|
Приветствую всех любителей автопутешествий и тех, кто только собирается стать автотуристом. Мой рассказ пойдет об автомобильном путешествии, пройденном моим бесстрашным экипажем в июле-августе 2008 на Toyota Opa 4WD 1.8 1ZZ-FE 2003 г.в.
Изначально планировалось идти 2-3 экипажами, но как всегда в последний момент мы остались одни и, в принципе? не сожалеем... В этом даже есть свои плюсы.
Пролог.
Изначально планировалась поездка Томск — Хакассия (невиданные мною ранее места и озера, район малой Сыи) — Тыва (Саянское кольцо + озера Торе-Холь, Чеддер и др...) — Красноярский край с заездом в город Красноярск на 3-й общедромовский слет с его интересной программой.
Но неожиданно по семейным обстоятельствам был вынужден прервать путешествие, находясь посередине Тывы, и на полной скорости возвращаться домой... После этого, решив проблемы, мы, стартовав 31 августа, двинули в славный город Новосибирск посмотреть на полное солнечное затмение (https://forums.drom.ru/70/t1151068894.html). К сожалению, собрать Томичей на нем не удалось, хотя звал еще за 2 месяца (https://forums.drom.ru/70/t1151054619.html), видать, не смогли отойти от фестиваля кырского! :)
Там и решили, что ехать в Тыву снова этим летом завершать начатое нелогично и поехали на Алтай осуществлять мою 3-летнюю мечту посетить южный берег Телецкого озера.
А теперь по порядку.
12 июля 2008 г.
Вещи пытались собрать накануне, чтобы выехать максимально рано (планировалось в 4 утра). А что? Уже светает, пока выедем за город уже совсем светло, трафика мало, домчать быстро и уже до обеда валяться на пляже Хакасского озера? Здорово?
Не получилось... выехали в 9... :)
Ну, что ж, как раз в самый час-пик. Многие мои земляки ездят в Хакассию просто на выходные с одной ночевкой. Выезжают как раз в субботу с утречка... и в отпуска... и за машинами в Красноярск. В общем, передвигались перебежками.
Поехали ранее разведанной дорогой Томск-Мариинск-Тисуль-Шарыпово-Ужур-Шира. Эта дорога километров на 150 ближе, чем традиционная через Ачинск. По картам там вообще дороги нет (в том месте, где гравийка), но гравийка более-менее сносная километров 20 всего. На Mazda Demio я ездил по этой дороге в прошлом году — не совсем комфортно, а сейчас на Опе очень даже нормально под 80-90 если, то вообще не ощущается — подвеска отлично отрабатывает. Найти дорогу легко: после Мариинска поворачиваем направо на Тисуль и едем по отличной дороге до него, за ним ищем указатель на Шарыпово, по этим указателям и едем через Кайчак — Тамбар — Кинжир — Едет — Ивановка — оз. Инголь (манящее своей красотой на лесистых холмах; как-то пытались на него заехать — не получилось, не нашли подъездов, упирались в лагеря и базы, но съезды есть!) — Шарыпово. Далее по отличной трассе Ужур — Копьево — Шира.
В прошлом году где-то под Соленоозерным видели озерцо-лужицу прямо рядом с дорогой — мы там выкладывали на склоне холма надпись «Северск» среди прочих городов. Наверху еще стоят каменные пирамидки (домики духов), сейчас же были поражены обилием машин и палаток у этой лужицы! Ужос! Насколько люди или ленивые, или просто не хотят красоты и романтики, что стоят в подобных местах! Неужели трудно доехать чуток глубже в Хакассию и созерцать не супершумный палаточно-машинный городок рядом с грязной лужей, а нормальный вид нетронутых озер, хотя спасибо им за это! Нам остается любоваться... Ладно, поглядели и поехали дальше...
Надо отдать должное Хакасским дорогостроителям — дороги в Хакассии содержаться в идеальном состоянии, лично я разгонял свои машинки по ним до отсечки: на мазде 170, на опе 180 км/час. Причем легко можно держать эту скорость крейсерской. Дорога Красноярск-Абакан вообще стрела!
Рекомендовали на форуме озеро Ошколь, что за Черным озером, типа дикое, народу мало, и вода теплая, и живописное — решили первую ночь провести на нем...
Нашли без проблем на Свертке возле поселка Шира на Коммунар поворачиваем и едем, не доезжая с. Топанов до развилки на Черное озеро (кстати, и на Сундуки по этой дороге ехать). Проезжаем с. Черное Озеро с одноименным озером и поднимаемся вверх на перевальчик, уходит гравийка, переваливаем и видим справа озеро — это Ошколь и есть.
Места найти отличные можно на другой стороне, преодолев брод или объехав по дороге, сделав небольшое кольцо, но мы не стали испытывать судьбу бродом, с наскока встали рядом с ним. Многие проезжали через брод и может быть в конце путешествия я бы тоже не остановился бы ни на секунду и проехал, а тут еще Хакас из Ужура на 12 модели Жигулей намочил и встал посреди брода — вытолкали его на ту строну и поставили сушиться.
