|
В прошлом 2015 году, из-за пополнения семейства (ура!), мы летом никуда не выезжали. Но за год в июле 2014 года совершили очередную поездку на Байкал.
Ехали на Тойота Филдер (Toyota Fielder) 2002 года. Маршрут наметили такой: из Читы проехать на юг Байкала, до Байкальска, отдохнуть пару-тройку дней, затем на полюбившееся в прошлый раз место — Баргузинский залив. Выехали утром пораньше и рванули навстречу приключениям.
Остановились на каком-то перевале у обоо — культового и священного места бурят.
Наткнулись на забавного попрошайку.
Въезд в Бурятию (точнее выезд — сфотографировали на обратном пути).
От Читы до Улан-Удэ доехали часов за 8-9. Перед Улан-Удэ остановились посмотреть Омулевую сопку (или еще гора Спящий Лев).
Это скала на берегу Селенги — одно из святых мест для местных жителей.
По легенде, в скалу ударила молния, образовала два углубления в виде чаш и если бросить туда какую-то ценность, то будет тебе удача. Кстати, здесь в 70-х снимали фильм «Три солнца». А еще раньше, в начале 1920-го, вроде бы здесь красные партизаны надавали в сражении белым, после чего начали занимать Забайкалье. Мы походили, посмотрели, пофотографировали.
Двери в сказочное королевство?
Место, и правда, красивое, вид шикарный.
На сопке чисто, мусора практически нет. Для удобства сделаны ступеньки.
После Улан-Удэ по трассе Р-258 направились к Байкалу. Была надежда добраться до ночи до Байкальска, но… Между Улан-Удэ и Читой дорога не сахар, но ближе к Байкалу — это вообще что-то. Бывают нормальные куски, а бывают — держись и падай. У самого Байкала, между Танхоем и Байкальском, некоторые участки как будто из крупнокалиберной артиллерии обстреливали — натуральные воронки, одна на одной. Не ехали — крались. В общем, уже темнеть скоро, а нам пилить и пилить еще. К счастью, родственники супруги уже несколько дней отдыхали недалеко, у деревни Мантуриха. Созвонились, выяснили, как доехать и завернули к ним.
Отдохнули, поговорили. Посмотрели на закат.
Погода не позволила искупаться. Переночевали, даже не раскладывая палатку — просто в машине — и утром двинули дальше. Дорога, как говорил, не позволяла гнать. По дороге купили местной клубники — свеженькая, вкус и аромат не сравнится с магазинной. В самом Байкальске купили омуля горячего копчения, свежего. Вот это вкуснотища! Чтобы это почувствовать, надо есть его именно свежим, недавно копчённым. На что дочь не любительница копченой рыбы — уплетала только так!
Ну а тут ждал не очень приятный сюрприз — мы не смогли найти место, где встать с палаткой. Проехали дальше Байкальска и прилично.
Кстати, серпантины — обалдеть! Но либо базы (чего нам не надо было), либо съезд такой, что нужен уазик, либо платный берег. На один такой завернули, заплатили, заехали, забрали деньги и уехали — палатка к палатке — и двинули в обратном направлении.
Заезжали по пути куда могли, и такая же картина везде, тем более что подобраться к берегу на филдере было, в основном, проблематично. Появилась уже мысль, что придётся ехать опять к Мантурихе.
И тут повезло: за Танхоем, свернув на едва видимую дорогу, заехали в симпатичную бухту.
Народу было не много. По берегу шла железная дорога, но нам уже было наплевать на поезда, да и не мешали они. Быстро ставим палатку и купаться. Берег, для предотвращения размытия железки, видимо, выложен бетонными блоками в виде террасы. Они уже частично разрушены и выглядят довольно живописно, как старые развалины.
Можно представить, что это остатки древнего амфитеатра.
Дно — местами галечник, местами песок. Вода теплющая. После купания шашлыки, пиво, остатки омуля. И опять купаться.
Слова дочери: «Похоже на череп огромного инопланетянина».
Байкальская русалка выползла на фотосессию.
Все, решено — остаёмся на 2-3 дня. Была одна проблема — дрова. Леса рядом нет. На берегу огромные стволы деревьев, выброшенные волнами. Правда, они просто «дубовые» — топор отскакивает! Но ничего, кое-как нарубил. Уставшие и довольные уснули в палатке. Но… Просыпаемся утром — небольшой шторм и дождь.
