Волжская Бо(у)лгария

13.07.2016 | 12708 просмотров

Несколько лет назад в музее, в зале великих мореплавателей и путешественников, в Венеции я увидел две карты: на первой, которой было лет 500, территория нашей страны называлась Татарией, на второй, ей было около 800 лет, на месте республики Татарстан, указывалась страна Bulgaria. Я тогда удивился, хотел разобраться по приезде и забыл. Спустя пару лет, я почему-то вспомнил об этом и решил узнать, что за Bulgaria такое. Это и стало идеей моего автопутешествия. Едем в Татарстан.

Согласно легенде, давным-давно жил-был правитель Великой Болгарии (предок кочующих тюркских племен), земли которой занимали Украину и Северный Кавказ. У него были сыновья. Один из них ушел на Дунай, другой на Волгу и создал Волжскую Болгарию. Столицей стал город Болгар.

Этот город и стал первым пунктом нашей поездки. В город приехали к ночи, переночевали в палаточном лагере.

Утром пошли знакомиться с историей города.

В 922 году Багдадский халиф прислал мусульманских проповедников в Болгарию. Правитель Волжской Болгарии принял ислам, стал верноподданным Багдадского халифа, это было запечатлено письменно, этот год стал считаться годом основания города Болгар.

В Болгар был образован большой рынок — Ага базар, тут было выгодное географическое положение, съезжались купцы со всех сторон света, что давало средства на развитие города. Болгария стала центром производства пшеницы, рыбы, мёда, торговала с Владимиро-Суздальским княжеством, да и не только торговала, но и воевала периодически с ним. Для торговли чеканили свою монету — дирхем.

Болгары были сильные воины. Они единственные в Европе разбили войско Чингисхана в 1223 году. Взяли в плен несколько тысяч воинов. Этих пленных болгары обменяли на баранов: один пленный — один баран. Через несколько лет, собрав большое войско, татаро-монголы одолели болгар. Город Болгар был разрушен и стал провинцией Золотой Орды, начал платить дань.

От города сейчас мало что осталось, но благодаря археологам были найдены фундаменты от былых зданий, расчищенные и удобоваримые для лицезрения туристам, то есть для нас. Мы посмотрели ханскую усыпальню, руины соборной мечети, бани и многое другое, представили, как тут когда-то было, возможно. Что мне понравилось, на территории заповедника присутствует вайфай, а у каждой достопримечательности стоит ссылка в интернете на аудиогид, можно ходить, смотреть и слушать.

Город Болгар — культовое место для мусульман, так как именно в этом городе болгары приняли ислам. В продолжении религиозных традиций в городе выстроена новая прекрасная Белая Мечеть, которую больше ожидаешь встретить где-нибудь в Самарканде, нежели в городке Татарстана.

После того как город стал провинцией Золотой Орды, город снова стал потихоньку воссоздаваться, снова появился Ага-базар, спустя какое-то время, это не понравилось одному из правителей Золотой Орды, он предпринял поход, разрушил город до основания и убил правителя. Сыновей этого правителя спасли и увезли в небольшой город Казань. Близ Казани стал строиться Ага-базар, и Казань становится главным городом Волжской Болгарии.

Вторым нашим пунктом посещения, очевидно, становится Казань — едем. Но перед поездкой зашли в музей хлеба, здесь можно купить хлеб либо оладьи, испеченные в деревенской печи, на вкус непривычно, но вкусно.

В Казань приехали к вечеру и сразу в кремль.

Болгарами был выстроен кремль, внутри стали строить свои дома. Пришли монголо-татары, уничтожили то, что было, построили своё. После пришли русские, уничтожили мечети, возвели церкви. С приходом завоевателя менялась культура традиций, а назначение стен кремля не менялось. Кремль был местом, где люди могли укрыться от неприятеля, где сосредотачивалась власть мирская и духовная.

Вечером прогулялись по пешеходной улице Баумана, понравилась подсветка зданий и живая музыка на улице. Днем зашли в музей детства, где представлены игрушки детей СССР 70-90-х годов. Вспомнили, что и у нас когда-то были вот такие смешные теплые шапки-ушанки, точно такие же машинки, куклы, лыжи). Из прогулок по городу особенно запомнилась церковь в стиле украинского барокко, украшенная лепными грушами и виноградом. Просто рай плодородия какой-то, а не фасад церкви.