А Вода действительно отличная! Видок тоже ничего, люди, несмотря на выходной, стоят не чаще 300 метров друг от друга, так что тишина! В общем, стоять на нем долго мы не захотели, т.к. еще перед выездом у дочери поднялась температура, и стоять на озере и не купать ее было б кощунственно с нашей, родительской стороны... И мы помчали в сторону нашего любимого Ефремкино и Малой Сыи с их карстовым районом. Вообще, этот район — Мекка для спелеологов. На небольшой площади в несколько километров расположено большое кол-во пещер, в том числе и наибольшая в Сибири «Ящик Пандоры», и такие известные как Крест, Кашкулакская (Черного Дьявола), Петуховская и др...
Здесь за с. Ефремкино мы остановились на облюбованной нами в прошлом году базе «Томичка».
Отстроенная в 2007 году и строящаяся до сих пор, база нашей землячки Марины (8-952-745-1617) радует теплотой и уютом. 250 р. с человека в сутки за место и 250 р. с человека в сутки за 3-разовое отличное питание — на мой взгляд, очень немного. На базе организуют сплавы по Белому Июсу, пещеры любой сложности, конные прогулки и пешие экскурсии.
В день размещения съездили и слазили в Археологическую пещеру. Для новичков типа 4-летней Вики — самое то! Добраться легко на машине прямо ко входу: перед деревянным указателем «Малая Сыя» направо в долинку уходит грунтовая дорога — вам по ней километра 2-3, влево через ручей будет уходить мостик и будет висеть табличка.
Однозначно рекомендую всем пройтись тропой Предков (или Шаманов). Это очень доступное и великолепное зрелище. Тропа идет по невысокому скальному хребту. Проходит вдоль и через многочисленные гроты и пещерки. Великолепный вид на долину. В общем, это надо пройти. Доступно абсолютно всем! Наша 4-летняя дочка в этом году дошла до конца тропы, в прошлом году в трехлетнем возрасте немного не дошли...
Вообще, каждая дырка по тропе предков имеет свои исторические корни — почти все пещеры и гроты носили характер ритуальных пещер для древних и не очень поселений людей. В районе малой Сыи есть древня палеолитическая стоянка. Вообще, Сыйско-Ефремкинский участок — место, куда съезжаются студенты географических специальностей и археологи.
В первом же гроте (грот Проскурякова) нашли геокешерский тайник — знали еще дома — просто так не найдешь! :) http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3085
Живя на базе Томичка, можно не только окрестности смотреть, но и выбираться на озера Ширинского района, что мы и делали. 40 км до пос Шира — а там что угодно: хотите на сундуки, хотите на Туимский провал (были в прошлом году, не стали заезжать в этом), нам лично нравится озеро Иткуль. Расположено километрах в 10 от оз. Шира через поселки Жемчужный и Колодезный — по указателю. Там находтся водозабор пос. Жемчужный — вообще, это чистейшее озеро с прозрачной бирюзовой водой и галечным дном. Есть платный и бесплатный въезд. Платный порядка 100 р. с машины — более менее оборудованный пляж, чистенько. Заезд через пос. Колодезный бесплатный (мы в прошлом году там стояли с палатками), находится сразу за пос. Шира — идет грунтовая дорога к озеру, но там ходят коровы и дно илистое...
Вернувшись на базу на след. день, отправляемся покорять Юг Хакасии и Тыву. По дороге заезжаем на соленой озеро Шунет. Вообще, рядом есть и пресное — Матарак. Купаемся и в путь.
Борец — Боград — Троицкое трасса на Абакан. Скорости у меня нехилые, поэтому масло потихоньку уходило, решил взять запас в Тыву. Из дома, естественно, забыл. А лью я покемонское оригинальное — синтетику 5W30. В придорожных магазинах такого, естественно, нет, решаем заехать в Абакан подкупить масла. В который раз выручает форум. Звоню томичу Сереге (Учкудук) с просьбой на форуме пробить адрес автомагазина, где может такое продаваться... Не проходит и 10 минут, как раздается звонок и наши хакасские друзья предлагают помощь. Нашли, залили... можно ехать! Выезжаем из Абакана по указателям на Ак-Довурак. Вообще, развязки возле Абакана не очень просты... Навигатор запутался, и вовсю старался привезти меня обратно в Абакан. Пришлось отключить ведение по маршруту.
Едем и по путеводителю, решаем, где остановиться. Читаем про заповедник Казановка и расположенный в нем юрточный комплекс «КЮГ». Решаем осмотреть реликвии Казановки и остановиться там. Без труда находим. От Аскиза поворачиваем направо на Биричкуль. Там едем до Казановки, далее по указателю на Заповедник.
Вечереет. Повезло, что застали хозяйку, нас расселили. Очень уютно. Правда, цены кусаются: 850 руб. с человека в сутки (благо доча у нас везде проходила бесплатно ввиду своего возраста). Т.е. 1 700 за Юрту + 400 за завтрак. Ладно, оно того стоило. Очень уютные Юрты с войлочными плетеными ковриками на полу. 2 мягкие кровати. В соседней юрте биотуалет и горячий душ! Нормально. Связь с внешним миром через Билайн и местный ЕТК.
С утра узнаем насчет экскурсии по Заповеднику Казановка. Нужно проехать в село Казановка и там найти в конце села, повернув по указателю на Заповедник, справа огромную юрту — там находится директор заповедника, который, собстно, и проводит экскурсию.
