|
(Июль-Август 2014 г.)
Предпосылки поездки
Отпуска с женой спланировали на июль. Но план и факт часто не совпадают. До последнего момента были сомнения, что жену вовремя отпустят в отпуск. По этой причине заранее бронировать путевки в теплые края типа Туреции нет никаких шансов. Да и большого желания лететь куда-то далеко после прошлогоднего отпуска в Лазаревском (отчет можно увидеть здесь: https://travel.drom.ru/25053/) у нас не было. Почти сама собой пришла идея повторения прошлогодней истории и ехать на наше Черное море. Только вот куда?
Друг мне посоветовал курорт, который, по его мнению, считается лучшим на Черноморском побережье — Геленджик. Как специально, в это же время по каналу RTG крутят передачу про отдых в Геленджике. Какие там были пейзажи!
После этого Турция окончательно отпала как вариант. И мы начали готовиться к поездке. К счастью, факт начала отпусков совпал с планом.
Итак, начнем.
Авто: любимая всей семьей Шкода-Октавия (кузов А-5), 2013 г.в. Двигатель 1,8 TSI (152 л.с.), АКПП-6. Пробег на момент отъезда составлял 27037 км.
Участники: Я, жена, два сына (9 лет, 3 года).
Водитель в нашем авто один, т.е. я.
Подготовка.
Для поездки были взяты навигатор, видеорегистратор, радар-детектор. Также на всякий случай взял атлас автомобильных дорог, как выяснилось снова, не зря. Детям взяли любимые журналы, игрушки, планшет с мультиками и фильмами.
Снова распечатал и взял с собой свежую таблицу штрафов ГИБДД.
Взял на всякий случай моторное масло для доливки (оставалось с прошлого года и снова не пригодилось).
Забронировал по интернету номер в мини-отеле Геленджика, в районе, близком к Толстому мысу.
Снова приняли для себя следующие проверенные на собственном опыте важные правила поведения на дороге:
Маршрут разложил на три световых дня, с первой ночевкой в Самаре, второй в Волгограде. Вечер третьего дня планировалось провести уже на красивой набережной Геленджика с бокалом чудного вина.
Старт был запланирован на 6:00 27.07.2014. С вечера заехал на мойку. Ребята качественно отмыли машину как внутри, так и снаружи, полностью пропылесосили салон.
Парковка у дома была полностью свободна, и я поставил машину поближе к окнам спальни. Ложились спать поздно, и перед сном еще раз проверил парковку у дома. Она по-прежнему была свободна.
27.07.2014. День первый.
Приключения начались с самого утра. Проснулся в 5:00, глянул в окно. От того, что увидел, пришел в полудикий восторг, так как за окном поливал совсем не дождь, а какой-то тропический ливень. Но это было далеко не все. Какой-то чудак на букву «М» поставил ночью свой грузовик вплотную к моей машине. Выехать шансов нет. Быстро умылся, рванул на улицу, в надежде, что водитель только приехал и находится в машине. В голове моей не укладывалось, что нормальный водитель, который поздно вернулся домой и желает выспаться в воскресенье, запрет в ловушке вместе с моей машиной еще четыре автомобиля. Подойдя к машинам, понял, что жестоко ошибся. Глянув на стекла грузовика, увидел лист, на котором было написано, что если машина мешает, то можно позвонить по телефону (он был написан на этом же листе), и все проблемы снимутся быстро. Сделал как минимум пять бесполезных звонков по указанному телефону, понял, что владелец грузовика годится для присвоения ему почетного звания «оленя».
Мысли в голове носятся с бешеной скоростью, опережая друг друга. Осмотрев кабину грузовика, понял, что вызвать водилу с помощью сигнализации нет возможности, по причине отсутствия таковой. Время уже подходило к 6:30, и от графика соответственно началось отставание на 30 минут.
Мысль о том, что до Самары я сегодня могу не доехать окончательно меня убедила в необходимости принятия крайних мер. Напомню, что утро это было не простое, а воскресное. Выбора у меня не оставалось, и я включил опцию «помощь зала». Напомню, что мера эта была вынужденной, и мне поневоле до сих пор очень стыдно перед жителями моего двора. Я с яростью принялся давить на клаксон. В окнах и на балконах появились первые участники этого зрелища. К моему удивлению, проклятий я в свой адрес не услышал. Несколько милых людей вежливо мне сообщили номер квартиры этого чудо-водителя. С пяти попыток бешеных ударов в его железную дверь, что-то или кто-то эту дверь открыло. Услышав от меня «ласковую» речь на тему «с добрым утром», оно с недоумением освободило мне проезд. Несмотря на бешеный ливень, я слышал, как зрители с балконов посылают ему бурю «аплодисментов» и «комплиментов».
Усаживаю в машину всю семью, укладываю багаж и наскоро попрощавшись с любимыми родственниками, стартую, с отставанием от графика ровно на один час. Взял курс на Екатеринбург.