На мой взгляд, в Казань лучше приезжать не в выходные и праздничные дни. В Казани мы были несколько дней, приехали в будни, кремль пустой, никого, уютно и атмосферно. Уезжали в выходной день, решили еще раз прогуляться по кремлю. Там не только нет возможности насладиться видом, там стоять-то просто нельзя, толпа уносит за собой. Конвейер туристических автобусов. Мало времени даётся туристам с этих автобусов на осмотр кремля, полтора часа, из них 20 минут — это очередь в туалет и 20 минут покупка сувениров, поэтому создают какое-то скоростное броуновское движение. Еще заметил, что процентов 80 туристов — это женщины, девушки, девочки, старушки, создалось впечатление, что путешествовать в нашей стране надо только прекрасному полу.

Идём дальше по историческим событиям. Русские войска долго хотели «взять» Казань, но пока доходили с Москвы, уставали, проигрывали сражения. Пока не додумались пойти другим путем: в 1551 русские войска с воеводами приплыли по реке Свияж на кораблях, вышли на возвышенные берег, срубили лес и стали строить стены будущего города. В этом же году заложили храм во имя Рождества Богородицы и Сергия Радонежского. Построенный город стал базой русских войск при осаде Казани. В 1552 году Россия одержала победу, и «взяла» Казань… едем в Свияжск.

На остров Свияжск можно попасть двумя путями: на автомобиле, насыпали дорогу, и по реке Волге, выбрали второе. Припарковав автомобиль у речного вокзала, пересаживаемся на теплоход и плывем на остров Свияжск.

Еще несколько лет после взятия Казани Свияжск находился на военном положении, но постепенно стал духовным центром покорённых земель. По сути это первый русский город на среднем Поволжье. И единственный монастырь, который «дошёл до нас» таким, каким построили его во времена Ивана Грозного.

Ну почти таким, во времена красного террора тут какое-то время был концлагерь, потом психбольница.

А в этом храме находятся фрески времён царя Ивана Грозного:

На острове новые дома возводят в одном стиле. Разговорившись с местной жительницей, узнал, что если хочешь возвести дом на своей земле, то должен согласовать проект с министерством культуры.

Обратно тем же путем по реке. Небольшие зарисовки с Волги:

Подплывая к Казани, увидели на берегу непонятное строение, вроде храм и не храм, мечеть и не мечеть, решили съездить узнать, что это такое. Оказалось, что это сооружение называется Дом Всех Религий, правда, не достроено оно, но задумка впечатляет:

На другой день посетили Раифский мужской монастырь, красивое, ухоженное место. Монастырь стоит у озера, можно взять лодку напрокат, поплавать и отдохнуть.

Ещё одно осязаемое упоминание о болгарах сохранилось в городе Елабуга. Держим путь туда.

Городу Елабуга около одной тысячи лет. Было триста, провели раскопки и вот, городу триста лет. Город был частью торгово-караванной дороги Волжской Болгарии. Здесь находилась зимне-летняя переправа через Каму. В 12-м веке была сооружена мечеть с башнями, но от этой мечети осталась только одна башня. И то к 19-му веку башня рухнула, и её восстанавливал елабужский купец В.И. Шишкин, отец художника И.И. Шишкина.

Памятник булгарскому эмиру Ибрагиму I бен Мухамаду.

Возле городища открывается красивый вид на место, где река Тойма впадает в реку Кама, видны заливные луга.

Ну очень красивые виды.

Неподалеку от городища находился монастырь, но Екатерина вторая посчитала, что в России много церквей, и монастырь закрыли.

В 19-м веке город процветал, жило много купцов, были и купцы-миллионеры. Среди них была династия купцов миллионеров Стахеевы, которые поставляли хлеб в различные регионы страны, Англии, Франции, Бельгии, вот так вот, а нам говорили, что до большевиков «жизни» не было.

На данный момент Елабуга — это хорошо сохранившийся купеческий город.

В Спасском соборе поднялись на пятиярусную колокольню и осмотрели город с высоты.

В Елабуге родился художник-живописец И.И. Шишкин. Знаменитые его работы были написаны в окрестных лесах национального парка «Нижняя Кама», по которым мы и прогулялись.