Встретились с директором, он сказал подъехать к часу дня для встречи с остальными экскурсантами — нам остается часик до этого — едем осматривать окрестности... Жара +36 в тени... жесть...
В назначенное время прибываем на экскурсию. Нам не повезло. К нам и еще одной семейной паре присоединяют группу студентов археологов из Кемерово. Их больше, хоть им ничего уже не надо, все равно упор по интересам и ориентация экскурсии на них. Если б не жара, лучше б перенесли. К концу экскурсии все не просто вареные, а еще и копченые. Экскурсия состояла из посещения местной святыни Ах-Тас, родовой горы и наскальных шаманских рисунков. Нормально. Чуть не померли, но нормально! :)
Далее решаем посетить Сафроновские курганы. Вообще, по карте есть прямая дорога от верхнего Аскиза прямо на Сафроново, но объехали по трассе. Итак: едем по трассе от Аскиза на Юг, проезжаем Усть-Есь и ищем поворот направо на Сафроново. Доезжаем, дорога — гравийка. Долго плутали по деревне, искали. В общем, надо спрашивать, дорогу почти не видно. Зрелище курганов — супер! Даже после Больного Салбыкского и Барсучего Лога.
Поражают 6-метровые камни, все исписанные древними рисунками. Чего там только нет... Очень интересно было бы их перевести. Но побывать там стоит. Не смотря на дикую жару, мы получили эстетическое удовлетворение от увиденного!
Все, двигаем в «Снежный Барс»! Еще за месяц забронировали домик. Как оказалось, востребованные домики очень сложно забронировать. Нашел в Интернете http://www.rodnikltd.ru/index.php. Там же координаты есть. Отличная база, дороговато конечно, но все окупается впечатлениями.
Расположена в труднодоступном горно-таежном районе на высоте около 1,5 тыс. метров, не доезжая 20 км до границы с Тывой. Домик наш был на верхней линии. Один из самых дорогих. Домики и вся мебель из кедра, внутри 2-спальная кровать, диван, столы, кресла, камин! Русская печка, в отдельной комнате биотуалет с умывальником. Возле отличной бани — душ с горячей водой. Что для таких условий — просто роскошь! Собственная мини-ГЭС обеспечивает светом круглосуточно. Очень вкусно кормят. Экскурсионное обслуживание с маршрутами любой категории сложности. В общем, кончаю хвалить, а то забанят за рекламу :)
Остановились мы здесь на 3 дня. Связи нет, только по радиосвязи с Абазой.
В один из дней сгоняли на Сотый перевал. Сотый — потому что находится на нем километровый столб с цифрой 100. Оставили там машину и не смогли удержаться от того чтобы прогуляться по хребту. Все дальше и дальше заходили, дошли до снега. Красотища! Внизу видны живописные долины, зеркала озер... Высота по навигатору 2 580 — то, докуда мы дошли. На перевале была 2 206. Рекомендую всем!
Время быстротечно. Нужно ехать дальше. Прощаемся со Снежным барсом, выдвигаемся в Тыву. Штурмуем еще раз Саянский перевал, сваливаем вниз и вот начинается Она! Встречаются Аилы, одинокие селения Тувинских скотоводов. Потихоньку снижаемся, сбрасываем высоту... Великолепные виды! Непуганый животный мир. Проезжаем пост ГАИ. Шлагбаум закрыт. Глушу, захожу. Сидят 2 тувинца, смотрят фильм по видеомагнитофону. Кашляю, типа, можно проехать, нехотя ставят на паузу, отмечают в журнале. Спрашивают откуда и куда... Туристы — проезжайте...
Связь появилась только в Ак-Довураке, где после звонка домой было принято решение срочно возвращаться. Ну что ж, обратно ехать тоже самое, что и вперед по Тувинскому кольцу. Едем вперед в Кызыл. Времени особо ни на что нет, почти не выходим, фотографируем из машины. Решаем заехать в Кызыл за Сувенирами и посмотреть на центр Азии.
Ландшафт очень интересный. Местами казалось, что едем по Луне или Марсу, то в большом каньоне, то по Монголии. Словами не передать, да и фото тоже не передаст. В Тыве очень гармонично пересекаются и существуют 3 религии: Ламаизм, Буддизм и Шаманизм. Отсюда и разнообразие архитектуры.
Доезжаем до Кызыла. Да, на столицу не катит... Неплохо отстроили театр и музей. Все выдержано в стиле. Задаемся целью приобрести сувениров и сфотаться на монументе «Центр Азии». За сувенирами традиционно в Краеведческий музей — оказалось напрасно! Нету их там... Было б время, обязательно посетили. Любим мы музеи! Но надо спешить. Интересуемся, где можно подкупить сувениров. Экскурсовод на ужасном русском называет какие-то магазины. Говорит, в центре. Примерно понял с десятого раза. Иду на улицы, местные тоже ничего вразумительного не говорят. Русские лица помогли. В Кызыле в центре есть 2 сувенирных магазина. Там и купили вырезанные из камня статуэтки драконов и драконоподобных собак. Нормально. Едем быстренько на главную достопримечательность, фотографируемся и домой...