Отдельно хотелось бы рассказать про маршрут до Самары. В прошлом году, когда ездили в Лазаревское, очень понравилась дорога до Уфы, как по качеству дороги, так и по окружающим пейзажам. После Уфы дорога была отвратительная, местами по одной полосе в каждую сторону, с колеями и большим количеством фур, и гайцов. Поэтому желание познать новые маршруты не давало мне покоя до самого отъезда. Некоторые специалисты по дальним странствиям рекомендовали ехать через Пермь. Мое живое воображение рисовало картину того, как я с семьей еду на север и северо-запад в направлении названного города и при этом объясняю детям, что мы едем отдыхать на юг, при этом по расчетам нам придется проехать лишних каких-то 300-350 км. В предпоследний день перед отъездом один из уважаемых людей, регулярно гоняющих на рыбалку в Поволжье, сообщил, что есть отличный альтернативный вариант через город с доселе мне неизвестным названием Бирск. Он очень красноречиво и доходчиво рассказал о прелестях данного пути, а именно о качественных дорогах и очень, очень свободном трафике. Мы с ним проложили на карте следующий маршрут:
Нижний Тагил — Екатеринбург — Атиг — Арти — Тастуба — Караидель —Бирск —Дюртюли — Чекмагуш — Туймазы — Октябрьский — пригород Самары.
Маршрут, как оказалось, был очень неоднозначный. Но что-то я забежал вперед.
Итак, проехали Екатеринбург, взяли курс на Атиг. Дорога, как и в прошлом году, отличная, транспортом не загружена. Отличные пейзажи. Интригу добавляет суровое северное небо, свинцового цвета, и проливной дождь, который, по нашему пониманию, будет нас сопровождать до самого Черного (или синего) моря.
Выехали на территорию Башкирии, где ливень усилился еще, скорость пришлось снизить до 60, местами 40 км/ч. В голове крутится одна цель: несмотря ни на что, ночевать будем по плану, под Самарой. Свернули в направлении Тастубы, и когда к той деревеньке подъехали, вдруг небо как по волшебству резко расчистилось, и выглянуло ослепительное солнце. Нас этот факт несказанно обрадовал.
Проезжаем Тастубу, на указателе уровня топлива чуть больше четверти бака. Надежды заправиться в этом месте улетучиваются, когда увидел заправку сомнительного вида и максимальное октановое число продаваемого бензина со значением 92. Очень удивился и не поверил своим глазам, когда на выезде из деревни увидел знак, что ближайшая заправка будет через 75км. Самонадеянно сообщил жене, что этот знак, похоже, стоит здесь со времен СССР, и заправка непременно попадется раньше. Дорога на участке Тастуба—Караидель начала пробуждать в моем сознании мысли, что недавно я где-то очень, повторю, очень жестоко нагрешил, но где именно, никак припомнить не мог. Дорога исчезла с экрана навигатора и свое местонахождение я видел лишь в виде зеленой стрелки на белого цвета экране. Но, как оказалось, дорога исчезла не только на экране, но и физически, а именно превратилась в направление. Проехали километров 10-12 по дорожному покрытию, первое описание которого, наверное, встречалось в книгах про освоение Демидовыми Уральских земель. Эпитеты типа «улет», «снос башки» лишь приближенно, процентов на 10 смогут пролить свет на качество дороги. Скорость нашего движения не превышала 10-20 км/час.
Проехали уже 40-45 км, но дорога не улучшалась. Проверил направление нашего движения по компасу, имеющемуся в навигаторе, сверился с картой. Оказалось, едем верной дорогой. Стрелка уровня топлива зашла в красную зону, но лампа еще не загорелась. От понимания того, что сотовая связь не работает, топливо стремится к нулю, дорога отвратительная, и существует риск повреждения ходовой части машины, настроение начинает ухудшаться. Отмечу, что в попутном направлении, минуя нас, прошло 2 машины, во встречном — ни одной!!! Да, трафик и вправду свободный!!! Случилось чудо, и нам навстречу движется Лада-Калина. Попросил водителя «Калины» остановиться, с целью узнать далеко ли до цивилизации и заправки, хотя ответ примерно и так представлял. Мои ожидания подтвердились, отвратительной дороги еще столько же, заправка только в Караиделе. Но сознание того, что мы на верном пути, прибавило нам уверенности в благополучном окончании дороги до Караиделя.
Отпустив очередную порцию проклятий в адрес «волжского рыбака», рассказывавшего, что он ночью по этой дороге на своей Витаре «топил 140», мы собрали волю в кулак и с более высокой скоростью в 30 км/час направились к заветному Караиделю. Сомнения о качестве дороги за указанным населенным пунктом не давали мне покоя. Принял для себя решение, что если до Бирска дорога будет плохой, то от него ухожу на юг к Уфе, а дальше до Самары иду по трассе М-5.
