|
Часть 1
Всем привет.
Этим летом сбылась моя давняя мечта: увидеть Байкал и о. Ольхон.
Но все по порядку.
Перспективы отпуска на этот год были не радужными. Я сменил место работы, и мне светил ноябрь месяц, но вдруг в мае вызывает начальник и предлагает отпуск. Я в ступоре.
— Можешь идти с 1 июня.
Я еще несколько дней ходил, не веря такому подарку судьбы. Срочно пришлось бросать все текущие дела и собираться. Но куда?
У меня есть несколько маршрутов, куда можно съездить, что посмотреть. Это прокатиться вдоль всей Волги-матушки, посмотреть ее от истока до впадения в Каспийское море, интересен Калининград с Прибалтикой, замки, монастыри и еще много всего.
В прошлом году вдвоем ездили на Алтай. Посмотрели все большие города в восточном направлении и много других достопримечательностей. С Алтаем только смогли познакомиться.
При оформлении отпуска узнал, что могу взять бесплатную дорогу. Кто от такого откажется?!
Значит, еду на Алтай смотреть то, что не увидели в предыдущей поездке, и на Байкал (ведь дорога оплачивается).
Маршрут, достопримечательности — вся информация была готова еще к прошлой поездке, поэтому подготовка сводилась, в основном, к сбору вещей, оборудования и продуктов.
Как я уже упоминал, до Новосибирска мы все посмотрели, поэтому теперь это расстояние я пройду без остановок на экскурсии.
Моя мама с сестрой сменили свое ПМЖ на Курскую область, и это внесло свои коррективы в маршрут.
Итак, маршрут следующий: Северодвинск — Курск — Казань — Челябинск — Иркутск (Ольхон) — Улан-Удэ (Усть-Баргузин + Иволгинский дацан) — Новосибирск — Алтай (Кату-Ярык + Чемал) — Новосибирск — Екатеринбург — Пермь — Киров — Вологда — Северодвинск. На все отводил 40-45 дней.
Загоняю машину на диагностику. Предупреждаю, что еду далеко в отпуск. К моему удивлению? под замену только рулевая тяга и пыльник. Сделал. Но закрались сомнения, и я решил проверить машину на другом СТО. Вместе с механиком осмотрели ходовую и составили целый список ремонтных работ. Правда? не критично — подтеки, выработка и т. д., а вот отремонтировать они могут взять только через неделю. А мне ехать через два дня. Решаю график не менять, а где-то в районе Иркутска заехать на СТО.
И вот машина загружена и готова к СуперМегаПутешествию. В наличии навигатор, антирадар, флешка с музыкой и аудио книгами, фотоаппарат, зарядники, переходники, газовая плита с баллонами, мангал + мешок угля, турстолик со стульями, котелки, кофеварка, палатка, спальник. Задняя спинка сидения убрана. Вместо нее лист фанеры, который кладется на разложенное переднее сидение и является спальным местом. А потом стало оно и основным рабочим. Ошибся в выборе атласа. Решил взять Атлас СССР, надеясь, что дорога знакома и требуется только знать направление. Потом не раз об этом пожалел.
Обработал лобовое стекло антидождем фирмы Hi-Gear и остался недоволен. В прошлой поездке я обработал самодельным раствором — парафин растворял в растворителе. Отработало на УРА!
ДОРОГА.
Вот и все. Поехали…
На спидометре 125776 км. Автомобиль Логан 1,6.
7 июня в 8:00 заправил полный бак и канистру (10 л) и выехал из города.
Первые 80 км дались тяжело. То дождь, то град, то ремонтные участки со светофором. Но вот и холмогорская развилка, после которой машина вышла на оперативный простор.
Трасса М8 замечательная. Хочется отметить следующие моменты. В Двинском Березнике удивили в столовой. На кассе пользуются ДЕРЕВЯННЫМИ СЧЕТАМИ.
За Вологдой кафе на 441 км «Вираж» с бесплатным туалетом и горячей водой. Цены демократичны.
Вологду и Ярославль прошел по объездной. На скоростной магистрали во Владимирской области впервые увидел зеленые таблички с «убывающими» километрами. Отчет идет на убывание. А еще здесь появилась широкая асфальтированная обочина, которая по ширине не меньше полосы движения. Я долго не мог понять значение этой полосы и ехал с нарушением. Самое удивительное, что редкая машина обгонит колонну по обочине. В Московской области километровые столбики с синими табличками. Странно.
Перед Москвой встал вопрос: как ехать — по МКАДу или по кольцу? На МКАДе ни разу не был, а по кольцу в районе Орехово-Зуево пробки. Остановился у поста ГАИ и подошел к инспектору с вопросом, как быстрее миновать нашу столицу? Он достал планшет, взглянул на дорожную обстановку.
— На МКАДе 1,5-часовая пробка, но все равно проедете быстрее.
Страшно, но решил посмотреть на МКАД. Проехал за 2 часа. Не в восторге от этих двух часов. Приходилось перестраиваться самому и, особенно, следить за перестроением соседей. А еще перед самым заездом на МКАД навигатор отключился. Большая развязка с отворотами, а навигатор не работает. На голове добавилось седины. Поменял питающий провод. Заработал.
Дальше Тула, Орел по объездной.
В Курск заехал на пару часов.
Здесь уж больно «злые» лежачие полицейские. Даже на малой скорости прилично потряхивает.
И вот я в Марьино. Обнимашки. Целовашки. Сестра предлагала экскурсионную программу, но отказался, ведь у меня более грандиозные планы.
Свидание было недолгим, и я продолжил свой путь.
После долгих сомнений все же решил не проезжать мимо пещерных монастырей в Воронежской области. Много о них читал, и очень нравились фотографии.
По советам участников этого сайта, не стал заезжать в Воронеж, а отвернул на Нововоронеж и дальше на Лиски.
Дивногорский монастырь. Музей-заповедник. Очень интересная экскурсия. Работники гордятся первозданностью пещер. Они стараются сохранить подлинность строений, в отличие от Костомарово, где пол пещер выложен кафельной плиткой, тропинки к пещерам и часовням мостят кирпичом и камнем. Удалось попасть и внутрь монастыря, пройтись по крестному коридору, который находится также в скале. Коридор длиной 110 метров проходит вокруг алтаря. Идти приходится в полной темноте, слышен лишь звон колоколов и пение.
