|
Собственно, опять экспромт. Как я уже писал в прошлом отзыве, мы были в Праге в июне 2016, 2 дня проездом, посетив только зоопарк и немного погуляв по городу. Дочке понравился город, и мы обещали ей поехать в Прагу в декабре, типа дух рождества.
А тут ситуация изменилась, появилась возможность оставить кота родне, ну и я в конце лета сменил работу, решили, что надо отдыхать сейчас. Да и погода в декабре менее предсказуемая, чем в конце октября, когда самый рассвет золотой осени. Накопилось достаточно дней отгулов, решили их использовать. Правда, до последнего не знали, получится поехать по работе или нет. Все равно, сделали ТО для машины, сменили резину на зимнюю. В пятницу я окончательно договорился на отгулы, после работы заехал и сделал страховку на машину, все, мы готовы отчаливать. 9 дней в нашем распоряжении.
Почему Европа? Да потому, что там красиво, недорого, интересно. Расстояния небольшие между интересными городками и крепостями, почти все достопримечательности доступны в течение 1-2 часов езды между собой, если не получаса.
Выезжали в немного непривычное для нас время, в субботу рано утром, в 7:45 уже покинули родной поселок. Заправка до полного бака, выезд на Минское шоссе, все, ничего нас больше не держит. Россию проехали достаточно быстро, остановились только перед границей на заправку, долил бензин до полного, дальше он будет дороже, а так мне хватит доехать до польской границы, там заправить полный бак и на относительно дешевом бензине постараться пересечь всю Польшу.
В качестве перехода выбрали новый для нас маршрут, с М1 уходим на Белосток, переход Бобровники. По Белоруссии дорога от М1 одноколейка, но машин мало, смело шли около 100-120 км в час. Пейзаж относительно нашего замкадья уже сменился, на деревьях еще листва.
И вот граница. Заправляем бак и к шлагбауму. Гордо в одиночестве проезжаем весь белорусский КПП до паспортного контроля, а дальше...
А дальше гигантская пробка. То есть мы стоим первыми у белорусов, но нас не могут пропустить, так как машины не могут покинуть нейтральную полосу. Белорусов прошли только через 30 минут, причем само оформление заняло 5 минут, таможенники даже не смотрели, только погранцы штампы поставили. А потом долго и печально проходили польскую часть. То база у них висит, то ковыряются долго. В итоге 3 часа потеряли. Да еще таможенница пристала, везем ли мы в Польшу мясные продукты. На мой ответ, что мы на идиотов похожи, по дороге в Прагу везти с собой нашу соевую колбасу, начала рыться в сумках, естественно, ничего не нашла.
Вот мы и по Польской земле едем. Белосток. А время уже 8 часов вечера. Планировали мы найти ночлег под Варшавой, чтобы на второй день быть на месте уже днем. Дорога от Белостока до Варшавы сплошные ремонты, но ночь, никто не соблюдает скорость, получилось быстро и с существенным превышением скорости доехать. Полиции и камер я не наблюдал, фуры шли с такой же скоростью, вернее, я шел на хвосте каравана фур.
Вот и Варшава, ночь субботы. Подъезжаем к отелю, что выбрали заранее, а мест нет. Еще несколько проехали, или мест нет, или цена нереальная за такой ночлег. Решили ехать дальше, может под Вроцлавом найдется ночлег. Жена с дочкой спать, я дальше рулить. Не доезжая км 40 до Вроцлава, понял, что могу отрубиться в любой момент. Зарулил на стоянку у автобана, погасил фары и спать. Пару часов проспал, чувствую, силы есть, поехали дальше искать отели. Поиск опять ничего не дал, остановился у кафе, покемарили еще пару часиков, позавтракали там же, умылись и далее в дорогу. Пока завтракали, на дорогах появились машины, такой неплохой поток. За несколько км до немецкой границы свернули с А4 на местную дорожку в сторону городка Завидув, что находится на границе с Чехией.
Залили полный бак перед ним, вот мы и в Чехии.
Смотрим — указатель на замок Фридлант, а почему бы и не заехать, из-за бессонной ночи у нас куча времени появилась.
