|
Глава 1. Как все начиналось
Идея поехать куда-то на машине вынашивалась давно, но возможностей как-то не возникало. Но в этом году что-то щелкнуло в голове, и я сказал себе, что в этом году наш семейный отпуск отпуск пройдет на море, что бы ни произошло. Наша семья — это я, моя любимая жена Лена и не менее любимая дочка Настя 8 лет.
Стыдно признаться, но в свои без малого 33 года, я ни разу не видел моря. Жена хотя бы во Владивостоке какое-то время жила, она хоть там его видела, а вот мы с дочкой нет. Начал активно читать отчеты других автопутешественников, составлял примерные таблицы расходов. Посетить хотелось Сочи, Анапу, Крым, Абрау-Дюрсо, обязательно Волгоград и Мамаев курган, ну и была мысль сделать крюк через Элисту к Эльбрусу, посмотреть на горы. Затем по мере понимания, какой бюджет мы сможем выделить на эту поездку, начали понемногу отсеивать некоторые моменты.
Первым отсеялся Крым. Отпуск у меня на полный месяц не дается, можно только брать на 2 недели. С учетом того, что ехать предполагалось только в светлое время суток и за рулем я один (у жены пока нет прав), начали понимать, что только на дорогу до Сочи уйдет дня четыре, плюс еще дня четыре обратно, а Крым пугал пробкой на переправе и потерей времени, которого и так было очень мало. Затем, посчитали расстояние и прикинули цены на бензин, получилось так, что на отдых у нас оставаось около 40 тыс. руб. (на троих на почти 8 дней). Но так как я ориентировался на основании отчетов за 2015 год, то в принципе, как я считал, худо-бедно прожить можно… какой же я был наивный… Коллега по работе, регулярно отдыхающий в Сочи, мне сразу сказал, что цены 2015 года можно смело умножать на два, а то и на три. То ли закрытие Турции с Египтом так сработало, то ли просто наши соотечественники охренели, а скорее всего все вместе. И вот тут-то я и начал понимать, что море нам в этом году вряд ли светит… Стало грустно… А потом кто-то в случайном разговоре упомянул про Обское море (а точнее водохранилище), которое находится в Новосибирске и возникла мысль, а почему бы и нет?
То, что это не совсем настоящее море, а водохранилище, я так прикинул, мы ребенку говорить не будем. Для нее и это будет огромным морем. Сами хотя бы так отдохнем, ну и, раз хотели горы увидеть, съездим на Алтай. С этого момента началось изучение других отчетов, направленных от нас на восток, а не на запад. Маршрут поменялся кардинально. Теперь он начал выглядеть так: сначала едем в Новосибирск, гуляем по нему, затем ночуем у родственников, весь следующий день посвящаем зоопарку и потом уезжаем на обское море и встаем там с палаткой. Там мы должны были пробыть три дня и поехать на Алтай. На Алтае хотели проехать почти весь Чуйский тракт (до марсианских пейзажей), а потом через Кату-ярык спуститься в Чулышманскую долину, доехать до южного берега Телецкого озера, и, конечно же, посетить каменные грибы и водопад Учар. А затем, возвращаясь обратно, вернуться через Яровое, а оттуда по короткой, хоть и хреновой, дороге через Купино вернуться в Омск. К тому времени у нас изменился и состав нашей поездки. К нам троим добавилась мама жены Светлана Александровна и племянница Катя десяти лет, которая как раз в это время приехала погостить в Омск из Тюменской области. Не вопрос, поместимся.
Пришло время представить вам состав участников. Слева направо: наша дочь Настя, моя жена Лена, теща Светлана Александровна и племянница Катя.
С этого времени началась подготовка.
Глава 2. Подготовка к поездке
Подготовка у нас состояла из двух частей.