И все же Костомарово, хоть и меньше рекламируется (это действующий женский монастырь), мне понравилось больше. Внешний вид пещерного монастыря намного интереснее. Фотографии не обманули мои ожидания. Дивногорье покорил внутренней архитектурой.
Я нисколько не пожалел, что заехал посмотреть пещерные монастыри.
Обратно я выезжал на М-4 с платным участком. Заплатил 70 рублей. Дальше свернул на Р-298, не заезжая в Воронеж.
Борисоглебск. Саратов.
Ни одного дня не было без дождя с начала поездки. То сильный, то слабый дождь, иногда выглядывало солнце на несколько минут. Саратовская область встретила таким сильным ливнем, что пришлось минут пять стоять.
Хоть дождик и преследовал меня всю дорогу, но во время экскурсий и вынужденных остановок тучи расходились.
И все же не хотелось останавливаться в палатке на ночь под дождем, и в Саратове я вписался в мини-отель «Загреб». Это жилой многоэтажный дом на Ново-Астраханском шоссе 107. Можно снять на 12 часов. Парковка 100 рублей. Охранник, который помогал встать на парковку, оказывается, служил у нас в Северодвинске. Приятно было пообщаться. Привет ему, если будет читать эти строчки.
Р-228. Вольск, приятное кафе «У Роберта». Отель, магазин, душ, WC.
Ульяновская область встречает большим количеством ремонтных участков со светофорным движением. А дожди не прекращаются.
Проехал Сызрань. В Жигулевске попадаю в большую пробку. М-5 «Урал».
Утром Татарстан встретил солнечной погодой и теплом. +20 градусов.
Уфа, Златоуст.
График составлен очень плотно. Потерял два дня на пещерные монастыри и наверстать упущенное пока не могу. Три пишем, два в уме. Это я к тому, что в прошлом году не все достопримечательности были осмотрены и можно отвернуть, но… Главное — БАЙКАЛ.
Как ни торопись, но мимо стелы Европа—Азия проехать нельзя.
Остановился и… потерял ключи от Серенького (машины). Были запасные без сигналки, но ведь это не выход.
20 минут поисков не дают результатов. Мозги начинают закипать. Подъехала машина. Из нее вышло целое семейство с детьми. Наверное, от безысходности, вопреки своему характеру, я объявил конкурс: кто найдет ключи, тому приз. Я готов был отдать любые (почти любые) деньги за находку. Не прошло и пяти минут — ключи найдены!
«Приз в студию!» — говорит Якубович.
Я лезу в кошелек и… ПОЗОР мне. До сих пор стыдно перед этими людьми. Ради бога простите меня, если читаете это. Я действительно готов был отдать за находку 500, даже 1000 рублей, но в кошельке оказалось только 50 и две бумажки по 5000. Мне кажется, я переливался всеми оттенками красного в этот момент. Мне было стыдно, когда отдавал всего 50 рублей. Поверьте, стыдно до сих пор. После этого еще два раза ключи вываливались из кармана, а в последней поездке в Хибины искали их минут пятнадцать. После этого я стал вешать их на карабин.
Чебаркуль. Хотел увидеть озеро и метеорит. Озеро очень большое. Местные жители неохотно рассказывают о метеорите, будто он и не падал здесь. (А может, мы, туристы, надоели им с этим вопросом). В Чебаркуле нашел две гостиницы, но цена-качество не устроили. На противоположном берегу много дач и турбаз, но искать счастье в столь поздний час (было 22:00) не стал и поехал в Челябинск.
Челябинск. В прошлом году понравился хостел «Апельсин». Позвонил, забронировал место до 20:00, но забыл о смене часового пояса. К хостелу подъехал в 00:30. Мест нет. С трудом нашел место в хостеле «Достоевский» Ленина, 41.
Хостел понравился. На кухне есть даже специальный песок для приготовления кофе в турке по-восточному. А в соседнем кафе-столовой отведал огромных блинов. Обычно я беру по два блина, а тут прозвучал вопрос: «Вам один или два?» Увидев размеры, пришлось брать один.
В Челябинске решил сделать день отдыха. После Курска это был первый выходной от дороги и девятый день путешествия.
С городом познакомился в прошлой поездке. В этот раз просто отдыхал.
Когда планировал поездку, мечтал ехать не торопясь, 700-800 км в день. Каждые 4-5 дней делать дневку у водоема или в городе. Но дорога вносит свои коррективы. Частые остановки из-за ремонта дорог и усталость сильно снижают среднюю скорость.
До сих пор не могу войти в график движения. Завтрак и ужин часто готовил сам на газовой плите, а обедал в придорожных кафе. После сытного обеда через час-полтора начинает вырубать и приходится останавливаться. После Челябинска решил попробовать поменять режим питания. На обед стал останавливаться на природе и готовить сам. На это уходило 1,5-2 часа. Зато какой результат! Сонливости нет и в помине. Бодр и свеж!
Утро встречает солнышком. На улице +20. Погода налаживается. Я опять за рулем. Догоняю два автовоза с зачехленными машинами. Джипы Мерседес-Бенц везут в защитной пленке.
Погода прекрасная. Днем +30, вечером +25. Дорога тоже радует. В машине спасает кондишен, который работает целый день до позднего вечера. В районе Курган — Лебяжье и Ишима дорога портится. В Абатском еду по новому асфальту. УРА! За сотню км до Омска опять большой ремонт дороги. Остановился «У Шмаковых». Прекрасное место.
Вечерняя прохлада положительно влияет на самочувствие. Открывается второе дыхание хочется ехать и ехать без остановки. Настроение портит неработающий холодильник. Опять, как и в прошлом году, сгорел штекер. Причина в том, что пружинка нагревается как спираль и все вокруг плавится. По-умному, надо припаять «+»-ой контакт прямо к центральному колпачку, минуя пружинку. Пришлось колхозить. Вывел в салон провода от прикуривателя, подсоединил колодку для флажкового предохранителя. Включение/выключение холодильника производится изъятием предохранителя из колодки.
Кемерово. Омск. Новосибирск. Проехал по окраинам. График движения восстановлен.