Заехали, пошли на экскурсию. Стоимость для взрослых 150 крон, дети школьного возраста 100 крон, дошкольники бесплатно.
Этот замок был открыт для посещения всех желающих в 1801 году, это один из первых в Европе замков-музеев.
Экскурсия на чешском, есть бумажный перевод на русский, ну и экскурсовод говорит по-английски немного, так что вопросы задавать можно.
Оружейная комната, они очень гордятся тем количеством разного стрелкового оружия, что сохранилось в идеальном состоянии.
Все интерьеры выглядят так, будто хозяева вышли за несколько часов до нашего прихода.
Одна из владельцев замка, Екатерина, боролась за эксклюзивное право варить пиво в округе.
У подножия замка есть пивоварня, есть и пиво в честь этой графини. Купили бутылочку на память.
После этого сели в машину, направились в сторону Праги. У отеля мы припарковались в 3 часа дня. 25 часов работы мотора и около 21 часа реальной езды. В две руки вполне реально ехать без ночевок. Спать не хотелось, отправились обедать в ресторане отеля, а потом в город гулять. Тема нашего отпуска «золотая осень», поэтому парки, природа, ну и музеи, а так же и бары с пивом по вечерам.
Пражский град, Карлов мост, Градчаны и Старое с Новым место.
Да, может быть, и банально, но это так передает атмосферу города и его жизнь.
Обычно мы пешком выходили из отеля и шли гулять в центр, назад возвращались трамваем, покупая 30-минутные билетики по 24 кроны.
Интересный факт, как относятся к растительности в городе. Старое дерево в Карловом наместье, огорожено, стоят подпорки, чтобы не сломалось, памятный знак.
Ну а сам город очень зеленый, даже по сравнению с Москвой.
Речка Чертовка, такой приятный район возле центра, вроде вот он Карлов мост, а тут тишина и отсутствие народа.
Так же люблю район Градчаны. Да, там не ровная поверхность, зато какие симпатичные дома.
Ну и как не посетить собор святого Вита.
Витражи шикарные.
Как и сам интерьер собора.
Президентский дворец с очередью в Град.
В Град мы ходили 2 раза, первый день только собор Вита и окрестности, а во второй день Золотая улочка и парк у дворца.
Совсем старая Прага в районе Града.
Интерьер кафедрального собора чешских вооруженных сил.
Храм Иисуса Младенца.
В этот день мы закончили с Градчанами и отправились на другой берег, через Карлов мост, просто погулять по паутине улиц.
Влтава вся кишит лебедями, еще не раз будут фото этих птиц, такого количества лебедей я давно не видел.
На следующий день отправились опять в Град, досматривать то, что не стали смотреть в первый день. Билет действует 2 дня.
Так выглядела Прага в районе нашего отеля.
Поднимаемся опять в Град.
Переоборудованное в отель церковное здание:
Православный монастырь Московского патриархата в центре Праги:
И вот, потихоньку мы подбираемся к входу в Град.
Прошел небольшой дождь, вода стекает с крыши собора по статуям.
Впереди базилика, где похоронены короли и члены их семей.
Ну а мы дальше, на золотую улочку.
Это музей, в большинстве домиков или интерьеры жилых помещений разных жителей в разные эпохи, или сувенирные лавки и мастерские.
Очень симпатичный вид на Прагу из окон домов.
Ну и музей пыток, как без него.
Правда, экспонаты в Пражском Граде не очень понравились. Не реалистично.
Пара видов на город со смотровой площадки.
И мы выходим с золотой улочки обратно в Град.
Там на площади музей игрушек и один экземпляр современного искусства.
По отполированной части тела видно, что все предпочитают трогать.
Теперь музей игрушек. Мы же с ребенком, для него эта поездка.
Восторгу ребенка не было границ.
Потом пошли гулять по дворцовому парку.
Свадьбы приходят на роспись в Град. Правда, свадьба оказалась немного не чешской )))
Так и прошлись вдоль Замка, стали опять спускаться в город.
Музей современного искусства, не пошли туда.
Встретили в Праге и вот такой авто, первый раз вживую его увидел:
Ну и живописнейшая набережная.