Ну вот, наконец, на горизонте показался Караидель. Ура, ура, ура!!! Проезжаем за небольшую плату понтонную переправу, остановились за ней, чтобы спросить у местных, где заправка и как с наименьшими приключениями доехать до Бирска. Навигатор по-прежнему на экране показывал «молоко». Указателей на Бирск тоже не увидел. Один из шоферов, все очень подробно объяснил, и мы выехали к чудной, добавлю, моей любимой, заправке «Башкирнефтепродукт». Залил 95-го бензина по самую горловину. Старшему сыну оператор АЗС подарила фирменную фоторамку, так как стоимость покупки была больше 1000 рублей. В местной кулинарии закупили местной башкирской выпечки и двинули дальше в путь. Есть почему-то до сих пор не хотелось никому, хотя часы показывали 15:30. Решили пообедать за Бирском.
Мои сомнения по качеству дорог начали незаметно исчезать. Проскочили насквозь Бирск и понтонную переправу за ним, взяли курс на Дюртюли. Наконец-то ожил навигатор.
Проехав километров 10, остановились на обед. Похоже, последствия качки от 80 километров грунтовки прошли, и у членов экипажа проснулся богатырский аппетит. Башкирские чудо-пироги пришлись всем по вкусу, и, убив наповал голод, мы двинулись дальше по приведенному выше маршруту, забивая поочередно в навигатор намеченные точки.
Трассы почти пустые, их покрытие ровное, свежее. Видимость отличная, дождевые свинцовые тучи остались слева позади. Радар-детектор молчит всю дорогу, поэтому невольно нога сама давит на газ. Скорость местами, когда замечтаюсь, достигает 120-140 км/час. Стараюсь наверстать отставание в графике. Но наличие семьи в машине мой пыл сдерживает. Редко попадаются какие-то деревеньки, с чистенькими покрашенными домиками. Транспорта настолько мало, что становится временами как-то скучно, и невольно вспоминаешь трассу М-5 с ее толкотней. Так незаметно мы проскакиваем Туймазы, Октябрьский и выезжаем на М-5.
Время близится к 19 часам. Со штурманом, т.е. с женой проводим короткий совет. Пути перед нами два.
Путь первый: уйти на Бугуруслан, но информации о количестве и качестве мотелей у нас нет совсем, так же нет информации о состоянии дороги в этом направлении.
Путь второй: пилить по М-5 в направлении Самары и, не доезжая немного до поворота на Самарскую обводную дорогу (курс на Чапаевск), остановиться на ночлег в придорожном мотеле.
Утренних и дневных приключений нам хватило с избытком, риск ночевать в машине вчетвером где-нибудь в поле нас не радовал. Выбрали второй вариант. Проехали по М-5 километров 120-130, общий пробег за день составил 900 км. В 20:00 начали прицеливаться к мотелям. Попали с первой попытки.
В стороне от дороги, метров в 250 стоял новый мотель, носящий имя «Тургай», с кафе и мойкой. Места в нем были. Взяли на втором этаже отличный четырехместный номер «люкс» стоимостью 1900 рублей. Дальше заказали ужин в кафе, загнал машину в мойку. Ужин отличный, машина отмыта изумительно. Погода наладилась, прогулялись с детьми по улице.
Пора задуматься о сне. Но, видимо, все-таки нагрешил. Замок в двери сломался и в номер не попасть. Позвал парней, работавших в этой гостинице. Бой с дверью длился минут 30-40, и дверь со счетом 1/0 выиграла. Но парни не сдаются, врываются в номер, открыв пластиковое окно (второй этаж) с улицы, и дверь под натиском с тыла сдается окончательно. Далее классический вариант: душ, кровать, сон. Старт намечен на 7:00. Этот момент мне особенно нравится в поездках на юг. Смена часовых поясов дарит 2 часа, т.е. встаем как обычно, стартуем в 7:00, а по местному времени всего лишь 5:00.
Наше авто после первого дня пробега.
Утро второго дня. Перед стартом.
28.07.2014. День второй
Подъем, душ, завтрак и старт по расписанию, как и планировали в 7:00 (по местному в 5:00). Трасса пустая. Проехали час, остановились на «Лукойле» заправить бак, как обычно, под горловину. Заправка знакомая, в прошлом году на ней по пути с юга домой заправлялся. Продолжили движение, и через 20 км начались участки глобальной реконструкции трассы. Трасса практически пустая, и я очень порадовался, что мы так рано выдвинулись в путь. Без особого труда выехали на обводную Самарскую дорогу, путь почти свободен, набираем скорость и берем курс на Чапаевск и далее на Саратов.
Здесь мне нравится момент с навигатором. В него просто на этом перегоне забиваю точку «Саратов» без промежуточных пунктов и спокойно еду. При этом вижу оставшийся путь и время прибытия в пункт назначения. Нового здесь ничего не сказал, но это расслабляет и не требуется постоянно сверяться с атласом, как это было днем раньше. Желательно, конечно, чтобы версия карт в навигаторе была свежая, а то при старой версии бывает, что навигатор ведет через населенный пункт, при том, что рядом есть объездная дорога.
