|
Маршрут: 28.04.2012 — выезд в 14:00 из г. Красноярска, ночевка в г. Саяногорск.
29.04.2012 — посещение Саяно-Шушенской ГЭС, Майна, Сизая, Черемушки, Гладенькая, катание на горных лыжах, Музей «Усть-Сос».
30.04.2012 — выезд в 9:00, посещение: музей «Улуг Хуртуях Тас», музея-заповедника под открытым небом «Казановка», озеро Ханкуль, г. Абакан размещение в гостинице, ночевка.
01.05.2012 — выезд в 9:00, посещение: курган Барсучий Лог, Долине царей, Салбыкский курган, возвращение в г. Красноярск.
По деньгам примерно 4 000-5 000 руб. с человека, это на бензин, размещение, питание, экскурсии.
Цель поездки: посещение исторических и археологических достопримечательностей Хакасии.
Машина: Honda Fit, экипаж — два человека.
В путешествии ориентировались только по карте, спрашивали местное население (очень помогало).
Начало путешествия 28.04.2012
Выехали, как и планировали, в 14:00 из Красноярска и не спеша поехали в Саяногорск, при этом своевременно заправились, в Хакасии цена за литр бензина оказалась на полтора рубля больше. К 21 часу мы приехали в Саяногорск, поселились в снятую посуточно двухкомнатную квартиру по стоимости 1 200 руб./сутки.
Второй день путешествия 29.04.2012
Выехали из Саяногорска в 9 утра. Планировали сразу ехать на Гладенькую, но поворот на гору мы проехали, указатели в Хакасии очень хитрые, их не видно. По дороге остановились у второго по счету форелевого хозяйства и не зря, отсюда открывается потрясающий вид на Борус.
Один из интереснейших горных хребтов Западного Саяна, хребет Борус, расположен с 10 км от створа Саяно-Шушенской ГЭС и поселка Черемушки, который административно составляет отнесенную в горы и верховья реки Енисей, часть города Саяногорска.
Сам хребет четко очерчен, имеет несколько вершин: Малый и Большой Борус, пик Кошурникова и пик Дураков. Высшая точка хребта, вершина Большого Боруса, составляет 2 318 метров над уровнем моря.
Поняли свой промах уже в пос. Черемушки, а так как в планах у нас было посещение Саяно-Шушенской ГЭС, поехали туда. Нам повезло, на смотровой площадке, где памятник Первостроителям, не было никого, и мы нафотографировались вволю.
Очень хотелось посмотреть на плотину ночью в огнях подсветок и прожекторов, но так и не получилась, оставили до следующего раза.
От Саяно-Шушенской ГЭС поехали на Гладенькую, местные жители нам объяснили, как туда проехать. По дороге решили посетить храм в д. Сизой.
Выехав из д. Сизая по плотине Майнской ГЭС, на перекрестке никуда не сворачивая, поехали по дороге, идущей вдоль кладбища на гору Гладенькая.
Как оказалось позже, на гору Гладенькая можно доехать двумя дорогами. Эти дороги расходятся в противоположные стороны от гостиничного комплекса «Жарки».
Одна та, что идет направо, заканчивается у подножья горы, мы по ней и поехали. Здесь находится кафе, прокат лыж, касса на первый подъемник, который поднимает до середины горы, где пологий склон. Снег на трассе растаял, и она была практически непригодной для катания. Правда, некоторые горнолыжники спускались к своим машинам по этой трассе, им местами приходилось идти пешком.
Вторая дорога, которая налево, идет через карьер, где нужно заплатить 100 руб. дяденьке, чтобы поднял шлагбаум, и заканчивается на середине горы непосредственно около домиков приюта «Горный» и подъемников.
Нам очень повезло с погодой, было относительно тепло и солнечно, трасса с вершины до середины горы просто идеальная для катания. Покататься, правда, не получилось, были сильно ограничены во времени, очень хотелось доехать до музея «Усть-Сос». Ребята — горнолыжники, представившиеся «местными аборигенами», катались в панамках и с голым торсом, мы обзавидовались.