От Омска до Новосибирска скорость не превышала 90-100 км/час. Фуры, ремонт, фуры, ремонт…
За Новосибирском начинается незнакомая дорога.
Качество дороги радует, но нет возможности свернуть на второстепенную дорогу (отворотку) для отдыха или ночевки — везде грязь или мусор.
После Кемерово АЗС Лукойл отсутствует.
Ночевал у кафе «Сосновая заимка». Хозяин держит целую ферму. Куры, гуси, индюки, декоративные голуби. Из соломы сделаны фигуры коров, под которыми вся эта живность прячется от солнца и дождя. Внизу пруд, туалет. Видно, что хозяин надолго «забил» это место для своего бизнеса.
Кормят вкусно. Цены демократичные.
Ачинск. Отвалы.
Красноярск. Отдых. Прошелся по вантовому мосту, поднялся на Караульную гору, посмотрел Музыкальные фонтаны. Город понравился.
Площадку перед Красноярскими Столбами заметил поздно (из-за неработающего навигатора). Она была заставлена машинами, поэтому разворачиваться и искать место стоянки не захотел. На часах было уже 16:30, и для осмотра всего парка оставалось мало времени. Завтра с утра заеду… Доехал до смотровой площадки в Дивногорске и Слизнево («Осетр»),
погулял около Красноярской ГЭС.
Обедать остановился в кафе «Вдали от тещи». Принесли поднос с различными соусами, кетчупом, тарелку с репчатым луком и укропом, ведерко из-под майонеза с зеленым луком и петрушкой. Удивило. И оплата после принятия пищи. Такого больше нигде не встречал.
На ночлег встал на АЗС ТЕХАС. Душ. WC. 100 рублей за стоянку.
Сбился с дороги и попал в Техас.
Утром увидел рядом машину с иркутскими номерами и наклейками Drive2. Познакомились. Два парня из Иркутска едут в Крым. Обменялись телефонами, они меня зарегистрировали на своем сайте (вдруг потребуется помощь в Иркутске).
В Канске навигатор повел через город, а знак показывает прямо. Остановился, спросил у мужиков. Посоветовали ехать через город.
Иркутская область. Река Бирюса. Тайшет. Ангара.
Слова с детства овеянные романтикой. Хотел заехать в Братск. Посмотреть на первую станцию БАМа. Нет, главная цель — Байкал!
Началась грунтовка.
Остановился у легендарного места — «У Петра».
Нижнеудинск — ст. Кадун — самый плохой участок дороги (качество советского образца — заплаты, трещины.)
Про себя отметил, что за Уралом часто видел М-2141 в довольно хорошем состоянии. В европейской части их не видно.
В Тельме традиционное фото церкви. Хочу порекомендовать кафе-столовую «Позная» на выезде.
Часть 2. БАЙКАЛ
21 июня. На 15-й день путешествия в 13:00 прибыл в Иркутск.
Вот теперь и начинается самое ГЛАВНОЕ в моем путешествии. Начало осуществления большой МЕЧТЫ.
1. КБЖД. Зная из отчетов о сложности приобретения билетов, решил сразу решить этот вопрос. Обратился в турагенство на бульваре Гагарина 68 г. Оказалось, что еще не сезон и есть билеты на следующий день. Удалось даже выбрать место у окна со стороны Байкала. Меня это ОЧЕНЬ устраивало. Там же посоветовали хостел «Добрый кот» на Румянцева 22. Это рядом с ж/д вокзалом, от которого начинается экскурсия по КБЖД. Позвонил. Цена кусается, но сил уже не было искать что-то другое. Хотелось в душ и в кровать.
Двух часов хватило восстановить силы. Вечер свободен. По карте определил, что 130 квартал находится рядом. Забиваю в навигатор ул. 3 июля и вперед. «Люся» (мой путеводитель) теряет спутники, а я не могу припарковаться. Покрутившись, увидел стоянку. Припарковался. Моя «Люся» уже не в первый раз расстраивает меня в этой поездке. Спрашиваю, как мне пройти к 130 кварталу, в ответ мне рукой показывают на противоположную сторону дороги. Это и есть 130 квартал.
Удачно я припарковался!
130 квартал не понравился. Новодел. Награмождение рубленных домов с развлекательными комплексами.
Неожиданно ливануло. Да еще как!
Спрятался под козырек здания. Стою. Выходит женщина и приглашает зайти внутрь здания: «Там тепло и сухо».
Я отказываюсь. После недолгих уговоров она чуть ли не силой затаскивает меня внутрь. Так я оказался в Планетарии. Предупредили, что дальше фойе проходить нельзя, там идут экскурсии и фильмы, а здесь, пожалуйста, гуляйте. Спасибо этой настойчивой женщине. Я с удовольствием осмотрел витрины, экспонаты. Интересно.
На следующий день надо было подходить на вокзал к 6:00. Я решил проверить дорогу и замерить время, за сколько смогу дойти. 10 минут ходьбы. На пути увидел еще два хостела с более низкими ценами. «Приют поэта» и «Панда». В последнем продают билеты на КБЖД по меньшей цене, чем купил я. Вопрос только на какое число?
Утро. 6:00. Ж/д вокзал заполнен туристами.
Несколько групп китайских туристов выделяются своим громким общением между собой. Объявляется посадка. Я занимаю свое место у окна и с нетерпением жду начала движения. Один за другим проходят китайские туристы вдоль вагона, возвращаются. Снова проходят вперед, снова возвращаются. Все это сопровождается ГРОМКИМИ, нервными возгласами. В результате больше половины вагона оказалось занято китайскими туристами.
Поезд тронулся, а китайцы все не могут занять свои места. В динамиках уже звучит голос экскурсовода, но мы его с трудом слышим. Так продолжалось минут 10-15. Но когда девушка-гид стала в мегафон переводить текст для китайцев, звучащий по громкой связи, стало совсем невозможно. Несколько русскоязычных туристов обратились к проводнику за помощью. Нас пересадили в начало вагона под динамики. Кстати, мало кто слушал эту девушку-гида-переводчицу. Я еще на вокзале обратил на нее внимание, что не очень у нее получается общение с китайцами, но я не думал, что это их гид. Результатом этого неудачного общения стало отстранение нашего гида от перевода. Мегафон перешел в руки одной китаянки, и в вагоне сразу стало намного тише.