Чем ближе к Саратову, тем лучше погода, а соответственно настроение. Чувствую, что сегодня наступил день «кошачьей жизни»: детям включил планшет с мультиками и фильмами. Надев наушники, дети смотрят на экран, удобно рассевшись на заднем диване. Подключаю к магнитоле смартфон, на флешке которого много любимой музыки. Вывожу климат на 22 градуса. Набираю скорость 110 км/час, включаю круиз-контроль. Только в районе населенных пунктов скорость держу в соответствии со знаками. В таком режиме незаметно проходит не менее 4 часов. Встаем в поле на обед. Дальше снова тот же сценарий, но без планшета. Обед и спокойная, размеренная езда делают с детьми свое дело, и они сладко засыпают. Гаишников не видно, радар-детектор молчит. К 16 часам снова заправились на «Лукойле» и въехали на мост Энгельс—Саратов.
Проезжая по мосту, рассказываю жене, что 2 года назад в круизе по Волге со старшим сыном один день провели в Саратове. Очень понравилось в Лимонарии и в парке Победы на Соколиной горе. Неожиданно для себя, решаем, на обратном пути сделать дневную остановку в Саратове с посещением этих мест.
Выезжаем на объездную дорогу и берем курс на Волгоград. Дети проснулись, но ведут себя спокойно. Впереди 400 км пути. По прошлому году помню, что много здесь фур из КАМАЗов, колеи в асфальте, ямы. Морально готовлюсь к тому, что скорость движения упадет, и в Волгоград приедем поздно. Но в этот день нам явно везло. Фур минимум, обгоны делаем свободно, так как встречка, по каким-то непонятным мне причинам, почти весь путь была не загружена. Ям по сравнению с прошлым годом значительно убавилось, вижу много отремонтированных участков. А на подъезде к Волгограду, вообще, реконструкция: стройка параллельной дороги. Это очень меня удивило и порадовало.
День явно удался. Пройдено 1100 км пути. В 22 часа (по местному в 20) встаем на ночевку в придорожном мотеле с нехитрым названием «Мотель», на окраине Волгограда. Мотель ничем особо не примечателен, но номер свежий и чистый. Стоимость ночи 2050 рублей. Далее снова классика: душ, ужин, сон. Посещение Волгограда в наши планы не входило. Были во всех знаковых местах два года назад. Но каждый раз, когда проезжаем по нему, у меня на душе очень тяжело. Перед глазами крутятся фото, кадры хроники 1942-1943 г.г. Удивительное место. Сколько здесь всего, нескольким поколениям людей в 20-ом веке, пришлось пережить.
27.07.2014. День третий
Короткий завтрак и старт в 7:00 (по местному времени 5:00). Традиционная заправка на «Лукойле». Проезжаем еще сонный Волгоград насквозь. Дороги в городе, как и раньше, просто отвратительные.
Маршрут проложил аналогично прошлогоднему: Волгоград — Чапурники — Червленое — Абганерово — Октябрьский — Котельниково — Дубовское — Зимовники —Орловский — Пролетарск — Сальск — Развильное— Песчанокопское — Белая Глина — Новопокровская — Ильинская — Кавказская — Кропоткин — УстьЛабинск — Краснодар — Горячий Ключ — Архипо-Осиповка — Геленджик.
Забегая вперед, скажу, что этот маршрут я проходил 3 раза: 1 — в прошлом году, 2 раза в текущем. Эмоции только положительные. Отличные дороги, пейзажи, безопасность движения, так как загрузка трассы очень и очень умеренная.
Понял, что ночами здесь лучше не ездить, так как на дороге увидел очень много раздавленной дичи: зайцы, лисы, птицы различных размеров. Гаишников видел только на посту в Зимовниках, они оказались безобидными и мирно сидели в своей будке. Особая активность радаров и камер фиксации нами была отмечена на участке Краснодар—Геленджик. Но наш бортовой радар-детектор отлично справлялся с работой и вовремя меня информировал. На отрезке пути Горячий ключ—Дефановка ремонт дороги шел полным ходом, но порадовало, что движение было хорошо организовано, и пробок не наблюдалось. Вообще, на всем пути в течение трех дней, проходя по нашему маршруту, мы нигде в пробках не только не стояли, но и не видели их вовсе.
Приключений в этот день у нас не случилось и на позитивном настроении мы, проехав 1000 км, прибыли в 20:30, в славный город Геленджик.
Геленджик
Вечером, ориентировочно в 20 часов, проезжая по горному серпантину, километрах в 15-20 до пункта назначения, к моему великому удивлению, услышал звонок мобильного телефона. Это звонила администратор мини-отеля, где мы забронировали номер на 12 суток. Женщина интересовалась нашим здоровьем и местоположением. Услышав, что мы на подлете, радостно сообщила, что они заждались, и номер для нас уже готов. Такая забота не может не радовать уставших туристов, да еще с детьми. Въезжаем в город, с помощью навигатора очень быстро и без проблем находим наш мини-отель с очень известным названием «Астория». Младший сын в горах, видимо, укачался и мирно спал в машине. Со старшим сыном пошел принимать номер.