Ближе к 14 часам спустились с Гладенькой. По трассе Майна—Саяногорск нам не встретилось ни одной закусочной, поэтому, пообедав на площадке автозаправки, мы направились до с. Бея. Такой ориентир нам указал местный житель, которого мы спросили, как нам добраться до музея «Усть-Сос». Он был крайне удивлен тому, что две девушки путешествуют в столь труднодоступные места.
Итак, нам предстоит проехать от Саяногорска до сворота на с. Бея около 20 км, далее до самого с. Бея около 32 км, до с. Бондарево по хорошему асфальту еще 20 км, и по очень плохой гравийки 25 км до Усть-Есть и еще 2 км гравийки до аала Усть-Сос, где и находится музей под открытым небом.
Главная ценность музея — сын Каменной женщины-Хуртуях тас Палазы
Согласно легенде, его мать Хуртуях тас, которая находится в Аскизском районе, обронила его в этих местах, когда убегала от татаро-монголов. Легенда гласит, что, поскольку она была очень грузная, то оставила углубление в земле, которое идет до ближайшей горы. Углубление называют Дорогой любви, Дорогой матери. Много веков назад люди захоронили сына, спрятав в могильник, и в 2002 году, после наводнения, его нашел местный житель. Каменное изваяние лежало на берегу реки. Вскоре находку установили на одном из могильников. В этом году шаманы указали место, на котором должен стоять Хуртуях тас Палазы. Был организован его перенос. Несколько месяцев назад специалисты отдела по туризму Бейского района начали активную работу по музеефикации уникального памятника древности. Теперь сын Каменной женщины — одна из главных достопримечательностей не только Бейского района, но и Хакасии.
Территория, где находится Хуртуях тас Палазы, ограждена плетнем двух видов — горизонтальным и вертикальным. У ворот в музей стоят скульптуры, вырезанные из дерева, похожие на древних воинов. Одна с солярным знаком, вторая с кинжалом, третьей автор скульптуры вручил кувшин с вином. Неподалеку от деревянных изваяний — два вида коновязи.
На территории комплекса, растет огромный тополь. Оказывается, он тоже является своего рода музейным экспонатом. Это древний тополь. Одна его половина живая, а другая «мертвая».
Когда мы добрались до музея, а это было чуть больше 16 часов, директор музея уже уехал и на территории был только сторож. Сторож оказался весьма приветливым и позволил нам походить по территории музея и посмотреть местную достопримечательность — мингер, и немного рассказал о музее. Когда мы уже собрались уезжать, пригласил приехать летом дня на два-три со своей палаткой и посетить все предлагаемые музеем экскурсии. Мы обещали подумать. Путешествием, мы остались вполне довольны, посмотрели кучу интересного и узнали много нового. Машина, на удивление, без капризов проехала весьма сложный маршрут.
Около 19 часов мы выехали обратно в Саяногорск, где планировали остаться еще на одну ночь.
Третий день путешествия 30.04.2012
Выехали из Саяногорска в 9 утра и направились через знакомое уже нам с. Бея в сторону Аскиза. Не доезжая до Аскиза 15 км, в районе аала Анхаков, а точнее 1 км в сторону Ак-Довурака, находится историко-культурный комплекс «Улуг-Хуртуях-Тас».
Знаменитый историко-культурный комплекс Музей "Улуг-Хуртуях-Тас" находится в центре 35-километрового Аскизского могильника, в Аскизском районе Республики Хакасия.
Хуртуйах Тас — это трехметровая каменная стела, которая была вкопана в землю около 6 тысяч лет назад на месте геологического разлома, где отмечено мощное излучение особой энергии. Исследователи так и не смогли разгадать тайну этого загадочного явления.
На сегодняшний день стела Хуртуйах-Тас является местом паломничества и считается одним из самых почитаемых каменных изваяний. В переводе стела Улуг-Хуртуях-Тас — это «большая каменная старуха», с грубо выбитым лицом, выпуклым животом и грудями. Этого идола в женском обличии бездетные женщины молят о появлении детей.