За обедом в одном колоритном трактире…

... к нам за стол сел один очень интересно мыслящий человек. Разговорились. Узнав, что мы ездили узнавать историю болгарского народа, он поведал следующее (расскажу вкратце):

«А вы знаете, что до революции татарские народы не называли себя татарами, они назвали себя именем той местности, в которой жили. Слово «Татары» пошло с временен Петра первого, им назывались все народы тюркского происхождения. В России мусульманам ограничивали свободу, после революции мусульмане, жившие в этих землях, решили объединиться, создать автономию Ивдель — Урал в составе России. Но спустя время большевики разгромили автономию и решили создать татарскую республику, и (если я правильно запомнил год) в 1920 году болгарский народ восстал против названия татары. Большевики подавили восстания, уничтожая деревни. А сейчас подумайте, почему народы Чуваши называются Чувашской республикой, Башкиры — Башкирской республикой, а Волжские Болгары стали называться — Татарской республикой?? … Чтобы хорошо властвовать, нужен кто-то плохой еще кроме царей, тот, кто несет вред и опасность. Нашли вариант: монголо-татар, которые могут воссоздать Золотую Орду. И на месте Болгарских земель Ленин искусственно создал республику Татарстан, в самом названии которой было напоминание о том, что жители республики могут взбунтоваться и являются угрозой. Через несколько лет была перепись населения, по которой жители Татарской республики, около полутора миллионов, назвали себя болгарами. Большевикам это не понравилось, они организовали террор, стали переписывать историю, в которой значится, что народ Татарстана пришел откуда-то из Монголии. А народ здесь жил тысячу лет. Болгарами должны называться».

Это был последний город данного путешествия. Я в очередной раз задумался, что есть у нас в стране исторические и природные достопримечательности, но очень уж на большом расстоянии они друг от друга находятся. А еще нужно знать историю своей страны, чтоб верить или не верить случайному разговору.

P.S. На обратном долгом пути домой, анализируя увиденное и услышанное за эти дни, я начал осознавать (именно осознавать, вроде слышал это либо читал, но пока не побываешь на этом месте, не увидишь всё своими глазами, не осознаешь) как много событий происходило с одним и тем же местом за тысячу лет: пришел народ откуда-то с юго-востока, осел на этой части реки, жил, жил своей культурой. Затем пришли мусульманские проповедники, обратили их в мусульман, начался этап мусульманской культуры, строить стали мечети, минареты. Через сотни лет пришли язычники татаро-монголы, уничтожили эту культуру, ввели свою, потом они же приняли мусульманство, жили сотни лет с этой культурой, строили мечети. Пришли русские, уничтожили мусульманскую культуру, построили православные храмы. Через сотни лет пришли большевики, стали разрушать православие, церкви… Через 70 лет, снова всё поменялось, мечети и церкви, минареты и колокольни стали находиться на одной земле… Всё меняется, возрождается, погибает, перерождается, остаётся только одно — ЗЕМЛЯ.

познавательно
Nissan Presage TU31 QR25 2003
Мой отзыв: Nissan Datsun 1989

Бывал очень часто в тех краях. Красиво. Пахнет историей. Но правильно все таки будет Булгар (татары до сих пор разделяют три основных ветви своей нации - булгары, мисяры и татары). И страна была не Татария и Тартария. По поводу монголо-татар - это извращения историков не было никакого ига. Было государство Тартария и, соответственно, жители - тартары. А моголы (не монголы) на старославянском - великие. Отсюда и пошло - моголо-тартары (а не монголо-татары). Потом уже Романовы начали захват территорий Тартарии, в том числе Иван Грозный Казань брал, одно из ханств Тартарии.

отлично
Ильдар
Толян76:
Меньше читайте на ночь Фоменко, Носовского и иже с ними. http://oper.ru/video/view.php?t=1301 А так как сам житель г. Казани могу сказать, что написано все верно.

Команда Дрома
Толян76:
Грозный не был Романовым.
Тартария никогда так не называлась нигде, кроме как в Европе.
И это была не страна, а территория.
Про иго посмеялся.
Мракобесие сплошное.

