|
А у вас не бывает такого, что после путешествия хочется опять вернуться в дорогу? Вроде и домой спешил со всех сил и по прибытии все отлично, но проходит несколько дней, недель, месяцев и единственное желание — снова оказаться в пути. Со временем понимаешь, что конечная точка маршрута совсем не важна, а имеет смысл только она — дорога. Там все просто и понятно, вот ты, твой транспорт, направление — и это все, повседневность где-то позади. Неповторимое чувство, когда ты на своем месте. Со временем накапливается много пройденных километров, воспоминаний, но есть первое путешествие, которое не забывается.
Если вы считаете, что ехать в дальнюю дорогу надо исключительно на подготовленной надежной технике, с продуманным маршрутом и планом, как у «Команды А», на все случаи жизни — вы, безусловно, правы! Но если вы хотите настоящее приключение, о котором можно рассказать внукам — берите старую ненадежную технику и езжайте наобум. Чем больше всего произойдет в дороге, тем веселее. Главное — вернитесь живыми и никого по пути не покалечьте! Простой пример: обычная серия Топ Гир, где они катаются на дорогих тачках — просто хорошо и достаточно интересно. Или спецвыпуск, где они покупают автомобили по цене вашего телефона и едут покорять прямую кишку планеты — великолепно и шедеврально!
Итак, 2011 год, я 21-летний свежеиспеченный выпускник университета, мотоцикл Ява 86 года, два друга сокурсника на стареньких эндурях Ямаха. Пункт выезда — Иркутск. Время выезда — сразу после сдачи диплома. Цель - мыс Хобой, остров Ольхон, озеро Байкал.
Я уж и не помню, кто предложил отметить защиту дипломов небольшим мотопутешествием, а не стандартной гулянкой, но этому человеку нужно поставить памятник, идея была гениальной. Накануне мои соседи по комнате в общаге волновались, у них тоже была защита: «Аааа, я забываю речь для защиты!», «Блин, у меня чертеж помятый!», «А вдруг я не отвечу на вопросы комиссии?!». Я тоже волновался: «Черт, а масло я упаковал?», «Ешкин кот, визор на шлеме на соплях висит!», «А если это старое корыто развалится посреди дороги?». Диплом же лежал на столе и не вызывал никаких беспокойств, хотя и был объективно хуже, чем у ребят. На защиту я порывался идти в дорожном экипе и шлеме, чтобы, как Зорро, сразу прыгнуть на коня из окна аудитории и умчаться вдаль. Не столь романтичные люди дали мне по голове и натянули на меня рубашку и брюки. Защита прошла успешно, без особых эмоций я выслушал речь о том, что я теперь дипломированный специалист, хотя правильно было бы сказать — безработный идиот. После я торжественно начал открывать шампанское прямо на крыльце университета, но вспомнил, что надо еще ехать сегодня, и бутылки отдал.
Выехали мы только к вечеру, часов в шесть. Проверили мотоциклы и тронулись в путь.
Радость переполняла меня, как закипевший антифриз радиатор. Черт побери, это было как в детстве на Новый Год, искреннее ощущение праздника и эйфория. Однако после заправки и выезда из города чувств поубавилось — мотоцикл вел себя странно: совершенно не ехал и выпускал клубы дыма, оставляя за собой маскировочную пелену, как автомобиль Джеймса Бонда.
Останавливаемся, беглый осмотр показал, что я забыл выключить подсос. Друзья косо посмотрели на меня... Тут пришло время представить моих спутников: Артем — добродушный, неунывающий здоровяк и Алексей — рассудительный технарь с искоркой авантюризма. Оба мотоциклисты с детства. Алексей сказал: «Дюшик, ты меня удивляешь!». Артем же просто покачал головой. Выслушав еще пару обидных комментариев от друзей, я продолжил свой путь.
У Явы была особенность: как только она отдалялась от гаража на 60 километров, что-нибудь в ней непременно выходило из строя. Заколдованная цифра, она не изменилась до самой продажи мотоцикла. Этот раз не стал исключением: загорелась лампочка зарядки аккумулятора, то есть он не заряжался. А система в мотоцикле такая, что ехать без заряженного аккумулятора она не могла. Останавливаю колонну. Снова обидные замечания по поводу меня, мотоцикла и ситуации в целом. Осмотр показал, что все должно работать… Хм, плевать, едем дальше.