Организация экскурсий на низком уровне. А если бы в этот вагон купили билеты еще немцы или итальянцы… и каждый в мегафон для своих стали переводить?
Надо отдать должное нашей проводнице. Приятная, общительная женщина. Работает на этом маршруте уже много лет. Начинала еще на старом экспрессе, который тянул паровоз 2 или 3 дня. По маршруту на остановках и в вагонах были концерты. Программа была более интересной и познавательной. В дополнение к общей информации она предупреждала нас об интересном объекте для фото. Мы успевали открыть окно, рассмотреть и сфотографировать. Много интересного рассказала, о чем не упоминают официальные источники. Очень душевная проводница. Спасибо ей большое.
Дача Байкальской ж/д (дача Путина В.В.)
Дача Байкальской ж/д (дача Путина В.В.)
Сервис по-российски. Кстати, это наша проводница.
Нас встречают на ж/д станции «Байкал».
Интересно было наблюдать за китайцами. Несколько человек постоянно всматривались в водные просторы озера, и как только появлялось черное пятно на воде, они, как дети, на весь вагон начинали кричать и показывать пальцем на него. Им очень хотелось увидеть нерпу.
Кстати, про нерпу. Показали ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ фильм про нее. Право показа только в экспрессе. Семья подобрала детеныша. В семье он стал ручным, членом семьи. Играет, купается в ванной вместе с детьми.
КБЖД впечатлила. Впечатлила своими масштабами выполненных работ, сроками строительства и гениальностью инженеров. Такой, по сложности строительства, по количеству новых идей, дороги нигде нет.
9 часов в поезде, 82 км старой дороги со скоростью 20 км/час все-таки утомительно. Бонусом для нас было возвращение в Иркутск не автобусом, как запланировано, а катером. Приятно было после поезда стоять на корме, обдуваемой ветром и брызгами самого большого озера.
В гостиницу пришел уставшим. Помылся, отдохнул и, по совету на рецепшене, отлично поужинал в пиццерии «Сафари». Рекомендую. Там есть все: суп, второе и компот. Большое разнообразие блюд, вкусно, приятная обстановка и хорошее обслуживание.
На следующее утро запланирован выезд на о. Ольхон. Но все пошло иначе. При движении у машины появился неприятный звук. Подозрения пали на защиту картера двигателя. Растрясло. Ну что же, хотел на СТО обратиться после Ольхона, но судьба распорядилась иначе.
Мне посоветовали, а я советую вам, сервис «АвтоДом» на ул. Рабочего Штаба 20. Телефон (3952) 777.550.
Я позвонил, объяснил причину. Свободных подъемников не было, но сказали: «Приезжайте, что-нибудь придумаем». Приехал. Ребята вошли в мое положение и пообещали помочь (ведь не каждый день к ним обращаются клиенты из столь далеких краев). Первым делом провели дефектацию ВСЕЙ машины. Проверили все освещение, уровень масла даже в коробке передач (по паспорту оно не меняется). Такого уровня сервиса я не встречал у себя в городе. Дефектация выявила практически те же болячки, что были найдены в Северодвинске. На вопрос: «Что будем делать?» был получен такой же конкретный ответ: «все».
Машину пришлось оставлять в сервисе.
Надо искать ночлег.
— Где поблизости можно найти ночлег?
— В 100 метрах от сервиса есть хостел «Земляки».
Отлично. Иду смотреть. По указанному адресу находится бывшая фабрика постройки конца 19-го начала 20-го века. Хостел в подвале. Минуты две стою в нерешительности и открываю дверь. Подвальное помещение завалено коробками, натянуты веревки, по коридору бегают малыши азиатской внешности и кричат на своем языке. Понятно, почему такое название. За стойкой «Администратор» никого нет. На мой голос вышла женщина и посоветовала позвонить по телефону, указанному на визитке.
Извините, такой хостел даже на одну ночь не для меня.
В подвале этой фабрики расположился хостел «Земляки».
День выдался жарким. Температура около 30 градусов. Для меня это много. Ходить нигде не хочется. Решил устроиться в известных мне хостелах и не терять время на поиск других.
Через весь город отправляюсь на автобусе в сторону ж/д вокзала. Заселился в «Приют поэта». Полуподвальное помещение с интересным архитектурным решением. С первого раза тяжело запомнить все лестницы, проходы, коридоры. Есть 2-местные номера с окнами, есть эконом класс без окон. На удивление в номерах без окон не было душно, хотя отдельной вентиляции тоже не было. Я выбрал эконом.
Отдохнул и пошел гулять по Иркутску. Прошелся по зеленой линии. Иркутск — город суеты. Автомобильное движение броуновское. Много участков с примыкающими дорогами без светофоров. Качество дорог ужасное. А вот пешком гулять по городу приятно.
Есть и такая архитектура:
К полудню следующего дня подъехал к сервису. Машина меня ждала на площадке. Большое спасибо отзывчивым работникам этого сервиса. Ремонт сделали быстро и качественно. Пожелали мне хорошей дороги без поломок и пригласили на обратном пути заехать и провести диагностику. На всякий случай.
Еще раз спасибо Вам за все. Рекомендую сервис «Авто Дом» в Иркутске.
Часть 3. Ольхон
Теперь мой путь лежит на о. Ольхон. Дорога до Еланцов прекрасная. Поля и луга сменяет холмистая местность с хвойным лесом.
На обочинах встречаются вязки дров с коробочкой для денег. Стоимость 100-150 руб. за вязку. Деньги по совести (самообслуживание).
Еланцы. По данным интернета здесь последняя АЗС и офис Сбербанка. Но, как потом оказалось, интернет был не прав.
Не смог проехать мимо орла, взмывшего над холмом.
Навигатор отключен по причине неустойчивой работы. Доехал до развилки с указателем налево «Турбаза Байкал». Пока с третьего раза пытался включить навигатор, подъехала встречная машина, у которой узнал дорогу до парома. Нам прямо. 10-15 минут езды. Дальше была остановка у памятника «Бродяге».
Еду дальше в ожидании огромной очереди на паром. Заезжаю в поселок, подъезжаю к причалу, а там стоит три машины. Вот те на-те. Оказывается, все очень просто — НЕ СЕЗОН.