Первая часть — это подготовка машины. Общий бюджет поездки был сто тысяч. Из них около 50 тыс. я планировал потратить на машину, так как она была в весьма неготовом к поездке состоянии. Кстати, про машину: наш конь был 2001 года выпуска с пробегом 245000, Ниссан икс Трейл. Основная проблема была в том, что была пробита прокладка ГБЦ, поэтому машина жрала антифриз, пыталась перегреваться и, вообще, не располагала к дальней поездке. Плюс надо было проверить ходовку, так как за 3 года я менял только масло, а какие дороги у нас в Омске, наверное, не слышал только глухой. В итоге на машину ушло немного больше, но не критично. Была заменена цепь со всеми натяжителями, звездочками, поменян радиатор, заменены рычаги подвески, втулки стабилизаторов, приводной ремень, масло, маслосьемные колпачки. Вышло все это в районе 55 тысяч. Плюс удалось найти деньги и перевести ее на газ, что очень сэкономило нам деньги, которые я сразу отложил на дорогу. Резина стояла новая, купленная только этой весной, так что с ней проблем не было.
Теперь про подготовку к путешествию: в очередной раз убедился в правильности фразы «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Большая часть походной экипировки была взята у друзей, родственников и коллег.
Основное из того, что мы брали с собой:
Остальное (консервы, одежда, еда в дорогу) описывать особо не буду, тут каждый выберет себе сам. Хотел сначала приобрести преобразователь напряжения на 220 в для ноутбука, но потом вообще отказался брать ноутбук с собой. Брал с собой powerbank на 20000 mah, его хватало за глаза. Подзаряжал его во время долгих перегонов, а остальное время он подзаряжал наши телефоны. Также брал с собой набор предохранителей, и запаску, которая, по причине газового баллона, перекочевала в багажник. Несмотря на то, что багажник в икстрейлах большой, вещи забили его полностью, пришлось даже часть поклажи скидывать детям под ноги. Да и жена на переднем сиденье тоже была немного завалена вещами.:)
Глава 3. И мы поехали…
16.07.16 — этот день ничего сложного не предвещал, надо было всего лишь доехать до Новосибирска и остановиться там у родственников. Стартовали рано утром, заправили полный бак бензина, полный баллон газа и поехали. На выезде из города были остановлены сотрудниками ГИБДД. Еще мелькнула мысль о том, что нехорошая это примета )) Но сотрудник проверил документы, убедился, что дети в креслах и пристегнуты, спросил, куда мы едем и пожелал удачи. В общем-то, день запомнился только эйфорией от того, что все-таки мы едем, наконец-то, отдыхать. Сама дорога особо ничем не запомнилась, ехали по прямой дороге, вокруг поля да леса, равнина. Запомнилась разница в цене на газ в Омской и Новосибирских областях. В Омске я заправлялся по 12,5 за литр, а в Новосибирской области везде была цена 17,5. Примерно такая же цена, плюс минус 50 копеек была и на Алтае.
Отдельное отступление по газовым заправкам, может, кому полезно будет: коллега на работе, который много раз был на Алтае, настращал меня байками о том, что там практически нигде нет газовых заправок. Поэтому практически каждый раз, увидев надпись «газ», я останавливался дозаправляться (мало ли где следующая заправка будет и будет ли), что не очень нравилось пассажирам, так как на газовых заправках с пассажирами заправляться нельзя. И им приходилось вылазить через горы вещей, раскиданных по машине. Потом, конечно, выяснилось, что газовые заправки на Алтае есть практически в каждом райцентре. Последняя была в Онгудае, хотя заправщик сказал, что есть еще одна в Кош-Агаче, но дотуда мы не доехали. В итоге 65 литров бензина я катал с собой просто так, понадобился он только в Чулышманской долине и то, когда мы уже ехали в обратную сторону.
Ладно, отступление в сторону… как я уже и написал по дороге Омск—Новосибирск смотреть особо нечего, достаточно однообразная дорога. Интересней стало в самом Новосибирске. Первый для меня момент был в том, что в Новосибирске очень много круговых развязок… у нас в Омске их намного меньше. Пока ехали до родственников, навигатор раз восемь сказал, что впереди круговое движение. А в целом движение достаточно свободное, дороги намного лучше омских. Новосибирских пробок не встретили, видимо, потому что была суббота. В итоге мы благополучно доехали до родственников и обосновались там.
