|
Коллеги, добрый день!
Чуть более месяца назад вернулся из своего очередного путешествия по Черногории. В предыдущий раз я приезжал туда весной прошлого года, и с того момента в этой чудесной стране произошли определенные и довольно-таки значимые, в том числе и для российских туристов изменения, о которых я бы хотел рассказать. Полагаю, что эта инфа окажется полезной многим, кто намеревается в ближайшее время посетить Монтенегро.
Итак, одно из главных изменений — это увеличение до трех месяцев срока безвизового пребывания в стране. До апреля нынешнего года максимальный срок пребывания составлял не более 30 дней, после чего надо было выезжать из страны. Конечно, основная масса россиян летит в Черногорию на 2-3 недели, но немало и таких, кто берет отпуск и на более продолжительный срок. Мой племянник, например, в прошлом году отдыхал там 35 дней, поэтому вынужден был для легализации своего дальнейшего пребывания на полдня выехать в соседнюю Албанию, для чего пришлось брать на сутки прокатную машину.
К слову, о прокате машин. В Черногории много фирм, которые предлагают этот вид услуг. Я тоже для путешествий по стране беру авто в аренду, причем беру в одном и том же месте. Тут требуется небольшое пояснение. Суть в том, что в Черногории я бываю регулярно, минимум раз в год, летаю как в отпуск, так и по корпоративным делам. Естественно, здесь появились определенные контакты, завязались связи с нашими соотечественниками, постоянно проживающими в стране и ведущими здесь свой бизнес. Так вот, машину я беру у своего земляка, лет восемь назад переехавшего в Черногорию из Подмосковья. Удобно во всех смыслах — нет языкового барьера (а это очень важно при заключении договора аренды), у нас общий менталитет, да и машины у нашего приятеля предлагаются по более доступным ценам, чем в других прокатных конторах. У него несколько машин различных классов, я беру что подешевле, цены начинаются от 20 евро в сутки.
Прокатная Toyota Yaris с роботизированной коробкой.
В этот раз мне досталась Toyota Yaris с роботизированной коробкой. На мой взгляд, отличная машина для автопутешествий — прыткая, довольно просторная для своего класса и весьма экономичная, что весьма актуально при дальних поездках — топливо почти в два раза дороже, чем в России.
Теперь пару слов о моем нынешнем вояже. Изначально я планировал провести отпуск, основная часть которого приходилась на май, в Крыму, и даже консультировался по этому поводу с одним своим знакомым, у которого там есть мини-отель. Однако, выслушав его мнение о погоде, дорожной инфраструктуре и озвученные на проживание цены, я затем вновь сделал выбор в пользу Черногории. Если конкретнее, то в Монтенегро меня и родных больше привлекает Барская ривьера с ее местами отдыха, входящими в общину Бар (что-то типа нашей области, если такое сравнение уместно) с центром в одноименном портовом городе Бар. В отличие от большинства мест соседней Будвинской ривьеры, здесь гораздо меньше шумных тусовочных площадок, зато немало больших пляжей, да и цены на проживание куда гуманнее. Популярные места — Утеха, Добра Вода, Шушань, Сутоморе, Чань.
В Монтенегро много больших пляжей с мелкой галькой.
Чем еще прельщает этот район черногорского приморья, так это развитой транспортной инфраструктурой. Очевидно, что, когда вы отправляетесь в путешествие на машине, это неплохой вариант знакомства со страной, ну, а как быть, если аренда машины в ваши планы не входила? Так вот, тем, кто отдыхает в Барской ривьере, будет гораздо проще. Во-первых, тут через три поселения — Сутоморе, Шушань и сам Бар проходит железная дорога. Час на поезде — и вы в столице страны Подгорице, еще час — уже в Колашине, в горах. Причем время в пути сопоставимо с тем, как если бы выехали туда на машине.
Передвижения по побережью Барской ривьеры можно делать и на автобусе.