В среду решили сделать перерыв от Праги, съездить в Чески-Крумлов. Навигатор предсказывал 175 км и около 2 часов в дороге. По факту вышло больше, много ремонтов, а так же строится автобан, от города Табор до Ческе-Будеевице. Последний проехали сквозь центральную часть, приятный городок, при наличии лишнего времени обязательно посетить стоит.
Вот и сам Крумлов.
Припарковались на стоянке возле замка, стоимость порядка 100 рублей в час, и вперед, в арку в стене, в город.
Сам городок понравился, красивые старинные домики, дорожки мощеные, каналы Влтавы в ее верхнем течении.
Пообедали у речки в кафе, отправились в замок.
В замке несколько маршрутов, плюс отдельно колокольня. Стоимость так же около 150 крон за каждый маршрут. Но все закрывается относительно рано, после 5 часов вечера, в осенне-весенний сезон вход закрыт. Летом на час дольше.
Экскурсия на английском языке, нашу омрачила большая группа китайцев. Без них было бы намного лучше, без толпы. Вообще, очень много китайцев, везде они, в гостиницах центральных, в магазинчиках сувениров, в кафе. И постоянно вся фотографируют, по 20-30 фото с одной точки. Из-за этого на видовых площадках пробки.
Вот и пролетели наши 5 часов в Крумлове. Спустились к машине, вышло 5:15, пришлось оплатить 6 часов. Назад добирались быстрее, пробок чуть меньше, примерно за 2 часа доехали. Как раз на ужин в своем ресторане успели, пивка пару литров и в койку.
Да, в Чехии сухой закон, пить за рулем нельзя, в отличие от соседних стран.
Оставалось еще 2 дня в Праге, которые посвятили прогулкам.
Интересная тема — парковка в Праге. Вот последняя фото как раз хорошо ее иллюстрирует.
Синими линиями размечены места для резидентской парковки. То есть там может стоять только машина с разрешением на парковку в этой зоне. Обычно это наклейки в правом верхнем углу лобового стекла. Вся соль этого решения с парковкой такова, что, если нет разрешения, то там нельзя запарковаться ни за какие деньги. Этот момент надо учитывать при выборе гостиницы, так как в районах вокруг Прага 1 почти все парковки только резидентские.
В четверг мы забрались на часовую башню ратуши, виды оттуда удивительные, домики как игрушечные.
Внизу йог устраивал представление, лежал на битых бутылках, скакал по гвоздям.
Прогулялись на городской рыночек.
Ну и просто прошлись по магазинам.
На улице Na Příkopě встретили такую инсталляцию. Народ активно разглядывал и фотографировал «чешский дизайн».
А в пятницу вообще был день независимости Чехии, на Староместкой и Вацлавской площадях Праги должны были пройти концерты в честь этого дня. А так же в этот день многие музеи бесплатны для посетителей.
Мы пошли в крепость Вышеград.
Со стены Вышеграда как раз открывается отличный вид на мост самоубийц или Nuselský most. Он проходит над целым жилым районом, очень впечатляюще. В одну из предыдущих поездок мы останавливались в отеле под ним.
Прогулялись по крепостной стене, по кладбищу, посетили собор.
Возле собора есть кладбище, типа нашего Новодевичьего.
Спустились вниз, к Влтаве, так тоже симпатичная арка в скале прорублена.
Потом неспешно вдоль реки отправились в центр.
Так выглядят простые дома в не самой туристической зоне.
Данная церковь совсем не современная постройка, а Эммаусский монастырь постройки 1347-1419 годов.
Приятная пешеходная зона.
Наткнулись вот на такое дерево.
Дерево разрослось на пешеходную дорожку, но его не подрезают, памятный символ.
Вообще, Прага очень зеленый город, улицы вроде как каменные мешки, но очень много открытых площадей, где разбиты парки.
Если места для парков нет, то дома увиты плющом или виноградом.
Так же мы были в городе в канун Хэллоуина, инсталляции уже начали появляться по всему городу.
Вечером пошли смотреть концерт, масса народа, пробиться к сцене не получилось, просто сели в кафешку рядом, под пиво и глитвейн слушали музыку. Все продолжалось около полутора часов, потом площадь быстро опустела. Народ нес самодельные плакаты, такой милый домашний митинг.