Выяснилось, что родственники живут не в самом Новосибирске, а в пригороде. До города можно было ехать либо на машине (что не очень-то хотелось), либо на электричке, но там оставалось очень мало времени для гуляния по городу. Поэтому решили погулять по местному парку, а с Новосибирском знакомиться завтра, тем более что у нас прямо с утра был запланирован зоопарк.
Это мы с женой в новосибирском парке, где-то в пригороде ).
17.07.16 — в этот день мы с самого утра поехали в зоопарк. Он, конечно, поразил. Огромная территория, по которой очень приятно прогуливаться, большое количество различных животных, везде чисто, в клетках убрано… в общем, зоопарк оставил только положительные впечатления.
Прошлись по всему зоопарку, посетили перевернутый дом. Ощущение в нем весьма интересное. Вроде и понимаешь, что тут просто предметы перевернуты, а ты идешь по твердому полу. Но голова все равно кружится и легкая дезориентация в пространстве присутствует… Пофотографировались и там.
Вышли мы из зоопарка уже во второй половине дня, поехали куда-нибудь пообедать. Далее по плану у нас была поездка на обское море (да, да, знаю, что это водохранилище, но так приятнее звучит). В диких местах останавливаться не хотели, поэтому поехали на пляж «звезда», там нам сказали, что можно с палаткой приткнуться.
Приехали туда, место красивое, сосновый бор, море рядом и решили оставаться. Выбрали место на первой береговой линии. Единственное, что омрачало наш отдых, так это была погода… Еще за неделю до поездки стояла адская жара по 30-33 градуса и я, изнывая от жары в офисе, прям мечтал окунуться в прохладную воду… а вот во время поездки температура упала примерно до 20 градусов, и все заволокло тучами… Но это не помешало мне все равно полезть в воду, благо вода была теплее, чем воздух вокруг.
Везли с собой 2 бутылки шампанского, одну договорились открыть на море, вторую на турбазе «каменные грибы» на Алтае. Вот очередь первой бутылки и подошла… Посидели у костра, пожарили шашлык, попили пива немного, посмотрели на закат… в общем, первый день отдыха проходил нормально.
Это наш лагерь на первой береговой линии ))
Вид с пляжа на дорогу в лагерь.
Изначально мы планировали оставаться здесь 3 дня. В основном ради детей… так как им горы менее интересны… им бы покупаться бы вдоволь… Тем более, когда они узнали, что на Алтае купаться мало где можно, так как вода холодная…
На второй день погода над нами сжалилась, разогнала тучи, стало солнечно и жарко, поэтому весь этот день мы купались, валялись, отдыхали… короче говоря, такой вот «овощной» отдых. Потом побродили по бору, сходили с женой в магазин (он там как раз недалеко, около километра с небольшим). Если я не ошибаюсь, магазин назывался «Гигант» на Бердском шоссе. По деньгам выходило (если кому интересно) около 500 руб. в день. Подальше от берега даже подешевле можно было встать, только там стола нет.
А вот на третий день погода, видимо, решила, что хорошего понемногу, и с самого утра затянуло небо, и пошел мелкий моросящий дождь. Причем, глядя на небо, мы понимали, что это может быть на целый день. Накрыв стол с продуктами пленкой, мы сидели и размышляли, что же нам дальше делать… и в итоге прозвучало предложение поехать на Алтай прям сегодня. Идею поддержали, быстро сложили под дождем палатку, собрали все и стартовали в направлении Алтая. В дороге сразу настроение улучшилось, дождь не прекращался, но мы сидели в тепле и двигались дальше, с надеждой, что там будет лучше. В этот день у нас задачи конкретной не было, мы просто ехали в сторону Акташа, и так как я понимал, что за один день мы это расстояние все равно не проедем, мы просто ехали, любовались видами, а вопрос ночевки договорились решать уже ближе к вечеру. Местность изменилась кардинально, уже даже на участке Новосибирск—Бийск появлялись холмы (тогда они нам казались горами), дорога была явно красивее.
Когда ехали на Алтай, мы даже при таких видах говорили: «Боже, как красиво». На обратном пути мы такие виды уже даже не замечали.