Во-вторых, между поселениями курсирует автобусы линии «Медитеран Экспресс», с конечными точками в Чане и Старом Баре. При отсутствии машины вполне нормально можно добраться до основных туристических точек или, скажем так, мест социальной инфраструктуры типа крупных супермаркетов или торговых центров. Цена проезда не более 1 евро в один конец.
Конечно, при наличии машины свобода вашего передвижения практически не ограничена. У меня, например, отработан следующий алгоритм: по прилету чаще всего снимаю (опять же у наших соотечественников) апартаменты в Сутоморе, реже — в Булярице (это ближайший к Барской ривьере поселок со стороны Будвы, причем с большим пляжем), и уже оттуда делаю драйв-вылазки на машине. Цены на жилье вполне приемлемые, в сезон — 15 евро на человека в сутки, семья из 4 человек платит 60 евро, это за две спальни, гостиную-кухню, санузел, кондишн и прочие дела, включая интернет. До моря — не более 700 м (в Булярице — 300 м). Нашу семью это вполне устраивает, но можно найти еще дешевле, в том же самом Сутоморе.
Сутоморе: в таких мини-отелях сдаются апартаменты.
В этот раз свои туры по Черногории мы ограничили поездками в Бар, благо, тут есть где погулять и что посмотреть. Ныне одной из главных достопримечательностей города по праву стал большой православный соборный храм Святого Йована Владимира, строительство которого велось почти десять лет. Помощь в этом благородном деле оказывали в том числе и российские организации, а также частные лица. Например, колокола для храма изготовлены на известном воронежском колокольно-литейном заводе «Вера».
Бар: соборный храм Святого Йована Владимира.
Храм действительно выглядит впечатляюще, это монументальное культовое сооружение, при котором уже ведутся богослужения. Правда, на момент нашего посещения в нем еще проводились отделочные работы, но к осени, говорят, они должны быть завершены. Одна из особенностей храма в том, что он построен в двух ярусах, причем нижний посвящен почитаемому на Балканах святому Александру Невскому, русскому князю, который прославился еще и как талантливый военачальник, защитник отечества.
Если говорить о других храмах, которые есть в Баре, то этот портовый город можно назвать многоконфессиональным — здесь идут работы по возведению католического собора, есть несколько мечетей, в том числе и древних. Например, в Старом городе, являющемся местом паломничества туристов. Рекомендую побывать здесь, благо, для тех, кто на машине, тут предусмотрено несколько больших автостоянок.
Мечеть Омербашича в Старом Баре.
При подъеме к древней цитадели вам встретится мечеть Омербашича — культовая достопримечательность Старого Бара, которая была возведена турками в 17-м веке, когда Черногория была захвачена Османской империей. Есть в окрестностях Старого города и новодел — большая мечеть Селимия, входящая в состав местного исламского культурного центра.
Когда станете подниматься к крепости Старого Бара, то справа-слева будут располагаться сувенирные лавки и ресторанчики. Из разнообразия магнитиков, расписных кружек и прочей атрибутики вам в качестве сувенира из Черногории наверняка предложат весьма неплохое по качеству оливковое масло первого отжима. Но там оно будет дороговато. Лучше за ним поехать в сторону Ульцина — на трассе на импровизированных лотках часто предлагают то же масло, но по более умеренным ценам.
По дороге в Ульцин можно купить на придорожных лотках местное оливковое масло.
В Бар можно ездить и просто для того, чтобы посетить местный базар, рыбный рынок, супермаркеты или, например, чтобы погулять по широкой набережной или же по центру города. Если вы с детьми, то им тоже найдется, чем заняться — тут есть и небольшие аттракционы, а также прокат детских машин или велосипедов. Одним словом, скучать они точно не станут.
Набережная в Баре — одна из лучших в Черногории.