Хороший слог, красивые фото. В тексте имеется неточность - должно быть "отец художника И.В. Шишкин"

"Среди них была династия купцов миллионеров Стахеевы, которые поставляли хлеб в различные регионы страны, Англии, Франции, Бельгии, вот так вот, а нам говорили, что до большевиков «жизни» не было."
Правильно "жизнь" была, только она была для Стахееых, а не для все. Почти как сейчас. Ну это так, к слову, а отчет однозначно 5.

Как выпускник истфака КГПИ"92 узнал из комментариев массу интересного.

Если исследовать картографию Европы, то да на месте западной россии - до Урала по мнению европейских историков была так называемая "Тартария". так же Русь называли Гардарика - от того что много городов. народ Русы.

Волжская Булгария - да, средневековое государство. В учебнике по истории России 7 класса на карте 9-11 веков она обозначалась восточнее границ Киевской Руси.. как раз Ростово-Суздаоькая земля, потом прогал (Нижнего Новгорнода еще не было) потом Волжская Булгария.

При административном формировании республик СССР Татар назвали условно татарами, но многие с этим и сейчас не согласны. то же самое с границами. Татарами в Российской империи называли и прикавказских масульман... (т е данное понятие было значительно шире в бытовом обиходе)
Если прочитать про процесс Великого Переселения народов 4-6 вв. н. э. , то вы можете проследить тенденцию к проникновению тюрских наров на территорию современной Европы. Тюркоязычные народы, в частности половцы и частично Булгары (половцы с территории современной Волгоградской области и Тамани) ушли и стали прародителями современных Венгров. Венгерский язык не является славянским.

Родной брат моего тестя доказал в суде, что он не татарин а волжский булгарин. В графе национальность у него это отмечено.
В рамках школьной программы истории России многие аспекты местечковой истории глубоко не освещаются.

помните в курсе истории СССР был раздел истории стран Средней Азии. (Современная Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан) Вот там и про Самарканд, Бухару и Великий шелковый путь.... .

бУлгары до принятия ислама были язычниками и имеши развитый пантеон богов.

Команда Дрома
Alester:
Венгерский язык не является славянским.
Он финоугорский. Никакого отношения к тюрскому не имеет. Предки венгров действительно жили на Нижней Каме, но... они не были тюрками. Тюрки жили с ними рядом, а булгары как раз и были тюрками.

много ляпов, нет информации про древний Биляр.

naibuki:
по врсии википедии да, так, но скорее больше угорский, чем финнский (финнским там не пахнет =)
тем неменее в венгерском много замствований из тюрского языка (не современного) а половцы так называемые кыпчаки, потомки Великих Гуннов по некоторым источникам, расселились западнее Дуная, но то что потомки Мордвы ушли на запад тоже верно. Много написано о тюркских корнях ВЕнгров.

Толян76:
Иван Грозный Романов????? Мойбох...
Отчет безликий и скучный. Но зато удалось от души посмеяться над некоторыми комментариями. Сильна страна специалистами-историками.
Хотя на самом-то деле все это очень печально.
vershila
Химки
Толян76:
Иван Грозный Романовым не был. Да и весь национальный вопрос в нашей стране очень скользкая штука. После тысячелетий набегов и великих переселений современные русские уже совсем не те, что были при Иване Грозном, современные татары совсем не те, кто "устанавливал татаро-монгольское иго". Мы все далекие потомки тех людей и кровь их, сильно перемешавшаяся, течет в наших жилах. Верно подмечено, что правители во все времена переписывали под себя историю, чтобы на свой вкус управлять народами. Сейчас мы это тоже наблюдаем, например на Украине.
Автор РПЦшный потриот!

vershila:
современные татары (точнее Волжские Булгары) к инициаторам Татро-Монгольского ига т е монголам никакго отношения не имеют.. были в числе разграбленных и завоеванных территорий.
Вам дан разум, ставьте сказанное под разумное сомнение и пытайтесь разбираться в источниках.

Кемерово-Симферополь
Кто ехал? На чем? Откуда? Ни слова в АВТОПУТЕШЕСТВИИ.... Зато экскурсов в историю с неоднозначными выводами хоть отбавляй. Зачем оно так..?
Alester:
примерно такая на востоке как Раз Волжская Булгария еще не покоренная татаро-монголами. бУлгары до принятия ислама были язычниками и имеши развитый пантеон богов.
чуваши ислам не принимали
Все эти земли раньше были станами - с единой, мощной и процветающей культурой...Пока не пришли Кирилл и Мефодий со своей письменностью и исламисты...Уже самый материалистичный и скептически настроенный этом плане учёный по одним только фактам и артефактам археологическим - молча с этим внутри соглашается...Но кому-то это пока не выгодно запускать в поле разоблачения. Я думаю это связано с идеологическими задачами и с тем что история как известно - не всегда такая, какая надо!...