Скорость каравана определяется скоростью самого медленного верблюда, этим верблюдом стал Алексей. Ему просто нравилось ехать 90, ехать с такой скоростью везде. Он даже на Феррари будет ехать 90, ему просто нравится именно так.
Дорога прямая, как стрела, жара неимоверная, лампочка зарядки даже не думает гаснуть. На всей дороге до Ольхона вам нужно совершить один поворот с основной трассы направо, но так как дорогу знал только я и был полностью увлечен гипнотизированием чертовой лампочки, этот поворот мы благополучно проскочили. Проскочили так на километров 20. Уже привычные обидные комментарии, разворот, и мы возвращаемся назад к деревне со звучным и сбивающим с толку названием Баяндай, где и надо было свернуть. Там-то мой железный конь и сдох окончательно. Переставляем аккумулятор с Ямахи Артема, благо она может спокойно и без него работать, если с толкача завести. Пока мы возились с техникой, подошел местный бурят и попросил подкинуть его километров 10 по пути.
— Садись, мужик, без проблем!
— Спасибо, но перед дорогой нужно «побурханить»!
Это такая традиция, плеснуть несколько капель водки из стакана на землю перед тем, как его вылить водку в свой желудок. Делается это в дар духам, чтобы они помогали тебе в дороге. Сами бурханить не стали, но культурные ценности морально поддержали и доставили хранителя традиций, куда он просил.
Трасса поменялась, стала интересной, спуски-подъемы, повороты. Спала жара, а главное — погасла лампочка аккумулятора! Может, духи помогли, может, боги, но факт, что мотоцикл сам починился! У меня как будто выросли крылья, я оставил своих товарищей плестись 90 и умчал вперед, выжимая из старого мотоцикла все, на что он способен. После я ездил на множестве мотоциклов, в том числе объемом двигателя больше литра, ездил по трассам намного интересней этой… Но такого удовольствия, как в тот момент, я никогда не получал. Ощущение полета, единение с техникой и трассой — просто волшебно.
Незаметно дошагали до последней АЗС по пути. Залили полные баки, плюс заполнили канистру, что была привязана к моему мотоциклу. Затеяли конкурс на самый экономичный мотоцикл. Несмотря на все приключения, израсходовав всего чуть больше 4 литров на сотню, Ява победила, Ямахи же сожрали на пол-литра больше. Конечно, я сразу похвалился, что обладаю самым быстрым и экономичным мотоциклом с функцией регенерации, припомнив все обидные комментарии за этот путь. И вообще, я красавчик, а все остальные жалкие трактористы и тошноты. После чего увернулся от полетевшего в меня ключа.
Ольхон — это остров. И добраться туда можно либо вплавь, либо на пароме. Переправились мы на последнем в этот день пароме. Неплохо, учитывая, что несчастные 250 км до острова мы проехали больше чем за 5 часов. Ночь, тихо плещут волны о борта, мы все ближе приближаемся к заветной цели.
Тем временем, начало холодать, на Байкале по ночам всегда достаточно свежо. Местный житель, переправлявшийся с нами, поинтересовался, где мы планируем остановиться. Мы молча показали на палатку, привязанную к Яве. Хмыкнув, он предложил заночевать у него на турбазе по очень привлекательной цене. Поежившись от порыва ветра, мы согласились. Он сказал следовать за его свежей Тойотой и, только съехав с парома, втопил так, что только пыль стояла. По острову асфальтового покрытия вообще нет, основная дорога представляет собой убитую гравийную гребенку, до центрального поселка на острове, Хужира, примерно 40 км. В полной темноте я не горел желанием нестись по этому «автобану» 80 километров в час, но выбора не было. Обгоняем плетущийся грузовик, груженый арматурой, и устремляемся вперед.
