17-го века. Когда-то существовавшая здесь деревянная церковь (по некоторым сведениям не только церковь, но и монастырь) Николая Чудотворца, была заменена в 1825 году на каменный храм, сохранившийся до нашего времени. Чуть позже появились угловая часовня, сторожка, кладовая, торговые палатки. Место посещаемое и почитаемое, недалеко существовала ярмарка.
Но с началом 20-го века начинается эпоха запустения. В 1960-х годах вступает в силу программа по укрупнению колхозов. Все деревни делятся на перспективные и подлежащие выселению. Государству было выгоднее переселить жителей отдаленных малочисленных деревень, нежели тянуть туда электричество, радио и прокладывать дороги. Народ из таких деревень бежал, и бежал, как правило, не в ближайшую деревню, а сразу в город или райцентр.
Святое болото опустело, сейчас уже не осталось не только деревень на самом болоте, заброшены многие деревни по дороге к нему.
В первый раз я услышала об этом месте от нашего товарища Дмитрия, он бывал на Святом болоте дважды, и каждый раз с ним творилась чертовщина. Например, он утверждал, что видел там призрака или духа, причем не он один! И ему, и его товарищу в разное время, в разных местах привиделось одно и то же, привожу его фразу практически дословно: «Видели духа — белое, полупрозрачное, бесполое очертание человека, скользящее над болотом».
Или вот еще странный момент: Дмитрий и компания были на болоте в пешке, а так как место это от населенки весьма удаленное, быстро выброситься-заброситься представлялось невозможным, соответственно ночевать надо было где-то в дебрях. К концу первого дня они вышли к довольно новой избушке на болоте. Там они и остановились, развели огонь в печке и уже собрались ужинать, как в дверь раздался стук, они вышли посмотреть — никого. Сели снова за стол, опять слышат стук, решили на этот раз не реагировать. Стук повторялся несколько раз, потом хлопнула дверь. Они не выдержали и пошли смотреть, кто там — никого. Ну и, наконец, третий раз, они услышали стук и подорвались смотреть, кто там — оказалось молодой местный парень. Он с друзьями зарабатывает на жизнь сбором клюквы на болоте. Собственно, домик этот и построен для таких вот сборщиков, у них есть несколько подобных домишек в лесу, которые используют как перевалочный пункт деревня-болото с клюквой-деревня, когда не успевают засветло вернуться домой, ночуют здесь. Заночевали они все вместе. Все хорошо, но эти ребята только подошли и в дверь стучали один раз.
Аномалии? Аномалии! Ну как поверить и не проверить?
В первый раз мы отправились на Святое болото в одну машину, с мужем Сашей, тем самым Дмитрием и общим другом Пашкой. Ночью в лагере на краю болота мы пели веселые частушки на офигительную только что придуманную мелодию. Реально, было очень весело, прям до трясучки по непонятным причинам. Нет, мы практически не пили! А наутро никто из четверых не вспомнил ни слов, ни мелодии.
Когда мы, наконец, оказались на болоте, оно напрочь отказалось фотографироваться. За 6 часов, что мы блуждали по топи, я использовала все имеющиеся новые батарейки — 3 комплекта (да, это было еще в те стародавние времена, когда фотики были на батарейках). Надо ли говорить, что после того как мы оказались на «большой земле», все батарейки вновь стали рабочими и служили мне еще чуть ли не месяц верой и правдой?
Мы очень долго и самоотверженно плутали по щиколотку, а иногда и по колено, в ледяной воде (на минуточку был октябрь, а мы в кроссовках). На Николо-остров нам не помогала выйти ни бумажная карта (да, это так же было в те стародавние времена, когда туристы пользовались компасом и бумажными картами), ни ориентация на местности Дмитрия, ни навигатор (в те стародавние времена навигаторы уже начали появляться у простых смертных), у которого села батарейка одновременно с фотиком. В итоге на остров мы все-таки вышли, но оказалось, что большой вопрос, где проще передвигаться: по топкому болоту или через заросли и завалы. Мы кружили в 30 метрах от заброшенной церкви, не замечая ее, пока вдруг неожиданно буквально на 3 минуты не включился навигатор, а Дмитрий независимо от него сбегал в кусты в нужном направлении и практически уперся в ограду. Ну, вот как можно было полчаса блуждать и ни черта не видеть?!
В тот раз болото произвело на меня неизгладимое впечатление! При этом я не почувствовала там никакой аномалии, хотя вроде как очень много мелочей говорит о том, что место непростое.
Что же делать? Ехать еще раз, чтобы увериться окончательно в своей ненормальности или заразить духом Святого болота новых людей.
И вот мы снова в пути, справедливо расценив, что это гриппом болеют все вместе, а с ума сходят по одному, на этот раз экипажей набралось аж 6 штук, 20 человек разного пола и возраста, в том числе дети.
Вместе с жилыми деревнями заканчивается нормальная дорога, но на дворе начало ноября, а потому, тракторная колея оказалась подмерзшей. Был в этом и плюс — буксовали только в низинах, был и минус — чтобы перелезть на нужную, более мелкую, колею приходилось раз по 10 кататься по одному месту взад-вперед.
И вот мы достигаем бывшей деревни Сиднево. Дома по деревенским меркам здесь большие, добротные, в два этажа, но... покинутые. Все открыто и разорено, иногда над входами надписи типа «Здесь бывают люди, не греши» или «Путник, войди в дом и возьми только то, что тебе необходимо. Иди с миром, да пребудет с тобой Бог». Честно говоря, жутко ходить по такой деревне!
Продолжаем путь, до следующей бывшей деревни Жуково остается совсем чуть-чуть, а там уже и до болота рукой подать.
Буквально на подъезде упираемся в очередную засаду.