С незапамятных времен обитатели степей с поклоном подходили к «каменной старухе» и молили исцелить от бесплодия. Женщины, отправляющиеся на поклон к Хакасской Божьей матери, уверены, что она им поможет. По преданию, изваяние обладает особой исцеляющей силой для бесплодных женщин, а по свидетельству очевидцев, обращения к чудесной реликвии приносили порой гораздо больше пользы, чем лечение у специалистов. Эта безличная сила была женской по природе (культ Матери) и являлась источником и творцом всего сущего. От усердного многолетнего намазывания ее лика молоком или сметаной (по древнему преданию, таким образом можно задобрить духа, поблагодарить) она почернела. Все попытки отмыть ее были тщетны. Говорят, что «старуха» стоит и не слышит ничего, что происходит рядом, однако, как только женщина совершает вокруг нее три круга, изваяние «оживает». Наука феномену «каменной старухи» объяснения пока не нашла, специалисты относят создание Хуртуях-Тас ко времени возникновения шаманской космологии, которая предполагала конечное единство всего сущего в некой единой силе.
Для сохранения уникальной стелы от воздействия окружающей среды над стелой была построена стеклянная юрта. Теперь это — историко-культурный музей "»Улуг-Хуртуях- Тас». Вокруг изваяния разбит зелёный газон. Пол в юрте выложен красивой современной керамической плиткой. Вдоль стен юрты, установлены радиаторы электрического отопления для поддержания постоянной температуры. Всемирная организация ЮНЕСКО, причислившее хакасский менгир Хуртуях- Тас к мировому культурному наследию, оценила его в 1,5 миллиона долларов.
Нам снова повезло, поскольку мы приехали рано, около 10 часов и успели съездить в соседний аал и купить молока, экскурсовод проделала с нашим участием ритуал поклонения духам и самой матери-матерей (Улуг-Хуртуях-Тас).
Дальше мы направились в музей-заповедник «Казановка». Поехали в строну Абакана, доехав до с. Аскиз свернули на лево и дальше до села Казановка около 30 км. В Казановке нас уже ждала директор музея Виктория Кимовна, прекрасный человек, интересный экскурсовод, знаток истории, культурных традиций, обрядов, телефон, по которому можно с ней связаться: 8-923-594-10-87.
Первое, что мы посетили в этом музее-заповеднике, — писаница Хызын-Хыр.
Изображения братьев горного духа хара кизилер (черных людей) можно увидеть в виде петроглифов на горе Хазын Хыр. На горе высечены изображения человеческих фигур с птичьими ногами. По преданиям, братья горного духа хара кизилер имеют довольно непредсказуемый характер. В зависимости от настроения, они могут и навредить, и помочь.
По поверьям, являются хара кизилер людям чаще всего на закате, с западной стороны. Столкнуться с ними можно на охоте в тайге. Если человек им понравится, то «черные люди» и зверя под выстрел выгонят, и тропу заблудившемуся подскажут. Если нет — погубят.
В настоящее время есть немало людей, которые в действительности наблюдали горных духов. Рассказывают, что, как правило, это мужчины и женщины очень высокого роста, восседающие на украшенных конных повозках. Показавшиеся людям горные духи обычно красивы и очень нарядны, однако встреча с ними предвещает либо будущее испытание, либо изменения в судьбе.
Места эти очень красивые и притягивают своей энергетикой. Находятся они в ущельях гор Читыхыс-Абаканского хребта, где большой комплекс разнообразных археологических памятников эпохи бронзы, железа (курганы, менгиры, мегалиты, изваяния, наскальные рисунки).
Здесь большинство гор имеют свое название и свою легенду. Вот, например, эта гора называется Груди, причем все названия связаны с материнством или просто с женским началом. Следующая достопримечательность — скала Иней-тас (Каменная старуха). Мы с остатками молока совершили и здесь обряд поклонения духам.
Иней-тас с древних времен покровительствовала скотоводству и вплоть до 50-х годов прошлого века «помогала» людям. У Иней-тас совершались таг таиг — обряды жертвоприношений горному духу, покровителю рода и просили помощи в разных делах. У самого подножья Иней-тас была расчищена и посыпана речным песком площадка, на которой установлены 14 скульптур домашних животных. Быки, лошади, овцы были изготовлены из речной гальки и красного песчаника. Из этой коллекции сохранилось всего три фигурки. А сама Иней тас в самом начале 60-х годов прошлого века была взорвана.