Вот и пролетел наш мини отпуск. Пора домой собираться.
Утром поехали в супермаркет, закупиться сувенирами и запрещенкой.
В итоге покинули Прагу только в 14 часов.
Назад поехали той же дорогой, что и в Прагу. От дороги на Брно отказались по причине большого количества ремонтов и пробок.
До Польши добрались менее чем за 2 часа, заправили полный бак, теперь на Варшаву и Брест. Постояли в пробке под Вроцлавом, в итоге Варшаву пересекали примерно в 20 часов по восточно-европейскому времени. В Седльце заехали в макдональдс, посмотреть информацию про таможни. Заодно там много русскоячных, что останавливаются на перекус после перехода границы. У них тоже попытали про переход. В итоге решили ехать через Варшавский мост. В 23 часа по местному времени прибыли на переход. Суббота вечер, машин почти нет. В итоге прошли все таможни и погранпереходы за 1 час. В час ночи по Москве были уже в Бресте, ну и еще час езды, вот и наша любимая Бона. Достался тот же номер, что и в один из прошлых разов. Почему так проходим, а не ночуем в Польше? Есть две причины. Мы совы по натуре, нам проще лечь в 1-2 часа, чем вставать в 5-6 утра. И таким образом мы нивелируем проблемы возможные из-за перехода границы, если бы проходили утром, то время прибытия домой было бы совсем непредсказуемо. А так у нас остается ночь в запасе, если застрянем на часы.
Границу проходили легко, полякам вообще нет дела до того, что мы везем, а вот белорусы даже в зеленом коридоре интересуются, правда, только алкоголем. А мы везли много, литров 12 пива, 6 литров вина и бехеровки, плюс около 18 литров минералки из Карловых Вар. Ну и еще колбаса, сыр, прочее. Все, конечно, спрятано, но найти можно, если искать будут. Но вино на видном месте. Вот я и заявляю таможне, что везем вино, воду минеральную, а пиво не наш выбор. Поверили, да и перед нами шла машина с явным превышением всех норм по ввозу, нас даже смотреть толком не стали. Тоже плюс большого перехода, где поток, но и еще ночь, все сонные, работать не хочется. Вот поэтому и мы ночью переходим.
На следующее утро выехали из отеля, полетели по автобану в сторону дома. Хорошая дорога, средняя вышла 125 км в час. 4:40 за 550 км пути.
Вот и Россия. Погода тоже путешествовала с нами. От +12 в Праге, +10 во Вроцлаве, правда, попали под сильный ливень, +5 в Варшаве, +3 утром в Кобрине, дальше всю почти Беларусь лил дождь. Так и ехали под ливнем. А у белорусов есть еще и традиция ехать без фар в такую погоду. А первые кучки снега мы увидели ровно по границе РФ и РБ. Погода немного наладилась, плюс легкий на улице, осадков тоже нет. Проверили у нас паспорта на въезде, все, осталось до дома немного. Заправились, как обычно, на колонке Шелл, там же перекусили. Отъехали несколько км, пробка. Причем глухая. Авария. И вот тут Россия во всей красе проявилась. Начиная от любителей ехать по обочине, до тех, кто задним ходом по встречке шпарил.
А теперь лирика. Можете как угодно в комментариях писать, но это мое мнение.
Я несколько десятков тысяч км проехал за свою жизнь по европейским дорогам.
Причем многие трассы в ЕС появились на моих глазах. А М1 не меняется почти. Что мешает поставить на ней отбойник между полосами для движения по всей длине? Может, стоит сначала оборудовать дороги своей страны, а только потом вбухивать деньги в нафиг не нужный мост в Крым? Куда все равно по своей воле мало мазохистов ехать? Так вот, на М1 нас встретила трагедия. Рено меган 2 влетел влобовую в фуру. Причем так влетел, что я узнал про то, что это меган, только потому, что начал искать про эту авария в интернете. От машины осталось месиво, ни одной ровной кузовной панели. У мана выбит передний мост, тоже все вокруг помято. 2 трупа лежало на асфальте. Рваная одежда, куски мяса вырваны. Мне показалось, что это женщина, в интернете тоже потом узнал, что погибла семья, двое взрослых 50+ лет, а девушку 16 лет в критическом состоянии в больницу отвезли. Самое страшное, что в 100 метрах от этого места начался участок с отбойником. И там бы точно не было такого лобового. И те люди бы живыми остались. Сколько жизней на совести нашего царя еще будет, что свои личные амбиции ставит выше цены жизни жителей свой страны?