Александр Кураленко:
не нужно делать столь категоричных замечаний.
Процедура крещения Руси имела политически-дипломатический характер интеграции с Византией. Пережитки язычества сохранялись до конца 16 века и позже .. В Великом Новгороде (исходя из документов историка Рыбакова) Светской религией было Христианство, тогда как параллельно люди верили в исконных богов без конфликта интересов.
Документальным подтвеждением 2-х религий можно считать "Слово о полку игореве", где в тексте при описании удали и мощи войск и походов славных Святослава идет сравнение и перечисление качеств с опорой на языческий пантеон.... Хотя Слово написано в конце 12 в (а дата похода установлен точно благодаря затмению) ... официально крещеной к тому Времени Русь была уже 200лет.
ALEX
Вот она, технология либералов. Красивые картинки, хороший язык, а между строк враньё. Если уж взялись за историю, то не мешало бы побольше источников почитать и карты древние посмотреть. Про Тартарию уже многие сказали и про то, что такое название было для всех территорий от западной Украины до дальнего востока и от северных морей до Средней Азии. Причем на западных картах. Например Московское княжество называли Тартария Московития (в разных вариантах) и так далее. Ну да ладно, это все ф. Больше всего возмутила фраза "в советские времена был концлагерь". Автор, а не прочитать ли вам определение концентрационного лагеря?! Про печи, про кровь детей, про медицинские эксперименты, про газовые камеры, про фабрики товаров из трупов и так далее. В СССР не было никаких концлагерей! "А нам говорили что до большевиков жизни не было". Вы по каким учебникам учились? Видимо по Украинским, те вчера объявили себя колонизаторами Канады. Уважаемый, перестаньте употреблять мухоморы и слушать эхо, "...это вредно для пищеварения..."
Alester:
Процедура крещения Руси имела политически-дипломатический характер интеграции с Византией..
Она всегда (такая процедура интеграции) сопровождается дипломатическим мечом и огнем?...с уничтожением славянской письменности...И как Вы думаете почему проект православия провалился на Руси?...
ALEX:
"В СССР не было никаких концлагерей!"
Сколько Селигерских форумов посетили?
Александр Кураленко:
"В СССР не было никаких концлагерей!"
Сколько Селигерских форумов посетили?
Понятия не имею что за форумы такие. Тоже считаете что в СССР были концлагеря? Была система ГУЛАГ, репрессивная, с рабским трудом, тяжелыми и бесчеловечными условиями, административным беспределом. Все это известно. Но это не концлагеря в принципе. Я перечислил все отличительные особенности концлагерей. Это фабрики смерти на полное уничтожение заключенных, с людоедскими технологиями. Ничего подобного в СССР не было. Может быть назовете лагерь в СССР, где применялись газовые камеры например или брали кровь у маленьких детей для высшей расы? Меня вообще удивляет, что никого не возмутило это высказывание автора.
Funfrock:
Иван Грозный Романов????? Мойбох...
Рюриковичи оне если память мне не изменяет.Казань брал,Астрахань брал,Шпака не брал.

Александр Кураленко:
Решение принималось единолично или правящей номенклатурой в интересах экономической интеграции и мирных договоренностей с тогда уже крещеными странами. княгиня Ольга крестилась до Владимира, потому, что понимала важность интеграции с Византией. Это как и династические браки. По поводу новой политики против старой, отмечу от себя что на местах возможно случались перегибы при исполнении поручений. В ход шли неправовые методы. Но на бумаге все крестились единогласно.
Принимая во внимание что сам князь Владимир накануне реформировал языческий пантеон..., принятие христианства я оцениваю как внешнеполитический шаг сближения с Византийской империей.