Правда, попал я в перерыв. Час ожидания пролетел быстро, даже не успел сбегать на ближайший холм, оставил на обратную дорогу.
20:40. Ольхон. По рекомендации бывалых, после нескольких километров гравийки, свернул на полевые дороги и дальше ехал преимущественно по ним. Дорога ровная и только приходится отрабатывать навыки фигурного вождения.
21:40. Хужир. Целый час колесил по поселку и окрестностям в поисках места для ночевки. Близко к берегу Байкала подъехать не смог.
Стемнело. Удобного места не нашел и остановился под знаком «Хужир».
День отдыха и знакомства с островом. Хожу, смотрю, фотографирую.
Интересно было наблюдать за работой гончара. Для желающих он устраивал мастер-класс. Пробовали свои силы и женщины, и дети.
Записался на водную экскурсию и мыс Хобой. После обеда занялся мелким ремонтом. На остров въехал без ближнего света. Пришлось поменять обе лампочки и опять питающий шнур для навигатора.
На следующий день экскурсия на Хобой. Замечательная «буханка» с водителем и экскурсоводом в одном лице по имени Илья.
Про экскурсию писать нечего. Надо видеть. Остановились на смотровой площадке неподалеку от б/о «У Пана», посмотрели реликтовый ельник, урочище «Песчанка», мыс Саган-Хушун (Белый мыс), Хобой и Влюбленных. Заехали на Гидрометеостанцию «Узур».
Во время прогулки по Хобою Илья сварил великолепную уху из сига.
Илья рассказал, что недойные коровы пасутся здесь сами по себе до первого снега, а дойные сами возвращаются домой к концу дня. Интересно.
По всему острову ведется строительство домиков и кафе. Туристы практически единственный заработок для местных, поэтому они стараются развивать этот бизнес.
Со стороны Иркутска несет дым, поэтому не видно даже противоположного берега залива Малого моря.
Попробовал омуля. Холодного копчения понравился больше.
Понравилась вечерняя водная экскурсия «Навстречу закату» на быстроходном катере. Увидели острова Большой и Малый Тойнак. Большой Тойнак похож на крокодила, а Малый знаменит лежбищем большого количества чаек. Во время остановки кормили чаек.
Дым испортил виды заката, но все равно было красиво.
Цивилизация и сервис приходят на Ольхон. Здесь есть АЗС и отделение Сбербанка. По всему острову идет строительство турбаз, кафе.
Встретил семью, которая каждые выходные приезжает сюда на отдых. Мужчина представился потомком Чин Гис Хана — Дмитрий.
По дороге на остров и на нем видел вот такие космические сооружения.
Это оказались мусорные контейнеры. Даже красиво!
Вот и закончились мои 3,5 дня на Ольхоне. Очень понравилось. Для знакомства этого вполне достаточно, а для удовольствия и отдыха — в следующий раз.
Часть 4. УЛАН-УДЭ
Остановился на перекрестке с Усть-Ордынским помыть машину. Первый раз увидел полностью женскую команду на мойке. Тщательно мыли и очень, очень тщательно вытирали ее.
Я был согласен забрать машину, боясь, что они сотрут все лакокрасочное покрытие (шучу), на что в ответ получил: «Это наша работа». И окончательно они покорили меня тем, что постелили коврик перед дверью, чтобы я сел в машину с чистой обувью. Такого сервиса нигде еще не встречал! Женский подход к работе. (Eще коврики стелят в Горно-Алтайске. Приятно.)
На участке Глубокая — Култук сплошной серпантин с многочисленными затяжными подъемами и спусками. Трафик почти нулевой. С удовольствием нырял в спуски и входил в повороты. Тормозам пришлось на этом участке тяжело. Слегка подпалил их. А какой чудесный вид открывается со смотровой площадки в районе Култук на закате… Сказка.
На ночь остановился под мостом на берегу горной речки.
Следующее утро выдалось пасмурным. Это первое утро без солнца. Комфортные +16 градусов. До обеда ехал без кондиционера — тоже впервые за много дней.
Остановился в Тресково у супермаркета. Закупился фруктами.
Трафик от Иркутска минимальный, фур почти нет.
Перед Улан-Удэ поднялся очень сильный ветер. Выйдя из машины для фото съемок, тяжело было устоять на ногах. Подгоняемый этим ветром, пролетаю мимо города и лечу к Иволгинскому дацану. «Люся» опять отказывается работать. С первого раза проскакиваю развилку на дацан.
Иволгинский дацан. Я представлял его совершенно не таким по фотографиям. Готов был увидеть парадный вход и величественные сооружения. Сначала я даже засомневался в правильности места назначения…
Разочарование так и не покинуло меня во время прогулки по дацану. Да, интересные здания, скульптуры, но они разбросаны по территории, постоянно видны крохотные домики, в которых живут монахи. Сейчас, наверное, жалею, что не смог себя перебороть и не взял экскурсию, не зашел в Галерею искусств народов Азии. Но получилось так, как получилось.
Галерея искусств народов Азии.
Оставаться здесь не захотелось, и я решил вернуться в Улан-Удэ. Остановился в гостинице на въезде в город за 900 руб./12 час. в одноместном номере.
Возможно, на мое настроение повлияла «Люся», которая совсем не желает работать. Замена проводов питания не помогла. Это означало, что находясь за 6000 км от дома, я рискую не найти дорогу домой или не успеть вернуться в назначенное время.
На следующее утро со свежей головой решаюсь заехать в Улан-Удэ, посмотреть голову Ильича и попробовать продиагностировать/отремонтировать навигатор. Или купить новый. Плутать по городам миллионникам и развязкам ох, как не хочется. Обошел полгорода и несколько сервисов. Такие вещи даже смотреть никто не хочет. Нашел один сервис, где согласились помочь (к сожалению, забыл название — столько названий адресов было…). Пришлось чуть ли не вставать на колени и просить о помощи. Умолял, мол, даже из вашего города не смогу выехать.
В ожидании мастера приветливая приемщица предложила включить навигатор. Полчаса работы, дергания, встряхивания не выявили сбоев в работе.
Пришел мастер, посмотрел и сказал, что навигатор жив и здоров.
— ????
Интересное кафе в стиле блиндажа.
Три года водила меня по России без проблем (в прошлом году на Алтай), а вот в этой поездке что-то… Из Улан-Удэ я выехал без проблем под чутким руководством «Люси».