Причем дооборудовать дорогу это совсем не те деньги, что в море выбрасывают, в постройку того самого нафиг не нужного моста.
В итоге с такими мыслями и доехали до Москвы.
Погода опять менялась, ровно на границе Смоленской и Московской областей появились сугробы около дороги, снег на ветках и так далее. То есть мы въехали в зиму.
Ну и через 11 часов после выезда, в 9 вечера мы прибыли домой. Вот и закончился наш короткий отпуск в 9 дней и 4300 км.
Повторим ли мы еще такой отдых? Естественно, нам очень понравилась осенняя Чехия, можно и весной туда съездить еще. Учитывая, что это не дорого совсем. И временные затраты небольшие на дорогу. А так же в планах прокатиться по Польше, Варшава, Гданьск. Может быть, именно туда и поедем весной.
Ездили на бмв, машина достаточно экономичная. Итого по топливу. Примерно 2 полных бака по 50 литров в Польше (15, 43 и 38 литров), 2 раза в Белоруссии 37 и 50 литров, ну и бензин по РФ. Назад я заправился на 1000 рублей, значит литров 30. Этого хватило до дома, плюс еще поездить. Ну и туда бак из Москвы, 50 литров, плюс дозаправка перед Белоруссией. Тоже литров 39 влезло. Итого примерно 300 литров топлива на 4300 км. Особенно приятно, что дорогого всего-то чуть меньше 100 литров в Польше. По цене около евро за литр (4,45-4,74 злотых, всего на 436,83 злотых или 6900-7000 рублей, в зависимости от кроскурса), остальное топливо, 200 литров, по дешевой цене меньше 40 рублей за литр, то есть менее 8 тыс. рублей.
Так что по топливу вышло 15 тыс. рублей, плюс страховка на машину 2300 и медицинская страховка на жену и дочку в 1 тыс. рублей, а я, как обычно, с корпоративной страховкой. Итого минимальные дорожные расходы составили 18300 рублей.
Ну, а отели и питание, у каждого свой выбор. Точную сумму за отпуск мы не считали. Платили картами, наличкой, пришел аванс с работы. Так что затрудняюсь ответить общий итог. Примерно 70-80 тыс. за 9 дней. Да и так ли и важно это?
Главное, что мы получили запас хорошего настроения, солнечной погоды, золотую осень, природных и рукотворных красот. И дочка тоже в восторге от замков и парков. Ну и мы напились вкусного и качественного пива, поели очень вкусную и колоритную национальную еду. И отдохнули от своих повседневных забот, отключившись от проблем. Хотя телефонные звонки изредка доходили.
Напоследок выложу немного фото различной еды, это разные дни и кафе с ресторанами, надеюсь, в конце отчета она не так будет раздражать )))
Ну и изначальный вопрос, лететь на самолете или ехать?
По итогам поездки могу сказать так — лететь быстрее. Ну и, если на короткое время, то лететь однозначно. Все-таки дороги до полутора дней в каждую сторону. А на самолете можно и на викенд слетать. Но машина дает большую свободу. Мы и замок Фридлант по пути посетили, и в Крумлов съездили, конечно, это можно и на прокатной машине сделать, но своя еще и позволяет не думать о размере и весе багажа. Так как мы выезжали из одной температурной зоны, а в какой климат вернемся, даже и не знали, поэтому с собой были и кроссовки и зимние сапоги. А сумка с теплыми куртками просто покаталась в багажнике. Зато назад привезли много вкусняшек, что банально бы в самолет не влезли.
Спасибо тем, кто дочитал, на все вопросы готов ответить в комментариях. Ну и не забывайте, что Европа намного ближе и дешевле, чем считает большинство.