Администратор, женщина лет 55, проводила и показала наше жилище. Люкс в отличном состоянии и с отличным наполнением, стоимостью 3000 руб./сутки. До моря 5-7 минут пешком. Все отлично, иду оформлять формальности в виде оплаты. Но… Администратор радостно мне сообщает, что этот чудо-номер в нашем распоряжении на 11 суток. Я был, мягко говоря, удивлен, ведь мы бронировали номер на 12 суток, и по телефону во время бронирования я получил тому подтверждение от директора мини-отеля. На свой вопрос я получил ответ, что с 12-ых суток этот номер снимают другие люди. А оставшиеся сутки отпуска мне было предложено провести в любом другом отеле Геленджика или поехать пораньше домой. Вежливо выразил свое несогласие, на что получил ответ, чтобы я внес немедленно оплату за 11 суток и не портил ей настроение на вечер, а себе на отпуск. Очуметь, вот это наглость. Такого свинства я даже не мог себе представить, но, забирая из рук администратора свой паспорт, понял по запаху, в чем здесь дело. От нее перло алкоголем.
Принял решение здесь не оставаться даже на одну ночь. Садимся в машину, едем в сторону моря. Находим киоск-бюро для размещения отдыхающих, где просим найти нам жилье класса «люкс» как можно ближе к Толстому мысу. Предложили сразу несколько вариантов, садим агента в машину, едем смотреть предлагаемое жилье. Сразу нам понравился отдельный домик с полным «фаршем», в 10-ти минутах ходьбы от центрального пляжа и 15-ти минутах от пляжа «Сады морей». Домик или «бунгало» расположен на частной территории, на которой находится еще два таких домика и большой гостевой дом. Хозяева — бывшие жители Челябинска, узнав, что мы с Урала, приняли нас как родных. Нет худа без добра. Жлобство администрации «Астории» позволило нам сэкономить 6 тыс. руб., так как предложенное нам жилье у «земляков» стоило 2500 руб./сутки.
Быстро переодеваемся, бежим на пляж, купаемся уже в темноте. Купание занимает 15-20 минут, так как с дороги все голодны, да и детей скоро потребуется укладывать спать. Ужинать идем в ближайшее хорошее кафе на набережной.
Планы на отпуск в части экскурсий и развлечений:
День строился по схеме: «Легкий завтрак—Велопрогулка—Обед—Дневной сон (отдых)—Пляж (Экскурсия)—Вечерняя прогулка—Ужин—Сон».
Прогулки. Немного фото с центральной набережной.
Велопрогулки
Старались проводить ежедневно по утрам. Стоимость проката велосипедов очень демократичная. Брали три велика, к одному из которых цепляли детский прицеп. Получалось классно по всем показателям. Прокатились, сели под соснами, отдохнули, попили минеральной воды, поехали дальше.
Первый маяк Геленджика (створчатый).
Геленджик очень понравился соотношением море + сосны. Воздух обалденный. По сравнению с другими городами побережья здесь выгодно выделена зона развлечений. Вся развлекуха сконцентрирована на набережной. Шум от нее до спальных кварталов не доходит даже ночью. Идеальное сочетание для отдыха с детьми. Улицы выгодно затенены соснами почти по всему городу.
Горы
В один из дней, пока в самую жару жена и младший сын спали, мы со старшим сыном рванули в горы. Техника для доставки туристов разная, на любой вкус.
При каждой поездке на юг обязательно ездим в горы. Без них отпуск считаем проведенным зря. Виды поражают и радуют.
В программу посещения гор входят поездки на водопады, дольмены и дегустации вин. Если сравнивать с Лазоревским, то дольмены там более интересные, чем в Геленджике. Вина качественные домашние в Лазоревском выбрать сложно, но если постараться, то можно найти неплохие варианты. В Геленджике это нереально!!! На дегустациях предлагается сомнительное пойло. Мнение местных жителей не один раз подтверждали мои догадки.
Водопады — полная профанация. В сравнении с долиной реки Аше, грязные мутные ручейки, с изгаженными берегами. Но мы ехали только из-за одних гор.
Дороги по горам грунтовые. Уровень адреналина в крови повышается в геометрической прогрессии при прохождении поворотов, резких спусков и подъемов. Крики дичайшего, почти первобытного восторга сопровождают нас весь путь. Тряска, качка, столбы пыли традиционны для таких прогулок. Пассажиры мертвой хваткой держатся за всевозможные выпирающие части как автомобиля, так и соседей(ок) по сиденью (шутка). В общем, вернулись очень довольные из этой поездки.