Мало нам русофобии,так еще и в отчеты о путешествиях просочилось. Вчера обвинили в волынской резне, ну там ясно - какой-то поляк набирает очки перед заокеанскими хозяевами. Но в отчете о путешествии зачем розжигать? Тем более, что отчета то нет. Есть экскурс в историю с субьективной интерпритацией каждого факта.
uragus:
Согласен. Расцениваю это как спланированный вброс. Автопутешествие типа, ога. А где путешествие, на чем ехали, как ехали, а как дороги, а сколько бензин стоит, а сам то где на фото? Сказал бы сразу: "Давайте возродим великую исламскую Булгарию и прогоним москалей!"

uragus:
волынская резьня вроде как дело рук УПА, тем более это все было в 1943... на оккупированных территориях.

ALEX:
Никто ничего возрождать не призывает, автор как смог рассказал про средневековое государство, да , было такое ... Другое дело Волжская Булгария глубоко не изучается в школьном курсе программы.
Как на вас "случайно" подсевший человек подействовал.
Смотрите, так незаметно окажетесь в местах где ракеты с ТУ-22М3 приземляются.
Сообщили про него куда нужно?
Alester:
Да вчера польский министр обороны на полном серьезе заявил, что Волынь устроили русские. По теме. Я достаточно начитался подобных "произведений", что бы вычислять технологию. Уж поверьте. Дром популярный сайт и вполне могли взять в оборот. Я не параноик ) Не так давно тут было еще одно типа путешествие с фразами "не то что крымваш". Это не мнение, это политическая позиция. Мнение было бы "Крыму до таких цен еще далеко". Автор так и не появился почитать коментарии и не появится. Очень хорошо спланированный вброс, помаленьку, потихоньку, маленькими фразами толкать тему. Как в супермаркете, чистенько, музычка играет, все аккуратно расставлено. А на самом деле маршрут прописан, стоит все по плану, а цель впарить побольше. Уж сильно не походит этот опус на автопутешествие. Видел он где то в Европе карты.................. Ну ну, я тоже эту методичку читал.

Рагнар Толстов:
чуваши ислам не принимали
Никогда, даже близко. Чуваши, в основном язычники, малая часть - православные.
К национальному вопросу в том регионе нужно подходить еще аккуратнее, чем на Кавказе. Потому, как они в самом центре России находятся. Сам из Чебоксар и родители там живут до сих пор и знаю тот народ не понаслышке. Добр, в основном, но себе на уме и упрям.
Что может гореть - горит.
Что не может - тонет.
Что не тонет - руководит.

Alester:
"Темный" Вы человек, честное слово. Вы может быть, скажете, что не слышали что и Brexit (отделение Англии от ЕС) устроили мы - русские? Да, что там брексит, мы с вами стали виноваты, в убийствах мирных солдат вермахта во время великой отечественной войны. А про голодомор Вам тоже не ведомо? Не интересуетесь Вы современной политикой, как и современной "историей". А вот автор этого опуса очень даже интересуется.
По всему тексту сквозит, "русские пришли", дальше что-то уничтожили, что уничтожили не важно. Даже если ничего конкретного, просто сам по себе набор слов оставляет в душе неприязнь к нам. Заметьте, даже не московское княжество пришло, не Россия завоевала, а "пришли русские и уничтожили". А если эту русофобию возвести в ранг государственной политики получаем "москалей на ножи".
ALEX:
Дром популярный сайт и вполне могли взять в оборот. Очень хорошо спланированный вброс, помаленьку, потихоньку, маленькими фразами толкать тему. Как в супермаркете, чистенько, музычка играет, все аккуратно расставлено.
Именно, Вы емко сформулировали "вброс". Тоже вертелось в голове это слово.
Особенно порадовал момент сей писанины, где якобы к автору подсел "интересно мыслящий" человек и стал рассказывать о "большевистком терроре над свободолюбивыми болгарами".
Продам б/у нижний блок ВВБ от 20-ки.

Красиво в Казани!!Хорошо описано,молодцы.

Казань брал,Астрахань брал,Шпака не брал :)

Текстовка и приличное количество комментариев - чисто вброс, натурально.
Могли бы и получше найти место, чем выражать свои политические и эротические пристрастия.