Типичные пейзажи меняются. Они тоже типичные. Проезжаем поворот на Торе-Холь... вздыхаем... ничего, мы еще сюда вернемся и до конца исследуем эту загадочную и интересную страну.
Постепенно начинаются Саяны. Прошли пункт ГАИ, отметились. Подъезжаем к границе с Красноярским Краем — прикольная стела. Прикольные звери. Все из мрамора. У Драконовидных собак отчетливые половые признаки — парочка! :)
Спящий Саян уже спал, начало смеркаться... решаем ехать до упора. Но тяжеловато ребенку переносить такую длинную дорогу... Решаем остановиться в гостинице. Ночь. Подъезды к Абакану. И тут в который раз помогает навигатор. Спрашиваю у него все гостиницы в радиусе 50 км — выдает список, изучаем. Выбираем гостиницу «Хакассия». Нажимаю везти на точку. И забываю про указатели. В темноте ориентироваться по развязкам и по незнакомому городу тяжеловато. Только и слышно: Через 300 метров поверните налево, через 500 метров круговое движение, третий съезд... Прикольно! Вы прибыли на место назначения, и вот она гостиница Хакассия!
Дорога обратно по знакомому сценарию с обедом на озере Беле. Наконец решили его посетить. И не зря. Остались только хорошие впечатления. Чистая, теплая вода, песчано-галечное дно... Нормально! Двигаем до Мариинска знакомым маршрутом. Нас ждут колдобины за Постниково. Когда же их залатают?! На подъездах к Мариинску разразилась гроза невиданной силы. Поужинали в кафе — переждали, ехать невозможно. По трассе все либо стоят на обочине, либо едут со скоростью 10 км в час с аварийкой. Град и ветер невиданной силы. Молнии совсем рядом, и гром сотрясает машину... На этом перегоне от Мариинска до Турунтаево нет заправок. И все заправки в Мариинске не разливают — боятся грозы... Ждем... Драгоценное время. Едем обратно по трассе до работающей заправки. В общем, потеряли часа 3. Домой вернулись за полночь. Нас ждет продолжение путешествия через несколько дней.
Продолжилось путешествие с обского моря, где мы планировали посмотреть на полное солнечное затмение. Договорились с Юлей (Рыбка на дроме) из Новосибирска, что встретимся и посмотрим вместе. Ехал на обское впервые. До этого только мимо проезжал. Съездов не знал, даже не представлял, куда, собстно, ехать. Объяснили люди добрые, что есть места на городском пляже Бердска, туда можно проехать, повернув за ГАИ Бердска направо и далее снова направо на длинную улицу, которая ведет к городскому пляжу (всегда в городе подскажут). Естественно, выехали из города мы поздно и на побережье попали уже затемно... Найдя обозначенный пляж и наделав по нему кругов и чуть не забуксовав в рыхлом песке, упали на первое же подходящее место. Тут отзвонилась Рыбка и сказала, что на подъезде к нам уже. Что-то заставило нас искать другое место... Вместе начали гонять по близлежащим базам и съездам к воде. И, обломавшись в последний раз на так называемых «Камнях», в конце концов остановились в каком то детском лагере «Дельфин-2». За 350 руб. с носа нам выдали домик с тремя кроватями и бельем, ну уже хорошо...
Утром 1 августа (День затмения), проснувшись и позавтракав бутерами, кинулись искать место для лагеря. Расспрашивая местных о возможных местах, нашли-таки неплохое место, где и упали. Найти место легко — на дороге к тому же городскому пляжу, доезжаем до базы или санатория «Борвиха» и напротив нее видим уходящую асфальтированную дорогу мимо кладбища. Едем по ней до конца, игнорируя любые свертки... Начинаются дачи, крутые такие дачи с трехметровыми каменными заборами! Там асфальт и кончается, и начинается грунтовка, петляющая между деревьями... местами труднопроходимая в непогоду, но с кучей ответвлений, идущая вдоль побережья. Там уже раскинуты множества палаточных лагерей. Нашли место и расположились, я отзвонился Юле и объяснил проезд. Скоро они прибыли. Рыбка с Рыбенком и гостями из Дромовского Владивостока — сам товарищ fraggle (Алексей) с сыном! Приятно был рад встрече...
Далее мы пошли на берег. Море штормило — Девятый вал накатывался регулярно. Теперь я понял, почему Обское водохранилище называют МОРЕМ! Зрелище великолепное, и купание отменное. Доча моя была в полном восторге!
Совсем скоро началось оно! Описывать происходящее сложно — это надо видеть! Еще сложнее передать через фотографии ТО, что происходило вокруг... Зрелище действительно завораживающее! Рекомендую почитать отчет о затмении Алексея, который ради этих двух минут совершил столь долгое путешествие в Сибирь: https://www.drom.ru/info/adventures/travel/11119/
Сам лишь выложу несколько своих скромных фотографий... И мысли вслух, которые я поспешил выложить на родной форум еще во время затмения: https://forums.drom.ru/70/t1151068894.html
Повидавшись и обманным образом подсунув флаг семидесятого региона в руки Фрагглу, распрощались с гостями. Отлично переночевали и с утра двинули на Алтай.