Если оставаться — потерянный день. Раз так — чего терять время — едем на Баргузинский залив. Быстро собираем палатку и вещи — и в путь.
Покинув гостеприимную бухту, поехали мы не прямо по берегу Байкала, а до Улан-Удэ, а оттуда до Усть-Баргузина. По прошлой поездке знали, что там прокладывается хорошая дорога, каждый год пролегающая все дальше. Спокойно можно выжать 160-170, благо камер (тогда) не было. Местами дорогу делали, но осталось уже немного. Проехали Турку. Обустройство поселка идет полным ходом. И берега, кстати, тоже. Нормальных съездов к Байкалу — не сравнить с южным побережьем. Правда, и заборов больше появились — видимо, под базы и платный берег. И вот мы в Усть-Баргузине. За два года, что нас не было, кое-что изменилось. Первое — главное — мост. Ура! — не надо кучу времени и нервов терять с паромом! Второе — открылся супермаркет «Апельсин». И тут мы малость облезли от жадности. Мы, по старой памяти, набрали продуктов в Чите под завязку — а тут цены ниже и ассортимент очень даже нормальный! Мы уже знали, что нас ждут на берегу залива друзья — докупили спиртного, фруктов, на рынке рыбы (в этом году было ощутимо меньше) и рванули дальше.
Баргузинский залив находится на территории Забайкальского национального парка, и въезд туда требует небольшой платы. Сам въезд находится за рекой Баргузин. Дальше к берегу Байкала и вдоль него ведет проселочная дорога. Заезжая в парк, я слегка волновался. В прошлую поездку (http://travel.drom.ru/21171/), когда мы ехали на Виста Ардео (Toyota Vista Ardeo), я частенько цеплял брюхом машины — дорога была в камнях и ямах. Причем Виста была чуть повыше Фильки. К счастью, волновался зря — дорогу подравняли, подсыпали и Филипп Японович проехал нормально. Ну и вот, наконец, мы встречаем знакомых и заезжаем на берег.
Поставили палатку, и следующие дни пошел отдых!
Ой, какие там девушки!.... То есть — какие горы!
Погода, в основном, не подвела, штормов не было. Впрочем, ветерок тоже не пугал — то еще развлечение дождаться в воде, когда волна пнёт тебя и потащит к берегу. Главное, чтоб не утащила обратно :).
Отдыхали, купались, загорали.
Шашлыки, рыба, спиртное (слегка и только совершеннолетние :)).
Несколько раз сходили за сухостоем и набрали поленницу на костер.
Когда купаться надоедало, пробовали рыбачить с берега. В общем, с переменным успехом.
Ловись рыбка большая и маленькая. Лучше большая!
А иногда и со смехом. Как-то я попросил жену подержать удочку, а сам отошел…. за наживкой. Проходит минута — и отчаянный крик дочери: «Папа, иди скорее! Мама рыбу поймала!». Я, блин, несусь, мысленно представляя, куда будем девать огромную рыбину — сазана, например, или даже сига — иначе от чего же такой крик. Подхожу — на крючке болтается…, в общем, болтается сопляк с палец длиной. А на фоне стоят, гордые и довольные, жена и дочь. А на дальнем фоне — ржет все побережье залива. Знакомые, которые как раз уплыли километра на два от берега на лодке, говорили потом, что слышали этот крик просто прекрасно :). Через 10 минут после победного вопля дочери весь берег залива был усеян рыбаками, жаждущими обильного улова :).
Баргузинский залив — отличное все-таки место для отдыха.
Вода в заливе прогревается быстро. И Байкал всегда интересен.
Не только люди любуются Байкалом…
И в штиль и в шторм.
И днем и ночью.
Еще один плюс — чистота. Администрация парка убирает мусор, хотя, к сожалению, заметны попытки отдельный свинтусов оставить о себе недобрую память.
Выбрав один из дней, решил я подняться на хребет, идущий по полуострову Святой Нос, который разделяет Баргузинский и Чивыркуйский заливы.
Нередко горы на полуострове укрыты облаками.