Через пару километров у меня отвязалась канистра, Артем продолжил погоню за Тойотой, Алексей остановился со мной. Пока я перевязывал тяжелую от топлива канистру покрепче, нас медленно обогнал грузовик, обдав клубами пыли. Снова вперед, еще быстрее, чтобы догнать Артема. Еще через несколько километров от тряски у меня опять отвязывается часть багажа. Алексей молча и укоризненно смотрит, как я перевязываю пожитки, грузовик, явно усмехаясь, снова обгоняет нас.
Через километров 10 у меня отвалился глушитель и весело поскакал по дороге. Алексей от смеха упал с мотоцикла, наблюдая, как я догонял свои запчасти. Распаковываюсь, достаю инструмент, начинаю приделывать глушитель на место. Нас опять обгоняет грузовик… Через несколько километров у меня отвязывается канистра и с грохотом улетает куда-то в обочину. Тут Алексей не выдерживает и с ворчанием про неправильное строение моего тела, а именно граблей, которые я называю руками, сам перевязывает канистру. Привязал он, конечно, как бог, крепко, надежно. Но вот свободный конец веревки закрепить забыл, он болтался-болтался и намотался мне в колесо. И вот, на убитой гравийке, на скорости километров 80 в час у меня блокируется заднее колесо. Благо, опыта хватило сообразить вдарить по передним тормозам. Мотоцикл потащило сначала влево, потом вправо. Совершив красивый разворот поперек дороги, я все же остановился, даже не положив Яву на бок. Скажем так, я немного напугался, но виду не подал и с хладнокровным видом вытряхнул кирпичи из штанов. Осматриваем повреждения: загнуло и вырвало скобу крепления барабана к раме, веревкой вмяло и без того погнутую канистру, веревка намертво вмонтировалась в конструкцию мотоцикла. Могло быть и хуже, одна проблема — отказали задние тормоза. Ночь, Ольхон, звездное небо, приятная прохлада, мы стоим на дороге, пытаясь вынуть веревку из заднего колеса. Нас медленно обгоняет грузовик…
Как только осела пыль от проклятого грузовика, впереди показалась одинокая фара Ямахи Артема. Он не отстал от хозяина базы, успел оценить предложенный домик и вернуться на помощь нам. Закончив извлечение веревки из колеса, Алексей подхватил неугомонную канистру в руку и предложил мне выбор: остаться умирать здесь или тащить себя и свой мотохлам на базу. Расценив обстановку, я вздохнул и наподдал ногой по кикстартеру. Двигатель мирно затарахтел, вселяя надежду, что я все-таки доберусь сегодня до кровати. Благо, до Хужира оставалось недалеко.
Ява, наконец, собралась с силами и, не потеряв ни одной детали, довезла меня до места назначения. Измученный и замерзший Алексей тут же свернулся креветкой на постели и моментально захрапел. Мы с Артемом немного поглумились над позой Алексея, решив, что ему снится, как он катается на спортбайке, и тоже отправились в царство Морфея.
Утро начинается не с кофе… Вооружившись большим молотком и набором ключей, я приступил к устранению последствий вчерашнего происшествия. Железо поправил, но обнаружил, что повреждены еще алюминиевые стопора на самом диске. Суть в том, что при сильно резком торможении колесо опять могло заклинить. Попутно подтянул все резьбовые соединения и проверил все, что можно было проверить. Артем тоже не терял времени даром и, обложившись ключами, провел ТО своему мотоциклу. Забрал свой аккумулятор назад, радуясь, что теперь ему не придется заводить мотоцикл с толкача. Однако радость была недолгой, стартер полностью отказал после двух попыток завестись… Алексей же, усмехаясь над нами, быстро провел осмотр своего мотоцикла и театрально вскричал: «О боже, у меня тоже поломка!», после чего показал пальцем на открутившийся щиток защиты цепи. После чего ушел завтракать с возгласом, что технику надо ремонтировать перед поездкой, а не во время ее. Возражать ему я не стал, потому что он, черт побери, абсолютно прав.
Через час передо мной стоял почти исправный мотоцикл с разряженным аккумулятором. Надо бы завести его… Решение нашлось быстро: территория базы располагалась под небольшим уклоном и через всю ее длину проходила вполне твердая дорожка с хорошим зацепом. Так почему бы не растолкать ее с горки и не завести с толкача!?