Алтай встретил нас безоблачной погодой и жарким воздухом. Пролетев попсовые места от Маймы до Усть-Семы с его Чемалом, остановились уже в третий за историю поездок на Алтай в уютных домиках в государственном ботаническом саду близ деревни Камлак (смотрите указатели при въезде в деревню). Ну нравится нам что-то в нем, притягивает уникальный микроклимат этой маленькой долинки. Там же можно прикупить саженцы растений и сборы горных трав. Всем рекомендую пройти экскурсию по саду — занимательно! Там собраны уникальные растения со всего Алтая.
Следующей ночевкой была уже база Узункель на Улаганском плато почти на одноименном перевале. Доехать дотуда легко: от Акташа идет дорога на Усть-Улаган (районный центр Улаганского района), далее через Красные ворота по узкому ущелью на плато с красивейшими озерами на фоне белков Северо-Чуйского белка. Дорога в основном асфальт, но встречаются места с щебенкой. Не гоните!
Красота! Банька! Отличная местная кухня. Цена места — 350 р. Бар, можно взять лодку и прокатится/порыбачить на озере Узункель. В баре обязательно закажите пожарить пелядь — незабываемый вкус!
Выдвигаемся в сторону Улагана, далее Балыктуюль, вот в нем уже висит указатель на Балыкчу — нам туда! 124 км до цели! Всего! Зато каких! Переезжаем через недавно отстроенный мост (2 года назад его еще строили, и мы проезжали в брод), через километр, перевалив маленькую гриву, выезжаем на места Пазырыкских Курганов. Да, 2 года назад мы все их излазили, восхищались, а теперь после посещения в Хакассии Салбыкского и Сафроновских курганов — не впечатляет. Не останавливаемся, и с замиранием сердца проезжаем то место, до куда мы не доезжали в прошлый раз (тогда один из экипажей сел на камень картером и, учитывая общую усталость и низкий настрой покорять Кату-Ярык у всей компании, мы повернули обратно). В этот раз ничто не могло нас остановить! И, перешагнув за этот порог, едем дальше...
Дорога через лес сильно ветвится (объезжая сезонные проблемные участки), но потом все дороги сходятся. Дорога — грунтовка, пылища стоит столбом. Редко встречаем людей — понедельник. Те, кто ездил на выходные, уже уехали. Периодически обгоняем и отстаем на фотоостановках Шевиниву с новосибирскими номерами. Вообще, должен признать, что 70 процентов встречающихся нам автомобилей носили новосибирские номера! 10 процентов за местным — 04 регионом, 10 за 22 алтайским, по тройке процентов Томску и Кемерово... И остальные делят 4 процента. примерно такой расклад.
Итак, километров 30 по такой пересеченке подъемы и спуски (местами крутые), прикольные виды на долину Башкауса — где-то там внизу виднеется голубое озерцо, видим строения, говорят, там построили базу — не стали проверять двигаем дальше, у нас другая цель!
Итак: Кату-Ярык! Зрелище завораживает! Глубокий каньон, где внизу далеко течет заветный Чулышман. Каньон с почти вертикальными стенами, с которых спадают многочисленные водопады! Молча стоим и думаем каждый о своем. Догнала Шевинива, люди поинтересовались, как мы досюда проехали и что собираемся делать дальше. Сильно удивились, узнав, что мы собираемся спускаться и доехать до Телецкого... Говорят, что не собирались спускаться, а приехали просто поглазеть на перевал, но окрыленные нашими планами решаются на спуск в долину. Фотографируемся. Начинаем спуск. Очень интересно, как прокладывают эту дорогу. Решил представить себя за рулем экскаватора (а по преданию именно на нем сделал эту дорогу какой то местный), не смог... Наверное, предание — сказка! Спуск сносный — были по дороге к нему и похуже... На крутых местах довольно сильно изрыт буксовавшими машинами. Не думаю, что в дождь перевал более сложен, дорога — чистый камень, не развезет явно...
Высаживаю периодически Катю для видеосъемки, пока жду, фотографирую. Спускаемся. Все нормально. На последнем, самом длинном и крутом прогоне видим бегущего молодого человека и машущего руками. Подходит, говорит: не едьте дальше — там на буксире тащат машину, ждем, действительно... На большом джипе на веревке висит что-то небольшое переднеприводное типа Короллы. Спускаемся. На самых крутых местах ямы очень глубоки, задумываюсь, как буду не цеплять за них бампером при подъеме... Ну ведь объехал при спуске! Хоть и местами подъезжал очень близко к краю обрыва... Ерунда! Прорвемся!
Внизу очередь из машин на подъем на буксире. Не знаю... сильно страшным спуск мне не показался. Главное аккуратненько все объезжать камни и ямы, а машинка заедет. 4-везде уже опробованы на подъездах к перевалу.
Вот мы и внизу! Красота! Надо ехать дальше. Из основных препятствий к ЮБТО слышал только про начало подъема на перевал и 3 брода по пути к озеру по долине, да жуткие лужи в деревне Коо. Едем, засматриваемся... Уже ни на секунду не жалеем, что попали сюда! Дорога идет то по узкому ущелью, пробитая в склоне, а с другой стороны в пропасти течет река, то выезжает в широкие живописные долины. Описать трудно — надо видеть!