Без проблем доехал до Бабушкино. По предыдущим отзывам знал о подъезде к Байкалу под насыпью. Со второй попытки нашел. Организовал обед.
1,5 часа отдыха включали в себя принятие водных процедур по пояс. Вода не ледяная, нормальная.
На улице жарко. Кондиционер работает, не выключаясь, но спина все равно сырая. Решил ехать без футболки. Стало легче.
Часто обедаю на свежем воздухе. После этого проезжаю 3-4 часа в бодром настроении.
Нижний Ингаш. Остановился сделать фото первого трактора.
Дорога радует качеством и малым трафиком, Люся радует бесперебойной работой.
Перед Красноярском погода стала портиться. Несколько раз попадал под дождь, появились ремонтные участки, временные посты ГАИ и временные камеры. Стараюсь соблюдать скоростной режим и ПДД. За 50 км до Красноярска влился в плотный поток машин.
Удачное время для обеда можно сделать у Столбов, но… Необъятное не объять. Знаю, буду жалеть, но это потом, а сейчас хочу быстрее на Алтай!
Утро этого дня началось с дождя, который не прекращался до самого Новосибирска. При выезде из города застрял в «горлышке». Зато за это время небо прояснилось. Остановился у кафе «Экипаж», что по левой стороне в сторону Алтая. Безобразно. Все подогрето в микроволновке. По краям горячо, середина холодная. Котлета теплая, гарнир холодный. Выбора меню нет. НЕ рекомендую.
Часть 5. Алтай
Опять очень жарко. Из машины днем невозможно выйти.
Как только выехал на трассу Новосибирск — Бийск, такое ощущение, что еду к старым друзьям. Все знакомо. Все родное. Будто не надолго уезжал и вот вернулся. Невозможно описать это чувство, оно появляется, когда приезжаешь к себе на родину. Да, запала в память прошлогодняя поездка сюда.
Уже по привычке остановился на границе с Алтайским краем у гостиничного комплекса «Грани Алтая». Здесь провел много времени. Ходил, смотрел, фотографировал.
Проезжая Полковниково, решил посетить музей космонавта Титова. Опоздал. Музей работает с 9:00 до 17:00, выходной — понедельник, вторник. Современное здание музея с барельефом космонавта пристроено к зданию школы, в которой учился герой. Новое здание впечатляет размерами и архитектурой. Жалко, что опоздал. У меня была распечатка часовых поясов, где Новосибирск и Бийск находятся в одном часовом поясе. НЕправильно.
На ночлег остановился в Бийске. Машину оставил в центре и стал искать гостиницу «Под телевышкой». Меня направляли все дальше и дальше от машины. В результате я оказался у подножия холма, наверху которого и находится гостиница. Уже темнеет. Подниматься вверх по заросшей тропинке или возвращаться к машине и подняться на гору с другой стороны?
Идти к машине уже не было сил. Подъем оказался очень крутым. По сторонам кое-где помойки мусора. На пути попалась странная компания молодежи, а на самом верху мужик с топором. То ли он расширял тропу от зарослей, то ли заготовлял ветки для своих, неизвестных мне, целей. Пришлось поволноваться и достать все свои средства для самообороны.
Гостиница оказалась неплохой. Большая площадка для стоянки (правда, до 24:00 была занята машинами гостей свадьбы, которую праздновали в кафе).
1090 руб./сутки одноместный номер + 80 руб. за авто. WC и ванна на этаже.
В прошлом году мы два раза подъезжали и не могли попасть в музей Чуйского тракта (пр. Советский, д. 42). С утра я решил идти в музей, а потом уже все остальные мероприятия. И опять неудача. РЕМОНТ.
Кстати, почти напротив музея есть кафе (Советская, 27). Советую. Здесь можно приятно и вкусно позавтракать и пообедать.
Не отпускает меня Алтай, не желает показывать все свое богатство, хочет моего возвращения.
Появились проблемы с самочувствием. Вскрываю вторую упаковку болеутоляющих. Вероятно, требуется дневка или даже две.
Дождь, шедший всю ночь, не утихает. Временами сверкает молния.
Сростки. Купил окорочков, походил по местному рынку, приобрел парочку сувениров.
Манжерок. Дождь не успокаивается.
Коровы здесь считаются священными животными. Самое интересное, что они это знают и ведут себя соответственно.
У памятника Кольке Снегиреву познакомился с семьей из Зеленогорска Красноярского края. Они с детьми путешествуют на двух машинах. Поделились впечатлениями. Я заинтересовал старшего семьи, Алексея (Kyp4a), рассказом про участок старого тракта, по которому можно подняться прямо напротив памятника. Мы решили тут же и проверить. Дорога оказалась великолепной, а виды с нее завораживающими.
В дальнейшие планы у меня входило посещение Гейзерного озера и Марса. Хотел уговорить дружное семейство вместе посетить эти уголки Алтая, но у них по плану в первую очередь увидеть ЮБТО, а потом все остальное.
На ночевку остановился у слияния Чуи и Катуни. На мангале с углями приготовил окорочка. Опять не удалось насладиться отдыхом при дневном свете. Последний окорочок и чай доедал в полной темноте.
На въезде в Акташ у АЗС «Расул» есть замечательное кафе. Мне оно понравилось еще с прошлого года. Обедаю.
Сворачиваю к б/о «Мены». Проход через базу 20 руб., и я направляюсь к Гейзерному озеру. Тропинка местами не очень хорошая. Кинуты бревна, кое-где сыро. Само озеро описывать бесполезно. Надо видеть. Оно завораживает!
Едем дальше. На 821 и 825 км открываются красивые виды на снежные вершины Северо-Чуйского хребта.
На 864 км поворот на Чаган-Узун 2. Это на Марс. Немножко поплутав (в центре села после магазина «Моя семья» надо поворачивать налево), подъезжаю к воротам. Открываю их и теперь по накатанной дороге прямо к марсианской долине. Справа и слева стали появляться холмы в радужных цветах. Уткнулся в табличку с надписью «т/б Марианская долина». Для тех, кто без ночевки, въезд платный 200 рублей.
По радужным горам ходил 2,5 часа.
Взял на память несколько разноцветных пород.
После прогулки решил разбить лагерь и поужинать.