…Спустя минут 20, я, весь в мыле, в третий или четвертый раз заталкивал 150-килограммовый кусок железа в проклятую горку, под одобрительные возгласы моих друзей, расположившихся с кофейком на лавочке рядом.
— 3 минуты 15 секунд — лучший круг!
— Сейчас заведу, опять пыль глотать будете! — отвечал я с гордостью, которая даже не снилась защитникам осажденной Трои.
В итоге нашли пару толстых проводов и воскресили моего коня, подкурив от Лехиной Ямахи. Пора снова в путь, пред нами открыт весь Ольхон!
Снова три мотора рычат, три пары колес уверенно несут нас в неизведанные дали. Утренние проблемы остаются позади и есть только Ты, твой Мотоцикл и Дорога. Описывать красоты острова бессмысленно, их просто надо увидеть. Не на фотографиях, а вживую, прочувствовать их среди километров пройденных дорог.
Побывав на главной достопримечательности острова — скале Шаманке, мы спустились на красивый песочный пляж и проехали вдоль самой кромки воды до его конца. Тут же возникла проблема, чтобы вернуться с пляжа на дорогу, нужно метров сто проехать по глубокому песку в нехилую горку. Обладатель самой жирной внедорожной резины — Артем, подключив полный привод (спешившись и толкая мотоцикл), без особых проблем преодолел препятствие. Алексей попотел побольше, но тоже справился быстро. Я же, на сравнительно тяжелом и низком мотоцикле с дорожной резиной, впух по самые гланды. Кое-как впихнув Яву в горку, я увидел простирающуюся вдаль песочную пустыню, покрытую только редкими сосенками и лес вдалеке. Никого из друзей в пределах видимости не было. Тут я понял, что такое отчаяние и что сил тащить мотоцикл через этот песочный ад у меня нет. Я было уже развернулся, чтобы спуститься обратно на пляж и поискать выезд получше, как услышал оклик Алексея. Друзья вернулись на помощь. Оказывается, совсем рядом можно проскочить по осыпавшейся с сосен хвое и шишкам, главное, разогнаться и не терять скорость. Вскоре мы снова продолжили путь.
Ехали не спеша, периодически сворачивая с дороги, чтобы полюбоваться очередным пляжем или подремонтировать вновь отказавшие тормоза на Яве.
Артем, уверовав в силу своих покрышек, носился по всем закоулкам острова, периодически зарывая мотоцикл в песок. На наше замечание: «У тебя, как бы, стартер не работает. Заглохнешь, как будешь в песке с толкача заводить?» он лишь отмахнулся. И вот, в очередной момент Артем уносится вниз с песчаного спуска, какое-то время слышно стрекот мотора и… тишина. Подойдя к склону, мы видим следующую картину: двухметровый здоровяк пытается вытащить свой увязший в песках мотоцикл, предпринимая неудачные попытки оживить его мертвым стартером.
Оставив Артема развлекаться, мы устроили привал и начали разводить костер, ехидно ухмыляясь. Однако, спустя несколько минут, на пригорок взлетел довольный герой, обдав нас песком из-под заднего колеса. Правда, я до сих пор не знаю, как он смог завести мотоцикл. Впрочем, этот парень умеет удивлять. Как-то он внушил Алексею, который семь раз подумает перед тем, как что-то сделать, что лучший способ убрать разлитый бензин с верстака в гараже — поджечь его. Впрочем, тушение гаража — это совсем другая история.
Дорога до мыса Хобой приемлемого качества гравийка, но на ней, как и на хорошей раллийной трассе, есть пара спецучастков: 500 метров по глубокому песку и несколько километров по убитой лесной дороге. Первый участок привычно прошли на полном приводе. На втором было веселее: обычно на раскисших «лесовозных» трассах есть одна колея, езжай себе посередине и радуйся, что ты на мотоцикле. Тут же, количество «колейностей» местами достигало трех-четырех. Но при уверенном навыке управлении мотоциклом ехать по узкой тропинке — не проблема.
Незаметно мы доехали до нашей цели. Причем, в очень удачное время — как раз уезжали экскурсионные УАЗики, унося с собой галдящую толпу. Приятно побродить по легендарному месту в одиночестве и тишине.