Покрытие — в основном щебень. Много ответвлений, которые идут по почве, объезжая щебень и сильно пыльные, вероятно, для того, чтобы избавится от тряски по камням, но в комфортной Опе не трясет почти, поэтому едем по основной. Три брода преодолели вообще без проблем, заливало чуть выше порогов. Вероятно, в сезон дождей было бы похуже. Лужи в Коо можно объехать, ну поизвращаться немного, но можно! Последняя населенка — Балыкча. На навигаторе показалось озеро — вдохновляет! Где-то по дороге залетел под машину каменюка — не заметил :( После нескольких глухих ударов выхожу, осматриваюсь, немного рычит глушитель — звук как от прямотока. Больше повреждений не нашел. Ну, про бампер, конечно, умолчал, тоже задний где-то подснял. Ну, это ерунда, что могло случится на этой дороге. Теперь слышу звук двигателя в салоне — ничего! Многие за этот шум еще и деньги платят!
Перед озером километрах в трех развилка, налево указатель «Причал, Баня, Домики», вечереет, правый проверять не стали — как выяснилось, зря. Едем по левому...
Перед выездом на косу — шлагбаум, собаки, и видны домики. Останавливаемся, иду смотреть, выбегает хозяйка. Говорит, что дальше не проеду 100%! Там за подъемом спуск, там огромный камень торчит на всю дорогу... Смешно. Меня уже ничем не испугать. И проезд, типа, платный — 100 р. Интересно, почему? Но меня уже это не интересовало — мы доехали! Ура! Сбылась мечта идиота! 3 года об этом мечтал...
Спрашиваю, есть ли еще базы рядом — отвечает нет. Сомневаюсь... но вечереет, и по таким дорогам ночью нет особого желания гонять. Опять настырно говорит, что дальше не проеду 100%. Говорю, что мне ваша позиция ясна! Я и не собираюсь... и чего вы так разнервничались?! Сколько стоит разместиться у вас? Покажите домики...
300 руб. с носу. За теплый домик. Электричество сломалось, питание не предусмотрено. Ничего, для света есть газовая лампа, для питания газовая горелка и все необходимое. По соседству в домиках стоят англичане. Ну все, встаем здесь. Разгружаемся. Пока Катя укладывает Викулю, бегу в сумерках к озеру — до него метров 150. Не нашел места, где не смогу 100% проехать. Да забил уже. Потрогал воду. Озеро штормило, дул ветер и собирался дождь. У причала начиналась коса мыса Кырсай — крайней точки южного берега Телецкого Озера. На ней видны стоянки — костры и палатки. Может, и завтра так постоим.
За приготовлением ужина знакомлюсь с англичанами. Их забросили из Артыбаша на катере. Специально тащились из Бирмингема сюда, спрашивал о других планах — чисто сюда ехали. Молодцы! Ночью слышим, как хозяйка поет легенду о непролазной дороге другим прибывшим и как потом размещает их в домиках.
На утро оставляем вещи в домике, садимся в машину и, рыча как спортивный кар, едем осматривать местность, в том числе и правую дорогу, на которой, оказывается, прямо на самом мысе отличная мощная турбаза с полным комплексом услуг. Называется как мыс — Кырсай. Проезжаем дальше по косе, чуть не забуксовав в песке. Видим, что есть места неплохие. Решаем ехать за вещами и разместиться либо в домиках на базе, либо на берегу. Склонились к базе. Возвращаемся за вещами, расплачиваюсь с хозяйкой, она так ревниво поинтересовалась, куда это мы ездили, я чтоб не расстраивать сказал, что в Балыкчу за продуктами. Долго рассказывала, как им тут живется... что строятся, в планах сделать столовую и персонал, и экскурсии организовывать и т.д. Пожелав удачи, трогаемся на другую базу. Размещаемся. 300 руб. с носа за домик, 50 руб. за белье.
Едем на Экскурсию на моторке по озеру. 2-часовая поездка — 3 000 руб. Ничего, оно того стоит! Поколесив по озеру, заехали на водопад 40 грехов, чтобы смыть грехи. Все мы грешны, сказал алтаец, который нас возил на лодке, а я почти святой, т.к. езжу сюда каждый день!
Остаток дня провели на пляже. Викуля рылась в песке. Мы купались, пили пиво и сжигали ветки и кору, с избытком валяющиеся на косе. Стояли на самом выдающемся в озеро крае мыса. По этой подводной косе можно было уйти метров на 300 в воду, почти не скрывая щиколотки. Забавно.
Надо отдать должное базе «Кырсай». Она имеет древнюю историю... Еще в 89 году я, будучи там с родителями, посещал ее. Правда, тогда нас забрасывали на ЮБТО на теплоходе, и мы ходили туда в баню. И вряд ли что осталось там с тех пор, но традиции и устои, думаю, остались. Там полный комплекс услуг. Экскурсии на катерах, рыбалка, прокат лошадей, пешие экскурсии и пр... Баня, бар, отличные уютные домики и демократичные цены. Знали бы, что там так все хорошо, не брали бы с собой на Кату-Ярык снаряжение, а оставили бы его на предыдущей базе. Ведь у нас собой оказалось очень много груза — кемпинговый инвентарь (палатки, столы, кресла, тенты, мангалы, газовые плиты и пр.). Это явно бы облегчило машину и прохождение препятствий, т.к. при такой загруженности клиренс у машинки упал вообще до нЕльзя... если посмотреть на фото, то видно, что самая простенькая машинка на базе CR-V.