Аквапарк
Место для отдыха с семьей почти идеальное. Почему почти? Слабые стороны состоят в том, что с 11 часов утра самые желанные виды горок становятся настолько востребованы, что можно простоять в очереди на одну из них более 40 минут, при том, что сеанс посещения аквапарка составляет 4 часа. На это накладывается малое количество хорошо затененных мест отдыха. Т.е. весь сеанс находишься на солнцепеке. Взрослые с этими условиями более или менее справляются, но дети (возраст примерно до 7-8 лет) тают на глазах. Через час пребывания они становятся капризными и отбывают эту повинность на шезлонгах под зонтами, которые с трудом им находят родители. Но для взрослых здесь имеются все блага жизни.
Морская прогулка
По всей набережной попадается очень много предложений по морским прогулкам. Выбираем хороший катер, чтобы сгонять в море только своей семьей. Проводим в море целый вечер. Много купаемся и общаемся с капитаном. Очень приятный и веселый человек.
Новороссийск
Со старшим сыном берем автобусную экскурсию в Новороссийск. Давнее желание посетить город-герой сбылось.
Въехав в город, начал понимать, что машину времени все-таки изобрели. Не хочу огорчать людей, которым этот город близок, и заранее приношу им свои извинения, но у меня сложилось твердое ощущение, что попал в 80-е годы прошлого столетия. Улицы и дома своим убранством и стилем архитектуры, небрежное содержание памятников ВОВ сформировали такое мое мнение. Так же на это наложилось назначение города и бухты — сплошная промышленная зона. Про такие города 90 лет назад мечтал товарищ Троцкий. Хорошо, что такие мечтатели потихоньку переводятся. Удивительно, сколько средств зарабатывает эта промзона для казны города и края, но вливания в развитие инфраструктуры, благоустройство не видны. Впечатление такое, что градообразующее предприятие здесь какая-нибудь чулочно-носочная фабрика. Понял, что сюда я больше с туристическими целями однозначно приезжать не буду.
Посетили мемориал «Малая земля». Экскурсовод очень грамотно и качественно проводит свою работу.
Жара примерно 40-45 градусов.
К моему великому удивлению между бортами этого корабля местные жители организовали пляж. Как на территории мемориала это возможно???
Внутри мемориала. Обратите внимание на барельеф справа.
Сфотал, а позже увидел, что это Л.И. Брежнев
Едем дальше, в порт. Наша цель «Михаил Кутузов».
Всегда мечтал побывать на настоящем боевом корабле. Очень светлые впечатления от экскурсии, проведенной на нем. Экскурсию интересно и содержательно вел один из бывших военных моряков.
Пляж
В первый день после приезда в Геленджик, отправились искать хорошие места на пляже, как впрочем, и сами пляжи. Навели у местных справки, где лучше всего отдыхать. Практически все указывают на пляжи пансионата «Сады морей». Идем туда и понимаем, что это действительно отличное место.
Эти ребята в течение всего дня работали, воспроизводя на нашем пляже отличную спокойную музыку. Сказали, что они из Перу.
Не знаю, насколько, правда, но музыка у них на достойном уровне.
Позже, общаясь с местными, катаясь на велосипедах, мы поняли, чем выгодно жить в районе Толстого мыса. Бухта имеет вид подковы и течение с моря, как правило, движется по побережью бухты от Толстого мыса к Тонкому. Если верить нашему капитану, то в обычную погоду вода в бухте меняется за 24 часа. Если ветер дует с гор, то течение меняется.
По всей набережной, особенно это видно в центральной ее части допускаются несанкционированные сбросы бытовой канализации. При реконструкции, расширении частных отелей, домов, канализация от них подпольно заводится в ливневую канализацию и соответственно сливается в море. Так же в центральной части набережной, пляжи песочные. Муть от купающихся, поднимается к полудню очень сильно. Пляжи на Толстом мысе галечные, и мути значительно меньше.
К чему я это начал. К тому, что в прибрежной воде проще простого поймать кишечные инфекции. Все отдыхающие делятся на две категории: одни уже переболели и наслаждаются отдыхом, другие еще болеют и наслаждаются бесплатным очищением организма. Всякая хрень, типа Смекты и ей подобные препараты, здесь совершенно точно не работают. Самолечением, особенно в отношении детей, заниматься, однозначно, не стоит. В центре города имеется отличная детская поликлиника, где без «шума и пыли», качественно и спокойно, как на конвейере оказывается помощь детям. Заодно, пока ожидаешь очередь, доктор абсолютно бесплатно и профессионально консультирует взрослых, какими препаратами лечиться самим. Это, конечно, смешно, но копеечный фуразолидон, ирбитского производства, за 30 минут оживил взрослую часть нашей семьи. Младшему прописали не менее эффективное лекарство, и через сутки он по полной программе начал радоваться жизни. Аптечный отдел расположен в этом же здании, в 6 метрах от врачебного кабинета.
Но торопиться с выводами в отношении Геленджика, как рассадника кишечных инфекций, не стоит. «Нежданная благодать» посещает туристов на всем побережье. В прошлом году мы это проходили в Лазоревском. В этом году люди приезжали в Геленджик из Абхазии, и говорили, что там происходит то же самое, и сюда они приехали в надежде, что такой ситуации здесь нет.