Захотите подкрепиться — к вашим услугам масса кафешек и ресторанчиков, некоторые из них с довольно экзотическими названиями. В целом местные повара готовят неплохо и относительно недорого, средний чек на взрослого человека — до 7 евро. Каких-то рекомендаций по части гастрономических предпочтений давать не буду, тут все строго индивидуально, надо ходить и просто пробовать.
В Баре встречаются кафешки с довольно экзотическими названиями.
Еще одна отличительная фишка Бара — отлаженное паромное сообщение через Адриатику с известным итальянским портовым городом Бари. Имея шенгенскую визу, любой желающий может приобрести билет и отправиться в морское транзитное путешествие в Италию. В такой круиз можно отправиться и на арендованном автомобиле, главное, чтобы в договоре аренды была указана возможность выезда на машине за пределы Черногории. Мы сами ни разу не ходили на пароме в Италию, но, по отзывам наших черногорских знакомых, работающих в порту, услуга эта пользуется определенной популярностью, в основном у иностранных туристов.
Из этого портового терминала в Баре можно переправиться на пароме (с машиной) в итальянский порт Бари.
Возвращаюсь к тем изменениям, о которых я упоминал вначале. Часть из них напрямую касаются туристов, путешествующих на автомобилях. О некоторых нюансах мне как раз поведал приятель, у которого я арендую машину. Так, например, в последнее время черногорская полиция заметно активизировала борьбу с любителями-лихачами. В Черногории по большей части хотя и неплохие, но узкие дороги, особенно в приморской зоне. По одной полосе в каждую сторону — это нормальное явление, но данный аспект требует постоянного внимания. Особенно в части контроля действий мотоциклистов, количество которых летом возрастает в разы — много транзитных байкеров, перемещающихся по побережью Адриатики в Албанию, Грецию и обратно. По большей части иностранцы соблюдают правила, хотя эксцессы иногда случаются. Однако это ничто по сравнению с действиями отдельных местных мото-отморозков, игнорирующих какие-либо нормы поведения на дорогах. Эта публика иногда отвязно гоняет на мотоциклах по дорожным серпантинам без экипировки, без шлемов, в одних шортах и тапочках. Поэтому: внимание и еще раз внимание!
Летом на дорогах Черногории много мотоциклистов.
Что касается автомобилистов, то за последние годы для контроля за ними на дорогах стали появляться «скрытые» экипажи, то есть патрули, «замаскированные» под обычных туристов. Они курсируют по наиболее популярным маршрутам и технически хорошо оснащены — имеют скрытые радары, видеокамеры и, естественно, мигалки, которые достают при необходимости. Выявляя в потоке нарушителя, такие патрули затем догоняют его или сообщают о нем на ближайший мобильный пост полиции. На чем нередко ловят россиян, так это на превышении скорости (на побережье средняя разрешенная скорость — не более 50 км/ч) или на нарушениях правил обгона.
Такие знаки очень часто встречаются на дорогах Черногории.
Последнее требует пояснения. Например, имеем узкую дорогу по одной полосе в каждую сторону. Вы догоняете медленно ползущую перед вами кавалькаду машин и решаете ее обогнать. Так вот, даже на участке, где разрешен обгон и на «встречке» вообще нет автомобилей, обогнать можно будет только две машины, а затем нужно вновь вклиниться в колонну. Иначе штраф! Понятно, что многие из нас в такой ситуации газуют по полной, пока всю колонну не обгонят, и, естественно, попадают на деньги. А это 30 евро.
Поэтому сейчас на дорогах Черногории часто можно видеть такую картину: медленно едет какой-нибудь старенький Volkswagen c пенсионером за рулем, а за ним колонна из новых Мерседесов, Порше, Лексусов или Инфинити. Прикольно, конечно, но никто никого не обгоняет.
При обгоне на разрешенном участке дороги можно обгонять только две машины.
В общем, есть нюансы. В любом случае, надо следовать правилам дорожного движения, и тогда любое автопутешествие оставит о себе только приятные впечатления. Чего и вам желаю! Удачи всем!