Вообще, честно говоря, там были и росиийские девятки, и Камри, я видел и что-то типа Короллы. Много универсалов, но в основном джипы или машины повышенной проходимости. Имхо, самые популярные машины, которые я видел с той стороны Кату-Ярыка (в порядке убывания): Крузак, Субару Легаси Ланкастер, X-trail, CR-V, Нива, Уаз.
И, естественно, меня просто достали вопросами типа: А как вы сюда доехали? А как будете подниматься на перевал? А как проехали брод? Нигде не зацепили? Блин... Сначала по приколу, потом уже достало!
Проезжаешь мимо людей — тебя провожают взглядом, фотографируются на фоне моей машинки, аплодируют на препятствиях, уступают дорогу... :) Не, ну прикольно все это!
Не знаю, как другие владельцы «невысокого клиренса», я для себя избрал стратегию передвижения по таким дорогам. Если Крузаки броды и крутые подъемы пролетают с разгона, то я еду медленно, но верно, объезжая каждый камень и яму. Не поверите — нигде не зацепил. Пробил глушитель только непонятно откуда взявшимся каменюкой (ну не пропускал я его между колес, не знаю, откуда он взялся!). Имея подключаемый полный привод вполне можно ехать медленно даже на самых крутых подъемах! Не пробуксуешь, заедешь...
Решаем не уезжать из этой красоты и остаться еще на дневку на берегу Чулышмана. Нашли неплохое место почти под Кату-Ярыком. Поставили палатку. Приходили алтайцы, требовали водки, но благополучно мы от них отвязались, сославшись на то, что язвенники :).
Теплая ночь! Вообще, там климат особый. Теплый!
С утра (часиков в 12) кое-как собрались. Надо ехать покорять перевал, и дальше еще не придумали куда. Выдвигаемся. Перевал без особых впечатлений. Больше боялись, наверное. Пришлось немного подождать-пропустить встречные машины. Нигде не зацепив, аккуратненько, объезжая каждый камушек, взобрался на перевал. Признаюсь, подстраховался. Во-первых, Катерина выразила желание снимать подъем не из машины, а встав возле сложных мест, во-вторых, все самое тяжелое переложил пассажиру в ноги, облегчив и без того просевший зад автомобиля. Так что пролетел сложные места, не моргнув. Ну и ладненько...
Опять виды, опять красота, вид в долину Башкауса впечатляет. Голубые озера внизу, пропасти...
Решаем заехать для полноты ощущений на Ак-Тру. Были там в последний раз в 2000 году, когда еще активно занимался горным туризмом. Слышал, что до нижнего альплагеря (перевалки) доезжают на любых машинах, а потом забрасываются на тяжелой технике. Ну, так и поступим...
Доезжаем до Акташа, далее налево в Курай, уже за поворотом открываются отличные виды на Северо-Чуйские белки. С погодой везет. Не всегда снежные горы открыты взору из-за облаков.
Едем до Курая, там на въезде источник минеральной воды, там встречаем пару на Nissan X-trail из Новосибирска, которая тоже хочет доехать до Актру, но не знает, что это и как туда доехать. Присоединяются к нам. Чтобы попасть на перевалку, надо проехать Курай по основной, далее поселок Кызылтащ, проезжаем его и едем по дороге уходящей на юг — они все туда идут к мосту через Чую. Мост как-то странно расположен, т.к. куда бы вы не ехали, придется делать нехилый крюк. Проезжаем по мосту, едем по направлению обратно. Вообще, там все дороги идут к другой переправе через другую реку Тюте. Доезжаем до брода из 3-х рукавов. Видим на той стороне сушится Тойота Креста. Не знаю, что и где они там намочили... От помощи отказались.
Далее после брода нужно забирать влево. Направо дороги идут в урочище Ештык-Кель. Забираем налево и через пару-тройку километров дорога опять разветвляется. Решаем ехать по левой, т.к. она, судя по направлению, идет как раз на перевалку. Едем. А горы все выше, а горы все круче... Совсем скоро дорога становится просто непроходима! Огромные валуны через всю дорогу не дадут проехать машинам с любым клиренсом. Я не говорю про суперпроходимые машины. Икстрейл решается поехать спереди, скоро садится на камень и его жена, сказав мужу в сердцах кое-что, предопределила их дальнейшую дорогу — назад...
Гм... Встав на распутье, мы задумались, ну ведь есть же куча отчетов, как на обычных машинах заезжают на перевалку. Да и нас самих в 2000 году (я был там 2 раза) забрасывали на перевалку на Пазике... хм... Решаем исследовать другие дороги — другие развилки... По дороге встречаем кортеж из трех не особо проходимых машин из Новосибирска, едущий нам на встречу. Спрашиваем, не с Ак-тру ли они спускаются, получаем утвердительный ответ. Оказывается, они тоже позавчера сунулись по той же дороге налево, а нужно было проехать направо немного, и дорога там тоже идет на перевалку параллельно старой. Типа, дорогу размыло, и проложили новую. Но по новой дороге почти перед самым лагерем тоже какая-то сволочь буксовала и нарыла большие ямы, которые они забросали камнями, в общем, типа, придется попотеть, но проехать можно. И еще: в самом начале подъема, типа, лучше объехать лесом — там тоже сложный подъем...