Первую остановку мы сделали в с. Сростки, остановились на местном рынке, посмотрели цены на мед и купили беляши (в нескольких отчетах они упоминались как исключительно вкусные). Нам они тоже понравились. В музей Шукшина не попали, так как приехали туда уже к вечеру, а дальше мы просто ехали по Чуйскому тракту, восхищались красотой дороги, а я рассказывал своим, что настоящая красота будет завтра.
Прикрепляю немного фотографий поездки по Чуйскому тракту.
Юные путешественницы у памятника путешественнику )
Когда начало темнеть, мы начали сворачивать на базы, которых было великое множество вдоль дороги, и искали варианты переночевать, чтобы не разбивать палатку. После нескольких вариантов от 3 тысяч и больше начали думать, что придется в машине спать, а это было бы очень неудобно впятером. Но еще раз свернули по указателю «жилье» и нам повезло. Мы приехали на большую территорию, где стоял хозяйский дом, 2 домика человек на 5 каждый и большой дом с верандой на 3 комнаты по три кровати в каждой.
Вот эти 2 комнаты нам и сдали за 1500 руб. + погрели баню. Находилось все это в очень живописном месте рядом с большой горой. В 3-ю комнату так никого и не заселили, поэтому огромная веранда была полностью в нашем распоряжении. К сожалению, не помню точный адрес (где-то километров 40 не доехали до развилки на Чемал), но если хозяева этой базы прочтут это, то спасибо вам. У вас хоть и достаточно просто все, но очень душевно… какая-то своя атмосфера и неповторимый уют, для которого не надо пуховых перин и огромных телевизоров.
Вот этот дом на 3 комнаты с верандой был полностью наш. Фотография сделана на длинной выдержке,
на самом деле на улице темно.
Вид утром с места нашей ночевки.
Ну, а следующий день у нас был достаточно насыщенный. Но тут я совершил главную за весь маршрут ошибку, которая стоила нам еще 1500 руб. ))) По километражу до деревни Коо, а именно около нее располагается база «Каменные грибы», где мы и планировали заночевать, было около 440 км. Поэтому я и решил, что в этот день мы будем ехать не торопясь, останавливаться у достопримечательностей Чуйского тракта, фотографироваться, все равно ехать «всего» 440 км. В итоге за световой день мы смогли доехать только до Улагана, дальше ехать по темноте не рискнули и остановились в гостинице. Но, с другой стороны, так даже лучше, зато мы ехали не торопясь, где хотели останавливались, и это того стоило. Поэтому мы ехали, с каждым поворотом восхищенно ахали, первую остановку сделали на вершине Семинского перевала, походили по рынку, купили фирменные алтайские лепешки, посмотрели сувениры и дали машине отдохнуть.
Да, забыл сказать, еще до Семинского перевала заехали в с. Черга, там есть Чергинский маслосырзавод, купили там 3 вида разных сыров, все три оказались обалденно вкусными и свежими, решили заскочить сюда еще раз на обратном пути.
Кстати, про перевалы. Всего их на нашем маршруте было 4. Семинский, Чике-Таман, Улаганский и Кату-ярык. Из них только 2 с асфальтом. То, что мы начали подниматься на Семинский перевал, понял только по давлению на барабанные перепонки, а потом уже почувствовал, что машина идет непривычно тяжело. Но за все 4 перевала не было и намека на перегрев, стрелка температуры как лежала на одном месте, так и оставалась.
После Семинского перевала заехали на Чике-Таман. Вот этот перевал нам очень понравился, великолепные виды сверху, такой красоты я до этого не видел. Причем я до этого столько отчетов прочитал и фотографий пересмотрел, что мне половина мест, где мы проезжали, уже было знакомо, но все равно, вживую это нечто… ни одна фотография не передаст того, что ты видишь сам.
Дальше я извиняюсь за то, что большинство мест, которые мы посетили, итак постоянно мелькают в отчетах, и я вряд ли добавлю что-то новое. Но я, когда изучал дорогу, был рад каждому отчету, даже если авторы писали про одни и те же места. Так что, надеюсь, что и мой отчет может быть чем-то полезен. Останавливались на фотосессию мы у стелы «республика Алтай», на слиянии Чуи и Катуни, у памятника Кольке Снигиреву, у водопада Ширлак и у Северо-Чуйского хребта, проехав еще километров 20 от Акташа.