А вообще когда от взрослого человека слышу, про "шампанское, лакеи, юнкера, хруст французской булки" - и другие радостные возгласы на тему сытой жизни в царской России...
Честно говоря аж отпрыгиваю в сторонку. Приглядываюсь сощуримшись, мож заразный какой? Бредит? Инфлюэнция какая?
Отчёта не у6видел. Но зато каждый суслик агроном. Это к теме о исторических измышлениях и выводах.
devatko
ALEX:
Автор, а не прочитать ли вам определение концентрационного лагеря?! Про печи, про кровь детей, про медицинские эксперименты, про газовые камеры, про фабрики товаров из трупов и так далее. В СССР не было никаких концлагерей! ..
Скорей всего у Вас "концентрационный лагерь" ассоциируется с концентрационными лагерями третьего Рейха, а не как место, для принудительного заключения определенных граждан.
devatko
На счёт Вброса.... в последнее время, пошло слово от первых лиц нашего государства... слово ушло в массы

pazik124:
Как выпускник истфака КГПИ"92 узнал из комментариев массу интересного.
Оказывается зря ты 5 лет штаны протирал в вузе, теперь конспектируй здесь.

Отчет неоднозначный, неоднозначно и воспринят дромоучеными с википедией под мышкой. Хлеба не дай, а поспорить вынь да положь. Ладно бы сами чего понимали, а то прочтут передовицу "Пионерской правды" и давай ею махать. Даже дискутировать лениво...

Но есть замечания по делу: сайт автомобильный, так давайте придерживаться формата. Прошлые отчеты были гораздо удачней, на мой взгляд. Удачи.

Иван Коробейников:
ничего дальше школьного курса истории не выходит.

Елабуге больше 1000 лет, но об этом скромно умалчивают. Ибо столица Казань, и как бы не красиво маленькому городишке быть старше столицы.
Увидел черную кошку в пути, три раза плюнь и один раз пни.

devatko:
Лучше пусть какое-то слово уйдет, чем распространится ваша политика стравливания людей по национальному признаку.
Продам б/у нижний блок ВВБ от 20-ки.

правда муть какая-то либерастная, типа "исторических" хроник))
автор, не надо корчить из себя того, кем не являешься
пиши об автопутешествиях, и не лезь в дебри о которых не слыхивал
твои либерасты и десяти процентов не создали того, что сделали для нашего народа большевики,
так что выдохни, либерасты нынче не в почете))

Крым.Город герой Керчь
pazik124:
Как выпускник истфака КГПИ"92 узнал из комментариев массу интересного.
Но правду вы, не узнаете уже ни когда....

Фотографии хорошие, только написано как-то не про автопутешествие, вам куда нибудь в ЖЖ.

Интересно. А в Барнауле выжигают исторические здания (они же в центре) и строят "элитное" жилье + для туристов ноовдел

г. Томск, Руанда
В Болгарии купил книжку на болгарском языке, там в историческом разделе нарисована карта с путем миграции тюрков-булгар (которые дали название ныне существующей стране и народу и многим топонимам там же). От Волжской Булгарии вниз к Каспию, потом Черноморье, огибая его снизу и сверху и на Балканы. Это было мне интересно, так как моя фамилия имеет булгарское происхождение и, соответственно, встречается у всех народов, которые сейчас бытуют на этом миграционном пути: русские, татары, чуваши, абазины, турки (какие-то из них, если считать, что турки тоже собирательное название для народов, как для татар, алтайцев, русских и т.д.), греки и болгары.
За рассказ спасибо, в Булгаре я, так понял, в основном все новодел?
Мой отзыв: Toyota Vista 2000

г. Томск, Руанда
Те, кто пишет про Иго, учите, что со временем история переписывается. Не было никакого Ига, _по нынешней_ главенствующей концепции преподавания истории (в школе). Так же, как и феодальной раздробленности. Эти термины остались в советском времени изучения/преподавания/изложени я истории.

sergo_rus:
в Булгаре я, так понял, в основном все новодел?
процентов 70 новодел, расчистили фундаменты былых зданий.. привели в привлекательный вид для туристов.. минареты почти не новодел
На месте "Украины", "в стиле украинского барокко". Ржу в голос. Автору зачет за тонкий троллинг

река не Свияж, а Свияга, но приплыли они все-равно по Волге. Город Свияжск сделали в Угличе, разобрали перевезли на кораблях и собрали в Свияжске.

Не "Ивдель-Урал", а "Идель-Урал". Идель - это по татарски Волга, она же река.