Во время войны и в послевоенные годы к Иней тас вновь стали приходить люди и проводить здесь обряды. Тогдашние идеологи не придумали ничего лучше, кроме как уничтожить культовый памятник. Удивительный храм под открытым небом был разрушен. Говорят, после этого скот в Хакасии стал хуже плодиться. Еще говорят, что никто из участников этого святотатства не закончил свою жизнь благополучно. А Иней-тас и после «смерти» пользуется особым почитанием.
Теперь гора, где стоял камень, называется Иней-паары (подножие Иней). Здесь вновь проводятся обряды, проезжающие непременно делают «сек-сек», на ветви берез, роща которых ожерельем обступила место, где прежде стояла Каменная старуха, повязываются чалама. Побывавшие здесь в полной мере могут ощутить красоту и силу этого необычного места, где бабушка Иней, даже потеряв прежний облик, вновь помогает своему народу.
И самая главная достопримечательность музея — стела Ах Тас.
Камень Ах-Тас (Белый камень) — это двухметровая стела из белого гранита. Ученые установили, что двухметровая стела была поставлена около 4 тыс. лет назад, и что расположена она в зоне геомагнитной аномалии. Возможно, поэтому с древних времен Ах-Тас известен как священный камень, обладающий целебной, магической силой.
Камень установлен точно на вершине равнобедренного треугольника, два других угла которого упираются в родовые скалы — Дедушку и Бабушку. Согласно поверью, среди основателей пришедшего сюда рода начался спор по поводу места стойбища. В пылу спора Бабушка так ударила Дедушку, что он перелетел через реку Аскиз и окаменел на месте. Тогда Бабушка тоже окаменела от горя и одиночества. Потомки поставили Ах-Тас так, чтобы «уравновесить» предков, а сами стали жить рядом.
Стела находится в долине «Счастья».
Из села Казановка мы направляемся в город Абакан.
Четвертый день путешествия 01.05.2012
Выехали из Абакана в 9:00 в сторону Красноярска, лил сильный дождь и задувал Хакас. По плану: посещение кургана Барсучий Лог, Долины царей, Салбыкского кургана. Доехав до Пригорска, свернули налево, в сторону Сорска, проехали 10 км до дорожного указателя на Барсучий лог. Ехать туда побоялись, дорога после дождя нас не особо привлекала.
Курган «Барсучий Лог» является вторым по монументальности и размерам курганом, раскопанным в Хакасии.
Он датируется I-II в века до н.э. Курган имеет сложную конструкцию в виде большой каменной ограды с высокими вертикальными стелами и внутренним каменным сооружением. В его склепе-гробницы похоронено не менее 5 человек, представителей тагарской элиты.
Впервые описанный путешественником Миллером в 1739 году, он с тех пор привлекает внимание ученых серьезными геомагнитными аномалиями. Неслучайно люди думают, что здесь проходит дорога духов, через которую души усопших ведутся в верхний мир.
Мы направились дальше, в сторону Сорка, и только проехав указатель «38 км трассы» увидели с левой стороны полевую дорогу, по которой и доехали до музея «Салбыкский курган». По пути нам встретились могильники с огромными холмами, подобных на территории Хакасии мы не встречали.
Причем такой величины могильники находятся на всей территории Долины царей.
Но, безусловно, своей величиной, размером территории и высотой камней нас покорил Салбыкский курган.
Большой Салбыкский курган состоит из 23 камней, высотой в несколько человеческих ростов, расставленных по периметру прямоугольника и соединенных ровно проложенными перекладинами. Возраст кургана не менее 3 тысяч лет. Место обладает большой энергетической силой. Все камни Большого Салбыкского кургана имеют свое название, свое предназначение и свою силу.
1. Камень рождения жизни.
2. Kамень преподношения даров во имя сохранения рода, племени. Синхронен с полуденным солнцем.
3. Камень Любви.
4. Камень сна. Охраняет вход в царство мёртвых. Позже — камень сновидений.
5. Изначально камень молитвы Солнцу. Позже камень жертвоприношений. Камень смерти.