Из того, что хотели посетить, но не посетили, это марсианские пейзажи Кызыл Чина и гейзеровое озеро на базе «Мены» (имеется ввиду посетить за эту поездку, так как я понимаю, что мы на Алтае еще не увидели очень многого). Причем мы поступили как-то по своему… Обычно люди сначала едут в тот Алтай, где Чемал, северный берег Телецкого озера, а мы сразу рванули на южный, не побывав на северном… Но надо же что-то оставлять и на другие поездки. )))
По продуктам никаких проблем нет. В любом крупном селе есть «Мария Ра». Цены на уровне новосибирских, какой-то особой «туристической» накрутки не заметили… Единственный момент: чем меньше населенный пункт — тем меньше ассортимент. Тем, кто спускается в Чулышманскую долину, лучше закупаться в Улагане. Единственный недостаток — там около «Марии Ра» большое количество пьяных, которые настойчиво выпрашивают деньги. Причем некоторые так выпрашивают, что создается впечатление, что они требуют.
По дороге: от Омска до Акташа — практически идеальный асфальт. От Акташа до Улагана смесь грунтовки и хренового асфальта, где-то едешь 30, где-то даже до 70 удается разогнаться. Улаганский перевал как-то прошел незаметно, дорога то вверх, то вниз, даже и не заметили, что мы в итоге забрались на большую высоту.
Вот так понемногу наша асфальтовая часть путешествия подошла к концу…
Дорога до Улагана запомнилась трясучкой, Красными воротами, которые, к сожалению, нормально сфоткать не получилось, и красивыми озерами вдоль трассы.
Вот по такой вот дороге, поднимаясь то вверх, то вниз, мы потихоньку пробирались к перевалу Кату-Ярык. Своих я старался сильно не пугать заранее, сказал, что это самый обычный перевал, просто без асфальта. Правда, когда мы к нему подъехали, мои сразу сказали, что едем обратно, хрен мы туда вниз поедем…
Постояли немного на смотровой площадке, пофотографировались, семейство начало понемногу успокаиваться.
Вид сверху на Чулышманскую долину.
По лицу тещи видно насколько сильно она не хочет спускаться )
На мое счастье, поднялись подряд 3 машины, да и перед нами вниз поехали пара человек. Аргумент, что они же поехали, а у них машина ниже и привод неполный, сработал, и мы начали потихоньку спускаться вниз…
А это уже вид на перевал снизу.
Ну что тут сказать? Мне очень понравилось. Спускались не торопясь, в режиме L, периодически отпуская тормоза. Хотел сначала спускать по три витка, потом остужать колодки (мало ли). Примерно так и получилось, только специально не останавливались. Было достаточно большое количество машин на подъем, поэтому пропускали. Самое экстремальное — это последний спуск, он же самый экстремальный и на подъем.
Спустившись вниз, постояли немного, привели нервы в порядок…
Пока ехали по Чулышманской долине, видели около 6 разных водопадов.
А это вид на каменные грибы от нашей базы.
Вот так вот, трясясь по мерзкой, но безумно красивой дороге, мы добрались до базы «Каменные грибы». Именно здесь мы и хотели остаться на ближайшие 3 дня. По цене около 300 рублей в день получилось за палатку. В первый день мы должны были просто распаковаться и отдыхать, на второй планировали всей семьей пойти на каменные грибы, а на третий я хотел пойти на водопад Учар. Жена у меня недавно перенесла операцию на мениске, поэтому до водопада бы она не дошла. Да я и насчет себя сомневался. Читал пару отчетов, где намного более спортивные ребята не доходили до него, а тут я, толстячок на 115 кг… Правда, себе сказал, что хоть ползти буду, но дойду. Но об этом чуть позже…
Это мы разбили наш маленький лагерь.
А это вид с места нашей стоянки. Чулышман за спиной.
Очень удобная машина для подобных путешествий.
А это вид уже на Чулышман.