Подъехало несколько машин. Ищут место для ночевки. Разговорились.
— Так это Вы ездите везде на Логане? Читали, читали.
Приятно было услышать такой комплимент в свой адрес. Это оказался «RomanVR» из Воронежа. Он с друзьями предлагал остаться на ночь здесь и посмотреть восход солнца.
При первых лучах солнца открывается чудесный вид на Чуйскую долину с горы, а если повезет с погодой, то можно увидеть семь деревень в долине.
К сожалению, мне надо ехать дальше.
Часть 6. АЛТАЙ
829 км. Еще один завораживающий вид на хребет.
Возвращаюсь в Акташ и поворачиваю на Улаган. До Красных ворот дорога очень плохая. Щебенка.
В прошлом году обратил внимание на поляну за Мертвым озером. Решил не пропустить это место и переночевать. Вот озеро. Поляна. Отворотка. Поворачиваю и еду. На поляне стоят два ВАЗа. Места свободного много, решил подойти и спросить разрешения встать рядом.
Один лежит под машиной (ремонт амортизатора) и двое молодых людей рядом. На мой вопрос они мимикой и жестами дали понять, что не понимают меня.
— ?????
Я вошел в ступор. После небольшого замешательства я взглянул на номера машин. Евросоюз. Чехословакия. Теперь пришла моя очередь махать руками.
После нескольких жестов удалось избежать международного конфликта, и результатом этого стала фраза «Ноу проблем».
Я разбил лагерь неподалеку и пошел общаться с иностранцами. Это оказались студенты из Праги. Три пары на двух жигулях совершают 3-месячное путешествие по маршруту Прага — Прибалтика — Москва — Байкал — Алтай — Киргизия — Таджикистан — Казахстан — Прага.
Трудность перевода не дала в полной мере пообщаться с этими любителями наших жигулей. Но это не послужило препятствием достать бутылочку коньячка и выпить под общее: «За дружбу», «За здравие», «За удачу». Они подарили мне свой логотип путешествия, а я им флажок с надписью «Северодвинск» (как назло, в эту поездку не взял сувениров/презента).
На протяжении всего путешествия они везли на багажнике самый важный предмет — дрын, для определения глубины брода (во всяком случае, я так понял).
(Дома, выйдя на их сайт и отслеживая их передвижение, я видел свой флажок у них на торпеде. На момент написания этого текста они удачно завершили свое путешествие).
Их сайт https://www.facebook.com/zlomBA3/?fref=hovercard
В этот день у меня должно произойти самое главное событие, из-за которого и состоялось это путешествие. Я увижу Кату-Ярык и должен спуститься с него.
В прошлой поездке мы проехали всего несколько километров после поворота в Балыктуюле. Такое впечатление, что гравий только что высыпали и разровняли. Не укатан. Колеса тонули в нем. Больше 10-20 км/час ехать невозможно. В горку поднимаемся с трудом. В общем, пожалели машину и пожалели себя. Приняли решение возвращаться.
В этом году я уже знал, что меня ожидает и настраивался на победу.
С утра светит солнышко. На небе ни облачка. Хорошая примета!
Балыктуюль. Вот и отворот на Кату-Ярык. Дороги я не узнал. Теперь это укатанная грунтовка. Щебня почти не видно. Всех больше запомнился последний участок спуска с вершины к перевалу. Много крутых поворотов, спусков, подъемов. Настоящее экстремальное вождение.
Долго шли парой с молодой семьей на ВАЗ-07. Остановились на одном пригорке для фотосессии. По диалогу между ними я понял, что девушка уговаривает парня повернуть обратно. Попробовал встать на сторону парня, сказав, что до перевала осталось около 1 км и, если повернете, будете жалеть. Они сделали правильный выбор.
При взгляде на перевал у женской половины часто появляется чувство страха. Да, в интернете много написано, как трактора и УАЗики поднимают машины наверх. Сомнения есть, но после того, как я поднялся наверх, для меня более экстремальным было расстояние с самой вершины горы до перевала. Кто-то назвал цифру 1050 метров — общая высота. Перепад высоты Кату-Ярык — 800 метров. Значит 250 метров более экстремальные. Один или два спуска под очень большим углом.
Спуск с Кату-Ярыка прошел без проблем. Тормозил двигателем (хватит подпаленных тормозов). Внизу остановился напротив первой базы отдыха. Открыл капот, чтобы дать отдохнуть двигателю. Первая же машина остановилась, чтобы узнать, не нужна ли помощь? Приятно.
До базы «Каменные грибы» дорога не из приятных. За два часа добрался.
14:30. На базу одновременно въехали тремя машинами. Одна машина заселилась в домик, а мы в палатки. 100 рублей за место.
Особо не раскладываясь, пошли узнавать о переправе, грибах и водопаде.
— Хоть сейчас. Лодка свободна.
Мы переглянулись и согласились.
Идем втроем на грибы. Солнце в зените. +30 градусов. Сначала стали подниматься вертикально, навстречу спускающимся. Женщина стала просить своего супруга оставить ее здесь и забрать на обратном пути. Подниматься очень тяжело. Я вспомнил, что из базы была видна тропинка наверх по спирали. Нашли ее и к грибам поднялись все. О, какие виды открываются на долину с этой высоты.
Каменные грибы. Это какой-то феномен! В версию обдува ветрами пород я не верю.
Когда проводил фото сессию с Пиней, многих заинтересовал мой талисман.
— Давно он с вами путешествует?
— Второй год.
— Значит, молодой еще.
— Да. Сейчас мы его возим, а когда подрастет, будет нас везде возить.
….
Посмеялись.
Супружеская пара решила на следующий день идти на водопад. Звали меня, но я «нашел» причину отказаться. Водопад и у меня первоначально значился в списке для посещения, но…
Во-первых, я очень плохо чувствую себя на жаре, во-вторых, появились причины, из-за которых меня хотят видеть дома раньше запланированного мною срока.
УРА! УРА! УРА! Цель достигнута! Грибы видел. По Кату-Ярык проехал.
Разворачиваем Серенького в обратную дорогу.
На этом можно было бы закончить повествование, но без рассказа о подъеме на перевал и еще нескольких моментов меня бы освистали читатели этого опуса.