В общем, бояться не стоит, если вовремя принять меры, это пройдет практически незаметно.
Отпуск плавно подошел к концу, начинаем двигаться в сторону дома. Старт намечен на утро 10.08.2014.
10.08.2014. День первый
Тихо попрощавшись с хозяевами нашего домика, в 7:00 (5:00 мск) берем курс на Волгоград. Бортовой термометр показывает температуру на улице +35°С. Город спит, выезжаем на горные серпантины. Дороги абсолютно пустые. Едем не спеша, дети практически сразу уснули. Музыку не включаем, окна на передних дверях немного открыли, наслаждаемся воздухом и тишиной. В низинах стоит очень густой туман, скорость местами снижаю до 10-20 км/час. Температура снижается до +18°С. Приближаемся к Дефановке, начинается восход солнца. Восход в горах — вид изумительный.
Маршрут до Волгограда выбрали тот же самый, каким ехали сюда. И снова не прогадали. Машин мало, гайцов, кроме стационарных постов, нигде не видел, да и эти нам жить не мешали.
На перекрестке в направлении Усть-Лабинска видели серьезное ДТП с двумя машинами-участниками. Результат ночных поездок, в темноте не поделили достаточно простой перекресток.
Время идет к полудню, дети продолжают спать. А у взрослых просыпается аппетит. Посоветовавшись с женой, пришли к двум выводам:
Проезжаем конезавод имени Буденного, и здесь наши парни просыпаются. Наше предложение остановиться на обед горячо поддерживают. На въезде в Пролетарск видим небольшой придорожный комплекс мотель+кафе, останавливаемся, иду на разведку.
Меню, интерьер пусть не на высочайшем уровне, но очень и очень приличные. Заказываем солянку, шурпу, уху и сазана в маринаде. Стоимость обеда выше всяких похвал. Когда наш заказ принесли и мы увидели объем заказанного, мы поняли, что поступили правильно, заказав по одному блюду, так как два не осилить даже мне. Такие порции мы видели последний раз в Стокгольме, в 2009 году. Качество еды тоже отличное, все очень свежее и горячее. Жаль, название этого кафе не запомнил. Дальше, в путь.
Путь до Волгограда проезжаем играючи, без напряга. Проезжая шлюзы, видим активные продажи свежих фруктов из близлежащего частного сектора. Покупаем у одной из бабушек почти за бесценок яблоки, груши, виноград. Въехали в город. Дороги на удивление без заторов, транспорта много, но он движется, а не стоит в пробках. Знакомым путем по ухабистым дорогам проезжаем его насквозь. В 20:20 останавливаемся за городом, в мотеле под названием «Радуга». Пройденный за день путь составил 930 км.
Берем четырехместный «люкс», стоимостью 3000 руб./ночь.
В этом здании кафе-столовая, развлекательный комплекс.
Далее душ, ужин, сон. Воздух здесь интересный. Всю ночь в окно дул ветер из степи, донося запахи полевых трав.
11.08.2014. День второй
В этот день мы не торопимся. В планах Саратов с лимонарием и Соколиной горой. Не спеша умылись, позавтракали и в 7:40 тронулись в путь.
В дороге произошел интересный случай. Примерно на середине пути вижу, на обочине встречной полосы стоит Ауди, с открытым капотом. Три человека около машины стоят, четвертый машет мне рукой, прося остановиться. На улице жара, не меньше 35-40 градусов. Думаю, может «закипели» и нужна вода. Останавливаюсь, предварительно заблокировав двери. Подошел с пассажирской стороны человек, явно восточной национальности, и через полуоткрытое окно, коверкая русскую речь начал жаловаться, что наличные деньги на бензин кончились, а по его банковской карте бензин на заправках не продают. Говорил, что он гражданин Турции, едет из Германии, ну и как на грех карта подвела. Просит в долг 500 рублей. Я в недоумении от его географии: Турция, Германия, степи Поволжья. Тут не с картой, думаю, проблема, а с лохотроном. «Турок» достает «козыря» в виде перстня, сделанного, по его словам, из золота и платины, кидает его жене на колени и умоляет дать ему за «перстень» 3000 руб. Переглядываемся с женой, «лохотрон» еще стал более очевидным, она кидает перстень ему обратно в руки, даю газ. Больше, думаем, останавливаться вот так просто не стоит. Но и поводов больше по пути не было.
Прибываем в Саратов. Гостиницу «Империал» выбрал заранее, еще в Геленджике, с помощью планшета и интернета. Въехал в город созвонился с администратором. Все в порядке, ждут. Стоимость «люкса» 2500 руб./сутки.
Быстро принимаем душ, оставляем вещи, едем на Соколиную гору. Она совсем близко от нас. Бортовой компьютер показывает уличную температуру на уровне 45°С. В машине нас спасает климат-контроль, но прибыв на гору, начинаем чувствовать, как с потом начинают вытекать мозги. Воздух очень сухой. Идем смотреть технику. Посмотреть здесь действительно есть что.