Гелик соскальзывает с колеи и плотненько садится.
Начинается извлекательная операция.
Назад он не пошел, пришлось тащить тремя УАЗами вперед.
Лагерем встали на оборудованной сборщиками клюквы поляне: несколько столиков, лавок, кострище и даже двухэтажный домик-беседка для отдыха.
А что же осталось от деревни Жуково? Только каменные постройки: церковно-приходская школа и церковь.
Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, 1835.
Церковно-приходская школа с квартирой священника на втором этаже, 2-я половина 19-го в.
Ночь прошла без приключений, хотя некоторые и побаивались стоять в заброшенной деревне, в непосредственной близости от церковной ограды с кладбищем.
Утром нас ожидал марш-бросок до Николо-острова и обратно.
Вновь идем под предводительством Дмитрия, для него это уже 4-е посещение Николо-острова, еще ни разу он не находил церковь без затупов, но в этот раз был уверен в себе.
А Вы знаете, что выражение «край болота» совсем не абстрактно? Только что ты стояла на твердой земле, шаг... и ноги уходят по щиколотку в мягкий пружинящий мох, чем дольше стоишь на месте, тем глубже они погружаются. В этот раз было не так мокро — кое-где встал ледок, выдерживающий вес человека, от этого идти было значительно проще.
Сначала мы шли по тропе, протоптанной сборщиками клюквы, то там, то тут видны всяческие метки: завязочки на деревьях, бутылки, указывающие направление и т.д. Это кажется совершенно излишним, ведь болото — равнина с редкими кустиками и чахлыми деревцами. Но стоит уйти вглубь буквально на пару сотен метров, и все вокруг путается, теряется направление.
Низкое небо, морось, туман и бесконечные ряды мелких деревьев, которые сливаются в одну сплошную серую массу насколько хватает глаз во все стороны! Лично я верю, что в подобном месте можно увидеть хоть призрака между деревьями, хоть черта на кочке. Святое болото давит и притягивает одновременно.
На самом деле идти по болоту довольно страшно, особенно в первый раз. Все ведь смотрели в детстве фильм про собаку Баскервилей? Успокаивало только то, что именно в этой части Святого болота вроде как народ не тонет и коварных «окон», когда мох расступается, а там дырка в воду глубиной в несколько метров, быть не должно.
А еще Святое болото очень красивое! Это не шутка!
Мы снова заблудились — влезли на остров ровно в том же месте, что и в предыдущий раз! Поднялись из низины и встали в задумчивости едва ли не у того же дерева. Дима не помнил в какую сторону дальше идти от этой поляны, я, кстати, тоже не помнила, и показывали мы совершенно разные направления. Компас откровенно врал и указывал север ровно в противоположной стороне от реального, точные координаты церкви таинственным образом с навигатора исчезли. Интернет не грузился, карты открывались на всех девайсах мучительно долго, в итоге координаты нам переслали СМСкой из лагеря. У всех навигаторов резко начали садиться батарейки, и пока этого не случилось, мы бодро поскакали по бурелому.
Интересно, что как только мы отвлекались от навигатора, направление движения резко менялось, и мы ходили ну не кругами, конечно, но полукружьями.
Видите остатки церковной ограды? Значит, мы на месте.
К северу от церкви стоит деревянный Памятный крест.
Церковь Николая Чудотворца, что на Острову, 1825. Вокруг старое кладбище.
Оригинальное решение — мельничный жернов, надетый на крест.
Внутри церкви есть несколько икон.
Внутренний свод Никольской церкви.
В колокольне оборудовано место для ночлега, кладовая носит следы явных попыток реставрации подручными средствами, оконные проемы закрыты полиэтиленом. Может, работа сборщиков клюквы, а может, кто-то избрал для себя это место скитом.
Покидаем остров, оказавшись снова на болоте. Надо пройти около 3 километров, это не так легко, как кажется, особенно для людей, привыкших ездить, а не устраивать пешку. И еще одна подстава — на болоте практически негде присесть — поваленных деревьев нет и все мокрое.
На видео ребята прыгают, проверяя «прочность» болота: https://www.youtube.com/watch?v=SqH98dmw0rg
А это палка, полностью уходящая в трясину: https://www.youtube.com/watch?v=ZX4cnWvBuKQ
Собираем клюкву: кто в тару, кто в рот.
Неожиданно рано начало темнеть, все болото затянуло серой мглой. Как ни странно, хорошо были видны кресты церквей, которые хоть и расположены неблизко друг от друга, но служат прекрасными ориентирами.
Вооон там лагерь, уже виден крест церкви в Жуково. У детей открывается второе дыхание, и они скачут вперед с неимоверной скоростью.
Мы же доходим степенно. Как только оказываемся на твердой поверхности, земля больно бьет по ногам, а мир вокруг странно покачивается. Мы так привыкли ходить по мху, что теперь все остальное кажется жестким и неудобным. Незабываемое ощущение! Правда, через десяток шагов все нормализуется.
Те, кто ходили по болоту, откровенно задолбались, но время жмет, надо снимать лагерь и двигаться в обратную сторону. К ночи без особых приключений мы были в районе Чухломы, но это уже совсем другая история.
А аномалии Святого болота? Спорить с тем, что электронные устройства здесь откровенно глючат, не приходится — мы это видели уже не раз. То, что Никольская церковь не дается слишком просто, тоже факт. «Дух болота» ощутили все, кто ходил по нему, а не отсиживался в лагере. Его очень сложно передать словами, можно только почувствовать. И да, сюда по непонятным причинам хочется вернуться, чтобы вновь испытать все это на себе.
Вот это Гринпинская трясина, попади туда человек или животное один неосторожный шаг и все, конец. А я проникал в самое сердце Гринпинской трясины и возвращался живой. Вот так (с).