|
Несколько лет назад в музее, в зале великих мореплавателей и путешественников, в Венеции я увидел две карты: на первой, которой было лет 500, территория нашей страны называлась Татарией, на второй, ей было около 800 лет, на месте республики Татарстан, указывалась страна Bulgaria. Я тогда удивился, хотел разобраться по приезде и забыл. Спустя пару лет, я почему-то вспомнил об этом и решил узнать, что за Bulgaria такое. Это и стало идеей моего автопутешествия. Едем в Татарстан.
Согласно легенде, давным-давно жил-был правитель Великой Болгарии (предок кочующих тюркских племен), земли которой занимали Украину и Северный Кавказ. У него были сыновья. Один из них ушел на Дунай, другой на Волгу и создал Волжскую Болгарию. Столицей стал город Болгар.
Этот город и стал первым пунктом нашей поездки. В город приехали к ночи, переночевали в палаточном лагере.
Утром пошли знакомиться с историей города.
В 922 году Багдадский халиф прислал мусульманских проповедников в Болгарию. Правитель Волжской Болгарии принял ислам, стал верноподданным Багдадского халифа, это было запечатлено письменно, этот год стал считаться годом основания города Болгар.
В Болгар был образован большой рынок — Ага базар, тут было выгодное географическое положение, съезжались купцы со всех сторон света, что давало средства на развитие города. Болгария стала центром производства пшеницы, рыбы, мёда, торговала с Владимиро-Суздальским княжеством, да и не только торговала, но и воевала периодически с ним. Для торговли чеканили свою монету — дирхем.
Болгары были сильные воины. Они единственные в Европе разбили войско Чингисхана в 1223 году. Взяли в плен несколько тысяч воинов. Этих пленных болгары обменяли на баранов: один пленный — один баран. Через несколько лет, собрав большое войско, татаро-монголы одолели болгар. Город Болгар был разрушен и стал провинцией Золотой Орды, начал платить дань.
От города сейчас мало что осталось, но благодаря археологам были найдены фундаменты от былых зданий, расчищенные и удобоваримые для лицезрения туристам, то есть для нас. Мы посмотрели ханскую усыпальню, руины соборной мечети, бани и многое другое, представили, как тут когда-то было, возможно. Что мне понравилось, на территории заповедника присутствует вайфай, а у каждой достопримечательности стоит ссылка в интернете на аудиогид, можно ходить, смотреть и слушать.
Город Болгар — культовое место для мусульман, так как именно в этом городе болгары приняли ислам. В продолжении религиозных традиций в городе выстроена новая прекрасная Белая Мечеть, которую больше ожидаешь встретить где-нибудь в Самарканде, нежели в городке Татарстана.
После того как город стал провинцией Золотой Орды, город снова стал потихоньку воссоздаваться, снова появился Ага-базар, спустя какое-то время, это не понравилось одному из правителей Золотой Орды, он предпринял поход, разрушил город до основания и убил правителя. Сыновей этого правителя спасли и увезли в небольшой город Казань. Близ Казани стал строиться Ага-базар, и Казань становится главным городом Волжской Болгарии.
Вторым нашим пунктом посещения, очевидно, становится Казань — едем. Но перед поездкой зашли в музей хлеба, здесь можно купить хлеб либо оладьи, испеченные в деревенской печи, на вкус непривычно, но вкусно.
В Казань приехали к вечеру и сразу в кремль.
Болгарами был выстроен кремль, внутри стали строить свои дома. Пришли монголо-татары, уничтожили то, что было, построили своё. После пришли русские, уничтожили мечети, возвели церкви. С приходом завоевателя менялась культура традиций, а назначение стен кремля не менялось. Кремль был местом, где люди могли укрыться от неприятеля, где сосредотачивалась власть мирская и духовная.
Вечером прогулялись по пешеходной улице Баумана, понравилась подсветка зданий и живая музыка на улице. Днем зашли в музей детства, где представлены игрушки детей СССР 70-90-х годов. Вспомнили, что и у нас когда-то были вот такие смешные теплые шапки-ушанки, точно такие же машинки, куклы, лыжи). Из прогулок по городу особенно запомнилась церковь в стиле украинского барокко, украшенная лепными грушами и виноградом. Просто рай плодородия какой-то, а не фасад церкви.
На мой взгляд, в Казань лучше приезжать не в выходные и праздничные дни. В Казани мы были несколько дней, приехали в будни, кремль пустой, никого, уютно и атмосферно. Уезжали в выходной день, решили еще раз прогуляться по кремлю. Там не только нет возможности насладиться видом, там стоять-то просто нельзя, толпа уносит за собой. Конвейер туристических автобусов. Мало времени даётся туристам с этих автобусов на осмотр кремля, полтора часа, из них 20 минут — это очередь в туалет и 20 минут покупка сувениров, поэтому создают какое-то скоростное броуновское движение. Еще заметил, что процентов 80 туристов — это женщины, девушки, девочки, старушки, создалось впечатление, что путешествовать в нашей стране надо только прекрасному полу.
Идём дальше по историческим событиям. Русские войска долго хотели «взять» Казань, но пока доходили с Москвы, уставали, проигрывали сражения. Пока не додумались пойти другим путем: в 1551 русские войска с воеводами приплыли по реке Свияж на кораблях, вышли на возвышенные берег, срубили лес и стали строить стены будущего города. В этом же году заложили храм во имя Рождества Богородицы и Сергия Радонежского. Построенный город стал базой русских войск при осаде Казани. В 1552 году Россия одержала победу, и «взяла» Казань… едем в Свияжск.