Обратная дорога оказалась веселее, трасса знакома, почему бы не втопить по полной… Первый умчался Алексей, набрав любимые 90 км/ч, которые по ухабистой гравийке уже не казались тихоходными. За ним мчал Артем, а за ним столб пыли, поднимаемый его внедорожной резиной. А где-то за всем этим безобразием — я. Не из-за того, что Ява не может тягаться с японцами, а потому, что у меня шлеме отвалился визор, небольшое стеклышко, прикрывающее глаза. И вся эта пыль усиленно оседала где-то у меня под веками. В очередной момент, я не выдержал и решил выйти вперед. Еду, как в тумане, только впереди мелькает огонек задней фары Ямахи. И вот я ускоряюсь, чтобы совершить финальный рывок, как вдруг фара загорается ярче, символизируя о торможении, и резко подпрыгивает куда-то вверх. Времени тормозить уже не было… Чудесное ощущение полета прервало приземление, жесткое и отрезвляющее, как удар граблями с утра. Однако я удержался и плавно остановил мотоцикл. Пыль развеялась, и моему взору предстал нехилый такой метровый трамплин, естественно образовавшийся между развилкой дороги. От удара выбежал один из задних амортизаторов, и немного загнуло низко висящий глушитель — не критично.
К «спецучастку лес» я вырвался первый, уж там я точно пыль глотать не хотел. Помня о большем мотоциклетном опыте коллег и их более подготовленных к таким условиям мотоциклах, я решил проехать его побыстрее, дабы не быть опять в хвосте. Хм, на первой передаче ехать слишком медленно, а на второй, чтобы держать нужные обороты, нужно лететь слишком быстро. Все же выбираю вторую, сначала немного страшно, а потом мне понравилось. Низкий центр тяжести мотоцикла позволяет совершать быстрые и резкие маневры, двигатель неплохо подхватывает, когда надо. Снова у меня выросли крылья, снова это ощущение единения с техникой, просто сказочно. Выехав со спецучастка, я остановился, чтобы дождаться друзей. Нету… Закурил. Когда сигарета почти закончилась, показались они. Первый вопрос от удивленного Алексея был: «Давно ты нас ждешь?» Я молча показал на догоревшую сигарету и улыбнулся, это был очередной триумф старого мотоцикла, чему я был несказанно рад.
За пару дней мы изъездили почти весь остров, побывали на Восточном побережье, где Байкал уже не столь ласков, а суров и дает понять, что его неспроста иногда называется морем. Побывали на озере Шара Нур, соленой луже посреди острова. Правда, кроме как лужей его не назвать, ничего впечатляющего. Ява ни разу не сломалась. Ну почти… На пути до парома отвалился глушитель, на этот раз левый. Пока я за ним бегал, порывом ветра унесло мой шлем, он так весело и долго катился с горки, что помирающему от смеха Артему пришлось за ним съездить.
На пароме я посмотрел вслед удаляющемуся Ольхону, было грустно покидать его. Я пообещал себе, что обязательно вернусь сюда. Забегая вперед, скажу, что это обещание я выполнил уже раз десять. Затягивает, знаете ли. Обратный путь не преподнес сюрпризов, разве что тормоза опять отказали на въезде в Иркутск. Да, впрочем, какие мелочи...
Вот так маленькое путешествие (три дня и около тысячи километров) стало одним из самых запоминающихся событий моей жизни. На Яве я проездил еще полтора сезона, немного сменил ей внешность и променял на японский мотоцикл. Она останется моим самым ненадежным мотоциклом, которого я протолкал в общей сложности километров 50. Ява — моя школьная парта в области ремонта и вождения. И самый любимый мотоцикл, источник почти всех историй той поры. Спасибо тебе, Ява, я тебя не забуду.
И вот, спустя годы, у меня есть желание повторить все это. Есть задумка собрать компанию, купить несколько мотоциклов за гроши и отправиться на них в путешествие. И есть желание превратить это в шоу, по максиму использую фото-видео съемку. Есть небольшой опыт подобных проектов. Может, у кого-нибудь есть мысли и предложения? :)