Утром, пока все спали, пошел полазить по горе, которая напротив нашего лагеря. Нашел березовый лес, правда, грибов в нем не было. А еще в нем было много костей.
Вид на наш лагерь с горы напротив.
Потом, когда все проснулись, мы начали собираться на каменные грибы. Тут я еще совершил одну ошибку, полагаясь только на отчеты других пользователей. Видите ли, про водопад все писали, что там сложная и долгая дорога, так что я к этому был морально готов. А про грибы все писали как-то так, вскользь, ну, сходили, ну, поднялись. Из этого я сделал вывод, что на грибы дорога проще некуда, и жена со своим мениском, и теща с давлением легко дойдут… а вот не все так просто оказалось…
Но начиналось все очень хорошо ) Переправились на лодке через реку (500 руб.). Вошли в очень красивое место с ручьями с обалденно вкусной и чистой водой. Кстати, воду всегда пили из Чулышмана, даже не кипятили. Никаких проблем не возникло. Да и вообще, там где мы были, воду можно было пить из любого ручья.
Это мы уже на берегу, где грибы, у ручья сидим.
А дальше, когда мы вышли непосредственно к подъему, мне сразу высказали о том, что о чем я думал? Подъем на самом деле оказался крутоват… В итоге наша пятерка разделилась. Я твердо решил лезть наверх, жена, теща и дочка отказались, сказали, что будут ждать нас внизу у ручья, а мы с племянницей вдвоем полезли… И ведь долезли )
Вот в этой рощице оставшиеся внизу нас и ждали.
Переправились обратно и пошли в лагерь отдыхать. На следующий день мне предстоял поход на Учар, поэтому я тоже отдыхал.
Вот на этом камне было удобно охлаждать ноги )
Вечером ходил по лагерю, искал попутчиков на водопад. Как назло, никого не было… была рядом компания из Питера, они на него тоже шли, но их забрасывали машиной до соседней базы, и они оттуда переправлялись. Так дорога короче получалась километра на 2. Ну, делать нечего, решил переправляться и идти один. Маршрут, вроде как, тоже представлял… Сначала вдоль Чулышмана, затем вдоль Чульчи. Договорился с переправщиком на 6 часов утра, кстати, он тоже сомневался, что я дойду. Ну тем мне интереснее было себя проверить. Вдруг потом кто тоже с лишним весом побоится пойти, а вот, оказывается, можно :). Ну, в общем, переправился утром и пошел…
Прочитал табличку, порадовался, что я не собака. Их тут вообще расстреливают без предупреждения.
Дальше шел вдоль Чулышмана, пока не уперся в Чульчи (как выяснилось, была более короткая дорога через луг, но я пропустил сверток на нее).
Дальше шел вдоль Чульчи по камням. Тропа то появлялась, то исчезала, поэтому выдерживал примерное направление вдоль берега. В итоге набрел на палатку местных егерей, заплатил сбор (100 руб.), и тропа пошла вверх.
И это тоже тропа, но только по камням )
Дорога проходит то по обрыву, то, периодически, по таким вот лугам.
Воды с собой можно много не брать. У меня была фляжка 0,5 л, мне ее хватало за глаза, благо источников, где ее можно пополнить было много.
В итоге после нескольких часов пути показался сам водопад, но пока он был еще далеко…
А чуть позже и показалось место, которым в отчете пугали больше всего. Симпатичный такой небольшой водопадик и натянутая веревка вдоль обрыва.
На самом деле (мое мнение) это далеко не самое страшное место. Мне лично было страшнее идти по нагромождению камней, когда снизу был огромный обрыв. Было страшно, что камни покатятся и ты вместе с ними. Плюс в одном таком подобном месте я подвернул ногу, причем так, что сразу начал падать. Благо там было небольшое деревце, за которое я и ухватился. Иначе бы я вряд ли что-то бы сейчас писал.
Почти всю дорогу до водопада я шел в одиночку. Один раз только меня догнал человек с нашей базы и так же быстро ушел вперед.
Потом, уже ближе к водопаду, встретил четвероногого друга. Скормил ему всю лепешку. По такой жаре есть не хотелось, только пить.