6. Камень — туннель, препроводящий души усопших в небесные слои для обучения жизнесозерцанию.
7. Камень восприятия. Kамень связи с другими мирами. Также, камень — хранитель времени.
8. Камень задумчивости, камень предвидения. Kамень общения с усопшими.
9. Камень погружения в неизвестность. Kамень — чёрная дыра. Молитвенный камень.
10. Камень встреч, камень венчаний, камень — синхронизатор полярности (не путать с камнем Любви).
11. Камень приобретения мудрости
12. Камень со структурой алмазной скрижали внутри, целостной и сохраненный как живой набор качеств.
13. Камень мыслесозерцания, духосозерцания, чувственного созерцания; совмещает в себе три вышеуказанные. Также в камне находится сохранённая информация о структуре изумрудной скрижали как полноценно воспроизведённая энергосистема.
14. Камень замысла, камень осмысления, камень осознания. Позже камень потери и приобретения равновесия.
15. Камень благодарения. Камень жизнепорождения.
16. Камень, взобравшись на вершину которого люди получали благословение неба.
Камень обращения к Богу
17-18. --- 19-20. < Врата Жизни,>
21. Камень повторения цикла Жизни, камень повторения цикла смерти. Камень слышания. Также камень чувствования. Также камень доброй, удачной дороги. Камень охраняющий путников.
22. Камень потерянности и одновременно камень наполненности. Камень опустошенности и одновременно камень нахождения выхода. Камень искания оптимального пути.
23. Камень завершения жизненного пути.
1-23. Врата, через которые проходили идущие на ритуал посвящения.
12-13. Врата, через которые входили посвящённые и «жрецы» хакасского народа.
Примечания: «жрецы» и «посвящённые» — термины приблизительные, так как в древней Хакасии не было системы «избранных».
17-19. Врата Жизни — Звёздные Врата для души, направляющейся из существования духовного в существование физическое.
18-20. Врата Смерти, они предназначены для души, уходящей из тела, направляющейся в мир духовный.
На входе в курган расположены менгиры "Большие ворота", символизирующие мужское и женское начало, а проход между ними называется «Врата жизни». Гости кургана удивляются тому, что камни разные на ощупь. Например, Камень приобретения мудрости — теплый и бархатный, Камень предвидения — то теплый, то холодный, Камень обращения к Богу — вибрирующий, а Камень рождения жизни — прохладный. А еще здесь есть Камни задумчивости, встреч, благодарения и завершения жизненного пути. Принято считать, что Салбыкский курган — синтезатор всех видов энергии, потому туристы покидают место экскурсии умиротворенными и спокойными, приобретя здесь желанное душевное равновесие. По монументальности своей конструкции Большой Салбыкский курган может быть поставлен в один ряд со знаменитым Стоунхенджем в Англии, а по объему затраченного труда, возможно, значительно его превосходит.
Мы уже стали опытными в вопросах задабривания духов и, прежде чем войти на захоронение, насыпали монет перед входом и попросили у духов разрешения войти. Но заходили мы не через существующие ворота, как нам сказали, что в эти ворота входить нельзя, а направились по часовой стрелке и увидели тропинку, спускающуюся внутрь захоронения, через нее и вошли. Начитавшись заранее о значении каждого камня, его названии и держа в руках схему расположения камней, пошли по часовой стрелке. В схеме есть описания о том, какие камни на ощупь, но мы прикасались не ко всем камням, выбирали понравившиеся по названию. Выходили мы в том же месте, откуда и зашли.
Еще мы хотели посмотреть менгиры Салбыкские ворота, это своего рода ворота в Долину царей. Как туда доехать, мы поинтересовались у сторожа музея, он нам сначала показал эти камни в бинокль, а потом показал и дорогу. По полевой дороге, идущей практически вдоль трассы, мы и доехало прямо до менгиров. Выехали на трассу Пригорск—Сорск в районе 33 км.
Уже не успевая по времени заехать на обратном пути в Барсучий лог, поехали в Красноярск. На этом наша поездка на майские праздники закончилась. Уезжали из Хакасии с кучей позитива, заряженные энергией веков.
Будем рады, если наше путешествие поможет вам классно отдохнуть.