На остров Свияжск можно попасть двумя путями: на автомобиле, насыпали дорогу, и по реке Волге, выбрали второе. Припарковав автомобиль у речного вокзала, пересаживаемся на теплоход и плывем на остров Свияжск.
Еще несколько лет после взятия Казани Свияжск находился на военном положении, но постепенно стал духовным центром покорённых земель. По сути это первый русский город на среднем Поволжье. И единственный монастырь, который «дошёл до нас» таким, каким построили его во времена Ивана Грозного.
Ну почти таким, во времена красного террора тут какое-то время был концлагерь, потом психбольница.
А в этом храме находятся фрески времён царя Ивана Грозного:
На острове новые дома возводят в одном стиле. Разговорившись с местной жительницей, узнал, что если хочешь возвести дом на своей земле, то должен согласовать проект с министерством культуры.
Обратно тем же путем по реке. Небольшие зарисовки с Волги:
Подплывая к Казани, увидели на берегу непонятное строение, вроде храм и не храм, мечеть и не мечеть, решили съездить узнать, что это такое. Оказалось, что это сооружение называется Дом Всех Религий, правда, не достроено оно, но задумка впечатляет:
На другой день посетили Раифский мужской монастырь, красивое, ухоженное место. Монастырь стоит у озера, можно взять лодку напрокат, поплавать и отдохнуть.
Ещё одно осязаемое упоминание о болгарах сохранилось в городе Елабуга. Держим путь туда.
Городу Елабуга около одной тысячи лет. Было триста, провели раскопки и вот, городу триста лет. Город был частью торгово-караванной дороги Волжской Болгарии. Здесь находилась зимне-летняя переправа через Каму. В 12-м веке была сооружена мечеть с башнями, но от этой мечети осталась только одна башня. И то к 19-му веку башня рухнула, и её восстанавливал елабужский купец В.И. Шишкин, отец художника И.И. Шишкина.
Памятник булгарскому эмиру Ибрагиму I бен Мухамаду.
Возле городища открывается красивый вид на место, где река Тойма впадает в реку Кама, видны заливные луга.
Ну очень красивые виды.
Неподалеку от городища находился монастырь, но Екатерина вторая посчитала, что в России много церквей, и монастырь закрыли.
В 19-м веке город процветал, жило много купцов, были и купцы-миллионеры. Среди них была династия купцов миллионеров Стахеевы, которые поставляли хлеб в различные регионы страны, Англии, Франции, Бельгии, вот так вот, а нам говорили, что до большевиков «жизни» не было.
На данный момент Елабуга — это хорошо сохранившийся купеческий город.
В Спасском соборе поднялись на пятиярусную колокольню и осмотрели город с высоты.
В Елабуге родился художник-живописец И.И. Шишкин. Знаменитые его работы были написаны в окрестных лесах национального парка «Нижняя Кама», по которым мы и прогулялись.
За обедом в одном колоритном трактире…
... к нам за стол сел один очень интересно мыслящий человек. Разговорились. Узнав, что мы ездили узнавать историю болгарского народа, он поведал следующее (расскажу вкратце):
«А вы знаете, что до революции татарские народы не называли себя татарами, они назвали себя именем той местности, в которой жили. Слово «Татары» пошло с временен Петра первого, им назывались все народы тюркского происхождения. В России мусульманам ограничивали свободу, после революции мусульмане, жившие в этих землях, решили объединиться, создать автономию Ивдель — Урал в составе России. Но спустя время большевики разгромили автономию и решили создать татарскую республику, и (если я правильно запомнил год) в 1920 году болгарский народ восстал против названия татары. Большевики подавили восстания, уничтожая деревни. А сейчас подумайте, почему народы Чуваши называются Чувашской республикой, Башкиры — Башкирской республикой, а Волжские Болгары стали называться — Татарской республикой?? … Чтобы хорошо властвовать, нужен кто-то плохой еще кроме царей, тот, кто несет вред и опасность. Нашли вариант: монголо-татар, которые могут воссоздать Золотую Орду. И на месте Болгарских земель Ленин искусственно создал республику Татарстан, в самом названии которой было напоминание о том, что жители республики могут взбунтоваться и являются угрозой. Через несколько лет была перепись населения, по которой жители Татарской республики, около полутора миллионов, назвали себя болгарами. Большевикам это не понравилось, они организовали террор, стали переписывать историю, в которой значится, что народ Татарстана пришел откуда-то из Монголии. А народ здесь жил тысячу лет. Болгарами должны называться».
Это был последний город данного путешествия. Я в очередной раз задумался, что есть у нас в стране исторические и природные достопримечательности, но очень уж на большом расстоянии они друг от друга находятся. А еще нужно знать историю своей страны, чтоб верить или не верить случайному разговору.
P.S. На обратном долгом пути домой, анализируя увиденное и услышанное за эти дни, я начал осознавать (именно осознавать, вроде слышал это либо читал, но пока не побываешь на этом месте, не увидишь всё своими глазами, не осознаешь) как много событий происходило с одним и тем же местом за тысячу лет: пришел народ откуда-то с юго-востока, осел на этой части реки, жил, жил своей культурой. Затем пришли мусульманские проповедники, обратили их в мусульман, начался этап мусульманской культуры, строить стали мечети, минареты. Через сотни лет пришли язычники татаро-монголы, уничтожили эту культуру, ввели свою, потом они же приняли мусульманство, жили сотни лет с этой культурой, строили мечети. Пришли русские, уничтожили мусульманскую культуру, построили православные храмы. Через сотни лет пришли большевики, стали разрушать православие, церкви… Через 70 лет, снова всё поменялось, мечети и церкви, минареты и колокольни стали находиться на одной земле… Всё меняется, возрождается, погибает, перерождается, остаётся только одно — ЗЕМЛЯ.