По хребту идет так называемая «Тропа испытаний». Самый полный вариант — подняться, пройти по хребту и спуститься дальше — занимает 1-2 дня. Я, мысленно убедив себя, что два дня семья без меня не справится, выбрал более короткий вариант — подняться и спуститься. Правда, до начала Тропы — урочища Глинка — было несколько километров и, поскольку бросать машину без присмотра в лесу не хотелось, пришлось топать туда пехом. В общем, взяв бутылку с водой и полкило печенья в качестве пайка, я мужественно шагнул навстречу испытаниям. Стоило пройти мне с километр, как у меня появились попутчики — пара собак.
Дошел до урочища, благодаря указателям, и двинул по тропе.
Для особливо непонятливых — вам «туда»!
Сначала идти было очень даже неплохо. Подъем пологий, слева в небольшом ущелье шумит невидимая горная речка. Я такой — на обратном пути спущусь и посмотрю. Ага!! И не вспомнил — до палатки бы доползти. Подъем постепенно становился круче, появились каменные осыпи, а потом и просто скалы.
Я начал, так слегка, задыхаться, но продолжал храбро идти вперед. И тут обе собаки, встав, как вкопанные, и подняв уши, принялись со злостью лаять. «Все, медведь», — подумал я и прикинул, что быстро бежать назад уже не получится. Впрочем, полаяв, песики полезли дальше, и я обреченно покарабкался за ними.
Тропу видно нормально. Там где она завалена упавшими деревьями пропилены проходы. Довольно много встречалось горельника.
По мере подъёма открывались очень даже неплохие виды на Байкал и сам хребет. Появились живописные скалы и деревья.
Собаки, вопреки моим ожиданиям, лезли со мной дальше. Под конец, совсем уж на крутых участках, они лезли как роботы-пауки, широко расставив лапы. И вот, наконец, вижу крест на вершине.
Этот конец пути? Фиг вам! Конечная точка дальше, на вершине гребня креста.
Тяжело вздохнув, я начинаю готовиться к следующему броску. Поел — попил. Затем угостил верных спутников печеньем и налил им воды между камней. Посмотрел на Байкал с высоты — вид обалденный!
Подготовка закончилась — надо идти дальше. Устал, ноги болят и неохота — но надо! Отважный покоритель гор я — или кто??!!
Прикинул, что подъем занял часа 3-4, плюс часа 1,5 добирался до начала тропы. А еще пилить обратно. Но надо на вершину! Смотрю, что начинает портиться погода, усилился ветер, ползут тучи. Так и под дождик попасть можно…
И тут я замечаю, что подошва на одном кроссовке, что называется, просит каши... Ура, есть!! В смысле — как жаль, но с такой экипировкой подъем невозможен, и с чистой совестью я начал спускаться.
На обратном пути начали попадаться люди. Немного смутила одна компания у самой вершины — двое взрослых и четверо детей по 7-10 лет бодро топали вверх. Подавив легкое чувство стыда — это специально подготовленные дети или, вообще, полукиборги — я продолжал спускаться.
Здесь неудобство мне доставили собаки. Видимо, решив, раз мы вместе совершили подвиг и разделили трапезу, то мы теперь братья навек, они начали бодро бросаться и лаять на всех встречных.
Почему-то почти никто из встречных, просивших придержать собак, не верил, что это НЕ МОИ собаки.
Спуск, как всегда, оказался почему-то труднее подъёма. Но долго ли, коротко ли, мы спустились и потопали к лагерю. Ветер усилился и гонял уже серьезные волны. Собаки, видимо, мучимые жаждой, бросились к воде и принялись хватать пастью убегающие волны, отскакивая от накатывающих. Через час, добравшись до лагеря, перехватив чего-то съедобного и запив все литром вкуснейшего пива, я со стонам растянулся на надувном матрасе в палатке. Когда я встал, оказалось, что одна собака исчезла, а другая осталась. Взяв на себя охрану новых друзей, она бросалась на все проезжающие мимо машины. Та еще картина — стоит пара внедорожных «Лексусов», сигналит — а пред ними, посредине дороги, не пропуская, надрывается лаем эта псина. Впоследствии, когда мы уезжали, он из-за всех сил долго бежал за нами, пытаясь не отстать.
Ну а дальше опять отдых, после такого-то подвига!
Затем промелькнули еще несколько дней — и вот, пора в путь дорожку.
«Мы вернемся к тебе, Байкал, в следующем году!» — говорили мы, уезжая, и… не вернулись. Но на то у нас была очень уважительная причина. Причину, которая появилась через 10,5 месяцев, зовут Маргарита :).