Окрыленные новостью, выдвигаемся. В начале подъема в лесу влево отходит едва видимая дорога. Исследовав ее, убеждаюсь, что она лучше. Далее без особых происшествий пару раз выходил и просил супругу подкорректировать снаружи мои движения. Забрались без проблем. Вот она долгожданная перевалка...
Встаем на ночь. Иду узнавать, как забрасываться завтра с утра наверх. Сказали подойти утром.
На территории нижнего Альплагеря большая стоянка (100 р. с машины в сутки), есть 2 домика (100 р. с человека). И места под палатку — вроде бесплатные. Решаем остановиться в домике, чтобы с утра спокойно все вещи там закрыть и уехать наверх. С утра узнаем, что мы одни желающие заброситься наверх и поедем на газике (козле) 74 года выпуска с открытым верхом — 3 500 р. Туда/обратно.
Да, козлит он нехило! Это мягко говоря. Мне казалось, что все мои внутренние органы перемешались и стали единой массой. Как нас еще не укачало, не знаю. Но успокаивал себя и семью тем, что «лучше плохо ехать, чем хорошо идти» :) Пару раз по дороге он ломался, но быстрый ремонт решал проблемы. В конце концов к 12 дня мы таки добрались до верхнего Лагеря Ак-тру. Условившись с водителем забрать нас в 19 часов.
Взяв с собой теплые вещи, перекус, термос с чаем, стартуем наверх. Решаем повернуть в сторону ледника Большой Актру, чтобы дойти, докуда позволит нам Викуля. Тропа, родная туристкая тропа. Множество людей и горная вежливость: все встречающиеся в горах люди обязательно здороваются. Так положено! Не знаю, кем заведено, но это прекрасно. Вспоминая юношескую романтику горных путешествий, тычем пальцем направо и налево — а помнишь как поднимались на тот перевал, ну ту вершинку, по тому кулуару ползли, через эту речку вброд переходили... Кайф! Не знаю, разделяла ли наши воспоминания Вика, но шла отлично.
Дошли мы почти до голубого озера, перед самым крутым подъемом у Мощного водопада мы поняли, что если мы пойдем дальше, Викулю придется обратно тащить на себе... Ничего, подрастем, наверстаем. Итак, высота 2 680 по навигатору. Нормально для первого раза! Виды обалдеть! Ностальгия захлестнула. В общем, очень насыщенный денек получился... С видом на ледники и водопады устраиваем обед. Забыли ложку для йогурта, нахожу камень похожий — даю Викуле со словами «это древняя ложка», она с удовольствием предпочла ее обычной.
Неохота отсюда уезжать... Время подходит к концу. Спускаемся. Словно горы тоже не хотят нашего ухода — уже на подходе к верхнему лагерю Актру начинается дождь. Бежим под ливнем до домиков базы ТГУ. Пережидаем, скоро пришла машина. На обратном пути под эту дикую тряску Викуля умудрилась даже заснуть — вот устала, наверное! Нас ждет Баня и спать! Впечатлений масса!
На обратном пути созваниваемся с друзьями, которые сегодня выехали на Алтай. Решаем встретиться и провести несколько дней вместе. Но это уже внизу. Отдыхая...
Встретились на Манжероке, постояли, выпили, пообщались, перебрались на «Бирюзовую Катунь», кто не знает — искусственное озеро на левом берегу Катуни недалеко от Айского Озера. Отличная водичка, отлиная погодка (+37 в тени). Вход на пляж 150 р. с человека, проезд по мосту 100 р. + водные аттракционы. В общем, накупались, наразвлекались, ночевали на берегу Катуни в палатках. Ночью видели лесной пожар — все волновались, дойдет до нас или нет, после разведки поняли что не дойдет.
На обратном пути встречаемся в Новосибирске с Юлей (Рыбка на дроме). Обмениваемся гостинцами и едем в Новосибирский зоопарк. Как он преобразился за 2 года. Мы и тогда восхищались им. А сейчас он все растет и хорошеет! Какие вольеры новые строят! Супер в общем.
Итоги.
Масса впечатлений у всех членов путешествия!
Пройдено около 6 тыс. км.
Потрачено около 40 тыс. руб на все.
Машинка оправдала ожидания: неплохие для такого клиренса внедорожные качества, непревзойденный комфорт и небольшой расход топлива.
Обязательно поедем еще раз на ЮБТО и АКТРУ и обязательно на Юг Тывы на Торе-Холь.
Сейчас уже задумываемся, куда поедем дальше.
Есть треки GPS с отмеченными ключевыми точками.
Есть куча отчетов и путеводители по местам, которые посетили.
Есть много информации в голове.
Мои координаты:
johnykey@mail.ru
Ася: 170470420
Тел: 905-991-0909
Надеюсь, что отчет будет кому-нибудь полезен,
Жду отзывов,
Евгений Кожевников (Johnykey)