Ну, а дальше дорога начала спускаться вниз, и я понял, что цель близка. Правда, был один момент, когда, выйдя уже почти к реке, я вдруг решил, что тропа опять пошла вверх. Ну показалось мне так. Тем более, судя по протоптанному, не мне одному. И полез. Метров 10 вверх пролез, следы закончились… Понял, что что-то не то и полез обратно. Опять подвернул ногу и упал в заросли крапивы. Фотоаппарат удачно перелетел на бок, поэтому не пострадал, а я лежал и матерился. ) Ну, а потом показался он!
В этот момент усталость отступила, остался лишь какой-то восторг и фраза «я сделал это!».
Ну а дальше я сидел около водопада, отдыхал, фотографировал и ждал, когда же еще кто-нибудь подойдет, чтобы и меня сфотографировали на фоне водопада. Хоть телефон был и с собой, но хотелось, во-первых, на фотоаппарат. А во вторых, на телефон — это только селфи, а я их почему-то ненавижу. Видимо, я человек старой формации. :)
Обратную дорогу описывать смысла особо нет. Примерно с того места, где протянута веревка, я шел как автомат с одной целью: не упасть. Был момент, когда мне казалось, что уже скоро появится палатка егерей, обернулся и увидел водопад… Вот это был облом, мне казалось, что он уже далеко остался. )
Когда дошел до егерей, то обрадовался. Это означало, что хотя идти еще и много, но уже по ровной поверхности. Когда уже дошел и брел вдоль Чулышмана, состоялся интересный диалог с группой туристов (они на грибы пошли). Меня одна из туристок спросила:
— Вы на грибы идете.
— Нет, я с Учара.
Сначала я не понял, почему у нее лицо так поменялось, затем понял, что «я с Учара» прозвучало как «Я — сучара». Потом поправился, что я с водопада иду. )))
Хотели на следующий день доехать до южного берега Телецкого озера, но начавшийся дождь с утра следующего дня поломал все планы. Побоялись, что перевал Кату-Ярык под дождем будет намного сложнее преодолевать и поехали в обратную сторону. Я не жалею, так как будет повод вернуться. Можно будет на следующий год приехать на северный берег и оттуда на катере проехать по всему озеру. Да и мало ли еще мест. Так что немного Алтая мы оставили на следующий год.
На обратном пути фотографировали уже немного. Очень понравилось озеро, не знаю, как называется. Кто-то говорил, что это озеро горных духов, кто-то говорил, что это совсем не оно. Рассудите, кто знает.
На перевал заехали своим ходом, правда, был момент, когда я реально опасался, что мы заглохнем и встанем. Все-таки маловато 150 лошадей для этой машины.
Отдельный абзац хочу посвятить местным жителям. В некоторых отчетах упоминается какая-то неадекватность алтайцев, грубость, вплоть до применения оружия. Про нас скажу, что с неадекватными столкнулись только в Улагане у магазина «Мария Ра», во всем остальном полная доброжелательность и желание помочь. Как вы относитесь к людям, так и будут относиться к вам. Насчет езды, да, 04 регион ездит по горным серпантинам безбашенно. ) Но это, видимо, оттого, что они эти дороги хорошо знают, а так все отлично.
По фотографиям: фотоаппарат — одна из самых простых зеркалок Canon1100D. Объектив самый стандартный, который шел при покупке. Фотошопом не владею особо, поэтому максимум обработки в фотках — это автоконтраст и автотон. Более сложной обработки не проводилось.
По расходам уложились на всю семью в 50 тысяч. И то, часть из этих 50 ушло еще до отпуска на всякую одежду и разные мелочи. В отпуске по факту уложились в сумму около 35 тысяч. Газа ушло на 4 тысячи примерно. Бензин потребовался только в Чулышманской долине. Для первого путешествия нам очень понравилось. В принципе, путешествовать на машине, особенно на газу, достаточно дешево, так что на следующий год уже планируем места. Можете в комментариях подсказать, куда еще из Омска можно недорого съездить.
Извиняюсь, если что не так, все-таки первый отчет.
Всем удачных дорог и отличного отдыха!