Итак. Подъем. Погода и божественные пейзажи вокруг кружили мне голову. Я понял, что уже поднимаюсь на перевал только после того, как река стала уменьшаться в размерах. Нет, так нельзя. Пришлось вернуться к подножию.
По рекомендации (совету) бывалых, загрузил переднее сидение самым тяжелым. Здесь оказалась 10-литровая канистра с бензином, коробка с тушенкой и прочее. Опережая события, скажу — не помогло.
Отдохнул, перекусил, установил камеру GoPro на боковое стекло.
Подъем. Все пугали первым тяжелым подъемом. В этот раз звезды встали так, что все без исключения машины поднялись без проблем. Кстати, об этом говорили еще при спуске. Засада скрывалась где-то посередине. Я дал Опелю фору в дистанции и пошел следом. Но на втором подъеме уже догнал его. На третьем или четвертом подъеме он останавливается, я тоже. Крупный гравий. На этом участке уже стояли две машины. Мои первые две попытки со шлифованием колес не привели к успеху. Все вместе стали помогать друг другу. Безрезультатно. Стоим и думаем о помощи, а мимо нас проплывает японка. С маленьким клиренсом. Монопривод. Без пробуксовки, внатяг. Всем все стало ясно.
Без газа, внатяг у меня получилось со второй попытки.
Ура! Мы наверху.
До Усть-Семы доехал без приключений.
Вот только погода испортилась. Пошел дождь. Очень жарко плохо, дождь тоже не хорошо. Разве угодишь нам?
В планах было забито посещение о. Патмос, Чемальской ГЭС, рафтинг, Ороктойский мост, Куюс. Оставляю это направление на следующий раз.
Сегодня 7 июля. Ровно месяц моему путешествию.
Дождь, усталость и просьба родных вернуться пораньше заставили меня выбрать короткую дорогу домой.
В Полковниково опять опоздал в музей.
Перед Барнаулом остановился в комплексе «Облепиха». 1000 руб./12 часов. Рекомендую.
На Алтае понравилось наличие информационных указателей достопримечательностей, а также баннеры с фото земляков - Героев Советского Союза и описания подвига, за который он получил эту награду.
Очень долго проезжал Новосибирск. Думал, что он никогда не закончится.
До границы с Новосибирской областью продолжал идти дождь, временами переходящий в ливень. Пару раз пришлось останавливаться, т. к. дворники не справлялись.
Появился неприятный скрежет при трогании с места и повороте.
На АЗС «Караван» заправился «авиационным» бензином А-92. Машина просто полетела.
Омск «Люся» провела по новой объездной. Она (Люся) работает с перерывами, в самый ответственный момент включается. Переживаю я за нее.
Часто на пути встречаются вот такие поля.
Вопрос для знатоков: Для чего посреди огромного поля оставляют одиночные деревья или кустарники? Такое встречается и в европейской части.
За Омском в Красном Яру заехал на СТО. Вовремя. Вскрытие выявило: сломаны обе передние пружины. Позвонили, договорились о покупке пружин. Еще один звонок и подъехало такси. Вернулись в Омск (это 35 км в одну сторону), купил пружины и рулевые наконечники (один начал люфтить). Пока ездили, механик снял стойки. Общая сумма ремонта 7400 руб.
Возможно, причиной поломки нижнего витка у ОБЕИХ пружин были бафферы.
Богданович. Здесь всегда пробка. Светофор и ж/д переезд.
Тюмень и Екатеринбург прошел по объездной.
В Талице (Свердловская обл.) интересное кафе «Три медведя».
Уже в темноте подъехал к Перми. Последние 50 км ехал больше часа. Ремонт дороги, светофоры, плотный поток машин. А вот саму Пермь прошел по прекрасной новой КАД.
Хотелось посмотреть Чемпионат Европы по телевизору. В 00:20 остановился в придорожном кафе сразу после КАДа. Платная большая стоянка для грузовых и легковых машин, но территория неухоженная. Несколько убогих домиков для ночлега. В кафе персонал неприветливый. Туалет типа сортир. Умывальник где-то за углом меж двух берез покрыт плесенью.
Похоже, им никто не пользуется. В кафе был я один. Барменша больше отсутствовала, но переключать телепрограмму не разрешала. Удалось посмотреть лишь концовку матча Португалия — Франция, 1:0. Качество интернета и ТВ очень плохое. Спал в машине.
Утром, вылезая из машины, не обнаружил сандали. Никто ничего не видел и не знает. Этим мне еще больше не понравилось это место.
Проехав метров 500, увидел отличное кафе с большим количеством фур на стоянке. Очень сильно пожалел, что не дотянул до этого места.
Пермь — Киров. Дорога ужасная. Волнений добавил дождь, переходящий в ливень, и Люся опять не включается. Еще отметил, что не встретилось ни одной речки или озера, где можно было бы остановиться.
ОЧЕНЬ информационный знак.
Разве нельзя обвести в рамку или написать разным шрифтом?
Где какой населенный пункт находится? Поверьте, встречал и более длинный список.
Через Никольск, Тотьму, Чекшино выехал на М8 и без проблем в 16:00 подъехал к дому.
СуперМегаПутешествие закончено.
Подведем некоторые итоги.
Хотелось бы отметить безответственное поведение водителей, которые в сложных метео условиях ездят с габаритами или одними китайскими фонариками, наивно думая, что их видно. Два раза встречались такие, что выскакивали из вечернего тумана и дождевого фронта вообще без огней. Товарищи водители, вам, конечно, наплевать на окружающих, но подумайте о своей безопасности. Ведь, если я не замечу или не смогу правильно определить расстояние при обгоне до вашей Тойоты или Лексуса, мы столкнемся. Последствия описывать не буду.
Перед поездкой обработал стекла антидождем фирмы Hi-Gear.
Не понравилось. Деньги на ветер. В прошлом году сам делал препарат. Растворял парафин в растворителе. Отработало на УРА.
Потери:
Ждал писем «счастья» — не дождался. Был рад и горд, что отъездил без нарушений. На работе сотрудники проверяли наличие/отсутствие своих нарушений и ради интереса проверили мои. ОП-ПА! Две штуки. Пришлось платить по полному тарифу.
Всего:
Спасибо за прочтение.
Всем ни жезла, ни гвоздя. Удачи.