Техники в этом парке действительно очень много. Всех назначений. Провели в парке порядка 1,5 часов.
Садимся в машину, вводим адрес лимонария. Поехали. Но зря. Охрана у ворот лимонария сообщила, что для частных лиц он закрыт и открывается только для организованных экскурсий. Облом.
Садимся в машину, едем на центральную набережную Саратова. Если верить статьям в интернете, то это самая красивая набережная. На ней меня снова посетило чувство, как и в Новороссийске, что я попал в 80-е годы прошлого столетия. Интернет в части красоты набережной явно соврал. Набережная Тагильского пруда по красоте на голову выше. Хотя ее я не считаю чем-то красивым. Уныло побродили вдоль Волги. На улицах пустынно. Ощущение, что население города полным составом ушло в отпуск.
Решили прокатиться по городу на машине. Удовольствия оказалось мало. Особенно в центральной части. Светофоров катастрофически мало, поворот налево, во многих местах запрещен, много дорог с односторонним движением. Представителей ГИБДД на улицах немыслимое количество. Дороги все в ямах и колеях. Возвращаемся в гостиницу. По пути заезжаем в ближайший «Магнит», загружаемся на завтра соками, минералкой, йогуртами. Засыпая, ловлю себя на мысли, что город в этот раз на меня произвел какое-то гнетущее впечатление. Возвращаться сюда желание у меня не возникнет очень долго.
12.08.2014. День третий
Как всегда, стартуем в 7:00 (5:00мск). На улице, наконец-то, прохлада. Едем по совершенно пустым улицам. Далее мост на Энгельс и курс на Самару. До дома ехать примерно 1500 км. С детьми без ночевки ехать не хочется. Маршрут пришлось прокладывать в этот раз через Уфу, Сим, так как если ехать через Бирск, то на этот убойный участок дороги (80км) от Караиделя до Тастубы, мы по расчетам выедем ночью. Мотелей в том районе я тоже не наблюдал. Ночевать в поле не хотел из нас никто.
Решили в этот день пройти путь через Алексеевку, Кинель, Отрадный, Похвистнево, Бугуруслан и ночевать ближе к Симу. В очередной раз поняли, что сделали правильный выбор. Дорога Алексеевка—Бугуруслан отличный вариант во всех отношениях, как по качеству покрытия, так и по трафику. Скорость не ниже 90-100 км/час. Пробок нет, перегрузки фурами тоже. Руление по этому маршруту — космос.
Вышли на М-5. Пока езда не доставляет раздражения. Останавливаемся на обед в классном месте.
Здесь комплекс: кафе+гостиница+заправка. Есть бассейн, сауна и даже банкоматы. Место для отдыха просто идеальное. До Уфы примерно 200 км. Как ни странно, после хорошего обеда не только спать не захотелось, но и прилив сил какой-то дикий подступил, настроение на 5+.
Садимся в машину. Начинает понемногу холодать. Чувствуется, что приближаемся к родине.
Объезжая Уфу, чувствую, что сил полно и могу ехать хоть всю ночь. Предлагаю жене этот вариант. Она сомневается, но больше склонна к ночевке в гостинице. Спорить не успеваем, начинается бешеный грозовой дождь, видимость падает значительно. Отъехали от Уфы, ливень усиливается. Начинаем искать ночлег. И сразу же находим вот это чудо.
Берем трехместный «люкс» с раскладушкой. Стоимость 2600 руб./сутки.
На территории есть прудок с рыбой. За отдельную плату выдадут снасти, пойманную рыбу приготовят в том виде, в каком захочется.
Здорово здесь отдохнули. Сон на башкирском воздухе очень хороший.
13.08.2014. День четвертый
Просыпаемся и никуда не торопясь трогаемся в путь. После вечернего дождя похолодало до +10°С. Одеваемся потеплее.
Нам предстоит до дома проехать 600 км. Но мы в пути все равно не торопимся, так как в Башкирии нам предстоит проехать по очень красивым местам.
Сим проехали на удивление быстро и просто. Берем курс на Екатеринбург, через любимую нами Башкирию.
Про ремонты говорят, что их нельзя закончить, можно только на время остановить. Я думаю, что про автопутешествия можно сказать то же самое. Мы их не закончили, а лишь временно остановили.
Краткий экономический итог по путям следования:
Путь* |
Кол-во человек |
Кол-во дней в пути |
Кол-во ночевок |
Стоим. ночевок, руб |
Длина пути, км |
Расход топлива, л |
Стоим. топлива, руб |
Штрафы ГИБДД, руб. |
1 |
4 |
3 |
2 |
3950 |
2901 |
230 |
7987 |
0 |
2 |
4 |
4 |
3 |
8100 |
2881 |
200 |
6900 |
0 |
*Примечание:
Путь 1: участок Н. Тагил—Самара проходили через Бирск.
Путь 2: участок Самара—Н. Тагил проходили через Уфу и Сим.
Спасибо за внимание и терпение! Счастливого Вам покорения дорог!